Что можно сделать из акварельных красок. Как получают краски? Для любителей масштабных проектов у меня есть особое предложение: изготовить в домашних условиях гель-краски для рисования

В старых книгах часто встречаются названия экзотических красителей: красный сандал, кверцитрон, кармин, сепия, кампешевое дерево... Некоторые из этих красителей применяют и поныне, но в очень небольших количествах, главным образом для приготовления художественных красок. Ведь природные красители с такими красивыми названиями получают из растений и животных, а это, как вы понимаете, дорого и сложно. Зато натуральные красящие вещества очень ярки, прочны, светостойки.

Любопытно было бы проверить. Но каким образом? Кампешевое дерево растет в Южной Америке, сандал - в Южной Азии, сепию добывают из каракатиц, кармин - из кошенили (крошечных насекомых)...

И все же получить природные красители даже в домашних условиях, даже в средней полосе нашей страны вполне возможно. И в привычных для нас растениях есть красящие вещества, пусть не такие яркие и не такие стойкие. Наши предки часто ими пользовались. Попробуем и мы извлечь красители из растений, а потом на их основе приготовим водорастворимые краски, известные всем как акварельные. Естественно, что красители, которые мы будем добивать, должны хорошо растворяться в воде.

Все красители будем готовить одним и тем же способом: измельчим растения или какие-либо их части и будем долго кипятить в воде, чтобы получился концентрированный отвар. Он должен быть достаточно густым. Извлекать сухой краситель нам не потребуется - все равно ведь нам предстоит готовить водорастворимую краску.

Очень важное замечание: берите только те растения, которые разрешено собирать там, где вы живете; ни в коем случае не рвите растения, взятые под охрану в вашей области или республике. И в любом случае, чтобы не наносить вреда природе, ограничьте число собранных растений до минимума.

Начнем с красного красителя. Его можно получить из стебля зверобоя (отвар надо подкислить) или из корня подмаренника, Возможно, вы не знаете, как выглядят названные растения. В таком случае посоветуйтесь с учителем биологии либо возьмите в библиотеке какой-либо справочник или определитель растений; в них, как правило, даются и описания растений, и их рисунки.

Ольховую кору положите в воду на несколько дней, а потом приготовьте отвар. Вновь у вас получится красный краситель. Его можно извлечь также из корней конского щавеля, но в этом случае не забудьте прибавить к готовому отвару немного алюминиевых квасцов - иначе цвет будет тусклым.

Из корней известного растения девясила (он, как и зверобой, относится к лекарственным травам) можно получить синий красителе. Для этого корни надо сначала подержать в нашатырном спирте - водном растворе аммиака. Синий краситель можно добыть также из цветов живокости и корней птичьей гречишки.

Краситель зеленого цвета извлекают из листьев трилистника (тоже, кстати, лекарственная трава). Не такой яркий, но тем не менее красивый серо-зеленый краситель вы добудете из листьев и стеблей манжетки; перед приготовлением отвара их необходимо тщательно измельчить.

Желтый краситель дают многие растения: дрок красильный, орешник (кора), ольховидная крушина (кора, листья, ягоды), подмаренник (цветы). Из плодов барбариса получается желтый краситель с лимонным оттенком.

Если отварить в воде сухую кожуру репчатого лука, то получается коричневый краситель разных оттенков - от почти желтого до темно-коричневого. Другой источник такого красителя - сухая кора жостера.

Ягоды черники и ежевики, как нетрудно догадаться, содержат фиолетовый краситель. Он не очень стоек, но вполне может пригодиться для акварельных красок. А из стеблей и листьев чистотела удается извлечь краситель оранжевого цвета.

А как получить черный пигмент? Во-первых, для этого можно приготовить отвар из ягод и корней воронца. Но есть и другой способ, более простой: добавить железный купорос к одному из полученных ранее отваров. Почти все наши отвары содержат дубильные вещества типа танина (вспомните опыты с чаем), и в присутствии солей двухвалентного железа они становятся черными.

Вы запаслись достаточным количеством густых разноцветных отваров? Тогда приступим к главному - изготовлению акварельной краски. Главные ее составные части - краситель и вода, но есть и другие обязательные компоненты. Прежде всего, такие вещества, которые скрепляют краску с бумагой, например гуммиарабик или древесные клеи - вещества с повышенной липкостью. Далее, нужны вязкие вещества, они помешают краске растекаться по бумаге, заставят ее лечь ровным слоем; хороши для этого мед, патока, глицерин. И последняя добавка - антисептик и дезинфицирующее вещество. Ведь мы имеем дело с веществами растительного происхождения, а их надо защищать от действия микроорганизмов (плесневых грибков, которые непременно захотят питаться нашими красками).

Если у вас нет гуммиарабика, то в качестве клеящего вещества лучше всего взять вишневый или сливовый клей, натеки на стволах, которые можно собрать прямо с деревьев - им это не во вред. Правда, такой клей (говоря точнее,-камедь) в воде растворяется с трудом, но если добавить немного кислоты, то растворение пойдет значительно быстрее.

Для краски каждого цвета приготовьте 5-7 мл клеевого раствора примерно 50%-ной концентрации. Смешайте его с равным количеством глицерина или же примерно втрое меньшим количеством меда. Антисептиком будет служить фенол, его 5 %-ный раствор под названием «карболовая кислота» есть в аптеках. Этого вещества нужно очень мало, буквально несколько капель.

Все компоненты будущей краски смешайте. Основа краски готова, нет только самого важного - красителя. Добавляйте его в последнюю очередь в виде густого отвара, взяв его примерно столько же, сколько у вас получилось основы для краски.

Вот, собственно, и вся процедура. Возможно, вы удивлены, отчего краска получилась не твердая - в магазинах ее продают в плитках. Однако художники пользуются и полужидкими акварельными красками, в тюбиках. По консистенции они как раз напоминают те разноцветные краски, которые вы только что приготовили.

Если вы собираетесь хранить свои краски, обязательно перелейте их в какие-нибудь склянки, плотно закрывающиеся полиэтиленовыми пробками, в противном случае краски скоро высохнут. А работать ими надо так же, как и всякими другими акварельными красками: мягкая кисть, плотная бумага... Впрочем, среди юных химиков наверняка есть и юные художники.

Прежде чем перейти к новой теме, дадим еще один совет: попробуйте окрасить ткань. Ведь в старину большую часть растительных красителей использовали именно для этой цели. Договоримся только вот о чем: не кладите в красильную ванну (а ею может служить миска или таз) хорошие вещи. Поэкспериментируйте сначала с кусочками чистой белой ткани или пряжи. И только в том случае, если вы убедитесь, что опыт проходит успешно, берите какую-либо вещь - обязательно из тех же волокон, на которых вы ставили эксперимент.

Перед окраской ткань, как правило, требуется протравить - подержать в горячем растворе какой-либо соли; для этой цели часто берут раствор алюмокалиевых квасцов. Подержав ткань или пряжу в протраве несколько минут, опустите ее в отвар красителя, предварительно процеженный через марлю, и кипятите в нем. Точного совета, насколько крепким должен быть отвар, дать, к сожалению, нельзя, потому что два внешне одинаковых растения могут содержать разные количества красящего вещества. Так ч то концентрацию и время обработки придется подбирать опытным путем.

Назовем несколько растении, из которых можно получить неплохие красящие отвары для ткани. Начнем с упоминавшейся уже луковой шелухи. В ее отваре ткань станет желто-красной, если протравить ее квасцами, и зеленой, если протравить железным купоросом. Луковую шелуху использовали с давних времен для крашения шерсти и льна.

Из листьев и стеблей картофеля тоже можно приготовить краситель. Их отвар окрасит ткань в лимонный цвет, если ткань заранее обработана раствором какой-либо соли олова. А отвар корня ревеня придаст ткани, протравленной раствором железного купороса, болотный цвет.

Для окрашивания шерсти можно использовать и отвары из коры деревьев. Так, кора ольхи окрасит шерсть в темно-красный цвет, кора ясеня - в синий. Древесина дикой груши содержит коричневый краситель (шерсть перед крашением надо протравить в водном растворе какой-либо соли висмута). В листьях березы есть серо-зеленый краситель, правда, он не очень эффектен.

В былые времена редко, но все же красили шерсть раствором кофе, только сырого, чтобы получить зеленый цвет. Опробуйте и этот краситель, благо сырых кофейных зерен нужно совсем немного. Их надо размолоть и отварить с добавкой стиральной соды, а шерсть перед тем, как погружать ее в отвар, протравите в горячем растворе квасцов.

Если это занятие придется вам по вкусу, проверьте сами красящее действие других растений в сочетании с разными протравами. Не исключено, что вы обнаружите какое-либо неизвестное или совершенно забытое сочетание, и окраска окажется на редкость красивой.

О. Ольгин. "Опыты без взрывов"
М., "Химия", 1986

В этой статье вы узнаете как смешивать цвета и как создать свою палитру .

Для того, чтобы получать чистые цвета в своих работах, необходимо знать какие цвета из вашего набора хорошо смешиваются, а какие дают грязь. Для этого мы создадим цветовую палитру . Это занимает некоторое время, но это отличная подсказка для новичков, и это действительно поможет вам выяснить, как получить цвет, который вы хотите .

Вот палитра, которая получилась у меня:

Вам понадобятся следующие материалы:

  • Большой лист акварельной бумаги
  • Длинная линейка
  • Карандаш
  • Акварельные краски
  • Кисточка
  • Контейнер воды

Подготовка : сначала необходимо оценить сколько различных цветов акварельной краски у вас есть. С помощью карандаша и линейки вам нужно расчертить 1-дюймовые квадраты, их количество по длине и высоте должны совпадать с количеством имеющихся у вас цветов. После этого можно начинать делать сетку.

У меня 13 цветов, поэтому я наметила 13 квадратов вдоль верхней части листа и 13 — вдоль левой стороны.

  • Горизонтальный ряд: квадраты нумеруем слева направо.
  • Вертикальный ряд: квадраты нумеруем сверху вниз.

Не забудьте оставить некоторое пустое пространство на правой стороне бумаги — справа от сетки. Вы будете использовать это пространство для списка ваших цветов.

Я обвела первые три цифры сверху и сбоку на картинке ниже.

На правой стороне назначьте каждой цифре свой цвет и перечислите их все по вертикали. Это легенда для смешивания цветов.

Номер каждого цвета будет совпадать с номерам на сетке — на верхней и левой стороне.

Теперь приступим к самому интересному…. к смешиванию! Для этой палитры мы не будем смешивать более двух цветов одновременно. Суть ее в том, чтобы смешать по два цвета в равных количествах для получения всех возможных комбинаций.

Ряд 1

  • Начните с цвета, присвоенному №1 в вашем списке. В моем случае, это кобальт фиолетовый. Этот цвет пойдет в квадрат с надписью с №1 на верхней и №1 на левой стороне. Вам не нужно его смешивать, так как это один и тот же цвет для обоих сторон. Просто нанесите этот цвет в квадрат.
  • На квадрате прямо справа от первого — тот, что с №2 по верхней стороне — вы будете смешивать второй цвет из вашего списка с цветом №1 — так как он находится на той же строке (строка №1 слева). Я смешала в равных количествах голубой фталоцианин и кобальт фиолетовый.
  • Далее движемся еще правее, к квадрату №3. Смешайте ваш третий цвет с первым, и далее направо, заполняйте каждый квадрат в правильной комбинации в соответствии с номерами на сетке. Таким образом, ваш первый ряд будет всеми вариации каждый цвет смешанного с первым цветом.
  • Убедитесь в том, что смешиваете в равных количествах каждого цвета с равным количеством воды для каждого квадрата. Также позвольте каждому квадрату некоторое время высохнуть, чтобы они не столкнулись друг с другом. Используйте фен, если вам не терпится.

Ряд 2

Как только ваш первый ряд будет готов, начинаем заполнять второй. Вам не нужно смешивать цвет №1 с цветом №2, потому что вы уже сделали это в первом ряду. Поэтому начните со второго поля — в моем случае это было голубой фталоцианин.

Смешиваем голубой фталоцианин с соответствующим цветом для каждого квадрата.

Таким образом заполняйте каждый квадрат соответствующими цветами для каждой строки, пока ваша палитра не будет готова! Первые квадраты каждого ряда повторяют смесь из предыдущего, поэтому оставляйте их пустыми.

В конечном итоге у вас получится треугольник — как в моей палитре ниже. Очень увлекательно смотреть на все оттенки и сравнивать их. Так много цветов! Эта палитра даже смахивает на произведение абстрактного искусства!

Эта цветовая палитра показывает:

  1. Прозрачность, полупрозрачность или непрозрачность цветов;
  2. Какой цвет получается при смешивании двух других;
  3. Цвета, которые при смешивании становятся грязными или тусклыми.

Я надеюсь, что эта сложная палитра имеет вам пригодится в будущем. Если у вас появились вопросы, задавайте их в комментариях! До новых встреч!

Если вы как ответственный и заботливый родитель хотите счастливого детства своему ребенку — добавьте в него побольше ярких красок. И приступайте к всестороннему развитию вашего чада, изучайте науку с пеленок, читайте полезные книги, гуляйте и путешествуйте. На страницах Веселой Науки вы найдете много полезной информации.

А сегодня я расскажу вам, как в домашних условиях сделать безопасные ЭКО краски для своего ребенка. Уверяю вас, краски по моим рецептам ничуть не хуже фирменных, дорогостоящих аналогов. А в безопасности и экологичности даже не сомневайтесь: основа только натуральные ингредиенты, которые можно купить в вашем любимом магазине. Ну что, готовы, то встречаете.

Сама большая подборка рецептов ЭКО красок домашнего приготовления для вашего ребенка

Как сделать для своего ребенка пальчиковые краски за 10 минут

И поговорим, для начала про краски для самых маленьких — ПАЛЬЧИКОВЫЕ

Приготовить в домашних условиях безопасные и яркие краски просто.

Сохраните рецепт, чтобы не потерять.

Рецепт приготовления красок для ванной своими руками

Краски для рисования в ванной комнате сегодня стоят прилично дорого и не всем по карману. А от картин, нарисованных красками, например, китайского происхождения, вам придется избавляться долгое время и приобретать для этого дорогостоящие чистящие средства. Так что, если ваш ребенок любит рисовать в ванной комнате, приглашаю вас записать простой рецепт и сделать DIY краски своими руками.

Чтобы получить более густые краски, которым ребенок сможет рисовать пальцами, а не кисточкой, отправьте все ингредиенты, кроме красителей в кастрюлю. Доведите до кипения на медленном огне и сразу выключите. Такие краски не растекаются.

Как сделать объемные краски для детей (Puffy Paints) своими руками

А вы уже рисовали с ребенком объемными красками Puffy Paints? Надеюсь, что вам и вашему ребенку понравились эту вспухающие краски. Если вы еще не знаете о том, как из простых ингредиентов сделать эти пушап краски и радовать всех интересными рисунками… Добро пожаловать на мой мини мастер-класс.

Рисовать этими красками получиться лишь ватными палочками. А это новый, уникальный опыт. Рисуйте и раскрашивайте крупные раскраски. А для того, чтобы краски поднялись, отправьте ваше произведение искусства на 30 секунд в микроволновую печь при мощности. Или на 2 минуты в духовой шкаф. Температурный регулятор поставьте на 180 градусов. Будьте внимательны, следите, чтобы лист не перевернулся и краски прогрелись со всех сторон и хорошо набухли. А уже через пару минут после остывания краски станут твердыми, объемными и при этом не потрескаются.

Давайте я вам расскажу как сделать краски боди арт своими руками

Интересное, яркое, увлекательное и мега творческое занятие для ваших детей ни на пять минут — боди арт. Не стоит делать удивленно большие глаза, мол “КАК?” Легко, весело и креативно, друзья. Дети любят рисовать. А разрисовывать себя им понравится не меньше. Поверьте. А лучше при первой же возможности предоставьте своему ребенку возможность порадоваться, побаловаться и повеселиться от души. А сейчас я расскажу вам простой рецепт чудо красок для рисованию по телу. Советую рисовать ими, когда вы играете в детском бассейне или в ванной комнате. Отличный получается детский боди арт.

Наши читатели скорее всего заметят, что этот рецепт похож на неньютоновскую жидкость. Может быть, но наносить краску будем на тело, так что готовьтесь к цветосмешению.

Для замешивания можно использовать любую удобную емкость с широким горлышком. А для самой яркой игры отлично подойдет менажница, краски из которой можно черпать ватной палочкой или кисточкой.

Отмываются легко, благодаря детскому шампуню и кожа не пересыхает, потому как в составе красок — детский крем. Ребенку понравится отмываться самому и отмывать ванную после массовой грязюльки.

Простой рецепт о том как сделать витражные краски своими руками

Позволить детям проявить фантазию и рисовать красками по стеклу можно не только по новый год. Да и вообще рисовать витражными красками можно на любой стеклянной поверхности и даже на прозрачных файлах. И совершенно не обязательно покупать дорогостоящие наборы, ведь изготовить краски можно самим, дома.

Особую пикантность краскам придают блестки. Знаете, те, которые используют для маникюра. Красками можно рисовать и по трафарету. А если вы будете рисовать на файле, то после полного высыхания, отклейте рисунок от файла и приклейте витраж на любую гладкую поверхность — стекло, зеркало, кафель и т. д.

Для любителей масштабных проектов у меня есть особое предложение: изготовить в домашних условиях гель-краски для рисования.

Изготовление этих красок не доставит вам хлопот и не займет много времени. Только приготовьте емкости размером побольше. Потому как рисовать можно будет на огромных ватманах бумаги. Для рисования в ванной комнате эти краски тоже подойдут, и смывать их будет легко. Но для начала, краски нужно изготовить. Этим мы с вами сейчас и займемся.

Как вам такой вариант красок для супер масштабного рисования? У нас так пользуется особой популярностью. Можно добавить блеска и положить в гель-краски блестки. Такие как используют мастера нейл-дизайна. Рисование начинается пальчика, потом в ход идут ладошки, а затем и разноцветные пяточки сверкают по ватманам. Но на этом наше путешествие в увлекательный мир красок не заканчивается. И самое вкусное я приготовила на последок.

А рецепт йогуртных пальчиковых красок хотите записать в свою копилку?

Самое сложное и интересное в этом рецепте то, что нет точных пропорций. И эти краски самые простые, натуральные и безопасные. Делаются они быстро, легко и просто.

Эти краски отлично подойдут для раннего развития. А рисунки, несомненно, будут, настоящими шедеврами.

В чем польза красок? Они помогают развивать:

  • мелкую моторику,
  • координацию руки,
  • ловкость и силу пальчиков,
  • цветовосприятие,
  • воображение,
  • речь.

А еще помогают у вашего ребенка сформировать:

  • художественный вкус,
  • творческое мышление,
  • самостоятельность.

Веселая Наука желает вам увлекательных творческих занятий с ребёнком. Отрабатываете различные техники рисования, учите ребенка смешивать цвета, различать оттенки и спокойно создавайте свои первые художественные шедевры.

Немногие знают о том, что все краски: акварельные, масляные, гуашевые, темперные - изготавливают на одной основе на протяжении тысячелетий.

Наверняка все помнят свои первые акварельные краски - с круглыми цветами и лохматой кисточкой. Медовые. Некоторые пытались акварель съесть, и почти у всех была привычка облизывать кисточку. А между тем, акварель далеко не так съедобна, хотя и в самом деле содержит мед.

Основа всех красок - пигмент и связующее вещество. От того, на чем замешивают краски, и зависит получится она акварельной или гуашевой. А пигмент у всех красок один. Краски существуют так давно, что невозможно сказать, когда и кем они были изобретены. С древнейших времен люди растирали сажу, пережженную глину, замешивали на животном клее и творили в свое удовольствие. Охрами, красками на основе глины, и сажей расписаны пещеры - первые свидетели труда живописцев, дошедших до наших времен.

Со временем люди стали претворять в краски минералы, камни, глины и химические смеси (окиси, оксиды и так далее). Если вы хотите сегодня увидеть, как работали художники тысячи лет назад, придется заглянуть в мастерскую темперной живописи, к иконописцам. Как и много столетий назад мастера иконного дела перетирают краски вручную. Раздробленный в свинцовой ступке и растертый до состояния пыли малахит даст прозрачный зеленый цвет, пережженные виноградные косточки – черный, ртутный минерал киноварь – одноименный красный цвет, а лазурит – синий. Палитра цвета росла и множилась с развитием живописного искусства.

Сегодня для промышленного производства красок используют минеральные и органические пигменты, добытые из недр матушки-земли или пигменты, полученные искусственным путем. Например, вместо того же ультрамарина из дорогого минерала ляпис-лазури, получают синтетический «ультрамарин».

Темперные краски имеют в своем составе водорастворимую эмульсию. В традиционной иконописи – смесь желтка. В промышленном производстве – казеин или ПВА (синтетическая поливинилацетатная смола). Темперные краски очень быстро сохнут, сильно изменяют цвет и тон, но прочнее темперных красок ничего нет. Это - живопись на века.

Самые популярные - акварельные краски - замешивают на основе природного гуммиарабика (растительных смол), с добавлением пластификаторов: меда, глицерина или сахара. Это и позволяет им быть такими легкими и прозрачными. Кроме того, в акварель обязательно включат антисептик, вроде фенола, поэтому есть ее, все-таки, не стоит. Изобрели акварель вместе с бумагой в Китае, а вот в Европу эта техника пришла только в XII веке.

Гуашь по своему составу очень близка к акварельным краскам, в ней тоже пигмент замешан на водорастворимой клеевой основе. Но в цвета добавлены белила, что придает краскам плотность, сильное высветление при высыхании и бархатистую поверхность.

Масляные краски замешивают на сохнущих маслах (чаще всего, используя специально обработанное льняное масло), алкидных смолах и сиккативе (растворителе, позволяющем краске быстрее высыхать). Масляные краски появились в Европе в XV веке, но кому принадлежат лавры изобретателя все же неясно, так как следы росписей краской на основе макового и орехового масла найдены в древних буддийских пещерах, а олифу – вареное масло – применяли еще в Древнем Риме. Масляные краски не меняют цвет при высыхании и позволяют добиваться потрясающей глубины цвета.

Спрессовав льняное масло с пигментом, получают масляные мелки , на основе воска – восковые мелки . Пастель изготавливают также путем прессования, только без применения масла. Современные технологии значительно расширили как линейку красок, так и палитру цвета. Но, по-прежнему, минеральные и органические пигменты составляют основу самых качественных красок.


Никитина Ульяна

Цель:

Изготовить акварельные краски из природных компонентов в домашних условиях.

Задачи:

1. Изучить состав и свойства акварельных красок.

2. Выяснить функциональное значение компонентов красок.

3. Рассмотреть основные этапы производства красок.

4. Приготовить основу акварельных красок из растительного сырья и

получить растительные пигменты.

Гипотеза:

Работая только с растительным материалом, возможно получение акварельных красок на основе природных пигментов даже в домашних условиях.

Методы исследования:

Изучение и анализ научной и научно-популярной литературы по проблеме исследования

Эксперимент: методы получения растительных пигментов и красок на их основе

Обработка и анализ данных эксперимента

Скачать:

Предварительный просмотр:

Аннотация к работе «Краски акварельные. Их состав и изготовление»

Цель:

Изготовить акварельные краски из природных компонентов в домашних условиях.

Задачи:

1. Изучить состав и свойства акварельных красок.

2. Выяснить функциональное значение компонентов красок.

3. Рассмотреть основные этапы производства красок.

4. Приготовить основу акварельных красок из растительного сырья и

получить растительные пигменты.

Гипотеза:

Работая только с растительным материалом, возможно получение акварельных красок на основе природных пигментов даже в домашних условиях.

Методы исследования:

Изучение и анализ научной и научно-популярной литературы по проблеме исследования

Эксперимент: методы получения растительных пигментов и красок на их основе

Обработка и анализ данных эксперимента

Введение.

Акварель (фр . аquarelle - водянистая; итал . acquarello) – живописная техника, использующая специальные акварельные краски. Акварельные краски наносятся, как правило на бумагу, которую часто предварительно смачивают водой для достижения особой размытой формы мазка.

Акварельная живопись вошла в употребление позже других родов живописи. Однако, несмотря на ее позднее возникновение, она в короткое время сделала такие успехи, что может соперничать с живописью масляными красками.

Акварель – один из поэтичных видов живописи. Акварелью можно передать безмятежную синеву небес, кружева облаков, пелену тумана. Она позволяет запечатлеть явления природы.

Лист белой зернистой бумаги, коробочка с красками, мягкая, послушная кисть, вода в небольшом сосуде – вот и все что нужно художнику. Можно писать по сырой или сухой бумаге сразу, в полную силу цвета. Но в любом случае нельзя или почти нельзя исправить испорченное место: акварель не выносит добавления или исправления цвета.

В России позапрошлого века было немало выдающихся акварелистов. П.А. Федотов, И.Н. Крамской, Н.А. Ярошенко, В.Д. Поленов, И. Е. Репин, В.А. Серов, М.А. Врубель, В.И. Суриков… каждый из них внес богатейший вклад в русскую акварельную школу.

Нередко художники используют акварель в сочетании с другими материалами: гуашью, углем.

Целью нашей работы является изготовление акварельных красок в домашних условиях из природных компонентов.

Теоретическая часть.

Состав и свойства красок.

Акварельные краски приготовляются главным образом на клеях растительного происхождения, поэтому они называются водяными красками. Краски для акварельной живописи должны обладать следующими качествами.

1.Большой прозрачностью.

2.Хорошо браться влажной кисточкой и легко размываться.

3.Акварельная краска должна ровно ложиться на бумагу и не образовывать пятен и точек.

4.После высыхания давать прочный, не трескающийся слой.

5. Не проникать на обратную сторону бумаги.

Главные составные части акварельной краски – краситель и вода. Далее, нужны вязкие вещества, они помешают краске растекаться по бумаге, заставят ее лечь ровным слоем; хороши для этого мед, патока, глицерин.

Производство красок.

Акварельные краски выпускаются в фарфоровых чашечках и тюбиках. Техника производства:

1) смешение с пигментом;

2) перетирание смеси;

3) сушка;

4) наполнение краской чашечек или тюбиков;

5) упаковка.

Особенности акварельных красок.

Акварельная живопись прозрачна, чиста и ярка по тону, что трудно достигнуть масляными красками. Акварельные краски употребляются также в подмалевке для масляной живописи.

Сильное разбавление красок водой при тонком нанесении на бумагу уменьшает количество краски, и краска теряет в тоне и становится менее прочной. При нанесении нескольких слоев акварельной краски на одно место появляются пятна.

Практическая часть.

Проанализировав литературу, статьи в Интернете, можно описать, как готовятся краски.

Сначала ищут сырьё. Это может быть уголь, мел, глина, лазурит, малахит. Сырьё нужно очистить от посторонних примесей. Затем материалы необходимо измельчить до порошка.

Уголь, мел и глину можно измельчить и в домашних условиях, а вот малахит и лазурит очень твердые камни, для их измельчения необходимы специальные инструменты. Старинные художники растирали порошок в ступке пестиком. Полученный порошок и есть пигмент.

Затем пигмент нужно смешать со связующим веществом. В качестве связующего вещества можно использовать: яйцо, масло, воду, клей, мёд. Краску нужно хорошо промешать, чтобы не было комочков. Получившуюся краску можно использовать для рисования.

В старых книгах часто встречаются названия экзотических красителей: красный сандал, кармин, сепия, кампешевое дерево.… Некоторые из этих красителей применяют и поныне, но в очень небольших количествах, главным образом для приготовления художественных красок. И все же можно попробовать приготовить краски с использованием минеральных веществ - пигментов, которые могут находиться в школьной лаборатории или в домашнем хозяйстве.

Гипотеза: Я предположила, что акварельные краски можно изготовить самостоятельно в домашних условиях, но они будут отличаться от магазинных.

Для проведения экспериментов мне надо было раздобыть природные пигменты и связующие вещества.

В моем распоряжении оказалась глина, уголь, мел, луковая шелуха, перманганат калия,канцелярский клей, мед и куриное яйцо.

Я составила план 5-ти экспериментов.

План 1-го эксперимента:

1)Очистить уголь от посторонних примесей.

2)Измельчить уголь в порошок.

3)Просеять порошок.

4)Смешать уголь с водой.

План 2-го эксперимента:

1) Очистить глину от посторонних примесей.

2) Измельчить глину в порошок.

3) Просеять порошок.

4) Смешать глину с канцелярским клеем.

План 3-го эксперимента:

1) Очистить мел от посторонних примесей.

2) Измельчить мел в порошок.

3) Просеять порошок.

4) Смешать мел с яичным белком.

План 4-го эксперимента:

1) Сделать густой отвар луковой шелухи.

2) Остудить отвар.

3) Смешать отвар с медом.

План 5-го эксперимента

1) Измельчить перманганат калия в тонкий порошок.

2) Просеять порошок.

3) Смешать перманганат калия с водой.

В ходе экспериментов я получила черную, коричневую, белую, бежевую, желтую краски.

Краски у нас получились не твердые, какие продают в магазинах. Однако художники пользуются похожими полужидкими акварельными красками в тюбиках. После проведения экспериментов мне захотелось попробовать и другое сырье, а также нарисовать новыми красками свой рисунок.

Результаты экспериментов.

Теперь я знаю, из чего состоят акварельные краски. Приготовить некоторые краски можно в домашних условиях. Полученные краски отличаются по консистенции и качеству от магазинных.

Так, уголь с водой дал краску металлического оттенка, она легко набиралась на кисточку и оставляла на бумаге яркий след, быстро высыхала.

Глина со клеем дала грязно-коричневую краску, плохо смешивалась с клеем, на бумаге оставляла жирный след и долго высыхала.

Мел с яичным белком дал белую краску, которая легко набиралась на кисточку, оставляла на бумаге густой след, долго высыхала, но оказалась самой прочной.

Отвар луковой шелухи с медом дал желтую краску, она хорошо набиралась на кисточку, оставляла на бумаге интенсивный след и быстро высыхала.

Перманганат калия с водой образовал светло-коричневую краску, она легко набиралась на кисточку и оставляла на бумаге бледный след, быстро высыхала.

Полученные краски имеют преимущества и недостатки: экологически чистые, бесплатные, имеют естественный цвет, но трудоемкие по производству, неудобно их хранить и нет среди полученных растворов насыщенных цветов.

Заключение.

Акварель - один из самых поэтичных видов живописи. Она позволяет запечатлеть кратковременные явления природы. Но ей доступны и произведения капитальные, графические и живописные, камерные и монументальные, пейзажи и натюрморты, портреты и сложные композиции.

Выводы, которые можно сделать из работы:

1. История красок началась вместе с появлением человека. Они были известны задолго до того, как появились письменные сообщения о них. Первоначально эта живопись преимущественно встречалась в альбомах «на память» и сувенирах, затем вошла в альбомы художников и появилась в картинных галереях и на художественных выставках.

2. Техника акварельной живописи весьма разнообразна как по своим приемам, так и по способу использования красок. Она отличается от других техник своей последовательностью, своим результатом. Пишут акварелью по-разному. Некоторые живописцы предпочитают работать постепенно - один слой краски кладут на другой, подсохший. Потом тщательно передают детали. Многие берут краску в полную силу и пишут в один слой. Это трудно - сразу точно показать и форму, и цвет предметов.

3. Краски состоят из пигмента и связующего вещества. А именно, акварельные краски – из сухого красителя и клея. Еще они могут содержать в себе некоторое количество сахара и при употреблении натираются с водою на блюдечках, или же прямо (медовые краски) берутся кистью, смоченною водою, с плиток или чашечек.

4. В ходе экспериментов в домашних условиях мне удалось получить акварельные краски разных цветов и оттенков, сравнить их качество с магазинными красками, проанализировать преимущества и недостатки.

5. Если у акварели будущее? Мы можем уверенно ответить на этот вопрос. Будущее у акварели есть!

Без акварели мир художественной живописи будет скучен и однообразен!

Список литературы:

1.Кукушкин Ю.Н. - Химия вокруг нас - Дрофа, 2003г.

2.Петров В.- Мир искусства. Художественное объединение 20 века.-М.: Аврора, 2009

Муниципальное автономное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №107» г. Перми

Секция: естественно-математические науки.

Изготовление акварельных красок в домашних условиях из природных компонентов.

Ученица:6-б

Никитина Ульяна

Преподаватель: