Неожиданные и малоизвестные факты о театре. Театральные факты

7 декабря 1732 года английский актер и театральный деятель Джон Рич на площади Ковент-Гарден открыл новый оперный театр, который сегодня считается одной из самых посещаемых достопримечательностей Лондона.

В мире существуют тысячи оперных, драматических, эстрадных, комедийных, камерных и других театров. Day.Az со ссылкой на Дилетант представляет интересные факты из истории самых известных из них.

Гранд-Опера, Франция

На конкурсе архитекторов, в день официальной презентации планов здания Гранд-Оперы, императрица Евгения, больше благоволившая архитектору Виолле-ле-Дюку, окликнула Шарля Гарнье вопросом: "И какой это стиль? Это и не греческий, и ни Людовика XV, и ни XVI!". На что будущий архитектор театра ответил: "Это же Наполеон III! И Вам не нравится?!". Император отвел Гарнье в сторону и зашептал: "Не переживайте, она все равно в них не понимает!".

Гранд-Опера - 13 оперный зал в Париже. Цифра "13" стала легендарной для этого здания: 20 мая 1896 года один из 700-килограммовых противовесов люстры упал во время представления "Фауста" Гуно и убил зрителя на месте № 13; неосторожная юная балерина нашла свою смерть на 13 ступени парадной лестницы.

В знаменитом романе Гастона Леру "Призрак Оперы" говорится о подземном озере. В подвальных помещениях театра есть резервуар с водой, который служит для большей устойчивости фундамента и как запас воды на случай пожара.

С 1982 года на крыше Дворца Гарнье стоят пчелиные ульи. Их поставил в свободное от работы время реквизитор Оперы - страстный пчеловод.

24 декабря 1907 года в двух герметичных урнах были запечатаны 24 диска на 78 оборотов, отобранные Альфредом Кларком (директором французского филиала компании "Граммофон"), а затем зарыты в подвалах Гранд-Опера. Это послание в будущее, обновленное в 1912 году, было составлено главным образом из лирических записей величайших певцов начала XX века, таких как Энрико Карузо, Нелли Мельба, Аделина Патти и Франческо Таманьо. По желанию Альфреда Кларка урны должны быть открыты не раньше, чем через 100 лет. После их нахождения во время реставрационных работ 1988 года, заботу о них поручили Государственной библиотеке Франции. Как только 100 лет прошли, урны были официально извлечены 19 декабря 2007 года.

Венская государственная опера, Австрия

Крупнейший театр Австрии, Венская опера, открылся 25 мая 1869 года премьерным спектаклем "Дон Жуан" Моцарта. Премьерную постановку удостоили своим присутствием император Франц Иосиф I и императрица Елизавета.

В свое время на архитекторов оперного театра Эдуарда ван дер Нюлля и Августа Зикарда фон Зикардсбурга обрушилась критика. Венская знать и кайзер Франц Иосиф I не раз нелестно высказывались в адрес театра. Из-за этого Ван дер Нюлль повесился, а его соавтор Зикарда фон Зикардсбург умер от сердечного приступа через пару месяцев.

12 марта 1945 года театр пострадал во время очередного американского авианалета: по иронии судьбы, роковые бомбардировщики должны были уничтожить вовсе не театр - их целью был нефтеперерабатывающий завод во Флоридсдорфе. В результате пожара зрительный зал и сцена были почти полностью разрушены. Пламя не пожалело дорогие украшения и гардеробные: в огне погибло порядка 150000 костюмов для 120 различных опер.

Один раз в год театр преображается, чтобы принять ежегодный Венский Оперный бал. Почетным председателем мероприятия является президент Австрии. Билеты раскупают за год вперед.

Большой театр, Россия

Существует мнение, что по указу императора Александра II Большой театр содержался на некоторую часть доходов от Московского ипподрома.

Во время бомбардировок в период Второй мировой войны, чтобы сохранить здание Большого театра, на него одевали защитную маскировку с изображением обычных домов.

Каждый год перед зданием Большого театра высаживают два сорта тюльпанов, которые вывел известный голландский цветовод-селекционер Теодор Лефебр. В 50-ых годах он посетил Москву и был настолько потрясен постановкой "Лебединого озера" с Галиной Улановой в главной роли, что вывел два новых сорта тюльпанов, которые назвал "Большой театр" и "Галина Уланова".

Ла Скала, Италия

Здание, в котором сегодня располагается миланский оперный театр, было построено в XVIII веке. Свое название театр получил благодаря церкви Санта Мария делла Скала, на территории которой он и был воздвигнут. Когда место готовилось под строительство, под землей нашли плиту с изображением мима Пилада, который был хорошо известен в Древнем Риме. Это сочли за хороший знак, и уже к 1778 году все работы были завершены.

Традиционно в Ла Скала выступали самые известные оперные исполнители Европы, которых приходили послушать только очень обеспеченные люди. В ложах обычно располагались политики и публичные деятели, которые во время постановок любили зажигать свечи, так как освещение в здании было довольно скудным. Театралам, занимавшим места в партере, воск капал на голову, поэтому большинство из них приходили в театр в головных уборах.

Специально к открытию театра в 1778 году была написана известная опера А.Сальери "Признанная Европа". Сразу же после открытия театр стал очень популярным среди бомонда. Многие отмечали потрясающую акустику - одно из главнейших достоинств Ла Скала. В любой точке зала можно слышать музыку и пение в тончайших нюансах. Считается, что максимально совершенным звук кажется именно с верхних ярусов.

Здание Ла Скала было построено на средства аристократических семей. Для постройки столь грандиозного сооружения потребовалось около 1 миллиона лир. Во время Второй мировой войны миланский театр был полностью разрушен, но уже в 1946 году его удалось полностью реставрировать.

Одним из известнейших дирижеров миланского оперного театра по праву считается Тосканини, дебют которого в качестве руководителя оркестра Ла Скала состоялся в двадцатилетнем возрасте.

Королевский театр Ковент-Гарден, Великобритания

Современное здание Ковент-Гарден - третье по счету. Первые два погибли в пожарах, а последняя постройка, датируемая 1858 годом, использовалась как склад во время Первой мировой войны и как танцевальный зал во время Второй мировой.

Чтобы окупить сумму, затраченную на вторую постройку театра, цены на билеты сделали просто недосягаемыми. Исправить это удалось местным жителям, которые выражали свой протест непрекращающимся шумом и свистом, срывая тем самым спектакли.

Первый балет был поставлен в Ковент-Гардене в 1734 году. Это было представление "Пигмалион" со знаменитой балериной Марией Салле в главной партии, танцевавшей, вопреки традиции, без корсета. В современном третьем театре первой балетной постановкой стала "Спящая красавица" П. И. Чайковского в экстравагантной постановке Оливера Мессела.

Георг Фридрих Гендель в 1734 году был музыкальным руководителем Ковент-Гарден.

Королевский театр вмещает в себя 2268 зрителей.

Сиднейский оперный театр, Австралия

История Сиднейского оперного театра началась в 1956 году, когда на конкурс дизайнеров нового театра было представлено 233 проекта. В январе 1957 года победителем был объявлен архитектор Йорн Утзон, который получил денежный приз в размере 5000 фунтов.

Ээро Сааринен, председатель конкурсного жюри, американский архитектор, выбрал победителя "навеселе". Устав от груды проектов, он наугад достал заветные паруса с возгласом: "Господа! Вот ваш оперный театр!".

Первым певцом, выступившим в Сиднейском оперном театре, был Поль Робсон. В 1960 году он взобрался на подмости и исполнил "Ol" Man River" перед обедавшими рабочими-строителями.

В 1980 году в Концертном зале Сиднейского оперного театра Арнольд Шварценеггер получил почетный титул в соревнованиях по бодибилдингу "Мистер Олимпия".

Самое большое количество зрителей за всю историю театра собиралось в 1996 году на прощальный концерт группы "Crowded House" под названием "Farewell to the World", который транслировался по телевидению во всех уголках планеты.

В 1980 году в Концертном зале Сиднейского театра Арнольд Шварценеггер стал "Мистером Олимпия"

Метрополитен-Опера, США



Метрополитен-опера была основана в 1880 году, однако, открылась она в 1883 году оперой "Фауст" Шарля Гуно.

Стены вестибюля театра украшены фресками французского живописца Марка Шагала. Недавно эти фрески условно были проданы в частные руки (с условием, что их местонахождение не изменится).

Шикарный занавес, который находится в "Мет" (так принято сокращенно называть театр), весит несколько сотен килограммов. Он украшен шитьем из чистого шелка и блестками.

В июле каждого года театр дает бесплатные спектакли в парках Нью-Йорка, которые традиционно пользуются большой популярностью.

На сцене театра в разное время выступали Мария Каллас, Леонард Уоррен, Федор Шаляпин, Дмитрий Хворостовский, Пласидо Доминго, Анна Нетребко и Рене Флеминг.

Театр "Колон", Аргентина

Национальный театр Аргентины "Колон" - гордость Буэнос-Айреса и всей Южной Америки, открылся 25 мая 1908 года в национальный праздник Аргентины оперой Д. Верди "Аида".

Театр назван в честь мореплавателя Христофора Колумба.

Часто говорят, что архитектурный облик театра "Колон" является наследием культурной экспансии, своеобразным подарком Старого Света - Новому. Здесь гармонично сочетаются итальянский ренессанс с элементами французской архитектуры.

Ложи и балконы в театре "Колон" расположены семью ярусами, а самый верхний носит символическое название "Рай".

Значительное место в репертуаре театра занимает русская классика: оперы "Борис Годунов", "Демон", "Евгений Онегин", "Пиковая дама", "Садко" и другие.

Трудно представить жизнь без театра, в котором органично синтезированы литература и хореография, музыка и изобразительное искусство. Над театральным продуктом трудится целая команда: актеры, режиссеры, постановщики, художники, рабочие.

История театра начинается с того времени, когда наши предки исполняли свои ритуальные танцы перед охотой. Народные празднества постепенно переросли в профессиональные постановки, без которых немыслимо современное общество любого народа.

Сиднейский оперный театр – одно из известнейших зданий мира. Это главная достопримечательность страны и символ Австралии.

  • На его строительство потрачено 100 с лишним миллионов австралийских долларов, часть из которых была получена благодаря государственной лотерее.

  • На электричество приходится тратиться основательно. Комплекс потребляет его столько же, сколько город с 25000 жителями.
  • Здание театра занимает 2,2 га, а высота достигает 67 метров (22-этажное здание).
  • Главный зал вмещает 2679 гостей.

  • Каждый год в нём проводится 3000 мероприятий, которые посещают 2 млн человек.
  • Главная достопримечательность Сиднея.
  • В театре расположен самый большой в мире орган. Он состоит из 10 154 маленьких, средних и больших труб.

Мариинский театр – один из самых знаменитых театров России и мира. Загадочная атмосфера здания притягивает к себе необычные события, формируя легенды.

  • Здание Мариинского театра является только третьим местом, в котором обосновался театральный коллектив. Первое представление в Мариинке – опера «Жизнь за царя» М.И. Глинки состоялось в 1860 году.

  • Имя увековечено в имени театра и в занавесе – точной копии подола её платья.
  • В 70-х годах XX века в оркестровой яме сотрудники обнаружили разбитый хрусталь, который сразу поспешили убрать, что ухудшило звучание.

  • Визитная карточка Мариинки – его 2,5-тонная бронзовая трёхъярусная люстра, освещаемая 210 лампами и украшенная 23 тысячами хрусталиков.
  • В некоторых представлениях театр использует настоящий 200-летний Почётный колокол.
  • Говорят, что в театре живёт призрак бабушки в красном пиджаке, давно работавшей там.

Большой театр

Большой театр – гордость и краса столицы. Все путешественники спешат посетить спектакли в нем, даже если бывают в Москве всего один день.

  • «Петровский» – такое название было сначала у знаменитого театра.
  • Театр, носивший такое же имя, был и в Санкт-Петербурге, но он закрыт с 1886 года.
  • Три раза само здание сгорало. Современное сооружение – это в четвертый раз отстроенный объект.
  • Его изображение можно увидеть на 100-рублевой купюре 1997 года.
  • 43 актера – первоначальный состав труппы.
  • По акустическим данным он был признан лучшим среди театров мира в 19 веке.
  • Больше восьми сотен постановок увидела сцена Большого театра. Среди них незабываемый дебют .
  • Если кому-то доведется посетить это замечательное место, они смогут увидеть возле здания тюльпаны особых сортов: «Галина Уланова» и «Большой театр».

Греция издревле была родиной театров, от чего развилась культура театральных постановок в других странах мира. Этот вид культуры является популярным и в наше время.

  • Жанров в древнегреческом театре было два – сатира и драма.
  • Актёрами, а также зрителями всегда были только мужчины.
  • Греческим мужчинам предписывалось обязательное посещение амфитеатров.
  • Если у какого-либо гражданина не было денег на это мероприятие, ему выплачивались деньги из государственной казны.

  • Театральные представления проходили длительное время – до нескольких часов, поэтому зрители брали с собой еду и мягкие подушки, чтобы было комфортно сидеть на театральных сеансах.
  • Места в театрах зрителями занимались заблаговременно. Они старались не покидать своих мест, иначе можно было их потерять. Длинные сосуды выполняли роль туалета.

Михайловский театр получил прозвище культурной жемчужины Санкт-Петербурга. Великолепие внутреннего убранства он скрывает за строгим фасадом в стиле классицизма.

  • Михайловский театр один из трёх императорских театров Петербурга, как Александровский и Мариинский театры, и изначально предназначался для семьи императора Николая. Через 30 лет он был открыт для посетителей.

  • Архитектором театра стал брат Карла Брюллова, Александр Павлович, который умело вписал новое здание в стиль площади Искусств. Фасады же, схожие с фасадами Михайловского дворца, выполнялись Карлом Росси.
  • Театр стал свидетелем убийства . Народовольцы воспользовались тем, что кучер сбавлял скорость около театра.
  • В стенах театра бывала не только императорская семья. Дирижёром театрального оркестра был сам . А в 2013 году на его сцене выступил

  • На втором ярусе театра есть музей. Прошлые наряды, афиши и фотографии познакомят зрителя с жизнью Михайловского.
  • Театр был назван именем брата Николая I, Михаила Павловича. В 20-е годы XX века его переименовали в Малый академический театр. В конце 80-х театр стал носить имя Мусоргского, и только в 2007 году он возвращает первоначальное.
  • Приток зрителей в легендарный театр не иссякает никогда. Даже в периоды экономических спадов в стране народ не переставал посещать петербургский Михайловский театр.

Театр Шекспира «Глобус»

Эпоха характеризуется переходом от любительского театра к профессиональному. Аристократия благосклонно относилась к актерам, предлагая им место слуг.

  • Здание театра вначале находилось в Шордиче на арендованной земле семьей Бербеджей. Финансовые трудности, связанные с арендой, заставили разобрать здание и перевезти к Темзе. Так появился «Глобус».

  • Труппа театра была товариществом пайщиков, которые имели доход от полученных с представлений сборов.
  • Уильям Шекспир являлся пайщиком как главный драматург. Актеры не главных ролей состояли на жаловании.
  • Занавеса не было, декорации появлялись очень редко.
  • Зато снаружи вывешивался флаг, сигнализирующий о том, что представление идет.
  • Зрители смотрели спектакли стоя, при этом грызли орехи или ели апельсины.
  • Именитые гости имели право сесть прямо на сцену. Эмоции выражались бурно.

Спектакль на сцене театра "Глобус"
  • Неудачно выстрелившая пушка на спектакле в 1613 году привела к разрушительному пожару. Огонь унес с собой здание, пощадив людей.
  • 1614 – это год восстановления театра. Каменное здание прослужило труппе до 1642 года, пока театр не закрыли по решению правительства.
  • Современное здание театра напоминает исторический вариант «Глобуса».

Факты о театрах для детей

Театры для детей свой расцвет получили в XX веке. После окончания Второй Мировой войны во многих странах социалистического режима начали открываться театры юного зрителя. В Соединенных Штатах Америки детские спектакли ставили студенты театральных и литературных вузов.


Не все знают, что:

  • Впервые в России о таких театрах заговорил царь после поездки в Украину, где он посетил спектакль для детей. По возвращении в страну царь дал поручение открыть детский театр при дворце.
  • Как только детские театры обрели популярность, русские учреждения блеснули на мировой арене. До сих пор наши коллективы успешно выезжают в турне.

Интересные факты о театре Как известно, раньше, все роли играли мужчины (были такие правила). Во времена Шекспира, когда представление задерживалось, говорили: "Королева Елизавета еще не успела побриться". Театр зародился более 5000 лет назад. Первыми признаками зарождения театра были ритуальные обряды в древнем Египте. Во времена Пушкина не весь партер театра занимали кресла. Они были только в нескольких первых рядах для особо знатных и состоятельных господ. За этими рядами располагалась стоячая зона партера, билеты в которую стоили значительно дешевле. Здесь обычно находились творческие люди, студенты, клерки - они были самой активной частью публики, задавая тон аплодисментам и крикам «Браво!». На особо популярные спектакли в партер набивалось очень много театралов, самые заядлые из которых приходили за 2-3 часа до начала и занимали лучшие стоячие места. В США в штате Вирджиния существует уникальный «Бартер Театр». За вход сюда зритель может расплачиваться продуктами питания. В Хорватии находится самый старый общественный театр в Европе. Женские театральные персонажи средневековья сильно отличались от современных. Зачастую женщины появлялись на сцене театра только в ролях служанок. Их персонажи были созданы для насмешек, поэтому каждая деталь их туалета имела свои характерные особенности. В одном из театров Ионии был особый ряд для одноруких воинов. Пред ними сажали ряд лысых рабов, ударяя по лысинам которых первые могли аплодировать. Всемирный день театра был установлен в 1961 году по инициатива делегатов IX конгресса Международного института театра при ЮНЕСКО Долгое время в древнеримской комедии запрещалось показывать римских граждан в смешном виде. Именно поэтому римская комедия изображала греков и греческий быт. Так и получалось, что греки и римляне проявляли трогательное единодушие: греки смеялись над собой, римляне тоже смеялись над греками. В последние годы своей жизни Татьяна Пельтцер уже забывала слова, когда играла в спектаклях Ленкома. Как-то она играла Клару Цеткин в спектакле «Синие кони на красной траве», где Олег Янковский играл Ленина. Она вышла на сцену и вдруг сказала: «Господи боже мой! Батюшки мои! Ну ничего не помню». Олег Янковский не растерялся и спросил: «Клара, вы, наверное, хотите сказать, что пролетариат должен объединяться?» Пельтцер ответила: «Да, батюшка, хочу!». И весь оставшийся диалог Янковский вёл сам. На Сицилии по сей день существует кукольный театр, спектакль в котором длится... месяц! В древности были известны и представления, которые длились по году! Правда, днем зрители занимались – как и сейчас – своими обычными делами, а по вечерам смотрели продолжение одной и той же пьесы. Последние лет восемьсот разрабатывается одна и та тема – борьба рыцаря Роланда с маврами. В Италии 16-го столетия практически всех служанок в театральных постановках звали Коломбина, Смеральдина или Франческина. Это были специально искаженные женские имена, которые в то время были очень популярны в стране. Костюмы женщин были или нарядами крестьянок, или же одеждой служанок. Японский театр кабуки, где все роли, даже женские, играют мужчины, основала именно женщина. Её звали Окуни и она была служительницей святилища в 17 веке. Она и другие женщины исполняли тогда также все роли, в том числе мужские. Однако вскоре руководству страны не понравилась безнравственная атмосфера, часто царившая на таких представлениях, и женщин в театре кабуки заменили юношами, а впоследствии зрелыми мужчинами. В наше время традиции уже не столь сильны, и в некоторых труппах женские роли стали снова исполнять женщины. Древнегреческий драматург Фриних однажды представил в театре свою пьесу «Взятие Милета» – о разорении греческого города персами. Она настолько огорчила зрителей, что весь театр разразился слезами; в наказание власти присудили поэта к штрафу в тысячу драхм и запретили постановку его пьесы. Древнеримская публика любила кровавые зрелища не только на гладиаторских боях, но и на обычных театральных представлениях. Если по ходу действия актёр должен был погибнуть, его могли в последний момент заменить на приговорённого к казни преступника и убить прямо на сцене. Один из самых необычных символов кукольного театра в мире – это часы на фасаде театра Образцова в Москве. Каждый час открываются поочередно дверцы в домиках-ящичках вокруг циферблата часов и двенадцать животных появляются под музыку «Во саду ли, в огороде». Все вместе животные появляются дважды - в полдень и в полночь. Выражение «Финита ля комедиа» произошло ещё во времена древнего Рима. Тогда этой фразой актеры завершали все спектакли. Дмитрий Медведев в феврале 2010 года посетил Омск. На пути следования его кортежа висела афиша детского спектакля под названием «Ждём тебя, весёлый гном», которую городские власти в срочном порядке демонтировали. Филипп Македонский был убит в местном театре. Украинский кукольный театр называется вертепом. На Рождество в вертепах разыгрывалась история рождения Христа. Кстати, само слово «вертеп» обозначает пещеру, где родился Иисус. На одном из одесских кладбищ есть могила актёра М. Н. Митрофанова с надписью на плите: «Много раз мне случалось играть покойников, но никогда я не играл их столь мастерски». В римском театре появляется занавес, который не поднимается кверху и не расходится в стороны, как сейчас, а опускается в специальную щель в полу. Существует так называемый театр жестокости. Но не думайте, что там показывают пытки и издевательства. В нем просто все представление показывается жестами и нечленораздельными звуками. Римский драматург Ливий Андроник сам исполнял главные роли в своих трагедиях. Когда однажды он потерял голос, он стал поручать исполнение всех песен специальному мальчику, стоявшему сзади, а сам лишь открывал рот. Это – первый зафиксированный в истории случай использования фонограммы. Итальянский комик Бианконелли решил разыграть перед публикой весёлую пантомиму с большой бутылью в руке. По одной из версий, после его провала слово «фиаско» (по-итальянски - «бутылка») получило значение «актёрская неудача», а затем «неудача, провал» вообще. В римской пантомиме участвовали гетеры в прозрачных туниках, которые они по ходу дела сбрасывали с себя. На одной из таких танцовщиц – Феодоре – женился император Юстиниан.

Foto: Vitalina Rybakova, PantherMedia / Vitalina Rybakova

27 марта отмечается Всемирный день театра. Мы собрали интересные факты о театре. А вы знали об этом?

Во времена Пушкина не весь партер театра занимали кресла. Они были только в нескольких первых рядах для особо знатных и состоятельных господ. За этими рядами располагалась стоячая зона партера, билеты в которую стоили значительно дешевле. Здесь обычно находились творческие люди, студенты, клерки - они были самой активной частью публики, задавая тон аплодисментам и крикам “Браво!”. На особо популярные спектакли в партер набивалось очень много театралов, самые заядлые из которых приходили за 2-3 часа до начала и занимали лучшие стоячие места, пишет "Сайт фактов".

В США в штате Вирджиния существует уникальный “Бартер Театр”. За вход сюда зритель может расплачиваться продуктами питания.

В Хорватии находится самый старый общественный театр в Европе.

Женские театральные персонажи средневековья сильно отличались от современных. Зачастую женщины появлялись на сцене театра только в ролях служанок. Их персонажи были созданы для насмешек, поэтому каждая деталь их туалета имела свои характерные особенности.

В одном из театров Ионии был особый ряд для одноруких воинов. Пред ними сажали ряд лысых рабов, ударяя по лысинам которых первые могли аплодировать.

Всемирный день театра был установлен в 1961 году по инициатива делегатов IX конгресса Международного института театра при ЮНЕСКО.

Долгое время в древнеримской комедии запрещалось показывать римских граждан в смешном виде. Именно поэтому римская комедия изображала греков и греческий быт. Так и получалось, что греки и римляне проявляли трогательное единодушие: греки смеялись над собой, римляне тоже смеялись над греками.

В последние годы своей жизни Татьяна Пельтцер уже забывала слова, когда играла в спектаклях Ленкома. Как-то она играла Клару Цеткин в спектакле “Синие кони на красной траве”, где Олег Янковский играл Ленина. Она вышла на сцену и вдруг сказала: “Господи боже мой! Батюшки мои! Ну ничего не помню”. Олег Янковский не растерялся и спросил: “Клара, вы, наверное, хотите сказать, что пролетариат должен объединяться?” Пельтцер ответила: “Да, батюшка, хочу!”. И весь оставшийся диалог Янковский вел сам.

На Сицилии по сей день существует кукольный театр, спектакль в котором длится … месяц! В древности были известны и представления, которые длились по году! Правда, днем зрители занимались - как и сейчас - своими обычными делами, а по вечерам смотрели продолжение одной и той же пьесы. Последние лет восемьсот разрабатывается одна и та тема - борьба рыцаря Роланда с маврами.

В Италии 16-го столетия практически всех служанок в театральных постановках звали Коломбина, Смеральдина или Франческина. Это были специально искаженные женские имена, которые в то время были очень популярны в стране. Костюмы женщин были или нарядами крестьянок, или же одеждой служанок.

Японский театр кабуки, где все роли, даже женские, играют мужчины, основала именно женщина. Ее звали Окуни и она была служительницей святилища в 17 веке. Она и другие женщины исполняли тогда также все роли, в том числе мужские. Однако вскоре руководству страны не понравилась безнравственная атмосфера, часто царившая на таких представлениях, и женщин в театре кабуки заменили юношами, а впоследствии зрелыми мужчинами. В наше время традиции уже не столь сильны, и в некоторых труппах женские роли стали снова исполнять женщины.

Древнегреческий драматург Фриних однажды представил в театре свою пьесу “Взятие Милета” - о разорении греческого города персами. Она настолько огорчила зрителей, что весь театр разразился слезами; в наказание власти присудили поэта к штрафу в тысячу драхм и запретили постановку его пьесы.

Трудно представить жизнь без театра, в котором органично синтезированы литература и хореография, музыка и изобразительное искусство. Над театральным продуктом трудится целая команда: актеры, режиссеры, постановщики, художники, рабочие. История театра начинается с того времени, когда наши предки исполняли свои ритуальные танцы перед охотой. Народные празднества постепенно переросли в профессиональные постановки, без которых немыслимо современное общество любого народа.

Мы хотим представить на ваш суд самые интересные, на наш взгляд, факты о театре.

В пушкинские времена не весь зал театра был занят креслами, а лишь пара первых рядов. Эти места предназначались знатным и состоятельным господам. За ними располагались стоячие места для обычных людей - студентов, клерков. Билеты в эту зону зрительного зала по стоимости были намного дешевле. На чрезвычайно популярные спектакли желали попасть множество театралов, поэтому самые заядлые приходили на пару часов раньше начала, чтобы занять лучшие места для стояния.

К женским театральным персонажам в средневековье относились несколько иначе, нежели сейчас. В основном женщины могли играть лишь служанок. Такие персонажи создавались в качестве насмешки. Соответствующая смысловая нагрузка прослеживалась и в каждой детали их туалетов.

Современные сотнесериальные фильмы - не изобретение нашего времени. В древности на Сицилии ставились спектакли, которые длились по году. Каждый вечер после работы зрители собирались в театре, чтобы посмотреть продолжение. Самой популярной в течение последних 800 лет была борьба Роланда с маврами.

Публика древнего Рима наслаждалась кровавыми зрелищами не только во время гладиаторского боя, но и во время театрального представления. Для изображения сцены гибели персонажа пьесы, актера в этот момент заменяли преступником-смертником, чтобы убить его на глазах всех зрителей.

К интересным фактам о театре также можно отнести суеверие о том, что ни в коем случае нельзя ронять сценарий. Но если это все-таки произошло, то необходимо обязательно сесть на него, причем, не важно, куда сценарий упал, хоть в грязь, хоть в лужу. После того, как посидели на нем немного, возьмите его рукой, и только после этого вставайте. Актеры уверены, что если не произвести все эти действия, то обязательно случится какая-нибудь неприятность. Либо слова роли забудутся, либо и вовсе спектакль провалится.

Слова суфле и суфлёр имеют мало общего по значению, но происходят оба от французского «souffle» (выдох, дуновение). Суфле названо так потому, что оно лёгкое и воздушное, а суфлёр - потому что он должен подсказывать актёрам очень тихо.

Выражение «Финита ля комедиа» произошло ещё во времена древнего Рима. Тогда этой фразой актеры завершали все спектакли.

Один из самых необычных символов кукольного театра в мире - это часы на фасаде театра Образцова в Москве. Каждый час открываются поочередно дверцы в домиках-ящичках вокруг циферблата часов и двенадцать животных появляются под музыку «Во саду ли, в огороде». Все вместе животные появляются дважды - в полдень и в полночь.

В штате Вирджиния (США) располагается уникальный «бартерный» театр, в котором за билет зритель может заплатить не деньги, а продукты питания.

В последние годы своей жизни Татьяна Пельтцер уже забывала слова, когда играла в спектаклях Ленкома. Как-то она играла Клару Цеткин в спектакле «Синие кони на красной траве», где Олег Янковский играл Ленина. Она вышла на сцену и вдруг сказала: «Господи боже мой! Батюшки мои! Ну ничего не помню». Олег Янковский не растерялся и спросил: «Клара, вы, наверное, хотите сказать, что пролетариат должен объединяться?» Пельтцер ответила: «Да, батюшка, хочу!». И весь оставшийся диалог Янковский вёл сам.

Когда Брюс Уиллис стал старшеклассником, у него развилось заикание. Попав в театральный кружок, он обнаружил, что во время игры на сцене он перестаёт заикаться, что подстегнуло Брюса к усиленной активности в этом направлении.

Актёр Константин Анисимов состоит в труппе Ленинградского театра имени Ленинского комсомола, а также работает диктором на домашних матчах футбольного клуба «Зенит». В первые годы такого совмещения матчи и спектакли нередко накладывались друг на друга, и актёру приходилось идти на разные ухищрения. Например, роль Лаэрта в спектакле «Гамлет» подразумевала выход на сцену только в первом и третьем актах, а между ними Анисимов успевал съездить на стадион и провести матч.

Традиция присутствия театральных зрителей, искусственно обеспечивающих овацию, восходит ещё к считавшему себя великим артистом Нерону, которого с трибун восхваляли солдаты. В Европе аплодирующие наёмники, или клакеры, широко распространились в 19 веке. Их услугами пользовались большинство театров и оперных домов, причём со временем клакеры стали требовать вознаграждение под угрозой освистывания актёров. С течением времени почти везде клаки исчезли как явление, однако до сих пор сохранились в Большом Театре.

В театральных постановках «Питера Пэна» фею Динь-Динь предлагают спасать от смерти зрителям: их просят хлопать, если они верят в фей, и тогда Динь-Динь оживает. Поэтому существование вещей и явлений только из-за того, что люди верят в них, иногда называют эффектом Динь-Динь. Выделяют также обратный эффект Динь-Динь, когда чем больше люди верят в нечто, тем больше вероятность его исчезновения. Например, при укреплении в массовом сознании стереотипа о том, что вождение безопасно, водители начинают управлять машинами более легкомысленно, тем самым повышая опасность на дорогах.

Питера Пэна в театральных постановках чаще играют не мальчики, а женщины миниатюрного телосложения. Одной из причин этого стало то, что в Англии начала 20 века, когда Джеймс Барри написал произведение, действовал закон, запрещающий детям до 14 лет работать после 21 часа.

Ещё со времён Древнего Рима принадлежностью паяцев была погремушка из бычьего пузыря, в который насыпали горох. В средневековом театре шуты били такой погремушкой других актёров и даже зрителей. Когда традиция добралась до Руси, наши скоморохи стали дополнительно украшать себя гороховой соломой, отсюда в языке и закрепилось выражение «шут гороховый».

«Звёзды и полосы навсегда» - это самый известный патриотический марш США. Тем не менее, в американских театрах и цирках оркестр никогда не исполнит эту мелодию просто так. Она зарезервирована в качестве сигнала бедствия о чрезвычайной ситуации, например, пожаре, чтобы персонал мог начать эвакуацию зрителей без паники.

Комедийный театр «Teatreneu» в Барселоне внедрил новую систему оплаты за смех. В спинки кресел в зрительном зале вмонтированы планшеты с установленной программой по распознаванию мимики. Каждая зафиксированная улыбка стоит 30 евроцентов, а максимальная стоимость представления установлена в 24 €, то есть после 80-й улыбки можно смеяться бесплатно. Система понравилась как зрителям, количество которых увеличилось, так и администрации театра, чьи доходы выросли.

Продюсер Дэвид Меррик в 1961 году выпустил на Бродвее мюзикл «Метро для спящих». Представление получило не самые лестные отзывы, что сподвигло Меррика на хитроумный рекламный трюк. Он нашёл в Нью-Йорке полных тёзок семерых самых влиятельных театральных критиков (Ховарда Таубмана, Уолтера Керра и других), пригласил на мюзикл и купил у них разрешение на использование фото. Затем Меррик подал объявление в газеты, в котором были имена «критиков», эти фото и отзывы типа «Одна из лучших музыкальных комедий за последние 30 лет» или «Великолепный мюзикл. Мне понравилось». Хотя рекламу опубликовали только в одном выпуске «Нью-Йорк Геральд Трибьюн», её эффекта хватило на продолжение показов в течение ещё шести месяцев.

В Древнем Риме на похороны знатных людей приглашали старшего клоуна из театра - архимима. В процессии архимим шёл сразу за гробом, а его работа заключалась в имитации жестов и поведения покойного. Для усиления эффекта актёр мог облачаться в одежду покойного и надевать изображавшую его маску.

В июле 2011 года в лондонском театре Barbican каждый вечер устраивали необычный театральный перфоманс под названием «Колыбельная». Зрителям предлагалось вместо сидения в креслах лежать на одно-, двух- и трёхспальных кроватях, а главной целью шоу было расположить людей к хорошему сну. Утренний завтрак также входил в программу представления.

Японский театр кабуки, где все роли, даже женские, играют мужчины, основала именно женщина. Её звали Окуни и она была служительницей святилища в 17 веке. Она и другие женщины исполняли тогда также все роли, в том числе мужские. Однако вскоре руководству страны не понравилась безнравственная атмосфера, часто царившая на таких представлениях, и женщин в театре кабуки заменили юношами, а впоследствии зрелыми мужчинами. В наше время традиции уже не столь сильны, и в некоторых труппах женские роли стали снова исполнять женщины.

Среди всего разнообразия вееров существовали особые театральные вееры, которые кроме своего прямого предназначения выполняли функцию помощника. На вееры для зрителей наносили сцены из спектакля, программы представлений, отрывки из пьес. А актрисы на своих веерах иногда записывали труднозапоминаемые тексты.

Англичанин Гораций де Вир Коул прославился как знаменитый шутник. Одним из лучших его розыгрышей стала продажа билетов в театре. Раздав строго определённые места лысым мужчинам, он добился того, что вместе эти лысые черепа с балкона читались как бранное слово.

Итальянский комик Бианконелли решил разыграть перед публикой весёлую пантомиму с большой бутылью в руке. По одной из версий, после его провала слово «фиаско» (по-итальянски - «бутылка») получило значение «актёрская неудача», а затем «неудача, провал» вообще.

В 19 веке актрисы отказывались играть Софью в «Горе от ума» со словами: «Я порядочная женщина и в порнографических сценах не играю!». Такой сценой они считали ночную беседу с Молчалиным, который ещё не был мужем героини.

Вконтакте