Самые страшные музеи мира. Великаны и карлики. В Кунсткамере хранились человеческие головы

Хотите пощекотать себе нервы? Отправляйтесь в Федеральный Паталогоанатомический музей, или иначе его называют Башня дураков. За свою почти вековую историю музей накопил множество леденящих кровь экспонатов.

Музей патологоанатомии^ фото Kurt Kracher

В мире есть не мало мест, способных вызвать у нормального человека панику. Среди них венский музей — Башня сумасшедших, Башня дураков или официальное название “Федеральный Патологический-Анатомический Музей” (Pathologisch-anatomisches Bundesmuseum). Получить удовольствие от этого места могут разве только смелые или суперциничные люди. У обычного человека музей вызовет приступ ужаса.

Немного истории

Башня была построена как первая психиатрическая больница в 1784 году императором Иосифом II. Здание имело 5 этажей и 139 отдельных палат, которые походили на камеры с мощными дверями, чтобы сдерживать буйных пациентов. Первые музейные образцы появились уже в 1936 году, а национальным музеем дом сумасшедших стал в 1976 году.

Башня дураков

Экспозиция

Экспозицию музея нельзя назвать приятной: здесь находятся препарированные черепа, гинекологическое кресло из красного дерева, мумифицированные головы, заспиртованные человеческие органы, различные мутации, развившиеся вследствие болезней, и врожденные патологии, экспонаты, наглядно демонстрирующие случаи венерических заболеваний. В больнице изучали венерические болезни, их симптомы и последствия. И это только малая часть ужасов этого места. Экскурсия по музею несомненно заставит задуматься любителей незащищенного секса. Мало того, здесь подробно рассказывают о том или ином экспонате, благодаря этому можно навсегда стать сторонником предохранения.

Заспиртованная голова убийцы императрицы Сиси — самый ценный музейный экспонат. Во время второй мировой войны музей подвергся бомбардировке, в результате которой потерял некоторые экземпляры. Так была уничтожена скульптуру Лаокоона с сыновьями, сделанная из человеческих и звериных костей.

Кунсткамера в Санкт-Петербурге (полное название - Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого Российской академии наук) учреждена императором Петром Первым в Петербурге. Открыта в 1714 году.

Более миллиона экспонатов собрано в Кунсткамере в настоящее время, а первые десятки и сотни музейных редкостей, вошедших в экспозиции, были привезены Петром Первым из его путешествия по Англии и Голландии, которое император совершил в 1698 году. Путешествующий царь посещал заморские музеи, восхищался "зело дивными" собраниями редкостей и, в конце концов, твердо решил основать в России аналогичный для народа русского. Движимый этой идеей, Петр принялся покупать редкие вещи, старинные книги, оружие, инструменты, приборы - все, что могло удивить. Огромные коллекции свозились в Москву, в царский дворец. Так появилась Кунсткамера - первый музей России.

История

Отдельно коллекционировались медицинские анатомические редкости, заспиртованные уродцы младенческого возраста, какие-то свидетельства природных аномалий, предметы старинного быта и жизни древних людей. Сотни уникальных экспонатов легли в основу "кабинета редкостей" русского царя. Залы московской резиденции Петра уже не вмещали экспонаты, которые со всего света присылали гонцы, разосланные для поиска и приобретения удивительных предметов. Тогда было решено перевезти сокровища "государева кабинета" в Петербург и построить специальное здание для Кунсткамеры. Переезд был осуществлен в 1714 году, все экспонаты временно разместили в Летнем дворце. А когда и во дворце стало тесно, большую часть их поместили в особняк боярина Кикина - так называемые кикинские палаты. Тогда же было решено строить собственное здание музея, а место для его постройки выбрали на оконечности Васильевского острова, напротив Зимнего дворца, в котором позднее разместился Эрмитаж.

Начало строительства

Строительство музея Петра было начато в 1718 году и продолжалось около двадцати лет. К моменту кончины императора - в 1725 году - успели возвести только стены. Архитектором был Георг Иоганн Маттарнови, который создал проект в стиле барокко и вел строительство вплоть до 1719 года. После его смерти продолжил начатое строительство Николай Гербель. В 1724 году в должность архитектора вступил Гаэтано Киавери. В 1726 году в здание музея начали завозить экспонаты.

Структура

Два трехэтажных корпуса музея соединены ярусной башней с барочным куполом. Экспонаты занимают все восточное крыло комплекса, в западном разместилась Академия наук России, в среднем корпусе находится а над ним, в самой башне, размещен Готторпский глобус и обсерватория. В 1830 году Музей-Кунсткамера в Санкт-Петербурге был разделен на четыре отдельных: Ботанический, Этнографический, Зоологический и Минералогический, каждый из которых при этом является составной частью главного Музея. Тематически Кунсткамера состоит из восьми разделов:

  • История Кунсткамеры. Русская наука XVIII века.
  • Анатомический раздел.
  • Северная Америка.
  • Индия и Индонезия.
  • Япония.
  • Китай и Монголия.
  • Африка.
  • Австралия и Океания.

История Кунсткамеры

Музей-Кунсткамера в Петербурге включает в себя три экспозиции: "Музей М. В. Ломоносова", "Астрономическая обсерватория Академии наук Петербурга" и "Готторпский Глобус-Планетарий". Экспозиции отражают ранний период существования Кунсткамеры, достаточно много информации посвящено деятельности Ломоносова и Петербургской Академии Наук, работе обсерватории и службы точного времени, размещавшейся в центральной башне музея, а также учету условной линии Петербургского меридиана. Экспозиционно показан Зал заседаний Петербургской академии наук.

Анатомический раздел

Кунсткамера в Санкт-Петербурге (фото представлены в статье) имеет очень интересный раздел анатомии. Здесь обширная экспозиция, собранная из аномальных редкостей природного происхождения: это анатомические уродства, примеры сиреномелии, сиамских близнецов, циклопия младенца, ягненок с двумя головами и др. В основную экспозицию вошла коллекция голландского анатома Фредерика Рюйша, которую приобрел Петр Первый за крупную сумму в 1717 году.

Северная Америка

Кунсткамера в Санкт-Петербурге представляет экспозицию, посвященную древнейшим народам североамериканского континента - эскимосам, индейцам, алеутам. В экспозицию входит жилище северных народностей, примитивные постройки - иглу, чумы, яранги. показано в виде настоящих вигвамов, с классической раскраской и без. Также представлена национальная одежда древних жителей северной Америки, сшитая из шкур, меха, перьев и растительных волокон.

Индия и Индонезия

Народы Южной Азии представлены в Кунсткамере во всем своем многообразии: здесь и жилища древних племен, и кухонная утварь, и оружие, которым добывали пропитание и с помощью которого сражались. Особое положение в оружейной экспозиции Индии занимают изогнутые определенным способом кинжалы под названием "крисы" - страшное, беспощадное холодное оружие, по форме напоминающее язык пламени. Но большинство экспонатов раздела рассказывает о мирной жизни. Широко представлено театральное искусство, на специальных вешалах разложены старинные театральные женские и мужские костюмы, тут же висят куклы-марионетки. Поодаль показана сцена для представлений театра теней. Много экспонатов из резного дерева, привезенных из различных индийских регионов.

Япония

Бытовые предметы японцев и древнейших народностей айну, населяющих в доисторические времена, представлены в разделе этнографии страны Восходящего Солнца. Много внимания уделено японским средствам для ловли рыбы и охоты. В экспозиции собраны настоящие рыболовные снасти, примитивные крючки, сети и разнообразные ловушки, пришедшие в Кунсткамеру из далеких времен, некоторым экспонатам более 10 тысяч лет. Отдельно экспонируются доспехи и оружие Кунсткамера в Санкт-Петербурге представляет "катана", которые соседствуют с миниатюрными кинжалами "кусунгобу" для ритуального самоубийства - харакири. Есть и ритуальные женские кинжалы, такие маленькие, что их не видно даже в женской руке, но тем не менее они несли смерть. Таким ножом достаточно было женщине из самурайского рода коснуться шеи, и она умирала.

Китай и Монголия

Кунсткамера - музей, который представляет Китай как страну первооткрывателей фарфора, шелка и пороха. Старинные сервизы из тончайшего фарфора наполняют экспозицию. Здесь бесчисленное количество чашек с блюдцами, кофейников и сахарниц. Посуда собрана и разделена по критериям знатности, поскольку фарфоровая чашка простого крестьянина и знатного вельможи радикально отличались. В экспозиции представлена знаменитая китайская перегородчатая эмаль, изделия из кости, камня и дерева. Натуральный шелк, сотканный руками древних ткачих, не изменился за несколько столетий, он все такой же красочный. Особое место в экспозиции занимает зеркально-солнечный кипятильник. Это устройство было практически в каждом китайском доме: полусфера с зеркалами, расположенными так, чтобы лучи солнца, отражаясь от зеркал, собирались в пучок и нагревали подвешенный чайник.

Кунсткамера в Санкт-Петербурге представляет монгольскую экспозицию, в которой главным экспонатом является юрта - кочевое жилище, которое может складываться и перевозиться на другое место. Такие юрты получили распространение с начала XV века. Из длинных деревянных брусков собиралась решетка, служившая остовом, затем решетчатый остов покрывался войлоком и перевязывался веревками. Юрта устанавливалась с таким расчетом, чтобы входная дверь была обращена на юг. Место у стены, противоположной входу, считалось почетным, и обычно там садились дорогие гости. Кроме того, внутреннее пространство юрты делилось на женскую и мужскую половины. В середине жилища находился очаг, это место считалось священным.

Кочевники часто меняли место жительства, нужно было искать пастбища для скота. Также показаны монгольские орудия земледелия, верховые седла, сбруя и попоны для лошадей.

Африка

Кунсткамера - музей, имеющий также зал, посвященный Африканскому континенту. В нем представлена история чернокожего населения, проживающего несколько веков назад на территории южнее пустыни Сахара. Здесь имеются примитивные орудия земледелия, деревянные плуги, которые тянули быки, рядом представлены предметы быта, а также поделки, искусно изготовленные из черного дерева.

Австралия и Океания

Австралийская экспозиция состоит в основном из рыболовных снастей и охотничьих принадлежностей, с помощью которых аборигены добывали себе пропитание. Многие австралийцы были ныряльщиками и добывали жемчуг со дна океана. Для этого у них были специальные приспособления, которые также представлены в экспозиции.

Кунсткамера в Санкт-Петербурге, экспонаты для которой присылаются со всего мира, постоянно расширяет свои экспозиции.

Публикации раздела Музеи

Семь необыкновенных экспонатов Кунсткамеры

П етербургская Кунсткамера (сегодня Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого РАН) основана в 1714 году. Петр Великий создал ее как собрание диковин и научных курьезов, а его наследники продолжили пополнять коллекцию. «Культура.РФ» рассказывает о семи удивительных экспонатах из собрания Кунсткамеры.

Кунсткамера, Санкт-Петербург. Фотография: Лиляна Виноградова / фотобанк «Лори»

Один из самых первых экспонатов Кунсткамеры. Препарат со скелетом сиамских близнецов происходит из коллекции знаменитого голландского анатома Фредерика Рюйша. Его анатомические препараты, которые он создавал по собственным методам, славились на всю Европу. В юности Петр Великий, побывав в Голландии с Великим посольством, посетил его «кабинет» в числе прочих достопримечательностей Амстердама - и пришел в восторг.

Почти 20 лет спустя, узнав, что Рюйш продает свою сильно выросшую коллекцию, Петр приобрел несколько тысяч экспонатов за 30 тысяч золотых гульденов. Эти предметы (и другие купленные в тот же период коллекции) стали основой собрания Кунсткамеры.

Это первый в мире «глобус-планетарий»: в него можно залезть через специальную дверцу и изнутри смотреть на карту звездного неба, размещенную на внутренней поверхности. Диаметр гигантского глобуса - 3 метра, так что сидеть в нем удобно. Он был создан по заказу готторпского герцога Фридриха III (отсюда и название), а автором проекта был великий картограф Адам Олеарий. В 1713 году очередной правитель герцогства подарил эту игрушку весом в 3,5 тонны известному любителю редкостей - Петру Великому, который пришел в восторг от подарка и установил его в здании Кунсткамеры.

Однако в середине XVIII века глобус сгорел - сохранился только механический каркас. Впрочем, вскоре его восстановили и назвали по-новому: «Большой Академический глобус». В начале ХХ века он находился в Царском Селе, откуда его похитили нацисты. В 1948 году глобус удалось вернуть - именно туда, куда его поместил основатель Кунсткамеры.

Эта механическая игрушка изображает небесный кораблик, на котором божество (из янтаря), окруженное танцовщицами и музыкантами (из слоновой кости) путешествует по морям и океанам. Механизм ладьи заводится с помощью ключа - корабль движется, а слуги танцуют и музицируют.

Редкий пример симбиоза восточного искусства и западной механики был создан в начале XVIII века при дворе императора-маньчжура Канси, в китайской часовой мастерской, работавшей под руководством миссионеров-иезуитов. Игрушка была куплена в Пекине в 1719–1720 годах, судя по всему, русским посланником Л.В. Измайловым. Это один из экспонатов Кунсткамеры, сохранившихся с петровских времен.

Ученые назвали Венерами подобные фигурки эпохи верхнего палеолита (40–12 тысяч лет назад) отчасти в шутку: не сильно они похожи на изображения прекрасной античной богини Афродиты. А отчасти потому, что в них гипертрофированы признаки женственности - грудь и ягодицы, важные для деторождения. В пещерные времена таких дам ценили высоко.

По одной версии, палеолитические Венеры - это образы богини-прародительницы, символ плодородия; по другой - обереги или изображения реальных женщин. Эта фигурка, вырезанная из бивня мамонта, - возрастом примерно в 21–23 тысячи лет. Ее раскопали на стоянке Костёнки в Средней России в 1936 году.

Одна из работ великого антрополога Михаила Герасимова, придумавшего метод скульптурного восстановления облика человека по черепу. В Кунсткамере находится большая коллекция его произведений. Бюст владимирского князя, погибшего от рук убийц, профессор создал в 1939 году. В этот период Герасимову были доступны для работы останки многих великих правителей Руси - ведь большинство из них стали святыми, их останки покоились в раках, которые большевиками вскрывались и изымались из церквей.

В облике Андрея удивляет азиатский разрез глаз и высокие скулы - Герасимов руководствовался как генетическими маркерами скелета, так и теорией, что мать князя, половчанка, «Аепина дщерь» (дочь хана Аепы), принадлежала к монголоидной расе. В 2000-е годы по благословению Русской православной церкви была произведена новая реконструкция облика князя - и, по свежей версии, никакой монголоидности в его лице быть не должно.

Астролябия Арсениуса

Эти инструменты для определения положения звезд изобрели еще в Древней Греции. В Средневековье лучшие астролябии делали арабы, а европейцы лишь их копировали. В Европе научились создавать астролябии по собственным проектам только в XVI веке. Одним из лучших мастеров этого периода был фламандец Гуалтерус Арсениус, который работал по заказу Филиппа II Испанского и других монархов. Во всем мире сохранилась лишь 21 астролябия его работы, причем в России - только одна.

В прошлом году ездили в Питер, побывали в знаменитой кунсткамере Петра I, посмотрели на заспиртованных уродцев, хотя на самом деле для них отведен только один из нескольких залов музея. Остальные рассказывают про культуру различных народов мира…

Недавно случайно узнал, что и в Москве тоже открылась кунсткамера. Находится на ВВЦ в павильоне №2, там же где и акул. Громкое название фактически подразумевает под собой небольшой зал, где за 300 руб. (цена билета) вы сможете посмотреть на 3D фотографии заспиртованных уродцев, сделанные, видимо, в питерской кунсткамере, а также на восковые фигуры людей с различными физическими отклонениями. Раньше ещё за фотосъёмку брали 100 руб., сейчас на табличке с ценами на цифре «100» висит бумажка с надписью «Бесплатно». И на этом спасибо.

Перейдем к тому, что можно там увидеть. Положа руку на сердце, могу сказать, что некоторые моменты были интересными, но выставка очень маленькая, обойти всё и прочитать все описания можно минут за 10, поэтому и интересного, соответственно, не много. Возможно, чтобы удержать посетителей там крутят ещё и видеосюжет про курение, в котором рассказывается не только о его вреде здоровью, но и о том, что на самом деле находится в продаваемых сигаретах, и как на их продаже компании-производители зарабатывают свои миллионы. Но, эти ролики наверное могут и меняться, и в следующий раз показывать там будут что-нибудь другое.

Машина для казни

Тюрьма на острове Санто-Стефано. Здесь, среди заключенных, в годы фашистского режима побывали будущий президент Италии Алессандро Пертини, писатель Джорджо Амендола, журналист Лелио Бассо, политик Альтиеро Спинелли, коммунист Умберто Террачини. Не совсем ясно только, при чем тут кунсткамера.

Трехногий человек - Георг Липперт. Его третья нога была полностью сформирована, но, тем не менее, была неработоспособна. По словам самого Липперта некогда она могла действовать, как обычная конечность, но из-за перелома пришла в негодность. Липперт выступал в цирке, где получил титул «Единственного Человека с Тремя Ногами на Земле». Но в 1898 г. из Италии приехал Франческо Лентини и титул был утрачен. У Франческо третья нога была вполне рабочей, и он мог даже играть ею в футбол.

Волосатый человек – Федор Махнов. Всё его тело было покрыто густыми волосами, кроме ладоней и ступней. Работал на почтовом дворе в Сибири. В сильные морозы ходил в одной рубахе. Так его видно при созданном в кунсткамере освещении.

А это – его реальный вид.

Женщина свинья. Это единственная зафиксированная подобная аномалия. Родилась обычным ребенком. В 14 лет началось сращивание верхней губы с переносицей. К 25 годам сформировался свиной пятачок. Была дочерью священника, очень набожной. Прожила 94 года, была замужем и родила двоих детей.

Двуликий Янус. 19 век. Немецкий музыкант. На затылке имел подобие второго лица. Тщательно его скрывал до 20 лет. В музыке успехов не имел и решил использовать этот свой недостаток. После этого его карьера пошла вверх, многие хотели увидеть музыканта с двумя лицами. И даже не важно, как он играл.

Двухголовый охотник. Этот человек был взят в плен войсками императора Леопольда I во время войны с Турцией. Был очень метким стрелком из лука. Каждая его голова могла разговаривать отдельно и во время допроса они перешептывались. Долгое время в документах того допроса была путаница, т.к. было непонятно, сколько человек они допрашивали.

Разновидность сиамских близнецов, второе туловище росло из грудной клетки первого. Был мушкетером у Людовика XIII. Но фактически – это был мушкетер-шут. Ни о какой военной службе речи быть не могло. Он носил плащ мушкетера и забавлял придворных.

Четырехглазый. В 1854 г. некий Джонни Стокер из Кливленда имел две пары карих глаз, расположенных друг над другом. По отзывам современников «он мог закрывать любой глаз отдельно друг от других, мог вращать каждым глазом в отдельности, что представляло собой наиболее отталкивающее зрелище». Джонни не только не комплексовал по поводу своего лица, а даже был рад этому. Пользуясь своей способностью вращать и выкатывать глаза, любил пугать людей. При этом он распевал неприличные песни неприятным скрипучим голосом.

Ещё несколько фотографий из кунсткамеры на ВВЦ:

Времяпрепровождение в музее обычно не несет для нас никаких негативных эмоций, однако в редких случаях бывает и наоборот. Есть на планете такие музеи, посещение которых не рекомендовано слабонервным людям — настолько жуткие экспонаты в них представлены.

ЛИКИ СМЕРТИ МУЗЕЯ МУМИЙ

Музей мумий в мексиканском городке Гуанахуато не для слабонервных. В отличие от классических египетских мумий, экспонаты этого музея поражают разнообразием ликов смерти, искаженные выражения лиц некоторых мумий даже позволяют предположить, что людей захоронили живыми.

Никто не бальзамировал эти мумии, они образовались естественным путем на местном кладбище из-за слишком сухой почвы. Мертвые тела подверглись быстрому и сильному обезвоживанию, что сохранило их от разложения.

Образовался этот музей по воле случая. Во второй половине XIX века был принят закон, согласно которому родственники покоящегося на кладбище должны были уплатить налог на вечное захоронение. Если налог не был уплачен, останки умершего извлекались.

Закон и принудительная эксгумация действовали с 1865 по 1958 год. Стоит отметить, что не все извлекаемые тела были мумифицированы, видимо, условия в различных частях кладбища (сухость почвы, ее состав, близость подземных вод и др.) по-разному способствовали сохранению тел.

Все обнаруженные при эксгумации мумифицированные тела кладбищенские работники сохраняли в отдельном здании. Уже в конце XIX века эти мумии стали привлекать внимание путешественников, за их осмотр стали взимать плату. Официальной датой образования музея считается 1969 год, когда мумии выставили в специальных застекленных витринах.

Всего в музее собрано более сотни мумий, в основном это мумии женщин, есть также около двух десятков детских и несколько мужских. Среди детских мумий выделяются отдельные экземпляры, которые считаются самыми маленькими мумиями на планете.

Немало в музее и весьма жутковатых мумий, при виде которых впечатлительные барышни почти лишаются чувств. Из всех мумий выставлено для обозрения только 59. Ежегодно музей посещают сотни тысяч туристов.

ДУШИ УМЕРШИХ ВСЕГДА РЯДОМ?

В ризнице итальянской церкви Дель Сакро Куоре дель Суффраджио в Риме располагается небольшой музей, экспонаты которого свидетельствуют о присутствии душ умерших людей на земле. Начало этому Музею усопших душ было положено в 1912 году благодаря церковному настоятелю.

Долгое время в музее хранился только один экспонат — ночной колпак со следами пальцев привидения, измазанных сажей. Эти следы, согласно местной легенде, оставил призрак Луизы ле Сенешель. Ее муж после смерти супруги стал вести довольно разгульный образ жизни и совсем позабыл о положенном трауре, вот она и явилась к нему с того света, чтобы напомнить о приличиях.

Ночью 7 мая 1873 года призрак Луизы сдернул с головы господина ле Сенешеля колпак и несколько раз весьма болезненно ущипнул его за нос...

Со временем к этому экспонату добавились и другие. На данный момент в музее уже более сотни различных артефактов, среди которых одежда, белье, книги и другие предметы с отпечатками пальцев, подошв и иными следами, оставленными душами умерших. Все это — материальные свидетельства реального существования привидений.

Если вы захотите побывать в этом музее, помните, что он обычно закрыт. Чтобы осмотреть экспозицию, надо обратиться к местному священнику. Кстати, по свидетельствам туристов, побывавших в музее, фотографировать в нем бесполезно — духи портят почти все снимки...

НАТУРАЛЬНЫЕ УЖАСЫ «БАШНИ СУМАСШЕДШИХ»

Музей патологоанатомии в Вене (Австрия) располагается в 5-этажном здании-башне, в котором в XVIII веке была клиника для буйных сумасшедших, отсюда и второе название музея — «Башня сумасшедших».

Хотя психически больные люди давно исчезли из этого здания, многие посетители музея, еще не увидев его экспонатов, уже ощущают некую гнетущую «ауру» его толстых стен, словно насыщенных негативом и нездоровыми эмоциями.

Не прибавят настроения и экспонаты жутковатого музея. Слабонервным людям сразу советуют воздержаться от его посещения.

Что же такого страшного можно увидеть в «Башне сумасшедших»? В экспозиции законсервированные головы, трупы с различными аномалиями развития и мутациями, заспиртованные младенцы с жуткими патологиями.

Здесь демонстрируются органы больных венерическими болезнями, алкоголиков и курильщиков. Говорят, их очень полезно увидеть людям, страдающим вредными привычками, и тем, кто неразборчив в своих связях.

Один из самых ценных экспонатов музея — заспиртованная голова убийцы императрицы Сиси. Пожалуй, единственный экспонат, не вызывающий отрицательный эмоций, — старинное гинекологическое кресло из красного дерева.

МУЗЕЙ МЕДИЦИНСКОЙ ИСТОРИИ МЮТТЕРА

Музея медицинской истории Мюттера в Филадельфии (США) представляет вниманию посетителей обширное собрание медицинских патологий и старинного медицинского оборудования. Здесь не меньше ужасных экспонатов, чем в Музее патологоанатомии в Вене, поэтому особо впечатлительным людям лучше воздержаться от его осмотра.

Музей Мюттера был открыт в начале 1750 года Бенджамином Франклином, сначала его необычная коллекция использовалась только для научных исследований и образовательных целей. Сейчас этот музей может посетить любой желающий.

Среди его экспонатов широко известна знаменитая коллекция человеческих черепов (48 экз.) самых различных размеров и форм. Один из наиболее важных экспонатов музея — тело женщины, превратившееся в мыло из-за необычных условий места её захоронения.

Здесь же можно увидеть знаменитых сиамских близнецов Чана и Ена Бункеров с объединенной печенью, скелеты сиамских близнецов, сросшихся головами, скелет двухголового ребенка, множество законсервированных внутренних органов с разнообразными патологиями.

Большой интерес у туристов вызывает один из главных экспонатов музея — Гарри Истлак. Этот человек при жизни страдал оссифицирующей фибродисплазией, очень редким заболеванием, которое характеризуется образованием костяных наростов на месте синяка или раны. Истлак скончался в возрасте сорока с лишним лет, перед этим он завещал свой скелет музею.

Помимо скелета этого несчастного человека в музее представлен ряд его прижизненных фотографий. Еще один экспонат, изрядно шокирующий посетителей, представляет собой сросшийся женский плод в стеклянной кубической банке.

ПЫТАЛИ С ДЬЯВОЛЬСКОЙ ФАНТАЗИЕЙ

В мире есть несколько музеев пыток, однако особенно страшными из них считаются два — в Гааге (Нидерланды) и в городе Мдина (Мальта). Первый из них еще называется «Ворота арестантов», главным экспонатом в нем является древний каземат XIII века, в котором На самом деле проходили пытки.

Его стены словно пропитаны нестерпимой болью и ужасом, у особо чувствительных людей здесь во время экскурсии нередко случаются обмороки. В музее представлен впечатляющий арсенал самых различных орудий пыток, а рассказ гида переполнен детальными подробностями их применения.

Музей пыток в Мдине считается непревзойденным по силе воздействия на посетителей. Располагается он в подвале, спустившись в который сразу натыкаешься на обезглавленных людей, висельников, дыбу и разнообразные орудия пыток. Среди последних — тиски для сдавливания черепа, щипцы для выдирания ногтей и прочие изобретения экзекуторов, обладавших воистину дьявольской фантазией.

Здесь показаны сцены различных пыток, персонажи которых, сделанные из воска, выглядят весьма натуралистично. Данные музеи не рекомендуют посещать слабонервным людям, беременным женщинам и детям.