Как называются значимые подробности характеризующие сущность героя. Учитель литературысдает егэ

Как на­зы­ва­ет­ся зна­чи­мая подробность, яв­ля­ю­ща­я­ся сред­ством ху­до­же­ствен­ной ха­рак­те­ри­сти­ки (например, от­ме­чен­ные ав­то­ром ба­за­ров­ский ба­ла­хон и ан­глий­ский сьют Павла Петровича)?


Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания В1-В7; С1-С2.

— Вот мы и дома, — промолвил Николай Петрович, снимая картуз и встряхивая волосами. — Главное, надо теперь поужинать и отдохнуть.

— Поесть действительно не худо, — заметил, потягиваясь, Базаров и опустился на диван.

— Да, да, ужинать давайте, ужинать поскорее. — Николай Петрович без всякой видимой причины потопал ногами. — Вот кстати и Прокофьич.

Вошёл человек лет шестидесяти, беловолосый, худой и смуглый, в коричневом фраке с медными пуговицами и в розовом платочке на шее. Он осклабился, подошёл к ручке к Аркадию и, поклонившись гостю, отступил к двери и положил руки за спину.

— Вот он, Прокофьич, — начал Николай Петрович, — приехал к нам наконец... Что? как ты его находишь?

— В лучшем виде-с, — проговорил старик и осклабился опять, но тотчас же нахмурил свои густые брови. — На стол накрывать прикажете? — проговорил он внушительно.

— Да, да, пожалуйста. Но не пройдёте ли вы сперва в вашу комнату, Евгений Васильич?

— Нет, благодарствуйте, незачем. Прикажите только чемоданишко мой туда стащить да вот эту одежонку, — прибавил он, снимая с себя свой балахон.

— Очень хорошо. Прокофьич, возьми же их шинель. (Прокофьич, как бы с недоумением, взял обеими руками базаровскую «одежонку» и, высоко подняв её над головою, удалился на цыпочках.) А ты, Аркадий, пойдёшь к себе на минутку?

— Да, надо почиститься, — отвечал Аркадий и направился было к дверям, но в это мгновение вошёл в гостиную человек среднего роста, одетый в тёмный английский сьют, модный низенький галстух и лаковые полусапожки, Павел Петрович Кирсанов. На вид ему было лет сорок пять: его коротко остриженные седые волосы отливали тёмным блеском, как новое серебро; лицо его, желчное, но без морщин, необыкновенно правильное и чистое, словно выведенное тонким и лёгким резцом, являло следы красоты замечательной; особенно хороши были светлые, чёрные, продолговатые глаза. Весь облик Аркадиева дяди, изящный и породистый, сохранил юношескую стройность и то стремление вверх, прочь от земли, которое большею частью исчезает после двадцатых годов.

Павел Петрович вынул из кармана панталон свою красивую руку с длинными розовыми ногтями, — руку, казавшуюся ещё красивей от снежной белизны рукавчика, застёгнутого одиноким крупным опалом, и подал её племяннику. Совершив предварительно европейское «shake hands», он три раза, по-русски, поцеловался с ним, то есть три раза прикоснулся своими душистыми усами до его щёк, и проговорил: «Добро пожаловать».

Николай Петрович представил его Базарову: Павел Петрович слегка наклонил свой гибкий стан и слегка улыбнулся, но руки не подал и даже положил её обратно в карман.

— Я уже думал, что вы не приедете сегодня, — заговорил он приятным голосом, любезно покачиваясь, подёргивая плечами и показывая прекрасные белые зубы. — Разве что на дороге случилось?

— Ничего не случилось, — отвечал Аркадий, — так, замешкались немного.

И. С. Тургенев «Отцы и дети»

Пояснение.

Такая по­дроб­ность на­зы­ва­ет­ся де­та­лью или ху­до­же­ствен­ной деталью. Дадим определение.

Художественная деталь — особо значимый, вы­де­лен­ный эле­мент ху­до­же­ствен­но­го образа, вы­ра­зи­тель­ная по­дроб­ность в произведении, не­су­щая зна­чи­тель­ную смыс­ло­вую и идейно-эмоциональную нагрузку.

Ответ: художественная деталь.

Ответ: деталь|ху­до­же­ствен­наядеталь

а) Аня

б) Раневская

в) Варя

г) Дуняша

69. «Я, как солнечный луч, живая была и вот должна была сидеть неподвижно, точно камень». Какое изобразительно-выразительное средство дважды использовано в этом высказывании героини?

а) метафора

б) сравнение

в) олицетворение

г) гипербола

70. Какой фразой заканчивается драма «Гроза»?

а) Маменька, вы ее погубили, вы, вы, вы…

б) Спасибо вам, люди добрые, за вашу услугу!

в) Хорошо тебе, Катя. А я-то зачем остался жить на свете да мучиться !

г) Делайте с ней, что хотите! Тело ее здесь, возьмите его; а душа теперь не ваша: она теперь перед судьей, который милосерднее вас!

71. Назовите литературное направление, в русле которого развивалось

творчество и принципы которого нашли своё воплощение в «Отцах и детях».

а) Сентиментализм

б) Реализм

в) Романтизм

г) Классицизм

72. Как называется значимая подробность, являющаяся средством художественной характеристики (например, отмеченные автором базаровский балахон и английский сьют Павла Петровича)?

а) описание

б) ремарка

в) деталь

г) композиция

73. Старший Кирсанов и Базаров с первых страниц произведения даны в противопоставлении. Как называется приём резкого противопоставления, используемый в художественном произведении?

а) метафора

б) сравнение

в) оксюморон

г) антитеза

74. На вид ему было лет сорок пять: его коротко остриженные седые волосы отливали темным блеском, как новое серебро; лицо его, желчное,н о без морщин, необыкновенно правильное и чистое, словно выведенное тонким и легким резцом, являло следы красоты замечательной; особенно хороши были светлые, черные, продолговатые глаза. Чья это портретная характеристика?

а) Николая Кирсанова

б) Павла Кирсанова

в) Евгения Базарова

г) Аркадия Кирсанова

75. Соотнесите фамилии, имена и отчества героев повести «Собачье сердце»:

а) А-1, Б-2, В-4, Г-3

б) А-1, Б-3, В-2, Г-4

в) А-2, Б-4, В-1, Г-3

г) А-3, Б-2, В-1, Г-4

76. Кто так описывается в романе? «...Человек лет уже за пятьдесят, среднего роста и плотного сложения, с проседью и с большой лысиной, с отёкшим... жёлтым, даже зеленоватым лицом и с припухшими веками, из-за которых сияли крошечные, как щёлочки, но одушевлённые красноватые глазки».

а) Зосимов

б) Мармеладов

в) Раскольников

г) Свидригайлов

77. Кто так описывается в романе? «...Высокий и жирный человек, с одутловатым и бесцветно-бледным, гладковыбритым лицом, с белобрысыми прямыми волосами, в очках и с большим золотым перстнем на припухшем от жиру пальце. Было ему лет двадцать семь. Одет он был в широком щёгольском лёгком пальто, в светлых летних брюках , и вообще всё было на нём широко, щёгольское с иголочки; бельё безукоризненное, цепь к часам массивная».

а) Зосимов

б) Мармеладов

в) Раскольников

г) Свидригайлов

а) Лука

б) Сатин

в) Наташа

г) Бубнов

79. Кто устроил встречи Катерины и Бориса, украв у Кабанихи ключ?

а) Кудряш

б) Кулигин

в) Варвара

г) Глаша

80. Почему князь Андрей идет служить в действующую армию

а) представления об офицерском долге

б) стремление защищать Родину

в) стремление к славе

г) по настоянию отца


Часть В

1. Кого в пьесе Островского, Н. Добролюбов называл "лучом света в темном царстве"?

Ответ: Катерина

2. Что такое нигилизм, по определению Тургенева, в романе "Отцы и дети"?

Ответ: отрицание

3. Основные мотивы лирики Некрасова.

Ответ: тема родины

4. Две основные мысли в романе Толстого "Война и мир" (ответ записать через запятую).

Ответ: семейная, народная

5. Тема пьесы Чехова "Вишневый сад".

Ответ: продажа вишневого сада

6. Напишите название первой поэмы о революции.

Ответ: Двенадцать

7. Две основные темы лирики Есенина (ответ записать через запятую).

Ответ: родина, природа

8. Напишите названия сатирических стихов Маяковского (ответ записать через запятую).

Ответ: Прозаседавшиеся, О дряни

9. На примере какого персонажа показана судьба донского крестьянства в романе Шолохова "Тихий Дон".

Ответ: Григорий Мелихов

10. Кто из героев Шолохова написал заявление о вступлении в колхоз, т. к. он с новой жизнью вполне согласен.

Ответ: Кондрат Майданников

11. Почему у Тургенева умирает Базаров.

Ответ: Его время не пришло

12. Основная тема лирики Цветаевой.

Ответ: любовь

13. Смысл повести Толстого "Гадюка".

Ответ: ярость гражданской войны

14. Смысл легенды о Данко в рассказе "Старуха Изергиль".

Ответ: служение народу

15. Какая музыка звучит в повести Куприна "Гранатовый браслет" (ответ записать через запятую).

Ответ: Соната №2, Апоссионата Бетховена

16. Как звали ассистента профессора Преображенского (Ф. И.О.).

Ответ:

17. Почему героя Шукшина называют чудаком.

Ответ: с ним постоянно что-то случалось

18. Как называется сборник стихотворений Высоцкого.

Ответ: Нерв

19. Как звали героя рассказа Шолохова "Судьба человека".

Ответ: Андрей Соколов

20. Какую книгу про бойца написал Твардовский.

Ответ: Василий Теркин

Часть С

Прочитайте отрывок из «Войны и мира» и выполните задания.

Как ни тесна и никому не нужна и ни тяжка теперь казалась князю Андрею его жизнь, он так же, как и семь лет тому назад в Аустерлице накануне сражения, чувствовал себя взволнованным и раздраженным.

Приказания на завтрашнее сражение были отданы и получены им. Делать ему было больше нечего. Но мысли самые простые, ясные и потому страшные мысли не оставляли его в покое. Он знал, что завтрашнее сражение должно было быть самое страшное изо всех тех, в которых он участвовал, и возможность смерти в первый раз в его жизни, без всякого отношения к житейскому, без соображений о том, как она подействует на других, а только по отношению к нему самому, к его душе, с живостью, почти с достоверностью, просто и ужасно, представилась ему. И с высоты этого представления все, что прежде мучило и занимало его, вдруг осветилось холодным белым светом, без теней, без перспективы, без различия очертаний. Вся жизнь представилась ему волшебным фонарем, в который он долго смотрел сквозь стекло и при искусственном освещении. Теперь он увидал вдруг, без стекла, при ярком дневном свете, эти дурно намалеванные картины.

“Да, да, вот они те волновавшие и восхищавшие и мучившие меня ложные образы, – говорил он себе, перебирая в своем воображении главные картины своего волшебного фонаря жизни, глядя теперь на них при этом холодном белом свете дня – ясной мысли о смерти. – Вот они, эти грубо намалеванные фигуры, которые представлялись чем-то прекрасным и таинственным. Слава, общественное благо, любовь к женщине, самое отечество – как велики казались мне эти картины, какого глубокого смысла казались они исполненными! И все это так просто, бледно и грубо при холодном белом свете того утра, которое, я чувствую, поднимается для меня».

Три главные горя его жизни в особенности останавливали его внимание. Его любовь к женщине, смерть его отца и французское нашествие, захватившее половину России. «Любовь!.. Эта девочка, мне казавшаяся преисполненною таинственных сил. Как же я любил ее! я делал поэтические планы о любви, о счастии с нею. О милый мальчик!” – с злостью вслух проговорил он.

– Как же! я верил в какую-то идеальную любовь, которая должна была мне сохранить ее верность за целый год моего отсутствия! Как нежный голубок басни, она должна была зачахнуть в разлуке со мной. А все это гораздо проще… Все это ужасно просто, гадко!

Отец тоже строил в Лысых Горах и думал, что это его место, его земля, его воздух, его мужики; а пришел Наполеон и, не зная об его существовании, как щепку с дороги, столкнул его, и развалились его Лысые Горы и вся его жизнь. А княжна Марья говорит, что это испытание, посланное свыше. Для чего же испытание, когда его уже нет и не будет? никогда больше не будет!

Его нет! Так кому же это испытание? Отечество, погибель Москвы! А завтра меня убьет – и не француз даже, а свой, как вчера разрядил солдат ружье около моего уха, и придут французы, возьмут меня за ноги и за голову и швырнут в яму, чтоб я не вонял им под носом, и сложатся новые условия жизни, которые будут также привычны для других, и я не буду знать про них, и меня не будет».

1) Какие страшные мысли не дают покоя князю Андрею?

2) Какие события своей жизни князь Андрей считает самыми трагичными?

3) О какой девочке идет речь в конце второго абзаца?

4) О каком событии в своей жизни князь Андрей говорит: « Все это ужасно просто, гадко!»?

5) Какие средства психологического письма использует автор, чтобы передать внутренне состояние князя? Выберите верные ответы из слов и выражений для справок: сон, внутренний монолог, письмо, дневник, исповедь, авторский комментарий.

6) В каком году состоялось Бородинское сражение?

7) В третьем абзаце текста найдите 2 фразы, из которых становится ясно, что накануне сражения в сознании князя Андрея происходит переоценка ценностей

8) Сравните состояние князя Андрея перед Аустерлицким и Бородинским сражениями (найдите сходства и различия).

4. Критерии по выставлению баллов

Определение количества тестовых вопросов (заданий)

Количество часов учебной дисциплины согласно учебному плану

Всего

Часть А

Часть В

Часть С

≥ 101

Сводная таблица с критериями баллов

Что общего между главным государственным экзаменом и лицемерием? Литература формирует мировоззрение, учит анализировать большие объемы информации и вычленять главное, формулировать собственную точку зрения. Проверить все это с помощью ЕГЭ невозможно, считает и показывает на собственном примере преподаватель и практикующий литератор Александр Закуренко.

Для тех, кто готовится к главному школьному экзамену

Я всегда был активным противником ЕГЭ по литературе. У этого неприятия несколько логических оснований. Что, собственно, проверяет ЕГЭ по литературе? Если речь идет о теоретических знаниях или о знаниях истории литературы - то тут формализация возможна, и объективная оценка такого набора знаний осуществима.

Литература - это не теория и знание биографий писателей. Это умение читать, понимать, писать, логически и аргументировано излагать свою позицию

Причем писать не то, что ожидают от ученика, а то, что рождается в душе и голове читающего. И говорить то, что думаешь, а не то, что «нужно». Более того, все главные навыки, воспитываемые литературой: анализ, вживание в чужое Я, полифоническое отношение к жизни и уважение к различным жизненным позициям, умение работать с полученной информацией и переводить ее из художественной сферы в логическую, умение эстетически воспринимать объекты, - невозможно проверить в рамках ЕГЭ. Наоборот. Любое индивидуальное прочтение или мышление в ЕГЭ карается.

В отношении эстетики, очевидно, нет общих правил, и проверяющий учитель может воспринимать тот или иной художественный образ принципиально иначе, чем проверяемый. Устное же умение внятной речи в ЕГЭ не проверяется вообще. Например, критерий проверки микросочинений, приводящий к «0» баллов (5-10 предложений), -"существенное искажение авторской позиции».

Получается, что у проверяющих в наличии имеется готовая «авторская позиция»

Но как же тогда быть с символической природой литературы, предполагающей множественность прочтений? С герменевтикой, целостным анализом? Ведь в ХХ веке уже очевидно, что чем в художественном смысле произведение качественнее, тем сложнее (если вообще возможно) определять авторскую позицию. Достаточно упомянуть полифонический роман по Михаилу Бахтину, утверждающего принципиальную невозможность определения авторской позиции в определенных жанрах. Следовательно, этот критерий - дело вкуса и знаний проверяющих, а не объективная оценка.

В сочинении части два (не менее 200 слов) вновь возникает этот критерий («авторская позиция»). И еще присутствует критерий «раскрытия темы сочинений». Критерий абсолютно произвольный, потому что сам предмет художественного изображения в литературе включает различные темы, или тема может быть как в матрешке - включена в следующую тему, а та, в свою очередь, еще в следующую. Темы могут соединяться сложными ассоциативными цепочками, выводить к другим текстам (интертекстуальность), быть «ложными» внутри сложной композиции. Достаточно одного неточного критерия, чтобы оценка по ЕГЭ приобрела вкусовой характер и полностью зависела от знания и понимания проверяющего.

Доказать, что тема раскрыта или не раскрыта - почти невозможно, тем самым смысл объективности оценки исчезает

У меня неоднократно были случаи, когда мои ученики побеждали на олимпиадах филологического факультета МГУ или поступали в Литературный институт им. Горького (пройдя творческий конкурс и собеседование), или становились призерами Всероссийской олимпиады по литературе - и с трудом набирали минимальное для прохождения количество баллов на ЕГЭ.

Так, одной ученице снизили баллы потому, что она в рассказе Бунина «Господин из Сан-Франциско» в названии корабля «Атлантида» увидела символический смысл. А проверяющий не увидел, возможно, не знал, что Атлантида - это погибшая в воде цивилизация…

ЕГЭ по литературе - это как если бы на экзамене по кулинарии от повара требовали не приготовить качественную и вкусную еду, а написать меню (количество продуктов в граммах и пропорции оных в блюде). И потом съесть его

Главное «преступление» ЕГЭ - понижение планки анализа текста, уничтожение собственной позиции, привычка к лицемерию, когда учащийся пишет не то, что думает о произведении, а то, чему его учит репетитор по сдаче ЕГЭ. Все это очевидные вещи, и поэтому Минобразования вынуждено возвращает в школу выпускное сочинение, чтобы хоть как-то соотнести предмет литературы и критерии проверки его усвояемости в школе.

Тем не менее я решил провериться сам и написал ЕГЭ по литературе (демонстрационный материал за 2016 год).

В экзамене 17 заданий. Разбиты задания на две части. Первая часть - на два комплекса. Вторая часть - сочинение на одну из трех предложенных тем в объеме не менее 200 слов.

В первой части (комплекс 1) - 7 теоретических вопросов к тексту, предложенному для анализа, и два микросочинения (5-10 предложений), являющиеся развернутыми ответами на вопросы (вопросы № 8, 9) к прилагаемому тексту.Текст - фрагмент из романа Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети». Сразу хронометраж. На выполнение заданий отводится 235 минут.

Я выполнил задания за 80 минут. Теоретическую часть - за 20. Остальное время - писал ответы и сочинение. Естественно, сравнивать скорость моего анализа с ученической - некорректно. Я практикующий литератор, автор множества статей и книг, диссертаций и исследований.

Все-таки подтверждается мое мнение о том, что ЕГЭ по литературе - это понижение планки требований и упрощение

Логично, что государство, нуждающееся в разумных гражданах, вынуждено компенсировать нижнюю планку ЕГЭ вновь возвращенным сочинением.

Итак, первые семь вопросов носят характер теоретический:

1. К какому жанру относится произведение И. С. Тургенева «Отцы и дети»?

2. Как называлось негативное умонастроение, культивируемое Базаровым и Аркадием Кирсановым?

3. Внутренний и внешний демократизм Базарова созвучен духу описываемой автором эпохи. Укажите фамилию властителя дум революционно-демократической молодежи тех лет - литературного критика, памяти которого посвящены «Отцы и дети».

4. Установите соответствие между персонажами, фигурирующими в данном фрагменте, и их дальнейшей судьбой: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

5. Как называется значимая подробность, являющаяся средством художественной характеристики (например, отмеченные автором базаровский балахон и английский сьют Павла Петровича)?

6. Старший Кирсанов и Базаров с первых страниц произведения противопоставлены друг другу. Как называется прием резкого противопоставления, используемый в художественном произведении?

7. «Отцы и дети» образно и тематически перекликаются с известным произведением И. А. Гончарова, названным по фамилии главного героя. Укажите фамилии двух гончаровских персонажей, один из которых внутренне близок Базарову, а другой является его полной противоположностью

Вопросы № 1 и № 2 выявляют элементарные знания по теории литературы и затруднений не вызвали. Вопрос № 4 проверяет знание сюжета, причем для ответа на этот вопрос достаточно прочитать краткое содержание. Вопрос № 5 некорректно сформулирован и поэтому правильный ответ «художественная деталь» будет засчитан как неправильный, потому что в ответах написано просто «деталь» (хотя при формулировке задания предлагается отвечать «словом или словосочетанием»). Тут необходимо убрать двусмысленность и в ответах указывать все возможные варианты: как одним словом, так и словосочетанием. Вопрос № 6 - снова вопрос по теории, причем сам термин «контраст» шире литературного употребления и вполне применим в жизни. Поэтому ученик, обладающий сообразительностью, может угадать ответ исходя из подсказки: «противопоставление друг другу». Последний вопрос требует, как минимум, знать героев изучаемого в школе романа «Обломов». Что касается смысла, то, конечно же, Базаров и Штольц совсем внутренне не близки. Скорее, Обломов, бросающий своим поведением вызов общественной норме - ближе Базарову, чем живущий по нормам Штольц.

Здесь яркий пример непонимания великого романа теми, кто составляет задания по ЕГЭ

Интересен третий вопрос, поскольку у меня он вызвал затруднение. Я, честно говоря, не мог вспомнить, кому посвящен роман (тут проверка внимания). Но выручила логика. Кумирами были и Белинский, и Добролюбов, и Чернышевский, и Писарев. Но к моменту выхода романа в 1862 году кумирами могли быть либо Белинский, либо Добролюбов (1859). Причем Добролюбов только умер и, казалось бы, что посвящение ему - логичнее. Но тут я вспомнил, что Белинского Тургенев ценил и уважал, а Добролюбова презирал (и прервал сотрудничество с «Современником» Некрасова в том числе из-за Добролюбова). Таким образом, остался один Белинский и ответ оказался верным.

Вопросы-темы для микросочинений достаточно просты и при этом разумны, поскольку проверяют умение анализировать текст и вписывать произведение в контекст русской литературы:

8. Как в данном эпизоде «Отцов и детей» намечается основной конфликт произведения?

9. В каких произведениях русской классики отображен конфликт между представителями разных поколений и в чем эти произведения можно сопоставить с тургеневскими «Отцами и детьми»?

В ответе на восьмой вопрос я анализировал роль детали в одежде и портретах героев. В девятом сравнивал проблему отцов и детей в «Войне и мире» на примере семьи Болконских и в «Тарасе Бульбе» - в трагедии отношений Тараса и Андрия.

Второй комплекс задания № 1 предлагает для анализа лирический текст, в нашем случае - стихотворение А. Блока «Россия».

10. Назовите модернистское поэтическое течение, одним из ярких представителей которого являлся А. А. Блок.

11. Укажите номер строфы (порядковое числительное в именительном падеже), в которой поэт использует анафору.

12. Из третьей строфы выпишите эпитет, являющийся одной из характеристик центрального образа стихотворения А. А. Блока.

13. Из приведенного ниже перечня выберите три названия художественных средств и приемов, использованных поэтом во второй строфе данного стихотворения. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) гипербола 2) инверсия 3) ирония 4) повтор 5) сравнение

14. Укажите размер, которым написано стихотворение А. А. Блока «Россия» (без указания количества стоп).

Ответы на теоретические вопросы заняли у меня менее пяти минут. Не уверен, что стоило обучать литературе 11 лет, чтобы свести проверку знания литературы к столь простым вопросам.

А вот микросочинения вызвали некоторые раздумья:

15. Каким чувством проникнуто обращение поэта к России?

Вопрос № 15 слишком обтекаем. Очевидно, речь идет о любви к России. Но ведь есть в стихотворении и сострадание, и жалость, и восхищение, и отчаяние, и надежда. Примитивность вопроса ограничивает анализ и ответ, увы, тоже должен быть примитивным, хотя описанная Блоком любовь - это сложный комплекс чувств, во многом противоречащих друг другу.

16. В каких произведениях русских поэтов создан образ России и в чем его сходство и различие в этих произведениях и стихотворении А. А. Блока?

Здесь, наоборот, тема бесконечна, потому что любовь к России звучит уже в «Слове о полку Игореве», у Тредиаковского, Ломоносова, Державина и далее по списку - у всех крупных (и не очень крупных) русских поэтов. Здесь, по-хорошему, потребовалось бы провести типологию «образов России» и лишь потом сравнивать блоковскую Россию (тоже меняющую свой облик от ранней софийной мистической красоты к туманностям Незнакомки и потом - к пошлости Катьки в «Двенадцати») с Россией других авторов.

Во второй части были предложены три темы (требовалось написать сочинение «в объеме не менее 200 слов»):

Как в поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри» отражено столкновение мечты с действительностью?

В чем противопоставлены друг другу образы Катерины и Варвары? (По пьесе А. Н. Островского «Гроза»)

Как в прозе М. А. Булгакова раскрывается тема нравственного выбора человека? (По роману «Белая гвардия» или «Мастер и Маргарита»)

Я выбрал для анализа роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита». Требование «опирайтесь на авторскую позицию и формулируйте свою точку зрения» выглядит абсурдно, потому что авторская точка зрения на роман неизвестна никому, включая Булгакова (роман не завершен). Кроме того, тема сформулирована крайне плохо (термин «проза» предполагает корпус прозаических текстов, а анализировать следует лишь один текст), но толкования романа столь разнообразны, что тема, если ее обозначить просто как «нравственный выбор героев романа», представляет творческий интерес.

Следует сказать, что роман чрезвычайно сложен для анализа, и я сам, многие годы профессионально занимаясь герменевтикой, не могу назвать ни одного устраивающего меня прочтения «Мастера и Маргариты»

Писал я сочинение 20 минут, но в данном случае я лишь формулировал уже сложившиеся у меня оценки и позиции, поскольку писал об этом произведении научные работы. На самом деле сложность темы предполагает значительно более продолжительную работу.

Но из всех заданий - это единственное, в котором ученик может проявить свою индивидуальность, во всяком случае, спор между Воландом и Левием Матфеем, Мастером-творцом и сломленным системой писателем, Иешуа и Пилатом - не завершен. И читатель становится участником спора и занимает в силу своего нравственного выбора ту или иную сторону. Правда, индивидуальность оценки в сочинении будет для ученика дополнительным фактором риска и если его выводы не совпадут с оценками проверяющих - на сочинении можно потерять много баллов.

Что в сухом остатке? Из 17 заданий творческое - одно. Микросочинения проверяют умение кратко и точно формулировать мысли, анализировать тексты различных родов литературы (проза, эпос, драма, лирика) и вводить произведение в контекст русской литературы. Теоретическая часть примитивна и ничего, кроме знания терминов и краткого содержания, не проверяет.

Как минимум такой экзамен должен быть двухуровневый - стандартный уровень для обычных форм обучения и повышенный для профильных и гимназических классов

Очевидно, что ни умение мыслить, ни умение эстетически оценивать художественный текст, ни умение доказывать свою мысль устно - не проверяются. По сути, предмет литературы в школе «стараниями» создателей ЕГЭ сведен к повторению заученных терминов и формулировки мнений, сформировавшихся у учителей, проверяющих задания.

Конечно, такой способ проверки помимо того, что весь выпускной класс отвлекает и учеников, и учителей от спокойного и вдумчивого прочтения сложных произведений ХХ века, уничтожает сам смысл литературы в школе.

Главное, экзамен по литературе должен логически и содержательно вытекать из самого предмета и проверять именно то, что дает изучение литературы в школе. Поэтому вначале должен быть изменен позитивистский подход к гуманитарному образованию в школе, и только потом возникнуть разумные экзамены, венчающие изучение литературы, а не противоречащие ее смыслам.

И, естественно, нынешний экзамен должен быть изменен. Я мог бы предложить вариант разумного экзамена, стимулирующего развитие творческих способностей учащихся и связывающего умение читать и понимать с умением писать самому, но это уже тема другой статьи.

Часть 1. Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания 1-9.

Вот мы и дома, - промолвил Николай Петрович, снимая картуз и встряхивая волосами. - Главное, надо теперь поужинать и отдохнуть.

Поесть действительно не худо, - заметил, потягиваясь, Базаров и опустился на диван.

Да, да, ужинать давайте, ужинать поскорее. - Николай Петрович без всякой видимой причины потопал ногами. - Вот кстати и Прокофьич.

Вошёл человек лет шестидесяти, беловолосый, худой и смуглый, в коричневом фраке с медными пуговицами и в розовом платочке на шее. Он осклабился, подошёл к ручке к Аркадию и, поклонившись гостю, отступил к двери и положил руки за спину.

Вот он, Прокофьич, - начал Николай Петрович, - приехал к нам наконец... Что? как ты его находишь?

В лучшем виде-с, - проговорил старик и осклабился опять, но тотчас же нахмурил свои густые брови. - На стол накрывать прикажете? - проговорил он внушительно.

Да, да, пожалуйста. Но не пройдёте ли вы сперва в вашу комнату, Евгений Васильич?

Нет, благодарствуйте, незачем. Прикажите только чемоданишко мой туда стащить да вот эту одежонку, - прибавил он, снимая с себя свой балахон.

Очень хорошо. Прокофьич, возьми же их шинель. (Прокофьич, как бы с недоумением, взял обеими руками базаровскую «одежонку» и, высоко подняв её над головою, удалился на цыпочках.) А ты, Аркадий, пойдёшь к себе на минутку?

Да, надо почиститься, - отвечал Аркадий и направился было к дверям, но в это мгновение вошёл в гостиную человек среднего роста, одетый в тёмный английский сьют, модный низенький галстух и лаковые полусапожки, Павел Петрович Кирсанов. На вид ему было лет сорок пять: его коротко остриженные седые волосы отливали тёмным блеском, как новое серебро; лицо его, желчное, но без морщин, необыкновенно правильное и чистое, словно выведенное тонким и лёгким резцом, являло следы красоты замечательной; особенно хороши были светлые, чёрные, продолговатые глаза. Весь облик Аркадиева дяди, изящный и породистый, сохранил юношескую стройность и то стремление вверх, прочь от земли, которое большею частью исчезает после двадцатых годов. Павел Петрович вынул из кармана панталон свою красивую руку с длинными розовыми ногтями, - руку, казавшуюся ещё красивей от снежной белизны рукавчика, застёгнутого одиноким крупным опалом, и подал её племяннику. Совершив предварительно европейское «shake hands», он три раза, по-русски, поцеловался с ним, то есть три раза прикоснулся своими душистыми усами до его щёк, и проговорил: «Добро пожаловать» Николай Петрович представил его Базарову: Павел Петрович слегка наклонил свой гибкий стан и слегка улыбнулся, но руки не подал и даже положил её обратно в карман.

Я уже думал, что вы не приедете сегодня, - заговорил он приятным голосом, любезно покачиваясь, подёргивая плечами и показывая прекрасные белые зубы. - Разве что на дороге случилось?

Ничего не случилось, - отвечал Аркадий, - так, замешкались немного. (И.С. Тургенев, «Отцы и дети»)

Назовите литературное направление, в русле которого развивалось творчество И.С. Тургенева и принципы которого нашли своё воплощение в «Отцах и детях».

1. К какому жанру относится произведение И.С. Тургенева «Отцы и дети»?

2. Как называется средство характеристики персонажа, строящееся на описании его внешности («На вид ему было лет сорок пять...»)?

3. Установите соответствие между персонажами, фигурирующими в данном фрагменте, и их дальнейшей судьбой: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПЕРСОНАЖИ. ДАЛЬНЕЙШАЯ СУДЬБА

A. Евгений Базаров

Б. Николай Кирсанов

B. Павел Кирсанов

1) получает ранение на дуэли

2) женится на сестре Одинцовой

3) умирает от тяжёлой болезни

4) женится на Фенечке

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ: А Б В

4. Как называется значимая подробность, являющаяся средством художественной характеристики (например, отмеченные автором база- ровский балахон и английский сьют Павла Петровича)?

5. Старший Кирсанов и Базаров с первых страниц произведения противопоставлены друг другу. Как называется приём резкого противопоставления, используемый в художественном произведении?

6. В начале приведённого фрагмента герои общаются между собой, обмениваясь репликами. Как называется данный вид речи?

Для выполнения заданий 8 и 9 используйте БЛАНК ОТВЕТОВ № 2.Запишите сначала номер задания, а затем дайте прямой связный ответ на вопрос (примерный объём - 5-10 предложений).

Опирайтесь на авторскую позицию, при необходимости излагайте свою точку зрения. Аргументируйте ответ, опираясь на текст произведения. Выполняя задание 9, подберите для сопоставления два произведения разных авторов (в одном из примеров допустимо обращение к произведению того автора, которому принадлежит исходный текст); укажите названия произведений и фамилии авторов; обоснуйте Ваш выбор и сопоставьте произведения с предложенным текстом в заданном направлении анализа.

8. Как в данном эпизоде «Отцов и детей» намечается основной конфликт произведения?

9. В каких произведениях русской классики отображён конфликт между представителями разных поколений и в чём эти произведения можно сопоставить с тургеневскими «Отцами и детьми»?

Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания 10-16.

Опять, как в годы золотые,

Три стёртых треплются шлеи,

И вязнут спицы росписные В расхлябанные колеи...

Россия, нищая Россия,

Мне избы серые твои,

Твои мне песни ветровые - Как слёзы первые любви!

Тебя жалеть я не умею И крест свой бережно несу...

Какому хочешь чародею Отдай разбойную красу!

Пускай заманит и обманет, - Не пропадёшь, не сгинешь ты,

И лишь забота затуманит Твои прекрасные черты...

Ну что ж? Одно заботой боле - Одной слезой река шумней,

А ты всё та же - лес, да поле,

Да плат узорный до бровей...

И невозможное возможно,

Дорога долгая легка,

Когда блеснёт в дали дорожной Мгновенный взор из-под платка,

Когда звенит тоской острожной Г лухая песня ямщика!..

А.А. Блок, 1908

10. Назовите модернистское поэтическое течение, одним из ярких представителей которого являлся А.А. Блок.

11. Укажите номер строфы (порядковое числительное в именительном падеже), в которой поэт использует анафору.

Мне избы серые твои,

Т вои мне песни ветровые - Как слёзы первые любви!

13. Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом в четвёртой строфе данного стихотворения. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) гипербола, 2) инверсия, 3) ирония, 4) эпитет, 5) звукопись.

14. Укажите размер, которым написано стихотворение А.А. Блока «Россия» (без указания количества стоп).

Для выполнения заданий 15 и 16 используйте БЛАНК ОТВЕТОВ №

Запишите сначала номер задания, а затем дайте прямой связный ответ на вопрос (примерный объём - 5-10 предложений).Опирайтесь на авторскую позицию, при необходимости излагайте свою точку зрения. Аргументируйте ответ, опираясь на текст произведения.

Выполняя задание 16, подберите для сопоставления два произведения разных авторов (в одном из примеров допустимо обращение к произведению того автора, которому принадлежит исходный текст); укажите названия произведений и фамилии авторов; обоснуйте Ваш выбор и сопоставьте произведения с предложенным текстом в заданном направлении анализа.

15. Каким чувством проникнуто обращение поэта к России?

16. В каких произведениях русских поэтов создан образ России и в чём сходство и различие этих произведений со стихотворением А. А. Блока?

Часть 2. Для выполнения задания части 2 выберите только ОДНУ из предложенных тем сочинений (17.1-17.3). В БЛАНКЕ ОТВЕТОВ № 2 укажите номер выбранной Вами темы, а затем напишите сочинение на эту тему в объёме не менее 200 слов (если объём сочинения менее 150 слов, то оно оценивается 0 баллов). Опирайтесь на авторскую позицию и формулируйте свою точку зрения.

Аргументируйте свои тезисы, опираясь на литературные произведения (в сочинении по лирике необходимо проанализировать не менее трёх стихотворений). Используйте теоретико-литературные понятия для анализа произведения. Продумывайте композицию сочинения.

17.1. Как в поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри» отражено столкновение мечты с действительностью?

17.2. В чём противопоставлены друг другу образы Катерины и Варвары? (По пьесе А.Н. Островского «Гроза».)

17.3. Как в прозе М.А. Булгакова раскрывается тема нравственного выбора человека? (По роману «Белая гвардия» или «Мастер и Маргарита».)

Экзаменационная работа по литературе состоит из 3 частей.

  • Часть 1 включает в себя анализ фрагмента эпического, или лироэпического, или драматического произведения: 7 заданий с кратким ответом (В1-В7), требующих написания слóва, или сочетания слов, или последовательности цифр, и 2 задания с развёрнутым ответом (С1-С2), в объёме 5-10 предложений.
  • Часть 2 включает в себя анализ лирического произведения: 5 заданий с кратким ответом (В8-В12) и 2 задания с развёрнутым ответом в объёме 5-10 предложений (С3-С4). Выполняя задания С1-С4, постарайтесь сформулировать прямой связный ответ на поставленный вопрос, избегая пространных вступлений и характеристик, соблюдая нормы речи. Указание на объём развёрнутых ответов в частях 1 и 2 условно; оценка ответа зависит от его содержательности.
  • Часть 3 включает 3 задания, из которых нужно выбрать только ОДНО и дать на него развёрнутый аргументированный ответ в жанре сочинения на литературную тему объёмом не менее 200 слов.

При выполнении заданий с развёрнутым ответом опирайтесь на авторскую позицию, формулируйте свою точку зрения, используйте теоретико-литературные понятия для анализа произведения.

Продолжительность ЕГЭ по литературе - 4 часа (240 минут). Рекомендуем не более 2 часов отвести на выполнение заданий частей 1 и 2, а на часть 3 - 2 часа.

Ответы в бланках ЕГЭ записываются чётко и разборчиво яркими чёрными чернилами. Допускается использование гелевой, капиллярной или перьевой ручек.

При выполнении заданий Вы можете пользоваться черновиком, но записи в нем не будут учитываться при оценке работы.

Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям.

Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.

Часть 1

Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания B1-B7; C1, C2.

Вот мы и дома, - промолвил Николай Петрович, снимая картуз и встряхивая волосами. - Главное, надо теперь поужинать и отдохнуть.
- Поесть действительно не худо, - заметил, потягиваясь, Базаров и опустился на диван.
- Да, да, ужинать давайте, ужинать поскорее. - Николай Петрович без всякой видимой причины потопал ногами. - Вот кстати и Прокофьич.
Вошел человек лет шестидесяти, беловолосый, худой и смуглый, в коричневом фраке с медными пуговицами и в розовом платочке на шее. Он осклабился, подошел к ручке к Аркадию и, поклонившись гостю, отступил к двери и положил руки за спину.
- Вот он, Прокофьич, - начал Николай Петрович, - приехал к нам наконец... Что? как ты его находишь?
- В лучшем виде-с, - проговорил старик и осклабился опять, но тотчас же нахмурил свои густые брови. - На стол накрывать прикажете? - проговорил он внушительно.
- Да, да, пожалуйста. Но не пройдёте ли вы сперва в вашу комнату, Евгений Васильич?
- Нет, благодарствуйте, незачем. Прикажите только чемоданишко мой туда стащить да вот эту одежонку, - прибавил он, снимая с себя свой балахон.
- Очень хорошо. Прокофьич, возьми же их шинель. (Прокофьич, как бы с недоумением, взял обеими руками базаровскую «одежонку» и, высоко подняв её над головою, удалился на цыпочках.) А ты, Аркадий, пойдёшь к себе на минутку?
- Да, надо почиститься, - отвечал Аркадий и направился было к дверям, но в это мгновение вошел в гостиную человек среднего роста, одетый в тёмный английский сьют, модный низенький галстух и лаковые полусапожки, Павел Петрович Кирсанов. На вид ему было лет сорок пять: его коротко остриженные седые волосы отливали тёмным блеском, как новое серебро; лицо его, желчное, но без морщин, необыкновенно правильное и чистое, словно выведенное тонким и лёгким резцом, являло следы красоты замечательной; особенно хороши были светлые, чёрные, продолговатые глаза. Весь облик Аркадиева дяди, изящный и породистый, сохранил юношескую стройность и то стремление вверх, прочь от земли, которое большею частью исчезает после двадцатых годов.
Павел Петрович вынул из кармана панталон свою красивую руку с длинными розовыми ногтями, - руку, казавшуюся ещё красивей от снежной белизны рукавчика, застёгнутого одиноким крупным опалом, и подал её племяннику. Совершив предварительно европейское «shake hands», он три раза, по-русски, поцеловался с ним, то есть три раза прикоснулся своими душистыми усами до его щёк, и проговорил: «Добро пожаловать».
Николай Петрович представил его Базарову: Павел Петрович слегка наклонил свой гибкий стан и слегка улыбнулся, но руки не подал и даже положил её обратно в карман.
- Я уже думал, что вы не приедете сегодня, - заговорил он приятным голосом, любезно покачиваясь, подёргивая плечами и показывая прекрасные белые зубы. - Разве что на дороге случилось?
- Ничего не случилось, - отвечал Аркадий, - так, замешкались немного.

(И.С. Тургенев, «Отцы и дети».)

Ответом к заданиям B1-B7 является слово, или словосочетание, или последовательность цифр. Впишите ответы сначала в текст работы, а затем перенесите их в бланк ответов № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую букву (цифру) пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

В1 Назовите литературное направление, в русле которого развивалось творчество И.С. Тургенева и принципы которого нашли своё воплощение в «Отцах и детях».

В2 К какому жанру относится произведение И.С. Тургенева «Отцы и дети»?

Ответ: ___________________________.

В3 Как называется средство характеристики персонажа, строящееся на описании его внешности («На вид ему было лет сорок пять…»)?

Ответ: ___________________________.

В4 Установите соответствие между персонажами, фигурирующими в данном фрагменте, и их дальнейшей судьбой.
К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Ответ запишите цифрами в таблице и перенесите в бланк ответов № 1.

А Б В

В5 Как называется значимая подробность, являющаяся средством художественной характеристики (например, отмеченные автором базаровский балахон и английский сьют Павла Петровича)?

Ответ: ___________________________.

В6 Старший Кирсанов и Базаров с первых страниц произведения даны в противопоставлении. Как называется приём резкого противопоставления, используемый в художественном произведении?

Ответ: ___________________________.

В7 В начале приведённого фрагмента герои общаются между собой, обмениваясь репликами. Как называется данный вид речи?

Ответ: ___________________________.

Для выполнения заданий С1 и С2 используйте бланк ответов № 2. Запишите сначала номер задания, а затем дайте прямой связный ответ на вопрос (примерный объём - 5-10 предложений).
Опирайтесь на авторскую позицию, при необходимости излагайте свою точку зрения. Аргументируйте ответ, опираясь на текст произведения.
Выполняя задание С2, приведите не менее двух позиций сопоставления (позицией сопоставления считается указание автора и названия художественного произведения с обязательным обоснованием Вашего выбора; можно приводить в качестве позиций сопоставления два произведения одного автора за исключением того автора, чьё произведение рассматривается в задании).

С1 Как в данном эпизоде «Отцов и детей» намечается основной конфликт произведения?

С2 В каких произведениях русской классики отображён конфликт между представителями разных поколений и в чём эти произведения можно сопоставить с тургеневскими «Отцами и детьми»?

Часть 2

Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания B8-B12; C3, C4.

Опять, как в годы золотые,
Три стёртых треплются шлеи,
И вязнут спицы росписные
В расхлябанные колеи...

Россия, нищая Россия,
Мне избы серые твои,
Твои мне песни ветровые -
Как слёзы первые любви!

Тебя жалеть я не умею
И крест свой бережно несу...
Какому хочешь чародею
Отдай разбойную красу!

Пускай заманит и обманет, -
Не пропадёшь, не сгинешь ты,
И лишь забота затуманит
Твои прекрасные черты...

Ну что ж? Одно заботой боле -
Одной слезой река шумней,
А ты всё та же - лес, да поле,
Да плат узорный до бровей...

И невозможное возможно,
Дорога долгая легка,
Когда блеснёт в дали дорожной
Мгновенный взор из-под платка,
Когда звенит тоской острожной
Глухая песня ямщика!..

(А.А. Блок, 1908)

Ответом к заданиям B8-B12 является слово, или словосочетание, или последовательность цифр. Впишите ответы сначала в текст работы, а затем перенесите их в бланк ответов № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую букву (цифру) пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

В8 Назовите модернистское поэтическое течение начала XX в., одним из ярких представителей которого являлся А.А. Блок.

Ответ: ___________________________.

В9 Укажите номер строфы (порядковое числительное в именительном падеже), в которой поэт использует анафору.

Ответ: ___________________________.

В10 Укажите приём, к которому прибегает автор в строках:

Мне избы серые твои,
Твои мне песни ветровые -
Как слёзы первые любви !

Ответ: ___________________________.

В11 Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом в четвёртой строфе данного стихотворения.

1) гипербола
2) инверсия
3) ирония
4) эпитет
5) звукопись

Впишите соответствующие номера в таблицу в порядке возрастания и перенесите в бланк ответов № 1.

В12 Укажите размер, которым написано стихотворение А.А. Блока «Россия» (без указания количества стоп).

Ответ: ___________________________.

Для выполнения заданий С3 и С4 используйте бланк ответов № 2.
Запишите сначала номер задания, а затем дайте прямой связный ответ на вопрос (примерный объём - 5-10 предложений).
Опирайтесь на авторскую позицию, при необходимости излагайте свою точку зрения. Аргументируйте ответ, опираясь на текст произведения. Выполняя задание С4, приведите не менее двух позиций сопоставления (позицией сопоставления считается указание автора и названия художественного произведения с обязательным обоснованием Вашего выбора; можно приводить в качестве позиций сопоставления два произведения одного автора за исключением того автора, чьё произведение рассматривается в задании).
Ответы записывайте чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи.

С3 Каким чувством проникнуто обращение поэта к России?

С4 В каких произведениях русских поэтов создан образ России и в чём их сходство и различие со стихотворением А.А. Блока?

Часть 3

Для выполнения задания части 3 выберите только ОДНУ из предложенных тем сочинений (С5.1, С5.2, С5.3).
В бланке ответов №2 укажите номер выбранной Вами темы, а затем напишите сочинение на эту тему в объёме не менее 200 слов (если объём сочинения менее 150 слов, то оно оценивается 0 баллов).
Опирайтесь на авторскую позицию и формулируйте свою точку зрения. Аргументируйте свои тезисы, опираясь на литературные произведения (в сочинении по лирике необходимо проанализировать не менее трёх стихотворений).
Используйте теоретико-литературные понятия для анализа произведения.
Продумывайте композицию сочинения.
Сочинение пишите чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи.

С5.1 Как в поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри» отражено столкновение мечты с действительностью?

С5.2 В чем смысл сопоставления образов Катерины и Варвары? (По пьесе А.Н. Островского «Гроза».)

С5.3 Как в прозе М.А. Булгакова раскрывается тема нравственного выбора человека? (По роману «Белая гвардия» или «Мастер и Маргарита».)

Система оценивания экзаменационной работы по литературе

За правильный ответ на задания В1-В12 ставится 1 балл, за неверный ответ или его отсутствие - 0 баллов.

Ответы к заданиям В1-В12

№ задания Ответ
В1 реализм
В2 роман
В3 портрет
В4 341
В5 деталь
В6 антитеза<или>контраст
В7 диалог
В8 символизм
В9 шестая
В10 сравнение
В11 245
В12 ямб

Критерии проверки и оценивания выполнения заданий с развёрнутым ответом

Оценка выполнения заданий С1 и С3, требующих написания развёрнутого ответа в объёме 5-10 предложений

Указание на объём условно; оценка ответа зависит от его содержательности (при наличии глубоких знаний экзаменуемый может ответить в большем объёме; при умении точно формулировать свои мысли экзаменуемый может достаточно полно ответить в меньшем объёме).

Критерии Баллы

Включение произведения в литературный контекст и убедительность аргументов

а) экзаменуемый отвечает на вопрос, опираясь на авторскую позицию, указывает названия двух произведений и их авторов*, убедительно обосновывает выбор каждого произведения;
фактические ошибки в ответе отсутствуют;

4

б) экзаменуемый отвечает на вопрос, опираясь на авторскую позицию, указывает названия двух произведений и их авторов,
но
не всегда убедительно обосновывает выбор каждого произведения;
и / или убедительно обосновывает выбор одного из произведений;
и / или допускает 1 фактическую ошибку;

3

в) экзаменуемый отвечает на вопрос, опираясь на авторскую позицию;
но
указывает название только одного произведения и его автора, убедительно обосновывает свой выбор;
и / или допускает 2 фактические ошибки;

2

г) экзаменуемый, отвечая на вопрос, не опирается на авторскую позицию,
и/ или указывает названия двух произведений и их авторов,
но
не обосновывает свой выбор
и / или допускает 3 фактические ошибки;

1

д) экзаменуемый не отвечает на вопрос, или даёт ответ, который содержательно не соотносится с поставленной задачей и не опирается на авторскую позицию;
и/или указывает название одного произведения и его автора, но не обосновывает свой выбор;
и / или допускает более 3 фактических ошибок.

0
Максимальный балл 4

*Допустимо указание двух произведений одного автора за исключением того автора, чьё произведение рассматривается в задании.

Оценка выполнения заданий С5.1, С5.2, С5.3,
требующих написания развёрнутого аргументированного ответа в жанре
сочинения объёмом не менее 200 слов

Среди пяти критериев, по которым оценивается сочинение, первый критерий (содержательный аспект) является главным. Если при проверке работы эксперт по первому критерию ставит 0 баллов, задание части 3 считается невыполненным и дальше не проверяется. По четырём другим (2, 3, 4, 5) в «Протокол проверки ответов на задания» бланка № 2 выставляется 0 баллов.

Оценка по первой позиции оценивания задания части 3 ставится в колонку 7 протокола, по второй позиции - в колонку 8, по третьей - в колонку 9, по четвёртой - в колонку 10, по пятой - в колонку 11.

При оценке выполнения заданий части 3 следует учитывать объём написанного сочинения. Экзаменуемым рекомендован объём не менее 200 слов. Если в сочинении менее 150 слов (подсчёт слов включает все слова, в том числе и служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов.

При объёме сочинения от 150 до 200 слов предельное количество ошибок для каждого балльного уровня не меняется.

Критерий Баллы
1.Глубина приводимых суждений и убедительность аргументов

а) экзаменуемый даёт прямой связный ответ на вопрос, опираясь на авторскую позицию, при необходимости формулирует свою точку зрения; убедительно обосновывает свои тезисы, подтверждает свои мысли текстом, не подменяет анализ пересказом текста; фактические ошибки и неточности отсутствуют;

3

б) экзаменуемый даёт прямой связный ответ на вопрос, опираясь на авторскую позицию, при необходимости формулирует свою точку зрения, не подменяет анализ пересказом текста,
но
при ответе не все тезисы убедительно обосновывает; и / или допускает 1 фактическую ошибку;

2

в) экзаменуемый понимает суть вопроса,
но
не даёт прямого ответа на вопрос;
и (или) не опирается на авторскую позицию, ограничиваясь
собственной точкой зрения;
и (или) неубедительно обосновывает свои тезисы;
и (или) частично подменяет анализ текста его пересказом;
и (или) допускает 2 фактические ошибки;

1

г) экзаменуемый не справляется с заданием:
не даёт ответа на вопрос;
и (или) подменяет анализ пересказом текста;
и (или) допускает 3 фактические ошибки и более.

0
2. Уровень владения теоретико-литературными понятиями
а) экзаменуемый использует теоретико-литературные понятия для анализа произведения; ошибки и неточности в использовании понятий отсутствуют 2

б) экзаменуемый включает в текст сочинения теоретико- литературные понятия,
но
не использует их для анализа произведения,
и / или допускает 1 ошибку в их употреблении

1

в) экзаменуемый не использует теоретико-литературные понятия;
или допускает более 1 ошибки в их употреблении.

0
3. Обоснованность привлечения текста произведения

а) текст рассматриваемого произведения привлекается разносторонне и обоснованно (цитаты с комментариями к ним, краткий пересказ содержания, необходимый для доказательства суждений, обращение к микротемам текста и их интерпретация, разного рода ссылки на изображённое в произведении и т.п.)

3

б) текст привлекается разносторонне,
но
не всегда обоснованно,
и / или имеются отдельные случаи привлечения текста вне прямой
связи с выдвинутым тезисом

2
в) текст привлекается только как пересказ изображённого 1
г) текст не привлекается, суждения текстом не обосновываются 0
4. Композиционная цельность и логичность изложения

а) сочинение характеризуется композиционной цельностью, его части логически связаны, внутри смысловых частей нет нарушений последовательности и необоснованных повторов

3

б) сочинение характеризуется композиционной цельностью, его части логически связаны между собой,
но
внутри смысловых частей есть нарушения последовательности и необоснованные повторы

2

в) в сочинении прослеживается композиционный замысел,
но
есть нарушения композиционной связи между смысловыми частями,
и (или) мысль повторяется и не развивается

1

г) в сочинении не прослеживается композиционного замысла, допущены грубые нарушения последовательности частей высказывания, существенно затрудняющие понимание смысла сочинения

0
5. Следование нормам речи
а) речевых ошибок нет, или допущена 1 речевая ошибка; 3
б) допущены 2-3 речевые ошибки; 2
в) допущены 4 речевые ошибки; 1

г) количество допущенных речевых ошибок существенно затрудняет понимание смысла высказывания (допущено 5 и более речевых ошибок)

0
Максимальный балл 14