Самые знаменитые экспонаты лувра. «Большая одалиска» Энгра. Племянницы посла с мопсом

Венера Милосская (Фото: Mark / flickr.com) Венера Милосская (Фото: Rodney / flickr.com) Венера Милосская (Фото: Dennis Jarvis / flickr.com) Мона Лиза (Фото: Dennis Jarvis / flickr.com) Мона Лиза в Лувре (Фото: Marcus Meissner / flickr.com) Мона Лиза в Лувре (Фото: Bryan Allison / flickr.com) Ника Самофракийская (Фото: faungg’s photos / flickr.com) Ника Самофракийская (Фото: SpirosK photography / flickr.com) Плот Медузы (Фото: ru.wikipedia.org) Клятва Горациев (Фото: KCC246F / flickr.com) Большая одалиска (Фото: Dennis Jarvis / flickr.com) Рабы (Фото: Dennis Jarvis / flickr.com) Рабы (Фото: Dennis Jarvis / flickr.com) Амур и Психея (Фото: Dennis Jarvis / flickr.com) Амур и Психея (Фото: Connie Ma / flickr.com) Амур и Психея (Фото: Joseph Kranak / flickr.com) Статуя Рамсеса II (Фото: Ivo Jansch / flickr.com)

Первый визит в Лувр часто проходит по самому доступному маршруту. Туристы стремятся посетить «трёх знаменитых дам Лувра» - Венеру Милосскую, Нику Самофракийскую и Мону Лизу.

Кратчайший экскурсионный маршрут позволяет увидеть самые яркие шедевры музея:

  • Венера Милосская;
  • Мона Лиза;
  • Ника Самофракийская;
  • Плот Медузы;
  • Клятва Горациев;
  • Большая одалиска;
  • Рабы;
  • Амур и Психея;
  • Статуя Рамсеса II.

Знакомство с античным искусством для неискушенного зрителя очень сложно. Оригиналы хранят на себе следы разрушений, оставленные временем, войнами, вандалами. Венера Милосская – великолепный образец хорошо сохранившегося оригинала. Статуя была извлечена из земли в 1820 году, и вскоре доставлена в Лувр. Название ей дали по имени острова, на котором произошло открытие.

Обнаженный бюст позволил ученым узнать Венеру, божество любви древних римлян. Удлиненная форма статуи, положение туловища Венеры, чувственная нагота свидетельствуют о создании в эллинистическую эпоху. Нейтральное лицо Венеры Милосской, без эмоций – знак того, что скульптор пытался создать образ богини, стоящей выше людских страстей. Художник придал лицу и телу Венеры идеальные пропорции.

Существует несколько версий, объясняющих отсутствие у Венеры рук. Искусствоведы и археологи утверждают, что статуя была извлечена уже в поврежденном виде. Это опровергает романтическую легенду, рассказывающую о любви скульптора к девушке-модели. Охваченная страстью к художнику, девушка так крепко сжала его в объятиях, что задушила. Богиня осталась неоконченной – без рук.

Венера Милосская находится в Лувре 195 лет. Найти шедевр можно на первом этаже в комнате 74.

Мона Лиза (Джоконда)

Приобретенное королем Франциском I в начале XVI столетия, полотно прославилось лишь в XX веке. Портрет Лизы Герардини, супруги Франческо дель Джокондо, стал «звездой» Лувра после похищения музейным работником. В течение двух лет, пока полиция вела следствие, картину публиковали в газетах и журналах всего мира. Эта ситуация прославила Мону Лизу, и по возвращении в 1913 году в Лувр, она стала предметом обожания широкой публики.

«Мона Лиза» – картина с ослепительной техникой живописи. Леонардо да Винчи использовал сильно разбавленные, почти прозрачные, цветовые слои. Игра светотени и размытые очертания создают впечатление нереальности. Мона Лиза, обычная средневековая дама, предстает почти магическим существом.

Личность модели стала объектом диковинных предположений. Мону Лизу называли зашифрованным посланием к человечеству. Некоторые исследователи утверждали, что полотно представляет собой автопортрет самого Леонардо. Другие утверждали, что художник запечатлел в образе Моны Лизы черты своей матери. Официальная информация говорит, что Мона (т.е. «госпожа») носила имя Лизы Джокондо, и была женой одного из флорентийских купцов.

Улыбка Моны Лизы является символом загадки женской красоты и обаяния. Увидеть «Мону Лизу» можно на первом этаже Лувра, в Большой галерее.

Ника Самофракийская

Античный оригинал статуи был, по мнению историков, разрушен землетрясением. Экземпляр, представленный в Лувре, найден среди бесчисленных статуй на эгейском острове Самофракия. Исследователи полагают, что статуя изображает древнеэллинскую богиню победы Нику, характерным для неё жестом объявляющую победу греческих кораблей в морском сражении в 190 г. до н.э.

В течение столетий Ника утратила голову и руки. Правое крыло воспроизвели в наши дни, сделав гипсовый слепок с уцелевшего левого крыла. Площадка, на которой укреплена статуя, также выполнена в наши дни. Несмотря на разрушения, статуя поражает точностью пропорций, достоверностью позы тела и складками одежды, которые реалистично отражают движение ветра. Французский культуролог Мальро назвал Нику Самофракийскую вневременным символом западного искусства, «шедевром судьбы».

Искусствоведы поместили статую у поворота лестницы, где поразительная поза Ники смотрится лучше всего.

«Плот «Медузы»

Это полотно Теодора Жерико называют манифестом романтизма. Впервые представленная на суд публики в 1819 году, картина вызвала общественный скандал. Изображенные на картине события были нетрадиционным для того времени религиозным или мифологическим сюжетом, а являлись резкой критикой власти.

Гибель корабля «Ла Медуза», произошедшая из-за некомпетентности капитана, не повлекла наказания для него. Капитан вернулся на свой пост, так как имел протекцию, а 149 пассажиров, которым не хватило шлюпок, дрейфовали 12 дней на самодельном плоту. В результате резни, людоедства и безумия на плоту выжило 15 несчастных.

Полотно Жерико изображает неустойчивый плот и огромную волну, которая может опрокинуть его. Художник передал различные психологические состояния пассажиров плота – отчаяние мужчины, обнимающего умершего сына, гнев и уныние, неустанную надежду тех, кто машет неведомым спасателям. Главный герой картины – человечество в целом, пытающееся спастись, вопреки ужасной судьбе.

Лувр получил картину в 1824 г. «Плот Медузы» можно увидеть в зале 77, где находятся экспонаты в стиле романтизма, на втором этаже музея.

«Клятва Горациев»

Многие экспонаты Лувра будят воспоминания о школьных учебниках. Таким является и полотно Жака-Луи Давида «Клятва Горациев». Оно изображает героический эпизод из древнеримской истории. Братья из фамилии Горациев поклялись победить или умереть в поединке с врагами из недружественного рода.

Художник показал момент торжественного финала клятвы, когда отец вкладывает мечи в торжественно поднятые руки сыновей. Картина иллюстрирует больше, чем героизм и высокие чувства античной эпохи. Жак-Луи Давид взял исторический пример, чтобы пропагандировать идеологию своего времени.

Картина стала шедевром жанра «неоклассицизм». Она сочетает прямые линии, теплые цвета, выразительные позы мужчин с неподвижностью тёмных колонн на заднем плане. Современные зрители утверждают, что полотно Давида производит впечатление фотографии с места тревожных событий, настолько оно реалистично. Лувр представляет экспонаты неоклассической школы, в том числе, «Клятву Горациев» на первом этаже.

«Большая одалиска»

Автор полотна «Большая одалиска», Жан Энгр, перенёс древнюю тему женского «ню» на Восток. Мысленные путешествия художника в далекие жаркие страны стали поводом для создания чувственного образа гаремной женщины. Обнаженную натуру Энгр дополнил экзотическим декором.

Оставаясь классическим художником, Энгр отходит от традиции в пользу чувственности рисунка. Он намеренно искажает анатомические детали. У одалиски на его картине неестественно длинный позвоночник. Её левая нога и правая грудь странным образом прикрепляются к корпусу. Но тяжелая голубая драпировка, чалма и кальян изображены вполне реалистично. Творчество Энгра имеет огромное влияние на современных художников, особенно Пикассо. «Большую одалиску» признают самым крупным его полотном. Лувр представляет картину на первом этаже, в зале 75.

«Рабы»

За пределами Италии достаточно редко демонстрируют работы Микеланджело Буонаротти. Лувр владеет сразу двумя статуями, относящимися к единому набору скульптур, хранящемуся во Флоренции. Луврские экспонаты, «Восставший раб» и «Умирающий раб» - незаконченные работы гениального художника. Эксперты делают такой вывод на основе внешних следов инструментов, которых не может быть на готовых произведениях.

По замыслу художника, «рабы» - символы человеческих страстей. «Умирающий раб» - воплощение душевной слабости, отчаяния. Его антагонист – «Восставший раб», выражающий стремление души к свободе, непокорность.
Скульптуры Микеланджело неизменно поражают зрителей реалистичностью изображения человеческого тела, одухотворенностью, глубоким смыслом.

«Рабы» Микеланджело расположены на первом этаже в галерее итальянской скульптуры.

«Амур и Психея»

Скульптура, созданная в XVIII веке скульптором Канова из Венеции, оказалась в Лувре лишь сто лет спустя. Её приобрел наполеоновский маршал и родственник Мюрат.

Мраморная статуя изображает древнеримского бога любви Амура, пробудившего возлюбленную Психею от смертного сна поцелуем. Художник передал в мраморе естественные движения тел, показал идеальные пропорции и достоверные выражения лиц. Скульптура считается символом любви.

К данной скульптуре существовала пара (Канова делал два произведения на заказ). Копии обеих скульптур содержатся в Государственном Эрмитаже. Экспонат, которым владеет Лувр, более знаменит.

Статуя Рамсеса II

Благодаря египетскому походу Наполеона, во Франции начала XIX столетия распространилась мода на Древний Египет. Вследствие этой моды было собрано множество экземпляров древнеегипетского искусства. Во дворце Лувр был создан отдел египетских древностей.

Один из самых интересных образцов искусства двухтысячелетней давности – статуя сидящего фараона, Рамсеса II. Выполненная из темного камня, скульптура удивительно точно воспроизводит черты лица фараона-завоевателя и отражает атмосферу восточной династии – торжественности и суровости. Отдел египетских древностей располагается на первом этаже музея.

Лувр – уникальный музейный комплекс, один из крупнейших в мире. Экспозиции занимают 58 470 квадратных метров, а общая площадь музея – 160 106 м². История Лувра богата событиями, насчитывает примерно 700 лет. Изначально это была крепость, которую потом преобразовали в королевский дворец.

Лувр был основан в XII веке Филиппом-Августом (королем Франции). С момента основания Лувр подвергался многочисленным перестройкам и реконструкциям. Все французские короли, которые даже и не жили постоянно в Лувре, пытались внести что-то новое в облик здания.

Для короля Филиппа-Августа Лувр был крепостью, главная задача которой состояла в защите западных подступов к Парижу, поэтому Лувр представлял собой мощное сооружение с центральной башней.

При правлении Карла Пятого крепость превратили в королевскую резиденцию. Именно этот король стал инициатором перестройки крепости в здание, которое было бы пригодным для пребывания короля. Воплощением задумки занялся архитектор Реймон де Тамплю, который также позаботился о надёжной защите короля, окружив здание мощными крепостными стенами.

Примерно к концу XVIII века все работы по строительству Лувра были успешно закончены.

Музей принял своих первых посетителей в ноябре 1793 года. Первое время главным источником пополнения фондов Лувра были королевские коллекции, собранные Франциском I, Людовиком XIV. На момент основания музея коллекция уже насчитывала 2500 полотен.

На сегодняшний день в Лувре насчитывается 350 000 экспонатов, часть из которых содержится в хранилищах.

График работы:
Понедельник - 9:00-17:30
Вторник - Закрыто
Среда - 9:00-21:30
Четверг - 9:00-17:30
Пятница - 9:00-21:30
Суббота - 9:00-17:30
Воскресенье - 9:00-17:30

Официальный сайт музея: louvre.fr

Большинство парижан считает, что Лувр - их самая главная достопримечательность. Но стеклянная пирамида работы американского архитектора китайского происхождения Йео Минг Пео, по мнению горожан, не очень сочетается с дворцом в стиле Ренессанса. Это сооружение имеет такие же параметры, как и египетская пирамида Хеопса. Создает ощущение пространства и света, а также играет роль главного входа в музей.

История

Исторически так сложилось, что в архитектуре Лувра всегда было совмещено множество стилей. Начало этому положил король Филипп-Август, который построил в 12 веке на западной приграничной стороне Парижа оборонительную крепость. За одно, она выполняла функции хранилища королевских архивов и казны.

Далее, при короле Карле Пятом она преобразилась в королевские аппартаменты. Архитекторы периода Возрождения перестраивали дворцовый ансамбль, стремясь исполнить фактически неосуществимую цель – удовлетворить вкусы двух королей: Франциска Первого и Генриха Четвертого, статуя которого нынче стоит на Новом мосту. Была разрушена основная часть крепостной стены и построена огромная галерея, которая соединяла Лувр с дворцом Тюильри, тогда ещё существовавшим.

В начале 17 века Генрих Четвёртый, испытывавший огромную симпатию к искусству, предложил художникам жить во дворце. Он пообещал им просторные залы под мастерские, жилища и чин дворцовых живописцев.

Людовик Четырнадцатый практически положил конец престижности Лувра как резиденции королей. Он переехал в Версаль, вместе со всем двором, а в Лувре поселились художники, скульпторы и архитекторы. Среди их числа были Жан-Оноре Фрагонар, Жан-Батист-Симеон Шарден, Гийом Кусту. Вот тогда Лувр и пришёл в такой упадок, что начали составлять планы относительно его сноса.

По окончании Французской революции Лувр стал именоваться Центральным музеем искусств. В это же время Наполеон Третий воплотит в реальность то, о чем мечтал Генрих Четвёртый – было пристроено к Лувру крыло Ришелье. Оно стало зеркальным отображением галереи О-Бор-де-л’О. Но Лувр совсем не надолго стал симметричным – во времена Парижской коммуны дворец Тюильри сгорел, а вместе с ним и основательная часть Лувра.

Коллекция

Сегодня Лувр - это более 350 тысяч произведений искусства, и приблизительно 1600 сотрудников, которые организуют функционирование музея. Коллекция располагается в трёх крыльях здания: вдоль улицы Риволи расположено крыло Ришелье; параллельно Сене тянется крыло Денон и квадратный двор окружает крыло Сюлли.

Древний Восток и Ислам. В залах выставлены предметы древнего искусства областей от Персидского залива до Босфора, в частности Междуречья, стран Леванта и Персии.

Коллекция Лувра насчитывает более 55 000 экспонатов древнеегипетского искусства. Экспозиция демонстрирует результаты промыслов древних египтян – чучела животных, папирусы, скульптуры, талисманы, картины и мумии.

Искусство Древней Греции, этруссков и Древнего Рима. Это плоды творческих поисков в воссоздании человека и особого видения красоты. Собственно, именно эти залы презентуют главные скульптурные достояния Лувра – те, которые посетители музея обычно хотят посмотреть в первую очередь. Это статуи Аполлона и Венеры Милосской, датируемой сотым годом до нашей эры, а также изваяние Ники Самофракийской, которое было найдено в виде 300 фрагментов через тысячу лет после её создания.

Декоративно-прикладное искусство представлено на втором этаже. Вы увидите всезозможные предметы: трон Наполеона Первого и уникальные гобелены, миниатюры, фарфоровые и ювелирные изделия, мелкую бронзу и даже королевские короны.

Цокольный и первый этажи крыла Ришелье и крыла Денон занимает обширное собрание работ французских скульптуров, а также небольшое количество экспонатов из Италии, Голландии, Германии, и Испании. Среди их числа две работы великого Микеланджело, которые носят название «Раб».

В Лувре хранится одна из самых обширных мировых коллекций живописи, и естественно, французская школа, представлена в музее наиболее всеобъемлюще.

Джоконда

Главное произведение, которое в первую очередь хотят увидеть туристы, это «Мона Лиза» (« Джоконда») Леонардо да Винчи. Эта картина находится в крыле Денон, в отдельном маленьком зале - Саль дез Эта, в который можно попасть только из Большой галереи.

Эта комната была построена совсем недавно, специально для того, чтобы туристам было удобно рассматривать самую узнаваемую картину в мире не натыкаясь друг на друга, хотя она и хранится за двумя слоями стекол.

Картина была написана более 500 лет назад и была любимым произведением да Винчи. Бытует мнение, что Леонардо писал автопортрет в женской одежде, и она соединяет в себе два начала – инь и янь. Если посмотреть Моне Лизе в глаза, то подбородок оказывается в отдаленной зоне зрения, которая и оказывает впечатление неуловимой улыбки. А если посмотреть на губы, то улыбка исчезает в этом и заключается её таинственность.

Несмотря на своё величие, сама «Джоконда» по размеру даже меньше своих репродукций в сувенирных лавках Лувра.

Богатейшая коллекция картин Лувра завораживает. И не только "Мона Лиза" великого Леонардо. Об этом чуть позже. А вот, например, высоко ценящаяся искусствоведами картина Доменико Гирландайо "Старик с внуком". Внимательно посмотрите на обоих персонажей и вы увидите одно лицо. Обратите внимание на пейзаж за окном. Вроде бы ничего примечательного, но приглядевшись, вы увидите виляющую тропу жизни, начинающуюся из пустоты. Дальше юность молодого дерева, дом, как символ зрелости и семьи и восход выше и выше...к небесам.

01. Доменико Гирландайо - "Старик с внуком"


Примечательно, что среди искусствоведов картина Леонардо да Винчи "Иоанн Креститель" (St. John the Baptist) ставится гораздо выше "Джоконды". И мы видим снова загадочную улыбку на выделенном светом полотне. Да и не похож здесь Иоанн Креститель на аскетствующего пророка.

02. Леонардо да Винчи - "Иоанн Креститель" (St. John the Baptist)

03. Леонардо да Винчи - "Мона Лиза" ("Джоконда"), куда же без неё. Около портрета всегда толпится куча людей и карманники не дремлют. Так что берегите свои кошельки в Лувре.

04. Люди у "Моны Лизы"

05. Леонардо да Винчи - "Святая Анна с Мадонной и младенцем Христом". Неоконченная картина

06. Леонардо да Винчи "Портрет молодой женщины" ("Прекрасная Ферроньера"). Считается, что это портрет Лукреции Кривелли, любовницы герцога Миланского Лодовико Сфорцы, покровителя Леонардо да Винчи

07. Лоренцо Лотто - "Несение креста". На картине интересно прописаны слезы, как живые и три лучика света, идущие из головы.

08. Алессандро Ботичелли - ""Венера и три грации преподносят подарок девушке"

09. Роспись на потолке

10. Работа Гвидо ди Петри Фра Анжелико

11. Работа Genny di Pepe

12.

13.

14. Алессандро Ботичелли - "Мадонна с младенцем и со св. Иоанном Крестителем"

15. Франческо Боттичини - "Мадонна с младенцем в Славе со св. Марией Магдалиной, св. Бернардом и ангелами"

16.

17. Работа Андреа Мантенья

18.

19. Джованни Беллини(?) - "Святой Антоний"

20. Бартоломео ди Джованни - "Кортеж Фетиды"

21.

22. Франческо Мармитта - "Мадонна с младенцем, со святыми Бенедиктом и Квентином и двумя ангелами"

23. Лоренцо Коста - "Аллегория двора Изабеллы д′Эсте"

24. Антонио Джованни Больтраффио - "Мадонна с младенцем, святыми Иоанном Крестителем и Себастьяном и двумя донаторами"

25.

26. Паоло Веронезе - "Брак в Кане"

27.

28.

29. Лоренцо Лотто - "Христос и грешница"

30.

31.

32. Жак-Луи Давид - "Коронация императора Наполеона I и императрицы Жозефины"

33. Пьер Поль Прюдон - "Портрет императрицы Жозефины"

34. Пьер Поль Прюдон - "Большая одалиска"

35.

36. Антуан Жана Гро - "Наполеон на поле битвы при Прейсш-Эйлау"

37. Антуан Жана Гро -"Наполеон возле больных чумой в Яффе"

38. Теодор Жерико - "Плот Медузы"

39. Эжен Делакруа - "Алжирские женщины"

Конечно, посмотреть все в Лувре просто невозможно. И за несколько часов, которые нам были выделены экскурсией, мы только взглянули на самые знаменитые изюминки этого уникального музея.

Лувр на меня произвел незабываемое впечатление. Но были моменты, которые впечатлили сильнее. Так как объять необъятное невозможно, я остановлюсь на том, что запомнилось больше всего.

Оказывается, большая стеклянная пирамида в Лувре не одна, а окружена еще тремя меньшими. Так как проект их строительство был предложен архитектором китайского происхождения Йо Мин Пеем, то он, естественно, вложил в свое детище символический смысл. Большая пирамида должна соединить землю и небо, а все пирамида как бы олицетворяют главные человеческие органы, между которыми коридоры олицетворяют кровеносные сосуды. Люди ходят по коридорам Лувра, как кровь течет по жилам человека.

Вход на выставку, посвященную истории и искусству Древней Македонии. Надпись гласит: «Царство Александра Великого. Древняя Македония». Но нас туда не повели.

А попали мы сразу в залы, посвященные античной скульптуре.

Первая статуя, возле которой мы остановились, «Спящий Гермафродит».

Предмет изображения не является чем-то непристойным. Скульптор изобразил сына Гермеса и Афродиты. Этот златокудрый юноша необычайной красоты, купаясь в водах источника, возбудил страстную любовь Салмакиды, нимфы этого ключа, но ее мольба о взаимности не нашла отклика и безутешная нимфа попросила богов о вечном единении с любимым. И боги слили нимфу и Гермафродита в одно двуполое существо.

«Артемида с ланью». Поскольку в греческой мифологии животное считалось спутником или помощником бога, Артемиду, как богиню охоты, изображали с ланью.

И вот, наконец-то, мы подошли к знаменитой статуе Венеры Милосской.

Статуя была найдена в 1820 году на острове Мелос в Эгейском море. Известная мраморная скульптура выполнена в стиле позднего эллинизма. Предположительно она была создана в 150-100 годах до нашей эры скульптором Александром (или Агесандром) из Антиохии на Меандре.

Нашёл Венеру крестьянин Георгески. Он захотел продать свою находку подороже, поэтому на время припрятал её в сарае. Там статуи приметил французский офицер Дюмон-Дюрвиль, который сразу узнал в мраморной женщине богиню. Но у француза не было достаточно средств, чтобы выкупить Венеру у крестьянина. Тогда он отправился на поиски денег. А когда вернулся, Дюмон-Дюрвиль узнал, что статую уже купил некий чиновник из Турции. Венера была готова отправится в путь. Тогда офицер перекупил статую и поспешил с ней на корабль. Но турки обнаружили пропажу и ринулись за ней. В драке Венера Милосская потеряла руки, которые так и не были никогда найдены.

Но экскурсовод нас заинтриговала: с одной стороны у Венеры женские черты, а вот с другой, присмотритесь – мужские, торс и даже виден кадык.

Еще одна знаменитость Лувра - статуя Ники Самофракийской. Это скульптура богини победы Ники из мрамора.

Это произведение искусства было найдено в 1863 году на острове Самотраки археологом-любителем Шарлем Шампуазо. Он сразу же отправил находку во Францию. В настоящее время эта статуя стала визитной карточкой Лувра, его драгоценностью и одним из лучших экспонатов. Находится Ника Самофракийская на лестнице Дару галереи Денон.

Автором статуи считается скульптор Пифокрит, предположительно, в 190-180 годах до нашей эры. Во время создания она символизировала победу родосцев над сирийской флотилией. Жители острова поместили Нику на скале над морем на постаменте в виде носа корабля. Богиня изображена в движении вперёд. Голова и руки статуи отсутствуют, так как не были найдены. Ника Самофракийская считается эталоном женской красоты.

Покидая зал античных скульптур, мы передвигаемся в залы живописи.

Наша группа была уже настолько утомлена, что буквально попадала возле картин.

Остановлюсь на более запомнившихся картинах.

Подробнее мы остановились на великом художнике Жаке Луи Давиде. Это его автопортрет.

Коронация Императора Наполеона и Императрицы Жозефины в соборе Парижской Богоматери.

«Клятва Горациев» 1784 г. Давид Жак Луи.

Но одна из самых известных работ Жака Луи Давида «Портрет мадам Рекамье», написанная им в 1800 году. Хозяйка блестящего парижского салона Жюли Рекамье заказала Давиду свой портрет. Он принялся за работу, однако постоянно не был удовлетворён условиями, в которых приходилось писать. По его словам, то комната была слишком тёмной, то свет исходил из слишком высокой точки. Когда он закончил, Жюли портрет не понравился, она себе показалась слишком легкомысленной и попросила мастера дорисовать ей, например, книгу. Но художник не согласился. Картина осталась в таком виде. Жюли отказалась ее покупать.

Второй известный художник Жан Огюст Доминик Энгр. Внимательно присмотритесь, что интригует в этой картине?

Диспропорциональность в изображении. Взгляд сразу падает на глаза женщины, потом ползет ниже: грудь, рука… И по руке спускается ниже и ниже… Такая диспропорциональность позволяет создать эффект ласки. Картина называется «Портрет мадам Ривьер».

Но, пожалуй, одна из известных его работ «Большая одалиска». В этом полотне он прибавил одалиске три лишних позвонка.

Как обычно у Энгра, анатомическое правдоподобие подчинено художественным задачам: правая рука одалиски неправдоподобно длинна, а левая нога вывернута под невозможным с точки зрения анатомии углом. Вместе с тем картина производит впечатление гармонии: создаваемый левым коленом острый угол необходим художнику, чтобы уравновесить построенную на треугольниках композицию.

Эжен Делакруа «Смерть Сарданапала».

Сюжет картины взят из поэтической драмы Байрона "Сарданапал" (1821). Согласно легенде, последний ассирийский царь, отличавшийся страшным распутством, довел страну до мятежа. Сарданапал пытался подавить бунт, но безуспешно. Тогда он решил покончить жизнь самоубийством, превратив свой трон в погребальный костер. Делакруа сознательно заменил трон роскошным ложем и несколько изменил байроновский сюжет. На картине Сарданапал перед тем, как совершить самоубийство, приказывает убить у него на глазах любимого коня и женщин из своего окружения, а также уничтожить все его сокровища.

В каталоге Салона Делакруа отметил, что созданный им образ Сарданапала должен стать суровым предупреждением для всех тех, кто не стремится в своей жизни к добродетели. При этом современники находили, что Сарданапал у Делакруа выглядит слишком спокойным и вовсе не страдает от угрызений совести, а скорее наслаждается затеянным им кровавым спектаклем.

Картина «Свобода на баррикадах» или по-другому «Свобода, ведущая народ» является одной из самых известных в музейной коллекции Лувра. Шедевр принадлежит кисти французского художника Эжена Делакруа. Тема картины – июльская революция 1830 года, которая стала концом режима Реставрации монархии Бурбонов. Полотно было выставлено на обозрение публике весной 1831 года в Парижском салоне. Картину тут же выкупило государство. В центре полотна мы видим женщину, которая стала символом свободы. На голове у неё - фригийский колпак, в правой руке - знамя республиканцев - триколор, в левой - ружьё. У женщины несколько обнажена грудь, что сделано специально для показа самоотверженности и смелости. Вокруг женщины расположены несколько вооруженных людей в простой одежде. Задний фон картины скрыт дымом пороха от выстрелов. Свобода указывает путь восставшим, возглавляет их.

И вот, наконец-то, мы заходим в зал, где находится ОНА!

Она там, вдалеке, под бронированным стеклом!

Можно сказать, повезло, мы попали в Лувр почти под закрытие, людей было меньше, и нам удалось подобраться к Моне Лизе спокойно, без толкотни.

Естественно, я обошла ее с двух сторон и проверила правильность утверждения, она, действительно, смотрит на тебя с любой точки.

Полное название картины - "Ritratto di Monna Lisa del Giocondo", что в переводе с итальянского означает "Портрет госпожи Лизы Джокондо". На прямоугольном полотне Леонардо изобразил женщину с блуждающей улыбкой, выполненной техникой "сфумато", одетую в тёмную одежду. Мона Лиза сидит вполоборота в кресле. У женщины прямые гладкие волосы, разделённые пробором и прикрытые прозрачной вуалью. Интересно то, что брови и лоб у Джоконды выбриты. Она сидит на балконе или же лоджии, откуда открывается прекрасный вид на холмы.

Напротив Моны Лизы находится картина Кальяри Паоло «Брак в Кане».

Конечно же, нельзя обойти и посмотреть все. К тому же, Лувр имеет самые большие выставочные площади в мире, благодаря тому, что все подсобные и технические помещения с кассами вынесли под землю. Но и это не спасает, и на обозрение выставляется только 5% произведений, потому что больше не умещается. Поэтому залы Лувра постоянно обновляются полотнами с архивов, и музей можно посещать бесконечно, наслаждаясь все новыми и новыми произведениями.

  • 24/06/2012 --
  • Среднестатистический посетитель Лувра обегает десятки залов с 6000 картинами в течение 3-4 часов. И выходит с больной головой и гудящими ногами.

    Я же предлагаю вариант с более интересным результатом: 1,5 часа легкой прогулки по залам, которая точно не доведёт Вас до физического изнеможения. Но доставит Вам эстетическое удовольствие.

    Я посетила немало музеев в пяти странах двух континентов. И знаю, что 1,5 часа и 5-7 ключевых картин с предварительной подготовкой могут принести гораздо больше удовольствия и пользы, чем классическая беготня по принципу «Я там был и что-то видел».

    Я проведу Вас по ключевым шедеврам, главным вехам живописи от Античности до 18 века.

    Да, мы не побежим с Вами сразу к Моне Лизе. А первым делом заглянем в 3 век нашей эры.

    1. Фаюмский портрет молодой женщины. 3 век

    Фаюмский портрет молодой женщины. III век н.э. Лувр, Париж

    Обычный турист в 98% случаев не начнёт свою пробежку по Лувру с этого «Портрета молодой женщины». Но они даже не подозревают, насколько эта работа уникальна. Так что не упустите возможность взглянуть на неё.

    В 3 веке нашей эры девушка из знатной семьи сидит перед художником. Она надела самые дорогие украшения. Она думает о смерти. Но для неё в окончании земной жизни нет ничего страшного. Она продолжит жить в загробном мире.

    Портрет же нужен на случай, если её душа захочет вернуться в тело. Поэтому художник напишет её реалистично, чтобы душа узнала свою телесную оболочку. Только глаза нарисует большими, так как через них душа залетит обратно.

    Этот портрет натолкнёт Вас на мысли о вечном. Ведь девушка смогла себя увековечить. Наши фотографии на это не способны. Через 1800 лет от них точно ничего не останется.

    2. Ян Ван Эйк. Мадонна канцлера Ролена. 15 век


    Ян Ван Эйк. Мадонна Канцлера Ролена. 1435 г. 66 x 62 см. Лувр, Париж

    Если Вы видели до Лувра репродукцию «Мадонны Канцлера Ролена», то оригинал Вас сильно удивит.

    Дело в том, что Ван Эйк тщательно проработал все детали. Как будто это не картина, а ювелирное украшение. Вы увидите каждый камешек в короне Мадонны. Уже не говоря о сотнях фигурок и домиков на заднем плане.

    Наверняка Вы думали, что полотно огромное, иначе как уместить все эти детали. В реальности же оно небольшое. Примерно по полметра в длину и ширину.

    Канцлер Ролен сидит напротив художника и тоже думает о смерти. О нем говорят, что он так много людей сделал бедными, что к старости построил для них приют.

    Но он верит, что у него есть шанс попасть в рай. И поможет ему в этом Ван Эйк. Напишет его рядом с Мадонной, применив все свои новаторства. И масляные краски, и иллюзию перспективы, и потрясающие ландшафты.

    В попытке найти заступничество у девы Марии, канцлер Ролен увековечил себя.

    А мы тем временем снимаем шляпу перед Ван Эйком. Ведь он первым со времен фаюмских портретов начал изображать своих современников. При этом не условно, а с передачей их индивидуальных черт.

    3. Леонардо да Винчи. Мона Лиза. 16 век

    Леонардо да Винчи. Мона Лиза. 1503-1519 гг. Лувр, Париж

    Если Вы пойдёте в Лувр утром в будний день, то у Вас есть шанс разглядеть Мону Лизу поближе. Она того стоит. Потому что это первая картина, создающая иллюзию живого человека.

    Флорентийская дама сидит напротив Леонардо. Он непринужденно болтает и шутит. Все для того, чтобы она расслабилась и хотя бы немного улыбнулась.

    Художник уверил её супруга, что портрет жены сложно будет отличить от неё живой. И правда, как он интересно растушевал линии, наложил тени в уголки губ и глаз. Создаётся ощущение, что дама с портрета сейчас заговорит.

    Часто у людей возникает недоумение: да, кажется, что сейчас Мона Лиза задышит. Но таких реалистичных портретов полно. Возьмите хоть работы Ван Дейка или Рембрандта.

    Но они жили 150 лет спустя. А Леонардо был первым, кто «оживил» человеческое изображение. Этим Мона Лиза и ценна.

    Питер-Пауль Рубенс. Прибытие Марии Медичи в Марсель. 17 век


    Питер-Пауль Рубенс. Прибытие Марии Медичи в Марсель. Из цикла картин «Галерея Медичи». 394×295 см. 1622-1625 гг. Лувр, Париж

    В Лувре Вы найдёте зал Медичи. Все его стены увешаны огромными полотнами. Это живописные мемуары Марии Медичи. Только написанные под её диктовку великим .

    Мария Медичи стоит перед Рубенсом в умопомрачительном платье.

    Сегодня художник начал писать очередную главу её жизни – «Прибытие в Марсель». Когда-то она прибыла на корабле на родину своего мужа.

    Мария Медичи только-только помирилась со своим сыном, королем Франции. И этот цикл картин должен возвысить её в глазах придворных.

    А для этого её жизнь должна выглядеть не заурядной, а достойной богов. Только Рубенс может справиться с такой задачей. Кто лучше него изобразит сверкающее золото корабля и нежную кожу нереид. Королевский двор обомлеет от образа реабилитированной матери короля.

    Попахивает дешевым романом. Художник был скован в самовыражении. Но Мария Медичи поставила условие: её «роман» должен быть написан только рукой Рубенса. Никаких учеников и подмастерьев.

    Так что хотите увидеть руку мастера – идите в зал Медичи.

    Антуан Ватто. Паломничество на остров Киферу. 18 век


    Антуан Ватто. Паломничество на остров Киферу. 1717 г. 129 × 194 см. Лувр, Париж

    «Паломничество на остров Киферу» Ватто погрузит Вас в мир легкого флирта и любовной неги.

    Ещё никогда живопись не была такой воздушной и вибрирующей, как в эпоху рококо. И основы этого стиля заложил как раз Ватто. Непринужденные сюжеты. Цвета легких оттенков. Тонкие и мелкие мазки.

    Молодая пара позирует художнику в ближайшем парке. Он просит их то обняться, то изобразить милую беседу, то неспешно прогуляться. Ватто говорит, что изобразит 8 влюблённых пар.

    Несмотря на всю легкость сюжета и техники, Ватто долго работает над картиной. Долгих 5 лет. Слишком много заказов.

    Галантные сценки Ватто очень понравились французам. Ведь так приятно окунуться в атмосферу простых радостей. Не думать ни о спасении души, ни о том, чтобы поразить потомков. А жить сегодняшним днём и наслаждаться легкой беседой.

    Заключение

    Лувр – это место, в котором можно совершить увлекательное путешествие по истории живописи. Вы не только получите эстетическое удовольствие, но и увидите, какие разные задачи выполняла картина в разные эпохи.

    Вконтакте