Какие картины рисовал репин. Репин илья ефимович – галерея произведений (344 изображения). Крестный ход в Курской губернии, Репин

Автопортрет

Сын отставного солдата, иконописец, талантливый студент, всемирно известный художник, педагог и большой труженик. Всё это – Илья Репин.

О художнике написаны большие и очень интересные книги, и у меня нет желания состязаться с действительно знающими талантливыми авторами. Я расскажу вам о художнике очень мало. Практически ничего не расскажу. Репин – это целая вселенная, которая требует глубокого изучения и осмысления. И его биография, и его работы – всё это, даже в самом кратком изложении, невозможно втиснуть в один пост.

Поэтому я предлагаю вашему вниманию только эскиз, только робкий намек на тему «Илья Репин. Жизнь и творчество».

Биография художника Ильи Репина

Художник Илья Ефимович Репин родился 24 июля (5 августа) 1844 года в городе Чугуеве, в семье отставного солдата, который перегонял лошадей на продажу, скопил небольшую сумму денег и построил дом на берегу Северного Донца.

Мать художника, Татьяна Степановна, была женщиной грамотной и деятельной – она не только занималась образованием своих детей, но и организовала небольшую школу, в которой учились и взрослые, и дети. Однако, просветительская деятельность отнимала много времени, но совсем не давала доходов. И Татьяна Степановна шила шубы из заячьего меха на продажу.

Однажды двоюродный брат Ильи – Трофим, принёс в дом акварельные краски. И в этот момент жизнь маленького Ильи изменилась навсегда – он увидел, как черно-белый арбуз из детской азбуки вдруг ожил, обрел сочность и яркость. Вот как это событие описывал впоследствии сам художника:

Чтобы меня утешить, Трофим оставил мне свои краски, и с этих пор я так впился в красочки, прильнув к столу, что меня едва отрывали для обеда и срамили, что я совсем сделался мокрый, как мышь, от усердия и одурел со своими красочками за эти дни.

Когда Илье исполнилось 11 лет, его отдали в школу топографов – в те времена профессия топографа считалась очень престижной и выгодной. Илья проучился в школе два года и учебное заведение было упразднено. Репин нашел себе место в иконописной мастерской художника Бунакова. Прошло совсем немного времени, и весть о талантливом художнике-иконописце распространилась далеко за пределы маленького городка. В Чугуев начали приезжать подрядчики и заказчики со всей губернии.

В 1860 году Репин оставил иконописную мастерскую и родительский доммолодого художника пригласили в передвижную (кочевую) иконописную мастерскую с окладом 25 рублей в месяц. Мастерская кочевала из города в город и в 1863 году оказалась в Воронежской губернии, неподалеку от городка Острогожска, в котором родился Иван Крамской. Кто-то из местных жителей рассказал Илье о талантливом земляке, который покинул малую родину, уехал в Петербург, поступил в Академию и даже получил золотую медаль за одну из своих картин.

Эта история настолько поразила Репина, что он начал копить деньги и через три месяца уже был в Петербурге.

Первый визит в Академию огорчил Илью Ефимовича – его работы раскритиковали, таланта у молодого художника не выявили. Неудача не охладила желания Репина – он снял комнату и устроился в вечернюю школу, где очень скоро был назван лучшим учеником школы.

Молодой художник успешно сдал вступительные экзамены в Академию и получил право присутствовать на занятиях в качестве вольнослушателя с обязанностью оплатить за обучение 25 рублей. Таких денег у Репина не было и он обратился за помощью к Фёдору Прянишникову (руководителю почтового департамента). И Прянишников помог.

Годы учёбы в Академии принесли молодому художнику несколько наград, звание художника первой степени и право на шестилетнюю поездку за границу за государственный счет.

Воскрешение дочери Иаира

К 1871 году Репин уже обрел некоторую известность в столице – его картина «Воскрешение дочери Иаира» была очень благосклонно принята публикой и критиками, слух о молодом талантливом художнике дошёл и до Первопрестольной. Александр Пороховщиков, хозяин гостиницы «Славянский базар», заказал молодому художнику картину «Собрание русских, чешских и польских композиторов» за 1 500 рублей. Нужно сказать, что выбор Пороховщикова был продиктован скорее меркантильными соображениями – художник Маковский за эту картину запросил 25 000. А у Репина появился шанс выбраться из многолетней нужды. Для молодого художника эта сумма представлялась просто огромной.

В июне 1872 года «Славянский базар» открылся для публики. Центральная картина экспозиции «Собрание русских, чешских и польских композиторов» принесла автору не только деньги, но и массу поздравлений и комплиментов.

Но, были и недовольные. Вот что о картине написал Иван Тургенев:

холодным винегретом живых и мёртвых - натянутою чушью, которая могла родиться в голове какого-нибудь Хлестакова-Пороховщикова.

В 1872 году Репин женился на Вере Шевцовой, сестре товарища по рисовальному классу. Молодые супруги уехали в свадебное путешествие на этюды в Нижний Новгород. Вскоре у молодоженов родилась дочь.

Как только дочь немного подросла, Репин воспользовался своим правом на заграничную поездку и отправился, вместе с семьей, В Европу. Семейство совершило вояж по европейским городам (Рим и Неаполь, Вена, Флоренция и Венеция) и остановилось в Париже.

Парижское кафе

В письме Стасову он жаловался, что Рим его совсем разочаровал, а Рафаэль показался скучным и устаревшим.

Это письмо непонятным образом попало в руки журналистов и журнал «Развлечение» опубликовал ужасную карикатуру, которую сопровождали стихи:

Не правда ли, читатель мой

Что для судей таких, как Стасов

И репа лучше ананасов

Художник тяжело привыкал к французской столице, с трудом признал импрессионистов и даже увлекся творчеством Мане (поговаривают, что «Парижское кафе» написано именно под влиянием Мане).

Тем не менее, современники упрекали художника в том, что он не понимает красоты импрессионизма. Желая доказать обратное Репин написал картину «Садко». Однако, поиски денег на написание этого полотна заняли очень много времени и художник несколько «остыл». Однако, деньги случайным образом нашлись вместе с заказчиком. Картину пришлось писать. И художник, впоследствии сильно сожалел о содеянном.

Бурлаки на Волге

В 1876 за картину «Садко» Репину присвоили звание академика. Однако, всеобщее признание не закрывает рта критикам. Вот что написал о работе художника критик Андрей Прахов

Позвольте, да это не тот ли самый Репин, который написал «Бурлаков»? Что же он должен делать теперь, если ещё учеником он уже производил совершенства? Проникаюсь трепетом и иду… «Ах, смотрите, maman, человек в аквариуме!»… Желаю ему счастливо проснуться…

По возвращению в Россию семейство Репиных поселилось в Чугуеве. Долгие месяцы Поленов звал художника в Москву и, наконец, Репин решился на переезд. А переезд был очень сложным – художник вёз с собой огромное количество художественного добра. Сразу после переезда Илья Ефимович заболел малярией. Болезнь была тяжелой и продолжительной, а после выздоровления, подавшись уговорам Крамского, Репин решил вступить Товарищество передвижников.

В 1882 году семейство Репиных переезжает в Петербург – Москва утомила художника. Он везет в столицу наброски «Запорожцев», «Арест пропагандиста», «Отказ от исповеди», «Иван Грозный», а ещё сотни рисунков и эскизов.

Супруги прожили вместе 15 лет, родили ещё троих детей. Их брак был счастливым, но Веру Ивановну постоянно тяготила «салонная жизнь» жены известного художника. И произошёл разрыв, который стал потрясением для Ильи Ефимовича. Стасов (друг Репина) писал:

Репин что-то замолчал со своей выставкой, а летом и осенью он много о ней поговаривал… Какой тут покой, какая радость, какая возможность писать свои картины? Как тут готовить выставку, когда… все неприятности, истории, сущее несчастье?

Как во времена счастливого супружества, так и после развода, Репин много писал членов своей семьи, близких и друзей.

В 1894 году Илья Ефимович Репин поступает в Академию живописи в качестве руководителя живописной мастерской. Это был очень сложный период в жизни художника – его нещадно критиковали, как педагога и как руководителя. Кроме того, среди преподавателей и студентов началось «революционное брожение». От автора полотен о революционерах ожидали поддержки, но Репин встал на защиту власти. Дважды он писал прошение об отставке, и в 1907 году покинул Академию окончательно и бесповоротно.

Вскоре скончалась его вторая супруга.

Крестный ход в Курской губернии

Художник поселился в Финляндии и после Октябрьской революции не по своей воле оказался в иммиграции. Много раз хотел вернуться в Россию, но всё как-то не получалось. Художник медленно угасал и в сентябре 1930 года Ильи Ефимовича Репина не стало. Перед смертью он написал прощальное письмо:

Прощайте, прощайте, милые друзья! Мне много было отпущено счастья на земле: мне так незаслуженно везло в жизни. Я, кажется, вовсе не стою моей славы, но я о ней не хлопотал, и теперь, распростёртый в прахе, благодарю, благодарю, совершенно растроганный добрым миром, так щедро всегда меня прославлявшим.

Картины художника Ильи Репина

Запорожцы пишут письмо турецкому султану

Летний пейзаж

Вечорницi

Иван Грозный и его сын Иван

Возвращение с войны

Царевна Софья в Новодевичьем монастыре

М.И. Глинка в период сочинения оперы Руслан и Людмила

Портрет поэта С. М. Городецкого с женой

Портрет поэта А.А. Фета

Купец Калашников

Абрамцево

Обнажённая натурщица

Осенний букет


Имя: Илья Репин (Ilia Repin)

Возраст: 86 лет

Место рождения: Чугуев, Харьковская, Россия

Место смерти: пос. Куоккала, Россия

Деятельность: художник - живописец

Семейное положение: был женат

Илья Репин - биография

Есть картины, которые известны всем, но никто не может вспомнить фамилию художника. А с творчеством Ильи Репина такого не происходит. Полотна с бурлаками и с запорожцами, Иван Грозный, посягнувший на жизнь собственного сына, знакомы с детства, помещены во многие учебники и пособия. И создатель их со звучной русской фамилией легко запоминается.

Детские годы мастера

Илья Ефимович Репин обладает уникальной биографией. Городок близ Харькова Чугуев нельзя назвать большим. В нём и родился будущий знаменитый художник. Отец – военный поселенец. Мальчиком тринадцати лет Илья понял, что страстно полюбил живопись и охотно ею занимался. А началось всё с того, что в семилетнем возрасте он получил впервые краски, рисование его сильно увлекло, он исступлённо занимался только этим, сильно ослабел, переутомился и заболел. Всё, конечно, завершилось для его здоровья благополучно, а страсть к рисованию осталась.

С этого момента начался отсчёт страниц биографии художника Репина. Первые шаги в настоящем искусстве он осваивал с помощью Ивана Михайловича Бунакова, который слыл иконописцем и портретистом. Он помог Илье Ефимовичу найти свой собственный стиль и следовать ему всю жизнь. Всем в округе нравятся картины Ильи, он принимает решение уехать в Петербург, продолжить обучение. До этого решающего момента была биография начинающего художника, теперь настало время настоящего живописца.

Илья Репин - годы учёбы

Учёба продолжилась в так называемой Рисовальной школе. Там он нашёл своего второго наставника и учителя – Ивана Крамского. Репин всё же поступает в Академию художеств, где его уважают за талант. Через шесть лет Илье Ефимовичу удалось получить своё первое признание – Малую золотую медаль. Картина называлась «Иов и его друзья».


Художнику приходится искать вдохновение на натуре, и он предпринимает поездку на пароходе по Волге. Делает зарисовки и эскизы, воплощая их в картине «Бурлаки на Волге», которая создавалась мастером в течение трёх лет. Критики не нашли ни одного худого слова по поводу этого полотна: чёткость деталей, искренность и правдивость изображённого были тщательно выверены. Репин получает вторую золотую медаль за своё творчество.

Учился Илья Ефимович всегда с огромным упорством, жадно ловя своим пытливым умом всё, что ему говорили учителя. Ему удалось получить все медали, которые давали право стажироваться шесть лет за границей совершенно бесплатно.

Приходит настоящее мастерство

Репин решает продолжить своё образование, он уезжает в Италию и Францию. Работа художника «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» десять лет не была представлена зрителю. Доработка, уточнение деталей изображаемого занимали много времени, но шедевр всей работы поразил. Масштабность, глубокий смысл полотна был оправдан длительным сроком его написания. Илье Ефимовичу удаётся передавать своё мастерство молодому талантливому поколению, он занимался педагогической деятельностью, руководил мастерской, был назначен ректором Академии художеств.

На этом посту Репин находился больше десяти лет. Он воспитал многих известных художников. Многие из них теперь известны всему миру, репродукции с их полотен используются в школьных учебниках для проведения уроков развития речи. Их картины описывают ученики всех возрастов. Это и Игорь Грабарь, Филипп Малявин.

Особенность творчества Репина

Репин не любил рисовать отдалённо, он не боялся деталей, он ни взирал на то, кто перед ним. Любая натура для него была живой и органичной. Мастер искусства живописи писал портреты, увлекался созданием исторических сцен, интересовался и рисовал жизнь без прикрас. Великий живописец был знаком с такими же творцами, которые создавали реалистические произведения в области литературы и музыки, среди его друзей были Лев Толстой, Фёдор Шаляпин. помогал художнику в создании автобиографии, часто бывал у него в гостях.

Илья Репин - биография личной жизни

В биографии мастера и творца должна присутствовать его муза, вдохновляющая на создание гениальных полотен. Художник был женат дважды. Репин очень долго ждал, когда подрастёт предмет его обожания, с Верой они были очень дружны в детстве, он писал её портреты, когда девушке уже исполнилось 16 лет. Илья заканчивал учёбу в Академии, когда молодые люди решили пожениться. Брак продлился пятнадцать лет, родилось четверо детей. Но оставшуюся жизнь Репин не захотел прожить с необразованной женщиной, так сформулировав причину развода: низкий культурный уровень.


Но, справедливости ради, следует отметить, что художник уже был знаменит, и поклонниц было достаточно у молодого человека, чему он был рад. Не стеснялся заводить новые знакомства, переходящие в романы. Всё это повлияло на то, что супруги подали на развод.

Второй брак был тоже не во всём счастливым по меркам семейной жизни. У Натальи Нордман-Северовой были свои взгляды на реальность, её увлекала общественная работа, она много писала. Так как особой женской красотой она не отличалась, она пыталась восполнить этот недостаток своими нестандартными взглядами на окружающую действительность.

29.09.1930. – Умер художник Илья Ефимович Репин

Илья Ефимович Репин, потомок кантонистов

Илья Ефимович Репин (24.07.1844–29.09.1930) – знаменитый художник. Родился в г. Чугуеве в семье военного поселянина-кантониста, занимавшегося торговлей. В 1855 г. посещал топографическую школу, но она закрылась из-за упразднения военных поселений. Учился у художника-иконописца И.М. Бунакова, выполняя заказы на иконы и росписи церквей; писал портреты.

Скопив денег, в 1863 г. уехал в Петербург и после занятий в Рисовальной школе Общества поощрения художников сдал экзамены в Академию художеств, где занимался около 10 лет, написав в ее стенах принесшую ему известность картину "Бурлаки на Волге" (1873). За программную работу "Воскрешение дочери Иаира" Репин получил Большую золотую медаль и право на трехгодичную командировку в Италию и Францию после окончания академии в 1871 г.

Впечатления Ильи Ефимовича от первого Рима с его христианскими святынями было весьма примечательным для понимания складывавшегося у него міровоззрения как основы его творчества. В 1875 г. В.В. Стасов опубликовал письма к нему Репина из-за границы. «Что вам сказать о пресловутом Риме? – писал он в одном из них. – Ведь он мне совсем не нравится! Отживший, мертвый город, и даже следы-то жизни остались только пошлые, поповские, – не то что во дворце дожей, в Венеции! Только один Моисей [работы] Микеланджело действует поразительно. Остальное, и с Рафаэлем во главе, такое старое, детское, что смотреть не хочется... Я чувствую, во мне происходит реакция против симпатий моих предков: как они презирали Россию и любили Италию, так мне противна теперь Италия, с ее условной до рвоты красотой».

Вернувшись в Россию, в 1878 г. примкнул к "прогрессивному" Товариществу передвижных художественных выставок, став одним из вождей реалистической школы живописи. Его картины почти всегда были социально-критичны; была серия картин даже с симпатией к революционерам: "Под конвоем" (1876), "Арест пропагандиста" (1880–1889), "Отказ от исповеди" (1879–1885), "Не ждали" (1884). Церковная тематика у Репина также часто дышит критическим духом, таковы, например, картины "Крестный ход в Курской губернии" (1880–1883), изображающий верующих как тупую фанатичную толпу; "Протодьякон" (1877), – по словам критика: «экстракт наших дьяконов... у которых ни на йоту не попадается ничего духовного – весь он плоть и кровь, лупоглазие, зев и рев...». Судя по некоторым письмам, отношение Репина к Церкви было брезгливым.

Репин, впрочем, создал яркие по своей психологической выразительности портреты современников – А.Ф. Писемского (1880), (1881), (1881), П.А. Стрепетовой (1882), (1887). В них также нередко чувствуется оценочное содержание. Особенно в портретах на грандиозном полотне "Торжественное заседание Государственного совета" (1901–1903), которое Репин создал вместе с группой своих учеников.

Вероятно, талантливый художник стал заложником социальной и художественной среды, в которой жил и работал (и он был не единственным таким деятелем: см. биографии , ...). Уклониться от неписанных "интеллигентских" норм поведения для многих означало критику или профессиональное забвение. Именно потому подписывали они, например, протестное заявление российской интеллигенции в связи с процессом Бейлиса, выгораживая явного убийцу, – в их числе видим и фамилию Репина...

Возможно, здесь сказалось и происхождение Ильи Ефимовича. Можно предположить, что предки Репина были из евреев, поскольку и с отцовской, и с материнской стороны были кантонисты. «Есть и портрет самого художника на выставке, черты лица его объясняют, что вынуждает его выбирать и рассказывать такие моменты», – писал о причинах критической настроенности художника. О теплой дружбе Репина с еврейством см.: Григорий Островский. Илья Репин и евреи // "Вести", приложение "Окна". Тель-Авив, 1.1.2004.)

В результате Репин снискал себе симпатии и либералов, и революционеров. В советской школе его картины, как и других передвижников, служили примером "гневного протеста против деспотизма" и доказательствами "темной" и "реакционной" царской России.

Тем не менее в этой "реакционной" стране изрядный вольнодумец Репин, происходивший из довольно низкого социального слоя, стал в 1893 г. действительным членом Петербургской академии художеств. В 1894–1907 гг. преподавал в Петербургской Академии художеств (с 1898 по 1899 гг. – ее ректор) и надо полагать не бедствовал. "Торжественное заседание Государственного совета" писал как правительственный заказ.

Власть большевиков знаменитому художнику также не понравилась. Он стал эмигрантом, но не эмигрируя. Еще в 1899 г. он поселился в финляндской усадьбе "Пенаты" в Куоккале, которая после оказалась за границей. Попытки советского правительства вернуть "прогрессивного" Репина в СССР не удались.

Помещение этой заметки о Репине в календаре "Святая Русь" объясняется его огромной популярностью в среде "прогрессивной интеллигенции" и в советской школе – необходимо поместить ее в должные образовательные рамки для показа "от обратного" того, как далеки были многие подобные общепризнанные авторитеты "русской культуры" от осознания исторического призвания России. Отметим все же справедливости ради, что, тем не менее, некоторые его исторические полотна – когда они не касались его міровоззренческих противоречий с православной Россией – вошли в золотой фонд русской национальной живописи. Как, например, "Запорожцы пишут письмо турецкому султану" (1891) и др. Да и "Бурлаки на Волге" – хотя это изображено утрировано – тоже были в недавней русской истории. Однако подлинно русский художник должен был бы не только "бичевать социальные язвы", но и глубже понимать их духовную природу, средства их излечения и ответственность за них того социального круга, к которому принадлежал сам Илья Ефимович.

Обсуждение: 9 комментариев

    Слабо!Репин антимонархист,противник Святой Руси,да к тому же фальсификатор(картина об так называемом убийстве Благоверным царем Иоанном Грозным сына).Специалисты относят последнее "творение" к сатанископодобным картинам.Само упоминание этого русофоба на сайте с символикой "Святая Русь" с такой умилительной интонацией - жест применения антимонархистам и русофобам.В начале 20 века православная Российская империя набрала мощный ход интеллектуального,военного,экономического развития.А всякие горькие,чеховы,репины видели в Святой Руси конца 19 и начала 20 века только плохое,чем оказывали неоценимую поддержку ее врагам(внутренним и внешним).Черного кобеля не отмоешь до бела. Автор рецензируемого текста пытается это сделать.Александр Первый(так меня называли в школе ввиду двух Александров с одинаковой фамилией)02.10.2009

    Абсолютная солидарность с Александром Первым.Шила в мешке не утаишь. Полуправда всегда была и будет называться-ЛОЖЬ. А у жида Репина к концу жизни рука-то отсохла. К чему-бы это? Ни полслова автор об этом не пишет. А жаль.

    Патриарх Кирилл в интервью каналу Россия: "...В каком-то смысле мы Церковь Кирилла и Мефодия. Они вышли из просвещенного греко-римского мира и пошли с проповедью славянам. А кто такие были славяне? Это варвары, люди, говорящие на непонятном языке, это люди второго сорта, это почти звери. И вот к ним пошли просвещенные мужи, принесли им свет Христовой истины и сделали что-то очень важное - они стали говорить с этими варварами на их языке, они создали славянскую азбуку, славянскую грамматику и перевели на этот язык Слово Божие."

    Он почти дословно повторил Геббельса: «Славяне, будучи этническими ублюдками, не способны воспринять и нести великое наследие Арийской расы, и вообще славяне не годятся для того, чтобы быть носителями культуры. Они не творческий народ, это стадные животные, а не личности, совершенно не приспособленные для умственной деятельности» (Пауль Йозеф Геббельс, 1942, «Дневники»).
    Славянские деревни в Германии. Официальная история трещит по швам. Остров Рюген - ОСТРОВ БУЯН. Аркаим. Смотри видео "Великая Тартария" СЛАВЯНСКИЕ СЕМЬИ САМЫЕ СЧАСТЛИВЫЕ!!!

5 самых известных картин Ильи Репина

5
самых известных картин Ильи Репина


Илья Репин до сих пор остается одним из самых знаменитых и выдающихся российских художников во всем мире. Он родился5 августа 1844 года в городе Чугуев, что на Украине. С юности увлекся написанием картин, местные художники научили Илью владеть кистью и карандашом. Очень быстро талантливый парень стал самым известным иконописцем в округе, его приглашали работать в различные храмы. Получив гонорар за одну из работ, Илья Репин отправился в Петербург. Там он продолжает писать и поступает на обучение в Академию искусств. Он был просто счастлив той уникальной возможности, которая ему выпала.

Он очень быстро становится знаменитым портретистом, но немалое внимание уделяет и историческим и социальным мотивам в творчестве. Постоянно развиваясь и совершенствуя мастерство, Репин никогда не считал себя великим. Все удачи не делали его зазнавшимся, а неудачи никогда не вселяли отчаяния. Простой человек, с собственным взглядом на жизнь, он просто всегда работал. До самых последних дней не выпускал из рук кисть.

Репин умер в Финляндии, куда переехал после того, как большевики пришли к власти. Хотя он и критиковал политику Николая Второго, коммунисты ему нравились не больше. Тем не менее, на родине его картины знали и любили. Коммунистические лидеры ставили его в одну линию с Толстым, Мусоргским и Римским-Корсаковым. Илья Репин олицетворял собой русскую культуру и искусство. Его не раз звали вернуться на Родину, но он отказывался, утверждая, что пока правят большевики, ему туда дорога закрыта.

За свою долгую жизнь Илья Ефимович написал множество картин, и мы сегодня вспоминаем самые известные из них.



«Запорожцы пишут письмо турецкому султану» - панно размером 2 метра на 3,5, было написано в период с 1880 по 1991 год. В картине Репин оживил историю написания знаменитого письма 1676 года, которое написали запорожские казаки в ответ на ультиматум султана Османской империи. Картина имеет историческое и культурное значение. Раскрыта способность Ильи Ефимовича передавать эмоции и историческую достоверность.




«Иван Грозный и сын его Иван» (Иван Грозный убивает своего сына) – картина была написана в 1883-1885 годах и очень не понравилась Александру III, была запрещена к показу. Лишь спустя три месяца запрет сняли. Тем не менее, картина осталась одной из самых выдающихся в истории искусства XX века.



«Бурлаки на Волге» - картина была написана в марте 1873 года. Над ней Репин работал долгих три года, стараясь максимально предать лица героев. Процессия движется из глубины, и можно увидеть перспективу, но, одновременно выделено каждое лицо, каждая эмоция.



«Крестный ход в Курской губернии» - хотя тема крестного кода является самой популярной в русской живописи, но только Илья Репин умел передавать толпу так явственно. Кажется, будто всех этих людей он и впрямь видел воочию. О каждом что-то знает. В его картине раскрываются характеры, социальные особенности. Толпа кажется единым целым и лишь при ближайшем рассмотрении отмечается индивидуальность каждого.




«Не ждали» - смелое изображение картины на революционную тематику. В ней раскрыто множество аспектов жизни. Революционер, наконец, возвращается в родной дом из ссылки. В нем борются сомнения и чувства, он не знает, как его примут в семье. Да и помнят ли они его? Наибольшее внимание художник уделял главному герою. Несколько раз он переделывал его лицо, пытаясь добавить драматизма. В итоге остановился на смятенном состоянии, в котором человек встречается с родственниками.

Великий реалист. Живопись Репина знаменовала взлёт русской реалистической школы.

Родом из семьи военного поселенца. Военными поселенцами считались крестьяне в мирное время работающие на земле, но в случае необходимости призывались на службу. Сам художник говорил о военных поселенцах, как о людях презираемых, находящихся на положении рабов. В годы рождения Ильи Репина семья была обеспеченной, но позднее бедствовала. Мальчику приходилось подрабатывать написанием икон и портретов. С 1854 по 1857 год Репин учился в школе военных топографов. Когда школа была закрыта, из-за упразднения военных поселений, Репин стала учиться у местного иконописца И. Бунакова, вместе с ним расписывал церкви в близ лежащих деревнях.

В 1863 году Репин в Петербурге, для того, чтобы поступить в Академию художеств. Он проходит подготовку в рисовальной школе Общества поощрения художеств, где и познакомился с молодым, знаменитым И.Н. Крамским, с новаторскими взглядами на искусство. Крамской ввёл своего ученика в среду, где обсуждались новейшие этические и философские системы, социальные и экономические проблемы страны. Это было в те времена, когда отменили крепостное право, свободная молодёжь выступала за революционные теории. Всё это сформировало творчество Репина, тогдашние взгляды на народ, на интеллигенцию, на культуру.

В 1864 году сбылась мечта молодого художника, он сдаёт вступительный экзамен и поступает в Академию художеств. Репин был образцовым студентом. Глубоко изучал академические дисциплины как: рисунок, перспектива, анатомия.

В 1869 году Репин получает малую золотую медаль за картину «Иов и его друзья». В 1871 за выпускную работу «Воскрешение дочери Иаира» - Большую золотую медаль.

Да, с одной стороны Репин по требованиям академии писал картины на библейские темы, но с другой, в это же время он пишет картину, сделавшую его известным в Европе. Это были «Бурлаки на Волге» (1870-73), картина была показана на международной выставке в Вене.

Илья Ефимович Репин женился в феврале 1872 года на дочери архитектора Вере Шевцовой. В конце того же года у них родилась дочь. Несмотря на то, что в их семье родилось ещё трое детей, семейный брак не был счастливым. Вера покинула мужа, узнав, что у него есть другие женщины, в 1884 году.

С 1873 по 1876 год Репин обучается за границей в Европе. Он был в Париже, посетил Италию и Англию. Обучение проходило за счёт Академии художеств. В 1874 году состоялась первая выставка импрессионистов в Париже. Репин был восхищён колоритом и светом новой живописи, но он не нашёл в ней социального смысла.

После возвращения в Россию Репин на год едет в родные места, Чугуево, где работает над картинами, сразу над несколькими полотнами, работает медленно и вдумчиво.

В 1877 русский художник снова в Москве, навещает Абрамцево подмосковное имение известного мецената Савы Морозова. Знакомится с Павлом Третьяковым.

В 1882 году Репин переезжает в Петербург. В это время он много ездит по России, набираясь новых впечатлений. Он был на Украине, в Курской губернии, на Кавказе.

Жизнь Ильи Ефимовича Репина была благополучной, недостатка в средствах он не испытывал. В 1891-92 годах организовал персональные выставки в Москве и Петербурге, которые пользовались большим успехом.

В сентябре 1894 года Репин становится профессором Академии художеств и начинает свою педагогическую деятельность. Студенты души не чаяли в Репине и на всю жизнь сохранили о нём тёплые воспоминания. Репин продолжал писать картины, участвовал в общественной жизни страны. Так он внёс пожертвование в помощь голодающим деньгами, полученными от продажи картины в 1896 году. Он критически относился к царскому режиму, говорил о том, что странна управляется «сборищем глупцов, готовых привести Россию на край пропасти».

В 1907 году профессор Репин покидает Академию.

В 1899 году Репин купил имение в финском местечке Куоккала, близ Петербурга. Здесь он жил со своей второй женой, писательницей Натальей Нордман-Северовой. Имение своё он назвал Пенатами, в честь древнеримских богов-хранителей домашнего очага. В 1917 году, после Октябрьского переворота, Финляндия заявила о своей независимости, таким образом, Репин оказался в эмиграции. Однако в Советской России он оставался «своим». В 1924-25 году проходили в Москве и Ленинграде выставки, посвящённые 80-летию художника. Умер русский художник в Пенатах. В 1940 году Куоккала вновь отошла к России. Пенаты были превращены в мемориальный музей. В 1944 году музей сгорел во время Второй мировой войны. Восстановлен в 1962 году. Саму Куоккалу в 1948 году переименовали в Репино.

Известные произведения Репина Ильи Ефимовича

Картина И.Е. Репина «Садко в подводном царстве» написана русским художником в 1876 году и находится в Русском музее Санкт-Петербурга. Собственно эта картина являлась заказом великого князя Владимира Александровича. Репин сделал наброски в 1873 году, а закончил её в Париже, в 1876 году во время трёх дневного вояжа. Благодаря именно этому своему произведению Репин стал академиком живописи.

Садко – главный герой картины – известный персонаж новгородских былин. Из былин Садко разбогатевший государь, который снарядил торговые корабли, замерли они во время штиля, а Садко по жребию опустился на дно моря, как жертва Морскому царю. Повидав великое множество морских чудес, Садко женится по желанию Морского царя на девице Чернаве, сделав выбор по подсказке Миколы Угодника. На картине изображён момент выбора невесты.

Чернава скромная девушка, скрыта в углу, на фоне представленных красавиц для женитьбы. Садко стоит на дне и любуется проплывающими мимо него красавицами. Крамской говорил о необычайно глубокой фантазии этого полотна. Из фольклора известно, что богатства Садко принесла золотая рыбка, её мы видим на заднем плане картины. Садко изображён в богатых одеждах с гуслями.

Портрет М.П. Мусоргского (1881) находится в Третьяковской галерее, в Москве. Модест Петрович Мусоргский (1839-1881) – великий русский композитор, автор опер «Борис Годунов», «Хованщина». Судьба композитора трагична, он страдал алкоголизмом и в 1881 году был помещён близкими друзьями в больницу. В это время, с 14 по 17 марта Репин пишет его портрет, а 28 марта Мусоргский в возрасте 42 лет умирает.

Портрет абсолютно реалистичен, он показывает состояние композитора в физических и душевных муках, в то же время передаёт силу духа портретируемого. Портрет необычайно жизненен, невероятно похож и передаёт натуру, характер, весь облик Мусоргского, а ведь написан всего за четыре сеанса. Печальный взгляд Мусоргского, но в то же время полное достоинства лицо, он мужественно принимает то, что его ожидает. Всклокоченные волосы, больничный халат драматизируют картину. Нос указывает на недуг композитора, ставший причиной его гибели. И это не скрывает Репин.

Картина «Крёстный ход в Курской губернии» написана И.Е. Репиным в 1880-83 годах и хранится в Государственной Третьяковской галерее. Курская губерния в ту пору славилась крёстными ходами, на одном из них и побывал Репин. Так он написал картину, которая была завершающим полотном в жанровой живописи Репина. Картина эта, по сути, является энциклопедией русской жизни, на ней изображена различная фактура виртуозно и мастерски, колорит поражает тонкостью цвета и оттенками. Репин смог точно подметить позы изображаемых людей. Картину «Крёстный ход в Курской губернии» купил Третьяков, однако сказал о том, что на ней нет ни одного приятного лица. На что Репин, как реалист, отвечал: «Посмотрите на любую толпу и скажите: много ли в ней “приятных” лиц?..»

В середине процессии, прижимая к груди икону, важно «плывёт» разряженная помещица, явно осознавшая своё превосходство над другими. Рядом с ней шествует отставной военный (несколько шаржированный), самодовольный подрядчик и грубый деревенский староста, отгоняющий палкой простых людей. Справа – нарядно одетые крестьяне несут украшенный лентой фонарь – они преисполнены всей серьёзностью ситуации, верующие. Полицейский конный замахивается нагайкой на провинившегося крестьянина. Священник в парадной рясе идёт, размахивая кадилом. Он тоже серьёзен, хотя заметно, что больше всего в происходящем, ему нравится он сам. На переднем плане почти «летит» вперёд калека-горбун, истово верующий в чудесное исцеление. Его отгоняет в сторону один из десятских, цепью окруживших крёстный ход. В набросках Репин изображал лицо горбуна в муках и страдании. В конечном варианте оно одухотворённое.

Картина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» написана И.Я. Репиным в 1878-91 годах, её можно увидеть в Государственном Русском музее, в Санкт-Петербурге. Более десяти лет русский художник работал над этой картиной, внося изменения в композицию картины, уточняя её историческое содержание. В 1676 году разгневанный на казаков за истребление его 15-тысячного войска турецкий султан Махтуд IV повелел им сдаться и стать его подданными, грозя уничтожением казаков. На что получил насмешливое письмо. Репин запечатлел момент написания письма. Этот сюжет написан Гоголем в повести «Тарас Бульба». Репин дважды ездил на Украину, чтобы написать это полотно. Он пишет о казаках, как о народе свободы, равенства и братства.

Справа, схватившись за бока, безудержно хохочет могучий, решительный и прямодушный запорожец в белой меховой шапке (гоголевский «Тарас Бульба»). Гоголевский Андрей мягко улыбается. Тут же израненный с презрительным, решительным взглядом запорожец. Обнажённый до пояса казак с крепкой «бычьей» шеей во многом символизирует «физический» и «нравственный» характер запорожской вольницы. Над письмом склонился предводитель казаков. Он смотрит лукавым обжигающим взглядом на своих товарищей, явно наслаждаясь только что «рождённой» издевательской фразой.

Шедевр И.Е. Репина – картина «Не ждали»

Широко известное и признанное произведение И.Е. Репина «Не ждали» написано в 1884-88 годах, находится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. Сюжет этой картины – возвращение домой ссыльного революционера. Репин продумывал композицию картины до мелочей. Зрителю кажется, будто бы он находится в комнате за потрясённо застывшей матерью вернувшегося сына. Зритель становится участником происходящего. В картине интересно решена проблема пространства смежных комнат и пересекающихся взглядов её героев. Тут Репин выбрал асимметричную композицию и обозначил пространство с помощью половиц, удаляющиеся половицы приковывают взгляд зрителя к нежданному гостю. Люди изображены в группах, разделённых пространством, используется боковое освещение. Вернувшийся революционер смотрит вопрошающим взглядом на свою мать, его худое лицо практически в тени, что подчёркивает впалость глаз. Сюжет «воскрешение из мёртвых» подтверждают траурные одежды сына и матери и, конечно же, гравюра с картины посвященной страстям господним, висящая над головой жены революционера среди портретов. Репин изобразил детей: дочь, не помнящая отца испугана, а мальчик преисполнен радостью и волнением. Взгляды, жесты, позы персонажей картины очень выразительны, но не однозначны.

  • Отказ от исповеди

  • Бурлаки на Волге