;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">МДОУ ЦРР Д/С №5 «Сказка» г. Озеры Московской области.
;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Методическая разработка.
" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">«Обучение игре на детских музыкальных инструментах»
Программа обучения дошкольников младшей, средней, старшей групп игре на ДМИ. Срок обучения 3 года.
;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Исполнитель:
;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Музыкальный руководитель
;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> МДОУ ЦРР Д/С №5 «Сказка»
;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Герасимова Валентина Викторовна
;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">г. Озеры
;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">2008 год
;font-family:"Times New Roman";text-decoration:underline;color:#008080" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Пояснительная записка
;font-family:"Times New Roman";color:#008080" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">« ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Обучение дошкольников музыкальной грамоте ;font-family:"Times New Roman";color:#008080" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">» Программа обучения.
;font-family:"Times New Roman";color:#008080" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Срок обучения-3 года.
;font-family:"Times New Roman";color:#008080" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Виды деятельности: обучение музыкальной грамоте, индивидуально-подгрупповая работа.
;font-family:"Times New Roman";color:#000080" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">За время обучения дети усваивают ряд понятий музыкальной грамоты: звуки шумовые и музыкальные, длинные и короткие, высокие
и низкие, направление движения мелодии, динамические оттенки, постепенное усиление и уменьшение звучности, темп, ускорение и
замедление темпа, пауза, аккомпанемент, форма и строение музыкального произведения (2-х и 3-х частная форма), реприза, музыкальные жанры, мелодия, фраза, акцент, характер и настроение музыки. Учатся записывать ритмический рисунок и мелодию с помощью условных знаков на «нитке» и на нотоносце, знакомятся с
названием нот.
;font-family:"Times New Roman";color:#008080" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Курс обучения рассчитан на 3 года. Год от года требования к игре детей на детских музыкальных инструментах повышаются, увеличивается число и разновидности осваиваемых инструментов.
;font-family:"Times New Roman";text-decoration:underline;color:#008080" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">1-й год обучения (младшая группа)
;font-family:"Times New Roman";color:#008080" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">На первом году обучения дети знакомятся с детскими музыкальными инструментами (изучают строение, звучание, приемы игры). Закрепляются знания детей о музыкальных игрушках (неваляшки, шарманки, музыкальные волчки, органчики). Знакомятся с металлофоном (слушают пьесы в исполнении взрослых).
;font-family:"Times New Roman";text-decoration:underline;color:#008080" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">2-й год обучения (средняя группа)
;font-family:"Times New Roman";color:#008080" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">На втором году обучения расширяется объем ударно-шумовых инструментов (добавляются музыкальные кубики, музыкальные молоточки, музыкальные палочки, треугольник), углубляются знания об изученных инструментах. Дети знакомятся с музыкальными терминами.
;font-family:"Times New Roman";text-decoration:underline;color:#008080" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">З-й год обучения (старшая группа). ;font-family:"Times New Roman";color:#808080" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">
;font-family:"Times New Roman";color:#008080" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">На третьем году обучения ставятся новые, более сложные задачи. Дети овладевают практическими навыками игры ни ксилофонах. Добавляются другие ударно-шумовые инструменты (треугольник, бубенцы, коробочки, колотушки, ложки, тарелки, маракасы, румба, кастаньеты). Дети учатся воспроизводить не только ритмический рисунок, но и мелодическую линию учатся соблюдать общую динамику, темп, своевременно вступать и заканчивать игру. Дети знакомятся со струнно-щипковыми инструментами (арфа, цитра, гусли), с электронно-музыкальными («Чижик», «Пиле»), клавишно-язычковыми (аккордеон, баян, гармонь).
;font-family:"Times New Roman";text-decoration:underline;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">
;font-family:"Times New Roman";color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">1-й год обучения
;font-family:"Times New Roman";color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Тема:
;font-family:"Times New Roman";color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">«Детские
;font-family:"Times New Roman";color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">музыкальные инструменты».
;font-family:"Times New Roman";color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Название темы |
;font-family:"Times New Roman";color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Содержание темы |
;font-family:"Times New Roman";color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Репертуар |
;font-family:"Times New Roman";color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Период |
;font-family:"Times New Roman";color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Кол-во |
;font-family:"Times New Roman";color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">прохождения |
;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">.. |
|||
;font-family:"Times New Roman";color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">занятии |
||||
1. Организационное |
Беседа с детьми о предстоящей |
Сентябрь |
||
занятие. |
деятельности. |
|||
2. «Погремушка как |
Строение и устройстве погремушки: |
1.Песенка «Погремушка» |
Сентябрь |
|
музыкальный |
ножка, наполнитель, футляр-емкость для |
Ю.Антенева |
||
инструмент» |
горошин |
2.Пляска с погремушками |
||
3.Игра «Кто. скорее?» |
||||
3. «Разновидности |
Показ различных видев погремушек: с |
1.Свебедные пляски с |
Сентябрь |
|
погремушек» |
ножкой и без ножки, различной фермы, |
погремушками |
||
металлические, деревянные, |
2.Подвижные игры |
|||
пластмассовые и др. Определение на слух |
3. «Догонялки» |
|||
различных погремушек. |
4.Свобедные игры с |
|||
погремушками |
||||
4. «Тембр. |
Слушание звучания разнотембровых |
1.Музыкально.- дидактическая |
октябрь |
|
Разнотембровые |
погремушек: гремящих, звенящих, |
игра «Угадай-ка» |
||
погремушки» |
шуршащих и др., в зависимости от |
2.Игра на различных |
||
материала. Определение на слух звучания |
погремушках с использованием |
|||
всех этих погремушек. |
р.н.м. |
|||
5. «Бубен. |
Рассказ об устройстве бубна: корпус, |
1.Игра «Кто скорее?» |
Ноябрь |
|
Строение бубна» |
донце, ямка, металлические пластинки, |
2.«Угадай-ка» |
||
бубенчики. |
||||
6. «Разновидности |
Беседа о разных видах бубнов: малые, |
[.Свободная игра на всех видах |
Ноябрь |
|
бубнов» |
средние, большие концертные, с |
бубнов |
||
бубенчиками и без бубенчиков. |
2. Игра «К то скорее?» |
|||
3 .Игра «Бубен» Фрида |
||||
бубнов, показ, |
||||
7. «Разновидность |
Беседа о зависимости громкости звука, |
1. «Тихо-громко в бубен бей» |
Ноябрь |
|
бубнов. Динамика, |
извлекаемого бубном, от его размера, |
2.« Угадай- ка» |
||
слуховое |
количества бубенчиков и силы удара. |
|||
восприятие» |
||||
8. «Колокольчик. |
Рассказ о строении колокольчика: юбочка, |
1.Свободные игры |
Декабрь |
|
Его строение» |
язычок, ушко. Показ. |
2. «Угадайки» (бубен, |
||
колокольчики, погремушки) |
||||
9. «Разновидности |
Показ различных колокольчиков: малые, |
1. «Игра с колокольчиками» |
Декабрь |
|
колокольчиков» |
большие, средние, валдайские. |
2. Свободная игра на |
||
колокольчиках |
||||
10. «Тембр. |
Определение на слух звучания различных |
1. «Тихие и громкие звоночки» |
Декабрь |
|
Различие в |
колокольчиков: громко, тихо, нежно, |
2.Слуховая «Угадай-ка» |
||
звучаниях |
звонко, мелодично, протяжно - в |
|||
колокольчиков» |
зависимости от вида и приема игры |
|||
(«трель», удар палочкой, пальцем, |
||||
встряхивание). |
||||
11. «Барабан. |
Показ барабана. Рассказ о его строении: |
1.Песня «Барабан» |
||
Строение |
корпус, два донца, палочки, ремешок. |
2.«Маленъкий марш» Парлова |
Январь |
|
барабана» |
Звукоизвлечение. Слушание музыки. |
3.Марширование под барабан |
||
12. «Разновидности |
Показ различных барабанов: большого, |
1.Упражнение «Гулять-отдыхать» |
||
барабана» |
малого, железного. Беседа о том, чем они |
2.Песня «Барабан» |
Январь |
|
отличаются друг от друга. |
3.Марширование под все |
|||
барабаны |
||||
13. «Тембр. |
Восприятия на слух звучания различных |
1.Иrры «Угадайки» |
||
Различие в |
барабанов. Различать звучание больших, |
2.Музыкально-ритмическая игра |
Январь |
|
звучании разных |
малых и железного барабана. |
«Труба и барабан» |
||
барабанов» |
||||
14. «Музыкальные |
Показ музыкальных игрушек: неваляшек, |
1. Свободные пляски, игры, |
Февраль |
|
игрушки» |
музыкальных волчков, органчиков, |
подвижные игры |
||
музыкальных открыток, шкатулок, |
2. «Угадай-ка» |
|||
коробочек. Закрепление знаний детей о |
||||
музыкальных игрушках. |
||||
15. «Ложки |
Ложка - музыкальный инструмент. |
1.Песня «Ложкари» |
Март |
|
деревянные как |
Описание лодки: расписные, деревянные, |
2.«Лошадка» Потоловско (прямой |
||
музыкальный |
металлические, большие, маленькие, |
галоп) |
||
инструмент» |
пластмассовые. |
|||
16. «Строение |
Беседа о строении ложки: палочка-ручка, |
1.Показ приемов игры на ложках |
Март |
|
ложки» |
пяточка. Как извлекается звук. |
2. Свободные игры, пляски |
||
17. «Тембр. |
Слушать звучание различных ложек, |
1. Определение на слух |
Март |
|
Слуховое |
определять на слух большие и маленькие, |
2. «Угадай-ка» |
||
восприятие |
деревянные, металлические и |
3. Свободные игры, пляски |
||
звучания ложки |
пластмассовые. |
|||
18. «Металлофон. |
Показ металлофона. Беседа о его |
1.Исполнение взрослым |
Апрель |
|
Строение |
строении: корпус, металлические |
различных пьес на металлофоне |
||
металлофона» |
пластиночки разного размера, молоточек. |
|||
19. «Звуки |
Беседа о шумовых звуках и музыкальных с |
1. « Угадайки» |
Апрель |
|
музыкальные и |
показом звучания различных |
2 .Исполнение взрослым |
||
немузыкальные» |
инструментов. Определение на слух. |
знакомых песенок, подпевание |
||
детьми |
||||
20. «Высокие и |
Определение на слух звучания |
1. «Птица и птенчики» |
Май |
|
низкие звуки» |
металлофона в высоком и низком |
2.Упраднения «Дождик», |
||
регистре. Узнавание приемов удар и |
«Дятел», «Ручеек» |
|||
g lissando. |
||||
21. «Звуки громкие |
Определить на слух громкость звучания |
1. «Мышка-речка» |
Май |
|
и тихие» |
металлофона. |
2. «Дождик-дятел» |
||
3. «Угадайки» |
;font-family:"Times New Roman";text-decoration:underline;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Музыкальная грамота в детском саду.
;font-family:"Times New Roman";color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">2-й
;font-family:"Times New Roman";color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> год обучения
Тема:
;font-family:"Times New Roman";color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">«Детские
;font-family:"Times New Roman";color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">музыкальные инструменты».
;font-family:"Times New Roman";color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Название темы |
;font-family:"Times New Roman";color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Содержание темы |
;font-family:"Times New Roman";color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Репертуар |
;font-family:"Times New Roman";color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Период |
;font-family:"Times New Roman";color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Кол-во |
;font-family:"Times New Roman";color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">прохождения |
;font-family:"Times New Roman";color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">занятий |
|||
1.Организационное занятие |
Беседа с детьми о предстоящей работе. |
Сентябрь |
||
2. «Ритм» |
Проверка чувства ритма, чувства динамики, реакции на начало и конец мелодии. |
1. «Андрей-воробей», р.Н.м. |
Сентябрь |
|
2.«Тихо-громко в бубен бей» |
||||
Тиличеевой |
||||
3. «Бубен. Строение бубна» |
Повторение строения бубна. Разновидности бубнов. |
1.Игра «Бубен» Фрида |
Сентябрь |
|
2 .. «Тихо-громко в бубен бей» |
||||
Тиличеевой |
||||
4 .. «Короткие и длинные звуки» |
Беседа о коротких и длинных звуках. |
1. «Андрей-воробей» 1 ч. |
Сентябрь |
|
Графическое изображение. Прохлопывание |
||||
попевок. |
||||
5. «Короткие и длинные звуки» |
Графическое изображение на фланелеграфе. |
1. Слушание «Мишка с куклой» |
Октябрь |
|
Пропевание песенок. |
2. «Андрей-воробей» |
|||
6. «Короткие и длинные звуки» |
Определение на слух коротких и длинных |
1.Игра «Шагать и бегать» |
Октябрь |
|
звуков. Выполнение упражнений. |
2. «Бег» Магиденко |
|||
7. «Металлофон, Строение металлофона» |
Определение на слух приемов игры на |
1. «Ручейки», «Мышки» |
Ноябрь |
|
металлофоне. Начинать и заканчивать с |
2.Игра «Успевай-ка» |
|||
аккомпанементом. Упражнения на развитие |
3. «дождик», «Дятел» |
|||
воображения и фантазии. |
4.Подвижные игры |
|||
5.ПридумываЙ свою музыку |
||||
8. «Настроение в |
Определение характера, динамики, темпа в |
1. «Полька» Красева |
Декабрь |
|
музыке» |
незнакомых произведениях, выбор |
|||
соответствующих инструментов. |
||||
9. «Музыкальные |
Марш-танец. Слушание произведений в |
1.Марши |
Январь |
|
жанры» |
этих жанрах, определение на слух. |
2.Польки |
||
3. Свободные маршировки и |
||||
танцы |
||||
1 о. «Средства |
Беседа о средствах выразительности музыки |
1. «Колокольчики звенят» |
Январь |
|
музыкальной |
(характер, темп и т.д.). |
|||
выразительности» |
||||
11. . «Средства |
Вслушиваться в музыку. Определять |
1. «Мы запели песенку» |
Февраль |
|
музыкальной |
характер и регистр в незнакомых |
2. «Праздник птиц» |
||
выразительности» |
произведениях. |
3. «Скворцы и вороны» 4. «Плачь куклы» |
||
12. «Ударно- |
Состав ударно-шумового оркестра, показ |
1. «Мы запели песенку» |
Март |
|
шумовой оркестр» |
инструментов, слушание произведений для |
2. «Марши» |
||
ударно-шумового оркестра. |
3. «Пойду ль я» |
|||
4. подвижные игры |
||||
13. «Ударно- |
Повторение строения ложек, разновидности |
1. «Топотушки» |
Март |
|
шумовой оркестр. |
ложек. Знакомство с музыкальными |
2. Подвижные игры и танцы на |
||
Ложки» |
палочками. |
дробном шаге |
||
14. «Ударно- |
Слушание музыкальных произведений. |
1. «Топотушки» (др. шаг) |
Апрель |
|
шумовой оркестр. |
Выбор соответствующих музыкальных |
2. «Моя лошадка» (галоп) |
||
Музыкальные |
инструментов. Исполнение по подгруппам |
3. свободные танцы под оркестр |
||
палочки и |
оркестра и движений. |
(по подгруппам) |
||
кубики» |
||||
15. «Ударно- |
1. «Лесная песенка»Филиппенко |
Май |
||
шумовой оркестр. |
2. «Звенящий треугольник» |
|||
Состав оркестра. |
3. «Колокольчики звенят» |
|||
Треугольники» |
4. «Мы запели песенку» |
|||
;font-family:"Times New Roman";text-decoration:underline;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Музыкальная грамота в детском саду.
;font-family:"Times New Roman";color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">3-й год
;font-family:"Times New Roman";color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> обучения
Тема:
;font-family:"Times New Roman";color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">«Детские
;font-family:"Times New Roman";color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">музыкальные инструменты».
;font-family:"Times New Roman";color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Название темы |
;font-family:"Times New Roman";color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Содержание темы |
;font-family:"Times New Roman";color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Репертуар |
;font-family:"Times New Roman";color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Период |
;font-family:"Times New Roman";color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Кол-во |
;font-family:"Times New Roman";color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">прохождения |
;font-family:"Times New Roman";color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">занятий |
|||
1. Организационное |
Беседа о предстоящей деятельности. |
Сентябрь |
||
занятие |
||||
2. «Мелодия. |
Определение мелодии. Слушание отдельных |
1. «Лесенка» |
Сентябрь |
|
Поступенность |
фраз, определение поступенного движения |
2. «Горка» |
||
движения мелодии. |
мелодии вверх и вниз. |
3. «Ручейки» |
||
3. «Ритм. Короткие и |
Работа на фланелеграфе, выкладывание |
1. «Андрей-воробей» |
Октябрь |
|
длинные звуки» |
полосками коротких и длинных звуков. |
2. «Лесенка» |
||
3. «Горка» |
||||
4. «Музыкальные |
Характеристика жанра. Слушание различных |
1. Грамзаписи различных |
Ноябрь |
|
жанры. Вальс» |
вальсов в грамзаписи. Определение |
вальсов |
||
характера музыки, подыгрывание. |
2. Валъс«Осенний сон» |
|||
5. «Разновидности |
Беседа о разновидностях вальсов |
1. Вальс «Осенний сон» |
Декабрь |
|
вальсов» |
(праздничных, лирических, танцевальных). |
2. «Над волнами» |
||
Слушание различных вальсов в исполнении |
3. «На сопках |
|||
на фортепиано. Определение характера |
Маньчжурии» |
|||
звучания, подыгрывание на самостоятельно |
4. «Маленький вальс» |
|||
выбранных инструментах. |
5 . «Березка» |
|||
6. «Вальс конькобежцев» |
||||
6. Музыкальные |
Разновидности танцев. Различные польки, |
1. «Мишка с куклой» |
Январь |
|
жанры. Полька» |
слушание их в исполнении на фортепиано, |
2. «Полька» Лядовой |
||
характеристика музыки. |
3. «Полька» латв. н.м. |
|||
7. «Музыкальные |
Устройство ксилофона. Показ приемов игры |
1. Знакомые пьесы |
Январь |
|
инструменты. |
на ксилофоне. Слушание в исполнение |
2. упражнения для детей |
||
Ксилофон» |
взрослого знакомых песенок в звучании |
|||
ксилофонов. |
||||
8. «Форма |
Куплетная форма. Двухчастная форма. |
1. Знакомые песни |
Февраль |
|
музыкального |
Определение формы. Слушать начало |
2. Вальсы |
||
произведения» |
припева и второй части. Слушание |
3. Польки |
||
произведений в куплетной и двухчастной |
||||
форме. |
||||
9. «Русская народная |
Слушание русских народных мелодий. |
1. р.. Н.м. «Я на горку шла» |
Март |
|
песня» |
Сравнение характера, настроения, формы. |
2. «Во саду ли» |
||
Определение движения мелодии, |
3. «Во поле береза» |
|||
определение длинных и коротких звуков. |
||||
10. «Ударно-шумовой |
Знакомство с ударно-шумовым оркестром, |
1. Грамзаписи, |
Апрель |
|
оркестр» |
его составом и инструментами: трещотки, |
фонограммы, пьесы в |
||
бубенцы, коробочка, колотушка, рубель, |
исполнении на фортепиано. |
|||
маракасы, кастаньеты. |
||||
11. «Современная |
Слушание произведений в современных |
1. Музыка Р. Паулса |
Май |
|
музыка» |
ритмах в эстрадных обработках. |
2. «Регтайм» |
||
Определение характера, ритма, настроения, |
||||
динамики, регистра и т.д. |
||||
15. «Ударно- |
Строение и извлечение звука треугольника. |
1. «Лесная песенка» Филиппенко |
Май |
|
шумовой оркестр. |
Сравнение на слух звучания различных |
2. «Звенящий треугольник» |
||
Состав оркестра. |
треугольников (большого, оркестрового, |
3. «Колокольчики звенят» |
||
Треугольники» |
малого, среднего). Слушание новой пьесы. |
4. «Мы запели песенку» |
||
Выбор соответствующих инструментов. |
;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Литература.
;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">1.Т.Н.Девятова. Программа «3вук- волшебник».(Линка-пресс Москва 2006).
;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">2. Т. Тютюнникова. Программа ;color:#808080" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">. ;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">«Элементарное музицирование с дошкольниками.»(Дошкольное воспитание,1988г.)
;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">3. Н.Г.Кононова «Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах». Книга для воспитателя и
муз. руководителя детского сада. (Москва «Просвещение» 1990г.)
;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">4.С.Бублей: «Детский оркестр».Пособие для муз. руководителей детских дошкольных учреждений(Ленинград «Музыка» 1983 г)
;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">5. Т. Тютюнникова «Музыкальные инструменты». Из опыта работы. (Дошкольное воспитание,1997г.)
;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">6. Зацепина М. Б. Музыкальное воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации / М. Б. Зацепина. - М.: Мозаика-Синтез, 2008.
Ирина Ершова
Обучение детей дошкольного возраста нотной грамоте
Игре на детских музыкальных инструментах в нашем детском саду уделяется особое внимание, так как детское музицирование способствует развитию музыкальной памяти, внимания, расширяет музыкальное воспитание ребенка.
Почему я решила обучать детей нотам ? Используя цветовую или цифровую систему в обучении можно быстро научить ребенка играть на инструменте, но в этих случаях слух не участвует в воспроизведении мелодии, ребенок играет механически.
Наибольший развивающий эффект обучения достигается при игре по слуху. Но и этот способ требует постоянного развития слуха, серьезной слуховой подготовки. Трудности в обучении игре на музыкальных инструментах и натолкнули меня на мысль научить детей играть по нотам .
Изучив литературу, я пришла к выводу – дети быстрее осваивают игру на музыкальном инструменте, зная ноты.
Дети подготовительной группы уже владеют навыками игры на шумовых инструментах, ударных, металлофоне. Когда я предложила организовать в группе оркестр и научить играть по нотам, дети обрадовались.
Обучение нотной грамоте я провожу на музыкальных занятиях и отдельно в кружке, который дети назвали «ФА – СОЛЬ - КА» . Разработала перспективный план и поставила цель :
Подобрать материал доступный, интересный и посильный для детей ;
Добиваться активности детей в игровых заданиях ;
Постоянно поддерживать интерес, используя нетрадиционные методы обучения ;
Воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость, любовь к музыке.
Последовательность обучения детей старшего дошкольного возраста нотной грамоте :
Первый этап обучения - развитие у детей ритмической пульсации
Вначале я разучиваю с детьми игровые упражнения :
Назови имя хлопками
Назови слово хлопками
Назови предложение хлопками
определи количество слогов в словах (стул – нора – машина – телевизор)
Затем дети по картинкам подбирают слова и самостоятельно проигрывают ритмический рисунок на музыкальных инструментах.
Затем задание усложняется. Дети знакомятся с ударным слогом и выделяют его акцентом.
Знакомство с длительностями. Короткие слоги записываются палочкой (с флажком или хвостиком) и называются восьмая и четвертная.
Так мы перешли к длительностям, интересные стихи, потешки, пособия. карточки, игры помогли детям четко усвоить ритмический рисунок.
Игры :
1. Спрячь слово в ритмический рисунок (картинки)
2. Определи слово по ритмическому рисунку (Зайка – заинька – зайчонок)
3. «Живые нотки»
Описание игры : в руках у детей по 1 длительности . Они встают в шеренгу. Ведущий ребенок прохлопывает сложившийся ритмический рисунок.
Дети с нотами в руках меняются местами. Игра повторяется.
4. «Топай – хлопай» - в начале 1 строчки нарисованы ладошки , а на нижней строке – сапожки. Ритм выкладывается
нотками – магнитами. Ребенок воспроизводит ритмический рисунок хлопками и притопами. Здесь же знакомлю детей с паузой (знак молчания) .
Второй этап обучения - знакомство с нотами
Используя «музыкальные часы» , я познакомила детей с названием нот (где какая живет) . Интересные стихи про нотный стан , скрипичный ключ, помогли детям быстро запомнить и узнавать ноты.
ИГРЫ С НОТАМИ :
1. «Нотки заблудились»
2. «Ноты спрятались в словах»
3. «Назови соседей»
4. «Музыкальные сказки»
5. «Нотное домино »
Третий этап обучения - игра по нотам
Я использую иллюстрированный способ записи нот и обозначение ступеней условными знаками, который позволяет быстро и качественно обучить детей игре на детских музыкальных инструментах и основам нотной грамоты .
На музыкальных инструментах (металлофонах и ксилофонах) приклеила картинки, обозначающие ноты :
ДО – домик (дождик) . РЕ – репка, МИ-мишка (голова, ФА – фартук, СОЛЬ – солнышко. ЛЯ – лягушка, СИ – сирень
Дети вначале играют на 1, затем на 2 звуках. Песенки легко можно транспонировать, так как дети быстро ориентируются и находят нужный звук. Вначале обучения запись нот дается в картинках (без линеек, в дальнейшем - на линеечках.
Дети разучивают песню со словами, затем называя ноты и используя звучащие жесты, и только потом переходят к игре на инструменте.
Я считаю, что только осмысленное осознание нотного текста дает возможность успешного развития у детей музыкального слуха , памяти и творческих способностей.
Описание материала : Одним из ключевых приемов, которым можно заинтересовать, захватить, заставить проникнуть в тему беседы любую аудиторию, как взрослую, так и детскую, является история, сказка, притча. Захватить внимание детей, вызвать интерес к теме беседы легче всего с помощью сказки. Тогда дети, проникнув в «сказочную страну», сидят, затаив дыхание, и слушают.
Наша, совместно с дочерью Ксенией сочиненная сказка, поможет освоить малышам 6-8 лет нотную грамоту, да и просто подружиться с музыкой и ее волшебными звуками.
Цель: Актуализация знаний детей по теме «Ноты»
Задачи: Вызвать у детей интерес к теме. Помочь освоить нотную грамоту.
Помочь понять, что мелодия состоит из отдельных нот. Учить выделять из мелодии отдельные звуки. Познакомить с понятиями «высокие и низкие голоса», учить определять на слух высокие и низкие звуки.
Учить детей эмоционально воспринимать образное содержание сказки.
Учить «чувствовать» музыку, определять и передавать характер музыки в двигательных импровизациях или с помощью картинок-образов зверей и птиц.
Закреплять полученные ранее знания.
Предварительная работа: Прослушивание музыкальных произведений, музыкальные и двигательные импровизации, знакомство с нотным станом и написанием нот на линеечках.
Итак……
В одной сказочной нотной стране жили-были ноты. У каждой нотки было свое имя. Нотки, как и дети, были нотки мальчики, которые очень любили лазать по лесенкам, как и все мальчишки на всем белом свете, а были и нотки девочки. Они, как и все девчушки-хохотушки, очень любили наряжаться. Нарядов было много, и поэтому их папа Король Скрипичный Ключ построил для них великолепный дворец. Для каждой девочки была устроена отдельная комната, но… об этом чуть позже.
Мальчиков звали так: ДО, МИ, СОЛЬ и СИ. Собрались они однажды на прогулку в парк, а там стояла высокая лесенка. ДО был самый младший из всех братьев, и смог забраться только на самую низкую ступеньку, стоящую на земле (дополнительную). Он стоял там и радовался: «Вот какой я ловкий!» А мальчики постарше, МИ, СОЛЬ и СИ, решили устроить соревнование: кто же заберется выше всех. Самым ловким оказался СИ, он забрался на третью ступеньку. СОЛЬ чуть пониже, на вторую, а МИ только на первую. «Ура, я выиграл,- прокричал СИ,- я выше всех». ДО не обиделся на брата, а сказал, что он, стоя на своей дополнительной ступеньке, видит червячков на земле. МИ тоже не расстроился, ведь со своей первой ступеньки он увидел, как мама возвращается с работы. СОЛЬ со своей второй ступеньки увидел самую красивую на свете птичку.
А что тебе там видно, СИ?
Мне с третьей ступеньки видны облака и небо!
В это же самое время, девочки выбирали себе комнаты.
Я буду жить внизу на первом этаже!- сказала РЕ,-не люблю лесенки, и поселилась под первой линейкой.
Тогда я займу второй этаж, между первой и второй линейками,- сказала ФА,- мне очень нравится смотреть в окно на наш чудесный яблоневый сад, а снизу и сверху его не разглядеть.
Ну тогда третий этаж мой,-сказала ЛЯ,-мне очень нравится подниматься по лесенкам. И поселилась между второй и третьей линейками.
Вот так дружно жили-поживали веселые нотки и до сих пор живут, хотите проверить, тогда отправляйтесь в сказочную нотную строну. А веселые ребятки-нотки будут ждать вас в своих домиках.
ДО - на дополнительной линеечке.
РЕ - под первой линеечкой.
МИ - на первой линеечке.
ФА - между первой и второй линеечками.
СОЛЬ - на второй линеечке.
ЛЯ - между второй и третьей линеечками.
СИ - на третьей линеечке.
До скорой встречи в сказочной стране!
Сказку можно рассказать в любое время суток, хоть на ночь. Зато утром можно нарисовать нотки и их домики, а можно и поиграть.
Дидактическая игра «Высоко - низко»
Для игры понадобится лист бумаги с нарисованным нотным станом (пять линеечек) и небольшие овалы из черной цветной бумаги.
Взрослый или играет на фортепиано высокие либо низкие ноты, или просто поет любые ноты,высокие либо низкие. Ребенок догадывается высоко или низко забрались мальчики нотки и выставляет овалы на нотный стан, соответственно высоко или низко.
А еще по нотному стану могут «гулять» картинки с изображением зверей: медведи, зайчики, волки, птички.Каждый зверь под «свою» песенку.
Пять линеек нотной строчки
Мы назвали нотный стан,
И на нем все ноты-точки
Разместили по местам.
А теперь и вы, ребята, вспомните, где живут нотки и разместите их по своим домикам.
Статья посвящена проблеме обучения дошкольников основам нотной грамоты и развития творческих способностей, приобщении их к музыкальному искусству. В рамках опыта работы был обобщен материал многих авторов, созданы авторские видеопроекты, направленные на развитие творческого потенциала детей . Опыт апробирован на практике в течение 2011-2017г. и результаты мониторинга подтвердили, что внедрение в работу ДОУ представленного опыта позволили достичь устойчивых качественных результатов освоения содержания программы музыкального воспитания дошкольников. Материалы опыта могут быть рекомендованы к использованию педагогами дошкольного образования в практической деятельности с детьми дошкольного возраста.
Актуальность данной дополнительной деятельности продиктована самой жизнью. Современные дети с рождения окружены музыкой, которую они постоянно слышат из телевизора, радиоприемников, аудиоаппаратуры. Еще не научившись ходить, малыши уже пытаются двигаться в такт и напевать простую мелодию. Современные дети испытывают большую потребность в пении, но часто не способны правильно брать дыхание, чисто интонировать, произносить отчетливо слова, реагировать на изменение темпа, динамики. Перечисленные проблемы вызывают затруднения при организации музыкальной деятельности и объясняют актуальность разработки дополнительной системы работы по обучению дошкольников основам нотной грамоты.
В условиях перехода школ на новые ФГОС (Федеральные Государственные стандарты) желательно, чтобы дети приходили в музыкальные школы уже с определённым багажом знаний, умений по музыкальным предметам. Это нужно для лучшего усвоения программ, направленных на предпрофессиональное образование. В результате дополнительной образовательной деятельности ребёнок учится читать ноты и чисто интонировать, что является необходимой базой для обучения в музыкальной школе, вокально – хоровых кружках, непременным условием для достижения более глубоких задач.
Если в дошкольном возрасте у ребенка будет развита способность вслушиваться, сравнивать и различать звуки, то есть усвоить простейшие элементы нотной грамоты, то и обучение в школе будет идти успешнее. Углубленное ознакомление с музыкальной грамотой воздействует на развитие всех видов памяти: зрительную, моторную, образную; развивает все виды восприятия: слуховое, зрительное, ассоциативное, чувственное.
Имея опыт работы преподавания теории музыки и сольфеджио в детской музыкальной школе, для детей подготовительной к школе группы организовала кружок «До, ми, солька» по обучению основам нотной грамоты.
Одной из проблем в современном музыкальном развитии в дошкольном учреждении является проблема преподнесения сложного музыкально – теоретического материала максимально просто и доступно. Поэтому перед собой поставила цель - помочь детям понять особенности музыкального языка, развить музыкальный слух, чувство ритма и творческие способности, т. к. дополнительное образование направлено для дальнейшего обеспечения преемственности детского сада и социума. Создавая обстановку общей увлечённости и творчества, стимулировать желание детей использовать приобретённые навыки и умения в самостоятельной музыкальной деятельности и продолжить дальнейшее музыкальное образование.
Постоянный поиск новых форм и методов организации учебного и воспитательного процесса позволяет мне делать работу с детьми более разнообразной, эмоциональной и информационно насыщенной. Наличие дидактического, литературного материала для кружковой работы, использование ИКТ в работе, помогают ребёнку качественнее усвоить материал.
Принципы, направления, правила работы.
- «Учить, строго соблюдая правило: от простого – к сложному» - Х. Хайнер.
- Игра – единственно верный способ обучения и воспитания маленького человека.
Игра для детей дошкольного возраста остаётся одним из главных средств познания окружающего мира, поэтому необходимо широко использовать игру в образовательной деятельности, поскольку она является одним из наиболее важных методов работы с детьми. Игры могут быть развивающие, обучающие, творческие, закрепляющие определённые умения и навыки.
Игра естественно включает ребёнка в процесс познания музыки, позволяет моделировать любые изучаемые музыкальные явления и процессы, познаёт их изнутри, вначале постигая их суть, а затем терминологию. Поэтому чем больше будет различных образов, ассоциаций и аналогий, тем легче будет восприниматься теоретический материал.
Чтобы добиться развивающего эффекта музыкальности детей активно использую информационно коммуникационные технологии, активизирующие и развивающие детей. Использование ИКТ в образовательном процессе позволяет повысить эффективность обучения по той причине, что материал подаётся ярко, образно, в доступной для дошкольников игровой форме, следовательно, вызывает у детей огромный интерес, т. к. это отвечает основному виду деятельности дошкольника – игре. Движение, звук, анимационные эффекты привлекают внимание ребенка, игровая форма предъявления информации вызывает у детей огромный интерес, наглядность, зрелищность, выразительность, комфортность восприятия за счет дизайна являются стимулом познавательной активности детей. Видео материал должен содержать в себе элементы необычного, удивительного, неожиданного, вызывающий интерес у дошкольников к образовательному процессу и способствующий созданию положительной эмоциональной обстановки, а также развитию музыкальных и творческих способностей. Ведь именно процесс удивления ведет за собой процесс понимания. Использование видеопроектов эффективно способствует решению этой задачи.
Внимание необходимо уделить и сказке. Сказка, сказочные образы и символика, близкие и понятные детям: ведь ребёнок живёт в мире сказки. Сказка – тоже своего рода игра, со своими правилами. Через систему привычных сказочных образов легко ввести ребёнка в мир музыки – музыкальной сказки.
На маленького ребёнка обрушивается большое количество новой информации, которую ему необходимо осознать и запомнить. Скажем, такие понятия, как «высокий - низкий» , «длинный – короткий» в обыденной жизни имеют совершенно иное толкование, в этой связи будет правильным вводить как можно больше всевозможного игрового и наглядного материала, который является как бы связующим звеном между сложными терминами музыкальной теории и обыденными представлениями ребёнка о жизни. Поэтому чем больше будет в это время стихов, картинок, сказок, чем больше будет различных образов, ассоциаций и аналогий, тем легче будет восприниматься теоретический материал, тем самостоятельней и осмысленней будут выполняться задания.
Сказки, рассказанные на музыкальную тему, стихи, в которых зарифмованы правила, картинки, помогающие усилить вербальный образ, - всё это помогает ребёнку создать некую связь из привычных, обыденных, бытовых образов и сложного музыкально – теоретического материала, с которым ранее он никогда не сталкивался. Малышу совершенно необходимы такие аналогии, так как его абстрактное мышление находится только на начальном этапе формирования и память способна удерживать долго и надёжно лишь положения, подкреплённые понятными и привычными образами.
Опытный педагог умело использует различные формы работы, чтобы добиться от детей хорошего понимания и умения пользоваться теоретическим материалом. Любым способом он должен поддерживать в ребёнке потребность «творить» . Из даже самых обыденных и скучных заданий пытаться создать «приключение» , «театр» , «игру» . И любой сказочно – игровой иллюстрированный материал оказывает в этом просто неоценимую помощь.
Сказки, стихи и истории хорошо подходят и для домашних занятий. Можно предложить детям нарисовать собственные иллюстрации, придумать свои собственные музыкальные рассказы и сказки. Как правило, фантазия детей сразу же начинает работать, и часто результат этого «детского творчества» превосходит все ожидания.
В педагогической практике ощущается огромный дефицит на интересный, современный и доступный детям наглядно-практический материал. В рамках опыта работы мной было создано более 50 видеопроектов, на все виды детской музыкальной деятельности (восприятие музыки, вокальные навыки, музыкально-ритмические движения, музыкально-сенсорное развитие, игра на детских музыкальных инструментах) . Разработано методическое пособие «Развитие музыкальных способностей детей, приобщение их к музыкальному искусству через использование информационно-коммуникационных технологий» , в котором есть описание видеопроектов, состоящее из программных задач, хода игры.
Музыкальный материал не совпадает с программным, а расширяет и углубляет знания в работе по освоению музыкальной грамоты.
В результате дополнительной образовательной деятельности дети научатся читать ноты и чисто интонировать, придут в музыкальные школы уже с определённым багажом знаний, умений по музыкальным предметам. Это нужно для лучшего усвоения программ, направленных на предпрофессиональное образование.
Литература:
- Светличная Л. В. «Сказка о музыке» «Сфера» , Москва 2003г.
- Светличная Л. В. «Новая сказка о музыке» обучение нотной грамоте в детском саду и начальной школе. Творческий центр «Сфера» , Москва 2004г.
- Ларионова Г. П. «Я учу нотную грамоту» Издательский Дом «Нева» 2002г.
- Иванова О. Н., Кузнецова И. В. «Новый музыкальный букварь для самых маленьких» Феникс, Ростов-на-Дону 2006г.
- Алексеева Л. Н. «Игровое сольфеджио для малышей» Москва 2004г.
- Жакович В. В. «Музыкальная грамота для самых маленьких» / Ростов-на-Дону «Феникс» 2015г
- Леоненко О.Б. Использование мультимедийных презентаций в дошкольном учреждении // Справочник старшего воспитателя. – 2009. -№4.