Духовно нравственная сфера жизни общества примеры. Духовная сфера и ее виды

Духовная сфера жизни общества - это подсистема, содержание которой составляет производство, хранение и распределение ценностей общества, способных удовлетворить потребности сознания и мировоззрения субъектов, воспроизводить духовный мир человека.

Духовная жизнь общества составляет ведущий, главный процесс формирования и развития его духовной культуры.

Основными критериями сферы духовной жизни общества являются: развитость индивидуального сознания; способность человека осознавать самого себя, свои отношения с природой и обществом; гуманистическая направленность общественного мировоззрения; состояние духовных ценностей; степень их согласованности с потребностями и интересами личности и других субъектов общества, а также мера развитости образования, воспитания, науки, информационной жизни общества, искусства, практическая реализация свободы совести граждан.

Духовная сфера жизни общества предназначена для воспроизводства индивидуального и общественного сознания, духовных ценностей личности и общества, для регулирования деятельности институтов и субъектов духовной жизни.

Структуру сферы духовной жизни общества можно представить, как и других сфер, многопланово. Наиболее распространенным подходом является выделение относительно самостоятельных процессов духовной жизни, обладающих своим предназначением, содержанием и способами реализации. В духовной жизни выделяются:

Процесс воспроизводства индивидуального и общественного сознания; личностного и общественного мировоззрения через удовлетворение потребностей и интересов по их развитию;

Научная жизнь;

Художественно-эстетическая жизнь;

Образовательно-воспитательный процесс в обществе;

Духовно-нравственная жизнь;

Функционирование религии, свободомыслия и атеизма;

Информационная жизнь общества.

Мораль в структуру духовной жизни общества включается определенной стороной: процессами осмысления роли и значения нравственности, ее категорий, норм и принципов для функционирования духовной жизни.

Основные функции духовной жизни общества: а) Общие : воспроизведение индивидуального и общественного сознания; создание, хранение, распределение и потребление духовных ценностей; мировоззренческая; методологическая; регулятивная; коммуникативная и др. б) Видовые : научно-познавательная; художественно-эстетическая; образовательно-воспитательная и др.

Рассмотрим некоторые элементы содержания духовной жизни общества.

Наука характеризует сферу духовной жизни с точки зрения роли в ней эмпиризма и рациональности, процесса добывания, хранения, востребования и использования научно-теоретического знания.


Наука - это форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе, человеке и самом познании, на открытие объективных законов и существенных характеристик бытия.

Типовая структура науки как явления духовной жизни общества - единство научного сознания, институтов науки и деятельности ее субъектов. Поэтому объективно-истинное знание, полученное вне науки, не включается в содержание науки, а составляет сферу обыденно-практического или рационального, абстрактно-логического вненаучного знания.

Распространенной классификацией наук считается признание трех больших групп: науки о природе - естествознание; науки об обществе - обществознание или социальные, гуманитарные науки; науки о технике - технические науки. Науки о человеке можно выделить в особую группу - антропологию, или включать в естественные, общественные, а также в технические науки.

Науки классифицируются также на фундаментальные (преимущественно теоретические) и прикладные (нацеленные на достаточно быстрое применение научных знаний в практической деятельности).

Особенности научного знания:

1.Оно отражает закономерное, существенное, качественное в материальном мире.

2. Это систематизированное, концептуальное (теоретическое) знание, выраженное системой понятий, суждений, учений.

3. Научное знание – в основном истинное знание в единстве объективно-субъективного, абсолютного и относительного, конкретного и абстрактного. В науке возможны также заблуждения и ложное знание.

4. Оно предназначено для воплощения в сложной практической жизнедеятельности людей.

5. Это знание, полученное на основе специальных методик и средств (приборов).

6. Научное знание обладает доказательностью.

Художественно-эстетическая жизнь общества состоит в образно-творческом воспроизведении жизни людей, неживой и живой природы в формах художественного образа с помощью категорий возвышенного, прекрасного, совершенного, трагического и комического, серьезного и игрового, а также низменного, безобразного, несовершенного. Она включает в себя искусство, народную художественную культуру, элитарную и массовую культуру, различные художественные субкультуры.

Художественная культура изучается специальной наукой - эстетикой. Отражение в сознании людей и осмысление художественной культуры как непосредственно, так и с помощью эстетики формирует у них эстетическую культуру. Эстетическая культура - это состояние сознания, мировоззрения и всего духовного мира субъекта, которое воспроизводит художественную культуру и определяет меру включенности субъекта в мир искусства, народной и иной культуры. Признаки эстетической культуры личности: художественно-эстетические знания; эстетические потребности и интересы; эстетический идеал; эстетический вкус; эстетические переживания; эстетические чувства; художественно-эстетические качества и др.

Главным элементом художественно-эстетической жизни общества выступает искусство. Это вид профессиональной художественно-эстетической деятельности по воспроизводству, распределению и потреблению ценностей искусства. Оно характеризуется авторством, стилем и направленностью художественного творчества. Искусство отличается, например, от народной художественной культуры, которая развивается стихийно, в ней нет, как правило, конкретных авторов, она не специализируется и не составляет средство получения благ ее анонимными авторами, не предназначена для вознаграждения.

Структура искусства: архитектура; изобразительное искусство (скульптура, живопись, графика и др.); художественная литература; музыка; хореография; театр; кино; эстрада; аудио-видеоискусство; компьютерное, в том числе виртуальное, искусство, прикладное искусство и др.

В характеристике основных понятий художественной культуры (искусства), следует обратить внимание на категории эстетики: художественный образ; художественная форма; прекрасное и безобразное; возвышенное и низменное; трагическое и комическое.

Религия является одной из древнейших и основ­ных (наряду с наукой, образованием, искусством) форм духовной культуры. В современной теории попу­лярно определение религии, исходящее из призна­ния ее основой веры в Бога («религия есть вера в Бога»). Наряду с ним широкое распространение имеют другие подходы к пониманию сущности рели­гии: религия есть система догм, символов веры и культа, в основе которых находится важность почитания божественного, признание священного и святого; религия также есть одна из свойственных духовной культуре форм приспособле­ния человека к окружающему миру, удовлетворения его духовных потребностей верой в сверхъестественное и ожиданием от него воздаяния.

Основой религии является вера в особое сверхъестественное. В вере обна­руживаются важнейшие особенности, определяю­щие место религии в отношениях человека и бытия. Религиозная вера складывается из: 1) собственно веры, т. е. убеждения в правильности основ религиозного учения; 2) знания о наиболее существенных положениях ве­роучения; 3) признания и следования нормам нравственно­сти и культа, содержащихся в религиозных требованиях к человеку; 4) соблюдения норм и требований, предъявляе­мых к повседневной жизни верующего человека.

Существуют различные типы религии: монотеи­стические (основанные на вере в единого Бога) и по­литеистические (исповедующие многобожие); ри­туальные - с акцентом на выполнение определенных культовых действий; религии спасения, признаю­щие главным в вероучении догмы об особом образе жизни человека, его посмертной судьбе. Важную роль играют национальные религии, распространенные среди представителей одной или родственных наций, а также племенные религии. К национальным религиям относят синтоизм (японцы), конфуцианство (китайцы), иудаизм (евреи) и др. Существуют многочисленные религиозные секты, а также так называемые «живые» религии, псевдорелигиозные объединения. Наиболее распространены и многочисленны по своим последователям мировые религии. Главные мировые религии в современном мире - христианство (возникло в начале I тыс. н. э.), ислам (возник в VII в. н. э.), буддизм (возник в VI-V вв до н. э.).

О роли мировых и других религий в современном мире гово­рят следующие данные.

1. Огромное большинство людей, живущих на Земле, являются приверженцами одной из сущест­вующих мировых религий. Подсчитано, например, что сторонниками христианства сегодня являются 1,99 млрд. человек, ислама – 1,19 млрд. человек, буддизма – 359 млн. человек.

2. В ряде стран мира религиозные объедине­ния отделены от государства. Тем не менее, влияние религии на жизнь современного обще­ства остается значительным. Ряд государств призна­ет одну из религий государственной и обязательной.

3. Многие религии являются источниками нравственных и художественно-эстетических ценностей и норм, регулируют повседневную жизнь людей, хра­нят принципы общечеловеческой морали. Роль таких рели­гий в возрождении и приумножении культурного на­следия, приобщения к нему людей весьма значительна.

4. К сожалению, религиозные противоречия про­должают быть источником и питательной средой кровавых конфликтов, терроризма, фактором разъеди­нения и противоборства. Религиозный агрессивный фанатизм гу­бителен, он противостоит культуре, общечеловече­ским духовным ценностям, интересам человека.

Одним из основных прав человека в современном мире является право на свободу совести. Согласно статье 28 Конституции РФ, «каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать ника­кой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соот­ветствии с ними».

Свобода совести, таким образом, оставляет за че­ловеком выбор между религиозной верой и атеиз­мом. Любой выбор свободы совести не является основанием оценки качеств личности с заранее заданным результатом: верующий – значит плохой, верующий – значит хороший и т. п. Оценка личности осуществляется по проявлению ее качеств на практике – в поведении, общении, деятельности.

Главное в понимании свободы совести как правовой нормы Российской Федерации состоит в том, что ее реализация представляет личное, частное дело каждого человека. Это одно из естественных, неотчуждаемых и не ограничивающихся ничем и никем прав личности.

Свобода совести, таким образом, включает три свободно выбираемых человеком варианта ориентированности своего мировоззрения и личной позиции:

Верить в любую религию, свободно выбирать вероисповедание;

Не верить ни в какую религию, придерживаться атеистических взглядов и убеждений;

Свободно, без преследований, осуществлять критику любой религии или атеизма на основе взаимоуважения и толерантности.

Следует обратить внимание на то, что иногда духовность человека понимается или объясняется как только или именно религиозная духовность. Данная трактовка является односторонней. Она не согласуется с принципом свободы совести и однозначно ориентирует мировоззрение, духовный мир человека на религиозность, причем, как правило, конкретного характера. Духовность человека – состояние его сознания, характер и направленность мировоззрения, совокупность социальных качеств.

Духовная сфера жизни общества играет немаловажную роль в его развитии. В первую очередь, она способна формировать ценности, взгляды, стереотипы и даже мировоззрение многих людей, что значительно влияет на характер общества: будет ли оно прагматичным, циничным, милосердным, жестоким, словом, какие духовные направленности будут царить в нем, зависит именно от этой области жизни социума.

Если люди будут видеть в качестве примеров жестокое или равнодушное поведение, естественно, они станут перенимать его. В этом заключается одна из основных и направлений в искусстве - воспитательная.

Что такое духовная сфера

Прежде всего следует отметить, что духовность понимается социологией и культурологией как объединяющее начало в обществе, которое представлено традициями и моральными ценностями, отражающимися в религиозных учениях и образах искусства. Если ее рассматривать с индивидуальной позиции, тогда духовность идентифицируется с совестью, которая укрепляется с помощью проповедей и идейно-воспитательных работ.

Таким образом, духовная сфера - это те области, в которых люди, взаимодействуя, обретают и совершенствуют свое представление и отношение к миру. Самыми распространенными ее «представителями» являются образовательные учреждения, театры, филармонии, религиозные сооружения.

Духовная сфера: виды

Эту сферу можно разделить на три обширных области, которые между собой отличаются не только предметами, но и методами, с помощью которых общество обогащается и знаниями.

Научная духовная сфера. Здесь научное познание позволяет определять закономерности мира. Для этой области характерны абстрактно-логические формы понятий, с помощью которых представляется и осмысливается информация.

Наука выполняет несколько важных функций:

  • познавательную;
  • прогностическую;
  • объяснительную;
  • мировоззренческую.

Для этой области духовной сферы характерны систематичность и логичность; основной критерий, который отличает ее от остальных областей - объективность.

Эта форма мировоззрения складывалась на протяжении долгого периода, поэтому ее относят к исторической. Религию можно рассматривать как мост между материальным и духовным: с одной стороны, она обладает рядом принципов и традиций, а с другой, характерными материальными атрибутами: символами, определенной формы зданиями, кроем одежды служителей и пр. Когда в обществе отсутствует религия гармонизирует его. С помощью религии формируется социальное мировоззрение, которое направлено на созидание, а не разрушение: наставления растить детей, быть добрыми и честными, советы о взаимопомощи характерны практически для всех религий и полезны для любого социума.

Религия как социальный институт выполняет такие функции:

  • компенсаторную;
  • регулятивную;
  • интегративную;
  • коммуникативную.

В настоящее время религии нуждаются в большей поддержке общественности, чем когда-либо: с развитием науки утрачивается вера людей, и влияние религии на их действия уменьшается.

Искусство как духовная сфера. Здесь основным способом передачи смысла выступают выраженные в словесной или изобразительной форме. Творения создаются профессионалами - художниками, скульпторами, литераторами, и они способны придать форме эстетический вид.

Искусство выполняет ряд функций:

  • познавательную;
  • воспитательную;
  • эстетическую.

Искусство как часть духовной сферы имеет социальное содержание: так, в кризисные периоды происходила его дегуманизация, а, например, при наблюдалась трансформация искусства в орудие политики.

Под духовной жизнью общества обычно понимают ту область бытия, в которой объективная реальность дается людям не в форме противостоящей предметной действительности, а как реальность, присутствующая в самом человеке, являющаяся неотъемлемой частью его личности. Духовная жизнь человека возникает на основе его практической деятельности, является особой формой отражения окружающего мира и средством взаимодействия с ним. К духовной жизни относят, как правило, знания, веру, чувства, переживания, потребности, способности, стремления и цели людей. Взятые в единстве они составляют духовный мир личности.

Будучи порождением общественной практики, духовная жизнь тесно связана с другими сферами жизни общества и представляет собой одну из подсистем социума.

Духовная сфера жизни общества охватывает различные формы и уровни общественного сознания: нравственное, научное, эстетическое, религиозное, политическое, правовое сознание. Соответственно ее элементами являются мораль, наука, искусство, религия и право.

Мораль - это совокупность правил поведения, производных от представлений людей о добре и зле, справедливости и несправедливости, хорошем и плохом, которые являются следствием внутреннего убеждения человека либо силой воздействия на него общественного мнения.

Наука - это теоретически систематизированные взгляды на окружающий мир, воспроизводящие его существенные стороны в абстрактно–логической форме (понятий, теорий, законов) и основанные на результатах научных исследований.

Искусство - это специфическая форма общественного сознания, представляющая собой отражение окружающей действительности в художественных образах.

Религия - это совокупность определенных мифов, догматов, культовых и обрядовых действий, а также религиозных институтов (церковь).

Право - это система общеобязательных, формально определенных норм, установленных или санкционированных государством (а иногда и непосредственно народом), реализация которых обеспечивается авторитетом или принудительной силой государства.

Поскольку духовная жизнь общества порождается все–таки жизнью материальной, то и ее структура во многом схожа последней: духовные потребности, духовная деятельность (духовное производство) и созданные этой деятельностью духовные блага (ценности).

Первым звеном в этой цепочке выступают духовные потребности, представляющие собой объективную нужду людей и общества в целом создавать и осваивать духовные ценности. Нередко в философской литературе духовные потребности определяют еще и как определенное психическое состояние людей, побуждающее их к созданию и освоению духовных ценностей.

В отличие от материальных, духовные потребности не заданы биологически, не даны человеку от рождения. Они формируются и развиваются в процессе социализации личности. Особенность духовных потребностей состоит в том, что они имеют принципиально неограниченный характер: пределов роста для них не существует, а единственными ограничителями такого роста являются лишь объемы уже накопленных человечеством духовных ценностей и желание самого человека участвовать в их приумножении.

Ради удовлетворения духовных потребностей люди организуют духовное производство. Под духовным производством обычно понимают производство сознания в особой общественной форме, осуществляемое специализированными группами людей, профессионально занятыми квалифицированным умственным трудом. Целью духовного производства является воспроизводство общественного сознания в его целостности. К результатам духовного производства относятся:

1) идеи, теории, образы и духовные ценности;

2) духовные общественные связи индивидов;

3) сам человек как существо духовное.

Отличительная особенность духовного производства заключается в том, что его продуктами являются идеальные образования, которые не могут быть отчуждены от их непосредственного производителя.

Духовное производство направлено на совершенствование всех остальных сфер общественной жизни - экономической, политической, социальной. Создаваемые в его рамках новые идеи и технологии позволяют обществу саморазвиваться.

Ученые выделяют три вида духовного производства: науку, искусство и религию. Некоторые философы склонны добавлять к ним еще и мораль, политику и право. Однако мораль создается самим обществом, а не изобретается профессионалами, а общественные связи, возникающие между индивидами в результате политической и правовой деятельности отдельных членов общества, вряд ли могут быть названы духовными. Однако этот вопрос до сих пор остается дискуссионным.

Важнейшим видом духовного производства является наука.

На начальных этапах своего существования наука не оказывала сколько–нибудь заметного влияния на развитие общества. Однако с течением времени положение изменилось. Примерно с XIX века наука начинает играть заметную роль, опережая развитие материального производства, которое в свою очередь начинает изменяться в соответствии с логикой развития науки. Наука становится особым видом духовного производства, продукция которого предопределяет появление новых отраслей материального производства (химии, радиотехники, ракетостроения, электроники, атомной промышленности и т. д.). Огромную роль приобретают так называемые научные модели общественного развития, с помощью которого общество получает возможность, не прибегая к таким методам познания, как эксперимент, определять цели и направление своего развития.

Другим важнейшим видом духовного производства является искусство. Создавая художественные образы, которые, с известной долей условности могут быть приравнены к научным моделям, экспериментируя с ними при помощи собственного воображения, люди могут лучше познать себя и мир, в котором они живут. При помощи искусства художники, писатели, скульпторы воспроизводят часто скрытые, незаметные, однако весьма существенные стороны окружающей действительности.

Что же касается религии, как вида духовного производства, то создаваемые с ее помощью теории и идеи играли большую роль в развитии общества, прежде всего на ранних, донаучных этапах его развития, формируя у людей абстрактное мышление, способности вычленять общее и особенное в окружающем мире. Однако возникающие в рамках религиозных воззрений духовные ценности и складывающиеся на их основе общественные связи до сих пор играют важную роль в жизни многих обществ и отдельных индивидов.

Основным свойством духовного производства, отличающим его от производства материального, является всеобщий характер его потребления. В отличие от материальных ценностей, размер которых ограничен, ценности духовные не уменьшаются пропорционально количеству людей, ими овладевающими, и потому они доступны всем индивидуумам без исключения, являясь достоянием всего человечества.

Духовные явления - компоненты социальной реальности, в своей совокупности образуют особую, духовную сферу жизни общества. Явления сознания - не только нечто всецело производное от бытия, но сущее, имеющее свое особое место в социальной реальности, что теоретически выраженается в выделении структуры духовного производства как опосредующего звена между «историей мышления» и «историей общества». Духовное в своих социальных формах выступает как своего рода предметность, специфическая часть социальной реальности, поэтому «нельзя, говоря о духовном как об отражении объективно существующей реальности, ни на минуту упускать из виду, что само это отражение есть также определенный вид общественного производства - производства идей». Тем самым констатируется особый, относительно автономный мир господствующих в обществе идей, ценностей, норм, убеждений, целей. Концепция духовного производства и ставит в центр своего внимания исследование того механизма, которым создается, воспроизводится, развивается эта специфическая часть социальной предметности. Решающая роль в этом процессе принадлежит социально институциализированным формам духовной деятельности. Проблемное поле концепции духовного производства (общественного сознания, духовной жизни общества) - предметные формы, в которых духовное становится фактом социальной реальности: социальные механизмы духовной деятельности, многообразные социально институциализированные формы духовной жизни, сложные взаимосвязи и зависимости между различными компонентами, уровнями, формами, структурными элементами общественного сознания.

Прослеживая общие социальные механизмы духовной деятельности, концепция духовного производства с необходимостью сталкивается с проблемой выбора содержания сознания (различных ценностей и целей, норм и идеалов, на которые опирается и которым следует человек). За возникающей здесь проблемой выбора духовных ориентаций прорисовывается картина выбора собственного бытия. Эта ситуация самоопределения человека в мире культурных ценностей требует в качестве формы своего философского осмысления категории духовной культуры.

Духовная жизнь общества - это сфера общественной жизни, определяющая в совокупности с экономической и социально - политической жизнью специфику данного общества во всей его целостности. Она включает в себя все духовные образования, в том числе духовную культуру во всем ее многообразии, формы и уровни общественного сознания, стихийные настроения, привычки и т. д.

Духовная культура - лишь определенная сторона, «срез» духовной жизни, в известном смысле ядро духовной жизни общества. Духовная культура обладает сложной структурой, включающей научную, философско-мировоззренческую, правовую, нравственную, художественную культуру, религию.

Учитывая сложность одновременного восприятия сразу всех составляющих духовной культуры, попытаемся выяснить общую основу, объединяющую в единое целое все ее стороны, а именно: что понимается под культурой в целом.

В самом широком смысле этого слова культура - развивающаяся совокупность материальных, политических и духовных достижений человечества, характеризующих определенный способ общественно-практической деятельности людей на каждом историческом этапе развития общества. Каждый этап развития человеческой истории характеризуется своим уровнем материальных, политических и духовных потенций и достижений человечества, его отношений с действительностью. Сохраняя и передавая разнообразную информацию о жизнедеятельности прошедших поколений, культура - одновременно и результат, и средство развития личности и общества. Культура - исторически определенный способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, зафиксированный, функционирующий и развивающийся в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и ценностей, а также соответствующих организаций и учреждений, в совокупном отношении людей к природе, между собой и к самим себе.

Духовная культура нарастает на основе общественного бытия, пронизывает все его сферы и оказывает активное влияние практически на всю жизнедеятельность человека и общества. Как отражение общественного бытия она несет на себе отпечаток характерных черт эпохи и определенной общественно - экономической формации, интересов и потребностей больших социальных общностей и социальных слоев. Духовная культура в этом качестве - нечто единое целое, присущее нации, государству, региональной группе государств.

В обществе духовная культура проявляется через процесс освоения ценностей и норм предшествующих поколений, производство и развитие новых духовных ценностей. Будучи включенными в бытие человека и общества, в материальную и духовную жизнь, они играют существенную роль в социальной деятельности по освоению и преобразованию мира, служат ориентирами в этом процессе.

Главная цель, функция духовной культуры - формирование определенного типа личности в интересах общества, регулирование поведения человека в процессе его взаимоотношении с обществом себе подобных, природой, окружающим миром. Отсюда др. функция - формирование познавательных способностей личности.

Духовная культура общества выражается в различных формах и уровнях общественного сознания, в освоении и обогащении мира духовных ценностей.

При наличии ряда общих моментов с материальным производством духовное производство имеет свою специфику. Предмет труда в нем - не только природа и природные вещества, но и общественный прогресс во всем богатстве его социальных связей, человеческое мышление и деятельность людей. Весьма своеобразны и субъект духовного производства, и орудия его деятельности. В обществе формируется особый социальный слой профессионалов, занятых созданием духовных ценностей (интеллигенция). Но создание ценностей духовной жизни, духовная культура вообще не могут развиваться вне народа, ее основного творца и потребителя. Лучшие образцы духовного производства, получив социальную оценку, входят в фонд духовной культуры социума, становятся его достоянием.

Потребляя духовные ценности, человек формируется как личность и в этом качестве выступает и как объект, и как субъект духовного производства. Для духовного формирования используются система образования, воспитания, средства коммуникативного воздействия и т. д. Важную роль играет и самостоятельное усвоение субъектом духовных ценностей, самообразование и самовоспитание.

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Духовная сфера
Рубрика (тематическая категория) Социология

Духовная сфера - это область создания и освоения духовных блаᴦ. Элементами духовной сферы являются духовные потребности как источник духовной деятельности общества, средства осуществления духовного производства, а также субъекты духовной деятельности. Духовные ценности главный элемент духовной сферы - существуют в виде идей и материально воплощаются в виде языка, произведений искусства и т.д.

производятся не вещи, а идеи, образы, научные и художественные ценности Правда, эти ценности так или иначе материализуются в физических вещах, носителях этих духовных ценностей, в книгах, картинах, скульптурах или же в современных электронных носителях информации. Но всœе же главное в этих предметах - не их материальная сторона, а их духовное содержание, заключенные в них идеи, образы, чувства.

Духовная сфера включает университеты и лаборатории, музеи и театры, художественные галереи и научно-исследовательские институты, журналы и газеты, памятники культуры и национальные художественные сокровища и т. д. У этой сферы три главные задачи . Наука призвана открывать новые знания в технической и гуманитарной областях , т. е. создавать авангардные технологии, проекты космических кораблей, расшифровывать старинные тексты, описывать законы всœелœенной и т. д. Образование призвано передавать открытые учеными знания последующим поколениям самым эффективным способом, для чего создаются школы и университеты, новейшие программы и методики преподавания, готовятся квалифицированные преподаватели.

Культура призвана создавать вненаучные , а именно - художественные ценности, хранить их в библиотеках, музеях, выставлять в галереях. В культуру следует включить и религию, которая выступает основой духовной культуры любого общества.

Целое, как учил Аристотель, должна быть понято только как нечто большее, нечто иное, чем простая сумма составляющих его частей . По этой причине чтобы понять общество как целое, нужно изучить не только его части, но и выявить особые свойства общества как целого. Это следующие свойства:

Самодеятельность;

Самоорганизация;

Саморазвитие;

Самодостаточность. - это способность системы своей собственной деятельностью создавать и воссоздавать всœе необходимые условия собственного существования, производить всœе потребное для коллективной жизни.

Самодостаточность - главное отличие общества от его составных частей. Ни один из указанных выше типов социальной деятельности не может функционировать самостоятельно, ни одна из отдельных социальных групп не способна выжить в одиночку, обеспечить себя всœем необходимым. Такой способностью обладает только общество в целом. Лишь совокупность всœех видов деятельности, всœе вместе взятые и взаимосвязанные группы и их институты создают общество в целом как самодостаточную социальную систему - продукт совместной деятельности людей, способных собственными усилиями создавать всœе необходимые условия для своего существования

Хорошо прослеживается связь правовых норм и социально-экономических отношений. Обратимся к известным историческим фактам. В одном из первых сводов законов Киевской Руси, который принято называть ʼʼРусская Правдаʼʼ, предусмотрены различные наказания за убийство. При этом мера наказания определялась в первую очередь местом человека в системе иерархических отношений, его принадлежностью к тому или иному социальному слою или группе. Так, штраф за убийство тиуна (управителя) был огромен: он равнялся стоимости стада в 80 волов или в 400 баранов. Жизнь смерда или холопа ценилась в 16 раз дешевле.

Что касается социальной сферы , то и здесь можно говорить о ее прямой зависимости от развития материальной сферы , где создается общественное богатство - строятся школы, жилые дома, больницы, санатории и дома отдыха, производятся одежда, обувь, продукты питания, медикаменты, т. е. всœе, что служит удовлетворению первичных и самых важных потребностей людей. При этом состояние социальной сферы тоже влияет на материальное производство, ибо от нее зависит духовное и физическое самочувствие людей, уровень их воспитания и образования и, следовательно, подготовленности к работе в материальном производстве.

Духовная сфера - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Духовная сфера" 2017, 2018.

  • - Духовная сфера жизни общества. Общественное сознание, его структура и закономерности развития.

    Духовная сфера предстает перед нами в качестве самой возвышенной, ибо именно здесь воочию рождается и реализуется то, что отличает человека от других живых существ - дух, духовность. Здесь рождаются духовные потребности, начиная с самых элементарных и кончая утонченными и... .


  • - Духовная сфера

    Структура политики Политическая сфера Политика (греч. рolitike – полисный, общественный) -) (в широком смысле) – постановка целей и программа по их достижению; -) (в узком смысле) – сфера целенаправленных отношений между людьми, целью которой является: --)... .


  • - Духовная сфера

    Политическая система Экономика ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В ДИССИДЕНТСКОМ ДВИЖЕНИИ ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ СССР (1953-1964 гг.) ИТОГИ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ (1953-1964... .


  • - Духовная сфера.

    Политическая сфера. 1.3.1. Без отмены крепостного права оказалось невозможным укрепить и усовершенствовать государственную систему управления,кризис которой, после правления Николая I, стал очевидендля наиболее просвещенной и патриотически мыслящей части...