Тип проекта: социальный исследовательский проект. Звуки природы, музыка сфер и непостижимая тайна гармонии

Учебный предмет, в рамках которого проводится работа по проекту: литература.

Класс: 6

Количество участников: 13

Возраст: 10 – 11 лет

Время работы над проектом: 3 недели

Тип проекта: социальный исследовательский проект

Продукт: альбом «Поэтический мир ».

Цель: изучить творчество и проследить, как художественные и музыкальные наклонности отразились на творчестве поэта.

Этапы работы над проектом:

1. Постановка проблемы

2. Сбор и анализ информации

3. Составление плана решения проблемы

4. Осуществление проекта

5. Презентация и защита проекта

Выбор проблемы

Что за звуки! неподвижен внемлю
Сладким звукам я;
Забываю вечность, небо, землю,
Самого себя.

Познакомившись с творчеством, мы выяснили, что творчество - творчество не только поэта, но и человека творчески одаренного и в музыке, и в живописи; человека, ощущающего свою тесную взаимосвязь с миром природы. Лермонтов видел природу глазами художника, он слушал её как музыкант. Именно поэтому, поэзия Лермонтова читателями воспринимается не только с точки зрения содержания, смысла стихотворений, но и с точки зрения ее особого звучания, особого "голоса" лирики: зрительного и цветового.

Перед нами встал вопрос: как живописные и музыкальные дарования отразились в поэзии Лермонтова?

В нашем представлении лирика Лермонтова эмоциональная и яркая, но не броская, как рисунок масляной краской, а прозрачная и нежная, как акварель . Велик и музыкальный потенциал творчества Лермонтова, используемая активно в его творчестве звукопись делает лирику поэта утонченной, возвышенной, но в то же время грустно - печальной, как музыкальная поэма или медленный вальс.

Произведения изучаются на протяжении всего курса литературы. Программа 9 класса предполагает монографическое изучение творчества поэта, что подразумевает создание целостной концепции художественного мира.

Именно поэтому, мы и мы приняли решение создать проект « – поэт, художник, музыкант».

Собранный нами материал может пригодиться учащимся, которые интересуются поэзией Лермонтова. Его можно использовать как дополнительную литературу при подготовке к урокам литературы, М Х К или внеклассным мероприятиям.

Актуальность

Выявив проблему (как живописные и музыкальные дарования отразились в поэзии Лермонтова), изучив соответствующую литературу, мы пришли к выводу, что данная проблема актуальна в наши дни, так как Лермонтов – то явление в поэзии, которое принято называть чудом. Идёт третье тысячелетие, а Лермонтов становится поэтом всё более современным. Каждый заново открывает для себя Лермонтова. Гений его настолько всеобъемлющ и многосторонен, что эти открытия будут продолжаться без конца. Белла Ахмадулина назвала Лермонтова «высочайшим юношей вселенной». Он навсегда останется одновременно и зрелым поэтом – по силе своего таланта и ума, и порывистым юношей – по страстности чувств и максимализму отношений с миром. А это значит, что его творчество всегда будет современным, всегда будет находить сильнейший отклик в сердцах молодых людей.

24 мая 2011 г., учитывая выдающийся вклад в отечественную культуру и в связи с исполняющимся в 2014 году 200-летием со дня его рождения, ПРЕЗИДЕНТОМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ подписан указ «О праздновании 200-летия со дня рождения »

План сбора информации

1. Посещение библиотеки, выбор книг по теме « - поэт, художник, музыкант».

2.Обзор Интернет ресурсов.

3.Обзор публикаций газет и журналов

Выбор продукта

Продуктом нашего проекта станет альбом «Поэтический мир », в который войдёт собранный материал по теме.

План решения проблемы

1.Конференция «Величайший юноша вселенной»».

2.Творческая работа «Своеобразие поэтического мира ».

3. Подготовка презентаций по темам:

- « – поэт и музыкант»,

- « - художник».

4. Оформление альбома «Поэтический мир ».

Определение необходимых средств

Энциклопедии, компьютер, произведения.

Памятка – инструкция

Чтобы проектная работа была успешной, нужно:

1.Работать с полной отдачей

2.Помогать друг другу

3.Чувствовать ответственность за результат совместной работы.

4.Планировать свою работу

5.Обсуждать подготовленный материал

6.Подготовить презентацию проекта

7.При подведении итогов быть сдержанным, объективным.

Организация работы

Форма работы – групповая.

Деление на группы

1группа.

Тема: « и музыка»

2 группа .

Тема: « - художник»

Осуществления плана действий

1. «Величайший юноша вселенной»

– поэт, художник, музыкант.

По данной теме мы собрали следующий материал.

Природа одарила Лермонтова разнообразными талантами. Он обладал редкой музыкальностью - играл на скрипке, играл на рояле, пел арии из своих любимых опер, даже сочинял музыку: есть сведения, что он положил на музыку свою "Казачью колыбельную песню". Он рисовал и писал маслом картины и, если бы посвятил себя живописи, без сомнения, мог стать выдающимся художником. В течение всей жизни ря­дом с тетрадями были кисти и краски. В юности на художественную манеру Лермон­това оказали влияние полотна Рембрандта, их эффект светотени, сумрачный колорит. В „Кня­гине Лиговской" есть описание картины - это была „фантазия, глубокая, мрачная". Возможно, Лермонтов имел в виду свою работу - портрет воображаемого предка. Далеко не все, что рисовал поэт, сохранилось. Сейчас известно 13 живописных работ, около 50 акварелей, многочисленные карандашные наброски в альбомах, на отдельных листах, на страницах рукописей. Он легко решал сложные математические задачи и слыл сильным шахматистом. Он был великолепно образован, начитан, владел несколькими иностранными языками . Все давалось ему легко. И все же свой гениальный поэтический дар он совершенствовал упорным трудом. Будучи современником Пушкина, он хотел вступить в литературу со стихами, достойными занять место рядом с пушкинскими. Необыкновенно рано ощутил Лермонтов в себе предназначение творца, осознал немыслимую высоту подвига, который ему предстояло свершить своим творчеством:

Кто может, океан угрюмый,

Твои изведать тайны? Кто

Толпе мои расскажет думы?

Я – или Бог – или никто!

Так писал о себе восемнадцатилетний юноша. Кто в начале жизни не мечтает потрясти мир своими делами?

Мне нужно действовать, я каждый день

Бессмертным сделать бы желал.

… Мне жизнь все как-то коротка

И все боюсь, что не успею я

Свершить чего-то…

Но сколько же успел свершить он к исходу 27 года своей жизни! Лермонтов не просто много написал за краткий срок: он создал пером целый мир. Неповторимый, свой. Мир Лермонтова.

2.Своеобразие поэтического мира М. Ю.

Поэтический мир Лермонтова – это тревожный мир исканий, напряженной мысли, нерешенных вопросов и больших философских проблем. Герой этого мира потрясён царящей кругом несправедливостью. Он полон негодования и гнева.
Поэтический мир Лермонтова – это мир высоких, прекрасных чувств: любви и дружбы. Мир глубоких, тонких переживаний человеческой души. А всё творчество поэта проникнуто томлением, тоской по идеалу.
Лермонтов видел природу глазами художника, он слушал её как музыкант. В его поэтическом мире всё звучит и поёт, всё сверкает и переливается красками. Тут и яркий блеск солнечного дня, тут и лунное голубое сияние ночи.
Горы, скалы, утёсы, потоки, реки, деревья – вся природа живёт в его произведениях. У него даже камни говорят, а горы думают, хмурятся, спорят между собой, как люди, утёсы плачут, деревья ропщут на бога и видят сны. Здесь и целая симфония вечно движущихся и меняющих свою форму облаков. Здесь и нежные горы Кавказа, здесь и нежная вьюга над Москвой.
Необыкновенной музыкальностью отличаются такие лермонтовские стихотворения, как «Парус», «Утес», «Тамара», «Дубовый листок оторвался от ветки родимой…», «Морская царевна», «Выхожу один я на дорогу…». Они, как и многие другие лермонтовские стихи, положены на музыку и часто исполняются в концертах. Белинский сравнивал лирику Лермонтова с музыкой, а многие произведения поэта по богатству и силе красок – с изобразительным искусством. Так, о стихотворении «Три пальмы» он писал: «рельефность образов, выпуклость форм и яркий блеск восточных красок сливает в этой пьесе поэзию с живописью».

3.Презентации прилагаются.

4.Альбом «Поэтический мир » прилагается.

Выводы

Творчество вызвало у нас особый интерес.

Сама личность поэта поразила своей незаурядностью: он обладал редкой музыкальностью - играл на скрипке, играл на рояле, пел арии из своих любимых опер, даже сочинял музыку; рисовал и писал маслом картины; легко решал сложные математические задачи и слыл сильным шахматистом; был великолепно образован, начитан, владел несколькими иностранными языками. Мы решили продолжить изучение поэтического наследия Пастернака. Тему нашего проекта мы определили так: « – поэт, художник, музыкант». Выявили проблему: как живописные и музыкальные дарования отразились в поэзии Лермонтова. Проанализировав собранную информацию, мы приступили к разработке варианта решения проблемы. Подготовили презентации, создали альбом «Поэтический мир ». Осуществив план действий, мы пришли к выводу, что поэт создал пером целый мир. Неповторимый, свой. Мир Лермонтова:

Живопись и музыка органично вошли в мир его поэзии;

В нашем представлении лирика Лермонтова эмоциональная и яркая, но не броская, как рисунок масляной краской, а прозрачная и нежная, как акварель;

Велик и музыкальный потенциал творчества Лермонтова, используемая активно в его творчестве звукопись делает лирику поэта утонченной, возвышенной, так что порой звучание, а не значение слов определяют отбор образов.

Список литературы, использованной при разработке проекта:

1. Андреев - Кривич пора. – М., 1964.

2. теперь об этом. – М., 1964.

3. Белинский М. Лермонтова. – М., 1964.

4. Журавлев и смысл. Москва, 1991г.

4. Лермонтов. – М., 1964.

5. В школе поэтического слова. Пушкин. Лермонтов. Гоголь. М., 1988.

6. Максимов Лермонтова. – М., 1964.

7. Скоркина лирического произведения в старших классах. М., 2002.

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Время - штука вредная и неуловимая. Вечно сочится сквозь пальцы и утекает непонятно куда. Что делать, если всю жизнь хотел писать симфонии получше моцартовских, а у тебя на руках двое детей, жена, мама и еще плюс ко всему горящий проект?

Мы в сайт тоже крайне озабочены данной проблемой: хотим и себя в жизни реализовать, и косточкой не подавиться. Не опускать руки и вершить великие дела нам помогают примеры знаменитых людей, которым уж точно хватало 24 часа в сутках.

Леонардо да Винчи

Возглавит наш список знаменитый «универсальный человек». Напомним, что Леонардо - выдающийся художник эпохи Возрождения (все помнят Джоконду?), изобретатель (все его изобретения легли в основу построения современных подводных кораблей), ученый, а также писатель и музыкант. А еще он первым объяснил, почему небо синее: «Синева неба происходит благодаря толще освещенных частиц воздуха, которая расположена между Землей и находящейся наверху чернотой». Успевал он все это благодаря собственно выработанной системе сна: спал он в сумме по 2 часа (отбой на 15 минут несколько раз в сутки), а во все остальное свободное время менял мир и себя к лучшему.

Антон Чехов

Гениальный брат своего брата (псевдоним был такой у него). Знаменитый мастер короткого рассказа, юморист и сатирик, величайший драматург и по совместительству врач. Сам он признавался: «Медицина - моя законная жена, а литература - любовница. Когда надоедает одна, ночую у другой». Постоянно разрываясь на распутье двух своих талантов, Чехов занимался врачебными делами до конца своей жизни. Даже собакам своим он дал имена по названию лекарственных препаратов: Бром и Хина. Но и «любовницу» уважал: за всю жизнь Чеховым создано более 300 произведений, среди которых и коротенькие рассказы, и внушительного размера драмы. А еще великий юморист любил марки коллекционировать. Вот человек был!

Владимир Набоков

Писатель и ученый-энтомолог, причем энтомолог-самоучка. В честь Владимира Владимировича названо более 20 родов бабочек, один из которых (вот милота!) зовется Nabokovia. Также Набоков отлично играл в шахматы. Им было составлено несколько сложных шахматных задач. Его любовь к этому интеллектуальному виду спорта была отражена в романе «Защита Лужина». Напомним, что Набоков в совершенстве владел английским языком. «Лолиту» в Америке любят так же, как и у нас.

Иоганн Вольфганг фон Гете

Гете слыл не только великим писателем и поэтом, но еще и ученым: он сделал некоторые открытия в области теории света. К тому же он активно коллекционировал минералы - его коллекция насчитывает 18 000 экземпляров (понятно, откуда у Фауста такая тяга к алхимии). Автор знаменитой драмы был таким везучим или молодцом, что спал всего по 5 часов в сутки, а сил хватало на многие-многие свершения. Возможно, это оттого, что Гете придерживался строгих правил и был сторонником ведения здорового образа жизни: он совсем не употреблял спиртного и не терпел запаха табачного дыма. Потому он и прожил 82 года и успел столько всего создать.

Хью Джекман

Не только знаменитый актер, но и бродвейский артист, да еще какой! В течение одного сезона ему удалось получить все основные театральные премии. Всем известна и третья область деятельности Джекмана, в которой он достиг успеха, - семейная жизнь. Брак Хью и Деборры-Ли Фёрнесс длится вот уже 20 лет, и вместе они воспитывают двух детей. Да что уж там! Нашему Хью вообще все по силам: он умеет играть на пианино, гитаре, скрипке, а еще... вибрировать зрачками и даже жонглировать. Наверное, даже Росомахе такое не по силам.

Сальвадор Дали

Все говорят, что он сумасшедший, а вот о том, что был универсальным, молчат. Дали славится не только как живописец и скульптор, но и как режиссер ужаснейшего «Андалузского пса». Также Дали написал несколько «трудов»: «Тайную жизнь Сальвадора Дали, рассказанную им самим» и «Дневник одного гения». Ради своих психоделических шедевров скромный гений зачастую «извращался» по части сна. Поясним: Дали нанимал себе специального слугу, который, видя, что хозяин в полном изнеможении начинает засыпать, будил его, прождав несколько секунд. Взъерошенный Дали тут же хватался за бумагу и пытался набросать то, что видел в первые секунды поверхностной фазы сна.

Михаил Ломоносов

Русский ученый-естествоиспытатель, химик и физик, поэт, художник... все тут вряд ли перечислишь. Ломоносов не просто активный деятель - он почитается как реформатор. Именно он провел реформу стихосложения. Поэтому заучиванием ямбов и хореев, мы, как ни странно, обязаны выдающемуся химику. Кстати, быть умным не значит представлять собой объект издевательств. Во время учебы в Марбурге, например, Ломоносов в совершенстве овладел умением обращаться со шпагой. Местные задиры обходили стороной этого чересчур способного и умелого московита. Вот уж точно талантливый человек талантлив во всем!

Исаак Ньютон

Все должны знать, что он известен не только благодаря яблоку, упавшему на голову. Ньютон писал книги по теологии, где говорил об отрицании Святой Троицы, а также являлся председателем Королевского общества искусств. Не многим известно, что Ньютон также изобрел две ошеломительно гениальные вещи: средство для переноски кошек и дверцу для них же (куда же теперь мы без них?). В этом виновна его любовь к мохнатым и усатым друзьям. Ньютон предпочитал активную деятельность сну - на ночной отдых он отводил всего 4 часа в сутки.

Бенджамин Франклин

Все мы знаем его как дяденьку с доллара и политика, однако Франклин все равно что наш Ломоносов. Он был журналистом и изобретателем. Он изобрел, например, печь («пенсильванский камин»), а еще предсказывал погоду. Первый разработал детальную карту Гольфстрима. Основал Филадельфийскую академию, а также первую в Штатах публичную библиотеку. Также Франклин обладал музыкальным талантом. Все успевать дяде Бену помогало четкое следование режиму дня, в котором сну отводилось лишь 4 часа в сутки.

Александр Бородин

Человек, чей портрет висит и в классе музыки, и в классе химии. А вы знаете, что автор знаменитой оперы «Князь Игорь» был еще и химиком, и медиком? Называл он себя в шутку «воскресным музыкантом»: приходилось жертвовать выходными ради того, чтобы создать что-нибудь эдакое для мира музыки. Воспоминание о трудовых буднях Бородина оставила его жена: «Мог сидеть по десять часов подряд, мог совсем не спать, не обедать». Еще бы! Ведь, как известно, одним из девизов Бородина была такая супермотивирующая фраза: «Всем тем, чего мы не имеем, мы обязаны только себе». Также Александр Порфирьевич был активным общественным деятелем - он являлся одним из инициаторов открытия Женских врачебных курсов.

Фли (Майкл Питер Бэлзари)

Неутомимый и дерзкий бас-гитарист группы Red Hot Chilli Peppers. Его прославил уникальный стиль игры на бас-гитаре, который окрестили как slapping and popping - шлепки и щипки. Удивительно, что Фли пошел обучаться музыке только в 2008 году (после 25 лет игры в составе группы) - он признался, что всегда играл на слух, а теории музыки не знал. Тем не менее Фли признан одним из лучших бас-гитаристов всех времен. Как говорится, четверть века играй и век учись. А если вы думаете, что рок-музыканты только и делают, что целыми днями бунтуют, то Фли вам в опровержение: его фильмография насчитывает 25 картин, среди которых и мультфильмы. Кстати, он и есть тот чокнутый босс в фильме «Назад в будущее - 2».

Михаил Булгаков

В юные годы Булгаков работал земским врачом, и ему приходилось быть универсалом: и терапевтом, и гинекологом, и хирургом, и стоматологом. «Записки юного врача» своим появлением на свет обязаны именно тому периоду жизни молодого Булгакова. Совмещать врачевание и творчество было трудно, потому приходилось «отпахивать» смену, целый день лечить деревенский непритязательный народ, а потом еще и выкраивать время на писательство... Чем только не пожертвуешь ради искусства. Как-то в письме к маме он написал: «По ночам пишу „Записки земского врача“. Может выйти солидная вещь». Также Булгаков - образчик правильного отношения к критике. Он коллекционировал критические статьи о своих работах, среди которых 298 отрицательных и 3 положительных отзыва критиков.

Ну как, все еще думаете, что вам не хватает времени?

Дворец Кюлеборна. Эскиз Карла Шинкеля к опере «Ундина» Эрнста Теодора Амадея Гофмана. 1815-1816 годы Kupferstichkabinett, Staatliche Museen zu Berlin

В эпоху распространения всеобщей музыкальной грамотности в высших, а потом и в средних классах общества музыкальные досуги монархов, писателей, художников и актеров не были чем-то экстраординарным. Arzamas собрал произведения самых выдающихся из композиторов-любителей XVII-XX веков.

Генрих VIII Тюдор, король Англии (1491-1547)

Именно Генриху VIII чаще всего приписывается авторство знаменитой английской песни «Зеленые рукава» , и не одно поколение британских музыковедов сломало копья в битвах за доказательство его авторства. Абсолютно точно же известно, что Генрих VIII написал не меньше инструментальных песен и танцев, чем подписал эдиктов и смертных приговоров. Вот одна из лучших песен короля:

Генрих VIII. «Досуг в хорошем обществе» Исполнение: The King’s Singers

Иван Грозный, государь, царь и великий князь всея Руси (1530-1584)

Неутомимая активность Ивана Грозного распространялась не только на войны и распри, но и на культурные реформы — новые стили зодчества, введение книгопечатания, богословские и церковные реформы. Особенно любил государь церковное пение и с собственной капеллой под руководством одного из первых русских композиторов Федора Крестьянина ежедневно принимал участие в богослужении. От Грозного-композитора осталась рукопись двух стихир под названием «Книга глаголема Стихирарь месячный, иже есть Око дьячье». Одна посвящена московскому митрополиту Петру, жившему в XIII-XIV веках, вторая — Сретению иконы Владимирской Богоматери (см. «Патриотическая музыка»). Они написаны необычным поэтическим языком, связывающим тексты непосредственно с музыкальным содержанием (нетипичные для того времени распевы слогов), и по музыкальному содержанию могут быть поставлены в ряд с лучшими образцами этого жанра XVI века.

Иван IV Грозный. Полное собрание стихир Исполнение: мужской хор Московского патриархата «Древнерусский распев» под управлением Анатолия Гринденко

Жан-Жак Руссо, писатель, философ, мыслитель (1712-1778)

Автор «Рассуждения о науках и искусствах», «Исповеди», известный сторонник простого, неискушенного образа жизни, возвращающего человека к природе, Руссо был одним из искушеннейших композиторов своего времени. Его перу принадлежат песни, концерты, сонаты и другие инструментальные сочинения, а особенную известность завоевала его одноактная опера (интермедия) «Деревенский колдун», написанная в 1752 году. За нее король Людовик XV после постановки в Фонтенбло предложил Руссо пожизненную пенсию, от которой, впрочем, тот гордо отказался. Пасторальный сюжет, блестящая и доступная музыка сделали интермедию Руссо желанной на многих сценах Европы. Воспоминания об этих постановках оставил в своих «Письмах русского путешественника» Николай Карамзин.

Жан-Жак Руссо. «Деревенский колдун». Ария «J"ai perdu tout mon bonheur» Исполнение: Габриела Бюрглер (сопрано); Cantus firmus consort & Kammerchor, дирижер Андреас Райце

Эрнст Теодор Амадей Гофман, немецкий писатель (1776-1822)

Гофман так любил музыку, что даже третье свое имя Вильгельм изменил на Амадей в честь любимого им Моцарта. Последний писатель великой эпохи немецкого Просвещения, Гофман уже искал чисто романтического союза муз и честно, всей своей творческой деятельностью содействовал его укреплению. Он не только сочинял оперы, но и даже расписывал театры и декорации, в которых эти оперы ставились, хотя либретто для них, например, ему сочиняли другие поэты. Музыкальный труд Гофман считал более выгодным, чем литературный, и постоянно пытался занять где-нибудь место дирижера оперного театра — чаще всего, увы, безуспешно. Кроме опер Гофман писал много камерной музыки, а его Симфония ми-бемоль мажор до сих пор довольно часто исполняется на концертах. Последним и наиболее успешным сочинением Гофмана была опера «Ундина» (1816) на либретто Фридриха де ла Мотт-Фуке. Правда, и тут Гофману не повезло: театр сгорел вместе с декорациями (партитура, к счастью, уцелела). Гораздо более успешен был Гофман — последний просветитель и первый романтик — как юрист.

Эрнст Теодор Амадей Гофман. Увертюра к «Ундине» Исполнение: хор и симфонический оркестр Баварского радио, дирижер Ян Куцир. 1960 год

Александр Грибоедов, русский драматург, поэт, дипломат (1795-1829)

Грибоедов был типичным дилетантом глинкинской поры (как Алябьев Александр Алябьев — автор романса «Соловей» на слова А. Дельвига. , Гурилев Александр Гурилев — автор романса «Однозвучно гремит колокольчик» на слова И. Макарова. , Варламов Александр Варламов — автор романса «Вдоль по улице метелица метет» на слова Д. Глебова. и другие). От автора бессмертного «Горя от ума» не осталось, однако, ни одного романса — самого популярного жанра эпохи (зато уже на его стихи сочинили свои романсы те же композиторы). Грибоедов больше любил инструментальную музыку и подолгу импровизировал на фортепиано. Естественно, эти импровизации не были записаны, и все, что осталось от Грибоедова-музыканта, — это два вальса: ля‑бемоль мажор и ми минор. Они писались одновременно со знаменитой комедией (зима 1823-1824 годов) и, определенно, связаны с атмосферой домашнего музицирования в московских семьях того общества и того времени: «То флейта слышится, то будто фортепьяно…»

Александр Грибоедов. Два вальса Исполнение: Филлип Сир

Лев Толстой, русский писатель, мыслитель (1828-1910)

Любовь Льва Николаевича к музыке была довольно избирательной и необычной, о чем мы все помним по его описаниям в «Войне и мире» и «Крейцеровой сонате». В поздние годы жизни в Ясной Поляне Толстой часто окружал себя музыкантами, в частности в его круг входили композиторы Танеев и Гольденвейзер. Тогда-то и всплыл «грех юности» писателя — в 1848 году, в возрасте 20 лет, еще не создав ни одного литературного сочинения, Толстой уже написал вальс. (Правда, идущий всего минуту и, по некоторым данным, в соавторстве с кем-то из своих приятелей той поры.) Иногда Толстой играл этот вальс, но с большой неохотой; в какой-то момент Танеев и Гольденвейзер уговорили его это сделать, после чего тут же записали исполнение в соседней комнате. Шел 1906 год, Толстому было уже 78, но он сохранял прекрасный слух и музыкальную память. Благодаря этой истории мы и сейчас можем послушать единственное музыкальное произведение Толстого — Вальс фа мажор.

Лев Толстой. Вальс фа мажор Исполнение: Леон Клейзер

Фридрих Ницше, немецкий философ (1844-1900)

Дебютировавший «Рождением трагедии из духа музыки», поклонник Вагнера, Ницше был страстно влюблен в музыку. Получив первые уроки от отца, к 17 годам он самоучкой начинает писать музыку и к моменту встречи с Вагнером в 1868 году является автором уже более 70 композиций. В основном это были короткие фортепианные пьесы: крупная форма ему плохо давалась. Было написано много песен, вокальных ансамблей, хоров и даже два духовных сочинения. Однако композиторская карьера Ницше продлилась недолго, менее чем 15 лет: музыканты вагнеровского круга, столь почитаемые им, окончательно убили в нем веру в силу собственного музыкального дарования. Только еще один раз, в 1882 году, он напишет «Гимн к жизни» на стихи, продиктованные ему Лу Саломе, роковой женщиной его судьбы. Это сочинение для хора и оркестра окажется самым исполняемым произведением Ницше.

Фридрих Ницше. «Гимн к жизни» Исполнение: Orchestra 1813, Orchestra e Coro del Conservatorio di Como

Для русского читателя небезынтересным будет романс Ницше на стихи Александра Сергеевича Пушкина.

Фридрих Ницше. «Заклинание» (пер. на нем. Теодора Опица) Исполнение: Лоретта Альтман (фортепиано), Валери Кинслоу (сопрано)

Василий Поленов, русский художник (1844-1927)

Поленов имел хорошее музыкальное образование и довольно высокие композиторские амбиции. Он интересовался европейскими новинками, в частности Вагнером, дружил с Иваном Сергеевичем Тургеневым и Полиной Виардо и постоянно занимался оперной сценографей, в том числе в Московской частной русской опере. Поленов писал романсы и песни, хоры, музыку к спектаклям и написал даже целую оперу «Призраки Эллады» на либретто Саввы Мамонтова (который поставил ее в своем театре в 1894 году). Естественно, сценография принадлежала тоже самому Поленову, и она гораздо более известна любителям живописи, чем музыка. Многие сочинения Поленова не сохранились, а многие потребовали серьезной музыкальной редакции. Не так давно музыка Поленова вновь зазвучала — спустя век после забвения.

Василий Поленов. «Радуйтесь», фрагмент музыки к драме Аполлона Майкова «Два мира» Исполнение: Калужский камерный оркестр и Калужский камерный хор, дирижер Гарри Азатов

Михаил Кузмин, русский поэт (1872-1936)

Кузмин в юности всерьез хотел стать композитором и даже три года (с 1901‑го по 1904-й) занимался в Петербургской консерватории у самого Римского‑Корсакова. Его студенческие сочинения обнимали почти все академические жанры, но особенной популярностью пользовалась музыка к драматическим постановкам — «Балаганчику» Блока, например. Позже, когда Кузмин бросил консерваторию, он продолжал принимать живейшее участие в артистической жизни Петербурга как исполнитель и чаще всего пел песни на собственные слова со сцен кафе «Бродячая собака» или «Привал комедиантов». Здесь он был, как говорится, в струе: именно в эти годы в России появилось огромное количество авторов-исполнителей (например, Дмитрий Богемский, Владимир Сабинин и другие), часто исполнявших свои песенки интимно, вполголоса. Кульминацией этого стиля стало позже творчество Александра Вертинского, а песни Кузмина были забыты. Не осталось ни одной грамзаписи его пения — только чтение стихов. Некоторые его песни можно услышать .

Михаил Кузмин. «Александрийские песни. Первая тетрадь» (1905) Исполнение: Мила Шкиртиль (меццо-сопрано), Юрий Серов (фортепиано) Михаил Кузмин. «Духовные стихи» (1901-1903) Исполнение: Мила Шкиртиль (меццо-сопрано), Юрий Серов (фортепиано)​

Чарльз Спенсер (Чарли) Чаплин, актер, режиссер (1889-1977)

Как и некоторые другие композиторы американской сцены, например знаменитый Ирвинг Берлин, Чаплин был музыкально неграмотен. Существовал даже термин «насвистывающие композиторы» — они работали с секретарями. Однако музыка занимала в жизни великого комика колоссальную роль. Партитуры своих фильмов он всегда создавал сам, используя не только свой, но и чужой материал (французский фокстрот «Титина» в «Золотой лихорадке» редакции 1942 и 1956 года или танго «Продавщица фиалок» в «Огнях большого города»). К секретарям и аранжировщикам у него были высочайшие требования — работа над партитурой фильма превращалась для музыкальной группы подчас в настоящее мучение. Музыка, а не речь продолжала до конца жизни великого артиста оставаться главной эмоциональной опорой сюжета и игры. Чаплин надиктовывал свои музыкальные идеи, обычно играя на скрипке, хотя мог играть и на фортепиано. В 1950-е годы, живя в Швейцарии во время длительного перерыва после «Огней рампы», Чаплин заново переделал всю музыку к своим старым немым фильмам еще рубежа 1910-20-х годов. Последней партитурой Чаплина стала музыка к знаменитой мелодраме 1921 года «Малыш», вышедшей в новой музыкальной редакции в 1971 году.

Чарльз Чаплин. Вальс из кинофильма «Огни большого города» (1931) Исполнение: джаз-оркестр под управлением Якова Скоморовского, запись 1937 года

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

МИНИСТЕРСТВО ВЫСШЕГО И СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

АНДИЖАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФАКУЛЬТЕТ ФИЛОЛОГИИ

КАФЕДРА РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МИР Ф.Г. ЛОРКИ

Выполнила:

Ахмаджанова Назокат

Введение

2. Творчество писателя

Заключение

Использованная литература

Введение

Федерико Гарсиа Лорка испанский поэт и драматург, известный также как музыкант и художник-график. Центральная фигура «поколения 27 года», один из самых ярких и значительных деятелей испанской культуры XX века. Убит в начале Гражданской войны в Испании.

Сегодня поэзия и драматургия Лорки пользуются всенародным признанием не только у него на родине, и не только в странах испанского языка, но и во всём мире. «Если в глазах современников Гарсиа Лорка был лишь одним из блестящей плеяды испанских поэтов 20-30-х годов, то ныне творчество его заняло место в ряду наивысших достижений художественной культуры XX века», - весьма справедливо заметил Л. Осповат в своей вступительной статье к одному из сборников произведений Лорки.

Лорка известен и любим многими. Переводами его стихов занималось и занимается не одно поколение переводчиков: М. Цветаева, В. Андреев, А. Гелескул, О. Савич, В. Парнах, М. Самаев, А. Якобсон, В. Капустина, Г. Шмакова и многие-многие другие. Национальную, а в послеледствии и мировую славу Лорке принесли, прежде всего, его поэтические циклы «Cante Jondo» и «Romancero gitano», проникнутые андалузским фольклором, они являются настоящими шедеврами лирики. Основные поэтические сборники поэта: «Libro de poemas» (1921), «Canciones» (1927), «Romancero Gitano» (1928), «Poema del cante jondo» (1931), «Poeta en Nueva York» (1929-1930).

1. Биография Федерико Гарсиа Лорки

В школе впечатлительный мальчик учился не слишком успешно. В 1909 г. семья переехала в Гранаду. В 1910-х Федерико активно участвовал в жизни местного художественного сообщества.

В 1914 году Лорка начал изучать право, философию и литературу в университете Гранады. Гарсиа Лорка много путешествует по стране.

В 1918 г. у Лорки выходит первый поэтический сборник, Impresiones y paisajes («Впечатления и пейзажи»), принесший ему если не коммерческий успех, то хотя бы известность.

В 1919 г. Гарсиа Лорка приезжает в Мадрид. В столичном университете он знакомится с Сальвадором Дали и Луисом Буньюэлем, а также с Грегорио Мартинесом Сьеррой, директором театра «Эслава». По просьбе Мартинесa Сьерры Лорка пишет свою первую пьесу El maleficio de la mariposa («Колдовство бабочки») и осуществляет её постановку (1919-1920). До 1928 года он учится в мадридском университете.

В последующие годы Гарсиа Лорка становится заметной фигурой среди художников-авангардистов.

У него выходят новые поэтические сборники, включая Romancero gitano («Цыганское романсеро», 1928). В этих стихах поэт, по его собственным словам, «хотел слить цыганскую мифологию со всей сегодняшней обыденностью».

Через год Гарсиа Лорка уезжает в Нью-Йорк, в результате чего вскоре появляются новые произведения - книга стихов Poeta en Nueva York («Поэт в Нью-Йорке», 1931), пьесы El publico («Публика», 1931, 1936) и Asi que pasen cinco anos «Когда пройдет пять лет» (1931).

Возвращение поэта в Испанию совпало с падением режима Примо де Риверы и установлением Второй испанской республики.

В 1931 году Гарсиа Лорку назначают директором студенческого театра La Barraca («Балаган»). Работая в театре, Лорка создает свои самые известные пьесы: Bodas de sangre («Кровавая свадьба»), Yerma («Йерма») и La casa de Bernarda Alba («Дом Бернарды Альбы»).

Летом 1936 года Гарсиа Лорка планировал съездить в Мексику, но принял решение вначале отправиться в родные края.

За три дня до военного мятежа, ставшего началом гражданской войны, Гарсиа Лорка, чьи симпатии к испанским левым и республиканской власти были общеизвестны, уезжает из Мадрида в Гранаду, хотя было очевидно, что там его ждет серьёзная опасность: на юге Испании были особенно сильны позиции правых. 16 августа 1936 г. франкисты арестовывают Гарсиа Лорку в доме поэта Луиса Росалеса (чьи братья были фалангистами), и предположительно на следующий день поэта расстреливают по приказу губернатора Вальдеса Гусмана и тайно захоранивают в 2 км. от Фуэнте Гранде. После этого до смерти генерала Франко книги Гарсиа Лорки были запрещены в Испании. Вместе с тем следует отметить, что он поддерживал дружественные отношения с лидерами фаланги-ХОНС Хосе Антонио Примо де Риверой и Онесимо Редондо Ортега.

Существует версия о том, что поэт не был убит и просто пропал без вести. В 2008 году внучка учителя, расстрелянного вместе с Лоркой, потребовала эксгумацию тел общей могилы, в которой якобы покоился и Лорка (по закону о восстановлении исторической памяти).

Эксгумация этой и ещё 18 братских могил была проведена по приказу судьи Бальтасара Гарсона, действовавшего по собственной инициативе, что вызвало потерю им должности и уголовное обвинение в превышении полномочий. Никаких останков не обнаружили не только в могиле, но и во всём муниципальном округе, где, по официальной версии, развернулась трагедия. Более мифическая версия утверждает, что раненого поэта тайно переправили в Аргентину, но он уже не помнил своего имени и прошлого.

В 2015 году испанская сеть радиовещания Cadena SER 22 апреля опубликовала неизвестные ранее документы из архивов Главного полицейского управления Гранады, подтверждающие расстрел Федерико Гарсиа Лорки франкистами (а именно полицейский рапорт 1965 года, утверждавший о «неблагонадёжности» Лорки из-за его социалистических взглядов, принадлежности к масонам и подозрений в гомосексуальности).

Произведения Гарсиа Лорки переведены на многие языки, на русский их переводили М. Цветаева (переводила Лорку в последние дни своей жизни), Н. Асеев, В. Парнах, А. Гелескул, Юнна Мориц, Н. Трауберг, Н. Малиновская, Б. Дубин, Н. Ванханен, К.М. Гусев и другие.

Многими признаётся, что Лорка в концовке стихотворения «История и круговорот трёх друзей» (1930, сборник «Поэт в Нью-Йорке») предчувствовал Гражданскую войну, собственную гибель и неизвестность места своего захоронения.

2. Творчество писателя

Лорка родился в небольшом селении Фуэнтевакерос, близ Гранады, в зажиточной семье. После окончания гимназии он по настоянию отца поступил в Гранадский университет, не проявляя, однако, никакого рвения к наукам. К этому времени относится начало его литературной деятельности. В 1919 г. Лорка переезжает в столицу и целиком отдается творчеству. В марте 1920 г. мадридский театр Эслава ставит первую его пьесу "Злые чары бабочки" (El maleficio de la mariposa), которая не имела успеха.

Летом 1921 г. выходит из печати первый сборник стихов Лорки "Книга стихотворений" (Libro de poemas). К этому времени относится и начало работы над стихами, которые вошли в сборник "Песни" (Canciones, стихи 1921 - 1924 гг., опубликованы в 1927 г.), "Первые песни" (Primeras canciones, стихи 1922 г., напечатаны в 1935 г.). Самая ранняя из этих книг несет на себе еще очень явственный отпечаток ученичества, отголоски его увлечения поэзией Беккера, Хименеса, Мачадо.

Да и сам поэт в одном из стихотворений признавался, что на "тень его души" падает "туман книг и слов".

Правда, уже здесь можно обнаружить и интерес к народному творчеству. Но, как справедливо писал позднее Неруда, обращение Лорки и его друга Альберти к фольклору Испании поначалу "было лишь игрой в примитив, в которой они находили своеобразную прелесть, как после выровненных клумб и гладко подстриженных газонов нас тянет к буйной поросли весенних лугов. Но оба они пришли к сознательному преодолению примитива, и творчество их обрело черты подлинной, глубокой народности". Процесс преодоления "игры в примитив" у Лорки протекал необыкновенно легко и быстро в силу органически присущего поэту чувства кровного родства с народом.

Уже в "Песнях" ясно обнаружились некоторые специфические черты его поэзии, сохранявшиеся на протяжений всего его творчества.

Лорке как художнику менее всего присуща описательность. Поэт предпочитает эмоциональный намек, создающий лирическую атмосферу действия, а сами события предстают под едва уловимым покровом тайны. Каждое стихотворение - это огромный поэтический мир, но вместе с тем это и приглашение к творчеству, которое будит воображение читателя, позволяет ему поэтически досказывать недосказанное.

Испания в стихах Лорки возникает поэтически преображенной, это - Испания народной сказки и легенды. И вместе с тем сквозь эту дымку легенды всегда проступает подлинная Испания, скупые, но предельно выразительные детали каждый раз в стихах Лорки перебрасывают мостик между этими двумя сторонами родной поэту земли. Мир в поэзии Лорки предстает в своей поэтической цельности и гармонии. Человек и природа в нем настолько j неразрывно связаны, что природа оказывается очеловечен-I ной, а человек мыслится лишь как частичка космоса. Для Лорки это не только источник многих его образов, природа, ее естественные законы становятся важнейшим мерилом в нравственной оценке действительности: близостью к природе, соответствием ее законам измеряет поэт нравственную ценность и высшую справедливость происходящего.

Через всю поэзию Лорки проходят, в сущности говоря, несколько важнейших мотивов: судьба, чаще всего воспринимаемая с оттенком фатализма, смерть, любовь. Правда, в первых сборниках поэт как будто еще с боязнью касается темы судьбы и смерти, стремится укрыться от страшной неотвратимости смерти. Например, в миниатюрах "Охотник" (Cazador) и "Срубили три дерева" (Cortaron tres arboles) смерть изображается как результат агрессивного вторжения человека в природу, но еще нет ощущения ее неотвратимости и, главное, ее вечного незримого присутствия в мире.

В этих сборниках проявляются также и типично лор-ковские средства поэтической выразительности. Образный строй стихов Лорки часто поражает своей необычностью. Зрелое мастерство пришло к Лорке необычайно быстро. Ведь в те же годы, когда завершалась работа над "Песнями", молодой поэт трудился над "Поэмой о канте хондо" (Poema del cante jondo, стихи 1921-1924 гг., опубликованы в 1931 г.), одним из признанных шедевров его поэзии.

В лекции о кканте хондо, которую Лорка прочел перед участниками фестизаля, он так определял неповторимые черты этой поэзии: "Бесчисленные градации Страдания и Печали... Где бы они ни рождались, в сердце сьерры, или в апельсиновых садах Севильи, или на гармоническом побережье Средиземноморья, эти строфы имеют общее содержание: Любовь и Смерть... Но Любовь и Смерть, увиденные глазами Сибиллы...".

Отмечая далее "глубину и интимность" переживания, характерные для канте хондо, Лорка говорил, что Печаль, один из основных "персонажей" этих произведений, выступает в облике "женщины-смуглянки, охотящейся за птицами с сетями из ветра". Андалузская народная песня не знает полутонов: "Андалузец либо посылает вопль к небесам, либо целует красноватую пыль своих дорог". Действие канте хондо всегда развивается в беспросветной ночи, и только мрак и звезды оказываются свидетелями трагедий, которые происходят вокруг. "Все стихи канте хондо, - утверждал Лорка, - полны великолепного пантеизма" в них на равных действуют такие "персонажи", как воздух, земля, море, ветер, рыдание. И заключал: "Следует брать у народа только эти глубочайшие сущности, да одну-другую колоритные черточки, ни в коем случае не пытаясь точно имитировать его неповторимые модуляции,- ведь этим мы лишь замутим глубины песни". Созданная поэтом "Поэма о канте хондо" тем и осталась непревзойденной, что Лорка, воссоздал в ней самую суть поэтического мышления народа.

Лорка почти не прибегает даже к обычной форме канте хондо - четырехстишию сигирийи и петенеры, трехстишию солеа. Он пишет свободным, меняющимся соответственно лирическому настроению размером. Но с потрясающей силой раскрывается внутренний дух, смысл и характер андалузской песни. Первое стихотворение - "Балладилья о трех реках" (Baladilla de los tres rios) как бы очерчивает геогрзфшо этой песни: обе Андалузии - приморская и равнинная, разделенные горами и омываемые реками Гвадалквивиром, Дауро и Хенилем. Есть в этом стихотворении выразительный образ, смысл которого не сразу поймешь. "Река Гвадалквивир расстелилась бородой гранатового цвета". И далее: "Две реки Гранады: одна - слезы, кровь - другая". Первый образ может показаться слишком "книжным". Между тем он - результат точнейшего наблюдения: дело в том, что Гвадалквивир течет в ложе из красной глины, и с гор, действительно, кажется потоком крови или окровавленной бородой неведомого великана. У Дауро же дно каменистое, отсюда "одна - слезы, кровь - другая".

3. Пьеса "Донья Роста, девица или язык птиц"

Последней пьесой Федерико, поставленной при его жизни, стала «Донья Росита, девица, или Язык цветов». В ней говорится о времени, которое проходит, опустошая человеческую жизнь. Несмотря на несколько фривольный оттенок сюжета, в этом произведении эта тема достигает особой глубины. Ее премьера состоялась 12 декабря 1935 года в театре Principal Palace в Барселоне. Действие пьесы происходит в Гранаде в конце XIX века, во втором и третьем актах уже чувствуется влияние нового века.

Замысел пьесы возник еще в студенческие годы, когда ему в руки попала французская книга, пособие по ботанике, в которой рассказывалось о разных сортах роз. Особенно на поэта произвело впечатление описание розы-однодневки - Rosa mutabile, цветок которой распускается утром, в обед раскрывается полностью, а вечером вянет. Федерико увидел в этом цветке символ жизни человека: утром - расцвет, в полдень - зрелость, к вечеру - увядание и смерть. В своей пьесе Лорка описывает три возраста главной героини. В начале пьесы ей всего двадцать лет, во втором акте - уже тридцать пять, и сорок пять - в третьем. Самому Лорке в то время было 37 лет, и вполне возможно, что он чувствовал, как быстро утекает время, оставляя пустоту, отсутствие привязанностей, одиночество, а может и предчувствовал близкую смерть. Во всяком случае, ни в одной пьесе до этого Лорке не удавалось так драматически изобразить утечку времени. В первом акте пьеса полна музыки, радости и песен, взятых из андалузского фольклора. Действие происходит в зимнем саду, в котором полно разных цветов. Зритель погружается в «растительную поэзию». В центре пьесы - любовь Роситы к ее Кузену. Только у Роситы есть имя, остальные персонажи носят имена нарицательные: Комилица, Тетушка, Дядя, Племянник, на втором плане: Семейство Манола, Мать старых дев, Молодой Человек, Два Рабочих, Профессор экономики и даже Голос. Таким образом можно сразу выделить крупным планом главную героиню, Роситу, старую деву. Любовь в пьесе так и останется незавершенной, будет витать в воздухе, как запах той розы, чья жизнь длится только один день. Эта любовь, которой уже не будет, которая не может и не хочет осуществиться. Здесь высшее воплощение его излюбленной идеи - идеи «невозможной любви».

Сюжет пьесы довольно прост. В первом же акте Племянник говорит, что уезжает в Америку вслед за родителями. Он клянется вернуться к Росите, а Тетушка отвечает на его слова об отъезде: «Ты воткнешь в ее сердце стрелу с фиолетовой лентой». Здесь использован один из образов корриды: дротик, украшенный разноцветными ленточками, который бандерильеро втыкает в загривок быку. Образом «стрелы с фиолетовой лентой» уже сказано о будущем страдании: у него цвет страсти и боль смертельной раны.

В втором акте появляется карикатурный персонаж - профессор-педант. возможно, что его прототипом стал некий профессор, которого Лорка знал еще в Гранаде. Зная, что прошло уже пятнадцать лет после отъезда жениха Роситы, профессор начинает ухаживать за ней. Он дарит Росите странный подарок, полностью характеризующий его характер: «Это Эйфелева башня из перламутра, опирающаяся на двух голубок, несущих в клювах колесо индустриального прогресса». И добавляет: «Я хотел преподнести вам маленькую серебряную пушку, через жерло которой виден Нотр-Дам в Лурде, или пряжку для пояса в виде змеи с четырьмя стрекозами, но потом подумал, что Эйфелева башня - это подарок более изысканного вкуса». Чтобы еще добавить комизма, Лорка выводит на сцену возмущенную кормилицу: «Я была тут, за дверью... и поставила веник вверх ногами, ну чтобы выставить отсюда этого господина».

А Росита ждет письма из-за океана. Проходит время, Росита уже не выходит из дома, пора ее расцвета миновала, ее подруги давно обзавелись семьями, а она вынуждена увядать в четырех стенах. На нее показывают пальцами, как на брошенную, ей остается только мечтать о несбыточной любви... Но ведь, может, письмо придет? Она произносит ту фразу, которой одержим и сам Лорка: «Я не хочу видеть, как проходит время». Но оно проходит, проходит мимо нее... Она уже не помнит лицо своего возлюбленного, в ее сердце хранится только любовь, которая постепенно отбирает у Роситы все жизненные силы.

Наконец, приходит долгожданное письмо. Племянник сообщает, что приехать не может, но предлагает пожениться «по доверенности».

В то время такие церемонии проводили, особенно в случае, если девушка оставалась на родине, а юноша уезжал в Новый Свет.

Но брак по доверенности не был совершен...

Прошло еще десять лет. Жених взял в жены другую. для несчастной Роситы крах надежд - это крах всего мира. Умер дядюшка, дом приходит в негодность, Росите, Тетушке и Кормилице приходится покинуть родные стены. Кормилица грозится поехать в Америку, этот самый Тукуман и разыскать там подлого кузена, «чтобы саблей снести ему голову и заткнуть ее между камнями, а потом отрубить ему правую руку, которая писала фальшивые клятвы и лживые уверения в любви».

Появляется еще один персонаж, профессор риторики, неудачник и нытик, он пытается ухаживать за Роситой. Мрачная атмосфера сгущается еще более. Последние слова Роситы тонут в слезах, и в то же время они исполнены особой силы, навевая картины неизбывного одиночества и увядшего цвета жизни: «Все кончено... и все же, несмотря на все мои утраченные надежды, я ложусь спать и встаю с самым ужасным из сожалений - сожалением о том, что всякая надежда для меня мертва. Я хочу убежать, не хочу видеть, я хотела бы стать свободной и пустой... И все же надежда преследует меня, осаждает, грызет - как умирающий зверь, в последний раз сжимающий челюсти на моем горле».

Последняя реплика Роситы, сказанная под занавес, - это возврат к все тому же заключительному двустишию о rosa mutabile: В час, когда ночь на землю сойдет - поникнет она и тихо умрет.

Заключение

В заключении следует отметить, что творческий потенциал Лорки был огромен. Он занимался драматургией (и его пьесы стали мировой репертуарной классикой), театральной режиссурой (и он создал передовой для своей культурной ситуации театр). поэт драматург писатель

Он проявил себя как литературный критик и музыковед. Кроме того, он немного рисовал и музицировал - так, для себя. Но главной “специальностью” Лорки всегда оставалась лирическая поэзия.

Лорка был полон замыслов, хотел написать пьесу, направленную против войны, политическую трагедию, "несколько драм социального и гуманистического характера". Этим планам не суждено было осуществиться, жизнь Федерико Гарсиа Лорки трагически оборвалась: в ночь на 19 августа 1936 г. он был расстрелян фашистами. Но им не удалось убить память о великом испанском писателе, которому суждено бессмертие.

Использованная литература

1. Federico Garcia Lorca. Canciones. Poemas sueltos. Varia. - Madrid, 1981.

2. Федерико Гарсиа Лорка. Песня хочет стать светом. - С-Пб., «Азбука-классика», 2004.

3. Федерико Гарсиа Лорка. Об искусстве. - М., «Искусство», 1971.

4. Федерико Гарсиа Лорка. Избранное. - М., «Просвещение», 1986.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Огляд драматичних творів Г. Лорки в перекладах українською мовою. Феномен іспанськості та андалузької культури в текстах, біблійна символіка та відгомін католіцизму. Інтермедіальне порівняння драматургії Лорки з творами М. Костомарова, М. Метерлінка.

    статья , добавлен 22.02.2018

    Особенности развития культуры в ХХ в., который стал новым "золотым веком" испанской литературы, когда после долгого застоя заново рождалась поэзия. Этапы творчества Лорки. Особенности поэтики на примере анализа стихотворения "Возвращение с прогулки".

    контрольная работа , добавлен 20.01.2011

    Краткие сведения о жизненном пути и творческой деятельности М.Ю. Лермонтова - выдающегося русского поэта, прозаика, драматурга, художника. Факторы, повлиявшие на формирование личности поэта. Лечение на минеральных водах Кавказа, творчество в этот период.

    презентация , добавлен 10.12.2013

    Исследование стилистических особенностей монологической речи в пьесе американского драматурга Эдварда Олби "Что случилось в зоопарке". Монологи - главный инструмент драматургии писателя. Стилистические средства, присущие монологам главного персонажа.

    курсовая работа , добавлен 15.02.2013

    Исследование жизненного пути и творческой деятельности великого русского поэта М.Ю. Лермонтова. Детские, юношеские годы, факторы и события, повлиявшие на становление личности поэта. Лирика разных лет и стихи Лермонтова о предназначении поэта и поэзии.

    курсовая работа , добавлен 01.10.2011

    Биография Юрия Карловича Олеши - русского советского писателя, поэта и драматурга, известного как автора сказки "Три Толстяка". Понятие термина "авангард". Анализ творчества писателя с целью выявления в нем черт авангарда на примере романа "Зависть".

    курсовая работа , добавлен 15.06.2010

    Биография и творческий путь Федора Сологуба - русского поэта, писателя, драматурга, публициста, одного из виднейших представителей символизма и одного из самых мрачных романтиков в русской литературе. Примирение умирающего поэта с тяжелой своей судьбой.

    творческая работа , добавлен 11.01.2015

    Жизнеописание великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина: родители, годы учебы и первые произведения. Оценка литературного вклада А.С. Пушкина в систему создания современного русского языка. Прижизненные портреты поэта и трагедия его смерти.

    презентация , добавлен 16.12.2013

    Детские и юношеские годы народного поэта Татарстана Роберта Мугаллимовича Миннуллина. Мир творчества поэта. Стихи для взрослых. Тональность поэзии Миннуллина. Художественное осмысление образа детства. Основные ценностные установки творчества для детей.

    реферат , добавлен 09.01.2015

    Творческое наследие великого русского поэта Сергея Есенина. Биография поэта, эмоциональный фон детских лет. Тема обреченной скоротечности бытия. Первые изданные стихи. Литературная группа имажинистов. Автобиография Есенина, версии его трагической смерти.

Мировая литература богата великими именами. В литературной традиции почти каждой из ведущих стран мира можно найти около десятка имен, вошедших навечно в анналы мировой литературы, однако есть среди них писатели, имена которых являются олицетворением культуры своей страны, её литературными символами. Для России это Пушкин, Толстой и Достоевский, для Великобритании Байрон, Шекспир и Диккенс, для Германии Гете и Шиллер, а для Испании - Мигель Сервантес и Федерико Гарсия Лорка.

Федерико Гарсия Лорка - испанский поэт, драматург и музыкант, один из самых известных испанских поэтов. Если Мигель Сервантес и его герой стали выразителями испанской культурной традиции, испанского мировоззрения, многие мыслители считали «кихотизм» одним из основополагающих элементов «испанскости», то Гарсия Лорка стал певцом Испании XX века, «интернациональным символом» и при этом «народным поэтом».

Образ Лорки в СССР. Лорка как символ

Федерико Гарсия Лорка, наверное, - самый известный и самый любимый в России испанский поэт. Его можно назвать и самым переводимым испанским автором. Многие выдающиеся испанские писатели удостаивались лишь однократных переводов наиболее значимых своих произведений или не переводились вовсе. Лорка же переведен и изучен россиянами «вдоль и поперек».

Как бы ни прискорбно было это говорить, но на популярность Лорки в СССР и в России повлияла его трагическая гибель. Образ Лорки в советском обществе неразрывно связан с гражданской войной. Лорка пал жертвой франкистов. До рокового 1936 года, унесшего жизни многих испанских интеллигентов с обеих сторон конфликта, о Лорке в Советском Союзе писали немного, ограничиваясь лишь некоторыми упоминаниями о нем в ряду других представителей испанской литературы. После его гибели в советской печати вышло сразу несколько некрологов. Лорка предстал в них как жертва коричневой чумы, как народный поэт, убиенный «бандой наемного международного фашизма». Его образ был сильно политизирован. Он стал для советских граждан символом свободной республиканской Испании, символом «любви советских граждан к испанской культуре» и «сострадания испанскому народу».

Лорка и поколение 27 года.

В 1919 году Лорка был зачислен в Мадридскую Студенческую Резиденцию, здесь же обучались Хорхе Гильон и Сальвадор Дали, ставшие друзьями Лорки. Здесь же произошло знакомство Лорки и его товарищей с «признанными» писателями эпохи - Мигелем де Унамуно и Антонио Мачадо, виднейшими представителями «Поколения 98 года». Так называли группу испанских интеллектуалов, остро обозначивших в своём творчестве проблемы исторического развития Испании. Когда «медленное самоубийство Испании» подходило к своему завершению, монархия доживала последние годы, а представители «поколения 98 года» разошлись «по разным углам» идеологического поля Испании и перешли в лучший мир, эстафету подхватило «Поколение 27 года». Виднейшими его представителями стали Гарсиа Лорка, Хорхе Гильон и Сальвадор Дали.

Акценты в творчестве «поколения 27» были расставлены совершенно иначе. Творчество старшего поколения и его «образ Испании» был ориентирован «вовнутрь», основывался на рефлексии национальных проблем, а младшее поколение развернуло образ Испании «наружу», понесло его в мир, их творчество стало более «европейским». Налицо внутренняя полемика представителей «поколения»: в нем сочеталась «испанская народность» (Лорки) и «авангард» (Дали). Большое влияние на творчество поколения оказал Хуан Рамно Хименес, ставший своеобразным «связующим звеном» двух поколений.

Испания в творчестве Лорки

Лорка - уроженец испанской провинции Гранада, региона Андалусия, выходец из семьи зажиточных землевладельцев. Этот факт биографии Лорки не вписывался в созданный в Советском Союзе образ «мученика и народного героя» и поэтому часто умалчивался. Отец Лорки прекрасно играл на гитаре, сочинял и пел «канты-хондо» (андалузские песни) и пристрастил сына к народной культуре. Образы родной Андалусии и фольклорные мотивы стали одним из источников вдохновения молодого поэта. Он примеряет на себя образ «андалузца-цыгана». Его «Книга стихов», вышедшая в период ученичества в Мадриде в 1921 году пропитана самобытностью, чувствуется андалузских народных песен «сигирий». В 1923 году Лорка вместе с композитором Мануэлем де Фальей организует фестиваль народной андалузской песни и в этом же году издает сборник «Стихи о канте-ходно», ставший «приветом из детства», воспоминанием об отце.

Вершиной «народной поэзии» Лорки стал вышедщий в 1928 году цикл «Цыганское романсэро», пропитанного фольклорными образами и духам андалузских цыган. В известном стихотворении "Романс о луне, луне" на фоне фольклорного сюжета о луне, забирающей жизнь ребенка, разворачивается картина народной испанской жизни.

Луна в жасминовой шали явилась в кузню к цыганам.

И сморит, смотрит ребенок, и смутен взгляд мальчугана.

Луна закинула руки и дразнит ветер полночный

своей оловянной грудью, бесстыдной и непорочной.

Луна, луна моя, скройся!

Если вернутся цыгане, возьмут они твое сердце и серебра начеканят

На ледяной наковальне сложены детские руки

Прикрыв горделиво веки, покачиваясь в тумане

Из-за олив выходят бронза и сон - цыгане.

Где-то сова зарыдала –

Так безутешно и тонко!

За ручку в темное небо луна уводит ребенка.

Вскрикнули в кузне цыгане, эхо проплакало в чащах...

А ветры пели и пели за упокой уходящих.

Говоря об «Испании» в творчестве Лорки, нельзя не упомянуть и о религиозных мотивах. Испания известна своей религиозностью, католицизм в этой стране - одна из основ культуры. Лорка как истинный испанец был глубоко религиозным человеком. Одними из излюбленных «христианских» образов поэта были образы Святого Сальвадора и великомученицы Евлалии.

Лорка и авангард

«Народные мотивы» в творчестве Лорки умело сочетались с сюрреализмом, который был для поэта лишь одним из способов восприятия мира. Лорку нельзя назвать сюрреалистом. Элементы этого направления в его творчестве определила «тусовка», в частности его близкое знакомство с Сальвадором Дали, под влиянием которого Лорка пытался рисовать сюрреалистические картины, что, надо сказать, у него не очень хорошо получилось. Дружба художника и поэта строилась на контрасте «авангарда и фольклора», «атеизма и религиозности».

На сюрреалистические мотивы в творчестве Лорки повлияло и его соприкосновение с «американской культурой», два года поэт живет в Нью-Йорке, изучая американскую литературу, и привозит оттуда сборник «Поэт в Нью-Йорке».

Все грани творчества Ф. Гарсия Лорки.

Гарсия Лорка известен не только как поэт, но и как музыкант, художник и драматург. Поэзия, музыка и театр были неразрывны в его творчестве. Музицирование родителей и знакомство 11-летнего Лорки с Мануэлем де Фальей, обучившим мальчика манере пения «катно-хондо» определили тот факт, что именно с музыки начался творческий путь Гарсия Лорки. На фортепиано его выучил играть Антонио Сегуро Меса. Уже в 18 лет Лорка снискал первую любовь публики, превосходно исполняя произведения собственного сочинения. К сожалению, ранние сочинения Лорки не сохранились.

Однажды в детстве юный Федерико посетил выступление бродячего кукольного театра в своём родном селении Фуэнта-Лакерос. Это произвело на него неизгладимое впечатление. Он стал устраивать дома представления, вырезая из картона фигурки кукол. Позже стал разыгрывать импровизации на религиозную тематику, активно привлекая к ним домочадцев. Так началась его любовь к театру.

Талант драматурга проявится спустя много лет. В 1921 году появилась пьеса «Колдовство бабочки». Лорка написал её после знакомства с Грегорио Мартинесом, директором авангардного театра «Элава». Там пьеса и была поставлена при непосредственном участии автора. В «американский период» Лорка пишет пьесы «Публика» и «Когда пройдет пять лет», а по возвращении из странствия в 1930 году становится директором студенческого театра «Балаган». В последующие годы он создает свои самые известные драматические произведения «Кровавая свадьба», «Йерма», «Дом Бернарды Альбы».

Погрузившись в мир театра, Лорка не оставляет своих композиторских притязаний, он сам пишет музыкальные фрагменты к своим пьесам.

Скоротечность жизни

Федерико Гарсия Лорка прожил яркую, но короткую жизнь. Он стал ярчайшей вспышкой на небосклоне Испанской культуры. Удивительное дело, но многие великие люди, кому суждено погибнуть в рассвете сил, предчувствуют свою раннюю гибель и, обращаясь к их творчеству, этого трудно не заметить. То же самое относится и к Гарсия Лорке, одним из главных мотивов творчества которого стали «трагизм» и «скоротечность» этой жизни. Лирический герой поэта часто представал в образе несчастного влюбленного, сжигаемого страстью и принимающего своё бессилие. Часто в его произведениях встречается образ «искалеченного творца», поэта, пронзенного стрелами или лишенного конечностей.

Федерико, безусловно, ощущал трагедию своей эпохи и предчувствовал свой ранний конец собственной жизни.

А! Вот и смерть меня ждет

на этой дороге в Корову!

Пишет он, и эти строки становятся пророческими. Личная судьба поэта и судьба страны слились воедино в роковой день 16 августа 1936 года. Спустя месяц после начала гражданской войны, по дороге в родную Андалусию, Лорка был схвачен правыми и на следующий день расстрелян. Произведения поэта были запрещены в Испании вплоть до 1975 года, до смерти каудильо, но зато нашли свою популярность за пределами Пиренейского полуострова, в «сочувствующих странах», в частности, в СССР.