Загадки и тайны литературы. IV. Проверка техники чтения. «Алмазный мой венец» Валентина Катаева

Загадки и тайны русской литературы на Радио России (89 передач)

Формат: радиозапись, MP3, 64-256kbps
Автор: Виктор Двояк
Год выпуска: 2013-2017
Жанр: Литературоведение
Издательство: Радио России
Исполнитель:
Продолжительность: 36:48:52

Описание:
В истории такого странного вида человеческой деятельности, каким является литературное творчество, накопилось множество тайн и загадок. Более того, сложилась особая мифология, связанная с многими книгами и их авторами. Существуют неразгаданные до сих пор тайны авторства произведений и биографических фактов жизни и смерти писателей. Некоторые обстоятельства напоминают запутанные детективные истории. По поводу других существуют уже сложившиеся, но явно ошибочные стереотипы восприятия. Необходимо разобраться в этих вопросах, провести своеобразное расследование. Цикл передач«Тайны и загадки русской литературы» и ставит такую цель. Имеем ли мы правильное представление о многих фактах литературной жизни? Есть ли противоречия в общепринятых знаниях о том или ином явлении, связанном с литературой? Будем разбираться вместе.

Содержание
2013.09.25. Тайная любовь Баратынского
2013.10.09. Элегия, которая свела с ума Батюшкова
2013.10.25. Первый российский правозащитник Владимир Короленко
2013.11.01. Тайна второго тома Мертвых душ
2013.11.27. Александр Пушкин и Александр Радищев
2013.11.30. Загадочная любовь Тургенева и Виардо
2013.12.11. Тайная панихида по Льву Толстому
2013.12.25. Потерянный поэт (про Семена Яковлевича Надсона)
2014.01.08. Тайна романса «Я встретил Вас»
2014.01.22. В произведениях Горького Сатана часто меняется местами с Богом
2014.02.12. Знаете ли вы, что Афанасий Фет - «Толстой»
2014.02.26. Чехов - украинский поэт или русский писатель
2014.03.12. Всеволод Гаршин и сын Ивана Грозного
2014.03.26. Автор «Мелкого беса» и революция (про Федора Сологуба)
2014.04.09. Сухово-Кобылин – драматург поневоле
2014.04.23. Любовь, которая ведет к смерти (о поэте Валерии Брюсове и трагических судьбах его муз)
2014.04.30. Предсказанная смерть (о поэте Н. Гумилеве)
2014.05.14. Трагический прототип Серой шейки (про Дмитрия Мамина-Сибиряка)
2014.05.28. Поэзия, завещанная смертью (о поэте Вячеславе Иванове)
2014.06.11. Белинский - сам Пушкин не полон без него (про И.А. Крылова)
2014.06.25. Тредиаковский – шут поневоле
2014.07.09. Предтече Воланда и Остапа Бендера
2014.08.13. Вяземский и убийство Пушкина
2014.08.27. Магические числа Константина Бальмонта
2014.09.10. Загадка смерти Александра Блока
2014.09.24. Черная тень на имени Алексея Константиновича Толстого
2014.10.08. Леонид Андреев - певец безнадеги
2014.10.22. Батюшков - погружение в безумие
2014.11.12. Загадка личности (про Н.Г. Чернышевского)
2014.11.26. Два взгляда на возвращение Александра Куприна в Россию
2014.12.10. Пушкин и Карамзин
2014.12.24. Загадки Юрия Олеши
2015.01.14. Спор об авторстве пьесы «Свои люди – сочтемся!»
2015.01.28. Непечатный предтеча Пушкина (Иван Семенович Барков и его «срамные» произведения)
2015.02.13. Тайна даты рождения Владимира Маяковского
2015.02.25. Литературные игры вокруг «Конька -горбунка»
2015.03.25. Роковая любовь Анны Ахматовой
2015.04.08. Наставления Василия Левшина (о писателе, фольклористе, переводчике)
2015.04.22. Парадоксы Александра Грина
2015.05.13. Последнее загадочное стихотворение Державина
2015.05.27. Николай Клюев – человек-загадка
2015.06.10. Фонвизин – автор несостоявшейся конституции
2015.06.24. Приоткрывшиеся тайны «длиннобородого колдуна» (о Павле Бажове)
2015.07.22. Пушкин - он лучший из нас (Дельвиг и Пушкин)
2015.08.12. Даниил Хармс – человек-загадка
2015.08.26. Самый национальный писатель России (про Николая Лескова)
2015.09.09. Здесь я не нужна... Там я невозможна (про Марину Цветаеву)
2015.10.14. «Сатанесса» русской литературы (про З. Гиппиус)
2015.11.11. «Он рос всю жизнь, рос вместе со своим временем...» (про С. Аксакова)
2015.11.25. Загадка смерти Александра Беляева
2015.12.09. Прародитель русской прозы (про А. Марлинского-Бестужева)
2015.12.23. Кто виноват (про. А. Герцена)
2016.01.27. Неразгаданная тайна жизни Исаака Бабеля
2016.02.10. Загадка исчезновения Владимира Одоевского
2016.03.09. Мандельштам - акт самоубийства
2016.03.22. Книга за семью печатями (об авторстве «Слова о полку Игореве»)
2016.03.30 Тайна исчезновения секретной конституции Фонвизина - Панина
2016.04.13. Игорь Северянин оставил немало загадок
2016.04.27. Кондратий Рылеев – три роковых предсказания
2016.05.11. Самый трагичный и загадочный писатель ХХ века (про Андрея Платонова)
2016.06.04. Благородный идеалист или яростный революционер (про Алексея Плищеев)
2016.06.18. Почему уцелел «красный граф» во время сталинских репрессий (про А.Н. Толстого)
2016.07.16. Злой рок «председателя Земного шара» (про Велемира Хлебникова)
2016.07.30. Стихи этого поэта знают все, самого – никто (об Иване Сурикове)
2016.08.06. Как Лажечников спас Александра Пушкина
2016.08.20. Волошин – коктебельский «гений места»
2016.09.02. Тайны Михаила Ломоносова
2016.09.17. Русский или нерусский писатель Владимир Набоков
2016.09.21. Николай Клюев – человек-загадка
2016.10.02. Даже Пушкин завидовал этому поэту (про Николая Языкова)
2016.10.15. Иван Шмелев - несостоявшийся нобелевский лауреат
2016.11.05. Нестор Кукольник и тайна Александра Пушкина
2016.11.19. Трагедия «последнего русского юмориста» (про Аркадия Аверченко)
2016.12.03. Почему не состоялась дуэль между Гончаровым и Тургеневым
2016.12.17. Мистический след в жизни и творчестве Булгакова
2017.01.21. «Все – загадка, все – легенда в жизни Кузмина»
2017.02.04. Великая тайна «поэта из народа»
2017.02.18. Третьим соавтором «Двенадцати стульев» был Михаил Булгаков
2017.03.04. За что убили Афанасия Никитина
2017.03.19. Писатель и деловой человек (про Н.Г. Гарина-Михайловского)
2017.04.02. Паустовский - «Смертельно интересная жизнь»
2017.04.16. Современники спорили о месте Ходасевича на русском Парнасе
2017.04.30. Некрасов в русской поэзии
2017.05.05. «Неистовый Виссарион»
2017.05.21. Борис Пильняк - конфликт с советской властью
2017.06.02. Самая трагическая фигура русской литературы (о писателе Николае Помяловском)
2017.06.18. Как безобидный сказочник стал врагом советского строя (о Корнее Чуковском)
2017.07.03. «Русский Гамлет» Сумарокова
2017.07.30. Зощенко и Сталин. Противостояние

Был ли Шекспир?

Известный факт: художник считается состоявшимся с тех пор, как его творения начинают жить собственной жизнью. Что уж говорить о репутации писателя, чьи произведения - в силу стилистической, эмоциональной и интеллектуальной сложности и противоречивости - радикально трансформируют читательское представление об их создателе. Автора «Короля Лира», «Бури» и «Зимней сказки» справедливо называют ключевой фигурой мировой культуры: нет ничего удивительного в том, что его реальность - и как человека, и как драматурга - была поставлена под сомнение еще два века назад. Среди всех «еретических» ответвлений шекспироведения своей оригинальной безумностью выделяется версия о коллективном авторстве величайших пьес в истории: в группировке лондонских гениев «Оксфордский синдикат» (Бэкон, Марло, Нэш и другие), на самом деле отвечающей за театральный репертуар последних четырехсот лет, коммерсант Уильям Шекспир выполнял сугубо менеджерские функции.

«Поэмы Оссиана» Джеймса Макферсона

Шотландского поэта Джеймса Макферсона без всякой иронии можно назвать влиятельнейшим литературным деятелем XVIII века: обольстивший английских интеллектуалов «переводами» из древнего гэльского эпоса и сделавший себе блестящую политическую карьеру, он, не отдавая себе в том отчета, совершил один из самых плодотворных подлогов в истории европейской поэзии. Бард Оссиан, которому этот необычайно талантливый пройдоха приписал «Фингала», «Темору» и еще без малого два десятка своих поэм, стал референтным образом для нескольких поколений стихотворцев по всему континенту и прямо повлиял на становление немецкого романтизма: все мы помним, какую книгу гетевский Вертер читал своей возлюбленной.

Козьма Прутков

Чиновник-резонер Козьма Прутков, сказавший о прихотливом национальном характере не меньше верных слов, чем именитые создатели русского романа, в полной мере заслуживает статус теневого классика XIX века - даже будучи выдуманным персонажем. Главного отечественного парадоксалиста создавали, что называется, на паях: портрет действительного статского советника был поручен Льву Жемчужникову, а его братья Алексей, Александр и Владимир, объединившись с Алексеем Толстым, разработали для Козьмы Петровича подробную биографию и составили свод его афоризмов и поэтических виршей, из которых впоследствии вырастут обэриуты - славные продолжатели дела этого мудрейшего из глупцов и глупейшего из мудрецов.

Финал «Тайны Эдвина Друда»

Отдавая должное диккенсовскому умению создавать запоминающиеся образы и подсвечивать их теплым юмором, поклонники автора «Лавки древностей» и «Холодного дома» признавали за ним неспособность сочинить пружинистый, по-настоящему захватывающий сюжет. Понимал это и сам Диккенс: изощренное устройство «Тайны Эдвина Друда» должно было убедить читателей и критиков в том, что он наконец овладел искусством удивлять. Смерть застала писателя на середине книги: поговаривают, что секрет финала Диккенс доверил королеве Виктории, но и она, даром что пережила его на тридцать лет, не выдала развязки этого удивительно атлетичного романа, будоражащего английских литературоведов и по сей день.

Авторство «Тихого Дона»

Дискуссии вокруг «Тихого Дона» разразились сразу после публикации первых томов главной русской эпопеи XX века. Центральным вопросом, над которым почти сто лет бьются сразу несколько филологических дисциплин, остается авторство этого во всех отношениях спорного текста: по мнению многих ученых, двадцатилетний Шолохов никак не мог сдюжить такую тему - по крайней мере, в одиночку. На роль «настоящего автора» большей части «Тихого Дона» исследователи сватают писателя-казака Федора Крюкова, умершего от тифа в 1920 году и оставившего после себя солидный архив: между этими бумагами и шолоховским романом действительно имеются многочисленные переклички, трактуемые одним лагерем как подтверждение «кражи», а другим - как пример творческого осмысления чужого наследия.

«Роман с кокаином» Марка Агеева

Русское литературное зарубежье только оклемалось после выхода «Защиты Лужина» и «Вечера у Клэр», как на него обрушилось новое ослепительное дарование: сначала «Иллюстрированная жизнь», а затем и «Числа» начали выпуск «Романа с кокаином» - самобытного текста, долгие годы пребывавшего в статусе «девятого русского романа Сирина». Литературоведы, поддерживающие версию о набоковском «отцовстве», считали Марка Агеева фиктивной личностью, с помощью которой автор «Дара» хотел подразнить Мортуса-Адамовича и выбить из своего вечного недоброжелателя восторженную рецензию. Реальность «русского Томаса де Квинси» была документально подтверждена только двадцать лет назад: им оказался Марк Леви - человек сложной судьбы, сочетавший преподавание с редкими литературными опытами (сохранился рассказ «Паршивый народ») и скончавшийся в Ереване в 1973 году.

Чемодан Бабеля

Зощенко как-то писал Олеше: «Каждые твои две строчки лучше целой груды книг - вот такое у меня ощущение, когда я тебя читаю». Эта реплика справедлива и в отношении Бабеля: гений малой формы, он доводил свои короткие новеллы до совершенства - попробуйте выкинуть хоть одно слово из «Одесских рассказов». Изумительная словесная чеканка стоила продолжительной, на износ, работы, и пока советская пресса пеняла Бабелю за «простой», он корпел над циклом «Великая Криница», обещавшим стать своеобразным приветом конъюнктурной «Поднятой целине»: коллективизация вызывала у Бабеля те же чувства, что и Первая конная - смесь отвращения и восторга. Об остальных авторских замыслах мы можем судить только из вторых уст: при аресте у него изъяли (а затем уничтожили) чемодан рукописей - кажется, в нем содержались наброски к большому роману о чекистах.

Томас Пинчон - студент Набокова

Фраза «Томас Пинчон посещал лекции Владимира Набокова» звучит слишком хорошо, чтобы быть правдой; но ведь и у Пруста с Джойсом однажды в Париже случился small-talk (по одной версии, они обсуждали свои болячки, по другой - трюфели) - и ничего, верим. Во всяком случае, факты (если в случае с вечно ускользающим Пинчоном вообще можно говорить о фактах) к тому располагают: вернувшись из армии во второй половине 1950-х, он восстановился в Корнелльском университете и, по некоторым свидетельствам, слушал курс зарубежной литературы, который там вел Набоков. Его жена Вера - водитель, ассистент и телохранитель в одном лице - позднее припоминала необычный пинчоновский почерк: он писал то печатными буквами, то курсивом. Остается только гадать, как бы мэтр отозвался о «Радуге земного тяготения»: зная его сочувственное отношение к молодым американским писателям, думаем, что тепло.

Молчание Сэлинджера

Скептики считали многозначительное молчание Сэлинджера бизнес-стратегией, позволяющей ему минимальными усилиями поддерживать стабильный интерес к собственной персоне, почитатели - буддистским упражнением, растянувшимся на сорок с лишним лет. До установления истины остались считанные месяцы: с 2015 года начнется публикация поздних сэлинджеровских рукописей, включающих, по слухам, новые истории из жизни Глассов и Колфилдов (ничего не попишешь, любимые герои) и - вот это уже интереснее - роман о денацификации послевоенной Европы, в которой контрразведчик Сэлинджер принимал непосредственное участие. Не то чтобы кто-то действительно верит, будто все эти годы он держал в столе текст уровня литтелловских «Благоволительниц», но как было бы приятно ошибиться.

«Алмазный мой венец» Валентина Катаева

Позднее творчество Валентина Катаева, дожившего аж до перестройки, - курьез, заслуживающий отдельного рассмотрения: кто бы мог подумать, что на склоне лет писатель, долгие годы сознательно вытравливавший из своих текстов все живое, сочинит едва ли не самое лиричное произведение русской литературы второй половины XX века. «Алмазный мой венец» - беллетризованные воспоминания, пенящиеся от вымысла: поди разбери, где автор «Растратчиков» и «Квадратуры круга» безбожно завирается, а где говорит правду. Значительный вклад в расшифровку романа внесли филологи Леонид Видгоф, Олег Лекманов и Мария Рейкина: они не только крепко связали литературных персонажей с их прототипами - современниками Катаева, но и с академической тщательностью восстановили общественно-литературный контекст эпохи.

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №2 г.Калининска Саратовской области»

Седова Татьяна Валентиновна

Урок-игра «Литературные тайны»

Цели: повторить и закрепить знания, полученные в 4 классе; развивать память, речь, мышление и творческие способности учащихся.

Комментарии для учителя. Урок построен на основе телевизионной игры «Своя игра». Класс делится на 2 или 3 команды(на усмотрение учителя). Название и капитана команды дети выбирают сами. На столах у ребят не должно быть ни учебников, ни книг. Для детей готовятся подарки(например, книги), которые будут вручены в конце игры.

Оборудование. Оформляется выставка книг писателей, которых изучали в этом учебном году.

Ход урока.

I. Организационный момент.

Дорогие ребята! Вот и подошёл к концу учебный год. Наш последний урок литературы мы посвящаем книгам и их авторам. Игра называется «Литературные тайны» (Слайд 1).

Вы разделились на команды, выберите капитанов, придумайте название и девиз. (Щелчок мыши )

(Идёт представление команд).

Напоминаю правила игры (Слайд 2). Вы выбираете страницу, в которую будете играть, и цену вопроса. Если команда отвечает верно, то очки достаются ей. Если команда ответить не может, то имеет право ответить другая команда. Итак, желаю успехов! (Слайд 3)

II . Проведение игры.

1.Тайны животных

Речь пойдёт о животных, которые живут на воле, но соседствуют с людьми, а также о тех, которых человек ввёл в свой дом. Понимает ли их человек? Внимательный ли он сосед? Раз уж мы достались в соседи друг другу, то об этом, наверное, стоит почаще думать. Ведь животные не могут выбрать себе соседей получше…

10 «Я с запасом новых песен

К вам вернусь, когда с полей

Снег сойдёт, когда в овраге

Зажурчит, блестя, ручей…»

Из какого произведения эти строки и кто его автор? («Дети и птичка». А.Плещеев.)

30 Четыре тысячи подков не принесли им счастья, пришлось всем погибнуть, чтоб люди спаслись. («Лошади в океане». Б.Слуцкий .)

40 Для него поставили сети, чтобы поймать. Иначе он пропал бы один, ведь его родителей пристрелили охотники. Жилось ему в неволе хорошо. Но всё-таки он ушёл. («Приёмыш». Д.Мамин-Сибиряк.)

50 Они были очень разные по характеру. Но дружба их была крепкой. Смогла их разлучить только смерть. («Барбос и Жулька». А.Куприн.)

2. Богатыри.

Ты думаешь, Матрёнушка,

Мужик – не богатырь?

И жизнь его не ратная,

И смерть ему не писана

В бою – а богатырь!

10 «И повелел он своим воинам сделать колёса и поставить на них корабли. И так как был попутный ветер с поля, то подняли они паруса и пошли к городу. Греки же, увидев это, испугались и сказали, послав послов к нему: «Не губи города, дадим тебе дани, какой захочешь».

О ком идёт речь? (Об Олеге, его называли Вещим. Из летописи «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда».)

20 Он основал монастырь, посвящённый Святой Троице,- Свято-Троицкую Сергиеву лавру. Кто он?(Сергий Радонежский.)

30 Прочитай вон, на камени

Придорожном надписочка

Чётко-ясно повысечена:

«Прямо ехать- убитому быть!

Влево ехать- женатому быть!

Вправо ехать- богатому быть!

Всё судьбой сие предписано!»

Кто это читал и по какой дороге поехал? (Это был Илья Муромец. Он ездил по всем трём дорогам по порядку, как указано на камне .)

40 Кто написал эти строки?

На полях своих,

Под курганами,

Положила ты

Татар полчища.

Ты на жизнь и смерть

Вела спор с Литвой

И дала урок

Ляху гордому…

Но лишь кликнул царь

Свой народ на брань-

Вдруг со всех концов

Поднялася Русь. (Иван Сав в ич Никитин. «Русь».)

50 Записи делались из года в год или, как раньше говорили на Руси из лета в лето. Отсюда и название этих записей. Самые древние они не сохранились. Узнать, о чём в них рассказывалось, мы можем благодаря труду… О чём и о ком идёт речь? Назовите хотя бы одно имя из них. (Речь идёт о летописях. Записывали их монахи-летописцы. Одним из первых был монах Киево-Печерского монастыря Нестор.)

3. Писатели.

И мысли в голове волнуются в отваге,

И рифмы лёгкие навстречу им бегут,

И пальцы просятся к перу, перо-к бумаге,

Минута – и стихи свободно потекут.

(А.С.Пушкин)

10 Сэмюэл Ленгхорн Клеменс. Кто это? (Марк Твен.)

20 «Точен и скуп на слова он был даже в обыденной жизни. Словом он чрезвычайно дорожил, слово высокопарное, фальшивое, книжное действовало на него резко: сам он говорил прекрасно – всегда по-своему, ясно, правильно. Писателя в его речи не чувствовалось, сравнения, эпитеты он употреблял редко, а если и употреблял, то чаще всего обыденные, и никогда не щеголял ими, никогда не наслаждался своим удачно сказанным словом».

О ком идёт речь, о ком так говорил И.А.Бунин?

Подсказка: свои первые рассказы он подписывал псевдонимом Чехонте. (Антон Павлович Чехов .)

40 Учитель, участник Октябрьской революции, гражданской войны, писатель; ему была присуждена Государственная премия. Уральцы гордятся своим земляком, прославившем свой родной край, его людей, его легенды и предания на весь мир. (Павел Петрович Бажов.)

50 Так подписывался один из писателей: НАВИ ВОЛЫРК. (Это Иван Андреевич Крылов. Аноним-псевдоним из букв собственного имени, читающегося в обратном порядке .)

4. Поэты.

И долго буду те любезен я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал,

Что в мой жестокий век восславил я Свободу

И милость к падшим призывал.

(А.С.Пушкин)

10 Две капли брызнули в стекло,

От лип душистых мёдом тянет,

И что-то к саду подошло,

По свежим листьям барабанит.

Из какого стихотворения строчки, кто их автор? («Весенний дождь». А.А.Фет .)

20 Ты прав. Одним воздушным очертаньем

Я так мила.

Весь бархат мой с его живым миганьем –

Лишь два крыла.

30 Милые крошки! Из вашей сторонки

Гонят меня холода и дожди.

Вон на деревьях, на крыше беседки

Сколько меня поджидает подруг!

Кто и кому так говорит? («Дети и птичка». А.Н.Плещеев. Птичка говорит детям .)

40 Этот период ранней осенью длится недолго. Как он называется? Кто автор одноимённого стихотворения? («Бабье лето». Д.Б.Кедрин.)

50 Олицетворение – наделение предметов, явлений природы чувствами. Настроением, способностями, характером человека. Приведите примеры, прочитайте наизусть строчки из стихотворений.

5. Сказки.

Нам сказали про Ивана-то – хитёр,

Нам сказали про Андреича – хитёр.

Он хитёр – мудёр – прохитрился,

Он прохитрился – промудрился.

10 Её перо сверкает так,

Что ясно: это не пустяк!

Никто не знает, что случится

В тех сказках где живёт …

(Жар-птица. Сказка «Конёк-горбунок», П.П.Ершов.)

20 Узнайте сказку по её началу: «Давно тому назад, в городе Тифлизе, жил один богатый турок. Много Аллах дал ему золота, но дороже золота была ему единственная дочь…» («Ашик-Кериб». Турецкая сказка.)

30 Эту сказку можно было бы назвать по-другому. Например, «последняя весна», «Брат и сестра», «Угасающая жизнь», «История, которую поведал высушенный цветок розы». Но родное название ей подходит больше. Назовите его. («Сказка о жабе и розе». В.М. Гаршин.)

40 Мудрец в нём видел мудреца,

Глупец – глупца,

Баран – барана,

Овцу в нём видела овца,

И обезьяну – обезьяна,

Но вот подвели к нему Федю Баратова,

И Федя неряху увидел лохматого.

Что это? В какой сказке оно играло немаловажную роль? («Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». А.С.Пушкин.)

50 «Время не дремлет, часы не стоят».

Какая сказка раскрывает смысл этой пословицы? («Сказка о потерянном времени» Е.Л.Шварц.)

6. Детская.

Приходите, шалунишки,

По дороге долгой, трудной.

Вы обычные ребята,

Книжки мы про вас читали.

И всегда мы с вами лично

Познакомиться мечтали.

10 «Сначала в Пермь, оттуда в Тюмень…потом Томск…потом….потом…в камчатку…Отсюда самоеды перевезут на лодках через Берингов пролив…Вот тебе и Америка…Тут много пушных зверей».

Кто собирался в такое путешествие? («Мальчики». А.П.Чехов.)

20 Какое произведение начинается так: «Хотя мне уже идёт девятый год, я только вчера догадался, что уроки всё-таки надо учить. Любишь не любишь, хочешь не хочешь, лень тебе или не лень, а учить уроки надо»? («Главные реки». В.Ю.Драгунский.)

30 Еда – главное в жизни этого мальчика, а Борис Сергеевич его не понял. («Что любит Мишка», В.Ю.Драгунский.)

40 Какое произведение закончилось так: «Я думал, что он про школу. И опять улыбаться стал. А он рукой на меня махнул и залез в кабину. Не захотел со мной разговаривать больше. Весна. Солнышко. Воробьи в лужах купаются. Но почему мне так скучно?»? («Никакой горчицы я не ел». В.В.Голявкин.)

50 Он знал, что когда его имя произносят полностью, это предвещает какую-нибудь неприятность.

О ком идёт речь? («Том Сойер». М.Твен.)

7. Объяснялки.

Понятием «крылатые слова» обозначают вошедшие в нашу речь из литературных источников краткие цитаты и образные выражения, изречения исторических лиц и т.п. Что обозначают следующие крылатые выражения?

10 «Сказка про белого бычка». (Бесконечное повторение одного и того же с самого начала.)

20 «Бить баклуши». (Праздно проводить время, бездельничать. Первоначально означало: раскалывать, разбивать осиновый чурбан на баклуши (чурки) для изготовления из них мелких щепных изделий (ложек, поварёшек и т.п.), то есть делать очень несложное дело.)

30 «Делу время и потехе час». (Это выражение взято из указа царя Алексея Михайловича.)

40 «Ждать у моря погоды». (Рассчитывать, надеяться на что-либо, не предпринимая ничего, оставаясь пассивным.)

50 «Знать назубок». (Знать что-то очень хорошо. А было время, когда «знать назубок», «проверить назубок» принималось почти буквально: поговорка возникла от обычая проверять подлинность золотых монет, колец и других изделий из благородного металла. Прикусишь монету зубами, и если не осталось на ней вмятины, значит, подлинная, не поддельная. Но могла попасть и фальшивая: внутри полая или залитая дешёвым металлом.)

III. Подведение итогов.

На табло остаётся карточка со значком ☺. Это подарок участникам игры.Подсчитывается количество очков у каждой команды, награждаются победители.

Использованная литература

Кутявина С.В. Поурочные разработки по литературному чтению: 4 класс.

Специалист по раскрытию уголовных преступлений и литературное произведение, посвященное раскрытию преступлений

Русская мера веса и персонаж «Золотого теленка»

Яркое представление, зрелище и английский писатель, лауреат Нобелевской премии

Единовременная субсидия, присуждаемая научному или творческому коллективу или отдельному исполнителю и капитан произведения Жюля Верна

Книжная единица собрания сочинений и имя героя Марка Твена

Изгиб берега и персонаж пьесы М. Горького « е»

Ответы:

1. Переплет

2. Произведение

3. Гипербола

4. Канва

5. Дневник

6. Выдержка

7. Стопа

8. Драма

9. Глава

10. Детектив

11. Фунт

12. Шоу (Бернард)

13. Грант

14. Том

15. Лука

Литературная викторина

Вопросы:

1. Составитель известного сборника «Народные русские сказки», разработавший международную классификацию сказок

2. Русская сказка, написанная в XIX веке по мотивам сказки братьев Гримм «Госпожа Метелица»

3. Писатель, придумавший героев с именами Винтик и Шпунтик

5. Финская писательница, придумавшая сказочных муми-троллей

6. Английский писатель, придумавший хоббитов

7. Популярная русская народная сказка с тремя покушениями на убийство и одним убийством

8. Единственная героиня сказки «Репка», имя которой нам известно

9. Сказочный персонаж, лезущий вон из кожи

10. Какой сказочный головной убор нельзя нарисовать?

11. Верно ли, что А.С. Пушкин родился в MDCCXCIX, а умер в MDCCCXXXVII году?

12. По подсчетам ученых, герои произведений Шекспира произносят это слово 2259 раз. Что это за слово?

13. Сколько человек скрывалось под псевдонимом Козьмы Пруткова?

14. Инициалы какой русской поэтессы состоят из трех букв «А»?

15. Он – критик, она – ... Кто?

Сколько лет было А.С. Пушкину, когда он родился?

17. Имя какой героини романа Л.Н. Толстого одинаково читается как слева направо, так и справа налево?

«Ее поэты сочиняют,

Царям, героям посвящают».

«Составитель словарей

Для больших и для детей».

Ответы :

1. А.Н.Афанасьев

2. «Морозко»

3. Н. Носов

4. Э. Гофман

5. Туве Янсон

6. Джон Толкиен

7. Колобок

8. Жучка

9. Царевна-лягушка

10. Сказочную шапку-невидимку

11. Да, годы его жизни в арабской записи – 1799-1837

12. Любовь

13. Четыре: А.К. Толстой + три брата Жемчужниковых – Алексей, Владимир и Александр Михайловичи

14. Ахматова Анна Андреевна

15. Критикесса

16. Нисколько:)

17. Анна Каренина

18. Ода

19. В. Даль

Перестановка букв

Вопросы:

(Переставьте буквы так, чтобы получились литературные термины, имена писателей или имена персонажей.)

ТОРБА → Б _ _ _ _ (Русская детская поэтесса)

КРЕН → К _ _ _ (К кому обращался А.Пушкин в стихотворении «Я помню чудное мгновенье...»)

ОПЕР → П _ _ _ (Старинный инструмент писателя)

НЕРВ → В _ _ _ (Известный писатель-фантаст)

РИНГ → Г _ _ _ (Русский писатель)

ОВАЛ → А _ _ _ (Псевдоним Н.В. Гоголя)

МОНЕ → Н _ _ _ (Капитан из книги Жюля Верна)

КОРТ → К _ _ _ (Один из женихов Дюймовочки)

УКОС → С _ _ _ (Героиня сказки «Три толстяка»)

СИЛА → Л _ _ _ (Известная героиня басен И. Крылова)

ТЬМА → М _ _ _ (Известный роман М. Горького)

СТОПА → О _ _ _ _ (Имя сына Тараса Бульбы.)

ЕРУНДА → Н _ _ _ _ _ (Чилийский поэт по имени Пабло)

СТОПОР → П _ _ _ _ _ (Один из знаменитых мушкетеров)

АЛГЕБРА → Б _ _ _ _ _ _ (Фамилия бухгалтера из романа «Золотой теленок» И. Ильфа и Е. Петрова.)

ТОВАР → А _ _ _ _ (Создатель литературного произведения)

АТЛАНТ → Т _ _ _ _ _ (Выдающиеся способности творческой личности)

ФИРМА → Р _ _ _ _ (То, что ищут поэты)

ОС НЕТ → С _ _ _ _ (Вид стихотворения)

Я ЗОЛ → З _ _ _ (Известный французский писатель-классик)

РАК НЕМ → К _ _ _ _ _ (Известная новелла П. Мериме)

ПА + СТЕНА → А _ _ _ _ _ _ (Стихотворный размер)

МРАК + ЗИНА → К _ _ _ _ _ _ _ (Российский писатель и историк)

МАК + ШАР → М _ _ _ _ _ (Советский детский поэт)

РАК + СЛОН → К _ _ _ _ _ _ (В меру упитанный персонаж)

Ответы:

1. Барто А.

2. Керн А.

3. Перо

4. Верн Жюль

5. Грин А.

6. Алов

7. Немо

8. Крот

9. Суок

10. Лиса

11. «Мать»

12. Остап

13. Неруда

14. Портос

15. Берлага

17. Талант

18. Рифма

19. Сонет

20. Золя

21. «Кармен»

22. Анапест

23. Карамзин Н.

24. Маршак С.Я.

25. Карлсон

Шарады

Вопросы:

«Мой первый слог растет в дубраве,

Немного помочь мне в решенье шарады.

И чтобы начальный открылся нам слог,

Сто гонщиков мчат по петле Тур-де Франса,

От тяжкой работы намокла спина.

У лидера желтого цвета она.

Теперь же, друзья, напишите в ответе,

О чем сладко пел Робертино Лоретти?

Начальный слог душою чист,

Он самый первый утопист.

Ну а второй– живет в земле

И на компьютерном столе.

Теперь задание готово:

Снасть в арсенале рыболова.

Первый слог простой вполне:

Это битва на войне.

Не сложнее слог второй:

То пушистый Васька мой.

Шарады сладостный напев

Нас увлекает в лес дремучий:

Один – среди густых дерев,

Второй – и серый, и колючий.

А главный – чистый криминал,

Хоть не убийство и не кража.

Кто оба слога угадал,

Легко их в это слово свяжет.

В дневнике увидишь редко

Этот самый низший балл:

Эту школьную отметку

Я нечасто получал.

Заключением, по сути,

Может быть предмет любой:

Это то, что в институте

Прочитают нам с тобой.

Симбиоз их будет ярок:

И собрание картин,

И альбом красивых марок,

И набор старинных вин.

Первый – выигрыш приятный,

А второй ползет обратно.

От начала до конца –

Дух зловещий мертвеца.

Первый слог уже привычно

Соткой мы зовем обычно.

Слог второй – искусство танца.

В сумме – древний лук китайца.

Первый слог: я словно в сказке, –

Царство танца, роскошь зал;

Александр Андреич Чацкий

С корабля сюда попал.

На вторую часть шарады

Ставит карточный игрок.

А теперь поставим рядом

Слог второй и первый слог.

Напряжем мозги немножко:

Часть квартиры за окошком.

Первый слог – дремучий лес:

Сосны, ели до небес;

Слог второй – стихотворенье,

Славословье, восхваленье.

У того она бывает,

Кто берет и отпускает.

Но у женщин – никогда.

Что же это? …

Первый по морскому дну

Убегает в глубину,

Разбивая в брызги пены

Изумрудную волну.

А вторая часть – как раз

То же самое, что глаз.

Совмещая оба слога,

Что получится у нас?

Мы ответ найдем легко,

Если выпьем … !

Ответ найти не будет трудно:

В начале – маленькое судно;

За ним – Америки туземцы,

Средневековые индейцы,

Которых вытеснили в горы

Испанские конкистадоры.

Шарады этой склеив слоги,

Идите смело по дороге.

Совместите воедино

Две рабочие скотины.

Первый смерть принес Олегу,

А у Трои – славу греку.

Зверь второй живет в Тибете

И летает, словно ветер.

Двух имен подобье слитка

Даст название напитка.

Сначала выберу умело

Геометрическое тело,

Затем крупы насыплю в банку

И заведу свою …

Ответы :

1. Дуб + Ров + С + Кий = Дубровский

2. Бондарчук

4. Мормышка

5. Бойкот

6. Грабеж

7. Коллекция

8. Призрак

9. Арбалет

10. Балкон

11. Борода

12. Молоко

13. Ботинки

14. Коньяк

15. Шарманка

Цели: повторить и закрепить знания, полученные в 4 клас­се; развивать память, речь, мышление и творческие способно­сти учащихся.

Комментарии для учителя. Урок построен на основе теле­визионной игры «Своя игра». Класс делится на 2 или 3 коман­ды (на усмотрение учителя). Название и капитана команды дети выбирают сами. Но на столах у ребят не должно быть ни учеб­ников, ни книг. Для детей также готовятся подарки (напри­мер, книги), которые будут вручены в конце игры.

Оборудование. Оформляется выставка книг писателей, ко­
торых изучали в этом учебном году. Учитель готовит табло.
Тайны животных 10 20 30 40 50

Богатыри 10 20 30 40 50

Писатели 10 20 © 40 50

Поэты 10 20 30 40 50

Сказки 10 20 30 40 50

Детская 10 20 30 40 50

Объяснялки 10 20 30 40 50

Ход урока

I. Организационный момент

Дорогие мои ребята! Вот и подошел к концу учебный год.
Наш последний урок литературы мы посвящаем книгам
и их авторам. Игра называемся «Литературные тайны».
Вы разделились на команды, выберите капитанов, при­
думаете название и девиз.

(Идет представление команд.)

Напоминаю правила игры. Вы выбираете страницу, в ко­
торую будете играть, и цену вопроса. Если команда отве­
чает верно, то очки достаются ей. Если команда ответить
не может, то имеет право ответить другая команда. Итак,
желаю успехов!

П. Проведение игры

1. Тайны животных.

Речь пойдет о животных, которые живут на воле, но со­
седствуют с людьми, а также о тех, которых человек ввел
в свой дом. Понимает ли их человек? Внимательный ли
он сосед? Раз уж мы достались в соседи друг другу, то об
этом, наверное, стоит почаще думать. Ведь животные не
могут выбрать себе соседей получше...

10 «Я с запасом новых песен К вам вернусь, когда с полей Снег сойдет, когда в овраге Зажурчит, блестя, ручей...»

Из какого произведения эти строки и кто его автор? («Дети
и птичка». А. Плещеев.)

30 Четыре тысячи подков не принесли им счастья, при­шлось всем погибнуть, чтоб люди спаслись. («Лошади в океане». Б. Слуцкий.)

40 Для него поставили сети, чтобы поймать. Иначе он пропал бы один, ведь его родителей пристрелили охот­ники. Жилось ему в неволе хорошо. Но все-таки он ушел. («Приемыш». Д.Н. Мамин-Сибиряк.)

50 Они были очень разные по характеру. Но дружба их была крепкой. Смогла их разлучить только смерть. («Барбос и Жулька». А. И. Куприн.) 2. Богатыри.



Ты думаешь, Матренушка,

Мужик - не богатырь?

И жизнь его не ратная,

И смерть ему не писана

В бою - а богатырь! 10 «И повелел он своим воинам сделать колеса и поста­вить на них корабли. И так как был попутный ветер с поля, то подняли они паруса и пошли к городу. Греки же, увидев это, испугались и сказали, послав послов к нему: «Не губи города, дадим тебе дани, какой захо­чешь».

О ком идет речь? (Об Олеге, его называли Вещим. Из лето­
писи «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда».)

20 Он основал монастырь, посвященный Святой Трои­це, - Свято-Троицкую Сергееву лавру. Кто он? (Сер­гий Радонежский.)

30 Прочитай вон, на камени Придорожном надписочка Четко-ясно повысечена: «Прямо ехать - убитому быть! Влево ехать - женатому быть! Вправо ехать - богатому быть! Все судьбой сие предписано!»

Кто это читал и по какой дороге поехал? (Это был Илья
Муромец. Он ездил по всем трем дорогам по порядку, как
указано на камне.)

40 Кто написал эти строки?

На полях своих,

Под курганами,

Положила ты

Татар полчища.

Ты на жизнь и смерть

Вела спор с Литвой

И дала урок

Ляху гордому...

Но лишь кликнул царь

Свой народ на брань -

Вдруг со всех концов

Поднялася Русь.

(Иван Саввич Никитин. «Русь».) 50 Записи делались из года в год или, как раньше говори­ли на Руси, из лета в лето. Отсюда и название этих за-

писей. Самые древние они не сохранились. Узнать, о чем в них рассказывалось, мы можем благодаря тру­ду... О чем и о ком идет речь? Назовите хотя бы одно имя из них. (Речь идет о летописях. Записывали их монахи-летописцы. Одним из первых был монах Кие-во-Печерского монастыря Нестор.)

3. Писатели.

И мысли в голове волнуются в отваге, И рифмы легкие навстречу им бегут, И пальцы просятся к перу, перо - к бумаге, Минута - и стихи свободно потекут.

(А. С. Пушкин) 10 Сэмюэл Ленгхорн Клеменс. Кто это? (Марк Твен.) 20 «Точен и скуп на слова был он даже в обыденной жиз­ни. Словом он чрезвычайно дорожил, слово высоко­парное, фальшивое, книжное действовало на него рез­ко: сам он говорил прекрасно - всегда по-своему, ясно, правильно. Писателя в его речи не чувствовалось, срав­нения, эпитеты он употреблял редко, а если и упот­реблял, то чаще всего обыденные, и никогда не щего­лял ими, никогда не наслаждался своим удачно ска­занным словом». О ком идет речь, о ком так говорил И.А. Бунин? Подсказка: свои первые рассказы он под­писывал псевдонимом Чехонте. (Антон Павлович Че­хов.) 40 Учитель, участник Октябрьской революции, граждан­ской войны, писатель; ему была присуждена Государ­ственная премия. Уральцы гордятся своим земляком, прославившем свой родной край, его людей, его ле­генды и предания на весь мир. (Павел Петрович Ба­жов.) 50 Так подписывался один из писателей: НАВИ ВО- ЛЫРК. (Это Иван Крылов. Аноним-псевдоним из букв собственного имени, читающегося в обратном порядке.)



И долго буду те любезен я народу, Что чувства добрые я лирой пробуждал, Что в мой жестокий век восславил я Свободу И милость к падшим призывал.

(А. С. Пушкин) 10 Две капли брызнули в стекло, От лип душистых медом тянет, И что-то к саду подошло, По свежим листьям барабанит- Из какого стихотворения строчки, кто их автор? («Весен­
ний дождь». АЛ. Фет.)

20 Ты прав. Одним воздушным очертаньем Я так мила.

Весь бархат мой с его живым миганьем - Лишь два крыла.

Гонят меня холода и дожди.

Вон на деревьях, на крыше беседки

Сколько меня поджидает подруг!

Кто и кому так говорит? («Дети и птичка». А.Н. Плещеев.
Птичка говорит детям.)

40 Этот период ранней осенью длится недолго. Как он называется? Кто автор одноименного стихотворения? («Бабье лето». Д.Б. Кедрин.)

50 Олицетворение - наделение предметов, явлений при­роды чувствами, настроением, способностями, харак­тером человека. Приведите примеры, прочитайте наи­зусть строчки из стихотворений.

5. Сказки.

Нам сказали про Ивана-то - хитер,

Нам сказали про Андреича - хитер.

Он хитер - мудер - прохитрился,

Он прохитрился - промудрился. 10 Ее перо сверкает так, Что ясно: это не пустяк! Никто не знает, что случится В тех сказках, где живет...

(Жар-птица. Сказка «Конек-Горбунок», П.П. Ершов.) 20 Узнайте сказку по ее началу: «Давно тому назад, в го­роде Тифлизе, жил один богатый турок. Много Аллах дал ему золота, но дороже золота была ему единствен­ная дочь...» («Ашик-Кериб». Турецкая сказка.) 30 Эту сказку можно было бы назвать по-другому. На­пример, «Последняя весна», «Брат и сестра», «Угаса­ющая жизнь», «История, которую поведал высушен­ный цветок розы». Но родное название подходит ей больше. Назовите его. («Сказка о жабе и розе». В.М. Гаршин.) 40 Мудрец в нем видел мудреца, Глупец - глупца, Баран - барана, Овцу в нем видела овца, И обезьяну - обезьяна,

20 «Бить баклуши». (Праздно проводить время, бездельни­чать. Первоначально означало: раскалывать, разбивать осиновый чурбан на баклуши (чурки) для изготовления из них мелких щепных изделий (ложек, поварешек и т.п.), то есть делать очень несложное дело.)

30 «Делу время и потехе час». (Это выражение взято из указа царя Алексея Михайловича.)

40 «Ждать у моря погоды». (Рассчитывать, надеяться на что-либо, не предпринимая ничего, оставаясь пассивным.)

50 «Знать назубок». (Знать что-то очень хорошо. А было время, когда «знать назубок», «проверить назубок» при­нималось почти буквально: поговорка возникла от обы­чая проверять подлинность золотых монет, колец и дру­гих изделий из благородного металла. Прикусишь монету зубами, и если не осталось на ней вмятины, значит, под­линная, не поддельная. Но могла попасть и фальшивая: внутри полая или залитая дешевым металлом.)

III. Подведение итогов

На табло остается карточка со значком ©. Это подарок уча­стникам игры (можно вручить заранее приготовленные при­зы).

Подсчитывается количество очков у каждой команды, на­граждаются победители.

IV. Проверка техники чтения

(Текст для проверки техники чтения см. в приложении.) Вопросы и задания к тексту:

1. Расскажи кратко, о чём поведал дед своим собеседни­кам?

2. Кто были собеседники у старого охотника? Почему их интересовало только одно: почему дед не убил лосиху или лосят?

3. Какие чувства овладели старым охотником, когда он увидел лосиху с лосятами?

4. Каким тебе представляется этот человек? Каков его внутренний мир? Дай словесный портрет старика.




-





Прило Физкультминутки

Пальцы делают зарядку, Чтобы меньше уставать. А потом они в тетрадке Будут буковки писать. (Дети сжимают и разжимают кулачки")

Наши пальчики сплетем И соединим ладошки. А потом, как только можем, Крепко-накрепко сожмем. (Дети сплетают пальцы, соединяют ладони, сжимают и разжимают медленно.)

Пальцы в гости приходили, Тук, тук, тук - стучались в дверь. Только дверь им не открыли: Думали, там страшный зверь. (Дети постукивают подушечками пальцев по парте.)

Дружно пальчики сгибаем, Крепко кулачки сжимаем. Раз, два, три, четыре, пять. Начинаем разжимать. (Дети сжимают и разжимают кулачки.)

Пальцы вытянулись дружно, А теперь сцепить их нужно. Кто из пальчиков сильнее? Кто других сожмет быстрее? (Дети сцепляют выпрямленные пальцы, сжимают их и разжимают.)

В парке есть глубокий пруд.

Караси в пруду живут.

Чтобы стаю нам догнать,

Нужно хвостиком махать.

(Дети качают запястьями вправо, влево.)

Раз - подняться, потянуться, Два - согнуться, разогнуться, Три - в ладоши три хлопка, Головою три кивка. На четыре - руки шире,

Пять - руками помахать. Шесть - на стульчик тихо сесть.

А сейчас мы с вами, дети, Улетаем на ракете. На носки поднимись, А потом руки вниз. Раз, два, три, четыре - Вот летит ракета ввысь.

Чищу овощи для щей. (Хлопаем в ладоши.) Сколько нужно овощей? (Разводим руки в стороны.) Три картошки, две морковки, Луку полторы головки Да петрушки корешок, Да капусты кочешок. (Массируем пальцы левой руки.)

Потеснись скорей, капуста, От тебя в кастрюле густо. (Массируем пальцы правой руки.) Раз! Два! Три! (Хлопаем в ладоши.) Огонь зажжен. (Потираем ладошки.) Кочерыжка, выйди вон. (Стучим в кулачки.)

Мы наши пальчики сплели

И вытянули ручки.

Ну а теперь мы от Земли

Отталкиваем тучки.

(Дети сплетают пальцы,

вытягивают руки ладонями вперед,

поднимают вверх.)

Наши пальцы сжались тесно.

Что такое? Интересно!

Видно, им прохладно стало.

Их укроем одеялом.

(Дети массируют кисти рук.)

Что у нас случилось тут?

Гуси по столу идут.

Остановятся и вот -

Нагибаются вперед.

(Дети кладут руки на стол

и переносят часть тела на них.)

К речке быстро мы спустились, Наклонились и умылись.

Раз, два, три, четыре -

Вот как славно освежились.

А теперь поплыли дружно.

Делать так руками нужно:

Вместе - раз, это брасс,

Одной, другой - это кроль.

Все как один плывем, как дельфин.

Вышли на берег крутой

И отправились домой.

Мы ручку правильно берем,

Кладем на средний палец,

Теперь большим ее прижмем,

А указательным ведем,

Чтобы она качалась.

(Дети покачивают ручку между пальцами.)

Вдруг в лесу раздался стук. Это дятел долбит сук. Он деревья не калечит, Он деревья клювом лечит. (Дети постукивают подушечками пальцев по столу.)

Буратино потянулся, Раз - нагнулся, два - нагнулся. Руки в стороны развел, Ключик, видно, не нашел. Чтобы ключик нам достать, Нужно на носочки встать.

Нашу руку разогнем,

Вверх ладонью повернем,

Пальцы на себя потянем.

Выгибать запястья станем.

(Дети выгибают запястья по очереди.)

Чтобы нам добыть огонь,

Трем ладонью о ладонь.

Вдруг ладошка заискрится,

И бумажка загорится.

(Дети трут ладонью о ладонь.)

Мы становимся все выше, Достаем руками крыши. На два счета - поднялись, Три, четыре - руки вниз. (Дети потягиваются на носках с подниманием рук вверх и опусканием в исходное положение.) Поднимайте плечики, Прыгайте, кузнечики. Прыг-скок, прыг-скок.