Презентация на тему " путешествие по эрмитажу". Панорама Государственный Эрмитаж. Виртуальный тур Государственный Эрмитаж. Достопримечательности, карта, фото, видео. Путешествие по эрмитажу с комиксом-экскурсоводом

Цели:

  • познакомить учащихся с произведениями культуры и искусства больших и малых народов;
  • воспитывать у учащихся чувство прекрасного, чувство гордости за свою страну, за соотечественников;
  • способствовать развитию творческих сил школьников, нацелить на самостоятельное приобретение знаний о русской культуре и искусстве.

Оборудование:

  1. На доске написан эпиграф: “Я входил в Эрмитаж, как в хранилище человеческого гения. В Эрмитаже я впервые, еще юношей, почувствовал счастье быть человеком. И понял, как человек может быть велик и хорош…” К. Паустовский.
  2. Слайды.
  3. Репродукции картин.
  4. Музыкальное сопровождение.

Ход классного часа.

1. Вступительное слово учителя.

Дорогие ребята, сегодня мы с вами совершим удивительное путешествие в один из крупнейших музеев России – Эрмитаж.

В переводе с древнегреческого музей, или мусейон, означает “храм муз”. В честь девяти муз, прекрасных и вечно юных спутниц бога Аполлона – покровителя искусств, древние греки создавали свои мусейоны, в которых можно было увидеть великолепные мраморные статуи, изящные произведения изобразительного и ювелирного искусства. Посещая их, люди восхищаются представленными там изумительными творениями прославленных мастеров и художников. Создатели музеев бережно сохраняют всё это великолепие не только для современников, но и для своих потомков. В наше время музеи являются культурно-историческими центрами, в которых собрано всё ценное, что создано человечеством за многовековую историю. Музей называют исторической памятью народа.

2. Исторический экскурс.

Ведущий I : В центре Санкт - Петербурга, на левом берегу реки Невы, находится Эрмитаж – крупнейший музей истории мировой культуры.

Эрмитаж – это удивительный мир, полный чудес.

Пройдя сложный путь от закрытого дворцового собрания до одного из крупнейших музеев, он хранит в своих стенах около двух миллионов семисот тысяч памятников культуры и произведений искусства, которые охватывают колоссальный исторический период от первобытного общества до наших дней.

Музей занимает пять зданий, под экспозиции отведено более трехсот пятидесяти залов.

Поистине Эрмитаж “ обширен и необозрим, как наша страна… его бесконечные анфилады текут, как русские реки, а его залы раскинулись, как необъятные равнины и моря”.

Среди музеев мира найдется лишь немного таких, которые могли бы поспорить с Эрмитажем объемом и многообразием своих коллекций. Собранные здесь сокровища знакомят с творчеством многих десятков стран и народов Востока и Запада.

Эрмитаж заботливо сохраняет в своих стенах мировые художественные ценности, проявляя уважение к тысячелетним достижениям культуры и искусства больших и малых народов, делает его предметом национальной гордости.

Трудно переоценить значение Эрмитажа для формирования человеческой личности в наши дни, когда его памятники стали общедоступным, всенародным достоянием.

Ведущий II : Из всех исторических событий, свидетелем которых стал Эрмитаж, ни с чем не сравнимыми, имевшими подлинно мировое значение были дни Великой Октябрьской Социалистической революции. Память о штурме Зимнего дворца хранят его стены и многие залы.

Мемориальной доской отмечена лестница подъезда, выходящего на Дворцовую площадь. Теперь она носит название Октябрьской. Главным образом именно по ней в ночь с 25 на 26 октября 1917 года устремились отряды красногвардейцев и революционных частей армии и флота, штурмовавшие дворец. Мемориальной доской отмечена и Малая столовая. На белом мраморе начертано: “ В этой комнате в ночь с 25 на 26 октября (7-8 ноября) 1917 года красногвардейцы, солдаты и матросы, взявшие штурмом Зимний дворец, арестовали контрреволюционное буржуазное Временное правительство”.

Специального внимания заслуживает то обстоятельство, что благодаря исключительно высокой сознательности революционных масс дворец остался невредим.

Ведущий III : Позднее особо значительным периодом в истории Эрмитажа явились годы Великой Отечественной войны и блокады Ленинграда. Силами сотрудников музея, с помощью многочисленных ленинградцев, художников, студентов коллекции в кратчайший срок были подготовлены к эвакуации. Спасению величайших ценностей было уделено особое внимание правительства страны.

В июле 1941 года двумя эшелонами в глубокий тыл (г.Свердловск) было вывезено 1118000 экспонатов, находившихся под наблюдением научных сотрудников. Оставшиеся экспонаты, вместе с поступившими на хранение в Эрмитаж из других музеев города, были укрыты под крепкими сводами подвалов. На местах пребывали лишь такие гиганты, как статуя Юпитера, Колыванская ваза и другие памятники, переноска которых угрожала их сохранности. В опустевших залах – бочки с водой, груды песка и различный противопожарный инвентарь да осиротевшие витрины и рамы, со специально оставленными на них этикетками. В исключительно тяжелых условиях блокады, под обстрелами и бомбежками, причинявшими музею большие повреждения, день за днем свершали свой подвиг сотрудники Эрмитажа. 10 октября 1945 года коллекции вернулись из эвакуации, и 4 ноября того же года состоялся торжественный общественный просмотр первых вновь открытых шестидесяти девяти залов. 8 ноября 1945 года Эрмитаж возобновил свою регулярную деятельность.

Ведущий IV : В наши дни Эрмитаж посещает ежегодно около трех с половиной миллионов человек.

В этом (2010 году) Эрмитажу исполняется 246 лет. Датой основания музея принято считать 1764 год, когда в Петербург прибыла крупная партия картин, приобретенная Екатериной II, у берлинского купца. Эта коллекция положила начало систематическому собирательству художественных ценностей, но она была далеко не первой из уже имевшихся в то время в России и позднее частично вошедших в состав Эрмитажа. Ныне в музее хранится немало первоклассных памятников искусства, приобретенных еще в петровское время. К их числу, прежде всего надо отнести всемирно известную “Сибирскую коллекцию Петра I”.

Если фасады Зимнего дворца и других эрмитажных зданий в основном сохранили свой первоначальный облик, то с интерьерами дело обстоит иначе. В течение двухсот лет назначение многих из них неоднократно менялось, что влекло за собой изменения и во внутренней отделке. Наиболее сложной оказалась архитектурная судьба Зимнего дворца, самого старого из строений, занимаемых ныне Эрмитажем. 17 – 19 декабря 1837 года, страшный пожар в три дня уничтожил весь огромный дворец, от которого остался лишь обгоревший остов. Уже 29 декабря 1837 года была создана особая комиссия по восстановлению дворца. Колоссальные по объему работы велись в исключительно сжатые сроки и были завершены менее чем за два года – всего лишь! Одновременно на строительство было занято 8 тысяч человек. Трудились днем и ночью.

3 . Заочное путешествие по Эрмитажу.

Экскурсовод I : Войдя в музей со стороны Невы через Главный подъезд Зимнего дворца в полной мере, ощущаешь барочный характер организации пространства.

Галерея, покоящаяся на мощных столбах, декорированных колоннами, направляет вошедшего к парадной лестнице <Слайд 1>(Презентацию можно спросить у автора статьи). От первой площадки марши растекаются на два рукава, заставляя зрителя повернуться и увидеть великолепие этой лестницы, занимающей почти всю высоту дворца, бесконечное разнообразие ее декора – зеркала, статуи, затейливую золоченую лепнину. На повороте к верхней площадке, снова соединяющей лестничные марши, внимание привлекают огромные колонны. Плафон с изображением богов Олимпа в облаках уводит взгляд ввысь. От Главной лестницы расходятся под прямым углом Невская и Большая анфилады.

Фельдмаршальский зал <Слайд 2>, начинающий Большую анфиладу, кажется торжественно застывшим в своем величии. В архитектурном решении царит логичность и ясность. Портики, расположенные по центру зала, указывающие путь от Главной лестницы к следующему Петровскому залу. Декоративное богатство придают сильно вынесенные карниз с балконом на нем, и три бронзовые люстры: большая, диаметром 2,66м и две малые двухметровые.

Следующий за ним Петровский, или Малый Тронный зал <Слайд 3>. Посвященный памяти Петра I, он в тоже время предназначался для малых приемов и был отделан с особой роскошью. Стены обтянуты алым, со временем потемневшим бархатом, вышитым серебром. Сплошной рельефный золоченый орнамент фриза включает короны, морские атрибуты и венки. Свод расписан изображениями российских гербов, уменьшающихся по мере приближения к вершине свода. Главным элементом в оформлении зала является большая ниша с закругленным сводом. В нем на возвышении стоит серебряное золоченое тронное кресло. За троном – картина, изображающая Петра I с богиней Минервой.

Экскурсовод II : Соседний с Петровским Гербовый зал <Слайд 4> неизменно поражает соей величественностью. Колоссальный зал в тысячу квадратных метров, не подавляет своей огромностью. Сочетание белого цвета с золотом делает его особенно нарядным и торжественным. По белым стенам зала попарно расположены золоченые колонны и пилястры, поддерживающие балкон с золоченым лепным орнаментом. Помещенные на торцовых стенах скульптурные группы воинов с гербами русских губерний на древках определяют название зала – гербовый. Щитки с гербами укреплены также на многочисленных люстрах, украшающих зал. В 1942 году взрывом фашистского снаряда зал был сильно поврежден. К 7 ноября 1946 года его полностью реставрировали.

Одним из самых прославленных интерьеров Зимнего дворца является Галерея 1812 года <Слайд 5>. Значение ее как памятника русской славы прекрасно определил А. С. Пушкин в известном стихотворении “Полководец”.

У русского царя в чертогах есть палата:
Она не золотом, не бархатом богата;
Не в ней алмаз венца хранится под стеклом;
Но сверху донизу, во всю длину, кругом
Своею кистию свободной и широкой,
Ее разрисовал художник быстроокой.
Тут нет ни сельских нимф, ни девственных мадонн,
Ни плясок, ни охот, - а все плащи, да шпаги,
Да лица, полные воинственной отваги.
Толпою тесною художник поместил
Сюда начальников народных наших сил,
Покрытых славою чудесного похода
И вечной памятью Двенадцатого года.

На стенах галереи в простых золоченых рамах размещены 332 портрета генералов, участников Отечественной войны 1812 года. Среди изображений центральное место занимают большие, в рост, портреты прославленных фельдмаршалов М. И. Кутузова и М. Б. Барклая де Толли. Вокруг расположены портреты их ближних сподвижников Багратиона, Ермолова и других. Пожар 1837 не пощадил галерею, однако портреты были спасены и после восстановления галереи архитектором Стасовым возвращены на свои места. Военная галерея – своеобразный памятник героическому военному прошлому русского народа.

Экскурсовод III : Георгиевский или Большой тронный зал <Слайд 6> можно без преувеличения назвать одним из самых совершенных интерьеров Зимнего дворца. Залитый солнцем двухсветный зал, сверкающий белизной мрамора, оттененного золоченой бронзой, покоряет торжественной величавостью, соответствующей его назначению. Зал занимает площадь в 800 кв. м. Литой орнамент из золоченой бронзы заполнил монументальные кессоны потолка, узоры которого повторяются в уникальном паркете, набранном из 16 редких пород дерева. В общий ритм включены также бронзовые люстры и мраморный барельеф, изображающий Георгия Победоносца, вмонтированный в стену над тронным местом.

Малахитовый зал <Слайд 7> по – своему неповторим. Но Малахитовый зал можно назвать уникальным, благодаря искусному применению в его отделку поистине сказочной красоты камня, не случайно вошедшего в уральские легенды. Использование столь ценного камня для украшения большого зала было связано с открытием в 1830-х годах на Урале огромных залежей малахита. Удивительно эффективно и нарядно смелое контрастное сочетание разнообразных оттенков зеленого камня с позолотой потолков, дверей, а также с малиновым цветом штофа мебели и занавесей на фоне беломраморных стен. В наши дни в зале экспонируются разнообразные изделия из малахита – канделябры, торшеры, вазы и другие, исполненные главным образом в первой половине XIX века.

Экскурсовод IV : Концертный зал <Слайд 8> создан в конце XVIII века на месте одного из пяти парадных покоев, построенных Ф. Растрелли. Он предназначался для концертов, откуда и происходит его название. Стены зала облицованы белым стюком. Фигуры античных муз и богинь, помещенные на карнизе и как бы продолжавшие колонны, созданы скульптором И. Германом вместо сгоревших. В зале экспонируются художественные изделия из серебра работы русских мастеров XVII – XX столетий. Обращает на себя внимание монументальная серебряная гробница Александра Невского.

Павильонный зал <Слайд 9> – один из самых нарядных в Эрмитаже. Здесь создан просторный светлый двухъярусный интерьер, украшенный аркадами, колоннами, декоративной скульптурой “фонтанами слез” и мозаичным полом. Своеобразная композиция зала, белизна его отделки в сочетании с золоченым фоном и обилием сверкающих хрустальных люстр усиливают парадность интерьера. В зале экспонируются русские и итальянские мозаичные столы и часы “Павлин”, работы английского мастера.

Экскурсовод V : Особенно большой известностью пользуется картинная галерея Эрмитажа, начало которой было положено в 1764 году. Дать полное представление о богатстве картинной галереи Эрмитажа, разумеется, невозможно. При отборе произведений мы стремились наряду с прославленными шедеврами включить ряд хотя и менее знаменитых, но выдающихся в художественном отношении картин, наиболее ярко характеризующих искусство отдельных стран.

Возрождение – эпоха, характерная полным изменением человеческого сознания, “породила, - по словам Энгельса, - титанов по силе мысли, страсти”. Одним из титанов был Леонардо да Винчи. О нем нельзя говорить только как о живописце. Он был одновременно механиком, архитектором, скульптором, химиком, астрономом и т. д. Живописных работ Леонардо, дошла до нас очень немного. “Мадонна Бенуа” или “Мадонна с цветком”. Картина была обнаружена в России, в Астрахани. Местный купец, не подозревая, что он приобретает, купил картину на распродаже имущества итальянского странствующего музыканта. Затем она по наследству перешла жене крупного архитектора Бенуа, которая и продала ее в 1914 году в Эрмитаж. Имя Бенуа так и осталось за картиной. В противоположность долеонардовской церковной традиции, это скорее не мадонна, а молодая мать, играющая с сыном и находящая в игре ту же радость, что и ребенок.

Когда Рафаэль писал “Мадонну Конестабиле”, ему было около 17 лет. Основная особенность картины – пронизывающее картину чувство лирики. Оно присутствует и в самом образе мадонны и в наивном пейзаже, мягко расстилающемся за ее спиной. В природе царит весна. Светлой зеленью покрыты невысокие холмы, на деревьях только начинают распускаться листья. Основная черта Мадонны – задумчивая ясность, вокруг нее – то же настроение. Избрав формой для своего произведения круг, Рафаэль соответственно строит свою композицию. Она вся выражена в мягких округлых линиях: плечо Мадонны, склоненная голова, второе плечо. Ее фигура поставлена строго в центре. Тельце младенца расположено под тем же наклоном, что и голова его матери. Это уже попытка разработки геометрического построения композиции.

О биографии Джорджоне мы знаем чрезвычайно мало. Известно, что он провел большую часть жизни в Венеции. Он был одновременно художником, музыкантом, поэтом. Столь разнообразная одаренность сказалась на его живописном творчестве: он один из немногих художников эпохи Возрождения, в чьем творчестве ощущается попытка передать настроение. “Юдифь” – одно из самых замечательных его произведений – изображает прекрасную европейскую девушку, спасшую свой народ от нападения врагов. Она соблазнила Олоферна, вождя армии, осаждавшей ее родной город, и когда он заснул, отрубила ему голову. Образ Юдифи очень сложен. Она одновременно величественна и скромна. В ней чувствуется гордость победительницы и грусть, вызванная совершенным поступком. Попирающей ногой голову Олоферна изобразил Юдифь Джорджоне. Вся ее поза подчеркнуто, женственна, в то время как рука твердо сжимает меч. Фоном для Юдифи служит многоплавный пейзаж с далеким горизонтом. Справа от нее изображены два дерева: могучий дуб и тоненькое, дрожащее под ветром, деревце. Вероятно это сопоставление женской слабостью Юдифи с непобедимостью ее противника.

“Возвращение Блудного сына” – это последняя крупная картина Рембрандта, его лебединая песня. Он создал ее, не оправившись от постигших его тяжелых потерь смерти сына и любимой женщины. Естественно, что тема родительского горя была ему близка. Художник выбрал тему из Евангелия. В одной из притч говорится о сыне, покинувшем кров отца ради веселой и беззаботной жизни. Перетерпев ряд невзгод, юноша вернулся в отчий дом. Старик отец, забыв свои несчастья и одиночество, радостно кидается ему на встречу. Рембрандт изображает отца старым, слабым, полуслепым. Он стремится увидеть сына, но не может. Лицо его полно страдания и радости. Руки бережно и любовно ощупывают, бережно притягивая к себе, коленопреклоненного мужчину. Вид последнего особенно жалок: голова покрыта коростой, пораженные ноги загрубели и опухли, одежда лохмотьями падает с плеч. Его лицо почти не видно. Он весь замер у ног отца, отдаваясь ощущению ласки. Убедительнее и ярче образов нет даже в творчестве самого Рембрандта. При свидании отца и сына присутствуют свидетели, однако они настолько второстепенны, что мало останавливают внимания. Этой картиной Рембрандт дает свой последний урок любви к человеку, понимания его и прощения его слабостей.

Никола Пуссен – крупнейший французский художник XVII века. Будучи очень образованным человеком, он везде находил “высокие примеры”, которые должны были воспринимать зрители его картин, или героические подвиги, которым они могли бы подражать. Обычно Пуссен, использовал для своих произведений сюжеты, связанные с гражданской доблестью, самопожертвованием ради своего народа или Родины. Одним из лучших произведений Пуссена является “Танкред и Эрминия”. Любящая рыцаря Танкреда Эрминия находит его тяжело раненым в поединке с мавром. Эрминия, с точки зрения людей XVI века, приносит своему любимому самую большую жертву, она отрезает ему на перевязку свои волосы, обладающие волшебной силой. Художник концентрирует все внимание зрителя на своих героев, заключая их в круг, разорванный телами лошадей. Эрминия бросается к Танкреду. На бегу отсекает себе волосы. Нагнувшийся к Танкреду оруженец как бы служит ему обрамлением.

Искусство Тициана – крупнейшего живописца венецианской школы – преисполнено громадной жизненной энергией. “Святой Себастьян” – одна из характернейших картин позднего Тициана. Согласно легенде, Себастьян был римским легионером, казненным за приверженность христианству. Тициан изображает героя: сильным, высоким; мускулистый мужчина жестоко страдает, но переносит мучения гордо, едва ли не спокойно. Зритель, кажется, физически ощущает, как вонзаются громадные стрелы, но Себастьян стоически переносит мучения, дух его не сломлен, он стоит, выпрямившись, его тело прекрасно, как тело атлета, только во взгляде поднятых к небу глаз можно прочитать, каких сил стоит Себастьяну его гордая выдержка. Тициан пишет всего тремя красками: черной, белой и красной, создавая с их помощью сложный живописный организм. Тело героя выделяется из красочной массы и в то же время с ней связано, подобно тому, как его образ и принадлежит миру страданий и мрака, и противопоставлен ему.

4. Заключительное слово учителя.

Итак, мы совершили с вами удивительное путешествие в прошлое, приобщились к художественной истории Санкт - Петербурга, почувствовали себя сопричастными к творчеству великих зодчих. Каждый из вас ощутил себя достойным наследником наших духовных ценностей.

Когда-то это был очень небольшой музей в составе Зимнего дворца, созданный Екатериной II исключительно для себя любимой и дворцовой знати. Такой культурный закуток для формирования утонченного вкуса избранных. И только после февраля 17-го Эрмитаж разросся до сегодняшних размеров и стал главным в этом ансамбле зданий между Дворцовой площадью и Дворцовой набережной. И пошел в него народ сплошным потоком, наслышанный о несметных сокровищах музея.

И они в нем действительно есть. По размерам своих фондов Эрмитаж стоит в одном ряду с самыми выдающимися музеями мира – около трех миллионов произведений искусства и памятников культуры. Начавшись с небольшой коллекции голландских и фламандских живописцев, Эрмитаж превратился в крупнейшее хранилище живописи и скульптуры, предметов ювелирного и прикладного искусства, коллекций нумизматики и оружия…

Конечно, ни сил, ни времени все это осмотреть, приехав в Питер на выходные, ни у кого не найдется. Эрмитаж для тех, кто знает толк в том, что в нем хотел бы найти и увидеть. А для «простых смертных» есть разные тематические экскурсии. Да и просто пробежаться по залам, подышать загадочной атмосферой высокого искусства, никому не помешает.

Но я бы советовал все же идти в него, подготовившись. Что-нибудь заранее почитать, разложить в голове основные школы и направления, запомнить некоторых авторов… Еще будет полезно побродить по виртуальному Эрмитажу на его официальном сайте. Там даже есть такая интересная функция, как создание собственной коллекции произведений, которые можно потом попробовать отыскать в бесчисленных залах и полюбоваться воочию. И только тогда, возможно, Эрмитаж тоже снизойдет до вас, станет «френдли» и поведет вас за руку в волшебный мир искусства. А Питер в вашем представлении обретет ту самую ауру «культурной столицы», о которой вы много раз слышали, но не могли понять, где же она…

Госуда́рственный Эрмита́ж - один из крупнейших и самых значительных художественных и культурно-исторических музеев России и мира. Находится в Санкт-Петербурге. Свою историю музей начинает с коллекций произведений искусства, которые приобретала в частном порядке российская императрица Екатерина II. Первоначально эта коллекция размещалась в специальном дворцовом флигеле - Малом Эрмитаже (от фр. ermitage - место уединения, келья, приют отшельника, затворничество), откуда и закрепилось общее название будущего музея. В 1852 году из сильно разросшейся коллекции был сформирован и открыт для посещения публики Императорский Эрмитаж. Современный Государственный Эрмитаж представляет собой сложный музейный комплекс. Основная экспозиционная часть музея занимает пять зданий, расположенных вдоль набережной реки Невы в центре Санкт-Петербурга, главным из которых принято считать Зимний дворец. Коллекция музея насчитывает около трёх миллионов произведений искусства и памятников мировой культуры, начиная с каменного века и до нашего столетия. Государственный Эрмитаж входит в первую двадцатку самых посещаемых художественных музеев мира.

Коллекция Екатерины Великой

Эрмитаж возник в 1764 году как частное собрание Екатерины II, после того, как ей были переданы из Берлина 317 ценных картин (по другим данным их было лишь 225) общей стоимостью в 183 тысячи талеров из частной коллекции живописи Йоханна Эрнста Гоцковского (Johann Ernst Gotzkowsky, 1710-1775), в счёт его долга князю Владимиру Сергеевичу Долгорукову. Среди них были полотна таких мастеров, как Дирк ван Бабюрен, Хендрик ван Бален, Рембрандт ван Рейн, Питер Пауль Рубенс, Якоб Йорданс, Антонис ван Дейк, Хендрик Гольциус, Франс Хальс, Ян Стен, Геррит ван Хонтхорст и другие произведения, в основном голландско-фламандской школы первой половины XVII века. Из 228 картин, переданных в Россию в 1764 году, сегодня в Эрмитаже сохранились по меньшей мере 96 полотен. Поначалу большинство картин размещалось в уединённых апартаментах дворца (ныне Малый Эрмитаж). Впоследствии апартаменты получили название «Эрмитаж». В 1769 году в Дрездене для Эрмитажа была приобретена богатая коллекция саксонского министра графа Брюля, насчитывавшая около 600 картин, в том числе пейзаж Тициана «Бегство в Египет», виды Дрездена и Пирны кисти Беллотто и пр. Важнейшую роль для Эрмитажа сыграла в 1772 году покупка Екатериной в Париже коллекции живописи барона Кроза. Это собрание во многом предопределило «лицо» картинной галереи. Преобладали картины итальянских, французских, фламандских и голландских мастеров XVI-XVIII века. В их числе - «Святое Семейство» Рафаэля, «Юдифь» Джорджоне, «Даная» Тициана, картины Рембрандта, произведения Рубенса, Ван Дейка, Джамбаттиста Питтони, Пуссена, пейзажи Клода Лоррена и работы Ватто. Коллекция живописи британского премьер-министра Уолпола, приобретённая в 1779 году, добавила ряд шедевров Рембрандта (среди них «Жертвоприношение Авраама» и «Немилость Амана») и группу портретов кисти Ван Дейка.…

Пожалуй, в России нет музея более известного и почитаемого в среде специалистов, чем Эрмитаж. Да и у простых туристов, вроде нас, он пользуется вполне заслуженным спросом, а потому был первым местом, которое мы посетили, приехав в Санкт-Петербург. В нашей стране имеется немало первоклассных музеев, но Эрмитаж, бесспорно, является самым большим собранием художественных ценностей не только у нас, но и, похоже, во всём мире. Его величественные залы и просторные хранилища вместили более трёх миллионов экспонатов, собранных за период двух с половиной веков.

Несмотря на этот факт, он не является самым посещаемым музеем в мире, а находится всего лишь в районе десятого места в общем рейтинге музеев. Думаю, что подобное обстоятельство связано с тем, что музей находится в России, стране не самой популярной для туризма, как показывает практика. Если бы музей стоял в Лондоне или Париже, то я бы ещё подумал на кого поставить... :) Ну, а пока Лувр и Британский музей занимают первые два места по числу посетителей в год.



01. Мне очень стыдно. Но только приехав в Санкт-Петербург, я узнал, что Эрмитаж располагается в здании Зимнего дворца.

02. Чтобы попасть в музей пришлось отстоять приличную очередь. Радует, что в стране такой спрос на искусство.

Я не был в Британском музее, но был в Лувре. Скажу честно, мне Эрмитаж понравился больше. И дело не в патриотизме, а в том, что даже если убрать из нашего музея все экспонаты, то он остаётся прекрасным дворцом, который стоит отдельного посещения. В то время как Лувр, как мне показалось, уже давно утратил колорит и роскошь дворцовых интерьеров.



03. Судите сами... Далее немного фотографий без комментариев. :)

04.

05.

06.

07.

08.

09. Георгиевский Большой Тронный Зал.

Что касается экспонатов и коллекций, то, как и Лувр до этого, Эрмитаж подавил меня, заставив задуматься о скоротечности жизни и несовершенстве человеческой памяти. Три миллиона экспонатов!!! 22 километра коридоров! Такой объём прекрасного невозможно воспринять целостно и запомнить. Можно приехать в Санкт-Петербург и годами изучать коллекции этого невероятного музея. После экскурсии по Эрмитажу, я как ни странно, чувствовал себя немного подавленным: голова гудела от объёма новых знаний и впечатлений, память пыталась их усвоить, и я, в очередной раз, осознал свою культурную безграмотность. Несмотря на то, что на детальный осмотр основной экспозиции человеку потребуется не один месяц, я пробыл в музее около четырёх часов. Потом наступила "перегрузка" и я просто потерял возможность остро воспринимать прелесть окружавших меня шедевров. Кое-что, я естественно сфотографировал. Специально не стал делать снимки самых известных полотен самых известных мастеров, а вместо этого сфотографировал то, с чем я познакомился впервые.



10. Очень много людей. У меня большие скопления людей отнимают почему-то силы.

Когда речь идёт о скульптуре, я почему-то тяготею к античности. Мне нравится представлять, как работали греческие мастера, впервые в истории человечества создававшие столь реалистичные и поражающие своей сложностью произведения. Неудивительно, что такое выдающееся мастерство породило миф о Пигмалионе.



11. Статуя Юпитера является одной из самых больших античных статуй сохранившихся до наших дней.

12. Геркулес – "новодел" XVIII века.

13. Афродита Таврическая

14. Дионис

Отдельным пунктом для меня всегда стоят картины в стиле "ведута", который так близки к моей любимой трэвел фотографии. Чаще прочих трогают меня картины этого жанра.



15. Антонио Каналетто. "Приезд французского посла в Венецию".

16. Бернардо Беллотто. "Вид Пирны с правого берега Эльбы".

17. Бернардо Беллотто. "Городской рынок Дрездена".

Можно бесконечно ходить по залам и коридорам дворца-музей, постоянно удивляясь и восхищаясь...



18. ...иногда деталями, как эта резьба по дереву на алтаре 16 века из Антверпена.

19. А иногда такими колоссальными шедеврами, как Колывановская ваза, самая большая в мире, выточенная и монолита зелёной яшмы, весящая более 19 тонн!

Я сознательно сделал мой очерк поверхностным и не стал писать развёрнутые простыни длинных текстов, как люблю обычно делать. Просто Эрмитаж такой объект, что в русскоязычной литературе он был описан множество раз и выдающимися специалистами, конкурировать с которыми такому дилетанту как я просто смешно. Кто захочет – без труда найдёт полную и исчерпывающую информацию об этом музее в сети. Ну, а я просто поделился свой прогулкой, не предполагая делать виртуальную экскурсию в рамках этого поста. Остаётся только позавидовать жителям Петербурга, которые имеют частую возможность посещать эту сокровищницу человеческого творчества.



20. Ну, а мы в тот день больше никуда не ездили. Весь оставшийся день переваривали впечатления. :)

Описание презентации по отдельным слайдам:

2 слайд

Описание слайда:

Цели и задачи: Расширить знания детей о культурных ценностях нашей страны Развивать гордость за культурное наследие России Духовно- нравственное воспитание

3 слайд

Описание слайда:

Однажды французский поэт и философ Поль Валери сказал о живописи как об искусстве, которое открывает перед нами вещи такими, какими они были однажды, когда на них смотрели с любовью. Именно такое ощущение появляется, когда смотришь на картины Эрмитажа. Этот музей удивительным образом собрал в себе художественные сокровища всех поколений от позднего средневековья и до наших дней. Более четырёх тысяч великолепных произведений, которые появились под кистью величайших мастеров из разных уголков мира. Это ли не считать настоящим богатством сегодняшнего времени?!

4 слайд

Описание слайда:

Эрмитаж восхитительным образом открывает перед ценителями высокого искусства благородство и элегантность западноевропейской живописи, роскошь и неподдельную искренность картин художников Фландрии и Голландии, богатый внутренний мир и теплоту сердец удивительных мастеров Англии и Испании XVII - XVIII веков. Среди всех полотен запоминаются чувственные и волнующие работы раннего итальянского Возрождения. Знаменитые художники ярко передали своё цветоощущение, которое сегодня отражает утонченные силуэты классических шедевров той эпохи и современной эстетики.

5 слайд

Описание слайда:

Особенно в коллекции Эрмитажа хочется отметить картины Анри Матисса. Этот художник с помощью своих полотен заставлял мир излучать удивительную красоту, ритмическую экспрессию и необыкновенное свечение. Казалось бы, его работы настолько просты, однако предельно упрощенные линии и формы показывают зрителю напряжение «кричащего» эмоционального мира. Такой подход наблюдается во многих работах, представленных в знаменитом музее. Но, несмотря на присущую им классику и органичность, живопись Эрмитажа полна яркой динамики. Именно такое сочетание футуризма и классицизма так притягивает внимание ценителей высокого искусства из всех уголков мира.

6 слайд

Описание слайда:

Коллекция Эрмитажа – немного истории Особенно знаменита и наиболее известная часть коллекции – это картинная галерея. Которая включает в себя произведения Леонардо да Винчи, Рафаэля, Микеланджело, Тициана, Рембрандта, Рубенса, Ренуара, Сезанна, Моне, Ван Гога, Матисса, Гогена. Сразу с момента своего создания коллекция Эрмитажа, как настоящая сокровищница, являлась очень важной для всех, кто интересовался историей и искусством. До получения статуса музея в 1852 году доступ в Эрмитаж был весьма ограничен. Так, А.С.Пушкин добивался возможности поработать с коллекцией через В.А.Жуковского, который работал учителем русского языка у принцессы Шарлотты (будущей жены Николая 1, императрицы Александры Фёдоровны). Начало истории музей берёт в 1764 году, когда императрице Екатерине Великой предложили в Берлине коллекцию в 255 картин, в счёт уплаты долга перед Россией. Сразу после этого Екатерина издала распоряжение скупать все ценные произведения искусства, выставлявшиеся на продажу. С тех пор коллекция постоянно увеличивалась.

7 слайд

Описание слайда:

Современный Государственный Эрмитаж – это сложный музейный комплекс, состоящий из шести зданий расположенных вдоль набережной реки Невы. Главным зданием является Зимний дворец. Музейный комплекс Эрмитаж состоит из 5 зданий. Все они проектировались и были построены под руководством лучших архитекторов своего времени. До сих пор великолепие, изящность и гениальность самих зданий Эрмитажа вызывает восторг у многих современных экспертов. Главное здание, Зимний дворец, бывшая резиденция российских императоров, было создано архитектором Расстрели в стиле барокко и построено между 1754 г. и 1762 г. Это роскошное и скрупулезно выполненное строение удивляет своим простором, в здании более 1500 залов, более 1700 дверей и более 1000 окон. Многие туристы, впервые побывавшие в Эрмитаже отмечают, что само здание заслуживает не меньшего внимания, чем сама коллекция.

8 слайд

Описание слайда:

Большой Эрмитаж включает в себя здание Эрмитажного театра. Оно было построено в 1787г. архитектором Кваренги, вдохновившегося достижениями зодчества Древнего Рима. Поэтому зрительные места здесь располагались в форме амфитеатра. Восхитительный мрамор розового и серого цвета, статуи Аполлона и девяти муз создавали ощущение античности. Во времена императрицы Екатерины 2 в театре ставились спектакли для родственников и приближенных, иностранных дипломатов и других знатных гостей. Перед началом спектаклей приглашенная интеллигенция неспешно прогуливалась по Эрмитажу, созерцая полотна Боттичелли, Леонардо, Рафаэля, Рембрандта и многих других мастеров. В настоящее время здесь устраиваются вечера балета с участием известнейших звезд сцены, концерты классической музыки, оперные вечера.

9 слайд

Описание слайда:

После правления Екатерины, при Николае 1, было возведено ещё одно здание этого величайшего музейного комплекса, названное Новым Эрмитажем. Его главный фасад, выходящий на Миллионную улицу, украшен мощными гранитными фигурами атлантов. Это первое в России здание, построенное специально для художественного музея.

10 слайд

Описание слайда:

Нельзя упустить возможность полюбоваться интерьером Золотой гостиной с озолоченными стенами. Здесь имеется коллекция резных камей, купленная Екатериной Великой у герцога Орлеанского. В малиновой гостиной организовывались вечера музыки, о чем напоминает отделка стен шелком с изображением музыкальных инструментов.

11 слайд

Описание слайда:

Продолжая экскурсию по музею, невозможно пройти мимо такого ценного экспоната, как Колыванская ваза. Ее вес составляет 19 тонн, а высота достигает 3 метров. Выполнена ваза на Колыванской фабрике в Алтае, путем длительного высечения (в течение14 лет) из монолита ревневской яшмы. Затем ваза была доставлена в Петербург и установлена в Эрмитаже.

12 слайд

Описание слайда:

Кроме всего этого, в Эрмитаже представлен просторный Двадцатиколонный зал, оформленный монолитными колоннами из серого гранита, с изящно оформленными римской мозаикой, полами. Здесь господствует разнообразие античных ваз и амфор. Наиболее известна чернолаковая Кумская ваза, называемая «Царицей ваз», размещенная в центре зала, под специальным стеклянным колпаком. Она посвящена богам плодородия, отличается красивым рельефом, сохранившим позолоту и следы ярких красок. Здесь же имеется небольшая, но вполне достойная внимания этрусская коллекция.

13 слайд

Описание слайда:

Очень интересной и запоминающейся будет экскурсия по первому этажу Нового Эрмитажа. Здесь предоставляется возможность увидеть замечательные коллекции античного искусства. Среди них статуя Юпитера, высота которой достигает более 3 метров, найденная на загородной вилле римского императора Домициана. Скульптура Венеры Таврической была приобретена у римского папы ещё во времена Петра 1 и считается первым античным памятником Российской Империи. Античному миру в музее посвящено более 20 залов. Искусство Древней Италии и Рима, Древней Греции, Северного Причерноморья выражено редчайшими коллекциями ваз, драгоценных камней, ювелирных изделий, скульптур, терракот.

14 слайд

Описание слайда:

Обширный музейный комплекс предоставляет уникальную возможность посетить Золотую и Бриллиантовую кладовые, свято хранящие изделия из драгоценных металлов и камней. Многочисленные экспонаты доставлены из самых разных стран и являются элементами их истории – от эпохи скифского и греческого золота до современных ювелирных изысков. Завораживают взгляд фантазии искусных ювелиров, воплощенные в чудесном разнообразии браслетов, афинских перстней, табакерок, бонбоньерок, несессеров, драгоценного оружия, предметов роскоши российских цариц. Также можно увидеть золотые изделия и драгоценности членов императорской семьи Романовых, памятники церковного искусства, дипломатические подарки русскому двору, изделия известной фирмы «Фаберже». Созерцая собственными глазами все это великолепие, невольно возникает мысль о том, насколько одухотворенно выражается мастерство композиций художников и скульпторов, и как немыслимо виртуозно их техническое исполнение. Эрмитаж – обитель ожившей истории, после посещения которой каждый хранит впечатления от увиденного всю оставшуюся жизнь.

15 слайд

Описание слайда:

Мадонна Бенуа Эта картина, названная по имени один из ее прежних владельцев, отличается от Мадонн других художников более темными цветами и тонкостью передачи света. В эскизах этого периода Леонардо пытался передать впечатление движения, движение передано и здесь. Картину только что завершивший обучение молодой художник Леонардо да Винчи написал во Флоренции в конце семидесятых годов пятнадцатого столетия. Ее приняли с восторгом, сделали много копий, а в начале шестнадцатого века… потеряли. Художник Леонардо да Винчи Мадонна Бенуа 1475-1478

16 слайд

Описание слайда:

Мадонна с гвоздикой Мадонна дель Гарофано, или дель Фьори(«с гвоздикой» или «с цветкoм») написана в ранний период творчества, когда ещё было сильно влияние работ учителя Верроккио и работ старых голландских мастеров, расценена, как первая независимая работа. Авторство подтверждено. Вазари отмечает деталь, поразившую его: «Графин с цветами, наполненный водой. Отпотевание воды на поверхности было изображено так, что она казалась живее живого». Художник Леонардо да Винчи Мадонна с гвоздикой 1475,Мюнхен (Alte Pinakothek), Германия

Описание слайда:

Рембрандт Харменс ван Рейн. Святое семейство и ангелы, 1645 Эта проникнутая удивительной нежностью картина подтверждает дар Рембрандта до такой степени смешивать божественное и земное, что уже невозможно провести грань между ними. Богоматерь прервала чтение, чтобы поправить покрывало на Младенце, а может, чтобы прикрыть Его лицо от яркого света, призванного подчеркнуть Его величие. Преисполненная нежности Мария склонилась над Иисусом, с истинно материнской заботой лишний раз проверяя, все ли в порядке с ребенком. Младенец спит крепким сном в плетеной колыбели, не сознавая, что происходит вокруг. На заднем плане плотничает муж Марии Иосиф. Мать, дитя, даже колыбель - чисто голландские типы XVII века. Это могла бы быть, пожалуй, любая обычная семья, если бы не слетающие с небес ангелы-дети.

19 слайд

Описание слайда:

Испанский художник Диего Веласкес родился и вырос в Севилье. Его первые произведения - к ним принадлежит и эрмитажный «Завтрак» - написаны в этом городе. «Завтрак» - одно из наиболее ранних произведений молодого мастера. В нем чувствуется увлечение натурой, стремление передать сцену как можно реальнее. Веласкесу позировали хорошо знакомые люди, их изображения встречаются во многих работах художника. Так, старик слева повторяется в сходном варианте Будапештского музея. Мальчика, находящегося в центре нашей картины, можно видеть в «Музыкантах» (Берлин-Далем, музей), в «Приготовлении яичницы» (Ричмонд, коллекция Кука) и «Севильском продавце воды» (Лондон, коллекция Веллингтона). Что касается фигуры справа, то существует предположение, что это автопортрет Веласкеса. Несмотря на желание художника сделать сцену непринужденной, персонажи выглядят позирующими.