Иллюстрации врубеля к "демону" лермонтова. Во власти демонов: знаменитые картины Михаила Врубеля, созданные за шаг от безумия Его картины - светлые, сказочные или мрачные, полные загадочности и тайной силы - никого не оставляют равнодушными. «», «Царевна

В 1891-м году, к 50-летию со дня смерти Лермонтова, было издано юбилейное собрание сочинений поэта, к оформлению которого были привлечены многие известные художники того времени. Среди прочих оказался и Врубель, которого тогда никто не принимал всерьез. Однако именно рисунки Врубеля к поэме "Демон" как нельзя лучше подошли к самой сути лермонтовской поэзии. Без иллюстраций Врубеля цель художественного издания сочинений Лермонтова не была бы достигнута. Рисунки других художников рядом с врубелевскими смотрятся бедными, стереотипными, они не поднимаются выше принятой в те годы нормы. Даже удачные рисунки таких мастеров, как Репин, Суриков, Васнецов, Поленов, Шишкин, являются станковыми произведениями на лермонтовские темы, а не иллюстрациями к его поэзии и прозе. Между тем критики больше всех поносили именно Врубеля за "непонимание Лермонтова", за безграмотность и неумение рисовать. Даже ценители искусства, критики и художники не поняли рисунков Врубеля. Стасов назвал их «ужасными», Репину Врубель стал «неприятен в этих иллюстрациях». В то время лишь в узком кругу молодых художников и ценителей понимали значение этих рисунков Врубеля, их адекватность произведениям поэта. Никто из иллюстраторов Лермонтова ни до, ни после Врубеля не подошел к его творческому и философскому миросозерцанию так близко, как это удалось художнику, заколдованному «Демоном» Лермонтова и своим собственным.

Михаил Лермонтов. Автопортрет



Демон летящий

Голова Демона. Золотая акварель

Голова Демона на фоне гор. Золотая акварель

Голова Демона. Черная акварель

Демон стоящий

Демон и Ангел с душой Тамары

Демон у ворот монастыря

Демон летящий. Черная акварель

Демон смотрящий. Черная акварель

Демон у стен монастыря

Демон, смотрящий в долину. Черная акварель

Демон, смотрящий на танец Тамары

Тамара и Демон. Золотая акварель

Свидание Тамары и Демона. Акварель

Тамара в гробу. Черная акварель

Тамара в гробу. Черная акварель, фрагмент

"Несется конь быстрее лани..." Золотая акварель

"Русалка плыла по реке голубой, озаряемая полной луной..."

Измаил-Бей. Кирибеевич

Журналист, читатель и писатель

Мне грустно, потому что я тебя люблю,
И знаю: молодость цветущую твою
Не пощадит молвы коварное гоненье.
За каждый светлый день иль сладкое мгновенье
Слезами и тоской заплатишь ты судьбе.
Мне грустно... потому, что весело тебе.

Октябрь 19, 2012

„Мое искусство будит души. Оно зовет от мелочных будничных дел к величавым образам” М. Врубель

Тамара и Демон
Иллюстрация к поэме М.Ю. Лермонтова «Демон»

1890-1891; 66,5х50 см

Государственная Третьяковская галерея, Москва

В первый год московской жизни Врубель познакомился с Петром Кончаловским — литератором, переводчиком, пайщиком издательства И.Н. Кушнерова. По его заказу художник исполнил ряд иллюстраций для юбилейного издания произведений Лермонтова, среди которых выделяются иллюстрации к «Демону».

Каждый из рисунков, выполненный черной акварелью, в руках мастера приобретающей богатство многокрасочной палитры, тяготеет к картине, поскольку обладает сюжетно-образной завершенностью, не свойственной иллюстрации. Самые большие рисунки — почти в лист или пол-листа ватмана — Врубель исполнил для показа сцен роковых свиданий Демона и Тамары .

В вошедшей в книгу иллюстрации — «Не плачь, дитя, не плачь напрасно!...» — художник изображает их встречу в монастырской келье. Описанию этой встречи посвящены кульминационные главы поэмы Лермонтова. Врубель понимал этот момент как краткий апофеоз взаимной страсти героев, в котором нет ни торжества злого духа, ни предчувствия гибели Тамары.

Видение издателями лермонтовского героя было заурядным, невозможным для Врубеля. Это привело к тому, что часть рисунков не попала в издание 1891 года, а часть вошедших в него носит следы давления тех, кто утверждал работы. Среди стилевой пестроты иллюстраций, выполненных известными русскими художниками, врубелевские выделяются подлинной глубиной постижения лермонтовских образов. Между тем критики больше всего поносили именно Врубеля за якобы непонимание Лермонтова или отступления от него, за безграмотность и неумение рисовать.

Голова Демона

1890-1891; 23х36 см
бумага, черная акварель, белила
Киевский музей русского искусства

Как ни странно, среди всех произведений Лермонтова именно иллюстрирование «Демона» стало для Врубеля самым трудным. Главная сюжетная пружина поэмы — романтическая линия страсти Демона — не могла не привлечь внимания Врубеля. Художник чувствовал и родство своего Демона с героем Лермонтова, и его независимость от литературного прототипа. Поэтому, следуя сюжету поэмы, художник пользуется ею как подспорьем для выражения ведущих тем собственного творчества — вечных метафизических загадок любви, смерти, бессмертия.

«Голова демона», по замыслу Врубеля, должна была стать заглавной к поэме. В этом рисунке получился сложный «портрет» трагического героя — образ мятущегося духа, «ищущего примирения обуревающих его страстей». Это не скорбящий и страдающий Демон, он полон энергии мысли и чувства, ищет решения поставленных им самим нечеловеческих вопросов бытия, жгущих внутренним пламенем страсти. В лице, соединяющем мужской и женский облики, современников больше всего поразили губы Демона, словно обожженные внутренним огнем.

Картина Михаила Врубеля «Тамара и Демон» была написана в 1890-1891 годах. Она является иллюстрацией к поэме М.Ю. Лермонтова «Демон». При написании данной картины художник использовал коричневую бумагу на картоне, черную акварель и белила. В настоящий момент эта работа находится в Москве в Третьяковской Галерее.

Никто из иллюстраторов Лермонтова не подошел так близко к его творческому и философскому наследию, как это удалось Михаилу Врубелю, который был просто заколдован лермонтовским «Демоном», а также и своим собственным.

Что мы видим на картине «Тамара и Демон»? На ней изображена молодая девушка с длинными черными косами, которая закрывает хрупкими руками свое огорченное лицо, и Демон, пытающийся посмотреть ей в глаза. Данная картина сама по себе завораживает, любая деталь на ней притягивает к себе внимание.

Врубель после завершения своей работы над рисунками к Лермонтову еще очень долго не возвращался к теме Демона. Почему же? Не возвращался для того, чтобы однажды вернуться - и остаться с ней навсегда. В последние годы жизни Врубеля демоническая тема стала центральной в его творческой деятельности. Он создал очень много рисунков, эскизов, а также написал 3 огромные картины на данную тему: «Демон сидящий», «Демон летящий» и «Демон поверженный». Что же касается 3-ей картины, то художник продолжал "улучшать" ее даже тогда, когда ее уже выставили в галерее, что очень изумляло публику, и даже немного пугало.

К этому же времени стало ухудшаться физическое и психическое состояние Михаила Врубеля, что только укрепило уже возникшую легенду о мастере, который продал душу дьяволу. Но, как говорил сам художник, Демона не понимают, его путают с чертом или дьяволом. Если "черт" с греческого языка означает "рогатый", а дьявол - "клеветник", то "Демон" означает "душа". По словам Врубеля, Демон олицетворяет собой вечную борьбу мятущегося человеческого духа, который ищет примирения обуревающих его страстей, ищет познания жизни и который нигде не находит ответа на свои сомнения, ни на земле, ни на небе.

Наследие великого русского художника Михаила Врубеля уже давно стало настоящим достоянием русской культуры. Не так уж и много художников, чье творчество рождало бы такие противоположные, а на первый взгляд, взаимно исключающие оценки. Врубеля называли визионером, творцом искусства, которое по своей природе близко к ночным сновидениям.


Даже люди, не разбирающиеся в искусстве, не могут не знать "Демона" Врубеля. Это произведение поражает воображение. Сидящая атлетически сложенная мужская фигура на фоне заката написана в очень необычной технике. Кажется, что это даже не живопись, а панно. Как же пришла в голову знаменитому художнику идея нарисовать мифическое существо? Читайте об этом ниже.

История создания

"Демон" Врубеля появился в связи с юбилейным изданием одноименной поэмы Лермонтова. Художника пригласили иллюстрировать книгу, так как его порекомендовал на эту должность сам Сава Мамонтов, который славился своим отменным художественным вкусом. Для юного художника Врубеля демон стал настоящим прорывом. Ведь до этого момента бывший студент еще не успел толком поработать. Его творчество ограничивалось росписью киевского монастыря, где он восстанавливал фрески. Удивительно, в Киеве художник занимался рисованием Богоматери, а в Москве ему предложили рисовать демона. Нужно сказать, что опыт подобного рисования у художника уже был. История "Демона" Врубеля начинается с неразделенной любви. Художник в Киеве влюбился в Эмилию Прахову - жену своего заказчика. Его возлюбленная была замужней дамой, поэтому ни о каких взаимных чувствах не было и речи. Чтобы как-то выразить свою безответную любовь, Врубель рисует демона и пририсовывает ему голову своей возлюбленной. Этот набросок художник уничтожил. Получившийся эскиз испугал Михаила Александровича. Но в Москве карандашный набросок ему вспоминается, и на его основе художник создает свой культовый шедевр «Демон сидящий».

Описание картины

"Демон" Врубеля написан в очень интересной технике. Картина создана не из мазков, а как бы из кристаллов. При взгляде на полотно кажется, что перед глазами находится не живопись, а качественно сделанная аппликация. По задумке демон сидящий должен олицетворять титана. Юноша, изображенный на картине, принял задумчивую позу. Он сидит, обхватив ноги руками, и смотрит вдаль. Его напряжение выдают крепко сжатые кисти. Смотря на демона сидящего, можно понять, что этому юноше уже много пришлось перетерпеть. Его оголенный торс смотрится очень внушительно. Мышцы на загорелых руках выпирают, что в контрасте с юным лицом смотрится очень непривычно. Описание картины Врубеля «Демон» не было бы полным, если не упомянуть о пейзаже. Демон написан сидящим на горе, в окружении цветов. Удивительно, но красивые и нежные растения кажутся вылепленными из камня. Художник взял нижний ракурс, чтобы умышленно сделать своего и так большого демона еще больше. Фигура кажется настолько огромной, что частично даже не помещается в полотно. Задумчивый мужчина не кажется нам отталкивающим. Его угрюмое выражение лица, вопросительные складки на лбу и печальные глаза скорее вызывают сочувствие, чем отвращение.

Цветовая гамма

"Демон" Врубеля написан на контрастах. Синий цвет, который присутствует как в одежде юноши, так и в земле, на которой сидит фигура, олицетворяет надежду. Холодные оттенки на картине поддерживаются лиловыми цветами заката. Остальная часть картины выполнена в теплых оранжево-коричневых тонах. Фигура освещена солнцем, что делает ее менее мистической и более земной.

Можно рассматривать холодные оттенки в картине как рождение какого-то нового мира, о котором мечтает демон. Вся напряженность позы главного героя повествует о том, что реальность персонажа мало устраивает. Закат дня, написанный в холодных оттенках, должен донести до зрителя мысль, что в жизни все плохое когда-нибудь заканчивается. Новый день все равно настанет вне зависимости от того, хочет этого человек или же нет. Но прежде чем забрезжит утро, в силу вступят серо-черные краски. Тени наступающей ночи уже можно видеть на картине. Но белые каменные цветы справа от фигуры вселяют надежду. Они уравновешивают композицию, выступая противовесом открытому пространству слева. Без этих белых пятен фигура визуально бы упала в сторону.

Анализ картины

На полотне демон сидящий изображен в виде юного титана. Такая аналогия неслучайна. Сам Врубель не ассоциировал своего демона ни с чертом, ни с дьяволом. Врубель писал, что демон - это состояние его души. Сегодня можно услышать мнение критиков о том, что художник сошел с ума именно потому, что выбрал главным героем своих картин потустороннее существо из ада. Но у Врубеля было другое мнение на этот счет. Он верил, что выразить свою внутреннюю сущность по-другому просто невозможно. Следует внимательно посмотреть на картину, и можно в ней найти множество противоречий.

Например, фигура титана мощная и мускулистая. А вот лицо совсем юное и очень грустное. Зритель может понять, что участь демона не нравится главному персонажу, но ничего со своей судьбой он сделать не может. В картине хорошо передается три состояния: скованность, тоска и беспомощность. Холодный мир, который нашел демон на вершине горы, это не то, что он ожидал там увидеть.

Стиль, в котором написана картина, помогает ее лучшему пониманию. Осколки кристаллов как бы формируют фигуру. Зритель может предположить, что художник хотел до него донести то, что даже те индивиды, которые сделаны из камня, могут иметь тонкую и ранимую душу.

Критика

Современники тепло приняли картину Врубеля «Демон». Где находится это полотно сегодня? Там же, где и находилось два столетия назад - в Третьяковской галерее. Именно там впервые экспонировалась полотно, прежде чем его увидел весь мир. Шаляпин рассказывал о картине, что демон его потряс. Певец признавался, что демон его потряс до глубины души, и оторвать взгляда от картины просто невозможно. Блок, как и многие современники, считал, что Врубелю удалось полностью охватить мысль Лермонтова и проникнуть в каждую строчку стихотворения. Несмотря на это многие критики считали, что демон художника недостаточно отвратительный, у него не получается стать воплощением зла и порока, которым нужно быть любому проявлению темных сил. Удивительно, что картина молодого дарования смогла не только покорить сердца отечественной публики, но и получить признание за границей. Пикассо говорил, что именно благодаря стилю, который он впервые увидел у Врубеля, ему пришла идея создать новый стиль в искусстве. Вдохновение и придание уверенности своим коллегам по цеху в том, что искусство нуждается в новом обличье - вот главные заслуги художника.

Скульптура

Демон появлялся не только в живописных работах художника. Врубель создавал на подобную тему свои скульптуры. Самая известная из них - это «Голова Демона», к сожалению, она до нас не дошла, так как сильно пострадала от рук вандала. Скульптура была выставлена в Русском музее, когда один из посетителей выставки не смог сдержать свои чувства и скинул работу с постамента. Говорят, что человек был сумасшедший, ну а может быть, кому-то просто было жутко смотреть на проявление дьявола во плоти.

А вот Врубель наслаждался изготовлением своей скульптуры. Ее он сделал сразу после того, как написал полотно «Демон сидящий». Но если лицо титана с картины было грустное и романтичное, то в скульптурном портрете лик преобразился. Это была страшная маска, прикрытая гривой густых волос. Чтобы добавить большего реализма своему произведению, художник решил раскрасить скульптуру.

Демон и Тамара

Где еще, кроме живописных полотен, можно встретить мифического героя в творчестве Михаила Александровича Врубеля? «Демон и Тамара» - это одна из иллюстраций к сборнику Лермонтова. Иллюстрация сделана на ватмане акварелью. Врубель решил показать зрителям свое видение момента встречи Демона и Тамары. На рисунке главные герои словно не испытывают никаких чувств. Отстраненность Тамары и отсутствие предчувствия смерти делает иллюстрацию более значимой. Как были оценены иллюстрации Михаила Александровича Врубеля? «Демон и Тамара», а также другие иллюстрации не были так высоко оценены зрителями. Издатели считали, что стиль рисунка у Врубеля чересчур вычурный, а поэтому он плохо сочетается с иллюстрациями других художников. Естественно, издатели боялись, что книга будет хуже продаваться, если покупатели не смогут оценить представленных в печатном издании иллюстраций. Врубелю даже пришлось перерисовывать некоторые иллюстрации. Но полностью подстроиться под требуемый стиль художник не смог. Слишком он был своеобразен и свободолюбив. Жесткие рамки ограничивали его творчество, не помогали создавать шедевры - так считал художник. А продавать свой талант за деньги Врубель не очень хотел. Ему хотелось творить не ради больших гонораров, а ради самого процесса.

Летящий

На волне своего успеха художник решил вернуться к теме, больше всего его интересовавшей. «Летящий демон» - картина Врубеля, которая появилась через 9 лет после первого полотна, заслужившего всемирное признание. Но в отличие от своего первого демона, второго художник так и оставил незавершенным. Сложно сказать, что послужило тому причиной. Возможно, Врубеля разочаровала тема, возможно, в процессе воплощения замысла в жизнь вдохновение покинуло художника. Но ясно одно: картина была заранее хорошо продумана. До наших дней даже дошли некоторые эскизы. На картине Врубеля «Демон летящий» изображена гористая местность и посередине фигура героя. В отличие от первого творения, второй образ стал менее аллегоричным и менее детальным. Фигура на картине еле очерчена. А вот складки плаща и фон хорошо проработаны. Демон летит между небом и землей, рассекая узкое пространство, отведенное ему автором. Свобода, которую олицетворяет собой персонаж, выглядит слишком сжато.

Изображая летящего демона, Врубель размышлял о смене эпох. К нему уже пришла слава, его картины с успехом экспонировались за рубежом. Но почему-то будущее представлялось художнику чем-то серым и неуютным. Вероятно, второй раз Врубель опять писал свое душевное состояние. Но если в первый раз он смог ясно выразить свои чувства, то вторая попытка явно не удалась. Никакой конкретики, все серо и размыто. Хотя вероятность того, что именно такое состояние и было у художника, очень велика.

Поверженный

Последний демон, которого написал художник, стал для него пророческим. Как всегда, создавая своего мифического персонажа, Михаил Александрович выворачивал наизнанку свою душу. В то время, когда писалась картина, в жизни художника происходили перемены. И они не были радостными. Написанный Врубелем «Демон поверженный» имеет серую цветовую гамму. Оно и неудивительно. Художник страдал от психологического расстройства и поэтому постепенно терял зрение. Сложно представить, как с этим можно справиться. Но художник держался до последнего. На картине Врубеля «Демон поверженный» персонаж изображен в странной позе и с явно искореженным лицом. Когда в первый раз картина экспонировалась на выставке, она получила большой шквал негативных отзывов. Даже друзья художника заметили, что демон слишком непропорциональный. Возможно, именно эти замечания заставили Врубеля еще не раз прийти на выставку и прямо там перерисовывать своего персонажа.

Говорили, что демон менялся на глазах, принимал разные позы, да и выражение его лица менялось день ото дня. Делая анализ картины Врубеля «Демон поверженный» нельзя не сказать о фоне, на котором расположился персонаж. Горное ущелье выглядит как могила, а разбросанные рядом перья от крыльев должны были показать зрителю, что чем выше человек заберется, тем больнее ему будет падать. Действие картины разворачивается на фоне заката. Этот символический фон подводит черту под жизнью демона и Врубеля. Есть мнение, что художник хотел показать своим демоном несокрушимость его в жизни каждого человека. Даже несмотря на то, что герой пал, он все еще дышит и будет жить. Но впечатление полотно производит такое, что кажется, будто демон слишком слаб и умрет с минуты на минуту. Но не стоит отрицать того факта, что художник так и не смог завершить начатой задумки, так что сейчас у зрителей нет возможности полюбоваться на то, что должно было получиться в итоге.

Демоны в творчестве

У каждого человека есть внутренние проблемы, и все с ними борются по-разному. Одни ходят к психотерапевту, другие ведут дневник. Демоны в творчестве Врубеля занимают центральную позицию по той причине, что это были образы его души. Как признавался сам художник, ему не раз становилось легче после того, как он изливал свою душу на холст. Но почему же Врубель ассоциировал своего внутреннего жильца с демоном? Дело в том, что художник не считал этого персонажа чем-то злым или порочным. Для Врубеля демон - это не черт и не дьявол. Это падшее существо, которое пытается найти свое место в этом мире. Согласитесь, аллегорично. Если посмотреть на всех демонов, написанных художником, можно проследить душевное состояние их автора. Некоторые говорят, что Врубель создавал пророческие картины. Но ведь на проблему можно взглянуть и под другим углом. Картины не были пророческими. Художник через свое творчество выражал свои душевные муки, свою болезнь, которая его и погубила. Тематика его работ тут ни при чем. Ведь первые его творения считали чудом и переворотом в искусстве. Так что глупо полагать, что именно «темная» тематика, выбранная художником, погубила творца.

Влияние на последователей

Все ли гении были сумасшедшие? Сложно сказать. Но то, что Врубель Михаил Александрович и демоны, написанные им, изменили ход истории, сказать можно точно. Художник не сразу обрел популярность. Многие не понимали стиль творца. Он казался слишком вычурным и нереалистичным. Уникальность художника приписывалась его болезни и странному образу мышления. Но как сказал лечащий врач Врубеля, в творческом проявлении его пациента ничего странного нет. Ведь картина мира у каждого из людей своя.

Когда же к художнику пришла истинная слава? Это случилось еще при жизни, но в то время Врубель уже ослеп и доживал свои дни в психиатрической больнице. Но не сострадание творца побудило публику пересмотреть взгляды на творчество художника. На стыке веков сменилась мода. Стали популярны картины таких художников, как Моне и Дега. Отношение к особому стилю своего современника в это время пересмотрели Ге, Бенуа, Шаляпин и Горький.

Сложно сказать, опередил ли художник время. Михаил Врубель жил в своем мире и рисовал свое видение. Естественно, вкус художника формировался под влиянием современников и моды. Но своеобразный уникальный стиль Врубелю удалось выработать раньше, чем кубизм вошел в моду. Хотя, как уже писалось выше, Пикассо рассказывал, что именно благодаря творчеству Михаила Александровича он изменил свою манеру письма и по-своему интерпретировал стиль художника.

А что же случилось с иллюстрациями Лермонтовского демона? Они были тепло приняты публикой. Книги раскупались как в момент их издания, так и продаются сегодня. Художнику удалось лучше других понять чувства великого поэта и изобразить образ на бумаге. Нужно сказать, что после Врубеля никто даже не пытался взяться за иллюстрацию произведения Лермонтова. Сложно выдержать конкуренцию художника, который потратил всю свою жизнь, сросся с созданным им образом и не переставал создавать своих демонов до последних дней. Врубель преподал урок всему современному поколению. Не нужно бояться своей уникальности. Каждый художник должен постараться выработать свой уникальный стиль, чтобы быть непохожим на других. Благодаря таланту и упорству можно многого в жизни добиться.

Он дал на своих полотнах пристанище демонам, а быть может, это демоны захватили его. Но, так или иначе, именно Михаил Врубель создал реальные демонические образы обитателей потустороннего мира. Мы, зрители, вглядываясь в его картины, как будто смотрим сквозь слюдяные витражи, отделяющие нашу обыденную реальность от бушующего иного мира. И сквозь красочные стёклышки видим сумрачных ангелов преисподней, чувствуем их негасимую ярость, ощущаем их извечную ненависть, касаемся взглядом сгустков их пульсирующей непрерывной боли.

Откуда к Михаилу Врубелю приходили образы демонов ? Может, и в самом деле его мистические полотна есть метафизическое прозрение в потусторонний мир? И, может быть, именно поэтому ни один из демонов, созданных Врубелем, так и не был завершён?

Всё странно в творчестве Врубеля. Свой крестный путь профессионального художника он начинал с иконописных росписей Кирилловского храма в Киеве. Он, животворивший демонов, писал с такой же одержимостью иконы, творил в красках Христа и Богоматерь, и многочисленных святых.

Эти судорожные метания от Христа к демонам мрака будут сопровождать Михаила Врубеля всю жизнь.



Примечательно, что в качестве натуры для апостолов с фрески «Сошествие Святого Духа» Врубель срисовал лица больных из психиатрической больницы. В истощённых силуэтах, в смятенных взглядах умалишённых он улавливал некое запретное знание , недоступное «нормальному» и, следовательно, ограниченному разуму. Врубель считал, что сумасшедшие знают нечто такое, чего не ведают здоровые, что они, отрезанные безумием от всего обыденного, способны пережить истинное духовное просветление. Но мог ли ведать Врубель, что и он в конце жизни окажется среди этих «просветлённых» и что смерть свою встретит на койке в психиатрической клинике?

Строительный комитет, который заказал Врубелю роспись на тему «Воскресения Христова» стены северного придела алтаря Владимирского собора в Киеве, работу художника не принял. Не была принята и роспись плафона на тему «Пятого дня сотворения мира — отделения воды от тверди». Не хорош, по мнению заказчиков, оказался и набросок «Воскресение. Эскиз росписи Владимирского собора».

И когда творческие неудачи наложились на личные проблемы, когда алкоголь сделался спасением и бедствием, демоническое стало тонкой змеистой струйкой втекать в душу художника, искушать, беспокоить, требовать своего воплощения.

Первым образом, в котором проглядывается демоническое, стал эскиз... «Ангел с кадилом и свечой». Какое странное и пугающее сочетание — светлые, тающие во мраке призрачные одежды ангела и его тёмное лицо с мрачными, отнюдь не ангельскими глазами. Кто это? Демон, облачившийся в чужие одежды, или ангел с чужими глазами на лице?

Врубель уже осязал эфирную плоть той могучей потусторонней силы, что рвалась в его мир. Но чьи голоса нашептали ему такую мысль: «Демона не понимают, путают с дьяволом, а демон по-гречески... значит «Душа»?

Как изобразить ДЕМОНА? Вот отзыв об одном из первых демонов Врубеля: «Демон мне показался злою, чувственною отталкивающей пожилой женщиной. Миша говорит, что Демон — это дух, соединяющий в себе мужской и женский облик. Дух, не столько злобный, сколько страдающий и скорбный, но при всём том дух властный, величавый» (A.M. Врубель, отец художника).

Эскиз же самого первого Демона Врубель уничтожил, недовольный сделанным. Отчаявшись написать Демона маслом, он попытался изобразить его в скульптуре, вылепить демоническую плоть руками. Но одна скульптура развалилась, вторая показалась художнику утрированной.

И лишь в мае 1890 года Врубель вдруг ощутил в себе силу творить ДЕМОНА. Он жаждал воплотить светлую божественность Демона, ангела богорожденного, но замаранного выхолощенным христианским мифом, жаждал показать миру Демона как добро, освободившееся от безгрешности.

Врубель работал точно одержимый. И написанная плоть оживала, наполнялась реальной силой. Демон на глазах всё рос и рос, придвигался к краю картины, заполнял собой весь холст, не умещался на холсте, и Врубель собственноручно подшивал новые куски. Но Демон перерос и увеличенный холст — верхняя часть его головы кажется срезанной.

Позже Даниил Андреев напишет в своей метафизической «Розе мира», что Врубель ничего не выдумывал и интуитивно написал метапортрет одного из ангелов мрака. Он сумел передать главное в облике жителей преисподней: «серый, как пепел, цвет лиц ангелов мрака отталкивающ и ужасен, а в чертах совершенно обнажена их хищная и безжалостная порода». Угадал, по мнению Д. Андреева, Врубель и ущербность их прекрасных крыльев. Он нарисовал их поломанными, но на самом деле, писал Д. Андреев, «их крылья не повреждены, но самая возможность пользования ими мучительно сужена».

Разум художника неумолимо погружался во мрак. Однажды он сообщил, что Демон явился ему во сне и потребовал, чтобы полотно было названо «ikone» (икона). «Прекрасному поверженному злу» должно преклоняться, как поклоняются другим образам мучеников. «Демона поверженного» отправили на выставку. Врубель поехал следом. И даже когда картина уже висела на стене, художник прямо на глазах у публики вносил всё новые и новые исправления. Демон высосал у своей жертвы все силы, опустошил душу и погрузил разум во тьму безумия. Михаила Врубеля поместили в психиатрическую клинику.

БЕЗУМИЕ И ТЬМА

Это были страшные месяцы огненного хаоса. Врубель воображал себя то Христом, то Пушкиным, он собирался стать московским генерал-губернатором, превращался в государя российского, становился Скобелевым или Фрином. Он слышал хоры голосов, утверждал, что жил в эпоху Ренессанса и расписывал стены в Ватикане в компании с Рафаэлем и Микеланджело...

Из клиники Врубель вышел ненадолго. Через несколько месяцев умирает от крупозной пневмонии его двухлетний сын Саввушка. Огромное горе затопило отца целиком. Опалённый разум не выдерживал отвратительной беспощадной реальности, и Врубель сам попросил жену поместить его снова в психиатрическую клинику.

Там одна мучительная галлюцинация сменялась другой: художнику виделись враги, жаждущие его смерти, его оглушал хор призрачных голосов, обвиняющих в преступлениях. Врубель впадал в отчаяние и кричал, что его уже НИЧЕГО не ожидает, или корчился в приступах буйства.

Когда наступало затишье и просветление, Врубель рисовал с натуры. То были поразительные рисунки, излучающие тепло и добро, полную противоположность образам Демонов!

В августе 1904 года Врубель вышел из клиники. Демоны ушли в тень. Но кто другой выступил из тени? 1904-м годом датирована ещё одна знаменитая работа Михаила Врубеля «Шестикрылый серафим» (Азраил) . Зеленоватое лицо, на котором вместо глаз сверкают голубые ледяные кристаллы, мертвенно-чеканные оледенелые черты, лишённые страстей. И занесённый блистающий меч... Если это и ангел, то ангел смерти.

Художник, писавший демонов, должен был испить свою горькую чашу до дна. Он начал постепенно слепнуть. Полуслепым пытался рисовать, потом лепить. А затем наступил непроницаемый мрак. Последние годы жизни Михаил Врубель провёл в абсолютной тьме. В клинике он бредил о «сапфировых» глазах, которые ему должен кто-то даровать.

Последними словами Михаила стали: «Хватит лежать, собирайся, Николай, поедем в Академию». Врубеля не стало 1 апреля 1910 года. Он перешагнул тонкую линию, отделявшую бытие от небытия, и кто его встретил за той последней чертой — ангелы или демоны — мы не узнаем...

Иллюстрации художника к поэме Лермонтова "Демон"

Тамара и Демон

Голова Демона

Голова Демона на фоне гор

Демон летящий

Демон, смотрящий на танец Тамары

Свидание Тамары и Демона

Демон и Ангел с душой Тамары

Картины М.Врубеля на сайте: