Главные шедевры лувра. Греческие безрукие богини. Смена приоритетов – от унылой серости к пышному убранству

Конечно, посмотреть все в Лувре просто невозможно. И за несколько часов, которые нам были выделены экскурсией, мы только взглянули на самые знаменитые изюминки этого уникального музея.

Лувр на меня произвел незабываемое впечатление. Но были моменты, которые впечатлили сильнее. Так как объять необъятное невозможно, я остановлюсь на том, что запомнилось больше всего.

Оказывается, большая стеклянная пирамида в Лувре не одна, а окружена еще тремя меньшими. Так как проект их строительство был предложен архитектором китайского происхождения Йо Мин Пеем, то он, естественно, вложил в свое детище символический смысл. Большая пирамида должна соединить землю и небо, а все пирамида как бы олицетворяют главные человеческие органы, между которыми коридоры олицетворяют кровеносные сосуды. Люди ходят по коридорам Лувра, как кровь течет по жилам человека.

Вход на выставку, посвященную истории и искусству Древней Македонии. Надпись гласит: «Царство Александра Великого. Древняя Македония». Но нас туда не повели.

А попали мы сразу в залы, посвященные античной скульптуре.

Первая статуя, возле которой мы остановились, «Спящий Гермафродит».

Предмет изображения не является чем-то непристойным. Скульптор изобразил сына Гермеса и Афродиты. Этот златокудрый юноша необычайной красоты, купаясь в водах источника, возбудил страстную любовь Салмакиды, нимфы этого ключа, но ее мольба о взаимности не нашла отклика и безутешная нимфа попросила богов о вечном единении с любимым. И боги слили нимфу и Гермафродита в одно двуполое существо.

«Артемида с ланью». Поскольку в греческой мифологии животное считалось спутником или помощником бога, Артемиду, как богиню охоты, изображали с ланью.

И вот, наконец-то, мы подошли к знаменитой статуе Венеры Милосской.

Статуя была найдена в 1820 году на острове Мелос в Эгейском море. Известная мраморная скульптура выполнена в стиле позднего эллинизма. Предположительно она была создана в 150-100 годах до нашей эры скульптором Александром (или Агесандром) из Антиохии на Меандре.

Нашёл Венеру крестьянин Георгески. Он захотел продать свою находку подороже, поэтому на время припрятал её в сарае. Там статуи приметил французский офицер Дюмон-Дюрвиль, который сразу узнал в мраморной женщине богиню. Но у француза не было достаточно средств, чтобы выкупить Венеру у крестьянина. Тогда он отправился на поиски денег. А когда вернулся, Дюмон-Дюрвиль узнал, что статую уже купил некий чиновник из Турции. Венера была готова отправится в путь. Тогда офицер перекупил статую и поспешил с ней на корабль. Но турки обнаружили пропажу и ринулись за ней. В драке Венера Милосская потеряла руки, которые так и не были никогда найдены.

Но экскурсовод нас заинтриговала: с одной стороны у Венеры женские черты, а вот с другой, присмотритесь – мужские, торс и даже виден кадык.

Еще одна знаменитость Лувра - статуя Ники Самофракийской. Это скульптура богини победы Ники из мрамора.

Это произведение искусства было найдено в 1863 году на острове Самотраки археологом-любителем Шарлем Шампуазо. Он сразу же отправил находку во Францию. В настоящее время эта статуя стала визитной карточкой Лувра, его драгоценностью и одним из лучших экспонатов. Находится Ника Самофракийская на лестнице Дару галереи Денон.

Автором статуи считается скульптор Пифокрит, предположительно, в 190-180 годах до нашей эры. Во время создания она символизировала победу родосцев над сирийской флотилией. Жители острова поместили Нику на скале над морем на постаменте в виде носа корабля. Богиня изображена в движении вперёд. Голова и руки статуи отсутствуют, так как не были найдены. Ника Самофракийская считается эталоном женской красоты.

Покидая зал античных скульптур, мы передвигаемся в залы живописи.

Наша группа была уже настолько утомлена, что буквально попадала возле картин.

Остановлюсь на более запомнившихся картинах.

Подробнее мы остановились на великом художнике Жаке Луи Давиде. Это его автопортрет.

Коронация Императора Наполеона и Императрицы Жозефины в соборе Парижской Богоматери.

«Клятва Горациев» 1784 г. Давид Жак Луи.

Но одна из самых известных работ Жака Луи Давида «Портрет мадам Рекамье», написанная им в 1800 году. Хозяйка блестящего парижского салона Жюли Рекамье заказала Давиду свой портрет. Он принялся за работу, однако постоянно не был удовлетворён условиями, в которых приходилось писать. По его словам, то комната была слишком тёмной, то свет исходил из слишком высокой точки. Когда он закончил, Жюли портрет не понравился, она себе показалась слишком легкомысленной и попросила мастера дорисовать ей, например, книгу. Но художник не согласился. Картина осталась в таком виде. Жюли отказалась ее покупать.

Второй известный художник Жан Огюст Доминик Энгр. Внимательно присмотритесь, что интригует в этой картине?

Диспропорциональность в изображении. Взгляд сразу падает на глаза женщины, потом ползет ниже: грудь, рука… И по руке спускается ниже и ниже… Такая диспропорциональность позволяет создать эффект ласки. Картина называется «Портрет мадам Ривьер».

Но, пожалуй, одна из известных его работ «Большая одалиска». В этом полотне он прибавил одалиске три лишних позвонка.

Как обычно у Энгра, анатомическое правдоподобие подчинено художественным задачам: правая рука одалиски неправдоподобно длинна, а левая нога вывернута под невозможным с точки зрения анатомии углом. Вместе с тем картина производит впечатление гармонии: создаваемый левым коленом острый угол необходим художнику, чтобы уравновесить построенную на треугольниках композицию.

Эжен Делакруа «Смерть Сарданапала».

Сюжет картины взят из поэтической драмы Байрона "Сарданапал" (1821). Согласно легенде, последний ассирийский царь, отличавшийся страшным распутством, довел страну до мятежа. Сарданапал пытался подавить бунт, но безуспешно. Тогда он решил покончить жизнь самоубийством, превратив свой трон в погребальный костер. Делакруа сознательно заменил трон роскошным ложем и несколько изменил байроновский сюжет. На картине Сарданапал перед тем, как совершить самоубийство, приказывает убить у него на глазах любимого коня и женщин из своего окружения, а также уничтожить все его сокровища.

В каталоге Салона Делакруа отметил, что созданный им образ Сарданапала должен стать суровым предупреждением для всех тех, кто не стремится в своей жизни к добродетели. При этом современники находили, что Сарданапал у Делакруа выглядит слишком спокойным и вовсе не страдает от угрызений совести, а скорее наслаждается затеянным им кровавым спектаклем.

Картина «Свобода на баррикадах» или по-другому «Свобода, ведущая народ» является одной из самых известных в музейной коллекции Лувра. Шедевр принадлежит кисти французского художника Эжена Делакруа. Тема картины – июльская революция 1830 года, которая стала концом режима Реставрации монархии Бурбонов. Полотно было выставлено на обозрение публике весной 1831 года в Парижском салоне. Картину тут же выкупило государство. В центре полотна мы видим женщину, которая стала символом свободы. На голове у неё - фригийский колпак, в правой руке - знамя республиканцев - триколор, в левой - ружьё. У женщины несколько обнажена грудь, что сделано специально для показа самоотверженности и смелости. Вокруг женщины расположены несколько вооруженных людей в простой одежде. Задний фон картины скрыт дымом пороха от выстрелов. Свобода указывает путь восставшим, возглавляет их.

И вот, наконец-то, мы заходим в зал, где находится ОНА!

Она там, вдалеке, под бронированным стеклом!

Можно сказать, повезло, мы попали в Лувр почти под закрытие, людей было меньше, и нам удалось подобраться к Моне Лизе спокойно, без толкотни.

Естественно, я обошла ее с двух сторон и проверила правильность утверждения, она, действительно, смотрит на тебя с любой точки.

Полное название картины - "Ritratto di Monna Lisa del Giocondo", что в переводе с итальянского означает "Портрет госпожи Лизы Джокондо". На прямоугольном полотне Леонардо изобразил женщину с блуждающей улыбкой, выполненной техникой "сфумато", одетую в тёмную одежду. Мона Лиза сидит вполоборота в кресле. У женщины прямые гладкие волосы, разделённые пробором и прикрытые прозрачной вуалью. Интересно то, что брови и лоб у Джоконды выбриты. Она сидит на балконе или же лоджии, откуда открывается прекрасный вид на холмы.

Напротив Моны Лизы находится картина Кальяри Паоло «Брак в Кане».

Конечно же, нельзя обойти и посмотреть все. К тому же, Лувр имеет самые большие выставочные площади в мире, благодаря тому, что все подсобные и технические помещения с кассами вынесли под землю. Но и это не спасает, и на обозрение выставляется только 5% произведений, потому что больше не умещается. Поэтому залы Лувра постоянно обновляются полотнами с архивов, и музей можно посещать бесконечно, наслаждаясь все новыми и новыми произведениями.

  • 24/06/2012 --
  • Итак, вы в Лувре. Коллекция живописи Лувра – это около 6000 полотен европейских художников XIII-XIX веков. На первом этаже находится собрание итальянской живописи (включая «Мону Лизу»), на втором – французская, фламандская, немецкая и голландская (план залов Лувра вы можете найти ).

    Толковый словарь Ушакова предлагает такое определение слова «шедевр»:

    Если рассматривать только первую часть определения, то абсолютно все картины Лувра можно смело причислять к шедеврам – в коллекции музея собраны полотна великих европейских мастеров. А если говорить об исключительности…

    Мне всегда было интересно, кто или что определяет бóльшую или меньшую степень «шедевральности» картины. Мнения искусствоведов? Интерес публики? Или цены на аукционах?

    В фильме «Афера Томаса Крауна» есть замечательный эпизод: школьников привели на экскурсию в музей. Они стоят перед картиной, а дама-экскурсовод тщетно пытается их заинтересовать историей создания картины и описанием ее достоинств – дети зевают, ковыряют в носу и рассматривают собственные ботинки. «О кей, - говорит дама. – Попробуем иначе: она стоит 100 миллионов долларов!» И американские школьники немедленно признают полотно шедевром, обозначив это дружным «ВАУ!!!».

    Но не будем углубляться в искусствоведческие дебри – экспертам, им виднее, что шедевр, а что нет. Простому любителю живописи достаточно собственной субъективной оценки «нравится» или «не нравится». И совершенно необязательно объяснять, почему.

    Лувр: итальянская живопись

    Леонардо да Винчи «Святой Иоанн Креститель» . Написана приблизительно в 1504 году, но художник возвращался к полотну еще не раз. Пополнила коллекцию Лувра в 1661 году. Потрясающе красивая картина, наверное, именно так выглядят ангелы.

    Леонардо да Винчи «Святой Иоанн Креститель»

    Рафаэль Санти «Мадонна с младенцем и святым Иоанном Крестителем». Светлая и нежная картина: радость и любовь, умиротворение и счастье. Предположительно, одна из первых итальянских картин в коллекции Лувра, привезена во дворец Франциском I в 1550-е годы.

    Рафаэль «Мадонна с младенцем и Иоанном Крестителем»

    Тинторетто «Автопортрет». Художник запечатлел себя в 70-летнем возрасте: это рассказ о пережитом. Картина приобретена для Лувра Людовиком XIV.

    Тинторетто «Автопортрет»

    Тициан «Женщина за туалетом» . Персонажи картины – реальные люди. Это принц Альфонсо Феррарский, один из мужей Лукреции Борджиа и его возлюбленная, дочь шляпницы Лаура Дьянти. Хороша дочь шляпницы, не правда ли? Полотно приобретено в 1662 г. Людовиком XIV.

    Тициан «Женщина за туалетом»

    Пизанелло «Портрет Джиневры д’Эсте». Классический профильный портрет эпохи раннего Возрождения (XV век). Очень популярный жанр, родившийся в продолжение традиции изображения профилей на монетах и медалях. В портрете нет объема и «телесности», все очень условно и декоративно, но мы видим очаровательную девушку, которая улыбается неведомому собеседнику.

    Пизанелло «Портрет Джиневры д’Эсте»

    Боттичелли «Портрет молодого человека» . Поступил в коллекцию Лувра в 1888 году. Что за печаль на душе у юноши? О чем он задумался? Или, может быть, ему просто скучно?

    Боттичелли «Портрет молодого человека»

    Эль Греко «Святой Людовик, король Франции, и паж». Написана в то время, когда великий Грек, после 10 лет работы в Италии, уже переехал в Толедо. Его причисляют к мастерам , но учитывая годы, проведенные в Италии, все-таки определим его как художника итальянской школы. В образе пажа изображен его сын Хорхе Мануэль. Картина пополнила коллекцию Лувра в 1903 году.

    Эль Греко «Святой Людовик, король Франции, и паж»

    Лувр живопись: другие школы

    Рубенс «Судьба Марии Медичи». Первая картина, открывающая цикл из 24 полотен, посвященных Марии Медичи и написанных по ее заказу.

    Рубенс «Судьба Марии Медичи»

    Рембрандт «Автопортрет с золотой цепью». Знаменитый автопортрет великого голландца – сколько уверенности, сколько целеустремленности и мужества в этом образе! Обширной коллекцией полотен Рембрандта Лувр обязан все тому же Людовику XIV, который после смерти художника велел скупить все его картины.

    Рембрандт «Автопортрет с золотой цепью»

    Вермеер «Кружевница» . Шедевр? О, да! А ведь художник едва сводил концы с концами, так как не мог прокормить семью, продавая свои картины. И после смерти был забыт на долгие 200 лет, вплоть до второй половины XIX века.

    Вермеер «Кружевница»

    Альбрехт Дюрер «Автопортрет с остролистом» . Ранняя работа художника – ему было всего 22 года. Юное, почти женское лицо и – обратите внимание – руки! Сильные руки взрослого мужчины и зрелого мастера. Картина приобретена Лувром в 1922 году.

    Дюрер «Автопортрет с остролистом»

    Босх «Корабль дураков» . Написана примерно в 1500 г., подарена Лувру Камиллом Бенуа в 1918 году. Один из самых загадочных европейских художников – откуда взялись эти чудовищные карикатуры во времена торжества разума, гуманизма и поклонения красоте?

    Босх «Корабль дураков»

    Питер Брейгель старший «Калеки» . Не так мрачно, как у Босха, но тоже очевиден гротеск. Когда смотришь на эту картину, становится понятно, откуда черпали вдохновение художники ХХ века: никакой натуралистичности, искаженная реальность, условные формы и при этом мощный образ – театр фриков.

    Питер Брейгель старший «Калеки»

    Жан Огюст Доминик Энгр «Купальщица» . Стипендиат Французской Академии живописи, продолжатель традиций Рафаэля, поклонник красоты и совершенства, в XIX веке художник следовал идеалам Высокого Возрождения. Мы не видим лица девушки, но она прекрасна!

    Энгр «Купальщица»

    Делакруа «Свобода на баррикадах» . Великий плакат Французской революции, аллегория союза буржуазии и народа. Была написана в 1831 году по заказу Луи-Филиппа, который взошел на трон как король французского народа. Именно он сделал триколор национальным флагом Франции, заменив им белый флаг Бурбонов. Картина подарена Лувру в 1942 году мексиканским миллионером Карлосом Бейстеги.

    Делакруа «Свобода на баррикадах»

    И как дань уважения монарху, внесшему огромный вклад в создание коллекции Лувра, Королю-Солнце Людовику XIV: Гиацинт Риго «Парадный портрет Людовика XIV»

    Риго «Парадный портрет Людовика XIV»

    Парижская резиденция французских королей на протяжении целого тысячелетия давно уже является самым богатым собранием шедевров мирового искусства. Экспозицию музея невозможно осмотреть за один день, но именно один день на изучение этого музея бывает у "организованного" туриста.

    Что касается скульптуры, представленной в музее, то самое разумное в - сосредоточиться на главных шедеврах пластики, вокруг которых концентрируется самое большое внимание посетителей. Экспозиции французской сокровищницы размещаются в хронологическом порядке, в каждом из разделов есть нечто, что нельзя пропустить.

    Древний Египет


    "Египетская" коллекция Лувра одна из самых впечатляющих в мире. Но самыми выдающимися являются две работы древних мастеров:




    Античность


    В этой категории скульптуры Лувра первенство принадлежит Венере Милосской и Нике Самофракийской .


    Первая считается идеалом женской античной красоты. О Венере, лишенной рук, рассказывают легенду: скульптор, долго искавший модель для статуи богини любви, нашел ее на острове Милос, влюбился в нее без памяти, а когда статуя была готова, несчастный влюбленный бросился к ней в объятия, разгневанная таким непочтительным отношением к своему изваянию, Афродита оживила статую, которая задушила несчастного мастера. Так погиб автор великой скульптуры, а последняя осталась без рук.


    Скульптура Ники Самофракийской - загадка для скульпторов: было предпринято несколько попыток восстановить статую в первоначальном виде - Нике пытались приделать руки, но всякий раз вся скульптура полностью теряла свою динамичность и устремленность вверх. Попытки "улучшить" античный шедевр были оставлены и сегодня Ника Самофракийская предстает перед зрителем в том виде, в каком была обнаружена археологами.

    Средние века


    Средневековая скульптура представлена в музее очень широко: грубые каменные романские распятия, надгробия, скульптуры, украшавшие некогда старинные церкви и монастыри.


    В этой категории особое внимание стоит уделить скульптуре "Надгробие Филиппа По". Восемь плакальщиц несут на своих плечах усопшего бургундского вельможу. Несмотря на знатность происхождения и великие свершения при жизни, имя этого рыцаря известно благодаря неизвестному мастеру, выполнившему его надгробие с необыкновенным пиететом и уважением к личности заказчика.

    Эпоха Возрождения


    Первенство в богатстве коллекций этой эпохи в Европе принадлежит, разумеется, . Однако и в Лувре можно увидеть целый ряд несомненных шедевров Ренессанса.


    Главное богатство музея в этой категории - две известные работы Микеланджело: "Восставший раб" и "Умирающий раб". Изначально предназначенные для украшения гробницы одного из пап, эти работы не вошли в окончательную композицию. Работы противоположны по своему содержанию: Восставший раб полон решимости и энергии - зритель впечатляется динамикой и отчаянным напряжением фигуры, проникаясь сочувствием; умирающий - апатичен, его отказ от всякой борьбы вызывает у зрителя скорбь и жалость. Особый "почерк" великого скульптора, его великолепные знания в области анатомии, делают его работы особенно драматичными и реалистичными.

    Барокко, рококо и классицизм


    Стили 18-19 веков нашли во Франции свое наилучшее воплощение. Именно поэтому, среди шедевров Лувра этой эпохи особняком стоят скульптуры французских мастеров.


    Скульптуру "Амур и Психея" украшает коллекцию пластики не только в Лувре, но и в Эрмитаже. Известно, что Канова создал две одинаковых работы с разницей в несколько лет. Лувр владеет ранней работой.

    Помимо этого несомненного шедевра залы музея полны отличными образцами скульптуры 18 и 19 веков: многочисленные интерьерные работы, череда скульптурных портретов. Великие имена, великие работы. Этот раздел Лувра необыкновенно обширен.

    К сожалению, в Лувре практически не представлено искусство модерна и современная скульптура. Но в Париже есть музей, целиком посвященный этому периоду в истории искусства.

    Венера Милосская (Фото: Mark / flickr.com) Венера Милосская (Фото: Rodney / flickr.com) Венера Милосская (Фото: Dennis Jarvis / flickr.com) Мона Лиза (Фото: Dennis Jarvis / flickr.com) Мона Лиза в Лувре (Фото: Marcus Meissner / flickr.com) Мона Лиза в Лувре (Фото: Bryan Allison / flickr.com) Ника Самофракийская (Фото: faungg’s photos / flickr.com) Ника Самофракийская (Фото: SpirosK photography / flickr.com) Плот Медузы (Фото: ru.wikipedia.org) Клятва Горациев (Фото: KCC246F / flickr.com) Большая одалиска (Фото: Dennis Jarvis / flickr.com) Рабы (Фото: Dennis Jarvis / flickr.com) Рабы (Фото: Dennis Jarvis / flickr.com) Амур и Психея (Фото: Dennis Jarvis / flickr.com) Амур и Психея (Фото: Connie Ma / flickr.com) Амур и Психея (Фото: Joseph Kranak / flickr.com) Статуя Рамсеса II (Фото: Ivo Jansch / flickr.com)

    Первый визит в Лувр часто проходит по самому доступному маршруту. Туристы стремятся посетить «трёх знаменитых дам Лувра» - Венеру Милосскую, Нику Самофракийскую и Мону Лизу.

    Кратчайший экскурсионный маршрут позволяет увидеть самые яркие шедевры музея:

    • Венера Милосская;
    • Мона Лиза;
    • Ника Самофракийская;
    • Плот Медузы;
    • Клятва Горациев;
    • Большая одалиска;
    • Рабы;
    • Амур и Психея;
    • Статуя Рамсеса II.

    Знакомство с античным искусством для неискушенного зрителя очень сложно. Оригиналы хранят на себе следы разрушений, оставленные временем, войнами, вандалами. Венера Милосская – великолепный образец хорошо сохранившегося оригинала. Статуя была извлечена из земли в 1820 году, и вскоре доставлена в Лувр. Название ей дали по имени острова, на котором произошло открытие.

    Обнаженный бюст позволил ученым узнать Венеру, божество любви древних римлян. Удлиненная форма статуи, положение туловища Венеры, чувственная нагота свидетельствуют о создании в эллинистическую эпоху. Нейтральное лицо Венеры Милосской, без эмоций – знак того, что скульптор пытался создать образ богини, стоящей выше людских страстей. Художник придал лицу и телу Венеры идеальные пропорции.

    Существует несколько версий, объясняющих отсутствие у Венеры рук. Искусствоведы и археологи утверждают, что статуя была извлечена уже в поврежденном виде. Это опровергает романтическую легенду, рассказывающую о любви скульптора к девушке-модели. Охваченная страстью к художнику, девушка так крепко сжала его в объятиях, что задушила. Богиня осталась неоконченной – без рук.

    Венера Милосская находится в Лувре 195 лет. Найти шедевр можно на первом этаже в комнате 74.

    Мона Лиза (Джоконда)

    Приобретенное королем Франциском I в начале XVI столетия, полотно прославилось лишь в XX веке. Портрет Лизы Герардини, супруги Франческо дель Джокондо, стал «звездой» Лувра после похищения музейным работником. В течение двух лет, пока полиция вела следствие, картину публиковали в газетах и журналах всего мира. Эта ситуация прославила Мону Лизу, и по возвращении в 1913 году в Лувр, она стала предметом обожания широкой публики.

    «Мона Лиза» – картина с ослепительной техникой живописи. Леонардо да Винчи использовал сильно разбавленные, почти прозрачные, цветовые слои. Игра светотени и размытые очертания создают впечатление нереальности. Мона Лиза, обычная средневековая дама, предстает почти магическим существом.

    Личность модели стала объектом диковинных предположений. Мону Лизу называли зашифрованным посланием к человечеству. Некоторые исследователи утверждали, что полотно представляет собой автопортрет самого Леонардо. Другие утверждали, что художник запечатлел в образе Моны Лизы черты своей матери. Официальная информация говорит, что Мона (т.е. «госпожа») носила имя Лизы Джокондо, и была женой одного из флорентийских купцов.

    Улыбка Моны Лизы является символом загадки женской красоты и обаяния. Увидеть «Мону Лизу» можно на первом этаже Лувра, в Большой галерее.

    Ника Самофракийская

    Античный оригинал статуи был, по мнению историков, разрушен землетрясением. Экземпляр, представленный в Лувре, найден среди бесчисленных статуй на эгейском острове Самофракия. Исследователи полагают, что статуя изображает древнеэллинскую богиню победы Нику, характерным для неё жестом объявляющую победу греческих кораблей в морском сражении в 190 г. до н.э.

    В течение столетий Ника утратила голову и руки. Правое крыло воспроизвели в наши дни, сделав гипсовый слепок с уцелевшего левого крыла. Площадка, на которой укреплена статуя, также выполнена в наши дни. Несмотря на разрушения, статуя поражает точностью пропорций, достоверностью позы тела и складками одежды, которые реалистично отражают движение ветра. Французский культуролог Мальро назвал Нику Самофракийскую вневременным символом западного искусства, «шедевром судьбы».

    Искусствоведы поместили статую у поворота лестницы, где поразительная поза Ники смотрится лучше всего.

    «Плот «Медузы»

    Это полотно Теодора Жерико называют манифестом романтизма. Впервые представленная на суд публики в 1819 году, картина вызвала общественный скандал. Изображенные на картине события были нетрадиционным для того времени религиозным или мифологическим сюжетом, а являлись резкой критикой власти.

    Гибель корабля «Ла Медуза», произошедшая из-за некомпетентности капитана, не повлекла наказания для него. Капитан вернулся на свой пост, так как имел протекцию, а 149 пассажиров, которым не хватило шлюпок, дрейфовали 12 дней на самодельном плоту. В результате резни, людоедства и безумия на плоту выжило 15 несчастных.

    Полотно Жерико изображает неустойчивый плот и огромную волну, которая может опрокинуть его. Художник передал различные психологические состояния пассажиров плота – отчаяние мужчины, обнимающего умершего сына, гнев и уныние, неустанную надежду тех, кто машет неведомым спасателям. Главный герой картины – человечество в целом, пытающееся спастись, вопреки ужасной судьбе.

    Лувр получил картину в 1824 г. «Плот Медузы» можно увидеть в зале 77, где находятся экспонаты в стиле романтизма, на втором этаже музея.

    «Клятва Горациев»

    Многие экспонаты Лувра будят воспоминания о школьных учебниках. Таким является и полотно Жака-Луи Давида «Клятва Горациев». Оно изображает героический эпизод из древнеримской истории. Братья из фамилии Горациев поклялись победить или умереть в поединке с врагами из недружественного рода.

    Художник показал момент торжественного финала клятвы, когда отец вкладывает мечи в торжественно поднятые руки сыновей. Картина иллюстрирует больше, чем героизм и высокие чувства античной эпохи. Жак-Луи Давид взял исторический пример, чтобы пропагандировать идеологию своего времени.

    Картина стала шедевром жанра «неоклассицизм». Она сочетает прямые линии, теплые цвета, выразительные позы мужчин с неподвижностью тёмных колонн на заднем плане. Современные зрители утверждают, что полотно Давида производит впечатление фотографии с места тревожных событий, настолько оно реалистично. Лувр представляет экспонаты неоклассической школы, в том числе, «Клятву Горациев» на первом этаже.

    «Большая одалиска»

    Автор полотна «Большая одалиска», Жан Энгр, перенёс древнюю тему женского «ню» на Восток. Мысленные путешествия художника в далекие жаркие страны стали поводом для создания чувственного образа гаремной женщины. Обнаженную натуру Энгр дополнил экзотическим декором.

    Оставаясь классическим художником, Энгр отходит от традиции в пользу чувственности рисунка. Он намеренно искажает анатомические детали. У одалиски на его картине неестественно длинный позвоночник. Её левая нога и правая грудь странным образом прикрепляются к корпусу. Но тяжелая голубая драпировка, чалма и кальян изображены вполне реалистично. Творчество Энгра имеет огромное влияние на современных художников, особенно Пикассо. «Большую одалиску» признают самым крупным его полотном. Лувр представляет картину на первом этаже, в зале 75.

    «Рабы»

    За пределами Италии достаточно редко демонстрируют работы Микеланджело Буонаротти. Лувр владеет сразу двумя статуями, относящимися к единому набору скульптур, хранящемуся во Флоренции. Луврские экспонаты, «Восставший раб» и «Умирающий раб» - незаконченные работы гениального художника. Эксперты делают такой вывод на основе внешних следов инструментов, которых не может быть на готовых произведениях.

    По замыслу художника, «рабы» - символы человеческих страстей. «Умирающий раб» - воплощение душевной слабости, отчаяния. Его антагонист – «Восставший раб», выражающий стремление души к свободе, непокорность.
    Скульптуры Микеланджело неизменно поражают зрителей реалистичностью изображения человеческого тела, одухотворенностью, глубоким смыслом.

    «Рабы» Микеланджело расположены на первом этаже в галерее итальянской скульптуры.

    «Амур и Психея»

    Скульптура, созданная в XVIII веке скульптором Канова из Венеции, оказалась в Лувре лишь сто лет спустя. Её приобрел наполеоновский маршал и родственник Мюрат.

    Мраморная статуя изображает древнеримского бога любви Амура, пробудившего возлюбленную Психею от смертного сна поцелуем. Художник передал в мраморе естественные движения тел, показал идеальные пропорции и достоверные выражения лиц. Скульптура считается символом любви.

    К данной скульптуре существовала пара (Канова делал два произведения на заказ). Копии обеих скульптур содержатся в Государственном Эрмитаже. Экспонат, которым владеет Лувр, более знаменит.

    Статуя Рамсеса II

    Благодаря египетскому походу Наполеона, во Франции начала XIX столетия распространилась мода на Древний Египет. Вследствие этой моды было собрано множество экземпляров древнеегипетского искусства. Во дворце Лувр был создан отдел египетских древностей.

    Один из самых интересных образцов искусства двухтысячелетней давности – статуя сидящего фараона, Рамсеса II. Выполненная из темного камня, скульптура удивительно точно воспроизводит черты лица фараона-завоевателя и отражает атмосферу восточной династии – торжественности и суровости. Отдел египетских древностей располагается на первом этаже музея.

    В Лувре находится одно из величайших произведений искусства - «Портрет госпожи Лизы дель Джокондо » Леонардо да Винчи . Во всем мире эта картина более известна как «Мона Лиза» или «Джоконда».

    Леонардо написал «Мону Лизу» в начале XVI века. Вышло так, что картина не была возвращена заказчикам и оказалась у французского короля Франциска I. Впоследствии она попала в Лувр. По-настоящему международную славу «Джоконда» обрела только в начале ХХ века, когда ее сначала похитили, а затем она снова вернулась в музей.

    Считается, что на картине изображена Лиза Герардини , знатная флорентийка и супруга торговца шелком Франческо дель Джокондо . Однако долгое время исследователи и искусствоведы сомневались в этом. Высказывались различные версии того, кто же позировал знаменитому художнику. Некоторые даже считали, что «Мона Лиза» могла быть автопортретом самого Леонардо или портретом юноши в женском облачении. Однако ученые Гейдельбергского университета установили, что это все-таки была Лиза Герардини.

    На протяжении нескольких веков завораживающая улыбка «Моны Лизы» не перестает волновать зрителей. Ежедневно взглянуть на эту улыбку в Лувр приходит огромное количество людей, однако разгадать загадку картины пока еще не смог никто.

    Венера Милосская

    На первом этаже Лувра среди древнегреческих скульптур стоит прекрасная Венера Милосская. Эта знаменитая скульптура из белого мрамора была создана около 100 года до нашей эры неким Александром Антиохийским .

    Статуя богини была найдена в 1820 году на острове Милос в Эгейском море французским моряком Оливье Вутье и местным крестьянином Йоргосом Кентротасом . Вутье вывезти находку с острова не удалось, но это смог сделать его соотечественник офицер Жюль Дюмон-Дервиль . В 1821 году скульптура была приобретена и впоследствии попала в Лувр.

    Венера Милосская на протяжении многих десятилетий считается древнегреческим идеалом красоты. Руки она потеряла уже после того, как была найдена, в результате конфликта между французами и турками, которым принадлежал остров.

    Ника Самофракийская

    Еще одна известная древнегреческая скульптура, Ника Самофракийская, также оказалась в Лувре благодаря тому, что была найдена уроженцем Франции. Археолог-любитель и консул Шарль Шампуазо обнаружил ее в 1863 году на острове Самотраки в Эгейском море.

    Считается, что жители острова Родос создали статую Ники, древнегреческой богини победы, после того, как одержали верх над флотом сирийского царя.

    Первоначально могучая и гордая Ника стояла на постаменте, изображающем нос корабля. Однако статуя была уничтожена землетрясением. Именно поэтому у скульптуры отсутствуют голова и руки, а правое крыло является гипсовой копией левого крыла.

    «Коронация Наполеона и Жозефины» Давида

    Это грандиозное полотно французский художник Жак Луи Давид создал по заказу Наполеона в 1806-1807 годах. Полное название картины — «Посвящение императора Наполеона I и коронование императрицы Жозефины в соборе Парижской Богоматери 2 декабря 1804 года».

    На картине изображен момент, когда Наполеон с благословения папы Пия VII коронует Жозефину. Рядом стоят придворные, а справа изображены братья императора.

    Наполеон заказал Давиду эту картину с целью обессмертить момент своей коронации, и потому хотел, чтобы на ней все выглядело лучше, чем было на самом деле. По этой причине он попросил художника нарисовать в центре его мать, которая на самом деле на церемонии не присутствовала. По этой же причине сам Наполеон выглядит выше, а Жозефина - моложе.

    «Плот «Медузы» Жерико

    Еще одним шедевром, который находится в Лувре, является полотно Теодора Жерико «Плот «Медузы». В свое время эта картина вызвала скандал, когда художник выставил ее в Парижском салоне в 1819 году. Негодование публики было вызвано тем, что Жерико взял за основу не героический или религиозный сюжет, как тогда было принято, а реальное событие, современником которого он был.

    В 1816 году в Атлантическом океане из-за некомпетентности капитана потерпел крушение фрегат «Медуза». Более 140 человек высадились на плот, однако через 12 дней дрейфа в живых остались только 15. Их спас бриг «Аргус».

    Свидетельства тех, кому удалось уцелеть, поразили общественность - в борьбе за выживание пассажиры плота шли на убийство своих товарищей и даже на людоедство.

    «Плот «Медузы» Жерико - это манифест романтизма, мрачная и темная картина, живописующая трагическое отчаяние страдающих людей и их надежду на спасение.

    «Амур и Психея»

    На создание скульптуры «Психея, разбуженная поцелуем Амура» итальянского скульптора Антонио Канову вдохновили древнегреческие мифы о боге любви Амуре и Психее, которую греки считали олицетворением человеческой души.

    В Лувре хранится первая версия этой знаменитой скульптуры, она была подарена музею в 1800 году. Вторая, болея поздняя версия, находится в Эрмитаже в Санкт-Петербурге.

    «Большая одалиска» Энгра

    Эту картину французский художник Жан Огюст Доминик Энгр создал для Каролины Мюрат , младшей сестры Наполеона Бонапарта, однако она так и не забрала законченную работу. В 1899 году полотно попало в Лувр.

    На картине в восточном интерьере изображена обнаженная наложница в гареме султана. Энгр любил подобные сюжеты, хотя сам он никогда не был на Ближнем Востоке.

    Изображая прекрасную одалиску, художник принес анатомическую правильность в жертву композиции. Но, несмотря на подобные погрешности и допущения, эта картина является одним из ценнейших экспонатов Лувра.