Иллюстрации Ивана Билибина (165 работ) - история в фотографиях. Иван Билибин художник. Иллюстрации к сказкам. Оформление произведений великого поэта

Иван Билибин родился 4 (16) августа 1876 в селе Тарховка (близ Петербурга), в семье военного врача. В 1888 г. поступил в 1-ю Санкт-Петербургскую гимназию, которую окончил с серебряной медалью в 1896 г. Окончил юридический факультет Петербургского университета.

В 1898 учился в мастерской художника А. Ашбе в Мюнхене, затем несколько лет занимался под руководством Ильи Репина в школе-мастерской Марии Тенишевой. Жил преимущественно в Санкт-Петербурге. После образования художественного объединения «Мир искусства» становится активным его членом.

В 1899 году Билибин случайно приезжает в деревню Егны Весьегонского уезда Тверской губернии. Здесь он впервые создает иллюстрации в ставшем впоследствии «билибинским» стиле к своей первой книге «Сказка о Иван-царевиче, Жар-птице и о Сером волке».

В 1902, 1903 и 1904 Билибин посещает Вологодскую, Олонецкую и Архангельскую губернии, куда его командирует этнографический отдел Музея Александра III деревянной архитектуры.

Художественный талант Билибина ярко проявился в его иллюстрациях к русским сказкам и былинам, а также в работах над театральными постановками. С 1899 по 1902 он создаёт серию из шести «Сказок», изданных Экспедицией заготовления государственных бумаг, затем то же издательство выпускает сказки Пушкина с иллюстрациями Билибина. В частности, появились «Сказка о Царе Салтане» (1905) и «Сказка о Золотом Петушке» (1910). В 1905 издана иллюстрированная Билибиным былина «Вольга», а в 1911 - сказки Рославлева в издательстве «Общественная Польза». К тому же «сказочному» стилю с древнерусскими орнаментальными мотивами относится постановка оформленной Билибиным оперы «Золотой Петушок» в 1909 в театре Зимина в Москве.

В духе французской мистерии представлено им «Чудо св. Теофила» (1907), воссоздающее средневековую религиозную драму; Испанией XVII века вдохновлены эскизы костюмов к драме Лопе де Вега «Овечий источник», к драме Кальдерона «Чистилище св. Патрика» - театральная постановка «Старинного Театра» в 1911 г. Шутливой карикатурой на ту же Испанию веет от водевиля Ф. Сологуба «Честь и Месть», поставленного Билибиным в 1909 г.

Заставки, концовки, обложки и другие работы Билибина встречаются в таких журналах начала XX века, как «Мир Искусства», «Золотое Руно», в изданиях «Шиповника» и «Московского Книгоиздательства».

Во время революции 1905 года художник создаёт революционные карикатуры.

В 1915 году он участвует в учреждении Общества возрождения художественной Руси, наряду со многими другими художниками своего времени.

После Октябрьской революции 1917 Билибин уезжает из России. С 1920 он сперва живёт в Каире, затем в Александрии, а в 1925 обосновывается в Париже. В это время он готовит блистательные декорации к постановкам русских опер, художника приглашают оформить балет Стравинского «Жар-птица» в Буэнос-Айресе и ряд опер в Брно и Праге. С годами он примиряется с советской властью. В 1935-1936 он участвует в оформлении советского посольства в Париже, создаёт монументальное панно «Микула Селянинович».

В 1936 году художник на теплоходе «Ладога» возвращается на родину и поселяется в Ленинграде. Билибин преподаёт во Всероссийской Академии художеств, продолжает работать как иллюстратор и художник театра.

Билибин умер в блокадном Ленинграде 7 февраля 1942 года в больнице при Всероссийской Академии художеств. Последней работой знаменитого художника стала подготовительная иллюстрация к былине «Дюк Степанович» в 1941 году. Похоронен в братской могиле профессоров Академии художеств возле Смоленского кладбища.

Билибинский стиль

Для билибинского рисунка характерно графическое представление. Начиная работу над рисунком, Билибин набрасывал эскиз будущей композиции. Чёрные орнаментальные линии четко ограничивают цвета, задают объём и перспективу в плоскости листа. Заполнение акварельными красками черно-белого графического рисунка только подчеркивают заданные линии. Для обрамления рисунков Билибин щедро использует орнамент.

Семья

Первая жена - Мария Яковлевна Чемберс (Чемберс-Билибина) (1874-1962). Художник, книжный график, театральный художник. Училась в Рисовальной школе Общества Поощрения художеств. С 1900 г. работала как книжный график. Выставлялась с 1909 г. Сестра театрального художника, графика Владимира Чемберса (1877-1934; с 1917 г. жил в Англии). Жена Билибина с 1902 по 1911 г., мать его сыновей Александра (1903-1972) и Ивана (1908-1993). В 1914 г. уехала с детьми в Англию; в Россию с тех пор не возвращалась.

Вторая жена - Рене Рудольфовна О’Коннель-Михайловская (урожд. О’Коннель; 1891-1981). Художник по фарфору, график. Родной дед художницы – ирландский патриот Даниэль О`Коннель. Родилась в Париже, приехала в Россию около 1910 г. Училась у Билибина в Рисовальной школе Общества Поощрения художеств; после окончания школы преподавала в ней. Работала художником на Императорском фарфоровом заводе (Гос. фарфоровый завод). Жена Билибина с 1912 по 1917 г. От второго брака, с Сергеем Николаевичем Михайловским, имела двоих детей, сына и дочь. В середине 1930-х гг. была репрессирована. После войны жила в Ленинграде.

Третья жена - Александра Васильевна Щекатихина-Потоцкая (урожд. Щекотихина; 1892-1967). Художник по фарфору, живописец, график. Родилась в Александровске (Запорожье). С 1908 г. жила в СПб. Училась в Рисовальной школе Общества Поощрения художеств в 1908-1913 гг. С 1915 г. участвовала в выставках. С 1918 г. и на протяжении всей жизни (с перерывами) работала художником на Императорском фарфоровом заводе (Гос. фарфоровый завод). От первого брака, с юристом Николаем Филипповичем Потоцким (1881-1920) имела сына Мстислава. Жена Билибина с 1923 г. С этого времени жила вместе с ним во Франции; в 1936 г. вернулась с ним в Ленинград. Овдовела в 1942 г.

Произведения

  • 1899 - «Сказка об Иване-царевиче, Жар-птице и о Сером волке»
  • 1899-1900, 1902 - «Василиса Прекрасная»
  • 1899 - «Царевна-Лягушка»
  • 1900 - «Перышко Финиста Ясна-Сокола»
  • 1900-1901 - «Марья Моревна»
  • 1901-1902 - «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»
  • 1902 - «Белая уточка»
  • 1903 - былина «Вольга»
  • 1904-1905 - «Сказка о царе Салтане» А. С. Пушкина
  • 1906 - «Сказка о золотом петушке» А. С. Пушкина
  • 1908 - «Сказка о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина
  • 1909 - опера «Золотой петушок» Н. Римского-Корсакова
  • 1911 - «Сказка о трех царских дивах и об Ивашке, поповском сыне» А. С. Рославлева
  • 1919 - «Поди туда - не знаю куда, принеси то - не знаю что…»

    Марья Моревна 1900-1900

    Марья Моревна 1900-1900

    Марья Моревна 1900-1900

    Марья Моревна 1900-1900

    Марья Моревна 1900-1900

    Марья Моревна 1900-1900

    Василиса Прекрасная 1899-1900, 1902

    Василиса Прекрасная 1899-1900, 1902

    Василиса Прекрасная 1899-1900, 1902

    Василиса Прекрасная 1899-1900, 1902

    Василиса Прекрасная 1899-1900, 1902

  • Золотой петушок 1909

    Золотой петушок 1909

    Слово о полку Игореве

    Красный всадник 1899

    Иван-царевич и Жар-птица 1899

  • Остров Буян 1905

    Добрыня Никитич

    Илья Муромец и Соловей-Разбойник

    Алконост

    Суд во время Русской Правды

    Белая уточка

    Кикимора 1934

    Руслан и Людмила

    Проект формы милиции от имени Билибина в "русском" стиле. Одесская карикатура. 1917

Адреса

  • С 1937 г. по 1942 г. жил и работал в доме № 25 по Гулярной улице г. Ленинграда (нынешняя ул. Лизы Чайкиной), о чём говорит мемориальная доска на этом доме.

Библиография

  • Иван Яковлевич Билибин: Ст., письма, воспоминания о художнике / Сост. С. В. Голынец. Л., 1970;
  • Голынец Г. В. И. Я. Билибин. М., Изобразительное искусство. 1972. С.5
  • Семенов О. С., Иван Билибин, М., Детская литература, 1986
  • Голынец Г. В. Иван Билибин, Л., Аврора, 1988
  • Иван Яковлевич Билибин, 1876-1942 (Альбом). Авт.-сост. Т. Ф. Верижникова. СПб., 2002
  • И. Я. Билибин в Египте (1920-1925): Письма, документы и материалы /Сост., предисл. и примеч. В. В. Беляков. М.: Дом Русского Зарубежья им. Александра Солженицына / Русский путь, 2009
  • Судейкина В.А. Дневник 1917--1919./ Подг. текста, вступительная статья, комментарий И.А.Меньшовой. М.: Русский путь, 2006

Иван Билибин (1876-1942)

Иван Билибин родился 4 (16) августа 1876 в селе Тарховка (близ Петербурга), в семье военно-морского врача Якова Ивановича Билибина. В 1888 г. поступил в 1-ю Санкт-Петербургскую классическую гимназию, которую окончил с серебряной медалью в 1896 г. В 1900 г. окончил юридический факультет Петербургского университета.

В 1895-1898 г занимался в рисовальной школе Общества поощрения художеств. В 1898 два месяца учился в мастерской художника А. Ашбе в Мюнхене. Несколько лет (1898-1900) занимался под руководством Ильи Репина в школе-мастерской княгини Марии Тенишевой, затем (1900-1904) под руководством Репина в Высшем художественном училище Академии художеств.

Жил преимущественно в Санкт-Петербурге. После образования художественного объединения «Мир искусства» становится активным его членом.

В 1899 году Билибин случайно приезжает в деревню Егны Весьегонского уезда Тверской губернии. Здесь он впервые создает иллюстрации в ставшем впоследствии «билибинским» стиле к своей первой книге «Сказка о Иван-царевиче, Жар-птице и о Сером волке».

В 1902, 1903 и 1904 Билибин посещает Вологодскую, Олонецкую и Архангельскую губернии, куда его командирует этнографический отдел Музея Александра III деревянной архитектуры.

Художественный талант Билибина ярко проявился в его иллюстрациях к русским сказкам и былинам, а также в работах над театральными постановками. С 1899 по 1902 он создаёт серию из шести «Сказок», изданных Экспедицией заготовления государственных бумаг, затем то же издательство выпускает сказки Пушкина с иллюстрациями Билибина. В частности, появились «Сказка о царе Салтане» (1905) и «Сказка о золотом петушке» (1910). В 1905 издана иллюстрированная Билибиным былина «Вольга», а в 1911 - сказки Рославлева в издательстве «Общественная Польза». К тому же «сказочному» стилю с древнерусскими орнаментальными мотивами относится постановка оформленной Билибиным оперы «Золотой Петушок» в 1909 в театре Зимина в Москве.

В духе французской мистерии представлено им «Чудо св. Теофила» (1907), воссоздающее средневековую религиозную драму; Испанией XVII века вдохновлены эскизы костюмов к драме Лопе де Вега «Овечий источник», к драме Кальдерона «Чистилище св. Патрика» - театральная постановка «Старинного Театра» в 1911 г. Шутливой карикатурой на ту же Испанию веет от водевиля Ф. Сологуба «Честь и Месть», поставленного Билибиным в 1909 г.

Заставки, концовки, обложки и другие работы Билибина встречаются в таких журналах начала XX века, как «Мир Искусства», «Золотое Руно», в изданиях «Шиповника» и «Московского Книгоиздательства».

Во время революции 1905 года художник создаёт революционные карикатуры. С 1907 года Билибин преподает класс графического искусства в школе Общества поощрения художеств, продолжая преподавание до 1917 г. Среди его учеников в школе были Г.И. Нарбут, К.С. Елисеев, Л.Я. Хортик, А. Розилехт (August Roosileht), Н.В. Кузьмин, Рене О"Коннель, К.Д. Воронец-Попова.

В 1912 г. женится вторым браком на Р.Р. О"Коннель. В 1912 группа московских и петербургских интеллигентов покупает земельный участок на Южном берегу Крыма в Батилимане для постойки дач. Билибин был одним из компаньонов, другими пайщиками стали писатели В.Г. Короленко, А.И. Куприн, С.Я. Елпатьевский, Е.Н. Чириков, художник В.Д. Дервиз., профессора А.Ф. Иоффе, В.И. Вернадский, М.И. Ростовцев. По жребию Билибину достался отрезок земли у самого моря, на котором уже стоял рыбачий домик. К домику была пристроена мастерская. После этого ежегодно по окончании занятий в школе ОПХ Билибин отправлялся в Батилиман и возвращался в Петербург осенью к началу занятий.

В 1915 году он участвует в учреждении Общества возрождения художественной Руси, наряду со многими другими художниками своего времени. После Февральской революции Билибин нарисовал рисунок двуглавого орла, который использовался в качестве герба Временного правительства, а с 1992 года этот орёл располагается на монетах Банка России.

В 1917 Билибин расстается со своей второй женой Рене О"Коннель. После Октябрьской революции Билибин уезжает в Крым в Батилиман, где живет до сентября 1919 года. До декабря 1919 он находился в Ростове-на-Дону, затем с отступлением белой армии попадает в Новороссийск.

21 февраля 1920 г. на пароходе «Саратов» Билибин отплывает из Новороссийска. Из-за наличия больных на борту пароход не высаживал людей в Константинополе или на Кипре, а прибыл в Египет, где русские беженцы были помещены английскими властями в лагерь в Тель-эль-Кебире. С 1920 он живёт в Каире. В Египте Билибин работает над эскизами панно и фресок в Византийском стиле для особняков богатых греческих купцов. Изучает египетское искусство, сначала мусульманское и коптское, потом искусство древнего Египта.

В феврале 1923 Билибин женится на художнице А.В. Щекатихиной-Потоцкой, приехавшей к нему в Каир вместе с сыном Мстиславом. Летом 1924 путешествует с семьёй по Сирии и Палестине. В октябре 1924 поселяется вАлександрии. В августе 1925 Билибин переезжает в Париж. В это время он готовит блистательные декорации к постановкам русских опер, художника приглашают оформить балет Стравинского «Жар-птица» в Буэнос-Айресе и ряд опер в Брно и Праге.

Выполняет иллюстрации к русским сказкам, сказкам братьев Гримм, сказкам Тысячи и одной ночи.

Замечательный Иван Билибин. Этот художник знаменит своими иллюстрациями к детским книгам с русскими народными сказками. Своих героев, окружение, атмосферу каждого рисунка он брал из русской традиции. Благо она у нас настолько богатая, что не нужно ничего выдумывать. Былинные и сказочные персонажи в его рисунках придают книгам новую жизнь. Читая такие книги, можно представить, что смотришь мультфильм.

Как известно о самом художнике, выросший в Санкт-Петербурге, поначалу он не проявлял интереса к русской старине, а занимался больше портретами, пейзажами и т.д. Всё началось с того, что в 1899 году он попал на выставку замечательного русского художника . Его картина Богатыри, настолько поразила молодого художника, что у него развился необычайный интерес к истории русской культуры. По стечению обстоятельств, Иван этим же летом попадает в деревню Егны, что в Тверской области. Здесь он находится в самом сердце русского леса, где до сих пор живут предания, сказки, а лешие и русалки являются практически реальными существами.

Первой книгой, которую проиллюстрировал И.Билибин является сборник сказок Афанасьева. В течении последующих семи лет, он проиллюстрировал семь сказок, среди которых: Сестрица Алёнушка и Братец Иванушка, Царевна-Лягушка, Василиса Прекрасная и другие. Рисунки Билибина отличает яркая декоративность исполнения, узорчатость, привлекательное оформление, рамки и тонкое чувство произведения. Многие люди нашей страны буквально выросли на его рисунках, иллюстрациях. Зачастую, сказки понимаются именно так, как видел их художник. К каждому произведению он подходил очень тщательно и скрупулёзно. С точностью воссоздавал присущую тому времени одежду, утварь, характер построек.

В его случае получила новую жизнь. Если раньше это были какие-то наброски, сделанные быстро и почти наспех, то теперь это настоящие произведения искусства. Иван Билибин, для того, что бы постоянно совершенствовать свои навыки, постоянно изучал изобразительное искусство и часто находился в поездках по глухим деревням и сёлам. В далёких и забытых уголках России он изучал национальную одежду, обряды, обычаи, которые сохранились с давних пор и практически не подверглись никаким веяниям цивилизации.

Иван Яковлевич Билибин
Годы жизни: 1876 г. - 1942 г.

В творчестве Билибина отразились два явления отечественной художественной культуры конца XIX-начала XX века: увлечение национальной стариной и становление книжной графики как специфического вида искусства.

Интерес к древнерусскому искусству пробудился еще в 20-х - 30-х годах XIX века. В последующие десятилетия организовывались экспедиции для изучения памятников допетровского зодчества, издавались альбомы старинной русской одежды, орнамента, лубка. Но большинство ученых подходило к художественному наследию Древней Руси лишь с этнографических и археологических позиций. Поверхностным пониманием его эстетической ценности характеризуется псевдорусский стиль, широко распространившийся в архитектуре и прикладном искусстве второй половины XIX века.

По-новому древнерусское и народное искусство восприняли в 1880-е - 1890-е годы В. М. Васнецов и другие художники мамонтовского кружка, национальные искания которых отличались большей самобытностью и творческой оригинальностью. Этим художникам должны быть адресованы слова Билибина: "Только совершенно недавно, точно Америку, открыли старую художественную Русь, вандальски искалеченную, покрытую пылью и плесенью. Но и под пылью она была прекрасна, так прекрасна, что вполне понятен первый минутный порыв открывших ее: вернуть! вернуть!"


Иллюстрация к сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

Баба-Яга. Иллюстрация к сказке «Василиса Прекрасная»

Белый всадник. Иллюстрация к сказке «Василиса Прекрасная»

Красный всадник. Иллюстрация к сказке «Василиса Прекрасная»

Иллюстрация к сказке «Перышко Финиста Ясного Сокола»

Иллюстрация к сказке «Царевна-Лягушка»

Иллюстрация к сказке «Марья Моревна»

Кащей Бессмертный. Иллюстрация к сказке «Марья Моревна»

Заставка к сказке «Белая уточка»

Иллюстрация к сказке «Белая уточка»

Иллюстрация к былине «Вольга»

Иллюстрация к «Сказке о царе Салтане»

Иллюстрация к «Сказке о царе Салтане»

Иллюстрация к «Сказке о царе Салтане»

Царь Горох. Обложка журнала «Жупел»

Иллюстрация к «Сказке о Золотом петушке»

Иллюстрация к «Сказке об Иване-Царевиче, Жар-птице и Сером волке»

Мечта художников конца XIX-начала XX века о возрождении высокой культуры прошлого, о создании на ее основе нового "большого стиля" была утопичной, но она обогатила искусство яркими образами и выразительными средствами, способствовала развитию его "нестанковых" видов, долгое время считавшихся второстепенными, в частности театральной декорации и оформления книги. Не случайно, что именно в среде мамонтовского кружка начали складываться новые принципы декорационной живописи. Не случайно и то, что этим же мастерам, постоянно общавшимся с произведениями древнерусского искусства, увлеченным идеей возрождения старинных ремесел, Билибин И.Я. Княгиня на тюремной башне. Иллюстрация к русской народной сказке "Белая уточка" принадлежат первые попытки художественного решения книги. Книга и театр оказались теми областями, где искусство непосредственно служило удовлетворению современных общественных потребностей и где в то же время стилистические приемы прошедших веков нашли наиболее естественное применение, где можно было добиться того синтеза, который в других видах художественного творчества оставался недостижимым.

Издания народных сказок и поэм Пушкина, иллюстрированные и оформленные В. М. Васнецовым, Е. Д. Поленовой и С. В. Малютиным, дали толчок развитию книжного искусства в России. Однако сами эти художники не разработали последовательных принципов, определенной школы оформления книги. Их живописные акварели и гуаши многое теряли в печати. Так, совершенно исчезла колористическая выразительность иллюстраций Малютина к "Сказке о царе Салтане" в издании, осуществленном А. И. Мамонтовым. А иллюстрации Поленовой к "Войне грибов" (единственной выпущенной при жизни художницы сказке из многих иллюстрированных ею) вообще не удалось воспроизвести в цвете, и в нескольких экземплярах книжки Поленова раскрасила контурные оттиски от руки. Но и при удачном воспроизведении иллюстрации, выполненные в манере станкового рисунка и живописи, оставались чуждыми книге, так как разрушали архитектонику страницы, не могли быть органично связаны с декоративным оформлением и типографским набором.

Для достижения целостности книги нужно было особое искусство, искусство книжной графики. Поиски графичности заметны уже в отдельных иллюстрациях Поленовой и Малютина, в них введена контурная линия, локализован цвет. Дальше в этом направлении пошли художники "Мира искусства". Язык графики выкристаллизовывался путем отбора, концентрации и заострения выразительных средств живописи и станкового рисунка. В то же время на его сложение влияли, пользуясь словами Билибина, "линейные техники прошлого, где сам обрабатываемый мастером материал требовал четкого, внимательного и экономного отношения к каждой линии". Русская набойка, вышивка, лубок и икона - вот образцы, на которые наряду с японской и старой европейской гравюрой опирались, по справедливому мнению художника, отечественные графики начала XX века.

Аналогичными путями развивалось графическое искусство в странах Северо-Западной Европы. Предшественниками и старшими современниками мирискусников были У. Моррис, У. Крэн и О. Бердслей в Англии, Ш. Дудле и Ж. Минне в Бельгии, Т. Т. Гейне, И. Заттлер, Ю. Диц и Г. Фогелер в Германии. Но именно в России наиболее четко определилось понятие графики, которая связывалась здесь прежде всего с книгой. Графическим, в отличие от тонального или свободно-штрихового, считался рисунок, являвшийся изображением и одновременно украшением, подчиненным плоскости листа, тяготеющим к линейному орнаменту и силуэту.

В формировании такого отношения к графике велика роль Билибина, его творческой практики и педагогической деятельности. "Строгая, чисто графическая дисциплина [...], - подчеркивал художник, - обращает свое внимание не только на рисунок и на разницу сил отдельных пятен, но и на линию, на характер ее, на направление течения целого ряда соседних линий, на скольжение их по форме и, таким образом, на подчеркивание, объяснение и выявление этой формы этими сознательными линиями, обтекающими и охватывающими ее. Эти линии могут быть иногда уподоблены ткани, облегающей форму, где нити или полосы приобретают то направление, которое им диктуется данной формой".

Ориентируясь на традиции древнерусского и народного искусства, Билибин разработал логически последовательную систему графических приемов, сохранявшуюся в основе на протяжении всего его творчества. Эта графическая система, а также присущее Билибину своеобразие трактовки былинных и сказочных образов дали возможность говорить об особом билибинском стиле.

Голынец Г.В. И.Я.Билибин. М., Изобразительное искусство. 1972

Так случилось, что самыми растиражированными и знаменитыми работами художника оказались иллюстрации к русским сказкам. По заказу Экспедиции заготовления государственных бумаг (нынешний Гознак) Билибин рисовал сюжеты к таким сказкам, как «Иван-царевич, Жар-птица и Серый волк», «Василиса Прекрасная», «Перышко Финиста Ясна Сокола», «Царевна-Лягушка», «Марья Моревна», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Он также создал графические серии по мотивам русских былин «Вольга и Микула», «Добрыня Никитич», «Илья Муромец», иллюстрации к «Сказке о царе Салтане» и «Сказке о Золотом петушке» Александра Сергеевича Пушкина. Все эти работы способствовали тому, что за ним утвердилась слава первого на Руси художника книги. Много позднее, характеризуя творческую манеру художника, известный искусствовед и книговед Алексей Сидоров писал: «Билибин с самого начала усвоил себе особую плоскостную систему рисунка и всей композиции. В основе его работы, скорее всего, по примеру северных, норвежских или финских художников, содержат мотивы русской народной вышивки и резьбы по дереву».

В самом начале ХХ века по заданию этнографического отдела Русского музея Билибин объехал Вологодскую, Архангельскую, Олонецкую и Тверскую губернии. В 1904 году отправился в Карелию, в Кижи, которые именовал «преддверием тридевятого царства». Там он изучал русскую архитектуру, народный орнамент, крестьянские вышивки, кружева, узоры, старинную деревянную резьбу, лубочные картинки; собирал произведения народного творчества и фотографировал памятники деревянного зодчества.

В 1904 году об Иване Билибине заговорили как о высокоодаренном театральном художнике, знатоке старинных костюмов разных эпох и народов. Он оформил для Национального театра в Праге оперу «Снегурочка» Николая Римского-Корсакова, а позже участвовал в антрепризе Сергея Дягилева, нарисовав эскизы русских костюмов к опере Модеста Мусорского «Борис Годунов», эскизы костюмов и декораций к операм Николая Римского-Корсакова «Золотой петушок» и «Царь Салтан». «Были на генеральной репетиции оперы «Царь Салтан», - рассказывает в своих «Автобиографических записках» живописец Анна Остроумова-Лебедева. - Постановка талантлива и красочна. Костюмы божественны, в стиле иконописного лубка».

Как театральный художник Билибин работал над оформлением комедии Лопе де Вега «Овечий источник», драмы Кальдерона «Чистилище святого Патрика» и других зарубежных театральных постановок. Он интересовался журналистикой, оформлением афиш и плакатов, делал эскизы для марок (в частности, серию к 300-летию Дома Романовых), рисунки для открыток Общины св. Евгении. Вместе с Николаем Рерихом и Александром Бенуа Билибин работал в подкомиссии Максима Горького по разработке нового герба. За основу художник взял двухглавого орла с печати Ивана 3его. Эмблематическое изображение работы Билибина оказалось долговечнее Временного правительства…

Иван Билибин - представитель младшего поколения мирискусников, полностью обратившихся к книжной графике. Несмотря на то, что внешне творчество Билибина противостоит западнической ориентации большинства художников «Мира искусства», влияние на его творчество английской графики, французского ар нуво и японской гравюры очень заметно. Билибин вообще был «западным человеком»: Александр Бенуа утверждал, что в «билибинском стиле больше западной дисциплины, чем российской распущенности». Не случайно парижские работы художника, иллюстрации к французским сказкам (1932), не менее эффектны, чем к русским.

В 1936 году Билибин вернулся из эмиграции на родину. Приветственных фанфар не было, но не было и репрессий. Сталин помнил об авторе, способном поставить сказку на службу идеологии. Художник преподавал графику, работал в театре… За чистоту стиля и безукоризненную твердость линии еще друзья-мирискусники прозвали Билибина «Иван-железная рука». В конце 30-х Билибин шокировал студентов Академии тем, что на спор с завязанными глазами четко рисовал сложнейшие орнаменты.

«Эти бы грибочки да на сковородку со сметанкой. Эх-ма…», - говорил художник, даря свой рисунок другу Василию Цветкову.

Иван Билибин умер в первую же блокадную зиму от дистрофии в подвале Академии художеств. Художника похоронили в братской могиле профессоров Академии. Последняя работа мастера – рисунок «Дюк Степанович» - хранится в фондах Русского музея. Верху листа - восьмиконечный крест…

Билибин, Иван Яковлевич Фрагмент портрета Ивана Билибина работы Бориса Кустодиева, 1901 Дата рождения: 4 (16) августа 1876(18760816) Место рождения … Википедия

- (1876 1942), сов. художник, театр. декоратор, график. Входил в объединение «Мир искусства». Графич. стиль Б. сформировался под влиянием нар. иск ва (лубок, вышивка, резьба по дереву), а также иконописи и др. рус. книжной миниатюры. Известны илл.… … Лермонтовская энциклопедия

Билибин, Иван Яковлевич, живописец. Родился в Петербурге в 1876 г.; окончил курс в Петербургском университете по юридическому факультету. Художественное образование получил в школе общества поощрения художеств; в Мюнхене занимался в мастерской… … Биографический словарь

- (1876 1942), советский график иллюстратор и театральный художник. Учился в Мюнхене у А. Ажбе (1898), в Петербурге у И. Е. Репина в школе мастерской М. К. Тенишевой (1898 1900) и в АХ как вольнослушатель (1900 04). Преподавал в Рисовальной … Художественная энциклопедия

Билибин Иван Яковлевич - (1876—1942), график и театральный художник, доктор искусствоведения (1939). Учился в Рисовальной школе ОПХ (1895—98; в 1907—17 преподавал там же), в Мюнхене (1898), в Петербурге в школе мастерской М. К. Тенишевой (1898—1900) и … Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»

Русский график иллюстратор и театральный художник. Учился в Мюнхене у А. Ажбе (1898), в Петербурге у И. Е. Репина ‒ в школе мастерской М. К. Тенишевой (1898‒1900) и в АХ как… … Большая советская энциклопедия

- (1876 1942) российский график и театральный художник. Член Мира искусства. Иллюстрации к русским сказкам и былинам в декоративно графической орнаментальной манере, основанной на стилизации мотивов русского народного и средневекового искусстваБольшой Энциклопедический словарь

- (1876 1942), график и театральный художник, доктор искусствоведения (1939). Учился в Рисовальной школе ОПХ (1895 98; в 1907 17 преподавал там же), в Мюнхене (1898), в Петербурге в школе мастерской М. К. Тенишевой (1898 1900) и в АХ (1900… … Санкт-Петербург (энциклопедия)

- (1876 1942), российский график и театральный художник. Член «Мира искусства». Иллюстрации к русским сказкам и былинам, произведениям А. С. Пушкина («Сказка о золотом петушке», изд. 1910) и М. Ю. Лермонтова выполнены в декоративно графической… … Энциклопедический словарь

Билибин, Иван Яковлевич - И.Я. Билибин. Баба Яга. Иллюстрация к сказке Василиса Прекрасная. БИЛИБИН Иван Яковлевич (1876 1942), российский график и театральный художник. В 1920 36 жил в Египте, Палестине, Сирии и Франции. Член Мира искусства. Иллюстрации к русским… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Книги

  • Билибин Иван Яковлевич , Оксана Мельничук. Он умел слишком многое, чтобы войти в историю национальной культуры лишь как художник-иллюстратор, но каждый, кто держал книгу, заботливо украшенную его руками, не захочет отложить ее в…
  • Василиса Прекрасная , Билибин Иван Яковлевич. Сказки о Василисе Прекрасной и пёрышке Финиста Ясна Сокола объединяет общий мотив: скромность, доброта и смелость помогают преодолеть любые испытания и отыскать верную дорогу к счастью.…