Оборотни — дети природы. Кто такой оборотень

Оборотень – мифическое существо, существовавшее в легендах практически каждого народа.

Под этим термином подразумевается человек, дух или демон, умеющий превращаться в какое-либо животное и наоборот. Хотя принято считать, что оборотни в большинстве случаев принимают форму волков.

При этом превращение может произойти как по желанию человека, так и стать следствием определенных факторов: смены циклов луны, запаха крови, воя животных и так далее.

Что это за монстры

Изначально оборотнями называли людей, способных превращаться в различных существ, и даже в неодушевленные предметы при помощи магии и колдовства. В большинстве случаев их изображали какими-либо монстрами.

Например, у греков оборотень – это тощий колдун, у которого ослиная голова и обезьяний хвост. Такие «перевертыши» ходят по улицам в зимние ночи и пугают людей. Но после водоосвящения, проводящегося на праздник Богоявления, мир очищается от этих чудовищ до следующей зимы.

У разных народов свое представление о том, в каких животных оборачивается оборотень. Это может быть леопард, лев, лисица, медведь и даже тюлень, как «шелка» в кельтской мифологии.

Но все же оборотень для большинства людей ассоциируется с волком. Такое существо имеет немало имен: ликантроп, вервольф, волколак, мардагайл, вилтаки.

Считалось, что превращение из человека в зверя происходит по-разному. Если оборотень – колдун, то он мог «надевать» шкуру животного в любое время по своему желанию. При этом он сохранял свой разум, и логически мыслил в любой ситуации.

Если же человек был укушен монстром или на него наложили проклятие, то он мог трансформироваться в любой момент без своего желания.

В большинстве случаев превращение происходило при полнолунии, но спровоцировать его мог не только свет ночного светила, но и запах крови или вой другого монстра.

Сам процесс трансформации довольно болезненный и в этот момент «перевертыш» наиболее уязвим.

После обращения человек не мог контролировать свои инстинкты, и убивал все живое на своем пути, при этом он не помнил ничего о своих «проделках».

Привлекательность оборотней

У этих монстров есть немало преимуществ перед обычными людьми. Прежде всего, они сильны, выносливы и быстры, как и те звери, в которых обращаются. Кроме того, у этих чудовищ есть еще и другие способности:

  • Регенерация тканей . Считается, что у оборотней очень быстро восстанавливаются клетки. Благодаря этой особенности существа не стареют, и не подвержены никаким болезням.
  • Бессмертие . Оборотня практически невозможно убить, и опасность для них представляет только серебро, и в тех случаях, когда чудовище получает ранение точно в сердце или мозг.
  • Хитрость и знания . Эти монстры опасны тем, что, даже находясь в звериной шкуре, они не становятся глупей, и могут применить все знания и навыки, которые были у них в человеческом облике. Чудовища с легкостью перехитрят охотников, увидят западню издалека и обойдут все ловушки на своем пути к жертве.

Такие навыки делают оборотней отличной машиной для убийства. А если учесть, что «перевертыши» в легендах обладали повышенной кровожадностью и беспощадностью, то станет понятным, почему люди испытывали ужас, и в то же время уважение к этим существам.

Как стать оборотнем

Существует немало легенд о том, как научиться превращаться в животное. По поверьям стать оборотнем можно такими способами:

Применить специальное магическое заклинание;

Быть укушенным или оцарапанным вервольфом;

Выпить глоток воды из волчьего следа, или напиться из водоема, который использует звериная стая;

Родиться в канун Рождества;

Съесть мозг или плоть волка;

Носить одежду из звериной шкуры;

Кроме того, считалось, что дети оборотней с рождения умеют превращаться в зверей.

При этом люди, ставшие «перевертышами» после укуса или проклятия, могут быть излечены. Но только в том случае, если они смогут выдержать голод и не попробуют человеческой плоти. Тогда можно провести ритуал очищения и спасти человека.

Если же оборотень отведал людской плоти, то его душа проклята, и он будет вынужден носить «звериную шкуру» до самой смерти.

В мифологии многих народов считается, что снять проклятие можно, убив того монстра, который укусил человека. В этом случае все жертвы вервольфа вновь становятся нормальными людьми.

Мифы о вервольфах

Почему же волк стал символом оборотней?

На протяжении многих сотен лет, это животное оставалось вполне фантастическим. И, несмотря на то что его повадки были довольно изученными, люди не прекращали наделять волка невероятным «дьявольским» умом и сообразительностью.

Считалось, что зверь может загипнотизировать человека и тот лишится всякой воли к сопротивлению и потеряет «дар речи».

Первая легенда о превращении в волка появилась еще во времена Древней Греции.

Однажды Зевс решил посетить царя Ликаона в образе простого странника. Но жестокий властитель приказал убить путника, чтобы узнать человек это или бог. В наказание Зевс разрушил дворец царя, а его самого превратил в волка на всю оставшуюся жизнь.

Так появился термин «ликантропия», означающий превращение человека в зверя.

Но раньше волки были пусть и фантастическими, но вполне почитаемыми животными.

Многие воины выбирали себе в тотем этого зверя.

По преданиям, человек с «душой» волка обладал выносливостью, силой и скоростью, а также и умом, что делало его непобедимым в любом бою.

В истории есть немало упоминаний о племенах, обитавших в разных уголках планеты, которые считали себя вервольфами.

К примеру, у балтов была каста воинов, являвшимися слугами бога-волка.

Эти «оборотни» перед каждым боем проводили специальный ритуал, включавший в себя прием наркотических веществ, если быть конкретным – белены.

Под действием растения воины видели галлюцинации о своей трансформации в волков, и в «зверином облике» шли в сражение.

С повсеместным распространением христианства все волчьи культы стали считаться языческими, и с ними безжалостно боролись.

Первые отцы-основатели церкви отрицали какую-либо возможность существования любых оборотней и ликантропов. Но немного позже христианские проповедники изменили свое мнение.

Средневековые гонения

Более поздние легенды о волках-оборотнях появились в XIV веке.

В одном из средневековых городов произошло массовое нападение собак на домашних животных. Отыскав стаю, горожане обнаружили в ней волка, который якобы умеет обращаться в человека. Позже был «установлен» и сам оборотень – в ликантропии обвинили одного из жителей.

Под пытками человек «сознался» в том, что он превращается в волка, и совершил несколько убийств. Его, конечно, казнили, но история получила громкую огласку. Скоро во всех городах и селах только и разговоров было, что об оборотнях.

Эти слухи всячески поддерживала Инквизиция, которая с радостью начала искать не только ведьм, но и «перевертышей». Немало людей созналось под пытками в умении обращаться в зверей. А количество оборотней сожженных на костре исчисляется сотнями, если не тысячами.

Самым известным случаем о суде над вервольфом стал процесс Жиля Гарнье, проходивший в XVI веке.

По мнению следователей, подсудимый встретил в лесу дьявола и продал ему свою душу.

Взамен Гарнье получил зелье, которое дало ему возможность превращаться в волка.

Так или иначе, этот «оборотень» действительно убил немало людей.

Он насиловал женщин и детей, отгрызал у убитых гениталии и делал еще много жутких вещей.

В 1621 году, после выхода книги «Анатомия меланхолии», написанной ученым и священником Робертом Бартоном, отношение к оборотням изменилось.

Подтверждал его теорию и тот факт, что в те времена лекарственные препараты от многих заболеваний создавались на основе настойки опия и белладонны.

Эти растения являются известными галлюциногенами, и неудивительно, что многие пациенты после лечения такими препаратами «становились оборотнями».

Научная точка зрения

Найдено немало рисунков времен каменного века, на которых изображены гибриды людей и животных. Наши предки нередко изображали смесь человека со зверем: оленем, лошадью, кошкой, птицей, рыбой. Кроме того, часто создавались статуи полулюдей.

Самая древняя статуэтка гибрида человека и кошки была обнаружена на территории Германии, и ее возраст составляет около 32 тысяч лет.

Но откуда же мог взяться образ оборотней?

Прежде всего, такие «монстры» могли появиться вследствие физиологических нарушений в теле какого-либо человека.

К примеру, существует недуг под названием «врожденный гипертрихоз ».

Это заболевание, вызывающее рост волос на теле, лице и верхних конечностях, могло изменить облик человека и сделать его похожим на зверя.

А так как раньше люди были склонны к суевериям, то они могли наделить «ликантропией» всех, кто был болен этим заболеванием.

Еще один недуг, благодаря которому человек мог «стать оборотнем»– это порфириновая болезнь .

Это заболевание не только провоцирует усиленный рост волос, но и делает заметным другие проявления, совпадающие с мифами о вервольфах.

У пациентов развивается светобоязнь, кроме того, их кожа меняет цвет, черты лица искажаются, и отделяется плоть от ногтей, делая их похожими на когти.

В большинстве случаев у больных наблюдаются и психологические расстройства, которые делают их более агрессивными. А неадекватное поведение больных, вкупе с физическими изменениями вполне могли стать причиной появления мифов о ликантропии.

Оборотень в искусстве

Несмотря на популярность вервольфов, прижиться им в литературе не удалось.

Кадр из фильма «Американский оборотень в Лондоне»

Но ситуация кардинально изменилась с появлением кинематографа.

Первый раз оборотень появился на широком экране еще в 1913 году и с той поры занял лидирующие позиции среди всех «киношных монстров». Он смог подвинуть даже своего извечного литературного противника – вампира.

В 1981 году вервольф получил «Оскара» в номинации «за лучший грим». Речь идет о киноленте «Американский оборотень в Лондоне».

Несмотря на то что сюжет картины довольно банален, внешний «естественный» вид главного героя произвел на зрителей неизгладимое впечатление.

Кроме того, поражали и спецэффекты картины, ведь шерсть, клыки и волчья морда вырастали «прямо на глазах».

С того времени оборотни не раз появлялись в различных кинолентах и блокбастерах и каждый раз эти монстры обеспечивали фильму коммерческий успех.

С развитием технологий вервольфы заняли еще одну нишу в современном искусстве, а именно стали любимыми персонажами в компьютерных играх.

Попробовать себя в роли оборотня можно в таких известных РПГ, как Diablo II , The Elder Scrolls V: Skyrim , World of Warcraft: Cataclysm , Werewolf: the last warrior и многих других.

На их счету — огромное количество человеческих жертв
Во время охоты на ведьм в Европе и Северной Америке в XVI-м и XVII-м столетиях многих женщин судили и казнили за то, что те якобы были ведьмами. Но та же участь постигла и многих мужчин — их подозревали в том, что они были оборотнями. В нашей статье перечислены жертвы этих гонений, более современные оборотни и даже пара животных, считавшихся таковыми. Скорее всего, многие из этих людей были серийными убийцами и тогда их казнили за дело, но были и невинные жертвы.

Человек из леса (родился в 1537-м году)

Петрус Гонсалес, известный так же как «Человек-волк» и «Человек из леса», убийцей не был. По-видимому, он страдал от общего гипертрихоза, то есть его тело было полностью покрыто густыми волосами, а голова действительно напоминала волчью. Впервые он появился при дворе французского короля, который отправил его ко двору Маргариты Пармской — благородной дамы и действующего регента Нидерландов.
Его портрет входит в коллекцию Палаты искусств и диковин замка Амбрас наряду с другими странными картинами вроде портрета Влада Цепеша, прообраза Дракулы. Гонсалес также был одним из немногих мужчин, вошедших на новоорлеанском карнавале Марди Гра в свиту Сатаны в 1970-х годах — его образ вдохновил людей на создание специального костюма.

Жиль Гарнье был современником Гонсалеса и тоже провёл много времени во Франции. Правда, никаким физическим заболеванием он не страдал — он был отвратительным каннибалом и серийным убийцей. Известный также под именем Отшельник из Сент-Боннота, этот ужасный человек убивал детей прямо возле своего дома. Его жертвами становились мальчики и девочки в возрасте от 9-ти до 12-ти лет.
Легенда гласит, что некий призрак подарил Гарнье волшебную мазь, которая позволила тому превращаться в волка. Он признался в четырёх убийствах и был признан виновным не в только ликантропии (превращении в волка), но и в колдовстве. Свою жизнь он закончил на костре.

Оборотень из Бедбурга (умер в 1589-м году)

Питера Стампа обвиняли в том, что он продал душу не какому-то там случайному призраку, а Дьяволу, за что получил способность превращаться в волка. Вместе со своей любовницей Кэтрин Тромпин и дочерью Билл Стамп он с 1564-го по 1589 год убил и расчленил 15 жертв.
Суеверные свидетели после охоты за «оборотнем» заявляли, что он, прячась за кустом, сделал последнюю отчаянную попытку вернуть себе человеческий облик, но его схватили, когда он снимал кожу.
На суде в Кельне его, разумеется, признали виновным и приговорили к той же участи, которая постигла его жертв. Судья приказал распять его на колесе и докрасна раскалёнными щипцами прижечь плоть в нескольких местах, чтобы заживо снять с убийцы кожу. После этого следовало отрубить ноги, руки и голову деревянным топором, а тело сжечь. Его любовнице и дочери пришлось смотреть на казнь, а потом в 1589-м году в Германии на Хэллоуин их обеих сожгли на костре.

Оборотень из Шалона (умер 1598-м году)

Этот человек известен под прозвищем Демон Тейлор, настоящего имени история не сохранила. Он предпочитал перерезать своим жертвам горло и потом съедать их тела. Общее число жертв не установлено, но, кажется, почти все убийства были совершены Демоном Тейлором в местечке Шалон под Парижем, Франция.
Предполагаемый оборотень был приговорён к смерти 14 декабря 1598-го года и на следующий же день сожжён. Перед костром собралась огромная толпа людей — все пришли посмотреть на казнь. Свидетели казни потом говорили, что в отличие от других «оборотней», покаявшихся и признавших все грехи, как только пламя начало лизать им пятки, Демон Тейлор ругался и хулил весь белый свет до самого конца.

Волк из Ансбаха (1685-й год)

В XVI-м и XVII-м веках на волков охотились так же, как и на «ведьм» — особенно жестоко с волками обходились на землях германцев, входивших тогда в состав Священной Римской Империи. У волка из Ансбаха человеческого имени нет — по-видимому, это был настоящий волк, а не человек, якобы умеющий превращаться в волка. Тем не менее, жители утверждали, что этот волк был ни кто иной, как их мэр, превратившийся в животное и ненавидящий весь город.
Жители устроили охоту на зверя, затравили того собаками и преследовали до колодца, где поймали его в ловушку и убили. Несмотря на то, что волк был уже мёртв, жители обвинили его в различных убийствах, а затем надели на него одежду и бороду, чтобы он напоминал их бывшего мэра. На всякий случай они даже повесили его на виселице и только потом выставили труп на всеобщее обозрение в музее.

Оборотень Ганс (1691-й год)

На востоке со Священной Римской Империей граничила Эстония, где тоже жил предполагаемый оборотень — этот подозреваемый известен под немецким именем Ганс. Суд вынудил 18-летнего Ганса признаться в том, что «человек в чёрном», вероятнее всего, Сатана, превратил его в волка, и Ганс жил и охотился в волчьей шкуре два года.
На ногах Ганса были шрамы, оставленные собачьими клыками, которые суд использовал для доказательства того, что бедного Ганса укусил оборотень. В любом случае, в те времена обвинения в договоре с Сатаной было достаточно, чтобы получить смертный приговор, оборотнем человек считался или кем-то ещё.

Ливонский Оборотень (осуждён в 1692-м году)

В Ливонии, ещё одном прибалтийском государстве, тоже были свои оборотни, самый известный из них — Тисс из Кальтербруна. Всего через год после казни Ганса 80-летний старик Тисс начал утверждать, что он не только является оборотнем сам, но и объединился с другими оборотнями, чтобы сражаться в Аду против Дьявола и ведьм. Таким образом, Тисс говорил, что он — «хороший» оборотень, «Гончая Бога».
Суд этой истории не поверил, и вместо того, чтобы наградить Тисса в страхе перед адским пламенем, его выпороли кнутом и отправили в ссылку. Этот частный случай стал предметом научных статей и книг, последняя публикация произошла в 2007-м году.

Жеводанский зверь (1764-1767)

Даже в XVIII-м веке в Европе по-прежнему боялись оборотней. Одним из самых известных оборотней в истории является Жеводански зверь, но что именно это был за зверь, неизвестно. Это мог быть оборотень (ну, допустим), лев или даже гиена. Это мог быть гибрид собаки и другого какого-то хищника. Или зверь, натасканный на убийство группой фанатиков-христиан, как в фильме 2001-го года «Братство волка». Могло быть даже несколько зверей, а не один.
Так или иначе, зверь напал в общей сложности на 210 человек, 113 из которых погибли — эта цифра превышает число жертв всех остальных убийц из нашего списка вместе взятых. В итоге зверя убили, а его чучело выставили в королевском дворце в Версале, но убийства не закончились. То, что убили не того зверя, стало ясно, но примерно через год убийства прекратились сами собой. Кто же на самом деле убил страшного зверя или же он умер своей смертью, так и осталось неизвестным.

В XIX-м веке людей всё ещё обвиняли в оборотничестве, несмотря на то, что суды над ведьмами и оборотнями к тому времени уже прекратились. Мир уже знал о существовании серийных убийц, но порой их до сих пор называли оборотнями.
Мануэль Бланко Ромасанта является одним из таких убийц — в испанской истории он стал первым официально задокументированным серийным убийцей. Сам он признался в 13-ти убийствах, но его осудили только за девять. Его приговорили к смерти через повешение, но в последний момент приговор смягчили.
Жизнь его ещё до того, как он стал убийцей, была странной. Его родители считали своего сына девочкой и растили его, как дочь, пока врач не подтвердил, что на самом деле Мануэль — мальчик. Когда он вырос, то женился, а потом потерял жену, и в 1844-м году его обвинили в её убийстве. Обвинения сыпались на него до 1850-го года, пока, наконец, маньяка не судили. Жертвами его были как мужчины, так и женщины общим числом от 10 до 47 человек.
Обстоятельства смерти Мануэля столь же загадочны. Тюремных записей не сохранилось, и противоречивые слухи говорят, что он то ли умер в тюрьме от болезни, то ли был застрелен охранником, надеявшимся, что под страхом смерти заключённый превратится в волка.

Все описания оборотней с XV-го по XX век говорят о них, как о смертельно опасных монстрах, известных своими бесчеловечными преступлениями. Одним из таких убийц, которого и правда можно назвать монстром, был Альберт Фиш, также известный как Бруклинский Вампир, Буги-мен, Серый человек, Лунный маньяк и Оборотень из Вистерии. Он — самый гнусный и отвратительный тип в нашем списке.
Фиш точно виновен, по крайней мере, в четырёх убийствах и подозревался ещё в трёх, в итоге он был осуждён за похищение и убийство Грейс Бадд (1918-1928). Подробности слишком отвратительны, чтобы о них писать. Хуже всего то, что он написал матери десятилетней девочки письмо, в котором подробно рассказал, как Грейс сопротивлялась и как он её в конечном итоге расчленил.
Также Фиш предоставил яркое описание того, как убил и съел четырёхлетнего ребёнка по имени Билли Гаффни. Власти в итоге узнали, что Фиш втыкал в собственное тело огромное количество иголок и занимался всеми возможными видами сексуальных извращений. Неудивительно, что в итоге его приговорили к смерти на электрическом стуле.

08.09.2004 в 00:00, просмотров: 2060

Мелкий столичный предприниматель рассказал мне историю о том, как его собственная милицейская “крыша” позвала его в понятые.

“Звонят: друг, помоги. Приехал, вижу: человек сидит в наручниках в машине. Его вытаскивают, отстегивают наручники: вот, только что задержали. “А вы мне еще часа два назад звонили - это ничего?” - “Неважно. Будешь смотреть с этого момента. Так положено”. Рядом вторая понятая стоит - жена собровца. На видеокамеру снимают: “Сейчас будем обыскивать”. Раз - в карман куртки, а там - ствол заряженный: “Пожалуйста, смотрите - оружие. Теперь носок снимаем. Ой! Нашли наркотическое вещество. А теперь давайте машину посмотрим. Ага! Под половичками везде порошок рассыпанный”.

Я тогда не знал, что все это они сами подбросили. Уже потом, с месяц прошло, похвастались: “Закрыли мы этого лося. Вот так сажаем, кого нам надо”.


Неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого.

Конституция РФ, ст. 49

Оперативные технологии

Отдельные, но многочисленные стражи правопорядка щедро подбрасывают “чеки”, “траву”, патроны, нерабочие гранаты, запалы и прочее тем, “кому надо”, а также гастарбайтерам, бомжам, пьянчужкам... Так организуются “народные”, популярные статьи Уголовного кодекса: “три гуся” (222-я - приобретение, хранение и ношение оружия и боеприпасов) и 228-я (сбыт наркотических веществ). Можно вспомнить, не сходя с места, уйму примеров таких “организованных” дел.

Дело наркосбытчика Исламова (русского, но с настораживающей фамилией) - самое обыденное, рядовое. По всем документам значится, что дурак Исламов при понятых продал оперативнику два спичечных коробка марихуаны. Теперь пятый месяц сидит в “Матросской Тишине”. Как сказали в отделе милиции, “мальчику светит максимальный срок”. И поделом.

Но вдруг - редкий случай! - у ментов случился прокол. Их поймали за руку. И все доказательства вины сбытчика посыпались одно за другим: оказались враньем, путаницей и подставой. Протоколы допросов и очных ставок читаются как детектив.

А цена вопроса, если вдуматься, - до 10 лет колонии. Включая время, проведенное в камере СИЗО, где вместе с Исламовым сидят около 60 человек.

Значит ли это, что все до единого стражи правопорядка, которые занимаются подбросом, - “оборотни в погонах”? Это скорее вопрос масштаба и технологий. У настоящих-то “оборотней” - крутые бабки, банковские счета и виллы. А у юного опера из райотдела милиции - “палка” в плане по раскрываемости преступлений да жирный плюс всему отделу. Хотя, конечно, если повезет, то лучше деньгами...

Почти все герои этой истории, начиная с 23-летнего обвиняемого, очень молоды, они практически ровесники. И 21-летний опер - главный свидетель обвинения, и понятые, и девушка-следователь из ОВД. В 21 год нельзя своим умом додуматься до некоторых оперативных технологий. Можно только перенимать опыт старших товарищей.

Рота почетного караула

Поклонник здорового образа жизни, учитель физкультуры Саша Исламов из Нижегородской области не курит даже обычных сигарет - какая уж там марихуана. Точнее, не курил до “Матроски”.

После армии он остался в Москве, устроился в кафе барменом. Хотя, отслужив, получил самые блестящие рекомендации, с которыми прямая дорога хоть в милицию, хоть в ФСБ. Его армейская служба была почетной и непростой - в комендантском полку Кремля.

Из характеристики военнослужащего 2-й роты почетного караула отдельного комендантского полка Александра Исламова:

“Зарекомендовал себя только с положительной стороны. Спокоен и рассудителен, имеет по каждому вопросу свое мнение, умеет его высказать и отстоять в дискуссии. Выполнял задачи по охране военных и государственных объектов, воинских судов, специальные задачи - конвоирование подсудимых, инкассация денег, поимка дезертиров. За образцовое выполнение специальных мероприятий, отличную физическую подготовку имеет ряд поощрений от Президента РФ, министра обороны, Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, военного коменданта города Москвы...”

Этой весной Исламов собирался продать свою “шестерку”. Чтобы сэкономить на ремонте, отогнал ее на родину, сдал там в сервис. Отремонтированную машину собирался снова перегнать в Москву: покупатель уже нашелся и даже задаток уплатил. Наконец Исламову позвонили из автомастерской и велели срочно приезжать: машина готова, и если ее не забрать до 24 апреля - выставят за ворота.

С утра 23 апреля с.г., перед работой, Александр купил себе билет на вечерний рейс до Арзамаса. Поезд уходил из Москвы в 21.55. Потом на работе он договорился об отгулах с завтрашнего дня, но уехать не успел.

На мобильник Исламову позвонил некто Максим Смирнов, бывший повар кафе, которого годом раньше оттуда “попросили”. (“Когда стало известно, что он наркоман, мы его уволили. Профилактически”, - деликатно объяснили мне в кафе.) Смирнов сообщил, что желает отдать Исламову давний долг. Тот крайне удивился неожиданному звонку, потому что уже махнул рукой на эти деньги: прежде, сколько ни требовал их со Смирнова, тот отвечал, что отдавать нечем. “Подъезжай, не опаздывай, а то мне на поезд нужно”, - согласился Александр.

В 20.00 он взял заранее собранную дорожную сумку, попрощался с сотрудниками родного кафе и спустился на улицу - на проспект Вернадского.

Чужие здесь не ездят

Никакого Смирнова перед кафе не оказалось, зато вместо него Исламова поджидали несколько незнакомых мужчин. Они приехали на двух иномарках (одна без номеров). Исламову выкрутили руки и потащили к машине. Он упирался, но в конце концов совместными усилиями бармена-физкультурника впихнули в салон. Позже следователь ОВД Ольга Ларкина, которая ведет его уголовное дело, назвала процесс запихивания Исламова “заварушкой”.

Мимо по проспекту шли местные милиционеры - участковый и сотрудник роты патрульно-постовой службы: они сменились с дежурства и торопились в кино. Но на разводах в ОВД им наказывали: в районе участились грабежи, увидите подозрительную машину, хотя бы даже милицейскую, но из чужого отдела, - перепишите номера, доложите руководству.

Вот парни и подошли выяснить, что происходит, показали удостоверения. Им ответили: не лезьте, тут проводят мероприятие оперативники из ОВД “Орехово-Борисово Южное”.

Здесь? На проспекте Вернадского?! - удивились милиционеры. - И где ж понятые?

Вон, - кивнул опер на двух молодых людей, которые в это время изо всех сил удерживали Александра за руки.

Ну, вы представляете себе таких “понятых”-мордоворотов? Но самое забавное, что оба указанных молодых человека спустя очень короткое время стали ими вполне официально.

А надо сказать, что проспект Вернадского, 109, - это территория отдела милиции “Тропарево-Никулино”, а вовсе не “Орехово-Борисово Южное”. Правила хорошего милицейского тона требуют: если задержание происходит на чужой “земле”, неплохо отвезти задержанного в местный ОВД или, на худой конец, хотя бы проинформировать хозяев. “Мы вам перешлем на него материал”, - пообещал заезжий опер. И обе иномарки умчались. Дорожная сумка Исламова осталась стоять на асфальте.

Когда все стихло, к милиционерам вышел работник кафе: он видел все с лестницы заведения, но подойти боялся. Позже нашлись еще два очевидца “заварушки”, причем один из них - сотрудник милиции из УВД округа. А участковый наутро подал своему начальству рапорт о происшествии.

Версия №1. Клуб “Чебурашка”

Мужчины, умыкнувшие Исламова, оказались оперуполномоченными отдела угрозыска ОВД “Орехово-Борисово Южное” Алексеем Базуровым, Александром Макаровым и Павлом Игумновым.

Об очевидцах случившегося они тогда, понятно, еще ничего не знали. В родном ОВД капитан Макаров оформил первичные документы о том, что Исламов при понятых (тех самых молодых людях, помните?) и свидетелях Макарове и Игумнове продал их младшему коллеге Базурову марихуану и получил меченые деньги.

Вот только случилось это не на проспекте Вернадского, а на улице Ясеневая (то есть уже на родной “земле” ОВД). И вовсе не 23 апреля в 20.30, а 24 апреля в 0.30 - спустя четыре часа.

“В ночном клубе “Шапокляк”, адреса не помню, - легкой рукой пэтэушника выводил 21-летний Базуров свое объяснение, - я познакомился с молодым человеком по имени Саша, который предложил продать наркотик “марихуана”. Я взял у него номер мобильника для того, чтобы в дальнейшем изобличить его в преступной деятельности. Мы встретились у ночного клуба “Чебурашка”.

Исламов, проведя полночи в милиции, послушно повторил эту странную историю про “Чебурашку”.

Я не хочу комментировать причины, по которым он это сделал. Мне достоверно известно только, что в суде, решающем вопрос об аресте, здоровяк Исламов терял сознание, и к нему вызывали “скорую помощь”. Как не могу комментировать такие его показания:

“В машине они мне сказали, что мне грозит срок от 6 до 10 лет, но вопрос можно решить за 10 тыс. долл. Я сказал, что таких денег я никогда не найду. Они ответили, что тогда они раскрыли преступление и на этом заработали “палку”. В ОВД я сказал, что ничего подписывать не буду. Тогда Базуров начал меня бить по голове толстой папкой с жестким переплетом. В какой-то момент я изменил положение головы, и он попал мне по виску над правой бровью. Одна моя рука была пристегнута наручниками к спинке стула. Потом он заставил меня снять обувь и стал наносить удары предметом, похожим на дубинку, по ступням и пяткам. После этого Макаров начал мне угрожать, что если я не подпишу документы, то меня вывезут на окраину города и закопают живьем. Или посадят в камеру с уголовниками, чтобы те меня “опустили”. Или я внезапно умру в камере. Также мне сказали, чтобы я отказался от защитника”.

Нужные показания появились. Дело о сбыте наркотиков принял к производству следственный отдел ОВД “Орехово-Борисово Южное”.

Версия №2. Марихуаны не оказалось

Уже через сутки (родные в это время еще обзванивали адвокатов) Александр отказался от версии оперов. Тут наконец вступил в дело адвокат и принялся сам искать свидетелей задержания Исламова. Всех нашел: и молоденьких милиционеров из “Тропарево-Никулино”, и сотрудника кафе. И вот тогда - и только тогда - вслед за Исламовым, меняют показания его оппоненты - оперативники. Так появилась версия №2, пытающаяся объяснить их появление на проспекте Вернадского.

Базуров сообщил следствию, что в поисках потенциального продавца наркоты он прошел по цепочке осведомителей: знакомая наркоманка свела его с Максимом Смирновым (который и выманил бармена из кафе), а тот, в свою очередь, указал на бывшего сослуживца и своего кредитора как на человека, который готов продать два спичечных коробка марихуаны.

Так Смирнов и оперативника удовлетворил, и от давнего долга освободился. “Опекаемые” милицией наркоманы действительно вынуждены периодически кого-то сдавать, чтобы не трогали их самих. Это обычная практика оперативной работы.

Но задержания на проспекте Вернадского не случилось, пояснил оперативник, потому что марихуаны при Исламове не оказалось. Он якобы пообещал принести наркотик в полпервого ночи к клубу “Чебурашка”, в Ясеневе. Там-то его и взяли.

Разбирать все несуразицы и несовпадения в милицейской версии так же занятно, как читать детектив. Никаких понятых на проспект Вернадского, оказывается, не брали. Их пригласили в отдел милиции и только после инструктажа, а также подготовки меченых купюр (как оно и положено) отвезли к “Чебурашке”. А в “Тропарево-Никулино” бравые опера выехали на “оперативный эксперимент по закупке наркотического средства”. Получается, собрались “экспериментировать” без понятых, без документального оформления?

Возможно ли, чтобы “спокойный и рассудительный” Саша Исламов, которого ждали в Нижегородской области срочные дела, отказался от поездки, кинулся в другой район Москвы к случайному знакомому, чтобы заработать на продаже наркотика 800 рублей?

Я пообещал компенсировать ему деньги на билет, - нимало не смутившись, ответил Базуров.

И с понятыми началась какая-то непонятная закавыка.

Профессиональные понятые

Понятой А. в деталях рассказал, как оперативник, купив у Исламова наркотик, прямо возле крыльца “Чебурашки” передал его под протокол сотруднику милиции: целлофановый сверток был “опечатан штампом дежурной части ОВД “Орехово-Борисово Южное” и заверен подписями понятых”.

Понятой Б. вспомнил, что опер сделал это в самом ОВД.

А. сообщил, что познакомился с напарником только в милиции.

Б. проговорился: оба, оказывается, знакомы со школы.

А. по просьбе адвоката назвал место своей работы (его напарник вообще не работает). Адвокат не поленился, проверил: такой фирмы по указанному адресу нет.

Ну до чего же незаменимые пареньки эти бойкие понятые! Настоящие профессионалы.

Вашим сотрудникам звать в понятые больше некого? - спросила я у следователя Ольги Ларкиной. У ее ног резвился черный котенок, на полу кабинета стояла мисочка с накрошенными кусочками сосисок. На книжной полке, среди кодексов, примостились две куклы.

Лейтенант юстиции с полминуты глядела в окно:

У нас территория маленькая, все друг друга знаем.

А почему вы упорно не верите Исламову?

Вот если бы он с самого начала рассказывал правду, а не менял показания, - даже как будто жалеючи вздохнула следователь, - тогда - да, Исламову можно было бы и поверить. А так...

Но отчего же столько веры операм, менявшим показания куда чаще, чем он?

Нету ответа.

Исламову еще крупно повезло: целая толпа народу видела, как ему выкручивали руки и засовывали в машину в то время и в том месте, когда этого не было по официальной версии следствия №2. Их показания просто кричат о том, что уголовное дело сфальсифицировано, грубо и небрежно.

Тогда какой должен быть следующий шаг? Правильно: запачкать свидетелей.

Заинтересованные лица

Участкового из ОВД “Тропарево-Никулино”, который узнал в оперативнике Базурове мужчину, захватившего Сашу Исламова на проспекте Вернадского, немедленно назвали “крышей” бармена-наркодилера (потому, мол, он за него и заступается). О сотруднике роты ППС сказали, что он, наверное, подрабатывал в кафе (это неправда). Недолго думая, следователь Ларкина сочла обоих сотрудников милиции “лицами, заинтересованными в исходе дела, благоприятном для обвиняемого”, к показаниям которых надо относиться критически. И она вынесла постановление об исключении из числа доказательств показаний обоих милиционеров - как недопустимых. А заодно “выкинула” и показания третьего свидетеля защиты - коллеги бармена.

Я спросила у следователя: в чем проявляется заинтересованность сотрудника кафе? “Потому что они - друзья”, - ответила Ларкина. И сослалась на статью УПК, якобы запрещающую брать показания у друзей.

Такого в УПК нет, - смеются опытные юристы. - Это произвол. Единственное, что может сделать следователь, - критически оценить показания свидетеля.

Расстроенный участковый Стас (он просил не упоминать его фамилии: опасается лишних проблем по службе) провожает меня у крыльца опорного пункта. Вздыхает:

Я из милиции ухожу. Неприятно. Не ожидал, что столкнусь с таким беспределом...

Еще 13 июля следствие было закончено. Начальник 2-го отдела управления по надзору за процессуальной деятельностью Мосгорпрокуратуры Хетагуров в ответ на 16 жалоб адвоката сообщил, что прокуратура провела проверку материалов этого дела. Проверка показала, что доводы Исламова о своей непричастности не были проверены в должном объеме. Посему нагатинскому прокурору даны указания провести дополнительные следственные действия. Все знают, чем заканчиваются такие проверки...

Ведь Нагатинская прокуратура уже отказалась возбудить уголовное дело в отношении сотрудников ОВД “Орехово-Борисово Южное” по факту фальсификации материалов.

Оборотнями в старину называли людей, способных превращаться в диких зверей, чаще всего в волков. При этом они становятся кровожадными и не знают пощады.

Оборотни охотятся по ночам, выискивают и нападают на одиноких путников. Несмотря на то, что они принимают облик дикого зверя, их можно отличить от настоящих животных, поскольку они гораздо крупнее своих реальных прототипов и полностью сохраняют человеческий интеллект.

Существуют и иные виды оборотней, наиболее известные — верфольф и люпин. Сами себя они предпочитают называть гару, воинами Геи.

Согласно старинным легендам верфольфы (оборотни) произошли от детей первой жены Адама Лилит, изгнанной Богом из рая. Будучи уже в изгнании, она родила четверых детей, которые были отданы на воспитание тигру, медведю, волку и змее. Волки воспитали ее дочь Енойа. Именно она стала прародительницей клана оборотней на всей земле.

Настоящий оборотень может выворачивать свою шкуру шерстью внутрь, становясь в это время человеком. Считалось, что оборотень большую часть своей жизни проводит в образе зверя, а в человека превращается лишь тогда, когда ранен.

ЕВРОПЕЙСКИЕ ОБОРОТНИ
Легенды об оборотнях известны во всех странах, где волки представляли реальную опасность для жителей. На Британских островах уже в эпоху средневековья волков было очень мало, и последнего дикого волка там убили еще в XVIII в.

Открытие реальной, но очень редкой и странной болезни ликантропии способствовало распространению слухов об оборотнях. Любой больной ликантропией объявлялся оборотнем. При этой болезни люди иногда ведут себя так, как если бы они и в самом деле были волками. Особенно много случаев заболевания ликантропией отмечено во Франции.

Яростные и неустрашимые норвежские воины - берсеркеры - во многом содействовали появлению легенд об оборотнях. Они одевались в звериные шкуры, носили длинные волосы и бороду и вообще отличались устрашающей внешностью. Жители оторванных друг от друга деревушек, подвергшись нападению берсеркеров, и впрямь принимали их за полулюдей-полузверей. Согласно некоторым легендам, берсеркеры во время сражения могли превращаться в страшных медведей и волков.

Согласно одной ирландской саге, некий священник, заблудившись в лесу, наткнулся на волка, сидевшего под елью. Волк этот говорил человеческим голосом; он попросил священника совершить отпевание его умирающей жены. Волк объяснил, что на их семействе лежало заклятие, по которому один мужчина и одна женщина из их рода должны были прожить семь лет волками. Если им удавалось выжить в течение этих семи лет, они могли вновь стать людьми. Священник не поверил словам волка до тех пор, пока лежавшая неподалеку волчица не сбросила с себя волчью шкуру, показав, что она на самом деле человек.

В одной норвежской саге рассказывается о том, как чародей напустил чары на две волчьи шкуры. Всякий, кто надевал их, превращался на десять дней в волка. Шкуры были обнаружены воинами Зигмундом и Синиотом, которые нашли приют в лесной хижине. Ничего не подозревая о чарах, Зигмунд и Синиот украли шкуры у хозяев хижины. Кто надевал эту шкуру, уже не мог ее сбросить. Зигмунд и Синиот, превратившись в волков, стали выть, нападать на людей и даже начали грызться друг с другом. По истечении десяти дней чары шкур утратили свою силу, и воины сбросили и сожгли их.

Во Франции существует немало легенд о волках-оборотнях. В одной истории времен средневековья рассказывается об охотнике, на которого в лесу напал огромный волк. Ему удалось отрубить одну из лап зверя, но тот сумел вырваться и убежать, и охотник положил свою добычу в сумку. Возвратившись домой, он был очень удивлен, увидев, что лапа превратилась в женскую руку. Но на одном из пальцев он узнал кольцо, которое некогда подарил своей жене. Взбежав по лестнице, он увидел, что его жена лежит в постели, истекая кровью от множества ран; на одной руке у нее была отрублена кисть.

МАЛЬЧИК- ВОЛК ИЗ ФРАНЦИИ
В 1604 г. тринадцатилетний Жан Гренье из Франции был обвинен в том, что он является волком-оборотнем. Он рассказал, что некий таинственный человек, властелин леса, дал ему волшебную волчью шкуру и особую мазь, с помощью которой он превратился в волка. На протяжении трех лет он жил в лесу как самый настоящий волк-людоед. Жан Гренье утверждал, что за эти годы он убил и съел более 50 детей. Он очень любил сырое человеческое мясо, находя особенно вкусными маленьких девочек. Будучи очень голодным, он иногда нападал на группу людей.

Однажды, проходя по деревенской улице, он обнаружил ребенка, спавшего в совершенно пустом доме. Жан не мог упустить столь лакомую добычу, и, так как вокруг никого не было, похитил младенца из колыбели. Он унес ребенка в лес и поделился мясом с другим, настоящим волком, с которым они вместе охотились.

Другому ребенку повезло больше. Он играл на опушке леса, когда Жан внезапно напал на него. Оборотень неожиданно выскочил из чащи, завыл, набросился на мальчика и, повалив его, схватил за горло. Мальчик был бы, конечно, растерзан, если бы крики не услышал его дядя, находившийся поблизости. Дядя набросился на Жана с криком: «Сейчас я тебе покажу!» - и отогнал оборотня тяжелой палкой.

Однажды вечером три девочки, пасшие овец, наткнулись на Жана, сидевшего в засаде на песчаных дюнах Его странные повадки очень напугали их. Он был очень худым и грязным, одетым в жалкие лохмотья. Его волосы свалялись, зубы и ногти напоминали звериные, а глаза светились хищным блеском. Старшая девочка спросила его, почему у него такая темная кожа. Жан отвечал, что кожа у него темная потому, что он оборотень и, когда солнце сядет, он разорвет их всех. Девочки в ужасе бросились наутек.

Жан Гренье очень гордился своими похождениями в облике волка и хвастался ими Маржерет Турье. Девушка рассказывала своим родителям обо всем, что говорил ей Жан, но те не придавали этому никакого значения до тех пор, пока он не напал на нее саму. Маржерет поведала, что он был неотличим от дикого зверя, разве что шкура у него была красной, а хвост коротким. Он вцепился в ее платье своими острыми когтями, но она хорошенько ударила его своей пастушьей палкой и, не помня себя от страха, бросилась домой.

После нападения на Маржерет Жан Гренье был арестован и предстал перед судом городского правления в Бордо. Жан подтвердил, что он является оборотнем и, убивая, пожирает людей. Его показания полностью совпали со свидетельствами очевидцев и жертв нападений. И хотя только Маржерет видела его в образе волка, не оставалось никаких сомнений в том, что Жан действительно является кровожадным людоедом. Два приглашенных для его освидетельствования врача подтвердили, что Жан страдает ликантропией.

Судья признал Жана умственно отсталым, заявив, что даже дети вдвое младше его куда более развиты. Судья отверг рассказы о колдовстве и превращении Жана в волка и приговорил его к пожизненному пребыванию на покаянии в одном из монастырей в Бордо. Но и в монастыре Жан продолжал вести себя как настоящее животное, бегал на четвереньках и пожирал любое сырое мясо, которое только мог найти. Спустя семь лет судья навестил Жана. Тот стал значительно менее диким и агрессивным, но по-прежнему утверждал, что он оборотень.

ОБОРОТНИ В АМЕРИКЕ
В Северной Америке бытует немало легенд о людях, способных превращаться в животных, однако далеко не всех их можно считать оборотнями. Старинные предания индейцев часто повествуют о браках между людьми и животными. Считалось, что многие животные были способны сбрасывать свою шкуру и превращаться в обычных людей. Некоторые племена, веря в то, что они происходят от таких браков, связывали свое происхождение с конкретными животными. Рассказывали даже, что некоторые воины обладали способностью вселять свой дух в тело какого-нибудь животного, чья гибель влекла за собой и смерть воина.

Канадские индейцы, считающие себя христианами, нередко утверждали, что они являются оборотнями. Согласно легенде, они по ночам выворачивали кожу наизнанку, превращались в волков и убегали в леса, где подстерегали благочестивых христиан.

В Канаде было основано немало французских колоний, жители которых принесли на новые земли и свою веру в оборотней. Колонисты рассказывали друг другу о гигантских волках-оборотнях, раскапывающих по ночам могилы и пожирающих трупы. Считалось, что Бог в наказание за грехи может на семь лет превратить человека в оборотня, который должен будет каждую ночь убегать в лес -- до тех пор, пока ему не отпустит грех священник или пока он не будет убит серебряной пулей.

В июле и декабре 1767 г. газеты сообщили об оборотне, которого видели в окрестностях Сен-Роше в Квебеке. Считалось, что днем он бродил по улицам в лохмотьях нищего, а ночью превращался в громадного, кровожадного волка.

КУЛЬТ ВОЛКА У ПЛЕМЕНИ НУТКА
Каждой зимой, в полнолуние, индейцы, жившие на северо-западном побережье Америки, устраивали обряд посвящения молодых воинов. Люди из племени нутка называли эту церемонию "кульвана". Во время ее исполнения мужчины племени изображали волков. Они надевали себе на голову одеяло, стянутое особым образом в виде волчьей морды, так как маску волка мог носить только вождь племени. Молодые воины нутка проходили особые испытания на выносливость и мужество.

У племени нутка сохранился миф, рассказывающий о возникновении кульваны. Нутка говорят, что некогда на их остров приплыли четверо спасшихся братьев, в то время как их племя было уничтожено в войне с соседями. Самый младший из братьев, Ха-Сасс, хотел получить знания и мудрость от волков, которые, по поверьям индейцев, были самыми мудрыми существами и знали все тайны жизни. Он надел на себя шкуру тюленя, чтобы волки не почуяли запах человека. Найдя его, волки утащили с собой, намереваясь скормить своим волчатам.

Когда же Ха-Сасс предстал перед ними в облике человека, волкам настолько понравилась его хитрость, что они позволили ему участвовать в их ритуалах, благодаря чему он стал сильным, как они. Во время ритуальных танцев волки надевали маски людей. После четырехдневного обучения волки дали Ха-Сассу волшебный жезл и отпустили домой, чтобы он научил своих братьев и других молодых воинов тайнам волчьей силы и могущества.

ЛЮДИ-ВОЛКИ ИЗ ПЛЕМЕНИ НАВАХО
Индейцы племени навахо, живущие на юго-западе США, очень большое значение придают магии и колдовству, испытывая какой-то особый страх перед мертвецами. Колдуны часто раскапывают могилы в поисках драгоценностей, погребенных вместе с умершими, и используют части трупов для приготовления различных магических снадобий и ядов.

Колдунов нередко называют «люди-волки», так как они обычно одеты в шкуры горных львов и волков. Считается, что некоторые из них могут перевоплощаться в зверей. Вот, например, старинная легенда племени навахо об этих ужасных людях-волках.

Как-то раз девушка из племени навахо и ее младший брат отправились на поиски кукурузы для своего семейства. Вскоре она почувствовала, что их преследуют люди-волки, и отослала брата домой верхом на коне. Сама же она решила спрятаться в чаще, но люди-волки нашли ее там. Старший брат девушки охотился неподалеку от того места и услышал вой волков и крики сестры. Пока он пробирался сквозь заросли, люди-волки успели утащить ее с собой. Однако брат заметил следы крови и решил пойти по ним.

Следы привели к расщелине в скале, и он обнаружил проход, высеченный в каменных глыбах, который спускался глубоко под землю и вел в пещеру, где собирались люди-волки. Юноша попал в небольшую камеру в пещере, наполненную человеческими костями и разными сокровищами.

Люди-волки вскоре обнаружили юношу и привели его к своему заплывшему от жира вожаку, который тянул какую-то заунывную песню. Он заявил, что юноша должен либо присоединиться к людям-волкам, либо умереть. Юноша решил присоединиться к ним и попытаться освободиться позднее. Волки дали ему немного мяса. Он понимал, что это человеческое мясо, но не знал, что это тело его сестры. Люди-волки съели ее, а кости побросали в угол. Юноша взял мясо, рассчитывая прикормить им сторожевых собак.

Дождавшись, пока все уснут, юноша подкрался к собакам и прошел мимо них. Проход был закрыт, но он, помня еще об одном отверстии, выбрался из пещеры. Люди-волки вскоре заметили пропажу, но юноша был столь осторожен, что они не сумели найти его. Через два дня юноша возвратился домой и рассказал, что его сестру убили люди-волки. Ступив на тропу войны, он увидел вожака людей-волков, неторопливо ехавшего верхом на лошади, и, выпустив стрелу ему в спину, поразил его насмерть.