Чем состояли особенности развития русской культуры. История русской культуры и основные этапы её развития. Культура российской цивилизации, ее становление

Культура - важнейшая составная часть общественной жизни. Как всякое историческое явление, она отражает те изменения, которые происходят в обществе в определенную эпоху,- в социальных отношениях, идейных взглядах, эстетических представлениях, нравственных понятиях. Вместе с тем культура хранит и национальные традиции, в ней наиболее полно отражается национальный характер и национальное самосознание народа.

Основными деятелями русской культуры первой половины XIX в. были представители дворянской интеллигенции. Огромное воздействие на нее оказала общественно-политическая мысль века Просвещения как в России, так и за рубежом. Особенно велика заслуга в этом русских писателей - Д. И. Фонвизина, А. Н. Радищева, Н. И. Новикова, просветителей рубежа XVIII-XIX вв. и декабристов. В крепостной России доступ трудовым массам к знаниям и приобщению к высоким культурным ценностям был затруднен. Наиболее благоприятные материальные и социальные условия для получения образования и культурного развития имели привилегированные сословия, прежде всего дворянство. Этим в значительной мере объясняется тот факт, что большинство выдающихся русских писателей, поэтов, композиторов и ученых того времени принадлежали к дворянскому сословию. Но сословное происхождение и положение деятеля литературы, науки и искусства еще не является определяющим фактором содержания и направленности его творчества. Передовая русская культура, хотя и представленная преимущественно дворянами, выступала против сословного неравенства, крепостного угнетения крестьянства, против самодержавного произвола и чиновничьей бюрократии. Даже писатели, придерживавшиеся консервативных политических воззрений, своим глубоким, реалистическим изображением жизни разоблачали пороки современных им общественно-политических порядков и призывали к их искоренению.

Бесспорно, крепостное право, державшее в темноте и забитости крестьянство, самодержавный произвол и цензурные гонения, подавлявшие всякую живую, свободную мысль, наконец, общее экономическое отставание крепостной России от западноевропейских стран стояли на пути социального и культурного прогресса. И тем не менее Россия в XIX в. сделала поистине гигантский скачок в своем культурном развитии. XIX в. справедливо получил название "золотого века" русской культуры, которая заняла выдающееся место в общемировой культуре. Чем объяснить этот феномен?

Важным фактором, способствовавшим развитию русской национальной культуры, явилось тесное общение и взаимодействие ее с культурой многих стран и народов. Для первой половины XIX в. характерно значительное расширение культурных связей России с другими странами. Существенно возросли и личные контакты представителей русской культуры с зарубежными писателями, учеными, художниками, мыслителями. Подолгу жили за границей многие русские писатели; как правило, большинство русских ученых и художников выезжали на стажировку в Германию, Италию и другие западноевропейские страны. Русская культура воспринимала достижения культуры других стран и народов (в том числе и народов, входивших в состав многонациональной Российской империи), не теряя при этом своей самобытности и, в свою очередь, оказывая большое влияние на развитие культуры других народов.

Наконец, важнейшим фактором, давшим сильный толчок развитию русской культуры, явилась "гроза двенадцатого года". Подъем патриотизма в связи с Отечественной войной 1812 г. способствовал не только росту национального самосознания и формированию декабризма, но и развитию русской национальной культуры, что подчеркивал В. Г. Белинский, который писал: "1812 год, потрясший всю Россию, возбудил народное сознание и народную гордость". Сама тема войны 1812 г. заняла видное место в произведениях литературы, живописи, архитектуры.

Культурно-исторический процесс в России первой половины XIX в. имеет свои особенности. Заметно ускорение его темпов, обусловленное отмеченными выше факторами. При этом, с одной стороны, происходила дифференциация (или специализация) различных сфер культурной деятельности (особенно в науке), а с другой - усложнение самого культурного процесса, т. е. большее взаимовлияние различных областей культуры, например, философии и литературы, драматургии и музыки, живописи и архитектуры, в различных сферах культурного првцесса использовались новейшие научно-технические достижения.

К особенностям культурного развития России в первой половине XIX в. можно отнести процесс демократизации культуры. Он проявлялся в том, что деятелями культуры постепенно становились не только представители дворянства (хотя они продолжают занимать ведущее место), но и выходцы из непривилегированных сословий, в том числе и из среды крепостного крестьянства, но преимущественно из разночинцев. Демократизация культуры проявлялась также в изменении тематики произведений литературы, живописи, музыки: примерно с 30-40-х годов XIX в. в них уже сильнее звучат темы, связанные с изображением жизни простого народа, "бедных людей". Демократически настроенная разночинская интеллигенция выступает как представительница интересов простого народа, ориентируется в своем творчестве на широкого читателя и зрителя из непривилегированных слоев населения. Конечно, степень "демократизации" культуры даже для 30-40-х годов XIX в. не следует преувеличивать. Речь идет лишь о Самом начале этого процесса, который получит значительное развитие уже в пореформенный период, когда разночинец станет ведущей фигурой в общественно-политической и культурной жизни России, а тема "мужика" и жизни деревни особенно широко будет представлена в литературе и в искусстве. В первой половине XIX в. расширение круга "потребителей" культурных ценностей происходило главным образом за счет разночинца, ибо основная масса трудового народа оставалась неграмотной.

Последние публикации:

Почему мы продаем свой дом? Причины могут быть самые различные: переезд в другой город, страну, деревню либо смена работы и другие. Решение приняли окончательно и бесповоротно

История усадьбы…важно ли это?

Возможно, кому-то повезло жить в какой-то старинной усадьбе, хозяином которой прежде был какой-то аристократ. В таком доме можно почувствовать себя в его шкуре, попытаться понять, о чём он думал и как жил

Параметры высоток – важный аспект строительства

Характерными контурами городского современного ландшафта многих городов стали высотные здания. Строительство таких зданий не только делают город современным, но и на небольшом участке земли обеспечивают беззаботное проживание большому количеству людей.

Как накопить на квартиру?

Не однократно, и уверена в том, что каждый задавал вопрос, где взять деньги на покупку недвижимости? Каким образом накопить их как можно быстрее? Ведь покупка квартиру в крупных городах – это не дешевое удовольствие и даже доплату на обмен или первичный взнос по ипотеке, являет собой очень не маленькую сумму.

Особенности развития русской культуры в XVIII в.

XVIII век - время больших перемен. Многовековой процесс развития рус­ской культуры вступает в новую стадию своего развития. Преодолевается ло­кальность и сословная ограниченность, происходит формирование националь­ной культуры. Определяющим становится именно светское направление: создается светское просвещение, многовековой процесс накопления знаний вступает в завершающую стадию: превращение в науку; складывается новый, близкий к разговорному литературный язык, появляется национальная русская литература, увеличивается число печатных изданий; создаются шедевры цер­ковного зодчества, в которых четко прослеживаются элементы гражданской архитектуры; развивается живопись, скульптура. Важным является то, что во второй половине XVIII века формируется просветительская мысль и идеи про­свещения глубоко проникают во все сферы культурного процесса.

Образование и наука.

Настойчивая потребность в специалистах, которых церковная школа дать не могла, приводит к созданию светского образования. Первыми появляются специальные школы еще при Петре I (Школа математических и навигацион­ных наук, Первая медицинская школа, Горная, инженерные школы и т.д.).

Сословные школы. Еще в 30-х гг. в системе образования возобладала шко­ла закрытого типа, прежде всего для дворян, которые находились под особым попечением правительства. Сеть духовных учебных заведений также теряла характер всесословности (епархиальные училища). Наиболее распространен­ным для этого времени типом начальных школ являлись гарнизонные школы. Система сословных школ в последней четверти XVIII в. выглядела так:

Для дворян - шляхетские корпуса (сухопутный, морской, артиллерий­ский, инженерный, пажеский), благородные пансионы (Институт бла­городных девиц, 1764 г.);

Для духовенства - духовные академии, епархиальные училища;

Для купцов - коммерческие школы;

Для разночинцев - Академия художеств, Горная, Медицинская. штурманская школы, ремесленная школа;

Для солдатских детей - солдатские школы.

Сословные школы не удовлетворяли потребности в грамотных и образо­ванных людях, и с 80-х гг. правительство начинает создание общеобразо­вательных учебных заведений. В 1786 г., согласно «Уставу народных учи­лищ», учреждались главные народные училища 4-классные (в губернских городах) и малые народные училища 2-классные (в уездных городах). «Ус­тав» также предусматривал создание единой системы светской школы от малых народных училищ до университета. Появление новых учебных заведений связано с деятельностью И.И. Бецкого, считавшего, что поскольку «корень всему злу и добру» - воспитание, основной задачей государства становится воспитание новой породы людей. Кроме народных училищ им были созданы: училище при Академии художеств, Коммерческое училище, мещанское отделение при Смольном институте благородных девиц.

Продолжается развитие высшего образования. 25 января 1755 года был открыт Московский университет с двумя гимназиями, который становится центром русского просвещения. В отличие от европейских университетов, обучение в нем было бесплатным и для всех сословий (кроме крепостных крестьян). Изначально отсутствовал богословский факультет и преподавание велось на русском языке. При университете создаются лаборатории, библио­тека, типография. Растущая потребность в квалифицированных педагогиче­ских кадрах привела к созданию Учительской семинарии при Московском университете (1779) и Петербургского главного народного училища (1782), впоследствии преобразованного в Педагогический институт в Петербурге.

Создание и расширение сети школ потребовало появления новых учебни­ков. Их разработкой занимались Академия наук и Московский университет. Были созданы: «Первые основании металлургии», «Риторика», «Краткий рос­сийский летописец», «Российская грамматика» М.В. Ломоносова, «Географи­ческое и историческое описание Российской империи» Х.А. Чеботарева.

С распространением образования было связано и развитие науки. Основными центрами научной деятельности в этот период являлись Академия наук, Горное училище в Петербурге (1773), Киевская академия. Уже во второй половине XVIII в. отечественная наука достигла общеевропейского уровня благодаря дея­тельности таких ученых, как Эйлер Л., Бернулли Д. Особая роль в становлении и развитии русской науки принадлежит М.В. Ломоносову, научная деятельность которого отличалась необычайной многогранностью (известны его работы в об­ласти математики, физики, химии, астрономии, филологии, истории).

Особое развитие в XVIII в. получили естественные науки: в 20-50-е гг. Академия наук осуществила Великую Северную экспедицию (исследование Северного Ледовитого океана, северо-востока Азии и северо-запада Америки, Камчатки). В 60-80-е гг. была проведена комплексная экспедиция по исследо­ванию севера европейской части России (Поволжья, Приуралья, Урала, Юж­ной Сибири). Результатом этих экспедиций явилось составление карт страны. 1731 г. - первый русский географический атлас; 1745 г. - издание «Атласа Российского». Значительными успехами ознаменовалось развитие математи­ки (Л. Эйлер, Д. Бернулли, М.В. Ломоносов), медицины (Д.С. Самойлович, К.И. Щепин, С.Г. Забелин), химии (М.В. Ломоносов, В.М. Севергин).

Во второй половине XVIII в наблюдается взлет технической мысли, связанный прежде всего с деятельностью выдающихся русских изобретате­лей - И.И. Ползунова (создание парового двигателя) и И.П. Кулибина (проект одноарочного моста через Неву, создание часовых, оптических ме­ханизмов). Известны также изобретения мастера К.Д. Фролова (первая гид­равлическая машина), А.К. Нартова (создал новые станки для сверления орудийного ствола, подъемный механизм, новые способы отливки пушек).

В более сложных условиях проходило становление гуманитарных наук: в Академии наук им уделялось меньше внимания, и развивались они в ос­новном за пределами Академии. Значительный шаг вперед сделали право­вая наука, языкознание и прежде всего история. Крупнейшими историками этого времени являлись В.Н. Татищев («История Российская», положившая начало русской исторической науке), М.М. Щербатов («История Россий­ская», отличавшаяся консервативностью политической концепции), И.Н. Болтин («Примечания на историю древния и нынешния России Г. Леклерка», отличавшиеся появлением целого ряда новых и важных наблю­дений относительно норманнской теории, об общности исторического про­цесса, о процессе и причинах оформления крепостного права).

В этот период зарождается также историческое краеведение: В.В. Крестинин (работы по истории Поморья), П.И. Рычков (автор истории Оренбургского края), и начинается публикация документов и исторических сочинений.

Общественно-политическая мысль. Литература.

Все сферы духовной жизни России середины и второй половины XVIII в. пронизывают идеи Просвещения (философское течение, представ­ленное Вольтером, Дидро, Руссо, главной мыслью которых было усовер­шенствование человеческой личности). Решающую роль в осуществлении идеалов просветители отводили просвещенному монарху, способному пре­образовать страну на разумных, гуманных началах. Именно поэтому вопрос о характере государственной власти оставался одним из самых главных (формируется идеология «просвещенного абсолютизма»). Идеи просвеще­ния были настолько популярны, что их одинаково восприняли представите­ли консервативной мысли (А.П. Сумароков, М.М. Щербатов), либеральной (Н.И. Новиков, Д.И. Фонвизин) и революционной (А. Н. Радищев).

Особенностью русского просветительства являлась антикрепостниче­ская направленность. Эта тенденция нашла отражение прежде всего в дея­тельности Н.И. Новикова (1744-1818) - крупнейшего издателя и журнали­ста (изд. сатирических журналов «Трутень», «Живописец», «Кошелек») и А.Н.Радищева (1749-1802), стоявшего на позиции радикального просвети­тельства («Путешествие из Петербурга в Москву»).

30-е гг. XVIII в. - время появления нового духовно-общественного движения масонства. Его проникновение в Россию связано с определенным разочарованием в просветительском рационализме и поиском путей выхода из нравственного тупика. Движение состояло из нескольких «партий» (французской, английской, рыцарской, иллюминатской), общей чертой ко­торых являлись религиозно-нравственные искания.

Литература XVIII в. представлена тремя направлениями: классицизмом - творчество А.П. Сумарокова (трагедия «Дмитрий Са­мозванец», комедии «Опекун», «Лихоимец»);

художественно-реалистическим - становление этого направления свя­зано с творчеством Д.И. Фонвизина (комедии «Бригадир» и «Недоросль»);

сентиментализмом - Н.М. Карамзин (повесть «Бедная Лиза»). Для сентиментализма характерен показ чувств рядового человека, идеализация действительности.

Архитектура.

В I половине XVIII в. в архитектуре господствует барокко, отличавшееся блеском, роскошью. Характерной чертой русского барокко является сплав ев­ропейских стилей (классицизма и рококо) и отечественных традиций.

В Петербурге крупнейшим зодчим этого направления был Ф.Б. Растрелли (дворец М.И. Воронцова, Большой дворец в Петергофе, Большой Екатеринин­ский дворец в Царском Селе, Зимний дворец, комплекс Смольного монастыря). Одно из выдающихся достижений Растрелли - это создание комплексов па­радных интерьеров (обилие золота, света, лепнины, бронзы, зеркал).

В Москве также создаются постройки в стиле барокко, отличавшиеся более спокойными архитектурными формами. Крупнейшим зодчим, рабо­тавшим в этом направлении в Москве, считается Д.В. Ухтомский (коло­кольня Троице-Сергиевой лавры).

В 60-е годы на смену барокко приходит классицизм, использовавший античные традиции и отличавшийся благородной и величавой простотой (классицизм - стиль в литературе и искусстве XVIII - нач. XIX вв., обра­тившийся к античному наследию, как к норме и идеальному образцу).

В развитии классицизма во второй половине XVIII века можно просле­дить два этапа:

1) ранний классицизм (60-80-е гг.), когда ведущее значение имели обще­ственные здания, архитектурные формы которых определяли характер и всех других построек;

2) строгий классицизм (80-90-е гг.), когда преобладали частные дворцы и усадебные постройки с присущей традиционной схемой.

Крупнейшими зодчими классицизма являлись:

В Петербурге: Д. Кваренги (Ассигнационный банк, Академия наук, Анг­лийский дворец в Петергофе, Александровский дворец в Царском Селе); Львов Н.А. (Главный почтамт в Петербурге): Ч. Камерон (создатель двор-цово-парковых ансамблей в пригородах Петербурга (в Царском Селе Ка-меронова галерея, в Павловске); И.Е. Старов (Таврический дворец);

В Москве: В.И. Баженов (проект Кремлевского дворца, дворцово-парковый ансамбль в Царицыно (стиль псевдоготика), Дом Пашкова); М.Ф. Казаков (Петровский дворец, здание Сената в Московском Кремле, здание Московского университета на Моховой, Голицынская больница).

Живопись.

Русская живопись вступает в новый этап своего развития, выразившийся прежде всего в совершенствовании портретной живописи и в появлении ра­нее отсутствовавших жанров: пейзажа, исторического, бытового. Расцвет портретной живописи связан с многочисленными заказами двора, вельмож. Этот жанр развивался в двух направлениях: парадного портрета и камерного Выдающимися художниками этого жанра являются: Ф.С. Рокотов (портреты В.Е. Новосельцевой, А.И. Струйской), Д.Г. Левицкий (цикл портретов «Смо­лянки», портреты Дидро, М.А. Дьяковой); В.Л. Боровиковский (портреты Н.А. Нарышкиной, М.А. Орловой, МИ. Лопухиной). В творчестве последне­го происходит становление реалистической живописи. Начало жанровой жи­вописи было положено творчеством М. Шибанова, создавшего картины из крестьянской жизни («Крестьянский обед», «Сговор»). Родоначальником пей­зажной живописи является С.Ф. Щедрин (ландшафты Павловска и Петер­бурга), Ф.Я. Алексеев («Красная площадь»). Первые картины в историческом жанре были созданы А.П. Лосенко («Владимир и Рогнеда», «Прощание Гек­тора с Андромахой»).

Скульптура.

Скульптура в XVIII века достигает замечательных успехов. Среди рус­ских скульпторов выделяются Ф.И. Шубин, представляющий реалистиче­ское направление в скульптуре, являвшийся мастером скульптурного порт­рета (портреты Орлова, Зубова, Потемкина, Павла I, Ломоносова и др.), и МИ. Козловский - родоначальник русского классицизма в скульптуре, считавший своей главной задачей раскрытие образа средствами, которыми пользовались ваятели Древнего Рима (памятник А.В. Суворову, скульптура «Самсон, раздирающий пасть льва»).

Из иностранных ваятелей крупнейшим является Э. Фальконе («Медный всадник» (памятник Петру I)).

Театр.

Во второй половине XVIII в. происходит становление русского театра. Были созданы: в 1756 г. русский театр для представления трагедий и коме­дий (руководителем труппы являлся Ф. Волков - блестящий актер, поэт, драматург, музыкант); в 1779 г. частный театр на Царицыном лугу под ру­ководством известного актера Дмитриевского; в 1780 г. Петровский театр, в репертуаре которого наряду с драматическими были оперные и балетные спектакли. Большое развитие получил и крепостной театр (например, наи­более известен театр Шереметева).

В последней трети столетия началось формирование национальной ком­позиторской школы. Появляется камерный лирический жанр (российская песня). Ведущим жанром в музыке становится опера (М.М. Соколовский «Мельник- колдун, обманщик и сват», В.И. Фомин «Орфей» и др.).

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Евразийский открытый институт»

Коломенский филиал


Контрольная работа

по учебному курсу культурологии

на тему: Особенности русской культуры


Студента 2 курса 24МВ группы

Козлова Олега Владимировича

Руководитель Кручинкина Н.В.


Коломна, 2010 год


Введение

Культура российской цивилизации, её становление

Российская культура как объект исследования

Существенные особенности русской национальной культуры

Общие тенденции и особенности развития современной общемировой культуры и культуры России

Заключение

Список использованной литературы


Введение


История русской культуры, ее ценности, роль и место в мировой культуре в начале 90-х гг. XX в. вызвала большой интерес и как предмет научного изучения и в качестве учебного курса. Появилось много научной и учебной литературы, освещающей нашу историю и культуру. Ее осмысление в основном опиралось на труды мыслителей русского Духовного Ренессанса конца XIX - первой четверти XX в. Однако к концу 90-х гг. эта заинтересованность стала спадать. Отчасти потому, что было исчерпано чувство новизны прежде запретных идей, а современного, оригинального прочтения нашей культурной истории пока не появилось.

Цель работы - изучить особенности русской культуры.

Задачи работы:

Изучить становление русской культуры;

Раскрыть основные понятия;

Выделить особенности русской национальной культуры;

Изучить развитие русской культуры на современном этапе.


Культура российской цивилизации, ее становление


Наша культура стала выделяться в особый тип в рамках христианской цивилизации в IX-XI вв. в ходе образования государства у восточных славян и приобщения их к православию.

Большое влияние на формирование этого типа культуры оказывал геополитический фактор - срединное положение России между цивилизациями Запада и Востока, служившее основой ее маргинализации, т.е. возникновения таких пограничных культурных районов и слоев, которые, с одной стороны, не примыкали ни к одной из известных культур, а с другой - представляли собой благоприятную среду для разнообразного культурного развития.

К наиболее часто выделяемым признакам российской цивилизации относят самодержавную форму государственной власти или, как определил этот тип власти историк М. Довнар-Запольский, «вотчинное государство»; коллективистскую ментальность; подчинение общества государству» (или «дуализм общества и государственной власти»), незначительный объем экономической свободы.

Что касается стадий развития российской цивилизации, то существуют различные точки зрения. Одни ученые считают, что с IX в. и по настоящее время в том ареале, который называется Россией, была одна цивилизация. В ее развитии можно выделить несколько этапов, различающихся особыми типологическими чертами, что позволяет квалифицировать их как самостоятельные историко-культурные общности: Древняя Русь (IX-XIII вв.), Московское царство (XIV-XVII вв.), Имперская Россия (с XVIII в. и по сей день).

Другие исследователи полагают, что по XIII в. существовала одна «русско-европейская», или «славянско-европейская» цивилизация, а с XIV в. - другая: «евразийская», или «российская».

Доминантной формой интеграции «русско-европейской» цивилизации было (как в Европе - католицизм) Православие, которое хотя было принято и распространялось на Руси государством, но в значительной степени носило автономный по отношению к нему характер.

Русская Православная Церковь долгое время находилась в зависимости от константинопольского патриарха и лишь в середине XV в. обрела фактическую самостоятельность.

Само древнерусское государство представляло собой конфедерацию достаточно самостоятельных государственных образований, политически скрепленных лишь единством княжеского рода, после распада которого в начале XII в. они приобрели полный государственный суверенитет.

Православие задавало общий для Руси нормативно-ценностный порядок, единой символической формой выражения которого был древнерусский язык.

Киевские князья не могли опираться, как римские или китайские императоры, на мощную военно-бюрократическую систему или, как ахеменидские шахи, на численно и культурно доминирующий этнос. Они обрели опору в Православии и осуществляли построение государственности в значительной мере как миссионерскую задачу обращения язычников.

В первые века древнерусской государственности ее по многим формально-культурным и ценностно-ориентационным чертам можно рассматривать как «дочернюю» зону византийской культуры. Однако по большинству сущностных форм социально-политического устройства и жизнедеятельности Древнерусская цивилизация была ближе к Европе, особенно Восточной.

С традиционными обществами Европы того времени она имела целый ряд общих черт: городской характер «титульной», маркирующей общество в целом, культуры; преобладание земледельческого производства; «военно-демократический» характер генезиса государственной власти; отсутствие синдрома сервильного комплекса (поголовного рабства) при соприкосновении индивида с государством.

Вместе с тем Древняя Русь имела целый ряд общих черт с традиционными обществами азиатского типа:

отсутствие в европейском смысле частной собственности и экономических классов;

господство принципа централизованной редистрибуции, при которой власть рождала собственность;

автономность общин по отношению к государству, порождавшая значительные возможности социо-культурной регенерации;

эволюционный характер общественного развития.

В целом Древнерусская цивилизация на славяно-языческой основе синтезировала некоторые черты европейских социально-политических и производственно-технологических реалий, византийских мистических рефлексий и канонов, а также азиатских принципов централизованной редистрибуции.

Геополитический, а также экономический факторы предопределили появление в древнерусской цивилизации нескольких субкультур - южной, северной и северо-восточной.

Южная субкультура была ориентирована на азиатскую «степь». Киевские князья предпочитали даже формировать дружинную гвардию из наемников племенного объединения «черных клобуков», остатков тюркских кочевников - печенегов, торков, берендеев, осевших на реке Рось. В период татаро-монгольского нашествия киевская субкультура прекратила свое существование.

Новгородская субкультура была нацелена на партнеров по ганзейскому союзу, представлявших торговые островки европейской цивилизации. Если новгородцы и прибегали к наемникам, то, как правило, ими становились варяги. Новгородская субкультура, сохранившаяся в период татаро-монгольского ига и усилившая свое европейское своеобразие, деградировала после присоединения Новгорода к Москве в XV в.

Русская культура как объект исследования


Понятия русская культура, русская национальная культура, культура России - можно рассматривать как синонимы, а можно в качестве самостоятельных феноменов. Они отражают разные состояния и составляющие нашей культуры. Представляется, что при изучении русской культуры в центре внимания должна быть собственно культура, культурные традиции восточных славян как союза племен, русичей, русских. Культура иных народов в данном случае представляет интерес как результат и процесс взаимовлияния, заимствования, диалога культур. В данном случае понятие русская культура синонимично понятию русская национальная культура. Понятие культура России более широкое, так как включает в себя историю становления и развития культуры Древнерусского государства, отдельных княжеств, многонациональных государственных объединений - Московского государства, Российской империи, Советского Союза, Российской Федерации. В этом контексте русская культура выступает как основной системообразующий элемент культуры многонационального государства. Многонациональную культуру России можно типологизировать по различным основаниям: конфессиональному (православные, старообрядцы, католики, мусульмане и т.п.); по хозяйственному укладу (земледельческая культура, скотоводческая, охотничья) и др. Игнорировать многонациональный характер культуры нашего государства, как и роль русской культуры в этом государстве весьма непродуктивно.

Изучение отечественной культуры - задача не только образовательная. Она тесно связана с другой - не менее важной, вырастить носителей русской культуры, продолжателей ее традиций, что будет способствовать ее сохранению как части мировой культуры, расширению границ русской культуры, диалогу культур.

О, светло светлая и прекрасно украшенная земля Русская! Многими красотами прославлена ты: озерами многими славишься, реками и источниками местно-чтимыми, горами, крутыми холмами, высокими дубравами, чистыми полями, дивными зверями, разнообразными птицами, бесчисленными городами великими, велениями славными, садами монастырскими, храмами Божьими и князьями грозными, боярами честными, вельможами многими. Всем ты преисполнена, земля Русская, о Правоверная Вера Христианская!

Эти строки, проникнутые глубокой любовью к своей земле составляют начало древнего литературного памятника Слово о погибели Русской земли. К сожалению, сохранился только отрывок, который был обнаружен в составе другого произведения - Повести о житии Александра Невского. Время написания Слова - 1237 - начало 1246 г.

Каждая национальная культура - это форма самовыражения народа. В ней проявляются особенности национального характера, миросозерцания, менталитета. Любая культура уникальна и проходит свой, неповторимый путь развития. Это в полной мере относится и к русской культуре. Ее можно сравнивать с культурами Востока и Запада лишь в той мере, в которой они взаимодействуют с нею, оказывают влияние на ее генезис и эволюцию, связаны с русской культурой общей судьбой.

Попытки понять отечественную культуру, определить ее место и роль в круге иных культур сопряжено с определенными сложностями. Их можно подразделить на следующие: сильное тяготение исследователей к компаративистскому подходу, постоянной попытке сравнительного анализа нашей культуры и культуры Западной Европы и почти всегда не в пользу первой; идеологизация конкретного культурно-исторического материала и его трактовка с тех или иных позиций, в ходе которой одни факты выдвигаются на первый план, а те, которые не вписываются в концепцию автора, игнорируются.

При рассмотрении культурно-исторического процесса в России явно прослеживаются три основных подхода.

Первый подход представлен сторонниками однолинейной модели мировой истории. Согласно этой концепции все проблемы России могут быть решены путем преодоления цивилизационного, культурного отставания или модернизации.

Сторонники второго исходят из концепции многолинейности исторического развития, согласно которой история человечества состоит из истории целого ряда самобытных цивилизаций, к одной из которых относится и русская (славянская - Н.Я. Данилевский или Православно-Христианская - А. Тойнби) цивилизация. Причем, основные черты или душа каждой цивилизации не может быть воспринята или глубоко понята представителями иной цивилизации или культуры, т.е. является непознаваемой и не воспроизводимой.

Третья группа авторов пытается примирить оба подхода. К ним относится и известный исследователь русской культуры, автор многотомного труда Очерки по истории русской культуры П.Н. Милюков, который определил свою позицию как синтез двух противоположных конструкций русской истории, из которых одна выдвигала вперед сходство русского процесса с европейским, доводя это сходство до тождества, а другая доказывала русское своеобразие, до полной несравнимости и исключительности. Милюков занимал примирительное положение и строил русский исторический процесс на синтезе обеих черт, сходства и своеобразия, подчеркивая черты своеобразия несколько более резко, нежели черты сходства. Следует отметить, что выявленные Милюковым в начале XX в. подходы к изучению культурно-исторического процесса России сохранили, с некоторыми модификациями, свои основные черты до конца нашего века.

Существенные особенности русской национальной культуры


Выделяют специфические черты русской культуры от древнейших времен до XX века:

Русская культура - понятие историческое и многогранное. Она включает в себя факты, процессы, тенденции, свидетельствующие о длительном и сложном развитии как в географическом пространстве, так и в историческом времени. У замечательного представителя европейского Возрождения Максима Грека, переехавшего в нашу страну на рубеже XVI века, есть поразительный по глубине и верности образ России. Он пишет о ней, как о женщине в черном платье, задумчиво сидящей «при дороге». Русская культура тоже «при дороге», она формируется и развивается в постоянных поисках. Об этом свидетельствует история.

Большая часть территории России заселена позднее, чем те регионы мира, в которых сложились основные центры мировой культуры. В этом смысле русская культура - явление относительно молодое. Мало того, Русь не знала периода рабовладения: восточные славяне перешли непосредственно к феодализму от общинно-патриархальных отношений. В силу своей исторической молодости русская культура оказалась перед необходимостью интенсивного исторического развития. Конечно, русская культура развивалась под влиянием различных культур стран Запада и Востока, исторически опередивших Россию. Но воспринимая и усваивая культурное наследие других народов, русские писатели и художники, скульпторы и архитекторы, ученые и философы решали свои задачи, формировали и развивали отечественные традиции, никогда не ограничиваясь копированием чужих образцов.

Длительный период развития русской культуры определялся Хрис-тианско-Православной религией. На многие века ведущими культурными жанрами стали храмостроительство, иконопись, церковная литература. Значительный вклад в мировую художественную сокровищницу Россия, вплоть до XVIII века, вносила духовной деятельностью, связанной с Христианством.

Специфические черты русской культуры определяются в значительной степени тем, что исследователи назвали «характером русского народа», об этом писали все исследователи «русской идеи», главной чертой этого характера называли веру. Альтернатива «вера-знание», «вера-разум» решалась в России в конкретные исторические периоды по-разному, но чаще всего в пользу веры.


Общие тенденции и особенности развития современной общемировой культуры и культуры России


Одной из наиболее важных для современной культуры проблем является проблема традиций и новаторства в культурном пространстве. Устойчивая сторона культуры, культурная традиция, благодаря которой происходит накопление и трансляция человеческого опыта в истории, дает новым поколениям возможность актуализации предшествующего опыта, опору на созданное предшествующими поколениями. В традиционных обществах усвоение культуры происходит через воспроизведение образцов, с возможностью незначительных вариаций в рамках традиции. Традиция в этом случае является основой функционирования культуры, в значительной мере затрудняя творчество в смысле новаторства. Собственно, наиболее «творческим» в нашем понимании процессом традиционной культуры, как ни парадоксально, выступает само формирование человека в качестве субъекта культуры, как набора канонических стереотипных программ (обычаев, ритуалов). Трансформация же самих этих канонов достаточно медленна. Таковы культура первобытного общества и более поздняя традиционная культура. В определенных условиях устойчивость культурной традиции можно отнести на счет необходимости устойчивости человеческого коллектива для его выживания. Однако, с другой стороны, динамичность культуры не означает отказа от культурных традиций вообще. Вряд ли возможно существование культуры без традиций. Культурные традиции как историческая память - непременное условие не только существования, но и развития культуры, даже при наличии в ней большого творческого (и одновременно негативного по отношению к традиции) потенциала. В качестве живого примера можно привести культурные трансформации России после Октябрьской революции, когда попытки полного отрицания и разрушения предшествующей культуры привели во многих случаях к невосполнимым потерям в этой сфере.

Таким образом, если возможно говорить о реакционных и прогрессивных тенденциях в культуре, то, с другой стороны, вряд ли возможно представить создание культуры «на пустом месте», совершенно отбросив предшествующую культуру, традицию. Вопрос о традициях в культуре и об отношении к культурному наследию касается не только сохранения, но и развития культуры, т. е культурного творчества. В последнем всеобщее органическое слито с уникальным: каждая культурная ценность неповторима, идет ли речь о художественном произведении, изобретении и т.п. В этом смысле тиражирование в той или иной форме уже известного, уже сотворенного ранее - есть распространение, а не созидание культуры. Необходимость распространения культуры, как кажется, не нуждается в доказательствах. Творчество же культуры, являясь источником инноваций, вовлечено в противоречивый процесс развития культуры, в котором отражается широкий спектр подчас противоположных и противоборствующих тенденций данной исторической эпохи.

На первый взгляд, культура, рассматриваемая с точки зрения содержания, распадается на различные сферы: нравы и обычаи, язык и письменность, характер одежды, поселений, работы, постановка воспитания, экономика, характер армии, общественно-политическое устройство, судопроизводство, наука, техника, искусство, религия, все формы проявления «духа» народа. В этом смысле первостепенную важность для понимания уровня развития культуры приобретает история культуры.

Если говорить собственно о современной культуре, то она воплощена в огромном множестве создаваемых материальных и духовных явлений. Это и новые средства труда, и новые продукты питания, и новые элементы материальной инфраструктуры быта, производства, и новые научные идеи, идеологические концепции, религиозные верования, нравственные идеалы и регуляторы, произведения всех видов искусств и т.д. В то же время, сфера современной культуры при ближайшем рассмотрении неоднородна, потому что каждая из составляющих ее культур имеет общие границы, как географические, так и хронологические с другими культурами и эпохами.

Начиная с ХХ века характерным становится различение понятий культуры и цивилизации - культура продолжает нести позитивный смысл, а цивилизация получает нейтральную оценку, а порой и прямой негативный смысл. Цивилизация, как синоним материальной культуры, как достаточно высокая ступень овладения силами природы, безусловно, несет в себе мощный заряд технического прогресса и способствует достижению изобилия материальных благ. Понятие цивилизации чаще всего связывается с ценностно-нейтральным развитием техники, которую можно использовать в самых разнообразных целях, а понятие культуры, наоборот, максимально сблизилось с понятием духовного прогресса. К негативным качествам цивилизации обычно относят ее тенденцию к стандартизации мышления, ориентацию на абсолютную верность общепринятым истинам, свойственную ей низкую оценку независимости и оригинальности индивидуального мышления, которые воспринимаются как «социальная опасность». Если культура, с этой точки зрения, формирует совершенную личность, то цивилизация формирует идеального законопослушного члена общества, довольствующегося предоставленными ему благами. Цивилизация все чаще понимается как синоним урбанизации, скученности, тирании машин, как источник дегуманизации мира. В самом деле, как бы глубоко ни проник человеческий ум в тайны мира, духовный мир самого человека остается во многом загадочным. Цивилизация и наука сами по себе не могут обеспечить духовного прогресса, здесь необходима культура как совокупность всего духовного образования и воспитания, включающие в себя весь спектр интеллектуальных, нравственных и эстетических достижений человечества.

В общем случае для современной прежде всего мировой культуры предлагаются два пути решения кризисной ситуации. Если, с одной стороны, разрешение кризисных тенденций культуры предполагается на пути традиционных западных идеалов - строгой науки, всеобщего образования, разумной организации жизни, производства, сознательного подхода ко всем явлениям мира, изменения ориентиров развития науки и технологии, т. е. увеличения роли духовного и морального совершенствования человека, а также улучшения его материальных условий, то второй путь разрешения кризисных явлений предполагает возвращение рода человеческого или к различным модификациям религиозной культуры или к формам жизни более «естественным» для человека и жизни - с ограниченными здоровыми потребностями, ощущением единства с природой и космосом, формам бытия человека свободного от власти техники.

Философы современности и недавнего прошлого занимают в отношении техники ту или иную позицию, как правило, они связывают с техникой (понимаемой достаточно широко) кризис культуры и цивилизации. Взаимовлияние техники и современной культуры является здесь одной из ключевых проблем для рассмотрения. Если роль техники в культуре в значительной мере прояснена в работах Хайдеггера, Ясперса, Фромма, то проблема гуманизации техники остается одной из важнейших нерешенных задач для всего человечества.

Одним из наиболее интересных моментов в развитии современной культуры является формирование нового образа самой культуры. Если традиционный образ мировой культуры связан прежде всего с идеями исторической и органической целостности, то новый образ культуры все более ассоциируется, с одной стороны, с идеями космического масштаба, с другой стороны идеей общечеловеческой этической парадигмы. Также следует отметить и формирование нового типа культурного взаимодействия, выраженного прежде всего в отказе от упрощенных рациональных схем решения культурных проблем. Все большее значение приобретают способности к пониманию чужой культуры и точек зрения, критический анализ собственных действий, признание чужой культурной самобытности и чужой истины, умение включить их в свою позицию и признание правомерности существования многих истин, умение строить диалогические отношения и идти на компромисс. Такая логика культурной коммуникации предполагает и соответствующие принципы действия.

В России начало 90-х годов прошлого столетия характеризуется ускоренным распадом единой культуры СССР на отдельные национальные культуры, для которых неприемлемыми оказались не только ценности общей культуры СССР, но и культурные традиции друг друга. Резкое противопоставление различных национальных культур привело к нарастанию культурной напряженности и вызвало распад единого социокультурного пространства.

Культура современной России, органически связанная с предшествующими периодами истории страны, оказалась в совершенно новой политической и экономической ситуации, кардинальным образом изменившей многое, прежде всего - взаимоотношения культуры с властью. Государство перестало диктовать культуре свои требования, и культура утратила гарантированного заказчика.

Поскольку исчез общий стержень культурной жизни в качестве централизованной системы управления и единой культурной политики, определение путей дальнейшего культурного развития стало делом самого общества и предметом острых разногласий. Диапазон поисков чрезвычайно широк - от следования западным образцам до апологии изоляционизма. Отсутствие объединительной культурной идеи воспринимается частью общества как проявление глубокого кризиса, в котором оказалась российская культура к концу XX века. Другие считают культурный плюрализм естественной нормой цивилизованного общества.

Если, с одной стороны, ликвидация идеологических барьеров создала благоприятные возможности для развития духовной культуры, то, с другой стороны экономический кризис, переживаемый страной, сложный переход к рыночным отношениям усилили опасность коммерциализации культуры, утраты национальных черт в ходе ее дальнейшего развития. Духовная сфера вообще переживала в середине 90-х годов острый кризис. Стремление направить страну к рыночному развитию привело к невозможности существования отдельных сфер культуры, объективно нуждающихся в государственной поддержке.

Одновременно продолжал углубляться раздел между элитарными и массовыми формами культуры, между молодежной средой и старшим поколением. Все эти процессы разворачивая на фоне быстрого и резкого усиления неравномерности доступа к потреблению не только материальных, но культурных благ.

В силу приведенных выше причин первое место в культуре стали занимать средства массовой информации, получившие название «четвертой власти».

В современной отечественной культуре диковинным образом соединяются несоединимые ценности и ориентации: коллективизм, соборность и индивидуализм, эгоизм, огромная и часто нарочитая политизированность и демонстративная аполитичность, государственность и анархия и т. п.

Если вполне очевидно, что одним из важнейших условий обновления общества в целом является возрождение культуры, то конкретные движения на этом пути продолжают оставаться предметом ожесточенных дискуссий. В частности, предметом спора становится роль государства в регулировании культуры: должно ли государство вмешиваться в дела культуры, или же культура сама найдет средства для своего выживания. Здесь, судя по всему, сформировалась следующая точка зрения: обеспечивая свободу культуре, право на культурную самобытность, государство берет на себя разработку стратегических задач культурного строительства и обязанности по охране культурно-исторического национального наследия, необходимую финансовую поддержку культурных ценностей. Однако, конкретная реализация этих положений продолжает оставаться под вопросом. Государство, по всей видимости, не вполне сознает, что культура не может быть отдана на откуп бизнесу, ее поддержка, в том числе образования, науки, имеет огромное значение для поддержания нравственного, психического здоровья нации. Несмотря на все противоречивые характеристики отечественной культуры, общество не может допускать отрыва от своего культурного достояния. Распадающаяся культура мало приспособлена к преобразованиям.

По поводу путей развития культуры в современной России также высказываются разнообразные мнения. С одной стороны, возможно укрепление культурного и политического консерватизма, а также стабилизация ситуации на основе идей о самобытности России и ее особом пути в истории. Однако, это чревато возвратом к огосударствлению культуры. Если в этом случае будет осуществляться автоматическая поддержка культурного наследия, традиционных форм творчества, то, с другой стороны, неминуемо ограничится иностранное влияние на культуру, что резко затруднит любые эстетические новации.

С другой стороны в условиях интеграции России под воздействием извне в мировую систему хозяйства и культуры и превращение ее в «провинцию» по отношению к глобальным центрам может привести к доминированию чуждых тенденций в отечественной культуре, хотя культурная жизнь общества в этом случае также будет более стабильной за счет коммерческой саморегуляции культуры.

В любом случае ключевой проблемой остается сохранение самобытной национальной культуры, ее международного влияния и интеграция культурного наследия в жизнь общества; интеграция России в систему общечеловеческой культуры в качестве равноправного участника мировых художественных процессов. Здесь необходимо государственное вмешательство в культурную жизнь страны, поскольку только при наличии институциональной регуляции видится возможным в полной мере задействовать культурный потенциал, коренным образом переориентировать государственную культурную политику, обеспечить внутри страны ускоренное развитие отечественной культурной индустрии.

В современной отечественной культуре проявляются многочисленные и весьма противоречивые тенденции, частично обозначенные выше. В целом нынешний период развития отечественной культуры является еще переходным, хотя можно констатировать, что наметились и определенные пути выхода из культурного кризиса.


Заключение

российская национальная культура

Русская культура, безусловно, великая европейская культура. Она является самостоятельной и самобытной национальной культурой, хранительницей национальных традиций, ценностей, отражением особенностей национального характера. Русская культура в процессе своего становления и развития испытала на себе влияние многих культур, впитала в себя некоторые элементы этих культур, переработала и переосмыслила их, они вошли в состав нашей культуры как ее органическая составная часть.

Русская культура не является ни культурой Востока, ни культурой Запада. Можно сказать, что она представляет собой самостоятельный тип культуры. В результате разных причин русская культура не реализовала полностью своих возможностей, своего потенциала.

К сожалению, опыт различных преобразований в России осложнен тем, что любые изменение производились насильственным путем либо резким сломом, заменой, отрицанием, отторжением существующей культурной традиции. Культурная история страны неоднократно подтверждала на практике гибельность такого подхода, который вызывал не только уничтожение предшествующей культуры, но и приводил к конфликту поколений, конфликту сторонников новин и старины. Еще одна важнейшая задача - преодолеть комплекс неполноценности, который сформирован у части нашего общества по отношению к своей стране и культуре. Он также не способствует движению вперед. Ответной реакцией на него являются проявления национализма и резкого отрицания любых заимствований.

Русская культура свидетельствует: при всем разночтении русской души и русского характера трудно не согласиться со знаменитыми строчками Ф. Тютчева: «Умом Россию не понять, аршином общим не измерить: у ней особенная стать - в Россию можно только верить»

Русская культура накопила великие ценности. Задача нынешних поколений - сохранить и приумножить их.

Список использованной литературы


1.Литература Древней Руси. Хрестоматия. М., 2005.

2.Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры: В 3 т. М., 2003. Т. 1.

.Полищук В.И. Культурология: Учебное пособие. - М.: Гардарики, 2007. с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Традиционные установки русской культуры, истоки и особенности формирования, факторы формирования русского культурного архетипа

2 Особенности формирования русской культуры

Становление и развитие русской культуры - это длительный процесс. Известно, что корни и истоки любой культуры уходят в столь далекие времена, что определить их с необходимой для знания точностью невозможно.

Сказанное относится ко всем культурам, и поэтому каждый из народов стремится придерживаться какой-то примечательной для него исходной исторической даты, хотя и условной в общем течении времени. Так, Нестор, автор знаменитой «Повести временных лет, откуда есть пошла Русская земля» в длиннейшей (от Сотворения Мира) череде тысячелетий первой «русской датой» назвал 6360 (852) год, когда в византийских хрониках словом «Русь», был назван целый народ.

И действительно. IX век - время рождения древнерусского государства с центром в г. Киеве, на которое постепенно распространилось название «Киевская Русь». Государство создало благоприятные условия для развития культуры. Доказательством этого является разительный подъём культуры Киевской Руси, в течение первого же столетия вышедшей на высокий европейский уровень.

Культуру творят люди, а их мировоззрение, мировосприятие, чувства, вкусы формируются в конкретных социальных, экономических и общественных условиях. На складывающуюся культуру любого народа определенное воздействие оказывает географическая среда, а также нравы, традиции, все культурное наследие, доставшееся от предыдущих поколений. Поэтому историю культуры следует изучать на основе и в связи с историческим процессом данной страны и ее народа.

Восточные славяне получили от первобытной эпохи народную, в основе своей языческую, культуру, искусство скоморохов, богатый фольклор -- былины, сказки, обрядовые и лирические песни.

С образованием Древнерусского государства одновременно начинает складываться и древнерусская культура - отражала жизнь и быт славянских народов, была связана с расцветом торговли и ремесел, развитием межгосударственных отношений и торговых связей. Она создавалась на основе древнеславянской культуры - формировалась на основе традиций, обычаев, эпоса восточных славян. В ней отразились культурные традиции отдельных славянских племен -- полян, вятичей, новгородцев и др., а также соседних племен -- утро-финнов, балтов, скифов, иранцев. Различные культурные влияния и традиции сливались и переплавлялись под воздействием общих политических и социально-экономических отношений.

Русская культура изначально развивалась как единая, общая для всех восточнославянских племен. Значительную роль сыграло то, что восточные славяне жили на открытой равнине и были просто «обречены» на контакты с другими народами и друг с другом.

С самого начала на развитие культуры Древней Руси огромное влияние оказала Византия. Однако Русь не просто слепо копировала культурные достижения других стран и народов, она адаптировала их к своим культурным традициям, к своему дошедшему из глубины веков народному опыту, пониманию окружающего мира. Поэтому правильней будет говорить не о простом заимствовании, а о переработке, переосмыслении тех или иных идей, которые в итоге на русской почве приобретали оригинальный вид.

В чертах русской культуры мы постоянно сталкиваемся не только с влияниями извне, но с их порой значительной духовной переработкой, их постоянным преломлением в абсолютно русском стиле. Если влияние иноземных культурных традиции было сильнее в городах, которые сами по себе являлись центрами культуры, то сельское население было в основном хранителем старинных культурных традиций, связанных с глубинами исторической памяти народа.

В селах и деревнях жизнь текла в замедленном темпе, они были более консервативны, труднее поддавались различным культурным новшествам.
Долгие годы русская культура - устное народное творчество, искусство, архитектура, живопись, художественное ремесло - развивалась под влиянием языческой религии, языческого мировоззрения.

Огромное прогрессивное влияние на развитие русской культуры в целом -- на литературу, зодчество, живопись - оказало принятие Русью христианства. Оно явилось важным источником формирования древнерусской культуры, так как способствовало развитию письменности, просвещения, литературы, зодчества, искусства, гуманизации нравов народа, духовному возвышению личности. Христианство создало основу для объединения древнерусского общества, формирования единого народа на основе общих духовных и нравственных ценностей. В этом заключается его прогрессивное значение.

Прежде всего, новая религия претендовала на то, чтобы изменить мировоззрение людей, их восприятие всей жизни, а значит и представлений о красоте, художественном творчестве, эстетическом влиянии.

Однако, христианство, оказав сильнейшее воздействие на русскую культуру, особенно в области литературы, архитектуры, искусства, развития грамотности, школьного дела, библиотек - на те области, которые были теснейшим образом связаны с жизнью церкви, с религией, так и не смогло преодолеть народных истоков русской культуры.

Христианство и язычество - религии различных ценностных ориентации. Язычество пережили многие народы мира. Повсюду оно олицетворяло природные стихии и силы, рождало множество природных богов - политеизм. В отличие от других народов, переживших язычество, верховные боги славян были связаны не с жреческой, не с военной, а с хозяйственно-природной функцией.

Хотя мировосприятие славян, как и всех язычников, оставалось примитивным, а нравственные принципы довольно жестокими, все же связь с природой оказывала благоприятное воздействие на человека, его культуру. Люди научились видеть в природе прекрасное. Не случайно, послы князя Владимира при встрече с обрядностью «греческой веры» оценили в первую очередь ее красоту, что в определенной степени способствовало выбору веры.

Но язычество, в том числе славянское, не обладало главным - понятием человеческой личности, ценностью ее души. Как известно, этими качествами не обладала и античная классика.

Понятие личности, ее ценности, проявляющейся в ее духовности, эстетичности, гуманизме и т.д., складывается только в средневековье и находит свое отражение в монотеистических религиях: иудаизме, христианстве, исламе. Переход к христианству означал переход Руси к более высоким ценным гуманистическим и нравственным идеалам.

Важно отметить, что смена веры на Руси проходила без иностранного вмешательства. Принятие христианства было внутренней потребностью населения большой страны, его готовностью воспринять новые духовные ценности. Окажись перед нами страна с совершенно неразвитым художественным сознанием, не знающая ничего, кроме идолов, никакая религия с ее более высокими ценностными ориентирами не могла бы утвердиться.

В христианстве, как символе духовных ценностей, заложена идея необходимости постоянного развития и совершенствования общества и человека. Не случайно этот тип цивилизации называют христианским.

Двоеверие сохранялось на Руси долгими годами: официальная религия, которая преобладала в городах, и язычество, которое ушло в тень, но по-прежнему существовало в отдаленных частях Руси, особенно на северо-востоке, сохраняло свои позиции в сельской местности, развитие русской культуры отразило эту двойственность в духовной жизни общества, в народном быту.

Языческие духовные традиции, народные в своей основе, оказывали глубокое воздействие на все развитие русской культуры раннего средневековья.

Под влиянием народных традиций, устоев, привычек, под влиянием народного мировосприятия новым содержанием наполнялась и сама церковная культура, религиозная идеология.

Суровое аскетическое христианство Византии на русской языческой почве с ее культом природы, поклонением солнцу, свету, ветру, с ее жизнелюбием, глубокой человечностью существенно преобразилось, что нашло отражение во всех тех областях культуры, где византийское влияние было особенно велико. Не случайно во многих церковных памятниках культуры (например, сочинениях церковных авторов) мы видим светские рассуждения и отражение чисто мирских страстей.

И не случайно, что вершина духовного достижения Древней Руси - «Слово о полку Игореве» все пронизано языческими мотивами. Используя языческую символику и фольклорную образность, автор отразил многообразные надежды и чаяния русского народа конкретно-исторической эпохи. Взволнованный пламенный призыв к единству Русской земли, её защите от внешних врагов сочетается с глубокими авторскими размышлениями о месте Руси в мировой истории, о связи её с окружающими народами, желании жить с ними в мире.

В этом памятнике древнерусской культуры наиболее ярко отразились характерные черты литературы той эпохи: живая связь с исторической действительностью, высокая гражданственность, искренний патриотизм.

Эта открытость древнерусской культуры, ее мощная опора на народные истоки и народное восприятие восточного славянства, переплетение христианских и народно-языческих влияний привело к тому, что в мировой истории называют феноменом русской культуры. Ее характерными чертами являются

стремление к монументальности, масштабности, образности в летописании;

народность, цельность и простота в искусстве;

изящество, глубоко гуманистическое начало в архитектуре;

мягкость, жизнелюбие, доброта в живописи;

постоянное присутствие сомнений, страсти в литературе.

И над всем этим господствовала большая слитность творца культурных ценностей с природой, его ощущение сопричастности всему человечеству, переживания за людей, за их боль и несчастья. Не случайно опять же одним из любимых образов русской церкви и культуры стал образ святых Бориса и Глеба, человеколюбцев, пострадавших за единство страны, принявших муку ради людей.

В каменных сооружениях Руси нашли всестороннее отражение традиции древнерусского деревянного зодчества, а именно: многоглавие, пирамидальность строений, наличие разнообразных галерей, органическое слияние, гармония архитектурных сооружений с окружающим ландшафтом и другие. Таким образом, архитектура с её живописной каменной резьбой напоминала о непревзойдённом мастерстве русских специалистов по дереву.

В иконописи русские мастера также превзошли своих греческих учителей. Созданный в древнерусских иконах духовный идеал был столь возвышен, обладал такой силой пластического воплощения, такой устойчивостью и жизнеспособностью, что ему было суждено определить пути развития русской культуры и в XIV-XV веках. Суровые каноны церковного византийского искусства на Руси претерпели изменения, изображения святых стали более мирскими, человечными.

Эти особенности и характерные черты культуры Древней Руси проявились не сразу. В своих основных обличьях они развивались в течение столетий. Но потом, уже сформировавшись в более или менее устоявшиеся формы, долго и повсеместно сохраняли свою силу.

"Звезды" немого кино и русская мода 1910-х годов

Эра немого кино была достаточно короткой - порядка 30 лет, но многие фильмы того времени составили золотой фонд мирового кинематографа...

Античный полис как особая форма культуры в истории Древней Греции

Культура представляет собой упорядоченную систему, имеющую свою внутреннюю структуру, мировоззрение, художественное и научное творчество каждого народа...

Византийское искусство

Византия образовалась в 395 году в результате распада огромной Римской империи, переживавшей глубокий внутренний кризис, на две обособленные части. Случилось это в год смерти императора Феодосия Великого...

Икона: основные правила построения и восприятия

Преодоление ненавистного разделения мира, преображение Вселенной во храм, в котором вся тварь объединится так, как объединены во едином Божеском Существе три лица Св. троицы,- такова та основная тема...

Информационные потребности в обзорно-аналитической информации

Одним из центральных понятий информационной науки и практики является понятие информационной потребности. В самом общем смысле под информационной потребностью (ИП) понимается необходимость в информации...

История русской иконописи

Наиболее ярко индивидуальные вкусы русского иконописца проявились в его понимании колорита. Краска - это подлинная душа русской иконописи XV века. Когда мы видим икону в одноцветном воспроизведении...

История создания Второго концерта С. Рахманинова

Понимание сущности культуры было в России теснейшим образом связано с религиозным видением мира, в частности с православием и шире - с христианством; -культура часто носила патриотический характер...

Особенности менталитета русской нации

2.1 Что такое менталитет. Национальный характер Русский народ - признанный творец одной из «осевых» культур. В условиях великой «смены вех» и становления российской цивилизации 21 в....

Особенности русской культуры

Выделяют специфические черты русской культуры от древнейших времен до XX века: 1. Русская культура - понятие историческое и многогранное. Она включает в себя факты, процессы, тенденции...

Особенности формирования имиджа образовательного учреждения в области культуры на примере Центральной музыкальной школы им. А.Н. Скрябина города Дзержинска

То, что применимо к формированию имиджа образовательных учреждений вообще...

Особенности формирования русской культуры

Становление и развитие средневековой русской культуры неразрывно связано с формированием древнерусского государства. Таким образом...

Периодизация и типология русской культуры

Тот факт, что страны, модернизация которых пошла успешно в послевоенный период, сохранили при этом свою национальную культуру, показывает...

Развитие культуры народов Центральной Азии во второй половине ХIХ - начале ХIХ века

Еще до присоединения Центральной Азии к России обычным явлением было бегство рабов - персов в крепостные укрепления русских. Например, фонд 17 за 1865 - 1867 гг. содержит 202 листа. В которых зафиксированы прошения многих тысяч пленных...

Сравнительная характеристика иконописных школ

Иконы на Руси появились в результате миссионерской деятельности византийской Церкви. Русь приняла христианство именно в эпоху возрождения духовной жизни в самой Византии, эпоху ее расцвета...

Эмиграция и формирование культуры русского зарубежья

Вопрос 1. Что было главной особенностью развития художественной культуры России в первой половине XIX в.?

Ответ. Главной особенностью развития культуры было постоянное увлечение интереса публики из числа высших слоёв общества к творчеству в самых разных жанрах, включая философские рассуждения о происходящем. Это вело к ускорению развития культуры, появлению новых стилей в самых разных областях творчества.

Вопрос 2. Назовите примеры классицизма в русской архитектуре этого периода. Каковы были его основные черты?

Ответ. Стиль классицизма до своей наивысшей стадии ампира относится скорее к XVIII веку, в XIX до наступления ампира были закончены Михайловский дворец в Санкт-Петербурге, а также здание Императорской Публичной библиотеки. Характерные черты стиля:

Вопрос 3. Приведите примеры сентиментализма в отечественной литературе начала века.

Ответ. Сентиментализм – это направление в мировой литературе, в котором делается особый акцент на чувственность, возникающую при их прочтении литературных произведений. В России такие произведения создавались относительно не долго. В начале XIX века были опубликованы такие романы как «Бедная Маша» А. Е. Измайлова (1801) и «Путешествие в полуденную Россию» (1802), «Генриетта, или Торжество обмана над слабостью или заблуждением» Ивана Свечинского (1802), многочисленные повести Г. П. Каменева («История бедной Марьи», «Несчастная Маргарита», «Прекрасная Татьяна») и прочие.

Вопрос 4. Чем было вызвано, на ваш взгляд, появление и быстрое распространение в отечественной художественной культуре романтизма? Приведите примеры.

Ответ. Романтизм в мировой литературе возник как реакция на идеалы Великой Французской революции и быстрое разочарование в этой революции, которая вместо справедливого общества разума привела к потокам крови. Именно по этому романтический герой обычно не понят толпой, которая либо полностью его отталкивает, либо не понимает, извращает и опошляет его идеи. Русская культура со времён Елизаветы Петровна была близка с культурой французской, потому в России романтизм распространился быстро.

Вопрос 5. Покажите на конкретных примерах развитие реализма в художественной культуре России.

Ответ. Реализм начинается с яркого показа одной черты характера человека, или ситуации, или целого человека, но относительно кратко характеризуемого. Таковы повести Николая Васильевича Гоголя: «Человек в футляре», «Шинель» и т. д. Постепенно творцы начинают показывать гораздо более сложное переплетение переживаний, ситуаций и в целом судеб. Такова, например, первая драма Александра Николаевича Островского «Свои люди – сочтёмся». Не сразу появилась в реализме и тема крепостного крестьянства. Только в середине века она была раскрыта в «Записках охотника» Иваном Сергеевичем Тургеневым.

Вопрос 6. Чем можно объяснить тот факт, что русская литература этого периода приобрела преобладающее влияние в духовной жизни русского общества?

Ответ. Консерватизм официальных властей нарастал. Те люди, у которых были духовные искания, не могли надеяться на перемены в жизни со стороны правительства. Потому они обращались к творцам за ориентирами в жизни. Из всех видов творчества литература в те времена лучше всего тиражировалась. Картина либо скульптура могли быть выставлены только в одном месте, спектакль мог быть поставлен сразу в нескольких театрах, но далеко не во всех в должном качестве. Литературное произведение в одинаковом качестве, которое заложил туда автор, могли читать одновременно во всех салонах столицы, а также в других городах империи и даже в отдалённых имениях. Потому до распространения кино именно чтение книг было достойным развлечением образованного человека, которое, в отличии от прочих, сочеталось с просвещением.

Вопрос 7. Какими принципиально новыми чертами была отмечена театральная жизнь?

Ответ. Принципиально новые черты:

1) впервые императорские театры разделились на оперную, балетную и драматическую труппы;

2) появилась русская театральная и музыкальная критика (ярчайший её пример – Владимир Васильевич Стасов.

Вопрос 8. Что принципиально нового произошло в развитии музыкального искусства?

Ответ. Музыкальное искусство во многом под воздействием победы 1812 года стало гораздо более патриотичным, в частности бытовая опера сменилась героической, часто на темы русской истории. Постоянно усиливалась русская национальная тематика.

Вопрос 9. Какой жанр живописи этого периода был наиболее любим в среде интеллигенции?

Ответ. Растет интерес художников к личности человека, к жизни не только богов и царей, но и простых людей. Потому главным жанр тогда – портрет.

Вопрос 10. Кто из художников был основоположником критического реализма в русской живописи?

Ответ. Павел Андреевич Федотов. Именно он первым в своих картинах стал показывать не приукрашенные картины действительности и критическое отношение автора к этим сюжетам. Такими стали «Утро чиновника, получившего первый крест» (1846), «Разборчивая невеста» (1847) и др.

Вопрос 11. Каковы наиболее характерные черты стиля русского ампира? Приведите примеры этого стиля в русской архитектуре первой половины XIX в.

Ответ. В этом стиле созданы здание Адмиралтейства и Казанский собор в Санкт-Петербурге и др. Характерные черты стиля:

1) строгие прямые линии, образующие правильные углы;

2) архитектурные элементы, максимально подражающие императорскому Риму, включая портики и колонны;

3) монументальность форм, грандиозность размеров;

4) богатое украшение фасадов, включая скульптуры.