Япония средние века традиции. Культура и досуг в средневековой японии

Саратовский Государственный
Технический Университет

Кафедра Отечественной Истории и Культуры

Средневековая Япония

Выполнила: студентка
РТ-11 Володина О. В.

Саратов 1999

1. Япония в ранее средневековье
(Раннефеодальное государство).

2. Позднее средневековье (развитой феодализм).

3. Религия.

4. Государственное управление.

5. Искусство и культура.

6. Выводы.

1.Япония в ранее средневековье
(Раннефеодальное государство).

В древности японский архипелаг населяли племена кумасо и эбису, в течении нескольких веков сюда переселялись племена маньчжурского происхождения с северо-востока, а также другие племена Индонезии, Кореи и Индокитая.

В3-7 веках шел процесс разложения первобытнообщинных отношений и формирование раннеклассового общества Родовая община постепенно уступала место соседской. Наряду со свободными крестьянами появились полусвободные члены общины (бэ или бэмин) и рабы. Рабов по сравнению с бэ было меньше.

Ожесточенная борьба за государство велась между отдельными племенами и родами. Глава самого сильного рода, а впоследствии и племенного союза получал титул сумэраги (царь, император) и сосредотачивал в своих руках огромную власть, являясь и вождем, и верховным военачальником, и судьей, и жрецом племени.

Уже в 3-7 веках в Японии было развито сельское хозяйство.

В конце 6 века род Сога одержал победу над другими родами. Его поддержали бэ, исповедавшие буддизм, так как старейшины этого рода обещали уравнять бэмин с прочими общинниками. В начале 6 века принц Сетоку-тайси издал иерархическуюТабель 12 рангов и Закон из 17 статей, основанные на буддистских и конфуцианских догмах о государстве и неограниченной власти императора.

После свержения рода Сога начался новый период в истории Японии, были проведены реформы. Страна была разделена на провинции и уезды. Земля была объявлена государственной собственностью и раздавалась в наделы. Крупные феодалы расширяли свои владения за счет пустошей.

Эксплуатация крестьян в 8 веке усилилась. После выплаты налогов у них не оставалось денег даже на семена. это привело ко всевозможным восстаниям и бунтам. Властям в ряде случаев приходилось идти на уступки.

В результате роста крупного феодального землевладения усилилась междоусобная война. Центральная власть приходила в упадок.

2. Позднее средневековье (развитой феодализм).

В 1185 году власть перешла в руки Минамото и с этих пор он носил звание Сегун (военно-феодальный правитель). Опору сегуна составило сословие буси.

В Японии развивалось общественное разделение труда. С13 века увеличилось число торговых ремесел.

В14-16 веках велась широкая торговляс Китаем и Кореей, что оказало огромное влияние на добывающую промышленность.

В обстановке непрекращающихся крестьянских восстаний усилилась тенденция у объединению государства, созданию сильной центральной власти. Объединение страны начал полководец Нобунага Ода (1534-82). При Хидэеси Тоемоти (1536-98) оно была практически закончено. В 1588 году был издан закон об изъятии оружия у крестьян. А в ходе всеобщей переписи земельных владений (1589-95) крестьяне были прикреплены к земле.

3. Религия.

В формировании своеобразия японской культуры значительный вклад внесли синтоизм, буддизм и конфуцианство.

Синтоизм- это древняя японская религия, возникшая и развивавшаяся в Японии независимо от Китая. Известно, что истоки синтоизма уходят в глубокую древность и включают в себя тотемизм, анимизм, магию и др. , присущие первобытным народам.

Буддизм возник в Японии еще до нашей эры, но получил распространение только в 5-6 веках. не подлежит сомнению, что Хейанский период (8-12 века) является золотым веком японской государственности и культуры, в становлении которых существенную роль сыграл буддизм.

Конфуцианство. Его расцвет начинается в 13 веке. Именно в это время конфуцианство приобретает независимость от буддизма.

4. Государственное управление.

После 1185 года господствующие позиции в государстве занимают самураи. Каста самураев, или буси, приносит свой образ жизни, что влечет изменения в духовной жизни. Почетное место занимает дзэн-буддизм. Причинами возникновения дзэн-буддизма является то, что в условиях междоусобных войн централизованная власть нуждалась в идеологии.

Сильное влияние дзэновской модификации видно в литературе (стихи, короткие поэмы), живописи (монохромная, портрет), драме (Но, баллада-драма), архитектуре (храмы, бумажные окна, чайные домики), прикладном искусстве (лакированные шкатулки, ширмы, экраны), в повседневной жизни (искусство аранжировки цветов икебана и марибана, каллиграфия), сохраняется до сих пор.

Созданная сегунами эффективная и действенная машина управления почти целиком была использована при создании структуры современного государства во время буржуазных реформ (1867-1912).

5. Искусство и культура.

Своей спецификой обладало и японское искусство.

Типично японской является поэзия хайкай, ведущая свое происхождение от утонченной салонной игры.

Традиционное японское искусство невозможно представить без каллиграфии. Согласно традиции, иероглифическая письменность возникла из божества небесных образов. От иероглифов впоследствии произошла живопись. В 15 веке в Японии стихотворение и картина прочно соединились в одном произведении. Японский живописный свиток содержит два вида знаков - письменные (стихотворения, колофены, печати) и живописные,

Но и Кабуки - наиболее известные формы театра. Театр Но пользовался огромным успехом у военных. В отличие от жестокой этики самураев, эстетическая строгость Но достигалась при помощи канонизированной пластика актеров и производил не раз сильное впечатление.

Кабуки - более поздняя форма театра, возникновение которой относится к 7 веку.

На рубеже 16-17 веков произошел резкий переход от религиозности к светскости. Главное место в архитектуре заняли замки, дворцы и павильоны для чайной церемонии.

6. Выводы.

Японская культура во многих отношения уникальна и удивительна. Здесь изумительная вежливость уживается со смелостью, отвагой и готовность. самопожертвования самураев.

Именно в эпоху средневековья Япония заимствовала и усваивала достижения и традиции других народов чаще, чем какое-либо другое время, но это нисколько не помешало свое национальное, японское. Именно поэтому Япония до сих пор считается удивительной страной со множеством интересных традиций и вещей. Именно поэтому путь развития Японии так непохож на развитие других стран в эпоху средневековья. Значительная удаленность Японии от других развитых стран средневековья, привело к совершенно своеобразному развитию и течению событий во всех сферах жизни японцев.


Японская цивилизация сформировалась в результате сложных и разновременных этнических контактов. Это определило ведущую особенность мировосприятия японцев - способность к творческому усвоению знаний и навыков других народов. Особенно эта черта становится заметной в эпоху возникновения ранней государственности на островах. Жизнь в постоянном ожидании стихийных разрушений, драгоценность малого количества пригодной для обработки земли сыграли свою роль в формировании психологии и эстетических взглядов японцев. Суровые природные условия приучали людей довольствоваться немногими удобными для переноски предметами, содействовали изобретению рациональных, рассчитанных на частые перестройки конструкций. Японская культура в отличие от индийской и китайской на рубеже средних веков только рождалась, поэтому ей был присущ повышенный динамизм и особенная чуткость к восприятию чужеземных влияний. Однако присущие народному сознанию чувство меры и склонность к поэтизации вещей и явлений повседневности определили неповторимое своеобразие японской культуры. Она переплавила в своих недрах всё иноземное, сделав его неотъемлемой частью самобытного народного духа.

19.1. Эпоха царей Ямато

Курганный период

Начальный период японской культуры (III-VI вв.) носит название курганного (кофун дзидай) - по типу погребений. Кофун представляет собой квадратно (спереди)-круглый (сзади) курган, обнесенный рвом, наполненным водой. С птичьего полета он напоминает замочную скважину. В настоящее время обнаружено более 10 тыс. курганов. Самый крупный и наиболее древний из них (датируется 300-310) - кофун Хасихака вблизи священной горы Мива на равнине Ямато (о. Кюсю). Его размеры (278 м) дают археологам основание утверждать, что под этим курганом захоронен один из первых царей Ямато.

На рубеже III-IV вв. среди жителей равнины Ямато оформилось представление о том, что царь (окими) является обителью божественного духа (митама) горы Мива. В VII в. из Китая был заимствован термин тэнно (кит. тянь хуан) - небесный правитель. Став обителью митама, царь сделался равным другим божествам. Считалось, что озирая подвластный край с вершины горы Мива, царь не только демонстрировал свое равенство с богами, но и наделялся способностью более эффективно управлять страной.

Так сложилось одно из специфических явлений японской культуры - культ тэнно-божественного императора, вместившего в свое тело божественный дух и единолично обладавшего правом на кунитама - божество - покровителя страны. Укоренению этого представления способствовали обряды воцарения. Обряд состоял в том, что царь должен удалиться в специально выстроенное помещение и провести там некоторое время, возлежа на циновке под одеялом. Считается что тогда-то божественный дух вселяется в него.

Главными составляющими национальной религии японцев являются культ предков (синто) и обожествление духов (коми). Называется эта религия синтоизм. На государственном уровне синто воплотился в культе Аматэрасу, считавшейся прародительницей царского клана. Пантеон раннего синтоизма включал божеств - предков родов, которые занимали ведущее место в социальной структуре японского общества в период оформления мифа как категории государственной идеологии. Моления, обряд очищения и празднества составили основу религиозного ритуала. Расцвет государственного синтоизма в Японии приходится на вторую половину VII в. Выдающуюся роль в утверждении синтоизма сыграл император Тэмму, который создал государственный совет по делам религии, ведавший религиозными праздниками и контролировавший храмы по всей стране. Эпоха реформ вызвала появление первого столичного города - Фудзивара кё бывшего царской резиденцией с 694 по 710 гг.

Эпоха Нара

В 710 г. в местности Нара была построена первая постоянная столица - город Хэйдзё кё (Столица Цитадели мира). Начинается новый период культурного развития Японии - эпоха Нара (710-794).

Первые столичные города, Фудзивара и Хэйдзё (Нара), строили по рекомендациям жрецов-геомантов в долинах, окруженных горами и омываемых реками. От главных городских ворот к императорскому дворцу вела магистраль Судзаку-одзи, по обеим сторонам которой тянулись невысокие крепостные стены со рвами. Дворец микадо 1 помещался в северной части города. В плане такой комплекс зданий образовывал замкнутый прямоугольник. Внутри него разбивался пейзажный декоративный парк, воспроизводивший в миниатюре картины живой природы.

С VIII в. японцы пользовались лунным календарем. Новый год начинался в конце января и считался первым весенним праздником. Месяцы именовались по порядку (первая луна), но каждому из них придавалось специальное дополнительное название, например, «месяц сокрывшихся богов». Летоисчисление велось по годам царствования императоров. Им также придавалось особое название, девиз, например, «Тайка» («великие реформы»).

Литература

Центральным явлением культурной жизни эпохи Нара было создание поэтической антологии «Маньёсю» («Собрание мириад листьев») и письменное оформление версии японской мифологии «Кодзики» («Записки о деяниях древности», 712) и истории «Нихон секи» («Анналы Японии», 720). Все эти произведения были написаны с помощью китайских иероглифов, а «Анналы Японии» - и на китайском языке, бывшем в то время языком межгосударственного общения народов Дальнего Востока.

Выдающимся японским поэтическим произведением стало собрание 4,5 тысяч стихотворений, созданных известными и неизвестными авторами и посвященных любви, воспеванию священных мест: Мивы, Асуки, Нары. Традиционное японское пятистишие - танка своими корнями восходит к народной песне. Вот характерная танка из поэтической антологии VIII в.:

Оттого ль, что грех рукой коснуться

Криптомерии, что чтят

Жрецы из Мива,

Где богам вино подносят люди, -

Мне с тобою встретиться так трудно?

Великими мастерами поэзии были: Какиномото Хитомаро (конец VII - начало VIII вв.), мастер од и элегий, собиратель народных песен; Ямабэ Ака-хито (1-я пол. VIII в.), родоначальник пейзажной лирики; Яманоэ Окура (659- 733), зачинатель гражданской лирики; Отомо Табито (665-731) - поэт-сатирик, его сын Отомо Якамоти (718-785) - центральная фигура нарской эпохи по своей роли в поэзии. Он прославился тем, что слагал замечательные любовные песни, определившие в последующем основные черты классической любовной поэзии:

Чем так мне жить, страдая и любя,

Чем мне терпеть тоску и эту муку,

Пусть стал бы яшмой я,

Чтоб милая моя

Со мной осталась бы, украсив яшмой руку!

Цикл мифов, записанный в собрании исторических преданий в прозе - в «Кодзики», превратился в священную книгу национальной религии синто. Автором его принято считать придворного историографа 0-но Ясумаро (? - 723). Содержание «Анналы Японии», памятника, созданного под руководством принца Тонэри (676-725), почти то же, что и «Кодзики», но более ориентировано на китайские ценности. Однако копирование китайских образцов не было механическим.

Древние японские мифы условно подразделяются на миротворческие, мироустроительные и относящиеся к устроению страны.

Буддизм

в Японии

В целях преодоления идейно-политической раздробленности, освящавшейся родовыми и региональными культами синто, японские правители обратились к буддизму, с помощью которого была оформлена общегосударственная идеология. Буддизм способствовал формированию нового типа личности, лишенной родовой привязанности и потому более соответствовавшей системе государственных отношений.

Проникновение буддизма в Японию началось в середине VI в. с прибытием в страну посольства из корейского государства. Сначала буддизм был поддержан влиятельным кланом Сога, утвердился в Асука, а оттуда начал свое победоносное шествие по стране. В эпоху Нара буддизм становится государственной религией Японии, правда, поддержку на этом этапе находит лишь в верхушке общества, не затрагивая среду простонародья. Классик японской литературы Акутагава Рюноскэ (1892-1927) в новелле «Усмешка богов» так характеризует эту особенность японцев:

Издалека в нашу страну... пришли Конфуций, Мэн-цзы, Чжуан-цзы... Мудрецы Китая, кроме учения дао, принесли щелка... яшму... и - нечто более благородное и чудесное, чем яшма, - иероглифы... И ведь не иероглифы подчинили нас, а мы подчинили себе иероглифы... Не то наш язык мог бы стать китайским... Но мы одержали победу не только над иероглифами. Наше дыхание, как морской ветер, смягчило даже учение Конфуция и учение Лао-цзы... Будду постигла такая же судьба... Наша сила не в том, чтобы разрушать. Она в том, чтобы переделывать... 1

Культура средневековой Японии

Библиография

Юриспруденция

Музыка

Архитектура

В архитектуре Каролингского Ренессанса переплелись стили античной, византийской и средневековой архитектур.
Размещено на реф.рф
Это было связано с походами Карла в Италию, где его архитекторы могли познакомиться с опытом строительства базилик, а также украшения колонн и капителœей. Вместе с тем, появляются и собственно франкские новшества, к примеру, вестверк. Любовь к многоалтарным храмам с башнями впоследствии была унаследована романским стилем. Из светской архитектуры появляются пфальцы - замки для временного проживания короля. В них чётко прослеживаются древнеримские традиции.

Из исторических источников известно, что в это время велось обширное строительство, однако до наших дней дошли только немногие сооружения. Среди памятников каролингской архитектуры наиболее сохранны палатинская капелла в Ахене (788-805), капелла-ротонда Санкт-Михаэль в Фульде (820-822), монастырские ворота в Лорше (около 800). Храмы и дворцы часто украшались внутри мозаиками и фресками.

Карл и его приближённые покровительствовали развитию музыки, пришедшей к тому времени в упадок. Ещё Пипин Короткий пожертвовал галликанским пением в угоду стандартизации. При Карле были заимствованы элементы итальянских обрядов (амвросианского и староримского), что впоследствии послужило основой для повсœеместного распространения григорианского пения. Вместе с тем, появилась единая система записи музыки, обучение музыке вошло в квадривиум.

В 802 году Карл приказал записать обычное право всœех народов, находящихся под его властью. Сам он издал 65 капитуляриев по разным областям жизни, ставших одной из основ средневекового права. Для большей централизации государства Карл провёл административную и финансовую реформы.

Ле Гофф Ж. Интеллектуалы в средние века.

Культура появилась еще в эпоху неолита. В результате археологических исследований были найдены 2 типа культуры: дзёмон (веревочная) и Яён (по месту нахождения). Расцвет цивилизации пришелся на средние века, эта культура доисторическая. Японский менталитет складывается под влиянием географических особенностей, ГП. Изолированность от континœента͵ удаленность от мировых культурных центров сформировали островное сознание японцев. Нежелание выходить за пределы своего архипелага объясняет то, что они не создали быстроходного флота͵ не было эры географических открытий. Конечно, контакты с европейцами происходили постоянно, но они были очень незначительными. Вторичное открытие Японии европейцами произошло лишь в XIX веке, когда Япония предстала высококультурной страной. Расцвет письменной культуры пришелся на VII век, но Япония на протяжении всœего периода с VII-VIII в.в ощущала себя, как периферия цивилизованного мира, никогда не претендуя на роль культурного политического военного центра. Особенно сильное влияние оказала культура Китая. Влияние проявилась в территориальном устройстве. Формирование чиновничьего аппарата в законодательстве, в развитии духовных традиций. Китайский язык, письменность и искусство прочно вошли в духовную жизнь Японии в эпоху Нара (V – VIII в.в).

Япония, как и многие культуры есть традиционная культура, определяемая религиозными верованиями, несмотря на увлечения Китаем действовал принцип несмешиваемости своего и чужого, неслиянного единства, гармонии Ва. Древнейшей национальной Японской религией является Синтоизм (Син – Бог, То – путь – ʼʼпуть Боговʼʼ). Верзовной богинœей синтоизма является Амотэрасу. В корне Синтоизма – культ предков и культ природы. В Синтоизме нет канонических книг, нет проповедников. У каждого храма собственные мифы, обряды, о которых священники других храмов могут и не знать. При этом, общая группа Синтаизских мифов записана в книге Кондзикий.

В начале в пустоте всœелœенной обитало божество центра неба. Далее появляются боги рождения и роста. Далее появляются 2 божества: Идзанаги (муж) и Идзанами (жен), они породили Японские острова и большинство божеств. Но однажды Идзанами, рождая бога огня, умерла от ожогов. Ее супруг хотел воскресить ее, но она разъяренная тем, что Идзанаги увидел ее обезображенный труп наслала на него полчище ведьм. Идзанаги убежал и начал рожать сам: Амотерасу и Имокаму (богиня освещающая небо). Ее брат – бог ветра, бог луны.

Одно из базовых функций синтоизкого ритула - ϶ᴛᴏ воздействие на природные силы, что должно обеспечить гармонию между природой и человеком.

В VI веке в Японию пришел Буддизм, а в VII в пришел дзен Буддизм. Понятие дзен внесло в буддизм крайне важно сть внутренней практики сознания, дзен – есть дух человека, раскрывающий в себе всю полноту божественности, иначе сказать - ϶ᴛᴏ дальнейшее развитие доктрины просветления. Духовная жизнь была направлена на поиски красоты окружающей природы, которая представлялась недолговечной, ускользающей, а потому – печальной, в связи с этим особое значение получила символика цветов, включенных в всœеобщий закон, закон Будды, что явилось духовным обоснованием искусства икебан.

Мастера икебана, обращаясь с цветами достигают состояния бесстрастия (медитации), живим цветам они могут предпочесть цветы мертвые. Жизнь и смерть – закон Будды. Хорошо увидеть красоту и в мертвом растении, самое большое искусство извлекать радость и красоту из обыкновенных вещей. Те же идеи повлияли на развитие Японской поэзии, владение стихом непременное условие для каждого образованного Японца. Так, к примеру, поэзия пронизывала всю деятельность так Китайского, так и Японского дворца. В Японии императора называли сыном Неба. Стихи пишутся обо всœем, что волнует душу. Цветение вишни или сливы, туман над рекой, луна, плывущая в облаках, пурпур осœенней листвы. Поэт вскрывает красоту природы, основанной на законе Будды, как бы растворяется в этой природы.

Слово обладает силой, у него есть душа, в связи с этим стихотворец является пророком, оракулом, предвидицем и сам император должен восторгаться благоухающими цветами, ночью светом месяца, придворным повелœевает слагать песни, поэтическое слово вскрывает душу каждой вещи, душу, которая есть и в цветке и в камне. Такое эмоциональное отношение к миру, ощущение грустного очарования вещей, окрасило всю культуру Хэян (VIII – XII вв). Это была эпоха расцвета лирической поэзии формы Танка (Пятистишное стихотворение). В его базе лежит стремление человека выразить сиюминутное впечатления от явления окружающей действительности. Рэнга (написанные строки) – стихотворение на две части и двое исполнителœей импровизируют в виде вопросов и ответов. Далее от него отпочковался жанр Хоку. Состоит из XVII слогов, суть его определяется с помощью понятие Аварэн (вздох). Это вздох радости или печали, восхищения или сожаления краткостью, мимолетностью мига, известным поэтом хоку стал дзенский монах Басё.

Тематика Японского искусство IX – XI веков преимущественно религиозное, в целом на искусству повлияло учение Сингон. Согласно которому, всœелœенная есть выражение сущности Будды. Художники изображают не только Будду, но и грозные японские божества, символизирующие различные силы природы. Право на изображение получило всœе отталкивающее, гротескное, так как всœе это рассматривалось, как проявление божественного в мире. Конечно, самобытным явлением является японский театр.
Размещено на реф.рф
Он тоже сложился под влиянием Китайцев в VIII веке. Появился театр Саругаку (обезьянье искусство). Он включил в себя разные потешные сценки, фокусы, жонглирование, пантомима. В XIV веке Саругаку превратилось серьезное мистериальное представление, центральным моментом которого было исполнение изящного женского танца под пение и музыку. Сначала такой театр назывался Саругаку Но. Это синтез народного фарса, философской драмы, поэзии, приемов военного искусства, танцев, пантомимы. Духовный смысл театра Но в раскрытии красоты реального мира и скрытой одухотворенной красоты. Актеры в данном театре только мужчины, здесь сложился набор амплуа (ролей), к примеру, старуха, демон. Οʜᴎ носили маски. Кто-то гримировался. Οʜᴎ пели особым искусственным тембром, или очень высоким голосом – писклявым, либо низким. Также в театре используется декламация (произнесение текстов на распев), жесты предельно скупы, условны. Рука, поднесенная к лицу, означала рыдание, в целом у зрителя оно должно являть возвышенные мысли и переживания.

Противоположностью театра Но, стал театр Кабуки. Те спектакли совмещали бытовые сцены и фарс. Маску носит только главный герой, исполняющий роль фантастического существа, остальные актеры применяли условный грим. К примеру, красная полоса на лице означали гнев. Такие спектакли отличались интригующим сюжетом и должны привлекать зрителœей сюжетом.

Большой популярностью пользовался и театр марионеток – театр Дзеури. Окончательное оформление он получил к XVII веке. Кукловоды находили прямо на сцене, в церемониальных костюмах, либо в костюмах в капюшонах с прорезями для глаз, ведущая роль принадлежит рассказчику, который ведет свою речь под аккомпанемент Самисена. Он говорит за всœех героев, в связи с этим он должен обладать даром перевоплощения. Кроме того в средние века сложилась жесткая структура японского общества, оно имело жесткую иерархию. Правитель – самураи – купцы – ремесленники – крестьяне. Самураи были привилигированным сословием, имели право носить 2 меча: длинное и короткие, обязаны управлять имением, к которому были и несли службу в охране замков. Принадлежность к самурайству передавалась по наследству, а некоторые самурайские фамилии вели свое происхождение от императорской семьи. Самурайская этика и образ жизни сложился как результат представления дзен буддизма и конфуцианства. Самурайская этика запечатлена в книге ʼʼПуть самурая ʼʼ. Истинная храбрость состоит по сути в том, что жить, когда правомерно жить, и умереть, когда правомерно умереть. Смерть следует из того, что надлежит делать самураю, и что унижает его достоинство. Следует взвешивать каждое слово и задавать себе вопрос: ʼʼПравда ли то, что собираешься сказатьʼʼ. Следующее правило явно напоминает нам Сиао: уважать правила ствола и ветвей, то есть человек, пренебрегающий правилам синовьей почтительности, значит он не самурай. Родители – ствол, дети – ветви. Самурай должен быть не только примерным сыном, но и верноподданным. Таким образом основными добродетелями являются верность, справедливость, мужество. Кроме того самурай должен изучать науки, уметь сочинять стихи и постигать чайную церемонию. Возле своего дома он обязан поставить чайный павильон, повесть картины и расставить чашки с нелакированным покрытием. Харакири – самоубийство самураев, оно связано с сохранением чести, и доказательством преданности господину, императору. Чтобы не сдаваться в плен, или это самоубийство во след смерти господина, или в случае поражения в войне, или если самурай совершил какой-то проступок и по решению родственников совершает Харакири. Так же, в случае если не может убедить господина в чем-либо. Хара – живот, душа, кири – резать… Харакири - ϶ᴛᴏ крайнее испытание.

Вплоть до XIX века культура оставалась традиционной. Только ко 2й половинœе XIX века Япония осознает, что нужно строить современную культуру и особое взаимоотношение человека и природы, личности и общества оказали стимулирующее влияние на развитие инновационной экономики. Японцы всœегда были склонны к заимствованию. Заимствуется европейская наука. В Японии всœегда был высок престиж образованности и образования. Кампания или фирма, принимая на работу человеку имеющего университетское образование, устраивают ему экзамен, ставя его на самую низкую должность, давая возможность пройти иерархию. Япония удачно соединяет инновационность и традиционность. Сохраняются такие качества – покорность власти, почтительность, исполнительность в отношениях на предприятиях, трудолюбие, национальные культурные черты японского характера проявляются в приверженности к коллективным формам организации труда, но при этом, коллективистская культура проявляется в склонности демократическим формам трудовой деятельности, всœе вместе и всœе одинаково. Японцы склонны сохранять традиционную этикетность, в связи с этим Японцы прежде чем начать работать идут по кофешкам, театрам, киношкам, барам, пабам, стрипклубам.

Культура средневековой Японии - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Культура средневековой Японии" 2017, 2018.

Национальная религия Японии – синто, синтоизм. Дословный перевод «синто» - «путь богов». Основу этой религии составляет культ предков и поклонение силам природы. Боги именуются ками. Ками (боги) незримо присутствуют везде. Говорят, что в Японии 8 млн. божеств. Люди произошли непосредственно от ками и могут переходить в разряд ками после смерти.

В синтоизме нет учения об аде, рае, страшном суде, о загробном мире. Синтоизм не обещает спасения в каком-то ином мире. Смерть рассматривается как неизбежное затухание жизненных сил, которые затем возрождаются вновь. Мир реальный рассматривается ими как самый лучший из миров. Идеалом считается гармоничное существование человека с окружающим миром, в духовном единстве. Человек рассматривается в синто как часть природы. Жизнью и всем с нею связанным необходимо дорожить (жизнеутверждающее мировосприятие). В синтоизме сохранились: тотемизм, фетишизм, магия.

Исполнение обрядов синто неотделимо от повседневной жизни японца с момента его рождения до самой смерти, просто в большинстве своем обряды не рассматриваются как проявления религиозности. Не требуется ежедневных молитв и частых посещений храма. Ничто не мешает синтоисту исповедовать любую другую религию или даже считать себя атеистом.

В VI в. н.э. в Японию проникает буддизм. Жизнеутверждающее мировосприятие оказало влияние на характер буддизма в этой стране. Большинство японских буддийских школ, в отличие от индийских и китайских, ориентируют человека на поиски спасения именно в его земной жизни.

Синтоизм и буддизм бесконфликтно сосуществовали, так как основа синтоизма – обрядность, а буддизм был сосредоточен на внутреннем мире человека. Ками были объявлены покровителями буддизма. Буддийское учение, в свою очередь, помогает японским богам спастись. На территории синтоистских храмов сооружались буддийские часовни и буддийские тексты читались непосредственно перед алтарем синтоистских святилищ. Затем, в синтоистских храмах появились изображения, заимствованные из буддизма. Так возникли смешанные синто-буддийские учения.

С IX в. до XIX в. буддизм являлся официальной государственной религией Японии.

VI –XII вв. – ранний феодализм. Этот период характеризуется в первую очередь развитием буддийского храмового зодчества и пластики.

Конец XII-XVI вв. – развитой феодализм. В этот период на основе творческого освоения художественного опыта стран Азии складываются уже более разнообразные самобытные формы японской живописи садово-парковой архитектуры, декоративно-прикладного искусства.

XVII- середина XIX в. – культура позднего феодализма. Бурный рост японских городов. Дворцовое и светское зодчество. В эту пору достигла своего наивысшего подъема гравюра на дереве, прославившаяся в странах Европы японское искусство.


Для японского средневекового искусства характерны черты, присущие всей средневековой культуре, - большая целостность мировосприятия, тесная связь с религиозными и нравственными идеями. Но в Японии эти черты приобрели свою неповторимую специфику.

Мерой всех вещей и источником вдохновения для средневековых зодчих, поэтов, живописцев являлась природа с ее естественной красотой и вечной изменчивостью. Культ природы, характерный для мироощущения всего древнего и средневекового Востока, приобрел в Японии свои оттенки.

Итак, VI-XII вв. – этот период средневековой Японии характеризуется развитием буддийского храмового зодчества.

Проникновение в Японию буддизма отразилось и на развитии японского искусства, в частности архитектуры. Японские буддийские пагоды, их «устремленные ввысь многоярусные кровли с тянущимися к самому небу шпилями создавали то же ощущение, что и башни готического храма. У японских храмов причудливо изогнуты кровли. Согласно одной из гипотез они восходят к формам древних ханских шатров народов Центральной Азии. А многоярусные крыши японских храмов и пагод перекликаются с образцами евразийского деревянного зодчества, в том числе с многоярусными, очень похожими на пагоды, деревянными колокольнями Закарпатья и Русского Севера. Видимо, и в архитектуре нельзя рассматривать Японию вне континента Евразии.

Начиная с VII в. получают распространение крыши с изогнутыми поверхностями и приподнятыми углами.

Японский храм, независимо от того, синтоистский он или буддийский, - это не отдельное здание, а целая система специальных культовых сооружений, подобно старинным русским монастырским ансамблям.

Старинные памятники архитектуры в Японии построены из дерева.

XIV – XVI вв. развивается замковая архитектура. Ее развитие было вызвано войнами и нестабильностью политической жизни. В XVII веке в Японии установилась централизованная система управления (сёгунат Токугава) наступил упадок замковой архитектуры и вновь получает развитие дворцовая архитектура.

Для традиционной японской архитектуры характерны сооружения из дерева с массивными крышами и относительно слабыми стенами. Возможно, это связано с теплым климатом и частыми, обильными и сильными дождями. Были выработаны рациональные конструктивные приемы, придающие дому красоту и удобство. Стены не имели опорного значения и постепенно были превращены в систему скользящих перегородок, которые могли легко раздвигаться или на холодное время заменяться боле плотными. Летом, в знойную погоду, стены могли исчезать, и тогда здание превращалось в единый зал, перекрытый широкой крышей, опирающейся на столбы. Вместо стекол на решетчатые рамы натягивалась белая бумага, не пропускающая в помещение яркий свет. Мебель почти отсутствовала. Пространственная пустота составляла основную эстетическую выразительность средневекового интерьера. Отшлифованный до блеска пол покрывался соломенными светлыми циновками – тата ми и служил и кроватью, и столом, и местом для сидения. Влажный климат предохранял дом от пыли. Обувь снималась у порога. Все необходимые вещи содержались в стенных шкафах. Каждый из немногочисленных предметов обихода приобретал в пустом помещении особую значимость, организуя вокруг себя все внутреннее пространство.

У японцев ансамблевый характер зодчества, основанный на неразрывном слиянии дома и храма с природой.

Непременная принадлежность японского дома, храма, дворцового ансамбля – пейзажный или философский сад. Пространство сада рассчитано, главным образом, на восприятие его изнутри дома. И японский сад невозможно окинуть взглядом сразу. Японские сады созданы мастерами дзэн-буддизма. Нигде в мире сады не кажутся более таинственными и символическими, чем есть в Японии. Каждый человек, созерцающий сад, может «вычитывать» из него самое разное содержание.

Японский философский сад отличается «сухостью». Он вообще не напоминает сад в обыденном понимании. Сад представляет из себя небольшую, размером 30 х 10 м, плоскую прямоугольную площадку, покрытую белым гравием, среди которого группками асимметрично расположены камни (их всего 15). Поверхность гравия не гладкая, а как бы волнистая, она «распахана» на тонкие бороздки, а каждая группа камней обрамлена зеленым мхом. Композиция сада лишена всяких второстепенных напластований. Детали, из которых сконструирован сад, тщательно отобраны и доведены до предельного минимума. Сад обнесен невысокой глинобитной изгородью, за которой высятся кроны деревьев. Почему сад философский? Потому что в нем в предельно концентрированном виде выражена глубокая философская идея о вечности мира в его бесконечном разнообразии. Сад уже в своей натуре символизирует вечность мира. В нем нет ничего изменяющегося – растущего и увядающего. Он неизменен во все времена. Материалы, из которых скомпонован сад, - вечные и неотъемлемые атрибуты мира. С другой стороны, философский сад, благодаря своему ассиметричному расположению и в зависимости от времени и точки созерцания, каждый раз для зрителя предстает по-новому, воспринимается по-разному: меняется время от времени цветовая палитра окружающих сад деревьев. Меняется густота отбрасываемой тени, меняется освещенность гравия и камней. Сад неодинаков в полдень при ярком свете и вечером во время его заката, в лунную ночь и в туманный или дождливый день.

Красоту сада каждый раз зритель находит новой или, по крайней мере, обновленной. Он открывает зрителю полный простор воображению. Тем самым сад не только символизирует вечность мира, но и его бесконечное многообразие и изменчивость.

Для японской культуры, как и для всей культуры Востока, характерна символизация. Критерий традиционного японского представления о красоте именуется «югэн». Он воплощает в себе мастерство намека или подтекста, прелесть недоговоренности, то есть символизирует красоту того, что «под и за текстом», «за пределом сказанного». Символический смысл искусства открывает возможность вслушаться в несказанное, вникнуть и любоваться невидимым.

В дзэн-буддизме есть учение о вечной изменчивости мира. Поэтому даже в искусстве следует избегать завершенности. Как учит дзэн-буддизм, нельзя дойти до полного совершенства иначе, как на мгновение, которое тут же «растворяется» в потоке перемен. Поэтому в искусстве не может быть вершины, не должно быть точки покоя. Совершенствование прекраснее, чем совершенство, завершение полнее олицетворяет жизнь, чем завершенность. Больше всего способно поведать о красоте то произведение искусства, в котором не все договорено до конца.

Хайку – это трехстишия, в которых в предельно сжатой форме содержится поистине бездонный подтекст. Стиль хайку имеет 17 слогов (5-7-5). Родоначальником этого поэтического жанра является Басё (XVII век).

Дыхание ветра

Из белой тучки

Плетет ковер.

Когда я внимательно всматриваюсь

Я вижу цветущую назуна (цветок)

Около изгороди!

Словно нанизаны на шест –

Прошлый год,

Этот год.

Об осени:

Гляжу – опавший лист

Опять взлетел на ветку…

То бабочка была.

Торговец веерами

Принес вязанку ветра –

Ну и жара!

Нанизывать, проходить насквозь. Шест, на который нанизаны годы, или проходящий сквозь годы, – символ вечности мира и годы, безвозвратно уходящие в прошлое – символ изменчивости, скоротечности жизни.

Юген лежит не только в основе хайку. Им полон жанр «сумие» - живопись намеков и недомолвок, где сделанные черной тушью на мокрой бумаге картины словно проявляются сквозь туман, будто играют как миражи.

25. Крито-микенская культура в мифах и археологических исследованиях

Греческая цивилизация охватывала южную часть Балканского полуострова, острова Эгейского моря и западное побережье Малой Азии. История Древней Греции делится на два больших периода:

II. История собственно Греции, которая включает в себя:

1) эгейский или крито-микенский период (III-II тыс. до н. э.)

2) гомеровскую Грецию (XI-IX вв. до н. э.)

3) архаическую Грецию (VIII-VI вв до н. э.)

4) классическую Грецию (V-IV вв. до н. э.)

II. История эллинизма (конец IV-I вв. до н. э.)

Эгейская или крито-микенская культура сформировалась на острове Крит, на юге Балканского полуострова (на Пелопоннесе), на островах Эгейского моря и на Западном побережье Малой Азии и развивалась в III-II тыс. до н. э.

В ходе раскопок в последней трети XIX века на острове Крит и на материке (на Пелопоннесе) были обнаружены самые древние остатки греческой цивилизации. Источником для поисков послужили мифы. Немецкий археолог Генрих Шлиман ещё в детстве прочитав Гомера “Илиаду” и “Одиссею”, увлёкся их волшебными историями и поверил в то, что описанные в них события – чистая правда, что Троя и Микены – это реальные города, а не выдумка. Г. Шлиман прошёл долгий и тяжёлый путь к цели. После многих неудач ему посчастливилось. На холме Гиссарлык в Малой Азии он нашёл “священную Трою” и бесценный клад, состоящий из нескольких тысяч золотых предметов – украшений, чаш, которые он назвал кладом царя Приама. После успеха с открытием Трои Шлиман приступил к раскопкам на Балканах (пол-в Пелопоннес). Он искал древние города Микены и Тиринф. Эти города упоминались в поэме Гомера. И здесь Шлиману посчастливилось. Археологи не только раскопали Микены, но и открыли царские погребения, вырубленные в скале, где среди массы изделий особый интерес представляли тонкие золотые пластины, покрывавшие лица умерших, и сохранившие черты портретного сходства. Открытия Шлимана положили начало изучению так называемого микенского периода.

Параллельно с раскопками Г.Шлимана английский археолог Артур Эванс вел раскопки на о.Крит., в ходе которых была открыта миру архитектура и живопись Кносского дворца-лабиринта. Площадь этого дворца составляла 16000 м 2 , 300 помещений. А.Эванс поставил вопрос о связи критского искусства с искусством Древнего Востока, прежде всего Египта.

Очень интересна культура о. Крит.

Остров Крит – древнейший очаг цивилизации в Европе. Он расположен на одном из самых оживленных перекрестков Средиземноморья и в древности культура Крита испытала на себе влияние разнородных культур (Ближнего Востока, Египта, Месопотамии; Балканской Греции).

Еще Гомер указывал, что на Крите было более 90 городов. Города на Крите боролись между собой. Среди них выделялся г. Кносс.

Мощь Крита простирала свое влияние и на материк. При царе Миносе в Кноссе был построен дворец-лабиринт. Этот дворец заставляет вспомнить греческий миф о лабиринте, легенду о Тесее и Минотавре. Согласно мифу, на Крите когда-то царствовал Минос. По его приказу был построен подземный лабиринт, и никто не мог оттуда выбраться. Там обитало чудовище Минотавр – полубык-получеловек, рожденный женой Миноса от быка, подосланного Посейдоном. Афиняне платили Миносу дань. Каждый год (или раз в несколько лет) они посылали на съеденье Минотавру 7 юношей и 7 девушек. Афинскому герою Тесею удалось убить Минотавра и самому выйти из лабиринта с помощью клубка ниток. В древних мифах не все вымысел.

Обширный материал, собранный археологами во время раскопок в Кносском дворце позволяет составить наиболее полное представление о Критской цивилизации периода ее наивысшего расцвета. В Кносском дворце была хорошо продумана система вентиляции и освещения, водопровод и канализация.

Стены Кносского дворца-лабиринта были покрыты многочисленными фресками, фрагменты которых хорошо сохранились до нашего времени. Искусство Крита сходно с египетским. Фигуры людей изображались по типу египетских: плечи, грудь и глаз даны в фас, лицо и ноги в профиль. В кносском дворце обнаружены фрески с изображением растений, птиц, осьминогов. В тронном зале на стене изображены грифоны – мифические существа с львиным туловищем, орлиными крыльями и головой орла. У них длинные лебединые шеи, львиный хвост, поднятый кверху, и оканчивающийся завитком. Они окружены цветущими лилиями и кажутся не чудовищами, а беспечными обитателями райского сада, и производят другое впечатление, нежели суровые и грозные египетские сфинксы. Встречаются изображения быка мирно пасущегося, разъяренного, летящего галопом. Бык - бог разрушительных сил природы, землетрясения. На Крите был распространен культ быка.

Археологами найдены великолепные расписные вазы, украшенные изображениями осьминогов и других морских животных, сосуды из камня в виде головы быка, ювелирные изделия: золотые перстни и резные печати из драгоценных камней. Критская письменность до сих пор не расшифрована.

В середине XV в. до н. э. Крит достиг наивысшего могущества. И в это время в центре Эгейского моря на о.Ферра произошло грандиозное извержение вулкана, а затем сильное землетрясение. Следы цивилизации найдены на морском дне. Катастрофа постигла и остров Крит. Гибель цивилизации – понятие относительное. Оставшиеся в живых стали перебираться в Малую Азию, на Ближний Восток, в Египет. Оставшиеся на Крите вновь начали строить дома, дворцы. Но их творения так и не обрели былой красоты и совершенства. Постепенно следы катастрофы исчезли, и на Крит с Балкан стали проникать ахейцы. Но ахейский Крит так и не достиг былого могущества.

После катастрофы на Крите центр эгейской цивилизации перемещается на юг Балканского полуострова (на Пелопоннес), где жили ахейцы. Главным очагом культуры теперь становится г. Микены. Микенская цивилизация стала вести завоевательную политику. Создается морская держава, развивается кораблестроение, торговля со странами Востока. На Эгейских островах ахейцы-микенцы встретились с сильной державой – Троей. Война с Троей длилась 10 лет. Греки хитростью захватили и уничтожили этот город, что привело к возвышению Микен. Микенцы многое позаимствовали у критян, но их культура отличалась своеобразными чертами. В Микенах архитектура была не дворцовая, а оборонная, с мощными оборонительными сооружениями (высота стен 7,5 и толщина 4,5 м.). Микенская цивилизация оставила после себя кубки, великолепно украшенное оружие, золотые маски из шахтовых гробниц, письменность, которая была расшифрована в 1953 году. Они говорили на греческом языке, только более архаичном.

На рубеже XII-XI вв. до н. э. ахейцев потеснили греческие племена – дорийцы. Дорические племена передвигались с севера Балканского полуострова, со своих мест, на юг. Дорийцы оказались сильнее ахейцев в военном плане и заняли весь Пелопоннесский полуостров, остров Крит и другие острова. В Пелопоннесе они основали г. Спарту. Новые хозяева находились на стадии родового строя, и произошёл шаг назад в общественном и культурном развитии древних греков. Так наступил следующий этап в развитии истории и культуры Древней Греции, который называется гомеровским, по имени слепого певца Гомера.

Китайская культура обладает яркой самобытностью, как и культура Индии. Сравнительно с индийской, китайское искусство выглядит более с д е р ж а н н ы м и с т р о г и м. Китайская деревянная архитектура привлекает своей легкостью, ясностью пропорций, нарядностью узорчатой резьбы и плавностью изогнутых крыш. В отличие от многих стран, архитектура Китая и Японии до сих пор сохранила ее своеобразность, неповторимость. Искусство Китая служило образцом для сопредельных стран - Японии, Кореи, Вьетнама.

Архитектура. В начале средневековья Китай был раздроблен междуусобицей на множество мелких государств. Однако в пору развитого средневековья (7 - 13 век) Китай объединил свои земли в два новых государства - Тан и Сун, которые оставили после себя блестящий след культурных достижений. Высокого взлета достигли разнообразные области творчества - архитектура и живопись, скульптура и декоративно-прикладное искусство, поэзия и проза. Искусство Танского и Сунского государств несколько отличается друг от друга. Архитектуре Танского государства присущ дух ясной гармонии, праздничности и спокойного величия форм. В период Тан окончательно сформировался тип жилой и храмовой постройки, одновременно простой и нарядной. Дворцы и храмы возводились из дерева по единому принципу на глинобитных, облицованных камнем платформах.Основой зданию служил каркас из опорных столбов, покрытых красным лаком, поперечных балок и сложных узорчатых резных кронштейнов, которые, опираясь на балки, облегчали давление двойных и тройных крыш на здание. Широкие черепичные крыши с плавно изогнутыми и приподнятыми вверх краями не только защищали здание от зноя и проливных дождей, но и придавали ему красоту и легкость. Эти сооружения парили над городом, как распластанные крылья птицы. Недаром на углах крыш помещали керамические фигурки, изображающие птиц и крылатых зверей - охранителей.

Сунская архитектура отличается большей сложностью, появилось множество архитектурных деталей, удачное сочетание архитектуры с природой. Пагоды стали выше, усложнились в своих планах и декоративном убранстве. Появилось стремление к легкости и изяществу архитектурных форм. Отличительной особенностью японской средневековой архитектуры является простота, рациональность и небольшие размеры. Но при этом сохранялась неповторимая выразительность каждого здания, дополнявшаяся красотой живой природы. Главным строительным материалом служило дерево. Из него возводились дворцы и храмы, разнообразные жилые и хозяйственные постройки. Они создавались по единому принципу. Основой являлся каркас из столбов и поперечных балок. При землетрясении они колебались, но выдерживали подземные толчки.

Архитектура Китая и Японии - наиболее древняя и своеобразная в мире. Зодчество обеих стран сохранило особенности китайского стиля вплоть до XIX века. Основная идея китайско - японской архитектуры - » растворить» здание в природе, разместив его в садовом ансамбле.

Это легкие павильоны из деревянных балок. Внутреннее пространство от окружающего мира отделяют лишь раздвижные стены. Дом имеет только одно помещение, которое в случае необходимости делится перегородкой или ширмами. Объем дома определяется количеством м а т о в из тростника, или соломы, лежащих на полу - они называются т а т а м и. Внутри находятся передвижные перегородки, а также «одо» - полированные деревянные стойки, на которые опирается крыша. Легкие передвижные «с ё д з и « - стены -ширмы, также как и татами, снимаются со своих мест для чистки. Снаружи вокруг дома - т е р р а с ы - на тонких, широко расставленных столбах, над которыми высокая кровля. Кровля террасы и крыша самого здания кирпичные, широкие, они имеют и з о г н у т у ю по краям форму, что легко отличает китайский стиль в архитектуре. Японские дома отличаются от китайских лишь тем, что в нем нет постоянной мебели. Вещи приносят и уносят по мере надобности. Поэтому дом выглядит просторным и пустым.

С давних времен японцы любят украшать свои дома ц в е т о ч н ы м и к о м п о з и ц и я м и - "И к э б а н о й" .

Как и в Китае, в Японии даже возле самого маленького домика всегда имеется с а д и к, в котором могло расти одно деревце вишни-сакуры, несколько красивых цветов и камни. Японцы особенно любили смотреть на свой садик и "созерцать"...

Господствующая религия в Китае и Японии - б у д д и з м. Поэтому в эпоху средневековья были построены буддийские храмы, а также величественные, кирпичные и каменные буддийские б а ш н и - п а г о д ы. Пагоды строили многоярусными, высокими, как бы устремляющимися в небо.

Дворцы, храмы и пагоды богато украшали скульптурой, которая достигла высокого расцвета. Во множестве изображались статуи Будды, отличающиеся спокойной важностью позы, достоинством лиц и жестов, мягкими округлыми линиями. Изображались и другие разнообразные сюжеты: свирепые стражи, стоящие у входа с занесенной булавой; полные земной красоты фигуры знатных жертвователей. Из глины и дерева в Японии большое место занимала м и н и а т ю р н а я с к у л ь п т у р а - "нэцке"

Необычайного расцвета в эпоху средневековья в Китае, а затем и в Японии, достигла живопись.Именно живопись донесла до нас поэтический восторг перед красотой природы, которым жили многие поколения людей в средневековом Китае.В живописи нашли отражение и красота природы, и быт горожан.

Художники расписывали стены дворцов и храмов, создавали миниатюрные композиции на в е е р а х, на ширмах. На многометровых горизонтальных свитках изображали сцены городской и дворцовой жизни, пейзажи, портреты, бытовые сцены, сюжеты из легенд. Свитки вначале делали из шелка, а позднее - из бумаги.

Уже в VIII веке наряду с минеральными красками китайские художники стали применять ч е р н у ю т у ш ь, поэтому изображения были не только разноцветными, но и тоновыми. Большое место в живописи занимал пейзаж, называемый в средние века «шань - шуй» - (горы - воды). Популярным мотивом в живописи были также темы » цветы - птицы » и » растения - насекомые «. С необычайным изяществом художники изображали то птичку на ветке, то резвящихся козлят, то стрекозу на широком листе лотоса.