Forum художник плакатист сергей власов.  «Происхождение мастера

Власов Василий Адрианович (Андрианович) — график, живописец, педагог, книжный иллюстратор.

Родился 15 мая 1905 года в Петербурге. Учился в Териокском реальном училище (1918–1922) у Д. М. Палатко, пользовался советами И. Е. Репина (1919–1923); в Рисовальной школе ОПХ; во ВХУТЕИНе в Ленинграде (1925–1927, не окончил) у К. С. Петрова-Водкина, А. И. Савинова. В 1927 занимался у В. В. Лебедева, в ранний период творчества испытал его влияние.

Занимался журнальной и книжной графикой. В 1925–1928 - художник издательств «Прибой», «Красная газета».

Посещал киноотделение высших государственных курсов искусствознания при ГИИ (1927-1928) у Л.З.Трауберга и Г.М.Козинцева.

Жил в Петрограде (Ленинграде). Входил в Группу живописно-пластического реализма (1927–1932). В 1932 был арестован по обвинению в антисоветской агитации и пропаганде и приговорен к 5 годам лагеря с заменой ссылкой на 5 лет в Башкирию, жил в Уфе. В 1934 был освобожден досрочно, возвратился в Ленинград.

В.А. Власов – выдающийся представитель ленинградской графической школы, художник-теоретик, многолетний исследователь спортивной темы, хорошо знал мир спорта.

Выполнял портреты, жанровые композиции, пейзажи. Создал станковые графические серии (тушь, акварель, карандаш): «Спорт» (1935–1936), «Бокс» (1939–1940), «В плавательном бассейне» (1939–1940), «Балет» (1958–1962), «Цирк» (1949), «Ленинградские партизаны» (1967). Станковую графику выставлял редко и не очень охотно. В папках художника сохранилась лишь четвертая часть того, что было сделано — немногим более полусотни листов. Остальное погибло.

В 1930-е работал на студии «Ленфильм»; оформил фильмы: «Юность Максима» (1935), «Возвращение Максима» (1937), «Выборгская сторона» (1939) Г. М. Козинцева и Л. З. Трауберга. С 1939 работал в экспериментальной литографской мастерской ЛОССХ; создал серию литографий «Ленинградские партизаны» (1967).

В годы Великой Отечественной войны работал в издательской группе Ленинградского штаба партизанского движения на Волховском фронте, выполнял плакаты, листовки, создал цикл фронтовых зарисовок (1942–1944). По заданию Политуправления Ленфронта исполнил две колоды антифашистских игральных карт (их распространяли среди вражеских солдат). Карты предназначались для антигитлеровской пропаганды в германской армии. Фигуры представляют собой карикатурные изображения нацистских деятелей: Гитлера (король пик), Муссолини, Геринга и др. Василий Власов занимался оборонными агитационными плакатами: «Что ты лжешь, мой конь, ретивый?» (1941); в соавторстве с Певзнер Т. И. и Шишмаревой Т. В. создал плакат «Смерть фашизму» (1941).

Иллюстрировал книги для издательств Ленинграда и Москвы: Детгиза, Гослитиздата, Лениздата, «Молодая гвардия», «Художественная литература», «Детская литература» и других.

Оформил издания: «Петербургские повести» (1945), «Сорочинская ярмарка» (1947), «Вечера на хуторе близ Диканьки» (1948), «Старосветские помещики» (1949), «Коляска» (1952), «Нос»(1952) Н. В. Гоголя; «Казаки» (1949) Л.Н. Толстого; «Цирк» (1949) и «Веселые стихи» (1950) В. А. Лившица, «Туркменские народные сказки» (1953), «Наш друг из далекой страны» Р. М. Михайлова (1954), «Сказка об Иване Царевиче и сером волке»(1950), «Стихи и сказки» В. А. Жуковского (1955), «Алые Паруса. Бегущая по волнам. Золотая цепь» А. С. Грина (1957), «Сага о Форсайтах» Дж. Голсуорси (1958), «Вороны Ут-Реста» П. К. Асбьернсена (1962), «Под флагом Катрионы» Л. И. Борисова (1964), «Нас было пятеро» К. Полачека (1965), «Птица-правда. Испанские и португальские народные сказки» (1968), «Приключения Одиссея»(1952), «Индийские сказки»(1955), «Славянские сказки»(1956), «Туркменские сказки об Ярты-гулоке»(1956) и другие.

С 1935 - участник выставок (1-я выставка ленинградских художников в Ленинграде). Член ЛОССХ (ЛССХ, ЛОСХ; с 1934).

Экспонировался на выставках: молодых художников РСФСР (1941), работ ленинградских художников в дни Великой Отечественной войны (1942), Всесоюзных художественных выставках (1954, 1955, 1967 - «50 лет Советской власти»), выставке к 1-му Всесоюзному съезду советских художников (1957), Республиканской художественной выставке «Советская Россия» (1967) в Москве; «Ленинград в дни блокады» в Перми (1943); этюдов ленинградских художников (1945), произведений ленинградских художников (в т. ч. осенних выставках; 1948, 1952, 1953, 1956, 1958, 1960, 1962, 1963), «Книжная и станковая графика ленинградских художников» (1955), акварели и рисунка (1959, 1965) в Ленинграде; ленинградских выставках книжной графики в Москве и Ленинграде (1947, 1959, 1965); «Плакат периода Великой Отечественной войны» в Вологде (1963).

Проявил себя как талантливый педагог; преподавал в Уфимском художественном техникуме (1932–1933), Ленинградском институте инженерно-коммунального строительства (1933–1938), Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры (1944–1946), художественной студии при ленинградском Доме кино (1948–1952).

Жизнь Василия Адриановича Власова теснейшим образом переплелась с художественной жизнью своего времени. Получив в юные годы напутствие от самого Ильи Репина, он позднее в Детгизе, сближается с и , которого всегда считал своим главным учителем; интерес к кинематографу сводит его с С. Эйзенштейном, Г. Козинцевым, Л. Траубергом. Власову было интересно многое; спорт, балет, обнаженная модель и интерьер. Он любил людей, и жизнь щедро одарила его друзьями - коллегами, сформировавшими ленинградскую школу графики, такими как , .

Напряженная линия рисунка, порой в сочетании с тональным решением организуют плоскость листа, не оставляя места недосказанности; вместе с тем почерк художника достаточно условен и чужд натуралистичности. К ритмическому построению листов Василия Власова можно применить музыкальное понятие «абсолютной мелодии». Крайне скупыми средствами, в том числе цветовыми, он умел создать нарядное полотно, будь то книжная иллюстрация или композиция на какую-то свою тему. Человек высочайшей культуры, острый рисовальщик, изобретательный иллюстратор, Василий Адрианович Власов много размышлял об искусстве и оставил интересные воспоминания, хранящиеся в Русском музее.

Был женат на известной ленинградской художнице (1905 — 1994). Их сын - Борис Васильевич Власов (1936 – 1981), художник.

Василий Адрианович Власов умер в 1979 году, похоронен в Комаровском некрополе под Петербургом.
Персональная (посмертная) выставка состоялась в Санкт-Петербурге (2005).

Творчество представлено в крупнейших музейных собраниях, среди них - Государственный Русский музей, Государственная Третьяковская галерея, ГМИИ им. А. С. Пушкина. Плакаты В. А. Власова, хранятся в фондах РГБ, Научной библиотеки Российской Академии художеств, частных российских и западных коллекциях.

Книжная иллюстрация:

В далекие времена. Сказки народов СССР в пересказах Ватагина Марка. Рис. В.Власова и Е.Власовой. (1977)
В тридевятом царстве, в тридесятом государстве. Народные сказки. Рассказала А. Любарская. Рисунки Б. Власова и Т. Шишмаревой. (1982)
Волшебный сундучок. Сказки. (1975)
Чудесный сад. Казахские народные сказки. (1970)
Туркменские народные сказки. (1953)
Славянские сказки. (1956)
Птица — правда. Испанские и португальские народные сказки. (1971)
Польские народные легенды и сказки. (1965)
Немцова Божена. Золотая книга сказок. (1978)
Ни далеко, ни близко, ни высоко, ни низко. Сказки славян. (1976)
Мастер Иванко. Закарпатские сказки Рис. В.Власова и Т.Шишмаревой. (1960)
Ленивый Мурад. сказки туркменских поэтов. Рисунки В. Власова и Т. Шишмаревой (1963)
Земное тепло: Мансийские сказы. Художники В. и Е.Власовы.(1979)
Индийские сказки. Худ. В.Власов и В.Курдов (1955)
Киргизские народные сказки. (1968)
Дагестанские народные сказки. Рис. Власова В. и Шишмаревой Т. (1957)
Жуковский В.А. Сказка об Иване Царевиче и сером волке. (1950)
Жуковский В.А. Кот в сапогах. Спящая царевна. (1958)
Жуковский В. Стихи и сказки. (1947)
Александрова А. и Туберовский М. Зеленая пиала. (1958)
Александрова А., Туберовский М. Голубая птица. Легенды и сказки. (1974)
Асбьернсен П. К. Вороны Ут-Реста. норвежские сказки. Пересказала для детей А. Любарская (1962)
Борисов Л. Под флагом Катрионы. (1957)
Брет Гарт Ф. Степной найденыш. (1956)
Бармин А. Руда. Рис. Шишмаревой Т. и Власова В. (1955)
Выгодская Э. Необыкновенные приключения испанского солдата Сервантеса, автора *Дон — Кихота*. Рисунки В. Власова и Т. Шишмаревой. (1962)
Граши Ашот. Шуба Пыл-Пуги. Худ. Власов В., Шишмарева Т. (1956)
Грин А. Золотая цепь. Дорога никуда. (1957)
Воскресенский С. Горсть земли с Анчупан. (1964)
Гансовский С. В рядах борцов. (1951)
Гансовский С. Надежда. (1955)
Гауф В. Маленький Мук. (1966)
Гоголь Н. Нос. Коляска. (1952)
Гоголь Н.В. Вечера на хуторе близ Диканьки. (1948)
Лифшиц Владимир. Веселые стихи. (1950)
Любош А. Пешком поперек Африки. (1960)
Михайлов Р. Наш друг из далекой страны(Повесть о Пабло Неруде) (1954)
Михайлов Р. Тайной владеет пеон. Приключенческая повесть. (1960)
Нагибин Ю.,Рыкачев Я. Великое посольство. Историческая повесть (1959)
Прилежаева-Барская Б. В северном причерноморье. Орик — сын Гелона. (1958)
Родин Л. Путешествие в тропики. (1955)
Свирский А. Рыжик. (1952)
Тагер Е.М. Повесть об Афанасии Никитине. (1966)
Толстой Л.Н. Казаки. (1949)
Топелиус З. Сказки. (1954)
Тудоровская Е.А. Троянская война и ее герои. (1964)
Тудоровская Е.А. Приключения Одиссея. (1952)
Турчин И. Крайний случай. Повесть-сказка про солдата. (1967)
Фабиан Ф. В стране марабу. (1961)
Шим Э. Лето на Корбе. Рис. Т.Шишмаревой и В.Власова (1951)

« Происхождение мастера»

Итоговая выставка московского студенческого конкурса искусств и мультимедиа, посвященного 115-летию со дня рождения Андрея Платонова

Имя Андрея Платонова – одно из самых значимых в российской культуре ХХ столетия. При том, что большую часть этого столетия его творчество подвергалось критике, цензурировалось или попросту замалчивалось. В нынешней же ситуации запоздалого официального признания кроется другая возможная опасность: потеря у публики интереса к сокровенным смыслам гениальной платоновской прозы. Разумеется, силами одного конкурса такую тенденцию предотвратить нельзя, и все же попытки художников нового поколения понять, прочувствовать и на свой лад визуализировать литературные образы, созданные писателем, чрезвычайно важны – в том числе и для них самих.

Конкурс на тему произведений Андрея Платонова проводился среди студентов художественных вузов и колледжей Москвы по номинациям: книжная иллюстрация, плакат, book-art (книга художника), сценография, мультимедиа. Были приняты к рассмотрению работы по всем номинациям, выполненные в самых различных техниках: акварель, масло, литография, линогравюра, офорт, ксилография, темпера, гуашь, тушь, графический и цветной карандаш, пастель, маркер, компьютерная графика, коллаж и др.

В итоговой выставке представлены более 100 конкурсных работ студентов Московского государственного академического художественного института имени В.И. Сурикова, Московской государственной художественно-промышленной академии имени С.Г. Строганова, Московского государственного университета печати имени Ивана Федорова, Московского государственного университета приборостроения и информатики, Российской государственной специализированной академии искусств, Высшей академической школы графического дизайна, Национального института дизайна, а также Московского издательско-полиграфического колледжа имени Ивана Федорова и колледжа автоматизации и информационных технологий №20.

23 декабря в 17.00 в рамках выставки пройдет круглый стол «Новые тенденции в современном искусстве». Принимают участие: Анастасия Архипова, руководитель секции книжной графики Московского Союза художников; Олег Корытов, кандидат искусствоведения, директор Института графики и искусства книги МГУП им. Ивана Федорова; Александр Кошкин, доцент кафедры графических искусств МГХПУ им. С.Г. Строганова, заслуженный художник Российской Федерации; Герман Мазурин, профессор книжной мастерской МГАХИ им. В.И. Сурикова; Олег Лошаков, заведующий кафедрой живописи и графики РГСАИ; Александр Лозенко, член Московского союза художников, секция плаката;

Сергей Сафонов, член Московского союза художников, один из основателей галереи «Ковчег»; Василий Власов, член Союза художников России, куратор всероссийских и международных выставок интернационального объединения «Книга художника». Модератор круглого стола – Елена Пахомова, автор проекта «Классики XXI века».

В 19.00 состоится подведение итогов конкурса и вручение дипломов победителям.

В прошедшие выходные сотрудники полиции доставили троих арбатских художников-портретистов в управу, а затем в ОВД «Арбат», где конфисковали у них мольберты-треноги, рекламные плакаты и стойки, обвинив в «оказании услуг вне специально указанных для этого мест». МОСЛЕНТА выяснила у художников, как проходило их общение с полицейскими и представителями управы и как они теперь намерены отстаивать свои права.

Сергей Власов, художник-портретист

Произошло все в субботу. Мы, художники, кто с 1989-го, а кто и с 1987 года, выходим на Арбат. И это место - в самом начале улицы, сразу за рестораном «Прага», скоро уже 30 лет будет, как здесь портретисты стоят. Никто никогда нам претензий не предъявлял, ничего не говорил. И вот в эту субботу, в обеденное время, между часом и двумя, мы пришли, начали расставляться. Мороз был - градусов 17, желающих заказать портрет в такой момент не было, только мы, художники: я, Наташа Коновалова и Володя Доцоев. Подошли полицейские, человека четыре. Нас попросили собрать вещи и сопроводили в управу района Арбат.

Там у нас забрали паспорта, описали наши вещи: рекламу, картинки, мольберты-треноги, с которыми мы работаем. Вещи забрали, нас продержали четыре-пять часов, потом вынесли протоколы постановления о том, что мы - правонарушители, предоставляем услуги в не предназначенных для этого местах и нам выписан штраф: 2500 рублей каждому надо уплатить, чтобы получить назад свои вещи. После того как мы протокол подписали, нас отпустили.

Штраф мы платить не собираемся: у нас незаконно изъяли наши вещи. 26 января арбатские художники будут собираться в мастерской в Филипповском переулке, 15/5. Может быть, пойдем, попытаемся поговорить с начальством управы, поинтересоваться, на каком основании арестовали наши вещи.

С конца 1980-х художники-портретисты спокойно работали на Арбате и только в последние годы, вслед за уличными музыкантами, стали подвергаться преследованиям

Фото: Наталия Красильникова /PhotoXPress.ru

Владимир Доцоев, арбатский художник-портретист

В сложившейся ситуации есть несколько важных деталей. Во-первых, полицейские, подойдя к нам на Арбате, нам ничего не объяснили, сказали в обязательном порядке взять с собой все вещи, которые у нас есть с собой, и пройти с ними в управу. Там на нас составили постановление и протокол. Когда дали документы подписывать, я расписался только в том, что не согласен с изложенным, и расписался в том, что получил копию.

2500 рублей нас заставляют заплатить за то, что мы совершили административное правонарушение, в протоколе написано «оказание услуг вне специально указанных для этого мест». Какие мы кому услуги оказывали, я так и не понял. Полицейские к нам подошли в момент, когда мы, художники, расставляли свои треноги-мольберты, мы в этот момент никого не рисовали, даже не беседовали с прохожими, потому что их не было из-за мороза.

Ясно, что полиция подчиняется управе, все исходит оттуда. Столько лет я стою на этом месте, никогда не было разговора о том, что я что-то нарушаю. Меня никогда прежде не задерживали, я не знаком с процедурой задержания, но судя по фильмам, по передачам, должны передаваться деньги в процессе «пробной закупки» или как это называется, понятые на месте должны подтвердить, что наблюдали передачу денег, оказание услуги. У нас ничего такого не было, понятые появились только в ОВД.

Наталья Коновалова, художник-портретист

Фото: предоставлено Натальей Коноваловой

Когда подошли полицейские, мы не сделали еще ни одного рисунка, не успели еще даже достать ни карандашей, ни кисточек. Поэтому постановление и протокол, которые нам предъявили, основываются на лживом утверждении. Там написано, что мы рисовали портреты и брали за это деньги. Но этого не происходило.

Я, вообще, так вижу ситуацию в целом: художник может рисовать портреты или пейзажи где угодно и как угодно. То, что нам дают за портрет - это пожертвование.

На Арбате к нам подошли только заместитель начальника арбатской полиции подполковник Коцур, с ним были еще один полицейский и человек в штатском. Уже в управе вдруг появились понятые, которые, как я знаю, должны присутствовать на месте происшествия.

Валенки и рабочую одежду нам оставили, а забрали пять реклам и стойки под них, а также мольберт-треногу. Ни одного листочка, на котором можно рисовать, среди этих вещей нет. Я не хотела ничего подписывать, потому что было видно, что лживые и понятые, и описание ситуации в протоколе. Но у меня отобрали мои вещи, соответственно, я не могла уйти, не взяв ни единого документа, который фиксировал бы, где мои вещи находятся. И я считаю, что меня принудили таким образом подписать фальшивые документы.

После этого я отправилась на Петровку, 38, где оставила заявление, в котором сообщила, что у меня незаконно отняли мои вещи и я требую их возвращения и компенсации морального ущерба. И дело даже не в том, что я сама сейчас крайне нуждаюсь в деньгах, осталась без средств производства и попала в ситуацию, когда их вернуть можно только за штраф. Просто люди, которые знают, что поступают незаконно, должны знать, что и на них есть управа.

Управа района Арбат не смогла оперативно прокомментировать ситуацию.

Владимирский художник Сергей Сотов, прославившийся после истории с «похищением» своей работы соратниками оппозиционера Навального, полон творческих планов и обещает порадовать почитателей своего таланта юбилейной выставкой

О ближайших творческих планах Зебра ТВ рассказал известный владимирский художник-плакатист Сергей Сотов, организатор выставок своих работ под открытым небом, автор «похищенной» антикоррупционером Григорием Албуровым картины «Плохой хороший человек», профессиональный дворник.


До июня 2014 года Сотов мирно развешивал свои работы на заборах и фасадах домов столицы Владимирской области. Но потом случилась «кража века» - плакат «Плохой хороший человек» . Сотову пришлось написать заявление о краже, в отношении соратников Навального было заведено уголовное дело, начался громкий процесс в Октябрьском райсуде, «прославивший» город Владимир на всю свободомыслящую Россию.


Подсудимому - аналитику Фонда борьбы с коррупцией Григорию Албурову - за кражу картины заместитель прокурора города Владимира Степан Володин просил дать 3 года условно. Суд ограничился . Через два месяца - 6 июня 2015 года - решением Владимирского областного суда Григорий Албуров .


Сергею Сотову до сих пор неприятно вспоминать об этой ситуации. Художник в этой истории оказался ни плохим, ни хорошим человеком: сначала написал заявление о краже, потом заявил, что , говорил, что претензий к «похитителю» не имеет, и просил строго не наказывать.


«Карикатурное дело» привел к тому, что Сотов почти пропал из культурного пространства города Владимира. Сотов ликвидировал почти сразу, после того, как картина «Плохой хороший человек» была найдена при обыске в квартире у Алексея Навального. В ходе следствия выяснилось, что художник много лет развешивал свои картины на заборах без разрешения мэрии Владимира, за которые Оранжевый дом должен был его штрафовать.


За пределами Владимирской области популярность дворника-художника Сергея Сотова из-за скандала с участием соратников известного на всю Россию оппозиционера Алексея Навального, наоборот, пошла вверх. Билборды с репродукциями его работ . В июле 2014 года в столичном арт-хостеле «Фабрика» открылась первая персональная выставка Сергея Сотова «Полуразрушенные люди». В мае 2015 года Сотов в музее советского наива в Перми , на которой представил свои уличные плакаты и малоизвестные ранние «лирические» работы.


фото пресс-службы Музея советского наива в Перми

В разговоре с Зебра ТВ, Сергей Сотов отметил, что экспонироваться в других городах ему понравилось. «Кураторы спасибо сказали. Критикуют если - неплохо, а похвалят - вообще хорошо», - сказал художник. У Сотова есть желание выставиться в Центральном доме художника на Крымском Валу в Москве. Туда его даже приглашали два года назад, но что-то тогда не срослось.

На вопрос, порадует ли он когда-нибудь выставками владимирских почитателей его творчества, Сотов ответил, что вынашивает мысль показать свои работы во владимирской глубинке. В частности, по словам художника, в середине лета этого года он выставлялся в Боголюбовском Доме культуры. На август 2017 года у него запланирована экспозиция в одном из ДК Камешковского района.

Место и время выбраны не случайно: Камешково - малая родина Сергея Сотова, а 16 августа 2017 года художнику исполнится 65 лет.

Юбилейная выставка Сергея Сотова в августе следующего года должна открыться и во Владимире, в областном Центре народного творчества на Георгиевской улице. По словам художника, договоренность об этом уже есть. В Центре народного творчества будет представлено 30-50 работ мастера.

По словам Сотова, пишет он сейчас почти каждый день, в основном диптихи. В последнее время дворник-художник предпочитает работать в цвете. Сюжеты недавно созданных плакатов не кардинально отличаются от того, что Сотов делал раньше. Он по-прежнему бичует плоды цивилизации и людские пороки. Правда, делать это он стал более деликатно, признается сам художник.


Недавно Сергей Сотов написал, например, детскую площадку, зажатую со всех сторон автомобилями, а еще весенний двор, с проступающими из-под снега собачьими «автографами».

Сергей Сотов по-прежнему трудится дворником в Добром и делает город Владимир чище. Он сказал, что не был бы против опять украшать городские заборы своими работами, несмотря на то, что по городу ему передвигаться с годами все сложнее, а плакаты все так же гибнут от рук вандалов. Но без разрешения городских или областных властей Сотов больше не будет вывешивать свои картины на всеобщее обозрение.

На вопрос: «Вернулась ли к нему после суда скандально похищенная и изъятая из квартиры Алексея Навального картина «Плохой хороший человек», Сергей Сотов ответил отрицательно.