Танцевальная чума и другие странные заболевания. Танцевальная Чума — болезнь или проклятие

В июле 1518 года жители Страсбурга (который на тот момент был частью Священной Римской империи), были поражены внезапным и, казалось, неконтролируемым желанием танцевать.

Немного истории

Истерия началась с того, что женщина по имени фрау Трофеа вышла на улицу и начала молча крутиться, вертеться и трястись. Она продолжала этот сольный танцевальный марафон почти неделю, пока к ней не присоединились еще три десятка жителей. К августу эпидемия танцев поразила около 400 жертв. При отсутствии другого объяснения этому явлению местные врачи во всем обвинили «горячую кровь», и предложили больным подождать, пока лихорадка не прекратится сама собой. Была даже построена сцена, и в город пригласили профессиональных танцоров. Город даже нанял группу, чтобы обеспечить танцующих музыкой, но не прошло слишком много времени, и марафон начал требовать свою пошлину. Многие танцоры просто падали от истощения. Некоторые даже умерли от инсультов и сердечных приступов. Это странное явление не заканчивалось до сентября, когда танцоров увезли в горный храм, где они могли бы помолиться об отпущении грехов.

Танцевальная чума в Страсбурге может восприниматься как легенда, однако она задокументированна в исторических записях 16 века. Кроме того, это не единственный подобный случай. Похожие мании имели место в Швейцарии, Германии и Голландии, хотя не все явления были такими большими (и со смертельным исходом), как в 1518 году.

Что могло заставить людей танцевать до изнеможения?

По словам историка Джона Уоллера, дело, скорее всего, в святом Вите — католическом святом, который (по убеждению благочестивых европейцев 16 века) имел власть насылать на людей танцевальную чуму. В сочетании с ужасными болезнями и голодом, которые охватили Страсбург в 1518 году, суеверие о святом Вите могло вызвать истерию на фоне стресса, которая распространилась на большую часть города.

В соответствии с другими теориями, танцоры могли быть членами религиозного культа. Кроме того, ученые предполагают, что виной всему спорынья, которая случайно попала в организм людей. Это токсическая плесень, которая растет на влажной ржи и может стать причиной спазмов и галлюцинаций.

Во времена Средневековья происходило множество странных вещей: например, некоторые люди думали, что они . А еще жители были беззащитны перед различными болезнями: все знают о черной смерти – эпидемии чумы, унесшей жизни миллионов человек по всей Европе. Но мало кто слышал о танцующей чуме – странной болезни, охватившей Европу в промежутке между XIV и XVII веками.

Первые упоминания о данном явлении относятся к 1374 году. В городке Аахен, входящим в состав Священной Римской Империи, несколько десятков человек пустились в пляс прямо посреди городских улиц. Они танцевали на протяжении нескольких дней, пока не потеряли сознание от истощения. Постепенно танцевальная мания (еще одно название данного феномена – «Dancing mania») стала распространяться по стране и встречаться в других городах. А затем сведения о странном поведении людей стали приходить и из-за границы: танцующие до полной потери сил группы людей собирались во Франции, Англии, Италии…

Наиболее полно описан случай, произошедший в 1518 году в Страсбурге. Некто госпожа Трофеа вдруг принялась танцевать на улице без видимой на то причины. Она танцевала в одиночестве, перекусывая на ходу, в течение 6 дней. На следующей неделе к женщине присоединилось еще 34 человека, а в последующий месяц еще 400! Основную массу танцующих составляли женщины, но в толпе так же присутствовали мужчины и дети. Танцы продолжались еще какое-то время, пока участники не стали умирать один за одним от истощения. В хрониках написано, что в некоторые дни умирало сразу по 15 танцующих! Остальные же продолжали пляски как ни в чем не бывало.

Всё это похоже на выдумки человека с больным воображением, однако «танцующая чума» или «танцевальная мания» действительно встречалась в средневековой Европе вплоть до эпохи Просвещения. Об этом свидетельствуют многочисленные документы: летописи, церковные книги, городские и региональные хроники.

Что это за феномен и почему он возникал так до конца и не понятно. Заключения средневековых врачей обычно сводились к тому, что у танцующих скапливался в организме переизбыток «горячей крови», которая слишком быстро движется по венам. Это, по словам врачей, заставляло людей танцевать без сна и отдыха. Конечно, их главной рекомендацией было сделать танцующим кровопускание, чтобы выпустить горячую кровь. Но когда потерявший кровь человек, вновь пускался в пляс и через несколько минут падал без сознания, стало ясно, что кровопускание — неправильный способ лечения. Доктора и философы предположили, что людям просто нужно дать, что называется, «вытанцеваться», и в местах «танцующей чумы» стали возводить специальные помосты, чтобы помочь заболевшим. Иногда даже нанимали специальный оркестр. Но это, напротив, привлекало еще больше людей присоединяться к группам танцующих. В конечном итоге не придумав способов борьбы с недугом (грубая сила также не помогала), людям только оставалось ждать, пока их сограждане не упадут бездыханными.

Современные исследования затрудняются назвать точную причину этого странного феномена. В современном мире «танцевальная мания» больше не встречается, а исторические документы описывают случаи проявления болезни сухо и без симптомов.

Вероятно, танцы были вызваны приемом неких наркотических веществ, а все танцующие являлись членами одной секты. Так же нельзя исключать, это была навязчивая психологическая болезнь, вызванная происходившими в средневековом обществе переменами. Пока что загадка «танцующей чумы» не разгадана, и нам остается только удивляться необычной болезни, охватившей средневековое общество.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Страсбург старинный европейский город, один из красивейших городов Франции, с многовековой историей.
Столица европейского парламента и недавнего теракта на рождественской площади.

А что было 500 лет назад в Страсбурге?

В июле 1518 года в Страсбурге происходили странные события. Сотни горожан без всякой причины вдруг
начали танцевать и танцевали до изнеможения пока в бессознательном состоянии ни падали на землю,
может быть и на той самой площади, где в наше время полусумасшедший негодяй расстреливал в наше
время своих сограждан. а некоторые и умирали от перенапряжения.

Деталь с гравюры 1642 года Хендрика Хондиуса, основанная на рисунках Питера Бройгеля 1564 года,
изображающих страдающих танцевальной эпидемией.

На рынке по продаже лошадей, спешно построен помост и люди танцуют под звуки трубы барабана и рога.
Они ходят друг за другом по кругу и громко кричат. Издалека кажется, что это веселый карнавал,
устроенный гуляками. Но если подойти поближе, то видно. что их тела судорожно дергаются, все одежды
рваные, лица отрешенные, все в поту, растрескавшиеся пуки, кровь сочится по деревянным сабо и
рваным уже кожаным сапогам. Их остекленевшие глаза смотрят вдаль и не замечают ничего вокруг.

Видно, что это не веселые гуляки, а зомбированные маньяки, одержимые танцем, это так называемые
«хореоманы».
Это явление, называемое также «танцевальная чума», было задокументировано как минимум в десяти случаях
по берегам рек Рейна и Мозеля с 1374 года. Различные рассказы об этих странных событиях встречаются
в разных документах и хрониках того времени и позже. Но самый апогей хореомании пришелся на Страсбург
летом 1518 годв.

Одна хроника семнадцатого века страсбургским юристом Иоганном Шиллером цитирует теперь
утраченную рукописную поэму:

Многие сотни в Страсбурге начали
танцевать и прыгать, женщины и мужчины,
на общественном рынке, на аллеях и улицах,
день и ночь; и многие из них ничего не ели,
пока, наконец, болезнь не остановила их.
Это несчастье было названо танцем Святого Вита.

E. Louis Backman, религиозных танцах в христианской церкви и в популярной медицине,
(Лондон: Джордж Аллен и Унвин, 1952)

Другая хроника с 1636 года относится к менее счастливому концу:

В 1518 году нашей эры... среди людей произошло замечательное и страшное заболевание, которое
называлось танцем Святого Вита, в котором люди в своем безумии начали танцевать день и ночь,
пока, наконец, они не упали без сознания и не поддались смерти.

(Из астрологической хроники Страсбурга, опубликованной в 1636 году Гольдмейером)

Врач и алхимик Парацельс посетил Страсбург через восемь лет после чумы и разбирался в ее причинах.

Согласно его Opus Paramirum все началось с одной женщины, по имени Frau Troffea. 14 июля 1518 года она
вышла из своего дома на узкую мощеную улицу и без всякого музыкального сопровождения начала танцевать
(«Backman», « Религиозные танцы»)
Конечно, муж умолял ее прекратить свой танец, но она не реагировала. Без еды, без питья до ночи она
судорожно дергалась на этой узкой мощеной улочке, а к ночи падала от усталости и засыпала, чтобы
с утра начать заниматься тем же самым.
Вокруг нее собирался всякий сброд - торговцы, нищие, паломники, священники, монахини и наблюдали за
этим нечестивым зрелищем. Так продолжалось 4-6 дней и, наконец, власти перепугались и отправили ее
на лечение в место, где находилось святилище Витуса, в тридцати километров от Страсбурга.
Власти решили, что Витус проклял её и теперь пусть сам займется её лечением.
Но на этом дело не кончилось. Хореомания оказалась заразной и на следующий день после отбытия Frau
Troffea на улицы Страсбурга вышли уже десятки хореоманов.

Германская гравюра истерического танца на кладбище, ок. 17 век. Обратите внимание на
разорванную руку, размахиваемую человеком слева от круга

А между тем мнения об этом явлении у общества разделились.
Духовество считало, что это работа мстительного святого Витуса, а гильдия врачей предъявила свою
версию - что это заболевание от перегретой крови. Существующий тогда метод лечения предполагал
использование гуморального метода - очищение крови. Но этот метод лечения предполагал, что сначала
все должны начать танцевать, а когда уже не смогут больше двигаться, надо начать очищать кровь.
Что-то похожее на прививки современные, слегка заразить болезнью, а потом уже и не заболеешь
повторно.
Видать и в те времена власти не всегда шли на поводу у духовенства, а многим был не чужд научный
прогресс, местные советы решили последовать рекомендациям гильдии врачей, объявляющим танец
«естественным заболеванием, которое исходит из перегретой крови».
В хронике шестнадцатого века, составленной архитектором Даниэлем Спеклином, рассказыватся о том,
что сделали власти.
- все залы различных гильдий были превращены в танцзалы;
- на рынке лошадей и зерновом рынке соорудили платформы для танцев;
- были мобилизованы десятки музыкантов играть на барабанах, скрипках, трубах и рогах;
- были приглашены из числа ещё не заболевших хореоманией танцоры, которые как массовики - затейники,
должны были поощрят к танцу.

В общем власти постарались и сделали все возможное, чтобы люди больные хореоманией быстро
дошли до точки, когда их можно было начинать лечить.
Старались как лучше, а получилось как всегда у власти бывает. Люди были менее склонны к научному
медицинскому объяснению, а увидели в этих бешеных масштабах танцующих ярость святого Витуса и
пришли в ужас. А так как без греха людей обычно бывает мало, либо совсем отсутствуют, то
«танцевальная чума» стала захватывать уже не десятки, а сотни граждан.

Деталь из копии на синей бумаге рисунка 1564 года Питера Бройгеля, изображающего страдальцев
танцевальной эпидемии, происходящих в Моленбеке в этом году

Ситуация достигла таких масштабов, что пришлось возвращаться к давним испытанным методам -
запрещать и не пущать.
Приказано было убрать все сцены, затем убрать публику, наблюдающей за танцами.
Но в раже уже тайных советников было не остановить и он пошли дальше
- запретить вообще танцевать до сентября.

Но тут уже и гражлане нормальные, не больные, возмутились. Жизнь людей сопровождалась разными событиями,
праздники, юбилеи, корпоративы и т.д., которые было принято сопровождать танцами. Например, у бюргеров
были приняты танцевальные па в так называемом басаданзе, нагруженые элем крестьяне любили попрыгать
в паре, чтобы выпустить пар.
Пришлось вводить исключения в правила.

Себастьян Брант, страсбургский канцлер и автор The Ship of Fools(1494), подробно
изложил исключение из запрета:

«Если почетные люди хотят танцевать на свадьбах или празднования первой мессы в своих домах, они
могут сделать это при помощи струнных инструментов, но они не используют тамбурины и барабаны»

Кроме того, совет приказал, чтобы тяжело больные отправились на трехдневную поездку в святилище
Святого Витуса, где была излечена Frau Troffea.
В дело вступили священники. Действовали старыми испытанными методами. Заболевшего хореомана помещали
под деревянным изображением святого Витуса, давали в руки маленькие кресты, а на ноги одевали
красные туфли.
Затем выполнялся ритуал - в атмосфере, заполненной благовониями и заклинаниями,
на туфли брызгали святую воду и рисовали кресты освященным маслом.
И представляете, помогло - поток заболевших стал резко сокращаться.
Но многое в этой истории осталось в тайне и неизвестности.
Вроде погибло 15 человек, но говорили, что может быть и сотни.

Деталь из 1642 гравюры Хендрика Хондиус, на основе 1564 рисунка Питера Брейгеля в танцевальной
эпидемии, происходящей в Molenbeek

Что было причиной этих вынужденных танцев?
Вот мнение Парацельса.

Он считал, что Fra Troffea была интриганкой и пыталась обмануть своего мужа, господина Troffea.

«Чтобы сделать обман максимально совершенным и действительно создать впечатление
болезни, она прыгала и пела, что было очень неприятно её мужу ».

Увидев успех Fra Troffea, другие женщины начали танцевать, чтобы раздражать своих
мужей, поддерживая « свободные, непристойные и дерзкие » мысли.

Этот тип танцевальной мании был классифицирован Парацельсом как
- хорейская ласкава (вызванная сладострастными желаниями «без страха или уважения»),
-которая сидела рядом с хорейской фантазией (вызванной воображением «от ярости и ругательства»)
- иChrorea naturalis (гораздо более мягкая форма, вызванная телесными причинами) в качестве трех
основных форм состояния.

Таким образом Парацельс считал причину болезни в умах хореоманов, а не на небесах, но следует учесть,
что он был женоненавистником, поэтому его диагноз выглядит несколько недостоверно.

Портрет Парацельса, после Квентина Мациса, ок. 1530

Некоторые современных историки утверждают, что танцевальные эпидемии средневековой Европы были вызваны
спорами, особбый вид, находящейся на стеблях сырой рожи, которая может вызвать подергивание и
галлюцинации - состояние, известное как Огонь святого Антония.

Однако, историк Джон Уоллер считает - споры могут вызывать судороги и галлюцинации, но также ограничивают
приток крови к конечностям. Кто-то, отравленный им, просто не мог танцевать несколько дней подряд.

Джон Уоллер объясняет танцевальную чуму своим глубоким знанием материальной, культурной и духовной
среды Страсбурга XVI века:

«Безумие прошлого - не окаменевшие сущности, которые можно выщипывать без изменений из своих ниш и
помещать под наши современные микроскопы. Они кажутся, пожалуй, более похожими на медуз, которые
рушатся и высыхают, когда их удаляют из окружающей морской воды»

По словам Джон Уоллер, бедняки Страсбурга были заражены эпидемией истерических танцев. Прежде всего
надо отметить, что каждая европейская танцевальная чума между 1374 и 1518 годами происходила около
Страсбурга, вдоль западного края Священной Римской империи. Для этого складывались определенные
условия. В 1518 году череда плохих урожаев, политическая нестабильность и приход сифилиса вызвали
крайне тяжелые условия жизни. Эти страдание вылились в истерическое танцевание, потому что
граждане полагали, что это может помочь. Люди могут быть необычайно внушаемыми, и уверенности
в мстительности святого Витуса было достаточно, чтобы его старались усладить танцами.

«Умы хореоманов были втянуты внутрь,
- пишет Уоллер,
- бросили по сильным морям их самые глубокие страхи»

Деталь картины, основанной на 1564 году пьесе Питера Бройгеля о танцевальной эпидемии,
происходящей в Моленбеке в этом году

Один из способов разъяснить танцевальную чуму - это рассмотреть состояния транса, который люди и
сегодня бывает достигают. В культурах по всему миру, в том числе в Бразилии, Мадагаскаре и Кении,
люди впадают в трансы сознательно, во время церемоний, или невольно, в периоды экстремального
стресса.
Джон Уоллер, описывая распространение танцевальной чумы в качестве примера психической заразы,
проводит параллель со смешной эпидемией, охватившей регион Танганьика (современная Танзания) в
тяжелом постколониальном году 1963 года. Когда пара девушек в местной школе миссий стали хихикать,
их друзья последовали этому примеру, и затем уже две трети учеников стали смеяться и плакать
одновременно и не могли остановиться, и пришлось закрыть уже всю школу. Затем дома ученики
«заражали» свои семьи, а вскоре целые деревни были истощены истериками. Врачи наблюдали несколько
сотен случаев, в среднем в неделю.


Танцевальная чума - необычное явление, которое наблюдалось в разных частях Западной Европы неоднократно в период с XIV до XVII веков. Наиболее заметный инцидент, связанный с этой чумой, произошел летом 1518 года в Страсбурге, Франция, где множество людей продолжали танцевать до тех пор, пока не падали замертво от истощения. Мы собрали интересные факты об этом невероятном явлении.

1. Случай с фрау Троффеа

Пляски до крови.

За неделю до фестиваля Марии Магдалины в 1518 году фрау Троффеа вышла из своего дома и начала танцевать. Она танцевала весь день до позднего вечера, пока она не рухнула на землю в полном истощении. Хотя женщина и проспала несколько часов, ее мышцы подергивались во сне, будто она продолжала отплясывать. Когда фрау проснулась, она снова начала свой причудливый танец.

На третий день безумных плясок ее туфли были пропитаны кровью, она находилась на стадии крайнего истощения, но никак не могла остановиться. Через несколько дней фрау Троффеа доставили в храм, чтобы исцелить от недуга. Но было слишком поздно.. она умерла. Казалось бы все закончилось, но случилось непредвиденное - подобным образом танцевать начало еще 30 людей. Через месяц их было уже более 400. Люди танцевали сутками, забыв о еде и воде, до тех пор, пока не умирали.

2. Танцевальная чума: причина неизвестна

Причины танцевальной чумы неизвестны и сегодня.

Поскольку все больше и больше людей выходили на улицы в течение августа, их ноги дергались в каком-то жутком танце, пугая жителей города. Танцоры, казалось, сошли с ума, и зрители наперебой выдвигали разные теории, что могло быть причиной - Бог или дьявол. Сотни людей танцевали на улицах, потные и с окровавленными ногами. Считается, что ежедневно от танцевальной чумы умирало более 10 человек. До сих пор никто не знает, что послужило причиной танцевальной чумы в Страсбурге и в других частях Западной Европы, но есть много мнений о том, что могло произойти. Может это была массовая истерия, а может и настоящая «чума», вызванная вирусом.

3. Мнение Парацельса

Врач и алхимик Парацельс.

Врач и алхимик Парацельс посетил Страсбург в 1526 году, всего через несколько лет после того, как случилась танцевальная чума. Он первым написал о фрау Троффеа и был первым, кто использовал термин «хореомания», чтобы описать танцевальную болезнь. Парацельс имел свое собственное мнение о причинах танцевальной чумы. Оказалось, что муж фрау Троффеа ненавидел, когда она танцевала. Парацельс и некоторые из жителей Страсбурга считали, что она начала свой танец, чтобы просто позлить мужа.

Парацельс заявил, что у танцевальной болезни было три причины. Во-первых, она появлялась по мнимым причинам. Во-вторых, люди, возможно, присоединялись к танцу из-за сексуальных расстройств. И, наконец, возможно, у некоторых людей были физические причины для бесконтрольного танца. В конечном счете, Парацельс считал, что несчастные жены были главной причиной танцевальной чумы.

4. Социальный стресс

Стресс как причина танцевальной чумы.

Одной из наиболее вероятных причин танцевальной чумы был стресс. Танцевальная чума появилась вскоре жуткой эпидемии Черной смерти. Казалось, будто у пострадавших были непроизвольные сокращения ног, что и сегодня наблюдается у небольшой части пациентов психиатрических больниц (хотя и в меньшей степени). Стресс мог быть вызван духовной причиной, когда человек предполагал, что он или она должен быть наказан Богом за различные грехи. Также в то время была большая напряженность между различными классами общества. А, учитывая повсеместную бедность и голод, вполне возможно, что были группы людей, которые просто «сломались» из-за морального напряжения.

5. Укусы тарантулов

В Италии танцевальную чуму назвали тарантизмом.

Франция была не единственной страной, пострадавшей от танцевальной чумы. В Италии также были вспышки танцевальной мании, но в этой стране она называлась тарантизм. Люди верили, что спонтанный танец вызван укусами тарантулов. Укушенные якобы начинали дергаться и танцевать. Также утверждалось, что жертвы укусов стремились погрузиться в холодную воду и многие из них погибли в море. Хотя укус тарантула не ядовит для человека, последний известный случай тарантизма в Италии был зафиксирован в 1959 году.

6. Лечение связыванием

Лучшее лекарство - верёвка.

Использовались различные методы, чтобы попытаться вылечить тех, кто пострадал от танцевальной мании. Одним из наиболее распространенных методов было связывание танцующих. Жертв болезни заворачивали в ткани, подобно тому, как пеленают младенцев. По-первых, это предотвращало пострадавших от того, чтобы они танцевали до стирания ног до крови. Некоторые из жертв также утверждали, что плотное обвязывание их животов помогает избавиться от безумия. Некоторые даже просили бить их в живот для облегчения.

7. Темнота и голодание

Темнота и голодание как лекарство от танцевальной чумы.

Марацельс рекомендовал его собственное лекарство от танцевальной чумы. Он назвал пострадавших «шлюхами и негодяями» и считал, что с ними нужно было обращаться наихудшим способом. Во-первых, он настаивал на том, что пострадавших нужно запирать в темной комнате (причем, чем хуже помещение, тем лучше). Во-вторых, жертвы должны были голодать и питаться только хлебом и водой. Неизвестно, помогало это или нет, но вряд ли подобное жестокое обращение было хуже, чем экзорцизм, который практиковала церковь по отношению к жертвам танцевальной мании.

8. Детская танцевальная чума

Детская танцевальная чума.

Записи показывают, что в 1237 году большое количество детей были затронуты танцевальной чумой в Эрфурте, Германия. Около 100 детей стали танцевать бесконтрольно на дороге из Эрфурта в Арнштадт, а затем рухнули от истощения. Детей нашли и вернули их родителям. Но на этом все не закончилось. Некоторые подростки вскоре после этого умерли, а те, кто выжил, до конца своих дней жили с тремором, который никогда не проходил. Никто не знает, что вызвало эту вспышку «чумы».

9. Танец святого Джонса

Танец святого Джонса.

Танцевальная мания поразила и Германию в 1300-х годах, сразу после эпидемии Черной смерти. Мужчины и женщины выходили на улицы и конвульсивно танцевали, к ужасу всех окружающих. Они прыгали с пеной у рта, и, казалось, были одержимы. Мания распространялась от одного человека к другому. Некоторых из жертв силой пытались накормить и их безумие проходило на короткое время... но затем возвращалось снова. Жертвы утверждали, что во время танцевальных припадков они даже не видели, что вокруг них происходит, ничего не слышали, а были вынуждены двигаться, кричать и танцевать до полного истощения.

10. Пляска святого Витта

Пляску Святого Витта часто сравнивают с танцевальной манией, но это не был настоящий танец. Хотя святой Витт был покровителем танцоров, эта пляска была болезнью, заставлявшей тела пострадавших дергаться или трястись. Сегодня это заболевание известно, как хорея и его пытаются лечить. Ранее же заболевших доставляли в часовню святого Витта в надежде, что они исцелятся. Того же, кто отказывался посетить часовню, отлучали от церкви.

В июле 1518 года в Страсбурге во Франции женщина по имени фрау Троффеа вышла на улицу и принялась выделывать танцевальные па, что продолжадлсь несколько дней. К концу первой недели к ней присоединились 34 местных жителя. Затем толпа танцующих разрослась до 400 участников, сообщает телеканал Discovery о достоверно зафиксированном историческом эпизоде, который получил название "танцевальная чума" или "эпидемия 1518 года".

Тогда власти посчитали, что излечить танцоров-мучеников можно только продолжением танца, однако к концу лета среди танцующих десятки погибли от сердечных приступов, инсультов и просто от истощения.

После многих неудачных попыток вскрыть подоплеку этого необычного явления лишь сейчас историку Джону Уоллеру, профессору Мичиганского университета и автору книги "Время танцевать, время умирать: экстраординарная история танцевальной чумы 1518 года", удалось разгадать столь долго занимавшую умы ученых загадку. Статью на эту тему публикует журнал Endeavour.

Эти люди, пишет Уоллер, "не просто тряслись, содрогались или бились в конвульсиях, как если бы впали в транс, их ноги и руки двигались так, как если бы они целенаправленно выполняли танцевальные движения".

Юджин Бэкмэн, автор книги "Религиозные танцы в христианской церкви и в популярной медицине" еще в 1952 году обратил внимание на биологические или химические причины подобной танцевальной мании. Он, как и другие эксперты, полагал, что в подоплеке подобных массовых явлений лежали попавшие с хлебом споры плесени, образующейся в стогах влажной ржи.

Да, соглашается Уоллер, подобная плесень может вызвать жуткие конвульсии и галлюцинации, но "никак не скоординированные движения, которые могут продолжаться в течение многих дней".

Кроме того, настаивает исследователь, совершенно отсутствуют свидетельства того, что танцующие хотели плясать. Более того, они испытывали отчаяние и страх.

"Эпидемии плясок", между тем, предшествовали некоторые не совсем обычные явления - страну терзал голод, вызванный серией холодных зим и заслушливых жарких летних сезонов, заморозки, сильнейший град. Все это происходило накануне маниакальных танцев. Множество людей умерли от голода. Те, кто выжил, были вынуждены убивать своих домашних животных, затем залезать в долги и, как результат, оказывались на улице попрашайничая.

Регион поразили также такие болезни, как оспа, сифилис, проказа и новая напасть, прозванная "английский пот".

В итоге, указывает Уоллер, весь регион охватили страх и тревога.

Одним из подобных страхов, берущих начало в религиозной легенде, было то, что если тот или иной человек вызовет проклятие святого Вита, сицилийского мученика начала IV века, канонизированного церковью, он сможет ниспослать на людей напасть в виде ничем необъяснимых приступов танца - "пляски святого Вита".

Уоллер считает, что именно феномен, известный как "массовое психогеническое заболевание", своего рода форма массовой истерии, которому обычно предшествуют невыносимые уровни псхологического стресса, вызывают подобные "танцевальные эпидемии".

Жертвы, поясняет ученый, часто впадают в состояние непроизвольного транса, которое подогревается психологическим стрессом и ожиданием перехода в навязанное состояние: "таким образом, в группах людей, которые столкнулись с тяжелейшими социальными или экономическими неурядицами, транс может быть крайне заразителен".

В районах вокруг Страсбурга в средние века известны по меньшей мере семь вспышек "танцевальных эпидемий".

В новой истории известен случай на острове Мадагаскар, где в 1840-х годах жители, согласно медицинским хроникам, "дико отплясывали, находясь в состоянии транса, будучи убежденными, что их душами завладели злые духи".

В 1962 году наблюдалась иная вспышка психогенического заболевания - эпидемия смеха 1962 года в зоне озера Танганьика. Это происходило так: неконтролируемый смех у учениц интерната в Танзании вызвала обычная шутка. Смех продолжался и продолжался, длился днями. Жертвы, практически все - женского пола, начали затем испытывать боль и задыхаться, теряли сознание, у них появлялась сыпь и приступы плача. И все это имело прямое отношение к истерическому смеху, доказывая старую истину, что смех может быть заразителен.

От школьниц эпидемия затем перекинулась на их родителей, а также на другие школы и окружающие населенные пункты.

Прошло полтора года, прежде чем эмидемия исчерпала себя.

Бывали случаи иррационального поведения мужчин, опасающихся, что их гениталии могут быть похищены, либо фатально "уйти в тело". Подобные панические настроения отмечались в разных частях света с 300 года до н.э., особенно в Африке и Азии. Они известны под названием "коро" (koro).

Самая последняя по времени эпидемия охватели в 1967 году Сингапур, когда свыше 1 тыс. местных мужчин прибегали ко всякого рода ухищрениям - использовали подпорки, или прищепки, лишь бы защититься и не допустить утраты столь ценного органа и вообще - мужского достоинства.

Такие эпидемии, особенно уходящие глубоко в историю, считает Уоллер, имеют огромное историческое значение. Например, "танцевальная эпидемия" говорит о чрезвычайной вере людей позднего средневековья в сверхестественные силы. Это также свидетельствует о том, к каким экстремальным проявлениям могут привести людей страх и отсутствие рационального восприятия действительности.

Как думает ученый, на свете мало что способно столь отчетливо указывать на экстраординарный потенциал человеческого мозга.