Взаимодействие литературы и изобразительного искусства в древней руси. Древнерусская литература

Корни Руси уходят в глубокую древность: первые упоминания о славянах-венедах содержат ещё Римские источники начала I тысячелетия н.э. Но активно в мировую историю славянские племена входят в эпоху великого переселения народов, в VI-VIII веках. В IX в. у славян зарождаются формы государственности, складываются племенные союзы под эгидой военной княжеской власти. Один из таких племенных союзов и получил название «Русь». С самого начала Русь не была моноэтнической, она объединяла разные племена, жившие на одной территории. Военно-политические союзы не были прочными: воевали между собой, распадались; поэтому, придя к власти, князь Владимир Святославич решил объединить Русь не только военной силой. Он предпринял попытку реформировать языческие верования и создать единый пантеон богов. Но попытка сделать язычество государственной религией не удалась — слишком различные представления о богах бытовали в разных племенах. Тогда Владимир обратил свой взор к христианству. Князь отправил послов в разные земли, чтобы они могли посмотреть, как люди веруют и чья вера лучше. Ходили послы в Хазарию, где живут по Закону иудаизма, в Волжскую Булгарию, где исповедуют ислам, на Запад, где распространена латинская вера, и в православную Византию. И ничто так не впечатлило князя, как рассказ послов, побывавших в Царьграде, в храме Святой Софии. Этот рассказ, как полагает летописец, и убедил князя избрать православие. В 987 г. Владимир принял крещение сам, а в 988-м — крестил в Киеве свой народ. Согласно преданию, крестившись, Владимир исцелился от болезни глаз. Брак с Анной делал его родственником василевса, византийского монарха, наследника правителей Римской империи. Это поднимало международный авторитет Руси. Но главное: выбор князя Владимира имел судьбоносное значение для Руси, введя её в семью христианских народов. С этого времени характер русской культуры кардинально меняется: отныне она созидается на православной основе в русле великой христианской традиции.

Культура Древней Руси IX-XII вв.


Само расположение Руси между Востоком и Западом, на перекрёстке культур и цивилизаций, способствовало тому, что христианство проникло сюда задолго до 988 года. Бабушка Владимира, княгиня Ольга, первая из русских правителей стала христианкой, приняла крещение в Царьграде. Но и до неё в русских городах были христианские общины, храмы и монастыри. Правда, они были малочисленными. Ольга правила в Киеве после гибели своего мужа князя Игоря, и к ней не раз присылали миссионеров из Германии, предлагавших принять крещение. Но княгиня решила идти в Царьград, чтобы креститься там. В 955 г. в храме Святой Софии таинство крещения Ольги совершил сам Константинопольский патриарх, а восприемником (крёстным) стал византийский император Константин Порфирогенет (Багрянородный). Так выбор Русью православия был определён ещё Ольгой. И хотя в то время христианская Церковь была ещё единой (официально Западная и Восточная Церкви разделились в 1054 г.), всё же греческий Восток и латинский Запад уже сильно разошлись, прежде всего, культурно. Так что, принимая крещение от греков, Русь получила весь комплекс культурного наследия православия: литургию, богословие, книжность, зодчество, иконопись и т.д. Новая религия утвердилась не сразу, дохристианский уклад и языческие обычаи долго сохранялись, особенно на окраинах: вплоть до XIII в. происходили восстания языческих жрецов. Быстрее и глубже укоренялось христианств в городах, которые были крупными торговыми центрами и соприкасались с культурными традициями Византии и Европы. К моменту крещения Руси Византия была на подъёме культурного развития, превосходя многие страны Европы. Корни Византии уходили глубоко в античную культуру, в классическую древность, и через неё Русь приобщалась к истокам европейской цивилизации.

Кульутра Древней Руси Собор святой Софии


Уже при Владимире Святославиче на Руси начинается строительство церквей и монастырей. Собор Святой Софии, построенный князем Ярославом Это — пятинефный храм, увенчанный тринадцатью куполами. Внутри устроены просторные хоры, предназначенные для княжеского двора, чем и вызвана необходимость многоглавия: через окна в барабанах глав свет попадал внутрь храма и на хоры. Храм Ярослава посвящён Святой Софии, как и храм в Царьграде. Он сложен из плинфы (большемерный кирпич на известковом растворе), как и греческие храмы. Но вот многокупольность, не распространённая в византийской архитектуре, это уже знак своеобразия древнерусского зодчества. Храм украшен великолепными мозаиками, которые создавали греческие мастера в сотрудничестве с русскими.

Культура Древней Руси иконопись


В XI-XII вв. каменные храмы возводятся в Полоцке, Чернигове, Смоленске, Пскове, Ярославле, Владимире. И в каждом княжестве складывается своя школа зодчества, имеющая свои особенности и творчески интерпретирующая византийское наследие. Особенной красотой отличаются владимиро-суздальские храмы, украшенные белокаменной резьбой. Многие древнерусские храмы украшались росписями. Мозаичное убранство, очень дорогостоящее, мог позволить себе только стольный град Киев. А вот иконописное искусство ярко расцвело на Руси повсюду и достигло высокого уровня. Созданию икон содействовало обилие лесов, так что у древнерусских иконописцев не было проблем с материалом. А краски были как местные, так и привозные, благодаря тому, что торговала Русь и с Западом, и с Востоком. Нередко крупные монументальные иконы заменяли в храмах росписи и дорогостоящую мозаику. До нас дошло не очень много памятников византийского письма, привезённых на Русь, но среди них есть подлинные шедевры. Например, икона Богоматери «Владимирская», созданная в начале XII века. Это яркий образец первоклассного константинопольского письма. На такие иконы равнялись древнерусские мастера. Многие домонгольские иконы хранят черты греческих образцов. Взирая на образцы византийского письма, работая рядом с приезжими мастерами, русские иконописцы смогли выработать свой собственный стиль. Очень скоро русская иконопись обрела черты, отличные от византийской, с ярко выраженным национальным своеобразием. И наряду с зодчеством в каждом княжестве процветала своя школа иконописи.

Культура Древней Руси литература


Древнерусская культура быстро набирает высоту. Уже при Ярославе Мудром — она достигает подлинного расцвета. Укрепляется положение Церкви, растёт авторитет государства, семья Ярослава связывается династическими браками с королевскими домами Европы. Строятся храмы, при них организуются школы, пишутся книги, распространяется грамотность. В Киеве при Святой Софии была крупная библиотека. Христианство называют религией книги, в его основе лежит Священное Писание и Священное Предание. Византия создала очень высокую книжную культуру, к которой приобщилась и Древняя Русь. Попадая на Русь, греческие книги способствовали просвещению, распространению богословских и философских идей, рождению собственной русской книжности. Рукописная книга обычно объёмная, состоит из тетрадей, сшитых между собой, в деревянном переплёте, обтянутой кожей с металлическими застежками. Следуя византийским образцам, которые в немалом количестве привозились на Русь, русские книжники создавали свои прекрасные произведения книжного искусства. До нас дошли великолепные памятники книжности: Остромирово Евангелие, Мстиславово Евангелие, украшенные образами евангелистов, «Изборник Святослава» (1073) с портретным изображением княжеской семьи.

Культура Древней Руси музыка


Славяне считаются музыкальным народом, ещё в древнерусских былинах упоминаются Боян, рассказывающий под гусли, и скоморохи, играющие на разных инструментах. Но с приходом христианства на Русь характер музыки меняется. Прежде всего, развивается богослужебная музыка. Единственным музыкальным инструментом в храме является колокол, да и то он звучит снаружи. Внутри же храма может звучать только человеческий голос или хор голосов. Святые отцы считали, что человек является самым совершенным инструментом, на котором следует славить Бога. Средневековая музыка была построена по принципу монодии (одноголосья), которое расцвечивается только тембральным соотношением голосов хора, поющего в унисон. Унисонным было и знаменное пение Древней Руси. Знаменным оно названо потому, что вместо нот мелодия записывалась специальными значками — знаменами, или крюками.

Культура Древней Руси смальта и скань


Археологические раскопки древнерусских городов содержат большое количество удивительных находок, свидетельствующих о невероятно богатой культуре домонгольской Руси. Это и берестяные грамоты, из которых сшивались целые книги, и ювелирные украшения, и оружие, богослужебные предметы и нательные кресты, амулеты и украшения, и другие разнообразные предметы художественного ремесла. Археологи находят немало предметов, которые были привезены из Византии и других стран, поскольку Древняя Русь торговала со всем миром, но большую часть находок составляют изделия древнерусских мастеров. Многим ремёслам русские мастера учились у греков, сначала копируя и подражая, а потом внося собственные самобытные черты. Они научили русских стекольному делу: изготовлять сосуды, создавать украшения, варить разноцветную смальту для мозаики. Древнерусские мастера не считали зазорным учиться у иностранцев, напротив, освоив какое-то ремесло, они стремились достичь большего. И часто им это удавалось. Прикладное искусство Древней Руси было весьма разнообразно: резьба по дереву и камню, литьё и чеканка, эмальерное дело и керамика, ткачество и вышивка, выделка кож и проч.

Культура Древней Руси положение женщины


Христианская культура, унаследованная из Византии, оказала влияние и на бытовую сторону жизни Древней Руси. Издревле русичи селились компактно, огораживая свои поселения частоколом, от слов «городить», «огораживать» и произошло слово «город». В скандинавских источниках Русь называли «Гардарикой» — страной городов. С принятием христианства число городов замет- но увеличивается. Расширение связей способствует расцвету торговли, культуры, искусства, а значит, развитию городов и росту их богатства. По свидетельству современников, Киев был большим и богатым городом, удивлявшим иноземных гостей своей чистотой: улицы его были вымощены деревянными мостовыми, позволявшими даже в дождливое время ходить, не испачкав обуви. Европейские путешественники с восторгом писали о русских банях, что также свидетельствует о высоте бытовой культуры домонгольской Руси. Киевские дома украшались коврами и дорогими греческими тканями. Заморских гостей особенно поражало хлебосольство и гостеприимство простых горожан. В просторных горницах нередко задавались пиры, где текло рекой заморское вино и русский «мёд», угощали блюдами из мяса и дичи. При этом бедным и неимущим доставалось немало от богатых столов: таков был обычай на Руси. Женщины, как правило, вместе с мужчинами сидели за столом, что также было принято не везде. Женщины принимали активное участие в управлении, хозяйстве и других делах. Такое отношение к женщине было следствием христианизации древнерусской культуры. Христианство сильно влияло на нравы и мораль. Христианизация Руси послужило фактором, который ускорил создание древнерусской народности восточнославянских племен, объединяя при этом их различные культы и своеобразную ментальность. И хотя разрозненные княжества так и не смогли объединиться в единое государство, что сделало Русь уязвимой для монголо-татарских орд, всё же христианское мировоззрение сформировало понятие о единстве народа как идеале. Через Византию, через православие и славянскую письменность пришло к нам и осознание славянской общности. И вместе с тем христианство, в котором заложена идея уникальности личности и уникальности каждого народа, смогло стать основой для создания неповторимой древнерусской культуры.

Культура Древней Руси видео

Ирина Языкова

кандидат культурологии,

заведующая кафедрой христианского искусства

Библейско-богословского института

Монголо-татарское нашествие прервало мощный подъем русской культуры. Разрушение городов, утрата традиций, исчезновение художественных направлений, уничтожение памятников письменности, живописи, зодчества - удар, оправиться от которого удалось лишь к середине XIV в.

В идеях и образах русской культуры XIV- XVI вв. отразились настроения эпохи - времени решающих успехов в борьбе за обретение независимости, свержение ордынского ига, объединение вокруг Москвы, формирование великорусской народности.

Память о процветающей и счастливой стране, какой осталась в сознании общества Киевская Русь («светло светлая и прекрасно украшенная» - слова из «Повести о погибели Русской земли», не позднее 1246 г.), хранила в первую очередь литература. Летописание оставалось ее важнейшим жанром, оно возродилось во всех землях и княжествах Руси. В начале XV в. в Москве был составлен первый общерусский летописный свод - важное свидетельство прогресса в деле объединения страны. С завершением этого процесса летописание, подчиненное идее обоснования власти московского князя, а затем и царя, приобрело официальный характер. В царствование Ивана IV Грозного (70-е гг. XVI в.) был составлен иллюстрированный «Лицевой летописный свод» в 12 томах, содержащий более полутора десятков тысяч миниатюр. В XIV-XV вв. излюбленной темой устного народного творчества становится борьба Руси с «неверными». Складывается жанр исторической песни (« Песня о Щелкане», о битве на Калке, о разорении Рязани, о Евпатии Коловрате и др.). В исторических песнях отразились и важнейшие события XVI в. - казанский поход Ивана Грозного, опричнина, образ Грозного-царя. Победа в Куликовской битве 1380 г. породила цикл исторических повестей, из которых выделяются «Сказание о Мамаевом побоище» и вдохновенная «Задонщи-на» (ее автор Софоний Рязанец использовал образы и отрывки «Слова о полку Игореве»). Создаются жития святых, в XVI в. они объединяются в 12-томные «Великие Четьи-Минеи». В XV в. описывает свое путешествие в Индию и Персию тверской купец Афанасий Никитин («Хожение за три моря»). Уникальным литературным памятником остается «Повесть о Петре и Февронии Муромских» - история любви муромского князя и его жены, описанная, вероятно, Ермолаем-Еразмом в середине XVI в. По-своему замечателен «Домострой», принадлежащий перу духовника Ивана Грозного Сильвестра, - книга о ведении хозяйства, воспитании и обучении детей, роли женщины в семье.

В конце XV-XVI в. литература обогащается блестящими публицистическими произведениями. Ожесточенно спорят иосифляне (последователи игумена Волоцкого монастыря Иосифа, отстаивающие принцип невмешательства государства в дела богатой и сильной в материальном отношении церкви) и нестяжатели (Нил Сорскии, Васси-ан Патрикеев, Максим Грек, порицающие церковь за богатства и роскошь, за тягу к мирским наслаждениям). В 1564-1577 гг. обмениваются гневными посланиями Иван Грозный и князь Андрей Курбский. «...Погибают цари и властелины, которые составляют жестокие законы», - внушает Курбский царю и слышит в ответ: «Неужели это свет - когда поп и лукавые рабы правят, царь же - только по имени и по чести царь, а властью нисколько не лучше раба?» Идея «само-державства» царя, божественности его власти обретает в посланиях Грозного едва ли не гипнотическую силу. Иначе, но столь же последовательно об особом призвании царя-самодержца пишет в «Большой челобитной» (1549) Иван Пересветов: карая бояр, забывших о долге перед обществом, праведный монарх должен опереться на преданное дворянство. Значение официальной идеологии имеют представления о Москве как о «третьем Риме»: «Два Рима («второй Рим» - Константинополь, разоренный в 1453 г. - Авт.) пали, третий стоит, четвертому же - не бывать» (Фило-фей).

Отметим, что в 1564 г. в Москве Иваном Федоровым и Петром Мстиславцем была издана первая русская печатная книга - «Апостол».

В зодчестве XIV-XVI вв. тенденции исторического развития Руси-России отразились с особой очевидностью. На рубеже XIII-XIV вв. возобновляется каменное строительство - в Новгороде и Пскове, менее других пострадавших от ордынского ига. В XIV в. в Новгороде появляется новый тип храмов - легких, нарядных, светлых (Спас на Ильине). Но проходит полвека, и традиция побеждает: вновь возводятся суровые, тяжелые, напоминающие о прошлом сооружения. Политика властно вторгается в искусство, требуя, чтобы оно было хранителем независимости, с которой столь успешно борется объединительница Москва. Признаки стольного города единого государства она накапливает постепенно, но последовательно. В 1367 г. возводится белокаменный Кремль, в конце XV - начале XVI в. ставятся новые красно-кирпичные стены и башни. Их возводят выписанные из Италии мастера Пьетро Антонио Солари, Алевиз Новый, Марк Руффо. К тому времени на территории Кремля итальянцем Аристотелем Фи-ораванти уже возведен Успенский собор (1479), выдающийся архитектурный памятник, в котором опытный взгляд увидит и традиционные для владимиро-суздальского зодчества черты, и элементы строительного искусства Возрождения. Рядом с еще одной работой итальянских мастеров - Грановитой палатой (1487-1489) - псковские мастера строят Благовещенский собор (1484- 1489). Чуть позже все тот же Алевиз Новый завершает великолепный ансамбль Соборной площади Архангельским собором, усыпальницей великих князей (1505-1509). За Кремлевской стеной на Красной площади в 1555-1560 гг. в честь взятия Казани возводят девятиглавый Покровский собор (храм Василия Блаженного), увенчанный высокой многогранной пирамидой - шатром. Эта деталь дала название «шатровый» архитектурному стилю, возникшему в XVI в. (церковь Вознесения в Коломенском, 1532 г.). Ревнители старины борются с «возмутительными новшествами», но их победа относительна: в конце века стремление к пышности и красоте возрождается.

Живопись второй половины XIV-XV столетия - это золотой век Феофана Грека, Андрея Рублева, Дионисия. Росписи новгородских (Спас на Ильине) и московских (Благовещенский собор) храмов Феофана Грека и иконы Рублева («Троица», «Спас» и др.) обращены к Богу, но рассказывают о человеке, его душе, о поисках гармонии и идеала. Живопись, оставаясь по темам, образам, жанрам (настенные росписи, иконы) глубоко религиозной, обретает неожиданную человечность, мягкость, философичность.

Монголо-татарское иго нанесло неповторимый удар по раз­витию русской культуры. В различных сферах культуры наблю­дается упадок.

Уничтожены:

Памятники русского зодчества;

Письменности;

Прекратилось каменное строительство;

Исчезли некоторые виды ремесел.

Со второй половины XIV века начался постепенный подъем русской культуры. Ведущей темой в культуре стала идея единства русской земли и борьба с иноземным игом.

Для былинного эпоса характерно обращение к эпохе независимости. Формируется новый жанр устного народного творчества - истори­ческая песня. Появление бумаги сделало доступным книги.

Особое влияние на развитие русской литературы оказала Куликовская битва. Произведения, посвященные Куликовской битве: «Задонщина», «Сказание о мамаевом побоище» - были очень популярны на Руси.

В начале XV века появился первый общерусский летописный свод - Троицкая летопись.

Московские князья огромное внимание уделяли составлению летописей, что способствовало объединению земель.

В середине XV века была составлена Всемирная история с кратки­ми сведениями по истории Руси -русский хронограф.

Итог: на Руси появляются многие произведения искусства, сюда переезжают жить и творить талантливые мастера из других стран.

В XIV-XV веках большое развитие получила живопись.

Мастера живописи:

Феофан Грек (работал в Новгороде, Москве. Известные работы: роспись церкви Спаса-на-Ильинке, церкви Рождества Богородицы, Архангельского собора Московского Кремля и другие).

Андрей Рублев (работал в Москве. Известные работы: роспись Благовещенского собора, Успенского собора во Владимире, фрески и иконы Троицкого собора, знаменитая икона «Троица»).

Итог: манера письма двух талантливых мастеров оказала силь­ное влияние на последующие поколения русских художников.

Каменное зодчество возрождалось очень медленно. Продолжали развиваться традиции областных архитектурных школ. В 13 67 году были возведены белокаменные стены Кремля, позже используется крас- ; ный кирпич.

В начале XV века строятся Успенский собор и собор Саввино-Сторожевского монастыря в Звенигороде, церковь Троице-Сергиева монастыря и собор Андронникова монастыря в Москве.

В конце XV - начале XVI веков был создан ансамбль Московского Кремля.

Русская культура в конце XV - начале XVI развивается под знаком государственного объединения страны и упрочения ее независимости.

Разрабатывается официальная идеология Российского государства. В начале XVI века была выдвинута идея «Москва - третий Рим». Суть теории:

Рим - вечно существующее царство - переходит из одной стра­ны в другую;

Рим погиб - явился второй Рим - Византия;


Византия погибла - ее сменила Москва (третий Рим);

Четвертого Рима не будет.

В «Сказаниях о князьях Владимирских» нашла отражение политическая теория происхождения русского государства: Москов­ские князья - прямые потомки Римского Императора Августа.

Церковь идеологически обосновывает необходимость укрепления централизованного государства. Церковь яростно преследует ереси.

Одним из самых распространенных жанров устного народного творчества стала историческая песня:

- воспевалась борьба Ивана Грозного с боярством;

Поход Ермака в Сибирь;
-взятие Казани;

Литературе того времени характерна публицистика в виде по­сланий и писем.

Крупнейшим событием в истории русской культуры стало возникновение книгопечатания.

В 1553 году началось издание книг в Москве.
1564год Иван Федоров и Петр Мстиславец (издали первую печатную книгу «Апостол»)

Во второй половине XVI века в России было издано около 20 больших печатных книг.

Грандиозным событием в архитектурном строительстве стало стро­ительство нового Кремля. Итальянский зодчий Фиораванти (Успенский собор);

В этот период строятся кремли в других городах: Новгороде, Туле, Коломне.

Церковь в селе Коломенском была построена с элементами деревянного зодчества;

В 1560 году русские зодчие Барма и Постник закончили строительство храма Василия Блаженного (ослеплены). В церковном строительстве появился шатровый стиль.

Живопись представлена росписью храмов и иконописью. Самым выдающимся мастером был Дионисий.

Самые известные работы:

Икона Успенского собора московского Кремля;

Роспись церкви Рождества Богородицы в Ферапонтовом монастыре;

Период конца XV-XVI веков характеризуется накоплением 1 теоретических и практических знаний в области математики и механики.

Путешественник Афанасий Никитин собрал ценные географичес- j кие сведения - «Хождение за три моря».

Появляются карты территории Русского государства. Начинает развиваться литейное дело:

Стал действовать государственный Пушечный двор;

Мастер Андрей Чохов отлил Царь-пушку (вес 40 тонн).

Итог. Создание централизованного государства, яростная борьба с ересями и свободомыслием привели к жесткому контролю государства над всеми формами искусства

Древнерусская литература. ©Михайлова Наталья Алексеевна.

Картинка 2 из презентации «Древняя Русь» к урокам литературы на тему «Древняя литература»

Размеры: 250 х 370 пикселей, формат: jpg. Чтобы бесплатно скачать картинку для урока литературы, щёлкните по изображению правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как...». Для показа картинок на уроке Вы также можете бесплатно скачать презентацию «Древняя Русь.ppt» целиком со всеми картинками в zip-архиве. Размер архива - 1006 КБ.

Скачать презентацию

Древняя литература

«Древняя литература» - Лукиан. 17. Литература эллинистического периода. Трагедии Эсхила, Софокла, Еврипида. Феокрит. 16. Перечислите известных древнегреческих авторов. Критерии оценивания реферата. Христианские писатели (Харитон, Лонг, Филон, Арий и др.). Ранняя греческая литература. Древнегреческий театр. Аполлоний Родосский.

«Литература Древней Руси» - Автор – монах Нестор Составлена около 1113 г. Князь Владимир Красное Солнышко. Истоки Древнерусской литературы. Рукопись? Начало Русской литературы. ?Истоки Древнерусской литературы?Летописец Нестор?Повесть временных лет. Содержание: Рукописи свитки отдельные листы. «Повесть о белгородском киселе» «Сказание о Никите Кожемяке».

«Серебряный век урок» - Проанализировать словотворческие эксперименты. 6. Велимир Хлебников. Забил снаряд я в пушку туго И думал: угощу я друга! (М.Лермонтов. «Бородино».). Содержание стихов. К.Бальмонт «Влага». 1. Аллитерация - повторение в стихотворении одинаковых согласных звуков. И.Северянин «Фиалка». прослушать стихи К. Бальмонта, И. Северянина, В. Хлебникова.

«Поэзия 19-20 века» - Отец Марины был профессором университета, мать – пианисткой. Прожил очень яркую, но короткую жизнь. Марина Цветаева 1892 - 1941. В биографии Цветаевой написание стихов началось в возрасте 6 лет. Серебряный век Русской литературы. Понятие Серебряный век было введено в 1933г. Литература - выразитель передовых идей века.

«Курс истории литературы» - Значение переводной литературы… Светские переводные произведения (хроники, исторические повести, «научная» литература). Библия (структура, содержание отдельных легенд, притч, мифов). Жития. 4. Формы проведения учебной практики (Указываются формы проведения практики. Шаблон программы учебной практики.

«Искусство серебряного века» - Направления в музыке. С.Т.Коненков Преемственность традиций реализма в новых направлениях. Н.Рерих. Модерн. Игорь Федорович Стравинский (1882 – 1971) русский композитор, дирижер. Гостиница «Метрополь». Ход работы над проектом. Лев Николаевич Толстой (1828-1910). Александр Иванович Куприн (1870-1938).

Всего в теме 23 презентации

Под культурой Московской Руси подразумевается период русской культуры XIV-XVI вв. Со второй половины XIV в. начинается подъем русской культуры, обусловленный успехами хозяйственного развития и первой крупной победой над иноземными завоевателями в Куликовской битве (1380) Это событие стало важным шагом на пути освобождения страны от монголо-татарского ига. Возрождаются старые и развиваются новые центры хозяйственной жизни и культуры. Определяется ведущая роль Москвы, привлекающей все новых жителей благодаря центральному расположению в северо-восточной Руси и наличию удобных речных и сухопутных торговых путей. Москва возглавляет борьбу за объединение русских земель. Целенаправленная и гибкая политика московских князей определила победу Москвы в борьбе за роль руководителя и политического центра единого Русского государства, московские князья принимают титул Великих князей Всея Руси. Возрастает влияние Москвы как одного из культурных центров.

14.1. Подъем культуры в период образования единого Русского государства

Переломным для историко-культурного развития русских земель стали конец XV - XVI вв. Завершалось образование единого Русского государства, развернулось широкое градостроительство, налаживались международные торговые связи. Страна окончательно освободилась от монголо-татарского ига. Завершилось формирование русской народности. Это существенно сказалось на формировании культурных процессов.

Складывание централизованного государства, возглавляемого московскими князьями, ликвидация феодальной раздробленности оживили экономическую, политическую и культурную жизнь страны. Русская культура этого периода развивается в тесной связи с задачами государственного объединения страны, в борьбе с остатками Золотой Орды и западными соседями.

Литература

Борьба русских людей с иноземными захватчиками стала темой ряда литературных произведений. Среди них - летописная «Повесть о взятии Батыем города Владимира», «Слово о погибели Русской земли», «Повесть о разорении Рязани Батыем». В них рассказывается о гибели русских городов, а также о смелости и мужестве русских воинов.

Литературным памятником того времени стало «Житие Александра Невского», в котором в поэтической форме рассказывается о Невской битве, Ледовом побоище, об отношениях Александра Невского (ок. 1220-1263) с Золотой Ордой и о смерти князя. Воспеваются его подвиги во славу Русской земли.

В «Сказании о граде Китеже» повествуется о том, как после гибели защитников город Китеж стал невидимым, чтобы его не захватили враги. Лишь изредка город возникает как отражение в озере Светлояре, при этом слышится звон городских колоколов.

Победе на Куликовом поле над Золотой Ордой посвящено наиболее выдающееся произведение того времени «Задонщина» (от места битвы - «за Доном»). Оно написано в жанре исторической повести рязанцем Сафонием в конце XIV в. Автор воспевает героя Куликовской битвы князя Дмитрия, сопоставляет события современной ему жизни с событиями, описанными в «Слове о полку Игореве». Победа на Куликовом поле - это отмщение за поражение войск Игоря Святославовича. Эта победа восстановила славу и могущество Русской земли. Автор «Задонщины» призывает русских людей к объединению.

Зодчество

Широкое развитие получило зодчество в первую очередь в Новгороде и Пскове - городах, менее зависимых от монгольских ханов.

В XIV - XV вв. Новгород был одним из крупнейших центров экономической и политической жизни, а также развития искусства.

Традиции русского зодчества этого времени опирались на традиции архитектуры домонгольского периода. Новгородские строители использовали кладку из местного грубо отесанного камня, известняковых плит и частично кирпича - в сводах, барабанах и оконных проемах. Такая кладка создавала впечатление силы и мощи. Эту особенность новгородского искусства отмечал академик И. Э. Грабарь (1871-1960): «Идеал новгородца - сила, а его красота - красота силы».

Новые искания и традиции старого зодчества проявились в храмовом строительстве - в облике церкви Спаса на Ковалеве (1345) и церкви Успения на Волото-еом поле (1352), разрушена во время Великой Отечественной войны). В них отразился переход к новому стилю второй половины XIV в. Образцами нового стиля являются церковь Федора Стратилата на Ручье (1360-1361) и церковь

Спаса Преображения на Ильине улице (1374). Характерная черта этого стиля - нарядное внешнее убранство храмов. Их фасады украшены декоративными нишами, скульптурными крестами. Многие ниши украшают фресковые росписи. Церковь Спаса Преображения, расположенная в торговой стороне Новгорода, представляет собой типичный крестово-купольный одноглавый, четырех-столпный храм.

Церковь Федора Стратилата Новгород

Одновременно с храмовым в Новгороде велось и крупное гражданское строительство. Совместно с немецкими новгородские мастера построили Грановитую палату (1433) для торжественных приемов и заседаний Совета господ. Новгородские бояре строили себе каменные палаты с коробовыми сводами. В 1302 г. в Новгороде был заложен каменный кремль, который впоследствии неоднократно перестраивался.

Другим крупным хозяйственным и культурным центром в то время был П с к о в. По свидетельству летописей в XV в. там строились 22 каменные церкви. Вся архитектура города носила облик крепости, стиль зданий - суровый и лаконичный, они были почти полностью лишены декоративных украшений. Общая длина стен большого кремля XVI в. составила почти девять километров.

Псковские строители создали особую систему перекрытия зданий со взаимно перекрещивающимися арками, что впоследствии дало возможность освободить храм от столбов. Псковские мастера завоевали на Руси всеобщую известность, они оказали большое влияние на московское строительство.

Начало каменного строительства в М о с к в е относится ко второй четверти XIV в. Крупнейшей работой этого времени стало сооружение белокаменной крепости Московского Кремля. Кремль (до XIV в. назывался детинец) - это центральная часть древнерусских городов, обнесенная крепостными стенами с башнями. Кремль включает в себя комплекс оборонительных, дворцовых и церковных сооружений. Обычно Кремль располагался на высоких местах, на берегу реки или озера и был ядром города.

Московский Кремль - древнейшая центральная часть Москвы на Боровицком холме, на левом берегу реки Москвы. В 1366-1367 гг. по указу князя Дмитрия Ивановича (Донского) были возведены стены и башни из белого камня 1 . В 1365 г. был построен белокаменный собор Чуда Архангела Михаила, у юго-восточного крыла был возведен придельный храм Благовещения. В последующее время на территории Московского Кремля были сооружены новые храмовые и гражданские здания.

Велось строительство и в других городах - Коломне, Серпухове, Звенигороде. Крупнейшей постройкой того времени был Успенский собор в Коломне. Это был шестистолпный городской собор, поднятый на высоком подклете, с галереей.

Древнейшими сохранившимися памятниками московского зодчества являются Успенский собор на Городке в Звенигороде (ок. 1400), Рождественский собор Саввино-Сторожевского монастыря близ Звенигорода (1405), Троицкий собор Троице-Сергиевого монастыря (1422), Спасский собор Андроникова монастыря (1410-1427).

Новым направлением в московской архитектуре стало стремление к преодолению «кубичности» и созданию новой, устремленной вверх композиции здания за счет ступенчатого расположения сводов.

Живопись

Русская живопись XIV-XV вв. так же, как и зодчество, стала естественным продолжением живописи домонгольского периода. Особое распространение получила иконопись. Поскольку на Руси возводились деревянные храмы, не приспособленные к стенной росписи, иконы служили заменой стенной живописи. Новгородская иконопись в XIV в. развивалась медленно. На иконах, как правило, было изображение одного святого. Но если писалось несколько святых, все они изображались строго в фас, не были связаны между собой. Такой прием усиливал воздействие. Иконы этого периода новгородской школы характеризуют лаконичная композиция, четкий рисунок, чистота красок, высокая техника. С конца XIV в. икона в новгородской живописи занимает ведущее место, становится главным видом изобразительного искусства.

Псковская иконопись отличалась от новгородской трактовкой сюжета, типами лиц, смелостью композиции. Фигуры на псковских иконах более тяжелы и неподвижны.

Широкое распространение наряду с иконописью получила фреска (от итал. fresco - свежесть) - живопись по сырой штукатурке красками, разведенными на воде. В XIV в. фрески получают новые черты: композицию, пространственный характер, вводится пейзаж, усиливается психологизм изображения. Особенно проявились эти новшества в знаменитых новгородских фресках церкви Федора Стратилата на Ручье и церкви Успения на Волотовом поле - «Благовещенье», «Исцеление слепого» и др.

Среди художников XIV - XV вв. особое место занимает гениальный Феофан Грек (ок. 1340 - после 1405), родом из Византии. В скитаниях он обошел города Византии, Крыма, а затем Руси. На Руси его талант проявился с наибольшей силой. Произведения Феофана Грека - фрески, иконы - отличаются монументальностью, силой и драматической выразительностью образов, смелой и свободной живописной манерой.

В творчестве Феофана Грека на Руси выделяются два периода: новгородский и московский. В первом он выступает смелым новатором, бунтарем, создает редкие по одухотворенности произведения. В московском периоде Феофан Грек выступает уже как человек, обретший спокойствие и уравновешенность.

В Новгороде Феофан Грек расписал церковь Спаса Преображения на Ильине улице (1378). Эти росписи сохранились фрагментарно. Характеристика изображенных святых отмечена строгой индивидуальностью, каждая фигура живет обособленной жизнью, наполнена внутренним движением. Мастер воплотил в своих персонажах одухотворенность человека, его внутреннюю силу.

В Москве Феофан Грек расписывает церковь Рождества Богородицы (1395 -1396). Расписывает также Архангельский собор в Московском Кремле (1399). В 1405 г. вместе со старцем Прохором с Городца и Андреем Рублевым - Благовещенский собор в Кремле. Сохранилась работа Феофана Грека - часть иконостаса Благовещенского собора, где он использовал доски высотой более двух метров, шириной один метр.

Искусство Феофана Грека определило в эти годы развитие московской школы живописи.

Другим известнейшим мастером этого времени был великий русский художник Андрей Рублев (ок. 1360/70 - ок. 1430), канонизированный Русской Православной Церковью. Вначале он был монахом Троице-Сергиева монастыря, а затем монахом Андроникова монастыря 1 (тогда под Москвой), в котором умер и похоронен. Его творчество знаменовало подъем русской культуры периода создания централизованного Русского государства и возвышения Москвы. При нем московская школа живописи достигает своего расцвета. Произведения Андрея Рублева отличают глубокая человечность и возвышенная одухотворенность образов в сочетании с мягкостью и лиризмом, совершенство художественной формы. Современники так писали о Рублеве: «Иконописец преизрядный и всех превосходящий в мудрости».

Андрей Рублев участвовал в создании росписи и икон соборов Благовещенского в Московском Кремле (1405), Успенского во Владимире (1408), Троицкого в Троице-Сергиевой лавре (1425-1427), Спасского в Андрониковом монастыре (1420). Среди сохранившихся произведений Андрея Рублева - фрески на тему «Страшный суд» в Успенском соборе во Владимире (1408). В отличие от традиционного изображения образы Андрея Рублева полны человечности, отсутствует присущая этой теме суровость. Сохранился также иконостас в Троице-Сергиевом монастыре (1424-1426), который Рублев расписывал с Даниилом Черным. Кисти Рублева принадлежат некоторые иконы - «Апостол Павел», «Архангел Гавриил».

Искусство Андрея Рублева проникнуто возвышенно-светлыми настроениями, состоянием душевной гармонии, оно отражает радостное отношение к миру, спокойствие, безмятежность. Характерная черта стиля Андрея Рублева - лирическая умиротворенность, его персонажи мягче, человечнее, чем у Феофана Грека.

Наиболее известное его произведение, совершенное по исполнению, - икона «Троица» (хранится в Государственной Третьяковской галерее). Она была написана для иконостаса Троицкого собора в Сергиевом монастыре. На иконе с редкой художественной силой выражена гуманистическая идея согласия и человеколюбия, дан обобщенный идеал нравственного совершенства и чистоты. Образ Бога в трех лицах представлен в изображении трех ангелов, все три фигуры составляют круговую композицию вокруг чаши. Душевная чистота, ясность, выразительность, золотистый колорит, единый ритм линии с большой силой воплощают идею гармонии, согласия. Именно эта идея отвечала стремлениям русских людей той эпохи. Великое искусство Андрея Рублева оказало воздействие на всю русскую культуру в целом. А XV век на Руси стал золотым веком русской живописи.

Культурное развитие русских земель в XIV-XV вв. активно продолжалось, оно стало чрезвычайно важным этапом в дальнейшем формировании общерусской культуры.