Народное творчество второй половины 19 века. Народное творчество. В дальнейшем опыты исторического исследования фольклора предпринимали Н.И. Костомаров, Н.П. Дашкевич




2-я пол.19 в. - время расц- вета русской музыки. По инициативе М.Бала-кирева и М.Мусоргского возникла «Могучая кучка»(Ц.Кюи,А.Бородин, Н.Римский-Корсаков).Ее члены стремились передать «правду жизни» и особенности национального характе-ра. Сюжеты опер «Борис Годунов»,«Хованщина»(Му соргский), «Пскови- тянка»(Римский-Корса- ков», «Князь Игорь»(Бо- родин) уходят корнями в русскую историю. Музыка (р.т.1) М.П.Мусоргский.


Величайший вклад в сок- ровищницу мирового музыкального искусства внес П.И.Чайковский. Его оперы - «Евгений Онегин», «Пиковая да-ма», балеты «Лебединое озеро», «Спящая краса-вица» и др. составляют гордость репертуара крупнейших театров во всем мире. В к.века расцвел талант С.Танеева, А.Глазунова, А.Лядова, А.Аренского, С.Рахманинова, А.Скрябина и др. Музыка. П.И.Чайковский. Фотография 1860 г.


На театральных подмостках блистали оперные певцы- В.Петров, П.Хохлов, Б.Корсов, Д.Леонидова и др Огромную роль в популяризации классической музыки сыграл Н.Рубинштейн. По его инициативе были созданы Московское отделение Русского музы- кального общества, симфонический оркестр, Мос- ковская консерватория(1866 г.),нотное книжное издательство. Музыка. Московская консерватория. К.19 века.


Огромную роль в культур ной жизни того времени играл театр. Он был не только местом развле- чений, но и местом, где высказывались различ- ные общественные мне- ния, шли горячие фило- софские споры.Театры действовали в 100 горо- дах. В 1865 г.по инициа- тиве А.Островского и Н.Рубинштейна возник Артистический кружок- ставший центром теат- ральной жизни. Театр. Памятник А.Н.Островскому.


Ведущее место в развитии русского тетра сыграл Малый театр. Специа-льно для него писал пье сы,а затем ставил их А. Островский. В Петербур ге блистал Мариинский театр. 2-я пол.19 века дала целую плеяду выдающихся ак теров, появились актер- ские династии - Садовс- кие, Самойловы, Васильевы. «Звездой» русского театра стала М.Н.Ермолова – прима Малого те-атра. Театр (р.т.4) М.Н.Ермолова в роли Жанны дАрк.


Богородская игрушка. Появление крупной промышленности привело к ис- чезновению мелкого ремесленного производства и к превращению народных промыслов в отрасль ис кусства. В Троице - Сергиевом Посаде были изготов- лены символы России- матрешки и открыт промысел по производству Богородских игрушек из липы. В 1900 г. матрешки с триумфом были представлены на всемирной выставке в Париже. Местные мастера делали наборы,включавшие до 50 фигур. Художественные промыслы (р.т.5)


В селе Дымково близ Вятки изготавливали глиняные игрушки-свистульки в виде людей, животных, птиц. Их раскрашивали яркими анилиновыми красками. Характерной чертой дымковской игрушки стали пышные воротники,оборки, яркий геометрический орнамент. Сохранил свое своеобразие гжельский орнамент-синяя роспись на белом фаянсе и фарфоре. Художественные промыслы. Цирковой козел. Дымковская игрушка.


Особое место среди народных промыслов занимает хо хломская роспись. По преданию она появилась бла- годаря старцу-раскольнику, который прячась в мо- настыре начал промысел, а затем передал его секреты спасшим его мужикам. В к. 19 в. промысел, не выдерживавший конкуренцию с фабричным про- изводством, пережил кризис, но был спасен Ниже- городским земством и вскоре стал национальной гордостью. Художественные промыслы. Братина. Хохломская роспись.


Особенности культуры 19 века 1. Отчётливо прослеживается несколько направлений 2. Культура становится более демократичной и всё более критической по отношению к существующим порядкам, пытается донести до власти самые болезненные проблемы 3. Источником вдохновения для мастеров культуры всё большей степени становится народное творчество и традиции 4. Искусство решает задачи просвещения народа, стремясь приобщить к своим достижениям широкие слои народа.

MASARYKOVA UNIVERZITA

Filosofická fakulta

BAKALÁŘSKÁ PRÁCE

Brno 2007 Antonín Lampiga

MASARYKOVA UNIVERZITA

Filosofická fakulta

Ústav slavistiky

Antonín Lampiga

“Русские народные приметы и поверья”

Bakalářská diplomová práce

Vedoucí práce: PhDr. Taťána Juříčková, Ph.D.

Prohlašuji, že jsem předkládanou práci zpracoval samostatně a k práci jsem použil

literaturu, jejíž přehled uvádím v samostatném soupisu.

Rád bych touto cestou poděkoval PhDr. Taťáně Juříčkové, Ph.D. za její cenné rady a připomínky a za laskavé a trpělivé vedení této práce.

Введение................................................................................... . ... 7

1 . Устное народное творчество и его наиболее известные представители 19 века........................................................... . .. 9

2 . Воззрение славян на природу …………. ........................... 18

2.1. Жанры устного народного творчества славян.......................................... 23

2.1.1. Загадка....................................................................................................... 23

2.1.2. Пословицы, поговорки, присловья, прибаутки................................ 25

2.1.3. Заговоры................................................................................................... 26

2.1.4. Народные лирические песни................................................................. 27

2.1.5. Народные сказки..................................................................................... 28

3. Русские народные приметы и поверья. …………… ...... . 31

3. 1. Беременность. Роды. Дети..................................………… .......................... 32

3. 2. Предсвадебные поверья и приметы………………………… .....… .... ...... 37

3. 3. О женихах, невестах, тили-тили тесто…………………………… .... ....... 39

3. 4. Поверья о жилище…………………………………………… ............… ..... 42

3. 5. Соль рассыпалась – к ссоре ли?................................................................ .. 47

3. 6. Поверья о животных...................................................................................... 53

3. 7. Поверья о растениях...................................................................................... 58

3. 8. Пустой бутылке на столе не место.............................................................. 61

3. 9. Подошвы чешутся – к дороге....................................................................... 65

3. 10. Приметы о человеке, привычках и манерах.......................................... 69

3. 11. Заклинания и заговоры............................................................................... 71

3. 12. О смерти и похоронах.................................................................................. 73

4. Заключение …………………………… ...... ………… ...... .... 76

5. Resumé ............................. ....................................................... 78

6. Список использованной литературы.............................. . 79

Художественная литература

Интернетные источники

Введение

Приметы относятся к старейшему жанру фольклора и представляют собой сокровищницу многовекового человеческого опыта и знания. Само слово “примета” – это производное от глагола “примечать”, то есть улавливать зачастую неясную скрытую и даже тайную связь между явлениями и событиями как человеческой жизни, так и жизни растений животных и всего космоса в целом. Возникшие еще в глубокие дохристианские времена, приметы вобрали в себя многочисленные мифологические и магические понятия о мире и человеке. Согласно представлению древних, любой заурядный предмет наделялся необыкновенными свойствами и вел наряду с обычной и необычную жизнь.

Это нашло свое отражение и в приметах. По определенному “поведению” простых вещей (ложка упала, дверь заскрипела, посуда бьется и пр.) можно было предугадывать те или иные события (приход гостя, покойника встретить, дальнюю дорогу, болезнь и т.д.), предсказывать погоду и даже судьбу (замужество, смерть, рождение ребенка и т.п.). Причем все предметы, животные, растения и пр. делились на чистые и нечистые, на несущие человеку благо и несущие человеку зло, что отчасти отразилось и в приметах. Некоторые предметы и явления могут быть хорошими или плохими в зависимости от ситуаций и действий человека. Другие предметы несут чисто информативную функцию, предсказывая будущие события.

Данная дипломная работа посвещена теме русских народных примет и поверий . Основной целью нашей работы является:

1. Привести наиболее ярких представителей фольклорной школы 19 века.

2. Показать, как разнообразно русское устное народное творчество.

3. Ознакомиться с наиболее известными поверьями русского народа на работах Кульматова В.А., Кульматова Т.В и Афанасьева А.Н., попытаться их классифицировать и объяснить их значение.

Эта бакалаврская работа состоит из трех основных глав. В первой главе мы объясняем значение слова фольклор, а также показываем его развитие в „золотом“ 19 веке и приводим наболее известных представителей. Вторая глава занимается характеристикой устного народного творчесва и его отдельных жанров. Центральной главой данной работы является третья глава, которая представляет собой попытку анализа и классификации русских поверий и суеверий. Источником послужили исследования Кульматова В.А., Кульматова Т.В и Афанасьева А.Н.

1 . Устное народное творчество и его наиболее известные представители в 19 веке.

Народное творчество, зародившееся в глубокой древности, – историческая основа всей мировой художественной культуры, источник национальных художественных традиций. Термин Фольклор впервые был введен в научный обиход в 1846 английским ученым Вильямом Томсом .

В буквальном переводе Folklore означает: народная мудрость, народное знание.

Помимо термина «фольклор» в научном обиходе разных стран встречаются

и другие термины: немецкий – Volkskunde, в более узком значении слова – Volksdichtung; французский – Traditions populaires. В XIX в. в России господствовал несколько расширительно толковавшийся термин «народная словесность» или «народная поэзия».

Художественное и историческое значение фольклора было глубоко раскрыто А. М. Горьким, высказывания которого имеют руководящее значение в разработке основных проблем фольклористики. В своем докладе на Первом съезде советских писателей Горький говорил: «Я снова обращаю ваше внимание, товарищи, на тот факт, что наиболее глубокие и яркие, художественно совершенные типы героев созданы фольклором, устным творчеством трудового народа. Совершенство таких образов, как Геркулес, Прометей, Микула Селянинович, Святогор, далее – доктор Фауст, Василиса Премудрая, иронический удачник Иван-дурак и, наконец, – Петрушка, побеждающий доктора, попа, полицейского, чорта и даже смерть, – все это образы, в создании которых гармонически сочетались рацио и интуицио, мысль и чувство. Такое сочетание возможно лишь при непосредственном участии создателя в работе творчества действительности, в борьбе за обновление жизни»

Фольклор – поэтическое творчество, вырастающее на основе трудовой деятельности человечества, отразившее в себе опыт тысячелетий. Фольклор, будучи древнее письменной литературы и передаваясь из уст в уста, из поколения в поколение, является ценнейшим источником для познания истории каждого народа, на какой бы ступени общественного развития он ни стоял. Зарождение фольклористики тесно связано с романтизмом. Главную роль в научной разработке фольклора в эпоху романтизма играли братья Вильгельм и Яков Гриммы (особенно Яков). Сходные явления в Фольклоре европейских народов Яков Гримм и все его последователи объясняли унаследованием общего поэтического богатства от единого «праиндоевропейского» предка. Гримм и его последователи главное внимание обращали на остатки религиозных представлений.

Интерес к мифам особенно возрастает, когда последователями Гримма выступают санскритологи (А. Кун, М. Мюллер), пытавшиеся найти истоки европейского фольклора в ведийских гимнах и заклинаниях; отсюда и сама школа Гримма получила в истории науки название школы «мифологической ». Взгляды Гримма на природу устной поэзии и на историю ее развития с древнейших времен изложены им в книге “Немецкая мифология“ .

Взгляды Гримма в дальнейшем были развиты в середине XIX в. в трудах его последователей – немецких ученых Куна, Шварца, Маннгардта, английского ученого Мюллер, Фридрих Макс 1823 -1900 (немецкий ориенталист, работы которого пробудили повышенный интерес к языкознанию, изучению мифологии и религии. Под редакцией Мюллера выходили на протяжении 25 лет „Священые книги Востока“ . Ему принадлежит перевод на английский язык „Ригведы“ . К его работам принято возводить начало деятельности «мифологической школы» в фольклористике. Также является невольным творцом популярной, начиная со второй половины XIX века, «арийской теории». Я вновь и вновь заявляю, что если я говорю "арийцы", то не имею в виду ни кровь, ни кости, ни волосы, ни череп. Я подразумеваю только тех, кто говорит на арийском языке. Понятие «ариец» в языкознании, настаивал Мюллер, совершенно неприменимо к происхождению. Оно означает язык и ничего кроме языка.“ ) , французского – Адольф а Пикте 1799-1875 (швейцарский филолог, иследователь индоевропейских языков. Одним из первых доказал принадлежность кельтских языков к индоевропейской семье) и русских ученых Ф.И. Буслаева, А.Н. Афанасьева и О.Ф. Миллера. В России, как и в Германии, «мифологическая школа» тоже была первым этапом в развитии научной фольклористики.

В России первыми подлинно учеными фольклористами были Ф. И. Буслаев и А. Н. Афанасьев .

Культура России во второй половине XIX в. - многогранная среда, в которой можно отдельно выделить музыку, театр и народное творчество. Российская музыка того времени представляла собой народные музыкальные традиции, использование тем былин, легенд, сказок, положенных на музыку, адаптированных под российского слушателя. Среди композиторов того времени можно выделить П.И. Чайковского, М.П. Мусоргского, Н.А. Римского-Корсакова, А.П. Бородина и других. Российский театр того времени представлял собой вид искусства, с помощью которого можно было выразить любые идеи, причем эмоционально это окрасить. Известным драматургом второй половины XIX в. был А.Н. Островский, а одной из знаменитых актрис - М.Н. Ермолова. Не угасла в это время искра русского народного творчества. Обо всем этом более подробно вы узнаете из данного урока.

Рис. 2. Н.А. Римский-Корсаков - российский композитор ()

Рис. 3. А.П. Бородин - российский композитор ()

Рис. 4. М.А. Балакирев - российский композитор ()

Рис. 5. Ц.А. Кюи - российский композитор ()

Указанное время - это взгляд творческой российской интеллигенции на самих себя, попытка уйти от западного влияния и найти нечто свое, самобытное. Это подлинно русское находит свое выражение в народном эпосе, национальных былинах, народном творчестве. Все это творчески обрабатывалось российскими композиторами и музыкантами и представлялось слушателям в адаптированном для них виде.

Российские композиторы создали такие прекрасные оперы, как «Борис Годунов» (рис. 6) и «Хованщина» Мусоргского. Это были настоящие классические произведения с использованием русских музыкальных инструментов и образцов музыкального творчества.

Говоря о русском музыкальном искусстве второй половины XIX в., невозможно обойти стороной деятельность замечательного композитора П.И. Чайковского (рис. 7). Это был настоящий гений русской музыки - ему было подвластно в этой сфере практически все. Чайковский является автором таких знаменитых музыкальных произведений, как балеты «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик» (рис. 8).

Рис. 6. Кадр из оперы «Борис Годунов» М.П. Мусоргского ()

Рис. 7. П.И. Чайковский - российский композитор, музыкант-виртуоз ()

Рис. 8. Кадр из балета «Щелкунчик» П.И. Чайковского ()

Особенное место в русской культуре второй половины XIX в. занимал национальный театр. На тот момент он являлся одним из самых важных видов искусства. Театр в то время - это возможность легально высказать идею и придать ей некое эмоциональное состояние.

Свыше ста городов России имели во второй половине XIX в. собственные актерские труппы и театры. Несмотря на разность квалификации актеров и режиссеров различных театров в разных городах, возможностей и постановок произведений, театральная жизнь бурлила в Российской империи.

Главными театрами России были московские театры, а из них ведущим был Малый театр, в котором главным драматургом и постановщиком был А.Н. Островский (рис. 9). Он написал около полусотни пьес для Малого театра, лично работал с труппой, лично принимал участие в постановке. Ведущей темой Островского в его театральных произведениях была борьба с насилием. По его мнению, никакие формы насилия над человеческой личностью не были приемлемы; только избавление от насилия над людьми - это путь спасения человечества. Среди самых известных произведений А.Н. Островского можно выделить пьесы «Гроза» (рис. 10), «Свои люди - сочтемся», «Бедность - не порок».

Рис. 9. А.Н. Островский - российский драматург ()

Рис. 10. Кадр из пьесы «Гроза» А.Н. Островского ()

Очень специфичной была тогдашняя актерская среда в русских театрах. Дело в том, что большинство русских актерских фамилий были «династичными» - актерское мастерство передавалось из поколения в поколение. Самые известные актерские семьи второй половины XIX в. - это Самойловы, Васильевы. Отношение к актерам того времени было двойственным. С одной стороны, это были очень популярные и уважаемые люди, так как они несли искусство в широкие массы, но, с другой стороны, высшие слои общества воспринимали актеров как лицедеев, так как у дворян были свежи воспоминания о них как о крепостных крестьянах.

Тем не менее в России рождались актерские таланты мировой величины. К таким людям можно отнести М.Н. Ермолову (рис. 11) - потрясающую русскую актрису, которая с детства стала популярной и с годами становилась все талантливее, а ее актерские данные раскрывались все ярче.

Рис. 11. М.Н. Ермолова - российская актриса ()

Народны промыслы во второй половине XIX в. продолжали существовать. Несмотря на бурное развитие России в XIX в. - промышленный переворот, развитие науки и техники, искусства - народные промыслы, такие как хохлома (рис. 12), мстера (рис. 13), гжель (рис. 14), не исчезли.

  • История русского искусства в 22 томах. Том 16. Искусство 1860-1870-х годов.
  • История русского искусства в 22 томах. Том 17. Искусство 1880-1890-х годов.
  • Лазукова Н.Н., Журавлева О.Н. История России. 8 класс. - М.: «Вентана-Граф», 2013.
  • Ляшенко Л.М. История России. 8 класс. - М.: «Дрофа», 2012.
  • Третьякова Л. С. Русская музыка XIX века: книга для учащихся старших классов. - М.: Просвещение, 1976.
    1. Детская школа искусств №12 ().
    2. Biofile.ru ().
    3. Historyrusedu.ru ().
    4. Nashfilm.ru ().

    Домашнее задание

    1. Расскажите о музыке второй половины XIX в. Какие направления вы можете в ней выделить? Перечислите основных российских композиторов того времени.
    2. Что представлял собой российский театр второй половины XIX в.? В чем была его специфика?
    3. Почему в российском обществе, несмотря на его бурное развитие, сохранилось русское народное творчество?




    Дымковская игрушка — символ Кировской области, подчеркивающий ее насыщенную и древнюю историю. Она лепится из глины, затем обсыхает и обжигается в печи. После этого ее расписывают вручную, каждый раз создавая уникальный экземпляр. Двух одинаковых игрушек быть не может.

    Жостовская роспись


    В начале 19 века в одной из подмосковных деревень бывшей Троицкой волости (сейчас — Мытищинский район) жили братья Вишняковы, и занимались они росписью лакированных металлических подносов, сахарниц, поддонов, шкатулок из папье-маше, портсигаров, чайниц, альбомов и прочего. С тех пор художественная роспись в жостовском стиле стала набирать популярность и привлекать внимание на многочисленных выставках в нашей стране и за рубежом.

    Хохлома


    Хохлома — один из самых красивых русских промыслов, зародившийся еще в 17 веке близ Нижнего Новгорода. Это декоративная роспись мебели и деревянной посуды, которую любят не только ценители русской старины, но и жители зарубежных стран.

    Причудливо переплетенными травными узорами из ярко-алых ягод и золотых листьев на черном фоне можно любоваться бесконечно. Поэтому даже традиционные деревянные ложки, презентованные по самому незначительному случаю, оставляют у получившего их самую добрую и долгую память о дарителе.

    Городецкая роспись


    Городецкая роспись существует с середины 19 века. Яркие, лаконичные узоры отражают жанровые сцены, фигурки коней, петухов, цветочные орнаменты. Роспись выполняется свободным мазком с белой и черной графической обводкой, украшает прялки, мебель, ставни, двери.

    Уральский малахит




    Известные месторождения малахита — на Урале, в Африке, Южной Австралии и США, однако по цвету и красоте узоров малахит зарубежных стран не может сравниться с уральским. Поэтому малахит с Урала считается самым ценным на мировом рынке.

    Гусевской хрусталь


    Изделия, изготовленные на хрустальном заводе города Гусь-Хрустальный можно встретить в музеях всего мира. Традиционные русские сувениры, предметы быта, сервизы для праздничного стола, изящные украшения, шкатулки, статуэтки ручной работы отражают красоту родной природы, ее обычаи и исконно русские ценности. Особой популярностью пользуются изделия из цветного хрусталя.

    Матрешка

    Круглолицая и полненькая веселая девушка в косынке и русском народном платье покорила сердца любителей народной игрушки и красивых сувениров по всему миру.

    Сейчас матрешка — не просто народная игрушка, хранительница русской культуры: это памятный сувенир для туристов, на фартучке которой тонко прорисованы игровые сценки, сюжеты сказок и пейзажи с достопримечательностями. Матрешка стала драгоценным объектом коллекционирования, который может стоить не одну сотню долларов.

    Финифть




    Винтажные брошки, браслеты, кулоны, стремительно «вошедшие» в современную моду — не что иное, как украшения, изготовленные по технике финифть. Этот вид прикладного искусства возник в 17 веке в Вологодской области.

    Мастера изображали на белой эмали цветочные орнаменты, птиц, зверей с помощью множества красок. Затем искусство многокрасочной эмали стало утрачиваться, его стала вытеснять однотонная финифть: белая, синяя и зеленая. Сейчас успешно совмещаются оба стиля.

    Тульский самовар


    В свободное время работник Тульского оружейного завода Федор Лисицын любил мастерить что-нибудь из меди, и однажды сделал самовар. Затем его сыновья открыли самоварное заведение, где продавали медные изделия, пользовавшиеся бешеным успехом.

    Самовары Лисицыных славились разнообразием форм и отделок: бочонки, вазы с чеканкой и гравировкой, самовары яйцевидной формы, с кранами в виде дельфина, с петлеобразными ручками, расписные.

    Палехская миниатюра


    Палехская миниатюра — это особое, тонкое, поэтичное видение мира, которое свойственно русским народным поверьям и песням. В росписи используются коричнево-оранжевые и синевато-зеленые тона.

    Палехская роспись не имеет аналогов во всем мире. Она выполняется на папье-маше и только потом переносится на поверхность шкатулок всевозможных форм и размеров.

    Гжель


    Гжельский куст, район из 27 деревень, расположенный под Москвой, славится своими глинами, добыча которых ведется здесь с середины 17 века. В 19 веке гжельские мастера стали выпускать полуфаянс, фаянс и фарфор. Особый интерес до сих пор представляют изделия, расписанные в один цвет — синей надглазурной краской, наносимой кистью, с графической прорисовкой деталей.

    Павлово-посадские шали

    Яркие и легкие, женственные павлопосадские платки всегда модны и актуальны. Этот народный промысел появился в конце 18 века на крестьянском предприятии села Павлово, из которого впоследствии развилась платочная мануфактура. На ней производились шерстяные шали с набивным рисунком, очень популярным в то время.

    Сейчас оргинальные рисунки дополняются различными элементами вроде бахромы, создаются в разных цветовых гаммах и остаются прекрасным аксессуаром практически к любому образу.

    Вологодское кружево

    Вологодское кружево плетется на деревянных палочках, коклюшках. Все изображения выполняются плотной, непрерывной, одинаковой по ширине, плавно извивающейся полотняной тесьмой. Они чётко вырисовываются на фоне узорных решёток, украшенных элементами в виде звёздочек и розеток.

    Шемогодская резная береста

    Шемогодская резьба — традиционный русский народный художественный промысел резьбы по бересте. Орнаменты шемогодских резчиков называются «берестяным кружевом» и используются при изготовлении шкатулок, коробочек, чайниц, пеналов, туесов, блюд, тарелок, портсигаров.

    Симметричный узор шемогодской резьбы состоит из растительных орнаментов, кругов, ромбов, овалов. В рисунок могут быть вписаны изображения птиц или зверей, архитектурные мотивы, а иногда — даже сцены гуляния в саду и чаепития.

    Тульский пряник



    Тульский пряник — русский деликатес. Без этих сладких и душистых изделий не проходило на Руси ни одно событие — ни веселое, ни грустное. Пряники подавали как к царскому столу, так и к крестьянскому. Традиционная форма придается прянику с помощью доски с вырезанным орнаментом.

    Оренбургский пуховый платок

    Платки вяжутся из натурального козьего пуха и получаются изумительно нежными, красивыми, теплыми и практичными. Ажурные платки-паутинки настолько тонкие и изящные, что их можно продеть через обручальное кольцо. Они ценятся женщинами всего мира и считаются прекрасным подарком.

    Первое сорокалетие XIX века было временем дальнейшего накопления материалов и выработки научных взглядов на народное творчество. В усилении общественного и научного интереса к фольклору большую роль сыграла Отечественная война 1812 г. и революционное движение первой четверти XIX в. События первых десятилетий века обратили особое внимание передовых людей России на судьбы народа. Революционные настроения охватывают более широкие круги общества, борьба против крепостничества и самодержавия усиливается.

    Декабристское движение, являющееся первым этапом революционно-освободительного движения в России, оказало огромное воздействие на развитие литературы и искусства и на формирование науки о них. Естественно, что декабристы, защищавшие национальную самобытность, гражданский пафос, патриотизм, иольнолюбивость в литературе и искусстве, не могли пройти без внимания мимо памятников народного творчества. Проблема народа в крепостнической России вставала и перед ними. И как бы ни были декабристы далеки от народа, они стремились найти в нем чувства и мысли, созвучные своим. Это и явилось основой так называемой декабристской фольклористики, к которой был близок А. С. Пушкин.

    Замечания декабристов о фольклоре преемственно связаны с оценкой его А. Н. Радищевым. «Неискусный напев», открывающий сердца людей, выражает душу, характер народа. Описание пения слепца в главе «Клин» «Путешествия из Петербурга в Москву» можно сопоставить с тем, что писал А. Гевлич в статье «Нечто о народных русских песнях», опубликованной в «Соревнователе просвещения и благотворения» за 1818 г.: «Песни, излившиеся прямо из сердца народа... суть чистые отпечатки

    его характера, первые, безыскусственные звуки его поэзии, в коих изображается, так сказать, вся душа его. В них наблюдатель может видеть естественное направление умственных его способностей и чистый источник коренных, врожденных его склонностей и влечений»

    О высокой красоте песни народа писал А. А. Бестужев, утверждавший, что успешно развивавшиеся в Киевской Руси поэзия и просвещение заглохли в последующие века рабства. Крестьянин современной Бестужеву крепостной деревни «поет за трудом и на досуге, в печали и в радости, и многие песни его отличаются свежестью чувств, сердечною теплотою, нежностью оборотов; но беды отечества и туманное его небо проливают на них какое-то уныние, и вообще в них редко встречаются пылкие страсти и обилие мыслей» .

    «Беды отечества» оказали существенное влияние на поэзию народа. Декабристы связывали народное творчество с реальной жизнью народа в прошлом и настоящем. И если «туманное небо» современности лишало поэзию народа пылких страстей, то это не значит, что они вообще чужды народу. А. А. Бестужев утверждал: «Возвышенные песнопения старины русской исчезли, как звук разбитой лиры» . Отголоски «песнопений старины» декабристы видели прежде всего в поэзии Новгорода, в вольной разбойничьей лирике, в гражданских мотивах народного творчества древней Руси. Особое внимание декабристов к Новгороду, к казачьим и разбойничьим песням вполне объяснимо. В этих произведениях декабристы видели выражение чувства достоинства и свободолюбия русского человека. Это, собственно, и объясняет внимание декабристов к прошлой жизни Новгорода и, в частности, к фольклору Новгородской Руси, которую они считали цитаделью народной вольности. Такое же внимание к себе привлекали песни казачьих районов и так называемые «разбойничьи» песни, в которых декабристы также пытались найти следы былой вольнолюбивости и борьбы народа с врагами.

    Выявляя гражданские чувства в народной поэзии, подчеркивая в ней вольнолюбие темы, декабристы выступили не только исследователями, но и публикаторами фольклора. В альманахе «Русская старина» (1825), издателем и составителем которого был декабрист А. Корнилович, были напечатаны старинные казачьи песни, записанные В. Д. Сухоруковым (песни вошли в статью В. Д. Сухорукова «Общежитие донских казаков в XVII и XVIII столетиях») г.

    Во всех этих работах отражалась присущая декабристам ограниченность их исторической концепции. Идеализация глубокой старины и неверная оценка социальных взглядов народа в современности, его мировоззрения отражаются на противопоставлении декабристами фольклора древней и современной Руси.

    Декабристы искали выражения вольнолюбивого духа не только в «сохраненных от прошлого русских народных песнях», но и в творчестве других народов. В кругах, близких к декабристам, живое внимание возбуждают собранные и изданные Клодом Фориэлем современные греческие песни. Греция, боровшаяся против порабощения, привлекала внимание всех прогрессивных деятелей мира. Героическая борьба ее запечатлена во многих песнях. Издание их Фориэлем было вкладом в мировую науку. Тотчас же после выхода книги во Франции II. И. Гне- дич (близкий по взглядам к декабристам) отобрал наиболее яркие из греческих песен о борьбе и жизни народа, перевел и издал их на русском языке. К изданию Гнедича «Песен нынешних греков» дана была вводная статья, доказывавшая, что русская и украинская восточнославянская поэзия и песни борющейся против поработителей Греции имеют много общего. Гнедич утверждал: дух греческой поэзии - родной для славян.

    Книга переводов Гнедича вышла в 1825 г. и была высоко оценена и декабристами и Пушкиным.

    Декабристы весьма ценили тот дух протеста, который обнаруживался в творчестве народов. Отсюда их внимание к творчеству народных певцов - скальдов, бардов. В статье, специально посвященной роли народных певцов, А. Ф. Рихтер подчеркивал,что их песни и сказания воодушевляли народ и вели его на подвиги. Народная поэзия тогда истинна, когда она воспитывает патриотизм и гражданскую доблесть. «Знаменитейшие барды своими песнями одушевляли мужество воинов». И когда Галлия была покорена, «жестокий Эдуард... велел в 1284 году предать смерти всех бардов из опасения, чтобы они не воспламенили духа народа к мужеству, к прежней независимости и не внушили ему ненависти к деспотизму» .

    ИЗДАНИЕ - 1. Размноженное в к.-л. числе идентичных экземпляров одним из техн. способов (перепиской, печатанием, тиснением, электронной записью на к.-л. носителе) произведение (комплекс произведений) письменности, изоискусства, музыки, картографии, которое предназначено для передачи сведений и (или) образов читателю (зрителю) с целью воздействия на него, прошло редакционно-изд. подготовку и обработку, учитывающую особенности обращения его в потребительской среде.

    Радищев выступал против характерного для XVIII столетия отрицания идейного и художественного значения народного искусства, боролся с пренебрежительным отношением к культуре народа. Он смотрел на народ как на единственного творца и хранителя подлинной культуры, стремился выяснить своеобразные национальные черты его, отраженные в фольклоре. О народной песне А. II. Радищев говорит в первой же главе «Путешествия...» («София»);он пишет,что в народной песне «найдешь образование души нашего народа».