Триумф и трагедии великих скрипок. Пять интересных фактов о никколо паганини

Почему одни великие скрипачи мира предпочитают играть на инструментах Страдивари, а другие на Гварнери? В чем разница между Страдивари и Гварнери?

Давайте сразу уточним, что Страдивари и Гварнери представляли собой целые семейства скрипичных мастеров и если мы заглянем в каталог итальянских скрипичных мастеров составленный Карелом Яловцем, то увидим, что фамилию Гварнери представляют десять различных мастеров, а семейство Страдивари как минимум три. Самыми знаменитыми представителями этих фамилий считаются Антонио Страдивари и Джузеппе Гварнери Дель Джезу. Считается, что в мире сохранилось около 650 скрипок работы Страдивари и примерно 140 — Гварнери.

Антонио Страдивари родился в 1644 году в Кремоне. С раннего возраста начал обучаться искусству изготовления музыкальных инструментов. Сохранилась скрипка с этикетом «Антонио Страдивари ученик Николо Амати» изготовленная великим итальянцем в возрасте 13 лет. Исследователи творчества Страдивари не пришли к единому мнению можно ли считать его учеником Амати. В 1667 году Страдивари начал работать в собственной мастерской. С ранней молодости он проявил выдающийся талант и трудолюбие, об этом свидетельствуют заказы на изготовление целых оркестров и квартетов струнно-смычковых инструментов от королей Испании, Англии, Польши. Страдивари делал не только скрипки, альты и виолончели, но и арфы, гитары, цитры. Современники считали Антонио Страдивари скупым и угрюмым. Он был невероятно богат и постоянно занят изготовлением инструментов. Возможно ему завидовали, по этому поводу сохранилась даже поговорка: «Богат, как Страдивари». Он прожил 93 года, нажил 11 детей. Только двое из его сыновей Франческо и Омобоне продолжили дело отца, но не добились значительных результатов после его смерти. На одном из самых известных инструментов Страдивари виолончели «Дюпор» (1711) с 1974 по 2007 годы играл Мстислав Ростропович, который называл его своей «любовницей». После смерти музыканта «Дюпор» был приобретён за 20 млн долларов Японской музыкальной ассоциацией.

Гварнери (Guarnieri, Guarneri или Guarnerius), знаменитая семья итальянских мастеров смычковых инструментов 17-18 вв. Самым знаменитым считается Джузеппе Гварнери (1698 - 1744 гг.), прозванный Гварнери Дель Джезу. Хотя Андреа, Пьетро Джованни (Мантуанский) и Пьетро (Венецианский) создали за свою жизнь не мало шедевров, инструменты Гварнери Дель Джезу приблизились,а по мнению некоторых музыкантов и экспертов даже превзошли скрипки Страдивари. Гварнери Дель Джезу прожил всего 46 лет. Он подписывал скрипки монограммой “IHS”, что является одним из священных знаков Христа — “Иисус Христос Спаситель”. Именно поэтому Джузеппе Гварнери называют Guarneri del Jesu, что значит “Гварнери Иисуса”. Есть мнение, что он работал и жил в монастыре и принадлежал к религиозному ордену.

В чем же заключен феномен маленького итальянского города Кремоны подарившего миру плеяду великих скрипичных мастеров? Этот секрет пока остается до конца не разгаданным. Версии о «малом ледниковом периоде», повлиявшем на плотность древесины, попытки открыть секрет изготовления и нанесения лака и другие разрозненные исследования не дают полной картины успешности великих итальянских скрипичных мастеров.

Скрипки Амати и Страдивари ценились еще при жизни этих великих мастеров, а Джузеппе Гварнери Дель Джезу прославился уже после смерти в основном благодаря своему не менее знаменитому земляку Никколо Паганини.

В начале XIX века скрипка стала необычайно популярной в Европе. Такой интерес был вызван триумфальными гастролями Никколо Паганини. У скрипача было семь или девять инструментов работы Страдивари, скрипки тирольских мастеров, возможно, также инструменты работы Вильома. Но однажды некий торговец сахаром после концерта предложил Паганини купить скрипку мало известного в то время мастера, Джузеппе Гварнери, на нижней деке которой был знак “I. H. S”. Великий музыкант влюбился в скрипку Гварнери, назвал ее “Пушка” (“Cannone”) за убийственную мощь звука и завещал родному городу Генуя. После такой рекламы инструменты Гварнери дель Джезу стали цениться не меньше, чем творения Страдивари. В наши дни скрипка по имени “Пушка” по-прежнему хранится в одном из музеев Генуи и застрахована на 3 миллиона евро. За ней ухаживают, время от времени дают поиграть на ней талантливым молодым скрипачам.

В мае 1999 года «Пушку» привезли в Киев. Знаменитый украинский скрипач Богодар Которович играл концерт на легендарной скрипке в Оперном Театре.

Вот как он отозвался о скрипке принадлежавшей Паганини: «…Знаете, когда я взял скрипку Паганини в руки, первое, что почувствовал, -- это разочарование: ведь обычно я играю на точной ее копии мастера Вильома. На репетиции «Пушка» не произвела особого впечатления, но позже, на концерте, она просто преобразилась. Это было необъяснимо, и не обошлось без мистики. Когда я играл, то вдруг почувствовал -- точно за мной кто-то разыгрывается. Чувствовал только звуки, может, это иллюзия, фантазия, но мне показалось, что за мной стоит двойник. Помните, когда Паганини изображали со скрипкой, то за ним рисовали играющего дьявола…»

За скрипку была уплачена беспрецендентная страховая сумма залога-4 миллиона долларов, но истинную стоимость этого инструмента установить не возможно, эта скрипка бесценна!

Вадима Репина называют «русским Паганини», в одном из интервью ему был задан вопрос о впечатлениях от игры на скрипках Страдивари и Гварнери.

«…С одной стороны, Страдивари - это скрипки, которые звучат сами по себе, у них невероятно магический звук, как будто на небесах. Скрипки Гварнери, на мой взгляд, имеют несколько более обширный диапазон звуковой палитры. На скрипках Гварнери можно даже прорычать, или гавкнуть, и в то же самое время, они обладают невероятными магическими звуковыми свойствами. Скрипки Гварнери требуют более высокого уровня мастерства игры на скрипке, но при этом дают больше возможности раскрыться своей личности. Скрипки Страдивари всегда звучат красиво, но как будто пытаются навязать свои качества тому, кто на них играет…Если обратиться к истории скрипичного исполнительства, то самые великие скрипачи (Крейслер, Хейфец, Стерн, Коган, Мильштейн и другие), предпочитали играть на скрипках Гварнери, за исключением нескольких (например, Ойстрах, который предпочитал Страдивари). Стоит также упомянуть о том, что скрипка Гварнери в два раза дороже».

Леонид Коган предпочитал инструмент, изготовленный кремонским мастером Гварнери дель Джезу. На такой скрипке, купленной в 1958 году, он исполнил за кадром «роль» великого итальянца в фильме Леонида Менакера «Никколо Паганини». Всю жизнь он стремился разгадать феномен "скрипача-дьявола". Как и Паганини, он предпочитал скрипкам Страдивари инструмент, изготовленный Гварнери дель Джезу, считая, что "ее и сложность, и преимущество в том, чтобы делать звук самому, на них индивидуальный звук скрипача со временем доходит до слушателя гораздо полнее и легче, чем у Страдивари".

Иегуди Менухин, Ицхак Перлман и Пинхас Цукерман играли на скрипке «Вьетан» изготовленной Гварнери в 1741 году.

Анне- Софи Муттер владеет двумя скрипками Страдивари (The Emiliani (1703), и Lord Dunn-Raven (1710), Ида Гендель так же предпочитает скрипки Страдивари.

А вот например альтист с мировым именем Юрий Башмет много лет не изменяет своему альту итальянского мастера Паоло Тесторе (Милан, 1758).

Звуковые тесты, когда исполнители играют за занавеской и эксперты оценивают инструменты по звуку, обычно заканчиваются тем, что даже авторитетные специалисты ошибаются и ставят на первое место скрипки не имеющие никакого отношения к инструментам экстра класса.

Она плакала, когда рвал Он ей душу,
и рыдала, когда Он страдал,
а Он закутывал в шарф её в стужу
и молитву над ней совершал….
Его преданность стала легендой,
она платила любовью ему,
парой были они несравненной,
сколько выпало им на веку!
И когда Его вдруг не стало,
а её поместили в музей,
"Паганини вдовой" назвали
и мечтою всех скрипачей….

Да, скрипка великого Никколо Паганини, по его завещанию,
хранится в музее его родного города Генуи. Там она выставлена
под именем "Вдова Паганини". Название это можно понять, если
учесть, что эта скрипка попала в руки маэстро, когда ему было
всего 17 лет и он не расставался с ней всю свою жизнь, до самой
смерти.
Удивительно, как жизнь порой играет с нами, с нашей
судьбой. И с нашими музыкальными инструментами тоже. Вы
знаете, как эта скрипка попала в руки Паганини и кто был её
создателем?
Молодой Паганини, несмотря на свой необыкновенный
талант музыканта, не был лишён живости характера и позволял
себе порой поступки, мягко говоря, не очень этичные с точки зрения
благовоспитанных ханжей. И потому, в один из скверных осенних
дней 1800-го года, он забрел в одну из таверн города Ливорно и
нашел там компанию, играющую в карты. Без долгих раздумий
он присоединился к ним и, как водится, проигрался, и когда его
скудные сбережения растаяли в чужих карманах, он не нашел
ничего лучшего, как поставить на кон свою скрипку, которую
тут же и проиграл тоже. Поскольку вечером того же дня у него
должен был состояться концерт, то он униженно стал просить
вернуть ему скрипку хотя бы на этот вечер… Но компания
игроков подняла его на смех…На глазах его навернулись
слёзы, он был в полном отчаянии, ведь без скрипки ему нет
возможности заработать на хлеб насущный….
И вот тут-то госпожа Судьба пришла ему на помощь! К нему
подошел пожилой человек, который был свидетелем произошедшего,
и представился ему, как купец из Парижа. Он сказал также, что
знает его и бывал на его концертах, и что он выручит Никколо,
дав ему сыграть вечерний концерт на своей скрипке. "К тому же, -
добавил он, - Ваша проигранная скрипка не из лучших. Я дам Вам
на вечер скрипку, которую изготовил никому не известный мастер
Джузеппе Гварнери дель Джезу, у неё дивное звучание!"
Концерт прошёл успешно. Молодой скрипач был очарован
звучанием скрипки, а купец – игрой молодого маэстро. После
концерта купец подарил эту скрипку Паганини, сказав, что на этой
скрипке должен играть гений….
С тех пор Паганини никогда, до самой смерти не расставался
с этой скрипкой, изготовленной великим Гварнери. Теперь Вы
понимаете, почему скрипку зовут "Вдовой Паганини"? Но, чтобы
она совсем не затосковала, её иногда, очень редко вынимают из
футляра и позволяют на ней поиграть некоторым выдающимся
скрипачам, приезжающим с концертом в Геную…..

Личность Никколо Паганини всегда приковывала внимание публики, одни видели в нем настоящего гения, другие же мошенника, отказываясь верить в такой необычайный талант. Вся жизнь великого музыканта окутана тайнами и недомолвками, сопровождавшими его повсюду. Но никто не может отрицать тот факт, что он был настоящим Маэстро.

Краткая биография

Родился будущий музыкант в Генуе 27 октября 1782 года. Его отец был мелким торговцем, но вместе с тем, Антонио Паганини очень увлекался музыкой и мечтал, чтобы его сын стал великим музыкантом. Практически все детство Никколо посвятил занятиям на инструменте. От природы ему достался необычайно острый слух, и с каждым днем его отец осознавал, что Никколо ждет слава настоящего виртуоза, поэтому было решено нанять ему профессионального учителя.

Секрет необычайного таланта Паганини

Вокруг необычайного таланта Паганини всегда ходили легенды, и какие только истории не выдумывали современники, чтобы попытаться объяснить его гениальную игру на скрипке. Сговор с потусторонними силами, специальная операция, мошенничество - все эти слухи, лишь малая часть из множества других, окружавших музыканта. Американский врач Майрон Шенфельд попытался тоже объяснит секрет скрипичной техники маэстро. По его мнению, все дело в наследственном заболевании, от которого страдал Паганини.

Фильмы о Паганини


Если говорить о фильмах, посвященных гениальному музыканту, то стоит выделить работу Леонида Менакера «Никколо Паганини» (1982 г). Он был снят по произведению А. К. Виноградова «Осуждение Паганини» и специально приурочен к 200-летию со дня рождения Маэстро. Это четырехсерийный фильм, повествующий о жизни легендарного скрипача, его чувствах, переживаниях, творчестве, помогающий понять его мистическую и многогранную натуру. Партию скрипки исполнил Леонид Коган. Известно, что режиссер первоначально хотел пригласить на главную роль известного дирижера Юрия Темирканова, но тот не согласился.

Еще одна заметная работа – фильм «Паганини» (1989) Клауса Кински. Примечательно, что это его единственный опыт в качестве режиссера. Он же сыграл главную роль, исполнив великого музыканта. Клаус Кински показал удивительного Паганини, жизнь которого балансировала на краю бездны. Такого скрипача еще никто не видел.

Драма Бернарда Роуза «Паганини: Скрипач Дьявола», покорила мир в 2013 году. Главную роль исполнил знаменитый исполнитель Дэвид Гарретт. Режиссер взял за основу слухи, ходившие в свое время об итальянском скрипаче. Ведь многие его современники были уверены, что он продал свою душу дьяволу и получил необычайный дар. На своем пути Паганини встречает прекрасную девушку, но сможет ли он познать счастье? В этом фильме открываются некоторые загадки из жизни Маэстро.

Звучание мелодии сравнимо с нежным ручьем, который своим течением мелодично вливается в ухо слушателя. Для многих людей музыка воспринимается как ориентир душевного настроения и зеркало реальности. Предметом воплощения данных переживаний является старинный музыкальный инструментскрипка .

Это смычковый струнный музыкальный инструмент высокого регистра. Пожалуй, ни один другой инструмент не имеет такого сочетания технической подвижности, красоты и выразительности звука. Чем качественней изготовлен инструмент, тем лучше это будет отражаться на процессе игры, а также восприятии музыкальной композиции.

Однако сегодня большее изумление вызывает не сама игра на инструменте, а ее стоимость . Стоимость некоторых инструментов на сегодняшний день оценивается в несколько миллионов долларов, ведь элитарное искусство стоит больших денег.

Так какой же инструмент удостоился чести называться «самая дорогая скрипка в мире ». Представляем наш топ-5.

5 место – музыкальные инструменты Линзи Стоппард — 2,2 миллиона долларов

Линзи Стоппард – известная музыкантка, дочь сэра Тома Стоппарда, оскароносного писателя. Новые инструменты девушки полностью выполнены дизайнером Тео Fennell из 24-каратного золота. Инструменты украшены драгоценными камнями – алмазами, сапфирами и рубинами.

Черный и белый инструменты, сделанные под заказ Линзи Стоппард, вместе стоили 4,4 миллиона долларов, то есть по 2,2 миллиона каждая! Как считает их обладательница, искусство стоит денег, а элитарное нуждается в больших деньгах, либо вовсе бесценно.

По сути, инструменты от их дешевых собратьев не отличаются, но их цена видна наглядно. На этих богинях мелодии красуются пятьдесят тысяч кристаллов Swarovski.

Первые в мире золотые скрипки, которые украшены алмазами, рубинами и сапфирами доверили создать британскому ювелиру Тео Феннелли.

Уникальность этих инструментов в следующем:

  • 1. На их создание ушло девять месяцев.
  • 2. Основа инструментов была выполнена из карбона и кевлара – очень крепких и легких материалов, дабы компенсировать вес металла.
  • 3. Основу покрыли золотом и украсили драгоценными камнями.
  • 4. Для их создания понадобилось практически все детали разрабатывать с нуля и экспериментировать с электроникой, чтобы золото зазвучало.
  • 5. Стоимость одного инструмента составила 2,2 миллиона долларов.

4 место – музыкальный инструмент Никколо Паганини — 5 миллионов долларов

Цена этого музыкального инструмента известного итальянского композитора и музыканта долгое время оставалась в тайне, ведь анонимный покупатель не желал разглашения информации даже о том, что такой инструмент существует! Однако спустя некоторое время тайна открылась, и мир узнал, что цена данного старинного экспоната составляет 5 миллионов долларов!

Это довольно удивительно, ведь цена более чем в два раза выше цены предыдущих собратьев по звучанию.

Этот инструмент был любимым у Никколо Паганини. Ее создал Карло Бергонци, ученик великого мастера. Его сын Ахилл после смерти виртуоза продал музыкальный инструмент. В результате его владельцами в разное время были музыканты и аристократы.

Более 35 лет им владел Джон Корильяно, который был членов Нью-Йоркского филармонического оркестра. После кончины маэстро семья выставила инструмент на Sothebys, где она была продана. В настоящий момент инструмент хранится в специальном банковском помещении в определенных климатических условиях и под усиленной охраной, его застраховали на 4,5 миллиона долларов.

3 место – музыкальный инструмент Гварнери — 7 миллионов долларов

На третьем месте уверенно расположился музыкальный инструмент Гварнери, который сделан непревзойденным мастером. Он считается лучшим вместе со знаменитым Страдивари!

Это чудо было изготовлено в 1741 году, что свидетельствует о старинности и ценности инструмента. Максим Викторов, российский предприниматель, в 2008 году купил его за 3,540,000 долларов, однако эксперты провели оценку и утверждают, что нынешняя цена этого инструмента превышает 7 миллионов долларов, что и обеспечило ей третье место в нашем списке.

Большая стоимость не только у предметов старины, но и у домашних животных и даже обычных аквариумных рыбок. Хотя назвать обычными рыб , язык не поворачивается, обычны они лишь для миллионеров.

2 место – «Леди Блант» Антонио Страдивари — 15,89 миллионов долларов

Аукционный дом Tarisio в июне прошлого года продал инструмент Страдивари «Леди Блант» за рекордную цену по нынешним меркам — 15,89 миллионов долларов. Его приобрел анонимный покупатель. Но и это не все, все вырученные от продажи деньги были направлены в помощь пострадавшим от цунами и землетрясения в Японии.

Продажа «Леди Блант» вызвала громадный интерес среди коллекционеров, которые пожелали использовать уникальную возможность, чтобы купить исторический инструмент. Им в течение 30 лет владела внучка поэта лорда Байрона леди Анна Блант. Также хозяевами были парижский мастер Жан Баптист Вийом, барон Кнооп, коллекционер Ричард Беннет, Сэм Блумфилд и Музыкальный фонд Nippon. Удивительно, но инструмент находится в прекрасном состоянии, как и тогда, когда его создали.

«Леди Блант» наиболее близка к своему первозданному состоянию, то есть у нее сохранилась большую часть оригинальных черт, к тому же до сих пор в лаковое покрытие в целом не нарушено.

Инструмент изготовлен в 1721 году Антонио Страдивари. Он также делал виолончели и альты в Кремоне (Италия). Сегодня сохранилось примерно 600 его инструментов. Все они пользуются отличным спросом среди знающих коллекционеров и выдающихся мировых исполнителей. Особенно ценится «Леди Блант», проданная за 15,89 миллионов долларов.

1 место – «Вьетан» Гварнери дель Джезу — 18 миллионов долларов

Истинную уникальность этого инструмента смогли оценить лишь великие скрипачи. Именно на Вьетане играл в одно время Никколо Паганини. Говорят, что истинная ценность Вьетана не исчисляется в денежном эквиваленте. Питер Квинт, который держал на концертах этот инструмент, утверждает, что он обладает невероятной мощью с точки зрения качества звучания. Вьетан способен на широкую звуковую палитру, которая позволяет выражать более широкий спектр эмоций.

Но мы все же говорим о самой дорогой скрипке. Вьетан приобрели за умопомрачительную сумму — 18 миллионов долларов. Ее хозяином стал бельгиец Эжен Изаи, который стал обладателем наиценнейшего музыкального инструмента.

Сколько стоит поесть не просто вкусно, а с ощущением собственной значимости и превосходства? Наша статья с высокой стоимостью Вам про это расскажет. Подумать только, тратить на обед 681 205 рублей за один раз!

Видео: совершенные скрипки (2 часть)

1. Паганини был очень суеверен
Личность великого скрипача была окутана таинственностью, которой способствовала удивительная «демоническая» внешность и неправдоподобно длинные пальцы. О его суеверности ходили упорные слухи, которые рождали предположение о его атеизме или даже о том, что Паганини заключил сделку с дьяволом, купив у него свой талант, и церковь даже пыталась запрещать его концерты. Епископ Ниццы, где скончался Паганини даже отказал в заупокойной мессе, но вмешался папа. Как бы там ни было, но
дьявола скрипач очень боялся. При этом все же заглядывал в игорный дом вместе с приятелем, где регулярно проигрывал, подобно своему отцу. И лишь однажды, когда Паганини зашел в заведение с несколькими лирами, а вышел оттуда с немалым состоянием в кармане, он испугался, зашептав: «Это он, дьявол!» «Может быть, тебе сегодня Бог помог выиграть!» - попытался успокоить его друг, но музыкант возразил: «Вряд ли Бог сделал бы так, чтобы человек получил кучу незаработанных денег...». С тех пор Паганини никогда не посещал игорный дом.

2. Известные музыканты были готовы писать завещание, послушав Паганини
Загадочный ореол вокруг своего имени Паганини поддерживал сам. Он частенько говорил о необычайных секретах своего мастерства, которые обнародует только после окончания своей карьеры. На самом же деле неискушенного зрителя Паганини с легкостью удивлял не только своим дарованием, но и необычайной техникой и безукоризненной чистотой исполнения. В его время богатые возможности скрипки были еще не раскрыты, Паганини сам находил новые эффекты. Когда музыкант исполнил перед слушателями композицию всего ан двух струнах, одна почитательница восторженно сказала: «Вы несносный человек, ничего не оставляете другим! Кто сможет превзойти вас? Разве тот, кто сыграет на одной струне, но это же невозможно!» Через несколько недель Паганини играл на концертах сонату на одной струне. Другие скрипачи, послушав музыку итальянского дарования, шутили, что им теперь можно писать завещание.

3. Паганини обладал драгоценной коллекцией скрипок
С детства маленькая скрипочка была его любимой игрушкой, хотя отец и был чересчур строг с сыном, заставляя его заниматься до истощения... Много позже в колекции Паганини появятся такие великолепные инструменты, как скрипки Страдивари, Амати, Гварнери. Последняя была самой любимой скрипкой Паганини, ее он завещал родному городу Генуе — не хотел, чтобы какой-нибудь другой музыкант играл на ней. Выходя на сцену, Паганини преображался, будто становясь другим человеком и оказывался в полном психическом слиянии со скрипкой. Инструмент, на котором играл великий музыкант, после его смерти получил имя «Вдова Паганини».

4. Паганини был фантастически рассеянным
Казалось, ему вовсе не было дела до тех сторон своей собственной жизни, которые не касались музыки. Он путал год своего рождения, писал, что является вторым сыном в семье, хотя в семье было еще два брата. К подобным промахам маэстро относился достаточно равнодушно, заявляя, что его память «находится не в голове, а в руках, когда они держат скрипку».

5. Паганини выступал и перед монархами
Европейские правители приглашали его для личного выступления и платили большие гонорары. Однажды Паганини даже исполнял масонский гимн в великой ложе Италии. Вот только из-за любви к азартным играм Паганини часто оставался без денег на еду. Тем не менее, к старости он все же скопил небольшое состояние — возможно, не последнюю роль здесь сыграл отказ от азартных игр. Да и сам Паганини старался не продешевить: когда английский король предложил скрипачу за выступление половину требуемого гонорара, Паганини в ответ предложил не тратиться и посетить за меньшую сумму его концерт в театре. А когда извозчик попытался взять со скрипача цену, вчетверо больше обычной («Вы ведь тоже недешево берете за свои концерты, а играете всего на одной струне!»), Паганини ответил: «Что ж, я заплачу назначенную сумму, если вы довезете меня до места на одном колесе».