Стратегия развития дома культуры. Дворец культуры: от концепции развития к конкретному результату. Приоритетные направления деятельности мбук «городской дворец культуры»

Концепция развития ДК "Метролог" в 2011-2014гг.

1. Общие положения.

Настоящая концепция является организационной основой перестройки и обновления деятельности Муниципального бюджетного учреждения культуры Дом культуры «Метролог» (далее "Дом культуры") в плане расширения функций учреждения и приведения системы организации культурной деятельности жителей г.п. Менделеево, их досуга и отдыха в соответствие с современными требованиями и принципами государственной культурной политики, диктующими необходимость включения учреждения клубного типа в сферу решения общих социально-значимых задач муниципальной политики в городском поселении:

Привлечение широких слоев населения к участию в культурной, образовательной, просветительской деятельности;

- пропаганда здорового образа жизни;

- сохранение и развитие культурно-исторических традиций;

- воспитание гражданственности и чувства патриотизма у подрастающего поколения;

- формирование толерантного мировоззрения и гуманитарного мышления;

- укрепление семейных отношений;

- содействие решению человеком проблемы самоидентификации в обществе;

- благоустройство городской среды;

- развитие сферы платных услуг, как дополнительного финансового источника.

2. Аналитический раздел.

2.1. Характеристика современного состояния учреждения.

2.1.1. Приоритетными направлениями сферы творческой деятельности Дома культуры являются реализация потребности творческого самовыражения и творческой самодеятельности людей, организация досуга и развлечений населения Менделеева, основанная как на культурных традициях, так и на инноватике.

2.1.2. В ДК «Метролог» функционирует 18 культурно-досуговых формирований, организованных с учетом наиболее популярных интересов и

потребностей, а также возрастной дифференциации населения поселка: 2 хореографических ансамбля, 2 театральных коллектива, фольклорная группа, рок-группа, студия звукозаписи. Имеются объединения инвалидов и ветеранов. Функционируют спортивные объединения: аэробика для взрослых, художественная гимнастика, ритмопластика, секция футбола, секция настольного тенниса, секция волейбола, калланетик. Молодежь занимается в объединении любителей пневматики.

2.1.3. В Доме культуры реализован целый ряд интересных и перспективных творческих проектов: ежегодный фестиваль-представление фольклорных коллективов «Фольклорная весна»; ежегодный открытый фестиваль молодых рок – музыкантов «МендельФест - Зимовка»; ежегодный фестиваль детского творчества «ЧУДЕТСТВО» совместно с Домом детского творчества «РИТМ»; один раз в два года проходит фестиваль семейных музыкальных ансамблей, организованный совместно с Менделеевской школой искусств.

2.1.4. Основные направления организации досугово-развлекательной деятельности: комплексные мероприятия, праздничные программы к календарным и юбилейным датам, концертные программы, танцевально-развлекательные вечера для старшего поколения, литературно-музыкальные вечера в «Поэтической гостиной», мероприятия в детской «Игровой гостиной», программы уличных праздников, мероприятия для ветеранов, тематические вечера и профессиональные праздники.

2.1.5. Инновационные формы развития ДК «Метролог», позволяющие успешно решать профессиональные задачи: работа открытого художественного совета; создание сайта Дома культуры; предоставление ДК «Метролог» как экспериментальной площадки студентам ВУЗов для исследовательской деятельности и при написании квалификационных работ; модернизация электроснабжения сценической аппаратуры.

2.1.6. Вся работа Дома культуры «Метролог» проходит в соответствии с Муниципальным заданием на оказание муниципальных услуг и Планом работы на соответствующий год, утвержденным Главой городского поселения Менделеево.

2.1.7. В ДК «Метролог» ведется строгий учет культурно-досуговой деятельности учреждения, сценарий каждого мероприятия утверждается распоряжением директора ДК. Статьи и фотографии о наиболее значимых и интересных мероприятиях публикуются на официальном сайте администрации и газете «Вестник Менделеево»; на интернет-сайте ДК: сайт и на сайте «Менделеево онлайн»; в газете «Сенеж» и на информационных стендах Дома культуры.

2.1.8.Коллективы Дома культуры участвуют в фестивалях и конкурсах, демонстрируя профессиональный уровень и мастерство: хореографический ансамбль народного и эстрадного танца «Цветик-семицветик» - лауреат II Межрегионального конкурса хореографических коллективов «Хрустальный башмачок» г. Луховицы, Московской области (2010 г.); фольклорная группа «Велик день» - дипломант 1-го фестиваля-смотра любительских коллективов русской традиционной музыки «Заря-Заряница» г. Москва (2010 г.).

2.2. Сильные и слабые стороны ДК.

2.2.1. Позитив:

- высокий уровень профессионализма творческих работников учреждения и их активная жизненная позиция;

- свобода в выборе форм и методов работы;

- рост числа коллективов народного художественного творчества и создание любительских объединений;

- развитие проектной деятельности;

- новаторство в решении профессиональных задач;

- развитие социального партнерства;

- широкие творческие связи учреждения.

2.2.2. Негатив:

- катастрофическая нехватка средств;

- слабая материально-техническая база;

- капитальный и текущий ремонт не отвечает современным нормам;

- трудности в открытии внебюджетного счета;

- отсутствие системы маркетинга и мониторинга;

Недостаточная работа по разработке проектов, предполагающих долевое финансирование и конкурсное представление в Фондах поддержки культуры;

- отсутствие объединений мастеров декоративно-прикладного творчества;

- отсутствие системы повышения квалификации и переподготовки кадров учреждения;

-отсутствие фирменного стиля Дома культуры;

- низкая заработная плата.

3.Основная роль и стратегические цели развития ДК «Метролог».

3.1. Основная роль Дома культуры как муниципального учреждения, несущего ответственность за сохранение и развитие культурных традиций поселения, его интеллектуального статуса, состоит в

Содействии реализации культурной, экономической, социальной, информационной, образовательной, просветительской политики в поселении;

- развитии всех видов и жанров искусства, их взаимодействии и взаимообогащении.

3.2. Стратегическими целями развития ДК «Метролог» являются

Формирование единого культурного пространства с максимально благоприятной средой для реализации творческих и духовных потребностей населения;

- создание условий для сохранения и развития культурно-исторических традиций поселения;

Обеспечение разнообразия культурно-досуговой и образовательно-просветительской деятельности различных слоев населения;

Формирование и воспитание художественного вкуса, позитивных социальных установок и интересов подрастающего поколения;

Формирование гражданственности, чувства патриотизма и осознания самобытности и уникальности малой родины;

Обеспечение свободного доступа к объектам культуры всех категорий населения, в том числе малоимущих и социально незащищенных групп;

- внедрение новых технологий в реализацию культурной политики в поселении;

- консолидация творческих сил в решении социально значимых общественных задач;

- сокращение бюджетных расходов за счет оказания платных услуг.

4. Приоритетные направления развития ДК.

4.1. Развитие и популяризация народного художественного творчества.

4.2. Развитие проектной деятельности как основного поставщика культурных услуг.

4.3. Поддержка новаторских поисков.

4.4. Повышение уровня профессионального образования, повышение квалификации и переподготовка кадров учреждения.

4.5. Выявление и поддержка молодых дарований.

4.6. Создание коллективов народного художественного творчества.

4.7. Создание любительских объединений.

4.8. Создание курсов прикладных знаний и навыков, поддержка мастеров декоративно-прикладного творчества.

4.9. Проведение областных, межрегиональных фестивалей, конкурсов, выставок, направленных на сохранение народной традиционной культуры и развитие народного творчества.

4.10. Развитие культурной деятельности, направленной на привлечение семейной аудитории, детей и молодежи, лиц с ограниченными физическими возможностями и малообеспеченных слоев населения. Организация форм работы с социально незащищенными категориями населения, что является прерогативой и обязанностью бюджетного учреждения.

4.11. Развитие социального партнерства путем совместной организации массовых праздничных мероприятий, посвященных общегосударственным, профессиональным и местным праздникам.

4.12. Развитие информационной системы.

4.13. Издательская деятельность.

5. Финансирование ДК.

5.1. Финансовые средства Дома культуры образуются за счет:

- бюджетных ассигнований;

- доходов от платных услуг учреждения;

- платежей за оказание услуг по договорам;

- поступлений от благотворительных фондов;

- добровольных пожертвований, субсидий;

- других доходов и поступлений в соответствии с законодательством РФ.

5.2. Проектная деятельность учреждения, формирование и представление конкурентоспособных программ позволяют рассчитывать на ассигнования из бюджетов различных уровней (местный, областной, федеральный) и на финансовую поддержку фондов, благотворительных организаций и т.п.

5.3. Необходимо разрабатывать систему использования важного принципа конвертируемости ресурсов, когда нехватку технических или финансовых средств компенсирует партнер, заинтересованный в организации мероприятий или участвующий в их проведении и вкладывающий материальные средства в денежном или другом эквиваленте (техника, аппаратура, транспортные, бытовые услуги и т. д.)

5.4. Информационные технологии как один из видов материальных ресурсов должны стать одним из приоритетных направлений развития деятельности ДК.

5.5. Своевременные и обоснованные бюджетные инвестиции на этом этапе становления обеспечат в дальнейшем стабильный доход от платных форм культурной деятельности, который составит основу Фонда творческо-производственного и социального развития ДК.

5.6. Создание Фонда развития Дома культуры в соответствии с Положением, утвержденным в установленном порядке, позволит аккумулировать все поступающие из различных источников материальные средства, остающиеся после обеспечения функционирования учреждения, и направлять их на творческое, производственное и социальное развитие ДК.

6. Формирование фирменного стиля ДК.

6.1. Фирменный стиль - система знаков и символов, формирующих имидж учреждения, должен проявляться во всех видах деятельности ДК и присутствовать на

- печати, бланках и конвертах;

- афишах, плакатах и постерах;

- входных и пригласительных билетах;

- униформе технического персонала;

- сувенирной продукции ДК.

7. Система управления учреждением.

7.1. Для решения творческих вопросов, экспертной оценки, разработки планов в ДК создан Коллегиальный совещательный орган – открытый художественный совет.

7.2. В работе открытого художественного совета ДК «Метролог» участвуют: Глава поселения, руководители всех социально-культурных организаций городского поселения, творческие работники Дома культуры, приглашенные заинтересованные лица, рядовые члены творческих коллективов, жители городского поселения.

7.3. Художественный совет определяет концепцию творческой деятельности Дома культуры и вырабатывает основные направления в ее реализации. Им на основе анализа и качественной оценки предыдущей работы разрабатывается перспективный и текущие планы работы ДК. Он участвует в решении вопросов репертуарной политики творческих коллективов, выставочной деятельности, культурно-массовых мероприятий, координирует осуществление творческих программ с другими досуговыми, учебно-воспитательными заведениями, различными организациями городского поселения.

7.5. Решение кадровых вопросов находится в ведении руководителя ДК и инспектора по кадрам.

7.6. Синтез жанров и направлений деятельности учреждения в современных условиях, постоянно меняющихся форм работы и услуг в сфере культуры, предполагает специальный подбор кадров и внесение изменений в штатное расписание, обусловленное необходимостью введения должностей, в прошлом не свойственных учреждениям клубного типа, применению новых методов и технологий в работе с персоналом.

8. Ожидаемый результат.

8.1. Реализация концепции позволит в полной мере раскрыть потенциал Дома Культуры как культурно-досугового и образовательно-просветительского центра с привлекательным обликом для посетителей всех возрастных и социальных групп, пробудить общественную активность и развить в них интерес к самореализации, познанию, коллективному досугу, здоровому образу жизни; будет способствовать росту гражданского самосознания, причастности к культурно-историческим традициям, повышению интеллектуального статуса поселения, воспитанию у населения чувства патриотизма и любви к малой родине, что соответствует стратегическим задачам в области государственной культурной политики.

8.2. Ожидается определенный экономический эффект, который позволит в будущем сократить бюджетные расходы на содержание учреждения и откроет перспективы дальнейшего развития.

Муниципальное учреждение культуры

сельского поселения Согом «Сельский Дом культуры и досуга»

ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ

КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В СЕЛЬСКОМ ПОСЕЛЕНИИ Согом

2011 - 2014

д.Согом

Программа развития культурно-досуговой деятельности в сельском поселении Согом на период с 2011 - 2014гг, утвержденная распоряжением администрации сельского поселения Согом от 26.10.2011 № 152-р «Об утверждение программы развития культурно-досуговой деятельности в сельском поселении»

Основные цели и задачи программы

Программа направлена на достижение целей государственной, региональной политики в области культуры, обеспечивающей решение проблем необходимых условий для удовлетворения культурных потребностей населения сельского поселения, совершенствование деятельности культурно - досугового учреждения, как центр общения, развития творческих способностей человека, удовлетворения духовных и досуговых интересов людей.

Для достижения этих целей необходимо выполнить ряд мероприятий направленных на:

Укрепление материальной базы учреждения культуры, его техническое оснащение современным оборудованием, техникой и музыкальными инструментами, художественное оформление здания и благоустройство территории;

Создание в культурно-досуговом учреждении комфортных условий для отдыха, общения и занятий творческом различных категорий населения;

Развитие новых форм культурно-досуговой деятельности, приоритетную поддержку работы клубного учреждения с семьями, детьми и молодежью;

Сохранение и дальнейшее развитие клубных формирований, создание условий для их участия в фестивалях и конкурсах самодеятельного творчества, поддержку и стимулирование труда руководителей творческих коллективов;

Создание и совершенствование законодательной и нормативной базы, позволяющую оказать материальную поддержку как учреждению, так и работникам культуры;

Совершенствование культурно-массовой работы, улучшить их качество и эффективность.

Основные направления программы

В целях эффективного осуществления деятельности культурно-досугового учреждения необходимо:

Наращивание материально-технической базы учреждения культуры, творческого и информационного ресурса;

Развитие культурно-досуговой деятельности;

Развитие детского народного творчества;

Сохранение и развитие библиотечного обслуживание населения.

Ожидаемые результаты реализации программы

Создание условий для удовлетворения запросов, интересов населения в сфере культурного обслуживания.

Обеспечение досугом всех социальных слоев населения сельского поселения.

Увеличение числа участников всех клубных формирований.

Повышение профессионального уровня работников учреждения культуры, сохранение кадрового потенциала.

Укрепление материально-технической базы учреждения культуры.

Создание условий для творческого развития.

Источник финансирование программы

Целевая программа состоит из четырех основных разделов. Финансирование мероприятий программы осуществляется за счет средств бюджета сельского поселения и за счет иных привлеченных в установленном порядке источников.

Контроль за реализацией программы

Контроль за реализацией программы осуществляет глава сельского поселения.

Разделы:

  1. 1. Укрепление материально-технической базы муниципального учреждения культуры сельского поселения Согом «Сельский Дом культуры и досуга»:

1.1. Приобретения.

1.2. Текущий ремонт.

  1. 2. Развитие культурно-досуговой деятельности.
  2. 3. Поддержка и развитие детского народного творчества.
  3. 4. Сохранение и развитие библиотечного обслуживание населения.

Раздел 1. «Укрепление материально-технической базы учреждения культуры»

Сведения о состоянии муниципального учреждения культуры сельского поселения Согом «Сельский Дом культуры и досуга» на 01.01.2011г.

1.1 Приобретение (основное)

Оборудование

Кол-во

Срок исполнения

Стоимость

(в тыс. руб.)

Приобретение сценических костюмов:

Баба Яга;

Скоморох;

Русские народные сарафаны

(5 взрослых, 10 детских);

Водяной.

8,0 х 15 =120,00

Компьютер в сборе

35,00 х 2 = 70,00

Проектор

Цифровая видеокамера

Обслуживание системы охранно -пожарной сигнализации

Спортивный инвентарь:

Мяч гимнастический;

Мяч футбольный;

Скакалка;

Шарик для пинг-понга;

Теннисная ракетка;

Рем комплект для кий;

Ботинки лыжные;

Палки лыжные;

Крепленья;

10,00 х 10 = 100,00

0,10 х 20 = 2,0

0,03 х 100 = 3,0

0,90 х 8 = 7,20

0,50 х 8 = 4,00

3,00 х 10 = 30,00

1,00 х 10 = 10,00

1,50 х 10 = 15,00

2,00 х 2 = 4,00

2,00 х 2 = 4,00

Световое оборудование

15,00 х 4 = 60,00

Музыкальная аппаратура:

Музыкальный центр

10,00 х 1 = 10,00

1.2.Текущий ремонт МУК «СДКиД»

Главная цель - реализация Федеральных Законов № 131-ФЗ, № 199-ФЗ, № 180-оз в сфере культуры в Ханты-Мансийском районе.

  1. Развитие традиционных и поддержка новых форм культурно-досуговой деятельности, удовлетворяющие потребности населения в общении и творчестве.
  2. Особенностью 2011-2014гг. станет целенаправленная учеба работников муниципального учреждения культуры сельского поселения «Сельский Дом культуры и досуга» по нормативно-правовым аспектам и методике социально-культурной деятельности.
  3. Работа муниципального учреждения культуры сельского поселения Согом «Сельский Дом культуры и досуга» по организации отдыха детей, подростков на дворовой площадке.
  4. Работа учреждения с семьями, молодежью.
  5. Активное участие в межрегиональных, районных мероприятиях.

Раздел 2. «Развитие культурно-досуговой деятельности

На 01.01.2011г. в муниципальном учреждении культуры сельского поселения Согом «Сельский Дом культуры и досуга» трудятся шесть человек, которые имеют следующее образование:

директор - высшее;

художественный руководитель - высшее;

инструктор - незаконченное высшее;

киномеханик - среднее профессиональное;

библиотекарь - среднее;

уборщица - неполное среднее.

Два человека имеют стаж работы в данной сфере более 10 лет.

Муниципальное учреждение культуры сельского поселения Согом «Сельский Дом культуры и досуга» является востребованным и пользуется поддержкой местных жителей, осознающих значение клуба, в ежедневном общении, в приобщении к художественно-творческой и любительской деятельности.

В социально-культурной сфере муниципального учреждения культуры сельского поселения Согом «Сельский Дом культуры и досуга» существуют следующие актуальные проблемы, тормозящие развитие современного уровня культурно-досуговой деятельности:

Низкая материально-техническая обеспеченность;

Необходимость ведения в штат дополнительных ставок (руководителей клубных формирований, хореографа, музыканта);

Транспорт…

Немаловажное значение имеет наличие земельного участка на прилегающей к МУК «СДКиД» территории, который можно использовать под спортивную площадку, открытую летнюю площадку для проведения культурно-массовых мероприятий.

Раздел 3. «Поддержка детского народного творчества»

Для овладения действиями, навыками и умениями в области восприятия музыки, пения, развития у детей общих танцевальных навыков через танцевальную деятельность, увлечение детей театром, вдохновение их на кропотливый труд, побуждения творческого воображения на 01.01. 2011г. в муниципальном учреждении культуры сельского поселения Согом «Сельский Дом культуры и досуга» разработаны программы 6-ти клубных формирований.

На базе МУК «СДКиД» ежегодно (с 2008 года) реализуются программы детских дворовых площадок. Режим дворовой площадки был определен работниками МУК «СДКиД», родителями и согласован с Главой сельского поселения Согом.

В творческой работе были ведены фото и видео съемка, которые впоследствии, демонстрировались зрителям после составления проектов, клипов, слайд-шоу. Многие мероприятия сопровождались аудиовизуальным материалом, который отражал самые разные события в сфере деятельности МУК «СДКиД». Фотографии с изображением жителей села их близких, видеосюжеты с участием детей более чувственно воспринимались, создавая добрую атмосферу, сближая людей.

Кроме того, такая форма как спектакль привлекает детей больше, нежели игровая или конкурсная формы. Поэтому в течение года мы постарались поставить как можно больше театрализованных представлений, спектаклей, сказок.

Конкурсные игровые программы, спортивные, вечера отдыха, путешествия проводились в интегрированной форме.

Ввели новые формы в работе с подростками, такие как - диспуты и деловая игра.

Состояние проблем

Работники дворовой площадки старались обеспечить активный отдых детей и подростков при минимальных финансовых затратах.

Для более эффективной работы детских дворовых площадок необходимо предусмотреть следующие мероприятия:

Повышение квалификации персонала;

Обновление методической литературы, аудио, видео дисков;

Приобретение настольных игр;

Приобретение наглядного материала;

Привлечение узких специалистов для поведения мастер - классов;

Финансирование призового фонда.

Основные программные направления:

Развитие традиционных и поддержка новых форм культурно-досуговой деятельности, удовлетворяющие потребности детей и подростков в общении и творчестве;

Формирование и развитие творческих способностей детей и подростков, удовлетворение их духовных потребностей в досуге, отдыхе, любительских интересах, создание условий для самореализации личности ребенка, развитие его инициатив, творческого потенциала;

Организация отдыха, занятости детей и подростков в летнее время;

Участие детских коллективов в районных фестивалях, смотрах, праздниках;

Приобщение детей и подростков к ДПИ;

Выявление юных дарований;

Расширение сферы интересов детей и подростков;

Создание условий для продвижения одаренной молодежи и ее дальнейшей учебе в образовательных заведениях округа.

Раздел 4. Сохранение и развитие библиотечного обслуживание населения.

Библиотечное обслуживание на селе является востребованным.

Необходимо выполнить следующие мероприятия для создания благоприятных условий:

Установка дополнительного освещения стеллажей;

Приобретение настольных ламп;

Приобретение формуляров для читателей, дневники учета, алфавитные указатели;

"Руководитель автономного учреждения", 2011, N 11

Чтобы расширить свои возможности по удовлетворению спроса на культурно-досуговые услуги, Красноярский городской дворец культуры в 2011 г. разработал и согласовал с учредителем концепцию развития. Оптимизация площади учреждения, которую предполагается провести в рамках капитального ремонта, обновление содержания уставной деятельности - все это позволит не только охватить обслуживанием всех желающих, но и внедрить новую модель функционирования Дворца культуры.

Красноярский городской дворец культуры изменил свою организационно-правовую форму в 2008 г. Мы были одними из первых, кто решился на этот шаг, не только в краевой столице, но и в Красноярском крае. Для меня как директора условия работы в автономии не стали серьезным психологическим барьером, поскольку до этого я имел опыт руководства коммерческой структурой. Для сотрудников все также прошло безболезненно, ведь главное для творческих работников - это благоприятный психологический климат в коллективе и возможность совершенствовать мастерство в комфортных условиях.

Изменение типа учреждения не отразилось и на условиях труда. На момент перехода в АУ в 2008 г. не произошло существенных перемен ни в штатной численности, ни в оплате труда. Однако по мере работы в форме АУ размер средней заработной платы сотрудников удалось увеличить за счет деятельности, приносящей доход.

Иначе говоря, видимых минусов перехода и работы в автономии Дворец культуры не ощутил. За исключением, пожалуй, лишь того, что долго приходилось привыкать к новому слову "автономное" и отсутствию бюрократических процедур, сопровождавших ранее проведение платежей через Казначейство и организацию муниципальных закупок на выполнение работ, оказание услуг или приобретение товаров для нужд учреждения.

Культурно-досуговые услуги

В соответствии с полномочиями муниципалитета Дворец культуры оказывает жителям города одну услугу - организует досуг населения. Услуга эта подразделяется на такие подгруппы, как создание клубных формирований и проведение культурно-массовых мероприятий. В первую подгруппу входят занятия по различным видам и жанрам искусства: хореография, театр, фольклор, вокал, эстрада, цирк, художественное и декоративно-прикладное творчество. В 45 детских и взрослых коллективах занимаются жители города в возрасте от полутора до 80 лет. Вторую подгруппу составляют городские мероприятия, народные гуляния и концерты, фестивали, ярмарки и выставки, детские игровые программы и др.

Данные подгруппы и вошли в муниципальное задание в объеме среднестатистических показателей, сложившихся за последние три года. Все, что свыше этого объема или выходит за рамки наименований (например, запись фонограммы, прокат сценических костюмов, звуко- и видеосопровождение, написание сценария), предоставляется потребителям за плату.

Что касается деятельности, приносящей доход, можно с уверенностью сказать, что она активизировалась, ведь сам автономный статус предполагает самостоятельную жизнь. Так, за 2011 г. Красноярский городской дворец культуры уже заработал порядка 7 млн руб. Положительная динамика в увеличении внебюджетных доходов есть, но каким образом она меняется (ускоряется или замедляется рост доходов), пока сказать трудно. Динамику изменений можно будет адекватно оценить лет через пять после изменения статуса.

В общем объеме финансирования деятельность, приносящая доход, занимает долю 25% (в 2009 г. эта доля не превышала 5%). Однако мы ищем пути развития учреждения и, думаю, благодаря поддержке муниципалитета в последующем доведем этот показатель до 50%. Вместе с тем если сравнивать с финансированием уставной деятельности (без учета объема средств, направляемых на содержание имущества), внебюджетный доход составит 90% этой суммы.

Спрос опережает предложение

Среди дополнительных платных услуг, оказываемых Дворцом культуры с учетом имеющихся ресурсов, наибольший доход (67% всех заработанных средств) приносят тематические культурно-массовые мероприятия , проводимые по заказу различных учреждений, ведомств и коммерческих предприятий Красноярска. Среди таких заказчиков - образовательные учреждения, воинские части, полиция, пожарная служба, а также органы местного самоуправления (услуга по проведению культурно-массовых мероприятий для городского управления культуры предоставляется в рамках муниципального задания, однако для других управлений - в рамках платных услуг). За 37-летнюю историю учреждения сложилось так, что заказчики сами обращаются к нам за данной услугой, хотя мы все равно стараемся расширять круг клиентов.

Остальная часть внебюджетных доходов поступает от аренды помещений и работы платных кружков, творческих объединений и ансамблей. В дальнейшем, оптимизируя площадь здания, мы сможем увеличить сумму дохода от организации клубных формирований.

Дело в том, что во Дворце культуры в ближайшем будущем начнется капитальный ремонт. В процессе ремонта предполагается сократить административную группу, выделив за счет этого дополнительные площади, а после его проведения - отказать части арендаторов, которые в настоящее время размещаются в нашем здании. Новые площади будут отданы под клубные формирования, на них станет вестись приносящая доход деятельность.

Спрос населения на культурно-досуговые услуги на обслуживаемой нами территории очень велик. Достаточно сказать, что для проведения массовых мероприятий Дворец имеет 600 посадочных мест, однако в соответствии с социальными нормативами, утвержденными Распоряжением Правительства РФ от 03.07.1996 N 1063-р "О социальных нормативах и нормах", учреждению необходимо 2050 посадочных мест. Если же говорить об организации работы клубных формирований, ежегодно мы не можем вместить порядка 500 человек, желающих посещать у нас кружки и творческие объединения. Поэтому одна из приоритетных задач, стоящих перед Дворцом культуры, - оптимизировать площадь здания с целью высвобождения места под организацию клубов по интересам.

Высокая востребованность наших услуг позволяет предположить, что серьезных конкурентов у Дворца культуры нет. По деятельности в рамках муниципального задания, наверное, конкуренции не возникнет никогда, поскольку среди населения много желающих получить услугу за счет бюджета муниципалитета. А вот по деятельности, приносящей доход, конкуренты есть, однако они еще неопытны и не могут в полной мере соперничать с нами.

Дворец культуры имеет уникальное местоположение: он практически единственный на два огромных района Красноярска. А торгово-развлекательные центры и другие коммерческие структуры организуют лишь разовые массовые мероприятия, которые не перекрывают наши услуги по частоте и масштабу проведения.

Новая модель Дворца культуры

В 2011 г. мы разработали Концепцию развития Красноярского городского дворца культуры на 2011 - 2020 гг. и согласовали ее с учредителем - городским управлением культуры. Концепция, определяющая развитие учреждения в творческом и материально-техническом плане, также была одобрена министерством культуры и правительством Красноярского края.

Разработка этого документа позволила нам показать, чем Дворец культуры будет отличаться от других учреждений, и получить дополнительные средства на развитие. В частности, уже принято решение о выделении средств на проведение капитального ремонта. Причем он предполагает не только оптимизацию имеющихся площадей, но и строительство пристроя к Дворцу культуры, где будет располагаться зал-трансформер на 1200 посадочных мест.

Содержание деятельности также претерпит изменения - мы планируем внедрить новую модель Дворца культуры. Здесь учреждение преследует цель создать современный инновационно-экспериментальный центр творчества и досуга в соответствии с изменившимися культурно-досуговыми потребностями и предпочтениями жителей Красноярска. Ведь если раньше максимально востребованными были клубные формирования по хореографии, хоровому пению, сейчас наблюдается все больший интерес к традиционной народной культуре, изобразительному и декоративно-прикладному искусству, начинает возрождаться техническое творчество, фотокружки. Возникают и совершенно новые потребности, например пенсионеры теперь желают обучаться компьютерной грамотности. Мы планируем осуществлять мониторинг постоянно меняющихся предпочтений и чутко реагировать на эти изменения.

Исследование культурно-досуговой деятельности предполагает создание пяти лабораторий , на которые будет гипотетически поделено пространство Дворца культуры:

  • лаборатория свободного досугового общения;
  • этносибирская лаборатория;
  • лаборатория семейного творчества;
  • лаборатория научно-технических инициатив;
  • лаборатория творчества и эксперимента "Арт-микс".

Возьмем, к примеру, первую лабораторию. Новым направлением деятельности в ее рамках станет организация досуга родителей, ожидающих своих детей - участников творческих коллективов. С этим тесно соприкасается понятие сервисности - создание таких условий, при которых потенциальные участники наших клубных формирований могли стать их реальными участниками или по крайней мере комфортно себя чувствовали и с пользой проводили время в учреждении. Например , родители, приведя ребенка на занятия, могли бы полистать периодику в читальном зале библиотеки или, подключившись к Wi-Fi, увидеть на мониторе, как их ребенок занимается в зале. А родители, сами пришедшие на занятия, отдали бы ребенка в игровую комнату для временного пребывания детей. И это только малая часть того, что должно соответствовать критерию сервисности.

Мы хотим стать экспериментальной площадкой среди дворцов культуры малых городов Красноярского края, на которой будут отрабатываться новые технологии клубной деятельности и методика работы по ним, чтобы потом транслироваться на другие учреждения. Новую модель мы планируем внедрить сразу после завершения капремонта - в соответствии с программой реализации концепции развития учреждения к 2015 г.

Первоочередные задачи

Здесь может возникнуть вопрос: зачем учреждению нужен такой документ, как концепция развития? Она дает системный подход к рациональному распределению средств. Более того, в условиях бюджетирования, ориентированного на результат, учреждение благодаря разработанной концепции может спланировать конкретные результаты на каждом этапе деятельности и обосновать необходимость тех или иных расходов перед муниципалитетом. Вместе с тем все субъекты нашей деятельности (органы власти, потребители услуг, их создатели) четко понимают, в каком направлении продвигается развитие Дворца культуры, чем он отличается от других аналогичных учреждений.

На сегодняшнем этапе первоочередной задачей для нас является выполнение программы реализации концепции развития, в частности создание благоприятных условий для проведения капитального ремонта. Его планируется вести поэтапно в каждой из четырех функциональных зон Дворца культуры, так что ремонт не должен помешать ведению текущей деятельности. Сокращать ее объем мы не будем, иначе за время простоя можем растерять потребителей.

Параллельно мы должны скомплектовать лаборатории, направленные на развитие любительского творчества в экспериментальных и традиционных формах. Для этого потребуется выстраивание взаимоотношений и достижение договоренностей с различными организациями. К примеру, чтобы в будущем развить в учреждении направление по техническому творчеству, мы планируем начать сотрудничать с радиотехникумом, где уже существует технический кружок. В Сибирском федеральном университете есть рок-лаборатория, с которой мы могли бы поработать в рамках нашей лаборатории творчества и эксперимента.

Смелее к намеченной цели

На мой взгляд, чтобы работа в автономии оказалась успешной, прежде всего нужно проанализировать рыночную ситуацию с точки зрения востребованности оказываемых услуг на обслуживаемой учреждением территории. Посмотреть, каковы перспективы развития, подготовить концептуальные подходы к "осовремениванию" деятельности. А затем смело идти вперед к намеченной цели. И если бы мы сейчас стояли перед выбором, пойти в автономию или остаться бюджетным учреждением, то выбрали бы первое. Самостоятельная жизнь нам ближе и понятнее.

В.А.Кислицин

Директор

МАУ "Красноярский городской