Основоположники реализма. Кто был основоположником реализма в русской литературе

Реализм в литературе - это направление, основной особенностью которого является правдивое изображение действительности и ее типичных черт без каких-либо искажений и преувеличений. Данное зародилось в XIX столетии, а его приверженцы резко выступали против изощренных форм поэзии и использования в произведениях различных мистических понятий.

Признаки направления

Реализм в литературе 19 века можно отличить по четким признакам. Основным из них является художественное изображение действительности в знакомых для обывателя образах, с которыми он регулярно сталкивается в реальной жизни. Реальность в произведениях рассматривается в качестве средства познания человеком окружающего мира и самого себя, а образ каждого литературного персонажа прорабатывается таким образом, чтобы в нем читатель мог узнать себя, родственника, коллегу либо знакомого.

В романах и повестях реалистов искусство остается жизнеутверждающим, даже если для сюжета характерен трагический конфликт. Еще одним признаком данного жанра является стремление литераторов рассматривать окружающую действительность в ее развитии, причем каждый писатель пытается обнаружить появление новых психологических, общественных и социальных отношений.

Особенности данного литературного течения

Реализм в литературе, пришедший на смену романтизму, обладает признаками искусства, ищущего истину и находящего ее, стремящегося преобразовать действительность.

В произведениях писателей-реалистов совершали открытия после долгих раздумий и мечтаний, после анализа субъективных мироощущений. Эта особенность, которую можно выделить по авторскому восприятию времени, определила отличительные признаки реалистической литературы начала ХХ столетия от традиционной русской классики.

Реализм в XIX столетии

Такие представители реализма в литературе, как Бальзак и Стендаль, Теккерей и Диккенс, Жорд Санд и Виктор Гюго, в своих произведениях наиболее ярко раскрывают тематику добра и зла, причем избегают абстрактных понятий и показывают реальную жизнь своих современников. Данные литераторы дают понять читателям, что зло заключается в образе жизни буржуазного общества, капиталистической действительности, зависимости людей от различных материальных ценностей. К примеру, в романе Диккенса «Домби и сын» владелец компании был бессердечным и черствым не по своей природе. Просто такие черты характера у него появились из-за наличия больших денег и честолюбия собственника, для которого главным жизненным свершением становится нажива.

Реализм в литературе лишен юмора и сарказма, а образы персонажей уже не являются идеалом самого писателя и не воплощают его заветные мечты. Из произведений XIX-го столетия практически исчезает герой, в образе которого просматриваются представления автора. Такая ситуация особенно ярко прослеживается в произведениях Гоголя и Чехова.

Однако наиболее явственно данное литературное направление проявляется в работах Толстого и Достоевского, описывающих мир таким, каким они его видят. Это выражалось и в образе персонажей со своими достоинствами и слабостями, описании душевных терзаний напоминание читателям о суровой действительности, изменить которую одному человеку невозможно.

Как правило, реализм в литературе затрагивал и судьбы представителей русского дворянства, о чем можно судить по работам И. А. Гончарова. Так, характеры героев в его произведениях остаются противоречивыми. Обломов является чистосердечным и мягким человеком, однако из-за своей пассивности он не способен к лучшему. Подобными качествами обладает еще один персонаж в русской литературе - безвольный, но одаренный Борис Райский. Гончаров сумел создать образ «антигероя», типичного для XIX столетия, который был замечен критиками. В результате появилось понятие «обломовщина», относящееся ко всем пассивным персонажам, основными чертами которых являлись лень и безволие.

Основоположником русского реализма, первооткрывателем «поэзии действительности» по праву считается Пушкин - создатель «Евгения Онегина» и «Бориса Годунова», «Повестей Белкина», «Дубровского» и «Медного всадника», «Пиковой дамы» и «Капитанской дочки». В его творчестве - впервые - оказалась преодолённой грань между «высокими», «поэтическими» и «низменными» сферами бытия, утвердился взгляд на общество как на исторически сложившуюся целостность, подчинённую объективным, не зависящим от человека законам. Под пером Пушкина-реалиста русская старина и русская современность предстали в их полноте и многообразии, в столкновении противоборствующих сил, богатстве и сложности характеров, национально-исторических типов: «лишнего человека» (Онегин), решительной, страстной и самоотверженной женской натуры (Татьяна), «маленького человека» (Самсон Вырин), вождя крестьянского восстания (Пугачёв), эгоистического индивидуума, всеми силами стремящегося к самоутверждению и обогащению (Германн). Творчество Пушкина во многом предвосхитило пути развития русской литературы 19 века.

Вместе с тем реализм Пушкина ещё далёк от социально-исторического детерминизма , свойственного реалистическому искусству зрелой поры. Отчасти это связано с тем, что он (как и реализм первой половины века вообще) вызревал и развивался внутри романтизма. Романтизм и реализм в ту пору двигались в едином русле и не были обособлены, отделены друг от друга.

Чем же определялось, на чём основывалось сосуществование романтизма и реализма в творчестве Пушкина?

Романтизм - в понимании Пушкина - синоним свободы, воплощение мятежа и протеста против застоя и неподвижности жизни. В первые годы своего пребывания на Юге поэт напряжённо следил за ходом революционных событий в европейских странах, он не сомневался в том, что революция разразится и в России, горячо верил в её успех. Тем болезненнее воспринял он известие о поражении национально-освободительных движений, о торжестве - во всемирном масштабе - сил реакции.

Размышляя над причинами неудач освободительного движения, Пушкин всё более склонялся к мысли о том, что даже если величайшие из людей, даже яркие и сильные личности не в состоянии изменить и перестроить мир. Жизнь человечества подчинена каким-то неизбежным, независимым от человека законам, не считаться с которыми невозможно. Поэту открывается теперь неодолимая «сила вещей», необходимость принимать в расчёт реально существующие обстоятельства и расстановку общественных сил, инерцию вековых привычек и традиций и своеобразие национально-исторической жизни народа. Иными словами, возможность осуществления возвышенных романтических идеалов, казавшихся прежде достижимыми, превратилась для него в острую и мучительную проблему . Поиски реальных путей воплощения романтического идеала и составляют важнейшую особенность, важнейшее противоречие пушкинского творчества, во многом предопределившее сопряжение, спаянность в нём романтических и реалистических начал.

Если раньше, в пору «южных» поэм, поэт вместе со своими героями мечтал найти царство свободы за пределами современного реалистического общества, то теперь, убедившись, что «судьба людей повсюду та же», он стремится обрести возможности свободы в границах сущего - в рамках порядка вещей, обусловленного и утверждённого логикой жизненных обстоятельств и национально-исторических традиций. Вот почему в «Евгении Онегине» и «Борисе Годунове», двух величайших созданиях «послекризисной» эпохи, Пушкин обращается к проблеме социального бытия человека и проблеме власти - главнейшим факторам, определяющим, регулирующим границы и возможности личностной свободы. Перейдём теперь к пушкинскому роману в стихах.


В 1849 году на выставке в Академии художеств показывались три картины художника Федотова «Свежий кавалер», «Разборчивая невеста» и «Сватовство майора». Возле них толпились зрители, с любопытством рассматривая сцены современной жизни, запечатленные на маленьких холстах. Академические стены не привыкли к таким картинам.

Чаще всего их украшали большие полотна, на которых изображались события из библейских легенд или древнегреческого эпоса. К тому же сам автор этих маленьких жанровых картин позволял себе такие вольности, которые не были предусмотрены академическими правилами: он появлялся перед зрителями возле своих работ и начинал читать нараспев сочиненные им стихи, в которых описывались изображенные сцены.

«Честные господа, пожалуйте сюда! - декламировал он, как раешник, зазывая публику. - Милости просим, денег не спросим…».

Картины, показанные на выставке, сразу прославили Федотова. Но этот успех был и недолгим и запоздалым. Вскоре от художника отвернулись, а через три года после выставки его уже не стало - он умер 37 лет от роду.

Но и за те немногие годы, которые проработал художник, он оставил неизгладимый след в русском искусстве. Каковы же черты его творческой биографии и особенности его произведений?

Павел Андреевич Федотов родился 4 июля 1815 году в Москве в семье отставного офицера. Сначала он и не помышлял стать художником. Родители с трудом устроили мальчика в кадетский корпус. Блестяще окончив его, Федотов получил право служить в гвардии и был направлен в Петербург.

В полку он начал заниматься рисованием: набрасывал сцены городской жизни, делал портреты, карикатуры, батальные картинки - и не раз поощрялся начальством за успехи в художествах. Ему даже предлагали выйти в отставку, чтобы целиком отдаться живописи. Но Федотов долго не решался совершить этот шаг и вышел в отставку уже 28 лет. Он и до этого знал дорогу в Академию художеств и даже пользовался советами «великого Карла», как звали тогда К. П. Брюллова. А после отставки начал посещать батальный класс академии.

Однако искусство Федотова развивалось своим путем. Продолжая зарисовывать сцены повседневной жизни, он берется за новую задачу - сочиняет несколько эскизов-композиций на нравственно-критические сюжеты. В этих композициях все строится на рассказе, в каждой из них - много действующих лиц, характерных деталей, различных предметов, которые тоже «ведут» рассказ. Здесь мы встречаем старого художника, женившегося без приданого в надежде на свой талант, а теперь прозябающего в нищете; хозяйку дома, в котором все идет вверх дном из-за смерти любимой собачки. В этих, казалось бы, безобидных сценках зритель находит не только юмор; в них есть и сатирические черты. Федотов высмеивает нравы, утверждая тем самым новый путь в русском изобразительном искусстве - путь критического реализма.

Критические черты в творчестве художника все больше усиливаются. Он создает свои знаменитые полотна: «Свежий кавалер», «Разборчивая невеста», «Сватовство майора», «Завтрак аристократа» - произведения, которым суждено было занять столь важное место в истории русской живописи.

В этих картинах Федотова - гоголевский «смех сквозь слезы». Смеясь и плача, художник обличает гнусные законы, господствовавшие тогда в жизни, - законы, превращающие брак в торговую сделку, возвышающие на служебной лестнице людей низких и подлых. Федотовский рассказ становится глубоким и убедительным. За смешными ситуациями и незадачливыми героями незримо встает страшный мир, в котором живут мелкие людишки, процветает пошлость и властвует чудовищная несправедливость.

Обличительной сути федотовских картин нельзя было не заметить. Не случайно, когда царское правительство, испугавшись революции, прокатившейся по Европе, и настроений передовой части русского общества, обратило все возможные средства против свободомыслия, меценаты отвернулись от Федотова, а цензура стала его преследовать.

Но Федотов продолжал творить. В последние годы жизни он создает прекрасные картины - «Вдовушка», «Анкор, еще анкор», «Игроки». Здесь уже не остается места для смеха. Во «Вдовушке» Федотов разворачивает перед зрителем скорбную повесть о горькой участи обездоленной женщины. В «Игроках» и «Анкоре» рассказывает о людях, которые томятся в безделье, ни во что не веря, ни на что не надеясь, зря «коптя небо». В этих картинах - гневный протест, вся душевная боль Федотова, вся томившая его тоска.

Федотов не сдавался до конца. Но жизнь все же одолела его. Художник скончался 14 ноября 1852 года в лечебнице для душевнобольных. А слава его продолжала расти, по заслугам возведя в ранг великих русских живописцев.

Реализм (лат. вещественный, действительный ) — направление в литературе и искусстве, ставящее целью правдивое воспроизведение действительности в её типических чертах.

Общие признаки:

  1. Художественное изображение жизни в образах, соответствующее сути явлений самой жизни.
  2. Реальность является средством познания человеком себя и окружающего мира.
  3. Типизация образов, которая достигается через правдивость деталей в конкретных условиях.
  4. Даже при трагическом конфликте искусство жизнеутверждающее.
  5. Реализму присуще стремление рассматривать действительность в развитии, способность обнаруживать развитие новых социальных, психологических и общественных отношений.

Начало реализму как форме художественного сознания было положено, по мнению разных исследователей, либо в эпоху Возрождения («ренессансный реализм»), либо в эпоху Просвещения («просветительский реализм»), либо в 30-х гг. XIX века («собственно реализм»).

Первыми выдающимися образцами русской литературы этого направления стали работы позднего А.С. Пушкина (по праву считающегося родоначальником реализма в русской литературе): историческая драма «Борис Годунов», повести «Капитанская дочка», «Дубровский», «Повести Белкина», роман «Евгений Онегин»; а также М.Ю. Лермонтова (роман «Герой нашего времени») и Н.В. Гоголя (роман «Мертвые души»).

В России Д. Писарев был первым, кто широко ввёл в публицистику и критику термин «реализм» , до этого времени термин «реализм» употреблялся А. Герценом в философском значении, в качестве синонима понятия «материализм» (1846 год).

Ведущие принципы реализма в литературе и искусстве XIX—XX вв.:

  • объективное отображение существенных сторон жизни в сочетании с высотой и истинностью авторского идеала;
  • воспроизведение типичных характеров, конфликтов, ситуаций при полноте их художественной индивидуализации (т. е. конкретизации как национальных, исторических, социальных примет, так и физических, интеллектуальных и духовных особенностей);
  • предпочтение в способах изображения «форм самой жизни», но наряду с использованием, особенно в XX веке, условных форм (мифа, символа, притчи, гротеска);
  • преобладающий интерес к проблеме «личность и общество» (особенно — к неизбывному противостоянию социальных закономерностей и нравственного идеала, личностного и массового, мифологизированного сознания).

Крупнейшие представители реализма в различных видах искусства XIX—XX вв.: Стендаль, О. Бальзак, Ч. Диккенс, Г. Флобер, Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский, М. Твен, А.П. Чехов, Т. Манн, У. Фолкнер, О. Домье, Г. Курбе, И.Е. Репин, В.И. Суриков, М.П. Мусоргский, М.С. Щепкин, К.С. Станиславский, А.И. Солженицын и многие другие.

Дополнительно:

I. Общий характер реализма

II. Этапы реализма:

  • А. Реализм в литературе докапиталистического общества
  • Б. Буржуазный реализм на Западе
  • В. Буржуазно-дворянский реализм в России
  • Г. Реализм революционно-демократический
  • Д. Пролетарский реализм

II I . Библиография (литература о реализме)

19 век - сложный период во всей мировой истории: как России, так и Европы. Глубокие изменения коснулись всех сторон жизни общества. Подъём рабочего движения в Европе показал себя не только в митингах и демонстрациях, но и в новой идеологии, быстро распространившейся и на другие континенты. В это время формируется новое направление в культуре - критический реализм. Главной его особенностью, как и реализма в целом во всём его разнообразии, является правдивое, достоверное изображение действительности. Слова "критический" в данной ситуации обозначает, что представители этого течения особое внимание уделяли негативным сторонам жизни общества, как принято говорить, его порокам.

Характерные черты критического реализма:

Достоверное воспроизведение действительности,
особый интерес к социальной тематике
субъективность в работах данного направления

Критический реализм за рубежом

Берёт своё начало данное течение в Европе. И это понятно: массовые протесты рабочих захлестнули практически все европейские страны 19 века. Свои воззрения демонстранты пытались распространить на обычное население. Так критический реализм нашёл себя в СМИ, и как следствие в литературе.

В духе критического реализма было написано много выдающихся произведений знаменитых писателей 19 века. Оноре де Бальзак обрисовал французское общество 19 века в "Человеческой комедии". Произведения Чарльза Диккенса посвящены трагическим судьбам детей того времени. В эту группу можно отнести знаменитую новеллу "Кармен" Проспера Мериме.
Проявить себя критический реализм успел не только в литературе 19 века, но и в искусстве. Оноре Домье, французский художник, написал целую серию картин: "Убийство на улице Транснонен", "Новый Галилей", "Законодательное чрево" и др. Франсуа Милле, другой, не менее известный французский художник, описал в своей знаменитой работе "Анжелюс" тяжёлое положение крестьянства.
Идеи критического реализма нашли себя и в музыке. Широко популярными произведения Ждузеппе Верди сделали идеи гуманизма и народности. "Травиата" - романтическая опера композитора рассказывает о трагичности судьба одной женщины. Не менее популярны оперы и симфонии Рихарда Вагнера ("Валькирия", "Тангейзер", "Лоэнгрин") и музыкальные произведения Иоганна Штрауса ("Жизнь артиста", "Летучая мышь").

Критический реализм в России

Для русских критических реалистов характерно изображение страдающего народа, угнетённого бременем крепостного права. Народность - вот основная идея русского критического реализма 19 века.
А. С. Пушкин - по истине главный реалист 19 века в России. Его произведения "Капитанская дочка", "Борис Годунов" известны всем. Среди других знаменитых работ, относящихся к этому жанру небезызвестные "Мёртвые души" Н. В. Гоголя, "Отцы и дети" И. В. Тургенева. Социалистические реалисты: М.Е. Салтыков-Щедрин, И.А. Некрасов, Н.Г. Чернышевский и др., в своих произведениях порицают крепостнический строй России.

Изобразительное искусство в данную эпоху охватило такое направление как натурализм. Натуралистические произведения также раскрывали болезненные стороны общества 19 века. В этот период возникло знаменитое товарищество передвижных выставок. Знаменитые художники, известные в данный период: И. И. Шишкин, В. Г. Перов, Г. Г. Мясоедов, А. К. Саврасов, И. И. Левитан, Ф. А. Васильев.

Таким образом, основная заслуга критического реализма заключалась в том, что он показал всему миру трагичность положения простого народа. Именно благодаря данному течению общество по-новому взглянула на социальные проблемы того времени и это, в свою очередь, дало толчок к новым социальным революциям и движениям.