Развития материальной и духовной культуры. Основные функции культуры. Ученые выделяют два уровня национальной культуры

Культура, если ее рассматривать в широком плане, включает в себя как материальные, так и духовные средства жизнедеятельности человека, которые созданы самим человеком. Материальные и духовные реальности, созданные творческим трудом человека, называются артефактами, т. е. искусственно созданными. Таким образом, артефакты, будучи материальными или духовными ценностями, имеют не естественное, природное, происхождение, а задуманы и созданы человеком как творцом, хотя, конечно, он использует для этого в качестве исходного материалы объекты, энергию или сырье природы и действует в согласии с законами природы. При более внимательном рассмотрении оказывается, что и сам человек относится к классу артефактов. С одной стороны, он возник в результате эволюции природы, имеет естественное происхождение, живет и действует как материальное существо, а с другой стороны, он существо духовное и социальное, живет и действует как созидатель, носитель и потребитель духовных ценностей. Человек, таким образом, дитя не только природы, но и культуры, не столь существо биологическое, сколько социальное, а его природа не столько материальная, сколько духовная. Сущность человека включает в себя качества и свойства как собственно природные, материальные, прежде всего биолого-физиологические, так и духовные, не материальные, продуцированные культурой и интеллектуальным трудом, художественным, научным творчеством. В силу того, что человек по своей природе существо духовно-материальное, он потребляет как материальные, так и духовные артефакты.

Для удовлетворения материальных потребностей он создает и потребляет пищу, одежду, жилища, создает технику, материалы, здания, сооружения, дороги и т. п. Для удовлетворения духовных потребностей он создает художественные ценности, нравственные и эстетические идеалы, политические, идеологические и религиозные идеалы, науку и искусство. Поэтому деятельность человека распространяется по всем каналам как материальной, так и духовной культуры. Вот почему можно рассматривать человека как исходный системообразующий фактор в развитии культуры. Человек создает и использует мир вещей и мир идей, который вращается вокруг него; и его роль -- это роль демиурга, роль творца, а место его в культуре -- это место центра мироздания артефактов, т. е. центра культуры. Человек творит культуру, воспроизводит и использует ее как средство для собственного развития. Он архитектор, строитель и житель того природного мира, который называется культурой мира, «второй природой», «искусственно созданным» обиталищем человечества. Культура функционирует как живая система ценностей, как живой организм до тех пор, пока активно действует человек как творческое, создающее и активно действующее существо. Человек организовывает потоки ценностей по каналам культуры, он совершает обмен и распределение их, он сохраняет, продуцирует и потребляет как материальные, так и духовные продукты культуры, а осуществляя эту работу, он созидает и самого себя как субъекта культуры, как социального существа.

Однако та целостность культуры, с которой человек сталкивается в повседневной жизни -- это целостность материальной и духовной жизни человека, целостность всех тех материальных и духовных средств, которыми он пользуется в своей жизни ежедневно, т. е. это целостность материальной и духовной культур. Материальная культура более непосредственно и более прямо обусловлена качествами и свойствами природных объектов, той разновидностью форм вещества, энергии и информации, которые используются человеком в качестве исходных материалов или сырья при создании материальных предметов, материальных продуктов и материальных средств существования человека. Материальная культура включает в себя разнообразные по типам и формам артефакты, где природный объект и его материал трансформированы так, что объект превращен в вещь, т. е. в предмет, свойства и характеристики которого заданы и продуцированы творческими способностями человека так, чтобы они более точно или более полно удовлетворяли потребности человека как «homo sapiens», а следовательно, имели культурно целесообразное предназначение. Материальная культура, в другом смысле слова, -- это человеческое «Я», переодетое в вещь; это духовность человека, воплощенная в форму вещи; это человеческая душа, осуществленная в вещах; это материализовавшийся и опредметившийся дух человечества.

В материальную культуру входят, прежде всего, разнообразные средства материального производства. Это энергетические и сырьевые ресурсы неорганического или органического происхождения, геологические, гидрологические или атмосферные составляющие технологии материального производства. Это орудия труда -- от простейших орудийных форм до сложных машинных комплексов. Это разнообразные средства потребления и продукты материального производства. Это различные виды материально-предметной, практической деятельности человека. Это материально-предметные отношения человека в сфере технологии производства или в сфере обмена, т. е. производственные отношения. Однако следует подчеркнуть, что материальная культура человечества всегда шире существующего материального производства. В нее входят все виды материальных ценностей: архитектурные ценности, здания и сооружения, средства коммуникации и транспорта, парки и оборудованные ландшафты и т. п.

Кроме того материальная культура хранит в себе материальные ценности прошлом -- памятники, археологические объекты, оборудованные памятники природы и т. п. Следовательно, объем материальных ценностей культуры шире объема материального производства, и уже поэтому нет тождества между материальной культурой в целом и материальным производством в частности. Кроме того само по себе материальное производство можно характеризовать в терминах культурологии, т. е. говорить о культуре материального производства, о степени его совершенства, о степени его рациональности и цивилизованности, об эстетичности и экологичности тех форм и способов, в которых оно осуществляется, о нравственности и справедливости тех распределительных отношений, которые в нем складываются. В этом смысле говорят о культуре технологии производства, о культуре управления и организации его, о культуре условий труда, о культуре обмена и распределения.

Культуру подразделяют на материальную и духовную. Здесь важно не путать ее с объектами, предметами культуры. Собор Василия Блаженного, Большой театр и т. п. -- объекты культуры, а вот, их качественная характеристика: кто, когда, где, чем и т.п. -- культура. Скрипка -- музыкальный инструмент, предмет культуры, а скрипка Страдивари -- предмет культуры XVI в. Исполненное на ней музыкальное произведение -- предмет духовной культуры, а вот, кто, как, когда, где и т.п., т.е. его качественная характеристика -- культура. При этом духовная культура неразрывно связана с материальной. Любые предметы или явления материальной культуры в своей основе имеют проект, воплощают определенные знания и становятся ценностями, удовлетворяя человеческие потребности. Иными словами, материальная культура всегда является воплощением определенной части духовной культуры. Но и духовная культура может существовать, только будучи овеществленной, опредмеченной, получившей то или иное материальное воплощение. Любая книга, картина, музыкальная композиция, как и прочие произведения искусства, которые являются частью духовной культуры, нуждаются в материальном носителе -- бумаге, холсте, красках, музыкальных инструментах и т.д.

Более того, часто сложно понять, к какому виду культуры -- материальной или духовной -- относится тот или иной предмет или явление. Так, любой предмет мебели мы скорее всего отнесем к материальной культуре. Но если речь пойдет о комоде 300-летнего возраста, экспонирующемся в музее, о нем следует говорить как о предмете духовной культуры. Книга -- бесспорный предмет духовной культуры -- может быть использована для растопки печи. Но если предметы культуры могут менять свое назначение, то должны быть введены критерии для различения предметов материальной и духовной культуры. В этом качестве можно использовать оценку смысла и назначения предмета: предмет или явление, удовлетворяющие первичные (биологические) потребности человека, относятся к материальной культуре, если они удовлетворяют вторичные потребности, связанные с развитием человеческих способностей, его считают предметом духовной культуры.

Между материальной и духовной культурой существуют переходные формы -- знаки, представляющие нечто отличное оттого, чем они сами являются, хотя это содержание не относится к духовной культуре. Самая известная форма знака -- деньги, а также разнообразные талоны, жетоны, квитанции и проч., применяемые людьми для обозначения оплаты всевозможных услуг. Так, деньги -- всеобщий рыночный эквивалент -- можно потратить на покупку продуктов питания или одежду (материальная культура) или приобрести билет в театр или музей (духовная культура). Иными словами, деньги выступают универсальным посредником между предметами материальной и духовной культуры в современном обществе. Но в этом таится серьезная опасность, так как деньги уравнивают между собой эти предметы, обезличивая предметы духовной культуры. При этом у многих людей рождается иллюзия, что все имеет свою цену, что все можно купить. В таком случае деньги разобщают людей, принижают духовную сторону жизни.

Материальная культура - это мир вещей, созданных или преобразованных человеком. К ним относятся новые разновидности растений, новые породы животных, производство, потребление, быт и сам че-ловек в своей материальной, физической сущности. Самые первые шаги культуры на земле связаны с вещами, орудиями, которыми человек воздействовал на окружающий мир. Животные также могут использовать различные природные предметы в процессе добычи пищи, но ни одно из них не создало ничего такого, чего бы не было в природе. Только человек оказался способен на создание но-вых предметов, расширяющих его возможности и способности для удовлетворения своих потребностей.

Этот созидательный процесс имел чрезвычайно важные послед-ствия. С одной стороны, одновременно с созданием, освоением ору-дий труда и приручением природы (огня, животных), постепенно раз-вивалось и сознание человека. Для дальнейшей деятельности ему ока-залось недостаточно одних органов чувств, которые отражают лишь внешние стороны вещей. Действия с вещами требовали понимания их внутренних свойств, отношений между частями предметов, причин и возможных последствий собственных действий и многого другого, без чего невозможно выживание человека в мире. Необходимость же в та-ком понимании постепенно развивает абстрактно-логическую деятель-ность сознания, мышление. Великий немецкий философ Людвиг Фей-ербах (1804-1872) говорил, что животные отражают только непосред-ственно для жизни необходимый свет солнца, человек -- сияние отдаленных звезд; только человеческие глаза знают бескорыстные радо-сти, только человеку знакомы духовные пиршества. Но прийти к ду-ховным пиршествам человек смог лишь тогда, когда начал изменять мир вокруг себя, когда создал орудия труда, а вместе с ними и свою историю, в процессе которой он бесконечно их совершенствовал и со-вершенствовался сам.

С другой стороны, вместе с совершенствованием орудий труда видоизменялись и условия жизни, развивалось познание мира, усложня-лись отношения между людьми, и материальная культура все более и более переплеталась с также развивающейся духовной культурой, со-ставляя системную целостность. Чтобы полнее понять структуру куль-туры, необходимо расчленить эту целостность и рассмотреть отдельно ее основные элементы.

Культура производства - наиболее важный элемент в материаль-ной культуре, поскольку именно она определяет качество жизни, в котором развивается та или иная локальная культура и влияет на него. С какой бы точки зрения мы ни рассматривали формы и способы человеческого существования в мире, следует признать, что только деятельность по добыче и созданию материальных благ является ос-новой нашей жизни. Человек ест, чтобы жить, но ему нужны и дру-гие предметы, без которых жизнь подобна животному существова-нию (жилище, одежда, обувь), а также то, чем это можно создать. Прежде всего, в процессе человеческой деятельности создаются раз-личные орудия труда. Именно они положили начало формированию человека как разумного существа (в отличие от животного) и стали основным условием его дальнейшего развития.

Ранний период существования человечества оставил нам лишь примитивные предметы, связанные с самой главной задачей обще-ства того времени - задачей выживания. По орудиям труда, которы-ми пользовался наш пращур, можно делать выводы о его общем раз-витии, о видах деятельности и, следовательно, умениях и навыках, которыми он владел. Но человек изготовлял и предметы, не связан-ные с трудовой деятельностью, - утварь и украшения, скульптур-ные изображения и рисунки. Все это также требовало для своего со-здания и особых приспособлений, и определенных знаний об исполь-зуемых материалах, и соответствующих умений и навыков. Многие исследователи считают, что ожерелья из природного материала, фи-гурки, рисунки были напрямую связаны все с той же главной зада-чей. Каждый элемент ожерелья означал практическое достижение но-сящего его человека, фигурки людей и животных, рисунки несли в себе магический смысл, все было подчинено одной-единственной цели - добыче средств существования. Можно сказать, что производ-ственная деятельность составляет основу всей культуры мира, во вся-ком случае, она послужила той побуждающей силой, которая вскрыла возможности человека, развила их и утвердила в мире «человека дея-тельного» (homo agens).

Уже на самых ранних этапах материального производства сложи-лись и утвердились три главных его составляющих, ставших опреде-ленными показателями культуры: техническое оснащение (орудия труда, средства труда и производства и пр.), процесс труда и резуль-тат труда.

Степень развития техники и всех ее элементов в обще-стве демонстрирует уровень накопленных им знаний, связан-ных с обеспечением жизненного пространства, удовлетворением потребностей каждого человека, особенностями самих потребностей. Каждое орудие труда - не только опредмеченное знание, но и необходимое условие деятельности людей. Следовательно, оно требует соответствующих умений и навы-ков от тех, кто его применяет. Таким образом, появление новой тех-ники и новых технологий поднимает общество на новую ступень раз-вития. Трудовая деятельность создает двойную связь людей с произ-водством: человек создает орудие труда, а орудие труда создает, изме-няет и до определенной степени совершенствует человека. Однако взаимоотношения человека и орудий труда противоречивы. Каждое новое орудие труда в той или иной мере увеличивает природные возможности человека (расширяет сферу его деятельности, сокращает затраты мускульной энергии, выступает в роли манипу-лятора там, где среда представляет собой опасность для человека, бе-рет на себя рутинную работу), но тем самым и ограничивает прояв-ление его способностей, поскольку все большее количество действий перестает требовать от него полной отдачи собственных сил. Это по-вышает производительность труда, совершенствует отдельные спо-собности и навыки работника, но все остальные человеческие дан-ные притупляет, «отменяет» как ненужные. Вместе с разделением труда человек становится «частичным» человеком, его универсаль-ные возможности не находят применения. Он специализируется, раз-вивая лишь одну или несколько каких-либо своих способностей, а другие его способности могут никогда и не обнаружить себя. С раз-витием машинного производства это противоречие углубляется: человек понадобился производству только как придаток к машине. Работа на конвейере отупляет, поскольку у работника нет ни необхо-димости, ни даже возможности думать над тем, какие действия он производит, все это должно быть доведено до автоматизма. Эти «тре-бования» техники к человеку положили начало процессу отчужде-ния, при котором и техника, и результаты труда начинают противо-стоять человеку как некая внешняя сила. Создание автоматизированного производства усилило процессы от-чуждения и вызвало к жизни множество новых проблем. В центре них - проблема утраты человеком своей индивидуальности. Мера культуры общества и производства во многом связана с тем, удастся ли пре-одолеть процесс отчуждения, вернуть человеку его личностное начало. Ясно одно: чем развитее техника, тем выше некий общий, абстракт-ный уровень умений и навыков, шире набор профессий, необходи-мых обществу, богаче набор товаров и услуг. Считается, что все это должно обеспечить и высокое развитие культуры. Но это не так. Жест-кой зависимости между технической оснащенностью производства и уровнем общей культуры общества все-таки нет. Развитие техники не является условием столь же высокого развития духовной культуры и наоборот. Узкая специализация противоположна универсальности и цельно-сти человека, и культура общества, базирующегося на высокоразви-том производстве, высоких технологиях, заставляет человека «рас-плачиваться» за этот прогресс. Занятые в таком производстве и им же порожденные люди составляют безликую массу, толпу, которой манипулирует массовая культура. Поэтому современные ученые ищут способы разрешения такого рода противоречий, предполагая, что культура общества и собственно производства становится в полной мере культурой лишь при условии компенсации обществом человеку его духовных потерь. Так культура производства разрывает границы своего существования и оказывается взаимосвязанной со всеми сто-ронами общества, его целями, принципами, идеалами и ценностями.

Культура производства начинается с взаимных отношений чело-века и техники, заключающихся в степени овладения человеком техникой. Но между человеком и техникой складывается еще одно противоречие: технику можно совершенствовать бесконечно, человек же не беспределен. По-этому развитие культуры технических отношений требует гуманиза-ции техники. Это значит, что при создании новой техники важно учитывать физические и психические особенности са-мого человека. Разработкой и проектированием орудий труда, техники и технических систем, максимально отвечающих потребностям че-ловека, занимается эргономика.

Процесс труда - центральное звено культуры производства. Он связывает воедино все этапы создания продукции, поэтому в него входят самые различные элементы трудовой деятельности - от уме-ний, навыков, мастерства исполнителей до управленческих проблем. Современный американский специалист по проблемам руководства Стивен Р. Кови считает, что эф-фективность любой деятельности (он называет ее навыком, который вырабатывается человеком в про-цессе деятельности) находится на пересечении знания, умения и же-лания. Можно ска-зать, что те же качества лежат в основе культуры процесса труда. Если же все названные нами элементы процесса труда находятся на разных уровнях развития и совершенства (например: знания выше умений; есть знания и уме-ния, нет желания; есть желание и знания, но нет умений, и так да-лее), невозможно говорить и о культуре производства в целом. Если в сфере техники основная роль принадлежит техническим отношениям, то для процесса труда более существенными являются отношения между техникой и техникой (технологические отношения) и между человеком и человеком (производственные отношения). Вы-сокие технологии предполагают и высокий уровень знаний, практи-ческих и теоретических, и более высокий уровень подготовки спе-циалистов. Так как высокие технологии самым существенным образом затрагивают и экономические, и экологические, и нравственные от-ношения, существующие в обществе, то и подготовка специалистов для такого производства должна предполагать развитие у них не только производственных навыков, но и личностных качеств, свя-занных с ответственностью, умением видеть, формулировать и ре-шать задачи различной степени трудности, обладать творческим по-тенциалом.

Система производства и все отношения, которые в ней складыва-ются, противоречивы. Культура производства во многом зависит от того, как и в какой мере разрешаются в обществе эти противоречия. Так, если уровень технического развития высок, но люди не имеют знаний для работы с этой техникой, то невозможно говорить и о культуре производства. Другой пример: работники обладают необхо-димым уровнем развития, но техника примитивна, следовательно, и в этом случае нельзя говорить о культуре производства. Культура производства в полном смысле этого слова возможна лишь при гар-монии взаимодействия человека и техники. Совершенствование техники должно вызывать к жизни повышение уровня профессио-нальной подготовки людей, а возросший уровень профессионализма является условием дальнейшего совершенствования техники.

Поскольку часть культуры производства связана с отношениями между людьми, большое место в ней уделяется управленческой культу-ре. В древних цивилизациях управление производством предполагало принуждение. В первобытном обществе принуждению как форме отно-шений между людьми не было места: сама жизнь, ее условия ежед-невно и ежечасно принуждали к добыче и созданию материальных благ ради выживания. Современное высокоразвитое производство не может использовать прямое принуждение. Слишком сложными в пользовании стали орудия труда, и профессиональное владение ими оказалось невозможным без внутренней дисциплины, ответственнос-ти, энергии и инициативы работника. С усложнением труда стано-вится все меньше возможностей эффективного прямого контроля и принуждения: «лошадь можно привести на водопой, но пить ее сил-ком не заставишь». Поэтому управленческая деятельность заключает-ся в упорядочении связей в обществе в целом, в производстве как его главной составляющей и все больше заменяет принуждение. Культура управления, с одной стороны, связана с эко-номической, политической и правовой культурой, с другой, вклю-чает в себя производственную этику, мораль, нравственность, зна-ние этикета, умение расставить людей в производственном процессе таким образом, чтобы учесть их индивидуальные особен-ности и производственные потребности. Иначе процесс труда неиз-бежно приходит к кризисным явлениям либо к конфликтам. Все, о чем говорилось выше, относится к особому уровню культуры человека, который называют профессиональной культурой.

Профессиональная культура представляет собой сложное системное единство, в котором соединены практические навыки и умения в об-ласти конкретной деятельности, владение необходимой в данной от-расли производства техникой, специальные теоретические знания, прямо или косвенно связанные с производственной деятельностью, а также моральные нормы и правила, необходимые в системе произ-водства. Профессиональная культура находится на стыке общей куль-туры человека и его специальной подготовки, поэтому в нее входят и те критерии, которые определяют отношения в процессе произ-водства, и требования, существующие в обществе вне производства. Культура производства обнаруживает себя в создании предметов и вещей, обеспечивающих нужды общества. Это значит, что произ-водимые предметы должны быть разнообразны, функциональны, экономичны, обладать высоким качеством выполнения и эстетичес-ким видом. Каждый произведенный предмет, представляя собой опредмеченное знание, демонстрирует конкретный культурный уровень общества, отрасли хозяйства или предприятия. Кроме того, в нем от-ражается технология его исполнения, о многом говорят использо-ванные материалы: все это - показатели культуры данного произ-водства. Конечно, можно производить уникальные предметы при по-мощи устаревшего оборудования, ручного труда, массового приме-нения неквалифицированной рабочей силы, но такое производство становится нерентабельным. Так что экономичность производства, оптимальное соотношение затрат и прибылей в нем тоже являются показателями культуры предприятия. Выпускаемая продукция может влиять на весь образ жизни общества, формирует его вкусы, потребности и спрос. Вещи, созданные на производстве, занимают центральное место в культуре быта.

Культура быта -- это вещественная среда обитания (квартира, дом, производство) и одновременно отношение к ней. Она включает в себя также и организацию этой среды, в которой проявляются эс-тетические вкусы, идеалы и нормы человека и общества. На протяжении истории вещественный мир «вбирал» в себя все особенности экономического, социального, художественного уровня развития общества. Например, в условиях натурального хозяйства че-ловек сам выполнял все виды труда: он и земледелец, и скотовод, и ткач, и кожевенник, и строитель, поэтому и изготовлял вещи, рас-считанные на долгое использование. «Дом, орудия труда, посуда и даже одежда служили не одному поколению». Все вещи, изготовленные одним человеком, отражали его пред-ставление об их практичном применении, а также особенности худо-жественных взглядов, мироощущение и миропонимание. Чаще всего эти кустарные вещи неповторимы, но не всегда искусны. Когда вещи начали изготавливаться профессионалами - ремесленни-ками, они стали более искусными и декоративно - украшенными, не-которые из них усложнились. Социальное неравенство среди людей в это время определяет неравенство и в оформлении вещественной сфе-ры. Сохранившиеся предметы быта наглядно демонстрируют образ жизни того или иного социального слоя. Каждая культурная эпоха накладывает отпечаток на мир вещей, проявляя в них свои стилевые особенности. Эти особенности касаются не только архитектуры, убранства жилища, мебели, но и одежды, причесок, обуви. Веществен-ная среда «воспроизводит» всю систему культурных норм, эстети-ческих взглядов и всей специфики определенной эпохи. На примере двух рисунков, сравнивая ос-новные элементы быта готики (средние века) и рококо (XVIII век), достаточно беглого взгляда, чтобы увидеть, как соотносятся друг с другом архитектурные принципы, элементы декора, мебель и одеж-да людей каждого периода.

Готический стиль. Стиль рококо.

Возникновение индустриального производства создало мир стан-дартных вещей. В них несколько сгладились различия социального свойства. Однако, бесконечно повторяя схожие формы, фасоны, раз-новидности, они обеднили и обезличили "окружающую среду. Поэтому в самых различных общественных слоях появляется стремление к бо-лее частой смене окружающей обстановки, а затем и к поиску инди-видуального стиля в решении вещественной среды.

Культура быта предполагает функциональность, эстетическую организованность - дизайн (англ. design «замысел, проект, чертеж, рисунок») и экономичность вещественной среды. Деятельность современ-ных дизайнеров посвящена задаче упорядочивания бытовой сферы, ус-транения в ней «предметного хаоса». Вряд ли можно сказать, что количество или стоимость вещей как-либо обус-лавливают культуру помещения, но о том, что они ее демонстри-руют, можно говорить со всей определенностью. По тому, как организован интерьер предприя-тия, можно судить об отношении здесь к сотрудникам или посети-телям, а также об образе жизни и деятельности коллектива. Если перефразировать высказывание К. С. Станиславского (1863-1938) о том, что театр начинается с ве-шалки, то о любом помещении можно сказать, что в нем важно все: от вешалки до хозяйственных комнат. Это же можно отнести и к домашнему интерьеру.

Другой стороной культуры быта является отношение к окру-жающей среде. Например, даже в самых нетребовательных видеофильмах, если хотят показать нега-тивную социальную среду, демонстрируют исписанные стены, нео-прятную, сломанную мебель, грязные, неубранные помещения. В фильме «Репетиция оркестра» великий кинорежиссер Федерико Фел-лини (1920-1993) такой вандализм людей связывает с символичес-кой картиной конца света, полагая, что его главным симптомом яв-ляется утрата культуры в отношении всего, что окружает человека. Однако отношение к вещам может быть и преувеличенным, чрез-мерным, когда вещи воспринимаются как единственная жизненная ценность. В свое время было распространено слово «вещизм», ха-рактеризовавшее людей, которые из всех человеческих ценностей на первое место ставили обладание престижными вещами. На самом деле истинная культура быта относится к вещам так, как они того заслу-живают: как к предметам, украшающим или облегчающим нашу деятельность, или делающим ее более "человечной", вносящим в нее тепло, уют и добрые чувства.

Физическая культура - это культура отношения человека к собственному телу. Она направлена на поддержание физического и духов-ного здоровья и включает в себя способность владеть своим телом. Очевидно, что физическую культуру не стоит связывать только с ус-пехами в том или ином виде спорта. Конечно, спорт может быть залогом здоровья, но не одно здоровье состав-ляет физическую культуру. Исследо-вания специалистов показали, что за-нятие каким-либо одним видом спорта, даже красивым или популяр-ным, развивает человека слишком односторонне, и требует постоянного увеличения нагрузок, а че-ловек при всей универсальности сво-их возможностей все же конечен. Мы знаем, как ценят ред-кие, но насыщенные минуты спор-тивных занятий деловые люди всего мира. Наличие физической культуры предполагает, что главная цель человека - это овладение особенностями своего организма, умение им пользовать-ся, постоянно сохраняя работоспособность и уравновешенность, адек-ватно реагируя на быстро меняющиеся условия жизни и труда. Это дает настоящее единство умственного и физического труда (физическое здоровье, выносливость, умение вла-деть собой, сохранять высокую работоспособность в ум-ственной деятельности независимо от внешних факторов, а умствен-ная деятельность определяет эффективность физического труда). Физическое здоровье не всегда выступает показателем физичес-кой и общей культуры. Миру известны люди, не только не обладав-шие здоровьем Геркулеса, но и просто бывшие инвалидами, кото-рые достигли высоких ступеней совершенства в интеллектуальной и культурной деятельности. Например, президент США Франклин Де-лано Рузвельт был прикован к инвалидному креслу, но тем не ме-нее он мог руководить страной даже в самые трудные для всего мира годы - во время второй мировой войны. Из этого следует, что только умение концентрировать возможности своего организма, полное владение им позволяет людям действовать, а это и составляет сущность физической культу-ры (культура организует физические возможности человека). Такое проявление физической культуры человека и есть торжество не только тела, но и духа, ибо только человек существует в единстве материального и духовного.

Материальная и духовная культуры – два вида культуры, которые противоположны по своим специфическим особенностям.

Материальная культура - воплощение материализованных человеческих потребностей, это вещественные результаты труда человека (артефакты) – дома, предметы быта, одежда. В ней реализуется стремление человечества адаптироваться к условиям жизни. Материальная культура включает: технические сооружения (орудия труда, оружие, постройки, бытовой инвентарь, одежда), технологии; физические стороны развития человека (физкультура и спорт; культура здорового образа жизни); различные учреждения.

Духовная культура - те явления, которые связаны с внутренним миром человека, с его интеллектуальной, эмоциональной деятельностью. Как правило, к ней относят идеологию, науку, мораль, искусство и религию, которые, в свою очередь, включают: нормы, правила, образцы, эталоны, модели и нормы поведения, законы, ценности, ритуалы, символы, идеи, обычаи, традиции, язык, мифы и т.д.

В целом, духовная культура выступает как деятельность, направленная на духовное развитие человека и общества.

Массовая и элитарная культуры

Массовая культура - это культура повседневной жизни, представленная самой широкой аудиторией. Масса - это специфическая форма общности людей, которой свойственны агрессивность, примитивность стремлений, пониженная интеллектуальность и повышенная эмоциональность, спонтанность, готовность подчиниться волевому окрику, переменчивость и пр.

Массовая культура – (поп-культура) отличается безвкусицей, штампом, носит упрошенный, развлекательный характер и очень подвержена моде. Зародилась в США на рубеже 19-20 веков, основателями считаются бизнесмены Голливуда. Массовая культура носит коммерческий характер, ориентирована на широкую публику.

Специфические черты : 1) массовая культура принадлежит большинству; это культура повседневной жизни;

2) масскульт - это не культура социальных «низов», она существует помимо и «поверх» социальных образований;

4) стандартна и стереотипна;

5) неспособна быстро и адекватно реагировать на изменения в культуре;

6) носит чаще потребительский характер, формирует у человека особый тип пассивного, некритического восприятия этой культуры;

Сферы проявления: СМИ, система государственной идеологии (манипулирующая сознанием), массовые политические движения, общеобразовательная школа, система организации и стимулирования массового потребительского спроса, система формирования имиджа, досуг и др.

Элитарная культура – высшая культура. Создается привилегированной частью общества либо по ее заказу профессиональными творцами. Она включает изящное искусство, классическую музыку и классическую литературу. Как правило элитарная культура опережает уровень восприятия ее среднеобразованным человеком. Девиз элитарной культуры «Искусство ради искусства».

Специфические черты:

1) носит отмеченный характер; сознательно противостоит культуре большинства;

2) отличает высокий уровень нововведений;

3) культурная элита не совпадает с властью и часто противостоит ей.

Сферы проявления: искусство, религия, наука.

В целом, элитарная культура выступает как инициативное и продуктивное начало в любой культуре, выполняя в ней преимущественно творческую функцию.

Народная культура – это культура, адресованная широким кругам общества и включает самые разнообразные элементы: мифы, легенды, сказки, песни, танцы, частушки итд. Народная культура: Фольклорная – описывает прошлое. Популярная – описывает сегодняшнее. Народное искусство – песни, сказки, промыслы. Существует народная медицина, народная педагогика.

Субкультура. Поскольку общество распадается на множество групп (национальных, демографических, социальных, профессиональных, итд.) постепенно у каждой из них формируется собственная культура, т.е. система ценностей и правил поведения. Такие малые культурные миры называются субкультурами. Говорят о молодежной субкультуре, субкультуре пожилых людей, профессиональной субкультуре, субкультуре национальных меньшинств, городской, сельской и т. п. От доминирующей субкультура отличается языком, взглядами на жизнь, манерами поведения. Такие различия могут быть выражены очень сильно, тем не менее субкультура не противостоит доминирующей культуре.

Контркультура. Субкультура, которая не просто отличается от доминирующей культуры, но противостоит ей, находится в конфликте с доминирующими ценностями, носит название контркультуры. Субкультура преступного мира противостоит человеческой культуре, а молодежное движение «хиппи», получившее распространение в 60-70-е гг. в странах Западной Европы и США, отрицало господствующие американские ценности: социальные ценности, моральные нормы и нравственные идеалы потребительского общества, наживу, политическую лояльность, сексуальную сдержанность, конформизм и рационализм.

Любая культура многогранна и многолика. Но условно её можно разделить на две сферы деятельности, на две формы. Это материальная и духовная сферы культуры.

К материальной культуре относят всю область матери­ально-производственной деятельности человека и ее результаты - орудия труда, жилища, предметы повседневного обихода, одежду, транспортные средства, способы практической деятельности по соз­данию средств производства и потребления и т.п.

Духовная культу­ра включает сферу духовного производства (производство идей, знаний, духовных ценностей) и его результаты, воплощенные в науке, философии, искусстве религии, морали и т.д.

Основой существования материальной культуры являются вещи - результат материально-созидательной деятельности человека. Вещи в своей совокупности создают сложную и разветвленную структуру материальной культуры. В ней можно выделить несколь­ко важнейших областей .

    Сельское хозяйство (селекция, сорта растений, породы животных, культивированные почвы). С этими об­ластями материальной культуры напрямую связано выживание че­ловека, так как они дают продукты питания, а также сырье для промышленного производства.

    Здания и сооружения (жилье, офисы, места развлечений, учебной деятельно­сти; цеха, доки, мосты, плоти­ны и т.п.).

    Инструменты, при­способления и оборудование, предназначенные для обеспечения всех видов физического и умственного труда человека.

    Транспорт и пути сообщения.

    Связь (почта, телеграф, телефон, радио, компьютерные сети)

    Технологии - знания и навыки во всех перечисленных областях деятельности.

Духовная культура представляет собой многослойное образование. Её основу знания, которые являются продуктами познавательной деятельности человека, фиксирую­щими полученную им информацию об окружающем мире и самом себе, его взгляды на жизнь и пове­дение. Знания удовлетворяют опре­деленные человеческие потребности, прежде всего, связанные с необходимостью обеспечения жизни людей в обществе. Для этих же целей создают различные системы ценностей , позво­ляющие человеку осознать, выбрать или создать одобряемые общест­вом формы поведения. Культура – это способ и сфера создания культурных ценностей. Понятие ценностей как важного, основополагающего элемента культуры впервые было сформулировано И. КАНТОМ . Одним из основоположников теории ценностей, в которой они представлены как феномены культуры, является Г.РИККЕРТ.

Под ценностями понимается жизненный ориентир, побуждающий человека к действиям и поступкам определенного рода. Культурные ценности - совокупность исторически и национально обусловленных предметов, явлений, идей, имеющих социальное и культурное значение для человека и общества. Ценность – это не сам предмет, а особый вид смысла, который усматривает в нём человек. Когда человеку ничего не известно о предмете, тот не имеет для него ценности. Понятие «ценность» не равно понятию «полезность» (ценность м.б. и бесполезной, и наоборот), отличается от понятия «стоимость» (стоимость – это денежное выражение ценности, ценным может быть грошовый предмет).

Отбор ценностей в обществе происходит в процессе практической деятельности.

Мир ценностей очень многообразен. Среди этого многообразия можно выделить следующие ВИДЫ ЦЕННОСТЕЙ:

    Финальные ценности (близкое понятие витальные ценности, от латинского понятия жизнь)высшие Ц. и идеалы, важнее которых нет ничего. Это жизнь, здоровье, счастье, любовь, дружба, честь, достоинство, законность, гуманизм… Эти Ц. необходимы сами по себе.

    Экономические ценности – предприимчивость, наличие равных условий для товаропроизводителей, благоприятных условий для производства и т.п.

    Социальные ценности – социальное положение, трудолюбие, семья, терпимость, равенство полов, личная независимость и др.

    Политические ценности – патриотизм, гражданская активность, легитимность, гражданские свободы, и др.

    Моральные ценности – добро, благо, любовь, долг, бескорыстие, верность, честность, справедливость, порядочность, уважение к старшим и др.

    Религиозные – Бог, вера, спасение, благодать, Священное Писание и др.

    Эстетические ценности – красота, гармония, стиль и т.д.

Именно на основе ценностей формируются существующие се­годня разновидности духовной культуры : 1) нравственность, 2) полити­ка, 3) право, 4) искусство, 5) религия, 6) наука, 7) философия.

Духовная материальная культура всегда взаимосвязаны, поскольку не могут существовать в полном отрыве одна от другой. Материальная культура всегда является воплощением определенной части ду­ховной культуры. А духовная культура может существовать, только будучи овеществленной, опредмеченной, получившей то или иное материальное воплощение. Пример: любая книга, картина, музыкальная композиция, как и прочие произведения искусства, нуждаются в материальном носителе - бумаге, холсте, красках, музыкальных инструментах и т.д.

Часто бывает очень сложно понять, к какому виду культуры - материальной или духовной - относится тот или иной предмет или явление. Так, любой предмет мебели мы, скорее всего, отнесем к материальной культуре. Но если речь пойдет о комоде трехсотлетней давности, выставленном в музее, можно будет гово­рить о нем как о предмете духовной культуры. А книга, бесспорный предмет духовной культуры, может быть использована для растопки печи вместо дров. Предметы культуры могут менять свое назначение. Как же тогда их различать? Критерием может быть оценка смысла и назна­чения предмета - если предмет или явление удовлетворяет первич­ные (биологические) потребности человека, его относят к матери­альной культуре, если же он удовлетворяет вторичные потребности, связанные с развитием человеческих способностей, он относится к духовной культуре.

Кроме того, между материальной и духовной культурой суще­ствуют переходные формы знаки - материальные объекты, представляющие нечто отличное от того, чем они сами являются. Самой известной фор­мой знака являются деньги, применяемые людьми для обозначения всевозможных услуг. Деньги - всеобщий рыночный эквива­лент, который можно потратить на покупку продуктов питания или одежду (материальная культура), а можем на них купить билет в театр или музей (духовная культура). Деньги являются универсальным посредником между предметами мате­риальной и духовной культуры. В этом - их серьезная опасность, так как они уравнивают между собой эти предметы, обезличивая предметы духовной культуры.