Рисование частями собственного тела. Произведения искусства из грязи на машинах. Рисование частями тела


Изобразительное искусство возникло вместе с человеческой цивилизацией. Но можно с уверенностью сказать, что украшавшие стены пещер рисунками древние художники и представить себе не могли, какую форму примет искусство через тысячи лет.

1. Анаморфоз


Анаморфоз - методика создания изображений, которые можно полностью понять только с определенной точки или угла. В некоторых случаях нормальное изображение появляется только, если посмотреть на картину через зеркало. Одним из самых ранних известных примеров анаморфоза являются некоторые произведения Леонардо да Винчи, датированные 15 веком.

Несколько других известных примеров подобной формы искусства появились в эпоху Возрождения, в том числе картина Ганса Гольбейна Младшего "Послы" и фрески Андреа Поццо на куполе церкви Сант-Иньяцио в Риме. На протяжении веков техника анаморфоза развивалась, и сейчас можно найти как 3-D изображения на бумаге, так и стрит-арт, имитирующий отверстия на стенах или трещины на земле. Особенно интересной разновидностью данного стиля является анаморфная типография.

В качестве примера можно привести и работу студентов факультета графического дизайна Джозефа Игана и Хантера Томпсона, украсивших коридоры своего колледжа искаженными текстами, которые превращаются в сообщения, если посмотреть на них с определенной точки.

2. Фотореализм


В 1960-х годов возникло движение фотореалистов, которые стремились создавать поразительно реалистичные изображения, ничем не отличающиеся от фотографий. Они копировали даже мельчайшие детали с фотоснимков, создавая свои картины. Также существует движение под названием супер-реализм или гиперреализм, которое охватывает не только живопись, но и скульптуру. На него довольно сильно повлияла современная поп-арт культура.

Однако, в то время как в поп-арте не используют коммерческие изображения, фотореализм максимально точно передает обычную повседневную жизнь. К наиболее известным художникам-фотореалистам относятся Ричард Эстес, Одри Флэк, Роберт Бечтли, Чак Клоуз, и скульптор Дуэйн Хансон.

3. Роспись грязных автомобилей


Рисование на немытом автомобиле зачастую не принято относить к высокому искусству, поскольку большинство подобных "художников" редко пишут что-то больше, чем "помой меня". Но 52-летний американский дизайнер по имени Скотт Уэйд стал известен благодаря своим удивительным рисункам, которые он создает на окнах запыленных после техасских дорог авто. Изначально Уэйд рисовал на окнах машин пальцами или палочками, теперь же он использует специальные инструменты и кисти. Создатель необычного жанра искусства уже поучаствовал в нескольких художественных выставках.

4. Использование телесных жидкостей в искусстве


Это может показаться странным, но существует масса художников, которые создают свои произведения, используя телесные жидкости. Например, австрийский художник Герман Нич в своем творчестве использует мочу и огромное количество крови животных. Бразильский художник Виниций Кесада хорошо известен своей серией картин под названием "Блюз крови и мочи". Что примечательно, Кесада работает только с собственной кровью. Его картины создают мрачную сюрреалистическую атмосферу.

5. Рисование частями тела


В последнее время выросла популярность художников, которые используют части собственного тела для рисования. К примеру Тим Патч, который известен под псевдонимом "Прикассо" (в честь великого испанского художника, Пабло Пикассо), рисует своим … пенисом. Кроме этого, 65-летний австралийский художник регулярно использует в качестве кисти свой зад и мошонку. Занимается подобным творчеством Патч уже в течение более десяти лет, и его популярность растет с каждым годом.

Также стоит вспомнить Киру Айн Варседжи, которая использует свою грудь для того, чтобы рисовать абстрактные портреты; Ани К., которая рисует своим языком и Стивена Мармера, школьного учителя, рисующего своими ягодицами. Возможно, самым странным среди этих художников является норвежец Мортен Вискум, который предположительно рисует отрубленной рукой.

6. Обратная 3-D визуализация


В то время как с помощью анаморфоза художники стремятся сделать из двумерных объектов трехмерные, обратная 3-D визуализация предназначена для противоположного - сделать трехмерный объект похожим на рисунок или картину. Наиболее заметным художником в этой области является Алекса Мид из Лос-Анджелеса. Она использует нетоксичные акриловые краски, чтобы придать людям сходство с неодушевленными двумерными картинами. Еще одной популярной художницей является Синтия Грейг из Детройта. В отличие от Мид, Грейг использует обычные предметы домашнего обихода, а не живых моделей. Она покрывает их белой краской и древесным углем для создания иллюзии нереальности.

7. Теневое искусство


Тени являются мимолетными по своей природе, поэтому трудно сказать, когда люди впервые начали использовать их в искусстве. Современные художники достигли потрясающего мастерства в работе с тенью. Они так выкладывают различные объекты, что тень от них создает красивые образы людей, слов или предметов. Поскольку тени традиционно ассоциируются с чем-то загадочным или мистическим, то многие художники используют в своих работах тематику ужаса или разрухи.

8. Обратное граффити


Подобно росписи грязных автомобилей, искусство обратного граффити заключается в создании изображений путем удаления грязи, а не добавления краски. Художники часто используют шланги с водой, чтобы удалить грязь и копоть выхлопных газов со стен, создавая удивительные картины. Движение зародилось благодаря английскому художнику Полу "Муз" Кертису, который нарисовал картину на прокуренной до черноты стене ресторана, где он мыл посуду в подростковом возрасте. Еще один британский художник Бен Лонг создает свои картины на задней части автоприцепов, пальцем удаляя грязь от выхлопов.

9. Боди-арт иллюзии

Нательная живопись или боди-арт существует уже в течение длительного времени, даже майя и древние египтяне пробовали свои силы в этом виде искусства. Современная боди-арт иллюзия представляет из себя раскрашивание тела человека так, чтобы оно сливалось с окружающим фоном или каким-либо другим способом обманывало зрение. Некоторые люди раскрашивают себя так, чтобы походить на животных или автомобили, а другие с помощью краски создают иллюзию дыр на их коже.

10. Светографика


Как ни странно, некоторые из первых попыток световой живописи вообще не восприняли как искусство. Франк и Лилиан Гилбрет (персонажи романа "Оптом дешевле") прославились повышением эффективности труда рабочих. Еще в 1914 году они начали использовать свет и фотокамеру с открытым затвором для записи движений отдельных сотрудников. Изучая полученные световые изображения, они надеялись найти способы сделать работу более простой и легкой. В мире искусства этот метод появился в 1935 году, когда художник-сюрреалист Ман Рэй использовал камеру с открытым затвором, чтобы сфотографировать себя в окружении потоков света.

Один из основных способов нашего мышления. Его результат - образование наиболее общих понятий и суждений (абстракций). В декоративном искусстве абстрагирование - это процесс стилизации природных форм.

В художественной деятельности абстрагирование присутствует постоянно; в своем крайнем выражении в изобразительном творчестве оно ведет к абстракционизму, особому направлению в изобразительном искусстве XX в., для которого характерны отказ от изображения реальных объектов, предельное обобщение или полный отказ от формы, беспредметные композиции (из линий, точек, пятен, плоскостей и др.), эксперименты с цветом, спонтанное выражение внутреннего мира художника, его подсознания в хаотических, неорганизованных абстрактных формах (абстрактный экспрессионизм). К этому направлению можно отнести живопись русского художника В. Кандинского.

Представители некоторых течений в абстрактном искусстве создавали логически упорядоченные конструкции, перекликаясь с поисками рациональной организации форм в архитектуре и дизайне (супрематизм русского живописца К. Малевича, конструктивизм и др.) В скульптуре абстракционизм выразился меньше, чем в живописи.

Абстракционизм был откликом на общую дисгармонию современного мира и имел успех потому, что провозглашал отказ от сознательного в искусстве и призывал «уступить инициативу формам, краскам, цвету».

Реализм

От фр. realisme, от лат. realis - вещественный. В искусстве в широком смысле правдивое, объективное, всестороннее отражение действительности специфическими средствами, присущими видам художественного творчества.

Общими признаками метода реализма является достоверность в воспроизведении действительности. Вместе с тем реалистическое искусство обладает огромным разнообразием способов познания, обобщения, художественного отражения действительности (Г.М. Коржев, М. Б. Греков, А.А. Пластов, А. М. Герасимов, Т. Н. Яблонская, П. Д. Корин и др.)

Реалистическое искусство XX в. приобретает яркие национальные черты и многообразие форм. Реализм - явление противоположное модернизму.

Авангардизм

От фр. avant - передовой, garde - отряд - понятие, определяющее экспериментальные, модернистские начинания в искусстве. В каждую эпоху возникали новаторские явления в изобразительном искусстве, но термин «авангардизм» утвердился только в начале XX в. В это время появились такие направления, как фовизм, кубизм, футуризм, экспрессионизм, абстракционизм. Затем в 20-е и 30-е годы авангардистские позиции занимает сюрреализм. В период 60-70-х годов добавляются новые разновидности абстракционизма - различные формы акционизма, работа с предметами (поп-арт), концептуальное искусство, фотореализм, кинетизм и др. Художники-авангардисты выражают своим творчеством своеобразный протест против традиционной культуры.

Во всех авангардистских направлениях, несмотря на их большое разнообразие, можно выделить общие черты: отказ от норм классического изображения, формальная новизна, деформация форм, экспрессия и различные игровые преобразования. Все это приводит к размыванию границ между искусством и реальностью (реди-мейд, инсталляция, энвайромент), созданию идеала открытого произведения искусства, непосредственно вторгающегося в окружающую среду. Искусство авангардизма рассчитано на диалог художника и зрителя, активное взаимодействие человека с художественным произведением, соучастие в творчестве (например, кинетическое искусство, хэппенинг и др.).

Произведения авангардистских направлений порой теряют изобразительное начало и приравниваются к объектам окружающей действительности. Современные направления авангардизма тесно переплетаются, образуя новые формы синтетического искусства.

Андерграунд

Англ. underground - подполье, подземелье. Понятие, означающее «подпольную» культуру, противопоставившую себя условностям и ограничениям традиционной культуры. Выставки художников рассматриваемого направления часто проходили не в салонах и галереях, а прямо на земле, а также в подземных переходах или метро, которое в ряде стран называют андеграундом (подземкой). Вероятно, данное обстоятельство также повлияло на то, что за данным направлением в искусстве XX в. утвердилось это название.

В России понятие андеграунд стало обозначением сообщества художников, представлявших неофициальное искусство.

Сюрреализм

Фр. surrealisme - сверхреализм. Направление в литературе и искусстве XX в. сложившееся в 1920-х годах. Возникнув во Франции по инициативе писателя А. Бретона, сюрреализм скоро стал международным направлением. Сюрреалисты считали, что творческая энергия исходит из сферы подсознания, которая проявляет себя во время сна, гипноза, болезненного бреда, внезапных озарений, автоматических действий (случайное блуждание карандаша по бумаге и др.)

Художники-сюрреалисты в отличие от абстракционистов не отказываются от изображения реально существующих предметов, но представляют их в хаосе, нарочито лишенными логических взаимосвязей. Отсутствие смысла, отказ от разумного отражения действительности - основной принцип искусства сюрреализма. Об оторванности от реальной жизни говорит и само название направления: «сюр» по-французски «над»; художники не претендовали на отражение действительности, а мысленно помещали свои творения «над» реализмом, выдавая за произведения искусства бредовые фантазии. Так, в число сюрреалистических картин вошли аналогичные, не поддающиеся объяснению работы М. Эрнста, Дж. Миро, И. Танги, а также предметы, обработанные сюрреалистами до неузнаваемости (М. Оппенгейм).

Сюрреалистическое направление, которое возглавлял С. Дали, основывалось на иллюзорной точности воспроизведения ирреального образа, возникающего в подсознании. Его картины отличаются тщательной манерой письма, точной передачей светотени, перспективы, что характерно для академической живописи. Зритель, поддаваясь убедительности иллюзорной живописи, втягивается в лабиринт обманов и неразрешимых загадок: твердые предметы растекаются, плотные приобретают прозрачность, несовместимые объекты скручиваются и выворачиваются, массивные объемы приобретают невесомость, и все это создает образ невозможный в реальности.

Известен такой факт. Однажды на выставке перед произведением С. Дали долго стоял зритель, внимательно вглядываясь и пытаясь понять смысл. Наконец в полном отчаянии он громко сказал: «Я не понимаю, что это значит!» Возглас зрителя услышал находившийся на выставке С. Дали. «Как вы можете понять, что это значит, если я сам не понимаю», - заявил художник, выразив таким образом основной принцип сюрреалистического искусства: писать картины не думая, не размышляя, отказавшись от разума и логики.

Выставки произведений сюрреалистов сопровождались, как правило, скандалами: зрители возмущались, глядя на нелепые, непонятные картины, считали, что их обманывают, мистифицируют. Сюрреалисты обвиняли зрителей, заявляли, что те отстали, не доросли до творчества «передовых» художников.

Общие особенности искусства сюрреализма фантастика абсурда, алогизм, парадоксальные сочетания форм, зрительная неустойчивость, изменчивость образов. Художники обращались к имитации первобытного искусства, творчества детей и душевнобольных.

Художники этого направления хотели создать на своих полотнах реальность, не отражающую действительность, подсказанную подсознанием, но на практике это выливалось в создание патологически отталкивающих образов, эклектику и китч (нем. - kitsch; дешевка, безвкусная массовая продукция рассчитанная на внешний эффект).

Отдельные находки сюрреалистов использовались в коммерческих областях декоративного искусства, например оптические иллюзии, позволяющие видеть на одной картине два различных изображения или сюжета в зависимости от направления взгляда.

Произведения сюрреалистов вызывают самые сложные ассоциации, могут отождествляться в нашем восприятии со злом. Устрашающие видения и идиллические грезы, буйство, отчаяние - эти чувства в различных вариантах проступают в произведениях сюрреалистов, активно воздействуя на зрителя, абсурдность произведений сюрреализма действует на ассоциативное воображение и психику.

Сюрреализм представляет собой противоречивое художественное явление. Многие действительно передовые деятели культуры, сознавая, что это направление разрушает искусство, впоследствии отказались от сюрреалистических взглядов (художники П. Пикассо, П. Клее и др., поэты Ф. Лорка, П. Неруда, испанский режиссер Л. Бунюэль, снявший сюрреалистические фильмы). К середине 1960-х годов сюрреализм сменился новыми, еще более броскими направлениями модернизма, но причудливые, большей частью уродливые, бессмысленные произведения сюрреалистов до сих пор заполняют залы музеев.

Модернизм

Фр. modernisme, от лат. modernus - новый, современный. Собирательное обозначение всех новейших течений, направлений, школ и деятельности отдельных мастеров искусства XX в., порывающих с традицией, peaлизмом и считающих эксперимент основой творческого метода (фовизм, экспрессионизм, кубизм, футуризм, абстракционизм, дадаизм, сюрреализм, поп-арт, оп-арт, кинетическое искусство, гиперреализм и др.). Модернизм близок по значению авангардизму и противоположен академизму. Модернизм негативно оценивался советскими искусствоведами как кризисное явление буржуазной культуры. Искусство обладает свободой выбора своих исторических путей. Противоречия модернизма, как такового, необходимо рассматривать не статично, а в исторической динамике.

Поп-арт

Англ. pop art, от popular art - популярное искусство. Направление в искусстве Западной Европы и США с конца 1950-х годов. Расцвет поп-арта пришелся на бурные 60-е годы, когда во многих странах Европы и Америки вспыхнули бунты молодежи. Молодежное движение не имело единой цели - его объединял пафос отрицания.

Молодые люди готовы были выбросить за борт всю прошлую культуру. Все это нашло отражение в искусстве.

Отличительная черта поп-арта сочетание вызова с безразличием. Все одинаково ценно или одинаково бесценно, одинаково красиво или одинаково безобразно, одинаково достойно или не достойно. Пожалуй, только рекламный бизнес основан на таком же бесстрастно-деловитом отношении ко всему на свете. Не случайно именно реклама оказала огромное влияние на поп-арт, а многие его представители работали и работают в рекламных центрах. Создатели рекламных передач и шоу способны искромсать на кусочки и соединить в нужной им комбинации стиральный порошок и известный шедевр искусства, зубную пасту и фугу Баха. Точно также поступает и поп-арт.

Мотивы массовой культуры эксплуатируются поп-артом по-разному. В картину вводятся посредством коллажа или фотоснимков реальные объекты, как правило, в неожиданных или совершенно абсурдных сочетаниях (Р. Раушенберг, Э. Уор Хол, Р. Хэмилтон). Живопись может имитировать композиционные приемы и технику рекламных щитов, картинка комикса может быть увеличена до размеров большого полотна (Р. Лихтенстейн). Скульптура может сочетаться с муляжами. Например, художник К. Олденбург создавал подобия витринных муляжей пищевых продуктов огромных размеров из необычных материалов.

Между скульптурой и живописью часто нет границы. Художественное произведение поп-арта нередко не только имеет три измерения, но и заполняет собой целиком выставочное помещение. В силу таких преобразований исходный образ объекта массовой культуры преобразуется и воспринимается совсем иначе, чем в реальном бытовом окружении.

Основной категорией поп-арта является не художественный образ, а его «обозначение», избавляющее автора от рукотворного процесса его создания, изображения чего-либо (М. Дюшан). Этот процесс был введен с целью расширения понятия искусства и включения в него нехудожественной деятель-ности, «выхода» искусства в область массовой культуры. Художники поп-арта были инициаторами таких форм, как хэппенинг, предметная инсталляция, энвайромент и других форм концептуального искусства. Аналогичные течения: андеграунд, гиперреализм, оп-арт, реди-мейд и др.

Оп-арт

Англ. ор art, сокращ. от optical art - оптическое искусство. Направление в искусстве XX в., получившее широкое распространение в 1960-х годах. Художники оп-арта использовали различные зрительные иллюзии, опираясь на особенности восприятия плоских и пространственных фигур. Эффекты пространственного перемещения, слияния, парения форм достигались введением ритмических повторов, резких цветовых и тональных контрастов, пересечения спиралевидных и решетчатых конфигураций, извивающихся линий. В оп-арте часто применялись установки меняющегося света, динамические конструкции (рассмотрены далее в разделе кинетическое искусство). Иллюзии струящегося движения, последовательной смены образов, неустойчивой, непрерывно перестраивающейся формы возникают в оп-арте только в ощущении зрителя. Направление продолжает техническую линию модернизма.

Кинетическое искусство

От гр. kinetikos - приводящий в движение. Направление в современном искусстве, связанное с широким применением движущихся конструкций и других элементов динамики. Кинетизм как самостоятельное направление оформился во второй половине 1950-х годов, однако ему предшествовали опыты создания динамической пластики в русском конструктивизме (В. Татлин, К. Мельников, А. Родченко), дадаизме.

Раньше народное искусство также демонстрировало нам образцы движущихся объектов и игрушек, например деревянные птицы счастья из Архангельской области, механические игрушки, имитирующие трудовые процессы, из села Богородское и др.

В кинетическом искусстве движение вводится по-разному некоторые произведения динамически преобразуются самим зрителем, другие - колебаниями воздушной среды, а третьи приводятся в движение мотором или электромагнитными силами. Бесконечно разнообразие используемых материалов - от традиционных до сверхсовременных технических средств, вплоть до компьютеров и лазеров. Часто в кинетических композициях применяют зеркала.

Во многих случаях иллюзия движения создается меняющимся освещением - здесь кинетизм смыкается с оп-артом. Приемы кинетизма широко используются при организации выставок, ярмарок, дискотек, в оформлении площадей, парков, общественных интерьеров.

Кинетизм стремится к синтезу искусств: движение объекта в пространстве может дополняться эффектами освещения, звуком, светомузыкой, кинофильмом и др.
Приемы современного (авангардистского) искусства

Гиперреализм

Англ. hyperrealism. Направление в живописи и скульптуре, возникшее в США и ставшее событием в мировом изобразительном искусстве 70-х годов XX в.

Другое название гиперреализма - фотореализм.

Художники этого направления имитировали фото живописными средствами на холсте. Они изображали мир современного города: витрины магазинов и ресторанов, станции метро и светофоры, жилые здания и прохожих на улицах. При этом особое внимание обращалось на блестящие, отражающие свет поверхности: стекло, пластик, полировку автомобилей и др. Игра отражений на таких поверхностях создает впечатление взаимопроникновения пространств.

Целью гиперреалистов было изобразить мир не просто достоверно, а сверхпохоже, сверхреально. Для этого они использовали механические способы копирования фотографий и увеличения их до размеров большого полотна (диапроекцию и масштабную сетку). Краску, как правило, распыляли аэрографом, чтобы сохранить все особенности фотоизображения, исключить проявление индивидуального почерка художника.

Кроме этого, посетители выставок этого направления могли встретить в залах человеческие фигуры, выполненные из современных полимерных материалов в натуральную величину, одетые в готовое платье и раскрашенные таким образом, что они совершенно не отличались от зрителей. Это вызывало много путаницы и шокировало людей.

Фотореализм поставил своей задачей обострить наше восприятие обыденности, символизировать современную среду, отразить наше время в формах «технических искусств», широко распространившихся именно в нашу эпоху технического прогресса. Фиксируя и обнажая современность, скрывая авторские эмоции, фотореализм в своих программных работах оказался на границе изобразительного искусства и чуть ее не переступил, потому что стремился соперничать с самой жизнью.

Реди-мейд

Англ. ready made - готовый. Один из распространенных приемов современного (авангардистского) искусства, состоящий в том, что предмет промышленного производства вырывается из привычной бытовой обстановки и экспонируется в выставочном зале.

Смысл реди-мейда заключается в следующем: при смене окружения изменяется и восприятие объекта. Зритель видит в предмете, выставленном на подиуме, не утилитарную вещь, а художественный объект, выразительность формы и цвета. Название реди-мейд впервые в 1913 - 1917 годы применил М. Дюшан по отношению к своим «готовым объектам» (расческе, велосипедному колесу, сушилке для бутылок). В 60-х годах реди-мейд получил широкое распространение в различных направлениях авангардистского искусства, особенно в дадаизме.

Инсталляция

От англ. installation - установка. Пространственная композиция, созданная художником из различных элементов - бытовых предметов, промышленных изделий и материалов, природных объектов, текстовой или визуальной информации. Основоположниками инсталляции были дадаист М. Дюшан и сюрреалисты. Создавая необычные сочетания обычных вещей, художник придает им новый символический смысл. Эстетическое содержание инсталляции в игре смысловых значений, которые изменяются в зависимости от того, где находится предмет - в привычном бытовом окружении или в выставочном зале. Инсталляцию создавали многие художники авангарда Р. Раушенберг, Д. Дайн, Г. Юккер, И. Кабаков.

Инсталляция - форма искусства, широко распространенная в XX в.

Энвайронмент

Англ. environment - окружение, среда. Обширная пространственная композиция, охватывающая зрителя наподобие реального окружения, одна из форм, характерная для авангардистского искусства 60-70-х годов. Энвайронмент натуралистического типа, имитирующий интерьер с фигурами людей, создавали скульптуры Д. Сегал, Э. Кинхольц, К. Олденбург, Д. Хэнсон. Подобные повторения реальности могли включать элементы бредовой фантастики. Другой тип энвайронмента представляет собой игровое пространство, предполагающее определенные действия зрителей.

Хэппенинг

Англ. happening - случающееся, происходящее. Разновидность акционизма, наиболее распространенного в авангардистском искусстве 60-70-х годов. Хэппенинг развивается как событие, скорее спровоцированное, чем организованное, однако инициаторы действия обязательно вовлекают в него и зрителей. Хэппенинг возник в конце 50-х годов как форма театра. В дальнейшем организацией хэппенинга чаще всего непосредственно в городской среде или на природе занимаются художники.

Они рассматривают эту форму как род движущегося произведения, в котором окружающая среда, предметы играют не меньшую роль, чем живые участники акции.

Действие хэппенинга провоцирует свободу каждого участника и манипуляцию предметами. Все действия развиваются по предварительно намеченной программе, в которой, однако, большое значение отводится импровизации, дающей выход различным бессознательным побуждениям. Хеппенинг может включать элементы юмора и фольклора. В хэппенинге ярко выразилось стремление авангардизма к слиянию искусства с течением самой жизни.

И наконец самый передовой вид современного искусства - Суперплоскость

Суперплоскость

Superflat - термин, придуманный современным японским художником Такаси Мураками (Takashi Murakami).

Термин Superflat создан для того, чтобы объяснить новый визуальный язык, активно применяемый поколением молодых японских художников, таких как Такаси Мураками: «Я думал о реалиях японского рисунка и живописи и о том, как они отличаются от западного искусства. Для Японии важно ощущение плоскости. Наша культура не обладает 3D-формами. 2D-формы, утвержденные в исторической японской живописи, сродни простому, плоскому визуальному языку современной анимации, комиксов и графического дизайна».

Художники прошлых времен, вряд ли могли себе представить какие странные формы примет современное искусство.

А таковое приняло следующие формы:

1. Анаморфоз. Этот вид современного искусства подразумевает технику изображения, которую можно полностью понять, взглянув на нее только с определенного места или под определенным углом. Некоторые картины можно увидеть только глядя на них в зеркало. Этот вид искусства появился во времена Леонардо да Винчи (15 век).
На протяжении веков анаморфоз развивался и в современном виде выглядит как уличное искусство. При этом виде рисунков художники реально имитируют трещины в земле, либо отверстия в стенах.

Работа Иштвана Ороса

2. Фотореализм. Этот вид искусства зародился в 60-х годах прошлого столетия, и художники пытались воспроизвести настолько реалистические изображения, которые не отличались бы от фотографии. Фиксируемые фотокамерой мельчайшие детали создавали «картину картины жизни». Критики неоднозначно относятся к фотореализму, некоторые из них считают, что механическое производство предметов искусства довольно сильно превалирует над идеями и стилем.

3. Рисунки на грязных автомобилях. Профессионалы этого вида искусства не стремятся изобразить на грязной машине банальную надпись «помой меня». Специалисты используют для своей работы специальные щетки и кисти. В этой области ведущим мастером считается 52-ий Скотт Уэйд (графический дизайнер). Он создал множество оригинальных и удивительных рисунков, используя всего лишь грязь на стеклах автомобилей. Кстати, начинал он с того, что в качестве холста применял слой пыли на Техасских дорогах. Там он рисовал карикатуры, используя небольшие сучья и собственные пальцы.
Сегодня Уэйда приглашают рекламировать свою продукцию большие корпорации и художественные выставки.

Работа Скотта Уэйда

4. Применение жидкостей организма для производства произведений искусств. Это естественно странно, но многие художники используют в своих работах жидкости своего организма. Любой образованный человек об этом слышал, но на 100% то, о чем он слышал - это лишь «верхушка неприятного айсберга».
Например, Херманн Нич, австрийский художник, использует для работ свою мочу, либо кровь крупного рогатого скота. Эти пристрастия появились у него во время Второй Мировой войны, когда он был ребенком. А в настоящее время из-за его пристрастия к необычному виду искусства его несколько раз привлекали к судебной ответственности.
Бразильский художник Винициус Кесада в работах использует только свою кровь, не прибегая к крови животных. Его картины имеют болезненный оттенок зеленого, желтого и красного и выражены очень мрачной сюрреалистической атмосферой.

Херманн Нич и его работы

5. Картины собственным телом. В современном искусстве не только художники, которые применяют для производства картин жидкости собственного тела, имеют популярность. Довольно известны и затребованы мастера, которые пишут работы своим телом.
Кира Айн Варседжи создает абстрактные портреты, используя свою грудь. За это ее довольно сильно критикуют. Тем не менее, эта женщина является полноценным художником, который работает по классический схеме, с применением красок и кистей.
Есть еще странные художники, которые вместо кисти для написания картин применяют совершенно не предназначенные для этого части тела. Например, Ани К. - рисует языком и Стивен Мармер (школьный учитель) - рисует ягодицами.

"Ани К за работой"

6. Трехмерное изображение. Самым знаменитым художником в этой области есть Лос-Анджелеский мастер Мид Алекса. В его работах применяется не токсичная акриловая краска, тем самым, ассистенты становятся похожими на неодушевленные двухмерные картины. Свою технику Мид предоставил публике в 2009 году. Другая значительная фигура в этой области Детройтская художник и фотограф Синтия Грейг. В своих произведениях искусства она использует обычные и практичные предметы бытового обихода, а не людей. Их она покрывает белой краской, либо углем. От этого вещи со стороны выглядят плоскими и двухмерными.

Одна из работ Алексы Мид

7. Искусство и тени. Досконально неизвестно когда человечество стало применять тень для произведений искусства. Но, не смотря ни на что, современные художники достигли невиданных высот. Мастера используют тени для позиционирования разнообразных объектов и даже для того, что бы создать теневые образы слов, предметов и людей.
У теневого искусства немного жутковатая репутация, однако, это не мешает «теневым художникам» использовать этот стиль в разработке тематик разрухи, упадка, ужасов.

Работа художника Теодосио Ауреа

8. «Обратное граффити». Этот вид искусства подразумевает создание картин при помощи удаления грязи, но без добавления краски. Очень часто художники применяют моечные машины, удаляя грязь с фасадов домов, при этом создают прекрасные произведения искусства. Данный вид искусства со стороны общественности считается довольно спорным, именно поэтому у людей, которые занимаются «обратным граффити» практически постоянно случаются стычки с полицией.

Работа художника Moose

9. Иллюзии боди-арт. Рисованием на теле человечество занималось буквально со своего возникновения. И майя, и древние египтяне практиковали боди-арт. Этот вид искусства подразумевает использовать человеческое тело в виде холста, на котором будет создано произведение искусства, способное с разного ракурса обмануть наблюдателя. Иллюзии на теле могут иметь вид раны, автомобиля либо животного. Японский мастер Хикару Чо стал известен тем, что рисует на человеческом теле мультяшных героев.

Работа Хикару Чо

10. Рисование светом. Рисование светом начало использоваться в 1914 году, в практических целях - на производстве начальство записывало передвижение рабочих. После проработки данных работники либо увольнялись, либо искались методы найти более простой способ работы для персонала.

В 1935 году художник-сюрреалист Ман Рэй применил фотоаппарат с открытым затвором для снятия самого себя, стоящего в потоках света. Довольно долго никто не мог догадаться, что за световые завитки отобразились на фото. Только в 2009 году, благодаря техническому прогрессу стало понятно, что это не случайные завитки, а зеркальное отображение подписи самого художника.

Современным искусством принято называть всевозможные художественные течения, сложившиеся в конце XX века. В послевоенный период оно являлось своеобразной отдушиной, вновь научившей людей мечтать и изобретать новые жизненные реалии.

Устав от оков суровых правил прошлого, молодые художники решили разорвать прежние художественные нормы. Они стремились к созданию новых, до этих неизвестных практик. Противопоставляя себя модернизму, они обратились к новым способам раскрытия своих сюжетов. Художник и концепция, стоящая за его творением, стали гораздо важнее самого итога творческой деятельности. Желание отойти от воздвигнутых рамок привело к возникновению новых жанров.

Среди художников начали возникать споры о смысле искусства и способах его выражения. Что такое искусство? Какими средствами можно добиться неподдельного искусства? Концептуалисты и минималисты нашли ответ для себя во фразе: «Если искусство может быть всем, то может быть и ничем». Для них уход от привычных изобразительных средств вылился в проведение различных акций, хеппененгов и перформансов. В чем же особенность современного искусства в 21 веке? Об этом мы и поведем речь в статье.

Трехмерная графика в искусстве XXI века

Славится искусство 21 века в 3D графике. С развитием компьютерных технологий художники получили доступ к новым средствам создания своего искусства. Суть трехмерной графики состоит в создании изображений при помощи моделирования объектов в трехмерном пространстве. Если рассмотреть большинство форм современного искусства в 21 веке, создание трехмерных изображений окажется наиболее традиционным. 3D графика имеет множество сторон, в прямом смысле этого слова. Ее используют при создании программ, игр, изображений и видео на компьютере. Но ее также можно заметить прямо под ногами - на асфальте.

Трехмерная графика перебралась на улицы несколько десятилетий назад и с этого времени остается одной из важнейших форм уличного искусства. Многие художники рисуют на своих «картинах» объемные изображения, способные поразить своей реалистичностью. Эдгар Мюллер, Эдуардо Ролеро, Курт Уеннер и многие другие современные художники сегодня создают искусство, способное удивить любого.

Уличное искусство 21 века

Раньше занятие уделом состоятельных людей. Оно веками было укрыто стенами специальных заведений, куда был закрыт доступ непосвященным. Очевидно, что его грандиозная сила не могла вечно томиться внутри душных зданий. Именно тогда оно выбралось наружу - на серые мрачные улицы. Выбралось, чтобы изменить свою историю навсегда. Хотя поначалу все не было так просто.

Его рождению были рады не все. Многие считали его следствием неудачного опыта. Некоторые и вовсе отказывались обращать внимание на его существование. Между тем детище продолжало расти и развиваться.

Уличных художников ждали трудности на своем пути. При всем своем многообразии форм, уличное искусство порой было сложно отличить от вандализма.

Началось все в 70-х годах прошлого века в Нью-Йорке. В это время уличное искусство находилось в зачаточном состоянии. А поддерживали его жизнь Julio 204 и Taki 183. Они оставляли надписи в разных местах своего района, после расширяя территорию распространения. Соперничать с ними решили другие ребята. Тут-то и началось самое интересное. Задор и желание показать себя вылилось в битву креативности. Каждый стремился открыть для себя и других более оригинальный способ оставить свой след.

В 1981 году уличному искусству получилось преодолеть океан. В этом ему помог уличный художник из Франции BlekleRat. Он считается одним из первых художников граффити в Париже. Его также называют отцом трафаретного граффити. Его фирменным штрихом являются рисунки крыс, что отсылает к имени их создателя. Автор заметил, что после перестановки букв в слове rat (крыса) получается art (искусство). Blek однажды отметил: «Крыса является единственным свободным животным в Париже, которое распространяется повсюду, прямо как уличное искусство».

Самым знаменитым уличным художником является Бэнкси, который называет BlekleRat своим главным учителем. Злободневные работы этого талантливого британца способны заставить замолчать каждого. В своих рисунках, созданных с использованием трафаретов, он обличает современное общество с его пороками. Бэнкси свойственен традиционный позволяющий оставить еще большее впечатление на аудиторию. Интересным является тот факт, что до сих пор личность Бэнкси окутана тайной. Никому еще не удалось раскрыть загадку личности художника.

Тем временем искусство улиц стремительно набирает обороты. Когда-то отброшенный к маргинальным течениям, стрит-арт взошел на подмостки аукционов. Работы художников продаются за баснословные суммы теми, кто когда-то отказывался о нем говорить. Что это, живительная сила искусства или веяния мейнстрима?

Формы

На сегодняшний день выделяют несколько довольно интересных проявлений современного искусства. Обзор самых необычных форм современного искусства будет представлен вашему вниманию далее.

Реди-мейд

Термин реди-мейд происходит от английского, что означает «готовый». По сути, целью данного направления не является создание чего-либо материального. Основной идеей здесь служит то, что в зависимости от окружения того или иного предмета меняется восприятие человеком и самого предмета. Родоначальником течения является Марсель Дюшан. Наиболее знаменитой его работой является «Фонтан», представляющий собой писсуар с автографом и датой.

Анаморфозы

Анаморфозами называют технику создания изображений таким образом, что полностью разглядеть их возможно лишь под определенным углом. Одним из ярких представителей этого течения является француз Бернард Прас. Он создает инсталляции с использованием того, что попадется под руку. Благодаря своему мастерству ему удается создавать удивительные произведения, увидеть которые, однако, можно лишь под определенным углом.

Биологические жидкости в искусстве

Одним из самых спорных течений в современном искусстве 21 века является рисунок, написанный человеческими жидкостями. Часто последователи данной формы современного искусства используют кровь и мочу. Цвет картин в этом случае часто приобретает мрачный, пугающий вид. Герман Нич, к примеру, использует кровь животных и мочу. Автор объясняет использование столь неожиданных материалов трудным детством, которое пришло на время Второй мировой войны.

Живопись XX-XXI века

Краткая история живописи содержит сведения, что конец XX века стал отправной точкой для многих культовых художников современности. В тяжелые послевоенные годы сфера пережила свое перерождение. Художники стремились открыть новые грани своих возможностей.

Супрематизм

Создателем супрематизма принято считать Казимира Малевича. Будучи главным теоретиком, он провозгласил супрематизм способом очищения искусства от всего лишнего. Отказавшись от привычных способов передачи изображения, художники стремились освободить искусство от внехудожественного. Важнейшей работой в данном жанре служит знаменитый «Черный квадрат» Малевича.

Поп-арт

Поп-арт берет свои истоки в США. В послевоенные годы общество пережило глобальные изменения. Люди теперь могли себе позволить больше. Потребление стало важнейшей частью жизни. Людей начали возводить в культ, а продукты потребления - в символы. Джаспер Джонс, Энди Уорхолл и другие последователи течения стремились использовать эти символы в своих картинах.

Футуризм

Футуризм был открыт в 1910 году. Основной идеей этого течения служило стремление к новому, разрушение рамок прошлого. Это стремление художники изображали при помощи особой техники. Резкие штрихи, наплывы, соединения и пересечения - признаки футуризма. Наиболее известными представителями футуризма являются Маринетти, Северини, Карра.

Современное искусство в России XXI века

Современное искусство в России (21 век) плавно перетекло из подпольного, «неофициального» искусства СССР. Молодые художники 90-х искали новые способы реализации своих художественных амбиций в новой стране. В это время зародился московский акционизм. Его последователи бросали вызов прошлому и его идеологии. Разрушение границ (в прямом и переносном смысле слова) позволило изобразить отношение молодого поколения к ситуации в стране. Современное искусство 21 века стало экспрессивным, пугающим, шокирующим. Таким, от которого так долго закрывалось общество. Акции Анатолия Осмоловского («Маяковский - Осмоловский», «Против всех», «Баррикада на Большой Никитской»), движения «ЭТИ» («ЭТИ-текст»), Олега Кулика («Пятачок раздает подарки», «Бешенный Пес или Последнее табу, охраняемое одиноким Цербером»), Авдея Тер-Оганьяна(«Поп-арт») навсегда изменили историю современного искусства.

Новое поколение

Слава ПТРК - современный художник из Екатеринбурга. Кому-то его работы могут напомнить творчество Бэнкси. Однако работы Славы несут в себе идеи и чувства, знакомые только российскому гражданину. Одним из наиболее заметных его работ является акция «Страна возможностей». Художник создал надпись из костылей на здании заброшенной больницы Екатеринбурга. Костыли Слава скупал у жителей города, которые однажды ими пользовались. Об акции художник сообщил на странице в социальной сети, дополнив обращением к согражданам.

Музеи современного искусства

Возможно, когда-то современное изобразительно искусство 21 века казалось средой маргинальной, но сегодня все больше людей стремятся приобщиться к новой сфере искусства. Все больше музеев открывают свои двери для новых средств выражения. Нью-Йорк является рекордсменом в области современного искусства. Здесь же находятся два музея, являющиеся одними из лучших в мире.

Первый - MoMA, являющийся хранилищем полотен Матисса, Дали, Уорхола. Второй - музей Необычная архитектура здания соседствует с творениями Пикассо, Марка Шагала, Кандинского и многих других.

Европа также знаменита своими великолепными музеями современного искусства 21 века. Музей KIASMA в Хельсинки позволяет трогать предметы выставки. Центр в столице Франции поражает необычной архитектурой и работами художников современности. Стеделейкмюсеум в Амстердаме хранит в своих стенах крупнейшее собрание картин Малевича. в столице Великобритании обладает огромным количеством арт-объектов современности. Венский музей современного искусства обладает работами Энди Уорхолла и прочих талантливых творцов современности.

Современное искусство 21 века (живопись) - загадочное, непонятное, завораживающее, навсегда изменило вектор развития не только отдельной сферы, но и всей жизни человечества. Оно отражает и создает современность в одно и то же время. Постоянно изменяясь, искусство современности позволяет на мгновение остановиться постоянно спешащему человеку. Остановиться, чтобы вспомнить о чувствах, кроющихся глубоко внутри. Остановиться, чтобы вновь набрать темп и спешить в вихрь событий и дел.

Искусство создано для того, чтобы восхищать, удивлять, а иногда и шокировать общественность.

Творческие люди всегда немного безумны. Их фантазия не имеет границ. Перед Вами – самые необычные виды современного искусства.

1. Анаморфоз – методика создания изображений, которые можно полностью понять только с определенной точки или угла. В некоторых случаях нормальное изображение появляется только, если посмотреть на картину через зеркало. Одним из самых ранних известных примеров анаморфоза являются некоторые произведения Леонардо да Винчи, датированные 15 веком.

2. Фотореализм. Движение фотореалистов возникло в 1960-х годах. Творцы стремились создавать поразительно реалистичные изображения, ничем не отличающиеся от фотографий. Они копировали даже мельчайшие детали с фотоснимков, создавая свои картины. Также существует движение под названием супер-реализм, или гиперреализм, которое охватывает не только живопись, но и скульптуру. На него довольно сильно повлияла современная поп-арт культура.

3. Роспись грязных автомобилей. Рисование на немытом автомобиле зачастую не принято относить к высокому искусству, поскольку большинство подобных “художников” редко пишут что-то больше, чем “помой меня”. Но 52-летний американский дизайнер по имени Скотт Уэйд стал известен благодаря своим удивительным рисункам, которые он создает на окнах запыленных после техасских дорог авто. Изначально Уэйд рисовал на окнах машин пальцами или палочками, теперь же он использует специальные инструменты и кисти.

4. Использование телесных жидкостей в искусстве. Это может показаться странным, но существует масса художников, которые создают свои произведения, используя телесные жидкости. Например, австрийский художник Герман Нич в своем творчестве использует мочу и огромное количество крови животных. Бразильский художник Виниций Кесада хорошо известен своей серией картин под названием “Блюз крови и мочи”. Что примечательно, Кесада работает только с собственной кровью. Его картины создают мрачную сюрреалистическую атмосферу.

5. Рисование частями тела. В последнее время выросла популярность художников, которые используют части собственного тела для рисования. К примеру Тим Патч, который известен под псевдонимом “Прикассо” (в честь великого испанского художника Пабло Пикассо), рисует своим … детородным органом. Кроме этого, 65-летний австралийский художник регулярно использует в качестве кисти свои ягодицы и мошонку. Занимается подобным творчеством Патч уже в течение более десяти лет и его популярность растет с каждым годом.

6. Обратная 3-D визуализация. В то время, как с помощью анаморфоза художники стремятся сделать из двумерных объектов трехмерные, обратная 3-D визуализация предназначена для противоположного – сделать трехмерный объект похожим на рисунок или картину. Наиболее заметным художником в этой области является Алекса Мид из Лос-Анджелеса. Она использует нетоксичные акриловые краски, чтобы придать людям сходство с неодушевленными двумерными картинами.

7. Теневое искусство. Тени являются мимолетными по своей природе, поэтому трудно сказать, когда люди впервые начали использовать их в искусстве. Современные художники достигли потрясающего мастерства в работе с тенью. Они так выкладывают различные объекты, что тень от них создает красивые образы людей, слов или предметов. Поскольку тени традиционно ассоциируются с чем-то загадочным или мистическим, то многие художники используют в своих работах тематику ужаса или разрухи.

8. Обратное граффити. Подобно росписи грязных автомобилей, искусство обратного граффити заключается в создании изображений путем удаления грязи, а не добавления краски. Художники часто используют шланги с водой, чтобы удалить грязь и копоть выхлопных газов со стен, создавая удивительные картины. Движение зародилось благодаря английскому художнику Полу “Муз” Кертису, который нарисовал картину на прокуренной до черноты стене ресторана, где он мыл посуду в подростковом возрасте. Еще один британский художник Бен Лонг создает свои картины на задней части автоприцепов, пальцем удаляя грязь от выхлопов.