Гоша, он же Гога, он же Юра, он же Гора… Идеал Мужчины? Вот почему неотразимый Гога, он же Жора — настоящий психопат


Гога из фильма Москва слезам не верит - идеальный мужчина, тонко воплощенный в отечественном кинематографе... или изощренный эмоциональный вампир?
Однако с некоторых пор меня одолевает вопрос: все ли так гладко с этим идеальным мужчиной?

Как раз вчера в очередной раз показывали этот фильм по ТВ.

Гошу последние пару десятков лет в сети безжалостно полощут. В чем только не обвиняют этого героя без недостатков.
И в нарциссизме, и в прагматизме, наглости и фамильярности, лживости и манипулировании. В общем не принц на белом коне, а то еще..

Начнем:
В электричке Гога сходу ведет себя бесцеремонно, нарушая личные границы незнакомой женщины. Сначала он ее упорно разглядывает, затем цепляется с разговором (быстро сократить дистанцию), в ходе которого ставит героине несколько диагнозов (мужика нет, по работе - не выше, чем мастер, сам же не спросил у самой Катерины, где и кем она работает.), потом неуместно переходит на ты. Отчего Катерину совершенно справедливо коробит, и она стремится отвязаться от этого типа.

Гога невольно проговаривается, чему он завидует, что Катерина занимает должность мастера.
На самом деле, для Гоги, видимо, это предел мечтаний. Которого достигнуть не удалось из за несносного характера, недостаточного профессионализма или элементарной ненадежности (разве можно положиться на запойного алкоголика?).

Навязывает себя в качестве провожатого - при этом не забыв обратить внимание Катерины на то, что денег у него хватит только на такси до ее дома, а уж до своего ему придется идти пешком. Мол, оцени размах моей жертвы.


Начинаются ухаживания:
Он впервые попадает в гости и тут же устраивает досмотр с пристрастием. Выясняет, что Катерина действительно не замужем.
Мозги начинают работать по полной..

Попав в квартиру, он осматривается и понимает, что это он удачно попал. Детали его беспардонного поведения в книге Валентина Черных, которая была положена в основу сценария:

Гога осмотрелся, заглянул в комнату Катерины.
- Ну как? - поинтересовалась Катерина.
- Годится. Судя по блеску стекол и ворсу ковра, убирала не больше суток назад. Готовилась к встрече со мной?
- Ты угадал, - подтвердила Катерина. - Угадывай дальше.
- Я думаю, что мы будем ужинать.
- Опять угадал. Только я минут десять отдохну.
- Отдыхай, - разрешил Гога.
Он прошел на кухню, открыл холодильник, изучил его содержимое, заглянул в настенные шкафы

Гога разрешает Катерине посидеть в кресле и бросается готовить ужин. Причем, заметьте, чужими руками, тут же приспосабливая Александру..

Само появление Гоги в квартире Катерины воскресным утром: его совершенно не колышет, что люди по выходным отсыпаются, что у них другие планы, что согласия на поездку ему никто не давал. Вспомним, он просто сообщил Катерине и Александре о пикнике и ушел, не дождавшись ни да, ни нет. А сейчас буквально пинками гонит их на шашлыки. Конечно, для их же блага, которое ему ведомо лучше, чем самим потенциальным облагодетельствованным! На природе, мол, отоспитесь.

Прозрачный воздух, березки, солнце, костер. У костра мужчины. Катерина засыпает в кресле. Потому что в выходной она привыкла отсыпаться..

В книге Черных присутствует диалог, в котором Катерина еще на пикнике пытается рассказать Гоге, кто она такая.
Вернее, даже рассказывает. Но тот словно не слышит ее и всячески переводит тему, иронизируя над ней и не забывая снова выпятить себя:

Гога, - предупредила Катерина, - несмотря на всю твою проницательность, я не та, за кого ты меня принимаешь.
- Конечно не та, - согласился Гога. - Ты лучше.
- Я серьезно.
- Она серьезно, - подтвердила Александра. - Она не из фабрики-прачечной, она крупный...
- ...руководитель промышленности, - улыбнулся Гога.
- Да, - подтвердила Катерина.
- Ты еще и депутат, конечно. Все руководители у нас депутаты.
- Да, - еще раз подтвердила Катерина.
- И они туда-сюда ездят по заграницам. И ты только вчера вернулась из Парижа.
- Не вчера, - поправила Александра. - Две недели назад.
- Не будем мелочиться, - сказал Гога. - День, неделя, плюс-минус - не имеет никакого значения.
- Я с тобой серьезно разговариваю, - сказала Катерина.
- Я тоже, - подтвердил Гога. - Ты серьезная женщина, я серьезный мужчина. Обо мне здесь так хорошо говорили, что ты, конечно, почувствовала некоторый комплекс неполноценности. Ты хочешь рассказать мне о своих достоинствах и достижениях. Обязательно поговорим. Сядем дома друг против друга: я тебе вопрос, ты мне ответ. Или будет один твой монолог на весь вечер. Я тебе обещаю. Мне очень интересно. А сейчас пошли по грибы.

Легкий намек на прощупывание почвы содержится в следующей сцене, описанной в книге Черных.
Катерина ночует у Людмилы, Гога звонит ей туда, и она по просьбе подруги зовет его приехать к ним.
Но Гога, который появляется и звонит почти каждый день (когда этого хочется ему), вдруг встает в позу. И чем горячее просит Катерина, тем непреклоннее Гога.
Не можешь приехать - не приезжай, но поддержать ощущение взаимности у якобы любимой женщины Гога может, и очень легко. Но не хочет.

Катерина все еще пытается отстаивать свои границы, напоминая, что вообще то, не надо так рьяно, без согласования с ней, вмешиваться в жизнь ее дочери. Гога ругает ее за приказной тон, угрожая, что если она еще раз такое себе позволит, то ноги его в этом доме не будет.
Освоился!
Угрожает разрывом и Катерина замолкает. И даже извиняется - пока сдержанно.
У нее уже начинает входить в привычку извиняться на ровном месте. Извиняться только потому, что из нее делают виноватую - причем, грубо и прилюдно.

Запомни, все и всегда я буду решать сам. На том простом основании, что я - мужчина. Сильно ведь звучит, убедительно.

В свете драки Гоши с нехорошей компанией имеет не хулиганский, а …педагогический смысл. Он сам ясно говорит об этом: Чтобы эти мальчишки знали, что на каждую силу найдется другая сила.
И, несмотря на то, что Катерина внешне противится подобному, и она, и зрители неизбежно оказываются на стороне Гоши.
Он не просто подрался с пацанами, он восстановил мировую гармонию. Иерархия неизбежна, и если дети - пусть и в великовозрастные- не способны понять устанавливаемые взрослыми правила - например, правило Катиной дочери дружить с кем хочешь - они обязаны быть наказаны.

И Гоша тут не уличный боец, а учитель, наставляющий молодежь на путь истинный. Таким же учителем и восстановителем порядка он выглядит и для Катерины Тихомировой, возвращающей ей традиционную женскую роль.

Гоша в считанные дни и даже часы преодолевает довольно большую дистанцию. Он слесарь, живет в коммуналке и пять рублей - значительная сумма для него. Катерина имеет большую квартиру и автомобиль, авторитет и большую зарплату.
И вот он уже курит ей в лицо в ее постели и отговаривает ее спать с ним (я кричу во сне, еще я храплю), а Катерина убеждает его, что он лучший.

А теперь вспомним случай, когда к ужину является Родион. Гога заметно нервничает. Я думаю, во многом и потому, что сравнивая себя с холеным и внешне успешным Родионом, ощущает острый укол ничтожности. У дамы, которую он уже вообразил своим трофеем, оказывается, вон какие ухажеры есть. А тут еще гость объявляет, что Катерина - директор завода. Какой меткий и мощный удар в самое больное Гогино место - патологическое эго, мечущееся от ничтожности к грандиозности! Гогу накрывает мощная волна нарциссического стыда, она буквально парализует его. Он не готов адекватно реагировать.
Он ощущает свою ничтожность. Она непереносима. И он моментально сливается.

Впадающий в тихую истерику от того, что социальный статус любимой женщины оказался выше его собственного.
Мужчина, когда то сознательно отказавшийся от карьерного роста, нажив к сорока годам кучу комплексов по этому поводу. Мужчина, решающий свои психологические проблемы недельным запоем, навсегда бросающий ради них любимую женщину, которая ни в чем перед ним не провинилась.

Чуть прижала жизнь - и потек, убежал к себе в коммуналку водку жрать от обиды, непонятно на что.

Помимо всего прочего, Катерина не видела реальных проблем семейной жизни. Отсюда она так легко относится к недостаткам Гоши. Например, к его выпивке - герой Баталова явно ведь говорит: …это дело я люблю…, правда, затем идет оправдание про закуску и компанию. Но это оказывается не важно - для женщины, не видевшей поведения пьяных мужей, этот порок не имеет никакого значения.

Поиски Гоши:

Героиня Муравьевой спрашивает у Катерины его фамилию, и Катерина застывает в шоке от самой себя: она понятия не имеет, какая фамилия у Гоги!
В повести Черных первые дни Катерина выпивает, потом решает не выйти на работу. Она рыдаети всех поднимает на уши, оторвав от дел. Все, кроме Гоги, утратило для нее значимость.

Но вот что интересно! Несмотря на существенную переработку сценария в фильме есть ряд, скажем так, не совсем понятных моментов. Основной из них мы видим в финальной части картины, где муж Антонины -Николай -отправляется на поиски Георгия Ивановича, он же Гога, он же Гоша. И через несколько часов приводит его в квартиру Катерины!
Как же он нашел его в огромной Москве, ведь кроме имени-отчества и нескольких малозначащих деталей из его биографии (типа шрама от удаления аппендицита) о Георгии Ивановиче никто ничего не знал?!

Но тут, киноляп, или про это просто забыли: в электричке, Гоша рассказывает Катерине, что живет он на Вернанского, там рядом Воронцовские пруды..

Как же Николаю удалось разыскать Гошу в огромной Москве всего лишь за несколько часов, да еще и найти время выпить с ним и пообщаться, убеждая приехать к Катерине?

Обратите внимание: дав себя уговорить вернуться, Гога смотрит на Катерину со скорбным лицом, но отнюдь не извиняется.
А вот Катерина перед ним извинится, очень прочувствованно и многократно, не сомневайтесь. И будет извиняться до того момента, пока не раскусит гнилую натуру Гоги, как когда то раскусила Родиона.

КАК ИСКАЛИ ГОШУ - ПРОДОЛЖЕНИЕ ИСТОРИИ В ПОВЕСТИ ВАЛЕНТИНА ЧЕРНЫХ

Из текста повести мы узнаем, что у Людмилы, постоянно находящейся в поисках мужчины своей мечты, есть друг - генерал КГБ по фамилии Еровшин, а параллельно с ним Людмила встречается еще и с неким режиссером.
С Еровшиным Людмила познакомилась вскоре после приезда в Москву и продолжала поддерживать отношения все эти годы.
Вот как генерал Еровшин описывается в начале 13-ой главы: Гоша на тот момент, после второго явления Рудольфа (отца Александры), уже пропал, и Екатерина предпринимает попытки его найти.

Они приехали после работы. Катерина проснулась и увидела Людмилу, Антонину и Николая, стоящих напротив нее. Катерина заплакала.
- Перестань, - грубовато потребовала Людмила. - Сама знаешь, Москва слезам не верит. Тут не плакать, а действовать надо.
- Как? - спросила Катерина.
- Попробуем разобраться, - заявил Николай. Он выпил после работы и поэтому был обстоятелен и рассудителен. - Ты его любишь, что ли?
- Люблю, - призналась Катерина.
- Это уже сложнее, - решил Николай. - Значит, выбросить и забыть не хочешь?
- Не могу.
- Он тебе предложение сделал? - спросила Антонина.
- Почти сделал.
- Почти не считается, - обрадовался Николай.
- Помолчи, - оборвала его Антонина. - Чему ты радуешься-то?
- Я не радуюсь, я пытаюсь разобраться, - обиделся Николай. - Значит, он не звонит и не приходит?
- Не звонит и не приходит.
- Так пойди ты, - предложил Николай. - Наступи на горло своей девичьей гордости.
- Мы не знаем, где он живет, - пояснила Александра.
- Нет проблем, - заявил Николай. - На это существует Мосгорсправка. Как его фамилия?
- Я не знаю его фамилии.
- Ну, мать, ты даешь! - воскликнула Людмила. - Даже фамилии не знаешь.
- Как будто ты всегда фамилию спрашивала! - возразила Катерина.
- Справедливое замечание, - согласилась Людмила. - Фамилию мы обычно узнаем в последний момент. Это все потому, что у нас не принято пользоваться визитными карточками. Там, на ихнем Западе, когда знакомятся, сразу визитную карточку вручают. А в ней все написано: и адрес, и телефон, и должность, и где работает, так что лапшу на уши не повесишь.
- Может, есть смысл еще подождать? - предположил Николай.
- Почти неделю жду.
- Беру тайм-аут для обдумывания сложившегося положения, - объявил Николай и сказал Александре: - Пойдем на кухню, у меня есть к тебе несколько вопросов.
- Не больше ста граммов, - предупредила Антонина. - Ты уже дважды взял на грудь, я тебя на себе не потащу.
- Почему ты меня оскорбляешь? - обиделся Николай.
- Я не оскорбляю, я предупреждаю.
На кухне Николай повздыхал и спросил у Александры:
- Сто граммов найдется? У меня после ста голова проясняется и приходят самые неожиданные решения.
Александра принесла припрятанную водку:
- Сто граммов в стакане - это сколько?
- Учись, все в жизни пригодится. - Николай налил в стакан водки и показал Александре. - Ровно сто, плюс минус два грамма.
Подруги продолжали разговор.
- А у тебя с ним близкие отношения были? - спросила Антонина.
- Были, - призналась Катерина.
- Смотри, как бы не залетела, как тогда с Рудольфом, - напомнила Антонина.
- Если залетела, буду рожать.
- Тогда это любовь, - согласилась Антонина. - Давайте будем искать. Только надо придумать как.
- Я придумала, - сообщила Людмила и прошла на кухню.
- Выйдите, - попросила она Николая и Александру, - мне надо поговорить тет-а-тет. - И начала набирать номер телефона.
Она вернулась к подругам и сообщила:
- Через двадцать минут подъедут специалисты по розыску пропавших.
- Или скрывающихся, - заметил Николай.
- Они и по этим специалисты, - заметила Людмила.
Через двадцать минут в дверь позвонили. Александра открыла. Вошел Еровшин и молодой мужчина.
- Здравствуйте, Александра, - сказал Еровшин.
- Здравствуйте. А вы меня знаете? - удивилась Александра.
- Со дня рождения. Даже раньше, за месяц до твоего рождения.
- Какой-то косяк пошел мужчин, которые меня знают со дня рождения. Неделю назад появился джентльмен, который утверждал, что он мой отец.
- Рачков из Останкина, что ли?
- Значит, это правда, что он мой отец?
- Это тебе только мать может подтвердить. И генетические тесты. Американцы это определяют с абсолютной точностью.
- У нас уже тоже, - заметил молодой мужчина и представился: - Петр Петрович.
Еровшин и Петр Петрович прошли в комнату Катерины.
- Здравствуйте, Катерина. - Еровшин поцеловал ей руку.
- Здравствуйте, Антонина. - И Антонине Еровшин поцеловал руку.
Антонина смутилась и спрятала руки за спину.
В комнату заглянул Николай.
- Значит, сами нашлись? - обрадовался он.
- Коля, - попросил Еровшин, - ты поразвлекай женщин, а мы с Катериной поговорим на кухне.
- С удовольствием, - ответил Николай.

Катерина, Еровшин и Петр Петрович прошли в кухню.
- Катерина, - начал Еровшин, - я знаю, что его зовут Георгий Иванович, но не исключено, что в паспорте записано Юрий Иванович и Егор Иванович. Ты паспорт его видела?
- Нет, конечно.
- В следующий раз не стесняйся посмотреть, - посоветовал Еровшин.
- Следующего раза не будет… А как вы это представляете? Пока мужчина спит, я залезаю ему в карман пиджака?
- Ничего зазорного в этом нет, - спокойно ответил Еровшин. - Но это все шум - сейчас нужна информация, а не советы. Людмила говорила, что он слесарь и занимается электроникой. Здесь какая-то нестыковка. Может быть, объяснишь?
- Насколько я поняла, он создает приборы, с помощью которых ученые что-то исследуют и защищают диссертации.
- Значит, научно-исследовательский институт. Когда вы с ним ходили или ездили по городу, вы ведь о чем-то говорили. Вспомни! Какие-нибудь такие фразы: здесь я жил в детстве, здесь я ходил в школу.
- Нет. Мы об этом не говорили.
- А ты с его слов знаешь, что он занимается электроникой?
- Не только. У них целая компания. Они выезжают на пикники, по грибы, на рыбалку. Когда мы были на пикнике, там были настоящие кандидаты и доктора наук. Молодые в основном.
- На любом пикнике, да и вообще в мужской компании в основном говорят о женщинах, о службе в армии и о работе. Все это мужиков объединяет. О чем говорили на пикнике?
- Что мы отстаем в электронике. Что у них недавно заменяли ЭВМ Минск, я забыла порядковый номер, эти допотопные шкафы, на современный японский компьютер.
Петр Петрович делал пометки в блокноте.

* * *
Николай поднялся на пятый этаж пешком - лифт не работал - и остановился отдышаться. Пять этажей в старом доме равнялись по высоте восьми в новом - за счет высоких потолков. Он нажал кнопку звонка, дверь ему открыла старуха, даже не спросившая, кто он и к кому пришел. Вспомнив напутствие Еровшина о напоре и уверенности, Николай приказал старухе:
- Стоять!
Старуха обернулась и с интересом посмотрела на Николая.
- Скоков Георгий Иванович, он же Гога, Гоша, Юрий, Егор, здесь проживает?
- Гоша здесь. Но к нему лучше завтра зайдите.
- Причина?
- Пьет он. Последние года три не пил, а вот сорвался.
- Приведем в норму, - пообещал Николай и скорее приказал, чем попросил: - Проводите меня до его комнаты.
Уверенность и напор произвели впечатление на старуху. Она довела Николая до комнаты Гоги. В коридоре шел ремонт, приходилось не идти, а пробираться между бочками с побелкой, ведрами, вынесенной из комнат мебелью.
Николай вошел в комнату Гоги не постучав. Напор и уверенность - снова напомнил он себе. Сейчас Гога, конечно, удивится, начнет расспрашивать: кто, да что, да почему? Он ему скажет: поехали, по дороге разберемся. Но план Николая начал рушиться с первых же секунд. Гога сидел за столом и пил пиво. Он осмотрел Николая, тот осмотрел Гогу и подумал: из-за чего такой сыр-бор? Не гигант, не красавец, не моложав. Гога жестом пригласил Николая к столу и налил ему водки.
- Я пиво, - сказал Николай.
- Потом, - сказал Гога.
Николай выпил водки, Гога налил ему пива. Николай выпил пива.
- Гоша, - Гога протянул Николаю руку.
- Николай.
Они пожали друг другу руки. Гога налил пива себе и Николаю. Выпили. Закусили очищенной таранью.
- Редкая по нынешним временам рыба, - заметил Николай.
- Согласен. Как погода?
- С утра был дождь, но для этого времени года достаточно тепло.
- Что происходит в мире?
- Стабильности нет. Террористы захватили самолёт компании “Эйр-Франс”.
- Нехорошо. Террор - не метод борьбы. Ты кто?

Зачем ты приехал? - поинтересовался Гога.
- За тобой. Поехали к Катерине.
- Почему она не приехала?
- Почему-почему? По кочану. Телефон у тебя не работает. Дома ты или нет - неизвестно. Ну приехала бы она. Она гордая, ты гордый. Разругались бы вдрызг. А так сядем за стол переговоров. Рядом подруги, они подтвердят.
- Что она меня обманула?
- Она тебя не обманула, - вздохнул Николай, налил себе водки, выпил и продолжил: - Ты или глуховат, или глуповат.
Пока никто мне об этом не говорил. Так чего же я не расслышал или не понял?
- Передаю со слов Катерины. Я на пикнике не был.
- Не был, - подтвердил Гога.
- Она тебе сказала: Гоша, я ведь не та, за кого ты меня принимаешь. Было такое?
- Да, - подумав, снова подтвердил Гога.
"Москва слезам не верит", английская афиша фильма.
- А ты ответил: конечно, ты не работница, а крупный руководитель промышленности? Это было?
- Пожалуй, было, - согласился Гога. - Я ещё сказал: ты ещё и депутат, может?
- Да, - ответил Николай, - Моссовета. Но на следующих выборах не исключено, что её выберут и выше.
- Понятно, - буркнул Гога. - Для неё социальный статус выше, чем личный статус.
- Я не знаю, что такое статус. Но я знаю этих девок с восемнадцати лет. Повезло одной Антонине, моей супруге.
- В чём?
- В том, что она вышла замуж, что у неё семья, дети, замечательный муж.
- Это ты?
- Да, я, - подтвердил Николай. - А Людке и Катьке не повезло. Катька влюбилась, но один подлец бросил её, потому что узнал, что она лимитчица и простая работница. Она влюбилась в тебя и испугалась, что ты её бросишь, потому что она директор и депутат.
- Для меня это не имеет никакого значения. Но почему она не сказала мне всё прямо и открыто?
- Она тебе сказала, ты не понял.
- Могла повторить, чтобы не попадать в двусмысленную ситуацию.
- Я ей тоже об этом сказал. Она мне говорит: Коля, когда? Он то меня в постель тащит, то в командировку уезжает, то, только я собираюсь рассказать, Сашка приходит.
- Некая правда в этом есть, - согласился Гога. - И что же делать?
- Поедем.
- А как я сохраню лицо? - спросил Гога.
- Побреешься.
- Я не об этом. Как я ей всё объясню? Где я был целую неделю?
- А ты не объясняй. Да тебя и спрашивать никто ни о чём не будет.
- Ты уверен?
- Абсолютно.
- Тогда - едем. Я только переоденусь.
Гога надел белую сорочку, тёмный костюм и стал завязывать галстук. Пальцы его не очень слушались.
- Завяжи мне галстук, - попросил Гога.
- Я не умею, - признался Николай. - Мне сын завязывает.
- Научу, - пообещал Гога и со второй попытки завязал галстук.
Они вышли на улицу.
- Не считаешь ли ты, что мы немного нетрезвые? - спросил Гога.
- Очень немного, - ответил Николай.
- Предлагаю прогуляться и протрезветь.
- Предложение принято.
Они пошли в сторону Садового кольца, но Николая качнуло.
- Я сегодня слишком много взял на грудь, - объяснил Николай.
- Предлагаю такси.
- Предложение принято.
Гога довольно быстро поймал такси.
Когда в квартире раздался звонок, подруги сидели на кухне. Катерина попросила Людмилу:
- Открой!

Но дверь открыла Александра.
- С возвращением! - сказала она.
- Спасибо, - ответил Гога и подхватил пошатнувшегося Николая.
- Я сказал - доставлю и доставил, - сообщил Николай.
- Скорее всё наоборот, - заметил Гога, - но я не настаиваю…».

Алексей Баталов сказал в интервью про своего персонажа Гошу.

Я прекрасно понимал, что Гоша нужен был авторам фильма, чтобы завершить двухсерийные страдания несчастной женщины. Но в третьей серии он мог ударить ее бутылкой по голове. А почему нет? Гоша от первой жены ушел, пристает к незнакомой женщине в электричке, пьет, дерется.
Одинокие советские женщины не рассмотрели моего героя как следует, - сказал Баталов.

Гога слился бы в лбом случае рано или поздно.
Но Родион он точно такой же недомужик как и Гога - только в несколько иной упаковке.
Других мужчин Катерина не может привлечь просто в СИЛУ СВОЕЙ НЕНАВИСТИ К МУЖЧИНАМ.

С Гошей (Алексей Баталов) зритель знакомится лишь во второй части фильма «Москва слезам не верит». Он врывается в жизнь главной героини тайфуном, и мгновенно покоряет её своим мужским обаянием и полным отсутствием недостатков. За словом этот мужчина в карман не лезет, интеллектом не обделён, работает в НИИ, излучает внутреннюю харизму даже через стены и, кажется, может абсолютно всё. И всё в нём так: и бабушке самовар помог дотащить, и обувь грязную не любит, и спиртным не увлекается, и ужин может приготовить, и пледом вовремя укроет, и в обиду никого не даст и с Александрой подружился, когда помог её парню разобраться с хулиганами. Но и тут есть «но».

Гоша привозит Катю и Сашу на пикник, организованный его друзьями на лоне природы. Катерина впечатлена рассказами о новом знакомом и его заботой. О ней давно никто не заботился. Однако Георгий обронил фразу о том, что не представляет возможной семью, где жена зарабатывает больше мужа и занимает высокую должность. Сам он хоть и первоклассный и на хорошем счету, но всё же слесарь с небольшим окладом. Несмотря на свой незаурядный ум, Гоша не хочет карьерного роста — ему нравится то, что он делает. Общаясь с Катей, он думает, что и она трудится среди рабочих. Катя отмалчивается, испугавшись упустить такое внезапное счастье. Она позволяет быть Гоге «рулевым» в их отношениях, учится сдерживаться и быть послушной.

Обман раскрывается, когда в дом Катерины приходит её давний знакомый и биологический отец Саши. Гоша без задней мысли усаживает гостя за стол, чтобы разделить с ним ужин. В разговоре выясняется, что его Катерина директор крупного комбината. Не позволив, любимой толком объясниться уязвлённый Георгий уходит из её дома. И исчезает из её жизни на восемь дней. Он прячется в своей коммуналке, пьёт водку и не собирается возвращаться.

Найти Гошу было нелегко — как выяснилось, Катя и Саша о нём ничего не знают. Практически переехав к Тихомировым в квартиру, он ни разу не назвал ни своей фамилии, ни домашнего адреса, ни точного места работы. Но для того и нужны друзья, чтобы помогать в самых безвыходных ситуациях. На восьмой день Гошу находит муж Катиной подруги Антонины — простой и добрый мужик. Он принимает на себя «алкогольный удар» и уговаривает оскорблённого Георгия вернуться и выслушать Катерину, которая не находит себе места. Возлюбленные воссоединяются.

Цитаты Гоги

— Ты же сказал, что если у жены зарплата больше — это не семья. Ну как же ей признаться-то!
— Ты мозги не пудри: она меня обманула!
— Нет, это недоразумение!
— Нет, это её принципиальная позиция, понял!
— Не-е-ет, это недоразумение!
— Да нет! Она этим самым обнаружила, что для неё социальный статус человека выше, чем его… мой личный статус!
— Переведи…

— Сказал, что доставлю, — вот и доставил.
— Это спорный вопрос, кто кого доставил.

— Предлагаю дружить домами!
— Согласен. Встречное предложение: дружить семьями.
— Интересная мысль!

— Как долго я тебя искала….
— Восемь дней.
— Как долго я тебя искала.

— Давайте мы вам поможем?
— Не-не-не, шашлык женских рук не терпит. Вон, идите туда, — ваши места в зрительном зале.

— Уж очень я какой-то идеальный получился. Даже странно.
— Ничего, жизнь это поправит.

— Гоша, а сколько вы получаете?
— Да уж как-нибудь побольше твоей матери.

— Если я не ношу обручального кольца, это ещё ни о чем не говорит.
— Даже если б вы носили три обручальных кольца, вы всё равно не замужем. У вас взгляд незамужней женщины.

— Ты хоть сказал бы, как тебя зовут.
— Гога. — Как???
— Можно Гоша.
— Значит, Гога… Только этого мне не хватало…

— Значит, ты поссорилась с мужем и решила проучить его при помощи меня.
— Гоша! С таким аналитическим умом вам надо работать в бюро прогнозов.

Георгий – одно из немногих имен, имеющих многочисленные сокращенные варианты. Вспомним фильм «Москва слезам не верит»: Георгий – «он же Гога, он же Гоша, он же Юрий, он же Гора, он же Жора». А также Егор, Гера, Геша. Почему же так случилось? И как вообще появилось на Руси это имя?

История имени

Имя Георгий, как и множество других современных имен, появилось на Руси после принятия христианства. Разнообразные греческие, латинские и еврейские имена нашли свои места в церковных святцах, согласно которым и нарекали новорожденных.

Георгий (Георгиос) – имя греческое и на русский язык переводится как «земледелец». В древности греки называли так бога Зевса, который считался покровителем сельскохозяйственных работ.

На Руси это имя стало широко распространяться с Х века. Поначалу Георгиями называли только тех, кто имел отношение к княжеским родам. Затем это имя стало привычным и среди служителей церкви, а позже обрело популярность и у простых крестьян.

Сокращения

Дохристианские имена на Руси были просты и понятны любому обывателю. Даже их значения лежали, что называется, на поверхности. Например, чаще всего древние славянские имена отражали окружающую действительность, природу, животных (Волк, Пырей, Мороз), порядок появления того или иного младенца на свет (Пятак, Шестак, Девятко), внешний вид или характер ребенка (Несмеяна, Забава, Беляк), отношение к нему родителей (Богдан, Ждан, Любава) и многое другое. Все эти имена не требуют перевода или объяснений даже сегодня.

Поэтому не мудрено, что поначалу русскому языку иноземные имена давались с трудом. Для того чтобы облегчить их произношение, а иногда и попросту оттого, что не расслышали непонятное слово, люди имена коверкали и сокращали. Древним жителям Руси имя Георгий, наверняка, тоже казалось очень сложным. Поэтому с ним также произошли некоторые метаморфозы. Какие только сокращенные варианты ни находят в летописях: Гюрг, Гюрги, Гюрята, Гергий, Гюрий, Горьги, Гюргий, Дюрга, Дюргий, Дюрди, Дюрдий, отсюда Юрий, Юрьи, Юрьги, Юрко, Юрка.

Популярность

Сокращение имен также тесно связано с их распространенностью на Руси. Для того чтобы выделить своего ребенка из числа его тезок, люди и придумывали всевозможные сокращения. Вот и имя Георгий постепенно обрело подобную популярность.

Со временем сокращенные формы имен стали совершенно отдельными именами. Так случилось и с именем Юрий, которое является производным от Георгия. Причем имя Юрий обрело полную самостоятельность только после 30-х годов ХХ века.

«Большая семья» (1954)

Фильм «Большая семья» стал экранизацией романа Всеволода Кочетова «Журбины». По признанию актера, это литературное произведение оказалось едва ли не самой скучной книгой в его жизни, поэтому он даже не дочитал роман до конца. Тем не менее, роль Алексея Журбина в картине Иосифа Хейфица сделала молодого Баталова невероятно популярным.


Фрагмент кинофильма «Большая семья»

Сам актер отзывался о судьбоносной роли следующим образом: «Первая настоящая роль в художественном фильме, первая встреча с корифеями советского кино, первые дни самостоятельной актерской жизни — все было ново и захватывающе увлекательно. Все силы, все мысли, все чувства накрепко привязаны к работе, и, кажется, происходи эти съемки даже на Луне, и то ничто не могло бы оказаться интереснее и важнее».

«Летят журавли» (1957)

Трогательный фильм о влюбленных, которых разлучила война, понравился не только советским зрителям: в 1958 году картина удостоилась «Золотой пальмовой ветви» на кинофестивале в Каннах. Алексей Баталов был безмерно рад, что ему удалось поработать с легендарным Сергеем Урусевским, и писал в мемуарах, что оператор всегда находил блестящие решения.


Алексей Баталов рассказывает о съемках картины «Летят журавли»

Во время работы над фильмом Баталов серьезно пострадал: он упал с крутого берега и так сильно травмировал лицо, что актеру вместо «света, камеры и мотора» предстояла операция в ближайшей больнице. К счастью, она завершилась успешно.

«Три толстяка» (1966)

Алексей Баталов прославился не только как актер, но и как режиссер. В 1965 году он начал работу над фильмом «Три толстяка» — экранизацией одноименного произведения Юрия Олеши. Однако и актерское амплуа Баталов не оставил: в кинокартине он исполнил роль ловкого канатоходца Тибула.


Отрывок из фильма «Три толстяка»

Нельзя сказать, что картина пользовалась популярностью у кинокритиков, однако она полюбилась многим поколениям советских и российских детей, а добиться признания этой части зрительской аудитории не так-то просто.

Сам Баталов отмечал, что был неопытен и очень многого не предусмотрел во время создания фильма. Например, о сцене, в которой Тибул идет по канату над площадью, режиссер рассказывал следующее: «К монтажу подготовили кадры с нами, это был позор! Кирпичные лица, синие ноги. А ведь это центральная сцена, весь сюжет на ней завязан. Я был очень молод и пошел на риск. В здравом уме такого, конечно, сделать было нельзя». К слову, сцена была снята без участия дублеров. Баталов целый год готовился к ней и сумел виртуозно исполнить трюки.

«Звезда пленительного счастья» (1975)

Фильм, озаглавленный цитатой из стихотворения Пушкина, начинался с посвящения российским женщинам, и представительницы прекрасного пола подарком остались довольны: декабристов сыграли лучшие актеры Советского Союза, любимцы дам.


Кадры из фильма «Звезда пленительного счастья»

В этой картине Алексею Баталову досталась небольшая, но яркая и неоднозначная роль князя Сергея Петровича Трубецкого, которого считали трусом, в последний момент передумавшим выходить на площадь.

«Москва слезам не верит» (1979)

«Георгий Иваныч, он же Гога, он же Гоша, он же Юрий, он же Гора, он же Жора здесь проживает?» — эти слова помнит каждый, кто хоть раз в жизни смотрел фильм «Москва слезам не верит». В роли Гоши блистал Алексей Баталов, и, возможно, именно этот образ стал главным в его кинокарьере.


Сцена пикника из фильма «Москва слезам не верит»

Владимир Меньшов, режиссер картины, рассказывал, почему решил пригласить на роль Гоши именно Баталова: «Гоша по сценарию — рабочий. Но нам нужен был рабочий-аристократ, мыслитель, философ — все-таки ему предстояло завоевать директрису завода. Гоше, как нам виделось, должно быть под сорок. Но вот однажды, когда мы со вторым режиссером Владимиром Кучинским обсуждали возможных актеров на эту роль, по телевизору пошел «Дорогой мой человек», и тут же подумалось: а что если Баталов?! Пусть ему уже пятьдесят, но его роли оказали такое мощное влияние на целые поколения — они и станут опознавательным знаком нужного нам социального героя».

Последний раз Алексей Баталов появился на съемочной площадке в 2006 году, сыграв… самого себя, в фильме Рязанова «Карнавальная ночь-2». За эти годы Баталов-артист превратился в Баталова-писателя, у которого недавно вышел сборник мемуаров. Последние годы Алексей Владимирович почти не появлялся перед публикой и не сильно жаловал телевизионных гостей. Уговорить его на этот фильм оказалось делом не простым, но в итоге получился почти монолог Артиста.

Народный артист СССР, Герой Социалистического труда Алексей Владимирович Баталов давно и заслуженно пользуется всеобщим зрительским обожанием. Что шофер Сашка из картины «Дело Румянцева», что Гоша из фильма «Москва слезам не верит», что Тибул из «Трех толстяков» - все эти, да и многие другие герои, сыгранные на экране Баталовым, кажется и сегодня живут среди обычных людей - настолько они убедительны в исполнении артиста. Но самое удивительное, что у Баталова не такой длинный послужной список - он снялся всего в 34 фильмах, причем главных ролей у актера - 20.

Родился Баталов во Владимире, но все детство его прошло в Москве. Мама Алексея довольно быстро разошлась с папой мальчика, и воспитывал его отчим - писатель-сатирик, карикатурист Виктор Ардов. В их доме на Ордынке бывали Цветаева, Зощенко, Пастернак, а Анна Ахматова всегда жила у Ардовых, когда приезжала из Ленинграда в Москву. Когда Алексей Баталов стал популярным артистом, Ахматова, в очередной раз, приехав в столицу, прямо с порога громко заявила: «Я, как и сто миллионов советских женщин, немедленно хочу видеть Баталова!»

Первое появление Баталова в кино случилось в 1944 году в фильме «Зоя». Это была маленькая роль одноклассника Зои Космодемьянской. Но своим киноотцом Баталов считает ленинградского постановщика Иосифа Хейфица, открывшего Баталова в картине «Большая семья» и снимавшего Алексея в главных ролях во многих своих картинах.

В первый раз Баталов женился на своей давней знакомой Ирине, дочери художника Константина Ротова. Кстати, именно Ротов, иллюстрируя книгу Сергея Михалкова «Дядя Степа», срисовал доброго милиционера со своего зятя - Баталова. Эти рисунки можно и сегодня узнать, открыв старое издание михалковских стихов - действительно похож! У Алексея и Ирины родилась дочь Надя, но этот брак оказался непрочным и вскоре распался.

Во второй половине 50-х Баталов много снимался на киностудии «Ленфильм», поэтому жил в поездах между двумя столицами. В итоге он принял решение оставить Москву и поселиться в Ленинграде. Там же, в северной столице, в цирке, он встретил очаровательную Гитанну Леонтенко, которая и стала его второй супругой.

Когда Баталов решил поставить фильм «Три толстяка» и сыграть там главную роль - Тибула, - то почти год жена учила Баталова ходить по канату, чтобы он сам, без дублеров, прошел в кадре по натянутой проволоке на высоте 15 метров, хотя этот эпизод в фильме длится всего около минуты. А вскоре после премьеры ленты у Баталовых родилась дочь Маша. К сожалению, из-за неграмотных действий врача - рожала Гитанна тяжело - Маша получила родовую травму и детский церебральный паралич. С тех пор жизнь семьи Баталовых полностью подчинена борьбе за здоровье дочери. Правда, и сама Маша делает все, чтобы активно жить - она окончила сценарный факультет ВГИКа, а сейчас пишет сказки - недавно вышла ее очередная книга.

После 1972 года, когда на съемках фильма «Игрок» Баталова-режиссера обвинили в том, что он заставляет советских артистов играть в буржуазные игры и дело дошло до серьезных разбирательств, Алексей Владимирович стал задумываться о возвращении в Москву. Вскоре он и его семья простились с городом на Неве. Но и в Москве не все шло гладко. После шумного успеха картины Владимира Меньшова «Москва слезам не верит» многие режиссеры и администрация «Мосфильма» пытались делать все, чтобы Госкино СССР ни в коем случае не выдвинуло этот фильм на «Оскар». Нервы потрепали и режиссеру, и актерам, а когда по советскому телевидению сообщили, что именно эта советская лента получила премию американской киноакадемии - в СССР этому просто не поверили, ведь новость передали… 1 апреля!

После 1991 года Баталову приносили множество сценариев, звали на главные роли в разных картинах, но актер отказал практически всем. Он объясняет это тем, что героев, которых ему предлагали играть, он сам не чувствует, не знает, не понимает, поэтому и отказал многим коллегам. Хотя, как он сам признает, очень нужны были деньги.

Алексей Баталов, как и почти все герои, им сыгранные, удивительно открыт, добродушен, благороден и тверд в своих решениях. Он - настоящий русский интеллигент, которого не смогли сломить и озлобить никакие испытания. А еще - Баталов очень благодарен за все, что было в его жизни. И особенно - за настоящее кино.

В фильме принимают участие:

Алексей Баталов, актер;

Гитанна Леонтенко, супруга А.Баталова;

Владимир Иванов, друг семьи Баталовых;

Михаил Цивин, юрист;

протоиерей Михаил Ардов, брат А.Баталова;

Юрий Норштейн, режиссер-мультипликатор;

Наталья Дрожжина, актриса;

Федор Егоров, зав. отделом Библиотеки киноискусства им. С.Эйзенштейна.

Продюсеры: Тарас Макаров, Иван Цыбин, Светлана Колосова

Производство: ООО «МИРмедиа» по заказу АО «Первый канал», 2017 г.