Федор васильев художник картины биография. Художник Федор Васильев: биография, творчество и интересные факты. Творчество его было небольшим, но оно сложились в целый мир

Васильев Федор Александрович (1850-1873) - замечательный пейзажист. Васильев был сыном мелкого почтамтского чиновника в Петербурге; уже двенадцатилетним ребенком его отдали на службу в Главпочтамт за три рубля жалованья в месяц. Он с ранних пор пристрастился к рисованию. Молодой Васильев вскоре оставил службу и поступил в рисовальную школу Общества поощрения художеств, а несколько позже стал пользоваться советами И.Н. Крамского и И.И. Шишкина. В 1867 г. Васильев написал на Валааме несколько этюдов с натуры, которые были выставлены в Обществе поощрения художеств. В 1870 г. вместе с Репиным и Макаровым предпринял поездку по Волге и написал картины: “Оттепель”, “Вид на Волге” и “Зимний пейзаж”, доставившие ему известность. Зимой 1870 г. Васильев сильно простудился и у него обнаружилась чахотка. По приглашению графа Строганова он провел лето 1871 г. в имениях его в Харьковской и Воронежской губерниях, но здоровья своего не поправил. Общество поощрения художеств дало ему средства ехать в Крым; еще до отъезда Васильев был зачислен вольноопределяющимся учеником Академии художеств и получил звание художника 1-й степени с условием выдержать экзамен из научного курса. В Крыму Васильев провел два года и, кроме множества рисунков, написал две картины: “Болото” и “Крымский вид”, за которые ему была присуждена премия от Общества поощрения художеств в 1872 г. В сентябре 1873 г. он умер в Ялте от чахотки.

Все оставшиеся после него произведения, большей частью неоконченные, были раскуплены. Из альбомов его два были приобретены покойной императрицей Марией Александровной и два находились в библиотеке Академии художеств.

Летний жаркий день

Лето. Речка в Красном селе

Перед дождём

Болото в лесу. Осень

На острове Валааме

Волжские лагуны

Мокрый луг

Возвращение стада

В окрестностях Петербурга

Пейзаж со скалой и ручьем

Пейзаж с облаками

Берег Волги после грозы

Грозовые облака

Березовая роща к вечеру

Заброшенная мельница

Оттепель

После грозы

Пейзаж. Крым

Фонтан. Крым

Прибой волн

Заря в Петербурге

Федор Александрович Васильев прожил короткую жизнь, но вклад его в русское искусство велик: он оставил замечательные картины родной природы, где правдивость сочетается с тонким, проникновенным лиризмом.

Несомненный талант признавали за ним все современники: и художники, и критики. Крамской сравнивал его со сказочным богачом, не знающим счета своим сокровищам и щедро и безрассудно бросавшим их, где попало. Перед его холстом, особенно когда он писал или переписывал облака, в изумлении останавливались и Крамской, и Репин. В его пейзажах всегда присутствует живое волнение художника, влюбленного в красоту природы.

Будучи художником из круга Алексея Саврасова, Васильев трогательно и лирично воспевал природу родного края. Картины Федора Васильева сохраняют для потомков собирательный образ родной природы.

Такая короткая жизнь!

Да, жизнь художника Федора Васильева была действительно очень короткой: он прожил всего двадцать три года. Но еще меньше было отведено ему на творчество - всего пять лет. Однако творческое наследие художника позволяет восхищаться его проникновенностью и глубиной.

Васильев родился неподалеку от Петербурга, в маленьком городке Гатчина 10 февраля 1850 года. Отец его был мелким почтовым чиновником.

У Федора рано проявилась способность рисовать. Это увлечение в последствии определило его судьбу. С двенадцати лет Федор Васильев был вынужден пойти на службу в почтовое ведомство, на Главпочтамт. Однако проработал там недолго, бросил службу и начал обучение в Рисовальной школе Общества поощрения художеств. Вечерами он еще работал в реставрационной мастерской П. К. Соколова. Эта работа дала дополнительные возможности обучения на практике. Кроме Соколова на творческое становление художника оказали влияние такие мастера живописи как Иван Николаевич Крамской и Иван Иванович Шишкин, преподававшие в рисовальной школе. Оба они принадлежали к течению передвижников, покинувших стены Академии Художеств из-за несогласия с традициями и взглядами на искусство, сложившимися в академической школе. Именно благодаря этому и была открыта Рисовальная школа, среди основателей которой числились Крамской и Шишкин.

Два пейзажиста: история дружбы

Шишкин был не только преподавателем у Васильева, а вскоре после знакомства стал дружен с его семьей, в которой еще было два брата и сестра Евгения. Позже И. И. Шишкин породнился с Васильевым: его жена Федору Васильеву приходилась родной сестрой.

И. И. Шишкин много времени уделял Федору, приобщая его к пейзажной живописи. Одним из важных событий в судьбе Васильева стала поездка с Шишкиным на Валаам. Поездка на этюды состоялась летом 1867 года, а в следующем году Шишкин провел лето вместе с семьей Федора Васильева в Константиновке.

Именно благодаря Ивану Ивановичу Шишкину Васильев научился наблюдать природу и различать в ней малейшие детали и нюансы. Именно с тех пор в душе юного художника сложилось лирическое восприятие русской земли, особое умение становиться с окружающим миром одним целым.

Дань великому мастеру

Именно Иван Иванович Шишкин с Иваном Николаевичем Крамским и писателем Григоровичем после смерти Федора Васильева организовали его посмертную выставку. Все картины с этой выставки были раскуплены. Известно, что сам Павел Третьяков, основатель и хозяин галереи живописи, известной нам сейчас как Третьяковская галерея в Москве, купил сразу восемнадцать полотен. А позже еще часть полотен приобрел у наследников. Деньги, вырученные за картины, были отданы Обществу поощрения художеств в погашение долга Васильева, часть - Третьякову также за долги, а все, что осталось, было отдано матери пейзажиста.

И. И. Шишкин установил на могиле Федора Александровича Васильева на Поликуровском (Старомасандровском) кладбище в Ялте надгробный памятник. До нашего времени памятник этот не дошел, так как могила была утеряна в годы Великой Отечественной войны, а позже найдена, но уже без надгробия. Современный памятник был установлен только в 1963 году и не повторил предыдущий.

Ф. Васильев и И. Репин: учитель и ученик

Важную роль в формировании личности и мастерства художника сыграл и еще один знаменитый живописец - Илья Ефимович Репин.

Он совершил вместе с Васильевым путешествие по приволжским землям. Репин, являясь мастером бытового жанра, был и очень хорошим пейзажистом. В течение целого месяца они не только наслаждались волжской природой, но и писали удивительной красоты пейзажи мест, в которых останавливались. В пейзажах юный Репин старался "рабски подражать" восхищавшему его Васильеву. Активность и хваткость, зоркий глаз все подмечавшего художника, точность штриха и линии, огромная работоспособность и неимоверное трудолюбие, удивительное видение момента и места - вот что поражало Репина в Васильеве. В своих воспоминаниях он даже называл его учителем, которому стремились подражать все участники поездки.

Роль графа Строганова в судьбе Федора Александровича Васильева

В 1969 году к творчеству молодого художника проявил особое внимание граф Строганов. Павел Сергеевич не только приобретал его картины, но и пригласил к себе в имение Знаменское Тамбовской губернии.

В 1971 году, когда Васильев сильно простудился после катания на катке и мучился сильнейшим кашлем, Строганов был очень обеспокоен его состоянием. Врачи поставили страшный диагноз - туберкулез легких. Граф Петр Сергеевич пригласил Федора Александровича Васильева летом в свое имение в Харьковской губернии, понимая необходимость смены климата. Однако это не смогло помочь Васильеву выздороветь.

Тогда Строганов отправляет Федора Васильева в Ялту, где больной художник продолжает подрывать свое здоровье, проводя за работой по 10-12 часов в день. Способствует такой насыщенной деятельности и приезд в Ялту Крамского, не меньшего трудоголика, чем Васильев. Все это приводит к полному истощению организма молодого живописца. Талантливый и не полностью реализовавшийся художник Федор Васильев умирает весной в 1873 году.

Характеристика творчества

Полотна Федора Васильева хоть и относятся к периоду передвижничества в живописи, но сильно отличаются от картин мастеров-передвижников, прежде всего, особенностью работы с цветом. Вместо скупого и сдержанного колорита живописец экспериментировал со "смежными тонами". Потому картины Васильева характеризуются яркостью и насыщенностью цветового решения.

Творчество живописца можно условно разделить на периоды: до "Оттепели" и после "Оттепели" по характеру композиционного построения. В ранних работах Федора Васильева используется трехплановое построение картины, а в "Оттепели" он его уже не использует, чем достигает особого эффекта в передаче своего нового видения природы и мира. Что же касается "крымского" цикла работ, то следует отметить, что необычную красоту южной природы мастер оценил не сразу, а долго шел к этому.

Картина, которая принесла знаменитость

У каждого художника, наверное, есть картина, после написания которой "он проснулся знаменитым". Такой картиной в творчестве Федора Васильева стало полотно "Оттепель", написанное в 1871 году, за два года до смерти. Полотно уже тогда было наполнено ощущением трагичности и безнадежности.

На картине изображена уходящая к горизонту извивающаяся змеею разбитая сельская дорога, изъезженная санями и телегами. Какое время года отражено в полотне? Скорее всего зима в период оттепели, но, возможно, и ранняя весна. В обоих случаях мотив оттепели или наступающей весны кажется надеждой художника на выздоровление или на светлый путь в неизвестную пока еще даль... Чахлые кусты и спящие мрачные деревья, полуразвалившаяся избушка на обочине - как будто символ тяжелого периода в жизни мастера, а два человека - ребенок с его восторженным и наивным светлым мировосприятием и старик, умудренный опытом, с философским отношением к жизни - аллегория "я" художника "раньше" и "сейчас", пришедшего в результате долгого переосмысления своего отношения к мирозданию.

Картина сейчас экспонируется в Третьяковской галерее. Она выполнена маслом на холсте, и имеет небольшие размеры - 55,5Х105,5 см.

Шедевры: картина Федора Васильева "Мокрый луг"

Эта картина была написана Васильевым уже в Крыму, но посвящена природе центральной России. Мастер очень тосковал по любимым местам и написал ее по памяти. В какой-то мере образ созданной в этом полотне природы является собирательным, таким, каким он сформировался за годы творчества в представлении автора. Но места Васильев изобразил вполне реальные - он опирался на зарисовки, сохранившиеся в маленьком блокнотике, который всегда находился в его кармане.

Удивительно цвето-световое решение картины: использование огромной палитры оттенков зеленого цвета, едва уловимый, но вполне явный источник света, словно проникающий сквозь молочно-белый оттенок, дающий свету чуть желтоватый, почти кремовый тон.

Такой родной всем нам пейзаж! Еще не очистившееся от пронесшейся грозы небо, но сквозь тучи уже просвечивает лучик солнца, высвечивающий светлыми бликами цветы на переднем плане полотна, зеленый покров луга, омытый дождем и часть водоема - в правой части картины. Левая же ее часть, где изображены узенькая дорожка, ведущая к берегу, островки плакучих деревьев и туманный лесной массив на горизонте, еще остаются во власти прошедшего ненастья. Возможно, уехавший в это время в Крым на излечение автор отразил в произведении свою надежду на выздоровление, но однозначно, излил свою тоску по родной земле.

Эта картина была последней в серии полотен, изображающих природу центральной части российской земли. "Мокрый луг" Федора Васильева - полотно, которое было удостоено премии Общества поощрения художников.

Последняя картина в жизни

Этой картиной, закрывшей "крымский" цикл Васильева, стала работа "В крымских горах". И снова мы видим тонкую работу художника со световым решением картины: свет постепенно сгущается волнообразно - по направлению от нижнего правого к верхнему левому углу полотна, выхватывая бликом отстающую влево арбу, в которую впряжены два быка. Причем в освещенной зоне оказывается только передняя часть арбы с полулежащим в ней человеком в белом одеянии. Прочая часть транспортного средства и человек возле его колеса находятся в более темной зоне. Аналогично высветляется и верхняя часть картины: склон, покрытый травой, в правой части картины хорошо освещен, а вот ущелье слева находится в тени. При этом самая верхняя часть полотна - небо - освещена целиком. Но левый верхний угол слегка светлее. Источник света как бы изнутри, сквозь небеса, освещает землю, постепенно перемещая свет. Создается ощущение движения светового поля, и кажется, что вот-вот светом озарится все, что написал автор.

Эта работа была представлена на конкурс Общества поддержки художников, в котором заняла первое место. Написанная незадолго до смерти, работа кажется гимном восхождения к свету вечной жизни, к чему-то неизведанному, что ожидало Федора Васильева там, на небесах.

Фёдор Алекса́ндрович Васи́льев (10 февраля 1850, Гатчина, Российская империя - 24 сентября 1873, Ялта) - русский живописец-пейзажист.

БИОГРАФИЯ ХУДОЖНИКА

Фёдор Васильев родился 10 февраля 1850 года в городе Гатчине (ныне Ленинградская область) в семье мелкого почтового чиновника из Петербурга.

В двенадцатилетнем возрасте был отдан на службу в главный почтамт, где получал 3 рубля жалованья в месяц. С раннего детства проявлял способности и интерес к рисованию.

Бросил службу и поступил на учёбу в Рисовальную школу Общества поощрения художеств в Петербурге (1865-1868), в это время он совмещал занятия в школе по вечерам с работой у реставратора из Академии художеств П. К. Соколова. К окончанию учёбы Васильев вошёл в среду известных художников, особенно сблизился с Крамским и Шишкиным. Важным событием в этот период для юного художника стала его поездка на остров Валаам, где вместе с И. И. Шишкиным он проработал более пяти месяцев: с июня до поздней осени 1867 года.

В 1869 году состоялась поездка Васильева в Тамбовскую губернию, в имение графа П. С. Строганова село Знаменское (летом), и на Украину, тоже в имение П. С. Строганова, село Хотень (осенью). Эти поездки сыграли благоприятную роль в развитии самобытного таланта художника. В 1870 году Васильев вместе с художниками И. Репиным и Е. Макаровым предпринял поездку по Волге. Плыли по великой реке от Твери до Саратова, а творческую квартиру устроили в окрестностях самарского Ставрополя, напротив Жигулей.

Масса впечатлений и множество рисунков от этого волжского лета послужило основой для ряда картин, наиболее значимые из которых - «Вид на Волге. Барки» и «Волжские лагуны». По возвращении из поездки Васильев создаёт «Оттепель». Картина сразу стала событием русской художественной жизни. Её авторское повторение, в более тёплых тонах чем первый вариант, было показано на всемирной выставке 1872 г. в Лондоне.

Во время работы над картиной «Оттепель», зимой 1870 года, Васильев сильно простудился, у него обнаружился туберкулёз. По предложению графа П. С. Строганова художник провёл лето 1871 года в его имениях в Харьковской и Воронежской губерниях, но так и не вылечился. Общество поощрения художеств дало ему средства для поездки в Крым (ещё до отъезда Васильев был зачислен вольноопределяющимся учеником Академии художеств и получил звание художника первой степени с условием выдержать экзамен из научного курса). В Крыму Васильев провёл последние два года своей жизни.

В этот период он создаёт множество рисунков (карандаш, акварель, сепия) и картин. Центральное произведение о крымской природе - большая картина «В Крымских горах» (1873 г., Третьяковская галерея). В Крыму Васильев написал и значительные картины посвящённые природе севера: «Утро», «Заброшенная мельница», «Болото в лесу. Осень», «Мокрый луг» (1872, Третьяковская галерея). Художник работал много и напряжённо, порой в ущерб лечению. Это не способствовало выздоровлению и привело к трагическому концу.

Ф. А. Васильев скончался 24 сентября (6 октября) 1873 года в Ялте. Могила находится там же, на Поликуровском кладбище.

ТВОРЧЕСТВО

Он с ранних пор пристрастился к рисованию.

Творческое и духовное развитие Васильева шло так стремительно, словно он знал наперед, что судьба отпустила ему слишком мало времени и нужно успеть сделать как можно больше, не упустить из своего внимания и памяти ни одного мига, какой дарует жизнь.

Окружающие поражались его феноменальной одаренности.

Она проявлялась во всем — в быстроте и легкости, с которой воспринимались им профессиональные навыки и накапливались знания из самых разных областей. Удивляли его начитанность, знание предметов, умение глубоко судить о вещах сложных при том, что получить систематическое образование у него попросту не было. Природная одаренность позволяла ему все схватывать на лету, а глубокая натура перерабатывала знания в серьезную систему.

Васильев поступил в рисовальную школу Общества поощрения художеств, а несколько позже стал пользоваться советами и .

Если вы нашли неточности или желаете дополнить эту статью, присылайте нам информацию на электронный адрес admin@сайт, мы и наши читатели будем вам очень благодарны.

Гениальный русский пейзажист, исполнявший картины с лёгкостью Моцарта и «лёгкой статью» Пушкина. Фёдора Васильева называли гениальным мальчиком. Умер русский художник в 23 года. Его картины, при всей натуральности, были наполнены поэзией.

Родители художника жили в невенчанном браке. Отец, Александр Васильевич Васильев был бедным чиновником. Мать, Ольга Емельяновна Польнцева – мещанка. После рождения сына семья переехала в Петербург, что не улучшило материального благосостояния. Свой скромный заработок отец проигрывал в карты или пропивал. Уже в 12 лет Фёдор Васильев вынужден был пойти работать на почту. Получал 3 рубля и отдавал их матери. Когда Фёдору Васильеву исполнилось 15, после смерти отца, он становится единственным кормильцем матери, сестры и двух младших братьев. Рисовать он мог только вечерами и по воскресеньям.

Страсть к рисованию, целеустремлённый характер, решение стать художником подвигли Фёдора Васильева действовать осмотрительно и последовательно. В 1863 году он начинает посещать классы Рисовальной школы при Обществе поощрения художников. В это же время устроился на работу к реставратору Академии художеств П.К. Соколову. Знаменитый русский художник, Крамской, самый известный преподаватель, заметил необычайное дарование Васильева. Так Васильев, несмотря на свой юный возраст, идёт вровень со старшими членами организованной Крамским Артели художников, предшественницы Товарищества передвижных художественных выставок. Фёдор Васильев обладал искромётной способностью к импровизациям в рисунке, неиссякаемым остроумием поражал товарищей на вечерах Артели.

К нему всех тянуло, и он зорко и быстро схватывал все явления кругом

И. Репин

Друзей поражало то, как Фёдор Васильев умел держать себя. Он вёл себя так будто был, по меньшей мере, графом, вводя в заблуждение мало знавших его людей своим светским лоском и непринуждённостью в обращении. Однако художник тяжело переживал своё «двойственное» состояние, ведь с другой стороны по происхождению он был сыном мелкого чиновника, в паспорте которого не был записан в дети. В 1870 году Петербургская мещанская управа выдала Васильеву паспорт с отчеством Викторович, а не Александрович. Существует также версия, что Васильев был побочным сыном графа Павла Сергеевича Строгонова, но серьёзных подтверждений эта гипотеза не имеет.

В 1867 году Фёдор Васильев оставил занятия в Рисовальной школе. В свои 17 лет он был сложившимся художником, чьи работы вызывали восхищение. В июне этого же года, вместе с Иваном Шишкиным (позднее Шишкин женился на сестре Васильева Евгении), Васильев отправляется на остров Валаам, где он провёл полгода. Привезённые этюды с Ладожского озера были показаны на первой выставке Васильева от Общества поощрения художников. Эта выставка принесла русскому художнику славу в «узкопрофессиональных» кругах.

Слава и известность достались художнику сразу, его любили и в аристократических кругах, и среди петербургской богемы. Ему покровительствовал граф Строгонов, приглашая его жить в своих обширных имениях – на Тамбовщине и под Сумами. Весь свет носился с Фёдором Васильевым. Картины его раскупали лучше, чем картины его товарищей. Весёлый и бесшабашный художник безрассудно распоряжался свалившимися на него деньгами. Покупал невообразимые наряды себе, гостинцы матери, дорогие игрушки младшему брату. Друзья не доумевали, когда у него было время работать и работать много! Не обладая крепким здоровьем, художник едва выдерживал подобный ритм, со свойственным ему легкомыслием, не обращая внимание на «маленький сухой кашель», уже несколько лет по временам напоминавший о себе. Зимой 1871 года, разгорячённый катанием на коньках, Васильев наелся снега. Лёгкая простуда перешла в серьёзную болезнь лёгких и горла. Весною его обследовали врачи и, найдя у него чахотку, настоятельно рекомендовали ехать на юг.

Тоскую по России и не верю Крыму

Крым стал последним пристанищем художника. Деньги заканчивались, врачи запретили не только прогулки, но и переходы из комнаты в комнату. Чтобы не говорить, Фёдор Васильев использовал «разговорные тетради». Работать ему разрешали по часу в день.

Безнадёжно больной он мечтал о возвращении в Россию, вспоминал поездку с Репиным на Волгу в 1870 году.

Никогда ещё художник не работал так плодотворно, как в Крыму. Последние дни его скрашивали приезды и письма друзей. На исходе тихого крымского сентября 1873 года Фёдор Васильев тихо угас на руках матери.

На посмертной выставке Васильева, устроенной Крамским, случилось небывалое: все картины покойного двадцатитрёхлетнего мастера были раскуплены ещё до открытия экспозиции.

Для памятника над его могилой друзья сочинили эпитафию: «Щедро он был одарён могучим и дивным талантом. Чудною силою чувства и красок владел он в искусстве».

Известные произведения Васильева Фёдора Александровича

Картина «Оттепель» исполнена художником в 1871 году, находится в Государственном Русском музее, в Санкт-Петербурге. Картина «Оттепель» принесла художнику первую премию на конкурсе поощрения художников в феврале 1871 года. В апреле Васильев, по просьбе князя Александра Александровича (будущего императора Александра III), сделал копию. В 1872 году Академия художеств передала картину на Всемирную выставку в Лондоне.

Мы желали бы, чтобы г. Васильев приехал к нам в Лондон и написал бы наши лондонские улицы во время быстрой оттепели… Не он ли настоящий артист для этой задачи!

Корреспондент британской газеты

Картина наполнена лиризмом, который был свойственен картинам Саврасова, та же мягкость красок. Пожалуй «Оттепель» можно сравнить с шедевром Саврасова «Грачи улетели», написанным в том же году, но показанный на другой выставке – первой передвижной выставке. Рядом же с картиной Васильева экспонировался ещё один шедевр Саврасова – картина «Печерский монастырь под Нижним Новгородом». Однако эта картина получила лишь вторую премию, уступив работе Фёдора Васильева.

Ландшафт картины унылый и просторный, над ним нависло набухшее влагой небо. Старик и ребёнок усиливают ощущение покинутости и уныния. Низкая изба со слепым окошком и криво стелющимся из трубы дымом символизирует Россию, по слову классика, «всех краёв дороже» подлинно-русскому человеку. В пространство картины как бы вводят зрителя глубокие следы от полозьев саней, затопленные чёрной талой водой.

Картина «Заброшенная мельница» написана Фёдором Васильевым в 1872 году, находится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. Жизнь в Крыму была трудной для художника не только из-за болезни и разлуки с русской природой, но и из-за редких встреч с друзьями и коллегами. Васильев много писал писем в Москву. Для исследователей его творчества это не заменимый источник сведений о его картинах. Однако, «мельница» не была озвучена в письмах автора. По какой причине, неизвестно. На выставке Васильева, когда практически все работы были раскуплены, на мельницу никто не обратил особого внимания, а позднее картина была признана одной из лучших работ мастера.

В картине очевидны украинские черты. Над эскизами Васильев работал в имении графа Строгонова, а закончил картину в Крыму. Сама мельница не выглядит такой уж заброшенной, крыша ещё не обветшала, цело и мельничное колесо. Заброшенность видна в окружающей обстановке. И птицы и животные чувствуют себя здесь привольно, мельница давно «необитаема». Чёрная лодка на глади пруда напоминает о малороссийских приданиях, связанных с мельницами, мельничными прудами (в которых девушки топились из-за несчастной любви) и о мельниках колдунах.

Картина «Болото в лесу. Осень» написана в 1872 году и хранится в Государственном Русском музее, в Санкт-Петербурге. Это полотно не было дописано. «Болото в лесу» тоже, как и «Заброшенная мельница» является потаённой работой автора. Только лишь раз, в письмах друзьям, Васильев упомянул, что начал писать картину «Болото большое». Картина звучит чистыми красками среднерусской осени. И самая важная деталь пейзажа – болото, к которому художник был привязан.

О, болото, болото! Как болезненно сжимается сердце от тяжёлого предчувствия! Ну, ежели не удастся мне опять дышать этим привольем, этой живительной силой просыпающегося над дымящейся водой утра? Ведь у меня возьмут всё, всё, если возьмут это. Ведь я, как художник, потеряю больше половины

Ф. Васильев в письме Крамскому

«Болото» Васильев написал в Крыму по привезённым из России наброскам. Однако в картине есть удивительный «эффект присутствия» - одной только силой мысли и своего творческого воображения художник переносится в болотистый и берёзовый край. В картине мастера-колориста пламенеющая осенняя листва выигрывает от соседства насыщенно-свинцовой тучи. Едва намеченные цапли на переднем плане, кажется, перелетели сюда из «Заброшенной мельницы». Основная вертикаль композиции картины задаётся могучими деревьями, как бы подпирающими своими ветвями небо.

Картина «В Крымских горах» написана в 1873 году, хранится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. Безусловно, Россия со своими лесостепными ландшафтами была основным источником вдохновения для художника. Но есть и несколько крымских работ, превосходно выполненных художником. Самая лучшая из них – картина «В Крымских горах», одна из последних картин Васильева. Эта картина сразу была замечена критиками и зрителями на выставке в Петербурге. Картина отличается от других картин не броскими красками, спокойствием и величавостью. В ней автор смотрит на Крым по новому, хотя и ищет русские черты.

Симфония величия природы

И. Крамской

Стройные сосны имеют в своём облике нечто северное (крымские сосны, как правило, несколько ниже и разлапистей), что, возможно, и пленило тосковавшего по России художника. Задний план несколько затуманен низко опустившимися облаками – это придаёт картине величественность и одновременно указывает на то, что перед нами именно высокие горы. Далеко внизу мы видим ещё одну группу высоких сосен, звучащую как бы эхом сосен переднего плана. Животные идут в горы медленно, через силу, татарин слез с повозки, чтобы облегчить их учесть.

Шедевр Васильева Ф.А. – картина «Мокрый луг»

Картина исполнена в 1872 году, находится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. В первую зиму 1871-72 годов, проведённую в Крыму Васильев в написал эту картину. По его замыслу картина должна была экспонироваться на выставке Общества поощрения художников, которое выделило средства на поездку Васильева в Крым. Ещё до завершения картина нашла своего покупателя. Им стал князь Николай Константинович (в 1874 году его объявили сумасшедшим и выслали из Петербурга сначала на Урал, а потом - в Ташкент). Картину также хотел заполучить П. Третьяков, которому Васильев в то время был должен тысячу рублей, он просил мастера прислать ему работу ещё до выставки в Петербурге. Васильев не успел выполнить его просьбу и 20 февраля попавшей прямиком на выставку «Мокрый луг» увидел Крамской, пришедший в восторг. Третьяков назначил цену картины тысячу рублей (такую цену назначил автор) и выкупил её у князя.

В этой картине Васильев мастерски выстраивает воздушную перспективу, искусно приглушая цвета и затуманивая даль, в которой теряется далёкая земля с пятнами невысоких деревьев. Так плоскость холста превращается в осязаемую трёхмерную реальность.

Я не знаю ни одного произведения русской школы, где бы так обворожительно это было сработано. И потом счастливый какой-то фантастический свет, совершенно особенный, и в то же время такой натураыльный, что я не могу оторвать глаз <

И. Крамской

Сквозной мотив русского художника во многих его картинах – ручьи, болотца, заводи. Картины «влажны» - почти на ощупь. Вертикаль композиции задаёт большое дерево, оно сразу привлекает внимание зрителя. Без этого картина приобрела бы горизонтальную монотонность. С величием картины сочетается выписанная, детализированная трава с искрящимися каплями дождя. Динамику картины задаёт отброшенная тучей тень, увлекая внимание зрителя за собой.

  • Оттепель

  • Заброшенная мельница

  • Болото в лесу. Осень

Жизнь превосходного пейзажиста Ф. А. Васильева можно сравнить со вспышкой света. За свои двадцать три года он смог преобразить русский пейзаж, создав особый «лик» русской природы, который стал своеобразным национальным символом. В его гениальности никто никогда не сомневался. Она созвучна такой важной категории как «простота». Может быть поэтому его творчество проникает в душу каждого из нас.

Биография Ф. А. Васильева

Федор Александрович Васильев родился в 1850 году в Гатчине (бывшей резиденции императора Павла I (1754-1801)) под Петербургом в семье бедного чиновника Александра Васильевича Васильева. Вскоре после рождения сына Федора семья переезжает в Петербург.

Переезд только ухудшил ее материальное положение: большую часть заработка отец пропивал и проигрывал в карты. В 12 лет Федор устроился работать на почту. Заработанные деньги он ежемесячно отдавал матери на ведение хозяйства. Рисовать мальчик мог только вечерами или по выходным. После смерти отца Федор (ему в ту пору было пятнадцать) становится единственным кормильцем для матери, сестры и двух младших братьев.

С юных лет забота о других вошла в привычку и сформировала целеустремленность в характере Васильева. Решив стать художником, он поступал последовательно и осмотрительно. Подростком начал посещать вечерние занятия Рисовальной школы при Обществе поощрения художников. Одновременно пошел в помощники к реставратору Академии художеств П. К. Соколову.

Дарование юноши было сразу же замечено. Преподаватель И. Н. Крамской пригласил его в Артель художников (предшественницу Товарищества передвижных художественных выставок). Молодой юноша восхищал новых друзей остроумием и искрометностью в импровизации рисунка. В Артели к Федору относились как к равному.

И. Е. Репин вспоминал:

«К нему всех тянуло, и сам он зорко и быстро схватывал все явления кругом».

Друзей удивляла его манера держать себя. По происхождению разночинец (мать Ольга Емельяновна Полынцева – мещанка, отец Александр Васильевич Васильев – мелкий чиновник), он преподносил себя, по меньшей мере, графом. Трудно представить, как удавалось молодому человеку вводить в заблуждение своим светским лоском и непринужденностью в обращении тех, кто знал его недостаточно близко. Незаконному сыну (родители жили в невенчанном браке) приходилось тяжело переживать свое «двойственное» положение.

Впоследствии, когда в семье уже было четверо детей, А. В. Васильев обвенчался с О. Е. Полынцевой, но старшие Федор и Евгения остались незаконнорожденными (отец их не признал родными, и не вписал в свои документы). В 1870 году художник получил паспорт, выданный Петербургской Мещанской управой, где его записывают с отчеством «Викторович». Предполагают, что отцом Федора Васильева вероятно являлся граф Павел Сергеевич Строганов (художника связывали с графом довольно теплые отношения).

В семнадцать лет Васильев оставляет Рисовальную школу и отправляется с И. И. Шишкиным (познакомились они годом ранее) на Валаам. Здесь молодой художник проводит плодотворно счастливые полгода. Работы, написанные на Ладожском озере, по возвращению в Петербург, были представлены на выставке ОПХ. Первая выставка принесла Васильеву славу в художественных кругах.

Художник был городским жителем. Летом 1868 года он отправился в Константиновку близ Красного села под Петербургом. Знакомство с деревенской жизнью подарило ему новые замыслы. Впечатления этого года отразились в картинах «После грозы», «Деревенская улица», «Возвращение стала».

В 1869 году за картину «Возвращение стада» он награжден первой премией на конкурсе ОПХ. Это был вполне сложившийся живописец, картины которого вызывали неподдельное восхищение. Он был исключением из правил. Считается большой редкостью в искусстве, когда юный талант становится сразу понятен публике. «Гениального мальчика» с честью принимали в аристократических кругах и среди петербургской богемы.

Граф Строганов, покровительствующий художнику, приглашает его жить в свои обширные имения на Тамбовщину и Хотень. Эти поездки сблизили Васильева с деревней и среднерусской природой. Художник описал свое отношение к деревне в письме приятелю:

«Я всем наслаждался, всему сочувствовал и удивлялся – все было ново… Из-за угла рощи вдруг выплыла деревня и приковала все внимание: крошечные, крытые соломой домики, точно караван, устанавливались в беспорядочный и живописный порядок. По улице стояли журавли (колодцы) с натоптанною около них грязью и колодою, у которой валялись свиньи, мылись дети, и расхаживала всякая домашняя тварь».

В этих наблюдениях, как и в деревенских картинах отсутствует критическая нота. Впечатления пейзажиста полны восторженности и непосредственности.

В 1870 году Васильев вместе с И. Е. Репиным и Е. К. Макаровым отправляется на Волгу.

С 1871 года художник поступает в качестве вольноприходящего ученика в Петербургскую Академию художеств. На конкурсе Общества поощрения художников он получает первую премию за картину «Оттепель».

Работы Васильева раскупаются нарасхват. Веселый по натуре, художник бесшабашно распоряжается свалившимися внезапно большими деньгами: тратит их на умопомрачительные шляпы и костюмы себе, игрушки для братьев, подарки для матери…

Богемная жизнь все больше привлекает художника. Однако он находит время и для увеселений, и для работы. Не имея крепкого здоровья (в детские годы его семья жила в сырой квартире на Васильевском острове), Федор Александрович едва выносит бешенный ритм и с легкомыслием относится к продолжительному «сухому кашлю».

Однажды зимой в 1871 году, разгорячившись от катания на коньках, он по-мальчишески съедает несколько пригоршней снега, которые в дальнейшем сократили его жизнь на десятки лет. Сразу после зимней прогулки живописец почувствовал недомогание. Чуть позже легкая простуда переросла в серьезную болезнь. Весной врачи обнаружили у него чахотку и порекомендовали лечиться на юге. Вероятно, молодой человек пренебрег советами врачей и вместо Ялты он поехал в имение графа Строганова под Сумами, Хотень. Это было в конце мая.

В июле Хотень оказалась «недостаточным югом» и художнику пришлось ехать в Крым, последнее вынужденное его пристанище. Деньги стремительно кончались. Силы истощались. Врачи запретили прогулки и перемещения из комнаты в комнату. И вот уже они советуют ему сократить работу до часа в день. В 1872 году Академией художеств Васильеву присваивается звание художника I степени с обязательством выдержать экзамен по научному курсу. В Крыму художника навещают И. Н. Крамской и П. М. Третьяков.

Состояние ухудшалось: ему было запрещено разговаривать, чтобы не утруждать горло (в последние месяцы он пользовался «разговорными тетрадями»). Болезнь одолевала, а художник надеялся на отсрочку конца, хотя жизнь уже представлялась ему конченной. Мать ничего ему не говорила, ни того, что сообщали ей врачи, ни того, о чем она догадывалась сама. По ее тихим, печальным шагам и по постаревшему лицу, Васильев все понимал.

Он тосковал по России, вспоминал о поездке с друзьями на Волгу. Вот строчки из письма И. Н. Крамскому:

«Тоскую по России и не верю Крыму».

Последние дни скрашивала работа, письма и приезды друзей. Мечтал художник когда-нибудь снова увидеть Россию, но его жизнь неумолимо угасла на руках матери. Федор Александрович Васильев умер в 1873 году на заре своей славы.

Крамской писал:

«Он умер на пороге новой фазы развития своего таланта, очень оригинальной и самобытной. Я думаю, что ему суждено было внести в русский пейзаж то, что последнему не доставало и не достает: поэзию при натуральности исполнения».

Посмертная выставка Васильева, организованная Крамским, не состоялась. Картины мастера были раскуплена до ее открытия.

«Оттепель» (1871)


Бескрайние русские просторы. На переднем плане проснувшаяся от весеннего тепла река. Вся ее рыхлая поверхность расчерчена глубокими следами от полозьев саней, затопленных темной талой водой. Изгибаясь река уводит зрителя в глубь картины, увеличивая ее пространство. За рекой стоят могучие сосны-великаны, за ними дружные ряды деревьев расходятся вширь, образуя границу между бесконечной седой равниной и огромным небом с густыми, низко повисшими от влаги облаками.

У самого берега реки примостилась избушка со слепым окошком. На крыше еще лежит снег. Из трубы криво стелется уходящий в небо белый дым. Лестница, приставленная к крыше, покосилась. Даже ей стало скользко. На другой берег только что прилетели грачи-разведчики. Они купаются и проворно бродят в поисках корма. Вот-вот сядет на землю показавшаяся вдали большая стая грачей. Предвестников весны вышли встречать старик и девочка. Стоящие посреди реки, они придают пейзажу некое уныние. Летящий навстречу зрителю грач с расправленными крыльями, подтаявшая река как бы оживляют картину, подтверждая приближение долгожданной весны.

Картина «Оттепель» имела огромный успех в художественных кругах. Спустя два месяца после получения премии на конкурсе ОПХ Васильев выполняет ее копию по просьбе великого князя Александра Алекcандровича (Александра III). В 1872 году «Оттепель» доставляется Академией художеств на Всемирную выставку в Лондон. В одной из британских газет писали:

«Мы желали бы, чтобы г. Васильев приехал к нам в Лондон и написал бы наши лондонские улицы во время быстрой оттепели… Не он ли настоящий артист для этой задачи!»

В пейзаже Васильева даже неискушенный в пейзажной живописи зритель заметит глубокие знания природы и русской действительности, присущие А. К. Саврасову. «Оттепель» по художественному стилю напоминает самое знаменитое полотно . C васильевским пейзажем экспонировалась картина А. К. Саврасова «Печерский монастырь под Нижнем Новгородом», которая получила тогда вторую премию.

«Заброшенная мельница» (1872)


Перед нами старый мельничный пруд в окружении диких зарослей кустов и деревьев. Заброшенный вид придает вся окружающая пруд обстановка.

Под высокими кривыми деревьями стоит потемневшая от времени деревянная мельница. Ее крепкая крыша еще не обветшала. Сюда долгие годы не ступала нога человека. На болотной глади отражаются розовые облака. Стоящие в воде цапли чувствуют себя здесь настоящими хозяевами.

Черная лодка, затененная камышами, напоминает зрителю о малороссийских преданиях, согласно которым в мельничных прудах топились от несчастной любви девушки, превращаясь впоследствии в русалок.

Эскизы к картине создавались до отъезда в Крым в имении графа Строганова, Хотени. Сама картина была написана в Крыму во время болезни художника. Ф. А. Васильев тяжело переносил разлуку с русской природой. Он скучал по общению с петербургскими друзьями. Ему не хватало редких встреч с коллегами, поэтому в своей переписке с ними он делится планами на будущее, рассказывает о своих картинах.

В письмах Васильева, представляющих особую ценность, даны авторские сведения о работах крымского периода. «Заброшенная мельница» относится к ряду крымских полотен, но ни в одном из писем о ней не упоминается. Видимо эта работа была очень важна для мастера. Так получилось, что на посмертной выставке, до открытия которой все картины были раскуплены, на эту картину не обратили особого внимания. Спустя время «Заброшенная мельница» была признана одной из лучших работ художника.

«Болото в лесу» (1872)

Об истории картины мало что известно. Художник ничего о ней не сообщал в своем эпистолярном разговоре с друзьями. Написана она в том же году, что и «Заброшенная мельница». , стиснутая горами, вдохновляла художника меньше, чем подробности русского пейзажа.

Автор картины представил любимый болотистый и березовый край, оставленный им навсегда. На переднем плане изображено огромное открытое небу болото, где живут белые цапли. Пламенеющую осеннюю листву выгодно подчеркивает затянутое свинцовыми тучами небо.

В картине «Болото в лесу» Васильев выразил свою любовь к русской природе, к обширным полям, к влажным лесам, к чистым краскам среднерусской осени.

В письме Крамскому Васильев писал:

«О, болото, болото! Как болезненно сжимается сердце от тяжкого предчувствия! Ну, ежели не удастся мне опять дышать этим привольем, этой живительной силой просыпающегося над дымящейся водой утра? Ведь у меня возьмут все, все, если возьмут это. Ведь я, как художник, потеряю больше половины».

«В Крымских горах» (1873)

Пейзаж «В Крымских горах» — одна из последних работ творческого наследия художника. Здесь представлен новый, особый художественный взгляд Васильева на природу Крыма.

На переднем плане картины пыльная изъезженная дорога, по которой медленно тащится в гору повозка, запряженная волами. Уставшие животные идут через силу. Их хозяин идет позади повозки, подталкивая ее на трудных участках пути. По краям дороги торчат сухие сосновые ветки.

Центральное место в пейзаже занимают высокие сосны. Однако их облик больше напоминает северную природу России, по которой тосковал автор.

На заднем плане расположены огромные скалистые горы с низко опустившимися облаками, что придает величественность и таинственность.

Неслучайно Крамской назвал эту картину «симфонией величия природы».

«Мокрый луг» (1872)


Картина «Мокрый луг» написана в Крыму. Толчком к ее созданию стала сильная тоска художника по родине, одиночество и ощущение «неуютности» среди неродной южной природы. В основе работы лежат наброски, сделанные на Украине и воспоминания автора о среднерусских и северорусских местах.

Тихая вода в виде заводи, болота, ручья является сквозным мотивом творчества Васильева.

В картине «Мокрый луг» художник сосредоточил свое внимание на обычный луг, залитый водой после летнего дождя. Две трети полотна занимает небо с бегущими по нему синими и белыми облаками. Слева растянулся глинистый косогор. Справа изображены раскидистые деревья, которые как бы разделяют пейзаж на две части: природа после грозы и природа во время грозы. Так искусно показана перемена погоды.

На переднем плане показана болотистая заводь, окруженная травой, мокрой и искрящейся от осевших на нее капелек дождя. Погода начинает проясняться. Ветер стихает. Вот уже показалось солнце. Вода и воздух вдали как бы пронизаны его светом.

За деревьями раздаются раскаты грома. Затуманенная даль подсказывает нам о только что начавшемся там ливне.

Крамской писал о картине с восторгом:

«Я не знаю ни одного произведения русской школы, где бы так обворожительно это было сработано. И потом счастливый какой-то фантастический свет, совершенно особенный, и в то же время такой натуральный, что я не могу оторвать глаз».

Этот шедевр считается образцом русского реалистического пейзажа II половины XIX века. В нем чувствуется эмоциональная взволнованность и романтическая обобщенность автора, что нисколько не мешает реалистической передачи пейзажа.

Нельзя не отметить в полотне «невзрачность» сюжета, композиционную строгость, сдержанный колорит. Цветовое решение сводится к отношению зеленого и синего цветов. При этом мастерски передано тональное разнообразие. Васильев необыкновенно глубоко чувствовал тон. Он писал:

«Я до болезненности ощущаю вот эти тончайшие переходы одного тона в другой…».

В 1860-1870-е годы в русской живописи утвердился реализм. Васильев, Куинджи ушли от высоких сюжетов к изображению простой невыразительной русской природы. Изобразив на своем полотне обычную реку, простое болото или дерево, они создавали символы русской природы, наполненные глубоким смыслом, отвечающим представлениям художников о жизни страны, ее природном богатстве.

Творческий путь художника

Ф. А. Васильев привлек к себе внимание как художник в годы обучения в Рисовальной школе. О юном таланте Крамской писал:

«В рисовании и живописи с натуры он чрезвычайно быстро ориентировался: он почти сразу угадывал, как надо подойти к предмету, что не существенно, и с чего следует начать. Учился он так, что казалось, будто живет он в другой раз и что ему остается что-то давно забытое только припоминать. Работал он страстно; апатичность и рассеянность не врывались к нему в то время, когда в руках был карандаш, или, вернее, — механически, без участия сердца, он работать не мог».

Иван Николаевич Крамской был первым учителем Васильева. Вторым учителем, как утверждают современники, стал Иван Иванович Шишкин. Познакомились они в 1866 году и почти два года работали бок о бок на пленэре. Шишкин следовал традиции дюссельдорфской школы, Васильев же старался никому впрямую не подражать. Однако старший товарищ все же оказал значительное влияние на юного художника.

Благодаря спокойному и дотошному натурализму Шишкина некоторая «вспыльчивость» манеры раннего Васильева сменилась на сдержанную и вдумчивую поэтичность. Шишкин зародил в юном друге любовь к тщательному наблюдению природы и потребность в анализе.

По свидетельству Крамского, первые успехи Федора Васильева связаны с рисунком. В рисунке он показал себя талантливым мастером. Его многочисленные рисунки составляют ценность в художественном наследии России. Свои карандашные работы, обведенные рамками, он готовил, как наброски для будущих картин. В живописи он оставался больше рисовальщиком, работая небольшими кистями (по его мнению, маленькими колонковыми кистями «хорошо лепить и рисовать формочки»). Большие кисти художник не признавал. В его отношение к инструментарию живописца было немало от подхода рисовальщика.

Васильев проявил себя как живописец после Валаама, где проработал с И. И. Шишкиным несколько месяцев. Привезенные с Валаама этюды говорили о зрелости и сложившемся собственном мировоззрении юного живописца. Благодаря успешным валаамским наброскам Васильев на равных вошел в Артель художников. В Артели он познакомился с И. Е. Репиным, тогда студентом Академии художеств. Спустя время оба друга совершат совместное путешествие на Волгу. Идея поехать на Волгу принадлежала Васильеву, которому было известно о том, что Репин собирает материал по «бурлацкой теме».

В книге «Далекое близкое» Репин вспоминал:

«В продолжение десяти минут, если пароход стоял, его тонко заостренный карандаш с быстротой машинной швейной иглы черкал по маленькому листку его карманного альбомчика и обрисовывал верно и впечатлительно целую картину крутого берега с покривившимися над кручей домиками, заборчиками, чахлыми деревцами и остроконечными колокольнями вдали… Все ловит магический карандаш Васильева: и фигурку на ходу и лошадку на бегу, до самой команды парохода: «Отдай чалку!» Пароход трогался, маг захлопывал альбомчик, который привычно нырял в его боковой карман…»

Волжские просторы произвели на Васильева неизгладимое впечатление.

Крамской писал:

«Успехи его в это время были громадны. Он привез много рисунков, этюдов, начатых картин и еще больше планов. Хотя ни о чем нельзя было сказать, что вот то-то, например, вполне оригинально, сама манера работы была уже оригинальна».

Репин дал восторженную оценку васильевскому творчеству тех лет:

«Мы взапуски рабски подражали Васильеву и верили ему».

Лето 1870 года было безмятежно-счастливым. В июле 1871 года неизлечимо больной художник уезжает в Крым. Первое время он надеялся вернуться на родину, но с каждым месяцем надежда ослабевала. В августе 1871 года Крамской нашел Васильева осунувшимся, но переполненным новых планов. Крымский период стал наиболее значительным в творчестве художника. Васильев много работал, так как иначе жить он просто не мог. В Ялте он трудился над заказными работами, так как деньги уходили на лечение и проживание. Со временем ему открылась красота Крыма: высокий небосвод, ущелья, стесненные горными кручами, крымская дымка с тонущей линией схода неба и моря…

В это время он пишет:

«У меня до безобразия развивается чувство каждого отдельного тона, чего я страшно иногда пугаюсь. Это и понятно: где я ясно вижу тон, другие ничего могут не увидеть или увидят серое и черное место. То же бывает и в музыке: иногда музыкант до такой степени имеет развитое ухо, что его мотивы кажутся другим однообразными… Картина, верная с природой, не должна ослеплять каким-нибудь местом, не должна резкими чертами разделяться на цветные лоскутки…»

В другом письме Васильев рассказывает о крымской весне:

«Если написать картину, состоящую из одного этого голубого воздуха и гор, без единого облачка, и передать это так, как оно в природе, то, я уверен, преступный замысел человека, смотрящего на эту картину, полную благодати и бесконечного торжества, и чистоты природы, будет обнажен и покажется во всей своей безобразной наготе».

Васильев чувствовал себя посредником между природой и собой. Он не стремился к фотографически точному воспроизведению природы, создавая картины-воспоминания, картины-мечты в крымский период, и, тем не менее, ему были видны все оттенки состояний природы.

Васильева увлекали пограничные состояния природы. Во многих его работах («Берег Волги после грозы», «После проливного дождя», «Вечер перед грозой», «Перед дождем», «После дождя») зафиксированы мгновенные состояния пейзажа. Изображая дождь, ливень, грозу, он стремился представить эффекты, производимые ими на начальном этапе и в конце.

Жизнь гениального художника Ф. А. Васильева оборвала преждевременная смерть. По прошествии почти полутора веков со дня смерти, картины Васильева по-прежнему волнуют зрителя. По словам Николая Ге, Васильев открыл русской пейзажной живописи живое небо, а вся его «Моцартианская» судьба показала каждому, что жизненный счет ведется вовсе не на прожитые годы, а на то, насколько готов человек видеть, удивляться, радоваться, любить и творить.

Потрясающие картины Васильева оказывают мощное воздействие на детей и взрослых, вызывая восхищение. Они понятны ребенку дошкольного и младшего школьного возраста. О судьбе и творчестве Васильева нужно обязательно рассказывать детям. За свою короткую жизнь он оставил огромное творческое наследие.

Это был гениальный художник, которому удалось «обмануть» время.

Уважаемый читатель! Признаюсь, что писать о судьбе Васильева без слез и без восторга нельзя. Какие картины Васильева вам нравятся? Что привлекает вас в творчестве художника?