Нравственная культура человека. Open Library - открытая библиотека учебной информации

Мир культуры - это традиции и ритуалы, это нормы и ценности, это творения и вещи - всё то, что можно назвать бытием культуры. Личность как творец и носитель культуры исключительно многогранна. Она может характеризоваться с точки зрения её нравственной культуры и эстетической, меры её психологической зрелости и интеллектуального развития, со стороны её мировоззренческих позиций. Но во всем богатстве культуры личности можно выделить ее системообразующую ось, каковой является нравственная структура личности. Нравственность - это стержень духовной культуры. Структура нравственной культуры личности включает в себя культуру человеческого сознания и культуру повседневного поведения. Культура нравственного сознания и поведения должна быть рассмотрена как целостная система элементов, выражающая объективную социальную необходимость последовательного формирования такой культуры нравственного сознания, которая адекватно воплощалась бы в поведении. В свою очередь, культура нравственного поведения - форма объективированной культуры нравственного сознания. Эта особенность моральной культуры объясняется ее единой "целью", "миссией", которая состоит в формировании "моральной надежности" личности. Единство культуры нравственного сознания и поведения обеспечивает овладение личностью моральной культурой общества и практическую реализацию этой культуры.

Процесс нравственного формирования личности включает такие элементы целенаправленного воздействия на нее как этическое образование - формирование знаний личности в сфере моральной деятельности; этическое обучение - формирование умений в сфере моральной деятельности; нравственное воспитание и самовоспитание - формирование нравственных установок, ценностных ориентаций личности и т.п.

Именно на основе единства этих факторов формирование моральной культуры личности и складывается ее нравственная мудрость как единство и гармония знания моральных требований - и их воплощение в поступках, способности найти оптимальное благородное решение, и проникновенного нравственного чувства, неповторимого личного опыта жизни, и основного богатства моральной культуры общества.

В культуре человеческого сознания можно выделить такие элементы, как культура этического мышления и культуру нравственных чувств. Отправным моментом в этическом мышлении являются знания о простых правилах нравственности, нормах и принципах морали, идеале. Ведь в любом случае прежде, чем принять требования данной системы морали или культуры в целом, надо их знать. Нравственные знания расширяют сферу морального выбора и делают сам выбор более обоснованным. На основании существующих у человека моральных знаний и сопоставления их с реальностью у него складываются определенные моральные ориентации, которые представляют собой "собственную" характеристику человеком добра и зла, справедливости, смысла жизни, счастья, нравственного идеала, его "личная" оценка фактов, отношений, людей, себя с точки зрения нравственных ценностей. Роль и значение ценностей в жизни и общества трудно переоценить. В этой связи мы можем согласиться с известным русским ученым П. Сорокиным, который справедливо отмечал, что без оценок человеком "лишенные своих значимых аспектов, все явления человеческого взаимодействия становятся просто биофизическими явлениями" и именно ценность служит фундаментом всякой культуры. Критериями этического мышления личности являются, прежде всего, оптимальное разрешение нравственных конфликтов и умение выбирать средства для достижения определённой моральной цели.

Обратимся ко второй составляющей нравственной культуры личности - культуре её нравственных чувств, эмоциональной стороне индивидуальной нравственности. Диапазон этих чувств может быть очень широк: от ситуативной реакции на личное оскорбление до высоких гражданских скорбей и радостей. Они могут быть направлены вовнутрь (чувства стыда, раскаяния, угрызения совести и т.п.) и вовне (чувства сострадания, ненависти, равнодушия и т.д.).

Особую роль нравственные эмоции и чувства играют в человеческом общении. Здесь они - высшая ценность и цель. Общение, лишенное эмоционального тепла не может удовлетворить одну из высших, гуманистических в своей основе, потребностей человека в "роскоши человеческого общения" (Экзюпери). Однако абсолютизировать роль моральных чувств в структуре личности не следует, ибо они не являются панацеей от всех моральных ошибок и аморализма.

Диалектическим единством, сплавом рационального и рационального уровня в нравственной структуре личности являются убеждения. Гарантию моральной надежности личности, дают уверенность в том, что человек при любых сложных или не благоприятных обстоятельствах не откажется от своих принципов. Содержание моральных убеждений зависит от того, какие идеи, знания и взгляды восприняты личностью.

Культуру повседневного поведения личности составляют культура поступка и этикета. Этикет представляет собой ритуализированные формы человеческих взаимоотношений в той или иной среде, имеющий классовую, национальную и историческую окраску. Несмотря на всё многообразие этикетных форм, можно найти в них нечто устойчивое, представляющее непреходящую общечеловеческую значимость, а именно: вежливость, такт, скромность, точность, простота.

Гораздо более сложную характеристику имеет культура поступка человека. Все многообразие человеческой активности может служить способом проявления определенной нравственной позиции личности: мимика, жест, речь, молчание, одежда и т.д. поступок в нравственной сфере не тождественен физическому действию: поступком может быть вербальное действие или просто уклонение от действия. В поступке всегда присутствует мотив. Любой поступок опосредован нравственным отношением человека к другому человеку.

Нравственная культура личности - это характеристика нравственного развития личности, в которой отражается степень освоения ею морального опыта общества, способность последовательного осуществления в поведении и отношения с другими людьми ценностей, норм и принципов, готовность к постоянному самосовершенствованию. Его нравственность определена способом мышления. Личность аккумулирует в своём сознании и поведении достижения нравственной культуры общества. Задача формирования нравственной культуры личности заключаются в достижении оптимального сочетания традиций и новаций, в соединении конкретного опыта личности и всего богатства общественной морали.

Элементами нравственной культуры личности является культура этического мышления, культура чувств, культура поведения и этикет

Эволюция современного человека продолжается и в настоящее время, поскольку социально-биологическая среда как агент отбора постоянно изменяется. В обществе действует основные формы отбора: стабилизирующий, деструктивный, сбалансированный и направляющий. Превращение в ходе эволюции человека биологических предпосылок в зависимую от социального процесса форму не устраняет природные основания человека.

Становление будущей личности начинается с раннего детства и детерминируется сложнейшим и взаимодействиями обстоятельств, способных не только содействовать её развитию, но и активно препятствовать естественному и органическому становлению, предопределяя трагичность бытия личности.

Игры, которые навязывают детям родители, считаются средством для их социального развития, актуализируют проблему - «игры, которые выбирает ребёнок, и игры, которые выбирают ребёнка».

Активность творца культуры - художника, писателя, музыканта и т.п. - направлена не на материал, а на действительность, реальность жизни, на какое-то события. Их труды созданы, для того чтобы человек, через их произведение, мог понять суровую реальность или прекрасную нереальность нашей жизни, обогатить свой внутренний мир и тем самым стать культурней.

По-моему, главным составным нравственной культуры является культурное мышление, поговорим об этом поподробнее.

Культура мышления как определённый уровень мыслительных способностей человека в значительной мере зависит от того, насколько мыслительная деятельность человека соответствует законам и требованиям логики. Следует подчеркнуть, что овладение в совершенстве законами и требованиями логики является тем, без которого вообще невозможна культура мышления.

Культура мышления - высший уровень и качество мышления человека, определяемое сознательным развитием личностью своих способов мышления, соответствующих требованиям человеческой культуры. К. м. предполагает его организацию, оптимизацию и совершенствование. Она представляет собой способность оптимального использования интеллектуальных знаний, научных достижений человечества, логическую последовательность мышления, его целенаправленность на решение актуальных проблем и задач. К. м. предполагает соединение субъектом способностей понимания, интерпретации, объяснения, доказательства (аргументации), рефлексии и диалога. Для выработки культуры мышления человеку необходима постоянная интеллектуальная работа, деятельность по преодолению стихийного, ситуативного, стереотипного способа мышления.

Особым способом осуществления мыслительного процесса как культурного является рефлексия, совмещающая организацию, критику и последовательное конструирование содержания мыслительной деятельности.

Возникает вопрос: необходимо ли знание особой теории, для того чтобы правильно мыслить? Можно ведь рассуждать логично, не зная никакой теории, подобно маленьким детям, которые говорят на языке, не зная его грамматики.

(Великий немецкий философ-идеалист Гегель иронично заметил, что переваривать пищу можно и, не зная физиологии.)

Действительно, многие из людей следуют логическим законам непроизвольно, инстинктивно, даже не задумываясь, даже не зная об этих законах. При этом они следуют естественной логики, например, есть и дышать, что порождает у них иллюзии, что мышление так же не нуждается в анализе и контроле. Но если задача физиолога заключается в том чтобы «научить человека как правильно есть, дышать, как правильно работать и отдыхать, чтобы прожить дольше», то задача логики - научить человека правильно логически мыслить, не совершать собственных логических ошибок и находить их в рассуждениях других.

Из этих суждения мы выяснили что логика, это и есть, по большей части, культура мышления. Из этого следует что, культура мышления, в свою очередь, учит человека нравственной культуре.

Культуру личности можно характеризовать и с точки зрения эстетической культуры. Это можно рассмотреть на примере центрального звена в эстетическом сознании человека - эстетическом вкусе. Под вкусом обычно понимается способность человека интуитивно постигать и эмоционально оценивать эстетические и художественные ценности. Существует две предпосылки формирования эстетического вкуса: психологическая и социокультурная. К первой относятся развитые основные психические способности человека: эмоциональность, интеллект, воображение, фантазия, интуиция. Неразвитость любой из указанных предпосылок обуславливает искажение вкуса. Эстетический вкус возникает тогда, когда человек включается в контекст человеческой культуры, эстетических отношений.

Поэтому очень важной содержательной стороной вкуса являются эталоны, усвоенные личностью, культурный опыт общества. Усвоенные людьми ценности превращаются у каждого человека в своеобразные прообразы и критерии восприятия, которые и называют эстетическими эталонами. Объективный критерий вкуса - отношение личного эстетического опыта к опыту общества: чем полнее индивид усвоил опыт общества, тем развитее. В эстетическом опыте общество есть и классика, традиция, и актуальный опыт с его новаторством, поэтому развитый эстетический вкус характеризуется освоением и того, и другого. Неразвитый вкус - это когда человек абсолютизирует определенные эстетические или художественные ценности, их уровень, форму и содержание, тем самым, обедняя, исключая духовное богатство и многообразие эстетических ценностей.

Функциональной стороной состояния вкуса являются эстетические потребности.

Выделяют три уровня развития эстетической потребности:

  • 1. Начальный - "спящий вкус", то есть эстетическая потребность в зачаточном состоянии, поэтому часто для развития потребностей необходим толчок;
  • 2. Средний, "нормальный", то есть устойчивое стремление человека к восприятию и переживанию известных ему эстетических или художественных ценностей;
  • 3. Творческий - потребность в созидании нового эстетического мира. Творческий вкус - это высший уровень развития эстетического вкуса, способность увидеть через разнообразные формы мира новый, неведомый ранее смысл.

Еще одной относительно самостоятельной частью характеризующей культурный облик личности, является степень развития её интеллекта. Интеллект каждого человека - это довольно сложное образование. Необходимо различать в нем рассудок и разум. Ф. Энгельс отмечал, что рассудок оперирует по строго заданной схеме, алгоритму, без осознания самого метода, его границ и возможностей, в то время как разум стремится выйти за пределы сложившейся системы, раздвинуть его границы.

Выделение рассудочной и разумной стороны позволяет глубже понять характерные черты рациональной сферы сознания человека. "Дуэт" голосов рассудка и разума - очень важное качество мышления личности, от их взаимосвязей во многом зависит уровень её интеллектуальной культуры.Таким образом, основными компонентами культуры личности являются: нравственная и эстетическая культура, а также интеллектуальное развитие личности. Все они взаимосвязаны между собой и непосредственно влияют на развитие личности.

культура личность вкус

Мораль. Нравственная культура

С древнейших времен люди стали задумываться о смысле поступков, их оценке, о душе человека и его внутреннем мире, о том, «что такое хорошо и что такое плохо» (то есть о добре и зле). Добро – это основная моральная святыня, показывающая содержание нравственных ценностей. Ей противостоит зло. Взаимосвязь этих понятий выражается в том, что они глубоко связаны с духовной жизнью человека. Видимо, человек по своей природе одинаково способен на добро и на зло, поэтому только его действия и поступки, поведение и позиция можно назвать добрыми или злыми. Умение человека делать различие между добром и злом является основой его духовного развития.Существует моральная оценка деятельности человека с точки зрения соответствия ее принятым в обществе правилам поведения. Поступки человека могут быть нравственными (достойными, благородными, правильными) и безнравственными (жестокими, бесчестными, эгоистичными). Критерии, по которым происходит подобное разделение, называют моральными нормами. В религиозном понимании добром считается жизнь в соответствии с требованиями Божественного, а зло - порождение дьявола, источник всех бед и несчастий. В светском понимании добро - то, что приносит пользу в широком смысле слова, не сводящееся к приумножению богатства, сохранению здоровья или карьерному росту, зло – все, противоречащее жизни, человеконенавистничество, склонность к насилию и агрессивности.Существует множество определений морали, общим в которых является признание определенных принципов и норм поведения людей по отношению к другим людям и обществу в целом; системы санкций, оценок, предписаний, образцов поведения; потребностей и установок индивида, а также поступки в соответствии с существующими в данной группе представлениями о добре и зле. Очень близкими к понятию мораль являются нравственность, совесть, этика. Таким образом, в понятии мораль можно выделить три основных аспекта:

1. Содержательный аспект. Знание о нормах социального поведения, о том, какие поступки относятся к добру, а какие к злу. Запрещение одних поступков и поощрение других (побуждение к другим). В связи с этим возникает вопрос о том, является ли это знание врожденным или ему надо учить. Можно ли научить морали? Как передавать моральные нормы подрастающему поколению?

2. Ценностный аспект. Оценка существующих общественных норм и своего поведения. Отношение к добрым и злым поступкам, их одобрение и поддержка или порицание. Очень важно, чтобы человек не только знал о нравственности, но и умел анализировать происходящее вокруг с точки зрения соответствия моральным нормам. Такая оценка своих действий, называемая рефлексией, является важной отличительной чертой человечества, отказываясь от нее, мы обедняем собственную жизнь и лишаемся жизненных ориентиров.

3. Деятельностный аспект . Практическое применение норм морали в своих поступках (нравственное или безнравственное поведение – действие или бездействие). Недостаточно просто знать о нравственных нормах и давать оценку действиям, но важно и следовать моральным представлениям в своей повседневной жизни. В идеальном варианте все эти три аспекта должны быть в системе.

В обществе не бывает обычно специальных организаций, ведающих моралью, хотя история человечества знает разные примеры организаций и сообществ, осуществляющих контроль за соблюдением морали: специальная «полиция нравов», средства массовой информации и общественные организации, производственные коллективы, товарищеские суды, суды чести и т.п. (в советское время – специальные собрания), политические партии (особенно в тоталитарных государствах), государственные органы, религиозные деятели (если признается, что религия – основа морали), признанные деятели науки и искусства.

Таким образом, контроль может осуществляться на разных уровнях – общественном, государственном, экспертном, религиозном, семейном и др. Вместе с тем, сегодня общепризнанно, что мораль, прежде всего, должна поддерживаться общественным мнением, которое создает духовную атмосферу.

Нравственные нормы извечны и постоянны, они даны человеку свыше, вне веры не существует морали. «Бога нет – значит все дозволено» - писал Ф.М. Достоевский. Выгода и нравственность – несовместимые понятия. Многие нормы морали носят общечеловеческий характер. Золотое правило нравственности: «Не делай другому того, чего не хочешь, чтобы причинили тебе».

Мораль является очень сложным общественным явлением и может пониматься довольно многообразно: как опыт житейской мудрости, исполнение божественных заветов, инструмент сохранения порядка в обществе, честность во взаимоотношениях людей, высший смысл человеческой жизни, внутренний голос совести и даже как устаревшие требования, мешающие человеку быть самим собой.

Среди ученых продолжается спор о том, существуют ли общечеловеческие ценности, которые не зависят от исторического этапа развития, государства, культурных особенностей и религиозных воззрений. Противники существования вечных нравственных норм говорят о невозможности соблюдения морали в экстремальных ситуациях – в условиях войны, террористических актов, роста сепаратизма, агрессивности и ненависти. Они утверждают, что любые поступки стоит оценивать с точки зрения сложившихся условий: так трудолюбие может стать предательством, когда человек работает на врага и захватчика; смелость становится отвратительной подлостью, когда террористы совершают свои дерзкие нападения.

В ответ им возражают, что нет народа, где не чтили бы отца с матерью, где родители не любили бы своих детей, испытывали радость при виде человеческих мучений, безжалостно убивали бы малолетних и больных, брали людей в заложники, не стремились к справедливости, отвергали верность другу, поощряли вероломство и предательство.

Один из возможных списков общечеловеческих ценностей можно представить следующим образом:

1. Не совершай сознательное и расчетливое убийство человека.

2. Избегай причинения боли и страданий и при необходимости облегчай их.

3. Ответственно относись к своим обещаниям и договорам.

4. Не способствуй разжиганию ненависти ни в своей душе, ни в душах других людей.

5. Не покушайся на свободу другого человека.

6. Будь справедлив и признавай равенство людей.

7. Принимай с благодарностью оказываемую помощь и отвечай взаимностью.

8. Не пользуйся ложью для собственной выгоды и достижения каких-либо целей.

9. Соблюдай принятые в обществе нормы, которые не противоречат предыдущим заповедям.

Общепринятые этические требования и ориентиры моральных поступков составляют общечеловеческое начало в нравственном сознании. Именно они выражают требования нравственного идеала как высшей моральной цели («золотое правило нравственности»). С древних времен до сегодняшнего дня «золотое правило» нравственности постоянно менялось, но в нем всегда сохранялись идеи свободы и равенства людей, самоценности и достоинства каждой личности. В общем виде это правило можно выразить следующим положением: «Поступай с другими так, как хочешь, чтобы они поступали с тобой» или «Если не хочешь, чтобы тебе причиняли зла, то и сам не делай никому зла».

Моральный выбор начинается там, где человек сталкивается с проблемой необходимости действовать «правильно», т.е. в соответствии с нравственными ценностями и нормами. В основе этих действий лежит моральный долг – поступок, требующий от человека усилий для его совершения. Моральный выбор часто совершается между «хочется» и «нужно». Обычно моральный выбор связан с тем, какой системы ценностей придерживается тот или иной человек. В моральном выборе поведения определяющую роль играет свобода, которая создает предпосылки для определения человеком целей и средств, направлений и характера своих поступков.

Мы свободны в избрании пути добродетели или порока, но не свободны от ответственности за выбранный путь. Нравственное самосовершенствование состоит в изменении пропорций злого и доброго в самом себе в сторону первого, но для этого необходимо сделать личный моральный выбор.

4.9 . Тенденции духовной жизни современной России

Духовная жизнь современной России отражает те же процессы, которые развиваются и в остальных сферах общественного бытия. Переход к рыночной экономике, формирование новой социальной структуры общества, новых политических реалий, новой системы взаимоотношений с миром – все это оказывает существенное воздействие на культуру.

Например, в традиционной российской духовности, сохранившейся и культивирующейся и в советские времена, поощрялся культ бессребренничества, нестяжательства. Работа только за деньги, материальное вознаграждение без моральных стимулов и преференций считалась недостойным делом. Человеку неприлично было себя хвалить, громко заявлять о своих успехах и достижениях. Сегодня, в условиях рыночной экономики каждый из нас должен уметь представить себя на рынке труда, составить свое резюме, в котором кратко и наиболее выигрышно отразить свои профессиональные достижения.

Карьеризм, который в советские времена считался недостатком, сегодня признается показателем успешности человека в жизни. Изменилась роль и материальных стимулов к труду. Самыми престижными в обществе считаются те профессии, которые способны принести максимальный доход. Подобные перемены в общественном сознании существенно влияют и на все сферы духовной культуры.

Происходит коммерциализация искусства, главным образом, художники ожидают от своих произведений коммерческой выгоды. Сфера чистого искусства все более отдаляется от массового восприятия, становится недоступной простому человеку своей сложной эстетикой.

Многие люди говорят о бездуховности современного молодого поколения россиян, о засилии стереотипов западной культуры. В определенной степени это верно, так как в результате глобализации, открытости современного мира и тесной взаимосвязи между странами и народами формируются некоторые культурные универсалии, зачастую ориентированные не на самого искушенного ценителя. Во всем мире одновременно происходит премьерный показ нашумевшего боевика. Режиссеры разных стран, в том числе и России, стремятся превзойти друг друга в количестве и качестве спецэффектов, при этом забывая зачастую о духовном смысле и эстетике произведения.

Современная российская культуры испытает трансформацию, связанную как с изменениями в российском обществе, так и воздействие современного глобального мира. Динамичность культурной жизни страны, ее нестабильность, быстрый наплыв и смена культурных ориентиров, образцов создает определенный калейдоскоп картин духовного мира.

Одной из особенностей развития духовной жизни России является все более возрастающий разрыв в уровне развития между столицами, крупными городами и глубинкой, сельской местностью. Можно говорить об определенном фазовом социокультурном разрыве, который вызывает серьезную обеспокоенность ученых и политиков.

Россия – страна многонациональная и многоконфессиональная. Это дополнительно усложняет спектр культурных проблем. Например, сохраняются регионы страны с архаическими патриархальными порядками. К ним можно отнести горные районы Кавказа, некоторые отдаленные регионы Сибири, Севера. Подобная специфика должна учитываться при формировании культурной политики страны.

Конституция Российской Федерации в качестве важнейших прав гражданина закрепляет использование родного языка, доступ к образованию, свободу творчества, доступ к культурным ценностям и различные возможности участия в культурной жизни. Вместе с тем конституционной обязанностью россиян является требование заботы о сохранении исторического и культурного наследия, памятников истории и культуры.

Сегодня в России создана система учреждений культуры – специфических общественных и государственных организаций, ведающих какой-либо областью культурной информации или активности и подчиненных вышестоящим инстанциям, которые обычно определяют направления их деятельности соответствующими документами, инструкциями, рекомендациями, письмами. В каждом регионе есть специальные Комитеты по культуре, отвечающие за политику в этой области.

Для того, чтобы более полно определить понятие духовно- нравственная культура личности необходимо дать определения всем состовляющим данного термина.

Нравственность - это внутренние духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами. Мораль - это внешний свод правил и этических норм. Нравственность - это внутренняя мотивация тех или иных поступков личности, т.е. это те нормы и правила, которые инициируются самим человеком, исходят от него, это его внутренний духовный стержень.

Духовность - высший уровень развития и саморегуляции зрелой личности, на котором основными мотивационно смысловыми регуляторами её жизнедеятельности становятся высшие человеческие ценности. Другими словами - духовность это свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных интересов над материальными

Нравственное развитие - в наиболее общем смысле термин обозначает процесс, с помощью которого дети воспринимают общественные понятия о правильном и неправильном. Нравственное развитие человека протекает в течение всей его жизни, но основные черты морального облика складываются в детском, подростковом и юношеском возрастах.

Каждый народ, пройдя долгий и сложный путь своего исторического развития, выработал свою систему духовных и материальных ценностей - культуру.

Культура - это сложный комплекс достижений человека, в области материальной и духовной жизни, полученный им в результате его общественно-исторической практики. Народная традиционная культура была почвой, взрастившей человека - носителя этой культуры. От поколения к поколению духовные ценности народной культуры передавались средствами народной педагогики.

Духовно-нравственное развитие и совершенствование личности определяется как процесс формирования новых ценностных ориентаций нравственного плана. Нравственность в большинстве этических учений отождествляется с моралью. Но следует различать мораль как форму общественного сознания (систему норм, требований к правилам поведения в межличностных отношениях, предъявляемых человеку обществом) и нравственность как характеристику психологической структуры личности (отвергающей или принимающей эти требования, осознающей их необходимость и испытывающей внутреннюю потребность в исполнении моральных норм, следовании им). Нравственные представления и поведение людей могут расходиться.

В некоторых определениях подчеркивается, что психологическим регулятором поиска смысла нравственных проблем у человека является совесть.

Совесть характеризует способность человека самостоятельно формулировать нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения, давать оценку их поступкам. Из всего многообразия определений можно заключить, что понятие внутренней культуры личности в самом распространенном своём смысле отражает нравственную сторону личности, её ценности и способность оценивать нравственную сторону своих и чужих поступков. Можно сказать, что это структура внутреннего (субъективного) мира человека.

Она характеризуется своим внешним проявлением в отношениях с другими людьми, в общении и поступках. Внутренняя культура личности становится в ходе усвоения индивидом ценностей своего окружения, в ходе обучения и под воздействием собственной воли и усилий, в ходе социализации.

Из всего многообразия определений можно заключить, что понятие внутренней культуры личности в самом распространенном своём смысле отражает нравственную сторону личности, её ценности и способность оценивать нравственную сторону своих и чужих поступков. Можно сказать, что это структура внутреннего (субъективного) мира человека. Она характеризуется своим внешним проявлением в отношениях с другими людьми, в общении и поступках. Внутренняя культура личности становится в ходе усвоения индивидом ценностей своего окружения, в ходе обучения и под воздействием собственной воли и усилий, в ходе социализации. Внутреннюю культуру можно оценивать как культуру высокого уровня, если она соответствует требованиям общественной морали или светской этики, проявляется в форме следования этикету, принятому в той или иной сфере деятельности личности. Важной характеристикой высокого уровня внутренней культуры личности можно выделить способность к рефлексии и готовность нести ответственность за свои действия.

Существуют объективные требования к организации внутреннего мира человека, к культуре его личности, предъявляемые спецификой социальной работы. Они выражены в профессиограмме, психограмме и кодексах профессионального поведения. Эффективное исполнение трудовых обязанностей, полностью погруженных в социальной сфере, области исключительно межчеловеческих взаимодействий, требует от специалиста следовать нравственным и этическим принципам, исповедовать определенный круг ценностей. Это колоссальное давление на внутренний мир человека (психологическое воздействие), каждое взаимодействие, каждый профессиональный контакт с клиентом оказывает влияние. Это требует устойчивой структуры внутреннего мира, которая может с минимальными затратами и максимальными результатами функционировать в таких условиях. В противном, случае специалист теряет свой единственный ресурс - свою личность, не выдерживая психологического давления, происходит деформация личности, её эмоциональное сгорание. Неподготовленная личность обречена на регулярные стрессы, которые способны привести к неврозу и более тяжелым внутренним состояния

Такие качества, как неконфликтность и умение прощать, способность сопереживать, понимать и принимать различия во мнениях и взглядах, в поведении и целях очень важны людей. А вы знаете, что все они составляют нравственную культуру личности?

Говоря строгим научным языком, нравственная культура человека – это освоение им общественного морального опыта и проявление важных моральных принципов в собственном поведении и общении. Если сказать проще – нравственная культура проявляется в том, что человек контролирует себя и свои эмоции в любых ситуациях и его поступки не нарушают прав других людей. Он признает и уважает их право быть разными, отличаться друг от друга и не соответствовать ожиданиям. Он приятен окружающим, оставаясь собой, без лести и притворства.

Вежливость, чувство такта и меры, доброжелательность и при этом еще непринужденность поведения и сохранение своей натуры – вот настоящая нравственная культура личности. И мало знать общепринятые правила и этикет, здесь еще нужны интуиция и здравый смысл, которые подскажут, как вернее поступить в том или ином случае, сохранив свое достоинство и культуру поведения.

Особенно это необходимо в ситуации конфликта, ведь в разногласиях и спорах, в общении как раз и проявляется нравственная культура человека или наоборот, ее отсутствие. Часто многие из нас ведут себя несдержанно и грубо, делают обидные замечания и лезут не в свое дело, поступают бестактно по отношению к другим людям. Не хватает самообладания и той самой культуры – а она обязательно предполагает, что поведение должно быть осознанным.

Поэтому нравственная культура общения – это всегда связь внутренней культуры человека и его внешнего поведения во время диалога. Наши ценности, принципы, идеалы влияют на то, как мы проявляем себя в дружбе и любви, совместной работе и общении. Но это не значит, что нелюдимый и замкнутый человек безнравственен. Порой в необщительных людях скрывается одухотворенная и отзывчивая натура, готовая к помощи и самопожертвованию. А всегда активные, яркие люди внутри могут оказаться глубоко непорядочными. Поэтому формирование основ нравственной культуры личности – это не заучивание правил этикета и показная воспитанность. А внутреннее принятие моральных ценностей и выработка своих собственных, среди которых самая важная – уважение других людей и их свободы.

Эта нравственная ценность стала такой значимой именно в условиях современного общества, в котором равенство людей и их прав становятся самыми важными, а насилие и унижение чужого достоинства осуждается. Сегодня человек должен уметь управлять собой и своими импульсивными порывами, больше прислушиваясь к своему разуму, чем к эмоциям, особенно деструктивным.

Современная нравственная культура призывает каждого человека развиваться и идти к своим целям, поступая обдуманно и не причиняя дискомфорта окружающим людям, не вмешиваясь в их жизнь и их решения.

Однако нельзя сказать, что наше общество уже стало высоконравственным. К сожалению, нередки агрессия и бездуховность, насилие и неприятие чужого мнения. И это главная проблема современной нравственной культуры. Если бы все люди стремились развиваться и совершенствовать себя, перестали обманывать и лицемерить, быть равнодушными и нетерпимыми – они создали бы необыкновенно успешное и благополучное общество. Увы, пока этого не происходит.

Но общественные нормы уже сформировались, важные ценности уже приняты обществом. Осталось дело за каждым из нас: стать разумным и самостоятельным человеком, который сознательно управляет собой и своей жизнью, эффективно и с достоинством ведет себя в запутанных и противоречивых ситуациях и делает мир вокруг себя лучше.

Бюджетное образовательное учреждение

дополнительного профессионального образования

«Институт развития образования Омской области»

Е. М. Колодина

Учебно-методическое пособие

БОУДПО «ИРООО»

ББК 74.200.51

Печатается по решению редакционно-издательского совета БОУДПО «ИРООО»

Рецензенты:

Сухарева Альбина Павловна, кандидат педагогических наук,

доцент, заведующая кафедрой гуманитарного образования БОУДПО «ИРООО»

Балакин Юрий Васильевич, заведующий кафедрой теологии ГОУВПО

«Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского»

Колодина, Е. М.

К 61 Духовно-нравственная культура: учебно-методическое пособие для образовательных учреждений. – Омск: БОУДПО «ИРООО», 2009. – 115 с.

ISBN 978-5-89982-283-4

Пособие содержит обширный материал, позволяющий организовать воспитательную работу учащихся и студентов на уроках и во внеурочное время, а также способствующий проведению внеклассных бесед духовно-нравственного и историко-культурного содержания.

Программа «Духовно-нравственная культура» (Е.М. Колодина, О.В. Курмаева), на основе которой разработано данное пособие, заняла в 2009 году первое место на областном конкурсе авторских программ в области духовно-нравственного воспитания детей молодежи в номинации «Образовательные программы духовно-нравственного воспитания средствами православной культуры» и третье место на межрегиональном этапе Всероссийского конкурса в области педагогики, воспитания и работы с детьми школьного возраста и молодежью до двадцати лет на соискание премии «За нравственный подвиг учителя».

Учебно-методическое пособие «Духовно-нравственная культура» предназначено для педагогических работников образовательных учреждений: классных руководителей, кураторов, воспитателей и др., в сферу деятельности которых входит духовно-нравственное воспитание детей и молодежи. Материал пособия адресован также широкому кругу читателей, проявляющему интерес к православной культуре и вопросам духовно-нравственного воспитания в семье и образовательных учреждениях.

ББК 74.200.51

ISBN 978-5-89982-283-4 © Колодина, Е.М., 2009

© БОУ ДПО «Институт развития

образования Омской области», 2009

Учебное издание

Елена Михайловна Колодина

Духовно-нравственная культура

Учебно-методическое пособие

для образовательных учреждений

Зав. РИЦ С.В. Солдатова

Редактор Е.А. Гингель

Технический редактор Н.В. Слатин

Корректор П.В.Токарева

Подписано к печати 01. 10. 2009 Формат 60х84 1/16

Усл.п.л. Уч. изд. л. Тираж 200 экз. Заказ № 30 Печать оперативная

Издательство БОУДПО «ИРООО»

Типография БОУДПО «ИРООО»

644043, г. Омск, ул. Тарская, 2

Предисловие

Раздел 1. Становление личности человека через познание истоков отечественной культуры и русского языка…………………

Тема 1. Культура – всеобщее достояние.

Духовный смысл и значение русского слова

Тема 2. Влияние культуры на становление личности.

Ненормативная лексика как фактор, разрушающий нравственность человека

Раздел 2. Культура семейных отношений……………………..

Тема 3. Государство и семья как особый культурологический феномен

Тема 4. Нравственные основы добрачных взаимоотношений юношей и девушек

Тема 5. Культура крепкого счастливого брака

Тема 6. Истинная любовь – главная основа крепкой семьи

Тема 7. Культура родительства

Тема 8.Чудо жизни. Духовно-нравственные и социальные проблемы биоэтики в вопросах деторождения. Современная демографическая ситуация и политика РФ

Тема 9. Культура современного благочестия. Духовно-нравственное развитие современного человека

Раздел 3. Культура и история трезвения…………………………..

Тема 10. Здоровый образ жизни. Виды болезненных зависимостей: причины, сущность, последствия

Тема 11. Что такое трезвение. Помощь попавшим в зависимость от пагубных привычек: история и современность

Раздел 4. Непознанный мир веры. Свобода выбора: нравственные и духовные ориентиры……………………………………………….

Тема 12. Красота мира и способы его познания. Духовные основы и ценности христианства. Восстановление прерванных духовных традиций в современном мире

Тема 13. Цель и смысл жизни человека: культурно-исторические традиции и современные тенденции

Тема 14. Духовно-нравственная культура профессиональной деятельности. Подвижничество, жертвенность и святость как нравственные идеалы культуры России. Любовь к Родине

Приложения

Примерный тематический план курса.

Народная мудрость (пословицы и поговорки).

Мудрость тысячелетий (цитаты и афоризмы).

Публикации (для подготовки педагогов к занятиям).

Предисловие

Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения в условиях современности становится центральной педагогической проблемой, от решения которой зависит будущее как самого вступающего в жизнь поколения, так и общества в целом, а также судьба государственности в России.

Постепенно начинает изживать себя гуманистическая утопия, связанная с идеализацией Запада, с верой в то, что рыночная система сама по себе может решить все государственные, общественные и личностные проблемы, что она является предпосылкой возникновения и существования общества, процветающего не только в материальном, но и в духовном отношении.

Плоды кризиса «гуманистического сознания» – увеличение криминогенности и рост распущенности нравов – подтвердили верность духовных прозрений христианства, свидетельствующих о том, что ни распространение научных знаний, ни улучшение внешних условий жизни не в состоянии сами по себе нравственно улучшать людей.

Президент РАО академик Н.Д. Никандров в работе «Духовные ценности в современной России» отмечает, что «понятие общечеловеческие ценности – понятие абстрактное, оно часто используется в корыстных целях: скрытно подменить им ценности свои собственные, выдав их за общечеловеческие».

Никаких так называемых «общечеловеческих ценностей» не существует: это фантом, фикция, миф. Ценности формируются обществом, и они не совпадают у людей, воспитанных в различных культурно-исторических традициях. Следовательно, и духовно-нравственное воспитание детей и молодёжи должно базироваться на ценностях и идеалах цивилизации каждой страны.

Поправки в Закон РФ «Об образовании» от 01.12.2007г. (№309) включают в себя сразу в нескольких статьях требования обеспечения духовно-нравственного развития обучающихся. Так, п. 2 статьи 14 Закона определяетформирование духовно-нравственной личности в качестве одной из основных задач образования.

Освоение образовательной области «Духовно-нравственная культура» содействует формированию нравственной культуры молодых поколений граждан России через освоение социокультурного опыта предшествующих поколений, представленного в культурно-исторической традиции. Система ценностей, традиции складывалась на протяжении многих столетий, вбирая в себя опыт поколений, под влиянием истории, природы, географических особенностей территорий, на которых жили народы России, условий их жизни, быта, взаимодействия, общих бед, трудов и свершений, веры, культурного творчества, языка. Народы нашей страны имеют многовековой опыт совместной жизни и сотрудничества, осмысляемый нами как общность судьбы на родной земле. Мы объединены верностью памяти предков, завещавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость. Надежным залогом межконфессионального мира и братской дружбы всех народов, живущих в России более тысячи лет, являются духовно-этические принципы и социокультурные традиции, истоки которых коренятся в онтологии и практике православия.

Культурообразующее значение религии православия признано в нормах нашего законодательства. В преамбуле Закона РФ «О свободе совести и религиозных объединениях» сказано:«Федеральное собрание признаёт особую роль Православия в истории России, в становлении и развитии духовности и культуры».

Следует также отметить, что понятие «многонациональное государство» - это не просто словосочетание, это юридическая формула государственного устройства. Таких государств в мире - единицы, и функционируют они в основном на конфедеративной основе. Существуют нормы международного права, стандарты, принятые ООН, согласно которым государство классифицируется как мононациональное. Так, государство считается мононациональным, если удельный вес одной нации составляет не менее 67 % (т.е. 2/3) населения. Одно из самых мононациональных государств в мире - наша Россия. Согласно последней Всероссийской переписи населения 80 % - это русское население, которое в своей основе определяет себя принадлежащим к Православию. Поэтому по всем международным стандартам мы - мононациональное и моноконфессиональное государство.

Из-за непонимания этого иногда возникают серьезные проблемы в системе образования. Мы должны понимать, что при преподавании предмета «Духовно-нравственная культура», основанного на мировоззрении Русской Православной Церкви, речь идет не о национальностях или религиозном образовании, а о культуре России - культуре, на основе которой созидалось наше государство. Когда спрашивают, почему нам необходимо изучать православную культуру, можно дать только один ответ, что православная культура - это не культура одной национальности, это культура, в которой живут и жили тысячу лет в России все ее 150 национальностей. Православная культура - это знак нашей цивилизации, основа единения народов России.

Следует также отметить, что согласно ст. 29 "Конвенции о правах ребёнка", каждый ребенок имеет право воспитываться в культуре и традициях того народа, которому он принадлежит от рождения. Конвенция также требует уважения к ценностям страны, в которой ребёнок проживает, даже если эти ценности отличаются от ценностей, на которые ребёнок ориентирован своими родителями.

Многовековая православная культура является ценнейшим достоянием всех граждан Российского государства, всех народов нашего Отечества. Она устанавливает преемственность российской цивилизации с великими цивилизациями древнего мира, образует основу ее самобытности и выводит Россию в ряд мировых цивилизаций.

Игумен Георгий (Шестун), настоятель церкви во имя преподобного Сергия Радонежского (г. Самара), заведующий кафедрой православной педагогики Самарской духовной семинарии, д. п. н., профессор, считает, что следует рассматривать православную культуру как культуру православной цивилизации, или её можно назвать духовно-нравственной культурой всей нашей цивилизации.

Ни в одной цивилизации мира нет такого бережного отношения к верованиям, культуре и языкам других народов. Многие из этносов, сохранивших свое бытие в православной цивилизации, не имели даже своей письменности, и ее даровала им православная цивилиза-ция. На-ходясь в атмосфере православной цивилизации, дыша ее воздухом, вдохновляясь ее высокими идеалами, луч-шие представители национальных культур, люди иных вер настраивались на ее тон и вносили свой голос, свою лепту в копилку культуры православной цивилизации. Дагестанец Р. Гамзатов, киргиз Ч. Айтматов, татарин М. Джалиль, армянин И. Айвазовский, евреи И. Левитан, И. Дунаевский, Я. Френкель - высокая поэзия, проза, живопись, музыка, кино. И это все наше общее, это все при-надлежит нашей цивилизации. Этот список воистину огромен. Античность и Европа, мировая культура и национальная, два Рима, две великие Импе-рии передали в дар Третьему Риму - Москве, Русской Империи - этот великий Божественный дар. Наше подрастающее поколение должно все это знать, изучать, хранить и переда-вать своим потомкам. Мы можем это изучать вместе, независимо от национальности и веры, поскольку наши предки хранили и умножали эту культуру сообща. Тем более что изучение культуры нашей общей цивилизации не мешает никому знать свои национальные культуры, свою веру.

Задача сохранения и развития ценностей отечественной культуры в сфере образования поставлена в важнейших государственных документах. В Национальной Доктрине образования среди основных целей и задач образования (всего в Доктрине названо 15 основных целей и задач) наиболее приоритетные располагаются следующим образом:

    сохранение исторической преемственности поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры;

    воспитание бережного отношения к историческому и культурному
    наследию народов России;

    воспитание патриотов России, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов;

    формирование культуры мира и межличностных отношений;

    разностороннее и своевременное развитие детей и молодежи, их творческих способностей, формирование навыков самообразования, самореализацию личности;

    формирование у детей и молодежи целостного миропонимания и современного научного мировоззрения, развитие культуры межэтнических отношений;

    систематическое обновление всех аспектов образования, отражающего изменения в сфере культуры, экономики, науки, техники и технологий;

    непрерывность образования в течение всей жизни человека.

Значимость духовно-нравственных устоев, уважение к российским традициям не раз подчеркивали и высшие светские руководители страны. О ценностях, общественных идеалах и нравственных принципах, которые делают нас единым народом, без которых мы не можем себе представить Россию, говорил 5 ноября 2008 г. в своем Послании Федеральному Собранию Президент Д.А. Медведев. А несколько раньше, в апреле 2007 г., Президент В.В. Путин подчеркнул, что «духовное единство нашего народа и объединяющие нас моральные ценности - это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность... Общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров». Как понимают наши высшие руководители эту общую систему нравственных ориентиров, какое значение придают православию, мы могли видеть совсем недавно, 1 февраля, когда они вместе присутствовали на интронизации Его Святейшества Святейшего патриарха Московского и Всея Руси Кирилла.

Президент России Д.А. Медведев на встрече с лидерами традиционных религий страны, которая прошла 21 июля 2009 года, принял решение поддержать идею преподавания в школах предметов по основам религиозной культуры и светской этики.

Духовно-нравственная культура - фундаментальная основа общего образования, база для самосовершенствования личности и социального взаимодействия на основе единства свободы и ответственности. Опыт освоения духовно-нравственных смыслов и ценностей культуры позволяет решить одну из самых актуальных задач современной школы - побудить молодое поколение к различению добра и зла, к оценке с нравственных позиций как своих действий, так и всех форм общественных отношений. Он помогает плодотворному освоению таких отраслей и форм общественного знания, как история, искусство, естествознание, право, экономика, политика и др. Осмысление основ духовно-нравственной культуры способствует нравственной ориентации учащихся, помогает им побуждать себя к развитию и самосовершенствованию.

Место курса в деятельности образовательного учреждения

В рамках образовательной и воспитательной деятельности образовательного учреждения проведение курса «Духовно-нравственная культура России» позволяет учащимся составить целостное представление о духовно-нравственных и культурно-исторических традициях современного российского общества, о семье как основе духовно-нравственного развития общества и о духовно-нравственных основах становления личности.

Курс строится на основе сочетания лекционного материала и бесед, применения активных форм обучения и воспитания. Изучение дисциплины предполагает обширное знакомство с наиболее важными вопросами духовности и нравственности в культуре России, наиболее важными документами в этой области, мнением современных ученых и мыслителей, работами современных исследователей, произведениями классической русской литературы. На занятиях по программе предполагается знакомство учащихся с подвижниками благочестия прошлых лет и современности, с героическими поступками и личностными качествами Героев Отечества - наших современников, совместное исследование педагогом и учащимися их жизненных ценностей и моральных установок, формировавшихся в различных социальных условиях. Яркие примеры патриотизма, высокие нравственные идеалы и моральные установки Героев Отечества, совершивших подвиги в наше время, святых земли русской и города Омска помогут выработать у учащихся собственную жизненную позицию, ориентированную на традиционные отечественные духовно-нравственные и культурные ценности, будут содействовать приобщению к своим «корням», осознанию своего места в истории родной страны, пониманию смысла и истоков героических подвигов ее защитников.

На занятиях учащиеся получат навыки культуры ведения дискуссии, научатся слушать и слышать друг друга, самостоятельно мыслить, грамотно формулировать свои мысли и аргументировать свою позицию, отстаивать свою точку зрения.

Предлагаемый курс предназначен для преподавания в различных образовательных учреждениях: государственных и муниципальных школах, лицеях и гимназиях (средних и старших классах), в средних специальных и высших учебных заведениях.

Курс предназначен для неподготовленной аудитории, не знакомой с культурой православия, он не несет в себе ярко выраженных религиозных установок и прививает культурно-нравственные ориентиры постепенно, по принципу от простого к сложному. Данный курс может быть использован для преподавания учащимся любой национальности и вероисповедания.

Курс отличается информационной насыщенностью, гибкостью и вариативностью. В зависимости от состава учащихся, педагог может выбрать ту или иную форму занятия, а также при рассмотрении тем расставить те или иные акценты. Значительное количество литературы и других материалов для подготовки занятий позволяет (в случае возможности увеличения часов для работы по программе) более детально изучать все темы.

Цель курса - готовить учащихся и студентов, которые, овладев знаниями о культуре своего Отечества, будут способны решать ключевые проблемы духовной и нравственной жизни современной России.

Для достижения поставленной цели в рамках данного курса должны быть решены следующие задачи:

Формирование у учащихся представления об основных теоретических и практических подходах к изучению духовно-нравственных и культурных традиций современного общества, их многообразии; о месте семьи в системе духовно-нравственного развития общества; об историко-культурном значении православной религии для России и о роли духовно-нравственной культуры в укреплении государства;

Формирование у учащихся целостного представления о нравственности семейных отношений;

Содействие формированию у подростков и молодежи уважительного отношения к семье и ее ценностям, ответственного отношения к будущему отцовству и материнству, подготовка их в будущем к сознательному созданию собственных семей;

Способствование становлению личности человека через познание истоков и развития русского языка, основного инструмента образования и передачи социокультурного опыта;

Формирование у учащихся представлений о духовно-нравственных основаниях трезвого здорового образа жизни, опыте противостояния деструктивным воздействиям в этой сфере;

Содействие воспитанию духовно-нравственной личности, способной свободно и ответственно делать выбор, опираясь на традиционные исторически сложившиеся ценности отечественной культуры, строить на этой основе свою профессиональную деятельность и семейную и личную жизнь;

Мотивирование учащихся на постоянный анализ, сопоставление норм христианской и принятой в современном обществе морали;

Обучение самостоятельному анализу собственного поведения и поведения товарищей; развитие навыков постоянного самоанализа, размышлений и выводов.

Требования к уровню освоения содержания курса

В результате изучения курса обучающиеся должны

знать:

    основные понятия, образы и тенденции духовно-нравственной культуры в современном обществе;

    основы традиционного для России христианского понимания природы человека, уникальности его среди прочих творений Божиих, принадлежности ей свободы выбора между добром и злом, правильное раскрытие иерархии начал в человеке и высокого достоинства человеческой природы в силу причастности ее образу и подобию Божию;

    основные понятия и нормы христианской духовности, морали и нравственности, христианские правила и методы самовоспитания и духовного самосовершенствования;

уметь:

    ориентироваться в духовно-нравственных проблемах современной жизни и нравственно оценивать их в рамках различных мировоззренческих систем, в частности в рамках христианской морали;

    принимать ответственные решения, выстраивая стратегию своего поведения;

    принимать решения по поводу того, что делать и что не делать в определенных жизненных ситуациях;

    развивать свои коммуникативные способности;

    работать с историческими документами, справочной литературой, первоисточниками для составления рефератов, докладов и других работ исследовательского характера, обосновывать свою точку зрения, опираясь на рекомендованную литературу;

    свободно и ответственно делать выбор, опираясь на традиционные исторически сложившиеся ценности отечественной культуры;

    владеть понятийным аппаратом духовно-нравственной культуры Российской цивилизации.

Методы и формы учебной работы

    основной метод – диалог, в основе которого – постановка проблемы, актуальной для подростков и молодежи в данное время;

    лекционное изложение материала или проведение беседы в рамках курса (с постановкой проблемных ситуаций и элементами дискуссии, с использованием интерактивных технологий);

    экскурсии в храмы и соборы г. Омска, в детские дома или лечебные учреждения для детей, оставшихся без попечения родителей;

    просмотр видеофильмов и прослушивание аудиозаписей по темам занятий;

    анализ литературного текста с раскрытием сюжетов, образов и их духовно-нравственных смыслов;

    написание и защита рефератов и творческих работ;

    дискуссии.

Оценка результатов изучения курса

Подведение итогов и оценивание деятельности учащихся может проводиться как в традиционной форме: оценки за ответ на уроке, оценки за контрольную работу, за выполнение тестового задания и т.д., так и с использованием инновационных методов аттестации: ответы на контрольные вопросы, реферат, творческая работа, мини-исследование, интервьюирование, доклад по заданной теме.

Квалификационные требования к преподавателю учебного курса «Духовно-нравственная культура»

Преподавать данный учебный курс может специалист, имеющий либо педагогическое образование и окончивший курсы повышения квалификации по предмету «Основы православной культуры», либо теологическое или богословское образование.

Раздел 1.

Становление личности человека через познание истоков отечественной культуры и русского языка

Есть слова – словно раны, слова – словно суд,

России» ...

  • Сборник планов и протоколов заседаний общественного Консультативного совета «Образование как механизм формирования духовно-нравственной культуры общества» при Департаменте образования города Москвы (Московском комитете образования)

    Документ

    Механизм формирования духовно -нравственной культуры общества” при Департаменте образования города Москвы. Духовно - нравственное развитие учащихся...

  • Духовно-нравственное воспитание школьников как cредство реализации ФГОС

    Документ

    Книг невозможно. Поэтому необходимо говорить о духовности , нравственности , культуре . В основе этого лежат правила... цели и задачи занятий: – формирование духовно -нравственных ориентиров; – воспитание культуры поведения и сознательной дисциплины; – ...

  • Указ президента республики башкортостан о концепции развития духовно-нравственной культуры и гражданской активности детей подростков и

    Автореферат диссертации

    Следующих задач: 1. Воспитание гражданской и духовно -нравственной культуры , патриотизма и толерантности молодежи. 2. ... массовой информации в формировании гражданской, духовно -нравственной культуры и социальной самоорганизации молодежи; формирование...

  • Программа по основам духовно-нравственной культуры народов россии пояснительная записка

    Программа

    Становление культуры цивилизаций. Духовно -нравственная культура не равняется (и не является синонимом) религиозной культуры . Духовность человека... отдельных компонентов программы «Основы духовно -нравственной культуры народов России». Стоит обратиться...