Восточная Европа (Украина, Белоруссия, Молдавия): общая характеристика региона. Культура молдавии

Традиции и обычаи жителей молдавской земли, уходящие своими корнями глубоко в прошлое, свято хранятся и передаются из поколения в поколение.

Гостеприимство является отличительной чертой молдавского народа. Гостей принято встречать хлебом - солью и стаканом доброго вина.

Каждое селение Молдовы чтит определённого святого, который является их покровителем, и в связи с этим отмечают Храм села/города.

В этот день во всех домах наводится чистота и накрываются столы.

Хозяйки готовят вкусные блюда : сэрмэлуце молдовенешть (голубцы), кырнацеи, мититеи , вертуты, плацинды, мамалыгу , брынзу и многие другие.

Хозяин достаёт из погреба - крамы свои лучшие вина и угощает родных и знакомых.

В национальной игре трынте определяется сильнейший, который получает главный приз - барана. Объединяет всех хора - коллективный танец.

Столичный Кишинёв празднует свой день рождения на Покров Божией Матери – 14 октября.

С утра во всех храмах проходят богослужения, а затем на улицах города устраивают празднества.


В эти же дни – второе воскресенье октября – в Молдавии официально узаконена национальная традиция отмечать День вина .

Угостить своим молодым вином на центральную площадь съезжаются виноделы со всей страны и на конкурсе определяется лучший.

Поучаствовать в этом празднике съезжаются гости со многих стран мира.

Осень в Молдове богата не только на урожай, но и на свадьбы. Многие молодожёны предпочитают создавать семьи именно в это время года.

Обычаи молдавской свадьбы направлены на создание крепкой семьи, с этой целью молодожёны выбирают посажёных родителей – нанаша и нанашку, для которых они становятся финами. В дальнейшем нанаши - наставники молодой семьи, а те в свою очередь должны прислушиваться к их советам, навещать, поздравлять с праздниками.

Ритуал дарения подарков молодожёнам, согласно народной традиции, называется – Маса Маре (Большой Стол). Каждый гость с поздравлениями и пожеланиями объявляет во всеуслышание о своём подарке. Пример подают посажёные родители и, как правило, дарят самый значимый подарок.

С рождением ребёнка – Молдавия, в основном, православная страна – его крестят, выбрав крёстных родителей и отмечают кумэтрию (крестины) . Все кумовья, а их может быть до 50 человек, получают от родителей калачи и в свою очередь дарят малышу подарки.

Издавна всех молдаван объединяет праздник Мэрцишора , который отмечают с приходом весны – 1 марта. Все от мала до велика дарят друг другу красно-белые украшения ручной работы в виде двух сплетённых нитей с цветочками на конце.

Мэрцишор носят в течении месяца, прикрепив к одежде, на левой стороне груди. В конце месяца его снимают, загадывают желание и вешают на дерево.

В общенациональные праздники, отмечаемые во многих странах мира, молдавский народ добавил свой колорит. Так в первый день Нового года в домах принято разбрасывать зерно, как символ будущего богатого урожая;

, Украина и России , а также других соседних с Молдовой стран.


1. История

Развитие культуры Молдавии тесно связан с историей страны. На нее повлияло румынские корни, что эпохе II века нашей эры, период Римской колонизации Дакии . Вследствие этого большинство населения Молдовы, молдаване , имеют общую этническую принадлежность с румынами . Становления собственно молдавской культуры произошло в средние века с возникновением Молдавского княжества . Она формировалась в условиях контактов с восточнославянским и древнерусским населением, а также соседства и владычества Османской империи . Течение XIX века территория современной Молдавии была освобождена от османского и включена в Бессарабскую губернию , что наложило свой ​​отпечаток на культуру. После Октябрьской революции Бессарабия отошла к Румынии на 22 года, а на левом берегу Днестра была образована Молдавская АССР , вследствие чего время развитие культуры в них складывался по-разному. В годы существования МССР началось бурное развитие культуры, была создана киностудия "Молдова-фильм", развивалась наука и т. д. Развал СССР и обретения независимости привели к выходу на первый план национальных мотивов в современной культуре Молдовы.


1.1. Средние века

В течение многих столетий после ухода римлян в году нашей эры, население сегодняшней Молдовы не обладало собственной государственностью, находилось под влиянием Византийской империи и соседних славянских , а также венгерских народов, а позже и под длительным турецким игом.

Местное население начало идентифицировать себя под названием "Молдова" до четырнадцатого столетия, но продолжило поддерживать близкие культурные связи с другими Дунайских княжеств. Одним из древних источников, удостоверяющих появление этнонима "Молдаванин" , является пасторальная баллада "Миорица". Другим примером молдавской средневековой творчества является "легенда об основании Молдавского княжества". Были распространены дойны, Колинда, уретуры, сноавы, многие из которых сохранилось и до наших дней. Большинство населения средневековой Молдовы исповедовали православие , что обусловило культурные связи с другими православными народами, которые проживали на территории современной Украина . Византийско-южнославянская письменность повлияла на молдавско-славянские летописи, Польский же историография оказала влияние на официальное летописание, что осуществлялось под патронатом молдавских хозяев.

Церковь монастыря "Хинку"

Поскольку развитие культуры проходил в Молдавском княжестве в условиях феодального общества , можно выделить культуру господствующего класса, представленную письменными памятниками и народную культуру, нашедшая отражение в фольклоре и в обустройстве быта . Формирование идейной направленности средневековой культуры Молдовы проходило в два этапа. В первый, доосманський период (XIV - первая половина XVI в.) В культуре проявляется идеологическая необходимость создания крепкой централизованной и независимого государства. Период империи характеризуется развитием идеи борьбы за свержение турецкого ига и обретения независимости.

С средневековых молдавских летописцев известные Григоре Уреки, Мирон Костин и Николай Костин.

Первые книги (в виде религиозных текстов) появились в Молдове в середине XVII столетия при хозяине Василии Лупу с участием митрополита Варлаама и с помощью Москвы , Киев и Львова , откуда было завезено оборудование для книгопечатания и бумага.


1.2. XIX века

Начиная с девятнадцатого века, начинается офранцуження румынской литературы и искусства, обогатило культуру и приблизило ее к общеевропейской. Такой процесс проходил и в Запрутский Молдове , входившей в состав Румынии , однако в Бессарабии он происходил значительно медленнее.

После присоединения Бессарабии к России связь с Запрутский Молдовой, оставшейся под владычеством Османской не был полностью прерван. Например, это проявилось в художественной литературе. В XIX веке творили такие писатели, как Георге Асаки, Александру Донич, Константин Негруцци, Алику Руссо, Михай Когелничану, Василе Александри, Константин Стамати и многие другие. Молдавском языке были переведены произведения Державина, Жуковского , Лермонтова , Карамзина , Пушкина .

Во второй половине XIX века дебютируют Ион Крянгэ, Михай Эминеску, Богдан-Петричейку Хашдеу.


1.3. Бессарабия в составе Румынии

После присоединения к Румынии образование была реорганизована на основе румынской системы. С по год количество начальных школ выросла с 1564 до 2188, однако число средних школ напротив сократилось почти вдвое - с 76 в году до 39 в 1940 году. К середине -х годов наблюдался рост количества профессиональных школ, но их число сократилось с 55 в году до 43 в году. В по румынским переписи неграмотными оставались более 72% населения, среднее образование имели 86,3 тыс. человек (3,02%), выше - 10,8 тыс. (0,3%).


1.4. Молдавская АССР

Из негативных тенденций межвоенного периода следует отметить закрытие церквей, что сопровождалось уничтожением или потерей многих церковных документов. Была распространена критика буржуазного национализма, проводились преследования части писателей, ученых и деятелей культуры, объявленных буржуазными.


1.5. Молдавская ССР

Хотя Советская власть развивала образование, она также делала все, чтобы разорвать культурные связи региона с Румынией. Много этнически румынских интеллектуалов или эмигрировали, или были убиты , или сосланы во время или после Немецко-советской войны , безусловно привело к ухудшению культурной ситуации в Молдове. Чтобы восполнить потери, советская власть развивала городские, культурные и научные центры и учреждения, которые были впоследствии заполнены российскими и другими не-румынскими этническими группами.

Сразу после присоединения Бессарабии к СССР в июне года Советская власть взяла на себя ответственность за обеспечение общей бесплатного образования. Была создана сеть учреждений народного образования, печати, книгоиздания, культпросветработы, физкультуры и спорта. К года в Молдавской ССР работало 1896 школ, в 70% из которых обучение велось на молдавском языке. В 1940-41 гг более 100 тысяч школьников получили бесплатно одежду и обувь. Количество учителей выросла за год почти вдвое. Осенью 1940 года были созданы союзы писателей, композиторов, архитекторов и художников, образована государственная филармония, созданы три новых театра, оперную студию. В 1940 году было выдано 138 книг тиражом 1,5 млн, из которых 1,2 млн - на молдавском языке. Получалось 56 газет и 3 журнала.

Развитие культуры был прерван Немецко-советской войной , однако после окончания войны началось бурное развитие, в результате чего культура стала достоянием широких масс населения.

Именно во времена МССР началось становление кинематографа в Молдове. Была создана киностудия "Молдова-фильм", выпускавшей несколько полнометражных художественных фильмов в год, не считая документальных и мультипликационных фильмов.

В советский период развивалась и культура гагаузов , компактно проживающих в южных районах Молдовы. Была создана азбука на основе кириллицы , издавались словари, школьные учебники, книги: "Легенданин изи" (Следует легенд ), "Узун керван" (Длинный караван ), "Жанавар йортулары" (Святая волка ) и многие другие.


1.6. Музыка

В 1940 году в Кишиневе были открыты государственная консерватория, филармония, музыкально-драматический театр, средняя музыкальная школа. В состав филармонии вошли симфонический оркестр, хоровая капелла "Дойна", а также группа эстрадных артистов. Осенью того же года была проведена первая олимпиада художественной самодеятельности. В 1940 году был организован джазовый оркестр под руководством Шико Аранова в годы Немецко-советской войны выступал в воинских частях и госпиталях. На годы войны пришелся плодотворный период творчества молдавского композитора Штефана Нягы. В году он написал симфоническую сюиту "Молдавия", в 1943-44 гг - "Дойна" для колоратурного сопрано в сопровождении фортепиано и концерт для скрипки и симфонического оркестра, в - "Поэму о Днестре", посвященную борьбе молдавского народа против захватчиков. Ему же принадлежат хоровые произведения на стихи Емелиана Букова "Хора победы" и "Несем на знаменах победу". В жанре патриотической песни работали Д. Г. Гершфельд, С. Б. Шапиро и другие.

После войны возобновили свою деятельность музыкальные коллективы, началось бурное развитие музыки. Штефан Няга создает кантаты "Штефан Великий" (1945), "Бессарабке" (1947), "Юбилейная" (1949), ораторию "Песнь возрождения" (1951). Евгений Кока создает струнные квартеты, симфоническую поэму "Кодры" (1948), ораторию "Песнь о Котовском" (1950), композицию "Новая Дойна" для голоса с оркестром народных инструментов. Приобретают популярность такие композиторы, как Л. С. Гуров, С. М. Лобеля, В. Р. Загорский, В. Л. Поляков, Г. С. Няга, П. Б. Ривилис, Н. И. Маковый, Т. В. Кирияк.

В жанре инструментального концерта работают Д. Р. Гершфельд, Д. Р. Федов, А. Б. Муляр, С. М. Ткач, Е. Д. Дога. Молдавские композиторы советского периода создают многочисленные рапсодии, сюиты, баллады, обработки молдавских народных песен, музыку для детей, романсы. Большое внимание уделяется развитию хорового искусства.

Не обойдены стороной жанры оперы и балета. Популярность приобрела молдавский историко-легендарная опера "Грозован" () Давида Гершфельда на либретто В. А. Руссо. Опера Гершфельда "Аурелия" (1958) посвящена защитникам родины в Великой Отечественной войне. Опера А. Г. торчу "Сердце Доминики" () повествует о борьбе подпольщиков Бессарабии за воссоединение с Советским Союзом. Е. Л. Лазарев создает оперы "Клоп" (1963) по пьесе Владимира Маяковского , "Революцией призванный" (1970), "Дракон" (1976) по сказке Евгения Шварца, радиооперу "Голуби в косую линейку" (1976). Признание публики получают балеты "Рассвет" В. Г. Загорского (1959), "Сломанный меч" (1959), "Призраки" (1959), "Антоний и Клеопатра" (1965), "Арабески" (1970) Е. Л. Лазарева, "Радда" Д. Г. Гершфельда (1975), "Перекресток" В. Г. Загорского (1974).

В советский период большое внимание уделялось развитию музыкального образования. В году был создан государственный институт искусств имени Г. В. Музическу, работали три музыкальные училища, более 50 детских музыкальных школ, средней специальной музыкальной школы-интерната.

Большой популярностью пользовались академический ансамбль народного танца "Жок" , оркестр молдавских народных инструментов "Флуераш", ансамбль "Кодру", группы "норок", "Контемпоранул", "Оризонт", "Плай".


2. Современная Молдавия

2.1. Исторический очерк

Развал СССР и обретения независимости сопровождались объявлением румынского языка как единственного официального, переводом письменности на латинскую основу, введением курса "Истории румын" в школьную программу и другими подобными преобразованиями, частично послужили причиной приднестровского конфликта. В году был опубликован декрет президента, согласно которому в году предусматривалось проведение экзамена на знание государственного языка для госслужащих, причем экзаменаторам предоставлялось право решать вопрос об освобождении любого работника. Позже парламент Молдовы отложил языковую аттестацию. В году была принята новая конституция, согласно которой официальным языком страны объявлялась молдавский, а гражданам предоставлялось право выбирать язык обучения детей.


2.2. Строительство церквей

Конец XX - начало XXI века характеризуется массовым восстановлением храмов, соборов, церквей и монастырей: Каларашовський монастырь, Каприянський, Хинку , Кафедральный собор Кишинева и многие другие. Одновременно с приходом к власти были восстановлены и снесены ранее памятники Ленину в ряде населенных пунктов страны, реставрируется и мемориал воинам, павшим в Великой Отечественной войне.

Большой наиболее


2.3. Кинематограф

После распада СССР из-за недостатка средств деятельность киностудии "Молдова-фильм" резко сократилось. Новые фильмы после года практически не выпускаются. Если и выпускаются, то обычно это малометражные короткие фильмы.

2.4. Музыка

Молдавская музыка имеет глубокие национальные традиции. Для нее характерно использование таких народных музыкальных инструментов как наиболее, флуер и др.. В последние десятилетия получают развитие современные музыкальные направления. В стране и за ее пределами становятся известными музыкальные рок-коллективы "Zdob СИ Zdub" и "Гиндул Мицей", а также поп-певцы Аура, Рики Артезиан и др.. Клеопатра Стратан - дочь молдавского певца Павла Стратан, занесена в книгу рекордов Гиннеса как самая молодая эстрадная певица. Начала выступать на сцене в году в возрасте трех лет. В последние годы Молдова активно участвует в конкурсе европейской песни - "Евровидении" . В году за Молдову выступала группа "Zdob СИ Zdub", в 2006 - Наталья Гордиенко и Арсениум.

История

Развитие культуры Молдовы тесно связано с историей. На неё повлияли романские корни, уходящие ко II веку нашей эры, к периоду римской колонизации Дакии. Вследствие чего большинство населения современной Молдавии, молдаване, будучи потомками переселенцев в этот регион из-за Прута (начиная с XIV в.), имеют общую этническую принадлежность с румынами.

Становление молдавской культуры произошло в Средние века с возникновением Молдавского княжества. Она формировалась в условиях контактов с восточнославянским (древнерусским) населением, а в дальнейшем в условиях владычества Османской империи.

В 1812 г. территория современной Молдовы была освобождена от османского господства и включена в Бессарабскую губернию Российской империи , что оказало большое влияние на развитие культуры региона.

После Октябрьской революции в 1918 г. Бессарабия отошла к Румынии на 22 года, а на левом берегу Днестра была образована Молдавская АССР, вследствие чего некоторое время развитие культуры в них складывалось по-разному.

В годы существования МССР началось бурное развитие культуры, была создана киностудия «Молдова- фильм» , развивалось образование и т. д. Распад СССР и обретение независимости привели к усилению национальной молдавской составляющей в современной культуре Молдавии.

Средние века

Местное население стало идентифицировать себя широко под названием «молдаване» к четырнадцатому столетию. Одним из старейших источников, удостоверяющих появление этнонима «молдаванин», является пасторальная баллада «Миорица» .

Другим примером молдавского средневекового творчества является легенда об основании Молдавского княжества. Были распространены дойны, колинды, урэтуры, сноавы, многие из которых сохранились и по сей день.

Большинство населения средневековой Молдавии исповедовало православие , что обусловило культурные связи другими православными народами, проживавшими на территории современной Румынии и Украины.

Византийско-южнославянская письменность повлияла на молдавско-славянские летописи, польская же историография оказало влияние на официальное летописание, осуществлявшееся под патронажем молдавских господарей.

Так как развитие культуры проходило в Молдавском княжестве в условиях феодального общества, можно выделить культуру господствующего класса, представленную письменными памятниками и народную культуру, нашедшую отражение в фольклоре и устройстве быта.

Формирование идейной направленности средневековой культуры Молдавии проходило в два этапа. В первый, доосманский период (XIV - первая половина XVI вв.) в культуре проявляется идеологическая необходимость создания крепкого централизованного и независимого государства.

Османский период характеризуется развитием идеи борьбы за свержение турецкого ига и обретение независимости.

Из средневековых молдавских летописцев известны Григоре Уреке, Ион Некулче, Мирон и Николай Костин.

Первые книги (в виде религиозных текстов) появились в Молдове в середине семнадцатого столетия при господаре Василе Лупу при участии митрополита Варлаама и с помощью Москвы, Киева и Львова, откуда были завезены оборудование для книгопечатания и бумага.

XIX век

После присоединения Бессарабии к России связь с запрутской Молдовой, оставшейся под османским владычеством, не была полностью прервана.

Особенно это проявилось в художественной литературе. В XIX веке творили такие писатели, как Георге Асаки, Александру Донич, Константин Негруцци, Алеку Руссо, Михай Когэлничану, Василе Александри, Константин Стамати и многие другие. На молдавский язык были переведены произведения Державина, Жуковского, Лермонтова, Карамзина, Пушкина.

Начиная с девятнадцатого столетия, начинается офранцуживание румынской литературы и искусства , что обогатило культуру и приблизило её к западноевропейской. Данный процесс проходил и в Запрутской Молдове, входившей в состав Румынии, однако в Бессарабии он шёл в гораздо меньшей степени.

В течение 1812-1917 гг, когда Бессарабия в состав Российской империи, молдавская культура почерпнула многое из русской культуры .

Если до 1812 года в Бессарабии не было широко распространено светское образование, то после 1812 года стала складываться государственная система образования: начали открываться начальные школы, уездные училища и гимназии во всех уездных городах. К 1858 году в Бессарабии действовало около 400 школ всех типов, где обучалось более 12 тысяч учеников.

Несмотря на широкую сеть учебных заведений, грамотность в крае оставалась довольно низкой. К 1897 году насчитывалось только 15,6 % грамотных (22 % мужчин и 8,83 % женщин).

В Бессарабии были разработаны и изданы «Русско-молдавский букварь» (1814), «Краткая Российская грамматика с переводом на молдавский язык» (1819).

Во второй половине XIX века дебютируют Ион Крянгэ, Михай Еминеску, Богдан-Петричейку Хашдеу.

Бессарабия в составе Румынии

После присоединения к Румынии образование было реорганизовано на основе румынской системы. С 1920 по 1940 год количество начальных школ выросло с 1564 до 2188, однако число средних школ напротив сократилось почти вдвое - с 76 в 1917 году до 39 в 1940 году.

До середины 1930-х годов наблюдался рост профессиональных школ, но их число сократилось с 55 в 1932 году до 43 в 1940 году. В 1930 согласно румынской переписи неграмотными оставались более 72 % населения, среднее образование имели 86,3 тыс. человек (3,02 %), высшее - 10,8 тыс. (0,3 %)

Молдавская АССР

На развитие культуры в левобережных регионах Молдовы , где была образована Молдавская АССР влияние оказывала как борьба между направлениями румынизаторов и самобытников, так и классовая идеология. Значительных успехов достигло народное образование. Грамотность увеличилась с менее чем 20 % до революции до 36,9 % к 1926 году.

В 1930 году было введено обязательное начальное образование, а с середины 1930-х годов обязательное семилетнее образование. Была основана система профессионального образования , заложены основы науки, основывались высшие учебные заведения.

Были открыты Тираспольский институт народного образования (1930), Тираспольский плодоовощной институт (1932), Балтский учительский институт (1939). Из отрицательных тенденций межвоенного периода следует отметить суровые репрессии (преследования части писателей, учёных и других деятелей культуры, объявленных буржуазными), закрытие церквей.

Молдавская ССР

Сразу после присоединения Бессарабии к СССР в июне 1940 года Советская власть взяла на себя ответственность за обеспечение всеобщего бесплатного образования.

Была создана сеть учреждений народного образования, печати, книгоиздания, культпросветработы, физкультуры и спорта. К 1941 году в Молдавской ССР работало 1896 школ, в 70 % из которых обучение велось на молдавском языке.

В 1940-41 гг. более 100 тысяч школьников получили бесплатно одежду и обувь. Количество учителей возросло за год почти вдвое.

Осенью 1940 года были созданы союзы писателей, композиторов, архитекторов и художников, образована государственная филармония, созданы три новых театра, оперная студия. В 1940 году было издано 138 книг тиражом 1,5 млн, из которых 1,2 млн - на молдавском языке. Выходило 56 газет и 3 журнала.

Развитие культуры было прервано Великой Отечественной войной , однако после окончания войны началось бурное развитие, в результате чего культура стала достоянием широких масс населения.

Между тем советская власть не была заинтересована в сохранении тесных культурных связей региона с Румынией. Представители местной румынской интеллигенции , а также той части, что прибыла из районов старого королевства после 1918 г. вынуждены были эмигрировать. Оставшиеся высланы или даже были уничтожены, что безусловно не могло не отразиться на культурной ситуации в Молдавии.

Для развития сферы культуры , образования и науки советская власть на первом этапе активно привлекала квалифицированных специалистов из других частей СССР.

В дальнейшем с помощью подготовки кадров в крупных советских научных и образовательных центрах была создана национальная молдавская интеллигенция.

Во времена МССР началось становление кинематографа в Молдовы . Была создана киностудия «Молдова-фильм», выпускавшая несколько полнометражных художественных фильмов в год, не считая документальных и мультипликационных фильмов.

В советский период развивалась и культура гагаузов, компактно проживающих в южных районах Молдавии.

Был создан алфавит на основе кириллицы , издавались словари, школьные учебники, книги: «Легенданын изи» (След легенд, 1974), «Узун керван» (Длинный караван, 1985), «Жанавар йортулары» (Праздники волка, 1990) и многие другие.

– это всесторонне развитая страна, наполненная множеством важных исторических событий, которые связаны с ее культурой. Культура Молдавии становилась под влиянием Румынии. Также многое было перенято от древнерусского и турецкого населения.

Религия Молдавии

Исповедуемая Религия Молдавии не имеет единого направления, и ведущим является христианство, которое исповедует 90 % жителей. Христианство исповедуется сразу во всех трех направлениях: православии, католицизме и протестантстве. Кроме того в Молдавии присутствуют приверженцы иудаизма, ислама и индуизма. По данным переписи 33 000 жителей причислили себя к атеистам.


Экономика Молдавии

Национальная валюта Молдавии – Молдавский лей. Экономика Молдавии развивается в основном за счет развития сельского хозяйства, сферы услуг и промышленности. Кроме того Молдавия удачно занимается экспортом продуктов питания, алкогольных и безалкогольных напитков, машин, оборудования и одежды.


Наука Молдавии

Молдавия является страной, которая проводит множество научных исследований. Развиваясь, спровоцировала строительство ведущего центра фундаментальных исследований. В учреждении занимаются исследованиями общественных и естественных наук.


Искусство Молдавии

Культура в стране формировалась из множества факторов. Выдающимся направлением искусства Молдавии является изобразительное искусство. Развивалось оно под влиянием Византии и с тех пор осталось множество фресок, миниатюр и икон. Самый ценный памятник архитектуры и живописи находится на территории города Кушэнь. Там находится церковь Рождества Богородицы, которая была расписана Войкулом, Раду и Станчулом. Именно эти достопримечательности и многие другие побуждают путешественников более внимательнее окунуться в туризм Молдавии , ведь понимая культуру, можно понять и народ.


Кухня Молдавии

Характерной чертой Молдавской кухни является обилие овощей, фруктов и мяса. Кухня Молдавии сложилась за счет влияния множества стран. Ведущими блюдами страны являются Сармале, Плацинда с творогом и Муждей. Сармале напоминает по своему виду и методики приготовления долму и голубцы. Плацинда представляет собой национальный пирог, больше напоминающий круглую или квадратную плоскую лепешку. Муждей представляет собой чесночный соус на овощном или мясном бульоне.


Обычаи и традиции Молдавии

Молдавия страна, чей народ чтит свои традиции и их очень большое количество. Они передаются потомкам и хранятся каждым поколениям. Обычаи и традиции Молдавии связаны с гостеприимством. Молдаване празднуют такие же праздники, как и славянские народы. В том числе и Новый Год, но с добавлением своей изюминки. Первый день праздника сопровождается посыпанием дома зерном. На рождество колядуют, а после Пасхи через неделю все родственники навещают могилы близких и родных людей.


Спорт Молдавии

Молдавия ведет активную спортивную жизнь, главным доказательством того является участие страны в олимпийских играх. Спорт Молдавии составляют плавание, конный и велосипедный спорт, гребля, плавание, бокс, стрельба и лука, биатлон и футбол.

Своеобразие молдавской средневековой культуры

Возникновение молдавской средневековой культуры, являвшейся одной из форм общественного сознания народа, восходит к культуре волохов --предков всех восточнороманских народностей. Она формировалась в условиях всесторонних контактов Днестровско-Карпатской ветви волохов с восточнославянским, древнерусским населением, в процессе взаимодействия с культурами остальных народов региона. Следствием этого стало влияние византийско-южнославянской письменности на славяно-молдавские летописи, польской историографии на официально^ летописание, архитектуры и искусства других народов на зодчество и живопись молдаван.

Развитие молдавской культуры формировалось начиная с XIV в. и развивалось на протяжении нескольких столетий в классовом феодальном обществе. В ней сочетались культура господствующего класса, представленная письменными памятниками, и культура народных масс, создавших памятники фольклора. То же самое прослеживается и в материальной культуре.

Формирование идейной направленности молдавской средневековой культуры (имеется в виду ее духовный аспект) определяется двумя основными этапами в историческом развитии молдавского народа: доос- манским (XIV-первая половина XVI в.), характеризующимся идеологическим обоснованием необходимости создания сильного централизованного государства и борьбы за его независимость, и османским, основной идеей которого были борьба за свержение турецкого господства и возврат к независимости. Обе эти идеи проводились, с одной стороны, в письменных литературных памятниках, а с другой -- в памятниках устного народного творчества, что идейно сближало эти жанры культуры.

Необходимо отметить, что, невзирая на восприятие в процессе своего исторического развития многих черт культуры соседних народов, молдавская культура обладает только ей присущими специфическими чертами, своеобразием форм, выражением самобытных стилей, проявившихся в культурном наследии.

Быт и устное народное творчество

Быт народаю Общая особенность территории Молдавии в эпоху средневековья состояла в том, что, имея огромные лесные массивы, она считалась страной дерева. Все молдавские поселения в средние века располагались в изобилующих лесами предгорьях и ямистых зонах, что способствовало развитию деревянной архитектур вообще и строительству деревянных жилищ в частности.

Села представляли собой небольшие селения: от 10-20 (XV-XVI вв.) до 40 и более (XVII-XVIII вв.) жилищ. В них центральное место занимала деревянная церковь, рядом с которой находилось сельское кладбище. В родовых боярских селах важное место занимала боярская усадьба, также деревянная, которая, естественно, по своим размерам и облику выделялась на фоне невзрачных крестьянских жилищ.

г.. Молдавский средневековый город характеризовался в отличие от западного отсутствием крепостных стен, что приводило к растянутой ват- ре при относительно небольшом количестве населения. Крупные общественные каменные (господарские дворы и церкви) и деревянные (дома Городской аристократии) здания располагались обычно у городской площади, которая являлась общественным центром города.

5 Далее находились усадьбы горожан, между которыми оставались свободные пространства, используемые под огороды, сады, выпасы. В открытых дворах располагались хозяйственные постройки, погреба, кладовые, колодцы, внешние печи для выпечки хлеба.

* Количество домостроений в городах было различным: от нескольких сотен (Орхей, Бырлад, Сирет) до нескольких тысяч (Белгород, Килия, Сучава, Яссы). В XVII в. в столице -- Яссах -- жилища и мастерские строились по профессиональному признаку: известны улицы портных, башмачников, мясников и др.

Вплоть до XVIII в. города были неблагоустроенными. Питьевой воды было мало, ее доставляли на подводах. Первый водопровод и первая мощеная деревом улица в столице были построены в XVIII в.

Традиционные молдавские жилища, как сельские, так и городские, Состояли из наземных деревянных срубов или углубленных в землю сооружений с различными вариантами деревянной обшивки стен. Отапли-вались жилища реже очагами, но чаще всего глинобитными сводчатыми печами, расположенными в одном из ближайших от входа углов. Зачастую к жилищам пристраивались тамбуры входа, позже превратившиеся в фоишор или притвор, крыши были деревянными или камышовыми. В самом жилище иногда находились ямы для хранения припасов, а за его пределами -- зерновые ямы. В XVII в. появляются двухкамерные наземные жилища, состоящие из тиндэ, где хранились припасы и хозяйственный инвентарь, и кэмарэ -- жилой комнаты, а в XVIII в. возникает трехкамерный дом, состоящий из тиндэ, кэмарэ и каса маре.

Усадьба феодала состояла тоже из деревянного многокамерного дома, хозяйственных построек, скотного двора, погреба для хранения вина и припасов.

Богатые горожане жили в деревянных многокамерных домах, обогревались печами из красногаиняных или поливных изразцов. Эти дома обычно сооружались на больших деревянных подвалах, где хранились вино и различные товары.

Внутренее устройство было традиционным вплоть до XIX в. и состояло из расположенных вдоль стен деревянных скамей, сундука, стола посередине помещения. В постельные принадлежности входили ковры и полотняные ткани. На стенах -- ковры и полотенца, на полках -- всякого рода посуда.

Отличительным элементом материальной культуры молдаван была глиняная посуда, широко использовавшаяся в каждой семье. Молдавская керамика XIV--XVII вв., известная по материалам раскопок из Сучавы, Байи, Орхея, Стынкэуць, Пояны и др., характеризуется прежде всего сохранением в XIV-XV вв. форм посуды дофеодальной традиции, изготовленной на медленном гончарном круге, а главное тем, что основным типом молдавской керамики является горшок обычно серого цвета, усеченно-конической формы без ручки, с широким устьем, приспособленным под коническую крышку, покрытый рифленым орнаментом.

Характерным элементом молдавской материальной культуры являются серебряные височные серьги, почти неизвестные за пределами Молдавии, состоящие из шаровидной оправы, поверхность которой покрыта кругами из витой нити, трехгранными пирамидами из зерни и пластинчатыми серебряными трубочками.

Летняя одежда молдавских крестьян была из домотканой льняной или конопляной ткани, а зимняя -- из домотканой шерстяной ткани или из овчины. Общенациональным комплектом одежды молдаван считается: у женщин -- белая орнаментированная рубаха, шерстяная юбка и пояс, на голове -- платок; у мужчин -- рубаха, узкие белые штаны, широкий пояс, шапка или шляпа. Молдавские бояре, городской патрициат и купечество носили дорогую одежду, иногда из привозных тканей. С конца XV- начала XVIII в. под влиянием турок в одеждах бояр преобладают ближневосточные элементы.

Молдавский фольклор формировался на протяжении многих веков, уходя своими корнями в культуру этнической общности волохов. В XII-XIV вв., когда шел процесс складывания молдавской средневековой народности в результате всесторонних контактов Карпато-Днестровской ветви волохов с восточнославянским, древнерусским населением начался и процесс формирования собственно устного молдавского народного творчества.

Система фольклорных жанров, передававшихся в устной форме из поколения в поколение, охватывает поэзию календарных и семейных

Обычаев, пословицы, поговорки, народные баллады и героические поэу», дойны, сказки.

р В основе молдавского фольклора лежит деятельность народа, его 1§ыт, борьба с поработителями за независимость страны против социального гнета и др. В них бичуются бояре, ненавистные фанариоты. Любимыми народом темами являются борьба с татарскими и турецкими поработителями, воспеваются подвиги народных мстителей, гайду- ури, но наиболее любимым героем является Стефан Великий, славятся;вго победы над иноземными захватчиками.

Одним из наиболее древних жанров молдавского фольклора является поэзия календарных и семейных обычаев. Главное место в ней занимают новогодние колинды и урэтуры. Колинды исполнялись в канун рождества или нового года, но они были мирского содержания. Существуют цолинды для пастухов, парней, девушек, молодых супругов, землевладельцев и т.д. Некоторые из них выражают пожелания благополучия дому или членам семьи. Основную идею колинды обычно выражает ее концовка «Ла мулць ань ку сэнэтате!» Особой популярностью у народа пользуется новогодняя орация -- плугушорул -- история хлеба от пахоты р. посева до его выпечки. Ее назначение -- вселить в человека веру в Свои силы, пожелать ему успешного труда и процветания.

Поговорки и пословицы отражают жизненный опыт народа, его мудрость. К периоду турецких вторжений относится поговорка: «Май ынчет кэ ну дау турчий», к турецкому господству -- «Туркул те бате, туркул те жудекэ», к историческому прошлому -- «Водэ да ши Хынку ба», «Ку огожина ын кап ши ку жалба ын процап».

Народные сказки отражали лучшие черты народа: веру в добро, сочувствие к обездоленным. Излюбленными персонажами сказок были Фэт- !фрумос -- мужественный герой и красивая и добрая Иляна Косынзяна.

Персонажами сатирических повествований -- сноаве -- выступают бояре и служители церкви, но чаще всего не унывающие труженики Пэ- калэ и Тындалэ.

Особое место в молдавском фольклоре занимают баллады и героические поэмы. Одна из самых древних пастушеская баллада «Миорица», впервые удостоверяющая название народа: «уну-й молдован», повествует о самом раннем периоде расселения волохов в Восточном Прикарпатье и о распрях между племенами во время образования Молдавского государства, показывает любовь к жизни, к родному краю молдавских пастухов.

К историческим балладам, воспевающим борьбу с угнетателями -- татарами и турками -- относятся «Фынтына жерулуй», песня о сражении у Тереблечи, патриотические песни о Стефане Великом, а также песни о гайдуках XVIII в.: баллада о Войкице, «Тобулток», «Груя

Грозован», «Вулкан», «Бадиул», «Дончилэ», «Кодряну», «Бужор».

Особое место в молдавском фольклоре занимают лирические песни- дойны, в которых отражена тяжелая жизнь народа, его страдания и лишения, борьба на различных этапах истории, его готовность к сопротивлению угнетателям, уверенность в победе над ними.

Основными чертами эпических произведений молдавского фольклора являются вера в победу народных героев, в непобедимую силу народа, а также конкретность обстановки, где проходят события: леса, горы, долины, поля, Буджак, Яссы и др.