Что мы узнаем о прошлом ивана денисовича. Затем проводим ринг по вопросам учащихся. Суровые будни заключенных

Александр Исаевич Солженицын – писатель и публицист, вошедший в русскую литература как ярый противник коммунистического режима. В своём творчестве он регулярно затрагивает тему страдания, неравенства и незащищённости людей перед сталинской идеологией и текущим государственным строем.

Представляем вашему вниманию обновленный вариант обзора книги Солженицына – .

Произведением, которое принесло А.И. Солженицыну популярность, стала повесть «Один день Ивана Денисовича». Правда, сам автор позже внёс поправку, сказав, что по жанровой специфике это рассказ, пусть и в эпичных масштабах воспроизводящий мрачную картину России того времени.

Солженицын А.И. в своём рассказе знакомит читателя с жизнью Ивана Денисовича Шухова, крестьянина и военного, который попал в один из многочисленных сталинских лагерей. Весь трагизм ситуации в том, что герой ушёл на фронт на следующий же день после нападения гитлеровской Германии, попал в плен и чудом бежал из него, но, добравшись до своих, был признан шпионом. Именно этому посвящена первая часть воспоминаний, в которую также включено описание всех тягостей войны, когда людям приходилось питаться роговицей с копыт умерших лошадей, а командование Красной Армией без укора совести бросало простых солдат умирать на поле боя.

Вторая часть показывает жизнь Ивана Денисовича и сотен других людей, пребывающих в лагере. При этом все события рассказа занимают всего один день. Однако повествование содержит большое количество отсылок, ретроспекций и упоминаний о жизни народа как бы невзначай. Например, переписка с женой, из которой мы узнаём, что в деревне ситуация обстоит не лучше, чем в лагере: еды и денег нет, жители голодают, а крестьяне выживают за счёт того, что красят фальшивые ковры и продают их городу.

По ходу прочтения мы узнаём и то, почему Шухова посчитали диверсантом и предателем. Как и большая часть тех, кто находится в лагере, он осуждён без вины. Признаться в измене заставил следователь, который, к слову, даже не смог придумать, какое же задание выполнял герой, якобы помогая немцам. При этом выбора у Шухова не было. Откажись он признавать то, что никогда не делал, то получил бы «бушлат деревянный», а раз пошёл навстречу следствию, то «хоть поживешь ещё малость».

Важную часть сюжета также занимают многочисленные образы. Это не только заключённые, но и надзиратели, которые отличаются лишь тем, как они относятся к лагерникам. Например, Волков носит с собой огромную и толстую плётку – один её удар раздирает большой участок кожи до крови. Другой яркий, хоть и второстепенный персонаж – Цезарь. Это своего рода авторитет в лагере, который ранее работал режиссёром, но был репрессирован, так и не сняв свой первый кинофильм. Теперь он не прочь побеседовать с Шуховым на темы современного искусства и подкинуть небольшую работу.

Предельно точно Солженицын в своём рассказе воспроизводит жизнь заключенных, их серый быт и тяжёлый труд. С одной стороны, читатель не встречает вопиющих и кровавых сцен, но реализм, с которым автор подходит к описанию, заставляет ужаснуться. Люди голодают, а весь смысл их жизни сводится к тому, чтобы добыть себе лишний ломоть хлеба, так как на супе из воды и мёрзлой капусты не получится выжить в этом месте. Заключённых заставляют работать на морозе, и им с целью «скоротать время» до ночлега и приёма пищи приходится работать наперегонки.

Каждый вынужден приспособиться к реалиям, найти способ обмануть надзирателей, что-либо выкрасть или тайком продать. Например, многие заключённые делают из инструмента небольшие ножи, затем обменивая их на продовольствие или табак.

Шухов и все остальные в этих ужасных условиях похожи на диких зверей. Их могут наказать, застрелить, побить. Остаётся только быть хитрее и умнее вооруженных охранников, стараться не пасть духом и быть верным своим идеалам.

Ирония в том, что тот день, который и составляет время рассказа, является для главного героя вполне удачным. Его не посадили в карцер, не заставили работать с бригадой строителей на морозе, в обед ему удалось получить порцию каши, при вечернем шмоне у него не нашли ножовку, а ещё у Цезаря подработал и табака купил. Правда, трагизм в том, что таких вот дней за всё время заключения накопилось три тысячи шестьсот пятьдесят три. Что же дальше? Подходит к концу срок, но Шухов уверен, что срок либо продлят, либо чего хуже отправят в ссылку.

Характеристика главного героя рассказа «Один день Ивана Денисовича»

Главный герой произведения представляет собой собирательный образ простого русского человека. Ему около 40 лет. Родом он из обычной деревни, которую он вспоминает с любовью, отмечая, что раньше было лучше: картошку ели «целыми сковородами, кашу – чугунками…». В заключении он провёл целых 8 лет. До попадания в лагерь Шухов воевал на фронте. Был ранен, но после выздоровления снова вернулся на войну.

Внешний вид персонажа

В тексте рассказа не встречается описание его внешности. Акцент делается на одежде: рукавички, бушлат, валенки, ватные брюки и пр. Тем самым, образ главного героя обезличивается и становится олицетворением не только обычного заключённого, но и современного жителя России середины 20 века.

Его отличает чувство жалости и сострадания к людям. Он переживает за баптистов, которые получили 25 лет лагерей. Жалеет опустившегося Фетикова, подмечая, что «срока ему не дожить. Не умеет он себя поставить». Иван Денисович сочувствует даже охранникам, потому что тем приходится в мороз или при сильном ветре дежурить на вышках.

Иван Денисович понимает своё бедственное положение, но не перестаёт думать о других. Например, отказывается от посылок из дома, запрещая жене присылать продукты или вещи. Мужчина осознаёт, что супруге приходится совсем несладко – она одна растит детей и следит за хозяйством в тяжёлые военные и послевоенные годы.

Долгая жизнь в каторжном лагере не сломала его. Герой ставит для себя определённые границы, которые ни в коем случае нельзя нарушить. Банально, но следит за тем, чтобы не есть рыбьи глаза в похлебке или всегда снимать шапку во время приёма пищи. Да, ему приходилось воровать, но не у своих товарищей, а лишь у тех, кто работает на кухне и издевается над сокамерниками.

Отличает Ивана Денисовича честность. Автор указывает на то, что Шухов ни разу не брал и не давал взятки. Каждый в лагере знает, что он никогда не отлынивает от работы, всегда старается подработать и даже шьёт тапочки для других заключённых. В тюрьме герой становится хорошим каменщиком, осваивая эту профессию: «у Шухова ни к перекосам, ни к швам не подкопаешься». Кроме того, все знают, что Иван Денисович на все руки мастер и легко может приняться за любое дело (телогрейки латает, ложки из алюминиевого провода выливает и мн. др.)

Положительный образ Шухова создаётся на протяжении всего рассказа. Его привычки крестьянина, обычного труженика помогают ему преодолеть тяжести заточения. Герой не позволяет себе унижаться перед охранниками, вылизывать тарелки или доносить на других. Как всякий русский человек Иван Денисович знает цену хлебу, трепетно храня его в чистой тряпочке. Он принимает любой труд, любит его, не ленится.

Что же тогда такой честный, благородный и трудолюбивый человек делает в лагере для заключённых? Как он и ещё несколько тысяч людей оказались здесь? Именно такие вопросы возникают у читателя по мере знакомства с главным героем.

Ответ на них достаточно прост. Всё дело в несправедливом тоталитарном режиме, следствием которого становится то, что многие достойные граждане оказываются пленниками концлагерей, вынужденные подстраиваться под систему, жить вдали от своих семей и быть обреченными на долгие муки и лишения.

Анализ рассказа А.И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича»

Чтобы понять задумку писателю, необходимо уделить особое внимание пространству и времени произведения. Действительно рассказ изображает события одного дня, даже очень подробно описывая все будничные моменты режима: подъём, завтрак, обед, ужин, развод на работу, дорога, сама работа, постоянный обыск со стороны охранников и мн. др. Сюда же относится описание всех заключенных и надзирателей, их поведения, жизни в лагере и т. п. Для людей реальное пространство оказывается враждебным. Каждый узник не любит открытых мест, старается избегать встречи с охранниками и быстрее спрятаться в бараке. Заключенные ограничены не только колючей проволокой. Им недоступна даже возможность посмотреть на небо – постоянно слепят прожекторы.

Однако есть ещё и другое пространство – внутреннее. Это своего рода пространство памяти. Поэтому наиболее важными оказываются постоянные отсылки и воспоминания, из которых мы узнаём о ситуации на фронте, страданиях и бесчисленных смертях, гибельном положении крестьян, а также о том, что те, кто выжил или бежал из плена, кто защищал родину и своих граждан, зачастую в глазах правительства становятся шпионами и изменниками. Все эти локальные темы формирует картину происходящего в стране в целом.

Получается, что художественное время и пространство произведения не замкнуто, не ограничено одним лишь днём или территорией лагеря. Как становится известно в конце рассказа таких дней в жизни героя уже 3653 и сколько будет впереди и вовсе неизвестно. Значит, название «один день Ивана Денисовича» можно легко воспринимать как аллюзию на современное общество. День в лагере обезличен, безнадёжен, становится для заключённого олицетворением несправедливости, бесправности и ухода от всего индивидуального. Но разве всё это характерно только для этого места заключения?

Видимо, по мнению А.И. Солженицына, Россия того время очень похожа на тюрьму, а задачей произведения становится, если и не показать глубокую трагичность, то хотя бы категорически отрицать должность описываемого.

Заслуга автора в том, что он не только поразительно точно и с большим количеством деталей описывает происходящее, но и воздерживается от открытого проявления эмоций и чувств. Тем самым он достигает своей главной цели – даёт читателю самому дать оценку этому миропорядку и понять всю бессмысленность тоталитарного режима.

Главная идея рассказа «Один день Ивана Денисовича»

В своём произведении А.И. Солженицын воссоздает основную картину жизни той России, когда люди были обречены на невероятные муки и лишения. Перед нами открывается целая галерея образов, которые олицетворяют собой судьбу миллионов советских граждан, вынужденных за верную службу, усердный и старательный труд, веру в государство и следование идеологии расплачиваться лишением свободы в ужасных концлагерях, разбросанных по всей стране.

В своем рассказе изобразил типичную для России ситуацию, когда женщине приходится брать на себя заботы и обязанности мужчины.

Обязательно прочитайте запрещенный в Советском Союзе роман Александра Солженицына , который объясняет причины разочарования автора в коммунистической системе.

В небольшом рассказе предельно точно раскрыт перечень несправедливостей государственной системы. Например, Ермолаев и Клевшин прошли все тяготы войны, плен, работали в подполье, а в качестве награды получили по 10 лет тюремного срока. Гопчик – молодой юноша, которому недавно исполнилось 16 лет, становится доказательством того, что репрессии равнодушны даже к детям. Не менее показательными оказываются и образы Алешки, Буйновского, Павла, Цезаря Марковича и других.

Произведение Солженицына пропитано скрытой, но злой иронией, обличающей оборотную сторону жизни советской страны. Писатель затронул важную и актуальную проблему, которая всё это время была под запретом. Вместе с тем, рассказ пропитан верой в русского человека, его дух и волю. Осудив бесчеловечную систему, Александр Исаевич создал подлинный реалистичный характер своего героя, который способен с достоинством выдержать все мучения и не потерять человечность.

5 (100%) 1 vote


Анализ рассказа

«Один день Ивана Денисовича ».

Цель урока: Осознание образа Шухова, как символический образ русского народа.

1) Познакомить с рассказом; показать мастерство писателя; раскрыть значение произведения Солженицына.

2) Развивать навыки анализа художественного текста; совершенствовать умения производить сравнительную характеристику героев литературных произведений.

3) Вызвать эмоциональный отклик при анализе рассказа.

Методические приемы:

1) аналитическая беседа;

2) работа в группах;

3) сопоставление художественных текстов;

4) проблемный вопрос.

Ход урока:
Орг. момент:

Здравствуйте! Откройте тетради и запишите тему урока.

Слово учителя:

Произведению «Один день Ивана Денисовича» принадлежит особое место в литературе и общ. сознании. Рассказ, написанный в 1959 году, был
задуман еще в лагере в 1950 году.

Первоначально название рассказа «Щ-854(Один день одного зека)». Жанр рассказа определил сам писатель, подчеркнув этим контраст между малой формой и глубоким содержанием произведения. Повестью назвал «Один день…» Твардовский, осознавая значительность творения Солженицына.

У: Как родился замысел «Одного дня…»?

у: Как пишет сам Солженицын, замысел рассказа возник в один из лагерных дней. Он, занимаясь тяжелым лагерным трудом, подумал, что достаточно описать только один день ничем не примечательного человека с утра до вечера, и будет понятно все.

Образ Ивана Денисовича сложился из солдата Шухова, воевавшего с автором в советско-германскую войну (и никогда не сидевшего),общего опыта пленников и опыта автора. В Особом лагере Солженицын работал каменщиком. Остальные лица- все из лагерной жизни, с их подлинными биографиями.

Аналитическая беседа.

У: Восстановите прошлое Ивана Денисовича. Как он попал в лагерь?

у: Иван Денисович Шухов – один из многих, попавших в лагерь. В 1941 году он, простой человек, крестьянин,честно воевавший, оказался в окружении потом в плену. Бежав из плена, он попадает в советскую контрразведку. Единственный шанс остаться в живых - это признание в том, что даже следователь не может придумать, какое же задание было дано «шпиону».Так и написали просто «задание».Шухова сильно избивали, и он решил подписать признание. оказался в лагере.

У: Почему день, описанный в повести, кажется Шухову

«почти счастливым»?

у: Прожитый в лагере день не принес особых неприятностей. Это уже счастье в данных условиях.

У: Какие «счастливые события» происходят с

героем?

у: Ивана Денисовича не посадили в карцер. Он не попался на шмоне, купил табачку, не заболел.

«счастливый день»?

у: Если такой день счастливый, то какие несчастливые?

У: Что помогает герою устоять, остаться человеком?

у: Он не поддался процессу расчеловечивания, несмотря на нечеловеческие условия устоял, сохранил внутреннюю свободу.

Он живет в согласии с собой, не мучается размышлениями:за что? почему? Шухов и в лагере работает добросовестно, как на воле, у себя в колхозе. Работая, он чувствует прилив сил. Для Шухова труд-это жизнь. Здравый смысл помогает ему выстоять.

у: Солженицын пишет с симпатией о Сеньке Клевшине, латыше Кильдигисе, кавторанге Буйновском, помощнике бригадира Павло и бригадире Тюрине. Бригадир Тюрин для всех «отец» от того, как « процентовку » закрыл, зависит жизнь бригады. Тюрин и сам жить умеет, и за других думает.

У: Кто из героев противопоставлен Шухову?

у: Шухову противопоставлены те, кто «не принимает на себя удар», «кто от него уклоняется».Это кинорежиссер Цезарь Маркович. У него меховая шапка, присланная с воли. Все работают на морозе, а Цезарь в тепле.

У: Какого героя из романа Толстого «Война и мир» напоминает Шухов?

у: Иван Денисович напоминает нам Платона Каратаева.

СОПОСТАВЛЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ТЕКСТОВ.

У: Действительно, эти два образа очень похожи. Давайте проведем сопоставительный анализ и ответим на вопрос: Почему образ Платона Каратаева, созданный Толстым в19 в.(1863-1869),так близок образу Шухова из произведения Солженицына 20в.(1959г.)?

Для наглядности заполним талицу.1 группа выписывает из текста р-за Солженицына характеристику Шухова, а 2 группа - характеристику Платона Каратаева из текста романа Толстого.

ТАБЛИЦА СОПОСТАВЛЕНИЯ

Платон Каратаев

Иван Денисович Шухов

1.крестьянская домовитость

1.простой человек из крестьянской семьи

2.простота

3.спокойствие

3.порядочен

4.умение приспособиться жить в любых обстоятельствах

4.живет по совести

5.вера в жизнь

5.окружающие ему доверяют

6.доброжелательность

6.приспосабливается к жизни в лагере, но это не приспособленчество, т.к. он не теряет человеческого достоинства

7.мастер на все руки

7.работает много, добросовестно;в труде –свобода

8.любовное отношение к миру без эгоистического чувства

8.крестьянская бережливость(припрятал мастерок)

9.способен выдержать любое испытание и не сломаться, не утратить веры в жизнь

9.ценит непосредственную жизнь

10.любил и любовно жил со всеми - с кем сводила его судьба

10.не поддался расчеловечиванию, устоял, сохранив нравственную основу

11.полное согласие с жизнью, внутренняя свобода

11.живет в согласии с собой, радуется малому, чувствует себя свободным в условиях несвободы

У: Теперь мы можем ответить на поставленный вопрос:

Почему образ Каратаева близок образу Шухова?

Ответ: и воссоздали символический образ русского народа, способного перенести невиданные страдания, лишения, издевательства и при этом сохранить доброту и любовь к людям.

И Шухов, и Каратаев «вечное олицетворение духа простоты и правды русского народа».

В рассказе Солженицына соединились художественный вымысел и документальность. В нем много деталей: бытовых, поведенческих, психологических, что говорит о мастерстве писателя.

Закончить урок я хочу цитатой ак. Д. Сахарова «Особая, исключительная роль Солженицына в духовной истории страны связана с бескомпромиссным, точным и глубоким освещением страданий людей и преступлений режима, неслыханных по своей массовой жестокости и сокрытости …Солженицын является гигантом борьбы за человеческое достоинство в современном трагическом мир».

2.Сопоставить этот рассказ с «Одн

Когда мы, москвичи, произносим словосочетание «Шуховская башня», то имеем в виду конкретное ажурное сооружение, стоящее на углу Шаболовки и улицы Шухова, построенное этим знаменитым инженером. А между тем, для всего остального мира это имя не собственное, а нарицательное - так называются все «гиперболоидные» башни с несущей стальной сетчатой оболочкой, которые, между прочим, повсеместно строят и сейчас. А придумал их великий русский инженер Владимир Григорьевич Шухов.

Человек эпохи модерна

То, что маленький Володя Шухов удивительно одарен математически и инженерно, стало ясно еще до того, как он достиг гимназического возраста. В Пожидаевке - имении своей бабушки в Курской области, где мальчик провел детство - он придумывал фонтаны и даже построил на соседнем ручье действующую модель мельницы.

Далее была гимназия в Санкт-Петербурге и инженерно-механическое отделение Императорского Московского технического училища, которое сейчас известно нам как Московский государственный технический университет имени Н. Э. Баумана. После успешной сдачи экзаменов Шухова зачислили в «казеннокоштные воспитанники», то есть приняли на бюджетное отделение, да еще с пансионом.

В училище инженерный талант Владимира уже раскрылся во всей красе.

Некоторые студенческие работы стали известны во всей России, например, знаменитая впоследствии форсунка для сжигания излишков жидкого топлива.

Его даже освободили от обязательной дипломной работы, а по окончании учебы в 1876 году Шухов был направлен на годичную стажировку в США. Кстати, его приглашали остаться на кафедре и посвятить себя науке, но молодой человек твердо выбрал практическую инженерию.

Для потомственного дворянина, предки которого и по отцовской, и по материнской линии традиционно избирали офицерскую карьеру, это могло показаться неожиданным путем. Однако мир менялся. Патриархальные «вишневые сады» уходили в прошлое, наступала эпоха промышленного переворота и поиска новых путей в промышленности, искусстве, технологиях. И Шухов был настоящим олицетворением модерна – его интересовало все новое, и он всегда стремился к неожиданным решениям.

Владимир Шухов

Шухов никакие привычные постулаты не принимал как догму, а старался идти своим путем. Например, вернувшись из Америки он поступил вольноопределяющимся слушателем в Медицинскую академию, причем подтолкнул его к этому знаменитый врач Пирогов. Великий хирург дружил с отцом Владимира (они познакомились в осажденном Севастополе), и молодой человек бывал в его доме.

В ходе ученых бесед у юного естествоиспытателя зародилась мысль, что прототипы новых механизмов и технологий нужно искать внутри самых совершенных творений на нашей планете - живых существ и, прежде всего, человека. Поэтому он и пошел изучать анатомию. Сейчас, в XXI веке, это направление называется биотехнологиями. Гениальный Шухов, конечно, не знал этого термина (хотя он говорил о «биоподобии»), но интуитивно подошел к нему очень близко.

Молодой инженер устроился в чертежное бюро Управления Варшавско-Венской железной дороги в Петербурге, но работа на ниве модернизации депо и путевых насыпей продолжилась не долго. Вскоре Владимир Григорьевич получил предложение, которое стало для него судьбоносным.

Волшебное слово «крекинг»

Человеком, встреча с которым изменила жизнь Шухова, был гражданин США Александр Бари. Они познакомились еще во время поездки Владимира за океан, а теперь судьба распорядилась так, что уже Бари по семейным обстоятельствам перебрался в Россию. Здесь он с присущей янки хваткой включился в новый для нас нефтяной бизнес и решил привлечь к этому талантливого инженера Шухова.

Основными игроками на единственном тогда Капийском нефтяном рынке были американский магнат Джон Рокфеллер, европейское семейство Ротшильдов и выросшие в России шведы по происхождению братья Людвиг, Роберт и Альфред Нобели.

С последними и сотрудничал Бари. Стоит заметить, что в те времена нефть в Баку добывали открытым способом: рабочие стояли по пояс в текущей из-под земли черной жиже и ведрами переливали ее в деревянные бочки, которые затем гужевыми арбами и телегами доставляли на нефтеперерабатывающий завод. Там из сырого продукта выделяли керосин (из трех пудов нефти получали пуд скверного керосина), а остальные фракции – мазут, бензин и так далее - просто выливали в землю. Использовать их еще не умели.

Не будем вдаваться в технические подробности, но за несколько лет Шухову удалось изменить абсолютно все. И в добыче, и в транспортировке, и в переработке нефти. Шухов предложил добывать нефть через скважины при помощи сжатого воздуха (этот способ сейчас называется эрлифт), а остатки сжигать факельным способом.

Цилиндрические резервуары-нефтехранилища, придуманные Владимиром Шуховым.

Он построил первый в Российской империи нефтепровод Балаханы – Черный город и разработал основы и расчеты общей теории нефтепроводов. Ими по сей день пользуется весь мир. Придумал и построил первые в мире цилиндрические резервуары-нефтехранилища, тогда как в США использовали прямоугольные. Вскоре его изобретение стало использоваться повсеместно.

Он же создал и первые в мире нефтеналивные баржи - ранее нефть перевозили только в бочках на палубе. Для их постройки основали верфи в Царицыне и Саратове, и баржи стали доставлять каспийскую нефть по Волге вглубь страны. Именно Шухов изобрел форсунку, с помощью которой впервые в мире запустили промышленное факельное сжигание мазута.

А вершиной его «нефтяной» деятельности стало изобретение новой системы термического «крекинга», которую он запатентовал в 1891 году. Установка состояла из печи с трубчатыми змеевиковыми нагревателями, испарителями и ректификационными колоннами. С ее помощью можно было разделять нефтяные фракции и в промышленных количествах получать автомобильный бензин. Эта идея намного опередила время, воплотить ее на практике удастся лишь в тридцатые годы.

Инженер всея Руси

В 1880 году Шухов приехал в Москву и осел здесь окончательно, вместе со всей семьей. С этого времени жизнь Владимира Григорьевича была неразрывно связана с первопрестольной. Хотя ему еще не было тридцати, он стал весьма обеспеченным человеком, вскоре мог позволить себе купить особняк и перевезти в него родителей и сестер. Шухов по-прежнему работал в «Технической конторе инженера А.В.Бари», где занимал должность главного инженера и технического директора.

Дебаркадер над перроном Киевского вокзала.

Фото: Евгения Новоженина / РИА Новости

«Моя личная жизнь и жизнь и судьба конторы были одно целое... Говорят, А. В. Бари эксплуатировал меня. Это правильно. Юридически я все время оставался наемным служащим конторы. Мой труд оплачивался скромно по сравнению с доходами, которые получала контора от моего труда. Но и я эксплуатировал его, заставляя его выполнять мои даже самые смелые предложения! Мне предоставлялся выбор заказов, расходование средств в оговорённом размере, подбор сотрудников и найм рабочих…. Приходилось терпеть несправедливости в оплате труда ради возможности инженерного творчества».

Такое взаимодействие абсолютно устраивало Шухова. Он был свободен от денежных и коммерческих вопросов и мог полностью посвятить себя любимому творчеству. Тем более, что по характеру джентльмен и интеллигент Шухов был мало похож на «акулу капитализма», и ведение деловых переговоров с ушлыми заказчиками вряд ли далось бы ему легко. К тому же Бари был очень приятный, общительный человек, а отношения между ними были уважительными и скорее дружескими, нежели служебными.

Шухов работал много и плодотворно. В основном среди контрактов были чисто промышленные задания, но порой ему приходилось выполнять весьма неожиданные и общественно значимые проекты.

Теперь в конторе работали двадцать инженеров, и Владимир Григорьевич мог выбирать для себя самые интересные. Кстати, до последних дней он никогда не пользовался услугами технических подмастерий и все расчеты делал лично. Перечень его работ необъятен (только мостов он спроектировал около 500!), приведем лишь самые знаменитые и важные для Москвы.

    Стеклянная крыша ГУМа.

    Фото: Комсомольская правда / Globallookpress.com

    Куполообразная крыша гостиницы «Метрополь».

Так, он придумал удивительную сетчатую оболочку-перекрытие для стеклянной крыши Верхних торговых рядов (ныне именуемых ГУМ). Создал уникальный дебаркадер над перроном Брянского (ныне Киевского) вокзала. Придумал, рассчитал и сделал стеклянные перекрытия для Музея изящных искусств (ныне ГМИИ имени Пушкина) и куполообразную крышу для ресторана гостиницы «Метрополь».

А еще по просьбе Саввы Морозова сконструировал поворотную сцену для МХАТа. Он работал с такими знаменитыми архитекторами, как Федор Шехтель, Лев Кекушев, Роман Клейн, Иван Рерберг, дружил с некоторыми из них. Входил в круг элиты московского интеллектуального и артистического общества. В 80-е годы у Владимира Григорьевича был красивый роман с Ольгой Книппер, о котором говорил весь московский свет. Дело шло к свадьбе, но что-то разладилось (о подробностях история умалчивает). Уже позже мужем великой актрисы стал Антон Павлович Чехов, кстати, внешне очень похожий на Шухова.

Инженер был вполне светским человеком и совершенно не походил на чудаковатого затворника-изобретателя из фильма «Назад в будущее». Он любил спорт – теннис, гимнастику, коньки и лыжи, велосипед. Даже стал победителем любительских городских соревнований по велоспорту.

    Владимир Шухов на велосипеде.

    Фото: личный архив Шухова Владимира Федоровича / Фонд «Шуховская башня»

    Нищие у Храма.

    Торговля на Смоленском бульваре.

    Фото: Владимир Шухов / личный архив Шухова Владимира Федоровича / Фонд «Шуховская башня»

    Наводнение в Москве 1908 года. Улица Большая Ордынка.

    Фото: Владимир Шухов / личный архив Шухова Владимира Федоровича / Фонд «Шуховская башня»

    Московский дворник.

    Фото: Владимир Шухов / личный архив Шухова Владимира Федоровича / Фонд «Шуховская башня»

А еще Шухов обожал фотографировать. «Это я по профессии инженер, а в душе фотограф», - говорил он. Шухов оставил огромную коллекцию снимков на самые разные темы – портретные, бытовые, семейные, пейзажные, жанровые.

Благодаря его фотографиям до нас дошли картины из жизни дореволюционной Москвы и лица многих знаменитых людей тех лет.

В середине 80-х Шухов отправился по делам в Воронеж и встретил там свою судьбу. Юная дочь железнодорожного доктора Анна Мединцева была почти вдвое моложе Владимира Григорьевича, но влюбилась в него с первого взгляда. Вскоре, она сбежала к нему в Москву.

Интересно, что строгие родители инженера, которые мечтали о более представительной партии для своего сына, поначалу не приняли бесприданницу. Тогда Шухов снял дом, и пять лет молодые жили в гражданском браке, что в те годы не очень приветствовалось. Лишь когда у пары родился первенец, родители Шухова дали согласие на свадьбу. Владимиру Григорьевичу было уже сорок.

Вскоре у Шуховых родилось еще два сына и две дочери. Большая семья любила в праздники ездить на велосипедные прогулки, гулять в Сокольниках и Нескучном. Многие моменты отражены в фотоархиве инженера, и достаточно взглянуть на эти снимки, чтобы понять, насколько семья Шуховых была счастлива.

    Жена Шухова Анна Николаевна (справа) на качелях.

    Фото: Владимир Шухов / личный архив Шухова Владимира Федоровича / Фонд «Шуховская башня»

    Сыновья Сергей и Фавий осваивают езду на велосипеде.

    Фото: Владимир Шухов / личный архив Шухова Владимира Федоровича / Фонд «Шуховская башня»

    Дочь Вера во дворе дома на Смоленском бульваре. 1904 год.

    Фото: Владимир Шухов / личный архив Шухова Владимира Федоровича / Фонд «Шуховская башня»

Ажурные башни

За несколько предреволюционных десятилетий Шухов успел сделать удивительно много, причем в самых разнообразных отраслях. И едва ли не каждое его изобретение достойно того, чтобы увековечить имя инженера.

Порой трудно поверить, что это успел один человек. Он строил мосты, придумывал архитектурные элементы, а еще, новые технологии для металлургических заводов, ворота (батопорты) для сухих доков, уникальные печи, морские мины, платформы для тяжелых орудий, трамвайные депо. И все же, особняком в творчестве Шухова стоит «башенное» строительство.

Начиналось все с красивой, но абстрактной идеи. «Что красиво смотрится, то - прочно. Человеческий взгляд привык к пропорциям природы, а в природе выживает то, что прочно и целесообразно», - писал Шухов.

Считается, что идею башни гиперболоида ему подала… перевернутая ивовая корзина, на которую кто-то из домашних поставил тяжелое кашпо с цветком. Витые прутья легко выдерживали нагрузку, которую никогда не смогли бы удержать, если бы были прямыми. Инженер «докрутил» эту идею и придумал «ажурную башню», патент («привилегия», как тогда выражались) на которую был подан в 1896 году.

    Водонапорная башня на промышленно-художественной выставке в Нижнем Новгороде. 1896 год.

    Водонапорная башня, перевезенная из Нижнего Новгорода в Липецкую область.

И в том же году первая такая башня была продемонстрирована Шуховым на Нижегородской выставке, где фирма Бари имела свои павильоны. На 25-метровой изящной, ажурной металлической башне был закреплен бак, вмещавший 114 тысяч литров воды, снабжавший всю выставку. А сверху еще и смотровая площадка!

Кстати, после выставки башня была выкуплена помещиком и меценатом Ю. С. Нечаевым-Мальцовым и перенесена в его имение Полибино, что в Липецкой области. Она сохранилась до настоящего времени. В последующие годы по аналогичной технологии однополостного гиперболоида фирмой Бари (читай Шуховым) были построены больше сотни башен для различных целей - от водонапорных до маяков, в том числе и удивительно красивый Аджигольский маяк, построенный Шуховым неподалеку от Херсона. Он стоит на месте до сих пор.

Условно расстрелянный

Революция страшным катком прошлась по семье Шухова. Старшие сыновья, боевые офицеры Первой мировой, оказались на стороне белых. Сам инженер с матерью и дочерьми остался в Москве. Во время октябрьских боев 1917-го в его дом попал орудийный снаряд, чудом никто не погиб. Его выселили из дома, семья переехала в мастерскую. «Контора Бари» была национализирована, но рабочие выбрали ее руководителем Шухова. Однако, заказов не было.

И вдруг в 1919 году, в разгар разрухи, Совет рабочее-крестьянской обороны решает строить радиовышку «для обеспечения надежной и постоянной связи центра Республики с западными государствами и окраинами Республики установить в чрезвычайно срочном порядке в г. Москве радиостанцию, оборудованную приборами и машинами наиболее совершенными и обладающими мощностью, достаточной для выполнения указанной задачи».

Шухов немедленно взялся за дело и уже весной 1919 предложил несколько вариантов гиперболоидных башен разной высоты. Самым интересным был проект высотой 350 метров. При том, что этот вариант был значительно выше Эйфелевой башни (305 метров), на него требовалось втрое меньше металла! Однако он оказался Советской власти не по зубам, и выбран был более скромный, 150-метровый.

Сборка Шуховской башни в Москве.

Фото: Владимир Шухов / личный архив Шухова Владимира Федоровича / Фонд «Шуховская башня»

Чтобы сэкономить на кранах, Шухов предложил телескопическую модель: каждая следующая 25-метровая секция собиралась внутри башни и поднималась внутри нее с помощью лебедок.

Таким образом, краном служила сама же башня, ее нижние секции. Решение остроумное и доселе не применявшееся.

Главной проблемой стала нехватка металла и его низкое качество. А еще инженера угнетала необходимость постоянно выяснять отношения с заказчиком. Вот что писал Шухов в сохранившихся рабочих тетрадях:

«Прессов для гнутья колец нет. Полок 4 дюйма на полдюйма нет. Тросов и блоков нет. Дров для рабочих нет... В конторе холод, писать очень трудно. Чертежных принадлежностей нет... Артель наша распадается. И.П.Трегубов полон негодования на малое вознаграждение. Он не скрывает своего насмешливого презрения ко мне как к лицу, не умеющему наживать и хапать... Неполучение пайка ставит в невозможные условия наши работы...».

Интересно, сколько раз в такие минуты Владимир Григорьевич вспоминал гениального менеджера Александра Бари, много лет ограждавшего его от хозяйственных забот? Во время строительства башни умер младший сын Владимир, ушла из жизни мама. Но Шухов был поглощен работой, он понимал, что от этого зависит судьба всей его семьи.

Все шло хорошо, пока не пришла очередь поднимать четвертую ступень. «29 июня 1921 года, При подъеме четвертой секции третья сломалась. Четвертая упала и повредила вторую и первую в семь часов вечера», - записал в дневнике Шухов. Власти и так относились к нему настороженно, а тут такая катастрофа.

    Шуховская башня. 1922 год.

    Фото: Владимир Шухов / личный архив Шухова Владимира Федоровича / Фонд «Шуховская башня»

    Фото: Станислав Залесов / Коммерсантъ

Началось следствие, собрали комиссию самых уважаемых инженеров. Их вердикт: «проект безупречен», проблема в усталости и низком качестве металла. Тем не менее, ВЧК дело не закрыло. В итоге революционный суд внес удивительный приговор: «расстрелять условно».

Тогда один из помощников спрашивал Шухова, как он после этого собирается работать. «Без ошибок», - последовал ответ.

К счастью, больше эксцессов не было. В марте 1922 года госкомиссия приняла башню, с нее началось радиовещание. Башня быстро стала символом СССР, доказательством жизнеспособности молодого государства. А с 1939 года с нее начнется и отечественное телевидение.

Для Шухова это был спасительный билет. Он и его семья (в том числе вернувшиеся сыновья) все равно оставались «под колпаком» ВЧК, но все же, арестов и репрессий им удавалось избежать. Незаменимый инженер принимал участие во многих проектах первых пятилеток: Челябинский тракторный, завод «Динамо», Магнитка, Кузнецкстрой.

В 1931 году в Баку был запущен первый в СССР нефтеперерабатывающий завод «Советский крекинг», работавший по придуманной им технологии крекинга. Шухов, которому было почти 80, присутствовал при его открытии. Говорят, поначалу дело не ладилось, и ввод в строй хотели отменить. Тогда мэтр попросил дать ему двух рабочих и на два часа устранил неисправность.

Установка термического крекинга нефти по проекту и при техническом руководстве В.Г.Шухова в Баку. 1931 год.

Шухов восстанавливал мосты и нефтепроводы, строил для плана ГОЭЛРО гиперболоидные высотные опоры ЛЭП и даже успел принять участие в проектировании столичного метро. А еще спас накренившуюся башню минарета медресе Улугбека в Самарканде. Он стал Героем труда, лауреатом Ленинской премии, академиком. Но главное - власть не трогала его семью.

Великий изобретатель мог еще многое успеть, но в 1939 году его жизнь трагически оборвалась. Он случайно опрокинул свечу, пропитанная одеколоном рубашка вспыхнула, и Владимир Григорьевич получил сильнейшие ожоги. Пять дней 85-летний ученый мужественно боролся, но сердце не выдержало. Со всеми положенными почестями Шухов был похоронен на Новодевичьем кладбище.

Складывается ощущение, что масштаб личности великого изобретателя нами до конца не осознан.

Шухов - это человек калибра Архимеда, Герона, Леонардо да Винчи, наших Ломоносова или Менделеева.

Так получилось, что, живя на переломе двух эпох, он не успел занять заслуженное место в пантеоне российской империи, а для советской власти так и остался чужим. Не забытым, но все же поминаемым совсем не по заслугам. И уж совсем странно, даже немного кощунственно выглядит тот факт, что альма-матер, воспитавшая инженерного гения, носит не его имя, а имя казанского ветеринара – большевика, случайно погибшего неподалеку от здания училища. Не пора ли это исправить?

Иван Денисович – главный герой повети Солженицына «Один день Ивана Денисовича». Его прототипами последовали два действительно существовавших человека. Один из них немолодой воин по имени Иван Шухов, служивший в батарее, командиром которой был сам автор, являющийся одновременно вторым прототипом, когда-то отбывавшим срок в тюрьме по 58-ой статье.

Это человек 40-ка лет с длинной бородой и сбритой головой, который сидит в тюрьме, за то, что с товарищами сбежал с немецкого плена и вернулись к своим. На допросе он без какого-либо сопротивления подписал бумаги, в которых говорилось, что он сам добровольно сдался в плен и стал шпионом и обратно он вернулся для разведки. На всё это Иван Денисович согласился только потому, что эта подпись давала гарантию, что он ещё немного поживет. Касательно одежды, то она такая же, как и у всех лагерников. На нем брюки ватные, телогрейка, бушлат и валенки.

Под телогрейкой у него есть запасной карман, куда он кладет кусочек хлеба, чтобы съесть его потом. Он как бы живет последним днем, но одновременно и с надеждой отсидеть срок и выйти на волю, где его ждет жена и две дочери.

Иван Денисович никогда не думал о том, почему в лагере сидит так много невинных людей, которые тоже якобы «изменили родине». Он такой человек, который просто ценит жизнь. Никогда не задает себе лишних вопросов, просто принимает всё так, как оно есть. Поэтому для него первостепенной задачей было удовлетворение потребностей, таких как еда, вода и сон. Возможно, именно потом он там прижился. Это удивительно стойкий человек, который смог приспособиться к таким ужасающим условиям. Но даже в таких условиях он не теряет собственное достоинство, не «роняет себя».

Для Шухова жизнь – это труд. В работе он мастер, который отлично владеет своим делом и получает от этого только удовольствие.

Солженицын рисует этого героя как человека, у которого развита собственная философия. Основывается она на лагерном опыте и тяжелом опыте советской жизни. В лице этого терпеливого человека автор показал весь русский народ, который способен перенести множество ужасных страданий, издевательств и всё равно выжить. И при этом не потерять нравственности и продолжать жить, относясь к людям нормально.

Сочинение на тему Шухов Иван Денисович

Основным персонажем произведения является Шухов Иван Денисович, представленный писателем в образе жертвы сталинских репрессий.

Герой описывается в рассказе в качестве простого русского солдата, имеющего крестьянское происхождение, отличающегося беззубым ртом, плешью на бритой голове и бородатым лицом.

За нахождение в фашистском плену во время войны Шухов отправлен в особый каторжный лагерь на десятилетний срок под номером Щ-854, восемь лет из которого он в настоящий момент уже отбыл, оставив дома в деревне свою семью в составе жены и двух дочерей.

Характерными чертами Шухова являются его чувство собственного достоинства, позволившее Ивану Денисовичу сохранить человеческий облик и не стать шакалом, несмотря на сложный период его жизни. Он осознает, что не в силах изменить сложившуюся несправедливую ситуацию и установленный в лагере жестокий порядок, но поскольку отличается жизнелюбием, смиряется со своим непростым положением, при этом отказываясь пресмыкаться и вставать на колени, хотя и не надеется обрести долгожданную свободу.

Иван Денисович представляется гордым, не наглым человеком, способным на проявление доброты и великодушия по отношению к тем осужденным, которые сломались от пребывания в тюремных условиях, уважая их и жалея, при этом умеющим проявить некую хитрость, не причиняющую другим вреда.

Будучи честным и совестливым человеком, Иван Денисович не может позволить себе отлынивать от работы, как это принято в тюремных лагерях, симулируя болезнь, поэтому даже серьезно заболев, ощущает свою вину, вынужденный обратиться в санитарную часть.

В период нахождения в лагере Шухов проявляет себя достаточно трудолюбивым, добросовестным человеком, мастером на любые руки, не чурающимся любой работы, участвуя в строительстве тепловой электростанции, в пошиве тапочек и кладке камня, став хорошим профессиональным каменщиком и печником. Иван Денисович старается любыми возможными способами подработать для получения дополнительной пайки или сигарет, получая от работы не только приработок, но и истинное удовольствие, бережно и хозяйственно относясь к порученной тюремной работе.

По окончании десятилетнего срока Ивана Денисовича Шухова освобождают из лагеря, позволив вернуться в родные места к семье.

Описывая образ Шухова в рассказе, писатель раскрывает нравственную и духовную проблему человеческих отношений.

Несколько интересных сочинений

  • История создания романа Преступление и наказание Достоевского

    На протяжении шести лет Ф. М. Достоевский разрабатывал концепцию романа «Преступление и наказание», как раз во время своей каторги. Именно поэтому первой мыслью было написать о мытарствах Раскольникова.

  • Семья Курагиных в романе Война и мир характеристика членов семьи сочинение

    Семья Курагиных в романе Льва Николаевича Толстого «Война и мир» является самой отталкивающей и непредсказуемой своими действиями и поступками.

  • История создания повести Левша Лескова

    Замечательная повесть Лескова Левша наполненная уникальным количеством проработанных персонажей, и интересной историей, которая не похожа на своих соратников по цеху, как и любое другое произведения появилась на свет не сразу

  • Пьер Безухов и Элен Курагина в романе Война и мир (отношения и брак героев)

    Взаимоотношения Пьера Безухова и Элен Курагиной в романе Л. Н. Толстого "Война и мир" не похожи на другие отношения героев данного романа. Это история несчастливого брака двух людей с абсолютно разными характерами.

  • Образ и характеристика Победоносикова (Баня Маяковского) сочинение

    Одним из ключевых персонажей произведения является Победоносиков, представленный поэтом в образе крупного партийного функционера, главного руководителя управления согласований.