Истории и факты о запретном городе. Забавы китайских императоров

Китайский правитель (не обязательно император) должен иметь одну первую жену, 3 жены первого ранга, 9 жен второго ранга, 27 - третьего ранга и 81 наложницу. Нечетные числа соответствуют благоприятным для мужчин и мужской потенции силам природы (женщинам благоприятны четные числа). Так три означает сильную мужскую потенцию, три раза по три, или девять, - сверхсильную потенцию, и так далее. Придворные женщины, ню-ши, отвечали за соблюдение графика посещений женщин Правителем в соответствии с днями лунного календаря и рангом женщин. Жен низших рангов он посещал чаще, чем жен высоких рангов, и обычно до встречи с ними. Первая жена имела секс с супругом только раз в месяц, причем его семя, цзин, не должно быть истощено женщинами низших рангов. С наложницами Правитель общался, запирая цзин , чтобы сохранить драгоценный дар для жен.


Даосские пособия подразумевают обязательный оргазм женщины, чтобы мужчина вместе с влагалищными соками мог получить инь , нужный для его ян . На это направлена вся техника секса. Для разогрева рекомендовали поцелуи, ласки руками и ртом. Представления, что китайцы не знали поцелуев, совершенно неверно, просто они не целовались на людях. Соитие рекомендовалось начинать, когда женщина возбуждена. Но предварительные ласки играли скромную роль на пути женщины к оргазму. Гораздо больше значил сам половой акт. В нем использовали смену типа толчков нефритового пика, разнообразие поз и, самое важное, задержку семяизвержения, дающая запас времени, чтобы довести женщину до оргазма.
Врач VII века Ли Дун Сянь, известный как Благороднейший Дун Сянь-цзы, посвятил технике толчков (фрикций) "нефритового стержня" 7 из 16 глав своей книги. Он описывает 9 типов толчков:
1. Направлять вправо и влево, будто храбрый воин пытается прорвать ряды врагов.
2. Двигать вверх и вниз, будто дикая лошадь брыкается в реке.
3. Вытаскивать и приближать, как стайка чаек играет на волнах.
4. Быстро чередовать глубокие толчки и мелкие, дразнящие удары, как воробей клюет остатки риса в ступе.
5. Монотонно наносить глубокие и мелкие удары, как большой камень опускается в море.
6. Приближать медленно, как змея, вползающая в нору для зимовки.
7. Толкать быстро, как испуганная крыса бросается в нору.
8. Балансировать, затем ударять, как орел хватает неуловимого зайца.
9. Поднимать, затем погружать, подобно тому, как большая парусная лодка храбро встречает бурю.
"Благороднейший Дун" описал различные типы толчков: глубокие, мелкие, прямые, косые, быстрые, медленные. Каждое описание выглядит как метафора. Медленный толчок походит на "движение карпа, играющего с крючком"; быстрый - на "полет стаи птиц, летящей против ветра". Особое значение учителя Дао придавали чередованию толчков разной глубины. Все даосы сходились, что девять мелких толчков и один глубокий - наилучшая комбинация, берущая начало в глубокой древности. Ведь еще Чистая дева Су-нюй рассказывала о них Желтому Императору :
"Император Хуан-ди: - И каков способ девяти мелких и одного глубокого?
Су-нюй: - Это значит просто толкать 9 раз мелко и 1 глубоко. Каждый удар должен соответствовать вашему движению. Глубина между струной лютни и черной жемчужиной (от 2,5 до 10 см) называется мелкой; между маленьким ручьем и собственным желобом (от 7,5 до 12,5 см) глубокой. Если толкать слишком мелко, пара может не получить полного удовольствия; если слишком глубоко, они могут пораниться".
Важно и общее число толчков. В даосской литературе часто говорит о тысяче толчков, необходимых для удовлетворения женщины. Это может показаться чрезмерным, но на самом деле, это получасовой половой акт (1800 сек.), и даже в медленном ритме. Для мужчины, умеющего запирать цзин, полчаса секса - вполне посильная задача. Немалое значение уделялось и позам любви. В пособиях по "Искусству брачных покоев" описано 4 основных и 26 вариантов поз сближения мужчины с женщиной. Главными позами являются: 1. Тесный союз (мужчина сверху), 2. Рог единорога (женщина сверху), 3. Плотная привязанность (мужчина и женщина лежат на боку, лицом к лицу), 4. Луна-рыба (мужчина входит сзади). Варианты поз носят названия движений животных:

1. Шелкопряды крепко связываются - женщина обнимает шею мужчины и сплетает ноги на его спине.
2. Драконы свиваются в петлю - мужчина сверху, левой рукой загибает ноги женщины к ее груди; правой вводит нефритовый стебель в нефритовые ворота .
3. Рыбы соединяют глаза - мужчина лежит на боку лицом к лицу с женщиной, подняв рукой ее ногу.
4. Любящие ласточки - мужчин лежит на женщине, обнимая ее шею, а она его талию.
5. Соединенные пегие зимородки - женщина лежит, расслабив ноги; мужчина сидит на коленях, поджав ногу, как северные варвары ху , и держит ее за талию.
6. Сплелись мандариновые утки - женщина лежит на боку, согнув ноги так, чтобы мужчина мог войти со спины.
7. Кувыркающиеся в воздухе бабочки - вариант позы женщина сверху.
8. Перевернувшись летящие кряквы - мужчина лежит, а женщина сидит лицом к его ногам.
9. Склонившая крону сосна - мужчина сверху; женщина скрестив ноги, оплетает ими мужчину; руками они держат друг друга за талию.
10. Прильнувший к жертвеннику бамбук - мужчина и женщина стоят лицом к лицу, обнимаясь и целуясь.
11. Танец двух самок фениксов - участвуют мужчина и две женщины; одна лежит на спине, подняв вверх ноги, другая лежит на ней так, чтобы ее инь была над инь первой женщины; мужчина сидит вытянув и раздвинув ноги и нефритовым стержнем боевито нападает на верхнюю и нижнюю инь.
12. Феникс несет птенца - поза особенно подходит для крупной женщины и маленького мужчины.
13. Парение морских чаек - мужчина стоит у края ложа и, придерживая ноги женщины, входит в нее.
14. Скачущие дикие лошади - мужчина сверху; ноги женщины у него на плечах.
15. Галопирующий конь - женщина лежит; мужчина на корточках, левой рукой обнимая ее шею, а правой поднимает ей ноги.
16. Лошадь бьет копытом - женщина лежит, мужчина кладет одну из ее ног на свое плечо, другая нога покачивается.
17. Прыжок белого тигра - женщина стоит на коленях, лицо ее на постели; мужчина стоит позади на коленях и руками держит ее за талию.
18. Темная цикада цепляется за ветку - женщина лежит на животе, вытянув ноги; мужчина держит ее плечи и входит сзади.
19. Коза перед деревом - мужчина сидит, вытянув и раздвинув ноги, женщина сидит, повернувшись спиной, он держит ее за талию.
20. Желтая цапля у площадки - мужчина сидит на коленях, поджав ногу, как северные варвары ху , и входит в женщину, сидящую лицом к нему, а другая - сзади, тянет первую за полы одежды, ускоряя ее движения.
21. Феникс порхает в красной пещере - мужчина сверху, женщина лежит навзничь и руками держит свои ноги, поднятые вверх.
22. Громадная птица царит над темным морем - мужчина держит ноги женщины на своих предплечьях, обнимая руками талию.
23 Кричащая обезьяна обхватывает дерево - мужчина сидит, вытянув ноги; женщина сидит на его коленах, обеими руками обнимая мужчину; он поддерживает одной рукой ей ягодицы, другой спину.
24. Кот и мышь делят норку - мужчина лежит на спине, расслабив ноги, женщина лежит на нем; его нефритовый столб глубоко проникает в нее.
25. Осел в последнем прыжке - женщина стоит на четвереньках, выгнувшись вверх; мужчина, держа за талию, входит сзади
26. Собака ранней осенью - мужчина и женщина на четвереньках находятся друг к другу ягодицами; мужчина вводит нефритовый столб в нефритовые ворота.
Из перечисленных позиций, "Собака ранней осенью"
представляется физически невозможной, а "очень развлекательные", как считает Благороднейший Дун, "Танец двух самок фениксов" и "Желтая цапля у площадки" требовали участие мужчины и двух женщин, что не было проблемой в старом Китае с его гаремами и проституцией. В конце соития обязательно должен наступить женский оргазм. Беседа вновь идет между Желтым императором и Чистой девой:
"...Хуан-ди: Как наблюдает мужчина удовлетворение женщины?
Су-нюй: Есть пять признаков, пять желаний и десять указаний. Мужчина должен наблюдать эти признаки и реагировать соответственно. Пять признаков таковы:

1. Лицо ее краснеет, уши горячие. Это означает, что мысли о занятиях любовью охватили ее разум. В этот момент мужчина должен умеренно начинать сношение в дразнящей манере, очень неглубоко ввести и ждать, наблюдая за дальнейшей реакцией.
2. Ее нос потеет, а соски разбухают. Это значит, что огонь ее страсти несколько повысился. Нефритовый пик может войти в глубину собственного желоба (12.5 см.), но не глубже. ...
3. Когда ее голос понижается и из горла вырываются звуки сухие и хриплые, значит, страсть усилилась. Глаза закрыты, язык высовывается, она дышит часто и заметно. В это время мужской стебель нефрита может свободно входить и выходить. Постепенно приближается экстаз.
4. Ее красный шар обильно смазывается и огонь страсти близок к вершине, а каждый толчок вызывает истекание смазки. Его нефритовый пик легко касается долины водно-каштановых зубов (5 см.). Теперь он может использовать один толчок влево, один вправо, один медленно и один быстро, или нечто подобное, в зависимости от желания.
5. Когда ее золотые лотосы поднимается так, как будто она хочет обнять ими мужчину, ее огонь и страсть достигли вершины. Она обвивает ногами его талию и руками держит его за плечо и спину. Язык остается высунутым. Тут мужчина может войти в долину глубокого свода . Столь глубокие толчки позволяют ей достичь экстаза всем телом".

Другая советница любознательного Желтого императора - Дева-ведунья, советует ему выбирать женщин в зависимости от времен года:
"Женщина с высоким входом, смещенным вперед, больше подходит для сношения в зимний период. Мужчина может оказаться над ней, как только они лягут в постель, укрыв спину вышитым одеялом. Он может наслаждаться, не слезая, с удобством для себя, а так как она будет согреваться его теплом, то и она не будет недовольна. Летом предпочтительнее женщина с низко расположенным входом. Она может располагаться на прохладной мраморной плите в тени бамбука, лежа на боку, а мужчина может устроиться позади нее. Ее врата имеют идеальное положение для позы, именуемой Разводить костер позади горы. Женщина для всех четырех времен года - та, чей вход находится посередине, тщательно изучив позы, она будет хороша в любви весной, летом, осенью и зимой".
Даосские "Искусства брачных покоев" предназначены для обретения мужчинами долголетия и даже бессмертия, пример чему Желтый император, вознесшийся на небо после 1200-ой женщины. Но есть упоминания, что и женщины могут добиться сходного. Так Королева Мать Запада, личность сходная с Желтым императором, повторила его подвиг бессмертия, вобрав в себя семя от бесчисленных юношей, незнакомых с искусством запирания цзин . Женщина может очень "укрепить свою кровь" (достичь здоровья и долголетия), получая семя от юношей, но самой не впадая в оргазм. Даосские мудрецы считали, что в сексе происходит война полов, где выигрывает тот, кто доведет партнера до оргазма, но сам сохранит свою жидкость. Из страха, что женщины начнут бить мужчин их же оружием, "Искусство брачных покоев" обычно хранит молчание о технике женского секса.
Учение даосов с самого начала подразумевало, что жизнь и здоровье - это гармония инь и ян, а болезни возникают при нарушении гармонии. Смерть знаменует разрушение связи этих субстанций и освобождение их энергий. У человека соотношение инь и ян меняется в течение жизни, причем живущие в нем три червя способствуют болезням и одряхлению. Избавиться от них можно, если выполнять совет здоровья и долголетия, полученный в свое время Желтым императором : - "совокупляться с большим числом молодых женщин, допуская лишь одно семяизвержение".
Для поддержания здоровья Бессмертный Лю Цзин рекомендовал заниматься сексом с еще не рожавшими девушками:
"Следует взять молодую женщину с развившейся, но еще не сформировавшейся грудью. У нее должны быть гладкие волосы, маленькие и спокойные глаза, лоснящаяся кожа и благозвучный голос; ее кости и суставы должны быть тонкими и не выпирающими, на лобке и подмышками не должно быть волос, но если они есть, то должны быть тонкими. ... Лучше всего иметь дело с неопытной. Мужчина всегда должен спать с молодыми девушками: благодаря этому его кожа станет нежной, как у девочки. Но его партнерши не должны быть и чересчур молоденькими: лучше всего, если им будет от 15 до 18 лет. Во всяком случае, не больше тридцати. Если она уже рожала, то сношение для мужчины будет напрасной тратой времени".
Благороднейший Дун Сюань-цзы, светило медицины VII века, автор трактата "Искусство брачных покоев", придерживался сходных взглядов на возраст женщин, отмечая при этом важность ориентации и времени соития:
"Гармонии в сражении между инь и ян можно достичь, когда мужчине лет в два раза больше, чем женщине. Если женщина вдвое старше мужчины, тот пострадает при соитии. Далее перечислим наиболее благоприятные условия для совокупления. Весной головой нужно лежать к востоку, летом - к югу, осенью - к западу, зимой - к северу. Предпочтительнее нечетные числа календаря, особенно благотворны утренние часы. Четные дни, особенно после полудня, могут принести вред".
Даосы считали, что секс в правильных позах излечивает определенные заболевания, а неправильных их вызывает. Для улучшения кровообращения они рекомендовали женщине лечь на бок, согнуть одну ногу в колене, а другую вытянуть. Мужчина входит сзади, опираясь на руки, и совершает шесть раз по девять толчков. Надо повторять 6 раз в день в течение 20 дней. Улучшается кровообращение и женщина избавляется от фригидности. Общеукрепляющее - женщина лежит на спине, прижив ноги к животу, а мужчина резко на нее набрасывается и совершает девять раз по девять толчков. Повторять 9 раз в день в течение 9 дней. Курс укрепляет кости и избавляет женщину от запаха из влагалища. Против запоров - мужчина лежит на спине, а женщина, опираясь на руки, сидит на нем верхом. Они начинают двигаться. Когда женщина достигает оргазма, следует остановиться. Повторять 9 раз в день, в течение 10 дней.
Китайцев чрезвычайно волновала проблема импотенции. Загадкой мужского бессилия интересовался еще Желтый император. Таинство перехода от грозного нефритового стержня к вялому отростку занимала монахов, ученых и поэтов. Ниже - стихи на тему, написанные автором XVII века:
"Что за гриб здесь поднялся из черного мха?
То Нефритовый Стебель восстал в полный рост.
В нетерпенье дрожит его нежная плоть,
В жилках часто пульсирует жаркая кровь.
Будет встреча с девицей тринадцати лет
Или с мальчиком юным - он к битве готов.
Но короткою жизнью живет этот плод,
Всякий раз увядая подобно цветку.
Скромной тощей креветкой свернется в траве
И останется жалок, недвижим и тих".
Для укрепления мужской силы китайцы ели мясо тигра, акульи плавники и ласточкины гнезда, применяли микстуры и порошки, содержащие женьшень, водоросли, хвою сосны, панты изюбря и рог носорога, мочу и семя человека и животных, испражнения хищников. Одним из лучших средств считался "оплешививший курицу порошок". Этот порошок принимал князь Чэнь Цзинда после того, как ему исполнилось семьдесят лет. Благодаря порошку он стал отцом трех сыновей, а у супруги от слишком частого секса даже появились язвы во влагалище, и она выбросила порошок во двор. Там его съел петух, после чего сразу вскочил на курицу. Несколько дней он не слезал с нее и все это время клевал в макушку, пока она совершенно не облысела. Состав порошка известен: три фэня (1,1 г) цистанхе солончаковой (Cistanche salsa), три фэня лимонника китайского (Schisandra chinensis), три фэня семян повилики японской (Cuscuta japonica), три фэня истода тонколистного (Polygala tenuifolia), четыре фэня (1,5 г) семян жгун-корня Моннье (Cnidium Monnieri). Вещества истолочь, просеять, перемешать и принимать каждый день натощак со столовой ложкой вина.
Китайцы уступали северным варварам, особенно, "сырым варварам" (белым) в размерах мужских достоинств. Возможно, отсюда берет начало своего рода комплекс неполноценности и стремление любыми путями увеличить "нефритовый стебель". Боясь, что "стебель" усохнет во время жары, крестьяне провинции Гуандун в XIV веке носили в штанах мешочки с водой и вымачивали в них свое достояние. Для удлинения "стебля" использовали самые разнообразные средства - от изуверских, вроде вживления в рассеченный "нефритовый стебель" кусков члена возбужденного кобеля, до даосских упражнений на вытягивание. Применяли и лекарства, причем, не только для увеличения "стебля", но и для сужения "нефритовых врат". Средства для женщин поражают простотой изготовления. Надо взять серы - 4 фэня и истода тонколистого - 2 фэня. Измельчить и в мешочке из тафты поместить в "нефритовые врата". Еще лучше другое средство - сера 2 фэня; цветы рогоза суженного (Typha angustata) - 2 фэня. Три щепоти бросить в один шэн кипятка. Обмывать этим настоем "нефритовые врата". Через 20 дней они станут как у девочки.
Длительное время конфуцианство и даосизм не пересекались в вопросе о сексе. Конфуцианцы не вторгались в даосские владения ("искусства постели", фэн шуй, астрология, ручные единоборства), ограничиваясь учением об управлении государством и отношениях в обществе и семье. Конфуций (551-479 до н.э.) считал влечения плоти естественным свойством людей. Он писал: "Еда, питье и половая близость мужчины и женщины составляют основу человеческих желаний". Он указывал на важность секса в семье и считал его обязательным долгом мужа:
"Пренебрежение женами и наложницами - это нарушение гармонии Неба, земли и человека. До пятидесятилетнего возраста муж должен раз в каждые три дня посещать павильон удовольствий своих жен, раз в пять дней - наложниц, а к прочим служанкам заходить по усмотрению. Главная жена может находиться в спальне во время соития мужа с наложницей, которую после того имеет право отослать обратно, сама же она может остаться с мужем до конца ночи. В этом проявляется уважение к положению, которое занимает жена".
В семейной жизни Конфуций ставил женщину безусловно ниже мужчины, но призывал к искренним и гармоничным семейным отношениям. Со временем, конфуцианцы восприняли идеи даосизма о пользе секса для здоровья, избегая, однако, мистических крайностей учения. Так, они не верили, что Желтый император вознесся на небо из-за того, что у него был гарем из 1200 женщин. Полторы тысячи лет конфуцианство и даосизм мирно сосуществовали, и ограничения конфуцианства в вопросах секса сводилась лишь к запрету древних ритуалов с групповым сексом и требованию девственности невест, выходящих замуж.
В конце 1-го тысячелетия новой эры конфуцианство претерпело реформацию и обратилось к первоисточникам - Конфуцию и его ученикам. Для семьи и общества во главе угла были поставлены проблемы этики и морали. Неоконфуцианцы, осуждали высшие слои общество за увлечение сексом, подрывающим здоровье и делающим их неспособными к государственной деятельности. Начались гонения на даосизм, в результате чего он превратился в тайное учение, а даосские пособия по сексу исчезли в Китае и сохранились лишь в Японии. Усилилось разделение полов в быту и в обществе, стало неприличным зайти без предупреждения на женскую половину дома, дотронуться до руки чужой женщины и обнажить свое тело. На происходящие изменения повлиял и буддизм, распространявшийся в Китае с первых веков новой эры. Буддизм ввел в китайское сознание понятие о грехе и о греховном сексуальном поведении, об Аде для грешников и о достоинствах полового воздержания. Появились мужские и женские буддийские монастыри, где монахи и монашенки жили в аскетизме.
Даосизм, гонимый конфуцианцами, отступил в монастыри, созданные по примеру буддистских. Как и буддистские монахи, даосы стали аскетами, правда, своеобразными - с напряженным членом они занимались эротической медитацией. Единения ян и инь даосы искали в своем теле. Считая, что полюс ян - сердце, а полюс инь - половые органы, они искали их единения в мистическом союзе. В соответствии с превращением энергий, сущность ян сердца дает начало непорочной девочке, а сущность инь лона производит божественного мальчика. Чтобы даосу достичь бессмертия, девочка и мальчик должны пожениться. Свадьба должна состояться в месте, расположенном на 3 см. ниже пупка, - там живет сваха, "Добрая женщина желтая"; затем молодые селятся в "красных палатах" сердца; в результате их союза рождается бессмертный зародыш, который постепенно растет и заполняет смертное тело.
В конце XII начале XIII вв. неокофуцианство стало официальной идеологией Китая. Буддизм и, тем более, опальный даосизм, превратились в вспомогательные религии для частной жизни. Приход маньчжурской династии Цин в XVII веке еще больше укрепил господствующее положение неокофуцианцев. Личная жизнь китайцев все больше становилась закрытой для посторонних, а даосские труды по сексу нередко уничтожали. Эти гонения не привели к торжеству аскетизма в Китае, но лишили секс того религиозного значения, который он имел в период расцвета даосизма.
Неоконфуцианцы не зря критиковали сильных мира сего за распущенность. Секс был главным занятием императоров, служивших образцом для подражания высшим слоям общества. Китайские императоры носили многочисленные титулы - Сын Неба, Повелитель Вселенной, Дракон. Последний титул подразумевает драконьи сексуальные возможности императора. При рождении правитель-дракон получал сверхъестественное количество жизненной силы ци , которая постоянно должна была подпитываться женской субстанцией инь. Половая жизнь Дракона была не забавой, а делом государственным, причем важнейшим. Императоры и их двор к этому так и относились. Можно долго перечислять сексуальные подвиги Драконов (а также Драконш ), но из экономии места остановимся на некоторых (лишь некоторых!) достижениях императора Суй Ян-ди (VII в. н.э.).
Знаменитый император начал с того, что велел соорудить "Дворец Дракона" - величайший дворец, какой знала история. Дворец был сооружен в обнесенном стеной парке, раскинувшемся на сотню квадратных километров, в центре парка находилось искусственное озеро шириной в пять ли (два с половиной километра). На берегу стояло шестнадцать дворцов для жен, наложниц и прислуги (у императора было 91 жена и 3000 наложниц). Во время прогулок по парку верхом или в паланкине Ян-ди сопровождала тысяча наложниц. Для внезапных позывов драконьей страсти на расстоянии двух ли друг от друга были выстроены маленькие павильончики. Когда Ян-ди заходил в один из них в компании выбранных девушек, остальные сопровождающие пели любимые песни императора.
С завершением строительства Великого канала Ян-ди соорудил флот из двух тысяч ладей и отправился по нему в плавание. Самыми прекрасными были десять "ладей-драконов". Каждая ладья девяносто метров длиной и пятнадцать метров высотой имела четыре палубы. Сто двадцать кают были облицованы нефритом и украшены золотом. Мебель покрывали шкуры тигров, медведей и леопардов. На "ладьях-дракона" помещались тысяча жен и наложниц, музыканты и шуты, здесь же везли часть императорских сокровищ. Пятьсот ладей второго ранга везли прислугу и провиант. Замыкала движение эскадры тысяча ладей третьего ранга. На них плыли министры, военачальники, монахи, иностранные послы, ученые, евнухи. Ян-ди имел четкие понятия о критериях ценности своих подданных.
Путешествия по воде позволили Ян-ди оценить достоинства секса на качающейся ладье. Он решил иметь подобное на суше и приказал построить дорогу длиной полтора км вокруг одного из дворцов. Вся поверхность дороги состояла из бугров и когда по ней катился экипаж, то, благодаря тряске, любовники могли совокупляться не двигаясь. Еще были семь "славных колесниц" - телеги в форме гробов, в каждой лежало по наложнице, готовой к приему императора. Ян-ди начинал прогулку рано утром и после завтрака в царском экипаже перебирался в первую из "славных колесниц". За день он посещал все колесницы и по преданиям "обычно возвращался во дворец уже затемно".
Наивысшим воплощением сексуальных фантазий Ян-ди был дворец Лабиринт, Ми лоу цзи. Дворец состоял из лабиринта коридоров и переходов со стенами покрытыми зеркалами из полированной бронзы. Окон не было, а потайные лампы испускали ровный приглушенный цвет. Там на кушетках возлежали голые красавицы и стояли фонтаны с вином. Когда император появлялся во дворце, евнухи освобождали его от одежды и надевали на него шкуру леопарда. Император под аккомпанемент гонгов, колоколов, барабанов и пение обнаженных дворцовых девушек начинал обход Лабиринта. Испив вина из четырехлитровой золотой кружки и возбудив в себе драконов дух, он переходил к водным процедурам. Император проводил во дворце по десять дней, одолевал несметное количество последних пределов (женских оргазмов) и ненадолго покидал дворец для свершения других великих государственных дел.
Водные процедуры в императорских дворцах означали не только приобщение к сокам инь , но и реальные игры на воде. Причем не только императоров. Нередко какой-нибудь вельможа с наложницами плавал в челне в обширном бассейне, а евнухи на берегу гнали волну, раскачивая челн, чтобы доставить хозяину дополнительные ощущения. Были у богатых и славные колесницы. В саду делали бугристую дорожку и вол или осел тянул тележку с совокупляющейся парой. Иногда, как видно на старом рисунке, в повозку запрягали собак, что, впрочем, вряд ли влияло на процесс. Но вернемся в императорский двор. По церемониалу, сохранявшемуся до начала ХХ века, император, кроме жены-императрицы, мог иметь одну хуан гуй фей - "императорскую драгоценную любовницу", двух гуй фей - "драгоценных любовниц", четырех фей - "любовниц", шесть бинь - "сожительниц", и многочисленных "услужливых дам" различных рангов. Их названия по-китайски цветисты: наложницы низшего ранга были гуйжень, "драгоценные люди", а девушки из дворцовой прислуги - "отвечающие согласием". Чтобы осчастливить наложницу, императору требовалось разрешение супруги, причем, письменное, и с печатью. Наложницу раздевали догола, умащивали благовониями, заворачивали в покрывало из пуха цапли, и евнух приносил ее прямо в кровать Дракона. Спустя приличное время, главный евнух, дежуривший за дверью, кричал: "Свершилось ли великое деяние?". Получив подтверждение, евнухи входили, завертывали наложницу и уносили. Но перед тем главный евнух, встав на колени, спрашивал: "Оставить или нет?". Если ответ был "нет", то евнух нажимал на живот женщины и выдавливал "драконово семя". Если император говорил "оставить", то в дворцовую книгу записывали месяц, день и час, когда Дракон осчастливил наложницу, на случай, если она забеременеет (китайцы ведут отсчет жизни с момента зачатия).
Несмотря на торжество неоконфуцианской морали, зажиточные горожане наслаждались радостями чувственной жизни. Кроме жен и наложниц, к их услугам были проститутки. Публичные дома - "зеленые терема", появились в Китае еще в VII веке до н.э. Их основание связывают с чиновником Гуань Чжуном, сделавшим проституцию источником доходов для страны. Государственные "зеленые терема" существовали почти 2 тысячи лет. Особенно они процветали в период династии Тан (618 - 906), когда императоры, ученые и поэты искали общества лучших из "опавших листьев". Эти куртизанки не только пели, танцевали и музицировали, но были хорошо образованы, сами сочиняли стихи и песни, а одна из них, Юй Сюаньцзи (844 - 871), стала выдающейся поэтессой. Но большинство опавших листьев, именуемых также "перепелками", "куропатками" или просто "курицами", обслуживали горожан. Они делились на категории - от содержанок богатых купцов, до "казарменных девок". На низшей ступени стояли "морские шлюхи", обслуживающие, кроме китайцев, иностранных моряков и прочих "заморских чертей".
Впрочем, не только "морские шлюхи" работали у воды - в Китае, с его реками, каналами и морскими заливами, были распространены плавучие публичные дома, именуемые "цветочными лодками". Лучшие из них были настоящими плавучими дворцами, с собственными банями и ресторанами, а самые скромные представляли простые сампаны, занавешенные вдоль бортов парусом. Независимо от класса "цветочных лодок", клиента всегда угощали чаем, были с ним вежливы, а предварительный разговор о деньгах считался неучтивым. Услугами проституток пользовались не только юноши, обучающиеся искусству "облака и дождя", но отцы семейств. Секс с проститутками считался не только приятным, но полезным - ведь, "куропатки" или "курицы", как звали проституток, трудами своими приобрели мощный инь, укрепляющий ян мужчины. Лишь в XVI веке до китайских врачей дошло, что, кроме инь, "курицы" приносят венерические болезни. Постепенно государственные "зеленые терема" сменяются частными, а с приходом маньчжурской династии Цин (XVII в.), государство отказалось от управления проституцией.

В спальне флейтистками
Ты, господин, окружен.
Много в гареме
Прекрасных наложниц и жен.

Ван Ли (1032–1059)

М айская ночь 1688 года накрыла собой Пурпурный Запретный город. Затихла жизнь и во дворце Янсинь-дянь - личных покоях императора Сюанье. Евнухи переодели богдохана ко сну, раскрыли широкую постель, раздвинули полог и приглушили свет в большом напольном шестигранном фонаре. Поклонившись владыке в пояс и пятясь задом, они исчезли за дверью. Монарх остался один, но сон не шел к нему. Что-то мешало. Что-то еще раньше засело в мозгу, но что Сюанье не мог вспомнить. Сегодня весь день он то диктовал, то правил, то обсуждал с сановниками наказ послам. Те отправлялись на переговоры с русскими на Амуре - реке Черного дракона. С 1652 года здесь с перерывами шли военные действия. Вспомнил! Днем в списке посольства он наткнулся на фамилию чиновника-маньчжура Аюси! Знакомая фамилия! Но где же он ее встречал? Сюанье машинально повернул голову к маленькому столику в углу спальни. Там в большом «драконовом» ларце, разделенном на секции, рядами стояли нефритовые жетоны-таблички с фамилиями и именами его наложниц. Ну конечно же! Именно здесь, на одной из табличек выгравирована фамилия Аюси! Это дочь того чиновника из Палаты по делам стран-данников (Лифаньюань). Богдохан нашел ее жетон. Вот она, Аюси! Родом из «Синего знамени». «Драгоценный человек» (гуйжэнь), то есть имеет пятый, низший ранг наложницы. Сюанье не «осчастливил» ее, даже ни разу не видал после «дворцовых смотрин». Интересно, какова она на любовном ложе? Богдохан ударил в настольный гонг и молча протянул табличку вошедшему евнуху. Тот с поклоном исчез за дверью. Значит, скоро эта наложница будет здесь! Сюанье усмехнулся: он до мелочей знал, что сейчас произойдет за стенами его спальни. Вот его «ближний» евнух вручает «драгоценную бирку» главному управляющему Палаты важных дел, а тот передает ее своему подчиненному - силачу евнуху.

Далее все шло по строго заведенному порядку. Порученец находил нужную женщину и показывал ей табличку со словами: «Приказ такой-то наложнице!» Та опускалась на колени и с поклоном принимала знак монаршего благоволения. Служанки уводили ее в спальню, раздевали донага и умащивали благовониями. Она так и оставалась стоять раздетой, дабы ей не удалось прихватить с собой кинжал или нож: одного из императоров пытались убить таким образом. Затем приглашали в спальню здоровенного евнуха-посланца. Тот закутывал красавицу в особое покрывало из пуха цапли - птицы, которая умела ловить змей и потому символизировала защиту от всякого коварства. После чего евнух сажал наложницу к себе на плечи и нес во дворец, где Сын Неба уже ждал ее в своей опочивальне. Евнух снимал с женщины накидку и удалялся, а она сразу же проскальзывала под одеяло к Августейшему господину. Пока эта парочка предавалась наслаждениям, главный управляющий Палаты важных дел и евнух находились в соседнем помещении.

По правилам цинского двора Сын Неба не мог оставить у себя наложницу надолго, а тем более до утра. Когда истекал положенный срок, главный управляющий громко произносил: «Время пришло!» Если богдохан не отзывался, напоминание повторялось во второй, а чуть позже и в третий раз. Тогда монарх уже непременно должен был откликнуться. Двое ожидавших входили в спальню. Главный управляющий с особой регистрационной книгой в руках становился на колени и почтительнейше спрашивал у Сына Неба: «Оставить или нет?» Речь шла о драгоценном «драконовом семени». Услышав повеление «Оставить», чиновник делал в регистрационной книге запись: «В такой-то месяц, такого-то числа, в такой-то час император осчастливил такую-то наложницу». Эта запись служила оправданием в случае ее беременности, доказательством высочайшего происхождения ребенка. Если Сын Неба был недоволен или находился в дурном расположении духа, следовал приказ: «Не оставлять!» После чего особыми процедурами добивались того, что все «драконово семя» выходило наружу. Эти правила крайне строго соблюдались в зимних дворцах Запретного города. Что же касается летних резиденций, то там богдохан мог себе позволить нарушить предписания, установленные на заре династии Цин.

Если наложниц приносили в спальню императора, то к своей жене он приходил сам и на время, которое ничем не ограничивалось. Тем не менее каждое такое посещение тоже фиксировалось в особой книге учета. По выходе богдохана из опочивальни коленопреклоненный евнух-чиновник почтительно ждал ответа о том, состоялось соитие или нет. Если нет, то богдохан бросал небрежно: «Уходи!» - и соответствующая графа в книге оставалась пустой. В случае утвердительного ответа или кивка Сына Неба появлялась запись: «Такого-то числа, такого-то месяца, такого-то года, в такой-то час государь осчастливил императрицу». Если же богдохан проходил молча, главный управляющий, стоя на коленях, смиренно осведомлялся, что ему следует записать.

Как мы видим, Владыка Поднебесной и правитель Цинской империи, перед которым все трепетали, сам был пленником жесткого этикета. Всяческие условия определяли и сферу любовных развлечений Сына Неба. В самом начале возникновения маньчжурской династии ханы Нурхаци и Абахай установили для будущих властителей правила «ограничения разврата». Более того, «регулировать» услады Сына Неба была призвана Палата важных дел, штат которой набирался исключительно из евнухов высшей категории. Они имели свободный доступ и в гарем, и в комнаты, смежные со спальней Сына Неба, и в покои рядом с опочивальней императрицы.

Если в Европе у монарха была только одна жена, то в Китае их могло быть две или три - одна «главная» и две «второстепенные». Апартаменты в «средней» части Запретного города считались наиболее престижными. Поэтому «главная» проживала в «центре» дворцового комплекса и именовалась «императрицей Среднего дворца» (Чжунгун) и «Матерью Государства» (Гому). В «восточном квартале» обитала вторая жена богдохана - «императрица Восточного чертога» (Дун-гун). И наконец, третья супруга, или «государыня Западного дворца» (Сигун), занимала покои в западной, наименее значимой части Запретного города. Вместе со вдовствующей императрицей в дворцовом квартале Пекина временами находились сразу четыре государыни. Иногда мать богдохана жила за пределами Запретного города - в одной из летних загородных резиденций. Для невесты Сына Неба возводили особые чертоги, где она вместе со всей своей семьей ждала свадебной церемонии.

По установлениям династии Цин молодая императрица должна была подарить наследника престола в течение пяти лет. Если она оказывалась бездетной, Сын Неба заводил себе вторую жену. Новую государыню избирали из наложниц первого или второго ранга, который часто давался тем, кто уже родил императору сына. Тем не менее вторая супруга должна была во всем уступать первой, остававшейся главной женой богдохана. После смерти Десятитысячелетнего Господина его жены не имели права вновь выходить замуж или возвращаться в родную семью. Поскольку в цинском Китае желтый цвет означал принадлежность человека или вещи к семье или дворцу богдохана, то императрицы носили светло-желтые, а наложницы - темно-желтые одеяния.

Как же создавался гарем богдохана? Юный Сын Неба мог набрать себе наложниц только по достижении совершеннолетия, то есть в семнадцать-восемнадцать лет, и лишь по истечении положенного срока траура по усопшему императору. Причем пользоваться гаремом своего покойного отца он права не имел.

Но вот формальности соблюдены, и объявлялись «дворцовые смотрины», куда следовало прибыть всем «красивым девушкам из знатных маньчжурских семей». Здесь начинались трудности. Во-первых, маньчжурские девушки не отличались прелестью черт, стройностью и образованностью, проигрывая по всем этим статьям китаянкам, особенно «южным феям» - красавицам из Сучжоу и Ханчжоу. А во-вторых, маньчжуры неохотно отдавали своих дочерей в императорский гарем.

Завоеватели Китая вообще крайне бережно относились к своим женщинам - основе генофонда малой народности. В отличие от китаянок, им запрещалось калечить себя бинтованием ног. Девочкам дозволяли сидеть в присутствии старших и даже занимать среди них почетное место. В маньчжурских семьях не действовало китайское правило, возбранявшее встречаться мальчикам и девочкам старше семи лет. Отцы и деды очень любили своих дочерей и внучек, а потому частенько баловали их. Узницам же дворца жилось несладко. Для многих из них, воспитанных в счастливых и заботливых семьях, пребывание в императорском гареме становилось настоящей пыткой. А поскольку наложницы не всегда разделяли ложе государя, им вообще нередко грозила участь старых дев. Так зачем же губить их молодость и будущее заключением в красивой, но безрадостной клетке? Поэтому одни родители старались избежать регистрации своих дочерей в «смотровых реестрах», а другие пытались представить их дурнушками. Девушек часто приводили во дворец неумытыми, нечесаными, в грязных одеждах. Иногда симулировали болезнь, заикание и хромоту - лишь бы любимое чадо не включили в списки. Однако чиновников Дворцового управления провести было трудно.

Отбор наложниц в императорский гарем проходил в несколько этапов и представлял собой сложную процедуру. Кандидатками становились все дочери чиновников-маньчжуров четырех первых, то есть высших, рангов из девяти. В расчет принимались только девушки от четырнадцати до двадцати лет. Дворцовым управлением составлялись списки, и сановники производили по ним строгий отбор. В новые списки попадали только те девушки, у которых восемь иероглифов, обозначающие дату рождения, сулили благоприятное будущее. Их обучали необходимым церемониям и манерам, и через полгода они являлись на «дворцовые смотрины»: девушки из богатых семей - в собственной парадной одежде, бедные - в выданных им казенных платьях.

Утром в назначенный день красавицы собирались в Запретном городе, у ворот Дворца Земного Спокойствия, где в одном из залов и проходили «смотрины». В одних случаях государь живо участвовал в этой процедуре, в других - все отдавал на усмотрение своей матери, оставаясь лишь молчаливым свидетелем происходящего. Выглядело все это так: мимо восседавших на тронах богдохана и вдовствующей императрицы в установленном порядке медленно двигались «конкурсанткй». По окончании шествия они выстраивались в ряд, а повелители, посовещавшись, выносили свой приговор. Победительницам через евнухов вручали изогнутые нефритовые жезлы с головкой. Первый жезл подносили той, кого наметили в жены богдохана. Она нарекалась императрицей. Остальные обладательницы жезлов становились наложницами Сына Неба. Их разделяли на пять категорий, в соответствии с чем присуждали один из пяти гаремных рангов. «Счастливицы» совершали перед тронами «три коленопреклонения, девять земных поклонов». Остальных от имени вдовствующей императрицы одаривали шелковыми одеждами и отправляли восвояси.

После церемонии отобранных красавиц распускали на два месяца по домам. Им предстояло попрощаться напоследок с родными, а заодно обзавестись одеждой, достойной императорских наложниц. По истечении этого срока носильщики доставляли к воротам дома желтый паланкин, который сопровождали чиновники Дворцового управления, евнухи, придворные, служанки и взвод конных гвардейцев «Желтого знамени». Евнухи усаживали избранницу императора в паланкин, и кортеж торжественно следовал в Запретный город. Чаще всего красавица попадала туда навечно.

Так в гарем богдохана поступала первая партия одалисок - иногда до тридцати человек. Через три года - еще одна, потом еще… Время шло, и гарем разрастался до максимально «допустимых» размеров, то есть до 280 невольниц. Девушки из богатых или состоятельных семей первое время жестоко мучились во дворце. Вкусная еда и дорогая одежда были им привычны с детства, но после веселых и радостных дней, проведенных в кругу многочисленных братьев и сестер, придворный быт казался невероятно тоскливым. Некоторые плакали с утра до вечера. Той же, кто победнее, красивые наряды, богатые покои, изысканные блюда, сладости, фрукты, цветы, украшения и услуги «собственной челяди» на первых порах заглушали тоску по родному дому.

Одалиски государя делились на пять рангов. Выше всех стояли «императорские драгоценные наложницы» (хуан гуйфэй). Затем шли «драгоценные наложницы» (гуйфэй), просто наложницы (фэй и бинь). Пятый - самый низший ранг именовался «драгоценный человек» (гуйжэнь). Ниже наложниц находились фрейлины (дайн, чанцзай), а основание гаремной пирамиды составляли многочисленные прислужницы - шинюй. Китаянка выше уровня служанки подняться не могла.

Фрейлина цинского двора в официальном облачении

Зная повадки обитательниц гарема, императоры издавна селили своих супруг и наложниц отдельно друг от друга. У каждой императрицы, как уже говорилось, имелся свой дворец в Запретном городе. Это был обособленный квартал с павильонами, жилыми помещениями, садами, гротами, беседками, цветниками и прудами. По «дворцу в миниатюре» старались предоставить и всем наложницам. Каждый из таких «мирков» окружала стена с воротами, а сам он носил особое поэтическое название - «Здесь всегда весна», «Тень платанов», «Парк радости и света» и т. д.

Удел наложницы, естественно, состоял в ожидании вызова к Сыну Неба. А до него или в промежутках между «свиданиями» узницы гарема могли наслаждаться бездельем, нарядами, развлечениями, яствами, чтением, упражнениями в каллиграфии и поэзией. Каждая наложница имела целый штат служанок и евнухов, численность которых резко возрастала, если она попадала в особо привилегированное положение. Жили они в обстановке полного изобилия. Тем не менее Дворцовое управление ежемесячно выдавало каждой из них определенную сумму, размер которой зависел от ранга красавицы и благоволения к ней богдохана. Так, наложнице второго ранга (гуйфэй) ежегодно платили около 150 лянов - по тем временам сумму весьма значительную. Считалось, что это серебро дается одалискам на удовлетворение их прихотей, чудачеств и капризов. На самом же деле деньги шли в основном на оплату ценнейшего в условиях гарема товара, а именно секретных сведений и тайных услуг.

Дело в том, что не только гарем, но и весь дворцовый комплекс являл собой арену всевозможных интриг, доносов и слухов. Это был мир козней, наговоров, сплетен, провокаций и взаимного подсиживания. Здесь кипели низменные страсти, правили бал зависть, тщеславие, месть, обиды и злоба. Императрицы и наложницы видели в своих товарках прежде всего соперниц, каждая из которых считала другую по меньшей мере «лисой-оборотнем». Информация в этой борьбе ценилась на вес золота. Новости и сплетни поставляли те, кто мог свободно передвигаться между всеми этими «Парками радости и света», то есть евнухи, служанки и фрейлины. Именно они способны были выполнить и деликатное, а то и просто «уголовно наказуемое» поручение своей госпожи. За их услуги красавица расплачивалась не только казенным серебром и подарками, но и покровительством, поблажками и повышением своих клевретов по службе. При этом наложницам было строжайше запрещено вмешиваться в государственные дела, оказывать протекцию сановникам и чиновникам. Делалось все, чтобы гарем не стал ареной политических интриг.

Разная судьба ожидала императорских наложниц. Одни оставались узницами Запретного города вплоть до самой смерти. Других выгоняли из дворца - за бездетность, за строптивый нрав, за утрату молодости и красоты. Иная одалиска, так и не удостоившись вызова в спальню Сына Неба, всеми забытая, тихо доживала свой век в одном из глухих уголков Запретного города. Для некоторых пребывание в императорском гареме становилось невыносимым, и они накладывали на себя руки. Но если императрица или наложница решалась принять яд, по цинским законам смертная казнь ожидала всю ее родню. Зная это, несчастной оставалось лишь уморить себя голодом. Иногда богдохан или его жены расправлялись с неугодными так: бунтаркам или тихим жертвам интриг «даровалось» право броситься в колодец или проглотить присланную «сверху» тончайшую золотую пластинку, перекрывавшую дыхание.

Нелегка была порой участь и дворцовых прислужниц, в основном молоденьких и прелестных китаянок, которых специально присылали из Сучжоу и Ханчжоу, издавна славившихся своими красавицами. Всего их при гареме императора было около двух тысяч. Одни становились горничными, камеристками, посыльными императрицы и наложниц. Другие выполняли разную работу: выращивали шелковичных червей, окрашивали шелк, шили одежду, обувь и головные уборы, изготовляли духи и различную косметику, убирали жилые покои и отбивали ударами в гонг двухчасовые стражи.

Те, кто не попадал в число наперсниц, любимиц, приближенных и доверенных лиц своих хозяек, оказывались, по сути, под властью евнухов. Иные скопцы не теряли влечения к женщинам, которое зачастую принимало болезненные, извращенные формы. Такие кастраты преследовали девушек, валили их наземь, терлись о них, кусали и царапали. А порой, вымещая на беззащитных жертвах обиду за свою физическую неполноценность, били их, ранили ножами, хлестали плетками. Когда такие служанки теряли юность и свежесть, их увольняли и отпускали домой. На воле в них тыкали пальцами, а потенциальные женихи отворачивались.

  • 64.

Цзи Сяолань (Ji Xiaolan 1724 - 1805), ведущий ученый династии Цин, описал в своей работе "Неофициальная Биография Императрицы И Ань" (An Unofficial Biography of Empress Yi An), как во времена династии Мин выбирали красавиц со всей страны для императорского гарема.

Стены внутри Запретного Города

В 1621 году, на первом году своего правления, император Тяньци (天啟 Tianqi) решил провести Большую Свадебную Церемонию. В Пекин были приглашены 5000 красавиц возрастом от 13 до 16 лет на смотрины.

На четвертый день отбора старые дворцовые девы вели каждую участницу по одной в закрытые комнаты. Они щупали их грудь и кожу и даже нюхали под мышками. В этот раз отбор проходили только 300 человек, которые затем жили во дворце в течении месяца. Считалось, что этого времени достаточно, чтобы понять внутренние качества кандидаток. В итоге оставалось 50 девушек, которых выдвигали на звание наложниц.

Вообще в старые времена императоры всегда имели большой гарем. В одной заметке из Книги Ритуалов (Book of Rites) писалось: "Сын Небес династии Чжоу (11 столетие до н.э. - 221 до н.э.) имел три императрицы, девять наложниц первого ранга, 27 наложниц второго ранга и 81 наложницу низших рангов". При династиях Хань (206 до н.э. - 220) и Тань (618 - 907) в гареме было 9000 женщин, а при императоре Сюаньцзуне (玄宗 Xuanzong) династии Тань их число достигло 40,000. В конце династии Мин число женщин в императорском гареме составляло около 9000.

Во времена династии Цин количество наложниц в гареме резко сократилось. При правлении императора Канси (康熙 Kangxi) дворцовые женщины делились на 8 рангов: одна императрица, одна императорская знатная наложница (2-ой ранг), две знатные наложницы (3-ий ранг), четыре наложницы Фэй (4-ый ранг), шесть обычных наложниц (5-ый ранг), а также наложницы шестого ранга (знатная дама), седьмого ранга (дама в ожидании) и восьмого ранга (откликающаяся дама), на которых ограничений по количеству не было.

Среди 10 императоров династии Цин Канси имел больше всех жен - 55. Император Гуансю (光緒 Guangxu) имел меньше всех - одну императрицу и двух наложниц . Император Цяньлун (乾隆 Qianlong), который правил 60 лет и прожил 89 лет, имел в гареме 41 женщину, включая девушек манжурской, хань и монгольской этнических групп, а также одну кореянку и одну уйгурку.

Что было самым страшным для женщин императорского дворца? Если наложница попадала в немилость у императора, ее заставляли жить отдельно, возможно, что до конца своей жизни. Таких могли даже убить евнухи. В императорском дворце было обычным делом забить наложницу насмерть. Во времена династии Мин при дворе было 9000 наложниц и 10000 евнухов, случалось, что не все из них могли нормально поесть, и некоторые умирали от голода. Часто это приводило к трагедиям. Как пример можно привести случай с императором Цзяцзином (嘉靖 Jiajing) династии Мин.

Император Цзяцзин имел жестокий характер и грубо обращался со своими наложницами и служанками. Их били за малейшую провинность, и по меньшей мере 200 из них умерли в результате побоев. Доведенные до отчаяния, наложницы решили убить императора. В ночь 21 октября 1542 года наложница Ян Цзиньин (Yang Jinying) вместе с другими 15 женщинами попытались задушить спящего императора. Но неправильно завязанный узел не дал затянуть петлю на его шее, император проснулся и стал сопротивляться. Тогда Ян Цзиньин выхватила спицу для волос и стала бить ей Цзяцзина. Император уже лежал без сознания, когда в комнату ворвалась императрица Сяоле (Xiaolie) и спасла ему жизнь.

Ян Цзиньин и ее 15 компаньонок были арестованы и казнены через расчленение. Их отрезанные головы выставили на всеобщее обозрение как предупреждение другим. Не повезло и их близким: десять из них были казнены, а других сделали рабами. Согласно историческим записям во время казни на землю опустился густой туман и держался так три или четыре дня. Люди говорили, что свершилась несправедливость. В эту же ночь одна из наложниц, которая спала вместе с императором, была убита.

Хотя императора Цзяцзина и спасли от смерти, он потерял глаз во время борьбы. Осознавая свое уродство, он больше никогда не покидал Внутренний Дворец, боясь показаться на людях. Никому за пределами дворца не было позволено увидеть его лицо. Исключением был только его ближайший советник Янь Сун (Yan Song), который злоупотреблял этим и стал печально известен в китайской истории.

В спальне флейтистками

Ты, господин, окружен.

Много в гареме

Прекрасных наложниц и жен.

Ван Ли(1032-1059)

Майская ночь 1688г. накрыла собой Пурпурный Запретный город. Затихала жизнь и во дворце Янсиньдянь - личных покоях императора Сюанье. Евнухи переодели богдохана ко сну, раскрыли широкую постель, раздвинули полог и приглушили свет в большом напольном шестигранном фонаре. Поклонившись владыке в пояс и пятясь задом, они исчезли за дверью. Монарх остался один, но сон не шел к нему. Что-то мешало. Что-то еще раньше засело в мозгу, но что, Сюанье не мог вспомнить. Сегодня весь день он то диктовал, то правил, то обсуждал с сановниками наказ послам. Те отправлялись на переговоры с русскими на Амуре - реке Черного дракона. С 1652 г. здесь с перерывами шли военные действия. Вспомнил! Днем в списке посольства он наткнулся на фамилию чиновника-маньчжура Аюси! Знакомая фамилия! Но где же он ее встречал? Сюанье машинально повернул голову к маленькому столику в углу спальни. Там в большом «драконовом» ларце, разделенном на секции, рядами стояли нефритовые жетоны-таблички с фамилиями и именами его наложниц. Ну конечно же! Именно здесь, на одной из табличек выгравирована фамилия Аюси! Это дочь того чиновника из Палаты по делам стран-данников (Лифаньюань). Богдохан нашел ее жетон. Вот она, Аюси! Родом из «Синего знамени». «Драгоценный человек» (гуйжэнь), т.е. имеет пятый, низший ранг наложницы. Сюанье не «осчастливил» ее, даже ни разу не видал после «дворцовых смотрин». Интересно, какова она на любовном ложе? Богдохан ударил в настольный гонг и молча протянул табличку вошедшему евнуху. Тот с поклоном исчез за дверью. Значит, скоро эта наложница будет здесь! Сюанье усмехнулся: он до мелочей знал, что сейчас произойдет за стенами его спальни. Вот его «ближний» евнух вручает «драгоценную бирку» главному управляющему Палаты важных дел, а тот передает ее своему подчиненному - силачу евнуху.

Далее все шло по строго заведенному порядку. Порученец находил нужную женщину и показывал ей табличку со словами: «Приказ такой-то наложнице!» Та опускалась на колени и с поклоном принимала знак монаршего благоволения. Служанки уводили ее в спальню, раздевали донага и умащивали благовониями. Она так и оставалась стоять раздетой, дабы ей не удалось прихватить с собой кинжал или нож: одного из императоров пытались убить руками наложницы. Затем приглашали в спальню евнуха-посланца. Тот закутывал красавицу в особое покрывало из пуха цапли - птицы, которая умела ловить змей и потому символизировала защиту от всякого коварства. После чего здоровенный евнух сажал наложницу к себе на плечи и нес во дворец, где Сын Неба уже ждал ее в своей опочивальне. Евнух снимал с женщины накидку и удалялся, а она сразу же проскальзывала под одеяло к Августейшему господину. Пока эта парочка предавалась наслаждениям, главный управляющий Палаты важных дел и евнух находились в соседнем помещении.

По правилам цинского двора Сын Неба не мог оставить у себя наложницу надолго, а тем более до утра. Когда истекал положенный срок, главный управляющий громко произносил: «Время пришло!» Если богдохан не отзывался, напоминание повторялось во второй, а чуть позже и в третий раз. Тогда монарх уже непременно должен был откликнуться. Двое ожидавших входили в спальню. Главный управляющий с особой регистрационной книгой в руках становился на колени и почтительнейше спрашивал у Сына Неба: «Оставить или нет?» Речь шла о драгоценном «драконовом семени». Услышав повеление «Оставить», чиновник делал в регистрационной книге запись: «В такой-то месяц, такого-то числа, в такой-то час император осчастливил такую-то наложницу». Эта запись служила оправданием в случае ее беременности, доказательством высочайшего происхождения ребенка. Если Сын Неба был недоволен или находился в дурном расположении духа, следовал приказ: «Не оставлять!» После чего на живот одалиски нажимали особым образом, и все «драконово семя» выходило наружу. Эти правила крайне строго соблюдались в зимних дворцах Запретного города. Что же касается летних резиденций, то там богдохан мог себе позволить нарушить предписания, установленные на заре династии Цин.

Если наложниц приносили в спальню императора, то к своей жене он приходил сам и на время, которое ничем не ограничивалось. тем не менее каждое такое посещение фиксировалось в особой книге учета. По выходе богдохана из опочивальни коленопреклоненный евнух-чиновник почтительно ждал ответа о том, состоялось соитие или нет. Если нет, то Августейший господин бросал небрежно: «Уходи!», и соответствующая графа в книге оставалась пустой. В случае утвердительного ответа или кивка Сына Неба здесь появлялась запись: «Такого-то числа, такого-то месяца, такого-то года в такой-то час государь осчастливил императрицу». Если же богдохан проходил молча, главный управляющий, стоя на коленях, смиренно осведомлялся, что ему следует записать.

Как мы видим, Владыка Поднебесной и правитель Цинской империи, перед которым все трепетали, сам оказывался пленником жесткого этикета. Всяческие условия определяли и сферу любовных развлечений Сына Неба. В самом начале возникновения маньчжурской династии ханы Нурхаци и Абахай установили для будущих властителей правила «ограничения разврата». Более того, «регулировать» услады Сына Неба была призвана Палата важных дел, штат Которой набирался исключительно из евнухов высшей категории. Именно поэтому они имели свободный доступ и в гарем, и в комбаты, смежные со спальней Сына Неба, и в покои рядом с опочивальней императрицы.

Если в Европе у монарха была только одна жена (королева, царица, императрица), то в Китае их могло быть две или три - одна «главная» и две «второстепенные». Апартаменты в «средней» части Запретного города считались наиболее престижными. Поэтому главная» проживала в «центре» дворцового комплекса и именовалась «императрицей Среднего дворца» (Чжунгун) и «Матерью Государства» (Гому). В «восточном квартале» обитала вторая жена богдохана - «императрица Восточного чертога» (Дунгун). И наконец, третья супруга, или «государыня Западного дворца» (Сигун), занижала покои в западной, наименее значимой части Запретного города. Вместе со вдовствующей императрицей в дворцовом квартале Пекина временами находились сразу четыре государыни. Иногда мать богдохана жила за пределами Запретного города - в одной из летних загородных резиденций. Для невесты Сына Неба возводили особые чертоги, где она вместе со всей своей семьей ждала свадебной церемонии.

По установлениям династии Цин молодая императрица должна была подарить наследника престола в течение пяти лет. Если она Сказывалась бездетной, Сын Неба заводил себе вторую жену. Но->ую государыню избирали из наложниц первого или второго ранга, который часто давался тем, кто уже родил императору сына. Тем не Яенее вторая супруга должна была во всем уступать первой, остававшейся главной женой богдохана. После смерти Десятитысячелетнего Господина его жены не имели права вновь выходить замуж или возвращаться в родную семью. Поскольку в цинском Китае желтый цвет означал принадлежность человека или вещи к семье или дворцу богдохана, то императрицы носили светло-желтые, а наложницы - темно-желтые одеяния.

Как же создавался гарем богдохана? Юный Сын Неба мог набрать себе наложниц только по достижении совершеннолетия, т.е. в семнадцать-восемнадцать лет, и лишь по истечении положенного срока траура по усопшему императору. Причем пользоваться гаремом своего покойного отца он права не имел.

Но вот формальности соблюдены, и объявлялись «дворцовые смотрины», куда следовало прибыть всем «красивым девушкам из знатных маньчжурских семей». И вот здесь начинались трудности. Во-первых, маньчжурские девушки не отличались прелестью черт, стройностью и образованностью, проигрывая по всем этим статьям китаянкам, особенно «южным феям» - красавицам из Сучжоу и Ханчжоу. А во-вторых, маньчжуры неохотно отдавали своих дочерей в императорский гарем.

Завоеватели Китая вообще крайне бережно относились к своим женщинам - основе генофонда малой народности. В отличие от китаянок, им запрещалось калечить себя бинтованием ног. Девочкам дозволяли сидеть в присутствии старших и даже занимать среди них почетное место. В маньчжурских семьях не действовало китайское правило, возбранявшее встречаться мальчикам и девочкам старше семи лет. Отцы и деды очень любили своих дочерей и внучек, а потому частенько баловали их. Узницам же дворца жилось несладко. Для многих из них, воспитанных в счастливых и заботливых семьях, пребывание в императорском гареме становилось настоящей пыткой. А поскольку наложницы не всегда разделяли ложе государя, им вообще нередко грозила участь старых дев. Так зачем же губить их молодость и будущее заключением в красивой, но безрадостной клетке? Вот почему одни родители старались избежать регистрации своих дочерей в «смотровых реестрах», а другие - сделать их неприглядными. Таких девушек приводили во дворец неумытыми, нечесаными, в грязных одеждах. Пускались и на всевозможные иные уловки - симулировали болезнь, заикание и хромоту. Лишь бы не включили в списки любимое чадо! Лишь бы оставили в покое! Однако чиновники Дворцового управления имели на сей счет опыт, и провести их было трудно. Бывало, что девушек прятали от рыскавших по городу евнухов или спешно выдавали замуж.

Отбор наложниц в императорский гарем проходил в несколько этапов и представлял собой сложную процедуру. Кандидатками становились все дочери чиновников-маньчжуров четырех первых, т.е. высших, рангов из девяти. В расчет принимались только девушки от четырнадцати до двадцати лет. Дворцовым управлением сосоставлялись максимально полные списки, а маньчжурские князья и сановники производили по ним строгий отбор. В новые списки попадали только те девушки, чьи восемь иероглифов, обозначающих дату рождения, сулили благоприятное будущее. Эти «счастливицы» переходили под опекуi Дворцового управления. Здесь их обучали необходимым церемониям и манерам, и через полгода они являлись на «дворцовые смотрины»: девушки из богатых семей - в собственной парадной одежде, нуждающиеся - в выданных им дорогих платьях.

Утром в назначенный день красавицы собирались в Запретном городе, у ворот Дворца Земного Спокойствия, где в одном из залов и проходили «смотрины». В одних случаях государь живо участвовал в этой процедуре, в других - все отдавал на усмотрение своей матери, оставаясь лишь молчаливым свидетелем происходящего. Выглядело все это так: мимо восседавших на тронах богдохана и вдовствующей императрицы в установленном порядке медленно двигались «конкурсантки». По окончании шествия они выстраивались в ряд, а повелители, посовещавшись, выносили свой приговор. Победительницам через евнухов вручали изогнутые нефритовые жезлы с головкой, напоминающей древесный гриб или облако. Первый жезл подносили той, кого наметили в жены богдохана. Она нарекалась императрицей. Остальные обладательницы жезлов становились наложницами Сына Неба. Их разделяли на пять категорий, в соответствии с чем присуждали один из пяти гаремных рангов. «Счастливицы» совершали перед тронами «три коленопреклонения, девять земных поклонов». Тем, кому не повезло, от имени вдовствующей императрицы дарили шелковые одежды.

После церемонии отобранных красавиц распускали на два месяца по домам. Им предстояло попрощаться напоследок с родными, а заодно обзавестись одеждой, достойной императорских наложниц. В По истечении срока носильщики доставляли к воротам дома желтый паланкин, который сопровождали чиновники Дворцового управления, евнухи, придворные, служанки и взвод конных гвардейцев «Желтого знамени». И вот наступало тяжелое испытание: расставание с семьей. Тут начинались слезы, объятия, мольбы. Евнухи усаживали «любимицу фортуны» в паланкин, и кортеж торжественно следовал в Запретный город. Чаще всего красавица попадала туда навечно.

Так в гарем богдохана поступала первая партия одалисок - иногда до тридцати человек. Через три года - еще одна, потом еще... Время шло, и сераль разрастался до максимально «допустимых» размеров, т.е. до 280 невольниц. Девушки из богатых или состоятельных семей первое время жестоко мучились во дворце. Вкусная еда и дорогая одежда были им привычны с детства, но после веселых и радостных дней, проведенных в кругу многочисленных братьев и сестер, придворный быт казался невероятно тоскливым. Некоторые плакали с утра до вечера. Той же, кто победнее, красивые наряды, богатые покои, изысканные блюда, сладости, фрукты, цветы, украшения и услуги «собственной челяди» на первых порах заглушали тоску по родному дому.

Одалиски государя делились на пять рангов. Выше всех стояли «императорские драгоценные наложницы» (хуан гуйфэй). Затем шли «драгоценные наложницы» (гуйфэй), просто наложницы (фэй) и кон-кубины (бинь). Пятый - самый низший ранг именовался «драгоценный человек» (гуйжэнь). Ниже наложниц находились фрейлины (дайн, чанцзай), а основание гаремной пирамиды составляли многочисленные прислужницы - шинюй. Китаянка выше уровня служанки подняться не могла.

Зная повадки обитательниц гарема, императоры издавна селили своих супруг и наложниц отдельно друг от друга. У каждой императрицы, как уже говорилось, имелся свой дворец в Запретном городе. Это был обособленный квартал с павильонами, жилыми помещениями, садами, гротами, беседками, цветниками и прудами. По «дворцу в миниатюре» старались предоставить и всем наложницам. Каждый из таких «мирков» окружала стена с воротами, а сам он носил особое поэтическое название - «Здесь всегда весна», «Тень платанов», «Парк радости и света» и т.д.

Удел наложницы, естественно, состоял в ожидании вызова к Сыну Неба. А до него или в промежутках между «свиданиями» узницы гарема могли наслаждаться бездельем, нарядами, развлечениями, яствами, чтением, упражнениями в каллиграфии и поэзией. Словом, жили они в обстановке полного изобилия. Тем не менее Дворцовое управление ежемесячно выдавало каждой из них определенную сумму, размер которой зависел от ранга красавицы и благоволения к ней Августейшего господина. Так, наложнице второго ранга (гуйфэй) ежегодно платили около 150лянов (примерно 400 американских долларов) - по тем временам сумму весьма значительную. Считалось, что это серебро дается одалискам на удовлетворение их прихотей, чудачеств и капризов. На самом же деле деньги шли в основном на оплату ценнейшего в условиях гарема товара, а именно секретных сведений и тайных услуг.

Дело в том, что не только гарем, но и весь дворцовый комплекс являл собой арену всевозможных интриг, доносов и слухов. Это был мир козней, наговоров, сплетен, провокаций и взаимного подсиживания. Здесь кипели низменные страсти. Здесь правили бал зависть, тщеславие, месть, обиды и злоба. Императрицы и наложницы видели в своих товарках прежде всего соперниц, каждая из которых считала другую по меньшей мере «лисой-оборотнем», а по-нашему, ведьмой. Для борьбы с ними требовалась соответствующая информация. А вот ее-то и не хватало! Новости и сплетни поставляли те, кто мог свободно передвигаться между всеми этими «Парками радости и света», т.е. евнухи, служанки и фрейлины. Именно они способны были выполнить и деликатное, а то и просто «уголовно наказуемое» поручение своей госпожи. А ведь каждая наложница имела целый штат служанок и евнухов, численность которых резко возрастала, если она попадала в особо привилегированное положение. И за все «особые» услуги красавица расплачивалась не только казенным серебром и подарками, но и покровительством, поблажками и повышением своих клевретов по службе. При маньчжурах наложницам было строжайше запрещено вмешиваться в государственные дела. Им не разрешалось оказывать протекцию сановникам и чиновникам, докучая императору просьбами такого рода. Делалось все, чтобы гарем не стал ареной политических интриг.

Итак, богдохан был буквально окружен морем молодых и хорошеньких девушек. Но если маньчжурки-одалиски особой привлекательностью не отличались, то от красивых, стройных, изящных и обворожительных китаянок трудно было отвести взор. Как писал во II в. до н.э. Сыма Сянжу:

О, несравненная красота

изысканных дев дворца!..

В них обаяние, сладость в них!

Пудра нравится и сурьма -

черных бровей черта...

Строен, и статен, и тонок стан, -

Так миловидны черты лица,

грация так проста!

(Перевод А.Адалис)

Бывало так. Лето. Императора несут в паланкине или портшезе по парку. Он видит красивую фрейлину или служанку и хочет ее «осчастливить». По данному знаку носильщики и евнухи молча удаляются, дабы не мешать Августейшему господину. Тот на время уединяется со своей избранницей и, получив ее любовь, вновь призывает свиту и продолжает прогулку. Если девушка понравилась, ее могли доставить в спальню государя. Случалось, такие вызовы повторялись. В этих условиях богдохан просто не успевал «осчастливить» всех своих одалисок, но даже в этом случае они были обязаны сохранять девственность.

Разная судьба ожидала императорских наложниц. Одни оставались узницами Запретного города вплоть до самой смерти. Других выгоняли из дворца - за бездетность, за строптивый нрав, за утрату молодости и красоты. Иная одалиска, так и не удостоившись вызова в спальню Сына Неба, всеми забытая, тихо доживала свой век в одном из глухих уголков Запретного города. Для некоторых пребывание в императорском гареме становилось невыносимым, и они накладывали на себя руки. Но если императрица или наложница решалась принять яд, по цинским законам смертная казнь ожидала всю ее родню. Зная это, несчастной оставалось лишь уморить себя голодом. Иногда богдохан или его жены расправлялись с неугодными так: бунтаркам или тихим жертвам интриг «даровалось» право броситься в колодец или проглотить присланную «сверху» тончайшую золотую пластинку, перекрывавшую дыхание.

Нелегка была порой участь и дворцовых прислужниц, в основном молоденьких и прелестных китаянок, которых специально присылали из Сучжоу и Ханчжоу, издавна славившихся своими красавицами - стройными, яркими и манящими. Тем не менее во дворце сохранялось определенное количество старых служанок - опытных, надежных и преданных своим госпожам. Всего при гареме императора состояло около двух тысяч прислужниц, готовых исполнить любое желание Десятитысячелетнего Господина. Одни становились горничными, камеристками, посыльными императрицы и наложниц. Другие выполняли разную работу: выращивали шелковичных червей, окрашивали шелк, шили одежду, обувь и головные уборы, изготовляли духи и различную косметику, убирали жилые покои и отбивали ударами в гонг двухчасовые стражи.

Те, кто не попадал в число наперсниц, любимиц, приближенных и доверенных лиц своих хозяек, оказывались, по сути, под властью евнухов. Иные скопцы не теряли влечения к женщинам, которое зачастую принимало болезненные, извращенные формы. Такие кастраты преследовали девушек, валили их наземь, терлись о них, кусали и царапали. А порой, вымещая на беззащитных жертвах обиду за свою физическую неполноценность, били их, ранили ножами, хлестали плетками. Оставшиеся после этого на теле шрамы вызывали у несчастных особую горечь - то была печать позора. Когда такие служанки теряли юность и свежесть, их увольняли и отпускали домой. Но здесь, «на воле», в шрамы тыкали пальцами, а потенциальные женихи отворачивались от девушек. Кто же возьмет себе в жены «сорванный цветок», тем более со шрамом? Судьба этих злополучных существ оттеняла обратную, неприглядную сторону придворной жизни, ее изнанку. За парадным фасадом скрывались невидимые миру слезы и тоска, оскорбления и побои, произвол и насилие, человеческие трагедии и самоубийства. Однако подданные Цинской империи и послы «даннических» стран должны были зреть лишь могущество и роскошь, величие и высокую мораль Августейшего господина - владыки Поднебесной и верховного правителя всего мира:

Прически, и нарядные уборы,

И камни драгоценные в косе,

И золотые на шелках узоры,

И состязанье в блеске и красе.

Ли Цинчжао {1081-1145)

(Перевод М.Басманова)

Китайский императорский двор в средние века насчитывал тысячи чиновников, евнухов, гвардейцев, наложниц гарема, императорской родни и жён, и составлял маленькое государство в государстве со своим управлением и законами. Евнухи – это мужчины, посвятившие себя служению императору, принеся в жертву главное своё мужское достоинство.

Ежегодно на императорский двор поставляли до 40 кастрированных мальчиков. Евнухи большей частью выходили из бедных семей и попадали во дворец не от хорошей жизни, - бедные родители, не имевшие средств к существованию, часто продавали своих сыновей. Мальчиков на эту роль по традиции выбирали в основном из области Хэцзян провинции Хэбэй. Во дворце их делали учениками старых евнухов и платили им небольшое жалование.

Император Поднебесной мог иметь до 3 тыс. евнухов, принцы и принцессы – до 30 евнухов каждый, младшие дети и племянники - до 20, их двоюродные братья – до 10. Маленькие евнухи, где-то с пятилетнего возраста особенно ценились при дворе. Они использовались в качестве забавы или развлечения у придворных дам. Их называли «непорочные». С 10 до 15 лет их уже именовали – маленькие евнухи, они предназначались для службы по дому. Более старые евнухи назначались для пожилых и старых дам.

За оскопление отвечали специальные ведомства при внутреннем дворе, а также были независимые специалисты по оскоплению, ремесло у которых передавалось от одного члена семьи к другому. Перед операцией они прокаливали нож на огне, а затем им делали операцию. Фатальный исход случался довольно редко в 3-6%. Но нередко мальчиков оскопляли частным образом, не прибегая к помощи специалистов. Русский доктор медицины Корсаков, проживавший в Китае с 1895 года наблюдал и описывал опирации по оскоплению. «Сначала делается полное местное обезболивание половых частей каким-то тайным средством, так что оперируемый не чувствует боли.

Быстрым взмахом отрезаются половые органы. В отверстие мочеиспускательного протока вставляется деревянная или оловянная пуговка в виде гвоздя. Рана промывается водой с разведённым перцем. Затем на рану кладётся смоченная свежей водой мягкая китайская бумага и всё плотно забинтовывается. Затем оперированного поднимают и водят по комнате в течение двух или трёх часов, давая сокам теля снова принять правильное вращение. 3 дня больной ничего не ест и не пьёт, а после этого повязку приподнимают и больному позволяют мочиться.

Если моча идёт свободно, то он считается выздоровевшим. Полное выздоровление длится около 3х с половиной месяцев, при этом во многих случаях не редки осложнения мочевого пузыря». Евнухи были ответственны за порядок, в котором наложницы гарема должны были являться на поклон к императору, оно составляло свиты и почётные стражи для императорских выходов, они поддерживало порядок при всех празднествах. Кроме того евнухи заведовали как самим гаремом императора, так и подбором девушек для этого гарема. В начале XX века насчитывалось в императорском дворце более 3000 евнухов. Они делились на 2 категории.

Первые обслуживали императора, императрицу, мать императора и императорских наложниц, они обычно пользовались особыми привилегиями. Вторые – всех остальных. Обязанности евнухов были разнообразны. Они должны были во время сна и пробуждения Сына Неба и его домочадцев. К примеру, когда Цыси удалялась на покой, её спальню охраняли 6 евнухов, они бодрствовали всю ночь. В самой спальне находились 2 евнуха, которые также бодрствовали. Евнухи принимали участие в трапезе императора, должны были постоянно сопровождать его свиту, нести зонты и другие императорские атрибуты. В их обязанности входило: распространять высочайшие указы, провожать чиновников и зарубежных гостей и дипломатов на аудиенцию к императору, получать деньги от казначеев вне двора, знакомить с документами различные отделы Департамента двора, обеспечивать противопожарную охрану жилых помещений во дворце.

Евнухам поручалось следить за хранением книг в библиотеках, антикварных изделий, картин, одежды и т.д. Они возжигали ароматические свечи перед духами предков императоров, регистрировали деяния монарха, наказывали плетью провинившихся, убирали дворцовые сады и парки, стригли императора, готовили лекарства, играли в дворцовом театре, читали молитвы. Часто они исполняли обязанности жрецов в императорском дворе. У императора был свой гарем. Число обитательниц гарема не ограничивалось какими-то рамками и могло достигать нескольких тысяч женщин. Сыну Неба полагалось иметь одну законную жену-императрицу, 9 жён второго ранга, 27 третьего, и 81 наложницу. Причём состав наложниц время от времени обновлялся. Каждые 3 года в императорском дворце проходили смотрины, когда император искал себе невесту. В смотринах участвовали дочери чиновников девственницы от 12 до 16 лет.

Император выбирал из них тех. Кто ему особенно приглянулся. В гареме наложницы должны были оставаться до 25 летнего возраста, а затем, если у них не появлялось детей, они удалялись из дворца. Наложницы же матери детей, от императора могли претендовать на роль жены императора и императрицы – супруги Сына Неба. Хорошо известно, что Цыси была отобрана евнухом на смотринах за красивую внешность для пополнения гарема императора. Обычно евнухи доставляли наложниц к кровати императора. Сын Неба, желая провести ночь с какой-либо наложницей, повелевал главному евнуху доставить её в свои покои. Если наложниц приносили в спальню императора евнухи, то к жене он приходил сам и на время, которое ничем не ограничивалось. «Описывая моё детство, - вспоминал император Пу И, - нельзя не упомянуть евнухов.

Они присутствовали, когда я ел, одевался и спал, сопровождали меня в играх и на занятиях, рассказывали мне истории, получали от меня награды и наказания. Если другим запрещалось находится при мне, то у евнухов это было обязанностью. Они были моими главными компаньонами в детстве, моими рабами и моими первыми учителями. По воспоминаниям императора Пу И, больше всего евнухов было в эпоху Мин (1368-1644) – 10000 человек. При императрице Цыси число их превышало 3 тыс. В 1922г. их было 1137, два года спустя их осталось 200, а в 1945г – всего 10 человек. Работа рядовых евнухов при императорском дворе оплачивалась не очень высоко, и в истории Китая известно немало случаев, когда евнухи при дворе императора занимались казнокрадством, присваивая себе чужое добро.

Если евнуха уличали в воровстве, его немедленно обезглавливали. Почти каждый месяц в правительственной газете появлялись сообщения о том, что тот или иной евнух приговорён к обезглавливанию или к ссылке. По китайским данным, при Цыси, не выдержав пыток погибло более 30 евнухов. В царствование императора Инцзуна (1457-1464) в минское время у евнуха Ван Чженя после его смерти обнаружили более 60 кладовых золота и серебра, и более 20 кораллов. По словам Пу И внутри дворца творилось невообразимое «С детских лет я постоянно слышал, что во дворце происходят кражи, пожары и даже убийства, не говоря уже об азартных играх и курении опиума. Чтобы покончить с этими постоянными проблемами я решил распустить всех евнухов за ненадобностью, оставив во дворце лишь 170 евнухов, которые служат у двух наложниц-матерей». Евнухи старались иметь детей, хотя бы приёмных, или воспитывали своих племянников.