В помощь школьнику. Поэма- это повествование об исторических событиях. Так почему Гоголь так назвал "Мертвые души"

Почему Н.В. Гоголь назвал «Мертвые души» поэмой?

I. Вступление

Под поэмой обыкновенно понимается стихотворное про­изведение лиро-эпического характера (см. Словарик). Ясно, что Гоголь имел в виду что-то другое.

II. Главная часть

  1. Для Гоголя поэма — это «малый род эпопеи», а эпопея ставит своей задачей изобразить не отдельные судьбы, а жизнь страны, нации, народа в целом.
  2. Именно поэтому «Мертвые души» нельзя назвать рома­ном или повестью. Хотя через все произведение проходит Чи­чиков как центральный персонаж, для Гоголя все-таки важен не он сам по себе, его нельзя назвать главным героем. Чичи­кову Гоголь уделяет не больше, а может быть, и меньше вни­мания, чем Манилову, Собакевичу, прокурору, полицмейстеру и др. Именно поэтому предысторию Чичикова Гоголь поме­щает и последней главе I тома.
  3. Стремление изобразить и осмыслить жизнь всей нации, всего государства ведет к воспроизведению в поэме многих характеров, к появлению многих персонажей, которые на пер­вый взгляд кажутся эпизодическими, а на самом деле чрезвы­чайно важны для понимания русской жизни. В частности, Гоголь широко представил в поэме три основных сословия: помещиков, чиновников (председатель па­латы, прокурор, Иван Антонович Кувшинное Рыло, чиновни­ки, с которыми служил Чичиков, и др.), народ (Селифан, Петрушка, Степан Пробка, Максим Телятников, безымянные мужики, которых встречает по дороге Чичиков и др.).
  4. Той же цели служат и многочисленные описания и от­ступления, характеризующие общий уклад русской жизни (интерьеры домов, зарисовки городской жизни и жизни в име­ниях у помещиков, отступления о «толстых и тонких», об умении обращаться, описания быта и нравов в чиновной, по­мещичьей и крестьянской среде и т.п.).
  5. Важное свойство поэмы в литературе XIX-XX ве­ков — это лиро-эпический характер, то есть сочетание изо­бражения объективной действительности с прямыми субъ­ективными высказываниями автора (лирического героя). (Подробнее см. Словарик, ст. Роды литературные и Лиро-эпические произведения.) «Мертвые души» — произведе­ние скорее эпическое, чем лиро-эпическое, но в нем важ­ную роль играют авторские высказывания (лирические от­ступления, см. Словарик), в которых Гоголь выражает свои переживания и размышления (о свойствах русского нацио­нального характера, о русском слове, об участи писателя и т.п.). Это обстоятельство также позволяет считать «Мерт­вые души» поэмой.

III. Заключение

В «Мертвых душах» Гоголь создал картину жизни России, образ нации, в котором индивидуальные судьбы людей зани­мают подчиненное место. Именно это и характерно для поэмы и гоголевском понимании.

Почему «Мертвые души» Н.В. Гоголь назвал поэмой?

«Мертвые души» Н.В. Гоголя – явление столь же гениальное и удивительное, сколь и произведение А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Оба текста (с точки зрения жанрового определения) оказываются авторской новацией в системе жанров русской литературы девятнадцатого века. Как необыкновенно казалось тогда литературному обществу определение лирического произведения как «романа» (хоть и «в стихах»), и столь же удивительно звучит определение «поэма» по отношению к прозаическому тексту.
Виссарион Григорьевич Белинский, великий критик девятнадцатого столетия, характеризует произведение Гоголя как роман, выстраивая четкую систему доказательств. Однако, прекрасно зная точку эту зрения, Гоголь и во втором издании «Мертвых душ» определяет жанр произведения как «поэма». На это есть ряд существенных причин, которые можно обнаружить при детальном анализе текста.
Во-первых, согласно определению, поэма – это лироэпический жанр, в котором на первый план выводятся какие-либо значительные и весомые характеры. Можно с уверенностью утверждать, что произведение Н.В. Гоголя – это не просто текст, это не просто повествование о судьбе и похождениях Чичикова, об его удивительной афере, о дерзкой и невероятной идее и прочее. Нет, текст поэмы – это еще и место осязаемого существования автора: читатель не может не обнаружить живой писательский дух, отраженный в лирических отступлениях, в которых Гоголь рассуждает о судьбе России. То есть тонкая лирика души автора, его искренние переживания тесно переплетаются с основной сюжетной линией, очерченной в произведении.
Во-вторых, герои «Мертвых душ» - это своеобразные «антибогатыри». Они значительны, известны всему народу, они прославились, но все их действия и поступки характеризуются с отрицательной стороны, они вызывают неприязнь. Лермонтов, представляя читателю Печорина как героя своего времени, в тех же тонах описывал типичную натуру современного поколения (стоит сказать, что и не без тени сожаления). Так и Гоголь: он показывает все самое гнусное, обнажает читателю обыденную и всем известную Россию – не сильное государство с великими победами и многовековой историей, но страну со своими безобразными, низменными страстями и скверными пороками, в которой действуют не бравые герои-освободители, а мелкие и жадные помещичьи души. Манилов, Коробочка, Собакевич, Ноздрев и Плюшкин – вот самые значительные характеры того времени: характеры низкие и глупые, безнравственные и абсолютно мертвые, пустые; однако это герои своего времени, это нравы России, смело и ярко показанные великим писателем.
В-третьих, стоит заметить, что Гоголь называл «Мертвые души» поэмой еще и потому, что считал значительным и очень важным сам замысел своего произведения: он мыслил его весомым импульсом к духовному возрождению России.
Возможно, что именно такое отношение к своей идее и дало повод Н.В. Гоголю определить жанр своего произведения как «поэма».

Когда Николай Васильевич Гоголь задумал создать произведение, ныне носящее название «Мертвые души», он поставил перед собой особую цель – суметь всесторонне изобразить огромную Россию. Писатель осознавал, что для этого ему необходимо будет обратиться к какому-либо не заезженному другими писателями жанру. Еще лишь начиная «Мертвые души», автор записал в дневнике слова о том, что его новое творение не походит ни на роман, ни на повесть, ни на рассказ.

Считается, что идею создания произведения в жанре поэмы дал Гоголю Пушкин, который неоднократно восхищался талантом писателя. И некогда сам хотел создать прозаическую поэму. Но Гоголь воспользовался лишь основой идеи и широко развил ее. О чем не говорил Александр Сергеевич.

Гоголь стал углубляться в сюжет и досконально описывать не только характер героев, но и их жизнь на фоне расстилающихся исторических событий того времени. Определив жанр нового произведения как поэму, писатель, желал выделить те особые черты, что принадлежат данному произведению: эпичность, обобщение и множество лирических отступлений в тексте.

Писатель говорил, что в литературе появился особый тип произведения, являющийся некой серединой между романом и эпопеей. Подобные творения он прозвал меньшими родами эпопеи. В них главным героем был частный человек, деяния которого между тем становились для многих людей значительными.

Такие герои своим поведением обнажали пороки современности, которые другие тщательно пытались скрыть от взгляда общественности. Желая, чтобы его новое произведение считали «меньшим родом эпопеи», Гоголь и называет его поэмой.

Поэма имеет четко выстроенную композицию. Ее главный герой ездит по стране с желанием стать владельцем больших денежных средств, всюду покупая мертвые души крестьян за бесценок. Помещики, ставшие продавцами душ – это не просто люди, пожелавшие получить деньжат задаром.

Это придуманные образы, показывающие типичные взгляды, желания и привычки людей того сословия. Автор хотел показать, как низко пали духовные качества русских помещиков. Он желал создать не один, а три тома поэмы, в которой герои все же смогли бы измениться и возродиться морально. О таком повороте в истории России мечтал автор.

Когда ты впервые прочитал это произведение, то осознаешь, что создано оно действительно в нестандартной форме. Навряд ли возможно найти нечто подобное у какого-нибудь другого русского или зарубежного автора. В нем огромная роль отведена лирическим отступлениям. А ведь именно они характерны для поэмы.

В них автор высказывает собственные мысли, ненавязчиво вводит в повествование собственное «я». Первую книгу Гоголь закончил, оставляя мысль, что нашу страну ждут изменения и падение черной дымки с душ народа. Он желал возродить идеальный мир, поэтому назвал свою работу лиро-эпической поэмой.

В период работы над «Мертвыми душами» Гоголь называл свое произведение то «повестью», то «романом», то « ». Окончательно определив жанр «Мертвых душ» как поэму, писатель хотел тем самым подчеркнуть основные черты своего произведения: его эпичность, широкие обобщения и глубокий лиризм.

Именно эпопею Гоголь считал наиболее полным и многогранным повествовательным жанром, способным охватить целую эпоху. Жанр романа представлялся ему более узким и замкнутым в рамках определенного пространства. «Мертвые души», согласно его замыслу, не могли быть названы ни эпопеей, ни романом. Тем не менее, Гоголь считал, что в современной ему литературе существует новый тип произведений, являющийся своего рода соединительным звеном между романом и эпопеей. Желая отнести «Мертвые души» к так называемым «меньшим родам эпопеи», он и назвал свое произведение поэмой.

При этом Гоголь отнюдь не связывал жанр поэмы с прославлением существующего миропорядка. Напротив, он наполнил свою поэму обличительным пафосом, бичуя в ней пороки российской жизни.

Странным и двусмысленным выглядит сюжет поэмы, ведь она посвящена покупке и продаже мертвых душ. Однако он позволил автору не только показать внутренний мир своих персонажей, но и дать полную и всеобъемлющую характеристику эпохи.

Композиция поэмы

С точки зрения композиционного построения, поэму можно разделить на три части. В первой из них читатель знакомится с помещиками. Каждому из них автор посвятил отдельную главу. При этом последовательность глав выстроена таким образом, чтобы при переходе к следующему персонажу происходило усиление отрицательных качеств.

Во второй части дана широкая характеристика жизни губернского города. Основное место здесь отводится изображению нравов чиновничьей среды.

В третьей части рассказана история жизни главного героя поэмы – Павла Ивановича Чичикова. Если в начале произведения Чичиков кажется загадкой, то здесь автор раскрывает его истинное обличье, оказавшееся весьма неприглядным.

Еще одна из особенностей произведения, приближающая его к жанру поэмы, - многочисленные лирические отступления, самым прекрасным из которых являются строки о русских просторах и о птице-тройке. В них, после нарисованной мрачной картины российской действительности, автор выражает веру в великое будущее родной страны.

Истинный масштаб произведения Гоголя, эпичность изложения и глубокий лиризм позволяют понять правоту писатель, назвавшего «Мертвые души» поэмой.

Николай Васильевич Гоголь – один из самых именитых русских писателей XIX века, прославивший свое имя как прозаик, драматург, поэт и публицист. Гоголь оставил после себя богатое литературное наследие. Особое внимание биографов литератора всегда было приковано к заключительному периоду его жизни. До сих пор не вполне ясно, что именно явилось подлинной причиной смерти писателя.

Инструкция

В конце 1851 года Гоголь поселился в Москве и жил на Никитском бульваре в доме графа Александра Толстого, с которым пребывал в дружеских отношениях. В январе последующего года писатель не раз беседовал с протоиереем Матфеем Константиновским, будучи до того знаком с ним по переписке. Беседы носили довольно резкий характер, священник упрекал Гоголя в недостаточном благочестии и смирении.

Именно Матфею Константиновскому писатель доверил прочтение почти готовой рукописи второй части поэмы «Мертвые души», рассчитывая получить его одобрение. Однако священник после прочтения текста поэмы критически оценил произведение и даже высказался против его публикации в полном виде, назвав книгу Гоголя вредной.

Негативная оценка произведения и другие причины личного характера, по всей видимости, заставили Гоголя отказаться от дальнейшего творчества. За неделю до Великого поста, начавшегося в феврале 1852 года, писатель стал жаловаться на недомогание и перестал принимать пищу. Мрачные мысли все чаще посещали Гоголя, как свидетельствуют очевидцы.

За несколько дней до смерти писатель, находясь, очевидно, в смятении духа, сжег в камине связку тетрадей, содержавших не только второй том «Мертвых душ», но и наброски к другим произведениям. Невзирая на убеждения друзей, Гоголь по-прежнему ничего не ел, соблюдая строгий пост. Во второй половине февраля он окончательно слег в постель, отказываясь от помощи и медицинского ухода. Все признаки указывали на то, что Гоголь уже внутренне готовился к близкой смерти.

Собравшийся по приглашению хозяина дома медицинский консилиум так и не пришел к единому мнению, оценивая состояние больного писателя и причины его недуга. Одни полагали, что пациент страдает воспалением кишечника, другие считали, что у него тиф или даже нервная горячка. Кое-кто был убежден, что причина недуга кроется в психическом расстройстве.

Старания врачей не увенчались успехом. 20 февраля 1852 года писатель впал в беспамятство, а утром следующего дня скончался. Похоронили Гоголя на кладбище Данилова монастыря. В советское время монастырь был закрыт. Могилу великого писателя вскрыли, а останки его переместили на Новодевичье кладбище.

Существует легенда, не нашедшая полного подтверждения, будто во время перезахоронения обнаружилось, что останки писателя находились в неестественном положении. Это дало повод для утверждений, что Гоголь в момент захоронения находился в состоянии летаргического сна и был погребен чуть ли не заживо. Впрочем, вероятно, речь идет всего лишь о домыслах, основанных на опасениях быть заживо погребенным, которые высказывал писатель при жизни.

Видео по теме

Николай Васильевич Гоголь - выдающийся русский и украинский писатель. Россия, Франция, Германия, Рим – места, в которых он создавал шедевры, но эти страны являлись лишь «станциями», основной точкой отправления было маленькое село Великие Сорочинцы, которое создало такого удивительного гения и до сих пор хранит в себе дух его творчества.

Родина Гоголя

Николай Гоголь родился на Украине, в небольшом селе под названием Великие Сорочинцы. Первая часть название села - «Великие» - еще до его рождения предсказало судьбу писателя.

В 1809 году, когда родился Гоголь, Великие Сорочинцы относились к Миргородскому уезду Полтавской губернии.

Это живописное село расположено в Миргородском районе Полтавской области, недалеко от правого берега речки Псел. На сегодняшний день это местечко является административным центром Великосорочинского сельского совета. Ежегодно здесь проводится - мероприятие - Сорочинская ярмарка, которая стала известной после того, как Гоголь о ней свою повесть.

В 1911 году в Сорочинцах был возведен первый памятник писателю, а в 1951 году в этом же селе построили литературно-мемориальный музей Н.В. Гоголя.

У семьи Николая Васильевича Гоголя было больше 100 десятин и 400 крепостных душ. Свое детство будущий писатель провел в родительских имениях в селе Васильевка (второе название – Яновщина). Культурно-просветительским центром края были Кибинцы, огромная и домашний театр. Для этого театра отец Гоголя писал комедии, играл в нем некоторые роли и даже дирижировал.

Скитания Гоголя

Позже Николай Гоголь переехал в Полтаву и поступил в Полтавское уездное училище. Окончив гимназию высших наук в Нежине, вместе со своим однокурсником он поехал в Петербург. В этом городе он впервые берется за перо и вызывает у общественности бурю аплодисментов свои гениальным произведением «Вечера на хуторе близ Диканьки».

После этого появились повести «Нос» и «Тарас Бульба». После написания «Ревизора» Гоголь впадает в творческую депрессию и уезжает в Германию. Работа над произведением «Мертвые души» проходила в несколько этапов. За время написания Николай Васильевич успел побывать в Швейцарии, Париже, Риме и Москве.

По прибытии в Москву после долгих разъездов его ухудшилось, и 21 февраля 1852 года в квартире сердце гения остановилось. В 1931 году останки великого писателя были перезахоронены на Новодевичьем кладбище.

В семье Гоголя кроме Николая было еще . Однако 6 из них умерло еще в младенчестве. Одним из любимых занятий писателя было рукоделие. Он вязал шарфы, кроил платья сестрам и шил себе на шею.

В Гоголь имел трудности с изучением языков, его сочинения были посредственными. Он делал успехи только в русской словесности и рисовании. За всю свою жизнь Н.Гоголь никогда не был замечен в связях с женским полом.

При написании своих шедевров Гоголь катал из белого хлеба шарики. Он говорил своим друзьям, что этот способ позволяет ему успокоиться и узнать ответы на сложные вопросы. Сюжет к пьесе «Ревизор» основан на реальных событиях, о которых Гоголю поведал А.С. Пушкин.

Видео по теме

Николай Васильевич Гоголь впервые издал свое произведение «Мертвые души» в 1842 году, основав его на реальной истории. На сегодняшний день этот шедевр является классикой литературы и не перестает удивлять поклонников жанра своим увлекательным и остроумным сюжетом. Какова же история создания «Мертвых душ» и о чем рассказывает этот великий роман?

Как появились «Мертвые души»

Изначально Гоголь задумывал свой как трехтомное произведение, однако, после того, как второй том был практически закончен, внезапно уничтожил его, оставив лишь несколько черновых глав. Третий том Гоголь задумал, но по неизвестной причине так и не начал. Вдохновил Николая Васильевича на написание этого великого романа, посвященного России, не менее великий поэт А.С. Пушкин, который подсказал Гоголю интересный и необычный . Именно он рассказал писателю о ловком аферисте, который закладывал в опекунский имена мертвых крестьян, их за живых людей с целью разбогатеть.

Ходили слухи, что одним из таких скупщиков «мертвых душ» являлся один из родственников самого Гоголя.

В те времена было известно много случаев с подобными аферами, поэтому Гоголь по достоинству оценил идею Пушкина и ухватился за возможность доскональнее изучить Россию, создав множество различных характеров персонажей. Начав писать «Мертвые души» в 1835 году, Николай Васильевич анонсировал его Пушкину как «очень длинный и роман». Однако, после прочтения первых глав произведения, поэт заметно огорчился безнадежности российской действительности, в результате чего Гоголь существенно переработал текст, смягчив грустные моменты смешными.

Описание сюжета

Главным героем «Мертвых душ» стал Павел Иванович Чичиков, бывший коллежский , выдающий себя за богатого помещика. Причиной попыток бывшего советника разбогатеть и достичь высокого статуса в обществе, были его жадность и амбиции. В прошлом П. И. Чичиков работал на таможне и брал взятки с контрабандистов за беспрепятственный провоз товаров через границу. После ссоры с подельником Чичиков попадает под следствие по доносу бывшего , однако ему удается избежать суда и тюрьмы с помощью денег, которые он успел спрятать. Откупившись от уголовного дела, пройдоха выходит на свободу и начинает планировать новую аферу.

Прошлую жизнь Чичикова, а также его характер и дальнейшие намерения Гоголь описал в последней главе своего романа.

В попытках разбогатеть, Чичиков приезжает в некий губернский и ловко втирается в доверие ко всем важным городским персонам. Его начинают приглашать на обеды и балы, однако доверчивые жители не подозревают, что истинной целью мошенника является скупка умерших крестьян, числящихся по переписи в качестве живых…

Российская империя первой четверти 19 века была великой державой. Русская армия разгромила Наполеона и взяла Париж. Император Александр диктовал свои условия всей Европе. До восстания декабристов было еще далеко. Казалось, Россия вступила на новый блестящий этап своего существования…
Где-то в далеком губернском городке течет размеренная жизнь, законы которой установились, пожалуй, полвека назад. Губернатор – сиятельный отец народа, полицеймейстер – добрейший покровитель купцов, прокурор – благонамереннейший страж законности… Этот список можно продолжить. В городе чрезвычайно уютно. Общественная жизнь здесь просто кипит. Замечательный город, не так ли? И вот в губернский город NN въезжает бричка, в которой обычно ездят те, кого называют господами средней руки… Так начинается действие романа “Мертвые души”.
Гоголь не соотносит начало повествования “Мертвых душ” с определенным годом, однако исследователи в один голос утверждают, что это приблизительно 1816 -1820 год. Послевоенная жизнь уже прочно устоялась, а точнее, Отечественная война, по-видимому, мало затронула этот тихий уголок Руси. Здесь ничто не нарушает заведенного течения дел, а основные занятия помещиков и чиновников – накопление капитала, игра, балы и приемы. “До чего грустна наша Россия!” – помните это пушкинское восклицание?
Гоголь мастерски создает образ мертвящей российской действительности. Деталь цепляется за деталь, подробность следует за подробностью, и перед читателем возникает обобщенная и довольно неприглядная картина провинциального существования первых десятилетий 19 века.
Главная достопримечательность города NN – чиновники. Главная достопримечательность его окрестностей – помещики. И те, и другие живут за счет труда других людей. Это трутни. Лица их усадьб – это их лица, а их деревни – точное отражение хозяйственных устремлений хозяев.
Русская природа небогата красками, ей не присущи мгновенные изменения. На этом скупом фоне Гоголь рисует мир, который окружает губернский город, питает и одновременно отравляет его.
Андрей Донатович Синявский, талантливый исследователь творчества Гоголя, заметил, что образы помещиков напоминают манекены, фигуры из паноптикума, настолько они мертвы и безжизненны. Нельзя, конечно, сказать, что жизнь в них никак не проявляется. Например, Собакевич много заботится о благосостоянии своих крестьян, ведь это его личное благосостояние. Коробочка чрезвычайно богомольна, и даже простое упоминание черта пугает ее до смерти. Ноздрев обожает собак и лошадей – гораздо меньше он ценит своих крепостных. Но подобные качества только подчеркивают душевную пустоту гоголевских помещиков. Если присмотреться, то каждый персонаж поэмы напоминает куклу, которая хоть и способна двигаться, но все же остается пустой и мертвой внутри. На безжизненность гоголевских персонажей указывали многие исследователи. Так, писатель-символист Дмитрий Мережковский находил в “Мертвых душах” модернистские тенденции, в частности при изображении помещиков.
Работая над своей поэмой, Гоголь не стремился произвести внешний эффект, однако так называемый “мир вещей” его произведения рельефен, ярок и незабываем. Изображение “мертвых” помещиков напоминает о принципах классицистской комедии: “человек-страсть”, персонаж, одержимый одной идеей, одним желанием.
Мир поэмы состоит из “мертвых” и “спящих”. Народ, творческая сила которого могла бы составить контраст инертности помещиков-крепостников, изображен здесь в довольно неприглядном виде. Крестьяне неразвиты, слуги развращены. Пьянство, лень, дикость, – все эти черты “русского национального характера” очень верно схвачены Гоголем. “Тяжкий сон”, овладевший “черной Россией”, то есть народом, готов превратиться в кошмар.
Одна только “Русь” – художественная условность, обобщение, абстракция, изобретенная Гоголем специально для “Мертвых душ” и не раз возникающая в позднейших его произведениях, – кажется в поэме живой и подвижной. Но лирические отступления, которые нарушают пугающе-подробное описание “мертвой России”, звучат лишь в сознании писателя…

(Пока оценок нет)


Другие сочинения:

  1. Свое произведение “Мертвые души” Гоголь писал на протяжении многих лет. За время работы он называл “Мертвые души” романом, повестью, поэмой. Но, в конце концов, остановился именно на последнем варианте. Почему? Безусловно, в этом произведении сильны черты романа: строго выстроенная завязка, Read More ......
  2. Хотя понятие жанра непрерывно изменяется и усложняется, под жанром можно понимать исторически складывающийся тип литературного произведения, которому присущи определенные черты. По этим чертам становится ясна основная мысль произведения, и мы примерно угадываем его содержание: от определения “роман” мы ждем описания Read More ......
  3. Во 2-6 главах “Мертвых душ” Гоголь изображает жизнь российских помещиков. Писатель знакомит нас с различными представителями этого класса, объясняя визиты к ним одной целью – стремлением Чичикова купить “мертвые души”. Эпизоды, связанные с помещиками, строятся по одной схеме: изображение деревни, Read More ......
  4. Образ Татьяны – один из самых пленительных и глубоких в истории русской литературы. Татьяна открывает галерею портретов прекрасных женщин с истинно русским характером. Она – духовный предшественняк поэтичных, самобытных, самоотверженных “тургеневских женщин”. А. С. Пушкин вложил в этот образ свои Read More ......
  5. Переплетение судеб героев составляет сюжет романа Пушкина “Евгений Онегин”. Столь различные образы – Онегина, Ленского, Татьяны, автора – все же столь похожи в своем одиночестве… Онегин не находит отклика у окружающих и превращается в циника. Ленский, восторженный юноша, любит всех. Read More ......
  6. В основе поэмы Н. В. Гоголя “Мертвые души” лежит афера ее главного героя – бывшего чиновника Павла Ивановича Чичикова. Этот человек задумал и практически осуществил очень простое, но гениальное по своей сути мошенничество. Чичиков скупил у помещиков мертвые крестьянские души, Read More ......
  7. Несколько слов о поэме Гоголя: Похождения Чичикова, или Мертвые души Мы нисколько не берем на себя важного труда отдать отчет в этом новом великом произведении Гоголя, уже ставшего высоко предыдущими созданиями; мы считаем нужным сказать несколько слов, чтобы указать на Read More ......
  8. Гоголь раскрывает великую драму порабощенного народа. Крепостни­ческий гнет, неограниченная власть над крестьянами коробочек и Плюш­киных калечит живую душу народа, обрекая его на невежество и нищету. Однако Гоголь видит и показывает и светлые стороны народной жиз­ни. Крепостные крестьяне трудолюбивы. Любая работа Read More ......
Почему Гоголь назвал свою поэму “Мертвые души”