"Пиковая дама". Либретто. Опера П. И. Чайковского "Пиковая дама", либретто по мотивам одноименной повести А. С. Пушкина Действующие лица и сюжет

Группа поклонников Алексея Маркова
vk.com/alexeymarkovbaritone

Петр Ильич Чайковский

Пиковая дама
СЮЖЕТ
ЗАИМСТВОВАН ИЗ ПОВЕСТИ
А. С. ПУШКИНА
Либретто
М. ЧАЙКОВСКОГО

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА:
Герман
Граф Томский (Златогор)
Князь Елецкий
Чекалинский
Сурин
Чаплицкий
Нарумов
Распорядитель
Графиня
Лиза
Полина (Миловзор)
Гувернантка
Маша
Мальчик-командир

Действующие лица в интермедии

Тенор
баритон
баритон
тенор
бас
тенор
бас
тенор
меццо-сопрано
сопрано
контральто
меццо-сопрано
сопрано
непоющий

Прилепа
сопрано
Миловзор (Полина)
контральто
Златогор (гр. Томский)
баритон
Нянюшки, гувернантки, кормилицы, гуляющие гости, дети, игроки и проч.
Действие происходит в Петербурге в конце XVIII века.


vk.com/alexeymarkovbaritone

ИНТРОДУКЦИЯ.
ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ
КАРТИНА ПЕРВАЯ
Весна. Летний сад. Площадка. На скамейках сидят и расхаживают по саду нянюшки,
гувернантки и кормилицы. Дети играют в горелки, другие прыгают через веревки,
бросают мячи.
ДЕВОЧКИ
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло,
Раз, два, три!
(Смех, восклицания, беготня.)
НЯНЮШКИ
Забавляйтеся, детки милые!
Редко солнышко вас, родимые,
Тешит радостью!
Если, милые, вы на волюшке
Игры, шалости затеваете,
То по малости вашим нянюшкам
Вы покой тогда доставляете.

И на солнышке забавляйтеся!
ГУВЕРНАНТКИ
Слава богу, хоть немножко можно отдохнуть,
Воздухом подышать весенним, видеть что-нибудь!
Не кричать, без замечаний время проводить.
Про внушенья, наказанья, про урок забыть.
НЯНЮШКИ
Грейтесь, бегайте, детки милые,
И на солнышке забавляйтеся.
КОРМИЛИЦЫ
Баю, баю бай!
Спи, родимый, почивай!
Ясных глаз не открывай!
(Слышны барабанный бой и детские трубы.)

Вот наши воины идут - солдатики.
Как стройно! Посторонитесь! Места! Раз, два, раз два...
(Входят мальчики в игрушечных вооружениях; впереди мальчик-командир.)
МАЛЬЧИКИ
(маршируя)
Раз, два, раз, два,
Левой, правой, левой правой!
Дружно, братцы!
Не сбиваться!
МАЛЬЧИК-КОМАНДИР
Правым плечом вперед! Раз, два, стой!
(Мальчики останавливаются)
Слушай!
Мушкет перед себя! Бери за дуло! Мушкет к ноге!
(Мальчики исполняют команду.)

Группа поклонников Алексея Маркова
vk.com/alexeymarkovbaritone
МАЛЬЧИКИ
Мы все здесь собрались
На страх врагам российским.
Злой недруг, берегись!
И с помыслом злодейским беги, иль покорись!
Ура! Ура! Ура!
Отечество спасать
Нам выпало на долю.
Мы станем воевать
И недругов в неволю
Без счета забирать!
Ура! Ура! Ура!
Да здравствует жена,
Премудрая царица,
Нам матерь всем она,
Сих стран императрица
И гордость и краса!
Ура! Ура! Ура!
МАЛЬЧИК-КОМАНДИР
Молодцы, ребята!
МАЛЬЧИКИ
Рады стараться, ваше высокоблагородие!
МАЛЬЧИК-КОМАНДИР
Слушай!
Мушкет перед себя! Направо! На караул! Марш!
(Мальчики уходят, барабаня и трубя.)
НЯНЮШКИ, КОРМИЛИЦЫ, ГУВЕРНАНТКИ
Ну, молодцы, солдаты наши!
И впрямь напустят страху на врага.
(За мальчиками вслед уходят другие дети. Нянюшки и гувернантки расходятся,
уступая место другим гуляющим. Входят Чекалинский и Сурин.)
ЧЕКАЛИНСКИЙ
Чем кончилась вчера игра?
СУРИН
Конечно, я продулся страшно!
Мне не везет...
ЧЕКАЛИНСКИЙ
Вы до утра опять играли?
СУРИН
Да!
Ужасно мне надоело,
Черт возьми, хоть раз бы выиграть!
ЧЕКАЛИНСКИЙ
Был там Герман?
СУРИН
Был. И, как всегда,
С восьми и до восьми утра
Прикован к игорному столу,
сидел,
И молча дул вино,
ЧЕКАЛИНСКИЙ
И только?
СУРИН
Да на игру других смотрел.

Группа поклонников Алексея Маркова
vk.com/alexeymarkovbaritone
ЧЕКАЛИНСКИЙ
Какой он странный человек!
СУРИН
Как будто у него на сердце
Злодейств, по крайней мере, три.
ЧЕКАЛИНСКИЙ
Я слышал, что он очень беден...
СУРИН
Да, не богат. Вот он, смотри:
Как демон ада мрачен... бледен...
(Входит Герман, задумчив и мрачен; с ним вместе граф Томский.)
ТОМСКИЙ
Скажи мне, Герман, что с тобою?
ГЕРМАН
Со мною? Ничего...
ТОМСКИЙ
Ты болен?
ГЕРМАН
Нет, я здоров!
ТОМСКИЙ
Ты стал другой какой-то...
Чем-то недоволен...
Бывало: сдержан, бережлив,
Ты весел был, по крайней мере;
Теперь ты мрачен, молчалив
И, - я ушам своим не верю:
Ты, новой страстию горя,
Как говорят, вплоть до утра
Проводишь ночи за игрой?
ГЕРМАН
Да! К цели твердою ногой
Идти, как прежде, не могу я.
Я сам не знаю, что со мной.
Я потерялся, негодую на слабость,
Но владеть собой не в силах больше...
Я люблю! Люблю!
ТОМСКИЙ
Как! Ты влюблен? В кого?
ГЕРМАН
Я имени ее не знаю
И не могу узнать,
Земным названьем не желая,
Её назвать...
Сравненья все перебирая,
Не знаю с кем сравнить...
Любовь мою, блаженство рая,
Хотел бы век хранить!
Но мысль ревнивая, что ею другому обладать
Когда я след ноги не смею ей целовать,
Томит меня; и страсть земную
Напрасно я хочу унять,
И все хочу тогда обнять,
И всё хочу мою святую тогда обнять...
Я имени её не знаю
И не хочу узнать...

Группа поклонников Алексея Маркова
vk.com/alexeymarkovbaritone
ТОМСКИЙ
А если так, скорей за дело!
Узнаем, кто она, а там -
И предложенье делай смело,
И - дело по рукам!
ГЕРМАН
О нет! Увы, она знатна
И мне принадлежать не может!
Вот что меня мутит и гложет!
ТОМСКИЙ
Найдем другую... Не одна на свете...
ГЕРМАН
Ты меня не знаешь!
Нет, мне её не разлюбить!
Ах, Томский, ты не понимаешь!
Я только мог спокойно жить,
Пока во мне дремали страсти...
Тогда я мог владеть собой.
Теперь, когда душа во власти одной мечты,
Прощай, покой! Отравлен, словно опьянен,
Я болен, болен... Я влюблен.
ТОМСКИЙ
Ты ли это, Герман?
Признаюсь, я никому бы не поверил,
Что ты способен так любить!
(Герман и Томский проходят. Гуляющие наполняют сцену.)
ХОР ГУЛЯЮЩИХ
Наконец-то бог послал солнечный денек!


Дня такого не дождаться долго нам опять.
СТАРУХИ
Прежде лучше жили,
И такие дни каждый год бывали, раннею весной,
А теперь им в редкость. Солнышко с утра,
Хуже стало. Право, умирать пора.
Прежде, право, было лучше, было веселее жить.
Нам и солнышко на небе не было в диковинку.
Прежде, право, лучше было и жилося веселей.
СТАРИКИ
Много лет не видим мы таких деньков,
А, бывало, часто мы видали их.
В дни Елизаветы - чудная пора, -
Лучше было лето, осень и весна.
Ох, уж много лет прошло, как не было таких деньков,
А, бывало, прежде часто мы видали их.
Дни Елизаветы, что за чудная пора!
Ах, в старину жилося лучше, веселей,
Таких весенних, ясных дней давно уж не бывало!
БАРЫШНИ
Что за радость! Что за счастье!
Как отрадно, как отрадно жить!
Как приятно в Летний Сад ходить!
Прелесть, как приятно в Летний Сад ходить!
Посмотрите, посмотрите, сколько молодых людей,

Группа поклонников Алексея Маркова
vk.com/alexeymarkovbaritone
И военных, и гражданских бродит много вдоль аллей
Посмотрите, посмотрите, как тут много бродит всяких:
И военных, и гражданских, как изящны, как прекрасны.
Как красивы, посмотрите, посмотрите!
Наконец-то бог послал нам солнечный денек!
Что за воздух! Что за небо! Точно май у нас!
Ах, какая прелесть! Право, весь бы день гулять!
Дня такого не дождаться,
Дня такого не дождаться
Долго нам опять.
Дня такого не дождаться
Долго нам, долго нам опять!
МОЛОДЫЕ ЛЮДИ
Солнце, небо, воздух, соловья напев
И румянец яркий на ланитах дев.
То весна дарует, с нею и любовь
Сладостно волнует молодую кровь!
Небо, солнце, воздух чистый,
сладкий соловья напев,
Радость жизни и румянец алый на
ланитах дев.
То дары весны прекрасной, то
дары весны!
Счастливый день, прекрасный
день, как хорошо!
О, радость! Нам весна любовь и
счастье приносит!
Наконец-то бог послал нам
солнечный денек!
Что за воздух! Что за небо! Точно
май у нас!
Ах, какая прелесть!
Право, весь бы день гулять!
Дня такого не дождаться,
Дня такого не дождаться,
Долго нам опять.
(Входят Герман и Томский.)
ТОМСКИЙ
А ты уверен, что она тебя не замечает?
Держу пари, что влюблена и по тебе скучает...
ГЕРМАН
Когда б отрадного сомненья лишился я,
То разве вынесла б мученья душа моя?
Ты видишь: я живу, страдаю, но в страшный миг,
Когда узнаю, что мне не суждено ей овладеть,
Тогда останется одно...
ТОМСКИЙ
Что?
ГЕРМАН
Умереть!
(Входит князь Елецкий. К нему идут Чекалинский и Сурин.)
ЧЕКАЛИНСКИЙ
(князю)
Тебя поздравить можно.

Группа поклонников Алексея Маркова
vk.com/alexeymarkovbaritone
СУРИН
Ты, говорят, жених?
КНЯЗЬ
Да, господа, женюсь я; светлый ангел согласье дал
Свою судьбу с моею навеки сочетать!..
ЧЕКАЛИНСКИЙ
Что ж, в добрый час!
СУРИН
От всей души я рад. Будь счастлив, князь!
ТОМСКИЙ
Елецкий, поздравляю!
КНЯЗЬ
Благодарю, друзья!
КНЯЗЬ
(с чувством)
Счастливый день,
Тебя благословляю!
Как все соединилось,
Чтоб вместе ликовать со мной,
Повсюду отразилось
Блаженство жизни неземной...
Все улыбается, всё блещет,
Как и на сердце у меня,
Все жизнерадостно трепещет,
К блаженству райскому маня!
ГЕРМАН
Несчастный день,
Тебя я проклинаю!
Как будто все соединилось,
Чтобы в борьбу вступить со мной.
Повсюду радость отразилась,
Но не в душе моей больной...
Все улыбается, все блещет,
Когда на сердце у меня
Досада адская трепещет,
Одни мучения суля...
ТОМСКИЙ
(князю)
Скажи, на ком ты женишься?
ГЕРМАН
Князь, кто твоя невеста?
(Входит графиня с Лизой.)
КНЯЗЬ
(указывая на Лизу)
Вот она!
ГЕРМАН
Она? Она его невеста! О, боже!...
ЛИЗА И ГРАФИНЯ
Опять он здесь!
ТОМСКИЙ
Так вот кто безымянная красавица твоя!
ЛИЗА
Мне страшно!
Он опять передо мной,
Таинственный и мрачный незнакомец!

Группа поклонников Алексея Маркова
vk.com/alexeymarkovbaritone
В его глазах укор немой
Сменил огонь безумной, жгучей страсти...
Кто он? Зачем преследует меня?

Его очей зловещего огня!
Мне страшно!
ГРАФИНЯ
Мне страшно!
Он опять передо мной,
Таинственный и страшный незнакомец!
Он призрак роковой,
Объятый весь какой-то дикой страстью,
Что хочет он, преследуя меня?
Зачем опять он предо мной?
Мне страшно, будто я во власти
Его очей зловещего огня!
Мне страшно...
ГЕРМАН
Мне страшно!
Здесь опять передо мной, как
призрак роковой
Явилась мрачная старуха...
В ее глазах ужасных
Я свой читаю приговор немой!
Что надо ей, что хочет от меня?
Как будто я во власти
Ее очей зловещего огня!
Кто, кто она?
Мне страшно!
КНЯЗЬ
Мне страшно!
Боже мой, как смущена она!
Откуда это странное волненье?
В ее душе томленье,
В ее глазах какой-то страх немой!
В них ясный день зачем то вдруг
Пришло сменить ненастье.
Что с ней? Не смотрит на меня!
О, мне страшно, будто близко
Грозит какое-то нежданное
несчастье.
Страшно мне!
ТОМСКИЙ
Вот, о ком он говорил?
Как он смущен нежданной вестью!
В его глазах я вижу страх...
Страх немой сменил огонь
безумной страсти!
А с нею, с нею что? Как бледна!
Ах, мне страшно за нее!
Мне страшно.
(Граф Томский подходит к графине. Князь к Лизе. Графиня пристально смотрит на
Германа)

Группа поклонников Алексея Маркова
vk.com/alexeymarkovbaritone
ТОМСКИЙ
Графиня,
Позвольте вас поздравить...
ГРАФИНЯ
Скажите мне, кто этот офицер?
ТОМСКИЙ
Который? Этот? Герман, приятель мой.
ГРАФИНЯ
Откуда взялся он? Какой он страшный!
(Томский провожает ее до глубины сцены.)
КНЯЗЬ
(подавая руку Лизе)
Небес чарующая прелесть,
Весна, зефиров легкий шелест,
Веселие толпы, друзей привет, -
Сулят в грядущем много лет
Нам счастья!
ГЕРМАН
Радуйся, приятель!
Забыл ты, что за тихим днем
Гроза бывает. Что создатель
Дал счастью слезы, вёдру - гром!
(Отдаленный гром. Герман в мрачной задумчивости опускается на скамейку.)
СУРИН
Какая ведьма эта графиня!
ЧЕКАЛИНСКИЙ
Страшилище!
ТОМСКИЙ
Недаром же ее прозвали «Пиковой дамой».
Не могу постигнуть, отчего она не понтирует?
СУРИН
Как? Старуха-то?
ЧЕКАЛИНСКИЙ
Осьмидесятилетняя карга!
ТОМСКИЙ
Так вы про нее ничего не знаете?
СУРИН
Нет, право, ничего.
ЧЕКАЛИНСКИЙ
Ничего.
ТОМСКИЙ
О, так послушайте!
Графиня много лет назад в Париже красавицей слыла.
Вся молодежь по ней с ума сходила,
Называя «Венерою московской».
Граф Сен-Жермен - среди других тогда еще красавец,
Пленился ею. Но безуспешно он вздыхал по графине:
Все ночи напролет играла красавица и, увы,
Предпочитала фараон любви.
Однажды в Версале «au jeu de la Reine» Vénus moscovite
проигралась до тла.
В числе приглашенных был граф Сен-Жермен;
Следя за игрой, он слыхал, как она
Шептала в разгаре азарта: «О, боже! О, боже!
О, боже, я все бы могла отыграть,

Группа поклонников Алексея Маркова
vk.com/alexeymarkovbaritone
Когда бы хватило поставить опять

Граф, выбрав удачно минуту, когда
Покинув украдкой гостей полный зал,
Красавица молча сидела одна,
Влюбленно над ухом её прошептал слова слаще звуков
Моцарта:
«Графиня, графиня, графиня, ценой одного, «rendezvous»
хотите,
Пожалуй, я вам назову три карты, три карты, три карты?
Графиня вспылила: «Как смеете вы!»
Но граф был не трус... И когда через день
Красавица снова явилась, увы,
Без гроша в кармане «au jeus de la Reine»,
Она уже знала три карты.
Их смело поставив одну за другой,
Вернула свое..., но какою ценой!
О карты, о карты, о карты!
Раз мужу те карты она назвала,
В другой раз их юный красавец узнал.
Но в эту же ночь, лишь осталась одна,
К ней призрак явился и грозно сказал:



Три карты три карты, три карты!»
ЧЕКАЛИНСКИЙ
Se nonè vero, è ben trovato.
(Слышен гром, наступает гроза.)
СУРИН
Забавно! Но графиня спать спокойно может:
Трудновато любовника ей пылкого сыскать.
ЧЕКАЛИНСКИЙ
Послушай, Герман, вот тебе отличный случай,
Чтобы играть без денег. Подумай-ка!
(Все смеются.)
ЧЕКАЛИНСКИЙ, СУРИН
«От третьего, кто пылко, страстно любя,
Придет, чтобы силой узнать от тебя
Три карты, три карты, три карты!»
(Уходят. Сильный удар грома. Гроза разыгрывается. Гуляющие торопятся в равные
стороны. Восклицания, крики.)
ХОР ГУЛЯЮЩИХ
Как быстро гроза наступила... Кто бы мог ожидать?..
Страсти какие... Удар за ударом громче, страшнее!
Бежимте скорей! Скорей бы к воротам поспеть!
(Все разбегаются. Гроза усиливается.)
(Издали.)
Ах, скорей домой!
Сюда бегите скорей!
(Сильный удар грома.)
ГЕРМАН
(задумчиво)
«Получишь смертельный удар ты
От третьего, кто пылко, страстно любя,

Группа поклонников Алексея Маркова
vk.com/alexeymarkovbaritone
Придет, чтобы силой узнать от тебя
Три карты, три карты, три карты!»
Ах, что мне в них, хотя бы и обладал я ими!
Погибло все теперь... Один остался я. Мне буря не
страшна!
Во мне самом все страсти проснулись с такой убийственною
силой,
Что этот гром ничто в сравнении! Нет, князь!
Пока я жив, тебе я не отдам ее.
Не знаю как, но отниму!
Гром, молния, ветер, при вас торжественно даю
Я клятву: она моею будет, иль умру!
(Убегает.)

КАРТИНА ВТОРАЯ

Комната Лизы. Дверь на балкон, выходящий в сад. Лиза за клавесином. Около нее
Полина. Подруги.
ЛИЗА И ПОЛИНА
Уж вечер... облаков померкнули края,
Последний луч зари на башнях умирает;
Последняя в реке блестящая струя
С потухшим небом угасает.
Все тихо: рощи спят; вокруг царит покой;
Простершись на траве под ивой наклоненной,
Внимаю, как журчит, сливаяся с рекой,
Поток, кустами осененный.
Как слит с прохладою растений аромат!
Как сладко в тишине у брега струй плесканье!
Как тихо веянье зефира по водам,
И гибкой ивы трепетанье!
ХОР ПОДРУГ
Обворожительно! Очаровательно!
Чудесно! Прелестно! Ах, чудно, хорошо!
Еще, mesdames, ещё, ещё.
ЛИЗА
Спой, Поля, нам одна.
ПОЛИНА
Одна?
Но что же спеть?
ХОР ПОДРУГ
Пожалуйста, что знаешь.
Ma chère, голубка, спой нам что-нибудь.
ПОЛИНА
Я спою любимый свой романс...
(Садится за клавесин, играет и поет с глубоким
чувством.)
Постойте... Как это? Да вспомнила!
Подруги милые, в беспечности игривой,
Под плясовой напев вы резвитесь в лугах!
И я, как вы, жила в Аркадии счастливой,
И я, на утре дней, в сих рощах и полях

Группа поклонников Алексея Маркова
vk.com/alexeymarkovbaritone
Минуты радости вкусила:
Любовь в мечтах златых мне счастие сулила,
Но что ж досталось мне в сих радостных местах?
Могила!
(Все тронуты и взволнованы.)
Вот вздумала я песню спеть слезливую такую?
Ну, с чего? И без того грустна ты что-то, Лиза,
В такой-то день! Подумай, ведь ты помолвлена, ай, ай, ай!
(Подругам.)
Ну, что вы все носы повесили? Веселую давайте,
Да русскую в честь жениха с невестой!
Ну, я начну, а вы мне подпевайте!
ХОР ПОДРУГ
И вправду, давайте веселую, русскую!
(Подруги бьют в ладоши. Лиза, не принимая участия в весельи, задумчиво стоит у
балкона.)
ПОЛИНА
(подруги ей подпевают)
Ну-ка, светик Машенька,
Ты потешь, попляши,
Ай, люли, люли,
Ты потешь, попляши.
Свои белы рученьки
Под бока подбери.
Ай

Опера в трех действиях и семи картинах; либретто М. И. Чайковского по одноименной повести А. С. Пушкина. Первая постановка: Петербург, Мариинский театр, 19 декабря 1890 года.

Действующие лица:

Герман (тенор), граф Томский (баритон), князь Елецкий (баритон), Чекалинский (тенор), Сурин (бас), Чаплицкий (тенор), Наруков (бас), графиня (меццо-сопрано), Лиза (сопрано), Полина (контральто), гувернантка (меццо- сопрано), Маша (сопрано), мальчик-командир (без пения). Действующие лица в интермедии: Прилепа (сопрано), Миловзор (Полина), Златогор (граф Томский). Нянюшки, гувернантки, кормилицы, гуляющие, гости, дети, игроки.

Действие происходит в Петербурге в конце XVIII века.

Действие первое. Картина первая

Летний сад весной. Два офицера, Чекалинский и Сурин, озабочены судьбой их друга Германа, который каждый вечер посещает игорные дома, хотя сам и не играет, так как очень беден. Появляется Герман в сопровождении графа Томского, которому он рассказывает о причине своего странного поведения: он влюблен в девушку, в незнакомку, и хочет выиграть крупную сумму денег, чтобы жениться на ней («Я имени ее не знаю»). Чекалинский и Сурин поздравляют князя Елецкого с предстоящей свадьбой. По саду проходит старая графиня в сопровождении той самой девушки, которую любит Герман. Узнав, что это и есть невеста князя, Герман глубоко потрясен. Женщины испуганы его видом (квинтет «Мне страшно»). Томский рассказывает историю о старой графине, некогда проигравшей в Париже все свое состояние. Тогда граф Сен-Жермен открыл ей три беспроигрышные карты. Офицеры, смеясь, советуют Герману попытать счастья. Начинается гроза. Герман клянется бороться за свою любовь.

Картина вторая

Комната Лизы. Она поет с подругой Полиной («Уж вечер»). Оставшись одна, Лиза раскрывает свои чувства: ее любит князь, но она не может забыть огненного взора незнакомца в саду («Откуда эти слезы?»; «О, слушай, ночь»). Словно услышав ее зов, Герман появляется на балконе. Он грозит убить себя, потому что Лиза обещана другому, но ведь так горячо любит ее только он («Прости небесное созданье»). Входит графиня, и девушка прячет влюбленного. Германа, подобно навязчивому видению, начинают преследовать три карты. Но оставшись наедине с Лизой, он чувствует, что счастлив лишь с ней.

Действие второе. Картина первая

Бал-маскарад в доме богатого сановника. Елецкий уверяет Лизу в своей любви («Я вас люблю»). Германа неотвязно преследует мысль о трех картах. Начинается музыкальная интермедия-пастораль («Мой миленький дружок»). По ее окончании Лиза дает Герману ключ от потайной двери, через которую он сможет проникнуть в ее комнату.

Картина вторая

Спальня графини. Ночь. Возле постели ее портрет в молодости в костюме пиковой дамы. Осторожно входит Герман. Он клянется вырвать у старухи секрет, даже если ему грозит ад. Раздаются шаги, и Герман прячется. Входят слуги, затем графиня, которую готовят ко сну. Отправив слуг, графиня засыпает в кресле. Неожиданно перед ней возникает Герман («Не пугайтесь! Ради бога, не пугайтесь!»). Он на коленях умоляет ее назвать три карты. Графиня, встав с кресла, молчит. Тогда Герман направляет на нее пистолет. Старуха падает. Герман убеждается, что она мертва.

Действие третье. Картина первая

Комната Германа в казармах. Лиза написала ему, что готова простить его. Но ум Германа занят другим. Он вспоминает похороны графини («Все те же думы, все тот же страшный сон»). Перед ним появляется ее призрак: из любви к Лизе она называет ему три волшебные карты: тройка, семерка, туз.

Картина вторая

На берегу Зимней канавки Лиза ждет Германа («Ах, истомилась, устала я»). Из его слов она понимает, что он виновен в смерти графини, что он безумен. Лиза хочет увести его с собой, но он отталкивает ее и убегает (дуэт «О да, миновали страданья»). Лиза бросается в реку.

Картина третья

Игорный дом. Герман торжествует победу («Что наша жизнь? Игра!»). Старуха была права: карты действительно волшебные. Но счастье изменяет Герману: в игру с ним вступает князь Елецкий. Герман открывает карту: пиковая дама. Партия проиграна, за столом сидит призрак графини. В ужасе Герман закалывается и умирает, прося у Лизы прощения.

Г. Маркези (в переводе Е. Гречаной)

ПИКОВАЯ ДАМА - опера П. Чайковского в 3 д. (7 к.), либретто М. Чайковского по одноименной повести А. Пушкина. Премьеры первых постановок: Петербург, Мариинский театр, 7 декабря 1890 г., под управлением Э. Направника; Киев, 19 декабря 1890 г., под управлением И. Прибика; Москва, Большой театр, 4 ноября 1891 г., под управлением И. Альтани.

Замысел «Пиковой дамы» возник у Чайковского в 1889 г. после знакомства с первыми картинами либретто, написанного его братом Модестом для композитора Н. Кленовского, который начал сочинение музыки, но по каким-то причинам не довел дело до конца. Во время совещания у директора императорских театров И. Всеволожского (декабрь 1889 г.) было решено, что вместо александровской эпохи действие будет перенесено в екатерининскую. Тогда же внесены были изменения в сцену бала и намечена сцена у Зимней канавки. Работа над оперой развертывалась с такой интенсивностью, что либреттист не поспевал за композитором, и в ряде случаев Петр Ильич создавал текст сам (плясовой песни во 2-й к., хора в 3-й, арии Елецкого «Я вас люблю», арии Лизы в 6-й к. и др.). Чайковский сочинял во Флоренции с 19 января по март 1890 г. Вчерне музыка написана за 44 дня; к началу июня была закончена и партитура. Вся опера возникла менее чем за пять месяцев!

«Пиковая дама» - вершина оперного творчества Чайковского, произведение, как бы обобщившее его высшие завоевания. Оно существенно отличается от повести Пушкина не только по сюжету, но и в трактовке характеров, социального положения героев. В повести и Лиза, бедная воспитанница Графини, и инженерный офицер Германн (у Пушкина это фамилия, и пишется она именно так) находятся на одной ступени социальной лестницы; в опере Лиза - внучка и наследница Графини. Пушкинский Германн - одержимый манией богатства честолюбец; для него Лиза лишь средство к богатству, возможность овладеть тайной трех карт. В опере тайна и богатство не цель, а средство, при помощи которого бедный офицер мечтает преодолеть отделяющую его от Лизы социальную пропасть. Во время борьбы оперного Германа за тайну трех карт сознанием его овладевает жажда наживы, средство подменяет цель, азарт извращает его нравственную природу, и, только умирая, он освобождается от безумия. Изменена и развязка. У Пушкина герой, потерпев неудачу, теряет рассудок - в опере он кончает с собой. Лиза в повести выходит замуж и сама обзаводится воспитанницей - в опере она кончает жизнь самоубийством. Либреттистом и композитором введены новые действующие лица (гувернантка, князь Елецкий), изменен характер некоторых сцен и атмосфера действия. Фантастика в повести дана несколько иронически (призрак Графини шаркает туфлями) - в опере фантастика полна жути. Несомненно, что образы Пушкина трансформированы, приобрели черты углубленного психологизма.

Неоднократно делались попытки сближения музыки «Пиковой дамы» с духовной атмосферой романов Достоевского. Сближение это не вполне точно. «Пиковая дама» - психологическая и социальная драма, в которой истинная любовь вступила в конфликт с социальным неравенством. Счастье Лизы и Германа неосуществимо в мире, в котором они живут,- лишь в пасторали бедные пастушка и пастушок соединяются вопреки воле Златогора. «Пиковая дама» продолжает и обогащает принципы лирической драмы, созданной в Евгении Онегине, переводя ее в трагедийный план. Можно заметить родственность образов Татьяны и Лизы, а в какой-то мере и Германа (1-й к.) с Ленским, близость жанровых сцен 4-й к. «Онегина» с некоторыми эпизодами 1-й к. «Пиковой дамы».

Однако между обеими операми больше различия, чем сходства. «Пиковая дама» связана с настроениями последних трех симфоний Чайковского (предваряет Шестую). В ней выступает, хотя и в ином обличье, тема рока, злой силы, губящей человека, которая играет существенную роль в музыкальной драматургии Четвертой и Пятой симфоний. В последние годы жизни Чайковского, как раньше Тургенева, тревожила и страшила черная бездна, небытие, означающее конец всего, и в том числе творчества. Мысль о смерти и страх смерти преследуют Германа, и несомненно, что композитор здесь передал герою собственные чувства. Тему смерти несет образ Графини - недаром таким ужасом при встрече с ней объят Герман. Но и сам он, связанный с нею «тайной силой», страшен Графине, ибо приносит ей гибель. И хотя Герман кончает жизнь самоубийством, он как бы повинуется чужой воле.

В воплощении темных и зловещих образов (кульминация их в 4-й и 5-й к.) Чайковский достиг высот, которых не знает мировая музыка. С той же мощью воплощено в музыке светлое начало любви. По чистоте и проникновенности, одухотворенности лирики «Пиковая дама» непревзойденна. Несмотря на то что жизнь Лизы загублена, как загублена и жизнь ее невольного убийцы, смерть бессильна уничтожить любовь, торжествующую в последний миг жизни Германа.

Гениальная опера, в которой все элементы слиты в неразрывное вокально-симфоническое целое, в первых прижизненных постановках не была раскрыта полностью, хотя Мариинский театр отдал «Пиковой даме» лучшие силы. Большой успех имели исполнители во главе с Н. Фигнером, который в свойственной ему ярко театральной, подчеркнуто экспрессивной, драматизированной манере убедительно и впечатляюще проводил партию Германа, заложив основы ее сценической традиции. Столь же экспрессивным было исполнение этой роли М. Медведевым (Киев, Москва), правда несколько мелодраматичное (от Медведева, в частности, идет истерический смех Германа в финале 4-й к.). В первых постановках, петербургской и московской, выдающегося успеха добились А. Крутикова и М. Славина в партии Графини. Однако общий строй спектаклей - нарядный, пышный - был далек от замысла композитора. И успех тоже казался внешним. Величие, грандиозность трагедийной концепции оперы, ее психологическая глубина раскрылись позднее. Оценка критики (за некоторыми исключениями) свидетельствовала о непонимании музыки. Но это не могло повлиять на сценическую судьбу великого произведения. Оно все более властно входило в репертуар театров, сравнявшись в этом отношении с Евгением Онегиным. Слава «Пиковой дамы» перешагнула рубеж. В 1892 г. опера была поставлена в Праге, в 1898-м - в Загребе, в 1900-м - в Дармштадте, в 1902-м - в Вене под управлением Г. Малера, в 1906-м - в Милане, в 1907-м - в Берлине, в 1909-м - в Стокгольме, в 1910-м - в Нью-Йорке, в 1911-м - в Париже (русскими артистами), в 1923-м - в Хельсинки, в 1926-м - в Софии, Токио, в 1927-м - в Копенгагене, в 1928-м - в Бухаресте, в 1931-м - в Брюсселе, в 1940-м - в Цюрихе, Милане и т. д. В дореволюционный период и позднее в нашей стране не было и нет оперного театра, в репертуаре которого отсутствовала бы «Пиковая дама». Последняя постановка за рубежом была осуществлена в Нью-Йорке в 2004 г. (дирижер В. Юровский; П. Доминго - Герман, Н. Путилин - Томский, В. Чернов - Елецкий).

В первом пятнадцатилетии XX в. в России выдвинулись первоклассные исполнители основных партий этой оперы, и среди них А. Давыдов, А. Боначич, И. Алчевский (Герман), отказавшиеся от мелодраматических преувеличений своих предшественников. Выдающихся результатов добился в работе над партитурой С. Рахманинов в бытность дирижером Большого театра. Преемниками его в истолковании «Пиковой дамы» были В. Сук (руководивший исполнением оперы до 20-х гг.), Э. Купер, А. Коутс, В. Дранишников и др. Из зарубежных дирижеров лучшими интерпретаторами явились Г. Малер и Б. Вальтер. Постановку осуществляли К. Станиславский, В. Мейерхольд, Н. Смолич и др.

Были наряду с удачами и спорные работы. К их числу относится спектакль 1935 г. в ленинградском Малом оперном театре (режиссер В. Мейерхольд). Созданное для него новое либретто ставило целью «приближение к Пушкину» (задача неосуществимая, так как у Чайковского была иная концепция), для чего партитура подверглась переработке. В предшествовавшей постановке Большого театра (1927, режиссер И. Лапицкий) все события оказывались видениями безумного воображения Германа.

Лучшие постановки «Пиковой дамы» проникнуты уважением к гениальной опере и дают глубокое ее истолкование. Среди них спектакли, осуществленные московским Большим театром в 1944 г. (режиссер Л. Баратов) и 1964-м (постановка Л. Баратова в новой редакции Б. Покровского; в том же году она была показана на гастролях в «Ла Скала»), ленинградским Театром им. Кирова в 1967-м (под управлением К. Симеонова; В. Атлантов - Герман, К. Словцова - Лиза). Среди исполнителей оперы за ее продолжительную жизнь - крупнейшие артисты: Ф. Шаляпин, П. Андреев (Томский); К. Держинская, Г. Вишневская, Т. Милашкина (Лиза); П. Обухова, И. Архипова (Полина); Н. Озеров, Н. Ханаев, Н. Печковский, Ю. Кипоренко-Даманский, Г. Нэлепп, 3. Анджапаридзе, В. Атлантов, Ю. Марусин, В. Галузин (Герман); С. Преображенская, Е. Образцова (Графиня); П. Лисициан, Д. Хворостовский (Елецкий) и др.

Наиболее интересные постановки последних лет - на Глайндборнском фестивале (1992, режиссер Г. Вик; Ю. Марусин - Герман), в московском театре «Новая опера» (1997, дирижер Е. Колобов, режиссер Ю. Любимов), в петербургском Мариинском театре (1998, дирижер В. Гергиев, режиссер А. Галибин; премьера - 22 августа в Баден-Бадене).

Опера была экранизирована в 1960 г. (режиссер Р. Тихомиров).

На сюжет повести Пушкина, правда очень свободно трактованной, написана опера Ф. Галеви.

"Пиковая дама" - шедевр, объединяющий двух мировых гениев, родившихся на русской земле: Александра Сергеевича Пушкина и Петра Ильича Чайковского.

Опера является одним из самых исполняемых русских сочинений за границей наряду с оперой "Борис Годунов" М. П. Мусоргского.

Сочинение А. С. Пушкина

Основа оперы - повесть Пушкина "Пиковая дама". Закончена была в 1833 году, и ее печатный публикационный дебют состоялся на следующий, 1834, год.

Сюжет носит мистический характер, затронуты такие темы, как фортуна, участь, высшие силы, жребий и рок.

Повесть имеет прототипов и реальную основу. Ее сюжет поэту подсказал молодой князь Голицын. Вот только в действительности живший, он после проигрыша в карточной игре смог отыграться, благодаря подсказке Натальи Петровны Голицыной - его бабки. Она получила данный совет от некого Сен-Жермена.

Вероятно, Пушкин писал повесть в селе Болдино Нижегородской области, но, к сожалению, рукописный оригинал не сохранился

Данная повесть - пожалуй, первое произведение, которое снискало успех не только в России, но и за рубежом еще при жизни поэта.

Действующие лица и сюжет

Основные герои "Пиковой дамы" Пушкина:

  • Инженер Германн является главным героем. Он ни разу не брал в руки карты, пока случайно не услышал о некой тайне трех карт, с помощью которых можно выиграть крупное состояние.
  • Анна Федотовна Томская - та самая хранительница желанного секрета.
  • Лиза - молодая наивная девушка и воспитанница, благодаря которой главный герой смог проникнуть в дом графини.

В ночь после похорон во сне Германну является призрак графини и все-таки оглашает тайну карт. Он не упускает возможности и садится за игру с обеспеченными противниками. Первый день оказывается удачным, и поставленная на 47 тысяч тройка дарит счастливцу победу.

На 2-й день фортуна в лице семерки снова поворачивается к нему лицом, и Германн вновь выходит из игры победителем.

На 3-й день уже окрыленный и предвкушающий полную победу Германн ставит абсолютно все на заветный туз и проигрывает. Открыв карту, он видит пиковую даму, которая таинственным образом начинает обретать черты сходства с умершей графиней.

Главный герой не выдерживает такой подлости и со временем теряет рассудок, а несчастная Лиза, забыв все это как страшный сон, выходит замуж за добропорядочного мужчину.

Опера "Пиковая дама"

Опера является одним из известнейших произведений Петра Ильича Чайковского. Она была написана в 1890 году. Произведение создано по мотивам одноименного сочинения А. С. Пушкина.

История создания

Композитор работал над ней во Флоренции, удивительно, но опера была написана всего за сорок четыре дня. Впрочем, замысел постановки музыкального произведения на сцене Мариинского театра возник гораздо раньше и принадлежал И. А. Всеволожскому. Первоначально переговоры о создании оперы вели с другими композиторами - Кленовским Н. С. и Вилламовым А. А. Позже, в 1887 году, состоялся первый разговор Всеволожского с Чайковским. Композитор отказался наотрез от работы над оперой. Однако вместо него за дело взялся его младший брат - Модест Ильич (талантливый либреттист). Постепенно изменилось отношение к опере и у Петра Ильича, и в 1889 году, композитор переосмыслил свое решение, и, бросив свои дела, изучил либретто (литературный фундамент, на базе которого создаются вокальные и балетные сочинения), написанное его младшим братом. В январе 1890 года он, находясь в Италии, начал работу над оперой.

Работа началась в бурном и энергичном темпе, композитор даже сам написал текст к двум своим ариям (героя Елецкого во II действии и героини Лизы в III). Позже в сочинение Чайковский добавил 7-е действие - застольную песню Германа.

Премьера мирового масштаба состоялась 19 декабря 1890 года в знаменитейшем Мариинском театре под руководством дирижера Эдуарда Направника.

Московский дебют состоялся осенью 1891 года в Большом театре, дирижировал Ипполит Альтани.

Опера имела успех у публики, и было решено отправиться с ней на гастроли в Европу и Америку. 11 октября 1892 года состоялась премьера за границей, в Праге, в чешском переводе.

Модест Чайковский, взяв за основу повесть Пушкина, сохранил всех главных действующих героев и сюжет в целом, но, несмотря на это, либретто значительно отличалось от литературного оригинала:

  • Герман испытывал к Лизе настоящую, искреннюю и пылкую любовь. Для сравнения - в повести главный герой лишь использовал наивность и чувства девушки.
  • Елизавета - далеко не бедная воспитанница старухи, а ее богатая преемница с внушительным наследством, которое досталось ей после кончины графини. Это не несчастная и безмолвная натура, а наоборот - пылко любящая и страстная девушка, готовая пойти на все ради главного героя.
  • Герман не просто сходит с ума, а заканчивает свою жизнь самоубийством после сокрушительного проигрыша в карты.
  • Лиза принимает решение отречься от новоиспеченного мужа Елецкого и умирает, не имя сил пережить безумия своего возлюбленного.

Либретто "Пиковой дамы" написано в стихах, а произведение А. С. Пушкина - в прозе. Помимо важных деталей, вокальный текст отличается и эмоциональным посылом. Чайковский трепетно переживает судьбу каждого героя, пропуская их чувства через самого себя. Пушкин же описывал обстановку в стиле светского юмора и относился к героям весьма равнодушно.

Стоит отметить, что в либретто "Пиковой дамы" имя главного героя пишут с одной буквой «н». Дело все в том, что в сочинении Пушкина Германн - это, вероятно, фамилия немецкого происхождения, потому и удвоена согласная. В либретто же происхождение его неизвестно, вследствие чего можно сделать вывод, что это его имя.

Каждое в отдельности

Опера состоит из 7 картин в 3 действиях. События происходят в конце XVIII столетия в городе Петербурге.

Ниже представлено либретто оперы "Пиковая дама" по действиям.

Действие первое

Первая картина. В летнем саду происходит диалог между офицерами Суриным и Чекалинским. Они рассуждают о загадочных поступках друга Германа, который все свое время посвящает игральному дому, но сам при этом не берется за карты. Спустя некоторое время показывается и сам главный герой в компании Томского - графа поместья. Он рассказывает о своих страстных чувствах к девушке, даже не имея представления о ее имени. В этот момент появляется Елецкий и сообщает о скорой помолвке. Герман с ужасом осознает, что она - тот самый объект его вожделения, когда видит Томскую со своей подопечной Лизой. Обе дамы испытывают тревожные чувства, ощутив на себе заинтересованный взгляд главного героя.

Граф Томский рассказывает анекдот про графиню, которая в далекой юности потерпела фиаско, проиграв все состояние. От Сен-Жермена она узнает о тайне трех карт, взамен подарив ему одно свидание. В результате она смогла вернуть себе свое состояние. После данной "смешной" истории светские приятели Сурин с Чекалинским в шутку предлагают Герману пойти по тому же пути. Но ему это неинтересно, все его мысли сосредоточены на объекте любви.

Вторая картина. В преддверии ночи Лиза сидит в печальном настроении. Подруги пытаются успокоить девушку, но все их попытки напрасны. Лишь оставшись наедине с самой собой, она признается в страстных чувствах к неизвестному молодому человеку. В подходящий момент является тот самый незнакомец и изливает душевную боль, умоляя девушку ответить на его чувства. В ответ у нее катятся слезы, слезы сожаления и сочувствия. Непреднамеренное свидание прерывает графиня, и спрятавшийся Герман при виде старухи вдруг вспоминает о тайне трех карт. После ее ухода Лиза признается в ответных чувствах.

Действие второе

Третья картина. События происходят на балу, где Елецкий, обеспокоенный равнодушием своей будущей невесты, пылко признается ей в любви, но при этом не ограничивает свободу девушки. Друзья Германа, надев маски, продолжают издеваться над ним, но герою эти шутки совсем не по душе. Лиза отдает ему ключи от комнаты графини, и Герман воспринимает ее поступок как намек самой судьбы.

Четвертая картина. Главный герой, пробравшись в комнату графини Томской, заглядывается на ее портрет, ощущая зловещую роковую энергетику. Дождавшись старуху, Герман умоляет открыть ему желанную тайну, однако графиня остается неподвижной. Не выдержав молчания, он решается на шантаж с помощью пистолета, но несчастная женщина сразу валится без чувств. На звук прибегает Лиза и понимает, что Герману была нужна лишь разгадка трех карт.

Действие третье

Пятая картина. Герман, находясь в казарме, читает письмо от Лизы, в котором она назначает ему встречу. В памяти оживают воспоминания похорон графини. Вдруг за окном слышится стук. Свеча потухает, и Герману видится ожившая Томская, которая не по своей воле открывает ему тайну трех карт.

Шестая картина. Елизавета, ожидая свидания на набережной, испытывает сомнения и окончательно теряет надежду увидеть возлюбленного. Но, на ее удивление, появляется Герман. Спустя некоторое время Лиза замечает, что с ним что-то неладное и убеждается в его виновности. Герман, одержимый выигрышем, покидает место встречи. Не в силах выдержать всю боль разочарования, девушка кидается в воду.

Седьмая картина. Игровое веселье прерывает разгоряченный Герман. Он предлагает сыграть в карты и одерживает победу в первых двух партиях. В третий раз его противником становится князь Елецкий, но потерявшему рассудок Герману уже все равно. По сюжету «Пиковой дамы», с тремя картами (тройка, семерка и туз) старой графини удалось выиграть. Герман был близок к победе, зная этот секрет. Однако вместо должного туза в его руках оказывается дама пик, в изображении которой ему видятся черты умершей старухи.

Не в силах выдержать всего происходящего, главный герой закалывает самого себя, и в прозревшем (на оставшиеся несколько секунд) сознании возникает образ его светлой невинной любви - Лизы. "Красавица! Богиня! Ангел!" - доносятся последние слова из уст главного героя.

Состав и вокальные партии

В опере «Пиковая дама» задействовано 24 вокалиста, помимо сольных исполнителей важную роль играет хор, а также опора всего процесса - оркестр.

Каждый действующий герой имеют свою партию, написанную под определенный тембр голоса:

  • Герман являлся тенором;
  • Лиза имела звонкое и легкое сопрано;
  • Графиня (Пиковая дама) обладала низким меццо или контральто;
  • Томский с Елецким - баритоны.

Из I действия знаменита ария Германа "Прости, небесное создание", а из II - ария Елецкого "Я вас люблю".

В III действии невозможно не отметить невероятной звучности арию Лизы "Ах, истомилась я горем" и завершающую Германа со знаменитой, уже ставшей крылатым выражением, фразой: "Что наша жизнь? Игра!".

Подводя итог

Опера "Пиковая дама" Петра Чайковского - одна из вершин мирового оперного искусства, удивительное по силе и глубине музыкально-драматическое произведение. Некоторые детали сюжета были изменены, но, что действительно важно - иные акценты, смысл которых обострить конфликты «жизнь - смерть», «человек - судьба», «любовь - игра».

Благодаря не только Петру, но и Модесту Чайковскому - автору либретто "Пиковой дамы" - опера стала мировым шедевром.

Модест Чайковский, на десять лет моложе брата Петра, не известен как драматург за пределами России за исключением либретто «Пиковой дамы» по Пушкину, положенного на музыку в начале 1890 года. Сюжет оперы был предложен дирекцией императорских Петербургских театров, вознамерившейся представить грандиозный спектакль из эпохи Екатерины II. Когда Чайковский принялся за работу, он внес изменения в либретто и сам частично написал поэтический текст, введя в него также стихи поэтов - современников Пушкина. Текст сцены с Лизой у Зимней канавки полностью принадлежит композитору. Наиболее зрелищные сцены были им сокращены, но тем не менее они придают эффектность опере и составляют фон развития действия. И даже эти сцены Чайковский обработал мастерски, чему пример - текст, вводящий хор славления царицы,- финальный хор первой картины второго действия.

Таким образом, он приложил много сил для создания подлинной атмосферы того времени. Во Флоренции, где были написаны эскизы оперы и сделана часть оркестровки, Чайковский не расставался с музыкой XVIII века эпохи «Пиковой дамы» (Гретри, Монсиньи, Пиччинни, Сальери) и писал в своем дневнике: «По временам казалось, что я живу в XVIII веке и что дальше Моцарта ничего не было». Разумеется, Моцарт в его музыке уже не так молод. Но кроме подражания - с неизбежной долей сухости - узорам рококо и воскрешения дорогих галантно-неоклассических форм, композитор полагался прежде всего на свою обостренную восприимчивость. Его лихорадочное состояние во время создания оперы выходило за пределы обычного напряжения. Быть может, в одержимом Германе, требующем от графини назвать три карты и тем обрекающим себя на смерть, ему виделся он сам, а в графине - его покровительница баронесса фон Мекк. Их странные, единственные в своем роде отношения, поддерживавшиеся только в письмах, отношения словно двух бесплотных теней, закончились разрывом как раз в 1890 году.

Развертывание действия, все более устрашающего, отличается гениальной техникой Чайковского, который соединяет законченные, независимые, но тесно связанные между собой сцены: второстепенные события (внешне уводящие в сторону, на самом же деле необходимые для целого) чередуются с узловыми, составляющими основную интригу. Можно различить пять стержневых тем, которые композитор использует как вагнеровские лейтмотивы. Четыре тесно связаны между собой: тема Германа (нисходящая, мрачная), тема трех карт (предвосхищающая Шестую симфонию), тема любви Лизы («тристановская», по определению Гофмана) и тема судьбы. Особняком стоит тема графини, основанная на повторении трех нот равной длительности.

Партитура отличается рядом особенностей. Колорит первого акта близок «Кармен» (особенно марш мальчиков), здесь же выделяется задушевное ариозо Германа, вспоминающего Лизу. Затем действие внезапно переносится в гостиную конца XVIII - начала XIX века, в которой звучит патетический дуэт, колеблющийся между мажором и минором, с обязательными флейтами в сопровождении. В появлении Германа перед Лизой чувствуется власть судьбы (ив его мелодии что-то напоминает «Силу судьбы» Верди); графиня вносит могильный холод, и зловещая мысль о трех картах отравляет сознание молодого человека. В сцене его встречи со старухой бурные, отчаянные речитатив и ария Германа, сопровождаемые злобными, повторяющимися звуками деревянных, знаменуют крах несчастного, который теряет рассудок в следующей сцене с призраком, воистину экспрессионистской, с отголосками «Бориса Годунова» (но с более богатым оркестром). Затем следует смерть Лизы: очень нежная сочувствующая мелодия звучит на ужасном погребальном фоне. Смерть Германа менее величава, но не без трагического достоинства. Это двойное самоубийство еще раз свидетельствует о декадентском романтизме композитора, заставившем трепетать столько сердец и до сих пор составляющем самую популярную сторону его музыки. Однако за этой страстной и трагической картиной скрывается формальная конструкция, унаследованная еще от неоклассицизма. Чайковский хорошо написал об этом в 1890 году: «Моцарт, Бетховен, Шуберт, Мендельсон, Шуман сочиняли свои бессмертные творения совершенно так, как сапожник шьет сапоги». Таким образом, на первом месте стоит мастерство ремесленника и лишь затем - вдохновение. Что касается «Пиковой дамы», она сразу же была принята публикой как огромная удача композитора.

Г. Маркези (в переводе Е. Гречаной)

История создания

Сюжет пушкинской «Пиковой дамы» не сразу заинтересовал Чайковского. Однако со временем эта новелла все более овладевала его воображением. Особенно взволновала Чайковского сцена роковой встречи Германа с графиней. Ее глубокий драматизм захватил композитора, вызвав горячее желание написать оперу. Сочинение было начато во Флоренции 19 февраля 1890 года. Опера создавалась, по словам композитора, «с самозабвением и наслаждением» и была закончена в предельно короткий срок - сорок четыре дня. Премьера состоялась в Петербурге в Мариинском театре 7 (19) декабря 1890 года и имела огромный успех.

Вскоре после опубликования своей новеллы (1833) Пушкин записал в дневнике: «Моя «Пиковая дама» в большой моде. Игроки понтируют на тройку, семерку, туза». Популярность повести объяснялась не только занимательностью фабулы, но и реалистическим воспроизведением типов и нравов петербургского общества начала XIX столетия. В либретто оперы, написанном братом композитора М. И. Чайковским (1850-1916), содержание пушкинской повести во многом переосмыслено. Лиза из бедной воспитанницы превратилась в богатую внучку графини. Пушкинский Герман - холодный, расчетливый эгоист, охваченный одной лишь жаждой обогащения, предстает в музыке Чайковского как человек с огненным воображением и сильными страстями. Различие общественного положения героев внесло в оперу тему социального неравенства. С высоким трагедийным пафосом в ней отражены судьбы людей в обществе, подчиненном беспощадной власти денег. Герман - жертва этого общества; стремление к богатству незаметно становится у него навязчивой идеей, заслоняющей любовь к Лизе и приводящей его к гибели.

Музыка

Опера «Пиковая дама» - одно из величайших произведений мирового реалистического искусства. Эта музыкальная трагедия потрясает психологической правдивостью воспроизведения мыслей и чувств героев, их надежд, страданий и гибели, яркостью картин эпохи, напряженностью музыкально-драматического развития. Характерные черты стиля Чайковского получили здесь свое наиболее полное и совершенное выражение.

В основе оркестрового вступления три контрастных музыкальных образа: повествовательный, связанный с балладой Томского, зловещий, рисующий образ старой Графини, и страстно-лирический, характеризующий любовь Германа к Лизе.

Первый акт открывается светлой бытовой сценой. Хоры нянюшек, гувернанток, задорный марш мальчиков выпукло оттеняют драматизм последующих событий. В ариозо Германа «Я имени ее не знаю», то элегически-нежном, то порывисто-взволнованном, запечатлены чистота и сила его чувства. Дуэт Германа и Елецкого сталкивает резко контрастные состояния героев: страстные жалобы Германа «Несчастный день, тебя я проклинаю» переплетается со спокойной, размеренной речью князя «Счастливый день, тебя благословляю». Центральный эпизод картины - квинтет «Мне страшно!» - передает мрачные предчувствия участников. В балладе Томского зловеще звучит припев о трех таинственных картах. Бурной сценой грозы, на фоне которой звучит клятва Германа, завершается первая картина.

Вторая картина распадается на две половины - бытовую и любовно-лирическую. Идиллический дуэт Полины и Лизы «Уж вечер» овеян светлой грустью. Мрачно и обреченно звучит романс Полины «Подруги милые». Контрастом ему служит живая плясовая песня «Ну-ка, светик-Машенька». Вторую половину картины открывает ариозо Лизы «Откуда эти слезы» - проникновенный монолог, полный глубокого чувства. Тоска Лизы сменяется восторженным признанием «О, слушай, ночь». Нежно печальное и страстное ариозо Германа «Прости, небесное созданье» прерывается появлением Графини: музыка приобретает трагический оттенок; возникают острые, нервные ритмы, зловещие оркестровые краски. Вторая картина завершается утверждением светлой темы любви. В третьей картине (второй акт) фоном развивающейся драмы становятся сцены столичного быта. Начальный хор в духе приветственных кантат екатерининской эпохи - своеобразная заставка картины. Ария князя Елецкого «Я вас люблю» обрисовывает его благородство и сдержанность. Пастораль «Искренность пастушки» - стилизация музыки XVIII века; изящные, грациозные песни и танцы обрамляют идиллический любовный дуэт Прилепы и Миловзора. В финале в момент встречи Лизы и Германа в оркестре звучит искаженная мелодия любви: в сознании Германа наступил перелом, отныне им руководит не любовь, а неотвязная мысль о трех картах. Четвертая картина, центральная в опере, насыщена тревогой и драматизмом. Она начинается оркестровым вступлением, в котором угадываются интонации любовных признаний Германа. Хор приживалок («Благодетельница наша») и песенка Графини (мелодия из оперы Гретри «Ричард Львиное Сердце») сменяются музыкой зловеще затаенного характера. Ей контрастирует проникнутое страстным чувством ариозо Германа «Если когда-нибудь знали вы чувство любви».

В начале пятой картины (третий акт) на фоне заупокойного пения и завывания бури возникает возбужденный монолог Германа «Все те же думы, все тот же страшный сон». Музыка, сопровождающая появление призрака Графини, завораживает мертвенной неподвижностью.

Оркестровое вступление шестой картины окрашено в мрачные тона обреченности. Широкая, свободно льющаяся мелодия арии Лизы «Ах, истомилась, устала я» близка русским протяжным песням; вторая часть арии «Так это правда, со злодеем» полна отчаяния и гнева. Лирический дуэт Германа и Лизы «О да, миновали страданья» - единственный светлый эпизод картины. Он сменяется замечательной по психологической глубине сценой бреда Германа о золоте. О крушении надежд говорит возвращение музыки вступления, звучащей грозно и неумолимо.

Седьмая картина начинается бытовыми эпизодами: застольной песней гостей, легкомысленной песней Томского «Если б милые девицы» (на слова Г. Р. Державина). С появлением Германа музыка становится нервно-возбужденной. Тревожно-настороженный септет «Здесь что-нибудь не так» передает волнение, охватившее игроков. Упоение победой и жестокая радость слышатся в арии Германа «Что наша жизнь? Игра!». В предсмертную минуту его мысли вновь обращены к Лизе, - в оркестре возникает трепетно-нежный образ любви.

Эта опера - вершина творчества Чайковского. Она была сочинена им за 44 дня. С потрясающей мощью композитор сумел воплотить в музыку силу человеческих страстей. По сравнению с повестью, коллизии сюжета в опере более драматизированы (так, например, Лиза у Пушкина не кончает собой, а выходит замуж, Герман попадает в психиатрическую больницу).

Музыкальный язык Чайковского в этом произведении обогатился рядом гармонических и ритмических находок (особенно во 2-й картине 2 д.). К музыкальным шедеврам относятся такие эпизоды оперы, как баллада Томского Однажды в Версале (1 д.), ария Лизы Откуда эти слёзы (1 д.), ария Германа Прости, небесное созданье (1 д.), Сцена в спальне Графини (2 д.), ариозо Лизы Уж полночь близится и ария Германа Что наша жизнь? (3 д.) и др.

Опера была с успехом поставлена во многих странах мира (среди них отметим спектакль 1902 в Венской опере п/у Малера). Крупнейшим событием стал спектакль Большого театра в 1904 году п/у Рахманинова. Среди лучших исполнителей на русской сцене партии Германа Алчевский, Печковский, Лизы - Держинская, Вишневская.

Публикации

Провинциальные театры на «Золотой маске» 05.04.2013 в 22:10«Пиковая дама» в Венской Штаатсопер (operanews.ru) 27.01.2013 в 22:27Новые вводы в «Пиковой даме» Театра Станиславского и Немировича-Данченко (operanews.ru) 21.10.2012 в 17:17Великая опера Чайковского в Астрахани (operanews.ru) 08.07.2012 в 13:06«Пиковая дама» в Большом (operanews.ru) 03.06.2012 в 15:47Петер Конвичный поставил в Граце «Пиковую даму» Чайковского (operanews.ru) 15.04.2012 в 17:11«Пиковая дама» в Париже (operanews.ru) 11.03.2012 в 16:10«Пиковая дама» с успехом идет в Стокгольме 02.09.2009 в 11:18Опера «Пиковая дама» в Большом театре 08.10.2007 в 13:22

Действующие лица:

Герман тенор
Граф Томский баритон
Князь Елецкий баритон
Чекалинский тенор
Сурин тенор
Чаплицкий бас
Нарумов бас
Распорядитель тенор
Графиня меццо-сопрано
Лиза сопрано
Полина контральто
Гувернантка меццо-сопрано
Маша сопрано
Мальчик-командир без пения

Действующие лица в интермедии:

Прилепа сопрано
Миловзор (Полина) контральто
Златогор (граф Томский) баритон

Нянюшки, гувернантки, кормилицы, гуляющие, гости, дети, игроки и пр.

Действие происходит в Петербурге в конце XVIII века.

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ

Сюжет пушкинской «Пиковой дамы» не сразу заинтересовал . Однако со временем эта новелла все более овладевала его воображением. Особенно взволновала сцена роковой встречи Германа с графиней. Ее глубокий драматизм захватил композитора, вызвав горячее желание написать оперу. Сочинение было начато во Флоренции 19 февраля 1890 года. Опера создавалась, по словам композитора, «с самозабвением и наслаждением» и была закончена в предельно короткий срок - сорок четыре дня. Премьера состоялась в Петербурге в Мариинском театре 7 (19) декабря 1890 года и имела огромный успех.

Вскоре после опубликования своей новеллы (1833) Пушкин записал в дневнике: «Моя «Пиковая дама» в большой моде. Игроки понтируют на тройку, семерку, туза». Популярность повести объяснялась не только занимательностью фабулы, но и реалистическим воспроизведением типов и нравов петербургского общества начала XIX столетия. В либретто оперы, написанном братом композитора М. И. Чайковским (1850-1916), содержание пушкинской повести во многом переосмыслено. Лиза из бедной воспитанницы превратилась в богатую внучку графини. Пушкинский Герман - холодный, расчетливый эгоист, охваченный одной лишь жаждой обогащения, предстает в музыке как человек с огненным воображением и сильными страстями. Различие общественного положения героев внесло в оперу тему социального неравенства. С высоким трагедийным пафосом в ней отражены судьбы людей в обществе, подчиненном беспощадной власти денег. Герман - жертва этого общества; стремление к богатству незаметно становится у него навязчивой идеей, заслоняющей любовь к Лизе и приводящей его к гибели.

СЮЖЕТ

Петербург. На залитых солнцем аллеях Летнего сада много гуляющих, дети играют под присмотром нянюшек и гувернанток. Сурин и Чекалинский беседуют о своем приятеле Германе: все ночи напролет, мрачный и молчаливый, он проводит в игорном доме, но не прикасается к картам. Странным поведением Германа удивлен и граф Томский. Ему Герман открывает тайну: он страстно влюблен в прекрасную незнакомку, но она богата, знатна и принадлежать ему не может. К друзьям присоединяется князь Елецкий. Он сообщает о своей предстоящей женитьбе. В сопровождении старой Графини приближается Лиза, в которой Герман узнает свою избранницу; в отчаянии он убеждается, что Лиза - невеста Елецкого. При виде мрачной фигуры Германа, его пылающего страстью взора зловещие предчувствия охватывают Графиню и Лизу. Тягостное оцепенение рассеивает Томский. Он рассказывает светский анекдот о Графине. В дни молодости она однажды проиграла в Париже все свое состояние. Ценой любовного свидания молодая красавица узнала тайну трех карт и, поставив на них, вернула проигрыш. Сурин и Чекалинский решают подшутить над Германом - они предлагают ему узнать у старухи тайну трех карт. Но мысли Германа поглощены Лизой. Начинается гроза. В бурном порыве страсти Герман клянется добиться любви Лизы или погибнуть. Комната Лизы. Вечереет. Свою опечаленную подругу девушки развлекают русской пляской. Оставшись одна, Лиза поверяет ночи, что любит Германа. Неожиданно Герман появляется на балконе. Он пылко признается Лизе в любви. Стук в дверь прерывает свидание. Входит старая Графиня. Скрывшийся за портьерой Герман вспоминает о тайне трех карт. После ухода Графини жажда жизни и любви с новой силой пробуждается в нем. Лиза охвачена ответным чувством.

Бал-маскарад в доме богатого столичного сановника. Князь Елецкий, встревоженный холодностью невесты, уверяет ее в своей любви и преданности. Среди гостей Герман. Замаскированные Чекалинский и Сурин продолжают подшучивать над приятелем; их таинственное нашептывание о магических картах угнетающе действует на его расстроенное воображение. Начинается представление - пастораль «Искренность пастушки». По окончании представления Герман сталкивается со старой Графиней; снова мысль о богатстве, которое сулят три карты, овладевает Германом. Получив от Лизы ключи от потайной двери, он решает выведать у старухи тайну.

Ночь. Пустая спальня Графини. Входит Герман; он с волнением всматривается в портрет Графини в молодости, но, заслышав приближающиеся шаги, прячется. В сопровождении приживалок возвращается Графиня. Недовольная балом, она предается воспоминаниям о прошлом и засыпает. Неожиданно перед ней появляется Герман. Он умоляет открыть тайну трех карт. Но старая Графиня молчит. Взбешенный Герман грозит пистолетом; испуганная старуха падает замертво. Герман в отчаянии. Близкий к безумию, он не слышит упреков прибежавшей на шум Лизы. Лишь одна мысль владеет им: Графиня мертва, а тайны он не узнал.

Комната Германа в казармах. Поздний вечер. Герман в задумчивости перечитывает письмо Лизы: она просит его прийти в полночь на свидание. Герман снова переживает случившееся, в его воображении встают картины смерти и похорон старухи. В вое ветра ему слышится заупокойное пение. Германа охватывает ужас. Он хочет бежать, но ему мерещится призрак Графини. Она называет заветные карты: «Тройка, семерка, туз». Герман повторяет их как в бреду.

Зимняя канавка. Здесь Лиза должна встретиться с Германом. Она хочет верить, что любимый не виновен в смерти Графини. Башенные часы бьют полночь. Лиза теряет последнюю надежду. Наконец появляется Герман. Охваченный маниакальной идеей выигрыша, он машинально повторяет за Лизой слова любви. Из его несвязного рассказа Лиза в ужасе убеждается, что он убийца старухи. В порыве безумия Герман отталкивает Лизу и с криком: «В игорный дом!» - убегает. В отчаянии Лиза бросается в воду.

Игорный дом. Идет игра. Герман одну за другой ставит две карты, названные Графиней, и выигрывает. Все ошеломлены. Упоенный победой, Герман ставит на карту весь выигрыш. Вызов Германа принимает князь Елецкий. Герман объявляет туза, но вместо туза в руках его оказывается дама пик. В исступлении смотрит он на карту, в ней ему чудится дьявольская усмешка старой Графини. В припадке безумия он кончает с собой. В последнюю минуту в сознании Германа возникает светлый образ Лизы. С ее именем на устах он умирает.

МУЗЫКА

Опера «Пиковая дама» - одно из величайших произведений мирового реалистического искусства. Эта музыкальная трагедия потрясает психологической правдивостью воспроизведения мыслей и чувств героев, их надежд, страданий и гибели, яркостью картин эпохи, напряженностью музыкально-драматического развития. Характерные черты стиля получили здесь свое наиболее полное и совершенное выражение.

В основе оркестрового вступления три контрастных музыкальных образа: повествовательный, связанный с балладой Томского, зловещий, рисующий образ старой Графини, и страстно-лирический, характеризующий любовь Германа к Лизе.

Первый акт открывается светлой бытовой сценой. Хоры нянюшек, гувернанток, задорный марш мальчиков выпукло оттеняют драматизм последующих событий. В ариозо Германа «Я имени ее не знаю», то элегически-нежном, то порывисто-взволнованном, запечатлены чистота и сила его чувства. Дуэт Германа и Елецкого сталкивает резко контрастные состояния героев: страстные жалобы Германа «Несчастный день, тебя я проклинаю» переплетается со спокойной, размеренной речью князя «Счастливый день, тебя благословляю». Центральный эпизод картины - квинтет «Мне страшно!» - передает мрачные предчувствия участников. В балладе Томского зловеще звучит припев о трех таинственных картах. Бурной сценой грозы, на фоне которой звучит клятва Германа, завершается первая картина.

Вторая картина распадается на две половины - бытовую и любовно-лирическую. Идиллический дуэт Полины и Лизы «Уж вечер» овеян светлой грустью. Мрачно и обреченно звучит романс Полины «Подруги милые». Контрастом ему служит живая плясовая песня «Ну-ка, светик-Машенька». Вторую половину картины открывает ариозо Лизы «Откуда эти слезы» - проникновенный монолог, полный глубокого чувства. Тоска Лизы сменяется восторженным признанием «О, слушай, ночь». Нежно печальное и страстное ариозо Германа «Прости, небесное созданье» прерывается появлением Графини: музыка приобретает трагический оттенок; возникают острые, нервные ритмы, зловещие оркестровые краски. Вторая картина завершается утверждением светлой темы любви. В третьей картине (второй акт) фоном развивающейся драмы становятся сцены столичного быта. Начальный хор в духе приветственных кантат екатерининской эпохи - своеобразная заставка картины. Ария князя Елецкого «Я вас люблю» обрисовывает его благородство и сдержанность. Пастораль «Искренность пастушки» - стилизация музыки XVIII века; изящные, грациозные песни и танцы обрамляют идиллический любовный дуэт Прилепы и Миловзора. В финале в момент встречи Лизы и Германа в оркестре звучит искаженная мелодия любви: в сознании Германа наступил перелом, отныне им руководит не любовь, а неотвязная мысль о трех картах. Четвертая картина, центральная в опере, насыщена тревогой и драматизмом. Она начинается оркестровым вступлением, в котором угадываются интонации любовных признаний Германа. Хор приживалок («Благодетельница наша») и песенка Графини (мелодия из оперы Гретри «Ричард Львиное Сердце») сменяются музыкой зловеще затаенного характера. Ей контрастирует проникнутое страстным чувством ариозо Германа «Если когда-нибудь знали вы чувство любви».

В начале пятой картины (третий акт) на фоне заупокойного пения и завывания бури возникает возбужденный монолог Германа «Все те же думы, все тот же страшный сон». Музыка, сопровождающая появление призрака Графини, завораживает мертвенной неподвижностью.

Оркестровое вступление шестой картины окрашено в мрачные тона обреченности. Широкая, свободно льющаяся мелодия арии Лизы «Ах, истомилась, устала я» близка русским протяжным песням; вторая часть арии «Так это правда, со злодеем» полна отчаяния и гнева. Лирический дуэт Германа и Лизы «О да, миновали страданья» - единственный светлый эпизод картины. Он сменяется замечательной по психологической глубине сценой бреда Германа о золоте. О крушении надежд говорит возвращение музыки вступления, звучащей грозно и неумолимо.

Седьмая картина начинается бытовыми эпизодами: застольной песней гостей, легкомысленной песней Томского «Если б милые девицы» (на слова Г. Р. Державина). С появлением Германа музыка становится нервно-возбужденной. Тревожно-настороженный септет «Здесь что-нибудь не так» передает волнение, охватившее игроков. Упоение победой и жестокая радость слышатся в арии Германа «Что наша жизнь? Игра!». В предсмертную минуту его мысли вновь обращены к Лизе, - в оркестре возникает трепетно-нежный образ любви.