Что такое спектакль определение. Спектакль - это маленькая жизнь. В этом материале рубрики - состав театральной команды. мы выясняем, без каких творческих и технических специалистов невозможно создать собственную театральную постановку, а режиссёры из «те

В его основе лежит драматический или театрально-сценический сюжет. В его разработке принимают участие: режиссер, актеры, художник и композитор. Слово спектакль произошло от латинского spectaculum, что означает зрелище.

Театральное искусство

Театр переводится с греческого языка как место для зрелищ. Это направление искусства где посредством действий актеров на сцене зрителям передаются эмоции, чувства и мысли автора постановки.

Разновидности театра

Существуют такие разновидности театра:

  • Балет — это вид сценического мастерства где неразрывно связаны танец и музыка. В основе может лежать художественное или музыкальное произведение, но существуют и бессюжетные постановки.
  • Актерами здесь выступают куклы, управляемые людьми. В основе постановок лежат сказки. Кукольный спектакль — это отличное развлечение для детей.
  • Мюзикл или Здесь плотно переплетаются песни, музыка, диалоги, танцы. Сценарий спектакля как правило незамысловат.
  • Опера. Имеет художественно-драматическую форму. В таком спектакле преобладает пение.
  • Оперетта — практически тоже что и опера. Имеет комический сюжет и носит популярный легкий характер.
  • Пантомима — это сценическое представление без слов. Сюжет или история передается с помощью мимики и жестов.
  • Драма абсурда. В основе сюжета лежит нагромождение фактов, несвязных поступков, эмоций, судеб и слов.
  • Уличный театр. Его действия проходят под открытым небом. Уличный спектакль — это постановка, в которой актеры играют без сцены.

Жанры спектаклей

Театральные постановки (спектакли) делятся на такие жанры:

  • Водевиль — это комедия с танцами и песнями.
  • Драма — постановка, сюжет которой построен на жизни реального человека. В основе лежит конфликт между главным героем и обществом.
  • Комедия — это обратная сторона драмы. Призвана высмеять проблему между отдельно взятыми людьми или человеком и обществом.
  • Мим — это юмористический жанр спектакля. Состоит из небольших сценок развлекательного направления.
  • Мистерия — это отголосок средневекового религиозного театра. Спектакли показывали на главной площади. В них чередовалась интермедия и религиозные сцены.
  • Мелодрамадраматический спектакль - это представление с острым конфликтом и интригой.
  • Монодрама. Здесь играет только один актер. Тоже что и драма.
  • Моралите—это спектакль назидательного характера. Острое противопоставление добродетелей и пороков.

Театр-студия

Театральная студия — некоммерческий любительский проект. Они, как правило, появляются в небольших населенных пунктах. Там где отсутствует профессиональный театр. Театральные студии часто возникают при школах и вузах. Существуют коммерческие театральные студии для взрослых. Здесь людей учат быть более раскрепощенными, ставят голос и речь.

Одним из самых знаменитых театральных студий был драмкружок Станиславского. Спустя время он перерос в Московский художественный театр. Спектакль театральной студии такого великого актера и режиссера ничем не уступал профессиональным постановкам.

СПЕКТАКЛЬ (франц. spectacle, от лат. – spectaculum – зрелище), произведение театрального искусства.

Спектакль создается большим коллективом творческих и технических работников (актеры, сценограф, композитор, балетмейстер, ассистенты и помощник режиссера, монтировщики, реквизиторы, костюмеры, осветители, гримеры, звукооператоры, осветители, бутафоры и т.д.). В современном театре постановочный коллектив возглавляет его художественный руководитель – режиссер-постановщик, координирующий всю работу и определяющий эстетический, нравственный, идеологический замысел спектакля.

Создание спектакля начинается с выбора литературного материала – пьесы , прозаического произведения (по которому создается инсценировка), стихотворной композиции. До эпохи режиссерского театра выбор пьесы, как правило, определялся составом ролей, «расходящихся» в конкретной труппе – т.е., наличием в труппе амплуа на определенные роли. В случае бенефиса подбирался литературный материал, позволяющий представить бенефицианта в наиболее выигрышном свете. Таким образом, выбор осуществлялся либо антрепренером (директором театра), либо ведущим актером труппы. Всегда учитывались и вкусы потенциальной публики, т.е., подбиралась т.н. «кассовая» пьеса. Этот параметр, как правило, учитывается и в настоящее время – за редким исключением экспериментальных спектаклей, рассчитанных на определенную узкую аудиторию. Однако сегодня главной исходной точкой выбора становится именно творческий замысел режиссера, его готовность и желание к воплощению на сцене того или иного литературного произведения.

Необходимо добавить, что критерий соответствия ролей составу труппы остается по-прежнему актуальным: непрофессиональная или беспомощная актерская работа может привести к провалу самый замечательный замысел. Однако сегодня актерские возможности сильно увеличились: строгих границ амплуа практически не существует; при совпадении общеэстетических и творческих позиций совместная работа режиссера и актера над ролью приносит неожиданные и удивительные результаты. Много подобных примеров в последней трети 20 в. дал московский театр «Ленком» и его художественный руководитель М.Захаров . В его спектаклях видны непривычные и замечательные трактовки ролей, полностью опровергающие сложившиеся стереотипы амплуа: Е.Леонов в роли Иванова (Иванов А.Чехова), И.Чурикова в роли Комиссара и А.Абдулов в роли Сиплого (Оптимистическая трагедия Вс.Вишневского), О.Янковский в роли Дракона (фильм Убить дракона по мотивам пьесы Е.Шварца Дракон ).

Собственно говоря, главная функция режиссера-постановщика – стать катализатором творческой мысли всех участников постановочного коллектива, активизируя их созидательную энергию и направляя ее в общее русло. Именно так складывается и первый этап работы режиссера над замыслом спектакля – со сценографом, художником по костюмам, композитором, балетмейстером, специалистами по движению, если необходимо – и с автором текстов песен. В этом ключе идет и основная работа – репетиционный процесс с актерами, во время которой постановщик добивается как высокого уровня каждой из актерских работ, так и целостного звучания спектакля. По этим принципам осуществляется и финальный этап работы: совместно с режиссером по свету – формирование световой партитуры, позволяющей закрепить и увеличить эмоциональное воздействие спектакля.

Последним, не менее важным, чем остальные, соавтором спектакля является публика: живое дыхание зрительного зала, его реакции оказывают непосредственное влияние на работу актеров, расставляя новые акценты, уточняя психологические рисунки ролей и т.д.

СПЕКТАКЛЬ (франц. spectacle, от лат. spectaculum - зрелище), произведение сценич. искусства, создаваемое театр, коллективом (актёры, художник-декоратор, композитор и др.), возглавляемым в совр. театре режиссёром-постановщиком. В драматич. театре процесс подготовки С. начинается с выбора пьесы, к-рый определяется духовными и эстетич. запросами зрительской аудитории, возможностями данной труппы и др. Исходя из замысла С., его жанра, стиля, постановщик истолковывает пьесу в целом и её осн. роли, а также намечает сценич. форму представления (декорации, костюмы, грим, значение и функции музыки, света, характер пластики, сценич. речи и т. п.). Один из наиболее важных моментов в постановке С.- определение его мизансцен. Однако декорац. и вещественное (бутафория, реквизит) оформление мизансцены, темп и ритм С. оживают только при одухотворённом актёрском исполнении (см. Актёрское искусство). Поэтому основная задача постановщика - работа с актёрами в процессе репетиции. Мизансцены С. проверяются в условиях завершённого оформления, в костюмах и гримах, согласовываются с музыкой (см. Театральная музыка), шумами и др., окончательно устанавливается световая партитура. Заключительный этап работы над С.- генеральная репетиц и я, к-рая проводится на публике и даёт возможность понять участникам С., в какой мере достигнуты их цели. См. также Театр, Режиссёрское искусство, Театрально-декорационное искусство.

Ведущая роль музыки, пения, хореографии в драматургии оперно-балетн о г о С. определяет большое, часто основное, значение дирижёра, балетмейстера в процессе постановки С.

Лит.: Горчаков H.M., Работа режиссёра над спектаклем, M., 1956; Попов А., Художественная целостность спектакля, M., 1959. К. Л. Рудницкий.