Исторические и мифологические темы в искусстве разных эпох. Урок изо "исторические и мифологические темы в искусстве разных эпох" «Роскошный пир для очей»

по философии

.

2. Мифология:

а) мифология как форма общественного сознания;

б) мифология - исторический тип мировоззрения;

в) изучение и развитие мифологии.

3. Миф и мифологичность:

а) сущность мифа;

4. Миф и религия.

5. Миф XX века.

6. Литература.

.

1. Введение. Мировоззрение и его исторические типы.

Мировоззрение - система общественных представлений о мирев

целом, о совершающихся в нем природных и социальных процессах, об

отношении человека к окружающей действительности.

Мировоззрение - сложное,разностороннее и многоплановое об-

разование.

Оно имеет многослойную структуру.

Мировоззрение, его структура и содержание не являются чем-то

раз и навсегда данным статичным неизменным.На ранних этапах ис-

торического развития изменялась роль отдельных компонентов в сис-

теме мировоззрения, со временем обновлялось и обогащалось его со-

держание.

В зависимостиот того,какие взгляды преобладают в той или

иной совокупности представлений о мире в целом, а также в зависи-

мости от способа включения соответствующих взглядов и представле-

ний в структуру мировоззрения,способа их обоснования, можно го-

ворить о разных типах мировоззрения. В разных обществах, у разных

классов господствуют разные типы мировоззрения.

.

2. Мифология.

а) мифология как форма общественного сознания.

Мифология - форма общественного сознания;способпонимания

природной и социальной действительности на разных стадиях общест-

венного развития.

В общественномсознании первобытного общества мифология не-

сомненно доминировала. Мифология в основном ориентирована на пре-

одоление фундаментальныхантиполийчеловеческого существования,

на гармонизацию личности,общества и природы. Предпосылкой мифо-

логической "логики"служили неспособность человека выделить себя

из окружающей среды и нерасчлененность мифологическогомышления,

на неотделившегосяот эмоциональной аффективной среды.Следствием

было метафорическое сопоставление природных и культурных объектов,

очеловечивание окружающей природной среды,в том числе одушевление

фрагментов космоса. Мифологическому мышлению свойственно отчетли-

вое разделение субъекта и объекта,предмета и знака, вещи и сло-

ва, существа и его имени, пространственных и временных отношений,

происхождения и сущности,безразличия к противоречию и т.п. Объ-

екты сближались по вторичным чувственным качествам,смежностив

пространстве и времени,выступали в качестве знаков других пред-

метов и т.п. Научный принцип объяснения заменялся в мифологии то-

тальным генетизмом и этиологизмом: объяснение вещи и мира в целом

сводилось к рассказу о происхождении и творении. Мифологии свойс-

твенно резкое разграничение мифологического,раннего (сокрально-

го) и текущего, последующего (профанного) времени. Все происходя-

щее вмифическом времени приобретает значение парадигмы и преце-

дента, т.е. образца для воспроизведения. Моделирование оказывает-

ся специфическойфункцией мифа.Если научное обобщение строится

на основе логической иерархии от конкретного к абстрактному иот

причин кследствиям,томифологическоеоперирует конкретным и

персональным, использованным в качестве знака,так чтоиерархии

причин и следствий соответствует гипостазирование, иерархия мифо-

логических существ,имеющая систематически ценное значение.То,

что в научном анализе выступает как сходство или иной вид отноше-

ния, в мифологии выглядит как тождество, а логическому разделению

на признакивмифологии соответствует разделение на части.Миф

обычно совмещает в себе два аспекта:

диахронический (рассказ о прошлом)


синхронический (объяснение настоящего или будущего).

ным и даже в высшем смысле реальным,т.к. воплощало коллективный

"надежный" опытосмысления действительности множества поколений,

который служил предметом веры, а не критики. Мифы утверждали при-

нятую в данном обществе систему ценностей, поддерживали и санкци-

онировали определенные нормы поведения.

Мифологическое мироощущениевыражалось не только в повест-

вованиях, но и в действах (обрядах,танцах). Миф и обряд в древ-

них культурахсоставляли известное единство - мировоззренческое,

функциональное, структурное,являя собой как бы два аспекта пер-

вобытной культуры-словесный и действенный,"теоретический" и

"практический".

б) Мифология - исторический тип мировоззрения.

На ранних этапах истории выраставшие из материальной практи-

ки эмпирические знанияобокружающейдействительностислужили

ориентиром вповседневнойжизнии первоисточником формирования

мировоззрения. Первобытные эмпирические знаниятеснопереплета-

лись смифологическими и религиозными представлениями.Эти предс-

тавления являлись фантастическим отражением действительности, вы-

ражением бессилиячеловека перед стихийными силами природы и ил-

люзорным преодолением этого бессилия.

Мировоззрение всегда представляет собой интегральный резуль-

тат всего многокомпонентного духовного развития данной эпохи.

Мифология -это своеобразная форма проявления мировоззрения

древнегообщества.Посколькувнейимеютсяпредставленияо

сверхъестественном, онасодержитэлементы религии.В мифологии

отразились также и нравственные взгляды, и эстетическое отношение

человека к действительности.Образы мифологии в различном осмыс-

лении часто использовались искусством.В идеологии нового ино-

вейшего времени понятие мифа используется для обозначения различ-

ного рода иллюзорных представлений, оказывающих влияние на массо-

вое сознание.

в) Изучение и развитие мифологии.

Первые попытки рационального переосмыслениямифологического

материала предпринималисьещев античности,причем преобладало


аллегорическое истолкование мифологии (у софистов, стоиков, пифа-

горейцев). Платонпритивопоставилнаряду с мифологией философс-

ко-символическую ее интерпретацию.Эвгемер (IV-III вв.до н.э.)

видел вмифическихобразах обожествление исторических деятелей,

положив начало "эвгемерическому" истолкованию мифов,распростра-

ненному и позднее.Средневековые христианские теологии дискреди-

тировали античную мифологию,интерес к ней возродился у гуманис-

тов эпохиВозрождения,которыевидели в ней выражение чувств и

страстей эмансипирующейся человеческой личности.

Первые попыткисравнительноймифологиибыли стимулированы

открытием Америки и знакомством с культурой американских индейцев.

В философии Вико своеобразие "божественной поэзии" мифа свя-

зывается с неразвитыми и специфичными формами мышления, сравнимы-

ми почтис детской психологией.Философия мифа Вико содержала в

зародыше почти все основные последующиенаправлениявизучении

мифологии.

Деятели французского Просвещения рассматривали мифологию как

продукт невежества и обмана,как суеверие. Романтическая филосо-

фия мифологии, получившая завершение у Шеллинга, трактовала мифо-

логию как эстетический феномен,занимающий промежуточное положе-

ние между природой и искусством и содержащей символизациюприро-

ды. Основнойпафос романтической философии мифа состоял в замене

аллегорического истолкования символическим.

Во второй половине XIX века друг другу противостояли две ос-

новные магистральные школы изучения мифа.

Первая изнихопиралась на достижения научного сравнитель-

но-исторического языкознания и разрабатывала лингвистическую кон-

цепцию мифа (А.Кун,В.Шварц, М.Мюллер и др.) Согласно точке зре-

ния Мюллера,первобытный человек обозначалотвлеченныепонятия

через конкретные признаки посредством метафорических эпитетов,а

когда первоначальный смысл последних оказывался забыт илизатем-

нен, в силу семантических сдвигов возникал миф.Впоследствии эта

концепция была признана несостоятельной,но сам посебепервый

опыт использованияязыкадля реконструкции мифа получил продук-

тивное развитие.

Вторая школа- антропологическая,или эволюционистская,-

сложилась в Великобританииврезультатепервыхнаучных шагов

сравнительной этнографии. Мифология возводилась к анимизму, к не-


коему представлению о душе,возникающему у "дикаря" из размышле-

ний о смерти, снах, болезни. Мифология отождествлялась, таким об-

разом, со своеобразной первобытной наукой,становящейся якобы не

более чемпережитком с развитием культуры и не имеющей самостоя-

тельных значений.Серьезныекоррективывэтуконцепциювнес

Дж.Фрайзер, истолковавший миф по преимуществу не как сознательную

попытку объяснения окружающего мира, а как слепок магического ри-

туала. Ритуалистическаядоктрина Фрайзера была развита кембридж-

ской школой классической философии.

Впоследствии интересвизучениимифологии сместился в об-

ласть специфики мифологического мышления.Леви-Брюль считал пер-

вобытное мышление "дологическим",которым коллективные представ-

ления служат предметом веры и носят императивный характер. К "ме-

ханизмам" мифологического мышления он относил:

Несоблюдение логического закона исключенного третьего(объ-

екты могут быть одновременно и самими собой и чем-то другим);

Закон партиципации;неоднородность пространства; качествен-

ный характер представлений о времени и др.

Символическая теория мифа,развитая Кассирером углубила по-

нимание интеллектуальногосвоеобразия мифа как автономной симво-

лической формы культуры, особым образом моделирующей мир.

В современном мире изучение мифа продолжается.

.

3. Миф и мифологичность.

а) Сущность мифа

Миф - не выдумка и не фантастический вымысел.

Миф - наиболее яркая и самая подлинная действительность. Это

Кант объективность науки связал ссубъективностьюпространства,

времени и всех других категорий.

и максимальноконкретная реальность.Многие мифологи сводят мифо-

логию к субъективизму.Тогда миф - выдумка, детская фантазия, он

не реален, философски беспомощен наоборот, что он - предмет поко-

ления, что он - божественен и свят.Если говорить о мифе какоб

определенной эпохев развитии научного сознания,то он - не вы-

думка, а содержит в себе строжайшую иопределеннуюструктуруи

Миф - не идеальное бытие,но жизненно ощущаемая и творимая,

вещественная реальность и телесная действительность.

Миф - не научное построение.

Многие ученыесчитают,чтомифология - первобытная наука.

Научное отношение к мифу предполагаетизолированнуюинтеллекту-

альную функцию. И мифология и первобытная наука - разные понятия.

Миф всегда практичен,эмоционален,жизненен, но это - не начало

В данном случае нельзя утверждать,что мифология (та, иная,

индийская, египетская, греческая) - это наука вообще, т.е. совре-

менная наука.

Миф насыщенэмоциямии реальными жизненными переживаниями.

Первобытная наука тоже эмоциональна,наивно-непосредственна

и в этом смысле конечно,мифологична.Но это и показывает,что

если бы мифологичность принадлежала к ее сущности,тонаукане

получила быникакогосамостоятельногоисторического развития и

история ее была бы историей мифологии. Мифическое сознание совер-

шенно непосредственно и понятно; научное сознание обладает вывод-

ным логическим характером.Поэтому - уже на первобытнойступени

своего развития наука не имеет ничего общего с мифологией.

наука появляется из мифа.


"Если брать реальную науку, т.е. науку, реально творимую жи-

выми людьми в определенную историческую эпоху, то такая наука ре-

шительно всегда не только сопровождается мифологией, но и реально

питается ею, почерпывая из нее свои исходные интуиции".

Примеры существуют в работах различных философов.Например,

Декарт - основатель новоевропейского рационализма и механицизма -

мифолог, т.к. начинает свою философию со всеобщего сомнения, даже

относительно Бога.И это только потому, что такова его собствен-

ная мифология,такова вообще индивидуалистическая и субъективис-

тическая мифология,лежащаяв основе новоевропейской культуры и

философии.

Аналогичные примерыможно проследить и в работах Канта.Не

менее мифологична и другая наука,не только "первобытная",но и

всякая. Например, механика Ньютона, которая построена на гипотезе

однородного и бесконечного пространства,т.е. по мнению А.Ф. Ло-

сева построена на мифологии нигилизма. Сюда же относится учение о

бесконечном прогрессе обществаисоциальномуравнении,теория

бесконечной делимости материи.

Вывод: наука не рождается из мифа,но науканесуществует

без мифа, она всегда мифологична.

Но чистая мифология и чистая наука очень далеки друг от дру-

Миф - не научноепостроение,но"живоесубъект-объектное

взаимообщение, содержащеевсебе свою собственную,вненаучную,

чисто мифическую истинность, достоверность и принципиальную зако-

номерность и структуру.

Миф - не метафизическоепостроение.Метафизикаговорито

чем-то необычном, высоком, "потустороннем", и мифология говорит о

чем-то необычном,высоком, "потустороннем" Но путать мифологию с

метафизикой нельзя.

а) Миф - это сказка.Но для кого?Для того,кто сам живет

этим мифом, т.е. для мифического создания. Миф - не сказочное бы-

тие. Это - самое реальное и живое,самое непосредственное и даже

чувственное бытие.Характеризуямиф как сказочную деятельность,

мы выражаем свое выражение к нему, т.е. характеризуем самих себя,

б) Метафизика - естьнаука,илипытаетсябытьнаукойо

"сверхчувственном" и об отношении его к "чувственному", а мифоло-


гия - не наука, а жизненное отношение к окружающему.

Миф не научен и не требует никакой специальной работы мыслей.

Для метафизики же нужны доказанные положения,приведенные в

систему выводы, продуманность языка, анализ понятий.

в) Для мифического сознания все ясно ичувственноощутимо.

Не толькоязыческиемифыпоражают своей постоянной телес-

ностью и видимостью, осязаемостью.

Таковы в полной мере и христианские мифы, несмотря на общеп-

ризнанную несравненную духовность этой религии.Ииндийские,и

египетские мифы не содержат в себе специально философских или фи-

лософско-метафизических интуиций или учений, хотя на их основании

могли возникнуть соответствующие философские конструкции.

Если взять исходные и центральные пункты христианскоймифо-

логии, то можно видеть, что они тоже суть нечто чувственно-явлен-

ное и физически осязаемое.

Миф - не схема,не аллегория, а символ. Понятие символа от-

носительно. Иногда одна и та же выразительнаяформа,смотряпо

способу соотношениясдругими смысловыми выразительными или ве-

щественными формами, может быть и символом, и схемой, и аллегори-

ей одновременно.

Анализ определенного мифа может вскрыть,что в немсимвол,

схема, или аллегория. Так, лев пусть аллегория гордой силы, а ли-

са - аллегория хитрости.

Жизнь и смерть Пушкина можно сравнить с лесом, который долго

сопротивлялся и отстаивал свое существование,но в концеконцов

не выдержал борьбы с осенью и погиб.

У Кольцова - прекрасное избражениелеса,имеющеезначение

совершенно самостоятельноеивсвоей буквальности весьма худо-

жественное и символичное.

Миф, рассматриваемый с точки зрения своей символической при-

роды, может оказаться сразу и символом, и аллегорией.Также он мо-

жет оказаться двойным символом. Существуют примеры символического

мифологизирования света,цветов и других зрительных явлений при-

Например, описание Луны,Солнца,неба у разных писателей и

поэтов различно,однако подразумевают они одно и то же. Наиболее

яркие описания в творчестве Пушкина, Тютчева, Баратынского.

Отсюда вывод:миф- это не только схема или только аллего-


рия, но всегда прежде всего символ,и,уже будучи символом,он

но-символические слои.

Миф - личностная форма.

Исходя из предыдущих описаний мифа можно сказать,то "миф -

бытие личностное или, точнее, образ бытия личностного, личностная

форма, лик личности".

Личность предполагаетпреждевсего самосознание.Личность

тем и отличается от вещи. Поэтому отождествление ее - частичное -

с мифом оказывается совершенно несомненным. Всякая живая личность

так или иначе миф, как бы миф в широком смысле. Личность - миф не

потому, что она личность, а потому, что она осмысленна и оформле-

на с точки зрения мифического сознания.

Неодушевленные предметы,например кровь,волосы,сердце и

пр. - тоже могут быть мифичными,но не потому, что они - личнос-

ти, а потому, что они поняты с точки зрения личностно-мифического

сознания.

а) Немалоописаномифическихпредставлений пространства и

времени. Времена сокращаются и остается только будущее.

В Персидской религии господствует идея будущего,но она бо-

лее земная и менее богатая.Тут - антимистическая воля к культу-

ре. Отсюда восхваление крестьянина и скотовода. Тут не Бог спаса-

ет человека, а человек сам себя, водворяя добрый порядок в мире.

В индийскойфилософии-обратное мифическое представление

времени. Тут тоже ожидание конца времени. Но этот конец будет дан

сквозь ясностьиглубину мыслей.Здесь не конец времени спасет

людей, а уничтожение всех времен вместе со всем их содержанием.

В Китайской религии преодолевается не время,а изменения во

времени. Бытие тут - вне временного потока.Небо, Время у китай-

цев не созданы.

В Египетской религии восприятие времени сходно скитайским.

тело и все его члены. Отсюда практика бальзамирования.

Греческая религиявпервыедалаподлинное ощущение времени

как настоящего. Тут - длительность, но без индийской безнадежнос-

ти и гибели,постоянство, но без китайского оцепенения, ожидание

будущего, но без игнорирования природного процесса.Здесь вечное

и временное сливаются в настоящее. Воемя и вечность - актуальная


бесконечность. Христианская проблема временивцеломблизкак

древнегреческой.

Миф - историзация и просто история того или другоголичного

бытия, внезначимостиегокак бытия абсолютного и даже вне его

субстанциональности.

Миф подвижен; он трактует не об идеях (как религия), а о со-

бытиях, и притом чистых событиях,т.е. таких, которые именно на-

рождаются, развиваются и умирают, без перехода в вечность.

В истории,в связи с этим есть определенная относительность

и несамостоятельность;онавсегда зависима и предполагает нечто

неподвижное и учтойчиво-смысловое.

Итак, история-становлениебытия личностного и миф - это

История - ряд фактов,причинно связанных между собою. И эти

факты приняты,поняты и принимаемы (с точкизренияличностного

В историческом процессе можно различатьтрислоясточки

зрения А.Ф.Лосева:

1. Во-первых, тут перед нами природно-вещественный слой. Ис-

тория -это действительно ряд фактов,причинно влияющих друг на

друга, вызывающих друг друга,находящихся во всестороннем прост-

ранственно-временном общении.История - это не природа и не раз-

вивается по типу природных процессов. "И не история есть момент в

природе, но, всегда природа есть момент истории".

2. Во-вторых,поскольку история есть становление фактов по-

нимаемых, фактовпонимания,онавсегда есть тот или иной модус

сознания.

Факты истории должны быть так или иначе фактами сознания.

Первый слой исторического процесса омифичен,тогда как вто-

рой слой доставляет мифу его фактический материал и служит как бы

ареной, где разыгрывается мифическая история.

В мифическойисториимыначинаем видеть живых личностей и

живые факты;картина истории становится обозримым и ощутимым це-

Для мифа не только "исторична" история в обыкновенномсмыс-

ле. Историчнавсякаяличность,всякоеличное общение,всякая

мельчайшая черта или событие в личности.

3) В-третьих,историческийпроцессзавершаетсяеще одним


История -самосознание,становящееся,зреющее и умирающее

самосознание.

Творчески данноеиактивновыраженноесамосознание - это

Миф - "поэтичен" и без поэзии, точнее без слова - миф никог-

да не прикоснулся бы к глубине человеческой личности.

Вывод: "миф - есть в словах" данная личностная история.

Мифы -архаическоеповествование о деяниях богов и героев,

за которыми стояли фантастические представления о мире, об управ-

ляющих им богах и духах. В первобытной мифологии обычно рассказы-

валось о картине мира, о происхождении его элементов. Генетически

и структурно мифы тесно связаны с обрядами.

Отделение от ритуалов и десакрализация привели к превращению

мифов в сказки. К древним мифам восходят и архаичные формы герои-

ческого эпоса,в историческое время мифы широко используются как

элементы поэтического языка в широком смысле.

Самой фундаментальной категорией мифов являются мифы этиоло-

гические и космологические,описывающие творение мира, происхож-

дение людей и животных (часто в связи с тотимическими представле-

ниями), особенности рельефа различных обычаев и обрядов и т.п. На

архаической стадии творение частоизображалоськак"добывание"

культурным героем элементов природы и культуры, как их изготовле-

ние демиургом или порождением первопредком. Процесс творения мира

часто представлялсякакпревращение хаоса в космос путем посте-

пенного упорядочивания,которое сопровождалось борьбой богов или

героев с демоническими силами.Формирование космоса обычно пред-

полагало отделения неба от земли,выделение сушиизпервичного

океана, появлениетрехчастной структуры (мифы небесный,земной,

подземный) в центре которой часто помещалось мировое дерево.

ные с аграрными обрядами, рассказы об исчезающих - возвращающихся

богах и героях.

У более развитых народов древности существовалиэсхатологи-

ческие мифы, описывающие грядущую гибель космоса, за которой сле-

дует или не следует его возрождение.

В мифах наряду с космическими темами разрабатывались и такие


биографические мотивы,как рождение, происхождение, брак, смерть

мифических героев.Мифические сказания могут складываться и вок-

руг исторических лиц.

4. Миф и религия.

Миф - не специально религиозное создание.

Религия и мифология - обе живут самоутверждением личности.

Всякая религия-таили иная попытка утвердить личность в

бытии вечном,связать ее с абсолютным.Религияхочетспасения

личности и это,прежде всего, определенного рода жизнь. Но она -

не мировоззрение.Религия - осуществленностьмировоззренияве-

щественная субстанция морали.

Мифология же не должна быть религиозной. Миф может существо-

вать без вопросов о грехопадении, спасении, оправдании, очищении.

Мифология диалектически - невозможна безрелигии,ибоона

есть нечто иное, как отраженность чистого чувства и его объектив-

ного кореллято-художественного образа - в религиозной сфере.

Религиозная философия ближе всего стоит к превращению бога в

сознательно выработанную иллюзию,поскольку онастроитсистему

гипотез, для защиты потерявших всякий кредит старых мифов и рели-

гиозных преданий.

Место ироль мифа в религиозной философии скрывает проблема

"демифилогизации". Она была выдвинута в1941г.протестантским

теологом Р.Бульт Манном. Конфликт между христианским мифом и сов-

ременной наукой "разрешается" им за счет различения вхристианс-

ком учении "благой вести",и ее мифологического облачения,сос-

тавляющего лишь внешнюю форму,приспособленнуюкмировоззрению

той историческойэпохи,когда это "весть" впервые достигает лю-

дей. Поэтому миф не имеет собственной ценности;он сохраняет или

теряет ценность в зависимости от решения верующего,для которого

миф является только символом, открывающим путь к Богу.

Специфика совмещениямифаи философии в рамках религиозной

философии, как и философия религии,нуждается в глубоком итща-

тельном исследовании.

5. Миф XX века.

Миф, т.е. специфически обобщенные отражения действительности

выступающие вформечувственныхпредставлений и фантастических


одушевленных существ,всегда играл значительную роль в религии и

религиозной философии.

Для XX века большое значение приобретаетполитическиймиф,

ведущий к санкранизации государства,"нации", расы", и т.д., что

с наибольшей полнотой появилось в идеологии фашизма.Причемис-

пользуемый миф оказывается то традиционно религиозным,как древ-

негерманская мифология;то сконструированным в рамках буржуазной

философии; тодемагогическиабсолютизированнойреальнойобщ-

ностью, как "нация", "народ" и др.

Некоторые особенностимифологического мышления могут сохра-

няться в массовом сознании наряду с элементами философского и на-

учного знания, строгой научной логикой.

При некоторых условиях массовое сознание может служитьпоч-

вой дляраспространения"социального" или "политического" мифа,

но в целом мифология как ступень сознания исторически изжиласе-

бя. В развитом цивилизованном обществе мифология может сохранять-

ся не только фрагментарно, спорадически на некоторых уровнях.

Различные формы общественного сознания и после окончательно-

го выделения из мифологии продолжали пользоваться мифом как своим

"языком", расширяя и по новому толкуя мифологические символы.

В частности, в XX веке наблюдается также сознательно обраще-

ние некоторыхнаправленийлитературыкмифологии(Дж.Джойс,

Т.Манн, Ж.Котто и др.),причем имеетместокакпереосмысление

различных традиционныхмифов,таки мифотворческтво - создание

собственных поэтических символов.

.

6. Библиография.

1. Философский энциклопедический словарь.Под ред. Л.Ф.Иль-

ичева.: М.:"Советская энциклопедия",1983.

2. Философия. Под ред. Ю.С.Кохановского - М.:"Феникс",1995

3. Введение в философию Под ред.И.Т.Фролова в 2-х частях -

М.:Политиздат, 1989

4.Андреев Ю.В.Поэзиямифаипроза истории.- Л.:Лениз-

5. Современнаябуржуазнаяфилософияирелигия.Под ред.

А.С.Богомолова. - М.:Политиздат, 1977

6. Варшавский А.С.В поисках предков: происхождение челове-

М.:Московский рабочий, 1982

7. ИтсР.Ф.Шепотземли и молчание неба.Этнографические

этюды о традиционных народных верованиях. - М.:Политиздат, 1990

8. Кант М. Соч. в 6-ти т. - М.:Наука, 1966

9. Кубланов М.М.Возникновение христианства.- М.:Политиз-

10. Лосев А.Ф. Из ранних произведений. - М.:"Правда", 1990

11. Левада Ю.А. Социальная природа религии. - М.:Политиздат,

12. Соловьев В. Соч. в 2-х т. - М.:"Наука", 1988

13. Спиркин А.Г. Основы философии. - М.:Политиздат, 1988

14. Степалянц Н.Т. Лотос на ладонях. Заметки о духовной жиз-

ни индейцев. - М.:"Наука", 1971

15. Тахо-Годи А.А. Три письма А.Ф.Лосева "Вопросы философии"

16. Тайлор Э.Б.Первобытная культура: пер. с англ. - М.:По-

литиздат, 1989

17. Федосеев П.Н.Философия и научное познание.- М.:"Нау-

18. ХлопинИ.Н.Ачто было до потопа?Исторические корни

древнейших мифов человечества. - Л.:Лениздат, 1990

19. Шаляпин Ф.И. Маска и душа. - М.:Правда, 1989

20. Шпег Г.Г. Сочинения. - М.:"Наука", 1989

А.Ф.Лосев: Из ранних произведений. - М.:Правда,1990.с.403

А.Ф.Лосев: Из ранних произведений. - М.:Правда,1990.c.416

А.Ф.Лосев: Из ранних произведений. - М.:Правда,1990.c.459


А.Ф.Лосев: Из ранних произведений. - М.:Правда,1990.c.529

А.Ф.Лосев: Из ранних произведений. - М.:Правда,1990.c.535

Истори́ческая жи́вопись — жанр живописи, берущий свое начало в эпоху Ренессанса и включающий в себя произведения не только на сюжеты реальных событий, но также мифологические, библейские и евангельские картины.

Миф о Георгии Победоносце.

Гео́ргий Победоно́сец (Свято́й Гео́ргий, Каппадоки́йский, Лиддский, Его́рий Хра́брый. Реальность существования святого Георгия, как и многих раннехристианских святых, находится под вопросом. Согласно преданию, святой Георгий захоронен в городе Лод (в прошлом Лидда), в Израиле.

Одним из самых известных посмертных чудес святого Георгия является убийство копьем змея (дракона), опустошавшего землю одного языческого царя в Бейруте. Как гласит предание, когда выпал жребий отдать на растерзание чудовищу царскую дочь, явился Георгий на коне и пронзил змея копьем, избавив царевну от смерти. Явление святого способствовало обращению местных жителей в христианство.

Этот миф изобразил на своей картине итальянский живописец, представитель Раннего Возрождения Паоло Уччелло.
Легенда о битве святого Георгия с драконом - один из популярнейших сюжетов в истории мировой живописи. Многие художники прославляли подвиги святого, но работа Учелло выделяется среди них - все элементы этой сложной композиции - благородный рыцарь на вздыбленном белом, прекрасная принцесса, омерзительное чудовище, дикий пейзаж, неспокойное небо - как нельзя более гармонично соотносятся друг с другом.

Паоло Уччелло. «Битва Св. Георгия со змием»


Легенда о Святом Георгии нашла свое отражение в иконописи.


Иконописный подлинник приводит следующее пространное описание сюжета, который должен быть изображён на иконе:
Однако в большинстве случаев на иконах изображают сокращённую композицию: конный воин поражает копьём змия, а с небес его благословляет Христос или его рука. Иногда над главой Георгия изображают ангела с венцом в руках. Город на иконах обычно изображают в виде башни. Отличительной чертой русских икон, изображающих этот сюжет, является то, что Георгий поражает дракона копьем не в глаз, как в западной живописи, а в пасть.
В иконописи сюжет чуда Георгия о змие представлен как мистическая битва между добром и злом.

Новгородская икона XV века.

Геральдика. Георгий Победоносец со времён Дмитрия Донского считается покровителем Москвы, поскольку город был основан тезоименным ему князем Юрием Долгоруким. Изображение всадника, поражающего копьем змия, с рубежа XIV—XV веков появляющееся в московской геральдике. Во время правления Ивана III изображение всадника-змееборца утвердилось как герб Московского княжества. В 1710-х годах первым всадника на московском гербе назвал святым Георгием Пётр I.


Задание: выполнить изображение мифологического животного (дракона).

История и мифы. Для народов архаической культуры, не имеющих собственно исторических текстов, мифологические источники при всей их неполноте и неточности восполняют (хотя и в специфической форме) исторические источники, помогают в решении задач истории как познания. Велико значение мифопоэтической традиции и для эпох, когда существует и развитая историческая традиция, и совокупность мифологических описаний, пытающихся моделировать новый для мифопоэтического сознания исторический материал - описание "извне" и "изнутри" (автоописание); ср. научно-исторические описания ряда африканских, индейских, австралийских, некоторых азиатских традиций и имеющиеся в них собственные автоописания, без учёта которых остаются в тени многие важные стимулы, определяющие развитие данной традиции, а также сама историческая реальность, осознаваемая носителями этой традиции.
Проблема соотношения истории (как науки) и мифа наиболее важна для эпохи, когда начинают появляться первые исторические описания, но ещё продолжают господствовать старые мифопоэтические схемы и соответствующие тексты, преимущественно космологического содержания. При этом необходимо отличать историю как науку о человеческих деяниях в прошлом от созданной на Древнем Востоке теократической квазиистории (прежде всего о божественных деяниях) и от мифа, где при сохранении квазивременной формы человеческие деяния игнорируются почти полностью.
Связь исторического с мифологическим, Истории и мифов , несомненна уже для космологических текстов (см. ). Ряд их особенностей оказал существенное влияние на структуру и содержание раннеисторических текстов. Среди этих особенностей: построение текста как ответа на вопрос (обычно целой серии вопросов и ответов, исчерпывающей тему - состав вселенной); членение текста, заданное описанием событий (составляющих акт творения), которое соответствует последовательности временных отрезков с непременным указанием ; описание последовательной организации пространства (в направлении извне вовнутрь); введение операции порождения для перехода от одного этапа творения к следующему; последовательное нисхождение от космологического и божественного к "историческому" и человеческому; как следствие предыдущего - совмещение последнего члена космологического ряда с первым членом исторического (хотя бы квазиисторического) ряда (на стыке этих двух рядов выступает нередко первый культурный , завершающий устроение космоса - обычно уже в узкоземном масштабе - и открывающий данную культурно-историческую традицию актом установления норм социального поведения); указание правил социального поведения и, в частности, нередко - правил брачных отношений для членов коллектива и, следовательно, схем родства.
Уже в мифопоэтических текстах наряду с собственно космологическими схемами и схемами системы родства и брачных отношений выделяются схемы мифоисторической традиции. Они состоят обычно из мифов и того, что условно называют "историческими" преданиями. Современные исследователи нередко ошибаются или сомневаются в правильности установления границ между мифом и историческим преданием, хотя сами носители традиции, как правило, не затрудняются в их разграничении. По-видимому, прав английский этнограф Б. Малиновский, который связывает "исторические" предания с участием в них человеческих существ, подобных носителям данной традиции, и с событиями, охватываемыми актуальной памятью коллектива (собственная память рассказчика, память поколения отцов, генеалогические схемы и т.п.). В мифе, в отличие от "исторического" предания, случаются и такие события, которые немыслимы ни в каких других условиях (напр., легко осуществляются самые различные превращения: изменения тела, превращения человека в животное, переходы из одной сферы в другую). Для вопроса о соотношении Истории и мифов важно отметить различия и между другими видами "нарративной" прозы. Так, Э. Сепир, изучавший соотношение мифа и легенды у американских индейцев нутка, пришёл к выводу, что оба эти жанра признаются сообщениями об истинных событиях, но миф относится к туманному прошлому (см. Время мифическое ), когда мир выглядел совсем иначе, чем теперь; легенда же, напротив, имеет дело с историческими персонажами; она относится к определённому месту и племени, связана с событиями, обладающими актуальной ритуальной или социальной значимостью. Более сложная картина при четырёхчленной схеме "нарративов": сказка, миф, историческое предание, священная история, которые, однако, можно определить с помощью двух пар признаков - "сказочный" - несказочный" и "сакральный" - "несакральный" (сказка сказочна и несакральна; миф сказочен и сакрален; историческое предание несказочно и несакрально; священная история несказочна и сакральна). Исследования в этой области (Э. Сепир, Б. Малиновский, В. Сюдов, К. Скотт Литлтон, У. Бэском, Ж. Вансина и др.) помогают не только дифференцировать разные жанры внутри прозы, но и выстраивают цепь типологически возможных переходов между мифологическим и историческим повествованием (ср. такие промежуточные формы, как воспоминание, хроникальные заметки, свидетельские показания, рассказы о происхождении, которые непосредственно примыкают к историческим описаниям, но в своих истоках восходят к мифопоэтической традиции). С мифом, с одной стороны, и с историческими текстами - с другой, связаны и агиографические легенды и - шире - проблема "историзации" агиографических легенд и "мифологизации" ("деисторизации") исторических текстов, вплоть до биографий реальных исторических лиц.
В первых образцах "исторической" прозы (хотя бы в условном понимании этой историчности) "историческими" признаются только "свои" предания, а предания соседнего племени квалифицируются как лежащие в мифологическом времени и, следовательно, как мифология. За пределами периода, охватываемого актуальной памятью (для бесписьменных традиций обычно не более семи поколений), всё прошлое недифференцированно лежит в одной плоскости без различия более или менее удалённых от времени рассказчика событий.
Когда в 1-м тыс. до н.э. широкий народов, от Средиземноморья до Тихого океана, частично переживал период возникновения классового общества и государства, впервые обнаружился кризис мифопоэтических установок. Космологические схемы в их традиционной форме не могли удовлетворительно описывать и объяснять новые явления. Поскольку старая космологическая традиция описывала лишь часть ситуаций, требующих объяснения, нужно было выработать новые типы описания, которые включали бы в себя и эти новые явления. Совершается переход от космологических текстов и этиологических мифов (а также от прежних квазиисторических текстов) к раннеисторическим описаниям, в которых постепенно складывается исторический взгляд на мир (сначала почти не отделимый от мифопоэтического взгляда, потом альтернативный по отношению к нему и, наконец, отрицающий его полностью), и, следовательно, история как наука в её первых вариантах. Раннеисторические тексты ещё отражали многие особенности текстов космологического периода. В частности, они усвоили от старой традиции построение, предполагающее ответ на некую серию вопросов. В этом смысле зачин " повести времянных лет. Откуда есть пошла русская земля. Кто в Киеве начал переве княжити и откуда русская земля стала есть" имеет за собой длительную традицию. Иногда в раннеисторических сочинениях вопросно-ответная форма становится только стилистическим приё (напр., нередко в ирландских сагах) или локализуется лишь в определённых местах текста (кит. "Го юй", "Речи Царств"). Обилие диалогов в раннеисторических описаниях, вероятно, объясняется (хотя бы отчасти) следованием старой вопросно-ответной композиции (например, чередование их в кит. "Щуцзин", "Книге истории"). Геродот прибегает к диалогам (иногда в форме вопросов и ответов) и тогда, когда описывает события, свидетелем которых он не мог быть и о которых ему никто не мог рассказать как очевидец; подлинные же диалоги, обращения, речи и т.п., известные Геродоту, или вовсе не приводятся им, или даются в изменённой форме. Само раннеисторическое описание обычно строилось как ответ, который необходимо найти. Для этого нужно было совершить определённые операции над текстом (напр., метод рационалистической интерпретации мифов Геродотом или метод обратных умозаключений Фукидида). Поиск ответа во многом ещё сохраняет связи с процедурой получения ответа в ритуалах, соответствующих космологическим текстам.
Понимание времени и пространства в раннеисторических описаниях также сохраняет несомненные связи с мифопоэтической традицией. И Геродот, и Фукидид, и Полибий ещё разделяют, например, циклическую концепцию времени, отсюда - несостоятельность геродотовской хронологии или т.н. "логическая" хронология Фукидида. Эту концепцию авторы раннеисторических описаний пытались преодолеть путём "распрямления" последнего по времени цикла. Попытки эти выражались, в частности, в составлении списков, в которых упорядоченные в отношении друга элементы так или иначе соотносились с хронологией (древнейшие образцы - остатки древнеегипетской летописи, сохранённые "Палермским камнем", 25 в. до н.э., ассирийские списки эпонимов, т.н. лимму, 12-7 вв. до н.э., и особенно древнекитайские тексты исторического характера - история данного царствования, династии, анналы, родовые таблички - с именами предков и датами их жизни, появляющиеся в чжоуский период, и т.д.). Античная раннеисторическая традиция также богата списками, соотносимыми с временной осью (генеалогические поэмы типа "Коринтиака" Евмела, погодные официальные записи, наконец, "Генеалогии" логографов - Гекатея Милетского и др.). При этом генеалогии могли трансформироваться в хронологические ряды. Индийская генеалогическая традиция, начинающаяся с пуран (канонические тексты индуизма) и текстов квазиисторического жанра "Итихаса" (собств. - "история") и особенно глубоко укоренённая в мифологическом материале, сохраняется кое-где в Индии (нередко тайно) до сих пор. Генеалогисты не только составляют списки, позволяющие восстановить локальную историю на протяжении трёх-четырёх веков, но и заполняют - в основном мифологическим материалом - временную лакуну между мифологической "эпохой творения" и первопредков и историей последних 3-4 вв. В последнее время вскрыто немало генеалогических традиций в Океании, Африке, отчасти в Южной, Центральной и Северной Америке.
Работам генеалогического типа соответствуют сочинения географического характера, в которых описания часто начинаются с объектов космологического пространства. Таким образом, при переходе от космологической традиции к исторической, от мифа к истории, "время" и " " (и соответствующие им персонифицированные и деифицированные объекты типа Крона, Геи, Урана и т.п.) из участников мифа, космологической драмы превратились в рамки, внутри которых и развёртывается исторический процесс. Такая трансформация категорий времени и пространства могла стать возможной при условии десакрализации этих понятий и усвоения более свободных правил оперирования ими в новой области - истории. К числу раннеисторических сочинений, которые в наибольшей степени способствовали утверждению исторического взгляда, принадлежат, во-первых, те, в которых автор сосредоточивает своё внимание на нескольких разных традициях (древнегреческий логограф Гелланик с его хронологической схемой всеобщей истории ряда различных стран или Сыма Цянь, чьи "Исторические записки" были первой сводной историей Китая), и, во-вторых, те, в которых автор, напротив, ограничивает себя узким фрагментом описания (ср. историю Пелопоннесской войны Фукидида или кит. "Историю Ранней династии Хань" семьи Бань). В обоих случаях достигается максимальное удаление от сферы сакрального и, в частности, от мифа: хотя миф находит себе место и в этих сочинениях, но он уже не играет определяющей роли в общей концепции, становясь эпизодом, деталью, элементом стиля.
Космологические концепции в известной мере задали "ритм" и направление раннеисторическим описаниям. Так, описывая историю городов, государств, династий, цивилизаций, историки пользовались перешедшими из космологической сферы (где первоначально появились) понятиями рождения, роста, деградации и смерти как удобной схемой описания, в которой сами эти процессы уже не воспринимались в качестве сакрализованных элементов космологической мистерии. Первые истории чаще всего строятся как описания царств (ср. древнекитайскую традицию) и войн, которые выступают историческим аналогом космологических конфликтов; одно из излюбленных начал раннеисторических описаний - основание города (напр., Рима у Тита ) - не только сочетает ещё в себе миф и историю, но и косвенно отражает тему космологического творения. Наследием мифа в истории является и фигура родоначальника, основателя исторической традиции, которую часто относят и к мифу, и к истории или же вообще сомневаются в её реальности (Рем и Ромул у римлян или , Чех, и т.п. у славян).
Ещё у Геродота, как и у ряда других историков, свобода действий исторических персонажей мнима: они лишь исполнители воли участников космологического действия (то же - вся средневековая "провиденциалистская" традиция). Выработка понятия причинности применительно к истории и соединение его с идеей движения во времени более всего способствовали становлению истории как научной дисциплины и историзма как мировоззренческой конструкции. И в этом исключительны заслуги Фукидида (постоянные ссылки Геродота на всесилие закона, детерминированность исторических событий имели мало общего с представлением о естественных и доступных постижению причинах).
В ранних исторических описаниях сохраняются следы космогонической "порождающей схемы", которая переносится ныне на область, до сих пор рассматривавшуюся как нечто статическое, аморфное, недифференцированное и не заслуживающее особого внимания (т.е. на историю человека). Направление движения истории оказывалось, как правило, нисходящим (ср. наибольшую сакральность именно " " акта творения в космогонической схеме, когда только что созданную вселенную характеризовали абсолютная целостность и гармония). В широко распространённых представлениях о четырёх веках первый рассматривался как золотой век , а последний как самый плохой и безнадёжный (железный век гесиодовских "Трудов и дней", калиюга древнеиндийских концепций). Впрочем, известны и инвертированные варианты, в которых золотой век помещался в конце и увенчивал весь развития (разного рода хилиастические концепции).
Ранние образцы исторических трудов возникли (напр., в древнегреческой традиции) как жанр повествовательной литературы, теснейшим образом связанной с эпосом, мифологические основы которого не вызывают сомнений (см. ). Широкое включение в историческое повествование фольклорного (в частности, сказочного) материала - одна из характерных особенностей трудов логографов или Геродота. Римская историографическая традиция, многими узами связанная с восхвалениями при похоронном обряде (laudatio funebris) и её позднейшим продолжением в виде жизнеописания усопшего, также коренится в фольклорных источниках (ср. многие черты фольклорной стилистики у Тацита). То, что раннеисторические описания (особенно у Геродота) включают в себя большое количество мифологического и фантастического материала (пусть даже в рационалистической обработке), постоянные сообщения о затмениях, землетрясениях, о вмешательстве слепого случая (Тихе), о роли предзнаменований и т.п., - позволяет рассматривать эти описания как прямое наследие мифопоэтической традиции (Аристотель называет Геродота "мифологом" - mytologos). Но, конечно, нельзя забывать и о тех способах "рационализации" мифа, дифференциации собственно исторического и новеллистического материала, позволивших Геродоту совершить переход от мифологии к истории. Исторические условия, в которых складывались эпические традиции, могли сильно разниться между собой и порождать тексты, в которых соотношение мифологического и исторического очень различно. Так, сплошь мифологизированные древнеиндийские эпические поэмы ("Махабхарата", "Рамаяна") или пураны противостоят сильно "историзированным" испанской "Песни о моём Сиде" или исландским королевским или родовым сагам.
Эмансипация истории от мифа происходила не только в текстах, утративших свою сакральность и со временем давших начало науке истории, но и внутри старых мифопоэтических и религиозных традиций. Так, иранский вариант подступа к истории, отразившийся в историософии маздеизма и манихейства, характеризуется созданием квазиисторической схемы, укоренённой, однако, в самых недрах космологического мировоззрения с сохранением всей системы сакральных ценностей [особенно важен гипертрофированный интерес к самой проблеме времени (ср. образ Зервана ), к его периодизации и эволюции, к связи с ним основных сил творения - как положительных, так и отрицательных]. Вклад иудаизма в переход от мифа к истории (см. ) состоял в "декосмологизации" бога (который вышел из чисто природной сферы и полнее проявляется в истории, чем в космологии) и царя (который утрачивает свои космологические связи и, став не более чем наследственным вождём, включается в сеть чисто исторических отношений). Особенно радикальный вариант выхода из мифа в историю был предложен христианством. впервые и полностью поместила бога в историческое время, настаивая на историчности Иисуса Христа , пострадавшего во время Понтия Пилата. Утверждается взгляд, согласно которому человек живёт не в сфере мифа и космологии, а в истории. Какие бы варианты соотношения истории и мифа ни предлагались в более поздних исследованиях (в т. ч. и современных), в настоящее время не подлежат сомнению как суверенность и независимость Истории и мифов (соответственно - историзма и мифопоэтического мировоззрения), так и их глубинные генетические связи.

Лит.: Лурье С. Я., Геродот, М. - Л., 1947; Xойслер A., Германский героический эпос и сказание о Нибелунгах, пер. с нем., М., I960; Менендес Пидаль Р., Избранные произведения, пер. с исп., М., 1961; Mелетинский Б. М., Происхождение героического эпоса, М., 1963; его же, Поэтика мифа, M., 1076; Стеблин-Каменский М. И., Мир саги, Л., 1971; Гуревич А. Я., История и сага, М., 1972; его же, Категории средневековой культуры, [М., 1972]; Топоров В. Н., О космологических источниках раннеисторических описаний, в кн.: Труды по знаковым системам, т. 6, Тарту, 1973; Соrnford F. M., Thucydides mythistoncus. L., 1907; Dе1ehaye H., Les lйgendes hagiographiques, 2 йd., Brux., 1906; его же, La mйthode historique et l"hagiographie, Brux., 1930 (Bulletin de la Classe des Lettres et des Sciences morales et politiques Acadйmie Royale de Belgique, 5 sйrie, t. 16, No 5-7); Gennep A. van, La formation des lйgendes, P., 1910; Lowle R. H., Oral tradition and history, "Journal of American Folklore", 1917, v. 30; Aly W., Volksmдrchen, Sage und Novelle bei Herodot und seiner Zeitgenossen, 2 Aufl., Gott., 1969; Pargiter F. E., Ancient Indian historical tradition, L., 1922; Buck P. H. (Te Rangi Hiroa), The value of tradition in Polynesian research, "Journal of the Polynesian Society", 1926, v. 35; Hocart A. M., Kings and councillors, Cairo, 1936; Liestol К., The origin of the Icelandic family sagas, Oslo, 1930; Piddington R., The evidence of tradition, в кн.: Williamson R. W., Essays in Polynesian ethnology, Camb., 1939; Sydow W. von, Kategorien der Prosa-Volksdichtung, в кн.: Selected Papers on Folklore, Cph., 1948; Frankfort H., Kingship and the Gods, ; Myres J. L., Herodotus - father of history, Oxf., 1953; Newman L. F., Folklore and history, "Man", 1954, v. 54; Roberton J. B. W., Genealogies as a basis for Maori chronology, "Journal of the Polynesian Society", 1956, v. 65, No 1; Meуerson I., Le temps, la mйmoire, l"histoire, "Journal de Psychologie normale et pathologique", 1956, annйe 56, No 3; Firth R., We, the Tikopia. A sociological study of kingship in primitive Polynesia, 2 ed., L., 1957; Shah A. M., Schroff R. G., The Vahivanca Bдrots of Gujarat: a caste of genealogists and mythographers, "Journal of American Folklore", 1958, v. 71, No 281; Lйvi-Strauss C., Race et histoire, P., ; Vansina J., La valeur historique des traditions orales, "Folia scientifica Africae Centrahs", 1958, v. 4, No 3; Sapir E., Indian le gends from Vancouver Island, "Jornal of American Folklore", 1959, v. 72; Воwrа С. M., Heroic poetry, L., 1961; Hal1berg P., The Icelandic saga, Linkoln, 1962; Weiss P., History: Writ ten and lived, Carbondale, 1962; Molй M., Culte, mythe et cosmologie dans l"Iran ancien, P., 1963; Chambard J.-L., La Pothl du Jaga ou le registre secret d"un gйnйalogiste du village en Inde Centrale, "L"Homme", 1963, v. 3, No 1; Honko L., Memorates and the Study of folk beliefs, "Journal of the Folklore Institute", 1964, v. 1; Dorson R., Oral tradition and written history, там же; Edsman C.-M., Histoire et religion, "Temenos", 1965, v. 1; Littleton С. S., A two-dimensional scheme for the classification of Narratives, "Journal of Amen can Folklore", 1965, v. 78; Вasсоm W., The forms of folklore. Prose narratives, там же; Pentikдinen J., Grenzprobleme zwischen Memorat und Sage, "Temenos", 1968, v. 3; Dumйzil G., Mythe et Epopйe, v. 1-3, P., 1968-73; Vernant J. P., Mythe et pensйe chez les grecs, 2 йd., P., 1969.

Урок ИЗО по теме «Исторические темы и мифологические темы в искусстве разных эпох» был проведён в 8 классе в 2011-2012 учебном году в рамках краевой тематической Недели искусства «Весна искусств». Автор разработки - учитель ИЗО Кузнецова Светлана Юрьевна.

Цели: развитие навыков восприятия произведений изобразительного искусства, ознакомление с героизмом русского народа на примере былинных богатырей.

Оборудование: презентация, мультимедийное оборудование.

Ход урока.

1. Организационная часть.

2. Сообщение новых знаний.

Произведение искусства, написанное любыми красками, называется живописью. (Акварель, гуашь, масляные краски, темпера). Живопись делится на станковую и монументальную. Художник пишет картины на холсте, натянутом на подрамнике и установленном на мольберте, который так же можно назвать станком. Отсюда и название - "станковая живопись". Монументальная живопись - это большие картины, которые пишут не на холстах и не на других материалах, а на стенах зданий - внутренних или наружных. В зависимости от помещения, материала стены, температуры, влажности воздуха и других технических факторов роспись традиционно делалась либо в виде фрески (водо-растворимыми пигментами по сырой штукатурке), либо темперно-клеевыми красками (пигментами, замешанными на яйце или казеиновом клее), либо красками на расплавленном воске (энкаустикой), либо масляными красками по сухой штукатурке. Ещё один вариант — живопись на деревянной панели или на холсте, который затем наклеивался на стену.

Исторически в монументальном искусстве наибольшее распространение получили фрески и темперно-клеевая живопись. С 70-х годов прошлого века масляные краски, применяемые в Европе для росписи и колеровки стен, были окончательно вытеснены водостойкой темперой. Она лучше пропускает воздух, её можно мыть, в помещении темпера экологичнее масляных покрытий. Начиная с 50-х годов нынешнего столетия, художники взяли на вооружение водоэмульсионные, водно-дисперсные и акриловые краски как наиболее стойкие, лёгкие в приготовлении, быстросохнущие, хотя и до сих пор недешёвые. Живопись на стенах по сырой штукатурке (именно в этом и заключается смысл фрески) пришла к нам еще из II тысячелетия до н. э., когда расцвет Эгейской культуры достиг своего пика. Наибольшей популярностью фреска пользовалась в эпоху Возрождения.

Мозаичное искусство.

Искусство мозаики берет свое начало в монументальной живописи - она всегда была связана с архитектурой, мозаикой украшали стены и потолки дворцов и храмов. Сегодня же - время второго рождения мозаики: ее все чаще можно увидеть в самых различных по назначению помещениях: бассейнах, выставочных залах, холлах отелей, кафе, магазинах и, конечно - в новых домах и квартирах.

История мозаики начинается в Древней Греции. В Древнем Риме и Византии это искусство получило весьма широкое распространение, после чего было надолго забыто и возродилось лишь в середине XVIII века. Возникновение самого слова "мозаика" окутано тайной. По одной из версий оно происходит от латинского слова «musivum» и переводится как «посвященная музам». По другой версии - это всего лишь «opus musivum», то есть одна из разновидностей кладки стены или пола из мелких камешков. В эпоху поздней Римской империи мозаику уже можно встретить практически везде - и в частных домах, и в общественных сооружениях. По большей части мозаикой отделывают пол, на стенах же предпочтение отдают фрескам. В результате рождаются нарядные и по-настоящему величественные пространства, достойные знати. Римские мозаики выкладывались из маленьких кубиков смальты - непрозрачного и очень плотного стекла или камня. Иногда использовали также гальку и мелкие камешки.

Техники живописи

Темпера (итал. tempera, от temperare — смешивать краски) — краски, приготовляемые на основе сухих порошковых натуральных пигментов и(или) их синтетических аналогов, а также живопись ими. Связующим веществом темперных красок служат эмульсии — натуральные (разбавленный водой желток цельного куриного яйца, соки растений, редко — только во фресках — нефть) или искусственные (высыхающие масла в водном растворе клея, полимеры). Темперная живопись многообразна по приёмам и фактуре, она включает в себя как гладкое, так и густое пастозное письмо.

Темперные краски — одни из древнейших. До изобретения и распространения масляных красок темперные краски были основным материалом станковой живописи. История использования темперных красок насчитывает более 3 тысяч лет. Так, знаменитые росписи саркофагов Египетских фараонов выполнены темперными красками. Темперной в основном была станковая живопись византийских мастеров. В России техника темперного письма была преобладающей в искусстве вплоть до конца XVII века.

В настоящее время промышленным способом изготавливаются два вида темперы: казеин-масляная и поливинилацетатная (ПВА).

Исторический и мифологический жанры в искусстве XVII века.

Исторический жанр начал складываться в итальянском искусстве эпохи Возрождения - в батально-исторических произведениях П. Уччелло, картонах и росписях А. Мантеньи на темы античной истории, трактованных в идеально-обобщенном, вневременном плане композициях Леонардо да Винчи, Тициана, Я. Тинторетто.

В 17-18 веках в искусстве классицизма исторический жанр выдвинулся на первый план, включив в себя религиозные, мифологические и собственно исторические сюжеты; в рамках этого стиля оформились как тип торжественной историко-аллегорической композиции (Ш. Лебрен), так и полные этического пафоса и внутреннего благородства картины, изображающие подвиги героев античности (Н. Пуссен). Поворотным пунктом в становлении жанра стали в 17 веке произведения Д. Веласкеса, внесшего в изображение исторического конфликта испанцев и голландцев глубокую объективность и человечность, П.П. Рубенса, свободно соединившего историческую реальность с фантазией и аллегорией, Рембрандта, опосредованно воплотившего воспоминания о событиях нидерландской революции в исполненных героики и внутреннего драматизма композициях.

Во 2-й половине 18 века, в эпоху Просвещения, историческому жанру придается воспитательное и политическое значение: картины Ж.Л. Давида, изображающие героев республиканского Рима, стали воплощением подвига во имя гражданского долга, прозвучали как призыв к революционной борьбе; в годы Французской революции (1789-1794) художник изображал ее события в героически-приподнятом духе, уравняв тем самым действительность и историческое прошлое. Тот же принцип лежит в основе исторической живописи мастеров французского романтизма (Т. Жерико, Э. Делакруа), а также испанца Ф. Гойи, насытивших исторический жанр страстным, эмоциональным восприятием драматичности исторических и современных общественных конфликтов.

Героизм русского народа. Былинные богатыри - защитники земли русской.

Произведения искусства, как и люди, имеют свою судьбу и свою биографию. Многие из них сначала принесли славу и известность своим создателям, а потом бесследно улетучились из памяти потомков. Творчество Виктора Михайловича Васнецова принадлежит к счастливым исключениям в искусстве, рожденные художником живописные образы входят в нашу жизнь с самого детства. С возрастом их могут сменять другие увлечения, появляются новые властители дум, но полотна В. Васнецова никогда не вытесняются полностью, наоборот - еще больше уплотняются в человеческой памяти. В поисках возвышенных чувств художник обращается к русской седой старине - былинам и сказкам. Былинная богатырская тема проходит через все творчество В.М. Васнецова, в минувшем прошлом он находит отклики на тревоги и чаяния окружающей его современной ему жизни. Полон глубокого смысла образ витязя, в раздумье остановившегося у трех дорог.

Апофеозом русской богатырской славы являются "Богатыри", в которых В. Васнецов выразил свое возвышенно-романтическое и в то же время глубоко гражданское понимание идеала национальной красоты русского народа. Для своего произведения художник выбирает самых известных и любимых народом витязей.

"Бой скифов со славянами" (1881). Богатырская тема. Эта тема - важнейшая для Васнецова, он не оставлял ее всю жизнь. Его и самого, обыгрывая приверженность к "богатырским" образам, называли "истинным богатырем национальной живописи".

Развитие навыков восприятия произведений изобразительного искусства.

Использовать программу «Азбука искусства».

3. Практическая работа.

Рисование по мотивам былинных героев.

4. Заключительная часть

Первые главы книги, которую вы держите в руках, дают общее представление о том, что такое миф и мифология, о классификации мифов и истории изучения мифологии. Дальнейшие главы повествуют об особенностях мифологических представлений разных народов: древних славян, скандинавов, кельтов, египтян, индийцев, иранцев, китайцев, японцев, американских индейцев и австралийских аборигенов. Особое внимание в книге уделено античной мифологии (греческой и римской). Однако следует отметить, что каждая из описанных мифологических систем обладает неповторимым своеобразием и поэтому по-своему интересна.

    ВВЕДЕНИЕ. ЧТО ТАКОЕ МИФ И МИФОЛОГИЯ? 1

    РАЗВИТИЕ МИФОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ 1

    КАКИЕ БЫВАЮТ МИФЫ 3

    ИЗУЧЕНИЕ МИФОЛОГИИ 6

    МИФОЛОГИЯ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА 8

    МИФОЛОГИЯ ДРЕВНЕГО ДВУРЕЧЬЯ (ШУМЕРО-АККАДСКАЯ МИФОЛОГИЯ) 15

    МИФОЛОГИЯ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ 24

    РИМСКАЯ МИФОЛОГИЯ 38

    ИНДИЙСКАЯ МИФОЛОГИЯ 45

    ИРАНСКАЯ МИФОЛОГИЯ 56

    СЛАВЯНСКАЯ МИФОЛОГИЯ 62

    КЕЛЬТСКАЯ МИФОЛОГИЯ 72

    ГЕРМАНО-СКАНДИНАВСКАЯ МИФОЛОГИЯ 83

    КИТАЙСКАЯ МИФОЛОГИЯ 89

    ЯПОНСКАЯ МИФОЛОГИЯ 95

    МИФОЛОГИЯ ИНДЕЙЦЕВ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АМЕРИКИ 101

    МИФОЛОГИЯ ИНДЕЙЦЕВ ЮЖНОЙ АМЕРИКИ 106

    МИФОЛОГИЯ АВСТРАЛИИ 110

    ИЛЛЮСТРАЦИИ 113

Елена Владимировна Доброва
Популярная история мифологии

ВВЕДЕНИЕ. ЧТО ТАКОЕ МИФ И МИФОЛОГИЯ?

С мифами и легендами древних народов мы знакомы со школьной скамьи. Каждый ребенок с удовольствием перечитывает эти древние сказки, повествующие о жизни богов, чудесных приключениях героев, происхождении неба и земли, солнца и звезд, зверей и птиц, лесов и гор, рек и морей и, наконец, самого человека. Для ныне живущих людей мифы действительно представляются сказками, и мы даже не задумываемся над тем, что много тысячелетий назад их создатели верили в абсолютную истинность и реальность этих событий. Не случайно исследователь М. И. Стеблин-Каменский определяет миф как "повествование, которое там, где оно возникало и бытовало, принималось за правду, как бы оно ни было неправдоподобно".

Традиционное же определение мифа принадлежит И. М. Дьяконову. В широком смысле мифы – это прежде всего "античные, библейские и другие старинные сказки о сотворении мира и человека, а также рассказы богов и героев – поэтические, иной раз причудливые". Причина такой трактовки вполне объяснима: именно античные мифы были включены в круг знаний европейцев гораздо раньше остальных. Да и само слово "миф" имеет греческое происхождение и в переводе на русский язык означает "предание" или "сказание".

Античные мифы представляют собой высокохудожественные литературные памятники, которые практически в неизменном виде дошли до наших дней. Особенно широкую известность имена греческих и римских богов и рассказы о них приобрели в эпоху Возрождения (XV–XVI века). Примерно в это же время в Европу начали проникать первые сведения об арабских мифах и мифах американских индейцев. В образованной среде общества модным стало употребление имен античных богов и героев в аллегорическом смысле: под Венерой подразумевали любовь, под Минервой – мудрость, Марс был олицетворением войны, музы обозначали различные искусства и науки. Подобное словоупотребление сохранилось до наших дней, в частности в поэтическом языке, который вобрал в себя множество мифологических образов.

В первой половине XIX века в научный оборот были введены мифы таких индоевропейских народов, как древние индийцы, иранцы, германцы и славяне. Чуть позже были открыты мифы народов Африки, Океании и Австралии, которые позволили ученым сделать вывод о том, что мифология существовала практически у всех народов мира на определенной стадии их исторического развития. Изучение основных мировых религий – христианства, ислама и буддизма – показало, что и они имеют мифологическую основу.

В XIX веке создавались литературные обработки мифов всех времен и народов, было написано множество научных книг, посвященных мифологии разных стран мира, а также сравнительно-историческому изучению мифов. В ходе этой работы использовались не только повествовательные литературные источники, которые представляли собой результат более позднего развития первоначальной мифологии, но и данные языкознания, этнографии и других наук.

Изучением мифологии интересовались не только фольклористы и литературоведы. Мифы с давних пор привлекали внимание религиоведов, философов, лингвистов, историков культуры и других ученых. Объясняется это тем, что мифы представляют собой не просто наивные сказки древних, в них заключена историческая память народов, они проникнуты глубоким философским смыслом. Кроме того, мифы являются источником познания. Недаром сюжеты многих из них называют вечными, ведь они созвучны любой эпохе, интересны людям всех возрастов. Мифы способны удовлетворить не только детскую любознательность, но и стремление взрослого человека приобщиться к общечеловеческой мудрости.

Что же такое мифология? С одной стороны, это совокупность мифов, рассказывающих о деяниях богов, героев, демонов, духов и др., в которых нашли отражение фантастические представления людей о мире, природе и человеке. С другой стороны, это наука, изучающая возникновение, содержание, распространение мифов, их соотношение с другими жанрами народного творчества, религиозными представлениями и обрядами, историей, изобразительным искусством и многие другие аспекты, касающиеся природы и сущности мифов.

РАЗВИТИЕ МИФОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

Мифотворчество представляет собой важнейшее явление в культурной истории человечества. В первобытном обществе мифология была основным способом понимания мира. На самых ранних стадиях развития, в период родовой общины, когда, собственно, и появились мифы, люди стремились осмыслить окружавшую их действительность, однако реального объяснения многим явлениям природы они дать еще не могли, поэтому и сочиняли мифы, которые считаются наиболее ранней формой мировосприятия и понимания первобытным человеком мира и самого себя.

Поскольку мифология является своеобразной системой фантастических представлений человека об окружающей его природной и социальной действительности, причину возникновения мифов, а иными словами, ответ на вопрос, почему мировосприятие первобытных людей выразилось в форме мифотворчества, следует искать в особенностях мышления, характерных для сложившегося к тому времени уровня культурно-исторического развития.

Восприятие мира первобытным человеком носило непосредственно-чувственный характер. При обозначении словом того или иного явления окружающего мира, например огня как стихии, человек не дифференцировал его на огонь в очаге, лесной пожар, пламя горна и т. д. Таким образом, зарождающееся мифологическое мышление стремилось к определенного рода обобщениям и было основано на целостном, или синкретическом, восприятии мира.

Мифологические представления сформировались потому, что первобытный человек воспринимал себя неотъемлемой частью окружающей природы, а его мышление было теснейшим образом связано с эмоциональной и аффектно-моторной сферой. Следствием этого стало наивное очеловечивание окружающей природной среды, т. е. всеобщая персонификация и "метафорическое" сопоставление природных и социальных объектов .

Явления природы люди наделяли человеческими качествами. Силы, свойства и фрагменты космоса в мифах представлены как конкретно-чувственные одушевленные образы. Сам космос нередко выступает в образе живого великана, из частей которого создавался мир. Тотемические предки обычно имели двойную природу – зооморфную и антропоморфную. Болезни представлялись в виде чудовищ, которые пожирали люд-ские души, сила выражалась многорукостью, а хорошее зрение – наличием большого количества глаз. Все боги, духи и герои, подобно людям, включались в определенные семейно-родовые отношения.

На процесс осмысления каждого явления природы оказывали непосредственное влияние конкретные природные, хозяйственные и исторические условия, а также уровень социального развития. Кроме того, некоторые мифологические сюжеты заимствовались из мифологий других народов. Происходило это в том случае, если заимствованный миф соответствовал мировоззренческим представлениям, конкретным условиям жизни и уровню социального развития воспринимающего народа.

Важнейшей отличительной чертой мифа является его символизм , который заключается в нечетком разделении субъекта и объекта, предмета и знака, вещи и слова, существа и его имени, вещи и ее атрибутов, единичного и множественного, пространственных и временных отношений, происхождения и сущности. Кроме того, для мифов характерен генетизм . В мифологии объяснить устройство вещи – значит рассказать, как она создавалась, описать окружающий мир – значит рассказать о его происхождении. Состояние современного мира (рельеф земной поверхности, небесные светила, существующие породы животных и виды растений, образ жизни людей, сложившиеся социальные отношения, религии) в мифах рассматривается как следствие событий давно минувших дней, того времени, когда жили мифические герои, первопредки или боги-творцы.