Иллюстрации к рассказу никита платонова попроще. Цель данного урока: через восприятие к пониманию, от понимания – к осмыслению, анализу, интерпретации, оценке художественного произведения. Анализ рассказа «Никита»

Андре́й плато́нов (настоящее имя андрей платонович климе́нтов; 16 (28) августа 1899, В конце 1946 года был напечатан рассказ платонова « возвращение» (авторское название - «семья. Пьеса «волшебное существо»; 1945 - сборник рассказов «в сторону заката солнца», рассказ « никита».

Попытайтесь ответить полно: главное в рассказе а.

П. Платонова « никита». (дети говорят о никите, который им понравился, о благополучном возвращении отца домой, о сложных взаимоотношениях человека фото жилет из искусственного меха и природы и о возможности единства с ней, если человек добр и ведёт себя, как ребёнок). -так, писатель через малую эпическую форму – рассказ заставляет нас подумать об очень важном. А в каких прочитанных нами рассказах уже звучала мысль о единстве, гармонии между человеком и природой? (и. С. Тургенев « муму», и. А. Бунин « косцы», л. Н.

Толстой « кавказский пленник»). 7. Шестой учебный этап. Рефлексия. Просмотрите в тишине слайды № 27, 28, 29, 30. -над чем вы думали, когда их смотрели? (какая красивая природа, как хорошо быть в лесу, среди ромашек, смотреть в высокое небо!). Чему нас учит рассказ а. П. Платонова и мир природы?


(человеку надо жить в гармонии с миром живой природы). Слайд № 31. (о моральном аспекте отношений человека к природе). 8. Подведение итогов урока, выставление оценок. 9. Домашнее задание (слайд № 32). На выбор учащегося. 1. Выполнить рисунки к рассказу, озаглавить их. 2. Рассказ-путешествие по двору никиты от первого лица.

Фильм "никита". Режиссер марат никитин. Youtube.

29 мар 2011. Фильм "никита" лауреат четвёртого интернет фестиваля. Фильм снят по мотивам рассказа андрея платонова "никита".

3. Ответить на вопрос: « о чём заставил вас задуматься рассказ а.

П. Платонова? ». 4. Самостоятельно прочитать рассказ а. П. Платонова «сухой хлеб» и сравнить митю и никиту. Самоанализ урока. Урок проведён в 5 классе 18. памятники иркутска фото с описанием

03. 2011г. Раздел программы: « из литературы двадцатого века. А. П. Платонов « никита»». Тема: « везде есть люди, только кажутся они не людьми ». Герой и природа в рассказе а. П. Платонова « никита». Данный урок пятый по счёту с точки зрения изучения жанра рассказа (и. С.

Тургенев « муму »,л. Н. Толстой « кавказский пленник », а. П. Чехов « хирургия»,и. А. Бунин « косцы »). На уроке повторили такие понятия, как жанр, рассказ, сюжет, главный герой. Урок был нацелен на активизацию художественно – эстетических потребностей детей для более глубокого прочтения произведения. Тип урока – изучение нового.

Полина куценко фильмография российские актрисы кино.

Полина куценко фотографии. Биография. Посмотрела сегодня по тв в исполнении полины рассказ платонова "никита". Понравилось очень.

Цель данного урока: через восприятие к пониманию, от понимания – к осмыслению, анализу, интерпретации, оценке художественного произведения.

На уроке шла работа по формированию вдумчивого читателя, овладевающего техникой чтения, шло обучение анализу художественного текста. На уроке читали 11 человек из 23 присутствовавших, все были оценены за чтение. Основными элементами урока были комментированное, выборочное чтение, пересказ эпизода, составление устного высказывания. Дидактико – методическое обеспечение: учебник литературы под редакцией в. Я. Коровиной, методические разработки о как выглядит борщевик растение фото . С. Ерёминой « уроки литературы в 5 классе », учебно – методическое, литературоведческое и культурологическое пособие « русская культура и словесность » ю. А.


Сипинев, и. А. Сипинева, спб, 1994. К уроку была подготовлена презентация с видеосюжетом из кинофильма марата никитина « никита», фотографиями видов природы. Страницы: 1 2 3 4.

Презентация на тему: "учитель русского языка и литературы.

Заливина ирина борисовна класс: 5 тема урока: а. Платонов. Рассказ « никита». Презентация. 17 информационные ресурсы: картинки слайд 1.

Как нарисовать иллюстрацию к рассказу Платонова "Никита "?

В рассказе Платонова "Никита " рассказывается о мальчике, которого зовут Никита . Никите всего пять лет, но он умеет мечтать и с интересомМожно много нарисовать иллюстраций к рассказу . На первой картинке Никита сидит и мечтает. На рисунке , где Никита рядом с...

Bolshoyvopros.ru > Как нарисовать

Платонов Никита - Платонов - Картинки по литературе

Картинки из презентации «Платонов Никита » к уроку литературы на тему «Платонов ».Авторская идея рассказа А.П.Платонова «Юшка». Суворова Наталья Игоревна, учитель«Платонов Никита » - Литература, 8 класс. Подготовил учитель русского языка и литературы...

900igr.net > Платонов Никита - Платонов

Презентация к уроку литературы по творчеству А. Платонова .

Главный герой рассказа маленький мальчик Никита Рассказ А. Платонова «Никита » (1945) Сиротства человек не терпит, и оно – величайшее горе. А. Платонов Рассказ – небольшое эпическое произведение , повествующее об одном или нескольких событиях в жизни человека.

Infourok.ru > Презентация к уроку

Ответы@Mail.Ru: Помогите найти иллюстрации к рассказу ...

Помогите найти иллюстрации к рассказу платонова "Никита "!!! Срочно!!! Альбина Нургалина Ученик (97), на голосовании 3 года назад.в гугле раздел картинки . Татьяна Сысоева Знаток (265) 2 года назад.

Otvet.mail.ru > Ответы@Mail.Ru: Помогите найти

Презентация на тему "А.П Платонов . Никита " - скачать бесплатно...

А.П Платонов . «Никита » Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 5 Подготовил учитель русского- Вы услышали этот рассказ первый раз. Сейчас, после первого прочтения, как бы вы определили основную мысль рассказа ?

Ppt4web.ru > Презентация на тему "А.П

Книжные иллюстрации | Форум

К рассказу А.П.Платонова "Сухой хлеб" Мальчик и колоски. К рассказу Радия Погодина "Что у Сеньки было" Мальчик и петух.А вот рисунки Владимира Юрьевича Черноглазова к сборнику рассказов Бориса Степановича Житкова под общим заголовком "Что бывало" (Москва...

Dirtysoles.1bb.ru > Книжные иллюстрации |

картинки - 10 фото . Фотографии Никита Рассказов .

Фотографии и картинки картинки . В альбоме пользователя Никита Рассказов - 10 фото . Смотреть в социальной сети Мой Мир.картинки . Другие альбомы. Фон на обложку. 1 фото .

My.mail.ru > картинки - 10 фото.

«Иллюстрации и детские рисунки к рассказу "Никита " Платонова ...

Иллюстрации и детские рисунки к рассказу "Никита " Платонова В рассказе Андрея Платонова " Никита " мы узнаём о мальчике Никите , который несмотря на свой небольшой возраст, проявляет свою большую.

Yandex.kz > «Иллюстрации и детские

по рассказу "Никита " А. Платонова рассказе А. Платонова « Никита

Nsportal.ru > Методическая разработка

Никита Платонов рассказа ?

Никита Платонов рассказе А. Платонова «Никита рассказа А. Платонова ...

Kopilkaurokov.ru > Никита Платонов -

Методическая разработка по литературе (5 класс) по теме...

Презентация представляет собой разработку урока по рассказу "Никита " А. Платонова , развивает у учащихся навык анализа эпическогоЦель урока: образовательная: показать, как раскрывается тема детства в рассказе А. Платонова « Никита », раскрыть особенность мира...

Nsportal.ru > Методическая разработка

«Мир глазами ребёнка в рассказе А.П.Платонова «Никита »

Мальчиком Платонов любил наблюдать за паровозами и кататься на подножках вагонов, любил слушать рассказы странников о святых местах.-Какие же предметы встретились Никите ? (заранее нарисованы красочные картинки с изображением отдельных эпизодов...

Multiurok.ru > «Мир глазами ребёнка в

Презентация к уроку "А.Платонов "Никита " - Литература 5 класс

Презентация представляет вопросы и задания к уроку по рассказу А.Платонова . Рассказ непрост для восприятия, поэтому, чтобы работа была успешнойПо кнопке ниже вы можете скачать Презентация к уроку "А.Платонов "Никита " категории Литература 5 класс бесплатно.

Easyen.ru > Презентация к уроку

Сообщество иллюстраторов | Иллюстрация Иллюстрация к рассказу

Просмотреть иллюстрацию Иллюстрация к рассказу Платонова "Июльская гроза" из сообщества русскоязычных художников автора Ольга Ким-Борзенко в стиляхИллюстрация к рассказу Платонова "Июльская гроза".

Illustrators.ru > Сообщество иллюстраторов |

Никита Платонов - литература, презентации | Тему рассказа ?

Никита Платонов . Этот разказ о хорактере мальчике который остался один дома.образовательная: показать, как раскрывается тема детства в рассказе А. Платонова «Никита », раскрыть особенность мира ребёнка на основе образа главного героя рассказа А. Платонова ...

Kopilkaurokov.ru > Никита Платонов -

Презентация на тему: "Презентация к уроку. А.П. Платонов ..."

Рассказ «Никита » Рассказ – небольшое эпическое произведение об одном или нескольких событиях в жизни человека.2 Андрей Платонович Платонов (Климентов) гг. Родился в семье слесаря железнодорожных мастерских на рабочей окраине Воронежа, в Ямской слободе.

Myshared.ru > Презентация на тему:

Презентация по литературе на тему "Маленький..." - Знанио

Урок литературы в 5 классе

«Мир глазами ребёнка в рассказе А.П.Платонова «Никита»

Цель : формировать у учащихся навыки анализа художественного произведения.

Задачи :

1) образовательные : выявление темы и идеи рассказа; определение роли художественных средств в произведении;

2) развивающие : формирование навыков исследовательской работы, словарной работы, самостоятельной работы с текстом, работы с учебником и иллюстрациями; совершенствовать умение выразительного чтения художественного произведения; развивать монологическую речь.

3) воспитательная : формирование чувства красоты, эмоциональной отзывчивости и творческого воображения учащихся.

Тип урока : изучение нового материала.

Методы организации учебной деятельности учащихся: частично-поисковый, метод критического мышления, исследовательский.

Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая, работа в парах.

Технологии : личностно-ориентированного обучения.

УМК: Литература. 5 класс. Учеб. Для общеобразоват. организаций с прил. на электрон. носителе. В 2ч./ В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин. – М: Просвещение, 2014.

Оборудование урока: учебник, мультимедийное оборудование, иллюстрации к произведению, интернет ресурсы, презентация с видеосюжетом из кинофильма Марата Никитина « Никита».

Ход урока

    Организационный момент

Доброе утро, ребята. Я рада встрече с вами. Давайте улыбнемся друг другу и смело отправимся в путешествие по неизведанным тропам нашей родной русской литературы. Готовы? Тогда в путь!

Работа с портретом

Сегодня в гостях у нас замечательный писатель- Андрей Платонов.

Рассмотрите его портрет. О чем нам говорит портрет писателя?(Перед нами немолодой человек с приятным лицом. Выразительные глаза, плотно сжатые губы, большой лоб. Он, кажется, многое видел, пережил.)

Послушаем биографию писателя.

2.Проверка домашнего задания

Рассказ о жизни и творчестве писателя (презентация)

Сообщение ученика:

Андрей Платонович Платонов родился в 1899 году. Его настоящая фамилия

Климентов. Он жил на окраине Воронежа, в Ямской слободке, в многодетной и очень бедной семье. Отец у него работал слесарем в железнодорожных мастерских, был изобретателем-самоучкой. Мальчиком Платонов любил наблюдать за паровозами и кататься на подножках вагонов, любил слушать рассказы странников о святых местах.

Платонов учился в церковно-приходской школе и городском училище. Он очень любил свою учительницу Аполлинарию Николаевну и сохранил о ней самые добрые воспоминания. С 14 лет начал работать. Платонов учился в железнодорожном политехникуме, принимал участие в Гражданской

войне. С 19 лет начинает участвовать в литературной жизни Воронежа. Он пишет стихи, рассказы и статьи в газеты.

3.Анализ рассказа «Никита»

Учитель.

Случалось ли вам оставаться дома одним, когда вы были маленькие? Какие чувства вы испытывали? (Ответы учащихся.)

А не представляли ли вы предметы, которые вас окружают, живыми существами? Не вели ли с ними беседы? Не пугались ли их? Хотелось ли вам свои страхи победить? Расскажите. (Ответы учащихся.)

Вот и в произведении, которое вы прочитали дома и которое

мы будем анализировать на уроке, главный герой испытал подобные чувства.

1.Давайте вспомним, кто главный герой рассказа, сколько ему лет, в какой семье он жил?

Главный герой рассказа мальчик Никита, ему 5 лет. У него нет братьев и сестер. Мать Никиты работает с раннего утра и до вечера. Отец ушел на войну и “не вернулся оттуда”, по всей видимости, погиб. Дедушка и бабушка Никиты уже умерли.

2. Как начинается день Никиты?

Мать уходит на работу рано утром, а Никита остается в доме за хозяина. Уходя, мать дает сыну поручения. Какие ? (не сжёг двора, собрал яйца, чужой петух не приходил во двор и не бил своего петуха, ел в обед молоко с хлебом)

3.А теперь давайте отправимся на прогулку вместе с Никитой по двору.

Сейчас мы будем смотреть кадры кинофильма режиссёра Марата Никитина к этому произведению, т. е. совершим мысленное путешествие по дому и двору Никиты.

Просмотр кадров из фильма М.Никитина «Никита»

-Какие же предметы встретились Никите? ( заранее нарисованы красочные картинки с изображением отдельных эпизодов произведения колья, пень, банька, лопухи, колодец, цветок, солнышко, бочка, петух и развешаны на доску)

Исследовательская работа с текстом . Выпишите из текста описания предметов, которые «оживляет» Никита.

1 вариант

Пустая бочка

В ней жил маленький человек. Борода у него была длинная, она доставала до земли, когда он ходил ночью, и он нечаянно сметал ею сор и солому, отчего в сарае оставались чистые стёжки.

Две земляные норы

Там тоже жили тайные жители. Змеи выползут ночью, приползут в избу и ужалят его мать во сне, и мать умрёт.

Колодец

Там, на дне, живут маленькие водяные люди. Ростом они были с воробья, но толстые, безволосые, мокрые и вредные, они, должно быть, хотели у Никиты выпить глаза, когда он спал. «Здесь ещё великан живёт и его дети!»

Старый пень

У пня были глаза, нос, и пень молча улыбался Никите.

Пень крякнул в ответ.

Стол

Это тоже человек, только на четырёх ногах, а рук у него нету.

2 вариант

Чужой петух

Похож по лицу на знакомого худого пастуха с бородкой, который по весне утонул в реке. Петух этот – тоже человек, только тайный.

Банька

Старая и омшелая вся, скучная избушка – бабушка наша. У ней голова есть – это не труба, а голова – и рот щербатый в голове. Щербатое лицо бабушки гневно ощерилось на него, как на чучело.

Жёлтый цветок

Человеческое выражение, маленькие глаза, нос и открытый влажный рот, пахнущий живым дыханием.

Доброе солнце

Солнце глядело на него в ответ тёплым лицом. Солнце похоже на умершего дедушку.

Колья из плетня

Лица многих неизвестных людей. И каждое лицо было незнакомое и не любило его: одно сердито ухмылялось, другое злобно думало что-то о Никите, а третий кол опирался иссохшими руками-ветвями о плетень и собирался вовсе вылезти из плетня, чтобы погнаться за Никитой.

Дети комментируют иллюстрации и зачитывают текст к ним. Одновременно проводится работа со словами: стёжка, омшелый, щербатое, ощерилось, плетень. (Спрашиваем сначала у учащихся, потом уточняем в словаре – ученик читает ).

- Какие предметы кажутся Никите добрыми, какие – злыми?

Живое воображение Никиты одухотворяет все, что его окружает. Все предметы в доме и во дворе представляются мальчику “тайными людьми” . Эти “тайные люди” умеют говорить, слушать и живут своей потаенной, непостижимой жизнью. Этот прием называется олицетворением.

Мир, созданный воображением Никиты, фантастичен. В мальчике есть активное исследовательское начало, у Никиты богатая внутренняя жизнь.

Однако “открытый” им мир трагичен: он враждебен по отношению к мальчику. Все, что окружает Никиту, несет в себе скрытую угрозу.

- Почему мир вокруг Никиты кажется ему враждебным?

Никита очень одинок и не чувствует себя защищенным. Именно одиночество мальчика в большом мире наполняет мир вокруг него трагизмом. Ребенок все время ищет заступничества у взрослого близкого человека: сначала у солнца, которое представляется ему дедушкой (у древних славян солнце – даритель жизни, оно разгоняет тьму, поэтому поклонение Солнцу всегда жило в человеке), а потом у “далёкой” матери. Однако солнце скрывается за облаком, а мать, работающая в поле, не слышит сына. Страх и одиночество побуждают Никиту бежать от таинственного и опасного мира, в котором он оказался, к матери, в поисках защиты.

- Когда Никита начинает иначе воспринимать окружающий мир?

Когда домой возвращается его отец. Сначала окружающие Никиту фантастические существа перестают вести себя враждебно по отношению к мальчику: “Во дворе все молчали: видно, всем стало боязно отца-солдата, и под землей было тихо, никто не карябался оттуда наружу, на свет”.

Учитель. Вот и в жизни нашего героя Никиты произошли радостные перемены. Вернулся отец с фронта! и внутренний мир Никиты изменился. А давайте узнаем как, прочитав диалог отца и сына (выходят к доске, учитель даёт им карточки с текстом) стр.119 «Здравствуй, Никита….никто не карябался оттуда наружу, на свет»)

- Как объяснил отец, почему Никита всех хочет “сделать живыми”?

Отец считает, что у Никиты “доброе сердце”.

- Согласны ли вы с отцом мальчика?

Да, потому что в характере ребенка есть и сострадание, и сочувствие, и доброта. Однако Никита нуждается в защите и родительской любви, чтобы проявилось все то хорошее, что заложено в нем.

9. Почему отец считает, что Никита “останется добрым на весь свой долгий век?”.

Теперь мальчик защищен любовью родителей, их вниманием и заботой, и его смелость, находчивость, живое воображение служат во благо мира, а не во зло. Никита предлагает отцу: “Давай все трудом работать, и все живые будут”

- Почему рассказ называется «Никита»?

-Что обозначает имя НИКИТА? (НИКА – богиня победы, Никита – победитель)

- Можем ли мы назвать главного героя победителем и почему?

(побеждает свой страх, на смену страшным образам приходит образ веселого человечка, которого он сделал сам).

5. Язык рассказа А. П. Платонова

Вы, наверное, почувствовали, что язык Платонова отличается от языка других писателей. Автор употребляет необычные выражения. В них обычные слова соединяются в непривычных сочетаниях, и от этого каждое слово звучит как-то по-новому, приобретает дополнительный смысл.

Давайте поработаем со значениями платоновских выражений (см. 2-е задание на с. 122 учебника, рубрика «Совершенствуй свою речь»).

Словарная работа (устно)

Живи смирно один - живи пока один, жди маму с работы, не волнуйся.

На небе светило доброе солнце - солнце представлялось мальчику добрым. Он думал, что на

солнце живет дедушка, который его любил.

Тайные жители - жители, которых никто не видит и не знает.

Век вековать - жить всю жизнь.

Трудом сработал - сделал, вкладывая все свое умение и старание.

Завершая урок, проверим, как ученики справились с самостоятельной работой. Дети прочитают свои объяснения данных выражений, сравнят их с толкованиями одноклассников.

4. Подведение итогов урока.

Вопросы по рассказу А. Платонова «Никита»

    Сколько лет было Никите? (5)

    На какой главной работе был отец Никиты? (на войне)

    Кто украл ножницы матери, по мнению мальчика? (человечек, живущий в бочке)

    На кого и почему было похоже солнышко? (на дедушку, потому что доброе)

    Кто живёт на дне колодца? (толстые, безволосые, мокрые и вредные маленькие люди)

    Почему Никита положил хлеб около двух земляных нор? (покормить змей, чтобы они к ним ночью не ходили)

    Кем представлялись Никите и пень, и стол, и банька, и цветок, и петух? (людьми)

    Почему мальчику все предметы казались злыми, сердитыми людьми? (он был одинок и всего боялся)

    Кто помог развеять страхи мальчика? (отец, вернувшийся с войны)

    Отчего гвоздь, выпрямленный мальчиком, похож на маленького доброго человечка? (Никита его сам своим трудом сработал)

Взаимопроверка (эталон в презентации)

Домашнее задание

1)Составить план к рассказу «Никита»

2)Записать 5 пословиц о труде

Список литературы:

    Золотарёва И.В., Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе: 5 класс. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.:ВАКО,2007.

    2.Коровина В.Я. Литература: 5 класс.: методические советы. М.: Просвещение, 2004.

    Сайт жизни и творчества А. П. Платонова (http://forum.template-cms.ru).

    ЧалмаевВ.А. А.Платонов. Очерк жизни и творчества. М.: Просвещение, 1985.




    Почему Никита остался один? - Что такое «трудодень»? - Какие поручения давала мальчику мама? Чему она его научила? Трудоде́нь мера оценки и форма учёта количества и качества труда в колхозах в период с 1930 по 1966 год. Заработная плата членам колхозов не начислялась. Весь доход после выполнения обязательств перед государством поступал в распоряжение колхоза. Каждый колхозник получал за свою работу долю колхозного дохода соответственно выработанным им трудодням.








    Как связано все то, что видит Никита, с его дедушкой и бабушкой? - Похожи ли фантастические существа, которые представляет себе Никита, друг на друга? Почему? Как эта непохожесть характеризует мальчика? - Расскажите, опираясь на текст, как Никита воспринимает окружающий его мир: земляные горы, старый пень, баню, чужого петуха, цветок, колья плетня, лопухи? - Дайте свое толкование: почему все, что окружает главного героя, кажется ему чужими и враждебными? Аргументируйте свой ответ. Ответьте на вопросы:












    Синквейн. А. Платонов «Никита» Алгоритм. 1-я строка - кто? что? - 1 существительное 2-я строка - какой? - 2 прилагательных 3-я строка - что делает? - 3 глагола 4-я строка - что автор думает о теме - предложение 5-я строка - кто? что? – итог - 1 существительное.


    Домашнее задание: 1. Подобрать пословицы о труде. 2. Игра «Авиаперелет» Пройдите по ссылке, сыграйте в игру. Внимательно читайте правила выполнения задания на каждом этапе! NG=RU Это интересно: Здесь можно посмотреть короткометражный фильм М.Никитина по рассказу А.Платонова «Никита»


    Информационные ресурсы: Картинки Слайд 6. (кадр из фильма М.Никитина) Слайд d30392f f6e696b e6a7067 Слайд 9. (кадр из фильма М.Никитина) Сканированные иллюстрации из книги А.Платонова Рассказы и сказки. Библиотека школьника, 2005 г. Слайд jpg Слайд 11,12,13. Сканированные иллюстрации из книги А.Платонова Рассказы и сказки. Библиотека школьника, 2005 г.


    • Цель урока:
    • образовательная: показать, как раскрывается тема детства в рассказе А. Платонова «Никита», раскрыть особенность мира ребёнка на основе образа главного героя рассказа А. Платонова «Никита»
    • развивающая: развивать умение вести дискуссию по проблемному вопросу, опираясь на аргументы литературного текста; совершенствовать умение отбора аргументов, подтверждающих определённую точку зрения; совершенствовать умение выразительного чтения художественного произведения; развитие творческого воображения, монологической речи;
    • воспитательная: воспитание внимательного и вдумчивого читателя.



    • - Какие чувства у вас вызвал рассказ?
    • - Случалось ли вам оставаться дома в одиночестве? Знакомо ли вам состояние Никиты, который остался один во дворе?
    • - Были ли у вас подобные встречи с окружающим миром?

    • После первого прочтения как бы вы определили:
    • - Тему рассказа?
    • - Основную мысль?
    • - Какие проблемы ставит автор в этом рассказе?

    • Объясните значение слов и выражений, которые употреблены в рассказе:
    • изба топилась по-черному,
    • изба,
    • изгородь,
    • колья,
    • колхоз,
    • овин,
    • околица,
    • сени,
    • трудодень.

    • 1. Мама уходит на работу.
    • Найдём ключевую фразу для этой части. («Ты живи смирно один»)
    • Какие чувства здесь испытывает Никита?
    • 2. Никита «живёт один».
    • 3) Кто живёт в бочке.
    • 4) «Доброе солнце».
    • 5) Колодезные жители.
    • 6) «Тайные жители» двора: змеи, пень, старая баня.
    • 6) Жёлтый цветок.

    • Почему Никите кажется, что всё вокруг живое?
    • - С кем из тайных жителей Никита разговаривал? О чём?
    • - Почему воображение мальчика поселило на солнце умершего дедушку?
    • - Каково было отношение Никиты к окружающему миру в начале рассказа?
    • (Строгим, но не агрессивным).
    • - Когда происходит первая заметная перемена в отношении мира к Никите?
    • (Сорвал цветок. Зачитать).
    • - Почему мир стал агрессивным?


    Найдём ключевые слова для каждого пункта плана.

    • 1. Теперь уж век буду с тобой вековать. Врага-неприятеля мы погубим, пора о тебе с матерью думать.
    • 2. Это ты всех хочешь сделать живыми, потому что у тебя доброе сердце.
    • 3. Тех ты выдумал, Никита, их нету, они непрочные, оттого они и злые. А этого гвоздя-человечка ты сам своим трудом сработал, он и добрый. Давай всё трудом работать и все живые будут.

    • Отец Никиты вернулся с войны.
    • Война – это разрушение, зло. Что отец Никиты считает добром?
    • (Добро – это прежде всего труд).
    • - Что означают слова Никиты: «Давай всё трудом работать и все живые будут».
    • (Если дело или вещь сделаны с усердием, с любовью, то в них живёт душа человека, который вложил в это свой труд).

    • - Во что верил отец Никиты?
    • (Никита останется добрым на весь свой долгий век).
    • А как вы думаете от кого зависит, каким будет человек? Что значит быть добрым?
    • (значит быть нужным).
    • Каким чувством теперь наполнена душа Никиты?
    • (Добро).

    • В какое время происходит действие рассказа? Как жилось людям? Только ли у Никиты было таким детство?
    • - Как вы сейчас понимаете тему рассказа?
    • (Послевоенное детство. Образ Никиты, который познаёт окружающий мир.)
    • Основная мысль:
    • Быть добрым – значит быть нужным.
    • Проблемы:
    • Добра и зла, каким быть.
    • Состояние Никиты в течение дня:
    • Одиночество, страх, добро.

    • Заслуга Андрея Платонова в том, что он показал на мир глазами пятилетнего ребенка. Это живой мир, где в каждом предмете он видит живое существо. Мир враждебный, он пугает его, потому что, оказавшись дома один, не находит никого, кто бы защитил его. Но некоторые предметы мира напоминают ему о родных и близких: о дедушке, об отце, тогда легче становится герою, он чувствует защиту. Тяжело ребенку, если рядом нет взрослых. С ласковым, добрым, мудрым и заботливым отношением взрослых в мир детства входит доверие, уверенность в себе, знания и умения. Так с приходом отца Никита понял важную истину жизни.

    • Я начинаю предложение, а вы продолжаете
    • Сегодня я убедился…
    • Сегодня я узнал…
    • Сегодня я учился…
    • Я задумался о том…

    • 1. Подобрать пословицы о труде;
    • 2. Выполнить рисунки к рассказу, озаглавить их;
    • Рассказ-путешествие по двору Никиты от первого лица.