Кого чаще всего рисовали первобытные люди. Чем и как рисовал первобытный человек

«Первобытная история» - история Нового времени. История возникновения человека сложна и противоречива. Какая эпоха в истории была самой долгой? история Средних веков. Почему первобытные художники рисовали животных? Охота и рыболовство. История человечества. Почему самая древняя эпоха истории человечества названа первобытной?

«Первые древние люди» - Многие племена. Австалопитеки были маленького роста. Овладение огнем. Охота древних людей. Если огонь потухал, то виновников изгоняли. Задание на урок. Питекантропы. Отщепы. Орудия труда. Австралопитеки жили на деревьях. Применение огня. Первые люди появились в восточной Африке. Древнейшие люди. Древнейшие орудия труда.

«История древнего человека» - История в символах и знаках. Изобретения и открытия (50). Археологи обнаружили стоянку первобытных людей. Как получилось каменное рубило? Изобретения и открытия (10). Изобретения и открытия (60). История в архитектурных памятниках (50). Религия. Что означает слово история? 40 год до нашей эры на 80 лет.

«Возникновение искусства и религиозных верований» - Религия. Определите главное занятие обитателей грота Тешик-Таш. Искусство - творческое отражение действительности. Возникновение искусства и религиозных верований. Жизнь первобытных людей. Рисунки на стенах пещер. Для чего археологи раскапывают могилы людей. Петроглифы. Каким словом можно заменить. Алгоритм самостоятельной работы с электронным учебником.

«Урок Древнейшие люди» - Сделайте вывод. Задача №2. Терминово. Задача №3. Путешествие по станциям. Выставление оценок. Задача №4. Жизнь первобытных людей. Карточка №2 Подготовьте развёрнутый ответ на вопрос «Почему появилось неравенство?». Задачкино. Кроссвордово. Цель урока. Систематизация и контроль качества знаний по теме «Жизнь первобытных людей».

«Земледелие и скотоводство» - Мотыжное земледелия. Овца. Рыболовство. Коллектив родственников, ведущих общее хозяйство. Земледелие возникло более 10 тысяч лет назад в Западной Азии. Земледелие. Глиняная посуда. Собирательство. Самые могущественные духи назывались богами. Зернотерка. От собирательства к земледелию. Скотоводство. … Хозяйство.

Всего в теме 30 презентаций

В итоге создавалось впечатление, что древние смотрели на изображения животных так же, как современный человек любуется в Лувре художественными полотнами. Искусство пещерных жителей предлагалось воспринимать по большей части как чисто художественное явление, натуралистическое по характеру. Утверждалось, что оно призвано было украшать и облагораживать жизнь дикарей, которых более всего волновали образы животных. Еще бы – ведь именно животные давали им основную массу пищи. Искать за этими образами какие-то «сокровенные идеи» бесполезно. Правда, раздавались робкие голоса, которые отмечали некоторые странные черты в искусстве «допотопных» художников и призывали отыскать некий неординарный смысл в этих древних зооморфных образах. Однако большинство археологов не готово было еще решить сложную задачу. Таинственный мир идей первобытного человека пока не поддавался их пониманию.

Но находились и такие, кто, раздумывая над смыслом художественного творчества троглодитов, начал догадываться, что за образами его таится, возможно, нечто весьма значительное. Эдуард Пьетт более, пожалуй, чем кто-либо подготовленный к рассуждениям по этому предмету, обратил прежде всего внимание на то, что не каждое из стойбищ хранило в земле предметы искусства. Он расценил это как признак того, что и в ледниковое время наряду с художественно одаренными людьми были такие, «кто не имел других желаний, кроме удовлетворения животных потребностей». Другие же «племена поднимались выше нужд материального существования и посвящали свои досуги занятиям искусством...» Что касается последнего, то появление, допустим, скульптурных изображений женщин Пьетт объяснял так: «Любовь побудила первого скульптора воспроизвести любимую женщину».

Иной важный мотив творчества – воспроизведение в образах искусства того, что давало человеку пропитание: «Глиптические художники рисовали часто то, что было им хорошо знакомо, – животных и рыбу, которые употреблялись в пищу. Они не искали других мотивов. Чаще всего изображали лошадей, которых к тому времени наполовину одомашнили, чтобы иметь постоянный источник мяса. Страшные носороги были добычей и гравировались редко. Крупные кошачьи представляли в то время серьезную опасность для человека. Он не был способен сражаться с ними, и потому их изображений нет. У лисы, волка и гиены мясо отвратительного вкуса и не ценилось в питании. Поэтому их рисовали редко. Люди того времени не были вегетарианцами, предпочитая питаться мясом. Поэтому редко изображались растения». В этих беглых репликах можно усмотреть зачатки будущей концепции об отражении в искусстве ледниковой эпохи магических представлений: изображение тех животных, которые были желанными для людей в реальной жизни.

Не меньший интерес вызывают краткие замечания Пьетта о возможности отражения в предметах искусства кроманьонцев религиозных представлений, появление которых в столь отдаленные времена было для ведущих археологов «доистории» Европы фактом далеко не бесспорным. Так, в скульптурах женщин он усматривал амулеты или некие священные предметы. В том же ключе Пьетт оценивал 37 гравированных и скульптурных изображений змей, найденных им при раскопках: «Кажется, они были тогда объектами суеверного страха, эти амулеты в виде змей, обнаруженные в Гурдане, Мас д"Азиль и Лортэ. Они представляли собой символы культа, как и в античные времена. Только так можно объяснить наличие спиралей на их изображениях». Характерные рисунки с расходящимися лучами позволили ему высказать предположение об отражении в них образа солнечного божества, на возможность существования которого в представлениях «Человека Природы» намекал в свое время и Буше де Перт. В связи с вероятностью отражения в образах искусства троглодитов религиозных идей исключительный интерес вызывает мысль Пьетта о двух направлениях в их художественном творчестве: «В течение почти всей глиптической эпохи в искусстве прослеживается два течения, по принадлежности к которым разделяются художники, – реализм и фантазия». К плодам «искусства воображения» он относил всевозможные орнаменты, в том числе те же спирали, которые стали в период появления барельефов особенно популярными.

В предыдущей статье мы поговорили о том, как можно поиграть с ребенком в доисторические времена и познакомить его с жизнью и бытом первобытных людей. А сегодня обратим внимание на искусство тех лет и сами попробуем выступить в роли художника.

Искусные художники

Расскажите своему ребенку историю: «Однажды один испанский археолог Марсели́но де Саутуо́ла исследовал древнюю пещеру. С ним была его маленькая дочь Мария. Как-то девочка решилась заглянуть в самую глубь пещеры, и, прибежав к отцу, закричала: «Там бык! Бык!» Отец начал успокаивать дочку: «Да откуда же здесь взяться быкам?»

Спросите ребенка, могли ли быть в пещере какие-нибудь животные? Придумайте вместе несколько вариантов. Затем продолжите рассказ: «Марселино прошел вглубь пещеры и замер в изумлении. Нет, там был не один бык! А целое стадо! Бизоны стояли, лежали, били копытом. И все они были нарисованы на стене пещеры, каждый в полтора-два метра, да так натурально и реалистично, что их действительно можно было спутать с живыми».

Рассмотрите с ребенком изображения бизонов, нарисованных на стене пещеры.



Ученым долгое время не верилось, что это творения, созданные на заре человечества. Одно время даже считалось, что это шутка какого-нибудь современного художника.
Покажите своему юному «археологу» еще несколько пещерных рисунков.




Внимательно изучите картинки и задайте вопрос: что объединяет рисунки первобытных людей, что у них общего? Верно, все они изображают животных. Почему именно их рисовал древний человек? А не растения или пейзажи. Напомните своему «первооткрывателю» об играх, когда вы знакомились с жизнью в доисторические времена. И ваш ребенок догадается, что вся жизнедеятельность первобытных людей была связана с животными, которые обеспечивали их пищей, одеждой, кровом (на шалаши из костей мамонтов натягивали шкуры).

Обратите внимание ребенка на искусность и мастерство, с которыми сделаны рисунки. Внешний вид, части тела, позы зверей – всё это нарисовать правильно помогала наблюдательность. Почему первобытные люди уделяли деталям столько внимания? Без этого не удалась бы охота.

Невиданные доисторические животные

Покажите ребенку иллюстрации древних зверей, сравните их с современными.

Платибелодон
Пакицет
Пантолямбда
Арсинотерий
Титаноидес
Целодонт
Фороракос

Удивительные существа! Подробнее о них можно узнать на сайте «Мир животных». Произнесите названия каждого из них, наверняка, они не оставят юного «ученого» равнодушным. Ребенку придется по душе и самому придумать собственные подобные изощренные названия, для этого нарисуйте воображаемого доисторического зверя.

Проведите другую игру на воображение и фантазию: обратите внимание молодого исследователя на особенности внешнего вида животных и придумайте «говорящие» названия, по которым можно легко догадаться, кто есть кто. Например, поищите среди всех представленных экземпляров Длиннохвостого Полосатика.

Магические ритуалы

Ученые обнаружили, что животные, изображенные в пещерах, часто были с вмятинами и царапинами от камней и копий. Почему? Позвольте ребенку проявить свои мыслительные и творческие способности и сделать предположения.

Древние люди верили, что нарисованные звери были живыми, что они чувствовали боль, страх, рождались и умирали. Обычно первобытные художники рисовали их перед охотой и разыгрывали сцены из нее: как они преследуют добычу, выслеживают ее, окружают и забивают камнями и копьями. Они считали, что, если нарисованное животное убить, то и реальная охота будет удачной. Часто люди вкладывали и магический смысл в эти ритуалы, которые в настоящей жизни помогали им тренировать свое тело, вырабатывать согласованность действий.

Интересно, что на наскальных рисунках не изображены рыбы, хотя они входили в рацион человека того времени. Вновь позвольте вашему исследователю придумать свои версии ответа. Напомните ребенку о цели изображения животных. Конечно же, тренировка, репетиция настоящей охоты! А рыба ловилась относительно просто, рыбалка не требовала магических ритуалов.

Первобытные краски

Напомните ребенку, что в первобытную эпоху не было ни современных кистей, ни красок. Чем же доисторические люди рисовали целые стада быков? Какие природные материалы могли хорошо окрашивать и оставлять цветной след? Возможно, в жизни вашего юного «археолога» уже есть опыт знакомства с глиной, которая пачкает одежду и руки. Например, когда на берегу он добывал строительный материал с большой глубины. Или другая «краска», которая появляется после тушения костра на пикнике в лесу, – уголь. Или следы на пальцах, языке, зубах от жимолости. Всё это примеры природной краски.

Предложите маленькому исследователю самостоятельно догадаться, с помощью чего первобытные люди могли рисовать, и положите перед ним несколько предметов: фломастеры (или карандаши, краски), игрушки (или что-то, не способное окрашивать), и уголь, мел, цветные глины, ягоды.
Кроме этого доисторические люди использовали цветные минералы, измельчая их и смешивая с жиром животных. Вы с ребенком можете смешать жирорастворимые красители с подсолнечным или сливочным маслом.

Кисти в первобытные времена

А теперь предложите ребенку «изобрести» древнюю кисточку. Выслушайте все идеи, в том числе и вариант рисовать пальцем, это один из правильных ответов. Затем предложите сделать доисторическую кисть из предложенных предметов:

длинная полая куриная косточка с обрезанными концами (можно взять из бульона);
пучок шерсти (домашние питомцы линяют);
кусочек мха (если найдете).

Древние люди из костей делали трубки и у одного конца закрепляли мох или шерсть животных, а через другой наполняли её краской. Вот кисть и готова к применению. Иногда они рисовали просто мхом или куском шкуры.

В домашних условиях допустимо заменить мох кусочком ваты. Объясните малышу, что это тоже растение, хлопчатник. В крайнем случае, можно обойтись и ватной палочкой. Самодельную кисть заправьте соком свеклы и приступайте к творчеству.

Рисуем по-первобытному

Найдите на прогулке большой булыжник и используйте его в качестве холста. Если погода не позволяет, то во имя благой цели доставьте его на дом маленькому художнику. Жители горных местностей могут как никто другой ощутить себя древними творцами и рисовать в самих пещерах. Если же нет возможности раздобыть подходящий камень, то под столом вертикально поставьте большую коробку и представьте себя вместе с ребенком в самодельной пещере.

Способов рисования много: просто пальцами, мхом (или ватой), с помощью самодельной кисточки (из полой кости), углем, цветными глинами, ягодами, отваром луковой шелухи, соком одуванчика или других сильно пигментированных овощей и фруктов. А также уже современным, но, тем не менее, природным красителем – густым раствором кофе.

Что рисовать? Животное, которое больше всего понравилось вашему ребенку. Или придумайте своего зверя доисторической эпохи, дайте ему название, расскажите, как он живет, что есть, как добывает пищу. Его внешний вид и образ жизни неразрывно связаны. Если у животного мощные клыки, то он никак не может быть травоядным. А вот если у него длинная шея, которая помогает дотянуться до листвы высоких деревьев, то он как раз и есть травоядное.

Что делать, если у ребенка не получается передать все детали животных в точности, как у первобытных художников. Оставьте произвольные отпечатки, пятна, кляксы, пририсуйте им глаза и уши – и ваш невиданный доисторический зверь готов. Цветные точки – это его следы. Кустистые отпечатки мхом – растения, которыми он питается или в которых прячется от первобытных охотников.

Пришла пора играть в древних охотников! Потренируйтесь в ловкости и меткости, используя вместо камней клубки ниток или скомканную бумагу.

После подобных ритуальных действий первобытные люди всегда просили прощения у нарисованных животных, ведь они считали их живыми. Извинитесь и вы с ребенком перед вашим «наскальным» зверем.

Вот так, играючи, вы с ребенком познакомитесь с еще одной гранью жизнь доисторических людей и получите большое удовольствие, создавая шедевры в стиле первобытных времен.
В следующих статьях нас ждут пиктограммы, Пещеры рук и рельефные изображения.

Оксана Яремчук , педагог дополнительного образования, психолог

Шедевры древней наскальной живописи поражают не только далеких от искусства людей, но и маститых художников. Их создатели давно канули во тьме тысячелетий, но их работы продолжают жить, восхищая далеких потомков. Ни скудная палитра красок, ни отсутствие кистей, ни плохая освещенность не помешали первобытным художникам красиво и реалистично отобразить окружающий их мир.

Самовыражение или древняя магия?

Первые рисунки первобытных художников, изумившие ученых, были обнаружены в Испании во второй половине XIX века. Эти рисунки не оказались столь примитивными, как можно было бы ожидать. Выяснилось, что первобытные художники рисовали не хуже многих представителей современного искусства. После Испании древнюю наскальную живопись обнаружили в других странах Европы, а затем практически на всех континентах, кроме Антарктиды. Пещерная живопись времен палеолита главным образом посвящалась животным. С развитием первобытных общин в мезолите и неолите в сюжетах рисунков помимо животных стали встречаться и изображения людей, их взаимодействия друг с другом и с животными. Появились изображения неких религиозных обрядов, а уфологи различают на ряде рисунков даже инопланетян и летающие тарелки.

Некоторые рисунки пещерной,живописи выполнены одним цветом, при создании других использовалось несколько цветов. Надо отметить, что первобытные художники не располагали богатой палитрой, они использовали только природные красители. Каолин давал им белый цвет; охра - красный или желтый; марганец - черный. Также они использовали гематит, мергель, кварц, сажу, древесный уголь, растения и кровь животных. Для защиты рисунка от размывания стекающей по стенам водой в краски добавляли древесную смолу или животный жир. Благодаря таким ухищрениям пещерная живопись на тысячелетия пережила своих создателей.

При создании рисунков краски наносились с помощью пальцев, позже для их нанесения стали использоваться полые трубки из костей птиц и некие подобия самодельных кистей. Случалось, контур рисунка для придания ему четкости и выразительности доисторические художники выскабливали или выбивали. Для создания эффекта объемности рисунки нередко наносили на выступы стены, которые подбирались с большим мастерством. Из-за плохой освещенности или полного ее отсутствия шедевры пещерной живописи создавались при свете костров или факелов.

Зачем древние художники тратили столько времени на творчество? Спросить об этом у них мы уже не можем, а вот ученые выдвигают на этот счет свои предположения. Например, Анри Брейль видел в наскальных рисунках часть ритуалов «охотничьей магии». Древние художники рисовали стада бизонов, пронзенных копьями животных, привлекая таким образом удачу на охоте. По мнению других исследователей, художники просто отображали окружающий мир, выражая свое творческое начало.

Основными художниками были женщины и дети?!

Когда были обнаружены первые наскальные рисунки, никто не сомневался, что они были созданы мужчинами. Первобытная женщина долгое время считалась забитым существом без тени интеллекта, способным только рожать и выкармливать детей, поддерживать огонь и выделывать шкуры. Однако стоило ученым подробно заняться изучением отпечатков ладоней, оставленных древними художниками, как взгляды изменились. В публикации научного журнала National Geographic американские исследователи прямо говорят о том, что древние наскальные рисунки были выполнены женщинами. Такой вывод был сделан на основании анализа отпечатков ладоней, обнаруженных на стенах в пещерах рядом с древними наскальным рисунками. Оказалось, что длина фаланг и пропорции пальцев соответствуют как раз женской ладони. Получается, что авторами около 75% обнаруженных наскальных рисунков были женщины. Ранее было установлено, что к художественному творчеству в пещерах были причастны и дети.

Получается, что «командой», состоящей в основном из женщин, частично из детей и мужчин, и были созданы шедевры пещерной живописи. Среди таких шедевров рисунки из пещеры Фон де Гом в Дордоне. В этой пещере обнаружены многочисленные изображения мамонтов, бизонов, диких лошадей, оленей и других животных.

Любопытно, что они выполнены в различной манере, здесь встречаются и древнейшие линейные рисунки, выполненные черной и красной краской. Есть и изумительные полихромные композиции, созданные в более позднее время. Стоит вспомнить и о знаменитой пещере Ляско, открытой французскими школьниками в сентябре 1940 года близ местечка Монтиньяк. На стенах пещеры оказались сотни желтых, красных, коричневых, выполненных охрой, сажей и мергелем, изображений животных - оленей, козлов, быков, бизонов, лошадей, носорогов. Все они были выполнены с таким мастерством, что у некоторых даже возникло предположение о грандиозном розыгрыше, устроенном современными художниками. Однако ни о каком розыгрыше не могло идти и речи, все рисунки являлись подлинными и очень древними. Вскоре пещеру Ляско прозвали «Сикстинской капеллой первобытной живописи».

Один из шедевров пещерной живописи обнаружили сравнительно недавно, в 1995 году, в пещере Шове во Франции. Древний художник с помощью охры, гематита и древесного угля изобразил на ее стенах мамонтов, бизонов, зубров, лошадей, оленей, пещерных львов, медведей, диких баранов, а также гиен, пантер и сов. Самое интересное, что эти рисунки оказались самыми древними из известных - им 31 тысяча лет. Удивительно, что при этом они выполнены с поразительным мастерством. Специалист по наскальной живописи французский ученый Жан Клотт заявил: «Люди, которые нарисовали это, были великими художниками».

А теперь пора вспомнить о знаменитой пещере Альтамира в Испании, с которой практически и началась история изучения древней пещерной живописи.

Пикассо был восхищен шедеврами Альтамиры

Посетив пещеру Альтамира и осмотрев ее наскальную живопись, знаменитый художник Пабло Пикассо воскликнул: «После Альтамиры всё упадок! Ни один из современных художников не смог бы написать подобное!» Он был восхищен экспрессией рисунков, их композицией, подбором красок, тонким вкусом древнего живописца, знанием пропорций и особенностей движения животных. До Альтамиры никто даже не подозревал о том, что люди каменного века были способны создавать самые настоящие шедевры живописи. Именно в этой пещере были открыты самые первые рисунки времен позднего палеолита (35-10 тыс. до н. э.) Эпохальное открытие сделал испанский археолог-любитель граф Марселино де Савтуола.

Эту пещеру, расположенную в 30 км от города Сантандер (Кантабрия), в 1868 году случайно обнаружил пастух. Правда, ничего особенного, кроме костей и рогов животных, он тогда не нашел. В 1875 году пещеру впервые посетил граф де Савтуола, ему удалось обнаружить лишь каменные орудия палеолитического человека, но в этой находке не было ничего сенсационного. В 1879 году граф решил еще раз осмотреть пещеру, взял с собой 6-летнюю дочь Марию. Именно она, показывая пальчиком в пещерный потолок, неожиданно закричала: «Быки, быки!» Ее отец засмеялся, но все же поднял глаза к потолку и замер от изумления: там находились огромные красочные фигуры бизонов. Некоторых из них древний художник изобразил стоящими на месте, других в динамике - с наклоненными рогами бросающихся на врага. Граф стал тщательно осматривать потолок и стены пещеры, и ему удалось обнаружить еще ряд рисунков, выполненных черной, коричневой и красной красками.

Рисунки животных были выполнены с высоким мастерством и большой реалистичностью. Савтуола опубликовал сообщение о своей находке, но научный мир встретил его с явным недоверием. Кончилось тем, что рисунки Альтамирской пещеры признали подделкой и на время о них забыли. Об открытии Савтуолы вспомнили в 1895 году, когда французский археолог Эмиль Ривьер нашел рисунки первобытного человека на стенах пещеры Ла-Мут в Дордоне. После этой находки ученые приступили к тщательному обследованию стен и потолков всех известных на тот период пещер. В десятках пещер в Испании и Франции удалось обнаружить наскальную живопись.

Некоторые рисунки скрывали сталагмиты, другие были покрыты известняковой корой, но было ясно, что они очень древние, и ни о какой подделке не могло быть и речи. После этого ученые обратили пристальное внимание на 270-метровую пещеру Альтамира и ее уникальные рисунки. Исследователи пришли к выводу, что их возраст насчитывает около 20 тысяч лет. В 1902 году, увы, уже после смерти первооткрывателя графа де Савтуолы, наскальную живопись Альтамиры признали подлинной. Пещеру стали посещать многочисленные туристы, поэтому из-за нарушения микроклимата древние рисунки начали разрушаться. Альтамиру пришлось закрыть для посещения, в пещеру стали пускать на ограниченное время только ученых. Рядом с пещерой организовали музейный комплекс, в 2001 году в нем открыли точную копию панно Большого плафона, с тех пор туристы, не нарушая покой пещеры, могут увидеть то, что было скрыто в ней десятки тысячелетий.

3657

1. Как была найдена пещерная живопись.

В прошлом учёные не подозревали о том, что среди доисторических людей были настоящие художники, которые умели создавать красочные рисунки. Более 130 лет назад такие картины открыл современному обществу один археолог из Испании. На севере Испании он проводил раскопки пещере под названием Алыпамийра. В один прекрасный день он взял на раскопки свою маленькую дочь. Пока отец копался в земле, его дочка попала в углубление низкой пещеры и внезапно закричала «Папа, смотри, нарисованные быки!». Когда отец зашёл в пещеру, то на ее потолке он увидел изображения бизонов, словно застывших в причудливых позах на бегу. Неведомые доисторические художники использовали красную, чёрную и коричневую краски, и смогли добиться удивительно живой и объемной картинки. Вслед за альтамирой пошли открытия других древних пещер с произведениями первобытного искусства.

Древние художники научились передавать не только облик, но и характер тех зверей, на которых вели охоту. Оленей изображали чуткими и настороженными, коней стремительными и быстро бегущими, мамонтов медлительными и тяжелыми


2. Загадки древнейших рисунков.

На стене одной из пещер был найден такой рисунок. Охотник с головой птицы падает навзничь. Бизон, которого пронизало острое копьё, выставил рога, огромный носорог уходит прочь. Но что означают эти рисунки нам пока не известно.

Ученым известны и другие загадки, они пытаются выяснить, зачем доисторические художники рисовали в глубине темных пещер, куда не попадал солнечный свет и для чего они рисовали истекающих кровью зверей.

Вот к каким выводам приходят учёные.


3. Человек пытался «заколдовывать» зверя.

Первобытные люди боялись, что в лесах и на равнинах, могут исчезнуть звери, на которых они охотились, а в водоемах пропадет рыба. Как не допустить этого? Можно ли воздействовать на животных? Скорее всего, кому — то из них пришла в голову идея, что между животным и его изображением может существовать связь. Если изобразить этих животных в глубине пещеры, то они окажутся заколдованными и не смогут покинуть их края. А если нарисовать животное, например медведя или носорога, раненным, то его легче будет убить на охоте.

Чтобы попытаться разгадать назначение древней пещерной живописи, ученые решили изучить племена, которые до наших дней занимаются собирательством и примитивной охотой. Одно из таких племен в Австралии совершало перед охотой магический обряд, поражая копьями, нарисованное на песке животное. Так в первобытном обществе начала зарождаться вера в колдовство, душу и магические связи с окружающим миром.