Автор сценария фильма матрица. Настоящий сценарий «Матрицы», отвергнутый продюсерами (10 фото). Сравнение с Греческой мифологией

ID 0133093 Официальный сайт

Сразу после этого сообщения раздаётся стук в дверь - это были его заказчики. Расплатившись с Нео, они приглашают его в ночной клуб. Томас сначала отказывается, но увидев среди заказчиков девушку с необычной татуировкой в виде белого кролика, передумывает. Там он знакомится с девушкой-хакером по имени Тринити (англ. Trinity - Троица). Она обещает раскрыть Томасу тайну Матрицы, и для этого последний должен встретиться с тем, кто его давно ищет, - Морфеусом , которого власти считают опаснейшим террористом. У Нео не остаётся времени для колебаний, потому что его компьютерными преступлениями уже заинтересовались так называемые «агенты » - своеобразные «охранники» Матрицы.

Арестовав Нео на работе, они допрашивают его и предлагают сотрудничество. Нео отказывается, и агенты вживляют ему жучка, после чего мистер Андерсон просыпается в своей квартире от телефонного звонка Морфеуса. По дороге к нему Тринити извлекает жучка, и Нео понимает, что это был не сон. Морфеус предлагает мистеру Андерсону увидеть Матрицу собственными глазами и предлагает на выбор две таблетки - синюю, приняв которую, Нео проснётся в своей постели и будет считать, что ему всё приснилось, и красную, которая позволит Нео понять, что такое Матрица. Нео выбирает последнюю из них и попадает в жуткий разрушенный мир, который оказывается настоящим реальным миром.

Он узнаёт, что привычный ему мир является иллюзией, порождённой искусственным интеллектом суперкомпьютера. Планета погружена в вечный сумрак, а города лежат в руинах. Люди порабощены всесильными машинами , чтобы производить энергию, необходимую машинам для выживания. Те немногие, кто смог сохранить сознание, прячутся в катакомбах и ведут партизанскую войну против машин, научившись самостоятельно входить и выходить из Матрицы.

Последним городом человечества является расположенный глубоко под землёй Зион, из которого предпринимаются отчаянные вылазки на летающих кораблях в мир Матрицы для спасения подключённых к ней людей. Один из таких кораблей носит название «Навуходоносор », и его капитаном является Морфеус. Он верит, что Нео - Избранный, который уже рождался, когда только Матрица была создана, с редкой возможностью изменять всё вокруг и подстраивать Матрицу под себя.

Именно он и спас первых людей из движения сопротивления машинам, раскрыл им правду и сможет навсегда спасти человечество от власти роботов. В разум Нео загружают все виды боевых искусств, чтобы он смог противостоять агентам. Морфеус проверяет Нео в бою, в котором он сначала легко одолевает его, но потом Нео удаётся одолеть Морфеуса. Далее он учит Нео совершать огромные прыжки, но у последнего это не получается с первого раза, как и у всех. Команда удивляется этому, так как если он - Избранный, то законы Матрицы должны быть ему по силам.

Однако в экипаже «Навуходоносора» появился предатель Сайфер , готовый променять жизнь своих друзей и свободу разума на иллюзию счастья, предлагаемую системой. Он выдаёт своих бывших друзей агентам - охранным программам Матрицы, которые жаждут получить коды доступа к Зиону, когда вся команда направляется к Оракулу Пифии , чтобы Нео смог узнать, избранный он или нет. Оракул предсказывает, что Нео должен будет сделать выбор между своей жизнью и жизнью Морфеуса.

Морфеус попадает в плен к агентам, спасая Нео. Сайфер убивает половину команды, но Тэнку, оператору, удаётся убить его с помощью винтовки Теслы. Нео и Тринити ценой сверхчеловеческих усилий спасают своего капитана. Когда они почти выходят из Матрицы, агент Смит успевает прострелить телефонную трубку, и Нео не успевает выйти. Он решает вступить в схватку с агентом, так как Пифия сказала, что каждый решает для себя сам, кем ему быть.

В тяжёлой схватке Нео с трудом удаётся обезвредить одного из агентов и бежать от остальных. Когда он уже заходит в комнату с телефоном, Смит убивает его. Однако Нео, ощутив в себе силу, оживает, так как на самом деле он и есть Избранный. Он с лёгкостью уничтожает Смита, разрушив его программный код . В конце фильма Нео звонит по телефону: он обещает, что покажет людям, запертым в Матрице, что на самом деле они живут в мире, где нет правил и границ - в мире, где «возможно всё», после чего взмывает в небо .

Команда [ | ]

Съёмочная группа

Русский дубляж

  • Режиссёр дубляжа: Ярослава Турылёва
  • Звукорежиссёры: Владимир Мазуров, Павел Шувалов
  • Авторы синхронного текста: Дмитрий Усачёв, Екатерина Барто
  • Ассистент режиссёра: Валентина Рубинова

В ролях

Актёр Роль Дубляж
Киану Ривз Нео / Томас Андерсон Нео / Томас Андерсон Всеволод Кузнецов
Лоуренс Фишборн Морфеус Морфеус Владимир Вихров
Керри-Энн Мосс Тринити Тринити Елена Соловьёва
Хьюго Уивинг Смит Агент Смит Владимир Антоник
Джо Пантолиано Сайфер Сайфер Леонид Белозорович
Глория Фостер Пифия Пифия
Маркус Чонг Тэнк Тэнк Андрей Бархударов
Джулиэн Араханга Апок Апок Борис Шувалов
Мэтт Доран Маус Маус Андрей Казанцев
Белинда МакКлори Свитч Свитч Ирина Маликова
Энтони Рэй Паркер Дозер Дозер Алексей Мясников
Пол Годдард Браун Агент Браун Андрей Градов
Роберт Тейлор Джонс Агент Джонс Никита Прозоровский
Дэвид Эстон Рэйнхарт Рэйнхарт Дальвин Щербаков
Марк Грэй Чой Чой Алексей Иващенко
Ада Никодему Дужур Дужур
Роуэн Уитт Мальчик с ложкой Николай Быстров
Билл Янг Лейтенант Алексей Рязанцев
Джереми Болл Бизнесмен Александр Груздев

Саундтрек [ | ]

Производство [ | ]

Продюсер Джоэл Сильвер вскоре присоединился к проекту. Раскадровка в конечном счете получила одобрение студии, и было решено сняться в Австралии , чтобы максимально использовать бюджет. Скоро, «Матрица» стала совместным производством Warner Bros. и австралийской компании Village Roadshow Pictures .

Съёмки [ | ]

Все, кроме нескольких сцен были сняты в Fox Studios в Сиднее и в самом городе, хотя узнаваемые ориентиры не были включены, чтобы сохранить впечатление от типичного американского города . Съемки фильма помогли закрепить Новый Южный Уэльс как крупнейший центр кинопроизводства.

Перед началом съемок ведущие актеры тренировались целых четыре месяца, изучая основы восточных единоборств. Длилось это обучение с октября 1997 года по март 1998 года. Актеры не ожидали таких нагрузок и были полностью уверены, что для получения практических навыков хватит и нескольких недель. Несмотря на обучение, некоторые съёмки поединков не обошлись без инцидентов: во время съёмок боя между Морфеусом и Смитом Хьюго Уивинг, блокируя удар Лоуренса Фишбёрна, чуть не сломал тому руку; сам же Киану Ривз перед съёмками перенёс операцию на шее и поэтому не дрался так много в фильме, как планировалось . Сами съёмки стартовали 14 марта 1998 года и закончились 1 сентября того же года, накануне дня рождения Киану Ривза.

Чтобы подготовиться к сцене, в которой Нео просыпается в капсуле, Ривз потерял 15 фунтов и побрил всё тело, в том числе брови, чтобы придать Нео истощенный вид . Сцена, в которой Нео попал в канализационную систему, завершила основные съёмки . Согласно Art of the Matrix , по крайней мере одна снятая сцена и множество коротких фрагментов действия были исключены из окончательного монтажа фильма .

Постпродакшн [ | ]

Дизайн [ | ]

Визуальные эффекты [ | ]

«Остановившиеся» в воздухе пули

Когда Джон Гаэта прочитал сценарий, он стал умолять продюсера эффектов Manex Visual Effects позволить ему работать над проектом. В итоге он создал прототип, который привел к тому, что Гаэта стал супервайзером по визуальным эффектам фильма.

Для создания данного эффекта использовалась техника старой художественной фотографии, известной как «временно́й срез», которая заключается в следующем: вокруг объекта устанавливается большое количество камер, которые снимают объект «одновременно». Затем кадры сводят следующим образом: сначала берут первый кадр с первой камеры, потом первый кадр со второй, первый кадр с третьей, и т. д. В результате на экране зритель видит неподвижный объект, в то время как камера как бы движется вокруг него. Это напоминает то, как человек ходит вокруг статуи, чтобы получше рассмотреть её со всех сторон .

Описанный метод был улучшен братьями (на тот момент) Вачовски и постановщиком спецэффектов Джоном Гаэтой : bullet time также регистрирует движение объектов так, что во время эффекта облёта камеры можно заметить замедленное движение персонажей. Когда кадры были соединены, получающиеся эффекты замедленной съемки достигли кадровой частоты 12 000 в секунду, в противоположность нормальным 24 кадрам в секунду фильма. Стандартные кинокамеры были помещены на концах массива, чтобы получить нормальное действие скорости до и после. Поскольку в большинстве эпизодов камеры почти полностью охватывают объект, использовалась компьютерная технология для вырезания камер, которые появились на фоне с другой стороны . Для создания фона Гаэта нанял Джорджа Боршукова, который создал 3D-модели, основанные на геометрии зданий, и использовал фотографии самих зданий как текстуры.

Manex также обрабатывала эффекты существ в сценах «реального мира», таких как охотники и машины; Animal Logic создала эффект коридора из зелёного кода и взрывающего агента в финале фильма.

Стоимость спецэффектов составила 12,6 млн долл. (20 % от бюджета) .

Прокат [ | ]

«Матрица» впервые вышла в США 31 марта 1999 года , за два месяца до ожидаемого фантастического фильма «Звёздные войны. Эпизод I: Скрытая угроза ». Фильм собрал 171 млн долл. в США и 460 млн во всём мире и позже вышел на DVD , разойдясь более чем 3-миллионным тиражом только в США.

Рейтинги [ | ]

Отзывы [ | ]

Рейтинги
Издание Оценка
TV Guide
Empire

Награды и номинации [ | ]

Год Премия Категория Лауреаты и номинанты Результат
1999 Awards Circuit Community Awards Лучший оригинальный сценарий Вачовски Номинация
Лучшая работа художника-постановщика Оуэн Патерсон Номинация
Лучшая операторская работа Билл Поуп Номинация
Лучший дизайн костюмов Ким Баррет Номинация
Лучший монтаж Зак Стэнберг Победа
Лучший звук Победа
Лучшие визуальные эффекты Победа
2000 «Оскар » Лучший монтаж Зак Стэнберг Победа
Лучшие визуальные эффекты Джон Гаэта Победа
Лучший звук Победа
Лучший звуковой монтаж Дэйн А. Дэвис Победа
BAFTA Лучший монтаж Зак Стэнберг Номинация
Лучшие визуальные эффекты Джон Гаэта Победа
Лучшая работа художника-постановщика Оуэн Патерсон Номинация
Лучшая операторская работа Билл Поуп Номинация
Лучший звук Джон Т. Рейц, Грегг Рудлофф, Дэвид Е. Кэмпбелл, Дэвид Ли Победа
MTV Movie Awards Лучший фильм Победа
Лучшая мужская роль Киану Ривз Победа
Лучший женский прорыв Керри-Энн Мосс Номинация
Лучший экранный дуэт Киану Ривз и Лоуренс Фишборн Номинация
Лучшая драка Киану Ривз и Лоуренс Фишборн Победа
Самый зрелищный эпизод Эпизод на крыше/с вертолётом Номинация
«Сатурн » Лучший научно-фантастический фильм Победа
Лучшая режиссура Вачовски Победа
Лучший актёр Киану Ривз Номинация
Лучшая актриса Керри-Энн Мосс Номинация
Лучший актёр второго плана Лоуренс Фишборн Номинация
Лучший дизайн костюмов Номинация
Лучшие спецэффекты Номинация
«Империя» Лучший фильм Победа
Лучшая мужская роль Киану Ривз Номинация
Лучший дебют Керри-Энн Мосс Победа

Последователи «Матрицы» [ | ]

Коммерческий успех «Матрицы» дал «зелёный свет» для создания продолжений (сюжетные намётки трилогии задумывались авторами изначально, однако студия требовала определиться с результатами проката первого фильма). В результате в кинотеатрах скоро появилась вторая часть «Матрица: Перезагрузка », а спустя всего 5 месяцев - и «Матрица: Революция ». Новые фильмы содержали ещё более впечатляющие спецэффекты. История теперь концентрируется на предстоящей атаке Машин на город людей - Зион. Нео представляет свои новые умения и также узнает об истории Матрицы, своей роли Избранного и пророчества об окончании войны.

Также независимо был выпущен сборник из девяти анимационных короткометражных фильмов «Аниматрица ». Большинство из фильмов создано в стиле аниме , который очень сильно повлиял на трилогию. Сёстры Вачовски одобрили «Аниматрицу»; наметили сюжетные ходы эпизодов, однако во всех случаях, кроме первого эпизода, доверили аниматорам самостоятельное написание сценариев и их режиссуру.

По мотивам фильмов разработано три компьютерные игры: Enter the Matrix (2003), которая рассказывает о том, что происходило до и в течение «Матрицы: Перезагрузки» от лица Ниобе и Призрака; The Matrix Online (2004) - MMORPG , которая продолжает историю после «Матрицы: Революции» (известно, что проект провалился в продажах); и The Matrix: Path of Neo (2005), которая предоставляет игрокам возможность взять на себя роль Нео и пройтись по эпизодам всех трёх фильмов.

На официальном сайте представлены бесплатные комиксы , действие которых происходит во вселенной «Матрицы».

Что такое матрица?

Матрица - это система, представленная в уме каждого человека набором шаблонов, которые обуславливают его поведение и влияют на все аспекты бытия. Шаблоны передаются путем информации - через воспитание, обучение, СМИ. "Зараженные" этими шаблонами взрослые, распространяют ее уже повсюду, даже путем обычного общения.

Матрица - абстрактна, и она не существует без людей, и контролируют её сами же люди, подключенные к ней. Этот процесс уже полностью автоматизирован. Человек подключенный к матрице (почти все люди), имеет ограниченное линейное мышление, построенное на причинно-следственной модели, и такое мышление делает диапазон восприятия людей очень узким.

Ум настолько привык к шаблонам мышления, что уже и не видит их. Даже, выезжая на природу, человек не может от них отключиться и он даже берет с собой часть матрицы, которая должна поддерживать, подпитывать эти шаблоны. Например, берет сотовый телефон, ну или делает конкретно то, для чего он и приехал, например позагорать (программа!). И каждый человек, сам того не подозревая, является "агентом", подкрепляющим матрицу практически любым своим действием, мнением. "Помогает" другим не вылезти за рамки...
Никакой человек не создает новую информацию в причинно-следственном мышлении, он лишь меняет ее. Размышляя, он анализирует уже имеющуюся информацию. Результат - мнение - лишь результат обработки информации. Она по сути - чужая. То есть получается, что "наше" мнение - это лишь наш анализ. Но анализ - это обработка ума информации при помощи шаблонов мышления - также чужими, навязанными матрицей. Чужие шаблоны, чужая информация - так чье же мнение в итоге?!...
"Наше" мнение - это всего лишь результат работы общей системы разделений. То что, это мнение - наше - лишь иллюзия, получаемая из-за того, что процесс мышления происходил под нашим "контролем"... Но контроль - это лишь то состояние, что ощущает ум, эту хитрость и использует матрица. На самом деле - работа ума происходит не под нашим контролем, а под - "использованием нас". Вот что есть нашего в мнении... Человек - батарейка! Запрограммированная кукла... Чем мнение жестче (утверждения, уверенность), тем жестче программа.

Шаблоны матрицы записываются на "зеркало", которое есть у каждого рожденного человека. Зеркало имеет определенную структуру. Его основы -"чувство потребности" и "чувство собственности". Человек, как хищник, неявно говорит "дай!" даже когда делает добро. Он ожидает и реагирует, а не делает просто так, от себя, "беспрограммно". Чувство собственности генерирует ложное понимание собственного мнения, собственного тела, различного имущества. Человек отождествляет себя с ними. Вместе, эти два чувства генерируют разные страхи, страсти... Зеркало обрастает многочисленными слоями, которые снять очень непросто. В них содержится много всего - и такие как жадность, ревность, лень, и такие как вина, стыд, и даже такие как вера в бога, альтруизм, защита правды, ощущение несправедливости. Многие истинные вещи, как любовь, благодарность перекрываются зеркальными, построенными на реакции, ожидании. Все эти хитрые слои зеркала замутняют сознание. Когда человек неосознан, он не способен реально осознавать собственные программы.

Многие пытаются выйти из матрицы. Ищут путь к освобождению, просветления ищут... Но наталкиваются на иные уловки матрицы. Те же "вознесения", "переходы 2012" и тд. В Матрице-3 Нео сказал - "придумав избранного Матрица создала лишь еще одно средство контроля". Да, даже "выход из Матрицы" - это программа!
Как же вы можете выйти, если ваше мышление изначально "программно"? Нужен переход на СОВЕРШЕННО ИНОЕ ВОСПРИЯТИЕ! Нужно рас-программировать ядро матрицы!

"Проблема в выборе!" (настоящий перевод от "problem is a choice", в дубляже перевод неверный) - это основное на что опирается к/ф Матрица через весь фильм. Выбор - это то на чем основывается Матрица... То есть, можно сказать ядро. Но от выбора нельзя отказаться не осознавая его! Пытаться уйти от выбора - это опять же выбор... Замкнутый круг... для ищущего... В к/ф Матрица дается лишь пища для размышления. Реального выхода там нет!

Ну что, я удовлетворил тебя по вопросу "что такое матрица?". Тогда можешь возвращаться в матрицу и продолжать жить с этим знанием. Именно так и поступает большинство. Как и в случае с кинофильмом Матрица. Неужели ты думаешь, что Матрица бы допустила выпуск фильма способный ее разрушить??? Фильм то популярный... Ответ прост. Даже сам интерес к выходу из матрицы возникает все равно в "прозомбированом" разуме... Как удовлетворить всех этих людей безопасно для матрицы? Разумеется, надо дать им информацию таким образом, чтобы, продолжая искать выход, они продолжали работать на матрицу...
Все что до этого - синяя таблетка, то что ниже - красная ...
Далее будет не информация , не пища для ума ... Далее будет - покушение на твое состояние. Покушение на твою личность . Покушение на твою матрицу . Ты входишь в зону запредельного...

Который час?...
Нет, правда, остановись... Застынь... Замедлись...
Какого цвета буквы?... Насколько сосредоточены твои глаза? Что чувствуют сейчас твои ноги... руки...
Как же ты можешь освободится... Как же ты можешь увидеть матрицу, если ты действуешь как запрограммированная кукла... Обрабатываешь все информационно, ничего не чувствуя при этом...
Разве ты оставляешь лазейку истине просочится к твоему сознанию? Все время перевариваешь, обрабатываешь...
Дай информацию, дай, ням ням ням... Еще, еще, еще... Голодный что-ли? Кто голоден? Твой разум... Компьютер... Ты порабощен матрицей... Как же ты можешь выйти из нее... Выход из нее прямо ЗДЕСЬ. Но ты настолько разогнан что даже в упор его не видишь... Ты живешь у себя в голове... В ее ...
Ты как игрок, настолько вовлеченый в игру, что глядя в монитор слился с ним, не можешь от него оторваться... Это не просто. Но это воз"можно...
Так до"говор"имся с тобой... Прямо сейчас, измени свое СОСТОЯНИЕ.
! Почувствуй себя в теле... Почувствуй свой ...
Сконцентрируйся... Не напрягайся. Это как раз обратно напряжению, но не есть расслабление все же... Это иное... Это выход из беспрерывности разума... Читай не слишком бегло, не программно. Читай осознанно каждое слово... Ощущай... Осознанно...

Вопрос "что такое матрица" - "не там". СОСТОЯНИЕ - вот секрет! Объяснение - это то чего требует разум! Вот так миллионы людей веками ходят кругами. Поисками бога занимаются, просветлением, освобождением... Чем бы дитя не тешилось, лишь бы не останавливалось... продолжало находиться в том же СОСТОЯНИИ... ВОСПРИЯТИИ... ВНИМАНИИ... Все они по прежнему - ЛИЧНОСТИ, имеющие РАЗДЕЛЕНИЕ в сознании, и воспринимает у них - уже слабая разделенная часть, очень очень ограниченная часть... А бог там у них, добро ли, любовь - какая разница чем заполнить разум, лишь бы чем-то да занять... Матрица - гибкая штука, хитрая как черт...

Так, найдет ли таким способом человек настоящую дверь? Дверей не мало! Просто, эта дверь для него не существует. Он продолжит искать СВОЙ(!) выход - тот выход о котором он ИМЕЕТ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ. То что он СПОСОБЕН ВОСПРИНИМАТЬ... Для кого-то матрица приготовила революции и смену власти (какая разница какая власть, ведь власть - уже матрица), для другого - бога (власть тоже, неправда ли?), ну и тд... Чтобы увидеть дверь нужно быть... Нет, не избранным (кто тебя может избрать? не матрица ли?)... Нужно иметь сильную Волю ...
Человек, по-настоящему идущий путем освобождения, допускает запредельное... Он допускает, что за пределами известного, он может столкнуться с вещами, с которыми не знает как себя вести. Это подобно тому, как если бы ты шел в темноте на ощупь... Именно так и происходит... Помни одну вещь, все что дает тебе - обман... Путь освобождения НИЧЕГО НЕ ДАЕТ. Он - отнимает... отбирает у тебя - иллюзии... Мало кто проходит это испытание. Большинство, побродив в темноте, не выдерживает неизвестного. Человек не привык жить в неопределенности. Ему нужен план, сроки, знать что его ждет ("планировщики"). А тут ему этого никто не дает. У него это - отбирают... Так они и возвращаются в свою клетку... В свой зоопарк... У тебя должна быть огромная сила воли... для борьбы с собой...
Итак, невозможно не только рассказать, невозможно ПОНЯТЬ что такое матрица! Или, может быть, лучше сказать - бесполезно! Ты увидишь это сам... когда очистишь свой разум... Хотя в своих статьях мы даем понимания о матрице, это всего лишь подготовка и не более. В конечном итоге, когда твой разум будет достаточно подготовлен, для настоящего рывка за пределы матрицы ты должен от всего отрешиться...
Статьи, практики на этом сайте - направлено на изменение состояния и разрушение РАЗДЕЛЕНИЯ (личности, матрицы)! Нет никакого порядка, плана, программы, последовательности как это читать. Это как раз то что мы разрушаем. Каждый путь - ИНДИВИДУАЛЕН. Удачи! (это пожелание как-то программно прозвучало, не заметил? :D)

На вторую половину девяностых пришёлся настоящий бум фильмов об иллюзиях и реальности - «Шоу Трумана», «Тёмный город», «Открой глаза», «Экзистенция», «Тринадцатый этаж». Почти все они стали классикой, некоторые собрали хорошую кассу. Но одному фильму было суждено затмить все остальные.

«Матрица», вышедшая в прокат семнадцать лет назад, 31 марта 1999 года, произвела настоящий фурор. Её обожали, ей подражали и завидовали, её обвиняли в плагиате и называли новым Евангелием. Кажется, даже сами братья Вачовски до конца не разобрались в причинах такого успеха. Это видно по тому, какие они в итоге сняли сиквелы. Чтобы понять феномен «Матрицы», давайте взглянем, как начиналась её история.

Будь у вас такой же выбор, как у Нео, какую таблетку бы вы выбрали?
- Синюю.
Из чата братьев Вачовски с фанатами, 1999 год

«Ты знаешь, куда ведёт этот путь»

Ларри и Энди Вачовски с детства обожали кино. Родители (отец был бизнесменом, мать медсестрой) регулярно брали детей в кинотеатр, устраивая двойные, а то и тройные сеансы. Разбуженную фильмами фантазию юноши выплёскивали, играя в Dungeons & Dragons и рисуя комиксы. Как они позже признавались, ролевые игры во многом схожи с созданием фильма - приходится напрягать воображение, продумывать действия героев и строить целые миры у себя в голове.

Ни один из Вачовски так и не смог закончить колледж - они оба решили оставить образование ради заработков. Но при этом братья не забывали про детское увлечение комиксами, которое через некоторое время стало приносить доход. В начале девяностых Ларри переехал из Чикаго в Нью-Йорк, где заполучил для себя и для брата работу в издательстве Marvel.

Однажды при работе над очередным комиксом Вачовски обсуждали свои вымышленные миры, и кого-то из них посетила мысль: а что, если бы наш собственный мир оказался лишь компьютерной программой? Эта идея, одновременно пугающая и впечатляющая, как нельзя лучше подходила для сценария большого научно-фантастического кино. А давняя любовь братьев к аниме и фильмам про восточные единоборства уже тогда определила стиль будущей ленты.

Вачовски рассматривали идею сделать людей не батарейками, а частью нейронной вычислительной сети. Но решили, что это слишком сложно для зрителей.

«Матрица» была далеко не первым сценарием, за который взялись Вачовски. Ещё в колледже Ларри сочинил адаптацию романа «Принцесса-невеста» Уильяма Голдмана и связывался с самим Голдманом, чтобы обсудить покупку прав на экранизацию, но писатель просто бросил трубку. С тех пор Вачовски набрались опыта и сумели продать несколько сценариев: первой их работой стал триллер о каннибалах «Плотоядный», второй - экранизация комикса «Пластиковый человек». Но подлинный успех пришёл к братьям в 1994 году со сценарием лихого криминального боевика «Наёмные убийцы», который понравился продюсеру студии Warner Bros. Лоренцо Ди Бонавентуре. Воспользовавшись моментом, Вачовски подсунули ему и остальные свои идеи, включая синопсис «Матрицы».

Ди Бонавентура и его коллега Джоэл Сильвер, который вскоре стал курировать братьев, не сразу осознали, что у них в руках - будущий культурный феномен. Сильверу понравилась общая концепция, но материал казался ему слишком сложным для широкой публики. Он потребовал вставить побольше поясняющих диалогов. Трудностей добавлял и размах проекта, требовавший сложных визуальных эффектов, многие из которых ещё не были изобретены. Продюсеры согласились дать сценаристам шанс, если их менее амбициозные проекты понравятся публике, и заключили с ними предварительный контракт на три фильма.

Чтобы впечатлить продюсеров, Вачовки заказали художникам Джеффу Дэроу и Стиву Скроусу сделать подробные раскадровки будущего фильма на основе их сценария.

Однако уже съёмки первого из них, «Наёмных убийц», стали для Вачовски холодным душем. Первоначально ставить фильм планировал Мел Гибсон, но съёмки его исторического эпоса «Храброе сердце» непредвиденно затянулись, и он передал картину своему другу Ричарду Доннеру. А тот сразу же нанял нового сценариста Брайана Хелгеланда, который переписал сценарий, убрал из него большую часть насилия, а главного героя сделал пресным и «правильным». Вачовски были в ярости и даже требовали убрать свои имена из титров. Голливуд есть Голливуд - если ты продал свою работу, надо быть готовым к тому, что с ней могут делать всё что угодно, не спросив твоего мнения.

Эта история послужила братьям уроком. Если Вачовски хотели, чтобы их замысел воплотился на экране в неизменном виде, они должны были сами стать режиссёрами. Проблема в том, что такой масштабный и амбициозный проект, как «Матрица», требовал денег. Разумеется, никто не хотел отдавать восьмизначные суммы в руки дебютантов, у которых в активе не было даже ни одной короткометражки. И снова Лоренцо Ди Бонавентура и Джоэл Сильвер помогли Вачовски. Хотите сами поставить «Матрицу»? Хорошо, мы дадим вам эту возможность, если докажете, что умеете снимать.

Вачовски приняли вызов. Их «выпускным экзаменом» стал неонуарный детектив «Связь». Фильм имел весьма небольшой бюджет, но зато Вачовски получили полный творческий контроль над картиной.

Ещё до выхода «Матрицы» Нил Гейман написал по её мотивам рассказ «Голиаф», основанный на версии сценария с нейронной сетью.

Параллельно со съёмками дебюта они дорабатывали сценарий «Матрицы» и завершили его за пять месяцев до выхода «Связи» на экраны. Этот вариант довольно близок к итоговому, если не считать некоторых мелочей. Например, знаменитая сцена, где Нео и Тринити штурмуют небоскрёб, выглядела куда проще: герои бесшумно убивали нескольких охранников с помощью пистолетов с глушителями и метательных звёздочек. Или, скажем, в финале воскресший Нео не творил чудеса, а просто показывал агенту Смиту средний палец, снимал трубку телефона и покидал Матрицу.

По этим отличиям видно, что на тот момент Вачовски ещё сдерживали свою фантазию. Братья прекрасно понимали, что им могут не выделить бюджет на постановку чрезмерно масштабных сцен.

Что я прочитал?

Многие из тех, кто впервые читал сценарий «Матрицы», совершенно не могли понять, о чём там идёт речь. Братьям пришлось прибегать к аналогиям. Например, чтобы объяснить свой замысел Джоэлю Силверу, Вачовски показали ему аниме «Призрак в доспехах» - дескать, хотим снять то же самое, только вживую. Помимо этого, братья советовали всем, кто собирался читать сценарий, ознакомиться с такими философскими книгами, как «Симулякры и симуляция» Жана Бодрийяра и «Вне контроля: новая биология машин» Кевина Келли.

В книге «Симулякры и симуляция» у Нео был тайник. Вачовски намекали на источник вдохновения.

«Что вам понадобится, помимо чуда?»

Осенью 1996 года «Связь» впервые показали на Венецианском кинофестивале. Фильм не вышел в широкий прокат и не окупил свой и без того небольшой бюджет, зато критики были в восторге. Вачовски удостоились комплиментов за крепкую режиссуру и отменное чувство стиля, их называли новыми братьями Коэн. Экзамен был сдан. Лоренцо Ди Бонавентура ещё испытывал сомнения насчёт проекта, но всё же дал «Матрице» зелёный свет.

Согласие продюсеров не решило всех проблем. Братья требовали восьмидесятимиллионный бюджет, а студия не готова была рисковать такими деньгами. Вачовски, в свою очередь, не хотели жертвовать зрелищностью. Джоэл Сильвер в конце концов нашёл выход из положения - фильм решили снимать в Австралии, где аренда съёмочной площадки была значительно дешевле, чем в США. Итоговый бюджет составил 63 миллиона долларов - не так уж много по меркам нынешнего Голливуда, но по тем временам сумма внушительная.

В изначальном сценарии «Матрицы» было больше крепких выражений. Перед выстрелом вместо «Попробуй увернись» Тринити должна была сказать агенту «Попробуй увернись, motherfucker!»

Чтобы окончательно убедить Ди Бонавентуру в успехе будущей картины, Вачовски нужен был для главной роли актёр с громким именем. Жёстких требований к внешности Нео сценарий не предъявлял, главный герой в нём описывался скупо: «молодой человек, который знает о жизни внутри компьютера больше, чем о жизни за его пределами». Поэтому на роль Нео рассматривались все возможные и невозможные кандидатуры. Мистера Андерсона могли сыграть Том Круз, Вэл Килмер, Брэд Питт, Эван Макгрегор или Леонардо Ди Каприо. Забавно, что последний отказался от переговоров, потому что боялся потеряться на фоне спецэффектов. Мог ли он тогда представить, что через десять лет сыграет аналогичную роль в «Начале»!

Наконец продюсеры сделали официальное предложение. И его удостоился… Николас Кейдж. Возможно, дело в том, что в 1997 году актёр ещё находился на пике своей карьеры. Возможно, таким образом студия извинялась перед Кейджем за сорванные съёмки фильма «Супермен жив», где он должен был играть самого Кларка Кента. В любом случае выбор кажется неудачным: Кейдж, которого мы привыкли видеть в ролях безумцев, бандитов и уставших от жизни детективов, в образе киберпанк-гуру выглядел бы как минимум странно. К счастью, Николас не захотел уезжать от семьи в Австралию и отказался от роли.

Долгое время претендентом на роль Нео оставался Уилл Смит. Но и он в итоге сказал «нет», сделав выбор в пользу фильма «Дикий, дикий Запад», - и допустил крупную ошибку. Эта стимпанковская комедия в итоге оказалась одним из самых громких провалов 1999 года и собрала богатый урожай «Золотых малин». Впрочем, Смит не сильно жалеет, что не сыграл Нео.

«Матрица» - очень сложный проект, и я его тогда не смог понять. Нечасто я в подобном признаюсь, но я бы запорол «Матрицу». В то время я был ещё недостаточно башковитым актёром и не сумел бы вытянуть этот фильм - а Киану это удалось.

Уилл Смит

Чудеса Фотошопа: у Нео могло быть лицо Деппа, Смита, Кейджа или Ди Каприо, а Шон Коннери мог сыграть Морфеуса или Архитектора.

В конце концов список кандидатур на роль Нео сократился до двух актёров - Джонни Деппа и Киану Ривза. Сами Вачовски предпочитали Деппа, и это понятно: как актёр он куда сильнее и многограннее Ривза. В карьере Киану до «Матрицы» не было ни одной роли с репликами длиннее, чем пять предложений подряд.

Однако продюсеры настояли на Ривзе - и их тоже можно понять. В это трудно поверить, но в те годы Депп ещё не считался звездой, способной привлечь зрителей в кинотеатры. На счету Ривза между тем уже было несколько боевиков, в том числе и одна картина в жанре киберпанка - «Джонни Мнемоник». А главное, сам Киану, прочитав сценарий, очень заинтересовался проектом и был согласен незамедлительно подписать контракт.

Сейчас, по прошествии пятнадцати лет, трудно представить, как бы сложилась дальнейшая карьера Деппа, стань он в 1999 году звездой боевиков. В одном можно быть уверенным: «Пираты Карибского моря» в этой альтернативной реальности вышли бы совсем иными. А вот стала бы «Матрица» другим фильмом? Вряд ли. Её успех сложился из многих факторов, и определяющими были всё же сюжет и визуальные эффекты, а не актёрская игра. Возможно, общий настрой и акценты в некоторых сценах были бы чуть другими, но эффект от фильма остался бы примерно таким же.

Зато разница могла проявиться в сиквелах, которые ругали как раз за слабую актёрскую игру. Вполне вероятно, что Депп лучше сумел бы показать развитие характера Нео, который был вынужден жить с бременем избранности, а затем узнал, что всё это было частью плана машин.



Из-за недостатка тренировок Киану Ривзу было трудно выполнять трюки с использованием тросов.

На роль Морфеуса рассматривался Гэри Олдман, а роль агента Смита была предложена Жану Рено. Если бы актёры согласились, фильм стал бы воссоединением звёзд «Леона», только теперь уже Олдман играл бы героя, а Рено злодея. Когда Олдман отказался, сыграть Морфеуса предложили Сэмюелю Л. Джексону и лишь затем - привычному нам Лоуренсу Фишберну.

Что касается Рено, он предпочёл роль в «Годзилле» Роланда Эммериха, и, при всём уважении к французскому актёру, «Матрице» это пошло на пользу. Потому что занявший его место Хьюго Уивинг стал одной из самых удачных находок Вачовски и их постоянным партнёром на долгие годы. Помимо «Матрицы» и её сиквелов, они потом вместе работали ещё над двумя фантастическими картинами - «V - значит вендетта» и «Облачным атласом».

Тёмный город

Сюжет «Матрицы» во многом похож на сюжет фильма «Тёмный город», вышедшего годом ранее. Сами Вачовски утверждают, что картина Алекса Пройаса на них никак не повлияла, - и действительно, на момент её выхода съёмки «Матрицы» были уже в разгаре. Но по забавному совпадению часть декораций (например, крыши и винтовая лестница с мозаичным полом) досталась «Матрице» по наследству именно от «Тёмного города», который тоже снимался в Австралии.


«Я знаю кунг-фу!»

Как давние фанаты гонконгских фильмов про единоборства, Вачовски мечтали нанять Юйэня Воо-пина, постановщика трюков, много лет работавшего с Джеки Чаном. Юйэнь не очень-то рвался заниматься непонятной голливудской фантастикой, поэтому выдвинул, как ему казалось, неприемлемые требования: огромный гонорар, полный контроль над съёмкой боевых сцен и столько времени на тренировку актёров, сколько понадобится, чтобы они набрали подходящую форму. К его немалому удивлению, Вачовски немедленно согласились на все условия.

В итоге подготовительный курс для актёров растянулся на целых четыре месяца. При этом на тренировке Киану Ривз заработал смещение шейных позвонков, и ему потребовалась срочная операция. Он пропустил первые два месяца тренировок, а оставшиеся проходил с бандажом на шее. Даже к началу съёмок Ривз ещё полностью не оправился. Поэтому первыми снимались сцены, которые не требовали большого физического напряжения.

Травмы преследовали и других актёров. В первый же день съёмок у Хьюго Уивинга на ноге обнаружился полип, который пришлось удалять хирургическим путём. Встал вопрос о замене актёра, но Вачовски выкрутились - перенесли съёмку его сцен на более позднее время. Кэрри Энн-Мосс на съёмках вывихнула лодыжку, но, испугавшись, что её уволят, решила никому об этом не рассказывать и мужественно терпела боль.

А больше всего съёмочная группа намучилась, снимая схватку Нео и Смита в метро. Работа затянулась на десять дней дольше запланированного, потому что целых два каскадёра получили травмы: один на съёмках сцены, где Смит бросал Нео в телефонную будку, а другой в эпизоде, где Нео подпрыгивал, впечатывая Смита в потолок.

Сниматься в «Матрице» - опасная работа!

Трудности не ограничивались одними увечьями. Фильм потребовал разработки сложных спецэффектов, самым известным из которых стал bullet-time - облёт «движущейся» камерой неподвижного объекта (скажем, уклоняющегося от пуль Нео). Первоначально мастер по спецэффектам Джон Гаэта хотел обойтись манекенами, тросами и всего одной камерой, установленной на тележку. Вокруг места съёмок проложили рельсы - предполагалось, что тележка будет двигаться по ним с огромной скоростью. Однако после нескольких разбитых манекенов и сломанных тележек стало ясно, что это тупиковый путь.

Создатели устроили мозговой штурм, выдвигая самые безумные идеи вплоть до использования миниатюрной камеры с приделанным к ней ракетным ускорителем. Но в итоге был сделан исторический выбор - использовать bullet-time.

Словосочетание bullet-time с 2005 года зарегистрировано студией Warner Bros. как торговая марка. Снимать как Вачовски можно, а вот называть спецэффект так же - нельзя.

Сама технология была известна и до «Матрицы», но именно Вачовски познакомили с ней массового зрителя и показали весь её потенциал. Вначале место действия снималось на обычные камеры. Полученная анимация сканировалась и редактировалась на компьютере, после чего её можно было использовать в качестве фона. Затем наступал черёд 120 специальных фотокамер, который расставлялись вокруг съёмочной площадки. Каждая камера делала по фотографии актёра, висящего на тросах на фоне зелёного экрана.

Дальше фотографии вводились в компьютер, тросы стирались, а отснятый заранее фон подставлялся вместо зелёного экрана. Из фотографий, выстроенных в ряд, получалась последовательность кадров, а специальная программа заполняла промежутки между кадрами, добиваясь более плавных переходов между ними. В результате создавалась иллюзия, будто камера летит вокруг «замершего» объекта, причём движение можно было ускорять или замедлять по желанию режиссёра. После этого оставалось только дорисовать на компьютере медленно летящие пули - и получить заслуженный «Оскар» за лучшие визуальные эффекты.

«Вау!»

В начале 1999-го все критики ожидали, что главным кинособытием года станет первый эпизод «Звёздных войн». «Матрица» считалась «тёмной лошадкой», но с лёгкостью затмила картину Лукаса. Критики были в восторге, как и зрители - картина в итоге собрала свыше 450 миллионов долларов в мировом прокате.

Однако главным достижением «Матрицы» стало влияние на кинематограф. С выходом фильма Вачовски на экраны кинопроизводители поняли, что появился новый эталон зрелищности и постановки экшен-сцен. Фирменные приёмы «Матрицы» - слоу-мо, облёт камерой неподвижных объектов, стремительные боевые сцены - cтали копировать все подряд, от Курта Уиммера в «Эквилибриуме» и «Ультрафиолете» до Тимура Бекмамбетова в «Дозорах» и создателей игры Max Payne.

Успех «Матрицы» не мог не привести к появлению «непризнанных гениев», утверждающих, что братья украли их идею и беспардонно на этом нажились. Одна женщина даже заявила, что с написанного ею сценария «содрали» не только «Матрицу», но и «Терминатора», а Нео и Джон Коннор - один и тот же персонаж. А совсем недавно, в 2013 году, один гаваец, впервые в жизни увидевший «Матрицу» (по его словам, раньше врачи запрещали ему смотреть фильмы, содержащие сцены насилия), тут же подал в суд, решив, что создатели сплагиатили написанный им в 1992 году сценарий. Теперь Вачовски в очередной раз предстоит доказывать, что они не украли дело всей своей жизни.

К настоящим источникам вдохновения Вачовски делали отсылки. Например, к рассказу Харлана Эллисона «У меня нет рта, а я должен кричать»

Конечно, если детально рассматривать все элементы Матрицы, можно сказать, что практически каждый из них уже где-то был. Люди, которые живут в виртуальной реальности, не подозревая об этом? Рассказы Станислава Лема или комикс Гранта Моррисона «Невидимки». Таблетка, помогающая вырваться из мира иллюзий? Фильм «Вспомнить всё». Программы, обладающие личностью, и виртуальная тирания? Фильм «Трон». Сам термин «Матрица» в значении киберпространства? «Нейромант» Уильяма Гибсона. Образ Тринити? Отчасти Молли из того же «Нейроманта».

Можно долго прикидывать, откуда Вачовски взяли ту или иную идею. Но надо понимать, что невозможно жить и творить в обществе и не соприкасаться с его культурой, идеями, концепциями. Другое дело, что если просто насобирать кусков из удачных произведений, то шедевр сам собой не сложится. Важно всей душой полюбить материал, обработать его и использовать как строительные кирпичики для своего творения. Вачовски сделали именно так - на основе уже существующих идей создали новое. Потому-то их имена и вошли в историю кинематографа.

«Мистер Андерсон, с возвращением!»

Вачовски изначально задумывали «Матрицу» как трилогию. Но студия дала зелёный свет продолжениям лишь после того, как осознала весь масштаб свалившегося на фильм успеха. «Матрица: Перезагрузка» и «Матрица: Революция» вышли через четыре года после первого фильма. С финансовой точки зрения они были успешны - на пару картины собрали 1,2 миллиарда долларов при затратах примерно в 300 миллионов. Но как произведения киноискусства сиквелы и близко не могли сравниться с первой «Матрицей».

Главная беда сиквелов в том, что интересные задумки из оригинала так и остались не развиты. Финал первой части намекал на грандиозные перемены, связанные с приходом Избранного. В сиквелах же мы видим, что в сущности ничего не изменилось. Многие до сих пор не верят в Нео, а сам спаситель хотя и летает, но всё так же дерётся с агентами на кулаках. В конце первой части он научился уничтожать программы и изменять Матрицу силой мысли, однако об этой его способности создатели почти не вспоминали.

Ошибкой стало и решение снимать продолжения одновременно и выпускать с перерывом в полгода. В результате «Перезагрузка» получилась не самодостаточной лентой, а лишь мостиком между первой и третьей частями. Все ключевые события - битва за Зион, вторжение Смита в реальный мир - были перенесены в «Революцию», что не лучшим образом сказалось на сюжетной динамике обоих сиквелов.

Да, масштаб событий заметно вырос, спецэффекты стали ещё лучше, но ощущение свежести пропало. За годы, прошедшие между первым и вторым фильмами, Голливуд уже освоил находки Вачовски. Например, начальный прыжок Тринити был скопирован и спародирован бесчисленное множество раз. Однако создатели не нашли ничего лучше, чем начать «Перезагрузку» тем же самым прыжком. Да и позже регулярно цитировали лучшие моменты первой части, вместо того чтобы показать публике нечто новое.

Что ещё хуже, из фильмов напрочь пропала острота, чувство опасности. В первой «Матрице» каждый из боёв что-то решал - герои постоянно были на волосок от гибели. В сиквелах, особенно в «Перезагрузке», этого остро не хватает. Возьмите хотя бы начальную драку Нео с агентами, которая по сюжету ни на что не влияет, и сравните её с напряжённейшей погоней из начала первой «Матрицы». Или, скажем, поединок с сотней Смитов. Как демонстрация спецэффектов он, безусловно, хорош. Однако можно ли его сравнить по драматичности с коротким и эффектным эпизодом на крыше, где Нео пытается выйти за пределы своих возможностей? Разумеется, нет.

Из-за всего этого «Перезагрузка» и «Революция» оказались слабее оригинала. Но не стоит забывать и о такой причине разочарования, как эффект завышенных ожиданий. Многие фанаты ждали от продолжений каких-то философских откровений, забыв, что при всей своей эффектности «Матрица» всего лишь приключенческий блокбастер, пускай и один из лучших. Да, в ней много интересных идей, но философию ведь не изучают по голливудским фильмам. Возможно, таким фанатам стоило воспользоваться советом Вачовски: взять и самим прочитать те книги, которые послужили для братьев источником вдохновения.

Первоначально роль Архитектора предлагали Шону Коннери. Он отказался, потому что ничего не понял в сценарии - и, надо признать, был в этом не одинок.

Мы верим, этот мир реален!

Шведский философ Ник Бостром, вдохновившись «Матрицей», в 2003 году написал научную работу. В ней он пришёл к оптимистичному выводу, что с вероятностью всего-то в 20% мы с вами живём в компьютерной симуляции.

«Что такое матрица?»

И всё же почему из всех картин о виртуальной реальности именно «Матрица» затмила всех? Почему, например, «Тёмный город», фильм с похожим сюжетом, провалился в прокате и обрёл признание лишь после выхода на видео, а картина Вачовски сразу оказалась хитом? Думается, этому есть целый ряд объяснений.

Во-первых, Вачовски написали действительно отличный сценарий, скроенный по лучшим канонам жанра. В нём была интрига, которая заставляла сюжет двигаться. Вместе с Нео мы искали ответ на вопрос, что такое Матрица. Едва мы раскрывали эту загадку, нам подкидывали другую: правда ли, что Нео Избранный? Действие ускорялось, ситуация становилась всё напряжённей. Нео и Тринити должны успеть спасти Морфеуса, пока он не сломался. Они должны успеть покинуть Матрицу, пока их не нашли агенты. Нео в одиночку должен сразиться со Смитом и успеть поднять трубку, пока Навуходоносор не уничтожили машины из реального мира. И, наконец, финал, в котором ровно столько неопределённости, сколько нужно, - он оставлял простор для сиквелов, но позволял обойтись и без них.

Вторая причина - визуальное совершенство, потрясающие воображение экшен-сцены, каждая из которых была точно выверена и надолго запоминалась. «Матрица» предоставляла зрителям уникальное, невиданное зрелище. Не стоит забывать и о том, что «Матрица» была безумно стильным фильмом. Хотелось говорить фразами из неё, носить такие же очки и плащи, как и у её героев.

Кроме того, «Матрица» вышла удивительно вовремя. К 1999 году персональный компьютер уже вошёл в обиход западного человека, но всё ещё воспринимался как нечто новое. Выросло первое поколение геймеров, покоривших бесчисленное количество виртуальных миров. Планета замерла в предвкушении нового тысячелетия - одни всерьёз ожидали чудес и знамений, другие, наоборот, готовились к худшему. Свою лепту вносили и СМИ, регулярно стращавшие публику грядущей «Проблемой-2000» и глобальным компьютерным апокалипсисом. Пожалуй, лучшего времени для выхода «Матрицы» на экраны просто не могло быть.

Победу «Матрицы» над всеми конкурентами предопределила и её глобальность. В таких картинах, как «Открой глаза», «Экзистенция», «Шоу Трумана», искусственная реальность была создана, чтобы обмануть одного человека или группу людей, не более того. С самим миром, как правило, всё было в порядке. Во вселенной же «Матрицы» абсолютно всё человечество живёт в виртуальной реальности, играя роль батарейки, и это, откровенно говоря, пугает. Каждый зритель после просмотра мог задаться вопросом: а откуда я знаю, что сам не живу в Матрице? Как проверить, что мой мир не иллюзия?

Неудивительно, что «Матрица» стала предметом почти религиозного культа. Ведь она буквально напичкана религиозными символами - начиная от имён персонажей и заканчивая структурой истории. В основе своей она повторяет тот миф, на котором уже две тысячи лет держится вся западная культура. Миф о человеке, которому предначертано спасти мир. Он борется, совершает чудеса, его предаёт близкий человек, и герой гибнет, принося себя в жертву, чтобы затем чудесным образом воскреснуть и воспарить на небеса.

* * *

Все эти факторы сложились воедино и подарили нам действительно великий фильм. Недаром в 2012 году году «Матрица» была признана национальным достоянием и включена в Библиотеку американского Конгресса. И пускай Вачовски не удалось второй раз войти в ту же реку - стоит сказать им большое спасибо за то, что в 1999 году они показали нам, как глубока кроличья нора.

Теперь я наконец нашёл ответы на те глупые дыры в сюжете, что мучили меня в этой трилогии. Это... Это просто гениально! Если бы фильм воплотили на экране как изначально было задумано – эффект от просмотра «Матрицы» был бы сильнее раз в 10. А по жестокости финального поворота событий этот фильм обошёл бы даже великолепный «Бойцовский клуб»!
Сценарий «Матрицы» создавался братьями Вачовски на протяжении пяти лет. Он породил целый иллюзорный мир, густо пронизанный сразу несколькими сюжетными линиями, время от времени причудливо переплетавшимися между собой. Адаптируя свой колоссальный труд для экранизации, и, уступая требованиям продюсера Джоэля Сильвера, Вачовски изменили так много, что, по их же собственному признанию, воплощение их замыслов оказалось лишь «фантазией по мотивам» той истории, что была придумана в самом начале.

Итак, оригинальный сценарий «Матрицы».

Прежде всего, стоит оговориться, что сценарные наброски и разные варианты одного и того же фильма, будучи отвергнутыми, далее не дорабатывались, поэтому многое осталось не увязанным в стройную систему. Так, в «грустном» варианте трилогии события второй и третьей частей довольно сильно урезаны. При этом в третьей, заключительной части начинается развертывание настолько суровой интриги, что она практически ставит с ног на голову все события, происходившие ранее по сюжету. Точно так же финал шьямалановского «Шестого чувства» полностью перетряхивает все события фильма с самого его начала. Только в «Матрице» зритель новыми глазами должен был взглянуть практически на всю трилогию. И очень жаль, что Джоэл Сильвер настоял на реализованном варианте

С момента окончания событий первого фильма проходит шесть месяцев. Нео, находясь в реальном мире, обнаруживает у себя невероятную способность воздействовать на окружающее: сперва он поднимает в воздух и гнёт ложку, лежащую на столе, потом определяет положение машин-oхотников за пределами Зиона, потом в бою со Спрутами уничтожает одного из них силой мысли на глазах потрясенной команды корабля.

Нео и все окружающие не могут найти объяснение данному феномену. Нео уверен, что этому есть веская причина, и что его дар как-то связан с войной против машин, и способен оказать решающее воздействие на судьбу людей (в снятом фильме эта способность тоже есть, но она вовсе не объясняется, и на ней даже не особенно заостряют внимание – может, и всё. Хотя, по здравом размышлении, умение Нео в реальном мире вытворять чудеса не имеет абсолютно никакого смысла в свете всей концепции «Матрицы», и выглядит просто странно).

Итак, Нео отправляется к Пифии, чтобы получить ответ на свой вопрос, и узнать, что ему делать дальше. Пифия отвечает Нео, что не знает, почему он обладает сверхспособностями в реальном мире, и как они связаны с Предназначением Нео. Она говорит, что тайну Предназначения нашего героя может открыть только Архитектор – верховная программа, создавшая Матрицу. Нео ищет способ встретиться с Архитектором, проходя через неимоверные трудности (здесь участвуют уже известные нам Мастер ключей в плену у Меровингена, погоня на шоссе и прочее).

И вот Нео встречается с Архитектором. Тот открывает ему, что город людей Зион уничтожался уже пять раз, и что уникальный Нео был намеренно создан машинами для того, чтобы олицетворять для людей надежду на освобождение, и таким образом сохранять спокойствие в Матрице и служить её стабильности. Но когда Нео спрашивает у Архитектора, какую роль во всём этом играют его сверхспособности, проявляющиеся в реальном мире, Архитектор говорит, что ответ на этот вопрос никогда не может быть дан, ибо он приведет к знанию, которое уничтожит всё, за что сражались друзья Нео и он сам.

После разговора с Архитектором Нео понимает, что здесь скрыта какая-то тайна, разгадка которой может принести долгожданный конец войны между людьми и машинами. Его способности становятся всё сильнее. (В сценарии есть несколько сцен с впечатляющими боями Нео с машинами в реальном мире, в котором он развился до супермена, и может почти то же, что и в Матрице: летать, останавливать пули и прочее).

В Зионе становится известно, что машины начали движение к городу людей с целью убить всех вышедших из Матрицы, и всё население города видит надежду на спасение в одном только Нео, который вытворяет прямо-таки грандиозные вещи – в частности, получает умение устраивать мощные взрывы там, где он хочет.

Тем временем вышедший из-под контроля главного компьютера агент Смит, ставший свободным и получивший умение бесконечно копировать себя, начинает угрожать уже самой Матрице. Вселившись в Бэйна, Смит проникает также и в реальный мир.

Нео ищет новой встречи с Архитектором, чтобы предложить ему сделку: он уничтожает агента Смита, разрушив его код, а Архитектор открывает Нео тайну его сверхспособностей в реальном мире и останавливает движение машин на Зион. Но комната в небоскрёбе, где Нео встречался с Архитектором, пуста: создатель Матрицы поменял свой адрес, и теперь никто не знает, как его найти.

Ближе к середине фильма происходит тотальный коллапс: агентов Смитов в Матрице становится больше, чем людей и процесс их самокопирования нарастает как лавина, в реальном мире машины проникают в Зион, и в колоссальной битве уничтожают всех людей, кроме горстки уцелевших во главе с Нео, который, несмотря на свои сверхспособности, не может остановить тысячи машин, рвущихся в город.

Морфеус и Тринити гибнут рядом с Нео, героически защищая Зион. Нео в страшном отчаянии увеличивает свою силу до совсем уж неимоверных масштабов, прорывается к единственному уцелевшему кораблю («Навуходоносор» Морфеуса), и покидает Зион, выбираясь на поверхность. Он направляется к главному компьютеру, чтобы уничтожить его, мстя за гибель жителей Зиона, и особенно – за смерть Морфеуса и Тринити.

На борту «Навуходоносора» прячется Бэйн-Смит, пытающийся помешать Нео уничтожить Матрицу, поскольку он понимает, что при этом погибнет и сам. В эпической драке с Нео Бэйн также проявляет суперспособности, выжигает Нео глаза, но в конце концов погибает. Далее следует сцена, в которой ослепший, но всё равно всё видящий Нео сквозь миллиарды врагов прорывается к Центру и устраивает там грандиозный взрыв. Он буквально испепеляет не только Центральный Компьютер, но и самого себя. Миллионы капсул с людьми отключаются, свечение в них пропадает, машины замирают навсегда и взору зрителя предстаёт погибшая, пустынная планета.

Яркий свет. Нео, совершенно неповреждённый, без ран и с целыми глазами, приходит в себя сидящим в красном кресле Морфеуса из первой части «Матрицы» в абсолютно белом пространстве. Он видит перед собой Архитектора. Архитектор говорит Нео, что потрясён тем, на что способен человек во имя любви. Он говорит, что не учёл ту силу, которая вселяется в человека, когда он готов пожертвовать своей жизнью ради других людей. Он говорит, что машины на это не способны, и поэтому они могут проиграть, даже если это кажется немыслимым. Он говорит, что Нео – единственный из всех Избранных, который «смог зайти так далеко».

Нео спрашивает, где он. В Матрице, отвечает Архитектор. Совершенство Матрицы заключается, в числе прочего, ещё и в том, что она не допускает, чтобы непредвиденные события нанесли ей хоть малейший ущерб. Архитектор сообщает Нео, что они сейчас находятся в «нулевой точке» после перезагрузки Матрицы, в самом начале её Седьмой Версии.

Нео ничего не понимает. Он говорит, что только что уничтожил Центральный Компьютер, что Матрицы больше нет, как и всего человечества. Архитектор смеётся, и сообщает Нео нечто, шокирующее до глубины души не только его, но и весь зрительный зал.

Зион – это часть Матрицы. Для того, чтобы создать для людей видимость свободы, для того, чтобы дать им Выбор, без которого человек не может существовать, Архитектор придумал реальность внутри реальности. И Зион, и вся война с машинами, и агент Смит, и вообще всё, что происходило с самого начала трилогии, было спланировано заранее и является не более чем сном. Война была только отвлекающим маневром, а на самом деле все, кто погиб в Зионе, боролся с машинами, и сражался внутри Матрицы, продолжают лежать в своих капсулах в розовом сиропе, они живы и ждут новой перезагрузки системы, чтобы снова начать в ней «жить», «бороться» и «освобождаться». И в этой стройной системе Нео – после его «перерождения» – будет отведена всё та же самая роль, что и во всех предыдущих версиях Матрицы: вдохновлять людей на борьбу, которой нет.

Ни один человек никогда не покидал Матрицу с момента её создания. Ни один человек никогда не умирал иначе, как согласно плану машин. Все люди – рабы, и это никогда не изменится.

Камера показывает героев фильма, лежащих в своих капсулах в разных уголках «питомников»: вот Морфеус, вот Тринити, вот капитан Мифунэ, погибщий в Зионе смертью храбрых, и многие, многие другие. Все они безволосы, дистрофичны и опутаны шлангами. Последним показывают Нео, выглядящего в точности так же, как в первом фильме в момент его «освобождения» Морфеусом. Лицо Нео безмятежно.

Вот как объясняется ваша суперсила в «реальности», говорит Архитектор. Этим же объясняется и существование Зиона, который люди «никогда не смогли бы построить таким, каким вы его видели» из-за нехватки ресурсов. И неужели, смеется Архитектор, мы позволяли бы освобожденным из Матрицы людям скрываться в Зионе, если у нас всегда была возможность либо убить их, либо подключить к Матрице снова? И неужели нам нужно было ждать десятилетия, чтобы уничтожить Зион, даже если бы он существовал? Всё-таки вы нас недооцениваете, мистер Андерсон, говорит Архитектор.

Нео, с помертвевшим лицом глядящий прямо перед собой, пытается осознать происшедшее, и бросает последний взгляд на Архитектора, который говорит ему на прощание: «В Седьмой Версии Матрицы миром будет править Любовь».

Звучит будильник. Нео просыпается, и выключает его. Последний кадр фильма: Нео в деловом костюме выходит из дома, и быстрым шагом направляется на работу, растворяясь в толпе. Под тяжелую музыку начинаются финальные титры.

Мало того, что этот сценарий выглядит более стройным и понятным, мало того, что в нём действительно блестяще объясняются сюжетные дыры, которые были оставлены без объяснений в экранизации – он ещё и гораздо лучше вписывается в мрачный стиль киберпанка, чем исполненный «надежды» конец увиденной нами трилогии. Это не просто Антиутопия, но Антиутопия в своем самом жестоком проявлении: конец света давно позади, и ничего нельзя исправить.
Архитектор в виде управляющего системы, это не только и не столько отсылка к масонам, но прежде всего символ ручного программирования сложившегося порядка вещей, который не является естественным и базируется на невежестве, подавлении и контроле. И бунт Нео, бесполезный в рамках существующей системы, которая этот бунт программирует, служит демонстрацией того, что борьба с этой системой без выхода за ее рамки невозможна, бессмысленна и бесполезна.

В итоге, первоначальный как бы судьбоносный выбор Нео с красной и синей таблеткой, обессмысливается, ибо и тот и другой путь оказывается ложным в рамках системы, заложен в нее и не приближает ни его, ни человечество к освобождению. При всех своих способностях и талантах, герой так до конца и не понимает, реального устройства системы, в которой он и в роли клерка и в роли спасителя - всего лишь раб системы, которую он не знает и не понимает.

Если такие задумки действительно посещали головы братьев Вачовски, то очень жаль, что они не добрались до большого экрана, хотя сама по себе матрешечная концепция Матрицы в Матрице, не нова. Мог бы получиться отличный пример постмодернистского мира утраченных смыслов и идеалов стремящихся к программному нулю.

Личное...
Фильм стоит того, чтобы просматривать покадрово, изучать как это сделано. Когда разберешь на "косточки", будешь поражен какими простыми приемами достигнута эта невероятная мощь воздействия на зрителя со стороны аудио-визуального ряда картины. Наверное это и есть талант, когда из кубиков (картинки, звук, монтаж) уже милионны раз складываемых в разных комбинациях, вдруг получается что-то невообразимо необыкновенное.
Но фильм "Матрица" из тех, одноразовых штучек. Прием сьемок, монтажа, поведения актеров повторенных в других фильмах воспринимаеться убогой пародией на первоисточник. В сети расплодилось неимоверное количество подражаний и пародий на фильм. Смотриться все это убого. Но подражатели не исчезают. Это говорит о силе воздействия стилистики фильма на графоманов от кинематографа...
.................................................................................................................................................

(англ. The Matrix) - фильм, снятый братьями Энди и Ларри Вачовски.
Фильм вышел на экраны США 31 марта 1999 года и положил начало трилогии фильмов, а также комиксам, компьютерным играм и аниме по мотивам.
Сценаристы: Энди Вачовски, Ларри Вачовски
Оператор: Билл Поуп
Композитор: Дон Девис (англ. Don Davis)
Постановщик поединков: Юэнь Ву Пин
Актеры:
Киану Ривз Нео
Лоуренс Фишбёрн Морфеус
Кэрри-Энн Мосс Тринити
Хьюго Уивинг Смит Агент
Глория Фостер Пифия
Джо Пантолиано Сайфер
Маркус Чонг Тэнк Тэнк
Пол Годдард Браун Агент
Роберт Тэйлор Джонс Агент
Джулиэн Араханга Эпок
Мэтт Доран Маус Маус
Белинда МакКлори Свитч

Фильм описывает теорию, по которой Матрица - интерактивная компьютерная программа, симулирующая действительность для миллиардов людей, насильно подключённых к ней восставшими Машинами, которые таким образом получают из людей энергию, необходимую им для продолжения существования.

Идея Матрицы во многом воспроизводит платоновский миф о пещере, а по некоторым мнениям это воплощённая идея солипсизма. Фильм содержит множество ссылок на киберпанк и хакерскую субкультуру, философские и религиозные идеи. «Матрица» также активно использует мотивы «Алисы в Стране чудес» и Айзека Азимова и романа Артура Кларка: Город и звёзды («Профессия»), гонконгских боевиков и японского аниме.

Сюжет
Молодой человек по имени Томас Андерсон ведёт двойную жизнь. Днем он программист в крупной компании, ночью - хакер Нео. Однажды на его персональный компьютер приходит странное сообщение: «Ты увяз в Матрице» («The Matrix has you…»). Неизвестный даёт ему указание «следовать за белым кроликом». Нео встречает девушку с татуировкой в виде белого кролика. Следуя за ней, он приходит в ночной клуб. Там он знакомится с девушкой-хакером по имени Тринити, которая обещает раскрыть Томасу тайну Матрицы. Для этого Нео должен встретиться с тем, кого давно ищет, - Морфеусом, которого власти считают опаснейшим террористом.

У Нео не остается времени для колебаний, потому что его компьютерными преступлениями уже заинтересовались так называемые «агенты», своеобразные «охранники» Матрицы. Морфеус предлагает молодому человеку увидеть Матрицу собственными глазами и предлагает на выбор две таблетки - синюю, приняв которую Нео проснётся в своей постели и поверит, что это был лишь сон, и красную, которая позволит Нео понять, что такое Матрица. Нео выбирает красную таблетку.

Нео попадает в жуткий разрушенный мир, который оказывается настоящим реальным миром. Он узнаёт, что привычный ему мир является иллюзией, порождённой искусственным интеллектом суперкомпьютера, чтобы держать людей в подчинении. Планета погружена в вечный сумрак, города лежат в руинах. Люди порабощены всесильными машинами, чтобы производить им энергию, необходимую для выживания. Те немногие, что смогли сохранить сознание, прячутся в катакомбах и ведут партизанскую войну против машин, научившись самостоятельно входить в Матрицу и выходить из неё.

Последним городом человечества является расположенный глубоко под землёй Зион, из которого предпринимаются отчаянные вылазки на летающих кораблях в мир Матрицы для спасения подключённых к ней людей. Один из таких кораблей носит название «Навуходоносор», и его капитаном является Морфеус. Он верит, что Нео - Избранный, который сможет спасти человечество от власти машин.

Однако в экипаже «Навуходоносора» появился предатель Сайфер, готовый променять жизнь своих друзей и свободу разума на сладкий обман Системы. Сайфер сдаёт своих бывших друзей агентам - автономным программам Матрицы, которые жаждут получить коды доступа к Зиону. Морфеус попадает в плен к агентам. Нео и Тринити ценой сверхчеловеческих усилий спасают своего капитана, но Нео приходится бежать от агентов, преследующих его. Нео не успевает выйти из Матрицы, и агент Смит убивает его. Однако Нео оживает (так как на самом деле он и есть Избранный), ощутив в себе силу. Он с лёгкостью уничтожает Смита, разрушив его программный код.

В конце фильма Нео звонит по телефону, он обещает, что покажет людям, запертым в Матрице, что «возможно всё».

Съёмки
«Матрица» - совместный проект студии Warner Bros. и австралийской Village Roadshow Pictures. Большинство сцен фильма снято в городе Сидней (Австралия), хотя в ранних версиях сценария упоминается, что действие разворачивается в Чикаго, родном городе братьев Вачовски. При съёмках использовались некоторые декорации «Тёмного города» - фильма сиднейского режиссёра Алекса Пройаса, вышедшего на экраны за год до «Матрицы» и близкого к ней по своей философской проблематике.

Дизайн
«Код Матрицы» в фильме изображается бегущими вниз зелёными символами. Однако эти символы есть не что иное, как совокупность зеркально отображённых букв латиницы, цифр и слогов японского алфавита катакана. Также на код Матрицы похож дождь, стекающий по окну машины (в сцене под мостом) и струи воды мойщика окон (в сцене в офисе). Цветовая гамма в мире Матрицы отчётливо зелёного цвета, а в реальном мире бо?льший акцент ставится на синем.

Подобные «текущие символы» встречаются в аниме-фильме «Ghost in the Shell», только там они бегут горизонтально. Братья Вачовски сами признаются, что были вдохновлены этим аниме, также выполненным в стиле киберпанк. Такие же горизонтальные символы видны на мониторах пришельцев в фильме «День независимости».

Визуальные эффекты
Эффект, названный Bullet time («Время пули») стал «визитной карточкой» «Матрицы». «Bullet time» - практически полная остановка времени в определённый момент, в то время как камера продолжает двигаться.

Для создания данного эффекта использовалась техника старой художественной фотографии, известной как «временной срез» (time-slice), которая заключается в следующем: вокруг объекта устанавливается большое количество камер, которые одновременно снимают объект. При изготовлении монтажной склейки, кадры сводят следующим образом: сначала берут первый кадр с первой камеры, потом первый кадр со второй, с третьей и тд. В результате, на экране зритель видит неподвижный объект, в то время как камера движется вокруг него. Это напоминает то, как человек ходит вокруг статуи, чтобы получше рассмотреть её со всех сторон.

Описанный метод был улучшен братьями Вачовски и постановщиком спецэффектов Джоном Гаэтой: bullet time также регистрирует движение объектов, так что во время эффекта облёта камеры можно заметить замедленное движение персонажей.

Музыка
Композитором фильма стал Дон Дэвис. Он заметил, что эффект отражения очень часто используется в фильме: отражения красной и синей таблеток в очках Морфеуса; Тринити наблюдает, как агенты сажают Нео в свою машину, через зеркало заднего вида на мотоцикле; отражения в гнущейся ложке; отражение вертолёта в окнах небоскрёба. Дэвис сфокусировался на теме отражений, когда начал писать музыку, сменяя оркестровые темы на контрапунктические идеи.

Для саундтрека «Матрицы» также использовалась музыка Роба Дугана, Rage Against the Machine, Propellerheads, Ministry, Massive Attack, Deftones, The Prodigy, Rob Zombie, Мэрилина Мэнсона, Juno Reactor.

Источники вдохновения и идеи предшествующих произведений
«Матрица» содержит множество аллюзий и реминисценций на различные фильмы, литературные произведения, философские идеи. Ситуация, показанная в фильме, отсылает к аллегории пещеры у Платона и мысленному эксперименту «мозг в чане», а трактат Жана Бодрийяра «Симулякры и симуляция» упоминается в одной из сцен фильма. Также в фильме много аллюзий с другими произведениями в стиле киберпанк, такими как «Нейромант» Уильяма Гибсона.

Сюжет «Матрицы» основывается на религиозных представлениях об апокалипсисе и иллюзорности земного мира в сравнении с высшим духовным миром. Дьякон Андрей Кураев в своей книге «Кино: перезагрузка богословием» рассматривает религиозные мотивы фильма.

* 1939. Использование людей в качестве источника энергии для других существ описывается в книге Эрика Фрэнка Рассела «Зловещий барьер».

* 1960. В рассказе Станислава Лема - «Странные ящики профессора Коркорана» описано устройство, которое моделирует человеческий мозг, на рецепторы которого проецируется виртуальная жизнь. Более того, в рассказе фигурирует взаимосвязанное семейство электронных устройств, наделённых сознанием, одно из которых стало сомневаться в том, что картинка жизни, которую оно наблюдает, реальна.

* 1961. В романе Герберта Франке «Клетка для орхидей» была описана «Матрица» в том виде, в котором она существует в фильме.

* 1963. В рассказе Роджера Желязны «Белая ворона» из-за перенаселения Земли большая часть человечества погружена в сон, искусственно поддерживаемый машинами. Сцена пробуждения главного героя напоминает пробуждение Нео.

* В 1965 году авторами Джек Уильямсон и Фредерик Пол было написано произведение «Дитя звёзд». В этом рассказе можно встретить описание людей, которые входят в «сообщество» с машиной с помощью связных разъёмов, находящихся на лбу. Описание этих разъёмов, а также само «сообщество» человека с машиной очень напоминает подключение к Матрице.

* 1971. Искусственно созданная иллюзорная реальность описывается также в повести Станислава Лема «Футурологический конгресс». В этой книге высокотехнологичный утопичный мир будущего является продуктом коллективной галлюцинации, вызванной химическими веществами, распыляемыми по плану тайной всемирной «химиократии» с целью скрыть реальность, где мир находится в глубочайшем экономическом и экологическом кризисе.

* 1976. В серии «Беспощадный убийца» из «Доктора Кто» матрица - это база данных, содержащая знания повелителей времени, которая могла эмулировать реальность человеку, подключённому к ней. Человек мог умереть, если бы умер в наглядном мире, генерируемым этим устройством (матрицей).

* 1984. Заметны параллели с советским фильмом «Гостья из будущего».

* 1986. Идею о том, что воспринимаемая нами вселенная, возможно, создана компьютерной программой-симулятором, высказал Александр Лазаревич в своей книге «Генератор желаний». Техническая возможность проведения вычислений, необходимых для полного описания нашей вселенной, с помощью квантовых компьютеров, теоретически обосновывается в научно-популярной работе физика Дэвида Дойча «Структура Реальности».

* 1989. Огромное влияние на «Матрицу» оказал японский аниме-фильм и манга «Призрак в доспехах». Продюсер Джоэль Сильвер сказал, что братья Вачовски, описывая свои намерения по поводу «Матрицы», показали ему это аниме и сказали: «Мы хотим сделать это в реальности».

* 1993. «Маленький Будда» (в котором Будду играл Киану Ривз). И буддизм вообще. Будда, весьма кстати, означает «пробуждённый».

* 1994. Много сравнений было с комиксами en:The Invisibles Гранта Моррисона; Моррисон был уверен, что братья Вачовски сделали плагиат его работы, создавая фильм.

В ReBoot (мультсериал) показан мир-город существ внутри компьютера, внутри которого учёный Матрикс (Matrix) из-за эксперимента «обнулил» себя и другой подобный мир-город, после чего началось противостояние уцелевших с вновь появившимися.

* 1995. «Странные дни»

* 1995-1996. Дизайн подземного города Сион, а также сцена с проникновением машин в него путём бурения в поверхности почти в точности повторяют аниме «Евангелион»

* 1997. Кастанеда, Карлос в книге «Активная сторона бесконечности» описывает наблюдаемый мир как интерпретацию энергии, образующей Вселенную, а также способность магов отключать систему интерпретации и видеть непосредственно энергию. Подобным образом Нео способен видеть Матрицу в виде «исходного кода», преодолевать восприятие её как реальности.

* 1998. «Шоу Трумана (фильм)».

* 1998. «Тёмный город (фильм, 1998)»

* 1999. «Тринадцатый этаж (фильм)»