Николай цискаридзе лет. Николай Цискаридзе: навсегда женат на балете?! Наверняка вы для них - национальная гордость

Этот видный восточный мужчина, обладатель яркой и выразительной внешности, наверняка поразил сердца большей части россиянок. Однако они с удивлением узнают, что его сердце до сих пор не принадлежит ни одной женщине. Возникают разные подозрения, однако поклонники творчества танцора Николая Цискаридзе уверяют, что у него одна любовь и на всю жизнь - это балет!

Однако недавно в интернет просочилось фото, где артист стоит рядом с очаровательной девушкой в белом платье. Сами собой напрашиваются вопросы, правда ли что Цискаридзе недавно женился? Также и заголовки в соцсетях типа «Цискаридзе женится на Порывкиной» немного настораживают. Стоит прояснить ситуацию, подтвердить или опровергнуть эти слухи.

Даты, параметры, зодиак

Николай Максимович Цискаридзе - ведущий артист отечественного балета и педагог (как сказано в википедии) появился на свет в столице Грузии. Тогда республика еще входила в состав СССР. Биография его началась в последний день уходящего 1973 года. По знаку Зодиака Николай - Козерог, по восточному гороскопу - Бык.

Артист имеет высокий рост - метр 83 см, а вес его небольшой, как и подобает тем, кто связал жизнь с балетом - 58 кг. Николай обладает настоящей восточной внешностью - черными глазами, густыми бровями и жгуче-черными волосами.

Детство

Николаю посчастливилось родиться в семье интеллигентов: отец был скрипачом, а мать - ученым-физиком. Интересно, что бабушка работала актрисой и была француженкой. Мать часто водила сына в театр, потому что любила искусство. Так Коля с раннего возраста приобщался к миру прекрасного.

Ему повезло с няней, которая часто читала классику (Шекспира, Л. Толстого). Мальчику очень понравился фильм «Ромео и Джульетта» режиссера Ф. Дзеффирелли.

С малых лет у Коли была прекрасная пластика, ему нравились танцы. Он посещал хореографическую школу. Однажды мальчик попал на спектакль кукольного театра С.Образцова. Это произвело на него большое впечатление, мальчик даже самостоятельно изготовлял куклы и готовил спектакль. Но основной любовью все же оставались танцы.

С детства Коля был очень артистичен, он любил собирать вокруг себя публику, читать им стихи. Было ясно с ранних пор, что этот ребенок станет артистом. Так получилось, что родители разошлись, и мальчика воспитывал отчим, по национальности армянин.

Николай рассказывал, что в детстве он был очень целеустремленным и упрямым, в хорошем смысле этого слова. На него никогда не давили, единственная проблема была с едой. Мальчик очень плохо ел (наверно предвидел, что ему в будущей профессии понадобится идеальная фигура).

И когда ему ставили ультиматум: «Не встанешь из стола, пока не съешь!», он сидел до последнего, но не ел. Наверно эта черта помогла ему добиться многих высот в жизни, всегда достигать своей цели.

Мама с малых лет водила сына в высшие артистические круги, где Николай «вживую» мог видеть настоящих знаменитостей (Н.Брегвадзе, С.Чиаурели, К.Махарадзе, С.Параджанов и др.) Так что он с детства был знаком с миром богемы, видел, как они общались, как себя вели.

Учеба

В возрасте одиннадцати лет Николай Цискаридзе поступил в хореографическое училище в Тбилиси. У мальчика сразу был замечен незаурядный талант, поэтому сомнений не было, что ему надо продолжать учебу в столице.

В Москве также высоко оценили не только внешние данные будущего великого артиста (его длинные и тонкие щиколотки, прекрасный выворот стопы и т. д.), но и талант танцора.

Николай имел высокий рост в сочетании с легкостью, мог высоко прыгать. Сам он вспоминал, что в Грузии ему делали комплименты только насчет красивых глаз, а здесь оценили творческие способности. Это послужило для поднятия его самооценки, что немаловажно для начинающего артиста.

Но немногие знают, что в Московское хореографическое училище будущего Народного артиста взяли не сразу, а только с третьего раза.

Николай говорит, что вежливость, в которой он был воспитан своей мамой, немного мешала ему в начале жизни в столице. Он вспоминает, что мама его научила пропускать вперед женщину, здороваться со всеми и. д. Но в общей среде училища это было не принято. Над ним смеялись, когда он здоровался приветливо со всеми, встречающимися в помещении людьми, поднимал бумажку с пола, кем-то оброненную. Но он был так воспитан!

Учителем будущего знаменитого танцора стал известный педагог и артист Пестов П.А. Николай получил много полезного от своего преподавателя. Он говорил, что всегда будет благодарным ему за то, что он научил его быть мужественным и стойким, исполнять свою роль добросовестно до конца, даже если почувствует, что умирает.

В довольно раннем возрасте, во время учебы в школе мальчику доверяли весьма серьезные партии из балетов.

Николай исполнял партии во время учебы:

  • солиста в «Классической симфонии» (Первая симфония Прокофьева);
  • па-де-де в «Эсмеральде» Ц.Пуни;
  • па-де-де в «Фестивале цветов в Дженцано» Э.Халстеда и др.

Его талант оценили по достоинству профессионалы, и вскоре юноше вручили стипендию «Новые имена».

Начало карьеры

Цискаридзе окончил обучение в 92-м году, после чего незамедлительно был взят в труппу Большого театра. Одновременно с этим молодой человек учился в хореографическом институте, который окончил в 96-м году со специальностью: педагог, артист балета. Он говорил, что он очень благодарен своим наставникам.

Ими были:

  • Н.Р.Симачев;
  • М.Т.Семенова;
  • Г.С.Уланова.

Знаменитая балерина Галина Уланова стала его самым лучшим другом, а не только наставником. Так получилось, что после гибели его матери никого ближе для Николая не было, чем эта великая балерина. Она словно заменяла ему рано ушедшую мать, дарила материнское внимание и любовь.

Ей он остался очень благодарен. Интересен факт, что чем старше становилась эта замечательная балерина, тем быстрее она танцевала! Николай говорит, что никто даже не догадывался, сколько же ей лет.

Вначале он участвовал в кордебалете, но потом ему доверили серьезные роли.

Сначала это были партии:

  • Французская кукла в «Щелкунчике»;
  • Конферансье в «Золотом веке»;
  • Солист в «Ромео и Джульетте»;
  • Солист вальса в «Лебедином озере».

Но вскоре уже он стал играть более ответственные роли в тех же спектаклях:

  • Щелкунчик-принц;
  • Меркуцио в «Ромео и Джульетте»;
  • Ротбарт в «Лебедином озере».

Его труд был по достоинству оценен, в 95-м году он получил серебряную медаль на Международном конкурсе молодых танцоров Японии. А спустя два года он уже победил на Международном конкурсе в России.

Взлет, популярность

После этого карьера артиста пошла заметно в гору. Ему доверяли исполнять основные партии, его стали приглашать в другие театры в нашей стране (Мариинский театр) и за границей (Парижская национальная опера, Латвийская опера, Японский театр и др.) Взлет его карьеры пришелся на начало нового века. Об этом танцоре стали много говорить, к нему пришла небывалая популярность.

В основном своему успеху Цискаридзе обязан идеальным физическим данным: природа наградила его всем, что требуется настоящему танцору. Он имеет высокий рост, тонкие и длинные щиколотки, изящные руки, хороший выворот стопы. Но неправильно было бы только в этом видеть залог его популярности. Во многом успех этого артиста зависел от его необычайного трудолюбия, выдержки, терпения, самопожертвования.

Все знают, насколько труден путь танцора. Они должны по нескольку часов в день тренироваться до пота и изнеможения. Часто на тренировках им становится плохо. Кроме того, они всю жизнь вынуждены придерживаться строгой диеты, ограничивать себя в сладостях, чтобы не набрать вес. Вот от этого каждодневного труда и зависела популярность Цискаридзе.

В начале века он уже исполнял основные роли в спектаклях:

  • Принц Зигфрид в «Лебедином озере»;
  • Солор в «Баядерке»;
  • Германн в «Пиковой Даме» (постановка Пети);
  • Квазимодо в «Соборе Парижской Богоматери» и др.

В первый год нового века ему было присуждено звание Народного артиста страны, несмотря на его молодость. Ведь танцору было тогда всего 27 лет! Но после этого он не «расслабился», а продолжал усердно трудиться. Николай много гастролировал в составе труппы Мариинского театра.

Его творчество и талант был замечен за рубежом. Артиста приглашали в знаменитый театр Ла Скала, в американский театр, в Театр Елисейских полей в Париже, в Лондонский театр «Колизей» и др.

Все было хорошо до рокового 2013 года. Тогда состоялся немалый конфликт между руководителями Большого Театра и танцором. Во время ремонта Николай заметил, что работники заменяют дорогостоящие детали отделки совсем дешевыми.

Попросту говоря, кто-то решил сэкономить на этом ремонте, а от глаз ревностного артиста это не скрылось. Николай не стал молчать, как остальные, и решил сообщить об этом куда следует. Тут же произошла немалая ссора с руководством, артиста даже вызывали в Следственный комитет.

Он выступил на телевидении, обсуждая этот конфликт, и в заключение признался, что, скорее всего, ему недолго осталось работать в Большом. Так и произошло: в конце 2013 года его уволили по причине окончания трудового договора, продлевать который отказалось руководство.

После этого артиста неожиданно назначили на должность ректора Питерской балетной академии. Прежний руководитель был спешно уволен. Многие утверждали, что в этом событии заслуга высоко стоящих особ. И действительно, выяснилось, что в этом «виновата» супруга руководителя «Ростеха.

На самом деле, такое спешное назначение постороннего человека на пост руководителя Академии нарушает устав этого учебного заведения. Перед этим человек должен проработать не менее трех лет в Академии, знать, как говорится, всю изнанку.

И хотя Николай пренебрег установленными правилами, он проявил себя наилучшим образом на руководящем посту. К моменту его появления вся обстановка в Академии была плачевной: учителя курили при детях, окна ни в одном классе не открывались, постановочная программа вызывала недоумение.

Николай изменил многое в уставе: запретил учителям курить в присутствии учеников, а им запретил на уроках применять гаджеты (на переменах - можно).

Педагогическая деятельность нравится Николаю, но он говорит, что это большая ответственность, в том числе и материальная. На вопрос: жалеет ли он, что оставил сцену, в своем интервью на канале «Культура», танцор ответил отрицательно. Во-первых, он уже чувствовал, что силы не те. На одном из выступлений Николай вдруг заметил, что вместо того, чтоб бежать, он просто идет. Тогда артист сам себе сказал, что это начало конца.

Личность и характер

Николай - весьма разносторонне развитая и интересная личность. Из его интервью можно сделать вывод, что обладает высокой требовательностью к себе, большими принципами. Например, он заявил, что человек, который не держит свое слово, кажется ему подлецом.

Артист с детства был воспитан хорошим манерам, научен честности и ответственности. Николай начитан, имеет широкий кругозор и богатый словарный запас. С ним очень интересно беседовать.

Видно из разговора, что это - всесторонне развитая и нравственно-богатая личность. Когда его спросили, гордится ли он собой, артист ответил, что это - бесполезно, не приносит никакой пользы. Сколько ни гордись, на сцене не будет поблажек никому, и сразу будет заметно: занимался ли артист.

Если в драматических спектаклях артист забудет слова, он может сделать паузу, ему могут подсказать текст. Но если ты оплошаешь в балете, подсказок не может быть, и артист просто упадет носом в пол. Так что от гордости мало проку здесь.

Цискаридзе не скрывает, что довольно строг в отношении с учениками, потому что только так можно воспитать будущих настоящих артистов. Он вспоминает, что мать его воспитывала в строгости, могла даже выпороть ремнем за непослушание.

Характер Николай имеет волевой, честный, упорный, это причина его успеха. Кстати, он мог бы промолчать во время ремонта Большого театра, и до сей поры танцевать на сцене. Но он выбрал честность и принципиальность.

Николай - человек утонченный, имеющий высокий духовный уровень.

Личная жизнь

Это, пожалуй, самая интересная тема, поскольку личная жизнь Николая Цискаридзе интересует многих его поклонников. Официально он заявил, что никогда не был женат, и детей не имеет. Тогда и появились сплетни относительно его ориентации. Тем более что в интернете можно часто встретить фото Николая, одетого в пачку или длинное женское платье. Насчет богатого применения косметики тоже много разговоров.

Но ни подтверждения тому, ни опровержения Николай не дает. Единственное, что он открыл, ему некогда было всегда думать о браке. Даже испытывать глубокие чувства он себе не позволял, принося всего себя в жертву искусству. Так что тихая семейная жизнь - не для него.

Но он поддерживает тесную дружбу со своей двоюродной сестрой - Вероникой Ицкович. Она работает хореографом, замужем за Егором Дружининым. Николай является крестным их дочки.

На вопрос: есть ли у него дама сердца, он отвечать не собирается. Но ходят слухи о его романах с известными балеринами: Эльзой Лиепой, Анастасией Волочковой и др. Имеются их совместные фото в обнимку, хотя это мало о чем говорит.

Образ жизни

Поскольку Николай имеет большую загруженность, у него мало времени остается на досуг. О его увлечениях мало что известно. Но, хотя, он давно оставил сцену, Николай имеет поднятую фигуру. Видно, что он не расслабился, а продолжает соблюдать диету, ведет активный образ жизни. Также заметно, что он много читает книг, многим интересуется.

Кроме того, Цискаридзе является ревностным православным христианином. Он признался в своем интервью, что живет напротив Никольского собора, куда часто заходит для молитвы, даже перед началом рабочего дня. Ни одного спектакля не было, чтобы перед ним он не помолился в этом храме.

Это, конечно, говорит, о высокой духовной нравственности артиста. Но когда он стал работать ректором, у него мало времени остается на молитву, и он жалеет об этом.

Еще артист ведет активную общественную деятельность. В прошлом году он выступал в поддержку президента России, а в текущем года Николай стал его доверенным лицом на выборах.

Участие в разных проектах

Цискаридзе принимал участия во многих конкурсах, концертах. Кроме того, он немало гастролировал в России и заграницей.

Его можно было видеть в различных городах:

  • в Париже («Шопениана»);
  • в Нью-Йорке («Жизель»);
  • в Каннах («Послеполуденный отдых Фавна»).

Николай танцевал в Фестивале российского искусства в Париже, в проекте «Звезды двадцать первого века» в Нью-Йорке, в фестивале искусств «Черешневый лес» и др. Еще он снимался в фильмах: «Бенефис Николая Цискаридзе», «Пиковая дама» (балетмейстер Пати) и др. Он даже снялся в «Ералаше», где сыграл самого себя.

В 99-м году был снят документальный фильм о его творчестве «Николай Цискаридзе. Быть звездой». Долго можно перечислять все его труды, но это уже - материал для отдельной статьи.

Жизнь сегодня

В настоящее время Николай занимается преподавательской деятельностью. О Цискаридзе новости на сегодня можно узнать из социальных сетей и СМИ. Насчет сомнительного фото с девушкой в белом платье и слухов о женитьбе, было пояснение, что это его ученица.

Фото было сделано на выпускном вечере, поэтому девушка в красивом платье. Она просто пожелала сняться со своим преподавателем, но это вовсе не означает, что они поженились.

Лучшие роли

Самыми выдающимися ролями Николая были главные роли в балетах:

  • «Жизель»;
  • «Лебединое озеро»;
  • «Щелкунчик»;
  • «Собор Парижской Богоматери»;
  • «Пиковая дама».

Хотя, конечно, все его работы были замечательными. Везде артист выкладывался «на полную», не жалея себя.

Самые значительные награды

У артиста много наград, самые важные из которых:

  • «Орден Дружбы»;
  • Орден искусств и литературы;
  • Народный артист России и Северной Осетии;
  • Орден св. равноапостольной Нины;
  • Премия «Золотая маска»;
  • премия «Триумф».

И другие награды, которые он заслужил талантом и упорным трудом.

Аккаунты в соцсетях

Николай Цискаридзе в инстаграм и других соцсетях не имеет своих страниц. Кумир многих предпочитает не представлять свою жизнь на обозрение. Однажды к нему подошла радостная девушка и заявила: «Ну, я приехала!» Он не понял и попросить разъяснить, в чем дело, ведь он ее впервые видит.

Тогда она очень удивилась и сказала, что давно переписывается в соцсетях с Николаем Цискаридзе. Он наконец-то пригласил ее на свидание, и она приехала. Тогда он понял, что неизвестный представлялся его именем и общался в интернете с этой несчастной.

После этого казусного случая он дал себе обещание никогда не создавать страничек в соцсетях.

Как считается рейтинг
◊ Рейтинг рассчитывается на основе баллов, начисленных за последнюю неделю
◊ Баллы начисляются за:
⇒ посещение страниц, посвященных звезде
⇒ голосование за звезду
⇒ комментирование звезды

Биография, история жизни Цискаридзе Николая Максимовича

Родился Николай Максимович Цискаридзе в 1973 году 31 декабря. Отец его – скрипач, Максим Николаевич Цискаридзе. Мать – учительница математики и физики в школе, Ламара Николаевна. Николай с детства был театралом, что приводило в ужас интеллигентную грузинскую семью. Впечатления на Николая произвели театр Образцова, спектакли и балет. Он заявил в семье, что хочет быть танцором. Николай в детстве сам мастерил кукол, делал целые спектакли для соседей. Он выучил наизусть классические оперетты и оперы и пел их, обливаясь слезами в душещипательных местах. Он хотел даже учиться играть на арфе. Мать отвела его в балетную школу. Нехотя, но ради собственного покоя, она рассматривала балет как способ укрепления позвоночника и способ улучшения здоровья. Николая отдали в училище хореографии в 1984 году. Учился он с головокружительным успехом. И вскоре стало ясно, что его надо вести в Москву.

Николай поступил в 1987 году в Московское училище в класс Пестова. Именно Пестов заставлял Цискаридзе танцевать труднейшие партии, давал книги и повышал общую грамотность в отношении искусства и культуры, учил писать сочинения и проводил опросы по истории балета.

В 1992 году Николая взяли в труппу Большого театра сразу после училища. Его пригласил Григорович. Цискаридзе в том же году немного раньше приглашения в Большой театр стал стипендиатом программы благотворительности "Новые имена". С ним стал заниматься в театре Симачёв Николай Романович. Николаю помогала даже Галина Уланова. С Улановой он встретился после смерти своей матери и именно она стала его опекать. Николай учился в это время уже в хореографическом институте по специальности "Артист балета", он закончил его в 1996 году. Николай станцевал в Большом театре все полагающиеся новичкам партии, весь кордебалетный репертуар и начал исполнять более сложные партии. В 1995 году он получил серебряную медаль в Осаке на конкурсе артистов балета. Награды и призы не оставляли его, он был отмечен целым рядом премий в течение нескольких лет (с 1995 до 2001 года). Николай достиг высот искусства благодаря уникальным данным от природы. В художественный результат им было претворено всё – и стройность, и рост, и фигура, и внешность, и пластика, и школа классического танца. Его безупречный танец отличается чистотой линий и редкостных легких движений полёта. Кроме того, он наполнил свои роли духовностью и внутренним содержанием. В его танце чувствовалось лирическое наполнение без сентиментальности, эмоциональность без наигрыша.

ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


Всё это относится к его ролям классического репертуара. Он получил за классические роли большинство своих наград, в том числе, и Госпремию. В постановке Григоровича Цискаридзе исполнил главную роль Ферхада в балете "Легенда о любви". В этой роли он подчеркнул не столько героизм героя, сколько любовную драму. Новую образную и философскую концепцию сыграл Цискаридзе в балете "Лебединое озеро". Главным мечущейся и раздвоенной душой. Особенно интересной стала роль Злого гения. Цискаридзе прекрасно передал драму Зигфрида в результате совершённой роковой ошибки. В спектакле "Пиковая дама", поставленным Роланом Пети, балетмейстер создал очень сложную партию главного героя. В жизни Цискаридзе главное место всегда занимало искусство танца. Он очень серьёзно и ответственно подходил к каждому спектаклю, вдумчиво относился к передаче характеров своих героев. Он сам принимал участие в создании костюмов, находил для них интересные и выразительные детали. Николай давно стал жить в Москве, стал премьером Большого театра, работал в Академии хореографии, где преподавал классический танец. Он явился одним из учредителей центра "Грандбалет".

В 2006 году он танцевал в специально поставленном балете "Для четверых" вместе с Итаном Стифелом, Анхелем Корейей и Йоханом Кобборгом в проекте "Короли танца" в Центре исполнительских искусств в Калифорнии. В 2007 он выступил на Международном фестивале балета. Принял в 2008 году участие в гала-концерте в Нью-Йорке. Это только небольшая часть из выдающихся международных выступлений артиста.

Большую историю имеет конфликт Цискаридзе с Большим театром. Год назад Николай выступил с критикой результатов реконструкции театра. На театр было потрачено 35 миллиардов рублей. Цискаридзе был недоволен тем, что заменили лепнину на пластик, сделали низкие потолки в репетиционных залах, заменили паркет на кафель за кулисами, убрали бронзу и канделябры. В его поддержку было ещё письмо, но его едва не уволили за критику. Цискаридзе также написал статьи, в которых отмечал недостатки репертуара театра. Он написал о том, как коллектив относится к директору театра. Источники из театра рассказали, что на пост директора некоторые намечали кандидатуру Цискаридзе. "Неизвестные источники" отмечали недостатки нынешнего директора Иксанова: критическое отношение к нему коллектива, отдалённость от коллектива, равнодушие к спектаклям, которые он мало даже посещает. Вопрос с назначением Цискаридзе на эту должность был закрыт, так как его администраторские способности вызывали сомнение у коллектива. Контракт с Иксановым был подписан до 2014 года.

Перед Новым 2013 годом Цискаридзе получил уведомление о расторжении с ним контракта. Он работал на полставки в качестве совместителя вместе с Годовским. Уволили также и Годовского. Цискаридзе был уверен, что это месть руководства Большого театра за критику.

Сказанное о танце Цискаридзе относится прежде всего к его ролям в классическом репертуаре, за которые он и получил большинство своих премий и наград, в том числе Государственную премию. В этих ролях у Цискаридзе было много предшественников.


Родился 31 декабря 1973 года в Тбилиси. Отец - Цискаридзе Максим Николаевич, скрипач. Мать - Цискаридзе Ламара Николаевна, преподаватель математики и физики в средней школе.

Танцовщик Н.М. Цискаридзе - премьер Большого театра России, один из ведущих артистов труппы, исполняющий главные партии почти всего балетного репертуара. С раннего детства будущий артист увлекался сценическим искусством, особенно кукольным. Неотразимое впечатление произвели на него гастроли театра С.В. Образцова в Тбилиси, после чего он сам стал мастерить кукол, а став взрослым, сохранил любовь к ним и собрал большую коллекцию. Но все другие интересы затмила любовь мальчика к танцу.

В 1984 году его отдали в Тбилисское хореографическое училище. Успехи были таковы, что стало ясно: надо везти его в Москву. В 1987 году юноша поступает в Московское академическое хореографическое училище, которое оканчивает в 1992 году по классу замечательного педагога профессора П.А. Пестова.

Сразу по окончании училища Цискаридзе по приглашению Ю.Н. Григоровича был принят в труппу Большого театра. Несколько ранее в том же году он стал стипендиатом Международной благотворительной программы "Новые имена", отмечавшей самые талантливые юные дарования во всех видах искусства.

В 1996 году окончил Московский государственный хореографический институт.

В Большом театре Цискаридзе вначале, как и полагается начинающим артистам, станцевал почти весь кордебалетный репертуар, а потом начал исполнять небольшие, но уже достаточно сложные партии: Французскую куклу в "Щелкунчике", Конферансье в "Золотом веке", Юношу в "Шопениане", Голубую птицу в "Спящей красавице" и другие. Вскоре ему стали поручать ведущие партии во всех основных спектаклях классического репертуара: в "Лебедином озере", "Щелкунчике" и "Спящей красавице", в "Раймонде" и "Баядерке", в "Сильфиде" и "Жизели", а также в современных балетах: "Любовью за любовь", "Паганини", "Симфония до мажор", "Пиковая дама" и других.

Кроме того, в репертуаре Цискаридзе есть небольшие одноактные балеты и танцевальные номера, которые он с успехом исполняет как на сцене театра, так и в концертах и на гастролях: "Видение Розы" в постановке М. Фокина, "Нарцисс" в постановке К. Голейзовского, "Классическое па-де-де" на музыку Л. Обера, па-де-де из балетов "Корсар", "Фестиваль цветов в Джензано" и другие.

В 1995 году Цискаридзе получил серебряную медаль на VII Международном конкурсе артистов балета в Осаке (Япония), а в 1997 году - первую премию и золотую медаль на VIII Московском Международном конкурсе артистов балета, кроме того, на этом же конкурсе персональный приз Питера ван дер Слота "За сохранение традиций русского классического балета". О молодом танцовщике не только заговорили и стали писать в прессе, но на спектакли с его участием стала специально ходить публика, у него появились поклонники.

Успехи Цискаридзе были отмечены рядом премий: призом журнала "Балет" - "Душа танца" в номинации "Восходящая звезда" (1995), дипломом "Лучший танцовщик года" общества "Сильфида" (1997), трижды национальной премией "Золотая Маска" в номинации "Лучшая мужская роль" (1999, 2000, 2003) призом "Бенуа де ля данс" в номинации "Лучший танцовщик года" (1999), премией мэрии Москвы в области литературы и искусства (2000) и, наконец, Государственной премией Российской Федерации (2001) за исполнение главных ролей в спектаклях "Спящая красавица", "Жизель", "Баядерка", "Раймонда", "Дочь фараона". Все эти награды и премии по заслугам отмечали вклад, сделанный талантливым артистом в хореографическое искусство.

Цискаридзе обладает уникальными природными данными, благодаря которым он смог достичь высот танцевального искусства: высокий рост, стройная фигура, привлекательная внешность, он по натуре пластичен и музыкален. Но все это только предпосылки для создания подлинного искусства. Чтобы они претворились в художественный результат, необходимо пройти школу классического танца, которой Цискаридзе овладел в самой высокой степени. Его танец технически безупречен, отличается чистотой линий и совершенством классической школы с ее эстетикой красоты и радостных легких полетных движений.

Но и этого недостаточно для создания высокого искусства. Необходимо еще духовное наполнение каждой роли, познание ее сути, ее человеческого и образного значения, соединение танцевального и актерского мастерства. Тогда танец делается эмоциональным, увлекательным, заражающим зрителя своим внутренним содержанием.

Танцу Цискаридзе присуща одухотворенность, его отличает сила, но без всякого "нажима", лирика, но без сентиментальности, эмоциональность, но без наигранности. Цискаридзе танцует с большим чувством, но без излишней аффектации. В его искусстве есть та мера внутренней напряженности и внешней сдержанности, которая и создает величавую красоту пластики.

Все эти свойства шлифуются и совершенствуются в его работе в театре под наблюдением выдающихся репетиторов. Он начинал готовить свои первые роли с Г.С. Улановой и Н.Р. Симачевым, а далее занимался с М.Т. Семеновой и Н.Б. Фадеечевым. Они помогали ему на пути к совершенству.

Сказанное о танце Цискаридзе относится прежде всего к его ролям в классическом репертуаре, за которые он и получил большинство своих премий и наград, в том числе Государственную премию. В этих ролях у Цискаридзе было много предшественников. Он словно впитал в себя весь их опыт, но претворил его в соответствии с собственной индивидуальностью. Поэтому исполнение им ведущих партий в классических балетах можно назвать эталонным.

В "Лебедином озере" П.И. Чайковского в постановке Ю.Н. Григоровича (2001) Цискаридзе исполняет попеременно обе главные мужские роли: принца Зигфрида и Злого гения. Хотя это и классический балет, но Ю.Н. Григорович создал в нем совершенно новую образно-философскую концепцию, сохранив вместе с тем лучшее из старой хореографии. Впервые главным героем этого спектакля стал принц Зигфрид с его раздвоенной, мятущейся душой. И Цискаридзе прекрасно передает его элегантность и благородный аристократизм, как и его романтическую мечтательность - но вместе с тем и его драму, совершённую в результате роковой ошибки. Особенно же интересен Цискаридзе в роли Злого гения. В спектакле Ю.Н. Григоровича это рок, тяготеющий над Принцем, и одновременно его двойник или та темная часть его души, из-за которой он изменил своей любви и остался одиноким в конце спектакля. Злой гений у Цискаридзе зловещ и демоничен. Он властвует над Зигфридом и Одеттой, и танец Цискаридзе здесь напорист и энергичен, соединяясь с выразительной пантомимой. Его Злой гений непрерывно сопровождает Зигфрида и Одетту, следит за ними, стремится их погубить. Танцевальная и актерская стороны роли находятся в полном равновесии.

В "Легенде о любви" А. Меликова в постановке Ю.Н. Григоровича (2002) Цискаридзе исполняет центральную роль Ферхада, художника, раздвоенного между чувством любви и чувством долга. Его Ферхад мягок, по-восточному вкрадчив. Актер подчеркивает не столько его героизм, сколько любовную драму. Образ развивается от радостной беззаботности в начале через душевные коллизии и тяжелые переживания к безысходному трагическому концу.

Совсем иным явился Цискаридзе в спектакле "Пиковая дама" (на музыку Шестой симфонии П.И. Чайковского), поставленном в Большом театре в 2002 году французским балетмейстером Роланом Пети.

Р. Пети говорил о Цискаридзе: "Я нашел Германа в первый же день". Балетмейстер создал технически сложную и драматически насыщенную партию главного героя. Танец Цискаридзе в роли Германа нервен, стремителен и страстен. Его дуэты с Графиней напряженны и драматичны. И оба персонажа гибнут от своих злых страстей.

Талант Цискаридзе многогранен. Ему в равной мере удаются образы в классических и современных спектаклях, развернутые партии и небольшие миниатюры. Он является достойным продолжателем высокого искусства, чуждого голому техницизму и внешней эффектности, искусства эмоционального и образного, органически сочетающего танцевальное и актерское мастерство. Следует также отметить, что Цискаридзе был первым исполнителем партии Короля в "Лебедином озере" В. Васильева (1996), Таора в "Дочери фараона" П. Лакотта и Германа в "Пиковой даме" Р. Пети.

В 2003 году Р. Пети поставил не сцене Большого театра балет "Собор Парижской Богоматери" (музыка M. Жаppa, либретто самого балетмейстера по одноименному роману В. Гюго). Роль Квазимодо исполнял Цискаридзе. Этот персонаж в спектакле не имеет ни бутафорского горба, ни обезображенного лица - его уродство передано одной только гротескной пластикой. При этом хореография сочинена балетмейстером так, что не только рисует внешность героя, но и дает возможность для выражения душевных состояний и психологического развития образа. Цискаридзе в этой роли проявил незаурядное драматическое мастерство, необыкновенную экспрессию, при этом в сложной, порой виртуозной танцевальной партии он создал художественно убедительный, подлинно трагический образ. Его искусство поднялось здесь на новый уровень.

Артист очень ответственно относится к подготовке каждой своей роли, вдумывается в характер героя, вслушивается в музыку, отшлифовывает движения с репетиторами, сам участвует в создании костюмов своих героев, находя для них интересные и выигрышные детали. Очевидно, артист прошел только часть своего пути, он находится в расцвете творческих сил и впереди у него новые роли, спектакли и достижения.

Конечно, в жизни Цискаридзе на первом месте стоит танцевальное искусство. Но он очень любит музыку, увлекается оперой, собрал значительную фонотеку. Особенно ценит певцов, сочетающих замечательные вокальные данные с выдающимся актерским мастерством, таких как Мария Каллас , Тито Гоби и другие.

Николай Цискаридзе общителен, участвует в ряде телепередач. Любит книги, путешествия, расширяющие горизонты и обогащающие внутренний мир.

Впервые за долгое время Николай Цискаридзе вышел в свет. Бывший солист Большого театра, а ныне ректор Академии русского балета имени А. Я. Вагановой пообщался с журналистами. Николай объяснил свое отсутствие тем, что ему просто неинтересно появляться на публике. При этом он признался, что думал, что будет переживать, однако этого не случилось. "Я очень легко расстался с артистической профессией. Я удивлен сам", – заявил Цискаридзе.

ПО ТЕМЕ

Николай объяснил, что профессионал своего дела, к примеру, музыкант, спортсмен или артист балета, который "пашет", со временем теряет силы и не может поддерживать ту взятую им высокую планку. Сейчас у Цискаридзе другая деятельность, которая доставляет ему радость. "Я танцую уже по-другому. Танцуют мои ученики. Но я столько вкладываю в них сил, что, когда они выходят на сцену, у меня полное ощущение, что я продолжаю плясать", – рассказал Николай.

При этом Цискаридзе отметил, что иногда он выходит на сцену в постановке, где играет характерную роль. Но он это делает для того, чтобы напомнить себе, что он по профессии артист. Николай это делает исключительно для себя. Он и сам удивлен тому, что его совершенно не тянет обратно в искусство. "Когда полностью выработался, очень тяжело держать планку", – объяснил Николай.

После того, как интервью балетмейстера появилось в Сети, пользователи разом отметили, что обычно невероятно стройный Николай сильно изменился – как выразились некоторые блогеры, он "раздобрел". Однако, по их же словам, это даже пошло на пользу Цискаридзе. Дескать, он стал "более естественным" и "настоящим", ближе к обычным людям.

К слову, в недавнем интервью Николай признался. что никогда не сидел на диетах. "Мне повезло с генетикой. В школе я был очень худой, нас по 4 раза в год взвешивали, и каждый раз у меня была нехватка веса. Тогда мне звонили домой и говорили: "Ну вот, у вашего опять не хватает". В 30 стало появляться лишнее, но уходить в начале сезона. В 40 уходить перестало. Я решил попоститься и похудел очень сильно – оказалось, мне не стоило есть мясо. А вообще своим ученикам, девушкам, я советую не есть после трех дня. Ничего", – рассказал Цискаридзе на форуме "Таврида" в Крыму летом прошлого года.

10 сентября 2012, 21:07

Не новое, но очень интересное интервью Николая Цискаридзе Владимиру Познеру. На мой взгляд, один из лучших выпусков этой передачи. Так как полностью интервью не поместилось, я немного "подрезала" его. ______________________________________________________________________________ Где-то я вычитал, что у вас нет автомобиля. Нет, у меня есть автомобиль, но я не умею водить – меня возит водитель. А то хотел спросить, вы приехали на метро? Я пользуюсь муниципальным транспортом регулярно, так как Большой театр находится в центре. И когда начинаются государственные праздники (а Большой театр никогда не отдыхает в государственные праздники), то я на свою службу никак не могу попасть, если я не буду пользоваться метро. Вас узнают в метро? Узнают, конечно. Вообще, телевизор делает чудеса. Вам же принадлежит знаменитая фраза, что благодаря телевидению можно раскрутить даже лошадиный зад. К сожалению, это правда. И если честно, я не завидую людям, которые... Допустим, голливудским артистам вообще не завидую. Это, мне кажется, какое-то бремя тяжелое. Это первые 10 дней радует, что тебя узнали, что у тебя взяли автограф. А потом иногда, когда ты сталкиваешься с какими-то элементарными вещами, когда тебе не хочется, чтобы на тебя смотрели, именно сейчас, а на тебя все равно смотрят... Но это часть профессии, согласитесь. Конечно. Я хочу вам сказать, что артисты балета как никто знают, что такое часть профессии, поклон и узнаваемость в том плане, что нас же кланяться учат с детства. И объясняют всегда (хорошие педагоги), что это обязательная программа, что красивый поклон, уход со сцены и выход на сцену – это очень важная вещь. Грузинская мудрость гласит: "Три вещи в своей жизни должен сделать мужчина – построить дом, вырастить дерево и воспитать сына". К этому стоит стремиться или у каждого свои цели? Что, по вашему мнению, должно являться базисом, без которого невозможно построить, вырастить и воспитать? Мне кажется, что есть еще такое понятие как судьба, и не каждому человеку, наверное, суждено осуществить то, что ему хочется. Есть многие вещи, которые не мы решаем. Это первое. Второй момент: на мой взгляд, конечно, эти красивые фразы очень важны. Но самая сложная дилемма и, как показывает практика и история, это - остаться человеком. Для меня это очень важный момент, особенно последнее время, когда красивые слова "свобода" и "демократия"... Вернее, она сразу стала понятна всем по-разному. И я в последнее время в театре, так как я, все-таки, социально человек именно театральный, я сталкиваюсь с такими страшными проявлениями, что каждый раз стоишь перед какой-то дилеммой, сделать выбор, так поступить или так. И в этом всем остаться человеком для меня гораздо важнее. А дальше уже - как сложится. Понимаете, я вырос в той семье, в которой никогда никто не мог себе представить, что я буду танцевать, тем более в балете. И вдруг это произошло. Это была цепь событий, которая выстроилась в это красивое слово "судьба". Теперь я думаю - действительно, судьба. Вы прекрасно понимаете, что балетная жизнь не может продолжаться вечно. И на смену всегда приходят молодые, более талантливые, возможно. Скажите, пожалуйста, что вы собираетесь делать после? Во-первых, я уже 7 лет работаю педагогом-репетитором в Большом театре. Я попал в театр и сразу на меня обратили внимание очень великие люди, которые были гораздо старше меня сильно, мой педагог Марина Тимофеевна Семенова (мне было 18 лет) мне сказала: "Колька, надо готовиться к пенсии". Тогда это казалось глупостью и юмором. А сейчас я понимаю: боже, спасибо, и какая она умница. Она меня заставила выучиться, поступить в институт, закончить. Другое дело, что преподавательский труд – он очень дешев. Затрачивание вами сил и эквивалент оплаты невозможно сопоставить. Потому на это жить, конечно, очень сложно. Я не знаю, что со мной будет, когда я перестану танцевать.Я имею в виду танцевать как? Классический балет. У меня амплуа принцев и влюбленных юношей. Есть возраст, когда ты уже смешон в белом трико с романтическим выражением лица. Есть другие роли, которые надо делать, но не классических принцев. Как вы относитесь к такому явлению как публичное участие в политике людей, представляющих мир культуры? Приходилось ли вам когда-нибудь принимать участие в подписании писем? Предлагали ли вам стать членом партии и так далее?" Я к этому отношусь… Не могу сказать, что плохо, но не положительно. Если ты к чему-то примыкаешь, надо быть последовательным и делать это честно и до конца. Я не понимаю танцующих депутатов, поющих депутатов. Потому что когда ни покажут зал Государственной Думы, их там нет. И я считаю, так как они, действительно, влияют на нашу жизнь за наши деньги, мы платим налоги, чтобы они жили хорошо, а они ничего в этот момент не делают, простите. Вот это я не очень понимаю. Мне никогда не предлагали стать членом партии, я думаю, что все прекрасно понимают, наверное, знают мое мнение этот счет. А письма подписывать какие-нибудь, обращения? Если я когда-нибудь что-нибудь подписывал, какое-либо письмо, это была поддержка кого-то на звание или чтобы дали квартиру (улыбается) . Когда меня, действительно, агитировали примкнуть - это был конфликт Грузии и России – это очень скользкая тема, особенно для меня. Будучи этническим грузином я сказал сразу, что артисты вообще не имеют права говорить ничего, тем более те, которые живут в этой стране. Вы как-то сказали о своем выборе так: "Мне просто понравилось и захотелось сказки в жизни. Я никогда не видел, что делается за кулисами, как это все готовится. Если б я был артистическим ребенком, 100% никогда не пошел бы в балет, зная, что там за кулисами". Вопрос: но, ведь, вы же должны были достаточно рано узнать об изнанке этой жесткой профессии? Почему не передумали? Мама была категорически против балета. Когда я попал в балет, у нас с мамой был такой договор, что я сам выбрал. У нас было очень смешно, когда она долго говорила, что "нет-нет-нет", а я слышал как-то, что дедушка ей (когда надо было, чтобы никто не понял, особенно я не понял, они переходили на грузинский язык, потому что я в детстве не очень хорошо говорил) сказал: "Ламара, ты не забывай, что ты женщина и твое мнение здесь вообще никого не волнует". И мне очень понравилась эта фраза. И когда я ее произнес в десятилетнем возрасте, когда мама мне что-то говорила, я сказал: "В конце концов, мама, не забывай, что ты женщина, и это моя жизнь и твое мнение никого здесь не волнует". Надо вам сказать такую вещь, знаете, она не поругала меня за это, хотя я думал, что сейчас будет всё. Она мне сказала: "Хорошо. Но учти, ответственность будешь нести ты". И когда я это все понял, мне уже было, наверное, лет 13. И мне, правда, хотелось уйти. Было очень сложно. И я помню, что я стоял как-то, думал и подумал: "Нет, если я сейчас признаюсь, мама мне скажет: "Ну что? Не смог? Я же была права". Я подумал: "Нет, я смогу". Вот это тщеславие меня тогда вытянуло, хотя я могу вам сказать, что я никогда не жалел том, что пошел по этой дороге. Мне, правда, способности дал Господь Бог неплохие. Но установка, вот мы договорились с мамой с первой минуты, что я буду стараться быть первым. Как-то о выступлении вы говорили "Просто бремя не сладкое. Я мечтаю, чтобы оно быстрее кончилось". Вы не кокетничаете, когда это говорите? Нет. Вы знаете, что один раз я почувствовал? Я был очень удивлен. Балет "Баядерка", самое сложное в моей профессии – это классический балет, потому что это самая высшая ипостась. Как для музыканта сыграть концерт Чайковского и играть его 40 лет на этом уровне, на котором он проявился, что для скрипача, что для пианиста. То же самое для нас, для классических танцовщиков: в третьем акте самые сложные движения, ты уже четвертый час в концентрации, ты два акта до этого и танцевал, и бегал, и бог знает, что делал, ты устал уже, а тебе каждый раз надо эту Олимпиаду выигрывать. Это у спортсменов один раз Олимпиаду выиграл, и ты - навсегда олимпийский чемпион. А артисты балета подтверждают свою Олимпиаду каждый спектакль. Они опять должны перепрыгнуть планку 5 метров 50 сантиметров либо повысить. А если ты понижаешь, все кричат: "Акелла промахнулся!" Шел балет "Баядерка", там выход теней – помните этот знаменитый? А у танцовщика одно из самых сложных мест начинается после этого выхода. И обычно когда этот идет выход... А каждый спектакль у нас подсознательно как у собачки Павлова: вот этот такт начинается музыки – я знаю, что я должен уже встать, мяться, вот этот такт музыки – я уже должен подпрыгивать, потому что мне сейчас выходить и, действительно, пахать на сцене. Я сижу, смотрю, как они спускаются из кулис, это безумно красиво, сижу и думаю: "Интересно, если бы кто-то изобрел такую машину, которую подключают к мозгу, и провел бы эксперимент, что когда человек смотрел на свою гильотину и, вот, сейчас ко мне бы подключили, наверное, было бы то же самое". По ощущениям. А, знаете, бывает так, что весна – самое сложное для нас или осень, когда часто меняется погода, когда давление. А все это же... А ты в воздухе должен крутиться, ты должен каждый раз приземляться точно в позицию – это классический балет. И ты не имеешь права на ошибку, второго дубля нет. И я сижу и думаю: "Господи, какой кошмар". Вот я от этой ответственности. Потому что все пришли, да, человек из телевизора, знаменитый Цискаридзе. В программке написано: народный, международный, вот такие премии, такие премии. Да, мне есть чем гордиться. Я это должен оправдать. И каждый раз ты должен оправдать, что ты - именно тот человек, который это все заслужил. Как-то мы сидели с Володей Спиваковым и Сати, его супруга стала говорить: "Володя, вот ты не хочешь это играть, не хочешь это играть". Я говорю: "Господи, как я его понимаю". Потому что он сказал: "Я не могу... Не сыграть – сыграть я не могу. От этой ответственности, что, не дай бог, не будет одной нотки хотя бы не той". Потому что он – Спиваков. Я устал не от выхода на сцену, я все это очень люблю. Я устал от ответственности, что я должен подтверждать этот бренд. Я думаю, что каждый большой артист или профессионал вам скажет. Когда вы попали в "Большой", вы сразу стали выделяться. Вы говорили о том, что они думают, как друг друга сожрать. Это как? Как с этим жить? И вообще, что это? Характерно в особенности для балета? Для балета это очень сильно характерно по одной причине. Срок сжат. У вас очень мало времени. Если в драматическом театре это счастливое время… Не сыграл ты Чацкого, не смог ты стать Молчалиным, но зато ты сыграешь Фамусова и ты прозвучишь. Есть много артистов, вот, знаменитая актриса (я не помню ее фамилию), которая мисс Марпл играет в английском сериале. Она во сколько лет стала суперзвездой? И так далее, и тому подобное. В балете – нет, только до 23 лет. Ты в 23 года уже должен быть мировой звездой, для большой карьеры. И все. Ничего у тебя не получится. Потому здесь сконцентрировано. Что касательно всяких сложностей, понимаете, я знаю одно. Что любой театральный коллектив или, коллектив на заводе, или где угодно – это модель нашего мира. В принципе, это Дарвин, это естественный отбор. Не съешь ты – тебя съедят. Вы помните, была песенка довольно ироничная "Зато мы делаем ракеты и перекрыли Енисей, и также в области балета мы впереди планеты всей". Это правда? Были ли впереди планеты всей? Мы должны делать всегда сноску, когда вспоминаем эти строки. Мы впереди планеты всей в классическом балете. Нам нет равных, и равных быть не может. По сей день? По сей день. Даже французы, создавшие балет? Да. Они это потеряли. Мы это им вернули, благодаря антрепризе Дягилева, благодаря революции, когда отсюда сбежало, действительно, огромное количество талантов не только в области балета, вообще. Мы вернули туда все. Но почему нам нет и быть не может равных? Потому что здесь учат танцу, целенаправленно эта система существует с 1738 года. Анна Иоанновна подписала этот указ и создала это училище, понимаете? С этого момента. Мы восхищаемся с вами газоном в Англии. Да, его стригут 300 лет. И нас воспитывают 300 лет. Эта система себя оправдала – сколько выросло гениальных артистов? В классическом балете. Несмотря ни на что? Но мы хотим убить это. Наше общество. Потому что Министерство образования сейчас выпускает очень страшные законы, что все музыкальные, театральные, хореографические заведения должны принимать бесконкурсно – кто пришел, мы должны всех взять, учить с 15 лет, потому что это насилие над ребенком. Объяснить невозможно, что руку пианисту надо ставить с пяти лет, что ноги надо в балете ставить желательно с 9-10 лет. И сейчас идет большой скандал. Все деятели искусства уже написали письмо Президенту, премьер-министру, я написал лично письмо Президенту, написав вообще, когда созданы все эти театральные училища. Хоровое образование уникальное есть только у нас и в Австрии. У нас ему 500 лет. Хореографическому образованию почти 300 лет. Драматическому театру, образованию… Дело в том, что драматическое образование вышло из нашей школы, сначала нас всех вместе учили. Оно 150 лет где-то существует. Но если честно, побольше… И все музыкальные консерватории – им 200 лет. Ну почему мы должны это уничтожить? Не Министерство образования, люди, которые никогда не играли на скрипке, не танцевали, не пели, должны нам диктовать, как учить детей, сколько часов. Это должны делать профессионалы, звезды, которые, действительно, играют, танцуют, поют на самых главных площадках мира. А наша страна этим может хвастаться как никакая, да? Если мы уже в Олимпиаде – просто нам порой стыдно говорить о наших результатах, то в искусстве мы еще, действительно, побеждаем всех вообще. Правда, мы рискуем Китаю скоро проиграть все. Но, к сожалению, пока мы не услышаны. Это очень большая проблема. Я выступал, уже ходил и в Министерство образования, я ходил на коллегию, когда была коллегия Министерства образования, Минобраза и даже ходил в Думу выступал. Но пока мы не услышаны. Я был как частное лицо, как артист. Пока игнорируют. Вообще ничего не говорят, не отвечают даже, да? А как вы это понимаете? Не может быть, что это люди, которые хотят уничтожить наш балет. Вы знаете, мне кажется, что происходит? Что люди, которые пишут законы, когда их дети учатся за границей, гипотетически свое будущее не связывают с этой страной. Им все равно, как будут учиться остальные дети. Я уверен, что если бы у нас был какой-то закон, что все те, кто принимает законодательные проекты и так далее, их разрабатывает, обязаны, чтобы их родные обязательно служили в армии, обязательно учились в нашей стране, только в нашей, тогда потихоньку эта система усовершенствуется. Вы знаете, почему в очень сложные годы наша школа, хореографическое училище была до последнего дня в перфектном состоянии? Сначала училась Таня Андропова (внучка Андропова). А потом училась Ксюша Горбачева. И наша школа даже в самые сложные времена, когда есть было негде, мы в буфете могли есть нормальные продукты. У нас была чистота, вы не представляете, какая. И так далее. Это было очень важно. Вот эти маленькие детали... Я всю жизнь коленопреклоненным буду стоять перед могилой Раисы Максимовны, которая регулярно приходила к нам в школу и проверяла, как здесь живут дети. Да, мы стояли в списке. Нет Президента и королевы, перед которыми я в детстве не станцевал, и мои сокурсники и так далее. Потому что к нам приводили всех, этой школой хвастались. Кстати, про французскую школу. Французская школа – да, она существует дольше. Но она сейчас существует по примеру русской. И если русское государство может себе позволить обучать детей фортепиано (мы, все-таки, восьмилетку музыкальную заканчиваем параллельно), французы вообще этому не учат. Если мы изучаем актерское мастерство очень серьезно, мне лично преподавал педагог МХАТа, мама Саши Васильева Гулевич-Васильева. Александр Васильев, который занимается модой? Да. Его мама была профессором школы-студии МХАТ и мхатовской артисткой. Они не могут позволить себе учить характерный танец в том объеме, в котором учим мы. А у нас потрясающая система. И они вместо 8 лет учат 5. Понимаете? Это самая важная школа в мире после российской. Весь мир хочет учиться здесь, и платит деньги, едет и учится, чтобы в этой системе вырасти. А мы это почему-то хотим сломать. Если мы это сломаем, мы уже не будем в области классического балета впереди. Конечно, мы отстали во многих вещах, то, что называется модерн. Не то, что отстали. Мы просто 70 лет жили за забором, мы не знали, что там. Как у Андерсена в "Гадком утенке": мир простирается до забора, а от забора через пасторский луг. А что за пасторским лугом никто не знал. Вот мы и узнали теперь. Но мы сразу не можем все взять. Вы сейчас много раз говорили о загранице. Барышников, Годунов, Нуриев, Тимофеева – самые громкие, можно сказать, невозвращенцы, которые там получили возможность раскрыть свой талант так, как им хотелось, но кроме того и гораздо больше зарабатывать, чем они зарабатывали здесь. Неужели вас не тянуло? Что платят нам столько же практически, коллективу, сколько им. А разница на сегодняшний день в одном, что у них соцпакет, страховки в отличие от нас очень серьезные. Мы не защищены ни от чего, это правда. Другой момент. Я сейчас о себе говорю. Вы говорили о Барышникове, о Годунове. Тимофеева, во-первых, не уезжала – она уехала уже после того как закончила танцевальную карьеру. У Годунова ничего не вышло на Западе, к сожалению. Не вышло. Снимался в кино. Не вышло. Барышников и Нуриев… Да. Но они очень умно распорядились. И потом Нуриева, вы знаете, помимо того, что, конечно, он великий талант и потрясающий был артист, он был еще потрясающий менеджер. Каждый раз, когда падал интерес к нему (это засвидетельствовано все), он запирался в туалете самолета и начинал кричать, что в самолете кгбшники и хотят его выкрасть. Почитайте прессу. Тут же на первых полосах всего мира - опять к нему интерес. Он был гений в этом плане. И он очень правильно распоряжался той славой, которая ему досталась. Вам никогда не хотелось?.. Что касательно меня. Так как я учился в московском училище, мы выезжали всегда. Я приезжал в Америку, во Францию, в Японию, видел всегда три слоя населения – как живет аристократия и политики и мы всегда видели эмиграцию, потому что она так или иначе нас приглашала. И уже были свободные времена, перестройка, нам разрешали с ними общаться. И я видел, как живут простые люди, особенно в Америке. Обыкновенные. И я понял одно: что я не хочу быть иммигрантом. Как вы относитесь к скромности? Я отвечу вам фразой из одной французской пьесы, что скромность украшает того человека, у которого нет других украшений. У Марселя Пруста есть к вам несколько вопросов – постарайтесь на них коротко ответить. Какую черту вы более всего не любите в себе? Несдержанность. А в других? Неопрятность и непорядочность. Какое качество вы более всего цените в мужчине? Порядочность по отношению вообще к слову "мужчина" порядочность. Надо оставаться во всех поступках мужчиной. А в женщине? Остроумие. Когда и где вы были более всего счастливы, вы можете вспомнить? Да. Я очень был счастлив, когда попал в Гранд-Опера. Потому что тогда это был прорыв. 10 лет они не приглашали вообще никого из России, и я был первый, кто приехал. О чем вы более всего сожалеете? Сожалею? Знаете, иногда сожалею о том, что я не успел сказать или совершить, наверное, те поступки перед теми людьми, которые ушли. Что я многое допонял потом. Я очень рано всех потерял. Знаете, когда это говорит человек, которому, допустим, 60 лет – это одно. Но я всех потерял очень рано. Я многое тогда не мог понять – вот это сожалею. Что вы считаете своей главной слабостью? Я очень ранимый. Какой недостаток вы легче всего прощаете? Я способен простить ложь. А который никогда не прощаете? Подлость. Когда вы предстанете перед Богом, что вы ему скажете? Я скажу, что я старался жить честно. Именно перед Богом. Потому что я вырос в очень верующей семье, и мой педагог очень интересно сказал один раз. Он не мог меня заставить в детстве заниматься, иногда не хотелось, потому что я был очень способный, у меня все получалось. И он мне один раз сказал: "Цискаридзочка, тебе так много дал Господь Бог, что если ты этим не воспользуешься, он тебя накажет". Он не знал, что меня этим пугали в детстве. И я так испугался, я так стал стараться. И я часто, сам перед собой такие вещи… Просто я думаю, что есть же какой-то высший суд, все-таки. ИНТЕРВЬЮ ПОЛНОСТЬЮ Источник -