Творчество и жизненный путь М.А.Шолохова. Творческий путь писателя (Михаил Александрович Шолохов). Интересные факты из жизни

М.А. Шолохов родился 24 мая 1905 года на хуторе Кружилин станицы Вёшенской Донецкого округа Области Войска Донского. Отец писателя, Александр Михайлович, неоднократно менял профессии: сеял хлеб, был скупщиком скота, служил приказчиком, управляющим паровой мельницы. Мать, Анастасия Даниловна, служила горничной. Чтобы дать сыну первоначальное образование, отец нанимает домашнего учителя, а в 1912 году отдает сына в Каргинское мужское приходское училище. В 1914 году отец везёт сына в Москву, где Шолохов продолжает обучение в гимназии. В дальнейшем обучение было прервано революционными событиями и событиями гражданской войны. Шолохов был вынужден прервать образование, закончив только четыре класса.

С 1919 года до конца Гражданской войны Шолохов жил на Дону, оказался в центре драматических событий, связанных с Верхне-Донским восстанием.

С 1920 года, когда на Дону окончательно установилась советская власть, Михаил Шолохов, несмотря на юные годы (было ему тогда 15 лет), работал учителем по ликвидации безграмотности, служащим в станичном революционном комитете, счетоводом, канцелярским работником, журналистом.

В мае 1922 года, после окончания краткосрочных курсов, писатель был направлен в станицу Букановскую в качестве налогового инспектора. Осенью того же года Шолохов приехал в Москву, чтобы поступить на рабочий факультет, куда он мог быть принят и с четырьмя классами образования. Однако у него не было рабочего стажа, необходимого для поступления, и Шолохов был вынужден искать работу. Пришлось работать грузчиком на вокзале, мостить булыжником мостовые. Только через год он получил направление на должность счетовода в жилищное управление. Все это время он активно занимался самообразованием, начал посещать литературную студию, а в 1923 году состоялся литературный дебют Шолохова – был опубликован его фельетон. В 1925 году был опубликован сборник «Донские рассказы», а в 1926 году – «Лазоревая степь».

В 1926 году Шолохов с семьей перебрался в станицу Вёшенскую, где погрузился в работу над романом «Тихий Дон», а также позднее работал над романом «Поднятая целина».

В июле 1941 года полковой комиссар запаса Шолохов был призван в армию и направлен на фронт. Работал специальным корреспондентом газета «Правда» и «Красная звезда», участвовал в боях под Смоленском и Ростовом. В январе 1942 года Шолохов получил серьезную контузию. Деятельность писателя в грозные военные годы была оценена советским правительством: в сентябре 1945 года писатель был награжден орденом Отечественной войны I степени.

В новогодние дни - 31 декабря 1956 и 1 января 1957 года - в «Правде» был опубликован рассказ «Судьба человека», в котором главным героем стал прошедший плен советский солдат. И хотя Шолохов не осмелился сказать о том, что ждало военнопленных на родине в дни войны, сам выбор героя стал актом гражданского мужества.

Рассказ начинается с картины первой послевоенной весны, весеннего бездорожья. «В эту недобрую пору бездорожья мне пришлось ехать в станицу Букановскую… Колёса по самую ступицу проваливались в отсыревший, перемешанный со снегом и льдом песок… Под сапогами хлюпал размокший снег, идти было тяжело, но по обочинам дороги все еще держался хрустально поблескивавший на солнце ледок, и там пробираться было еще труднее».

Настроение пейзажа создают слова трудный, тяжелый, бездорожье . Уже на первой странице рассказа возникает образ трудной дороги, который готовит читателя к изображению тяжелого жизненного пути Андрея Соколова.

Рассказ имеет кольцевую композицию: он начинается со встречи автора со случайными попутчиками - Андреем Соколовым и Ванюшкой – и завершается расставанием с этими людьми, ставшими автору близкими и дорогими. В центральной части повествование ведется от имени главного героя. Рассказ Андрея Соколова условно можно разделить на три части: довоенная жизнь, война, первые послевоенные месяцы. Довоенная жизнь кажется небогата событиями: Гражданская война, голодная юность, работа в плотницкой артели, а потом на заводе и шофером, женитьба, дети. Но именно в этой вполне устроенной жизни герой видит простое человеческое счастье. Рассказывая о войне, Шолохов раскрывает самые трагические ее стороны: ранение, плен, концлагерь, гибель семьи, уничтожение дома, потеря сына в День Победы. Своеобразие шолоховского подхода к изображению войны ещё и в том, что мы практически не видим героя в обстановке боя, с оружием в руках. Не силу оружия, не сверхчеловеческие способности противопоставляет писатель чудовищной машине фашизма, а умение в любых условиях оставаться самим собой, не изменить своему долгу. Это умение Соколова мы видим и в сцене убийства предателя, и в сцене разговора с комендантом лагеря Мюллером. Мюллеру необходимо унизить противника, поставить его на колени, однако уже первый ответ Соколова на предложение коменданта обнаруживает в герое чувство собственного достоинства: отказываясь пить за победу немцев, он вступает в открытое противоборство с противником, способным в любой момент его уничтожить. Диалог с Мюллером – это психологический поединок, из которого Соколов выходит победителем, что вынужден признать и сам Мюллер. Победа советских войск на Волге и победа Соколова - события одного порядка, так как победа над фашизмом – это, прежде всего, победа нравственная. Так обычный человек становится у Шолохова воплощением народного характера.

Самым страшным испытанием для Соколова стала потеря близких. Дважды прерывает Соколов свой рассказ, и оба раза – когда вспоминает о погибшей жене и детях. Именно в этих местах Шолохов дает выразительные портретные детали: «Искоса взглянул я на рассказчика, но ни единой слезинки не увидел в его словно бы мертвых, потухших глазах». Сердце героя «окаменело от горя» настолько, что даже плакать он не способен, хотя слезы, может быть, и принесли бы ему облегчение. Как великая трагедия изображена война в рассказе, потому что она порождает всеобщее сиротство, разрушает все, что с таким трудом создано человеком.

Нельзя спасти мир от разрушения в одиночку, но, по мысли Шолохова, человек способен противостоять разрушению собственной личности. Потерявший своих близких, герой рассказа не может остаться равнодушным к чужому одиночеству. Не может пройти мимо сироты Ванюшки, возвращает радость жизни мальчишке, а потом и самому себе. Война, отнявшая у героя, казалось бы, всё, не смогла отнять у него самого главного – человечности.

Название рассказа «Судьба человека» свидетельствует, с одной стороны, о внимании автора к отдельной человеческой личности, а с другой стороны, Шолохов не конкретизирует понятие «человек», и таким образом подчеркивает, что судьба Андрея Соколова – это судьба всего народа, прошедшего жесточайшие испытания в годы самой кровопролитной войны 20 века и сохранившего самые высокие гуманистические ценности.

В 1959 году режиссер Сергей Бондарчук снял фильм «Судьба человека», получивший главный приз Московского международного кинофестиваля и Ленинскую премию. Фильм совершил триумфальное шествие по экранам многих стран мира.

В 1965 году к Шолохову пришло официальное международное признание: за роман «Тихий Дон» ему была присуждена Нобелевская премия.

М. Шолохов: личность и творческая судьба

Биография М. Шолохова окружена многочисленными легендами, слухами, сплетнями. С тех пор, как он вошел в литературу, не утихает интерес к личности писателя, к творческой истории его произведений, к их героям. О Шолохове написаны десятки монографий, тысячи статей во всем мире. При жизни писатель был обласкан всеми властителями советского времени – Сталиным, Хрущевым, Брежневым. Он стал лауреатом трех премий – Ленинской, Сталинской, Нобелевской, дважды был награжден звездой Героя социалистического труда. В постперестроечные годы, в настоящее время интерес к личности Шолохова и его наследию расходится по двум руслам. Одни исследователи стремятся доказать, что Шолохов – гений, а его «Тихий Дон» – бессмертное, гениальное творение, по своему художественному величию занимающее место в одном ряду с «Илиадой», «Дон Кихотом», «Гамлетом», «Фаустом», «Борисом Годуновым», «Братьями Карамазовыми», «Войной и миром». Другие, напротив, утверждают, что Шолохов – «ничтожно малая величина», конформист, прислуживающий режиму, а в конце своего пути – распавшаяся, творчески бесплодная личность. Исследователи, занимающие негативную позицию по отношению к писателю, считают, что платой за службу режиму, за компромиссы с властью, Шолохову со стороны этой власти были слава, почет, материальное благополучие. Но сам Шолохов расплатился за измену своей совести высокой мерой – «творческим бесплодием в расцвете своих сил».

Личность Шолохова, многое из его биографии останется загадкой. Сам он о себе рассказывать не любил, оставив одну единственную подробную автобиографию от 10 марта 1934 года. В самом ее начале писатель сообщил, что родился в 1905 году в семье служащего торгового предприятия, в одном из хуторов станицы Вешенской, бывшей Донской области. Среда, в которой вырос Шолохов, была «промежуточной». Это были не крестьяне, и не рабочие, и не казачество. Отец писателя «работал по найму», был постоянным служащим у купцов. Несмотря на немалые усилия, он так и не смог выбиться в купцы, хотя его отец происходил из купцов. Мать Шолохова была дочерью крепостного крестьянина, с 12 лет пошла в услужение к одной старой вдове-помещице. Шолохов был их незаконнорожденным сыном. В казачьей среде такого «нагульного», появившегося на свет вне брака ребенка называли «нахаленком». Только через восемь с лишним лет после рождения Шолохова его родители узаконили отношения. Об этом свидетельствует запись в метрической церковной книге Каргинского хутора, где провел детство Миша Шолохов. Казаки называли семью Шолоховых «иногородними».

В юности Шолохов был свидетелем трагических событий Гражданской войны на Дону. Все эти события отложились в памяти будущего писателя и преображенные его талантом вошли в дальнейшем в его роман «Тихий Дон», «Донские рассказы». Михаил рано повзрослел и обрел самостоятельность. С 1920 по 22-й гг. он перепробовал множество специальностей – от учителя начальной школы, журналиста до продработника. Как записал сам Шолохов в автобиографии от 1931 года, «с 1920 года служил и мыкался по Донской земле. Долго был продработником. Гонялся за бандами, властвовавшими на Дону до 1922 года, а банды гонялись за нами. Приходилось бывать в разных переплетах…». Этот период шолоховской биографии оброс всевозможными легендами. Рассказывают, что Шолохов не раз подвергался смертельной опасности. Однажды он был схвачен махновцами, но атаман пожалел его по малолетству, отпустив на свободу.

Осенью 1922 года Шолохов уезжает в Москву. Первое время работает чернорабочим, затем служащим, терпит многие лишения. Уже с 1923 года он находит связь с литературными кругами столицы, начинает посещать литературные вечера и семинары группы «Молодая гвардия». В это же время появляются первые шолоховские фельетоны и первый рассказ – «Родинка». В 1924 году Шолохов уехал из Москвы и поселился в своей родной станице Вешенскаой, где и прожил почти постоянно до конца своих дней.

В 1925-26 гг. в Москве вышли сборники «Донские рассказы» и «Лазоревая степь», получившие высокую оценку в советской критике. Особым почитателем таланта молодого литератора стал писатель А. Серафимович.

С 1926 по 1940-й гг. Шолохов работал над эпическим повествованием «Тихий Дон». В 1932 им был закончена первая часть романа «Поднятая целина», посвященного событиям коллективизации. Творческая история этого произведения до сих пор вызывает споры. Первоначально роман назывался «С потом и кровью». Однако вскоре это название было заменено более злободневным – «Поднятая целина». Сталин указывал о важности освоения целины. Большинство современных литературоведов считают, что книга была написана по спецзаказу. В ней утверждается не народная правда, а классовая, партийная идея. Шолохов талантливо, что проявилось, прежде всего, в умении передать народную речь, показал, что крестьяне якобы приняли колхозы как самый верный путь для осуществления своих надежд на новую жизнь. Тогда произведения, заставлявшие усомниться в верности идее коллективизации, бесспорно, не издавались. Часть литературоведов, напротив, проводят мысль о том, что «Поднятая целина» Шолохова истолковывается слишком тенденциозно, вследствие чего не замеченным остается глубинный психологический подтекст, сцены изображения трагизма крестьянства, его сопротивления насильственной коллективизации. Данная точка зрения подкрепляется фактами из шолоховской биографии. В годы коллективизации Шолохов много ездил по хуторам и станицам, встречался с крестьянами. Писатель знал об их лишениях, был свидетелем преступной бесхозяйственности партийных работников. Обо всем увиденном Шолохов не боялся говорить открыто, выступал с обличительными статьями в периодике. О всевозможных перегибах в организации колхозов он писал даже лично Сталину. В родном краю писатель заслуженно удостоился славы народного заступника, простые люди шли к нему со своими просьбами и жалобами. Существуют версии, что в 1937 году Шолохов находился на шаг от насильственной смерти, и только по счастливому стечению обстоятельств смог избегнуть ареста.

В годы Великой Отечественной войны Шолохов, как и многие советские писатели, служил военным корреспондентом. В этот период им был написан ряд публицистических рассказов и статей. Один из самых известных – «Наука ненависти». С 1943 года была начата публикация романа «Они сражались за Родину», который так и остался незавершенным. В 50-е гг. Шолохов написал рассказ «Судьба человека». В 1960 году завершил работу над второй книгой романа «Поднятая целина». В 1965 году писатель был удостоен Нобелевской премии. На церемонии вручения произошло занимательное происшествие. Шолохов отказался, как следует, поклониться королю Швеции, что было положено по канону. Писатель-де головой двинул, но в другую сторону – вздернул. В заметке ТАСС с переложением американского корреспондента по этому поводу говорилось: «Казаки не кланяются, они никогда не делали этого и перед царями…». Исследователь Осипов из своего разговора с писателем привел интересную цитату:



«Как-то спросил у Шолохова:

Так ли это было?

Он ответил с лукавой усмешкой:

Мне протокол не к чему было нарушать. Я ничего такого не замышлял. У меня просто, наверное, другого выхода не было. Король в росте на голову меня превосходил. Ему кланяться можно… А мне как? Мне несподручно. Мне вместо поклона пришлось голову подымать…».

Быль иль небыль, но этот исторический анекдот несет в себе долю истины, раскрывая характер писателя.

В течение последних десятилетий Шолохов занимался общественной деятельностью и практически ничего не написал. С 1969 года в печати не появилось ни единой новой страницы шолоховской художественной прозы. Замечено, что отход писателя от литературной работы был прямо пропорционален его возрастающей партийной активности. С1961 года Шолохов – член ЦК КПСС, с 1967 – генеральный секретарь СП СССР. Последние годы писатель почти безвыездно жил в своей родной станице, если не считать поездок в столицу и за рубеж. Многолетнее творческое молчание – одна из самых больших загадок сложной творческой биографии писателя. Одни исследователи пишут о надрыве как следствии противостояния Шолохова идеологическому диктату. Шолохов, согласно этой версии, жертва партийной «опеки». Другие видят в творческой смерти писателя заслуженную кару, приводят его обличительные выступления против А. Солженицына и других диссидентов. Шолохов предстает сервильным писателем, персонально отвечающим за грехи тоталитарного режима. Существуют и иные версии, каждая из которых не столько раскрывает, сколько создает еще большие проблемы в разгадке тайны вешенского отшельника.

Начало работы над романом-эпопеей «Тихий Дон» относится к осени 1925 года. Шолохов перепробовал множество вариантов заглавия. Один из них – «Донщина». В основу романа положен богатый и разносторонний материал: исторические источники, мемуарная литература, этнографический материал, то есть песни, пословицы, предания. Шолохов опирался на опыт Л. Толстого в его работе над романом «Война и мир». Главный обобщенный объект изображения в «Тихом Доне» – казачество. Не случайно это произведение называют «казацкой эпопеей». Жизнь казачества отражена не только на протяжении десяти лет (с 1912 по 1922), но и в историческом развитии. Это проявляется в рассказе о семье Мелеховых, повествование об истории которой начинается с деда Прокофия, участника русско-турецкой войны 1877 – 1978 годов. История казачества, уклад жизни и нравы этой среды отражены также в песнях, приводимых в тексте романа. В качестве эпиграфа выбраны строки старинной казачьей песни. Хронологические рамки повествования включают события I Мировой войны, двух революций и Гражданской войны. В «Тихом Доне» показано, как эти события «взорвали» мирную жизнь казачества, его традиционный быт.

В произведении переплетаются романное и эпическое начала. Черты эпопеи проявляются в наличии массовых сцен, широком панорамном изображении событий. В центре произведения – мысль народная, судьба народа, что является чертой эпопеи. Судьба казачества, показанная Шолоховым, раскрывает судьбу крестьянства и всего русского народа в переломную историческую эпоху. Романное начало связано с образами и судьбами основных персонажей. Сквозным сюжетно-композиционным стержнем в «Тихом Доне» является семейная хроника нескольких поколений семей Мелеховых, Коршуновых, Листницких, Астаховых, представляющих разные слои казачества. Однако главное место отведено семье Мелеховых. Именно история этого рода дает наиболее яркое представление о быте, укладе жизни, нравах и социальной психологии казачества.

Главный герой – Григорий Мелехов. Этот образ объединяет семейно-бытовую, любовную и социально-историческую линии произведения. Именно через частную жизнь Григория Мелехова, его судьбу Шолохов, главным образом, воспроизводит историческую судьбу казачества в период революции и Гражданской войны. Его путь полон мучительных сомнений, ошибок и трагических потерь. В образе главного героя запечатлены наиболее характерные черты казачества как определенной этнической среды: независимость, граничащая со своеволием, удаль и одновременно любовь к хозяйству, к труду. Григорий Мелехов соединяет черты воина и земледельца, что было характерно для типичного казака. Казаками с XV века называли тех, кто убегал в юго-восточные степи от помещиков. Казак – по-тюркски - значит удалец, вольный человек. Казаки занимались бортничеством, звероловством, были хорошими воинами. Они сохранили независимость от царя. Именно с Дона начинаются восстания Болотникова, Разина, Булавина, Пугачева. Типичная психология казака проявилась даже в любви Григория к замужней Аксинье. Это грешная, преступная, роковая любовь-страсть. «Тихий Дон» – это одно из самых талантливых произведений мировой классики, раскрывающих силу подлинной человеческой страсти. Григорий и Аксинья, пожалуй, – самые яркие, колоритные и запоминающиеся образы. Их отличительные черты – импульсивность, эмоциональность, глубина переживаний, способность к большой самоотдаче. Неслучайно, что именно этим героям в станице Вешенской воздвигнут бронзовый памятник. Они изображены в пору их влюбленности: он – на коне, она – с ведрами поднимается в гору.

Григорий Мелехов показывается как носитель народной, жизненной правды. Шолохов не захотел следовать установившейся в советской литературе традиции, согласно которой герой обязательно перевоспитывался в ходе революции и Гражданской войны. Григорий Мелехов остался на распутье между двух правд: правдой красных и правдой белых. Шолохов не привел Григория к какому-либо однозначному политическому выбору, не завершил произведение эпизодами службы Мелехова в Красной армии. Пережив много горя, герой оказался духовно опустошенным, уставшим от крови и боев. В финале произведения он, словно блудный сын, возвращается к родному дому, к земле, от которой был оторван на долгие годы военным лихолетьем.

Роман-эпопея «Тихий Дон» прославил Шолохова, но эта слава принесла ему не только радость, но и страдания. Как при жизни, так и после смерти Шолохова широкое распространение получила версия о плагиате. Впервые она возникла в 1929 году. Многие писатели в силу разных причин усомнились в том, что в 23 года, не имея никакого образования, человек мог написать столь психологически тонкое и глубокое произведение. В Москве стали ходить слухи о том, что «Тихий Дон» написал белый офицер, а Шолохов нашел его рукопись и выдал за свою. В поддержку этих слухов выступили члены литературной группы «Кузница». С целью выяснения правды была создана комиссия, куда вошли члены РАППа. Над Шолоховым был организован своего рода «суд чести». От него потребовали предоставления черновиков, в результате изучения которых молодой писатель был оправдан. Члены РАППа выступили с заявлением о клевете на Шолохова, в котором говорилось, что в случае продолжения роспуска сплетен, клеветники будут привлечены к судебной ответственности. Однако волна слухов о плагиате, иногда неимоверно нелепых, не прекратилась. Версии о плагиате преследовали писателя всю жизнь, отравляли его существование. Шолоховский текст неоднократно подвергался тщательному анализу, писателя то оправдывали, то снова обвиняли. Версия о плагиаторстве была развита в 70-е гг. И. Н. Томашевской в книге «Стремя Тихого Дона». В ней были изложены давние гипотезы о том, что авторство большей части «Тихого Дона» принадлежит казацкому писателю Федору Крюкову, служившему в белогвардейской армии и погибшему в 1920 году. Среди яростных приверженцев версии о плагиате – А. Солженицын. В 70-е и в начале 80-х гг. норвежскими учеными шолоховский текст был подвергнут компьютерным методам исследования, в результате которых писатель вновь был оправдан. Среди основательных трудов, посвященных выяснению проблемы авторства, - исследование Льва Колодного «Кто написал «Тихий Дон»?» Автор, привлекая все сохранившиеся шолоховские черновики и рукописи, воссоздал творческую историю произведения и пришел к следующему выводу: «Когда читаешь и сравниваешь цитаты из сочинений двух писателей, то понимаешь, что не требуется никакой специальной техники, электронно-вычислительных машин для анализа, настолько все очевидно: нелепо даже предположить, что Федор Крюков переродился и на старости лет написал роман, всем своим строем, каждым словом и строкой не похожим на все, что сочинял десятилетия».

Тем не менее споры об авторстве «Тихого Дона» не утихают до сих пор. И быть может, справедливы в данной ситуации те литературоведы, которые вообще снимают проблему выяснения авторства, мотивируя свое суждение самим фактом существования этого гениального творения, достойного встать в один ряд с художественными шедеврами мировой классики.

Имя Шолохова сегодня воспринимается неоднозначно. Лау-реат Нобелевской премии, писатель мирового уровня, в луч-шем своем творении «Тихий Дон», отразившем народную жизнь на переломе двух миров, Шолохов не был последовательно объ-ективным. Начав как реалистический писатель, не боящийся по-казывать глубокие жизненные противоречия, Шолохов в «Под-нятой целине» оказался в плену социалистического реализма с его установкой на изображение социалистических преобразова-ний как единственно исторически прогрессивных. Хотя это обу-словило некоторую односторонность в отражении процесса коллективизации, эстетические качества романа Шолохова ос-таются несомненными. Не однажды возникали и споры вокруг авторства «Тихого Дона». Сегодня неважно, действительно ли Шекспир написал трагедию «Гамлет», «Ромео и Джульетта» и другие драмы и комедии, — важно, что они есть в мировой ли-тературе; думается, не очень существенно, Шолохов ли автор «Тихого Дона». Без этого исторического, философского, психологи-ческого полотна русская литература была бы неполной. К счастью, в конце 1990-х годов обнаружены новые документы и черновик эпопеи «Тихий Дон», принадлежащий перу Шолохова, что сни-мает всякие домыслы об авторстве произведения.

Шолохов начал писать рассказы с 1923 г., а в 1925 г. вышел сборник «Донские рассказы». В них был передан во всем трагиз-ме накал классовой борьбы на Дону, когда революция раздели-ла казачество на резко полярные силы, развела по разные сто-роны даже родных людей — отца и сына («Родинка»), братьев («Коловерть», «Червоточина»). Шолохов передал в «Донских рассказах» не только жестокость и драматизм времени. Он сумел показать, что даже в экстремальных обстоятельствах в людях сохраняются благородство, гуманизм, великодушие («Жеребе-нок», «Шибалково семя», «Чужая кровь»),

С 1928 по 1940 г. Шолохов печатает «Тихий Дон», где показал Россию на одном из самых острых изломов истории в 1912-1922 гг.

Другой излом — коллективизацию, страницу не менее тра-гичную в истории страны, чем гражданская война, Шолохов отобразил в романе «Поднятая целина», первая книга которого вышла по горячим следам событий в 1932 г., а вторая, подкор-ректированная дистанцией времени и ходом социалистического строительства, была опубликована в 1958 г.

В период Великой Отечественной войны писатель был на фронте как корреспондент «Правды». Он пишет очерки «На Материал с сайта

Дону», «На юге», рассказ «Наука ненависти». Уже в 1943 г. Шо-лохов печатает первые главы романа «Они сражались за Роди-ну», где показывает истоки героизма русского человека. В после-военный период лучшим произведением писателя стал рассказ- эпопея «Судьба человека», где во весь рост показан в образе Андрея Соколова русский национальный характер.

«Тихий Дон», «Поднятая целина», «Судьба человека» — вехи, обозначившие русскую историю в русской литературе.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • шолохов сегодня
  • жизненный и творческий путь шолохова кратко
  • кратко творческий путь шолохова кратко
  • творческий путь н.а шолохова сообщение
  • реферат, жизненный и творческий путь М.А.Шолохова

Великий советский писатель М. А. Шолохов родился 11 (24) мая 1905 года на хуторе Кружилин, когда-то Донецкой, а ныне Ростовской области. Рассматривая тему «Биография Шолохова, кратко о главном», непременно стоит отметить, что родился будущий писатель под фамилией Кузнецов, но потом в 1912 году он сменил ее на Шолохов, но об этом чуть позже. Свое начальное образование он получил в Москве, еще в Первую мировую, но потом продолжил свое обучение в гимназии города Богучар (Воронежской губ.). Затем в 1922 году опять вернулся в Москву, чтобы поступить в институт, но не поступив туда, чтобы прокормиться, начал подрабатывать разнорабочим. Свое свободное от работы время Шолохов тратил на самообразование.

Биография Шолохова. Кратко самое главное

Его отец - Шолохов Александр Михайлович - был родом из Рязанской губернии. Он занимался скупкой скота, сеял хлеб, был приказчиком на коммерческом предприятии, потом управляющим на мельнице. Дед писателя был купцом третьей гильдии.

Матерью писателя была Черникова Анастасия Даниловна, дочь бывшего крепостного крестьянина и переселенца на Дон. Став сиротой, она была выдана замуж своей хозяйкой-помещицей Поповой за сына казачьего станичного атамана Кузнецова.

Но потом все же она ушла от своего супруга к Александру Шолохову. Их сын родился незаконнорожденным, и поэтому сначала носил фамилию Кузнецова. Уже после того, как ее официальный муж в 1912 году умер, она смогла обвенчаться с Шолоховым и переписать сына на его фамилию.

Биография Шолохова кратко и без преувеличений рассказывает о тяжелой жизни людей, которые пережили войны, нищету и разруху. Все это писатель видел своими глазами, и его судьба не отличалась от судеб миллионов других русских людей, у которых были аресты, ссылки и плен, но Шолохову необычайно везло, и он смог прожить достойную для советского человека жизнь.

Начало творчества

Печататься он начал в 1923 году. На тот момент это были фельетоны, но потом за ними пошли рассказы, которые позже, в 1926-1927 гг. составили три сборника: «Лазоревая степь», «Донские рассказы», «О Колчаке, крапиве и прочем».

Но самую большую популярность Шолохову принесло эпопейное произведение «Тихий Дон» (1928-1940 гг.). Это произведение было переведено на многие языки и получило широкую известность не только в Советском Союзе, но и за его пределами.

"Поднятая целина"

А потом последовал еще один не менее известный литературный шедевр, двухтомник о временах коллективизации - «Поднятая целина» (1932-1959 гг.). За него писатель получил Ленинскую премию.

Биография Шолохова кратко рассказывает, что в годы Второй мировой он служил военным корреспондентом и написал несколько очерков и рассказов: «Наука ненависти», «Казаки», «На Дону» и т.д.

Очень известными произведениями Шолохова стали «Судьба человека» (1956 г.) и роман, который так и остался незаконченным, - «Они сражались за Родину» (1942-1969 гг.).

Нобелевская премия и последние годы

Биография Шолохова (кратко) отмечает еще и тот факт, что в 1965 году за роман «Тихий Дон» ему вручили одну из самых престижных мировых наград в мире литературы - Нобелевскую премию. Вообще, писатель Шолохов имел много наград от правительства, в том числе Сталинскую премию (1941 г.), Ленинскую премию (1960 г.). Он был академиком АН СССР (1939 г.), дважды Героем Социалистического Труда (1967, 1980 гг.). В 1943 году ему дали звание полковника.

В 60-е Шолохов уже практически ничего не писал, он любил ходить на рыбалку и на охоту. Основную часть своих средств он направлял на благотворительность.

Зимой 21 февраля 1984 года писателя не стало. Он умер от рака гортани. Шолохова похоронили во дворе его дома в станице Вешенской, расположенной на берегу прославленной им реки Дона.

Со своей женой М.П. Громославской - дочерью одного их казачьих атаманов - он прожил в браке 60 лет. Женился он на ней в 1924 году, в их семье родилось четверо детей.

Шолохов: биография кратко. Таблица

Родился М. А. Шолохов

Впервые начал издаваться в газетной печати

Вышли книги «Донские рассказы», «О Колчаке, крапиве и прочем», «Лазоревая степь».

Создавалась литературная эпопея «Тихий Дон»

Написан роман «Поднятая целина»

Вышло произведение «Судьба человека»

Получил Ленинскую премию за произведение «Поднятая целина»

Шолохову дали Нобелевскую премию за «Тихий дон»

1967, 1980 гг.

Награжден званием Героя Социалистического Труда, дважды

21.02.1984 гг.

Умер от рака и похоронен в станице Вешенской возле Дона

Михаил Александрович стал одним из немногих советских писателей, кому было позволено говорить правду вождю. Его жизнь и творчество органично вплелись в период построения социализма. Изучая биографию Шолохова кратко, невозможно усомниться в его таланте и любви к своей земле. Но однажды в советском обществе все же возникли сомнения насчет его авторства написанных им произведений. Однако комиссия, созданная по распоряжению самого Иосифа Виссарионовича, тщательно изучив его черновики и рукописи, подтвердила авторство его произведений.

Вопросы

1. В какой среде и под влиянием каких событий в жизни страны проходило формирование Платонова-мыслителя и Платонова-художника?

2. Как менялось отношение Платонова к революции и ее последствиям? Что решительно не принимал писатель в современной ему советской действительности?

3. На какие типы делит А.Платонов своих героев?

Задания

Подготовьте сообщения по темам:

«Дело жизни и служение ему» (по повести «Сокровенный человек»)

«Проблематика повести «Сокровенный человек»

(1905 - 1984)

Шолохов родился 24 мая 1905 года в хуторе Кружилине, близ станицы Вешенской, в Области Войска Донского, не был казаком по происхождению. Его отец, Александр Михайлович Шолохов, был сыном русского купца; мать, Анастасия Даниловна Черникова, была родом из украинских крепостных крестьян. Отец Михаила хотел, чтобы его сын получил хорошее образование и имел, по-видимому, достаточно денег, чтобы платить за это. Подготовленный местным учителем, Михаил поступил в 1912 году в начальную школу в хуторе Каргине, где в то время жили его родители. В 1914-1915 учебном году он посещал частную гимназию в Москве. Следующие три года он учился в гимназии в городе Богучаре (Воронежской губернии), а с осени 1918 года занимался несколько месяцев в Вешенской гимназии. Учение было прервано гражданской войной. Шолохов старался восполнить пробелы в своем образовании обильным чтением.

Тот факт, что в гражданскую войну Шолохов почти все время жил на территории, занимаемой белыми, имел огромное значение. Это, должно быть, было главной причиной того, почему он, по собственным словам, описал в “Тихом Доне” “борьбу белых с красными, а не красных с белыми”.

С 1922 года Шолохов, живя в своих родных местах, работал в разных должностях на новый режим. Он обучал взрослых грамоте, был около года статистиком. 2 декабря 1921 года он перевелся в Каргинскую заготконтору на место помощника бухгалтера, а через месяц был назначен делопроизводителем инспекторского отдела. События периода 1920-1922 годов дали темы для большинства ранних рассказов Шолохова (нашли отражение в “Тихом Доне”). К этому периоду жизни и относится начало литературной карьеры Шолохова.

В октябре 1922 года Шолохов уехал в Москву в надежде стать писателем и продолжить свое образование. Столица встретила молодого прединспектора далеко не с распростертыми объятиями. Он вынужден был работать чернорабочим, грузчиком, каменщиком, делопроизводителем. Это обогатило его жизненный опыт, позволило лучше и глубже узнать жизнь простого труженика. В Москве Шолохов присоединился к группе комсомольских писателей, при журнале “ Молодая Гвардия ”. С 1923 года: ”Печатаюсь в комсомольских газетах и журналах”, - говорил Шолохов (хотя сам неоднократно подчеркивал в своих интервью тот факт, что никогда не был членом комсомола). Однако комсомольская газета “Юношеская правда” была первым печатным органом, который предоставил Шолохову свои страницы.



В 1925 году (в этом году умер отец Шолохова) печатаются один за другим рассказы “Бахчевник”, “Пастух”, “Нахаленок”, повесть “Путь-дороженька”. В 1926 году появился в печати первый сборник рассказов Шолохова “Донские рассказы”, ”Лазоревая степь”. Главная тема ранних рассказов Шолохова - классовая борьба на Дону. Итогом многолетней творческой работы Шолохова явились четыре большие книги “Тихого Дона”. Уже в 1928 году журнал “Октябрь” начал печатать роман “Тихий Дон”. В 1941 году роман отмечен Государственной (Сталинской) премией первой степени.

В 1932 году Шолохова приняли в ВКП (б), также он был избран депутатом Верховного Совета Союза ССР. В 1938 году Ученый Совет Института мировой литературы выдвинул Шолохова кандидатом в действительные члены Академии наук СССР. Указом Президиума Верховного Совета СССР в январе Шолохов был награжден орденом Ленина (за выдающиеся достижения в развитии советской литературы, 6 раз). В 1931-1932 годы Шолохов осуществил первые зарубежные поездки в Германию, Швецию, Данию, Англию, Францию.

В годы Великой Отечественной войны писатель не остался в стороне от борьбы. В военных корреспонденциях и очерках “ он раскрывает античеловеческий характер развязанной гитлеровцами войны. В 1943 году Шолохов начал работу над романом “Они сражались за Родину”.
В послевоенные годы Шолохов много занимался общественной деятельностью как депутат Верховного Совета. В 1957 году Михаил Александрович Шолохов совершает поездку в Финляндию и Швецию, а в 1959 году едет в Италию, Францию, Великобританию. В 1960 году он стал лауреатом премии в области литературы, а в 1962 году Шолохова избирают доктором права Сент-Эндрюсского университета в Шотландии. В 1965 году М. Шолохову присуждена Нобелевская премия. В 1980-м году М.А. Шолохов был награжден второй Золотой звездой Героя Социалистического Труда (удостоен дважды).

Роман «Тихий Дон»

Вокруг этого произведения до сих пор ведутся споры об истинном авторстве. Монографии, где оспаривалось авторство на великий роман, выходили далеко от Москвы. Одна из них - под псевдонимом “Д” - издана стараниями А.И. Солженицына, под названием “Стремя “Тихого Дона”. Эта книга напечатана на русском языке в Париже (что, согласитесь, довольно подозрительно). Другая написана не скрывавшим свое авторство Роем Медведевым - известным публицистом и историком (в прошлом диссидентом, затем народным депутатом СССР). Его книга напечатана на английском и французском языках в Лондоне и Париже. Появление этих произведений посеяло сильное сомнение в умах российских читателей относительно авторства Михаила Шолохова. Позднее стали появляться другие авторы популярного романа, например, Федор Крюков (умерший в 1920 году, забытый русский писатель, уроженец Дона). Как опровергнуть предположения, гипотезы, развиваемые столь авторитетными людьми, как А.И. Солженицын, Р.А. Медведев, анонимный литератор “Д” и другие, объявившиеся в разных городах страны литературоведы, претенденты на авторство романа “Тихий Дон”. Единственным доказательством авторства Шолохова могли бы стать рукописи. Но рукописей первого и второго томов романа, ни одной страницы, ни в одном из архивов нет. А именно первые два тома “Тихого Дона”, вышедшие в 1928 году, породили сомнение относительно авторства. Этому странному, на первый взгляд, обстоятельству, когда половина романа частично сохранилась, а другая половина нет, есть историческое (логическое) объяснение. Дом писателя на Дону подвергся обстрелу, когда Вешенская оказалась на линии фронта в 1942 году. Тогда на пороге дома была убита мать писателя. В те же часы полетели по станице листы рукописей, написанные рукой Михаила Шолохова. Солдаты использовали листы романа на курево. Есть очевидцы этой катастрофы. Часть листов была подобрана и сохранена людьми, после войны вернувшими их автору. Казалось бы, такая трагедия, когда на белые листы романа капает кровь родного человека, когда гибнут рукописи в часы народной трагедии, могла бы охладить пыл опровергателей, найти в сердцах людей сострадание. Сомнения относительно авторства Шолохова должны были бы развеяться, но лжеавторы не успокоились.

Найти истинного автора “Тихого Дона” решил один литературовед Лев Колодный. Сравнивая эпизоды из жизни Шолохова с текстом романа, Колодный убеждался в том, что автор “Тихого Дона” - Шолохов. Адреса госпиталей, названия улиц - все подлинно, это московские адреса. Например, глазная лечебница доктора Снегирева, Колпачный переулок. Это отнюдь не вымышленные наименования. За минуту, взяв в руки увесистый том суворинского издания “Адресной и справочной книги на 1913 год”, не без основания называвшийся “Вся Москва”, Лев Колодный узнал, что глазная лечебница К.В. Снегирева действительно располагалась на Колпачном переулке, 11. По словам очевидцев, знакомых, друзей, родственников, Шолохов действительно посещал вышеуказанные места лично. Мало кому известно, что у него был постоянный адрес в Москве (это проверено Колодным по постоянным почтовым адресатам). “...рукописи не горят” - это доказал нам Лев Колодный в своей книге, таким образом подтвердив авторство Михаила Шолохова, истинного автора романа “Тихий Дон”.

Роман “Тихий Дон” принадлежит к числу самых замечательных произведений социалистического реализма, а его автор должен быть удостоен самой высокой награды.

История создания романа «Тихий Дон»

Большой роман о народе и революции Шолохов задумал в середине 20-х гг. Желание создать роман о Доне, показать казачество в период драматических событий, предшествовавших революции 1917 г. возникло у писателя во время работы над донскими рассказами и с тех пор не покидало его. В октябре 1925 г. он начал работу над романом, который получил название «Донщина». Задумывалась книга как вполне традиционное для советской литературы повествование о жестокой борьбе за победу советской власти на Дону осенью 1917 -весной 1918 годов. В начале работы над романом Шолохов столкнулся с большими трудностями. Он сомневался, что справится с поставленной задачей, а также в том, что избрал верную дорогу.

Написав несколько глав, Шолохов на некоторое время отложил рукопись «Донщины». Отложив работу над «Донщиной», Шолохов стал думать о более широком романе. Так, в процессе работы, писатель пришел к мысли проследить идейную революцию донского казачества, раскрыть причины осложнения его путей в трудное для России время. Он понимал, что без раскрытия исторически сложившихся условий жизни и быта народа, без объяснения причин, побудивших его значительную часть встать на сторону белогвардейцев, роман, начатый мятежом Корнилова, походом казачьих войск на Петроград, не разрешит проблему путей народа в революции. Для этого прежде всего нужно было раскрыть мир его жизни со всеми сложностями и противоречиями. Отодвигая повествование по времени, предшествующему империалистической войне, писатель стремился показать рост революционных настроений в среде его героев, размах народной борьбы за новую жизнь. Переход от одного замысла к другому привел к перемене названия романа – «Тихий Дон».

Смысл, вложенный в это название, Шолохов стремился раскрыть всем образным строем повествования, как эпического полотна о судьбах русского народа в его борьбе за свободу. Писатель поставил цель создать сам образ «тихого Дона», показать жизнь народа и важные перемены в ней, вызванные революцией. В названии романа скрыт основной замысел писателя, сконцентрированный также в эпиграфах, заимствованных, как и название романа, из народного творчества.
Замысел нового романа, по словам самого автора, полностью созрел в конце 1926 года. После этого Шолохов приступил к активному собиранию материала. Именно в это время писатель переехал в станицу Вешенскую и навсегда связал с ней свою творческую судьбу. Работа над романом требовала упорного и напряженного труда. Быт казачьего хутора был знаком писателю с детства. Но, несмотря на это Шолохов совершил множество поездок по окрестным хуторам и станицам, записывая воспоминания участников и свидетелей Первой мировой войны и революции; рассказы стариков о жизни и быте казачества тех лет. Собирая и изучая казачий фольклор, писатель выезжал в архивы Москвы и Ростова, чтобы изучить газеты и журналы, познакомиться со старыми книгами по истории донского казачества, специальной военной литературой, воспоминаниями современников об империалистической и гражданской войнах.
Шолохов тщательно продумал план своего романа, и в дальнейшем менял только детали, хотя многое, по его словам, приходилось передумывать и переделывать много раз. Отбирая и систематизируя материал для романа, Шолохов проделал огромную и сложную работу историка. Он прибегал к обильному использованию документов, подтверждая изображенные события и факты цитированием обращений, листовок, телеграмм, воззваний, писем, деклараций, постановлений и распоряжений. Некоторые главы романа целиком построены на этих документах. В процессе работы над структурой книги, автору приходилось перемежать множество событий, фактов, людей и вместе с тем не потерять в них основных героев.

Через год в журнале «Октябрь» вышла первая книга эпопеи «Тихий Дон», в 1928 году – вторая, вобравшая в себя некогда отложенные главы «Донщины». Можно было ожидать столь же скорого выхода третьей книги, однако неожиданно дело затормозилось.

Осенью 1926 года писатель сел за задуманную работу, а уже через год в журнале «Октябрь» вышла первая книга эпопеи «Тихий Дон», в 1928 году – вторая, вобравшая в себя некогда отложенные главы «Донщины». Можно было ожидать столь же скорого выхода третьей книги, однако неожиданно дело затормозилось. Причиной всему оказались возникшие проблемы «нелитературного свойства». В центре повествования третьей книги – восстание казаков 1919 года – слишком болезненная для новой власти тема. Вокруг глав этой книги начинается бурная полемика, нередко принимающая форму откровенных нападок. Писатель и влиятельный литературный функционер А. Фадеев настоятельно рекомендует автору немедленно, в третьей же книге, сделать Григория Мелехова «нашим». Шолохов пишет: «…Фадеев предлагает мне сделать такие изменения, которые для меня неприемлемы ни как… Я предпочту лучше совсем не печатать, нежели делать это помимо своего желания, в ущерб и роману и себе». Третьей книги читателю пришлось ждать еще несколько лет. Главной герой произведения Григорий Мелехов, вопреки настоятельным рекомендациям автору, пришел вовсе не к истинному большевизму, а к своему родному дому, к сыну, к оставленной им земле.

Роман был закончен в 1940 году. Вышедший отдельным изданием в 1953 году роман был изувечен ножницами редактора: только в таком, сильно «урезанном» и «дополненном» виде его допускали к читателю, и автору пришлось согласиться с «правкой». Не искаженный цензорскими и редакторскими вмешательствами полный текст своего произведения Шолохов увидит напечатанным только в 1980 году. В собрании сочинений – через пятьдесят лет после написания и за четыре года до конца жизни.