Проект в детском саду по художественной литературе. Проект «Приобщение дошкольников к художественной литературе с использованием детской книжной графики. Детская городская библиотека

Номинация «Методическая работа в ДОУ»

Образовательная область : « Чтение художественной литературы».

Тема проекта: «Знакомство с творчеством С.Я. Маршака детей старшего дошкольного возраста»

Актуальность проекта

Современные родители уделяют мало внимания творчеству детских советских поэтов и писателей, т. к. считают их произведения устаревшими и не интересными для детей XXIвека. Данным проектом хотелось бы доказать актуальность и современность стихов С. Я. Маршака, их музыкальность, ритм и необыкновенный юмор.

Цель проекта: Познакомить детей старшей группы ДОУ с творчеством советского детского поэта С. Я. Маршака.

Задачи проекта:

  1. Познакомить детей с детскими годами С. Я. Маршака.
  2. Познакомить детей с основными произведениями С. Я. Маршака: «Багаж», «Сказка о глупом мышонке», «Сказка об умном мышонке», «Где обедал воробей?», «Вот какой рассеянный», «Радуга-дуга», «Ванька-встанька», «Круглый год», «Детки в клетке», «Мяч», «Веселый счет», «Кошкин дом», загадки.
  3. Разучивание стихотворений С. Я. Маршака из сборников «Детки в клетке» и «Круглый год».
  4. Подготовить и провести сюжетно-ролевую игру «Вокзал» по мотивам стихотворения «Багаж» с элементами конструирования, а также мотивировать детей выполнить аппликацию «Вагон», а потом составить большой поезд.
  5. Провести беседу по правилам поведения на улице по мотивам стихотворения «Мяч» на прогулке.
  6. Подготовить и провести физкультурный досуг по мотивам стихотворения «Сказки об умном мышонке».
  7. Провести НОД по формированию элементарных математических представлений с использованием стихотворения «Веселый счет».
  8. Беседа о пользе сна и соблюдения режима по стихотворению «Ванька-встанька».
  9. Формировать представления о сезонных изменений по стихотворению «Круглый год».
  10. Учить рисовать радугу, соблюдая цветовую гамму после прочтения стихотворения «Радуга-дуга».
  11. Выполнить совместно с родителями иллюстрации к стихотворениям С. Я. Маршака.
  12. Изготовить атрибуты и декорации для инсценировки.
  13. Подготовить инсценировку стихотворения «Вот какой рассеянный».

Участники проекта: дети старшей группы ДОУ, родители воспитанников, воспитатель Берестнева И.Н.

Тип проекта: Творческий. /по методу/ Метод развития творческого познавательного мышления /по количеству участников / Групповой /по продолжительности/ Краткосрочный.

Приложение 1. Проект «Знакомство с творчеством С. Я. Маршака».

Анастасия Алиева
Проект по приобщению детей старшего дошкольного возраста к художественной литературе «Путешествие в Книгопландию»

«Путешествие в Волшебную страну –КНИГОПЛАНДИЯ»

«Можно жить и быть счастливым, не овладев математикой, но нельзя быть счастливым, не умея читать. Тот, кому недоступно искусство чтения, - невоспитанный человек, нравственный невежда».В. А. Сухомлинский

Литература занимает особое место в формировании личности, духовного мира человека, его нравственности, мышления, эмоций, речи, творческих начал.

К сожалению, родители в наше время из-за сложных социальных условий, в силу занятости часто забывают об этом и процесс развития речи своего ребенка пускают на самотек. Ребенок больше времени проводит у телевизора и за компьютером, чем в живом окружении. Сегодня весь мир стоит перед проблемой сохранения интереса к книге, к чтению как процессу и ведущей деятельности человека. В связи с особой важностью и ролью художественной литературы, можно считать особо актуальной проблему приобщения к ней детей и их родителей в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Художественная литература должна занимать в жизни ребенка важное место. Приобщение к книге – одна из основных задач художественно-эстетического воспитания дошкольника. Знакомство с доступными ему образцами художественной литературы и фольклора должно начинаться с первых лет жизни

Любовь к литературе связана с любовью человека к слову вообще. Именно поэтому настоящая литература должна войти в жизнь ребенка в период, когда у него формируется и развивается речь. Дошкольники восприимчивы, способны глубоко чувствовать художественный текст, поэтому полюбившиеся им в раннем детстве литературные образы останутся с ними на долгие годы.

Процесс формирования у детей дошкольного возраста потребности в чтении книг во многом определяется в том, насколько вовлечены в него родители. Многое зависит от отношения семьи к книгам, организации чтения дома и даже от проявления интереса к тому, что читали ребёнку в детском саду. Многие родители не совсем хорошо знают детскую художественную литературу, детских писателей, не придают значения роли книг в процессе развития детей.

Дети дошкольного возраста – слушатели, а не читатели, художественное произведение доносит до них взрослый. Наша задача – приобщение наших воспитанников к детской литературе и детскому чтению, взаимодействуя с родителями. Мы хотим, чтобы наши дети были грамотными читателями. А ведь это очень не просто: воспринимать текст согласно авторскому замыслу. По этому необходимо создать условия чтоб у ребёнка воспринимающего литературу через призму своих душевных качеств и социального опыта, было как можно больше граней, в создание которых должны принимать активное участие окружающие его взрослые.

Цель проекта: приобщение детей к книжной культуре через развитие познавательных, творческих способностей детей.

Задачи проекта:

Развивать коммуникативные умения детей;

Развивать познавательные, творческие способности у детей через совместное чтение,

Умение вести диалог, выразительно рассказывать, импровизировать сказки;

Воспитывать интерес, любовь к книге как источнику знаний и бережное отношение к ним;

Активизировать родителей к совместной продуктивной деятельности.

Ожидаемые результаты.

Развитие индивидуальных особенностей в творческой речевой деятельности.

Использование речевых форм выразительности речи в разных видах деятельности и повседневной жизни.

Повышение интереса к книге.

Участие родителей в совместной продуктивной деятельности, в посещении с детьми детской библиотеки и организации семейного чтения.

Направление работы.

1. Знакомство детей с историей возникновения книг, с профессиями людей, которые трудятся над созданием книги. (Просмотр слайдов)

2. Знакомство с народными сказками. (Просмотр слайдов)

3. Знакомство с биографией А. С. Пушкина и творчеством писателя. (Просмотр слайдов)

4. Знакомство с биографией К. Чуковского и творчеством писателя. (Просмотр слайдов)

5. Практическое занятие:

«Книжкина больница». Книги из группы или из дома, которые дети привели в порядок.

5. Практическая деятельность, по мотивам народных сказок и сказок А. С. Пушкина, К. Чуковского:

Рисование по мотивам сказок «Золотая рыбка»»;

Аппликация по мотивам сказок «Золотая рыбка»»;

Конструирование «Петушок», «Пёс», по мотивам народной сказки

«Петух и пес»;

Аппликация «Лиса» по мотивам народной сказки «Лиса и кувшин»;

Лепка «Царевна Лебедь» по мотивам сказки А. С. Пушкина «Сказка о царе Солтане и его сыне Гвидоне»;

Разучивание небылиц К. Чуковского;

Совместная деятельность детей и родителей, создание авторской книги ребёнка;

7. Самостоятельный рассказ произведения собственного произведения по авторской книге.

11. Драматизация сказки «Репка». Показ сказки детям средней группы.

12. Самостоятельная деятельность в уголке театрализации,игры с настольным театром.

13. Знакомство детей с небылицами, с показом иллюстраций.

14. .Ежедневно чтение с детьми художественной литературы

15. Использование сказок в режимных моментах, на занятиях

16. Проведение викторины «Хорошо ли знаем сказки»

16. Презентация проекта «Путешествие в Волшебную страну –Книгопландию»

Этапы проекта.

Этапы (сроки) Основные направления реализации проекта (мероприятия) Материалы и средства реализации проекта

I этап подготовительный:

1. Провели предварительный: мониторинг знаний детей по восприятию художественной литературы.

2. Анкетировали родителей об отношение родителей к книгам.

3. Изучили литературу по проектам в дошкольных учреждениях,а так же опыт других педагогов по приобщению дошкольников к художественной литературе.

4. Подготовили информационные презентации.

5. Подготовили наглядный материал, образцы для творческих работ детей.

6. Изготовили информационные буклеты для родителей

7. Анкета для родителей.

8. Подготовили интернет ресурсы, книжные носители

II этап основной

1. Знакомство детей с историей возникновения книг, с профессиями людей, которые трудятся над созданием книги

2. Знакомство с народными сказками.

3. Знакомство с биографией А. С. Пушкина и творчеством писателя.

4. Знакомство с биографией К. Чуковского и творчеством писателя.

5.«Книжкина больница».

6. Знакомство детей с небылицами, с показом иллюстраций

7. Практическая деятельность,

По мотивам народных сказок и сказок А. С. Пушкина, К. Чуковского:

Рисование по мотивам сказок «Золотая рыбка»»

Аппликация по мотивам сказок «Золотая рыбка»»);

Конструирование «Петушок», «Пёс», по мотивам народной сказки «Петух и пес»(ответственная);

Аппликация «Лиса» по мотивам народной сказки «Лиса и кувшин»

Лепка «Царевна Лебедь» по мотивам сказки А. С. Пушкина «Сказка о царе Солтане и его сыне Гвидоне»;

Разучивание небылиц К. Чуковского);

8. Консультации для родителей «Как подобрать художественную литературу для дошкольников».

9. Создание буклетов для родителей «Вредные советы для родителей, как сделать чтоб ваш ребёнок не стал «ботаником» или отбить охоту к чтению»

10. Самостоятельная деятельность в уголке театрализации,игры с настольным театром.

11. Ежедневно чтение с детьми художественной литературы, использование сказок в режимных моментах, на занятиях.

III этап – заключительный

1. Подведение итогов работ совместная деятельность детей и родителей, создание авторской книги ребёнка;

2. Самостоятельный рассказ произведения собственного произведения по авторской книге.

3. Проведение викторины «Хорошо ли знаем сказки»

4. Презентация проекта «Путешествие в Волшебную страну –КНИГОПЛАНДИЯ» СТРУКТУРА ПРОЕКТА

Оценка результатов и отчетность.

В целом результаты проекта можно оценить положительно. Удалось заинтересовать детей,которые с удовольствием включились в творческую реализацию проекта. Занимались аппликацией, лепкой, рисованием. С интересом узнавали историю, возникновения современной книги начиная с древности. Особенно им понравилось создание собственной книги, авторами которой являлись они сами. Это была совместная деятельность с родителями, которая оказывает положительное действие на детей. Позволяя им в свою очередь лишний раз побыть вместе. Дети, самостоятельно опираясь на рисунки, пересказывали содержание книги, это способствовало развитию индивидуальных особенностей в творческой речевой деятельности.

В ходе реализации проекта мы способствовали использованию детьми, различных речевых форм выразительной речи в разных видах деятельности и повседневной жизни. Повышали интерес к книге.

При этом акцентировали интерес на этой проблеме внимание родителей, которые принимали непосредственное участие в проекте.

Проектная деятельность позволяет детям развивать познавательные навыки, умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развивать критическое и творческое мышление. Ненавязчиво вовлекать родителей в совместную работу над проектом, создавая радостную атмосферу совместного с ребенком творчества.

Конечно, есть и минусы, не все дети одинаково активно принимали участие, так же не все родители откликнулись на участие в проекте. Считая, что этим можно заниматься только в детском учреждение, ссылаясь на занятость. Не смотря на это дети самостоятельно пытались создавать книжки, что конечно говорит о заинтересованности детей.

Проектная деятельность по приобщению детей к приобщению детей к чтению, лишний раз показала, что это разносторонний и долгий процесс. Любовь книгам не возникает здесь и сейчас, в первую очередь эта искорка зарождается в семье, а превратить её в пламя помогаем мы, сначала воспитатели,затем учителя. Нот первым примером для них остаются родители, которые не всегда знают как это делать. В ходе проекта мы пришли к решению созданию нового книжного уголка, который, будет отвечать всем современным требованиям, мы изучили методическую литературу по проектной деятельности, ознакомились с опытом других педагогов. Что позволило нам включится в процесс творчески, лишний раз доказывая, обучая других учишься сам.

Вид проекта : исследовательски-творческий.

Продолжительность проекта : долгосрочный.

Участники проекта : дети дошкольных групп, воспитатели, родители воспитанников.

Охватываемые образовательные области : коммуникация, познание, чтение художественной литературы, социализация, труд, художественное творчество, музыка, физическая культура, здоровье, безопасность.

Актуальность проекта : Известно, что читательский опыт начинает закладываться с самого раннего детства.

Прививая любовь к книге, мы помогаем ребенку познавать окружающий мир и себя в нем, формировать нравственные чувства и оценки, развивать восприятие художественного слова.

К сожалению, в настоящее время существует проблема – дети не любят слушать и читать художественную литературу, но они очень увлечены компьютерными технологиями. Поэтому я решила совместить проблему с увлечением, разработав проект приобщения детей к художественной литературе через чтение сказок с использованием компьютерного оборудования.

Знакомство с литературой у каждого ребенка начинается именно со сказок, которые сопровождают все его детство и остаются с ним на всю жизнь.

Цель проекта : развивать устойчивый интерес к художественной литературе.

Задачи проекта :

  • познакомить с историей создания сказок;
  • развивать у детей умение слушать;
  • умение познавать;
  • умение сравнивать, сопоставлять
  • умение мыслить словами;
  • связную речь;
  • мышление;
  • внимание;
  • память;
  • воображение;
  • отзывчивость и сопереживание;
  • учить составлять сказки по картам Проппа;
  • пользоваться интерактивным оборудованием;
  • воспитывать любовь к сказкам;
  • бережное отношение к книгам.

Перспективный план работы с детьми и родителями

Сентябрь

1. Опрос детей по темам «Моя любимая сказка» и «Мой любимый сказочный герой»

2. Анкетирование родителей «Чтение художественной литературы дома»

3. Выступление на педсовете с целью привлечь педагогов сада и воспитанников их групп к проекту.

4. Просмотр с детьми книг со сказками в группе. Беседа на тему «Бережное хранение книг». Проведение игры «Книжкина больница».

1. Знакомство с историей создания сказок «Тетушкой рассказчицей»

2. Компьютерная презентация «Музей русских сказок в Москве»

3. Инсценировка сказки «Теремок»

Чтение сказок: русские народные «Теремок», «Волк и лиса», «Заяц и еж» Братьев Гримм, «Маленькая Баба Яга» О. Пройслера

Утренняя гимнастика и непосредственная образовательная деятельность с героями (по неделям): Мышь, Лиса, Баба Яга, Еж

1. Родительское собрание «Роль сказок в жизни ребенка»

2. Литературная гостиная «Творчество Александра Пушкина»

3. Мастер-класс по мыловарению «Рукавичка»

Чтение сказок: русская народная «Заяц хвастун», украинская народная «Рукавичка», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» и «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре Гвидоне»

А. Пушкина

Утренняя гимнастика и непосредственная образовательная деятельность с героями (по неделям): Заяц, Медведь, Царевна, Богатырь Гвидон

1. Знакомство с книгоиздательством – компьютерная презентация «Производство книг»

2. Компьютерная презентация «Музей «Поляна сказок» в Украине»

3. Инсценировка сказки «Три поросенка»

Чтение сказок: русские народные «Репка», «Заюшкина избушка», английская сказка «Три поросенка», «Дюймовочка» Х.-К. Андерсена

Утренняя гимнастика и непосредственная образовательная деятельность с героями (по неделям): Бабка, Заяц, Поросенок, Дюймовочка

1. Литературная гостиная «Творчество А. Линдгрен»

2. КВН с родителями «Мои любимые сказки»

3. Мастер-класс по мыловарению «Маша и медведь»

Чтение сказок: русская народная «Лисичка-сестричка и волк», «Маша и медведь», «Карлсон, который живет на крыше» и «Принцесса, не желающая играть в куклы» А. Линдгрен

Утренняя гимнастика и непосредственная образовательная деятельность с героями (по неделям): Волк, Маша, Карлсон, Принцесса

1. Компьютерная презентация «Музей сказок Астрид Линдгрен»

2. Физкультурный досуг «Путешествие по сказкам»

3. Инсценировка сказки «Царевна-лягушка»

4. Изготовление «Книжек-малышек со сказками»

Чтение сказок: русские народные «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Царевна-лягушка», «Кот, петух и лиса», «Колобок»

Утренняя гимнастика и непосредственная образовательная деятельность с героями (по неделям): Аленушка, Лягушка, Петух, Колобок

1. Литературная гостиная «Творчество Петра Ершова»

2. Мастер-класс по мыловарению «Перо Жар-птицы»

3. Проведение конкурса и оформление выставки совместного рисунка детей и родителей «Мой любимый сказочный герой»

Чтение сказок: русские народные «Волк и семеро козлят», «По-щучьему велению», «Кощей бессмертный», «Конек-горбунок» П. Ершова

Утренняя гимнастика и непосредственная образовательная деятельность с героями (по неделям): Волк, Емеля, Кощей, Иван

1. Литературная гостиная «Творчество Шарля Перро»

2. Инсценировка сказки «Красная шапочка» с участием родителей

Чтение сказок: русская народная сказка «Петушок и бобовое зернышко», «Золушка», «Красная шапочка», «Кот в сапогах» Ш. Перро

Утренняя гимнастика и непосредственная образовательная деятельность с героями (по неделям): Петух, Золушка, Красная шапочка, Кот

1. Награждение победителей конкурса рисунков «Мой любимый сказочный герой»

2. Презентация проекта для родителей

3. Итоговое мероприятие – проект с использованием интерактивной доски «Путешествие по сказкам» (программа Mimio Studio)

Марина Малкова
«Волшебный мир книг» (проект по ознакомлению детей дошкольного возраста с художественной литературой)

Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального

образования (повышение квалификации) специалистов «Кузбасский региональный

институт повышения квалификации и переподготовки работников образования»

Факультет повышения квалификации

Кафедра дошкольного образования

«Волшебный мир книг »

(проект по ознакомлению детей дошкольного возраста с художественной литературой )

Исполнители :

Малкова Марина Константиновна

воспитатель МБДОУ №10 города Белово;

Островская Жанетта Викторовна,

воспитатель МБДОУ №10 города Белово.

Паспорт проекта… 3стр .

Актуальность проекта… . 7 стр.

Краткое описание проекта по этапам… 9 стр .

Тематическое планирование… 10 стр.

Список литературы… 18 стр .

Паспорт проекта

Для детей среднего дошкольного возраста – очень важный этап в воспитании внимательного, чуткого читателя, любящего книгу , которая помогает ему познавать окружающий мир и себя в нем, формировать нравственные чувства и оценки, развивать восприятие художественного слова . Книга должна войти в мир ребенка как можно раньше, обогатить его мир, сделать его интересным, полным необычных открытий.

Любой ребенок является читателем, даже если он не умеет читать, а только слушает чтение взрослых. Но он выбирает, что будет он слушать, он воспринимает то, что слышит, а слышит то, что ему интересно. И именно от взрослого в большей степени зависит то, станет ли ребенок настоящим, увлеченным читателем.

Данный проект посвящен привлечению интереса к чтению , так как для современного ребенка книга потеряла свое значение, все чаще дети предпочитают книге компьютерные игры , просмотры мультфильмов и телепередач. Чтение имеет большую роль в формировании личности ребенка, оно напрямую связанно с грамотностью и образованностью, формирует нравственные идеалы, расширяет кругозор, обогащает внутренний мир человека.

Из выше всего сказанного, можно сделать вывод, что данная проблема является актуальной в педагогической науке. Именно взрослые должны направлять детей в этой деятельности , поэтому необходима повседневная работа с детьми по ознакомлению с художественной литературой , причем эта работа должна проводиться не только в традиционной форме, но в нестандартной.

Мы рассчитываем, что благодаря этому проекту дети познакомятся с художественным описанием жизни , получат научно-достоверные знания о мире, усвоят нравственные ценности и идеалы, обогатят речь.

Наименование

проекта «Волшебный мир книг »

Цель и задачи

проекта Цель : развивать устойчивый интерес к чтению

художественной литературы детей и их родителей .

Формировать у детей эмоционально образное

восприятие произведений, пополнить литературный творческий багаж ;

Воспитывать бережное отношение к книге , как к результату труда многих людей;

Воспитывать способность наслаждаться

художественным словом , иметь потребность в

знании поговорок, загадок, народных высказываний;

Учить детей договариваться , делиться, помогать, оказывать поддержку в работе, проявлять интерес к выполненному заданию;

Расширять представления родителей о детской литературе ;

Приобщить родителей к семейному чтению литературных произведений ;

Способствовать выражению своего отношения к литературным произведения в художественном творчестве ;

Учить использовать вербальные и невербальные приемы при инсценировках, чтении стихотворений, развивать творческую самостоятельность.

Исполнители

проекта и

основных

мероприятий Воспитатели, дети, родители.

группы проекта Проект «Волшебный мир книг » рассчитан на детей

старшего дошкольного возраста (5-6 лет) .

Ожидаемые

конечные

результаты

реализации

проекта Создание в группе необходимых условий по ознакомлению детей с творчеством русских и зарубежных писателей;

Создание книжного уголка;

Создание картотека с загадками и поговорками;

Оформление альбома рисунков по прочитанным произведениям;

Подбор мультипликационных фильмов и сказок;

Привить отношение детей к книге не только как к развлечению, а как к источнику познавательных интересов ;

Взаимное сотрудничество родителей и детского сада в реализации проекта ;

Более бережное отношение детей к живому миру природы.

Способность детей договариваться , оказывать друг другу поддержку.

Развитие речи, обогащение словаря детей ;

Создание традиции семейного чтения в семьях воспитанников.

этапы реализации

проекта Проект долгосрочный (9 месяцев, сентябрь – май) .

1 этап – подготовительный (1 месяц)

Постановка целей и задач, проведение родительского собрания (обсуждение целей и задач проекта с родителями и детьми,

анкетирование родителей, создание условий, необходимых для реализации проекта .

2 этап – основной (7 месяцев)

Реализация основных видов деятельности по направлениям проекта .

3 этап – итоговый (1месяц)

Включает в себя сбор и обработку методических, практических материалов, соотнесение поставленных и прогнозируемых результатов с полученными; обобщение материалов проекта .

Актуальность проекта

Проблема приобщения детей среднего дошкольного возраста к художественной литературе , является одной из актуальных проблем дошкольного образования , так как, войдя в третье тысячелетие, общество соприкоснулось с проблемой получением информации из общедоступных источников. В таком случае, страдают, прежде всего, дети, теряя связь с семейным чтением.

Обращение к проблеме приобщения детей среднего возраста к художественной литературе обусловлено рядом причин : во-первых, как показал анализ практики приобщения детей к художественной литературе , в воспитании дошкольников знакомство с художественной литературой используется в недостаточном объёме; во-вторых, возникает общественная потребность в сохранении и передачи семейного чтения; в-третьих, воспитание дошкольников художественной литературой не только несёт им радость, эмоциональный и творческий подъём, но и становится неотъемлемой частью русского литературного языка .

Задача детского сада, как отмечала Л. М. Гурович, заключается в подготовке к долгосрочному литературному образованию , которое начинается в школе. Детский сад может дать достаточно обширный литературный багаж , литературную начитанность , так как в дошкольном возрасте ребенок знакомится с разнообразием фольклорных жанров (сказка, загадка, пословица, небылица) . В эти же годы дети знакомятся с русской и зарубежной классикой – с произведениями А. С. Пушкина, Л. Н. Толстого, К. Д. Ушинского, братьев Гримм, Х. К. Андерсена и др.

Н. С. Карпинская считает, что художественная книга дает прекрасные образцы литературного языка . В рассказах дети познают лаконизм и точность языка; в стихах – музыкальность, напевность, ритмичность русской речи; в сказках – меткость, выразительность. Из книги ребенок узнает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой. Литература помогает детям излагать свое отношение к прослушанному, используя сравнения, метафоры, эпитеты и другие средства образной выразительности при ознакомлении с книгой отчетливо выступает связь речевого и эстетического развития, язык усваивается в его эстетической функции. Владение языковыми и изобразительно-выразительными средствами служит развитию художественного восприятия литературных произведений .

Знакомство детей с произведениями русских и зарубежных писателей, поэтов, а также и с народным фольклором помогает приобщить детей к миру книг , ведь воспитательная сила литературных произведений воистину невозможно переценить. Целенаправленное, продуманное ознакомление детей с художественно литературой способствует развитию их творческих способностей, самостоятельности суждений, расширяет кругозор.

Краткое описание проекта по этапам

Подготовительный этап

Формирование проблемы, постановка цели и задач; выбор методов и приемов работы; выбор материалов и оборудования; беседы с родителями об их непосредственном участии в реализации проекта ; разработка тематического планирования.

Основной этап (внедрение проекта )

Проведение непосредственно образовательной деятельности в области художественное творчество , познание ; чтение художественной литературы , проведение целевых прогулок, бесед, разгадывание загадок, проведение сюжетно-ролевых игр, игр-инсценировок, выставок и т. д.

Итоговый

Анализ результатов, защита проекта на педагогическом совете.

Тематическое планирование

1 этап – подготовительный (сентябрь)

Мероприятие Цели

Анкетирование

родителей Выявить, читают ли родители детям книги и что предпочитают слушать дети.

Родительское

собрание Обсудить цели и задачи проекта . Сформировать интерес у родителей по созданию условий для реализации проекта .

Акция «Подари книгу детскому саду » Пополнить библиотеку группы книгами , формировать у родителей и детей желание принимать участие мероприятиях группы.

Создание книжного уголка Развивать интерес к чтению художественной литературы .

Оформление родительского уголка Просвещение родителей.

2 этап – основной (внедрение проекта )

№ Мероприятие Цели

1 Беседа «Откуда пришла книга

Рассказать детям, как изготавливают книги , какой это долгий и трудоемкий труд; воспитывать бережное отношение к книгам .

2 Сюжетно-ролевая игра «Мастерская по ремонту книг » Продолжать воспитывать бережное отношение к книгам ; учить распределять роли, вести игру последовательно; починить порванные книги .

3 Игра-драматизация «Теремок»

Учить детей эмоционально воспринимать образное содержание сказки, передавать характерные особенности животных

4 Конкурс лучших чтецов «Золотая осень»

Учить рассказывать стихотворение выразительно, предавая его настроение; прививать интерес к поэзии.

1 Придумывание различных вариантов продолжения сказок и рассказов Развивать творческую активность детей в процессе придумывания различных вариантов продолжения сказок и рассказов. Продолжать развивать коммуникационные навыки, работая в мини-группах

2 Чтение произведений В. В. Бианки : «Голубой зверек» , «Снежная книга » , «Курица за белкой» , Готовимся к зиме», «Лесные домишки» Познакомить детей с творчеством В . В. Бианки. Формировать готовность к адекватной оценке прочитанного.

3 Аппликация по произведению В. В. Бианки Закрепить произведение В. В. Бианки в аппликации. Умение создавать у детей образ животных разными видами искусства.

4 Конструирование из природного и бросового материала по произведению В. В. Бианки «Лесные домишки» Побуждать детей к творчеству при изготовлении поделок (домишек) для разных обитателей леса.

1 Сюжетно-ролевая

игра «Библиотека» Поддерживать интерес к книге в сюжетно-ролевой игре

2 Конкурс «Нарисуй любимую сказку» Привлекать родителей к сотрудничеству с детским садом; развивать интерес к русским народным сказкам.

3 Лепка из соленого текста по мотивам стихотворения «Снежный кролик» О. Высотской Познакомить детей с новым произведением; учить выражать свое впечатление от .

4 Заучивание стихотворений про Новый год Создать предпраздничное настроение; продолжать учить рассказывать стихотворение выразительно, передавая его настроение; прививать интерес к поэзии.

1 Постановка спектакля «Заяц-хваста» Продолжать развивать интерес к русским народным сказкам, учить передавать характерные особенности животных; активизировать речь.

2 Чтение рассказов Н. Носова «Телефон» , «Огурцы» , «Мишкина каша» Познакомить детей с творчеством Н . Носова; развивать чувство юмора; учить находить мораль в прочитанном произведении.

3 Просмотр мультфильма «Незнайка в Солнечном городе» Продолжать знакомить детей с творчеством Н . Носова, развивать чувство юмора.

4 Чтение отрывков «Незнайка в солнечном городе» , рисование по мотивам произведения. Продолжать учить выражать свое впечатление от литературного произведения в художественном творчестве .

1 «Малые фольклорные формы» Познакомить детей с малыми фольклорными формами : пословицами, поговорками, скороговорками, загадками.

2 Словесная игра «Непослушный язычок» Учить выговаривать скороговорки, развивать ЗКР.

3 Чтение рассказа С. Иванова «Каким бывает снег?» Формировать эстетическое восприятие художественных текстов .

4 Заучивание стихотворений, посвященных Дню защитника Отчества. Продолжать прививать интерес к поэзии; учить читать стихи выразительно, с определенным темпом, меняя интонацию.

1 Чтение стихотворений и рассказов о весне Учить эмоционально воспринимать образное содержание художественных текстов .

2 Заучивание стихотворений, посвященных Международному женскому дню. Продолжать учить интонационно передавать настроение стихотворения, воспитывать бережное отношение к близким.

3 Чтение сказки В. Катаева «Цветик-семицветик» Закрепить знания детей о жанровых особенностях сказки, учить оценивать поступки главных героев.

4 Коллективная работа «Волшебная книга » Закрепить прочитанные произведения; учить передавать в рисунке характер героев, отношение к ним.

1 Чтение басен И. А. Крылова Познакомить детей с басней ; учить эмоционально воспринимать содержание басни; учить понимать ее нравственный смысл.

2 Рисование по мотивам басен И. А. Крылова Продолжать учить понимать мораль басен; учить отражать в рисунке отношение к героям, впечатления от прочитанного.

3 Игра- драматизация по сказке С. Маршака «Сказка о глупом мышонке» Развивать интерес к литературным произведениям ; продолжать учить разговаривать разным тембром, интонацией, темпом; учить использовать мимику и пантомимику в инсценировках; развивать речь.

4 Заучивание стихотворения «Где спит рыбка?» И. Токмаковой Учить передавать спокойное настроение стихотворения; развивать интерес к поэзии.

3 этап – заключительный (май)

№ Мероприятие Цели

Литературная викторина Закрепить , систематизировать знания детей о литературных произведениях .

Выставка «Наши любимые книги » Побуждать родителей участвовать в жизни детского сада; приобщить родителей к семейному чтению литературных произведений .

Родительское собрание Подведение итогов с родителями, оценка результатов.

Анализ результатов проекта Обработка и оформление материалов проекта , анализ результативности

Выступление на педагогическом совете Передача опыта коллегам

Список литературы

1. Савенков А. И., Проведение учебных исследований в детском саду. / Савенков А. И / Самара : Издательство «Учебная литература » , 2005. – 32 с.

2. Голицина В. С., Перспективное планирование в детском саду. Подготовительная к школе группа. Реализация ФГТ в ДОУ. / Голицина В. С. / М.: «Издательство Скрипторий» , 2012.

3. Бондаренко Т. М., Организация НОД в старшей группе детского сада Бондаренко Т. М. / Воронеж, 2012. – 192 с.

4. Веракса Н. Е., Проектная деятельность дошкольников . Пособие для педагогов дошкольных учреждений . / Веракса Н,Е., Веракса А. Н. / М : Мозаика-Синтез, 2008.-112с.

Детский литературный проект «Золотой ключик»

Проект представлен : детьми подготовительной к школе группы №6 , воспитателем Часовских С.О.
Познавательный. Творческий. Краткосрочный.

Актуальность:
Сила искусства в воспитании детей огромна, в частности художественной литературы, которая открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Художественная литература развивает мышление и воображение ребенка, обобщает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка.
Произведения искусства заставляют волноваться, сопереживать персонажам и событиям, и в процессе этого сопереживания создаются определенные отношения и моральные оценки, имеющие несравненно большую принудительную силу, чем оценки, просто сообщаемые и усваиваемые. Они вводят ребенка в особый, исключительный мир чувств, глубоких переживаний и эмоциональных открытий.
Как маленький ребенок может постигнуть высоту благодарного поступка и низость коварства, злобы и предательства, испытать радость любви и силу ненависти? Конечно, из произведений искусства. Дети понимают идею лишь тогда, когда она воплощена в ярких образах. Впечатления, полученные в детские годы, самые яркие, устойчивые и запоминающиеся.

Задачи:
1 Знакомить детей с явлениями окружающей действительности через искусство (художественную литературу).
2 Формировать умение активно использовать свои знания и умения в различных видах деятельности, развивать фантазию, умение формировать замысел и находить форму для его воплощения.
3 Развивать диалогическую и монологическую форму речи, культуру речевого общения в различных ситуациях общения.
4 Воспитывать эмоциональную отзывчивость, нравственные чувства (сопереживания, сострадания, справедливости).
5 Развитие интереса к художественной литературе, книге.
6 Развивать творческие способности.
7 Пробуждать у дошкольников желание самостоятельно обращаться к книге, как источнику содержательного и занимательного проведения досуга

План проекта.
1. Чтение сказки А.Н. Толстого «Золотой ключик или приключения Буратино»
2. Самостоятельная художественная деятельность по прочитанным главам сказки.
3. Изготовление альбомов «Буратино»
4. Беседа с родителями на тему «Образовательный проект» (помощь, сотрудничество, участие).
5. Пересказ сказки рисункам детей.
6. Консультация для родителей «Путь в страну книг. От слушателя к читателю.»
7. Изготовление папки «Викторина в стихах по сказке А.Н.Толстого. Рисуем сказку. Литература и прикладное творчество»

Достигнутые результаты.
В ходе работы над проектом предполагаемые результаты были достигнуты: у детей вырос интерес к художественной литературе, желание самостоятельно рассматривать книги, передавать знания, полученные из книг в самостоятельной художественной деятельности. Родители выслушали пересказ сказки по рисункам детей.