Лютня история инструмента. Лютня - это древний многоликий инструмент. Композиторы эпохи барокко

– музыкальный струнный щипковый инструмент, с ладами на грифе и корпусом в форме груши.

История возникновения

Лютня один из старинных музыкальных инструментов, точная дата и место появления которого доподлинно неизвестно. Первый рисунок на табличке из глины, отдаленно напоминавший лютню датирован серединой второго тысячелетия до н.э. Археологические раскопки свидетельствуют о использовании этого инструмента на территории Болгарии, Египта, Греции и Рима.

Благодаря болгарам, лютня с короткой шейкой, стала популярной на территории Балканского полуострова. В VII столетии становится широко распространена в азиатских странах, в особенности в Персии и Византии, а в VIII веке завезена маврами в Испанию. Вскоре инструмент становится популярным повсеместно. В XV-XVI столетии на ней играли в Италии, Португалии и Германии.

Внешний вид

По мере распространения инструмента, менялся внешний вид и техника игры на нем, но общие черты сохранялись. Для изготовления лютни используется дерево. Дека имеет овальную форму, изготовлена из тонкой древесины, чаще ели, имеет одинарную или тройную дорого украшенную розетку, а не отверстие для звука. Корпус изготавливается из деревьев твердых пород: вишни, клена, палисандра. При изготовлении шейки лютни применяется легкое дерево. Главное отличие лютни от других струнных инструментов состоит в том, что гриф не нависает над декой, а ставится на одном уровне с ней.

Взлет популярности лютни

В Средние века инструмент имел 4 или 5 парных струн. Играли на нем с помощью плекра. Размер был самый разнообразный. Музыканты использовали лютню для аккомпанемента, который носил, больше всего характер импровизации.
Время наложило отпечаток и на количество струн. В конце эпохи Возрождения парных струн было десять, а музыканты эпохи барокко играли уже на четырнадцати. Были инструменты и с девятнадцатью струнами.

XIV век стал золотым для лютни. Она превратилась в один из самых распространенных музыкальных инструментов Европы. На многих картинах того времени художники изображали людей, играющих на лютнях. Менялась и техника игры. Как правило для игры на ней использовались медитор и подушечки пальцев.

В конце XV столетия, после отказа от плекла, количество музыкантов, играющих на лютне, увеличилось. В Европе было написано более 400 пьес для этого музыкального инструмента. Наиболее важный вклад внес Франческо Спиначино. Увеличились экспрессивные возможности, благодаря произведениям Джона Дауленда.

В разное время для лютни писали свои произведения такие композиторы, как Антонио Вивальди, Иоганн Себастьян Бах, Винченто Капирола, Карл Кохаут и многие другие. Современные композиторы — Владимир Вавилов, Тоекико Сато, Максим Звонарев, Давид Непомук, тоже известны своими произведениями.

Место лютни в XX веке

В XIX столетии лютня была практически забыта. Осталось только несколько ее разновидностей в Германии, Украине и в странах Скандинавского полуострова. В ХХ веке несколько музыкантов из Англии решили вернуть лютне утраченную популярность. Особенно в этом преуспел британский лютнист и музыковед Арнольд Долмеч.
Уже начиная с 1970 года, одиночные исполнители и музыкальные коллективы стали включать игру на лютне в программу своих концертов. Лукас Хэррис, Иштван Шабо, Венди Гиллепси использовали произведения времен эпохи средневековья, барокко.

Среди щипкового музыкального инструмента встречаются разные: арфы, балалайки, гитары, гусли, домры.Но самый известный и прекрасный по звучанию, конечно лютня музыкальный инструмент востока.

Немного об истории лютни

Впервые мы услышали её голос ещё в стародавние времена. Название же лютня, с арабского «al‘ud», что на языке бедуинов означает (дерево). В прочем, более позднее расследование показало, что ‘ud не что иное, как арабский вариант персидской rud-струна какого-либо инструмента, лютни. В тот же период датирован и труд Джанифранко Лотти, который считал, что для ранней эпохи ислама слово «дерево» имело негативную окраску. Так как по законам того времен под запретом была любые инструментальные произведения.

Игрок на таком инструменте получил название лютниста, а мастер-изготовитель - лютье.

Звучание лютни

Современная тенденция способствовала переходу на нейлоновые струны из цельного нейлонового волокна или басовую с медным элементом. Музыканты же прошлых лет отдавали предпочтение струнам с натуральных жил животного. Такие отличия в выборе поколений весьма ощутимо при звучании. Любой игрок, или просто слушатель должен узнать, как должен звучать инструмент при настоящих струнах.

В этом случае приходит понимание того, как прекрасна лютня музыкальный инструмент, слушать который можно бесконечно. Но такое решение и стало основной сложностью в изготовлении струнного инструмента.

Каждая из жил требовалась одинаковой плотности со своими соседками, и ровным диаметром в длину, а процесс создания струн из кишок или жил был не самым лёгким. Чаще всего это были жилы самых молодых животных, преимущественно бычков, выращенных в провинциях Испании. И лишь с наступлением шестнадцатого века, технология создания позволила точно подобрать и осуществить калибровку струн.

Из чего она состоит

За последнее время форма лютни почти не изменилась. Сама она создавалась из древесины, а её дека, состоящая преимущественно из ели, имела овальную форму. Для любой из них этот элемент должен обладать единой, реже тройственной розеткой за место звуковой ниши. Розетки, принято изысканно декорировать.

Само же её основание составляется из разных пластин твёрдых пород дерева. Их разница среди большинства современного музыкального инструмента выражается в дизайне грифа, расположенного параллельно деки.

Для шейки этого инструмента используются исключительно лёгкие сорта дерева, которые покрывают пластинами тёмной древесины. К шейке навязывались различные лады, а в неё саму врезали фигурные орнаменты. Вес такой конструкции был очень мал и не был больше трёхсот-четырёхсот грамм.

В эпоху ренессанса лютня музыкальный инструмент была сконструирована и настроена в соответствии с регистрами человеческого голоса. Известно, что в немецких летописях их упоминают как семи регистровые, это были:

  • малый октавный,
  • малый дискантный,
  • дискантный,
  • альт,
  • тенор,
  • октавный бас,

В Италии, Англии и Франций употребляли всего три тембра:

  • малый,
  • средний,
  • большой.

Их главная отличительная черта заключалась в подъеме кварты, на один тон.

Как настроить лютню

Из исторических сведений мы помним, что музыкальным инструментам той эпохи находилось применение лишь у людей знатного происхождения. А лютня и вовсе служила для придворных музыкантов, наряду с органом «королевским инструментом», получила название «инструмент всех королей». Музицированию на нём научится было совсем нетрудно, в то время как её настройка требовала специального навыка и утончённого слуха.

Среднюю лютню, как и альт настраивалась так: G-c-f-a-d-g; A-D-g-b-e-a. По отношению к номинальным величинам нотного письма, такая грамота не всегда являлись символами, подходящими для современной нотной постановки. Лютня - музыкальный инструмент, слушать который можно было в основных репертуарах сольной пьесы или в качестве сопровождения вокальных партиях.

Через некоторое время лютня стала совмещать в себе и шестую-седьмую хору. Вот только с разрешением басов произошла загвоздка, в звучании инструмента и так выделялась вялостью 1-ой гармонии. В разрез ей голос толстых струн, даже с точным настроем был весьма расплывчатым, это не позволяло воспринимать линию басов в полифоническом звучании. Тем самым став причиной того, что в каждой басовой хоре за место 2-го унисона включалась тонкая октавная струна.

Достижения в технике струнной индустрии открыли новые возможности для увеличения басовой составляющей. Появились седьмая, восьмая, девятая и десятая имеющие возможность для настройки и перестройки согласно с общей тональностью.

Создатели лютни

Только в начале шестнадцатого веска появились первые упоминания о мастерах-создателях лютен. Ряд германских семей близ Аугсбурга, стали основателями двух Итальянских школ по изготовлению щипковых инструментов. Главная из них находилась в Болонье, именно тут появились произведения Малера, Фрея пр.

Поздние сведения говорят о семействах из Венеции, Падуи. Инструмент их мастерских семнадцатых-восемнадцатых вв. остаются неповторимыми впредь до сегодняшнего дня.

Видео: Игра на лютне

Коллекционные музыкальные инструменты №4: Лютня в миниатюре.

Коллекционные музыкальные инструменты №4 : ЛЮТНЯ в миниатюре, размер миниатюры - 12 см, номер в России выходит 20 февраля 2014 .

Номер ВЫШЕЛ .

Скан номера - от Дакота Ли.

На противоположном краю рейки приклеиваются к деревянному блоку, к которому крепится изготавливаемый отдельно гриф. Колковая коробка тоже производится отдельно из деревянной заготовки, в которой выполняется полость, а затем проделываются боковые отверстия для колков.

Следующий этап - изготовление овальной верхней деки из ели.

Чаще всего она является цельной. Резьба розетки, которую часто украшают сложнейшим ажурным узором, является одним из отличительных знаков каждого мастера. На внутренней стороне верхней деки лютье наклеивает ряд поперечных планок из той же древесины, которые укрепляют конструкцию и в значительной мере определяют звучность инструмента. Основная функция этих планок - препятствовать деформации верхней деки под воздействием натянутых струн. Последний этап изготовления лютни - это вырезание и установка подставки, присоединение грифовой накладки к корпусу, размещение ладов, колков и натягивание струн.

Музыкальный инструмент: Лютня

В век сверхзвуковых скоростей и нанотехнологий иногда очень хочется расслабиться, отрешится от всей мирской суеты и оказаться в каком-нибудь другом мире, где нет современной суматохи, например, в романтичной эпохе Ренессанса. В нынешнее время для этого не надо изобретать машину времени, а достаточно просто посетить концерт аутентичной музыки где-нибудь в Измайловском кремле или Шереметьевском дворце. Там вы не только услышите прекрасные мелодии, мысленно переносящие в прошлые времена, но и познакомитесь с интересными музыкальными инструментами, на которых несколько столетий назад музицировали наши далекие предки. Интерес к старинной музыке сегодня все больше возрастает, современные исполнители с увлечением осваивают инструменты прошедших эпох, к которым относятся траверс-флейта, виола да гамба , требл виола, барочный контрабас-виолон, клавесин и, несомненно, лютня - инструмент привилегированных сословий и заслуживающий особого внимания. Её арабы в средние века по праву называли королевой музыкальных инструментов.

Звук

Лютня относится к семейству струнно-щипковых инструментов, по характеру своего звучания немного напоминает гитару, тем не менее, её голос гораздо мягче и нежнее, а тембр - бархатный и трепетный, так как более насыщен обертонами. Источник звука на лютне – парные и одинарные струны, которые исполнитель правой рукой защипывает, а левой прижимает к ладам, изменяя их длину, тем самым меняя звуковысотность.

  • Лютня являлась эмблемой - символическим изображением влюбленных.
  • Лютня в эпоху Возрождения очень часто отображалась на живописных полотнах, даже Орфея и Аполлона художники того времени рисовали не с лирой, а с лютней. А более гармоничной композиции, чем девушка или юноша с этим романтичным инструментом и представить нельзя.
  • В свое время лютня, являвшееся весьма популярной, считалась привилегированным инструментом светского круга, знати и особ королевской крови. На Востоке её называли султаном инструментов, а в европейских странах бытовало высказывание, что орган «Король всех инструментов», а лютня «инструмент всех королей».
  • Великий английский поэт и драматург У. Шекспир очень часто упоминал лютню в своих произведениях. Он восхищался её звучанием, приписывая ей способность доводить слушателей до экстазного состояния.
  • Величайший итальянский скульптор, художник, поэт и мыслитель Микеланджело Буонарроти, восхищаясь исполнением известного лютниста Франческо да Милано говорил, что он был божественно вдохновлен музыкой и все его мысли в это время были обращены к небесам.
  • Исполнителя на лютне называют лютнист, а мастера, который изготавливает инструменты – лютье.
  • Инструменты болонских мастеров - лютье Л. Малера и Г. Фрея, а также представителей мастерового семейства Тиффенбрукеров из Венеции и Падуи, созданные в 17-18 веках, стоили по тем меркам астрономических денег.
  • На лютне научиться играть было не так сложно, а вот настраивать инструмент, у которого было много струн, изготавливаемых из натуральных материалов, но плохо державших строй из-за перепадов температур и влажности, было проблематично. Очень известной была шутка: музыкант, играющий на лютне, две трети времени занимается тем, что настраивает инструмент, а одну треть музицирует на не настроенном инструменте.

Конструкция

Весьма элегантная конструкция лютни включает в себя корпус и гриф, заканчивающийся колковым блоком. Корпус, имеющий грушевидную форму, включает в себя деку и кузов, который выполняет роль резонатора.

  • Кузов изготавливается из выгнутых, образующих полусферическую форму, сегментов, производимых из твердых пород древесины: черного дерева, палисандра, вишни или клена.
  • Дека – это лицевая часть корпуса, закрывающая кузов. Она плоская, имеет форму овала и обычно изготавливается из резонаторной ели. На деке в нижней части располагается подставка, а в средней имеется звуковое отверстие в виде изящного замысловатого узора или красивого цветка.

Сравнительно широкий, но короткий гриф лютни прикрепляется к корпусу на одном уровне с декой. На него приклеивается накладка из черного дерева, а также привязываются кетгутовые разграничители ладов. В верхней части грифа находится порожек, влияющий на высоту натяжения струн.

Колковый блок лютни, на котором находятся регулировочные штифты для натяжения струн, также имеет свою отличительную особенность. Она заключается в том, что блок располагается по отношению к шейке грифа под достаточно большим, почти прямым углом.

Количество парных струн на разных лютнях очень сильно варьируется: 5 до 16, а иногда и 24.

Вес инструмента весьма небольшой и составляет приблизительно 400 гр., длина инструмента – около 80 см.

История


Всю историю возникновения лютни, которая в восточных странах считалась одним из самых совершенных инструментов, проследить невозможно. Подобные инструменты уже четыре тысячелетия назад были широко распространены во многих странах мира. На них музицировали в Египте, Месопотамии, Китае, Индии, Персии, Ассирии, Древней Греции и Риме. Тем не менее, ученые-искусствоведы предполагают, что у лютни был непосредственный предшественник - это уд - инструмент к которому на Ближнем Востоке до сих пор относятся с особым почитанием, утверждая, что он является результатом творения внука Пророка. Уд имел грушевидный корпус, который изготавливали из орехового или грушевого дерева, деку из сосны, короткую шейку и выгнутую назад головку. Звук извлекали при помощи плектра.

Покорение Европы лютня начала в 8 веке с Испании и Каталонии, после того как мавры завоевали Пиренейский полуостров. Инструмент не только очень быстро влился в культуры этих стран, но также, вследствие крестовых походов, стал стремительно распространяться по другим европейским странам: Италии. Франции, Германии, вытесняя другие бытовавшие в то время инструменты, такие как цистра и пандура. Набирающая популярность лютня постоянно подвергалась различным усовершенствованиям. Мастера вносили изменения в конструкцию инструмента, модифицировали корпус и гриф, прибавляли струны. Если изначально он имел от 4 - 5 парных струн - хоров, то впоследствии количество постепенно увеличилось. К 14 веку лютня в Европе не только полностью сформировалась, но и стала одним из самых востребованных инструментов не только в придворном, но и домашнем музицировании. Её использовали уже не только как аккомпанирующий, но и как солирующий инструмент. Для лютни сочиняли много разнохарактерной музыки, делали переложения не только популярных песен и танцев, но и духовной музыки. В 15 веке популярность инструмента ещё больше возрастает, живописцы часто изображают его на своих художественных полотнах. Композиторы продолжают интенсивно обогащать репертуар. Исполнители отказываются от плектра, отдавая предпочтение пальцевому способу извлечения, что значительно расширяло технические возможности, позволяя исполнение, как гармонического аккомпанемента, так и полифонической музыки. Лютни продолжали совершенствоваться, и наиболее востребованными стали инструменты с шестью спаренными струнами.

В 16 веке популярность лютни достигла своего апогея. Она доминировала как у профессиональных музыкантов, так и у любителей. Инструмент звучал во дворцах королей и высшей знати, а также в домах простых горожан. На нем исполняли сольные и ансамблевые произведения, аккомпанировали вокалистам и хорам и, кроме этого, вводили в состав оркестров. В разных странах создавались школы по производству лютневых инструментов, самая известная из них находилась в Италии в г. Болонье. Инструменты постоянно модифицировались, увеличилось количество парных струн: сначала десять, затем четырнадцать, а впоследствии их число достигало 36, что соответственно требовало изменений в конструкцию инструмента. Разновидностей лютни было много, среди них было семь, которые соответствовали тесситуре человеческого голоса, от дисконта до баса.

К концу 17 века популярность лютни стала заметно падать, так как её постепенно вытесняли такие инструменты, как гитара , клавесин , а несколько позже и фортепиано. В 18 веке она фактически уже не употреблялась, за исключением нескольких разновидностей, которые бытовали в Швеции, Украине и Германии. И лишь на рубеже 19 и 20 веков, из-за возникшего вновь интереса к старинным инструментам английских энтузиастов во главе с инструментальным мастером, профессиональным музыкантом и музыковедом Арнольдом Долмичем внимание к лютне вновь сильно возросло.

С ладами на грифе и овальным корпусом. Исполнитель на лютне называется лютнистом , а мастер-изготовитель лютни и вообще любых струнных инструментов - лютье от фр. luthier .

Слово «лютня» вероятно, происходит от араб. العود ‎ - аль-‘уд , «древесина », хотя недавние исследования Экхарда Нойбауэра доказывают, что слово ‘уд просто является арабизированным вариантом персидского слова руд , имеющего значения струны, струнного инструмента, или лютни. В то же время, Джанфранко Лотти считает , что в раннем исламе «дерево» было термином с пренебрежительной коннотацией, обусловленной существовавшим в нём запретом на любую инструментальную музыку.

История

Происхождение лютни доподлинно неизвестно. Различные варианты инструмента использовались с древнейших времён в культурах Египта , Хеттского царства , Греции , Рима , Болгарии , Китая , Киликии . В начале VII века схожие по форме варианты лютни появились в Персии , Армении , Византии и Арабском халифате . В VI веке , благодаря болгарам, лютня с короткой шейкой распространилась по всему балканскому полуострову , а в VIII веке была привнесена маврами в культуры Испании и Каталонии , таким образом вытеснив доминировавшие до этого в Средиземноморье лютни с длинной шейкой, пандуру и цистру . История последних на этом, однако, не закончилась: на их основе возникли итальянская гитара , колашоне и китарроне .

Возможно, важнейшим «перевалочным пунктом» между мусульманской и европейской христианской культурами в данном случае следует считать именно Сицилию, куда лютня была привнесена византийскими или, позднее, сарацинскими музыкантами. В связи с тем, что эти певцы-лютнисты служили придворными музыкантами в период, последовавший за возрождением на острове христианства, лютня чаще, чем какие-либо другие музыкальные инструменты, изображена на росписях потолков построенной в 1140 году церкви Каппелла Палатина (Палермо , Италия), основанной норманским королём Роджером II. К XIV веку лютня распространилась уже по всей территории Италии и смогла из Палермо проникнуть в немецкоязычные страны, вероятно, благодаря влиянию, оказываемому на культуры соседних государств династией Гогенштауфенов .

Средневековые лютни имели четыре или пять парных струн. Звукоизвлечение осуществлялось с помощью плектра . Размер лютней варьировался: существует документальное подтверждение того, что к концу эпохи ренессанса насчитывалось до семи размеров (включаю басовую лютню). По-видимому, в средние века лютня в основном использовалась для аккомпанемента . Количество сохранившихся до наших дней партитур музыки, написанной до начала XVI века , которую с большой долей уверенности можно отнести к сочинённой специально для лютни, - чрезвычайно мало. Скорее всего, это объясняется тем, что в Средние века и в начале эпохи Ренессанса лютневый аккомпанемент носил не требующий нотной записи импровизационный характер.

В последние десятилетия XV века лютнисты постепенно отказались от использования плектра в пользу пальцевого способа игры как более пригодного для исполнения полифонической музыки. Количество парных струн увеличилось до шести и более. В XVI веке лютня стала главным сольным инструментом своего времени, однако продолжала использоваться и для аккомпанемента певцам.

К концу Возрождения количество парных струн выросло до десяти, а в эпоху барокко достигло четырнадцати (иногда доходя до девятнадцати). Инструменты, насчитывавшие до 26-35 струн, потребовали изменения самой структуры лютни. На момент завершения истории развития инструмента архилютня , теорбо и торбан были оснащены удлинителями, встроенными в основную колковую головку, что создавало добавочную резонирующую длину басовых струн. Человеческая ладонь неспособна охватить четырнадцать струн для зажима, и поэтому басовые струны были навешаны вне грифа и никогда не зажимались левой рукой.

В эпоху барокко функции лютни были в значительной степени низведены до аккомпанемента бассо континуо , и постепенно она оказалась вытесненной в этой ипостаси клавишными инструментами . Начиная с XIX века лютня практически вышла из употребления, но несколько её разновидностей продолжали существовать в Германии, Швеции и Украине.

Изготовление

Лютни изготавливаются почти целиком из дерева. Дека, сделанная из тонкого листа древесины (как правило, ели) имеет овальную форму. Во всех типах лютни дека содержит одинарную или иногда тройную розетку вместо звукового отверстия. Розетки, как правило, богато декорированы.

Корпус лютни собирается из отдельных рёбер твёрдого дерева (клён , вишня , чёрное дерево , палисандр и др.). В отличие от большинства современных струнных инструментов гриф лютни монтируется на одном уровне с декой и не нависает над ней. Шейка лютни, как правило, изготавливается из лёгкого дерева с накладкой из чёрного дерева.

Строй

Строй средневековой лютни:

Строй ренессансной лютни:


Строй теорбы:

Строй барочной лютни:



Репертуар

В число наиболее значительных композиторов, сочинявших для лютни в разные эпохи, входят:

  • композиторы эпохи ренессанса
    • Италия : Винченцо Капирола , Франческо Канова да Милано ;
    • Центральная Европа : Балинт Бакфарк , Диомед Като , Войцех Длугорай , Кшиштоф Клабон , семья Нейзидлеров , Якуб Полак ;
    • Англия : Фрэнсис Каттинг , Джон Дауленд , Джон Джонсон , Филип Россетер , Томас Кампион ;
  • композиторы эпохи барокко
    • Италия : Алессандро Пиччинини , Антонио Вивальди , Иоганн Иероним Капсбергер ;
    • Франция : Робер де Визе , Дени Готье ;
    • Германия : Иоганн Себастьян Бах , Сильвиус Леопольд Вайсс , Вольф Якоб Лауффенштайнер , Бернгард Йоахим Хаген , Адам Фалькенхаген , Карл Кохаут ;
  • современные композиторы:
    • Иоганн Непомук Давид (Германия), Владимир Вавилов (Россия), Шандор Каллош (Венгрия и Россия), Штефан Лундгрен (Германия и Швеция), Тоёхико Сато (Япония и Голландия), Ронн МакФарлен (США), Пауло Гальвао (Португалия), Роб МакКиллоп (Шотландия), Йозеф ван Виссемс (Голландия), Александр Данилевский (Франция и Россия), Роман Туровский-Савчук (США и Украина), Максим Звонарёв (Украина).

Напишите отзыв о статье "Лютня"

Примечания

Ссылки

  • Н. Ф. Соловьёв . // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1896. - Т. XVIII. - С. 265.
  • .

Отрывок, характеризующий Лютня

Грозовая туча надвинулась, и ярко во всех лицах горел тот огонь, за разгоранием которого следил Пьер. Он стоял подле старшего офицера. Молоденький офицерик подбежал, с рукой к киверу, к старшему.
– Имею честь доложить, господин полковник, зарядов имеется только восемь, прикажете ли продолжать огонь? – спросил он.
– Картечь! – не отвечая, крикнул старший офицер, смотревший через вал.
Вдруг что то случилось; офицерик ахнул и, свернувшись, сел на землю, как на лету подстреленная птица. Все сделалось странно, неясно и пасмурно в глазах Пьера.
Одно за другим свистели ядра и бились в бруствер, в солдат, в пушки. Пьер, прежде не слыхавший этих звуков, теперь только слышал одни эти звуки. Сбоку батареи, справа, с криком «ура» бежали солдаты не вперед, а назад, как показалось Пьеру.
Ядро ударило в самый край вала, перед которым стоял Пьер, ссыпало землю, и в глазах его мелькнул черный мячик, и в то же мгновенье шлепнуло во что то. Ополченцы, вошедшие было на батарею, побежали назад.
– Все картечью! – кричал офицер.
Унтер офицер подбежал к старшему офицеру и испуганным шепотом (как за обедом докладывает дворецкий хозяину, что нет больше требуемого вина) сказал, что зарядов больше не было.
– Разбойники, что делают! – закричал офицер, оборачиваясь к Пьеру. Лицо старшего офицера было красно и потно, нахмуренные глаза блестели. – Беги к резервам, приводи ящики! – крикнул он, сердито обходя взглядом Пьера и обращаясь к своему солдату.
– Я пойду, – сказал Пьер. Офицер, не отвечая ему, большими шагами пошел в другую сторону.
– Не стрелять… Выжидай! – кричал он.
Солдат, которому приказано было идти за зарядами, столкнулся с Пьером.
– Эх, барин, не место тебе тут, – сказал он и побежал вниз. Пьер побежал за солдатом, обходя то место, на котором сидел молоденький офицерик.
Одно, другое, третье ядро пролетало над ним, ударялось впереди, с боков, сзади. Пьер сбежал вниз. «Куда я?» – вдруг вспомнил он, уже подбегая к зеленым ящикам. Он остановился в нерешительности, идти ему назад или вперед. Вдруг страшный толчок откинул его назад, на землю. В то же мгновенье блеск большого огня осветил его, и в то же мгновенье раздался оглушающий, зазвеневший в ушах гром, треск и свист.
Пьер, очнувшись, сидел на заду, опираясь руками о землю; ящика, около которого он был, не было; только валялись зеленые обожженные доски и тряпки на выжженной траве, и лошадь, трепля обломками оглобель, проскакала от него, а другая, так же как и сам Пьер, лежала на земле и пронзительно, протяжно визжала.

Пьер, не помня себя от страха, вскочил и побежал назад на батарею, как на единственное убежище от всех ужасов, окружавших его.
В то время как Пьер входил в окоп, он заметил, что на батарее выстрелов не слышно было, но какие то люди что то делали там. Пьер не успел понять того, какие это были люди. Он увидел старшего полковника, задом к нему лежащего на валу, как будто рассматривающего что то внизу, и видел одного, замеченного им, солдата, который, прорываясь вперед от людей, державших его за руку, кричал: «Братцы!» – и видел еще что то странное.
Но он не успел еще сообразить того, что полковник был убит, что кричавший «братцы!» был пленный, что в глазах его был заколон штыком в спину другой солдат. Едва он вбежал в окоп, как худощавый, желтый, с потным лицом человек в синем мундире, со шпагой в руке, набежал на него, крича что то. Пьер, инстинктивно обороняясь от толчка, так как они, не видав, разбежались друг против друга, выставил руки и схватил этого человека (это был французский офицер) одной рукой за плечо, другой за гордо. Офицер, выпустив шпагу, схватил Пьера за шиворот.
Несколько секунд они оба испуганными глазами смотрели на чуждые друг другу лица, и оба были в недоумении о том, что они сделали и что им делать. «Я ли взят в плен или он взят в плен мною? – думал каждый из них. Но, очевидно, французский офицер более склонялся к мысли, что в плен взят он, потому что сильная рука Пьера, движимая невольным страхом, все крепче и крепче сжимала его горло. Француз что то хотел сказать, как вдруг над самой головой их низко и страшно просвистело ядро, и Пьеру показалось, что голова французского офицера оторвана: так быстро он согнул ее.
Пьер тоже нагнул голову и отпустил руки. Не думая более о том, кто кого взял в плен, француз побежал назад на батарею, а Пьер под гору, спотыкаясь на убитых и раненых, которые, казалось ему, ловят его за ноги. Но не успел он сойти вниз, как навстречу ему показались плотные толпы бегущих русских солдат, которые, падая, спотыкаясь и крича, весело и бурно бежали на батарею. (Это была та атака, которую себе приписывал Ермолов, говоря, что только его храбрости и счастью возможно было сделать этот подвиг, и та атака, в которой он будто бы кидал на курган Георгиевские кресты, бывшие у него в кармане.)
Французы, занявшие батарею, побежали. Наши войска с криками «ура» так далеко за батарею прогнали французов, что трудно было остановить их.
С батареи свезли пленных, в том числе раненого французского генерала, которого окружили офицеры. Толпы раненых, знакомых и незнакомых Пьеру, русских и французов, с изуродованными страданием лицами, шли, ползли и на носилках неслись с батареи. Пьер вошел на курган, где он провел более часа времени, и из того семейного кружка, который принял его к себе, он не нашел никого. Много было тут мертвых, незнакомых ему. Но некоторых он узнал. Молоденький офицерик сидел, все так же свернувшись, у края вала, в луже крови. Краснорожий солдат еще дергался, но его не убирали.
Пьер побежал вниз.
«Нет, теперь они оставят это, теперь они ужаснутся того, что они сделали!» – думал Пьер, бесцельно направляясь за толпами носилок, двигавшихся с поля сражения.
Но солнце, застилаемое дымом, стояло еще высоко, и впереди, и в особенности налево у Семеновского, кипело что то в дыму, и гул выстрелов, стрельба и канонада не только не ослабевали, но усиливались до отчаянности, как человек, который, надрываясь, кричит из последних сил.

Главное действие Бородинского сражения произошло на пространстве тысячи сажен между Бородиным и флешами Багратиона. (Вне этого пространства с одной стороны была сделана русскими в половине дня демонстрация кавалерией Уварова, с другой стороны, за Утицей, было столкновение Понятовского с Тучковым; но это были два отдельные и слабые действия в сравнении с тем, что происходило в середине поля сражения.) На поле между Бородиным и флешами, у леса, на открытом и видном с обеих сторон протяжении, произошло главное действие сражения, самым простым, бесхитростным образом.
Сражение началось канонадой с обеих сторон из нескольких сотен орудий.
Потом, когда дым застлал все поле, в этом дыму двинулись (со стороны французов) справа две дивизии, Дессе и Компана, на флеши, и слева полки вице короля на Бородино.
От Шевардинского редута, на котором стоял Наполеон, флеши находились на расстоянии версты, а Бородино более чем в двух верстах расстояния по прямой линии, и поэтому Наполеон не мог видеть того, что происходило там, тем более что дым, сливаясь с туманом, скрывал всю местность. Солдаты дивизии Дессе, направленные на флеши, были видны только до тех пор, пока они не спустились под овраг, отделявший их от флеш. Как скоро они спустились в овраг, дым выстрелов орудийных и ружейных на флешах стал так густ, что застлал весь подъем той стороны оврага. Сквозь дым мелькало там что то черное – вероятно, люди, и иногда блеск штыков. Но двигались ли они или стояли, были ли это французы или русские, нельзя было видеть с Шевардинского редута.
Солнце взошло светло и било косыми лучами прямо в лицо Наполеона, смотревшего из под руки на флеши. Дым стлался перед флешами, и то казалось, что дым двигался, то казалось, что войска двигались. Слышны были иногда из за выстрелов крики людей, но нельзя было знать, что они там делали.
Наполеон, стоя на кургане, смотрел в трубу, и в маленький круг трубы он видел дым и людей, иногда своих, иногда русских; но где было то, что он видел, он не знал, когда смотрел опять простым глазом.
Он сошел с кургана и стал взад и вперед ходить перед ним.
Изредка он останавливался, прислушивался к выстрелам и вглядывался в поле сражения.