Образ Дарьи Пинигиной в повести Распутина «Прощание с Матерой. Пересказ и характеристика произведения "Прощание с Матерой" Распутина В.Г

Время не стоит на месте. Общество и сама жизнь постоянно движутся вперед, внося свои коррективы в уже устоявшиеся правила. Вот только происходит это у всех по-разному и не всегда в соответствии с законами морали и совести.

Повесть «Прощание с Матерой» В. Распутина - образец того, как новые веяния идут вразрез с нравственными устоями, как прогресс в буквальном смысле «поглощает» человеческие души. Произведение, появившееся в середине 70-х годов прошлого века, затрагивает множество важных проблем, не потерявших актуальности и сегодня.

История создания повести

Вторая половина 20-го века стала насыщенным на перемены временем в истории страны. А достижения научно-технической отрасли, способствовавшие переходу на более высокую степень развития, часто приводили к серьезным противоречиям в обществе. Один из таких примеров - строительство мощной электростанции, недалеко от родного села писателя, Аталанки. В результате, оно попало в зону затопления. Казалось бы, какой пустяк: разрушить небольшое село ради того, чтобы принести немалую пользу всей стране. Вот только о судьбе его старых жителей никто не подумал. Да и экологический баланс в результате вмешательства в естественный ход развития природы был нарушен.

Эти события не могли не затронуть душу писателя, чьи детство и юность прошли в глубинке, в прямой связи со сложившимися традициями и устоями. Поэтому повесть Распутина «Прощание с Матерой» - это еще и горькие размышления по поводу того, что пришлось пережить автору самому.

Сюжетная основа

Действие начинается весной, но символическое понимание этого времени как зарождения новой жизни в данном случае неприменимо. Напротив, именно в этот момент деревню облетает новость о скором ее затоплении.

В центре повести - трагические судьбы ее коренных жителей: Дарьи, Настасьи, Катерины, «старинных старух», мечтавших закончить здесь свой век и приютивших никому не нужного Богодула (возникают ассоциации с юродивым, странником, божьим человеком). И вот все рушится для них. Ни рассказы о благоустроенной квартире в новом поселке на берегу Ангары, ни пламенные речи молодых (Андрея - внука Дарьи), что это нужно стране, не могут убедить их в целесообразности уничтожения родного дома. Старухи каждый вечер собираются на чашку чая, словно пытаются насладиться общением друг с другом перед расставанием. Прощаются с каждым уголком природы, таким дорогим сердцу. Дарья все это время пытается по крупицам восстановить жизнь, свою и деревни, старается ничего не упустить: ведь для нее «вся правда в памяти».

За всем этим величественно наблюдает никому не видимый Хозяин: и ему не под силу спасти остров, и для него это тоже прощание с Матерой.

Содержание последних месяцев пребывания на острове старожилов дополняется рядом жутких событий. Сожжение дома Катерины родным сыном-пьяницей. Нежеланный переезд в поселок Настасьи и наблюдение за тем, как изба без хозяйки сразу же превратилась в сироту. Наконец, бесчинства «официальных лиц», направленных СЭС для уничтожения кладбища, и решительное противостояние им старух - откуда только силы взялись при защите родных могилок!

И трагический финал: попавшие в туман, заблудившиеся посреди реки люди в лодке, потерявшие ориентир в жизни. Среди них - сын главной героини, Павел, так и не сумевший вырвать из сердца родные места. А еще оставшиеся на острове в момент его затопления старухи, а с ними - ни в чем не повинный младенец. Возвышающийся, не сломленный - ни огонь его не взял, ни топор, ни даже современная бензопила - листвень как доказательство вечной жизни.

«Прощание с Матерой»: проблемы

Незатейливый сюжет. Однако проходят десятилетия, а по-прежнему не теряет актуальности: ведь автор поднимает в нем очень важные вопросы, касающиеся развития общества. Вот наиболее важные из них:

  • Для чего родился человек, какой ответ должен давать в конце жизни?
  • Как сохранить взаимопонимание между поколениями?
  • В чем преимущества «деревенского» уклада жизни перед «городским»?
  • Почему нельзя жить без памяти (в широком смысле)?
  • Какой должна быть власть, чтобы она не потеряла доверия народа?

А также чем грозит человечеству вмешательство в естественное развитие природы? Не станут ли подобные действия началом к трагическому финалу его существования?

Вопросы, изначально довольно сложные и не подразумевающие однозначного ответа, затрагивает Распутин. «Прощание с Матерой» - это его видение проблем, а также попытка привлечь к ним внимание всех живущих на Земле.

Дарья Пинигина - старейшая жительница деревни

Хранительница вековых традиций, верная памяти о своем роде, с почтением относящаяся к местам, где прошла ее жизнь, - такой видится главная героиня повести. Сын с семьей уехал в поселок, одна радость - их приезд раз в неделю. Внук по большей части не понимает и не принимает ее убеждений, так как это человек другого поколения. Родными людьми для нее в результате становятся такие же, как она сама, одинокие старухи. С ними она коротает время и делится своими тревогами, мыслями.

С образа Дарьи начинается анализ произведения «Прощание с Матерой». Она помогает понять, насколько важно не терять связи с прошлым. Главное убеждение героини - без памяти нет жизни, так как в результате теряются нравственные основы самого существования человека. Так, ничем не выдающаяся старуха становится для Распутина и его читателей мерилом совести. Именно такие неприметные герои, по признанию автора, притягивают его больше всего.

Сцена прощания с домом

Важным моментом в понимании внутреннего мира Дарьи становится эпизод, в котором она «готовит к смерти» родной очаг. Параллель между убранством дома, который будет сожжен, и покойником очевидна. Распутин включает в произведение «Прощание с Матерой» подробное описание того, как героиня «омывает» и белит его, украшает свежей пихтой - все, как полагается при прощании с умершим. Она видит в своем доме живую душу, обращается к нему, как к самому дорогому существу. Никогда не понять ей, как человек (имеется в виду Петруха, сын ее подруги) может собственными руками сжечь дом, в котором родился и прожил.

Защита кладбища

Еще одна ключевая сцена, без которой невозможен анализ произведения «Прощание с Матерой», - это уничтожение могил на местном кладбище. Никакими благими целями нельзя объяснить столь варварский поступок властей, совершающийся на глазах жителей. К боли за то, что нужно оставлять могилы дорогих людей на потопление, добавилась еще одна - увидеть, как сжигают кресты. Вот и пришлось старухам с палками вставать на их защиту. А ведь можно было «эту очистку под конец сделать», чтобы жители не увидели.

Куда совесть делась? А еще - простое уважение к людям и их чувствам? Такими вопросами задается Распутин («Прощание с Матерой», кстати, не единственное произведение писателя на эту тему) и его герои. Заслуга автора в том, что он сумел донести до читателя очень важную мысль: любые государственные переустройства должны соотноситься с особенностями жизненного уклада народа, особенностями души человека. Именно с этого начинаются доверие друг к другу и любые взаимоотношения между людьми.

Связь поколений: важна ли она?

Откуда же берутся такие как работники СЭС и Петруха? Да и к уничтожению Матеры не все ее жители относятся так же, как эти пять старух. Клавка, к примеру, только радуется возможности переехать в благоустроенный дом.

Опять вспоминаются слова Дарьи о том, что значит для человека помнить о своих корнях, о предках, о законах морали. Уходят старики, а вместе с ними исчезают веками накопленные опыт и знания, в современном мире никому не нужные. Молодежь все время куда-то спешит, строит грандиозные планы, весьма далекие от того образа жизни, который был у их предков. И если Павел, сын Дарьи, еще чувствует себя в поселке неуютно: его тяготит и новый дом, построенный кем-то «не для себя», и бестолково расположенные здания, и земля, на которой ничего не растет, то ее внук, Андрей, уже совсем не понимает, что может удерживать человека на таком заброшенном острове, как Матера. Для него главное - прогресс и те перспективы, которые он открывает перед людьми.

Связь поколений - довольно избитая тема. «Прощание с Матерой» на примере одной семьи показывает, как она теряется: Дарья свято чтит своих предков, ее главная забота - перевезти могилки на землю. Павлу подобная мысль кажется странной, но все же он не смеет сразу отказать матери. Хотя просьбы так и не выполнит: других проблем хватает. А внуку и вовсе не понять, зачем это нужно. Так что же говорить о тех, кто «просто выполняет свою работу» по очистке территории - слово-то какое выдумали! Однако нельзя жить будущим, не помня прошлого. Для того-то и пишется история. И хранятся чтобы не повторялись ошибки в будущем. Это еще одна важная мысль, которую пытается донести до современника автор.

Малая родина - что она значит для человека?

Распутина, как человека, выросшего в деревне, русского душой, волнует и другой вопрос: не утратит ли общество своих корней, берущих начало в отеческом доме? Для Дарьи и других старух Матера - это место, где берут начало их род, складывавшиеся веками традиции, заветы, данные предками, главный из которых - беречь землю-кормилицу. К сожалению, молодежь с легкостью оставляет родные места, а вместе с ними теряет духовную связь со своим очагом. К таким нерадостным размышлениям подводит анализ произведения. Прощание с Матерой может стать началом потери нравственной опоры, поддерживающей человека, и пример тому - Павел, оказавшийся в финале между двумя берегами.

Взаимоотношения человека и природы

Повесть начинается с описания красоты острова, не тронутого цивилизацией, сохранившего свою первыбытность. Пейзажные зарисовки играют особую роль в передаче идеи автора. Анализ произведения «Прощание с Матерой» позволяет понять, что человек, давно считающий себя хозяином мира, глубоко ошибается. Цивилизация никогда не сможет одержать верх над тем, что было создано до нее. Доказательство - несломленный, могучий листвень, который будет оберегать остров до момента его гибели. Он не поддался человеку, сохранив за собой главенствующее начало.

Значение повести «Прощание с Матерой»

Содержание одного из лучших произведений В. Распутина и спустя много лет звучит как предупреждение. Чтобы жизнь продолжалась дальше, а связь с прошлым не терялась, необходимо всегда помнить о своих корнях, о том, что все мы дети одной земли-матушки. И обязанность каждого - быть на этой земле не гостями или временными жителями, а хранителями всего того, что было накоплено предыдущими поколениями.

Тема урока: Судьба малой родины в повести В. Г. Распутина «Прощание с Матёрой»

Вид урока: урок – размышление

Тип урока: диалог с классом

Эпиграф: «Четыре подпорки у человека в жизни: дом с семьёй, работа, люди, с кем вместе править праздники и будни, и земля, на которой стоит твой дом» (В. Г. Распутин).

Цели урока

Личностные: осмысление обсуждаемых проблем повести, нахождение в них личностного смысла, формирование гражданской позиции, усвоение общечеловеческих ценностей.

Когнитивные: развитие способности к исследовательской деятельности, обеспечение знаниями о человеке, культуре, истории, природе как основе нравственного развития.

Предметные: развитие познавательного интереса к современной русской литературе, овладение навыками анализа художественного текста, развитие устной речи учащихся.

Оборудование:

1) Тексты повести В. Г. Распутина «Прощание с Матёрой».

2) Презентация

3) Музыкальный фон («Марш энтузиастов» И.Дунаевский - А.Д"Актиль, «Малиновый звон» А.Морозов - А.Поперечный).

План урока

Этапы урока

Формы работы

1. Оргмомент

Приветствие

2. Мотивационное начало (подготовка учащихся к восприятию учебного материала)

Вступительное слово учителя

3. Выход на тему урока

Коллективная форма работы

Коллективная форма работы

5. Словарная работа

Беседа

Сцена пейзажного описания Матёры (гл. 1);

История Матёры (гл.1);

Сцена разорения кладбища (гл. 2 -3);

Сцена горящей избы (гл. 8);

Сцена сенокоса (гл. 10);

7. Словарная работа

Беседа

8. Работа с художественным текстом

Сцена прощания с домом Настасьи (гл. 7);

Сцена прощания с избой Дарьи (гл. 20);

Аналитическая беседа, выразительное чтение отдельных сцен повести, индивидуальные сообщения учащихся

9. Подведение итогов

10. Домашнее задание

Ход урока

1. Оргмомент

2. Вступительное слово учителя. 15 марта 2012 г. исполнилось 75 лет со дня рождения русского писателя, нашего современника и нашего земляка, Валентина Григорьевича Распутина, родившегося в деревне Аталанка Иркутской области.

Валентин Григорьевич Распутин – яркий представитель так называемой «деревенской прозы» - одного из ведущих направлений в русской советской литературе 1960-1980-х годов, связанного с обращением к традиционным ценностям в изображении современной деревенской жизни (Василий Белов, Василий Шукшин, Виктор Астафьев, Фёдор Абрамов, Борис Можаев и др.).

Кто мы на этой земле – хозяева или временщики, побыли и ушли? Взяли всё, что смогли, а потом хоть потоп? Валентин Распутин с гражданской прямотой поднял самые насущные проблемы своего времени, затронул болевые его точки. Но только ли своего времени? Источником главной тревоги писателя является процесс духовного разложения нации, её нравственного обнищания.

Известность В. Г. Распутину принесла повесть «Деньги для Марии» (1967), сюжет которой позволил писателю психологически глубоко раскрыть характеры самых разных людей, показать как нравственные вершины, так и глубины человеческого падения. Написанные затем повести «Последний срок» (1970), «Живи и помни» (1974), «Прощание с Матёрой» (1976), «Пожар» (1985) закрепили за ним славу одного из лучших представителей «деревенской прозы».

Сегодня мы обратимся к повести В. Г. Распутина – «Прощание с Матёрой». В ней автор обратился к трагической теме разорения людьми собственной земли, родины под предлогом великих преобразований.

3. Выход на тему урока. (Звучит песня «Малиновый звон»)

- Что означают для вас понятия Родина, «малая» родина?

Родина - 1) Отечество, отчизна, родная страна;

2) Место рождения, происхождения кого-нибудь или чего-нибудь;

«Малая» родина - отчий дом, родительский дом, родной край, родная сторона, родители, предки…

У каждого человека есть своя «малая» родина, тот кусочек Земли, который остаётся на вечную память в сердце человека. Такой «кусочек» земли есть и у В. Г. Распутина – это его родная деревня Аталанка Иркутской области, которая попала в зону затопления и исчезла в годы строительства Братской ГЭС. Пострадали не только десятки и сотни подобных деревень, главное, что пострадали люди, живущие там.

Итак, тема нашего урока «Судьба малой родины в повести В. Г. Распутина «Прощание с Матёрой». Эпиграфом к уроку мы взяли слова В. Г. Распутина: «Четыре подпорки у человека в жизни: дом с семьёй, работа, люди, с кем вместе править праздники и будни, и земля, на которой стоит твой дом».

Что же происходит с человеком, когда рушатся эти подпорки одна за другой? Давайте ещё раз сегодня перелистаем страницы повести «Прощание с Матёрой», перелистаем и перечитаем, поразмышляем над главными проблемами повести.

В основе сюжета лежат реальные события. В процессе строительства ГЭС на Ангаре были затоплены окрестные деревни. Переселение стало болезненным явлением для жителей затопляемых деревень. Должно исчезнуть всё: дома, огороды, покосы, луга, деревья, кладбище – вся земля уйдёт под воду навечно.

«Я не мог не написать «Матёру», как сыновья, какие бы они ни были, не могут не проститься со своей умирающей матерью. Эта повесть в определённом смысле рубеж в писательской работе». («Литературная газета», 16 марта 1977 г., интервью «Не мог не проститься с Матёрой»).

«Моя последняя работа – повесть «Прощание с Матёрой». Она о тех изменениях, которые происходят в жизни сегодняшней Сибири, об изменениях, на которые я смотрю глазами не постороннего человека, приехавшего покорять и, так сказать, преобразовывать этот суровый край, а глазами коренного сибиряка, в этом краю живущего и любящего его истинной любовью, думающего о нём не только как о гигантской строительной площадке, но и как о родине, о земле, на которой жили его предки и станут жить его дети и внуки». («Вопросы литературы», 1976, № 9).

4. Обмен читательскими впечатлениями

Что вас взволновало, когда вы читали повесть «Прощание с Матёрой»?

5. Словарная работа

Давайте определим лексическое значение слова Матёра. Попробуйте подобрать однокоренные слова к этому слову.

Матёра. Здесь корень и от слова мать, и от слова материк, и от слова матёрый.

Матёра - 1) матёрый (полный сил, крепкий, достигший полной зрелости, опытный, знающий);

2) мать, матерь (мать – земля, Родина – мать);

3) материк (земля, окружённая со всех сторон водой);

Все эти значения реализуются в тексте повести.

1) Матёра полна сил, крепка, опытна. («Какая будет затоплена земля, самая лучшая, веками ухоженная дедами и прадедами и вскормившая ни одно поколение»).

2) Слово Матёра по лексическому значению связано со словом мать. Матёра – живое существо, а не просто кусок земли, которому уготована участь погибнуть под водой. Для её жителей она – первооснова, стержень, на котором держится их бытие. («И тихо, покойно лежал остров, тем паче родная, самой судьбой назначенная земля, что имела она чёткие границы, сразу за которыми начиналась уже не твердь, а течь. Но от края до края, от берега до берега хватало в ней и раздолья, и богатства, и красоты, и дикости, и всякой твари по паре – всего, отделившись от материка, держала она в достатке, не потому ли и называлась громким именем Матёра».

3) Матёра – часть материка. Они объединяются общим значением первоосновы и надёжности, и даже – вечности.

6. Работа с художественным текстом

Триста лет обживали этот уголок русские крестьяне. Неторопливо, без спешки идёт жизнь на этом острове, и за те триста лет многих людей сделала счастливыми Матёра. Всех принимала она, всем становилась матерью и заботливо ухаживала за детьми своими, вскармливала их, и дети отвечали ей любовью.

Совершенно не случайно повесть открывается пейзажным описанием.

Давайте прочитаем описание Матёры . (гл. 1.) (Приложение 1)

Мир Матёры неброский, в нём всё обычно, но ценность его именно в этой простоте и обычности.

Какая же она «та Матёра», прежняя?

(«Опять с грохотом пронесло лёд, опять зашумела вода, запылала по земле и деревьям зелень, пролились первые дожди, прилетели стрижи и ласточки, заквакали лягушки…голосят петухи, ревут коровы, трезвонят собаки…»).

Какое слово неоднократно повторяется в пейзаже? (опять)

Как вы думаете, зачем автор употребляет его несколько раз?

Кажется, что мир гармонии будет существовать всегда, но постепенно появляется ощущение неустойчивости, трагичности жизни в Матёре.

(«Та Матёра и не та. Все посадили огороды – да не все… Посеяли хлеба – да не на всех полях… Многие жили теперь на два дома… Повяла деревня, как подрубленное дерево… Гуще и нахальней полезла крапива, мёртво застыли окна в опустевших избах, покосились заборы, почернели и похилились стайки, амбары…»). Не та Матёра, потому что «повяла деревня, как подрубленное дерево…». Автор подчёркивает надвигающуюся безжизненность Матёры.

В первой главе повести мы узнаём историю жизни Матёры, краткую, но всё же историю. Расскажите её.

Эпизод «История жизни Матёры» (гл. 1) (Приложение 2)

Триста лет жила деревня размеренной, обыденной жизнью. Сменялись поколения. Строились, заваливались и вновь возводились избы. Жизнь в Матёре была настолько обособленной, что даже посёлки, возводящиеся где-то на правом берегу реки, казались жителям краем света. Эта деревня многое повидала на своём веку за три с лишним сотни лет: видела Матёра бородатых казаков, ставивших на Ангаре Иркутский острог, стала свидетелем жестокого боя между колчаковцами и партизанами, создавала «коммунию – колхоз». Как вся страна, Матёра послала своих сыновей защищать родину в годы войны и так же, как многочисленные деревни по всей необъятной России осиротела, не дождавшись многих своих защитников.

Таким образом, в судьбе деревни отразилась история, жизнь страны, её грандиозные перемены.

Если остров должен быть затоплен, зачем рассказывать читателю его историю?

Как у людей есть прошлое, есть предки, есть история, жизнь, прошлое и у земли. Чем больше ты знаешь о родной земле, тем она ближе и дороже тебе. История жизни Матёры богата событиями, которые вызывают у читателя уважение к этой земле и людям, живущим там.

Эта деревня многое повидала на своём веку, но такое было в первый и, видимо, теперь уже в последний раз. Осенью, с окончанием строительства плотины для электростанции, вода поднимется, а перед тем деревню пустят под огонь, остров очистят. Все жители знали об этом. Но знать – одно, а поверить в такое – совсем другое, не каждый сможет. Особенно если вся жизнь прошла тут, если каждый куст и пригорок знакомы, с любым местом связано что-то памятное. Если тут и отец твой с матерью похоронены, и дед с бабкою. Вроде бы, давно их и нет уж на свете, но как же без них-то совсем? Это – как без памяти.

Но страна принимала грандиозные планы строительства: заводы, электростанции, а люди… люди не в счёт… (Видеоролик «Марш энтузиастов»)

Гибель Матёры – это тяжёлое время для многих жителей деревни. А трудное время – это время испытаний человека. Сразу ясно, кто есть кто.

Как писатель выявляет, кто есть кто? (Через отношение к родной земле, к своему дому, к «малой» родине и к могилкам тоже).

Критик Ю. Селезнёв говорит о земле – родине и о земле – территории. «Если земля – территория и только, то и отношение к ней соответственное. Землю – родную землю, Родину – освобождают. Территорию – захватывают. Хозяин – на земле, на территории – завоеватель, покоритель. О земле. которая всем принадлежит, кто до нас был и кто после нас придёт, не скажешь: «После нас хоть потоп». Человека, видящего в земле только территорию, не слишком интересует, что было до него, что останется после него…».

Для кого в повести земля – Родина, а для кого земля – территория?

Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к сцене разорения кладбища (гл.2-3). (Приложение 3)

Сцена разорения кладбища – одна из самых трагичных страниц повести.

В чём суть конфликта жителей с чужими?

Ворвавшись к пьющим чай старухам, Богодул закричал: «Мёртвых грабют!» С этого момента начинается этический, философский конфликт, который приобретает форму противостояния памяти и беспамятства, ценности и цены. Многое могли бы жители Матёры перенести молча, безропотно, многое, но не это. Именно этот конфликт демонстрирует разное отношение людей к одному и тому же: что для одних свято, то для других буднично; что для одних вечно, то для других бренно.

Зачем чужие приходят на Матёру? Чужие приходят на Матёру, чтобы начать её уничтожение, их начинание кощунственно – они жгут кладбище, поэтому для местных жителей они «черти», «нечистая сила», «ироды», «нехристи». Для старух кладбище – святое место, это место успокоения близких им людей; для чужих – просто часть суши. Для них старики и старухи – «граждане затопляемые». Где им, чужакам, понять матёринцев. Они всё делают по распоряжению. Потому так клеймит их Дарья, этих людей с одинаковыми ржавыми глазами, в одинаковых зелёных куртках. Для них, чужих, Матёра – «ложе для водохранилища», «зона затопления», а для матёринцев их остров – живое место, Дом.

Чем страшна позиция таких исполнителей, как Жук, Воронцов? Для них нет ничего святого. Это люди, не помнящие своего родства – «туристы».

Как вы бы назвали то, что происходит на кладбище? Как к этому относитесь?

Ребята, такие моральные качества и чувства человека как благородство, верность, уважение, гордость, любовь, стыд не существуют в отвлечённом виде – они должны подтверждаться поступками. Именно поступки, дела, а не слова доказывают, каков человек и каковы его принципы. Поэтому человеческая память - как хранительница нравственного опыта предыдущих поколений - играет первостепенную роль в становлении человека как личности. А без ощущения человеком связи с прошлым он становится ущербным недочеловеком.

Для кого из героев повести, кроме чужаков, Матёра – это просто территория? Какие они, «чужие свои»?

Клавка Стригунова, Петруха – дети Матёры, но оказывается, что Матёра им не нужна. Клавка говорит: «Давно надо было утопить… Живым не пахнет…». Для неё главное в жизни – удобства, а удобно ей там, где нет Матёры.

Петруха – пьяница, не сумевший даже сохранить собственное имя. За никчемность и разгильдяйство лишила его имени деревенская община. Своими руками Петруха поджёг избу, свой дом, чтобы поскорее компенсацию за него получить. Сжёг, и сердце не дрогнуло, как будто и не рос в этом доме. Не стыдно ему, потому что у него нет совести.

Сцена горящей избы (гл. 8) (Приложение 4)

Вся деревня собралась, чтобы видеть это. Нет необходимости уничтожать огонь, всё равно гореть всему. Но люди стыдятся того, что происходит, закон памяти, совести жив и значим для всех.

Чужая Матёра и для Андрея, внука Дарьи, который уже давно покинул деревню, работал на заводе и теперь хочет попасть на строительство ГЭС.

Давайте перечитаем диалог Дарьи с внуком (гл 12). (Приложение 5)

Динамизм Андрея положителен лишь на первый взгляд. Человек, забывший свой дом, вряд ли будет счастлив. Грустно звучат слова Дарьи, как бы предвидящей все ужасные последствия этой «удали». «Никуда с земли не деться. Че говорить – сила вам нонче большая дадена. Да как бы она вся не поборола сила эта-та. Она-то большая, а вы-то какие были маленькие, так и остались».

Как вы думаете, на чьей стороне симпатии автора? Симпатии автора на стороне старшего поколения. Перед нами предстают «старинные старухи» с типичными русскими именами: Дарья Пинигина, Катерина Зотова, Настасья Карпова, Сима. Наиболее колоритному персонажу, похожему на лешего, автор дал имя Богодул. У всех героев за плечами трудовая жизнь, прожитая ими по совести, в дружбе и взаимопомощи.

Один из смысловых центров повести – сцена сенокоса (гл 11). (Приложение 6). Ещё раз на острове всплеснулась жизнь, закипела работа.

Изображённая автором картина крестьянской жизни до обычности проста (так было всегда), но и до трагичности возвышенна (этого больше не будет никогда). Это последний вздох Матёры – работа, песни, купание. Люди как будто забывают о надвигающейся утрате.

К чему это время оживления в деревне? Зачем автор показывает последний праздник Матёры? Последний праздник жизни на своей земле, в своём доме для матёринцев важен – есть чем жить дальше, есть, что вспомнить.

Самые трогательные сцены повести – сцены прощания.

7. Словарная работа

Прощание – расставание

Проститься 1) Слова приветствия при расставании;

2) Покинуть что-нибудь, расстаться

Существительное прощание, образованное от глагола проститься, относится к обоим значениям этого глагола. Следовательно, в его значении присутствует очень важный для понимания идеи повести смысл – «расстаться с одушевлённым лицом». Матёра для автора и для многих героев повести – живое существо, а не просто кусок земли, которому уготована участь погибнуть под водой.

8. Работа с художественным текстом

Прощание с Матёрой для многих её жителей было прощанием со всеми веками накопленными духовными ценностями, да и с самой жизнью. Дважды рассказывает Распутин, как прощаются с домом, с вещами сначала Настастья, а потом Дарья. Давайте перечитаем эти трогательные сцены.

Сцена прощания с домом Настасьи (гл 7). (Приложение 7)

Как в простоте и обыденности происходящего проявляется трагичность момента прощания? Во время отъезда Настасья вдруг обнаруживает, что вещи, в прежней жизни ей очень нужные (сундук, самовар, половик), взять с собой невозможно. В той, новой жизни, им нет места, их место в доме. Образ брошенной избы у Распутина одушевляется: слепнут окна, словно изба тоже страдает от разлуки со своими обитателями.

Сцена прощания с избой Дарьи . (гл. 20) (Приложение 8)

Не понять чужому, зачем Дарья перед уничтожением белит свою избу. Не понятно чужому, но отчётливо понимает Дарья. «А избу нашу ты прибрала? Ты провожать её собралась, а как? Али просто уйдёшь и дверь за собой захлопнешь? Прибрать надо избу. Мы все в ней жили». Вот и прибирает Дарья свой дом в последний путь, прощаясь с ним. По закону совести нельзя иначе, а совестливая Дарья иначе и не может. Она белит избу, подмазывает печь, моет подоконники, пол, окна. Всю ночь оплакивала Дарья свою избу, и изба словно понимала, что с ней делают. Последняя ночь Дарьи в доме – тихая, спокойная ночь молитв. Дарья не смирилась, но она успокоилась, поняв, что сделала всё так, как нужно.

В том, как Дарья «обряжает» избу, не только воздаяние последнего, что в её силах, родному дому, деревне, острову, но и убеждённость, что только так, а не иначе должен проститься человек с уходящей в прошлое жизнью: достойно и стойко, свято и просто. И трагическое завершение прощания Дарьи оставляет луч надежды, вселяет в читателя веру в моральные ценности.

- Каков финал повести? (гл. 22) (Приложение 9)

В финале повести две стороны сталкиваются. Автор не оставляет сомнений в том, за кем правда. Заблудились в тумане Воронцов, Павел и Петруха. Даже Воронцов «затих», «сидит с опущенной головой, бессмысленно глядя перед собой». Все, что остается им делать, - подобно детям, звать мать. Характерно, что делает это именно Петруха: «Ма-а-ать! Тетка Дарья-а-а! Эй, Матера-а!» Впрочем, делает, по словам писателя, «глухо и безнадежно». И, прокричав, вновь засыпает.

«Стало совсем тихо. Кругом были только вода и туман и ничего, кроме воды и тумана». А материнские старухи в это время, в последний раз объединившись друг с другом и маленьким Колюней, в глазах которого «недетское, горькое и кроткое понимание», возносятся на небеса, равно принадлежа и живым, и мертвым.

Несмотря на трагический финал повести, нравственная победа остаётся за людьми ответственными, несущими добро, хранящими память.

Этот трагический финал просветлен предварявшим его рассказом о «царском листвене» - символе неувядаемости жизни.

Эпизод «Царский листвень на Матёре» (гл. 19) (Приложение 10)

Пожегщикам так и не удалось ни сжечь, ни спилить стойкое дерево, держащее, по преданию, на себе весь остров, всю Матеру. Несколько ранее В. Распутин дважды скажет, что, как бы тяжело ни сложилась дальнейшая жизнь переселенцев, как бы ни издевались над здравым смыслом безответственные «ответственные за переселение», построившие новый поселок на неудобных землях, без учета крестьянского распорядка, - «жизнь... она все перенесет и примется везде, хоть и на голом камне и в зыбкой трясине, а понадобится если, то и под водой». Человек своим трудом сроднится с любым местом. В этом - еще одно его назначение во Вселенной.

9. Подведение итогов урока

Подводя урок нашему уроку, давайте постараемся ответить на вопрос: что дала нам встреча с Матёрой? (ответы учащихся)

- Какие проблемы ставит автор в повести?

Это проблемы и вечные, и современные.

1. Проблемы экологии. Проблемы взаимодействия человека и природы.

Экология (от "ойкос" - обиталище, жилище, дом, имущество и "логос" - понятие, учение, наука) - об отношениях живых организмов и их сообществ между собой и с окружающей средой.

Всё человечество волнует вопрос: каковы будут последствия научно-технического прогресса? Не приведёт ли прогресс к физической гибели планеты, к исчезновению жизни? Сейчас уже всем стало ясно, что главная задача человечества – сохранить жизнь на земле.

2. Проблемы «экологии души», духовные проблемы.

Важно, кем себя чувствует каждый из нас: временщиком, желающим ухватить от жизни кусок пожирнее, или человеком, осознающим себя звеном в бесконечной цепи поколений, не имеющим права порвать эту цепь, чувствующим благодарность за сделанное прошлыми поколениями и ответственность за будущее.

3. Проблемы отношения поколений, сохранения традиций.

4. Проблема поиска смысла человеческого существования.

5. Проблема отношения народа и власти.

- В чём смысл конфликта повести?

Конфликт в повести относится к категории вечных: это конфликт старого и нового. Законы жизни таковы, что новое неизбежно побеждает. Другой вопрос: каким образом и какой ценой? Отметая и разрушая старое, ценой нравственной деградации или беря то лучшее, что есть в старом, преобразуя его?

Частный конфликт – уничтожение деревни и попытка отстоять, спасти родное, возвышается до философского – противостояние жизни и смерти, добра и зла. Это придаёт особую напряжённость действию.

Распутин тревожится не только за судьбу сибирской деревни, но и за судьбу всей страны, беспокоится об утрате нравственных ценностей, традиций, памяти.

Обратимся ещё раз к словам В. Г. Распутина: «Четыре подпорки у человека в жизни: дом с семьёй, работа, люди, с кем вместе править праздники и будни, и земля, на которой стоит твой дом». Мы желаем вам, чтобы всю вашу жизнь поддерживали вас эти четыре подпорки, чтобы вы никогда не забывали о родном доме.

10. Домашнее задание. Написать сочинение – рассуждение «Что дала мне встреча с Матёрой?»

Повесть «Прощание с Матерой» Распутин впервые опубликовал в 1976 году. Действие произведения происходит в 1960-х годах. В повести автор раскрывает темы взаимоотношений отцов и детей, преемственности поколений, поиска смысла жизни, вопросы памяти и забвения. Распутин противопоставляет людей старой и новой эпох: тех, кто держится за традиции прошлого, имеет тесную связь с малой родиной, и тех, кто готов сжигать избы и кресты ради новой жизни.

Главные герои

Пинигина Дарья Васильевна – коренная жительница Матеры, мать Павла, бабушка Андрея. Была «самой старой из старух» , «высокая и поджарая» со «строгим бескровным лицом» .

Пинигин Павел – второй сын Дарьи, мужчина пятидесяти лет, живет в соседнем поселке с женой Софьей. «В колхозе работал бригадиром, потом завгаром».

Другие персонажи

Пинигин Андрей – внук Дарьи.

Богодул – приблудший «блажной» старик, «выдавал себя за поляка, любил русский мат» , жил в бараке, «как таракан» .

Сима – старуха, которая приехала в Матеру меньше, чем 10 лет назад.

Екатерина – одна из жительниц Матеры, мать Петрухи.

Петруха – «беспутный» сын Екатерины.

Настя и Егор – старики, жители Матеры.

Воронцов – председатель сельсовета и поссовета в новом поселке.

Хозяин острова , «царственный листвень» .

Глава 1

«И опять наступила весна» – «последняя для Матеры, для острова и деревни, носящих одно название» . Матера была создана триста лет назад.

Ниже по Ангаре начали строить плотину для электростанции, из-за чего вода по реке должна была подняться и вскоре затопить Матеру – оставалось последнее лето, затем всем нужно было переезжать.

Глава 2

У Дарьи за самоваром часто сидели старухи – Настя и Сима. «Несмотря на годы, была старуха Дарья пока на своих ногах» , сама управлялась с хозяйством.

Настасья, лишившись сыновей и дочери, жила с мужем Егором. Их в городе по распределению уже ждала квартира, но старики все медлили с переездом.

Сима приехала на Матеру относительно недавно, у нее здесь никого не было кроме внука Коли.

Глава 3

Санитарная бригада «вела очистку территории» на кладбище – мужчины убирали с могил кресты, тумбочки и оградки, чтобы затем сжечь. Старухи прогнали бригаду и до поздней ночи ставили кресты на место.

Глава 4

На следующий день после случившегося Богодул пришел к Дарье. Беседуя с ним, женщина поделилась, что лучше бы ей не дожить до всего происходящего. Прогуливаясь затем по острову, Дарья вспоминала о прошлом, думала о том, что хотя и прожила «долгую и мытарную жизнь» , но «ничего она в ней не поняла» .

Глава 5

Вечером приехал Павел – второй сын Дарьи, «первого прибрала война» , а третий «нашел смерть на лесоповале» . Дарья не представляла, как будет жить в квартире – без огорода, без места для коровы и куриц, собственной бани.

Глава 6

«А когда настала ночь и уснула Матера, из-под берега на мельничной протоке выскочил маленький, чуть больше кошки, ни на какого другого зверя не похожий зверек – Хозяин острова». «Никто никогда его не видел, не встречал, а он здесь знал всех и знал все».

Глава 7

Настасье и Егору пора было уезжать. В ночь перед отъездом женщина не спала. Утром старики собрали вещи. Настасья попросила Дарью присмотреть за своей кошкой. Старики долго собирались – им было очень тяжело оставлять родной дом, Матеру.

Глава 8

Ночью, один из сельчан, Петруха, зажег свою избу. Его мать, Катерина, заранее перенесла скромные пожитки к Дарье и стала жить у старухи.

«И пока изба горела в рост, Хозяин смотрел на деревню. В свете этого щедрого пожарища он хорошо видел блеклые огоньки над живыми еще избами, <…> отмечая, в какой очередности возьмет их огонь».

Глава 9

Приезжая в Матеру, Павел не задерживался тут надолго. Когда Екатерина перебралась к Дарье, ему «стало поспокойней» , так как теперь матери будет помощь.

Павел «понимал, что надо переезжать с Матеры, но не понимал, почему надо переезжать в этот поселок, сработанный хоть и богато <…> да поставленный так не по-людски и несуразно» . «Павел удивлялся, глядя на Соню, на жену свою»: она как вошла в новую квартиру – «будто тут всегда и была. В день освоилась» . «Павел хорошо понимал, что матери здесь не привыкнуть. Для нее это чужой рай».

Глава 10

После пожара Петруха где-то пропал. В пожаре сгорел самовар Екатерины, без которого женщина «и вовсе осиротела» . Катерина и Дарья проводили все дни за разговорами, вдвоем им жилось легче.

Глава 11

Начался сенокос. «Полдеревни вернулось в Матеру». Вскоре приехал Петруха в новом костюме – он получил много денег за сожженную усадьбу, но матери отдал только 25 рублей.

Глава 12

К Дарье приехал внук – Андрей, младший сын Павла. Андрей работал на заводе, но уволился и теперь хотел поехать «на большую стройку» . Дарье и Павлу было трудно понять внука, рассуждавшего: «Сейчас время такое, что нельзя на одном месте сидеть».

Глава 13

Петруха засобирался на стройку вместе с Андреем. В середине сентября приехал Воронцов и распорядился «не ждать последнего дня и постепенно сжигать все, что находится без крайней надобности» .

Глава 14

Дарья, разговаривая с внуком, высказалась, что люди теперь начали жить слишком быстро: «галопом в одну сторону поскакал, огляделся, не огляделся – в другу-у-ю» . «Только и ты, и ты, Андрюшка, помянешь опосле меня, как из сил выбьешься».

Глава 15

Дарья просила сына и внука перенести могилки родственников. Андрея это пугало, казалось жутким. Павел обещал сделать это, но на следующий день его надолго вызвали в поселок. Вскоре уехал и Андрей.

Глава 16

Постепенно люди начали «эвакуировать из деревни мелкую живность» , сжигались постройки. «Все торопилось съехать, убраться с опасного острова подальше. И деревня стояла сирая, оголенная, глухая». Вскоре Дарья забрала к себе Симу с Колей.

Глава 17

Односельчанка рассказала, что Петруха «занимается пожогом оставленных домов» за деньги. «Катерина, примирившаяся с потерей своей избы, не могла простить Петрухе того, что он жжет чужие».

Глава 18

Павел, забирая корову Майку, хотел сразу забрать и мать, но Дарья твердо отказалась. Вечером женщина пошла на кладбище – могилы Павел так и не перенес – к отцу и матери, к сыну. Она думала о том, что «кто знает правду о человеке, зачем он живет? Ради жизни самой, ради детей, чтобы и дети оставили детей, и дети детей оставили детей, или ради чего-то еще? ».

Глава 19

«Матеру, и остров и деревню, нельзя было представить без лиственницы на поскотине». «Царский листвень» «вечно, могуче и властно стоял на бугре в полверсте от деревни, заметный почти отовсюду и знаемый всеми». «И покуда стоять будет он, будет стоять и Матера». Старые люди относились к дереву с почтением и страхом.

«И вот настал день, когда к нему подступили чужие люди». Мужчинам не удалось ни срубить, ни сжечь старое дерево, его не брала даже бензопила. В конце концов, рабочие оставили лиственницу в покое.

Глава 20

Дарья, несмотря на то, что ее избу уже совсем скоро должны были сжечь, белила дом. Утром растопила печь, убиралась в доме. «Она прибиралась и чувствовала, как истончается, избывается всей своей мочью, – и чем меньше оставалось дела, меньше оставалось и ее».

Глава 21

На следующий день на Матеру вернулась Настя. Женщина рассказала, что ее муж Егор умер.

Глава 22

После того как избы были сожжены, старухи перебрались в барак. Узнав об этом, Воронцов был возмущен и заставил Павла и Петруху срочно ехать забирать женщин. Мужчины выехали посреди ночи и долго блуждали в густом тумане.

…Ночью Богодул распахнул двери барака. «Понесло туман и послышался недалекий тоскливый вой – то был прощальный голос Хозяина». «Откуда-то, будто споднизу, донесся слабый, едва угадывающийся шум мотора».

Заключение

В повести «Прощание с Матерой» В. Г. Распутин, как представитель литературного направления «деревенской прозы», особое внимание уделяет описаниям природы острова, через пейзажи передает настроение героев. Автор вводит в произведение персонажей фольклорного происхождения – Хозяина острова и Богодула, символизирующих старый, уходящий мир, за который продолжают держаться старики.

В 1981 году повесть была экранизирована (режиссеры Л. Шепитько, Э. Климов) под названием «Прощание».

Тест по повести

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

Рейтинг пересказа

Средняя оценка: 4.3 . Всего получено оценок: 745.

Дарья Пинигина – центральный образ повести. Она самая старая из старух, самая благополучная в отношении семьи и детей, самая уважаемая. У Д. могучий, несгибаемый характер. К ней тянутся люди, потому что от нее веет силой и уверенностью. Основа сильного характера героини – в чувстве сопричастности со всем, что происходит на Матерее. Она винит себя и в том, что землю ее предков затопят. Д. пытается уговорить сына и внука перевезти родные могилы, но это не удается, и старуха винит себя и в этом. Д. и представить себе не может, что уедет жить в город, покинет избу своих предков, которая для нее все равно, что родная душа. Старуха готовит свой дом к смерти: перед сожжением она обряжает его, как обряжают покойника. Смерть не страшна для Д. Гораздо страшнее для нее предать Матеру, свою основу, свою душу. Поэтому героиня, собрав вокруг себя «единомышленников», остается с островом до последнего, скрываясь вместе с ним под водой.

    Чтобы себя и мир спасти, Нам нужно, не теряя годы, Забыто все культы И ввести Непогрешимый культ природы. В.Федоров. Я в мир пришел не свянуть, не смириться, Не утонуть во тьме людских болот. Я жить хочу, но только - вольной...

    Валентин Григорьевич Распутин родился в 1937 году в селе Усть-Уда Иркутской области. Первые сборники рассказов и очерков Распутина были напечатаны в 1965-1967 годах: «Василий и Василиса». Известность ему принесла повесть «Деньги для Марии». Казалось...

    Валентин Григорьевич Распутин - крупнейший представитель так называемой “деревенской прозы”. Главный предмет внимания всего творчества - проблема духовного мира русского человека, работающего на земле. Источником главной тревоги писателя является процесс...

    В Сибири, где реки петляют, а потом распадаются на несколько развилок, есть понятие "Матера". Так называют основное течение, стержень реки. Отсюда и Матера у Валентина Распутина, имеющая один общий корень со словами мастерство, матерость....

    В. Распутин касается многих нравственных вопросов в своей повести, но судьба Матёры - ведущая тема этого произведения. И решает ее автор путем противопоставления старого - новому. Возможно, на первый взгляд антитеза вы ражена не явно, не с той прямотой,...

Главные герои “Прощания с Матерой” – жители деревни, которой суждено уйти под воду для возведения ГЭС. Произведение Распутина показывает столкновение двух эпох, двух поколений, двух разный миров – деревни и города. Жизнь человека, оторванного от своих корней, не имеет смысла: человек срастается с землёй, как с матерью, разрывать такие узы нельзя. Характеристика каждого персонажа – отдельная самоценная история, пронзительная и трогательная. В произведении “Прощание с Матерой” герои делятся на тех, кому расставание даётся легко, а кому – мучительно больно. Описание небольшого отрезка жизни приговорённой к смерти деревни – то, что видит читатель, знакомясь с рассказом В. Распутина

Характеристика героев “Прощание с Матерой”

Главные герои

Дарья Пинигина

Жизнь этой женщины была тяжёлой: она пережила войну, похоронила троих детей, муж без вести пропал в тайге. Героине больше 80 лет, здоровья хватает на ведение немалого хозяйства. Нехватка любви, заботы, участия делает её строгой и безрадостной. Дарья очень страдает от необходимости бросать родной дом и переезжать в город. С сыном у неё нет тёплых отношений, какая-то стена разделяет их, они не пытаются понять друг друга, будто бы разговаривая на разных языках. Все пожилые женщины деревни любят собираться в её доме и пить чай. От других старушек её отличает сильный характер и болезненная связь с прошлым.

Павел, сын Дарьи

Мужчина 50 лет, работящий, трудолюбивый. Глубокий след в его душе оставила война, это не даёт ему жить, он движется по инерции, иногда сбиваясь с пути, выпадает из жизни. Павел любит мать, помогает ей, не ругается и не осуждает. Ему тоже не хватает простых человеческих чувств. Он, его жена, дети – просто плывут по течению. Трагедия родной деревни не трогает сына Дарьи, в его душе нет места для новой боли, ему хочется покоя и определённости.

Андрей Пинигин

Внук Дарьи, около 22 лет, вернулся из армии. Жизнь в деревне ему не интересна, он жаждет участвовать в каком-нибудь масштабном проекте, делать нечто значимое и важное для своей страны. Быть вместе с передовой молодёжью, поучаствовать в чем-то исторически важном, обзавестись семьёй, двигаться вперёд – вот планы Андрея, из-за которых он увольняется с завода в деревне. Человек должен управлять судьбой, а не она им – так считает герой.

Богодул

Странный одинокий житель Матеры. Старик, заросший как зверь, практически круглый год ходит босиком, живёт в заброшенном здании, ругается матом. Зимой “приживается” у кого-то из деревни, ночует в банях. Старухи любят Богодула, жалеют его, несмотря на слухи о том, что в прошлом он кого-то убил. Старик защищает деревню, останавливает снос кладбища, он своеобразный “домовой” в Матере.

Настасья и Егор

Соседи Пинигиных, первыми переезжают в город. Егор не выдерживает расставания с родиной и умирает. Настасья возвращается в деревню и живёт там с остальными старухами до конца. После смерти детей она временами “чудит”: рассказывает странные вещи про мужа, разговаривает с вещами в доме. Расставание с родной деревней сильно повлияло на её душевное состояние: Настасья ищет подтверждения, что она прожила жизнь не зря.

Катерина Зотова

Подруга Дарьи, добрый, славный человек. Всю жизнь она любила женатого человека, от которого и родила сына. Страдает от своего непутёвого сына, который пьянствует, не работает, постоянно врёт. Пытается оправдать его, верит, что сын исправится, образумится. Остаётся на острове до последнего вместе с остальными стариками.

Петруха

Сын Катерины, “прижитый” от женатого мужика. К своему “статусу” он привык, не пытается быть хорошим. Посмешище в деревне, Петруха постоянно врёт, чтобы прибавить свою значимость, пьёт, не работает. Его настоящее имя – Никита – забыто, даже мать не называет его по имени.

Второстепенные персонажи

Таблица характеристик героев произведения, где собраны имена важнейших персонажей будет полезна для подготовки к урокам литературы, а также написания творческих работ.

Тест по произведению