Магия числа в романе Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание". Символика чисел в романе «Преступление и наказание

Управление образования администрации Каргатского района

МКОУ Каргатская средняя общеобразовательная школа №2 им. Горького

Научно-исследовательская работа

по теме « Числовая символика в романе Ф.М.Достоевского

«Преступление и наказание».

Лучинина Анна Вячеславовна

учащаяся 10 класса

МКОУ СОШ №2 им. Горького

Лучинина Наталья

Николаевна

Каргат 2012

1.Введение…………………………………………………………….3

2.Основная часть:

2.1.Причины обращения Ф.М.Достоевского к истории чисел……..5

2.2.Значение чисел в жизни Ф.М.Достоевского………………….....7

2.3.Особенности включения числовой символики в роман.….……8

3.Заключение……………………………………………………….....13

4.Список использованной литературы……………………………...15

Введение

Символ только тогда истинный символ,

когда он неисчерпаемо беспределен

в своем значении. Он многолик, многосмысленен и всегда темен в своей глубине.

Д. Мережковский

Символ всегда будоражит мысль, открывает свободу ассоциациям, активизирует воображение, вызывает затаенный трепет чувств, мыслей. Символ притягивает к себе таинственностью, непредсказуемостью, недоговоренностью своего смысла, открывая тем самым бесконечный простор для размышлений и толкований, бесконечную перспективу для поиска. Символ может продемонстрировать свои смыслосодержательные возможности, поскольку символ способен передавать и подразумеваемые смыслы. Восприятие символа каждый раз уникально. Символу всегда есть что сказать, к нему всегда есть что добавить. Особенность символа состоит именно в том, что ни в одной из ситуаций, в которых он используется, он не может быть истолкован однозначно. Даже у одного и того же автора в одном произведении символ может иметь неограниченное количество значений. Примером произведения от заглавия до эпилога, построенного на символах, может служить роман «Преступление и наказание» Федора Михайловича Достоевского.

Количество символов в произведении огромно:

Символы «преступления» (слово «преступление», слово «нерешительность», фамилия главного героя).

Символы «смерти» (топор, железо, камень, медь, заклад).

Символы духовного возрождения (чистое белье, тлетворный дух, нательные кресты).

Символы и смерти, и духовного возрождения (порог).

Символы-цифры (3,4,7), но я остановилась только на символике числа.

На мой взгляд, роман актуален и в наше время, ведь люди не меняются, меняются лишь имена, лица и даты, а ведь нравы, культура бытия и взгляд на вещи остается прежними.
Идея работы заключатся в том, чтобы заинтересовать читателя этим произведением, ведь изучать «Преступление и наказание» - одно удовольствие. Потому что его сложно просто читать, его нужно именно изучать, слой за слоем открывая новые грани внутри изображенного мира, внутри характеров героев и, конечно, внутри себя. Все произведения Достоевского, а в особенности это, можно бесконечно исследовать, изучать, «бродить по нему» словно по смысловому замку, полному потайных комнат и привидений. В этой книге кроются тайны символов, а именно символов числа, к раскрытию которых спешит каждый внимательный читатель. Я считаю, что именно раскрытие тех или иных тайн будет хорошей мотивацией к чтению романа, а в дальнейшем и к изучению других произведений Федора Михайловича.

Цель моего исследования:

рассмотреть числовую символику «Преступления и наказания» как ключ к пониманию психологического романа Достоевского.

Для реализации данной цели я поставила следующие задачи:

    Проанализировать и выделить объединяющую роль символов - чисел по их значению;

    Провести анализ биографии Ф.М.Достоевского с целью выявления причин его интереса к значению чисел, использовавшихся в романе, их значение в жизни писателя.

    Установить взаимосвязь реальных событий в жизни Достоевского и сюжетной линии романа.

    Сопоставить персонажи и события романа «Преступление и наказание» с текстом Евангелия и Библии.

5. Проследить, как изменяются значения числовых символов в соответствии с развитием сюжета и изменением состояния героя.

В основу моей исследовательской работы вошло, прежде всего, внимательное прочтение литературного произведения и текста Евангелия, к которому неоднократно обращается Ф.М.Достоевский в своем произведении. И, конечно же, я в своей работе обращалась и к критической литературе, что помогло мне сделать важнейшие выводы по заявленной теме.

Причины обращения Ф.М.Достоевского к истории чисел.

В ходе исследования биографии писателя мною были выявлены причины, которые могли объяснить интерес Достоевского к символам чисел. Фёдор Михайлович Достоевский серьёзно занимался математикой в Петербургском военно-инженерном училище, которое он закончил в 1843 году. Несмотря на то, что он не был профессионалом и смотрел на происходящее в математике (с математикой) со стороны, он представлял себе её язык и мог почувствовать те парадоксы, которые уже вторглись в науку и на которые многие профессиональные математики ещё не обращали должного внимания.

Достоевский достаточно глубоко изучал труды пифагорейцев. Он соглашается с пифагорейским тезисом: « Все вещи суть числа».

И, конечно же, я не могу не отметить самую важную причину обращения Достоевского к нумерологии - это жизненные обстоятельства, которые преследовали Достоевского на протяжении всей его жизни.

Происхождение писателя из религиозной семьи. Интерес к числу часто носил религиозно-мистический характер, потому что воспитанный в патриархальной и религиозной семье, свято чтившей все церковные обряды, Федор интересовался священными историями Ветхого и Нового Завета.

Ф.М.Достоевский - сын священника, врача московской Мариинской больницы для бедных и урожденной Нечаевой М.Ф.- женщиной религиозной, учившей своих детей читать по книге «Сто четыре священные истории Ветхого и Нового Завета». В детстве Федор вместе с родителями часто бывал в московских церквах и соборах, а также в Троице- Сергиевой лавре. Двоюродный дед писателя В.М. Кательницкий, профессор Московского университета, брал маленького Федю, его братьев и сестер на святочные гулянья.

Следующая причина – это то, что художническое начало Достоевского было теснейшим образом связано с началом философским . Он впитывал в себя опыт литератур, как русских писателей, так и писателей других народов. Неустанные чтения и размышления над произведениями Шекспира, Байрона и Диккенса, Сервантеса и Шиллера, Корнеля, Расина, Бальзака, Жорж Санд, книг утопистов «подверстывались» к органическому вживанию в национальное литературное достояние, обогащали его понимание, помогали вскрывать важность того, что в иных случаях оставалось бы в тени.

Революционные кружки, знакомства с монахами. Участие Достоевского в данных кружках, ведущих борьбу с самодержавным строем и пропагандирующих социалистов-утопистов, свидетельствовало о его стремлении найти путь искоренения общественных зол. О желании быть полезным своей родине и своему народу, вследствие чего, писателя арестовывают и приговаривают к смертной казни, которую меняют на каторжное наказание в тот момент, когда осужденные уже ждут расстрела.Впечатления каторги и солдатской службы как раз и повлияли на убеждения Достоевского. Теперь он вместе со своими представителями проповедует сближение с народом на религиозно - нравственной основе и убеждает себя в том, что Христос - это воплощение чистоты и правды, идеал мученика, принявшего страдания во имя грядущего спасения человечества.

Положение в стране. Восстание декабристов, общественные движения, отмена крепостного права.

Также если взять отрывок «Опыт о человеке» критиков К.И.Тюнькина и М.М.Стахановой из книги Ф.М.Достоевского «Возвращение человека» о Всемирно-историческом кризисе религиозного сознания. Сложившаяся мировоззренческая система, лишенная Центра, распалась. И человек нового, «открытого» сознания вынужден был заново искать ответы на вечные нравственно - философские вопросы бытия. Человек вступил в путь самостоятельного познания. То можно сказать, что Достоевский и начал искать ответы на интересующие его вопросы способом познания и изучения священной истории.

Но, так или иначе, возможно утверждать, что именно собственная судьба заставила писателя вспомнить библейскую историю и включить ее в роман в качестве символов, в том числе и символов - чисел.

Значение чисел в жизни Ф.М.Достоевского.

Рождение Ф.М.Достоевского 30 октября(11ноября) 1821 года нельзя не назвать «непростым подарком» судьбы или странным совпадением.

Число 30 – число предательства Иуды, именно в этот день Иуда Искариот предал своего учителя – Иисуса Христа.

Число же 11 – это число высшей справедливости и следуя из этого рождение писателя должны считать рождением человека высшей справедливости.

Из данной информации становится непонятно день рождения Достоевского – это день справедливости или же день предательства, но я считаю, что это день, когда после предательства следует справедливость.

Следующим «подарком» судьбы – это количество детей в семье Достоевских. Их вместе с Федором было семеро. Также Достоевский служил в Сибирском линейном батальоне № 7 - 7 – означает союз бога и человека.

Отец Достоевского уже четырехлетнего Федю посадил за книжку, твердя

« Учись!». Также писатель был приговорен к 4-м годам каторги.

И, наконец, число 9.

Всеми признанный и широко известный писатель умирает 9 февраля (по новому стилю) 1881 года, в 8 часов 38 минут вечера, то есть 9 февраля почти в 9 часов Достоевский скончался.

Под этой цифрой люди понимают то, что внутренний мир человека соединяется с миром внешним. Творец, максимально полно проявляется в материальном мире, вмещая в себя весь цикл бытия. Девять - символ перехода на новый виток развития. Можно сказать, что Достоевский не умер, а перешел на новый виток развития, который не виден простому человеку.

По моему мнению, именно судьба распределила жизненный цикл писателя, во многом, связанный с числами. По веяниям судьбы жизнь Достоевского обретала внезапные поворотам, что и заставило включить именно эти цифры в роман.

Особенности включения числовой символики в роман

«Преступление и наказание».

Мы уже знаем, что круг основных идей романа писатель вынашивал долгое время, возможно, в самом туманном виде, - еще с каторги. Работа над ним шла с увлечением и душевным подъемом, несмотря на материальную нужду. Генетически связанный с неосуществленным замыслом «Пьяненькие», новый роман Достоевского подводил итог творчеству 1840-50-х гг., продолжая центральные темы тех лет. Социальные мотивы получили в нем углубленное философское звучание, неотделимое от нравственной драмы Раскольникова, «убийцы-теоретика», современного Наполеона, который, по словам писателя, «кончает тем, что принужден сам на себя донести... чтобы, хотя погибнуть в каторге, но примкнуть опять к людям...». .

Конечно, помимо того, что роман пропитан идейной линией, мы видим, что числовая символика и священная история в нем играют не последнюю роль. Достоевский уделял им большое внимание. Выбор чисел тоже был не прост. Он выбирал их с философской точки зрения. Каждая цифра в романе несет свой смысл, каждое число символично. Символика цифр в романе основана на христианстве, мифологии, фольклоре. Евангельские мотивы обретают новое звучание.

По моему мнению, выдумка событий и выбор чисел Достоевский совершал, учитывая историю священного писания, свою собственную жизнь и положение в стране.

Фольклорно-евангельское число «три» (в фольклоре – три дороги, на картине Васнецова «Витязь на распутье» - богатырь изображен около камня, выбирая себе путь, он думает по какой дороге отправится, три встречи, три сына, три препятствия, в Евангелии – три отречения Петра, Иисус у Геннисаретского озера обратился к Петру с вопросом три раза. Три года искал плодов на смоковнице хозяин) играет значительную роль в романе «Преступление и наказание».

Марфа Петровна оставила Дуне три тысячи рублей по завещанию. Раскольников три раза позвонил в колокольчик старухи, три раза ударил её топором. Три встречи Раскольникова с Порфирием Петровичем обобщают философское содержание романа. На третий день после убийства «объявляется вдруг самый неожиданный факт», в трёх шагах стреляет Дуня; три билета вручает Соне Свидригайлов; три часа дожидается Разумихин, когда Раскольников проснётся; «три раза приходила» Марфа Петровна к Свидригайлову; у Сони три дороги; у Сони «большая комната с тремя окнами». Три целковых осталось у Пульхерии Александровны и Дуни;

О трех дорогах Сони думал Раскольников: «броситься в канаву, попасть в сумасшедший дом, или … или, наконец, броситься в разврат…»;

Следующее число тридцать…(так же содержит число «ТРИ»).

«…-Вот этот самый полуштоф-с на ее деньги и куплен, - произнес Мармеладов, исключительно обращаясь к Раскольникову. – Тридцать копеек вынесла, своими руками, последние, все, что было, сам видел... Ничего не сказала, только молча на меня посмотрела... Так не на земле, а там… о людях тоскуют, плачут, а не укоряют, не укоряют!..

Эй, ты, - крикнул он половому, вставая и взяв фуражку, - сколько с меня?

Тридцать копеек всего-с, - отвечал тот, подбегая…»

Тридцать копеек, последние тридцать целковых. Ведь не случайно Достоевский выбрал именно число 30. Марфа Петровна выкупила Свидригайлова из долговой ямы за 30 тысяч, а он предал ее (покушался на ее жизнь). В девять часов вечера выложила Соня 30 целковых перед Катериной Ивановной и этим самым принесла себя в жертву ради спасения голодных детей. Я считаю, что введение в произведение данного числа, также как и других было не случайным. С этим числом связанны многие важные события:

Это рождение писателя;

В 30-летнем возрасте Иисус начал свое служение на земле;

Согласно Евангелию, плата, за которую Иуда Искариот предал своего учителя Иисуса Христа – тридцать серебреников. « Тридцать серебреников» означает плату за предательство;

Иисус Навин объявлял траур - 30 дней.

Достоевский пока еще скрытно связывает свой роман со священным писанием, но уже появление в тексте числа 30 служит началом для этого.

Число 730 – 730 шагов до ворот дома Раскольникова.

730 символично началу царствования Осия – последнего царя Северного израильского царства. Он царствовал девять лет с730 по 721г. до Рождества Христова « и делал он неугодное в очах Господних».

Количество шагов уже говорит о неправильной жизни Раскольникова.

Еще одна не случайная цифра в тексте – «четыре». Число четыре имеет основополагающее значение. В природе четыре времени года, четыре направления (север, юг, запад, восток)- четыре стороны света. Слова Сони: «стань на перекрёсток. Поклонись, поцелуй сначала землю … поклонись всему свету на все четыре стороны»; в Библии четыре Евангелия.

В Откровении Иоанна Богослова – четыре животных (гл. 4); 4 ангела, 4 угла, 4 ветра (гл. 7); 4 имени сатаны (гл. 12)

Приведем несколько примеров.

«…Они вошли со двора и прошли 4-ый этаж. Лестница чем дальше, тем становилась темнее. Было уже почти одиннадцать часов, и хотя в эту пору в Петербурге нет настоящей ночи, но на верху лестницы было очень темно…

Контора была от него с четверть версты. Она только что переехала на новую квартиру, в новый дом, в 4-ый этаж.

Он вошел в эту комнату (четвертую по порядку), тесную и битком набитую публикой…

Стань на перекрестке, поклонись всему свету на все четыре стороны…»

Раскольников прячет вещи во дворе под камень. Где строится четырехэтажный дом.

Чтение про Лазаря происходит через четыре дня после преступления Раскольникова, то есть через четыре дня после его нравственной смерти.

Почему же Достоевский уделяет такое внимание и этой цифре тоже?

Анализируя текст Библии и учитывая события происходящие в это время жизни в жизни Ф.М.Достоевского я должна сказать, что такой выбор произошел из-за:

2.Из-за того, что евангелия состоит из первых четырех книг нового завета

3.Достоевский осужден на 4 года каторжных работ с последующим определением в солдаты, а младшему брату Михаилу он писал «А те четыре года считаю за время, в которое я был похоронен живой и зарыт в гробу, выход из каторги мне как светлое пробуждение и воскресение в новую жизнь».

4.Но самое главное Достоевский наверняка знал, что число 4 – это число мирового порядка, оно символично притче о воскрешении Лазаря. В романе значение данного числа сначала словно говорит: «Нет! Остановись! Передумай» - а затем уже имеется в виду, что ты на правильном пути, ты на исправлении и это верно…

Число шесть у Достоевского, как и в мифологии ашанти (племя в Тропической Африке) - число, связанное со смертью, со скорбью, с печалью и невозможностью что-либо изменить. Дом старушки-процентщицы был «преогромнейшим» (Достоевский имел в виду шестиэтажный дом), комнатушка Раскольникова была «в шесть шагов», младший брат умер в шесть месяцев.

Говоря о символике цифр в романе нельзя не обратить внимания на не раз встречающееся там число 7 : число 7 является также наиболее устойчивым и часто повторяющимся в романе. Роман имеет 7 частей: 6 частей и эпилог. Роковое время для Раскольникова - 7 часов вечера. Цифра 7 буквально преследует Раскольникова. «Страшный сон приснился Раскольникову. Он лет семи и гуляет в праздничный день, под вечер, со своим отцом за городом…

стало быть, старуха, ровно в семь часов вечера, останется дома одна…

раздался чей-то крик:

-Семой час давно!...» .

Свидригайлов прожил с Марфой Петровной всего 7 лет, но для него они были как 7 лет каторги.

Теологи называют число 7 истинно святым числом, так как число 7 – это

соединение числа 3, символизирующего божественное совершенство (Святая

троица) и числа 4 – числа мирового порядка. Вспомним мифологию: семь и русский фольклор: семь дней недели, семь основных цветов, семь тонов музыкальной шкалы, семь чудес света, семь дочерей Атланта и пр. Необходимо вспомнить основательный совет в народной мудрости – семь раз проверять перед тем, как хочешь сделать что-то важное.

Следовательно, число 7 является символом “союза” Бога и человека. Поэтому, “посылая” Раскольникова на убийство именно в 7 часов вечера, Достоевский заранее обрекает его на поражение, так как тот хочет разорвать этот союз, чтобы снова стать Человеком, Раскольников должен пройти через это «истинно святое число». Поэтому в эпилоге романа снова возникает число 7, но уже не как символ гибели, а как спасительное число:

«Им оставалось еще семь лет. Семь лет, только 7 лет! В начале своего счастья они оба готовы были смотреть на эти 7 лет как на 7 дней».

Следуя библии на земле было 7 лет голода. Библия содержит 77 книг, то есть 11 раз по 7.

Следующая символичная цифра – 11. Число же 11 – это число высшей справедливости (7+4=11). Число, с которым связаны все благородные поступки и раскаяния. Число 11 здесь неслучайно. Достоевский хорошо помнил евангельскую притчу о том, что «царство небесное подобно хозяину дома, который вышел рано поутру нанять работников в виноградник свой». Выходил он нанимать работников в третьем часу, в шестом, в девятом и, наконец, вышел в одиннадцатом. А вечером, при расплате, управляющий по распоряжению хозяина заплатил всем поровну, начав с пришедших в одиннадцатом часу. И последние стали первыми во исполнение какой-то высшей справедливости.

В одиннадцать часов зашли Раскольников с Мармеладовым домой к Катерине Ивановне. Раскольников приходит к Соне в одиннадцать часов, чтобы признаться в содеянном. После посещения Сони «на другое утро в одиннадцать часов, Раскольников вошел в отделение пристава следственных дел к Порфирию Петровичу», чтобы признаться в совершении преступления.

Данное неоднократное использование числа 11 связанно непосредственно с евангельским текстом. С этой цифрой связанна притча о виноградаре и работниках.

Отнеся встречи Раскольникова с Мармеладовым, Соней с Порфирием Петровичем к 11 часам, Достоевский напоминает, что еще не поздно в этот евангельский час признаться и покаяться, стать из последнего пришедшего в одиннадцатом часу первым.

Таким образом Достоевский сохранил значение Евангельских чисел: 7; 3; 4. на протяжении всего текста. В « Дневнике писателя» Достоевский не раз говорит о силе впечатлений, особенно самых ранних. Для самого писателя таким ранним впечатлением стало чтение Евангелия, этим и обусловлено включение в роман чисел – символов.

Заключение

В ходе исследования было установлено, что религиозная семья, каторга с «Евангелием», общественные движения и революционный кризис 60-х годов дают Достоевскому мысль беспокойную, ищущую, мысль безудержную и бунтующую. При этом в писателе проявляется погруженность в огромный мир общечеловеческой и национальной культуры. Достоевский «разгадывает человека» на протяжении всей своей жизни».

Числовая символика романа связана с библейскими притчами. Давайте представим результаты наших исследований.

«Разгадывание человека» привело Достоевского к интересу священного писания. Его идеология начала переплетаться с историей церкви. «…Не как мальчик же я верую во Христа и Его исповедую, а через большое горнило сомнений моя осанна прошла…» - эти слова мы прочтём в последней записной тетради Ф. Достоевского. В этих словах – ключ к пониманию всего наследия писателя.

Все это послужило Достоевскому началом в его познании библейских сюжетов и загадок числовой символики.

Все персонажи и события в романе тесно связаны с текстом библии.

Федор Михайлович связывает свой роман не только со священным писанием, но и сопоставляет со своей собственной жизнью и событиями в мире.

До конца своих дней Достоевский соотносил все, что происходило в Европе, с религиозным переворотом.

Именно идейное суждение Достоевского, жизненные обстоятельства и его судьба привели писателя к тому, чтобы ввести в роман церковную историю, включающую в себя символичное числовое разнообразие. Итак, из выше сказанного следует вывод: роман «Преступление и наказание» наполнен мельчайшими деталями, которые мы на первый взгляд не воспринимаем. Таковыми являются библейские числа. Они находят отражение в нашем подсознании. И то, о чём умолчал Достоевский, красноречиво говорят с нами символами на страницах романа.

Рассматривая их повторяющееся чередование, она доказывает, что суть числа, последовательность событий и череда изменений, происходящих в жизни главных героев, взаимосвязаны, а иногда и обусловлены появлением его магического свойства. Я думаю, что эта работа заинтересует всех, кто неравнодушен к творчеству Достоевского.

Список использованной литературы

    1. Армор, М. Путеводитель по библии: Времена, сюжеты / М. Армор; Пер. с англ. Артемовой Е. – Новосибирск: День, 2004. – 352 с.

      Библия. Ветхий и Новый завет.

      Бахтин, М. Проблемы поэтики Достоевского /М. Бахтин. - М.: «Сов. Россия», 1979 – 318 с.

4. Борислав Арапович и Вера Мателмяки. Детская библия - Стокгольм: Институт перевода библии, 1941 – 531 с.

5.Большая школьная энциклопедия: Т.2. Гуманитарные науки. Литература / Автор-составитель С.Исмаилова. М.: Русское энциклопедическое товарищество, 2004 – 704 с.

6. Долинина, Н. Предисловие к Достоевскому /Н.Долинина. - Ленинград: «Детская литература», 1980 – 254 с.

7. Достоевский, Ф.М. Преступление и наказание / Ф.М.Достоевский. - М.:Просвещение,1982. – 480 с.

8. Достоевский, Ф.М. Возвращение человека /Ф.М.Достоевский; Вступ. ст. К.И. Тюнькина, М.М.Стахановой. – М.: Сов. Россия,1989. – 560с.

9. Кашина,Н.В. Человек в творчестве Ф.М.Достоевского /Н.В.Кашина. – М.: Худож. лит., 1986. – 318 с

10. Косидовский, З. Сказания Евангелистов /З. Косидовский - М.: издательство полит. литературы, 1977 – 264 с.

11. Кирпотин, В.Я. Достоевский-художник /В.Я. Кирпотин. - М., «Советский писатель», 1972. – 320 с.

12. Никольский, Н.М. История русской церкви./ Н. М. Никольский; 4-е изд. – М.: Полит. издательство, 1988. - 448 с.

13.Слава вам, братия, славян просветители: Сборник материалов к празднованию Дня славянской письменности и культуры.– Новосибирск: Православная Гимназия во имя Преподобного Сергия Радонежского, 1996. – 74с.

14. Якушин, Н.И. Жизнь и творчество Ф.М.Достоевского/ Н.И.Якушин. - М.: Дет. лит., 1996. – 56 с.

Во многих произведениях числа играют большую роль для создания необходимого эффекта, несут в себе зашифрованное послание для читателя или, наоборот, помогают ему понять смысл до конца. В том числе в Библии часто можно встретить символичные числа. С ней Достоевский в своем романе не редко проводит параллель или с помощью тех же чисел создает отсылки к фрагментам священного писания.

Чаще всего в тексте можно встретить числа «4, 3, 7, 11, 30», но самым распространённым является 3

Упоминание в романе

в журнальном варианте роман был разделен на три части

Тут служили три или четыре дворника.

когда и ребятишки-то по три дня корки не видят!

А уж Дарья Францевна, женщина злонамеренная и полиции многократно известная, раза три через хозяйку наведывалась.

было три старых стула

От кого, не знаю. Три копейки почтальону своих отдала. Отдашь, что ли?

ну а там... а там опять больница... вино... кабаки... и еще больница... года через два-три -- калека,

Ну вот! А третьего-то дня, в "Гамбринусе", три партии сряду взял у вас на биллиарде!

Он уже сошел три лестницы, как вдруг послышался сильный шум ниже, -- куда деваться!

А они совсем пришоль пьян и потом опять три путилки спросил

Но позвольте, как же у них такое противоречие вышло: сами уверяют, что стучались и что дверь была заперта, а через три минуты, когда с дворником пришли, выходит, что дверь отперта?

и бери три рубля: так как я за весь перевод вперед взял, за первый и за второй лист, то, стало быть, три рубля прямо на твой пай и придутся. А кончишь лист -- еще три целковых получишь

Его плотно хлестнул кнутом по спине кучер одной коляски, за то что он чуть-чуть не попал под лошадей, несмотря на то что кучер раза три или четыре ему кричал.

Катай скорей и чаю, Настасья, потому насчет чаю, кажется, можно и без факультета. Но вот и пивцо! -- он пересел на свой стул, придвинул к себе суп, говядину и стал есть с таким аппетитом, как будто три дня не ел.

Я уж часа три тебя жду; раза два заходил, ты спал.

Вот, во-первых, три рубашки, холстинные, но с модным верхом...

Родя пятый день уже болен и три дня бредил, а теперь очнулся и даже ел с аппетитом.

Я ведь и заговорил с целию, а то мне вся эта болтовня-себятешение, все эти неумолчные, беспрерывные общие места, и всё то же да всё то же, до того в три года опротивели, что, ей-богу, краснею, когда и другие-то, не то что я, при мне говорят

Раскольников вынул сколько вынулось: три пятака.

Кричал-то он, это правда, три раза ему прокричал, -- отозвался другой голос.

В акурат три раза, все слышали! -- крикнул третий.

Вот тут, через три дома, -- хлопотал он, -- дом Козеля, немца, богатого...

Года через три ты уж не будешь вставать для больного...

ну а в три года вашей разлуки много воды ушло

Когда?.. -- приостановился Раскольников, припоминая, -- да дня за три до ее смерти я был у ней, кажется. Впрочем, я ведь не выкупить теперь вещи иду

Логика предугадает три случая, а их миллион!

Да ты что же! -- крикнул вдруг Разумихин, как бы опомнившись и сообразив, -- да ведь красильщики мазали в самый день убийства, а ведь он за три дня там был? Ты что спрашиваешь-то?

Марфа Петровна посещать изволит, -- проговорил он, скривя рот в какую-то странную улыбку.

Как это посещать изволит?

Да уж три раза приходила. Впервой я ее увидел в самый день похорон, час спустя после кладбища.

Кроме того, он положительно уведомил меня, что Марфа Петровна за неделю до смерти, успела оставить тебе, Дуня, по завещанию три тысячи рублей, и деньги эти ты можешь теперь получить в самом скором времени. Пульхерия Александровна робко на нее поглядывала; впрочем, три тысячи ее видимо успокоивали

Ах, Родя, ведь у нас утром всего три целковых за душой оставалось,

Об издательской-то деятельности и мечтал Разумихин, уже два года работавший на других и недурно знавший три европейские языка,

Она особая, отдельная, с этими нумерами не сообщается, и меблированная, цена умеренная, три горенки.

"Ей три дороги, -- думал он: -- броситься в канаву, попасть в сумасшедший дом, или... или, наконец, броситься в разврат, одурманивающий ум и окаменяющий сердце".

"Недели через три на седьмую версту, милости просим! Я, кажется, сам там буду, если еще хуже не будет", -- бормотал он про себя.

Соня нерешительно ступила к столу, недоверчиво выслушав странное желание Раскольникова. Впрочем, взяла книгу

На столе оставалось около пятисот рублей, кредитными билетами, и между ними три билета, во сто рублей каждый.

и всё время у меня пребывали потом в чрезвычайном смущении, так что даже три раза, среди разговора, вставали и спешили почему-то уйти, хотя разговор наш еще не был окончен

Все три полячка ужасно горячились и кричали ему беспрестанно: "пане лайдак!",

В это мгновение кто-то три раза стукнул в дверь.

Сейчас. А ты с тех пор не видал? Где ты шляешься, скажи мне, пожалуйста, я уж к тебе три раза заходил.

Нет, мрачный: вреда не делаю, а сижу в углу; иной раз три дня не разговорят.

У меня есть деньги; я в три дня достану билет

В этом саду была одна тоненькая, трехлетняя елка и три кустика

(в кошельке оказалось триста семнадцать рублей серебром и три двугривенных;

Отправилось туда всего три работника

Число три встречается в тексте повсюду, казалось бы, оно заменяет все возможные числа.

"в трех шагах" встречается в тексте очень часто

Проведем параллель с Евангелием. Число 3 отображает божественную сущность явлений: в 30-летнем возрасте Иисус начал свое служение на земле; плата, за которую Иуда предал Иисуса Христа–тридцать серебренников. Троица: Бог, Сын Божий и Святой дух. Воскресение Иисуса через три дня. Три креста на Голгофе

В священном писании оно означает:

1) Предательство

2) предупреждение о наступающей беде, несчастье

3) надежда и обновление

Эти же мотивы встречаются и в « Преступлении и наказании»:

1)Свидригайлов предал Марфу Петровну, после того, как она выкупила его из долговой ямы за 30 тысяч. Соня 30 целковых выложила перед Катериной Ивановной, последние тридцать копеек Мармеладову, оба наверняка ощущали себе Иудой в этот момент.

2)Раскольников 3 раза стучится в дверь к старухе и 3 раза ударяет её топором. Три дня он мучился перед убийством, три раза приходил к старухе,

3) а на шее у неё были два крестика + медный образок=3. У Сони 3 окна в комнате. Свидригайлов дает Соне 3 тысячи рублей в виде благотворительности; Соня зарабатывает тридцать целковых в первый день своей работы

©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-21

На вопрос Какое число играет значительную роль в романе Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание"? заданный автором А. и Б. Не Сидели На Одной Трубе лучший ответ это 11, 7, 4, 3 - их там, знаковых чисел, до фига))) например, отнеся встречи Раскольникова с Мармеладовым, Соней и Порфирием Петровичем к 11 часам, Достоевский напоминает, что Раскольникову все еще не поздно сбросить с себя наваждение, еще не поздно в этот евангельский час признаться и покаяться и стать из последнего, пришедшего в одиннадцатом часу, первым. (Недаром для Сони был «весь приход» в том, что в момент прихода к ней Раскольникова у Капернаумовых пробило одиннадцать часов.)
7 - можно предположить, что, «посылая» своего героя на убийство именно в семь часов, Достоевский тем самым уже заранее обрекает его на поражение, так как тот хочет разорвать «союз» бога с человеком. Вот почему, чтобы снова восстановить этот «союз» , чтобы снова стать человеком, Раскольников должен снова пройти через это «истинно святое число» . Поэтому в эпилоге романа снова возникает число 7, но уже не как символ гибели, а как спасительное число: «Им оставалось еще семь лет; а а до тех пор столько нестерпимой муки и столько бесконечного счастья! < . .> Семь лет, только семь лет! В начале своего счастия, в иные мгновения, они оба готовы были смотреть на эти семь лет, как на семь дней» . Двойник Раскольникова, Свидригайлов настойчиво упоминает в романе: «. . Во все наши семь лет. .», «Семь лет из деревни не выезжал» , «. . Все семь лет каждую неделю сам заводил. .», «. . Семь лет безвыездно проживал. .»
еще - семь детей портного Капернаумова, семилетний голосок, певший «хуторок» , сон Раскольникова, когда он представляет себя семилетним мальчиком, семьсот тридцать шагов от дома Раскольникова до дома старухи, семьдесят тысяч долга Свидригайлова.
4 - приведя многочисленные примеры «поразительно устойчивого образа» четырехэтажных домов и четвертого этажа в «Преступлении и наказании» , супер-филолог Топоров делает вывод: «Эта четырехчленная вертикальная структура семантически приурочена к мотивам узости, ужаса, насилия, нищеты и тем самым противопоставлена четырехчленной горизонтальной структуре (на все четыре стороны) , связываемой с идеей простора, доброй воли, спасения. Этот второй, сакральный аспект чисел, противопоставленных профаническим числам, годным лишь для «низкой жизни» , снова возвращает нас к архаическим схемам мифомышления и, в частности к практике ритуальных измерений основных параметров мира. И у Достоевского число введено в мир и определяет не только размеры, но и высшую его. Для приближения к ней, проникновения в нее необходима полнота жизни» .
3 - конечно, тоже)) . Его связь с евангельскими мотивами несомненна. Так, например, Марфа Петровна выкупила Свидригайлова за тридцать тысяч сребреников, как некогда предал, по евангельскому рассказу, Иуда Христа за тридцать сребреников. Соня вынесла Мармеладову на похмелье свои последние тридцать копеек, и он, как и раньше Катерина Ивановна, которой Соня «тридцать целковых молча выложила» , не мог в эту позорную для него минуту не ощущать себя Иудой.
два последних числа - такие...общечеловеческие. 4 вообще имеет основополагающее значение (4 времени года, 4 направления, четырехклеточнные стадии в эмбриональном развитии, 4 стадии человеческой жизни, 4 «мира» , 4 элемента.
Символика чисел в произведении Достоевского, конечно, восходит к фольклорной и библейской числовой символике.
В откровениях Иоанна Богослова – 4 животных; 4 ангела, 4 угла земли, 4 ветра; 4 имени сатаны; 4 сотворённых богом предмета; 4 имени народа и т. д.
Фольклорно – евангелистское число «три» (в фольклоре – 3 дороги, 3 встречи, 3 сына, 3 препятствия; в Евангелии – 3 отречения Петра, Иисус у Геннисаретского озера обратился к Петру с вопросом 3 раза и др.) тож, натурально, оч даже неспроста. И какое из них самое "значительное"?))
Анна
Просветленный
(21572)
ну как же ж не стоит)) дуель будет))

Магия числа в романе Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание"

В своей работе «Магия числа в романе Достоевского «Преступление и наказание»» студентка раскрывает символическое значение цифр, основываясь на пифагорейское воззрение о числах. Рассматривая их повторяющееся чередование, она доказывает, что суть числа, последовательность событий и череда изменений, происходящих в жизни главных героев, взаимосвязаны, а иногда и обусловлены появлением его магического свойства. Эта работа заинтересует всех, кто неравнодушен к творчеству Достоевского.

Цели: 1) попытаться разобраться в цифровой

символике Достоевского на примере романа «Преступление и наказание»;

2) понять, как магия числа помогает раскрыть внутренний мир героев, их отношение к окружающей действительности.

Ничто не нравится, кроме красоты, в красоте –

ничто, кроме форм, в формах – ничто, кроме про-

порций, в пропорциях – ничто кроме числа.

В. Августин

В толковом словаре С.И Ожегова сказано, что слово символ имеет два значения:

во-первых, это «предмет или действие, служащее условным знаком какого-нибудь понятия, чего-нибудь отвлечённого».

во-вторых, «краткое изложение основных догматов христианской религии».

Число – это тоже символ, выражающий нечто целое, законченное, символизирующее упорядоченность, целостность и неделимость, как гармония цвета, музыки и слова.

Цифровая символика Достоевского занимает в его творчестве особое место. Раскрывая значение и магию числа, я попыталась раскрыть магию слова, которое сама по себе, есть тайна.

Фёдор Михайлович Достоевский серьёзно занимался математикой в Петербургском военно-инженерном училище, которое он закончил в 1843 году. Несмотря на то, что он не был профессионалом и смотрел на происходящее в математике (с математикой) со стороны, он представлял себе её язык и метод и мог почувствовать те парадоксы, которые уже вторглись в науку и на которые многие профессиональные математики ещё не обращали должного внимания.

«Мне лично,- заявил Эйнштейн,- ощущение высшего счастья дают произведения искусства, в них я черпаю такое духовное блаженство, как ни в какой другой области….

Но если Вы спросите, кто вызывает сейчас во мне наибольший интерес, то я отвечу: Достоевский!»

Эти слова Эйнштейна, сказанные им в беседе с немецким публицистом начала XX века А. Мошковским, вот уже более полувека будоражат умы и учёных и художников.

Сотни статей комментируют слова великого физика, выдвигаются различные гипотезы и толкования, проводятся параллели между мечтой Ф.М. Достоевского о социальной и моральной гармонии и поисками универсальной гармонии мироздания, которой Эйнштейн посвятил свою жизнь.

Мировая гармония, красота – подобна гармонии чисел. Достоевский говорил, что именно доброта и красота спасут мир. Познание прекрасного идет через подъём по воображаемой лестнице вверх или вниз. Количество ступеней может быть разным, в зависимости от тяжести подъёма. Причём, по лестнице можно не только подниматься, но и спускаться.

Исследователи обратили внимание, что в области словесной символики у Достоевского в романе «Преступление и наказание» одно слово-образ занимает особое место. Это, именно, слово лестница. В повествовании, исключая заключительную часть. Раскольников взбирается и спускается по лестнице, по крайней мере, 48 раз.

Он должен подниматься и спускаться из своей чердачной комнаты на улицу. Он взбирается по лестнице, чтобы попасть в комнату Мармеладова; он должен подняться на несколько этажей до квартиры старой процентщицы; и до полицейской конторы; и до комнаты Сони. Важным фактором является, однако, то, что моменты напряжений или колебаний характерным образом происходят на лестницах.

Отправляясь, для осуществления задуманного плана, ему приходится «сходить вниз свои тринадцать ступеней, осторожно, неслышно, «как кошка».

13 – традиционно несчастливое число. Это число, превышающее на единицу полный комплект, дюжину, чревато взрывом, неведомым переходом к новому качеству и поэтому опасно. Усугубляется это нисхождение вниз ещё сравнением, как кошка.

На пороге, в проходной комнате, выходящей прямо на лестницу, живёт и семья Мармеладова (здесь, на пороге, когда Раскольников привёл пьяного Мармеладова, он впервые встречается с членами этой семьи).

У порога убитой им старухи он переживает страшные минуты, когда по другую сторону двери, на площадке лестницы стоят Кох и Пестряков. Сюда он опять приходит и сам звонит в звонок, чтобы снова пережить эти мгновения.

На пороге, в коридоре, у фонаря, происходит сцена полупризнания Разумихину, без слов, одними взглядами. На пороге, у дверей в соседнюю комнату, происходят его беседы с Соней (а по другую сторону дверей их подслушивает Свидригайлов).

Порог, прихожая, коридор, площадка, лестница, ступени её, открытые на лестницу двери, ворота, дворы, а вне этого – город: площади, улицы, фасады, кабаки, мосты, канавки. Вот пространство этого романа. И среди всего этого - адреса и числа, числа…

Видя в числах сущность явлений, начало начал, пифагорейцы считали, что реальные тела состоят из «единиц бытия» - «математических атомов», различные комбинации которых и представляют конкретные объекты.

Даже вселенная мыслилась ими как совокупность чисел. Сами же числа пифагорейцы представляли наглядно и материально: единица трактовалась как абсолютная и неделимая единичность, т.е. точка, «геометрический атом» или первооснова всех чисел; два – как уход в неопределённую даль, т.е. прямая линия, простирающаяся в одном измерении; три – треугольник, образующий плоскость двух измерений, и возврат к определённости; четыре – пирамида, дающая представление о пространстве трёх измерений.

Вообще, числа 1, 2, 3, 4 играли у пифагорейцев особую роль и образовывали тетрактис, или четвёрку. По преданию, клятва пифагорейцев гласила: «Клянусь именем Тетрактис, ниспосланной нашим душам. В ней источник и корни вечно цветущей природы». Особая роль тетрактиса, видимо, была навеяна законами музыкальных созвучий, после чего все объекты природы виделись пифагорейцам, состоящим из четвёрок: четвёрка геометрических элементов - точка, линия, поверхность, тело; четвёрка физических элементов – земля, вода, огонь, воздух. Сумма же чисел, образующих тетрактис, равная десяти (10 = 1+2+3+4), считалась священным числом, и олицетворяло всю вселенную.

Так родился знаменитый пифагорейский тезис: « Все вещи суть числа». Интерес к числу часто носил у пифагорейцев религиозно-мистический характер. Некоторые отголоски пифагорейской числовой мистики мы встречаем и в наши дни: например, обычай дарить нечётное число цветов (чётное число считалось несчастливым).

Л. Даунер обратил внимание на часто повторяющееся в романе число «четыре». Лестница ведёт к буквально повторяющемуся уровню высоты – к четвёртому этажу.

Квартира жертвы находится на четвёртом этаже здания; Раскольников прячет украденные вещи во дворе, где строится четырёхэтажный дом; убогая комната Мармеладова находится на четвёртом этаже; полицейская контора находится на четвёртом этаже и Раскольников направляется к четвёртой комнате. После преступления Раскольников четыре дня находится в бредовом состоянии. В истории воскрешения Лазаря, которую Соня читает Родиону, Лазарь был мёртв четыре дня. История эта помещена в 4-м Евангелии (Евангелие от Иоанна). Раскольников переживает четыре основных бреда. Таким образом, мы имеем восемь (дважды четыре) появлений числа «четыре», все связанные с преступлением Раскольникова, его виной и признанием.

8 – двойная четвёрка. Единство сил и средств; число друидизма, смягчающее через единство противоположных качеств дурное влияние четвёрки на судьбу человека.

Число четыре имеет основополагающее значение. Есть четыре времени года. Четыре направления, четырёхклеточные стадии в эмбрионом развитии, четыре элемента.

К этому надо добавить, что символика чисел в произведениях Достоевского, в частности в «Преступлении и наказании», восходит к фольклорной и библейской символике: четыре стороны света – слова Сони: «стань на перекрёсток. Поклонись, поцелуй сначала землю … поклонись всему свету на все четыре стороны»; четыре Евангелия. В Откровении Иоанна Богослова – четыре животных (гл. 4); 4 ангела, 4 угла, 4 ветра (гл. 7); 4 имени сатаны (гл. 12)

Приведя многочисленные примеры «поразительно устойчивого образа» четырёхэтажных домов и четвёртого этажа в «Преступлении и наказании», В.Н. Топоров делает вывод: «Эта четырёхчленная вертикальная структура семантически приурочена к мотивам узости, ужаса, насилия, нищеты и тем самым противопоставлена четырёхчленной горизонтальной структуре (на все четыре стороны), связываемой с идеей простора, доброй воли, спасения. У Достоевского число введено в мир и определяет не только размеры, но и высшую суть его.

Фольклорно-евангельское число «три» (в фольклоре – три дороги, на картине Верещагина «Витязь на распутье» богатырь изображен около камня, выбирая себе путь, он думает по какой дороге отправится, три встречи, три сына, три препятствия, в Евангелии – три отречения Петра, Иисус у Геннисаретского озера обратился к Петру с вопросом три раза. Три года искал плодов на смоковнице хозяин) играет значительную роль в романе «Преступление и наказание».

Марфа Петровна оставила Дуне три тысячи рублей по завещанию, Соня вынесла Мармеладову на похмелье последние тридцать копеек. И он, как и раньше Катерина Ивановна, которой Соня «тридцать целковых молча выложила», не мог в эту позорную для него минуту не ощущать себя Иудой. Марфа Петровна выкупила Свидригайлова за тридцать тысяч Серебреников, как некогда предал, по евангельскому рассказу, Иуда Христа за тридцать Серебреников. Раскольников три раза позвонил в колокольчик старухи, три раза ударил её топором. Три встречи Раскольникова с Порфирием Петровичем обобщают философское содержание романа. На третий день после убийства «объявляется вдруг самый неожиданный факт», в трёх шагах стреляет Дуня; три билета вручает Соне Свидригайлов; три часа дожидается Разумихин, когда Раскольников проснётся; «три раза приходила» Марфа Петровна к Свидригайлову; у Сони три дороги; у Сони «большая комната с тремя окнами» и т.д.

В Евангелии, подаренном Достоевскому в Тобольске жёнами декабристов перед отправкой петрашевцев на каторгу, отдельные пометки свидетельствуют о том, что писатель выделял и евангельские числа.

Число 7 является наиболее устойчивым и, видимо, символическим числом в «Преступлении и наказании». Сам роман состоит из семи частей – 6 частей и эпилог – первые две части состоят из семи глав каждая. Роковое время для Раскольникова – 7 часов вечера. Цифра 7 буквально преследует Раскольникова. Он узнает, что именно в 7 часов старуха останется дома одна. «Только что он достал заклад, как вдруг где-то на дворе раздался чей-то крик: - Семой час давно!»

И цифра 7 здесь, конечно, не случайна. Согласно учению пифагорейцев число 7 является символом святости, здоровья и разума. Теологи называют число 7 «истинно святым числом, так как число 7 – это соединение числа 3, символизирующего божественное совершенство, и числа 4, числа мирового порядка; следовательно, само число 7 является символом «союза» Бога с Человеком, символом общения между Богом и его творением. В Библии говорится о том, что в седьмой день Бог почил. « И совершил Бог к седьмому дню дела свои, которые Он делал, и почил в день седьмый от всех дел Своих, которые делал.

«И всякого скота чистого … по семи мужского пола и женского» должен взять Ной в ковчег (Первая книга Моисеева. Бытие, гл. 7). Урожайных годов в Египте было 7 и неурожайных тоже 7 (Бытие. Гл.41). Каждый 7-й день и каждый 7-ой год святы.

Можно предположить, что «посылая» своего героя на убийство именно в 7часов, Достоевский тем самым заранее обрекает его на поражение, так как тот хочет разорвать «союз», Бога с Человеком. Вот почему, чтобы снова восстановить этот «союз», чтобы снова стать Человеком, Раскольников должен пройти через это «истинно святое число». Поэтому в эпилоге романа снова возникает число 7, но уже не как символ гибели, а как спасительное число: «Им оставалось ещё семь лет; а до тех пор, сколько нестерпимой муки и сколько бесконечного счастья!...

Вспомним мифологию: семь и русский фольклор: семь дней недели, семь основных цветов, семь тонов музыкальной шкалы, семь чудес света, семь дочерей Атланта и пр. Необходимо вспомнить основательный совет в народной мудрости – семь раз проверять перед тем, как хочешь сделать что-то важное.

Неоднократное указание в романе на одиннадцать часов связано непосредственно тоже с евангельским текстом. « Был час одиннадцатый, когда он вышел на улицу»,- отмечает Достоевский время ухода Раскольникова от умершего Мармеладова. А вот время прихода к Соне: « Я поздно… Одиннадцать часов есть? – спросил он, всё ещё не подымая на неё глаз. – Есть, - пробормотала Соня. – Ах да, есть! – заторопилась она вдруг, как будто в этом был для неё исход, - сейчас у хозяев пробил, … и я сама слышала. Есть

После посещения Сони, «на другое утро, ровно в одиннадцать часов, Раскольников вошёл в отделение пристава следственных дел и попросил доложить о себе Порфирию Петровичу.

Число 11 здесь неслучайно. Достоевский хорошо помнил евангельскую притчу о том, что «царство небесное подобно хозяину дома, который вышел рано поутру нанять работников в виноградник свой». Выходил он нанимать работников в третьем часу, в шестом, в девятом и, наконец, вышел в одиннадцатом. А вечером, при расплате, управляющий по распоряжению хозяина заплатил всем поровну, начав с пришедших в одиннадцатом часу. И последние стали первыми во исполнение какой-то высшей справедливости.

Отнеся встречи Раскольникова с Мармеладовым, Соней и Порфирием Петровичем к 11 часам, Достоевский напоминает, что Раскольникову ещё не поздно в этот евангельский час признаться и покаяться и стать из последнего, пришедшего в одиннадцатом часу, первым.

Анализируя творчество Достоевского, Карен Степанян писал: «На самом деле Достоевский очень оптимистический и внушающий бодрость духа писатель, ибо в его произведениях всегда виден свет и пути выхода из самых сложных ситуаций». И я с этим полностью согласна.

Список используемой литературы:

    Ю. Селезнёв « В мире Достоевского».

    С. В. Белов « Роман Ф.М. Достоевского ‘‘Преступление и наказание’’».

    А. В. Волошин «Математика искусства».

    В. Парнов «трок Люцифера»

    «Новый мир». Номер 5. 2006 год. «Цель и надежда»:пророческое искусство Достоевского.

6. Достоевский «Преступление и наказание»

Это психологически сложное произведение на протяжении всего повествования переплетается с мистическим значением чисел. И на протяжении всего романа на слух запоминается ряд чисел, которые использует автор при своем рассказе.

Это взятое с Библейских мотивов число семь, число три и число тридцать, эти цифры наиболее часто встречаются при чтении этого непростого произведения. Все значения этих чисел имеют символические значения.

Чтобы заметить особую значимость и закономерность повторения чисел в данном романе, нужно внимательно читать роман, и делать выводы. Пересматривая страницы, на которых были символические значения. Их автор не просто так использует в тексте, они несут в себе особое значение и мистический подтекст.

Используя числа через их значение, автор приносит высокий духовный подтекст во все произведение. Все числа подтверждены верой в Бога и несут в себе смысл, который поможет в итоге главному герою превратиться из человека высшей расы. Которым он себя считает стать обычным простым человеком, который верит в Бога.

Такие значения чисел ведут к раскрытию психологического портрета главного героя. Кроме того что достоевский четко и точно на протяжении всего романа рисует психологический и душевный портрет Раскольникова. Он еще и раскрывает и полностью без прикрас показывает жизнь самых бедных жителей Петербурга того времени.

Кроме этого он раскрывает психологические и нравственный характер русского народа, все его психологические и бытовые проблемы. Самое символическое число в романе это число семь, которое встречается в словосочетаниях.

Число тридцать серебряников, за которые Иуда продал Иисуса, встречаются в романе ведь именно эту сумму денежных средств заплатила Соня ради того чтоб дети не погибли голодной смертью. Затем эти же тридцать монет она отдала Раскольникову для того чтобы он купил себе спиртное так как умирал от похмельного синдрома.

Затем Марфа за тридцать тысяч освободила одного человека, уплатив за него его долг. Но за это не получила благодарности, он будучи в нетрезвом состоянии пытался ее убить. После этих символических значений встречаем следующее число это всем известное и мистически волшебное число семь.

Это число трактуется теологами следующим образом. Число семь состоит из трех и четырех. Три это соединение воедино Духа Святого, Отца и Сына. Число четыре символизирует силу мирового порядка. В итоге получаем, что число семь символизирует единство Бога и людей.

В романе число семь включается в следующих отрывках, Раскольников узнал, что в семь часов вечера старой ростовщицы не будет дома. Муж Марфы прожил с ней в браке семь лет, но для него это было равносильно семи годам самой строгой тюрьмы.

Во снах раскольников видел себя маленьким ребенком в возрасте семи лет, чтобы начать совместную жизнь со своей второй половиной, которой на протяжении всего романа у Раскольникова стала Соня. Нужно было ждать семь лет, через семь лет закончиться срок его отбывания в заключении в тюрьме.

Но этот долгий срок не остановил двух влюбленных, для них он казался таким долгим как семь дней. Далее мистическим образом в романе всплывает оговоренное число четыре. Квартира, в которой живет ростовщица, имеет номер четыре.

Вещи, которые Раскольников украл у ростовщицы, он прячет возле нового четырехэтажного дома. Квартира, в которой живет Соня, носит номер четыре, в этом же помещении на четвертом этаже расположилось отделение полиции.

После того как Раскольников совершил убийство ростовщицы ровно через четыре дня он стал читать Библию. В данном случае это число символизирует его духовную смерть. Также в романе встречается число одиннадцать, которое символизирует высшую степень справедливости. Именно в одиннадцать часов утра Раскольников пошел сдаваться в полицию.

Творчество Достоевского настолько глубоко и многогранно что для того чтобы постичь все его замыслы и знаки которые он дает читателю нужно очень вдумчиво и неоднократно перечитывать каждое произведение.

Символика чисел.

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение Маленький человек в пьесе Бесприданница Островского

    Многие русские писатели в своих произведениях отводили важную роль изображению « маленьких людей» в обществе, чтобы ярче показать аморальные устои высшего общества того времени, а также и беспринципность их взглядов