Как отличить прошедшее время от настоящего. Маленькие секреты глаголов русского языка или три важных времени

Категория времени глагола

Время — это словоизменительная грамматическая категория глагола, представляющая процесс как уже осуществленный, осуществляемый или который будет осуществляться и выражающая эти значения в изъявительном наклонении (в морфологических формах прошедшего, настоящего и будущего времени). Система форм изъявительного наклонения выражает противопоставление значений совпадения, предшествования и следования процесса по отношению к исходной точке отсчета времени. Эти значения представлены соответственно в формах настоящего, прошедшего и будущего времени: читаю , читал , буду читать.

В основе определения времени осуществления процесса лежит абстрактная грамматическая точка отсчета. Она может совпадать с моментом речи, а может и не совпадать. Различают абсолютное и относительное временное значение глагольных форм. Абсолютным называется время, когда в качестве исходной точки определения временного плана выступает момент речи: Раскаты грома разбудили окрестные села. Относительным называется время, когда в качестве такой исходной точки выступает время осуществления другого процесса. Например, в предложении Он уже вчера знал , что в поход его не возьмут форма возьмут обозначает действие как будущее не по отношению к моменту речи, а по отношению ко времени осуществления процесса, названного формой знал. Это значение будущего действия формы возьмут и является ее относительным временным значением.

В изъявительном наклонении различаются формы, имеющие специальный морфологический показатель времени и не имеющие его. К первым относятся формы прошедшего времени, характеризующиеся суффиксом , а также формы будущего сложного, имеющие в качестве особого показателя времени вспомогательный глагол быть в его личных формах; ко вторым — формы настоящего и будущего простого, окончания которых выражают значение лица и числа. Личные окончания форм настоящего и будущего простого представляют собой одновременно неспециальные временные показатели этих форм.

Среди глагольных категорий, с которыми взаимосвязана категория времени, особое место занимает категория вида, которая определяет возможность образования всех или не всех временных форм: у глаголов несовершенного вида образуются формы всех трех времен, у глаголов совершенного вида — формы только прошедшего и будущего времени.

Формы времени могут употребляться не только в прямом, но и в переносном значении. В первом случае категориальное значение временной формы глагола совпадает с реальным временем осуществления процесса: В городском парке выступает военный оркестр (форма и значение настоящего времени). При переносном употреблении такого совпадения нет: Завтра иду на спектакль (форма настоящего времени — значение будущего времени).

Настоящее время имеет значение совпадения процесса с моментом речи в противопоставленности этого момента прошлому и будущему.

Формы настоящего времени образуются от основы настоящего времени глаголов несовершенного вида присоединением окончаний, представляющих собой совмещенный показатель лица, числа и времени. Окончания глаголов в зависимости от принадлежности глагола к I или II спряжению даны в табл. 34.

Окончания глаголов I и II спряжений

Лицо

Единственное число

Множественное число

I спряжение

II спряжение

I спряжение

II спряжение

У (-ю) (пиш-у )

У (-ю) (гон-ю )

-ем (пиш-ем )

-им (гон-им )

-ешь (пиш-ешь )

-ишь (гон-ишь )

-ете (пиш-ете )

-ите (гон-ите )

-ет (пиш-ет )

-ит (гон-ит )

-ут (ют ) (пиш-ут )

-am (-ят ) (гон-ят )

При употреблении форм настоящего времени с первичным значением различаются собственно настоящее время (или настоящее актуальное) и несобственно настоящее время (или настоящее неактуальное). Формы собственно настоящего означают, что речь идет о процессе, совпадающем с моментом речи: Учащиеся пишут сочинение; За окном льет дождь. Формы несобственно настоящего имеют следующие значения: настоящее постоянное и настоящее абстрактное. Формы настоящего постоянного обозначают такой процесс, осуществление которого не имеет временных ограничений: Город окружают болота; Реки впадают в моря и океаны. Формы настоящего абстрактного используются для обозначения повторяющегося, типичного процесса, проявление которого не связано с определенным временным планом: Физически не закаленные люди часто простужаются; Обычно летом я уезжаю за город.

Существуют и другие, менее распространенные разновидности несобственно настоящего — настоящее комментирующее: Победоносиков снимает кепку , роняет чемодан (В. Маяковский, сценическая ремарка), которое чаще всего встречается в ремарках художественных произведений, в изложении содержания документов; и настоящее изобразительное: И тогда... начинают чудиться торжество красоты , молодость , расцвет сил и страстная жажда жизни; душа дает отклик прекрасной , суровой родине , и хочется лететь над степью вместе с ночной птицей (А. Чехов), — употребляемое обычно при описании воображаемых событий, причем реальное время осуществления этих событий зависит от ситуации или контекста.

Прошедшее время имеет значение предшествования процесса моменту речи в противопоставленности этого момента настоящему и будущему.

Формы прошедшего времени образуются от основы прошедшего времени с помощью суффикса или нулевого суффикса. Суффикс регулярно используется при образовании форм прошедшего времени ж.р. и ср.р. ед.ч., а также форм мн.ч., причем к суффиксу присоединяется окончание в ж.р. и -о в ср.р. ед.ч., окончание и формах мн.ч.: сестра приехала , солнце светило , дети играли. В формах прошедшего времени м.р. суффикс -л регулярно выступает только в том случае, если формообразующая основа прошедшего времени оканчивается на гласную (смотре-л , рисова-л , говори-л , толкну-л ). Если эта основа оканчивается на согласную, то форма м.р. имеет нулевой суффикс: греб , промок , продрог , замерз , тер. Показатель рода и числа в формах м.р. ед.ч. также представлен нулевым окончанием.

Формы прошедшего времени обозначают такой процесс, который предшествует грамматической точке отсчета, однако в зависимости от вида глагола на это значение предшествования наслаиваются дополнительные характеристики. Формы, образованные глаголами совершенного вида, имеют перфектное значение, т.е. обозначают процесс как законченный в прошлом, но сохраняющий результат в настоящем (На сильном ветру дети продрогли ), либо не содержат такого указания (Я поблагодарил его и вышел ). Формы прошедшего времени глаголов совершенного вида могут также обозначать длительные, но ограниченные в своей продолжительности процессы (Мы попели , поиграли и успокоились ).

В отличие от глаголов совершенного вида формы прошедшего времени глаголов несовершенного вида обозначают процесс в его течении, указывают на его длительность или повторяемость: Море еще шумело и билось о берег; один баркас качался на волнах , и на нем сонно мерцал огонек (А. Чехов). Лишь немногие глаголы несовершенного вида, обозначающие процессы восприятия и познания, могут употребляться в прошедшем времени с перфектным значением: Эту книгу я читал . Из других значений форм прошедшего времени следует отметить выражение обычности процесса в более или менее отдаленном прошлом. Для этого, как правило, используются многократные глаголы с суффиксами -ыва- , -ва- или сочетания с формой бывало: Хаживали и мы по этим лесам; Бывало , всю ночь напролет проводил за книгой.

Будущее время имеет значение следования процесса за моментом речи в противопоставленности этого момента к прошлому и настоящему.

Различают формы будущего простого (синтетические) и будущего сложного (аналитические). Формы будущего простого образуются от основы настоящего времени глаголов совершенного вида с помощью тех же окончаний лица и числа, что и при образовании форм настоящего времени: расскаж-у , расскаж-ешь , расскаж-ет , расскаж-ем , расскаж-ете , расскаж-ут; подар-ю , подаришь , подар-ит , подар-им , подар-ите , подар-ят. Формы будущего сложного образуются аналитически от глаголов несовершенного вида и представляют собой сочетание формы будущего времени вспомогательного глагола быть с инфинитивом: буду собирать , будешь собирать , будет собирать , будем собирать , будете собирать , будут собирать.

Значение форм будущего времени обнаруживает тесную связь с видом глагола. Выражая одно и то же значение следования процесса за грамматической точкой отсчета, формы будущего времени глаголов разных видов конкретизируют и уточняют это значение. Формы будущего времени глаголов совершенного вида обозначают процессы как законченные, результативные: Оковы тяжкие падут. / Темницы рухнут и свобода / Вас примет радостно у входа (А. Пушкин).

Формы будущего времени глаголов несовершенного вида обычно употребляются для обозначения длительных или повторяющихся процессов, не представляя их как законченные или результативные: В одиночку он будет бродить по августовской тундре , спотыкаться на кочках , обходить ржавые и плоские тундровые озера.

Формы времени могут употребляться в переносном значении, что дает возможность образно-экспрессивно представить осуществление процесса во времени и уточнить его модальную характеристику. В создании переносных значений большую роль играют ситуация или контекст, а также сочетание в контексте разных временных форм.

Значение настоящего времени может быть выражено формами будущего и прошедшего времени. Особенно широкими возможностями для передачи значений настоящего неактуального обладают формы будущего времени глаголов совершенного вида. Они могут использоваться для обозначения регулярно повторяющихся или типичных процессов: Бывает , встанет и заговорит о чем- нибудь горячо. Эти формы иногда используются и для обозначения процессов, совпадающих с моментом речи: Попрошу не перечить. Со значением настоящего времени в разговорной речи нередко употребляется и форма будущего времени глагола быть: А вы кто будете-то ? (А. Н. Толстой); У вас спичек не будет ? Форма будущего времени глагола быть в некоторых конструкциях может иметь значение неопределенности: "До меня верст пять будет " , — прибавил он (И. Тургенев); Ему лет сорок будет .

Особый случай представляет такое употребление формы будущего времени глаголов совершенного вида, когда ею в сочетании с отрицанием выражается невозможность осуществления процесса в момент речи: Но я действительно сам не пойму , почему так быстро я ослабел (М. Булгаков); Простите , но я не вспомню вашего имени.

Формы прошедшего времени также могут выражать значение настоящего времени. Такое употребление свойственно формам глаголов совершенного вида, поскольку заключенная в их категориальном значении результативность уже предполагает связь с настоящим временем. Условием представления ранее осуществленного процесса как обычного и в настоящем является сочетание форм прошедшего и настоящего времени: Бывает , сел за книгу на час-другой , а отрываешься от нее уже под вечер. Следует, однако, иметь в виду, что в зависимости от ситуации, интонации или контекста форма прошедшего времени может означать процесс, соотнесенный как с настоящим, так и с будущим временем. Например, высказывание Испугался я его угроз! может означать "Я не боюсь его угроз" или "Я не испугаюсь его угроз". Формы прошедшего времени со значением будущего времени используются для выражения уверенности в неизбежности обозначенного ими процесса:

Еще один неверный шаг — и мы погибли . Со значением будущего времени могут употребляться формы прошедшего времени глаголов начать , кончить , пойти , поехать , полететь , взять , взяться и др.: Ну , я пошел домой , а вы здесь оставайтесь.

Со значением будущего времени могут употребляться формы не только прошедшего, но и настоящего времени для выражения полной уверенности в осуществлении процесса. На временной план осуществления названного глаголом процесса часто указывают лексические уточнители: Летом я еду в деревню; Завтра утром он читает доклад.

Значение прошедшего времени может быть выражено формами настоящего и будущего времени. Использование форм настоящего времени для обозначения уже осуществленного процесса (так называемое настоящее историческое) придает повествованию большую образность и живость, приближает те или иные события к моменту речи: В 1858 г. Ф. И. Буслаев создает первую историческую грамматику русского языка.

В сочетании с частицей как формы будущего простого обозначают внезапность и интенсивность осуществляемого процесса в прошлом: Вдруг кто-то ка-ак стукнет со двора по окошку (А. Чехов ).

Формы будущего времени также могут использоваться для обозначения процессов, неоднократно повторявшихся в прошлом. Условием такого употребления форм будущего времени является их сочетание с формами прошедшего времени, обычно со словом бывало: Бывало , не заснешь , если в комнату ворвется муха или заскребет мышонок в углу (И. Гончаров).

В пословицах, поговорках, в афористических высказываниях обозначенный формой будущего времени процесс может быть представлен как возможный в любом из трех временных планов. При таком употреблении подчеркивается типичность, обычность или неизбежность процесса: Как аукнется , так и откликнется ; Слезами горю не поможешь .

Цель: Закрепление умения определять время глаголов.

Задачи:

  1. Закрепить знания учащихся о глаголе;
  2. Проверить умение определять время глаголов;

Ход урока

I. Организационный момент

Интересная часть речи
В русском языке живёт.
Кто что делает, расскажет:
Чертит, пишет иль поёт,

Вышивает или пашет,
Или забивает гол,
Варит, жарит, моет, чистит –
Все расскажет нам … (глагол )

– Что вы знаете о глаголе?

Д.: Глагол – это часть речи, которая обозначает действие предмета, его состояние и чувства, отвечает на вопросы: что делать? что сделать?

Глагол может быть совершенного и несовершенного вида. Глагол совершенного вида отвечает на вопрос: что сделать? Глагол несовершенного вида отвечает на вопрос: что делать?

Глаголы изменяются

  • по лицам в форме настоящего и будущего времени,
  • по числам,
  • по родам только в форме прошедшего времени.

Глагол изменяется по временам. Может стоять в форме настоящего, прошедшего, будущего времени.

II. Словарная работа.

Чтобы узнать какое слово мы будем разбирать, надо разгадать ребус.

Рисовать.

III. Актуализация знаний.

На слайде слова

Рисует, будет рисовать, нарисовал, рисовал, нарисует

Задайте вопрос к каждому слову.

– Что вы можете сказать об этих глаголах.

Слова можно распределить на три группы:

– Что ещё можно сказать?

Слова можно распределить на две группы:

Над какой темой мы сегодня будем работать?

Тема: Изменение глаголов по временам.

Задачи урока:

  1. Закрепить знания о глаголе;
  2. Закрепить умение определять время глаголов;
  3. Развивать умение анализировать свою деятельность.

IV. Работа над темой урока.

Учебник стр. 9, упражнение 1.

Запись в тетрадях.

Слышать – слышу, слышал, буду слышать.

Крикнуть – крикнул, крикну.

Вывод: глаголы совершенного вида отвечают на вопросы Что сделал? Что сделает? – прошедшее и будущее время, глаголы несовершенного вида отвечают на вопрос Что делает? Что делал? Что будет делать? – настоящее, прошедшее и будущее время.

V. Физминутка.

По классу развешаны слова: бегал, читаю, нарисую, думаю, рисовал, прочитал.

Ученики должны найти слова, признаки которых называет учитель.

Например:

  1. прочитать слова прошедшего времени.
  2. прочитать слова будущего времени.
  3. прочитать слова настоящего времени.

VI. Работа в группах.

Три группы получают задание на карточках. Приложение 1

Проверка

Первая группа:

Согреется – что сделает? Будущее время, совершенный вид.
Не застудишь – что сделаешь? Будущее время, совершенный вид.

Вторая группа:

Не три – что делай? настоящее время,несовершенный вид.
Не почувствуешь – что сделаешь? будущее время, совершенный вид.

Третья группа:

Замёрз – что сделал? Прошедшее время, совершенный вид.
Согреть – что сделать? будущее время, совершенный вид.

– Что обозначают глаголы настоящего времени? (глаголы настоящего времени обозначают действие, которое происходит в момент речи и отвечают на вопрос что делает(ют)?

– Что обозначают глаголы прошедшего времени?(глаголы прошедшего времени обозначают действие, которое произошло до момента речи и отвечают на вопросы что делал? Что сделал?)

Что обозначают глаголы будущего времени? (глаголы будущего времени обозначают действие, которое произойдет после момента речи, отвечают на вопросы что сделает? Что будет делать?)

VII. Анализ индивидуальной деятельности на уроке.

У.: Молодцы, ребята! Вы хорошо справились с заданиями. А теперь я прошу вас взять лист с самоанализом вашей деятельности. Поставьте знак «+» в тех графах каждого столбца, где, по вашему мнению, вы задание выполнили верно, без затруднений.

Знак «?», если испытывали затруднение.

Дети анализируют свою деятельность.

Добрый день, уважаемый студент! С моими студентами мы приступили к изучению, пожалуй, одной из сложных тем русского языка - глаголов и их времен. Дело в том, что в некоторых языках мира бывает всего несколько времен, в русском же их 3 - это прошедшее время, настоящее и будущее. Чтобы правильно разобраться и употреблять их в своей речи и письме, рассмотрим все три времени более детально.

Настоящее время

Глаголы настоящего времени в русском языке означают реальное действие, которое происходит в данный момент, сейчас, более того, они могут спрягаться,т.е. изменять свою форму. Глаголы в настоящем времени одни из самых изменяемых глаголов, при этом в несовершенном виде, необходимо отметить,что у глаголов совершенного вида не бывает настоящего времени, ведь действие уже совершено!

Глаголы настоящего времени в русском языке отвечают на вопрос: что делает ? Например,

Катя спешит на учёбу Kate is in hurry on her way to work.

Катя что делает? - спешит - она сейчас, в данный момент спешит, значит, время настоящее.

Каждую неделю родители едут на дачу Every week parents go to dacha.

Родители что делают? - едут, каждую неделю нам показывает,что действие происходит регулярно, т.е в настоящем времени. Обращайте, пожалуйста, всегда внимание на ключевые слова , они могут служить вам подсказкой, какое время употреблять в тот или иной момент.

В форме настоящего времени окончания в спряжении зависят от их спряжения. Если вы забыли, что такое спряжение и стоит ли его учить, рекомендую почитать эту тему. Она поможет вам разобраться в сложностях при употреблении глаголов настоящего времени.

Будущее время

Очень часто мои студенты путаются и не понимают, почему в будущем времени столько разных глаголов и как все это запомнить. Дело в том,что будущее время в русском языке показывает нам, что действие не совершилось, мы планируем что-то сделать в будущем, не важно, в скором или далеком. Глаголы будущего времени отвечают на вопросы:

Что сделаете? Что будем делать? Что сделаем? Что будешь делать? Например:

Когда начнутся каникулы , я поеду в Москву I will go to Moscow, when the holidays will come.

Каникулы что сделают? - начнутся, они пока не начались, это время не настало, значит, мы понимаем, что разговор идет о будущем времени.

Я что сделаю? - поеду, человек пока никуда не едет, но он уже планирует свою поездку в Москву, значит, мы говорим о будущем времени.

В русском языке будущее время бывает двух видов, вы можете встретить, например, такой глагол:

Я нарисую эту картину и подарю маме I will draw this picture and will present it to my Mom. Что сделаю? - нарисую, подарю

Но вы также можете увидеть и такую фразу, при этом она тоже будет стоять в будущем времени:

Я буду рисовать эту картину завтра и подарю ее маме I am going to draw this picture tomorrow and will present it to my Mom.

Что буду делать? - буду рисовать, действие не произошло, он планирует сделать, поэтому и это будущее время.

Но как же тогда разобраться, какую форму стоит употреблять в том или ином случае? Дело в том, что глаголы будущего времени бывают простыми и сложными. Простые глаголы в будущем образуются от глаголов совершенного вида (которые отвечают на вопросы что сделаю? Что сделаешь?)

Накрашу, уберу, отнесу, скажу, спою - все они отвечают на вопросы совершенного вида. Где характерной чертой, которая вам поможет запомнить эту форму, является добавление буквы -с в начале вопроса:

Что сделаю? Уберу

Сложные же глаголы будущего времени образуются от глаголов несовершенного вида с помощью глагола быть + инфинитива или начальной формы глагола - это та форма, которая стоит в словаре, отроете словарь русского и увидете,что глагол: я угадала, стоит в форме инфинитива: угадать .

Давайте рассмотрим примеры со сложными глаголами:

Иван будет смотреть сериал каждый день, ведь он планирует сдавать экзамен по русскому языку Ivan is going to watch a serial every day, as he is planning to pass Russian language exam.

Глагол "быть " в свою очередь изменяется по лицам:

Я буду (красить)
Ты будешь (красить)
Они будут (красить)
Он/Она будет (красить)
Мы будем (красить)
Вы будете (красить)

Глаголы в форме будущего времени изменяются по лицам и числам, но род в будущем времени определить нельзя!
Существует ряд глаголов, которые форму 1 лица единственного числа не образуют. Вот некоторые из них:

Победить To win
Убедить To convince
Ощутить To feel
Очутиться To find oneself in

При их употреблении слово полностью меняется в будущем времени, например:

Могу очутиться - Я окажусь I will find myself in..
Могу убедиться - Я хочу убедиться I want to convince
Могу победить- Я стану победителем [ Ya stanu pabeditelem] I will be the winner

Прошедшее время

В предыдущих статьях я уже писала про времена глагола, здесь хочу отметить только главные черты, которые мы не затронули на начальном этапе. Давайте вспомним, что прошедшее время отвечает на вопросы: что делал? Что сделал? Что сделали? Что делала?

В основном глаголы прошедшего времени образуются от неопределенной формы глагола (которая стоит в словаре) и добавления суффикса -л, например:

Чистить - чистиЛ (что делал?) to clean - was cleaning

Смотреть - смотреЛ (что делал?) to look - looked

Зная это правило, у вас уже будет подсказка и вы сможете образовать глагол прошедшего времени без проблем. В зависимости от рода, на конце может появиться то или иное окончание:

Смотрел- смотрела - смотрели He looked- she looked- they looked

Но существуют глаголы, которые образуются в прошедшей форме не по такому правилу, к примеру, без добавления суффикса -л в мужском роде:

Нести - нёс (мужской род, прошедшее время) to carry - was carrying, но в остальных формах рода: несли, несла they were carying, she was carrying.

Когда в слове идет чередование (когда буквы взаимозаменяют друг друга), например, при образовании прошедшей формы могут чередоваться буквы ч//г, ч//к в тех глаголах, которые оканчиваются на -чь:

Стеречь - стерёг (мужской род, прошедшее время: что делал?) to watch over - was watching over, но в женском роде и множественном числе добавляется окончание в зависимости от лица: стерегла, стерегли she was watching over, they were watching over.

Запомните, пожалуйста, что у глаголов прошедшего времени мы не можем определить лицо, только род и число.



НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ
Глаголы в настоящем времени показывают, что действие происходит в момент речи: Весела сияет месяц над селом. Белый снег сверкает синим огоньком (И. Никитин).
Глаголы в настоящем времени могут обозначать действия, которые совершаются постоянно, всегда: После зимы наступает весна. Земля вертится вокруг своей оси. Материнская ласка конца не знает (пословица).
Глаголы в настоящем времени изменяются по лицам и числам.
ПРОШЕДШЕЕ ВРЕМЯ
Глаголы в прошедшем времени показывают, что действие происходило до момента речи: Поздняя осень. Грачи улетели, лес обнажился, поля опустели (Н. Некрасов).
При описании прошлого часто вместо прошедшего времени употребляется настоящее время: Возвращаюсь вчера с вокзала домой, иду тёмной улицей. Вдруг вижу: у фонаря что-то белеет.
Глаголы в форме прошедшего времени образуются от неопределённой формы (инфинитива) с помощью суффикса -л-: строить - строил, строила, строили; работать - работал, работала, работали.
Глаголы в неопределённой форме на -чь, -ти, -путь (несовершенного вида) образуют формы прошедшего времени единственного числа мужского рода без суффикса -л-: беречь - берёг /но берегла), нести--нёс (но несла), печь - пёк /но пекла), сохнуть - сох /но сохла) и т. д.
От глагола идти прошедшее время шёл, шла, шли; от глагола найти прошедшее время нашёл, нашла, нашли; от глагола расти - рос, росла, росло, росли.
Глаголы прошедшего времени изменяются по числам (рассказал - рассказали), а в единственном числе - по родам. Во множественном числе глаголы в прошедшем времени по лицам не изменяются.
Следует запомнить правильное ударение в формах прошедшего времени глаголов: брал, бралй, бралд, брали; был, была, бйло, бйли; взял, взялй, взяло, взяли; гнал, гналй, гнйло, гпamp;ли; жил, жилй, жйло, жйли; занял, занялй, зйняло, зйняли; подал, подалй, пЬдало, пддали; покимйл, понял, понялй; плыл, пльїлй. плamp;ло, плamp;ли; поднял, подняла. подняло; прйбыл, прибыла, прибыли; прйнял, принялй, прйняло, прйняли; прибрал, прибрала.
БУДУЩЕЕ ВРЕМЯ
Глаголы в будущем времени показывают, что действие будет происходить после момента речи: Увидишь, что это за человек! Ты сразу его полюбишь и подружишься с ним, голубчик! (А. Чехов); Пойду теперь домой и буду питать себя надеждами (А. Чехов).
Будущее время имеет две формы: простую и составную. Форма будущего составного глаголов несовершен- ного вида состоит из будущего времени глагола быть и неопределённой формы глагола несовершенного вида: буду рисовать, буду стараться. От глаголов совершенного ви- д а образуется будущее время простое (прочитаю), от глаголов несовершенного вида - будущее время составное (буду читать).
Форма будущего простого глаголов совершенного вида образуется так же, как и форма настоящего времени: открою, откроешь, откроет, откроем, откроете, откроют; выучу, выучишь, выучит, выучим, выучите, выучат. В будущем простом глаголы имеют те же личные окончания, что и глаголы несовершенного вида в настоящем времени.

Еще по теме ВРЕМЯ ГЛАГОЛ:

  1. 16. Глагол как часть речи; особенности морфемной структуры и словоизменения глагола. Система лексико-грамматических разрядов и морфологических категорий глагола
  2. 11. Глагол как часть речи: семантика и грамматические категории. Синтаксические функции глагола. Переносное употребление форм наклонения и времени глагола.
  3. 46. Причастие. Глагол.признаки. Близость к прил. Знач-е и образ-е. Деепричастие. Признаки, функции. Вид и время. Переходы.а нареч.
  4. § 48. Грамматическое противопоставление форм прошедшего и непрошедшего времени.Прошедшее время как сильная категория в системе времен русского глагола
  5. § 48. Грамматическое противопоставление форм прошедшего и непрошедшего времени. Прошедшее время как сильная категория в системе времен русского глагола

“…лишь усвоив в возможном совершенстве … родной язык, мы в состоянии будем в возможном же совершенстве усвоить и язык иностранный, но не прежде….” (Ф. М. Достоевский)

Подписываюсь под каждым Вашим словом, Федор Михайлович. Если в голове будут базовые знания родного языка КАК СИСТЕМЫ, логичной и понятной, то мы легко усвоим законы чужого языка. Для такой сложнейшей категории как «время» и части речи «глагол» это актуально вдвойне. Для справки: на филфаке 1 семестр посвящен глаголу и 1 – всем остальным частям речи – он один сложнее всех вместе взятых! Итак, разберемся с временами английского глагола раз и навсегда.

Зачем нас только путают? Времена английского глагола

Когда читаю статьи/пособия об английских глаголах, иногда становится даже смешно от фраз вроде этой: «В английском языке 12 времен, а в русском всего 3. Вот поэтому нам и сложно.»

Правда: у нас 3 времени и нам сложно.

Ложь: в английском 12 времен (их 3, как и у нас).

Дополнительно: поверь, у наших глаголов тоже много своих «заморочек». Если мы разберемся с ними, то быстрее поймем английские. Сейчас именно так и поступим: проанализируем русскую систему времен, а затем «наложим» ее на английские времена глаголов.

Кстати, я не оговорилась. В английском языке 3 времени:

  • Past (прошедшее),
  • Present (настоящее),
  • Future (будущее).

Но каждое из них имеет по 4 формы:

  • Simple,
  • Continuous,
  • Perfect,
  • Perfect Continuous.

Благодаря такой детальной системе, времена в английском языке подробно описывают ситуацию и даже без контекста глаголы дают больше информации, чем русские.

Узнай родные глаголы чуть лучше

Относительно русских глаголов мы остановимся лишь на двух признаках: время и вид. Понимание этих категорий «даст нам силы» для постижения системы английских времен.

1. Время глагола выражает соотношение времени действия и момента речи.

Тут все просто: если действие протекало до момента речи – оно в прошлом, если будет протекать после – оно в будущем, если во время – в настоящем.

2. Вид характеризует действие как завершенное или незавершенное.

Если действие завершено и не может продолжаться (достигнут его предел), то глагол совершенный и отвечает на вопрос «что сделать?».

Пример: Заморозить, выспаться, пробежать, отлучиться и др.

Если действие протяженное, ему «конца и края не видно», то глагол несовершенный и отвечает на вопрос «что делать?».

Пример: морозить, спать, бежать, отлучаться и др.

Вид – это постоянный признак глагола, глагол не «изменяется по виду», а всегда либо совершенный, либо несовершенный.

Глаголы НЕСОВЕРШЕННОГО вида имеют все три формы времени.

Пример: искала – ищу – буду искать (составная форма будущего времени)

Глаголы СОВЕРШЕННОГО вида имеют формы только прошедшего и будущего времени.

Пример: нашел – найду.

Обрати на это внимание: если действие завершено (все, его предел достигнут), то в русском языке оно НЕ может находиться в настоящем времени.

3. Не всегда реальное время и грамматическая форма глагола совпадают:

Пример: Он вчера приходит ко мне и говорит : «Наконец на улице солнце!»

Действие происходит вчера (то есть в прошлом по отношению к моменту речи), но мы выражаем его формами настоящего времени.

Еще пример: «Поезд отходит в три часа»

Говорим о будущем, а используем форму настоящего времени.

Обрати на это внимание, поскольку в английском языке подобные «несостыковки» тоже есть (и не нужно этого пугаться).

4. Мы можем говорить об абсолютном и относительном временах.

Например, глаголы «ушла» и «заснул» – оба прошедшего времени (абсолютного). Но если мы вставим их в предложение «После того как я ушла, он заснул» , то действие «ушла» будет находиться в прошлом относительно действия «заснул» . Получается, что относительное время – то, которое мы видим только из контекста. Запомни этот момент.

Относительное время может выражаться не только придаточными предложениями, как в примере выше, но и при помощи причастий, деепричастий.

Пример с деепричастием совершенного вида: Приготовив торт, она убрала его в холодильник. (сначала приготовила, а потом убрала, здесь одно действие идет за другим)

Пример с деепричастием несовершенного вида: Готовя торт, она читала книгу (действия одновременны, параллельны).

Пример с причастием: Убравшая квартиру мама легла отдохнуть (сначала убрала, а затем легла).

Основные отличия: как быстро выучить времена английских глаголов

Теперь мы готовы перейти к временам английских глаголов. Как я сказала выше, их времена дают более исчерпывающую информацию о действии даже без контекста (она заложена грамматически). Назову еще 5 важных отличий форм глаголов в английском языке, обнаруженных мною при написании этой статьи.

1. Иное отношение к понятию «момент речи».

Пример: русский человек говорит «я живу в России» . В тот момент, когда я об этом говорю – я живу. Все, время настоящее (оно у нас одно).

В английском языке «я живу в Лондоне» может быть «всегда, постоянно» или «в данный момент, ограниченно, а потом что-то может поменяться». От этих условий зависит выбор времени (Present Simple или Present Continuous).

2. Отсюда вытекает еще одно существенное отличие – важность «отрезка времени», в который соверШАЕТся действие.

Это прекрасно показывает пример, описанный выше, и все времена «семейства» Continuous. Приведу еще один:

Сравни: «Я был в Москве в прошлом году» и «Я был в Москве на протяжении всего лета»

Для русского глагола разницы нет: прошедшее время, несовершенный вид.

Однако, на английский язык первый вариант мы переведем в Past Simple, а второй – в Past Continuous, поскольку указан отрезок времени.

I was in Moscow last year. – I was living in Moscow all summer.

Получается, указание на отрезок времени предполагает использование формы Continuous.

3. Также значение имеет «момент времени», к которому соверШИТся действие.

Пример: русский человек может сказать «я закажу суп» (глагол будущего времени, совершенного вида).

В английском языке такое предложение будет построено в Future Simple: I will order a bowl of soup (спонтанное решение, принятое в момент речи).

Чтобы сделать глагол перфектным (совершенного вида, если провести аналогию с русским), нужно указать на конкретный момент времени, к которому действие будет закончено:

I will have called him back by six o’сlock . – Я перезвоню ему ближе к шести часам (действие завершится к определенному моменту, используем Future Perfect)

Получается, указание на момент времени предполагает использование формы Perfect.

Кстати, под отрезком и моментом времени подразумевается НЕ только прямое значение «с 17:00 – до 18:00» или «к двум часам ночи», но и время ОТНОСИТЕЛЬНО другого действия/события/состояния (я делала, пока делал ты) .

He will have bought a new car before his wife comes back from a trip to London. – Он купит машину до того, как жена вернется из поездки в Лондон (он совершит действие ДО определенного момента, используем Future Perfect).

4. В английском языке, как и в русском, есть понятие «завершенности действия» (perfect). НО!

Есть отличие, в результате которого англоговорящие имеют перфектное настоящее время: результат совершенного действия находится в прошлом или в настоящем? Если в настоящем, то мы используем Present Perfect.

I have broken the cup – в результате осколки;

Our son has learnt how to read – в результате он умеет читать.

Кстати, говоря о Present Perfect, мы снова вернемся к «моменту и отрезку времени». Если действие завершилось К НАСТОЯЩЕМУ времени (just, already) или в отрезок времени, который ЕЩЕ НЕ ЗАКОНЧИЛСЯ (today, this week/month/year), то время считается настоящим.

5. В английском языке есть совершенные продолженные глаголы (в русском языке либо совершенные, либо несовершенные).

She had been working all night long – перевод «Она работала всю ночь» будет логичным, но самый точный смысл предложения «Она про работала всю ночь и закончила работать утром», то есть действие протекало в отрезок времени и закончилось к его концу.

Получается, указание и на отрезок, и на момент времени предполагает использование формы Perfect Continuous.

Времена английских глаголов с примерами

С теорией разобрались – переходим к практике. Поговорим о каждом конкретном времени. Сразу оговорюсь, что НЕ стану расписывать все случаи употребления времен – эту информацию можно найти в разных источниках. Просто опишу ОСНОВНЫЕ случаи использования времен в английском (с примерами) и объясню их логику.

Что происходит в настоящем

Present Simple используется, когда мы говорим о регулярном, постоянном, типичном действии, которое НЕ привязано к моменту речи.

Пример: She speaks 2 foreign languages – Она говорит на двух иностранных языках (то есть умеет на них говорить, это ее постоянная характеристика).

Present Continuous используется, когда мы хотим показать, что действие выполняется прямо сейчас (now). ПРИВЯЗАНО к моменту речи.

Пример: The doctor is performing an operation now – Доктор сейчас проводит операцию (он делает это прямо сейчас, в момент речи того, кто сообщает).

Present Perfect используется, когда действие завершилось (есть результат), но время не закончилось.

Пример: He has called me today. – Он звонил мне сегодня. (действие уже завершилось, а «сегодня» еще не закончилось).

Present Perfect Coninuous употребляется, когда действие началось в прошлом и все еще продолжается в настоящем (мы подчеркиваем его длии-иительность).

Пример: She has been watching TV all day. – Она смотрит телевизор весь день (с самого утра и до сих пор, представляешь? вееесь день!).

Что происходило в прошлом

Past Simple употребляется для выражения действия, которое произошло в определённое время в прошлом, при этом промежуток времени уже ЗАКОНЧИЛСЯ.

Пример: I saw him yesterday. – Я видел его вчера (этот день уже закончился).

Past Continuous указывает на процесс, ДЛИВШИЙСЯ в определенный момент или период в прошлом.

Пример: I was reading a book at midnight – Я читал книгу в полночь (процесс этот был в прошлом и длился в какой-то отрезок времени).

Past Perfect вспоминаем русское относительное время. Помнишь маму, которая легла спать после уборки? Она убралась дома в Past Perfect. Эта «ПРЕДПРОШЕДШЕЕ» время.

Пример: I had studied English before I moved to Moscow – Я выучил английский ДО ТОГО, как переехал в Москву (сначала учил язык, а потом переехал).

Past Perfect Continuous указывает на действие, которое началось в прошлом, продолжалось в течение некоторого «отрезка времени» и закончилось к его концу (или не закончилось).

Пример: She had been cooking dinner for an hour before I came – Она готовила ужин целый час до моего прихода (Действие длилось в какой-то отрезок времени, а потом завершилось в определенный момент).

Что произойдет в будущем

Future Simple используется, для обозначения какого-либо факта, решения или намерения в будущем, принятого в момент речи.

We will take a taxi. – Мы возьмем такси (показываем намерение в будущем, принятое сейчас).

Future Continuous указывает на процесс, который начнется до определенного момента в будущем и все еще будет продолжаться в этот момент.

I will be studying at university in a year. – Я буду учиться в университете через год (в предложении не указывается, когда начнется или закончится событие, речь идет о данном конкретном моменте времени, который длится сейчас, но через год).

Future Perfect употребляется для выражения будущего действия, которое совершится до определенного момента в будущем.

He will have gone by then. – Он уже уйдет к тому времени (действие завершится к обозначенному в контексте моменту).

Future Perfect Continuous показывает действие, которое начнется РАНЕЕ другого будущего действия, будет иметь некий РЕЗУЛЬТАТ к этому моменту, но будет ПРОДОЛЖАТЬСЯ и после него.

We will have been living together for 12 years next year – В следующем году мы будем жить вместе уже 12 лет (обозначен момент – следующий год, показана продолжительность – в течение целых 12-ти лет! Но действие и не думает завершаться).

Но эта форма употребляется крайне редко и заменяется либо на Future Continuous, либо на Future Perfect.

Ищем логику во всем: времена в английском языке «для чайников»

Кстати, если тебе будет понятна логика основного значения того или иного времени, то на нее прекрасно лягут и дополнительные случаи использования.

1. Например: использование Present Continuous, когда мы хотим показать недовольство, раздражение.

He is always coming late! - Он все время опаздывает.

Мы же говорим о привычке! Почему не используется Present Simple? Потому что мы указываем на длительность, непрекращаемость этого действия. «Ну сколько это может продолжаться» – негодует Present Continuous в данном случае.

2. Еще один пример: использование Present Simple в расписаниях автобусов, поездов, сеансов кино и др.

The train leaves at 8 a.m – Поезд уходит в 8 утра.

Почему для действий, которые состоятся в будущем, используется настоящее время? Потому что это периодически повторяющиеся действия. Более подробное сравнение Simple и Continuous .

Так, почти в каждом случае можно найти вполне наглядное объяснение. Если все же не получается – что ж, придется запомнить. Все-таки другой язык – это другое мышление 🙂

Еще лучше поможет разобраться наше видео на YouTube