Оказывается, художники нередко обращаются к науке в поисках вдохновения. Представляем вам подборку наиболее интересных историй создания художественных шедевров.
Эдвард Мунк. «Крик»
«Крик» Эдварда Мунка
Норвежский художник Эдвард Мунк написал картину «Крик» в 1893-м году. В своем дневнике он рассказал, что был вдохновлен кроваво-красным небом, которое он увидел во время прогулки с друзьями. Удивительная атмосфера картины породила немало споров о том, что же именно увидел на небе Мунк. Одна из самых популярных гипотез предполагает, что художник мог наблюдать пепел вулкана Кракатау после его извержения в 1883 году.
О самых последних догадках исследователей, «Популярная механика» уже : метеоролог из Университета Осло предположила, что Эдвард Мунк мог вдохновиться, увидев в небе редкое явление — перламутровые облака, причиной появления которых становятся низкие температуры и высокая степень освещенности.
Мария Сибилла Мериан. Акварельный рисунок дерева гуайявы (Psidium guajava), паука-птицееда (Avicularia avicularia), паука-крестовика (Avicularia gen. spec.), паука-волка (Rhoicinus spec.), американского таракана (Periplaneta americana), муравья-листореза (Atta cephalotes), муравья-портного (Oecophylla spec.), колибри (Trochilidae gen. spec.).
Научные наброски как искусство, Мария Сибилла Мериан
Немецкая художница Мария Сибилла Мериан видела красоту там, где ее не замечали другие. Будучи энтомологом, она часто изображала на своих картинах насекомых. В 1705-м году художница сделала набросок тарантула, поедающего колибри. Ее работа в конечном итоге дала название целому семейству пауков (птицееды). Несмотря на то, что сначала ее гравюра была раскритикована и названа «чистой выдумкой», позже было доказано, что пауки-птицееды все-таки иногда питаются мясом птицы.
Большинство самых ярких работ Марии Сибиллы Мериан появились благодаря ее двухлетней научной экспедиции в Суринам (Южная Америка) с 1699 по 1701 года. Она подробно изобразила метаморфозы насекомых, которые никто никогда не видел прежде, а некоторые из запечатленных ею представителей исследователи по всему миру ищут до сих пор.
Уильям Тернер. «Упадок Карфагена»
Вулканические закаты Уильяма Тернера
Британский живописец Джозеф Мэллорд Уильям Тернер (более известный как Уильям Тернер) славился своими картинами, на которых были изображены впечатляющие закаты, бушующие моря и лунные сцены. Согласно исследованию, опубликованному в 2014 году в журнале Atmospheric Chemistry and Physics, Тернер в 1816 году написал свои знаменитые закаты, будучи под впечатлением от вулканических выбросов в атмосфере, которые были вызваны извержением вулкана на Тамбора в 1815-м году (оно стало крупнейшим вулканическим извержением в истории человечества). В результате этого в мире установились глобальные климатические аномалии, породившие Год без лета .
Мехмет Беркмен и Марии Пенил."Нейроны"
Шедевры из микробов
На ежегодном конкурсе искусства Американского общества микробиологов бактерии и дрожжи становятся краской, а агар-агар — холстом. Микробиологи создают шедевры внутри чашек Петри — такие, как например, работа Мехмета Беркмена и Марии Пенил под названием «Нейроны». Она получила первый приз в 2015-м году, обойдя карту Нью-Йорка, составленную из микробов, и изображение фермы в сезон сбора урожая, сделанное из дрожжей.
Винсент Ван Гог. «Звездная ночь»
«Звездная ночь» Винсента Ван Гога
Картина Винсента Ван Гога «Звездная ночь» может показаться причудливой и нереалистичной, однако она тоже имеет отношение к науке. В 2006-м году физики из Национального автономного университета в Мексике посвятили целое исследование этому шедевру. Они выяснили, что Ван Гог на самом деле изобразил турбулентность. Интересно, что это физическое явление художник изображал и на других картинах, над которыми он работал во время борьбы с психическими проблемами. Это, например, «Дорога с кипарисом и звездой» и «Пшеничное поле с воронами».
В 1893 году Эдвард Мунк принялся за свое самое прославленное произведение. В дневнике он вспоминал о прогулке по Христиании, случившейся несколькими годами ранее.
Я шёл по дороге с друзьями. Солнце село. Внезапно небо налилось кровью, и я ощутил дыхание скорби. Я замер на месте, привалился к ограде - я чувствовал в этот момент смертельную усталость. Из туч над фьордом потоками лилась кровь. Мои друзья двинулись дальше, а я же остался стоять, дрожа, с открытой раной в груди. И я услыхал странный протяжный крик, заполнивший все пространство вокруг меня.
Фоном для этого переживания послужил Экеберг, северный пригород Осло, где удобно разместилась городская скотобойня, а также приют для умалишенных, куда запрятали сестру Мунка, Лору; вой животных перекликался с воплями безумцев. Мунк изобразил фигуру - человеческий зародыш или мумию - с открытым ртом, схватившуюся руками за голову. Слева, как ни в чем ни бывало, шагают две фигуры, справа бурлит океан. Наверху - кроваво-красное небо. «Крик» - это потрясающее выражение экзистенциального ужаса.
Картина вошла в серию под названием «Фриз жизни». В этой серии картин Мунк намеревался изобразить универсальную «жизнь души», но «Фриз жизни» больше похож на автобиографию - здесь запечатлены смерть матери и сестры художника, его собственные переживания, связанные с близостью к смерти, и сюжеты, почерпнутые из отношений Мунка с женщинами . Можно с уверенностью предполагать, что Мунку и в голову не могло прийти, что «Крик» заживет своей жизнью в массовой культуре - появится на кофейных кружках, всплывет в фильмах ужасов и т.д.
На заметку:
Требуется оправа для очков ? На сайте магазина оправ oprava.ua имеется большой выбор предложений. Модели оправ привозят на примерку. Представлены известные бренды: Ray-Ban, Oakley, Persol, Vogue, D&G, Prada, TAG Heuer, Dolce&Gabbana, Polo Ralph Lauren и др.
Эдвард Мунк в конце XIX века сильно взбудоражил художественное сообщество своими работами, выходившими далеко за рамки общепринятых норм того времени. Он отказался от царящего в кайзеровской Германии натурализма в пользу символа и эмоции, вызвав порицание со стороны многих состоявшихся художников и восхищение молодых творцов, во все времена жаждущих нового. Как рассудило время — новаторство Мунка было не стремлением выделиться, а проявлением неповторимого стиля, вершиной которого стала картина «Крик».
Рисование для Мунка было не просто ремеслом или увлечением — это было его страстью, настоящей болезнью, излечиваться от которой он категорически не желал. Состояние созидания художник описывал как опьянение, и трезвость, в данном контексте, нисколько не привлекала его. В результате он создал огромное количество произведений: гравюр, рисунков и картин. Продуктивность художника поистине поражает — одних лишь полотен маслом он написал более тысячи.
Мир воспринимался художником как не самое радужное место. Отчаяние, пессимизм и трагичность — именно так можно охарактеризовать его мироощущение. Именно эти эмоции и проступают на работах Мунка, но не в формах болезненной фобии, а как философская реакция на действительность.
Но философию в картинах мастера бывает порой трудно рассмотреть за бурей эмоций: вместо реальных предметов его полотна полны контрастных пятен, пространство размыто, а лица больше похожи на скорбные маски, выступающие символами человеческого горя. В такой манере выполнена серия его работ «Фриз жизни», которой художник посвятил около тридцати лет жизни. Именно к этой серии принадлежит и «Крик», которому предшествует «Отчаяние».
История создания картины была описана самим автором: «Я гулял по дороге с двумя товарищами. Солнце садилось. Небо вдруг стало кроваво-красным, и я почувствовал взрыв меланхолии, грызущей боли под сердцем. Я остановился и прислонился к забору, смертельно усталый. Над сине-черным фьордом и городом лежали кровь и языки пламени. Мои друзья продолжали гулять, а я остался позади, трепеща от страха, и я услышал бесконечный крик, пронзающий природу ».
Именно «Крик» стал самой известной работой Эдварда Мунка. Почему безликий силуэт, издающий вопль отчаяния, вошел в резонанс с массовым сознанием? Ответ кроется в самом вопросе. Практически каждому более-менее чувствительному человеку, обремененному интеллектом и сознанием, живущему в социуме — периодически приходится испытывать то самое отчаяние, страх, ощущение бессилия. Картина — это апогей психического обобщения. Внимательно всмотритесь в напряженную маску, беззвучно вопящую от нестерпимого психологического напряжения на фоне размытого, но не менее напряженного фона.
Всмотритесь и прислушайтесь к своим ощущениям. Абстрагируйтесь от имени автора, сиюминутного момента и самого смысла происходящего. Прочувствуйте весь тот ужас, что вложил художник в свой беззвучный крик. Позвольте ассоциациям провести параллели с вашим собственным опытом, обнажить вашу душу, нежную и трепетную, изнывающую от бессмысленности и тщетности, уставшую и разочарованную, изнасилованную чужой грубостью и безразличием. Выплесните все это через зрительный образ крика и оставьте его на холсте. Раз и навсегда.
Художник: Эдвард Мунк
Название картины: «Крик»
Картина написана: 1893 г.
Размер: 91 × 73,5 см
Картина Эдварда Мунка «Крик»
Художник: Эдвард Мунк
Название картины: «Крик»
Картина написана: 1893 г.
Картон, масло, темпера, пастель
Размер: 91 × 73,5 см
Картина «Крик» считается знаковым событием экспрессионизма и одной из самых известных картин в мире.
Мунк написал 4 версии «Крика», и есть версия, что картина эта - плод маниакально-депрессивного психоза, от которого страдал художник.
Продажа этой картины когда-то установила абсолютный рекорд на рынке искусств и на торгах аукциона «Сотбис» в частности. Ожидаемая высокая цена на знаменитую картину оказалась выше, чем предполагали самые смелые эксперты! Впрочем, этот рекорд вскоре был побит...
«Крик» - самое известное произведение мастера, общеизвестный знаковый образ в живописи XX века. Мунк передает внезапно охвативший героя ужас через цветовую гамму и с помощью извивающихся линий, которые словно опутали кричащего человека.
Уже в начале карьеры выставка Мунка вызвала скандал и была досрочно закрыта: публика оказалась не готова воспринимать тяжелую атмосферу его полотен.
Страдавший душевным расстройством Мунк видел мир по-особому: он привнес в живопись отрицание гармонии цветов и форм, насытил свои работы философией разочарования и одиночества.
Картина «Крик» однажды побывала в руках похитителей: в 2004 году вооруженные злоумышленники похитили полотно из музея. Картина пострадала - на ней остались следы влаги, холст был надорван. И несмотря на это коллекционеры посчитали за честь иметь «Крик» в своем собрании.