Жизненный уклад и традиции греков. Что нужно знать о греческих мужчинах

Национальная психология представляет собой особый феномен общественной жизни, точнее, социальной психологии и включает в себя «психологические черты и свойства, совокупность которых обоз­начается понятиями психического склада нации или национального характера».

Национальная психология проявляется в виде специфических этностереотипов, качеств национального характера, национального самосознания, национальных чувств и настроений, национальных интересов и ориентации, традиций, культурологических различий, привычек, проявляющихся в форме национальных особенностей поведения психических состояний человека как представителя той или иной исторической общности.

Понятие же «национально-психологические особенности» является подчиненным по отношению к понятию «психический склад нации» (национальная психология) как к одному из признаков нации.

Национально-психологические особенности отражают динамическую черту национальной психологии. Поэтому изучение их приобретает важное значение для организации практической деятельности в социальной и политической сферах при решении собственно национальных и общих проблем взаимодействия разных групп населения в обществе, а также в разработке теоретических проблем наций и национальных отношений.

Различие национальных особенностей раскрывается в их «действительном функционировании», и они выявляются лишь при сравнительном сопоставлении таковых как реально существующих в общественном сознании различных наций.

В структуре национально-психологических особенностей можно выделить четыре сферы.

Мотивационно-фоновая характеризует побудительные силы деятельности представителей той или иной этнической общности, своеобразие ее мотивов и целей.

Интеллектуально-познавательная сфера определяет своеобразие восприятия и мышления носителей национальной психики, фиксирует наличие у них познавательных качеств, отличных от аналогичных у представителей других народов и дающих возможность по-особому воспринимать окружающую действительность, строить модели, схемы, использовать свои способы ее освоения, осуществлять свою пре­образовательную деятельность.



Эмоционально-волевая сфера представителей того или иного этноса четко выражается в эмоциональных и волевых качествах, проявляемых ими в их реальном поведении, и от их характеристик во многом зависит результативность деятельности людей.

Коммуникативно-поведенческая сфера в определении национально-психологических особенностей характеризует взаимоотношения людей конкретных этнических общностей. И поскольку у каждого этноса существуют свои устоявшиеся нормы отношений. Эта сфера представляет большой интерес при изучении, выявлении и определении отличий его от других народов.

Население Греции имеет ряд общих национальных, психологических, закрепленных в формах поведения, бытовых и других черт и особенностей, истоки которых коренятся в далеком прошлом и являются результатом исторического развития страны.

В ряду национально-психологических особенностей, характеризующих деятельность населения Греции, прежде всего необходимо выделить мотивационные. Греки инициативны и деловиты. Они стараются решить проблему сразу, без лишних согласовании и не откладывая ее на потом. Одной из отличительных черт греков является трудолюбие. Истоки этого качества восходят к великим творениям древней Греции. Руками греческого народа воздвигнуты величественные архитектурные сооружения в Салониках, Патрах, Афинах и других городах страны.

Грекам свойственны мужество и стойкость. Высокий героизм проявляли греки, когда боролись против турецкого господства и против гитлеровских оккупантов в годы второй мировой войны.

В выступлениях народных масс против иноземных захватчиков проявлялись свободолюбие греческого народа и его ненависть к угнетателям.

Анализируя интеллектуально-познавательные особенности населения Греции, следует отметить его прирожденную изобретательность. Природа наделила греков пытливым умом и творческим талантом. Не случайно Греция дала миру большое количество всемирно известных ученых, философов, мыслителей, писателей, поэтов, художников, скульпторов, архитекторов, таких как: Гомер, Эврипид, Пифагор, Платон, Сократ, Софокл, Фидий, Эсхилл, Геспод, Геродот, Архимед, Аристофан, Аристотель, Гиппократ, Пракситель и многих других.

Среди значительной части населения господствует преклонение перед любой интеллектуальной и даже конторской работой.

Большинство греков имеет склонность к торговле. Многие мечтают открыть свое дело, приобрести лавчонку, пусть даже самую крохотную. Владелец такой лавчонки никогда не скажет, что у него нет какого-либо товара. Он сбегает к соседу, займет у него нужную вещь, но не откажет покупателю, чтобы не потерять клиентуру.

Небольшая лавка, кустарная мастерская - дело всей семьи. В серьезном и бережном отношении к этой собственности выражается стремление к самостоятельности, желание разбогатеть, антипатия к работе по найму на своего соплеменника. Чураясь работы по найму у «чужих», грек в то же время охотно работает на своих родственников.

По своим эмоционально-волевым и коммуникативным особенностям греческая нация весьма отличается от других. Греки - эмоциональный народ. По характеру они чрезвычайно общительны, непос­редственны в проявлении своих чувств, переживаний и обладают чувством юмора.

Характерной их чертой является также живой темперамент, который проявляется и, в частности, в широком использовании жестикуляции в процессе общения. Греки любят внешний блеск и народность, всегда хотят находиться в центре внимания. Многие имеют собственные визитные карточки с указанием занимаемой должности и имеющихся заслуг.

При разговоре с греком необходимо проявлять осторожность в выражениях, так как одно резкое слово может вывести его из равновесия, тем более что многие из греков отличаются повышенным самомнением. Большинство греков, особенно горожан, живо интересуются политикой, легко поддаются агитации, с готовностью участвуют в демонстрациях и митингах.

Заметна разница в поведении и характере северян и южан. Северяне - трудолюбивы, бережливы, остроумны и общительны. Среди них много эмигрантов, в том числе и из России. Для южан характерно чрезмерно развитое чувство национализма и панэллинизма, они часто более корыстолюбивы и менее серьезны в отношении к труду.

Для жителей внутренних районов страны и островов в Эгейском море, где отмечается отсталость, большая пассивность, и даже какая-то забитость населения.

Греки горячо любят свою землю, гордятся ее великим прошлым, культурой и традициями. На родном языке они величают себя «эллинами», поскольку, немного сохранив в душе и облике от своих великих предков, они непоколебимо ощущают себя их потомками. Среднестатистический грек, будь он преуспевающий бизнесмен, средний служащий или мелкий лавочник, горд за принадлежность к некогда великой нации.

Большинство современных греков исповедуют русскую, но ныне забытую поговорку: «За кордоном хорошо, а дома лучше». В результате проведения одного социологического опроса в конце 1994 года в Афинах выяснилось, что 70 из 100 опрошенных греков считают, что ни в одной другой стране они не жили бы так хорошо, как в Греции. И лишь только 5 из 100 хотят жить в США. Многие греки сознательно отказываются от «лучшей жизни» в других странах. Они исходят из следующих соображений: во-первых, прекрасный климат, во-вторых, отличные условия для отдыха и развлечений, в-третьих, низкий уровень преступности, ну, а самое главное - высокий уровень человеческих отношений. Таким образом, несмотря на то, что среди стран Европейского Союза в Греции самый низкий доход на душу населения, самая высокая инфляция и самая низкая производительность труда, греки предпочитают жить на Родине.

У греков сильно развито чувство местного патриотизма, в частности, самолюбия, кумовства. В сельской местности грек не пройдет мимо незнакомого человека, не поздоровавшись с ним и не спросив, как вдут дела. Независимо от материального положения, греки оказывают гостеприимство с чрезвычайной гордостью. Любое денежное вознаграждение за это со стороны гостя может вызвать обиду хозяина.

В Греции действуют традиции так называемой «родственной солидарности». Состоятельный человек никогда не допустит, чтобы его родственники прозябали в нищете. Можно привести следующий показатель. Примерно треть валового национального продукта Греции приходится на долю «теневых доходов». Это и вторая работа, и скрываемый от налоговых инспекторов реальный объем производства на частных предприятиях, надомный труд, а также умышленно заниженные заработки частных врачей, адвокатов и представителей других «свободных профессий». В результате каждый четвертый грек живет в собственном доме, а каждый третий ездит на личном автомобиле.

Своеобразны бытовые традиции греков, нормы их семейных отношений. В семейной жизни муж ведет себя деспотично по отношению к жене. Грек убежден, что он имеет полное право изменить жене, но это непозволительно делать его супруге.

По религиозным нормам мужчина может жениться не более 3 раз за свою жизнь. Свадьбы готовятся и проходят с соблюдением установившихся ритуалов. Если молодой человек хочет жениться на девушке, то при встрече он надевает ей на голову венок, а затем засылает в дом невесты сватов. Если девушка дает согласие на брак, то жених устраивает помолвку, а невеста - званый обед. После этого друзья жениха организуют символическое похищение невесты, а затем уже устраивается свадьба.

Греческие женщины существенно ограничены в правах. За равную с мужчиной работу женщина получает меньшую плату. Женщины почти не представлены на руководящих постах в управленческом аппарате. Лишь в ряде мест в деревнях существует обычай, когда один раз в году (8 января) празднуется день всевластия женщин. В этот день руководство общественными делами переходит в их руки, а мужчины целый день находятся дома, готовят пищу, стирают белье. Если мужчина, в этот день выходит из дому, то его подвергают наказанию.

Женщина не имеет права без согласия мужа поступить на работу. Если до вступления в брак она трудилась, ей требуется разрешение супруга на продолжение работы. В греческих законах существует лишь право отца. Если мать со своим ребенком без согласия мужа покидает дом, она подлежит наказанию за «противозаконное удержание» ребенка.

Колоритны национальные костюмы греков. Поскольку городская одежда довольно дорога,многие жители деревень продолжают носить одежду из домотканных материалов. Каждая греческая область имеет свою традиционную праздничную одежду.

Многие национально-психологические особенности греков связаны с религией. Церковь занимает важное место в жизни населения. В греческих селах и городах церквей и часовен порой насчитывается больше, чем школ. На острове Миконос, например, где живет всего около 3000 жителей, действует 360 церквей и часовен.

По всей стране широко отмечаются религиозные праздники. Их ритуальная сторона в течение веков приспособлена для обслуживания интересов правящих кругов, маскировки социального неравенства, формирования у масс иллюзий о всеобщем «благоденствии». Наиболее крупными из праздников являются Рождество, Крещение, Пасха и другие. В дни религиозных праздников совершается массовое паломничество верующих к «святым местам».

Наиболее популярным религиозным праздником, который отмечается в конце декабря, является Рождество. К нему долго и шумно готовятся. Рабочие и служащие получают специальное рождественское пособие в размере одной трети или половины месячного заработка. Оно выплачивается за счет прежних удержаний, имея целью поощрить религиозные чувства рабочих и подчеркнуть «гуманность» хозяев предприятий и контор. Рождественская служба в церкви начинается у 4 часа утра и заканчивается с наступлением рассвета.

Во время рождественских торжеств елка не наряжается и не практикуется обмен подарками. Рождество считается чисто семейным праздником. В дни праздника жители городов выезжают на острова. В 1994 году, например, в период рождественских праздников только из Афин к «святым местам» совершило поездку около 500 000 человек.

В канун нового года наряжается елка, греки преподносят друг другу подарки, готовится новогодний торт, разрезать который обычно поручают почетному гостю. 1 января в церквях устраиваются праздничные молебны.

Торжественно отмечается Крещение (6 января). В прибрежных районах церковная служба в этот день заканчивается крестным ходом к морю с проведением там символического ритуала освящения воды. В присутствии паствы священник бросает в море крест. Молодежь прыгает в воду, чтобы его достать. Если поблизости нет моря, то процедура происходит у какого-либо водоема. Прихожане затем набирают здесь воду в кувшин и уносят ее домой. В этот день улицы городов и сел полны народа, гремит музыка, с утра звонят колокола.

Самым популярным праздником, создающим атмосферу иллюзорного «благоденствия» даже для самых бедных, считается Пасха (апрель-май), Пасхе предшествует месячный пост. Служба на Пасху начинается с субботы на воскресенье. В церкви едва мерцает свет, а затем она постепенно погружается в полную темноту, олицетворяющую как бы мрак могилы. В полночь из-за алтаря появляется священник с зажженной свечой. От нее постепенно зажигают свечи и все прихожане. Когда все свечи зажжены, священник и прихожане покидают церковь, и служба продолжается во дворе, у входа в церковь. Начинают звонить колокола, устраиваются фейерверки, стреляют орудия, гудят корабли, все кричат «Христос Воскрес» и размахивают горящими свечами. Пасхальная служба в Афинах проводится с участием президента страны, премьер-министра, высших военных и государственных чинов, представителей дипломатического корпуса.

По традиции в воинских частях на пасху объявляется день открытых дверей. Для солдат устраивается пасхальный обед. На него приглашаются родственники, а также ветераны части, представители местных властей, иностранные военные дипломаты. Перед военнослужащими с поздравлениями выступают президент, премьер-министр, министр обороны, командующие разными видами вооруженных сил и родами войск, командиры частей.

Перед Пасхой рабочие и служащие получают опять-таки за счет предварительных удержаний пасхальное пособие в размере месячного оклада. На Пасху обычно ходят в гости. При встрече все поздравляют друг друга традиционным «Христос Воскрес» с разбиванием пасхального яйца.

Пасха празднуется три дня. К ней приурочиваются проведение спортивных состязаний, демонстрация специально подобранных фильмов. Регулировщики на улицах городов в парадных мундирах управляют уличным движением со специальных тумб, сделанных в виде разбитого яйца. Повсеместно проходят танцевальные празднества.

Помимо национальных, отмечаются также местные религиозные праздники, которые обычно связаны с чествованием мифических героев или богов, а также заслуг именитых людей, зачисленных в «святые».

День независимости отмечается 25 марта. В этот день в 1821 году греки подняли восстание против турок. Во время праздника в Афинах и Салониках устраиваются военные парады, торжественные молебны, под шовинистическими лозунгами проходят демонстрации учащейся молодежи. Руководители государства и вооруженных сил объезжают близлежащие воинские части. Вечером устраиваются массовые гуляния.

День «Охи» («Нет») празднуется 28 октября. Он отмечается по случаю отклонения Грецией в 1940 году ультиматума о капитуляции, предъявленного стране итальянским фашистским правительством Муссолини. Торжества проводятся при той же идейной направленности, что и День независимости.

23 июня в ознаменование падения военного режима хунты в 1974 году отмечается День республики.

Большинство городов страны празднуют дни освобождения от турецкого ига: 26 октября - Солоники, 21 июня - Килкис, 21 февраля - Янина, 7 ноября - Флорина. В ряде городов и областей отмечаются годовщины их освобождения от немецкой и итальянской оккупации в годы второй мировой войны.

Наряду со строгим соблюдением всех праздников грекам свойственна некоторая легкость в поведении. Они большое внимание уделяют проведению досуга. Различные слои греческого общества относятся к нему по-разному. В рабочие дни мужчины обычно проводят свободное время в тавернах в отсутствие жен. В субботние и воскресные дни таверны посещают чаще всего семьями. Таверна для грека - особый вид, искусства. Это своеобразный центр культурной жизни, а также отдыха населения страны.

Из народных развлечений в Греции распространены игры в карты, нарды и кости. Греки всех слоев участвуют в розыгрыше лотерей, организуемых как государством, так и частными предпринимателями.

Большой популярностью среди населения пользуется телевидение. Многие являются страстными болельщиками, особенно футбольных и баскетбольных команд.

Основу греческой пищи составляют мясо и морские салаты. Греческое национальное блюдо - шашлык сувлаки. Он служит обычно первым блюдом. Завтрак грека состоит, как правило, из чашки черного кофе или кофе с молоком. В его пищевом рационе много рыбы, рыбных изделий и моллюсков, особенно креветок.

Греческий тип жилища - двухэтажный каменный дом с наружной лестницей, ведущей на второй этаж. В верхней части дома находятся жилые комнаты, а в нижней, как правило, хозяйственные помещения, мастерские, курятники, а часто и хлев. В семье среднего достатка, а тем более в бедной семье, комнаты обставлены простой, недорогой мебелью.

Как городская, так и сельская семья часто состоит из представителей трех поколений. Во многом это объясняется дороговизной жилья, неспособностью обеспечить свое существование без постоянной поддержки других членов семьи.

Многие греки отличаются суеверием. Они верят в различные приметы, наговоры.

Национальное самосознание греков активно эксплуатируется и трансформируется правящими кругами.

Основное место в содержании идеологической и психологической обработки населения отводится пропаганде православия, восхвалению существующего в стране строя, разжиганию национализма. Всемерно подчеркивается «исключительность» греков, «величие» их прошлого. В последнее время в связи с обострением греко-турецких противоречий по кипрскому вопросу и вокруг проблемы о правах на нефтеносный континентальный шлейф Эгейского морая в стране широко развернута националистическая антитурецкая пропаганда. Искусственное ее оживление и разжигание национализма призвано переключить внимание масс с внутренних дел надела внешние, отвлечь от борьбы за разрешение коренных проблем в стране.

По отношению к национальным меньшинствам (албанцам, туркам, македонцам) греческое правительство проводит политику угнетения и дискриминации. Поэтому в подавляющем своем большинстве представители нацменьшинств недружелюбно относятся не только к власть имущим, но и к грекам вообще.

Этнокультурные особенности греков, их этническое самосознание являются мощным регулятором не только организации их внутренней жизни, но и отношений с другими народами, странами.

Отдых в Греции ‹ Еще о Греции ‹ Характер греков

Характер греков

Характер греков, даже во времена Гомера, правильнее всего будет назвать шизофреническим.
Ни образование, ни воспитание, ни богатство не создает человека в Греции, а их отсутствие не порождает подлеца.
В разных слоях общества вы можете встретить и Александра Македонского - благородного, смелого, умного, с широкими взглядами, искреннего, сердечного и щедрого, и Карагёза - низкого, коварного, эгоистичного, болтливого, тщеславного, ленивого, завистливого и жадного, - часто в одном и том же человеке.

Индивидуализм

Индивидуализм - главная черта, характеризующая греков, что делает невозможной любую попытку рассортировать их по полочкам и навесить ярлычок на греков как нацию.
Они лелеют свое сверхраздутое эго, что делает совершенно невозможным любую коллективную инициативу до тех пор, пока они не столкнутся лицом к лицу с национальной катастрофой, и тогда они сплачиваются в редком проявлении национального единства. Греки также обнаруживают чрезвычайную страсть к свободе выбора - что делает их абсолютно невосприимчивыми к пониманию слов "дисциплина", "координация" или "система".
"Я" - любимое слово греков. Когда грек задает риторический вопрос "А ты знаешь, кто я?", он явно считает себя центром вселенной. Как объяснял один старичок из Дельф, все очень просто: "Земля -центр Вселенной, Греция - сердце Земли, Дельфы -центр Греции и, следовательно, пуп Земли, я - глава Дельф, следовательно, я - центр Вселенной".

Бурные эмоции

Когда грек не спит, его живой темперамент расцветает буйным цветом, не стесненный никакими условностями. Может быть, именно это заставило древних мудрецов высечь на порталах храма Дельфийского оракула изречения "Ничего сверх меры" и "Познай самого себя" в тщетной попытке убедить сограждан сдерживать эмоции.
Они не вняли этому призыву тогда, не внимают и сейчас. От Ахилла, чей гнев явился причиной такой массовой бойни под стенами Трои, до адмирала Миаулиса, который в XIX веке так рассердился на правительство, что поджег греческий флот, греки дают полный выход своим эмоциям, и... плевать на последствия!
Самоконтроль хоть и был изобретен древними спартанцами, не только неизвестен современным грекам, но и абсолютно непонятен. Они все делают со страстью - веселятся и печалятся. Они кричат, вопят, разражаются напыщенными тирадами, неистово проклинают судьбу одинаково по поводу важных и не очень важных обстоятельств. Ни одно чувство не считается слишком личным, чтобы остаться невыраженным. Их страсти не знают границ.
Такая бьющая ключом несдержанность часто выливается в жгучую потребность выразить себя в какой-нибудь физической форме.
Во всем мире люди танцуют, когда счастливы. Греки же склонны излить глубочайшую боль и сердечные страдания в разрывающем сердце величественном танцевальном ритме.
"Во мне живет черт, - объясняет грек Зорба в одноименном романе Никоса Казандзакиса. - Каждый раз, когда мое сердце готово разорваться, он приказывает мне: "Танцуй!" - и я танцую. И моя боль проходит".

Безразличие

С раскаленностью греческого темперамента органично сочетается лед общеизвестного безразличия греков ко всему, что связано с улучшением общественной жизни или к любому достойному делу.
В разговорном языке греки все еще называют себя "римлянами", так как греко-византийская Восточная Римская империя просуществовала еще тысячу лет после распада Западной. Широко распространенное выражение "Забудь об этом, брат! Я не стану рисковать своей шеей ради спасения Римской нации!" указывает на упорное нежелание большинства греков проявлять активный интерес к чему-либо, что лежит за пределами их ближайшего окружения или что не принесет им личной выгоды.
На этот счет даже есть песенка, которая заканчивается припевом: "А мы все сидим в кофейне - сигары, кофе и карты, и пусть будет что будет, брат!"

Нос – это архитектурный центр лица, так как он занимает центральную область. Самое сложное- это найти женщину, которая будет считать свой нос абсолютно идеальным, в основном большинство всегда недовольны своим носом и поэтому поводу очень комплексуют. Всего есть около пятнадцати групп, по которым классифицируют данную область, каждая из которых несет в себе пять основных параметров – это корень, форма спинки, направление основания, кончик и длинна. Все это является базовыми особенностями, которые влияют на форму данного органа.

В Риме, а так же Древней Греции помимо красивого тела у женщин ценили носы, как уточнили «правильной формы», видимо именно от этого пошло понятие греческий и римский носы.

Этот так называемый эталон женской красоты можно рассмотреть на древнейших скульптурах, которые отображают всю красоту женщин в ту эпоху.

Римский профиль

Если посмотреть на римскую форму носа в профиль, то можно заметить и подчеркнуть в нем особенность такую как своеобразный удлинённый нос с несколько загнутым кончиком.

Если вы обладаете данным профилем, то вы должны быть очень мужественными людьми, которые смогут напасть и дать отпор сопернику или врагу.

Внешность современного греческого народа не так часто совпадает с эталоном красоты, даже традиционная, классическая форма носа очень редко помелькает среди толпы. Этот факт толкает нас на мысли о том, что греческий нос был самым идеальным из всех который охарактеризовывался как символ божественной красоты, если смотреть на древние статуи или же фотографии в профиль.

Женский нос греческой формы очень близко связан с прической определяющей характер, которая подчеркивала невысокий лоб и достаточно красивый нос. Отличие между мужским носом с женским лишь в размере, поэтому женский носик более красив и довольно-таки тонкий.

По форме греческого носа можно определить характер личности, узнать его эмоциональную характеристику и умственные способности, к которым относятся:


Если у человека нос от природы греческой формы, то это личность, как правило, очень сдержанная, никогда не паникуют, достаточно быстро мыслит логически, а также отлично может справиться со своими эмоциями.

Таким носом был награжден от природы адмирал Нельсон.

Если посмотреть среди современных знаменитых личностей, которые никогда не меняли или же наоборот прибегли к коррекции носа – Натали Портман, Деми Мур, Анжелина Джоли, Моника Беллуччи.

Общеизвестно, что греки, как всякий южный народ, громогласны, добродушны, вспыльчивы и гостеприимны. Чтобы убедиться в этом, достаточно провести в Греции отпуск. Общая картина краха греческой экономики привнесла в перечисление их черт такие характеристики как халатность и хитроватость. Имеют ли они право на существование? Двух недель, проведённых в Греции, бывает недостаточно, чтобы ответить на этот вопрос. Но можно попробовать проанализировать опыт нескольких лет.

Идя по улице видишь не одного грека, сидящего за столиком с сигаретой и стаканом фрапе, с компанией или без. Расслабляющая, мирная картина. Сторонний наблюдатель скажет: инертная личность, кроме этого стула и стакана с кофе, ему ничего больше не надо. Какое обманчивое впечатление! Если бы дела обстояли так, греческая нация всё ещё находилась бы под турецким игом. Кофе можно было пить и при них. Вставать со стула, поднимать восстание? Зачем такие сложности?

Однако же, не так давно (немногим более ста лет тому назад), после длительной и кровопролитной войны за независимость, турки были изгнаны навсегда, и Греция начала писать свою новейшую историю.

Свободолюбие современные греки любят выражать особым способом: забастовки и демонстрации. Отнимите у греков право на забастовку — и вы отнимите их душу. Регулярные забастовки, сопровождающиеся демонстрациями — это как землетрясения в зоне высокой сейсмической активности: чем чаще, тем лучше, лишь бы без серьёзных разрушений. Греческий народ должен постоянно сбрасывать накопившиеся напряжение и недовольство, иначе создавшийся тромб может привести к непредсказуемым и страшным последствиям. Сажать греков на цепь очень, очень опасно — спросите хоть турок.

Свободолюбие современные греки любят выражать особым способом

Трудолюбивы ли греки? Наверное, не менее, чем любой другой европейский народ. Подобно большим детям, греки любят немного пожаловаться соседу на трудную жизнь, большое количество рабочих часов или маленькую зарплату, но все эти разговоры заканчиваются одной фразой: «Дулья на эхи!» «Была бы работа!» Странный лозунг для ленивой нации, не правда ли? Была бы работа, остальное стерпится. Суровая справедливость этой фразы делает невозможными дальнейшие жалобы, разговор прекращается, и каждый возвращается к своим делам.

Молодёжь здесь с подросткового возраста привыкает зарабатывать на карманные расходы: редко кто не прошёл в студенческие годы практику официанта или бармена. Часто такое место сохраняется затем на многие годы как вторая профессия — если первая не приносит достаточного дохода. Но никто не воспринимает такое положение вещей трагично, напротив — общительные греки быстро создают в таком заведении свой микроклимат и не расстанутся с любимым кафе, даже если придётся работать в нём бесплатно.

Если уж говорить правду о греческом характере, то стоит упомянуть о таком феномене, как греческая пунктуальность и обязательность.

Молодёжь в Греции с подросткового возраста привыкает зарабатывать на карманные расходы: редко кто не прошёл в студенческие годы практику официанта или бармена.

Приходить вовремя здесь принято только на приём к зубному врачу и к агенту по недвижимости — иначе отправитесь обратно, не солоно хлебавши. Во всех остальных случаях приходить вовремя — себя не уважать. Если Вы уговорились с греком встретиться там-то через столько-то минут, спокойно удваивайте оговоренный временной интервал — и всё будет в порядке. Если же Вы пришли в указанный час, а Ваш оппонент, улыбаясь во весь рот, через полчаса показался в дверях, лучше не выказывайте ему своего недовольства: Вы добъётесь лишь того, что улыбка у него на лице сменится удивлением и непониманием, и он раз и навсегда сочтёт Вас мелочным. Вы ведь не на улице его ждали в лютый мороз, великое дело.

Греческая обязательность — вопрос не менее щекотливый. «Сделаем!» — заверит Вас управдом, слесарь, электрик, продавец и строитель. Но обещанного, как Вы знаете, три года ждут. Желая воздействовать на совесть своего должника и являясь ему на глаза немым укором, Вы мало чего добьётесь, Вам вряд ли даже удастся испортить с ним отношения. Вас встретят такие же, как и прежде, распростёртые объятия и радостный возглас, а также уверения в том, что вот буквально сейчас он набирал Ваш номер. Очень популярна фраза «Я про тебя помню!» Последует кофе, подробный разговор о жизни и обещание решить Ваш вопрос «на следующей неделе».

Чувство патриотизма у греков воспитывается с самого детства

Размягчённый и успокоенный, Вы уходите со смутным ощущением, что Вас оставили в дураках, и это соответствует истине: следующая неделя, как правило, никогда не наступает. Совершив аналогичный променад с тем же результатом N-ное количество раз, Вы в конце концов выходите из себя и с помощью криков и угроз добиваетесь результата. Стоит ли удивляться, что сами греки начинают кричать уже заранее, иногда просто в профилактических целях?

Приходить вовремя здесь принято только на приём к зубному врачу и к агенту по недвижимости – иначе отправитесь обратно, не солоно хлебавши.

Как парадоксально, непостижимо и в то же время прекрасно, что эти же самые люди, увидев человека в затруднении, сделают для него всё, что могут, и даже больше — и никогда не поставят свои заслуги ему в строку. Бескорыстность и открытая душа — вот те двигатели, что заставят грека отдать Вам последнюю рубашку. Если позже Вам вздумается его благодарить, грек искренне удивится: подумаешь! Как не помочь, мы же люди. Логично было бы ожидать подобного отношения и к себе — но насильно мил не будешь.

Невозможно завершить наш очерк, не упомянув про ещё одну черту эллинов — греческий патриотизм. У кого его нет, скажете вы? Так вспомните, сколько раз вы в школе поднимали флаг своей страны? А греческие дети — каждое утро. С этого занятия, сопряжённого с утренней молитвой, начинается их школьный день. Служба в армии вызывает у молодой греческой поросли чувство законной гордости, и за свою национальную команду греки порвут глотку на любом стадионе.

Что бы о них ни думали и ни говорили в пресловутом Евросоюзе и за его пределами — слова, подобно пустой воде, будут стекать с олимпийских вершин, не задерживаясь на них и не оставляя следа.

Насчёт различий внешности древних и нынешних греков популярен следующий стереотип:

греки якобы раньше были все светлые, с правильными чертами лица. Так вообще в древнегреческих поэмах сказано. А то что сейчас они совсем другие - последствия турецкого завоевания.

"Недавние генетические исследования греческих популяций обеспечили свидетельство статистически существенной непрерывности между древними и современными греками".(Википедия).

Насчёт мифа о светловолосых очень неплохо объясняется на греческом форуме:

Спасибо пользовательнице Olga R.:

"Греки никогда не были "однородным" этносом. С древнейших времен они делились на две племенных группы: ионийцев (ахейцев) и дорийцев (внутри этих групп были и подгруппы, но это не имеет отношение к предмету нашего разговора). Эти племена отличались друг от друга не только культурой. но и внешностью. Ионийцы были низкорослыми, черноволосыми и смуглыми, а дорийцы -- высокими, светловолосыми и светлокожими. Ионийцы и дорийцы враждовали между собой, и полностью обе племенных группы смешались только в византийские времена. Хотя слово "полностью" здесь не совсем уместно: в географически изолированных областях -- например, на некоторых островах -- до сих пор можно найти относительно чистый ионический или дорический тип.

Греки Причерноморья (понти-ромеи, азовские румеи, урумы и т.д.), как и остальные греки, тоже очень неоднородны: среди них встречаются как чистые ионийцы и дорийцы, так и смешанный тип (Черноморье заселялось на протяжении многих веков, выходцами из разных областей Греции). Поэтому некоторые греки Украины вполне могут отличаться от некоторых греков Греции -- но, конечно, не все и не от всех. Например, если Вы поедете на Крит, то найдете там сколько угодно "белых и кудрявых" греков (большинство критян сохранило дорический тип внешности)."

"- Тогда откуда появился и закрепился такой "классический" греческий образ?

Благодаря" западноевропейским художникам 17-19 веков. Они изображали древних греков похожими на себя, любимых -- то есть на немцев, голландцев и других западноевропейцев. Отсюда и "стереотип" (отнюдь не основанный на исторических данных.

"Беловолосые блондины тоже, конечно, называются "ξανθοι" (а как их еще назвать?) Но если вы услышите или прочтете это слово по отношению у греку, то означает оно именно волосы светло-каштанового цвета."

"Гомер описывает Одиссея как типичного ионийца: смуглого и черноволосого."

"...Дело в том, что внешность древнегреческих богов была как бы символом их сущности -- то есть зависела не от того, как выглядели почитатели этих богов, а от "свойств" самих богов. Так, золотые волосы Аполлона -- это символ Солнца. "Серые" глаза Афины -- на самом деле не серые, а "совиные": A8hna glaukwphs (толкование этого слова как "серые" появилось потому, что древнегреческое слово glaux -- "сова" -- переводчики нового времени перепутали со словом glaukos -- "серый" или "голубой"). Сова была символом и одним из воплощений богини Афины; многие ученые считают, что изначально Афина была богиней смерти и почиталась в образе совы (типичный неолитический образ смерти и погребения). Кстати, существуют изображения Афины с головой совы."

А что ж такое? Откуда взялись скульптуры с "греческими профилями"(т.е., с отсутствием переносицы)? Откуда взялись описания золотоволосых? Допустим даже, что упоминались именно блондины. Ну так богам-то можно всё! Они должны отличаться от простых смертных по определению. Отсутствие переносицы как бы намекало на таковое происхождение. Наоборот, с выдающимися надбровиями изображали негодяев, простолюдинов. Это вопрос символов. Греческое искусство не было реалистичным во всём.

Т.н.м, если посмотреть на бюсты филососфов, и представить их в естественной окраске. А ещё проще - заценить картинки повседневной жизни, где изображены простые колхозники - на краснофигурной вазописи. Или даже как бы боги, но в одежде простых смертных:

Классический средиземноморский тип! Курчавые смуглые волосы. А профиль, вначале стилизованный под канон, в дальнейшем всё больше становится реалистичным.

Так же примерно выглядят итальянцы, которые никогда турецкой оккупации не знали. У них другая тема: самые ранние римляне выглядели как тепершние северные французы. А потом уж примешалась кровь рабов с Ближнего Востока. Что ж, возможно. Но это не лишает их классификации среди "истинных арийцев":

Тем более, что южные итальянцы (т.е., жители Неаполя и Сицилии) во многом - потомки греческих колонистов.

Так выглядели жители этих областей в античное время:

А главное, внимательно вглядитесь в эти лица. Они могут быть смуглыми, кареглазыми. Но общее происхождение, так или иначе, чувствуется. Вот вам, например, Деспина Ванди:

А вот - греческий колхозник из фильма "День, когда всплыла вся рыба" Чем не древнегреческий бюст философа?):

да, сколько не смотрел на всякие греческие мозаики, вазы, фрески - все курчавые.

Почему ахейцы и дорийцы враждовали? Как это выражалось? Древняя Греция, это ведь по сути куча полисов, городов-государств, враждовавших и сотрудничающих, население в них было однородно и состояло из какого то одного типа или нет?

Почему именно светловолосость - крутой признак (насколько я знаю, большинство богов были именно светловолосы), а большие надбровные дуги - нет?

Ответить

Сорри, что не ответил сразу. Предпраздничные хлопоты-с)

На самом деле, тут обычная история, когда нация формируется, в течение времени, постепенно из разных этносов, близкородственных, а иногда и не очень. Также естественна раздробленность единой цивилизации на разных этапах. Ахейцы во II тысячелетии до н.э создали Микенскую цивилизацию. Борьба с Критом, где злой Минотавр, и война с Троей - это из той эпохи. Дорийцы же, хоть и говорили на похожем языке, долгое время обитали западнее, и по сравнению с ахейцами, чуть ли не по деревьям лазали.

Настала "Катастрофа бронзового века". Из-за сложных условий дорийцы вторглись в пределы упомянутой державы. Части ахейцев пришлось эвакуироваться, где они влились в состав "народов моря", пиратствовавших в Средиземноморье.

Поначалу это выглядело чуть ли ни как вторжение варваров в звериных шкурах. Но в течение греческих "Тёмных веков" завоеватели усвоили некоторые достижения покорённых, смешались с ними, и, вкупе со своей поступательной энергией, и достижениями наступающей железной эпохи, дали в итоге жизнь тому, что в нашем понимании и является классической Древней Грецией.

Всего в формировании древнегреческого этноса сыграли роль четыре ветви: ахейцы, дорицы, ионийцы, и эолийцы.

На местах какая-то память сохранялась. Жители Афин помнили, что раньше у них была великая цивилизация, и что они, в основном, потомки ахейцев. Спартанцы являлись дорийцами в наиболее чистом виде. Ионийцы же в итоге оказались на востоке - в Малой Азии, и на прилегающих островах. Там весьма существенными, видимо, оказались связи с уже имевшимся местным населением. Из-за смешения с которым, ионийцы, надо полагать, и приобрели характерную южную внешность.

Разумеется, на местах были отличия. Даже в наше время, у нас, например, выделяют северных и южных русских. Существуют разные говоры. В Греции и по сей день, в зависимости от региона, превалирует или дорийский, или ионийский тип. По записям одного известного в сети знающего мужика, известного просто как Грек (он даже снимался в одной из программ "Званого ужина"), коренное население страны сейчас, в большинстве, европейского типа, а вот репатрианты из стран СНГ - как правило ионийцы.

Прокомментировать