Тематическое занятие. Богатыри. Конспект НОД по речевому развитию в подготовительной группе «Богатыри – защитники земли Русской

Формировать представление и углублять знания детей о прошлом Руси, о ее защитниках- богатырях; вспомнить, что такое былина и кто такие былинные герои – Илья Муромец, Алеша Попович, Добрыня Никитич; воспитывать нравственные основы, опираясь на образы старинных героев; продолжать знакомить с богатым языком былин и народных песен-сказаний; воспитывать чувство гордости и уважения к героям, воспетым народом и не забывающим их; закрепить и расширить знания детей о творчестве великого художника В.М.Васнецова по картине «Богатыри»;обогащать словарный запас детей: стольный град, летописец, сказитель, гусляр, старец, басурман, былина, сказание, булава, колчан,палица, лук, шлем, ратник, снаряжение, доспехи, кольчуга; учить последовательно, связно и выразительно рассказывать о богатырях, подбирать точно слова, описывая их внешний вид.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

СЕВЕРО-ВОСТОЧНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ


ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА -
ДЕТСКИЙ САД № 1888

Тематическое занятие «Сильна Россия богатырями!»

(подготовительная группа)

Воспитатель: Колыданова Г.А.

МОСКВА 2013 Тематическое занятие в подготовительной группе «Сильна Россия богатырями!»

Воспитатель ГБОУ ЦРР д/с № 1888 Северное Медведково г. Москвы .

Колыданова Г.А.

Цель: Формировать представление и углублять знания детей о прошлом Руси, о ее защитниках- богатырях; вспомнить, что такое былина и кто такие былинные герои - Илья Муромец, Алеша Попович, Добрыня Никитич; воспитывать нравственные основы, опираясь на образы старинных героев; продолжать знакомить с богатым языком былин и народных песен-сказаний; воспитывать чувство гордости и уважения к героям, воспетым народом и не забывающим их; закрепить и расширить знания детей о творчестве великого художника В.М.Васнецова по картине «Богатыри»;обогащать словарный запас детей: стольный град, летописец, сказитель, гусляр, старец, басурман, былина, сказание, булава, колчан,палица, лук, шлем, ратник, снаряжение, доспехи, кольчуга; учить последовательно, связно и выразительно рассказывать о богатырях, подбирать точно слова, описывая их внешний вид.

Предварительная работа : Рассматривание картины В.М. Васнецова «Богатыри», знакомство с былинами: «Исцеление Ильи Муромца», «Илья Муромец и Соловей- разбойник», «Добрыня Никитич и Алеша Попович», «Алеша Попович и Тугарин Змеевич», «Садко», рисование богатырей в доспехах; прослушивание отрывков из музыкальных произведений «Садко», «Сражение Ильи Муромца с Соловьем - разбойником».

Ход занятия:

Воспитатель:

«Отечество мое! Россия!

В тебе дух старины живет.

И не одна еще стихия,

Не победила твой народ!

Из тьмы веков ты восставала,

И становилась все сильней!»

Россия, Родина, Русь. Слово «Русь» пришло к нам из далекой древности и осталось с нами. Мы говорим: «Матушка - Россия!» Все в ней нам дорого. Поэтому мы ее бережем и защищаем. Ребята, кто такие защитники Отечества?

Ответы детей: Это воины, богатыри, которые охраняют и защищают Родину, любят ее и волнуются и делают все для того, чтобы был мир.

Звучит «Утро» Э. Грига.

Воспитатель :

« Широко ты, Русь, по лицу земли

В красе царственной развернулася!

У тебя ли нет богатырских сил,

Старины святой, громких подвигов?

Уж и есть за что, Русь могучая,

Полюбить тебя, назвать матерью,

Стать за честь твою против недруга,

За тебя в нужде сложить голову!»

Ребята, какие чувства у вас вызвало это стихотворение?

Ответы детей : Чувство гордости за свою Родину.

Воспитатель: Правильно, молодцы!

В давние времена на Русь часто нападали, совершали набеги, нападения враги, которые разоряли села и деревни, грабили и увозили награбленное. Все то, что создал простой народ. И каждый раз на защиту Земли русской вставали ее воины - бесстрашные богатыри! Их народ и прозвал защитниками матушки- Земли русской за смелость и силу, ум и подвиг. Народ складывал о них песни, былины, сказки и все это дошло и до наших дней.

Звучит песня «Богатырская сила» А.Н. Пахмутовой. Входят « богатыри» - мальчики в костюмах и исполняют танец богатырей. Представляются, читают стихи:

«Три защитника, три брата, три богатыря!

«Русь на воинов богата!»- говорят не зря!

С поля боя нет возврата, за спиною Русь!

Мать- Земля, родные хаты…

Эй, смелее в бой, ребята!»

Меч и лук, копье, булава, щит и верный конь…

Враг! Не тронь родной державы!

Охраняет Русь по праву

Богатырь земли родной!»

Показ картины В. Васнецова «Богатыри».

Воспитатель :

Многие композиторы и поэты считают за честь говорить о русских богатырях. Не один Илья Муромец был богатырем на Русской земле. Их было много, из них трое были самые главные.

«Богатыри» — картина Виктора Васнецова . Распространённое название картины — « Три богатыря » является неправильным. Васнецов работал над картиной почти двадцать лет. 23 апреля 1898 года она была закончена и вскоре куплена П. М. Третьяковым для своей галереи . Вот они, ребята, богатыри Земли русской.

Кто написал эту картину?

Кто может назвать, как зовут богатырей?

Как одеты богатыри?

Как называется одежда, одетая на богатырях?

Зачем богатырям такая одежда?

С кем сражались богатыри?

Какие кони под нашими богатырями? Опишите их.

Воспитатель: Молодцы!

Вот мы и познакомились с богатырями: сильными и смелыми, любящими свою Землю.

Послушайте, как я расскажу вам о славных богатырях Земли русской. Охраняют заставу от вражеских сил три богатыря, три силача, три удальца. Трое богатырей стоят на широкой равнине, переходящей в невысокие холмы, посреди пожухлой травы и изредка проглядывающих маленьких ёлочек. Небо пасмурное и тревожное, означает грозящую богатырям опасность.

Все под стать: смелые и сильные. В центре на вороном коне сидит Илья Муромец- славный богатырь. В нем чувствуется и сила, и мощь, и мудрость.У него мужественное и благородное лицо. Отличительной особенностью его облика является широкая борода с проседью. Он не молод. И конь, как хозяин, спокоен, только косит глазом в сторону врага да потряхивает бубенчиками под челкой. Конь силен, и кажется, если сдвинется с места, то загудит под ним наша Земля- матушка. Вот так сила! Илья Муромец отлично вооружен: одет в железную кольчугу, на голове- защитный шлем, а в руках у него булатная палица да щит с длинным копьем. А за спиной свисает колчан со стрелами. Внимательно и зорко всматривается богатырь в даль степную. Не видно ли врага? Он готов к бою, но напрасно проливать человеческую кровь не будет. Честно служит Илья Муромец. Для него главное - это спокойствие и мирная жизнь.

По правую руку от Ильи Муромца еще один богатырь земли русской - Добрыня Никитич. Известный и любимый народом воин. Одежда на нем богатая и добротная. Он сильный и умелый воин, отлично стреляет из лука, искусен в боях. Этим и заслужил всенародную славу и любовь. И если Илья Муромец был крестьянский сын, то самый молодой богатырь- Алеша Попович- сын попа. Он тоже храбрый и смелый воин, не такой сильный, как его товарищи, но он ловок и умен, быстр, и находчив. Этим и заслужил в народе славу. Хитер Алеша! Не смотрит в сторону врага, а лишь косит глаза да лук держит наготове. А конь его ему под стать: наклонил голову, уши навострил и сам смотрит в сторону врага. Три богатыря такие разные, но у них одна общая цель: охранять Родину.

Из былин, сказаний, песен, стихотворений, из книг мы с вами узнали о русских богатырях, которые жили в далёкой старине и прославились своими подвигами и делами. А что такое Былина?

Ответы детей

Слово «былина» произошло от слова быль, было, то есть,то что было когда-то давно. Об этом и говорится в былинах.

Кто слагал Былины о богатырях? (Ответы детей)

Людей, которые сочиняли былины, называли сказителями. Они ходили из селения в селение и рассказывали нараспев (похоже на песню) о героях-богатырях, о их подвигах. Они рассказывали о том, как «было». О делах и победах богатырей, о том, как они одолевали злых врагов, защищали свою землю, проявляли свою храбрость, мужество, смекалку, доброту. Сказители так и говорили:

Расскажу я вам про дела старые,

Да про старые, про бывалые,

Да про битвы, да про сражения,

Да про подвиги богатырские!

Вот так слагалась былина. В русском народе много столетий из уст в уста, от деда к внуку переходили былины о могучих богатырях. В былинах отражалась жизнь русского народа, которая была очень нелёгкой на Руси. Богатыри очень много работали оттого и были они могучими и сильными. И каждый раз они вставали на защиту своей земли. Герои - богатыри сделали целью своей жизни служение своей Родине - Руси.

Много песен и былин сказывал народ о их силе и подвигах, мужестве и отваге. Послушайте и скажите, о ком можно так сказать?

«Он — рослый, прямой и упрямый,
В кольчуге. С шеломом стальным,
И конь его, тяжкий как мамонт,
Чугунно ступает под ним.

Какой же он сильный-пресильный!
А очи горят добротой.
Как будто бы взор его синий
Забрызгало волжской водой».

Воспитатель : Правильно. Так можно сказать только о богатыре .

А теперь поиграем. Игра «Подбери слова, близкие по смыслу»

Богатырь (защитник, силач, воин)

Храбрец (смельчак, герой, рыцарь)

Храбрый(смелый, ловкий, отважный, бесстрашный, мужественный)

Богатырский (храбрый, могучий, сильный)

Игра «Назови пословицу о богатырях и дружбе.

Воспитатель : Ребята, а какие пословицы подошли бы к нашим богатырям? Воспитатель бросает детям мяч, а дети называют пословицы.

Ответы детей:

Сам погибай, а товарища выручай.;

Трудно в учение, легко в бою.;

Жить - Родине служить.;

Богатырь на пирах не сидит, живот не растит.;

Слава не у того, кто ее ищет, а кто в бою добывает.;

Сражайся смело за правое дело.;

Доброе братство милее богатства.;

За правое дело стой смело.

Не родом богатырь славен, а подвигом.;

Кто смел, тот и на коня сел.

Воспитатель: Молодцы! Много знаете пословиц.

Познакомлю вас еще с одной пословицей: «Богатырь от напасти не бежит, друзей в беде не покидает». Как вы понимаете эту пословицу?

Ответы детей .

Воспитатель : Правильно. У богатырей одна цель - не пропустить врага и крепко стоять на страже Родины.

Кто такой богатырь?

Дети:

«Силен, как вольный ветер,

Могуч, как ураган, Он защищает землю

От злобных басурман!

Он силой доброю богат,

Он защищает стольный град.

Спасает бедных и детей, И стариков, и матерей!

Храбры, честны, сильны

Богатыри Земли!»

Воспитатель :

Выберите слова, характеризующие человеческие качества богатырей:

Храбрый, трусливый, скромный, вежливый, добрый, ласковый, отважный,

мужественный, сильный, смелый, впечатлительный, простой, веселый, черствый,

жадный, щедрый, обидчивый, грубый, справедливый.

Ответы детей.

Воспитатель:

А теперь мы станем богатырями и немного разомнемся.

Физкультминутка « Дружно встали»

(под музыку М. Мусоргского «Богатырские ворота»)

«Дружно встали.

Раз! Два! Три!

Мы теперь богатыри!

(руки в стороны)

Мы ладонь к глазам приставим,

Ноги крепкие расставим.

Поворачиваясь вправо,

(поворот вправо)

Оглядимся величаво,

И налево надо тоже

(поворот влево)

Поглядеть из-под ладошек.

И направо, и еще

(поворот вправо)

Через левое плечо.

(поворот влево)

Буквой Л расставим ноги,

(ноги расставить)

Точно в танце - руки в боки,

(руки поставить на пояс)

Наклонились влево,вправо

(наклоны влево, вправо)

Получается на славу!»

Воспитатель: А теперь, ребята, ответим на вопросы викторины по русским былинам, которые мы читали.

1. Почему Алешу называют Поповичем? (Поповский сын. )

2. Расскажите о самом первом подвиге Ильи Муромца. (Бой под Черниговом, схватка с Соловьем-Разбойником. )

3. Почему Илью прозвали Муромцем? (Он родом из города Мурома. )

4. Что обозначает слово «Муром»? (Древнерусское «мур» - стена каменная, защита, оплот. )

5. Кто из богатырей не мог ходить до 30 лет? (Илья Муромец. )

6. Назовите отрицательных персонажей былин. (Соловей-Разбойник, Змей Огненный, Тугарин Змеевич. )

7. Существует много опер на сказочные сюжеты. В основу какой оперы легла былина? (Оперы Н. Римского-Корсакова «Садко». )

Воспитатель : Вот как много интересного мы узнали о богатырях Руси.

А теперь, ребята, попробуем разгадать кроссворд.

7

1








2




3


6





4







5







По горизонтали:

1-оружие богатырей ввиде деревянной палки с шаром на конце.

2-оружие, из которого стреляют стрелами.

3-предохранительное вооружение богатырей.

4-древний музыкальный инструмент со струнами.

5-человек, рассказывающий былины и сказки.

По вертикали:

1-русская народная эпическая песня о подвигах богатырей.

6-чем обладают богатыри.

7-название посуды, из которой пили воду богатыри.

ОТВЕТЫ

По горизонтали 1. Булава 2. Лук. 3. Доспехи.4.Гусли. 5. Старец.
По вертикали: 1. Былина. 6. Сила. 7.Чаша.

Воспитатель : Молодцы! Вот и получилось у нас слово русское и могучее «Богатырь».

И наши мальчики, когда станут взрослыми, тоже станут охранять и защищать нашу Родину и не пускать на нашу святую Землю врагов.

«На лбу бывают шишки, под глазом - фонари.

Уж если вы - мальчишки, то вы - богатыри!»

А сейчас я каждому мальчику подарю на память о нашем занятии небольшие медальки, на которых написано «Богатырь». Спасибо за занятие.


Конспект занятия

Богатыри Земли русской

Беседа «речью плавною»

Подготовительная группа

Провела: Ткачевская О.И.

Саратов 2014 г.

Цель:

  • Познакомить с былиной как с одним из фольклорных жанров;
  • Формировать представление о героическом прошлом русского народа, русских богатырях-защитниках Земли Русской: Илье Муромце, Добрыне Никитиче, Алёше Поповиче;
  • Закрепить знание названий элементов костюма и оружия русского богатыря (рубаха, кольчуга, шлем, плащ, копье, булава, меч, щит, лук, стрелы);
  • Воспитать чувство гордости за богатырскую силу России, уважение к русским воинам, желание им подражать.

Предварительная работа:

  • Чтение былин «Илья Муромец», «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Добрыня и змей» и др., прослушивание былин в аудиозаписи, рассматривание картины В.М.Васнецова «Богатыри», заучивание пословиц.

Материал:

  • Репродукция картины В.М. Васнецова «Богатыри»;
  • Элементы одежды и оружия богатыря.

Ход занятия.

Воспитатель: Ой, вы добры молодцы и красны девицы! Собрались мы не на честной пир, а на беседу добрую и складную, чтоб был у нас мир да лад, да согласие и велась наша беседа речью плавною.

А поговорим мы с вами о богатырях, защитниках земли Русской, которые жили 1000 лет назад, а слава об их подвигах дошла до наших дней. Как мы узнали о русских богатырях, которые жили в старину и прославились своими подвигами?

Дети: Мы узнали о богатырях из былин.

Воспитатель: Правильно. А что такое «былина»? От какого слова произошло это название?

Дети: От слова «быль», «было».

Былина – это то, что было на самом деле.

Воспитатель: Создателем былин был народ, а былины рассказывали сказители.

Сказитель – это рассказчик, который сказывал-рассказывал русские народные былины и сказки. Он ходил из селения в селение и рассказывал нараспев (как песню) о героях-богатырях, об их подвигах, о том как они защищали родную землю, и как проявляли свою храбрость, мужество, смекалку и доброту.

«Расскажу я вам про дела старые да про старые, про бывалые, да про битвы, да про сражения, да про подвиги богатырские!

Кто же такие богатыри?

Дети: Защитники, воины, смелые мужественные люди.

Воспитатель: Да, богатыри это защитники Земли Русской. Они славились невиданной силой, храбростью. Вот послушайте, как уважали русский народ богатырский подвиг:

  1. Не родом богатырь славен, а подвигом.
  2. Кто смел, тот на коня сел.
  3. Лучше того дела нет, чем родную землю от врагов защищать.

Воспитатель: Подвиги русских богатырей отражены не только в былинах, но и в творчестве художников. Как называется картина В.М. Васнецова?

Дети: Богатыри.

Воспитатель: Нам она очень всем нравится. Кого изобразил художник?

Дети: Трех богатырей.

Воспитатель: Кто находится в центре?

Дети: Илья Муромец.

Воспитатель: А как вы догадались, что это Илья Муромец?

Дети: Он самый могучий, старший, мудрый.

Воспитатель: А кто слева? Кто справа?

Дети: Добрыня и Алеша Попович

Физ. Минутка.

Воспитатель: Богатыри смотрят вдаль не видать ли врагов. Они стоят на защите Земли Русской. А как одеты богатыри?

Дети: Они одеты в кольчуги. Это железная рубашка из колец.

Воспитатель: Почему они одевали кольчугу?

Дети: Защита от стрел, копья.

Воспитатель: Что надето на голову?

Дети: Шлем, защита головы.

Воспитатель: А ещё какие доспехи есть у богатырей?

У Ильи Муромца – копье и булава, у Добрыни – меч, а у Алеши Поповича – колчан со стрелами.

Воспитатель: Я хочу показать вам несколько иллюстраций, с кем бились и побеждали русские богатыри? (Змей Горыныч, Соловей – разбойник).

Воспитатель: Ребята, а ещё я вам хочу показать богатырское снаряжение, но оно не настоящее, но давайте представим на одну минуту, что это так.

Дети примеряют доспехи- шлем, плащ, меч, щит.

Воспитатель: Наша беседа о русских богатырях подошла к концу, и русские богатыри оставили нам свой главный завет (правило).Какое правило богатырей?

Дети: Защищать слабых, детей, стариков. Быть сильными, храбрыми и мужественными.


Вера Склярова
Конспект открытого интегрированного занятия в подготовительной группе «Богатыри земли русской»

Конспект открытого интегрированного занятия в подготовительной группе «Богатыри земли русской »

Воспитатель : Склярова В. П.

Цель :

* Формировать представление о героическом прошлом русского народа Древней Руси , великих русских богатырях .

Задачи :

*Развивать интерес к истории культуры Родины; воспитывать уважение к героям былин, защитникам народа; обогащение и активизация словаря па теме

*Учить составлять описательный рассказ на заданную тему;

*Развивать внимание, память, сообразительность

*Учить отвечать на поставленные вопросы связанно и последовательно;

*Воспитывать в детях гордость за своих предков, дать почувствовать свою причастность к истории нашего народа;

Интеграция образовательных областей :

Познавательное, развитие речи, физическое, художественно-эстетическое, социально-коммуникативное

Виды деятельности : коммуникативная, восприятие художественной литературы, изобразительная, музыкальная, двигательная, самообслуживание.

Предварительная работа : чтение былин о богатырях : «Илья Муромец и соловей разбойник» , «Добрыня Никитич и Змей Горыныч» , «Алёша Попович и Тугарин Змей» , «Никита Кожемяка» , «Исцеление Ильи Муромца» , «На заставе богатырской » , проведение д/и «Снаряди богатыря в дорогу » , изодеятельность «Богатыри » , «Щит и меч» , просмотр мультфильмов по теме.

Ход занятия:

Воспитатель :

Сегодня к нам пришли много гостей, пожелайте им здоровья. А сейчас я вам предлагаю послушать внимательно стихотворение Феодосия Савинова и сказать о чём оно.

«Родина»

Вижу чудное приволье,

Вижу нивы и поля –

Это русское раздолье ,

Это русская земля !

Вижу горы – и долины,

Вижу реки и моря -

Это русские картины ,

Это Родина моя!

Воспитатель :

О чём стихотворение? Как называется страна в которой мы живём? (Ответы детей) .

Много чудесных стран на Земле , везде живут люди, но Россия, самая большая, богатая и необыкновенная страна.

Воспитатель :

Дети :

Потому, что здесь много городов, рек и морей.

Воспитатель :

Как ещё, мы можем назвать нашу Родину?

Дети :

Россия, Отчизна, Отечество.

Воспитатель :

Правильно. Произнесите эти слова с любовью и гордостью.

Давайте вспомним пословицы и поговорки про Родину.

Максим Дуров : Родина – мать умей за неё постоять

Алёна : Человек без Родины, что соловей без песни.

Полина Грязнова : За родной край и жизнь отдай.

Тимофей Кобыльский : Родина любимая, что мать родимая.

Настя : Для Родины своей – ни сил, ни жизни не жалей.

Воспитатель :

Народная мудрость гласит, что земля может накормить человека своим хлебом, напоить водой из своих родников, но защитить себя земля не может . Это святое дело защитников нашей земли русской .

Воспитатель :-

Кто охраняет мирный труд людей, нас с вами, нашу страну?

Дети :

Наша Армия.

Воспитатель :

Кто служит в армии?

Дети :

Солдаты, офицеры.

Воспитатель :

Как по-другому можно их назвать?

Дети :

Защитники Отечества.

Воспитатель :

Кто охраняет границы нашей Родины? (моряки, лётчики,танкисты,пограничники)

А сейчас послушайте отрывок из песни и скажите, как раньше называли людей, которые защищали Родину? (Прослушивание отрывка из песни и ответы детей) «Богатырская наша сила »

Воспитатель :

Да, богатыри . Раньше на Руси наши предки называли защитников Родины – богатырями . О них слагали былины.

А что такое былина?

Дети :

Правда, о том, что было раньше.

Воспитатель :

Ребята, богатырями называют людей сильных, смелых, готовых встать на защиту Родины. А чтобы такими стать надо с детства готовиться, заниматься спортом, закаляться, тренироваться, вести здоровый образ жизни и любить Родину

Воспитатель :

А вы хотите стать богатырями ? (ответы детей)

Давайте, удобнее встанем. И представим, что мы богатыри .

Физкультминутка.

Дружно встали 1-2-3

Мы теперь богатыри

Мы ладонь к глазам приставим

Ноги крепкие расставим

Поворачиваясь вправо

Оглядимся величаво

И налево надо тоже

Поглядеть из под ладошек.

И направо, и еще

Через левое плечо.

Ноги шире, руки в бок

Защищать пойдем народ.

Воспитатель : Ой, у нас в группе так много богатырей . А сейчас ребята, давайте обратим внимание на знакомую репродукцию картины. Кто написал эту картину?

Дети : Васнецов.

Воспитатель : Как называется эта картина?

Дети : Три богатыря .

Воспитатель : Кому посвящается эта картина?

Дети : Русским богатырям .

(Рассматривание картины)

Воспитатель : Вам нравится эта картина? Какой пейзаж окружает богатырей ?

Дети : Здесь все красиво нарисовано – и облака, и небо, и даже елочки под ногами коней. Здесь все, как настоящее.

Воспитатель : Обратите внимание, какое спокойствие исходит от картины. Природа как бы замерла, притихла. Откуда это спокойствие?

Дети :Природа спокойна, когда у нее есть такие защитники.

Воспитатель : Что делают в поле богатыри ?

Дети : Смотрят вдаль. Нет ли там впереди опасности или врагов.

Воспитатель : Кто из богатырей вам больше нравится ?

Мне нравится Илья Муромец – сил у него больше всех. Он хорошо вооружён : с правой руки у него свисает булатная палица, за ней виден колчан со стрелами, в левой руке у него щит и длинное копьё.

Воспитатель : Илья Муромец-крестьянский сын. Он могуч, как вековой лес, окружавший его с детства. Мощь, сила, мудрость чувствуется во всём облике. Одет в железную кольчугу, на голове шлем.

Настя Т.:А мне нравится Алеша Попович – он молодой, но смелый и товарищ хороший. Врага побеждает не богатырской силой , а хитростью да ловкостью.

Воспитатель : Алёша Попович-сын попа. Он и воин и гусляр. И песни петь умеет и воевать. В левой руке у него лук, а по правую руку гусли.

Виталик : Мне нравится Добрыня Никитич. Он бесстрашный воин, даже Змея Горыныча победил. Он красивый, у него русые кудри, зоркие глаза.

Воспитатель : Добрыня Никитич-сын рязанского князя. Добрыня известный и любимый в народе воин. Исскусен в боях, плавании и стрельбе из лука. Одет богато и нарядно .

Лера : А мне все богатыри нравятся . Они отважные и справедливые, в обиду никого не дадут.

Воспитатель : Чем схожи и чем отличаются богатыри ?

Дети : Все защищают Родину от врага. Все сидят на конях, все имеют оружие и доспехи.

Они разные по возрасту, имеют разных коней, разное оружие.

У них разные лица и характеры. Они разные по происхождению

Воспитатель :Все вы, ребята, верно сказали. Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович – самые любимые и известные русские богатыри . Как стражи святой Руси, стоят они у заставы (границы) богатырской , мимо которой ни зверь не проскользнет, ни птица не пролетит.

У богатырей одна цель – не пропустить врага, крепко стоять на страже Родины.

Воспитатель : Давайте вспомним с вами стих о богатыре (Полина Г.)

Силен, как вольный ветер,

Могуч, как ураган

Он защищает землю

От злобных басурман!

Он силой доброю богат ,

Он защищает стольный град.

Спасает бедных и детей,

И стариков и матерей!

Воспитатель : Всегда наши богатыри вместе , потому что вместе легче врага победить. Так как вы тоже богатыри , вам предстоит преодолеть трудности на пути : пройти через болото, через глубокий ров, чтобы узнать какие герои пришли к нам в гости.

Д /и (из частей собрать картинки богатырей )

Воспитатель : За вашу смелость, ловкость, быстроту, выносливость богатыри приготовили вам подарки, а какие мы узнаем, отгадав загадки :

Рубашку такую не вяжут, не шьют, ее из колечек железных плетут. (Кольчуга)

Железная шапка с острым концом, а спереди клюв навис над лицом. (Шлем)

Оружие это не просто поднять, не просто поднять и в руке удержать. Снести им легко было голову с плеч… Ну, что, догадались? Конечно же… (Меч)

Чтоб грудь защитить от ударов врага, уж вы это знаете наверняка, на левой руке у героя висит тяжелый, блестящий и кругленький… (Щит)

Воспитатель :

Вот вы и получили воинские доспехи, а теперь я вам предлагаю пройти присесть за столы и раскрасить наших богатырей .

Воспитатель : Ребята, понравилось вам занятие ? О ком мы сегодня говорили (ответы детей) . А теперь станьте в круг и, передавая мяч, назовите какими качествами обладает богатырь (смелый, ловкий,выносливый,сильный,отважный. ,храбрый,бесстрашный,решительный,героический)

Выставка работ.

Актуальность:

Россия - родина для многих. Но для того, чтобы считать себя её сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, изучить историю и культуру страны как свою собственную биографию. "Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов - авторитета, достойного завоеванного русскими людьми на протяжении долгих столетий. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших победах, памятниках, литературе, языке. Национальные отличия сохранятся на поколения, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний". Именно поэтому родная культура должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.

Цель проекта: обогащение ребенка знаниями об истории России.

Задачи проекта:

  • формирование у детей патриотических чувств, основанных на ознакомлении с боевыми традициями нашего народа и памятниками боевой славы;
  • воспитание любви и уважения к защитникам Родины на основе ярких впечатлений, конкретных исторических фактов, доступных детям и вызывающих у них эмоциональное переживание;
  • развитие интеллектуальной компетентности ребёнка;
  • развитие творческих способностей ребенка.

Длительность проекта: февраль.

Участники проекта: воспитанники группы, семьи воспитанников, воспитатели, воспитатель изодеятельности, музыкальный руководитель.

План образовательной деятельности воспитателя по проекту.

(интеграция областей "Познание" + "Коммуникация" + "Социализация" + "Художественное творчество")

Нед Тема Цель Творческая деятельность
I Богатырская Русь

Рассказ по картине Васнецова "Три богатыря". Рассматривание иллюстраций.

Закрепляем умение рассматривать картину. Формируем умение составлять сюжетный рассказ по картине, используя приобретенные ранее навыки. Самостоятельное придумывание события (предшествующее, последующее).
Беседа о гербах. Рассказ воспитателя об украшении счетов различными эмблемами. Познакомить с одеждой и оружием богатырей. Знакомить с историей русского костюма. Изготовление щитов, шлемов, кольчуг.
Просмотр диска "Богатырская слобода". Дать представление о прошлом древних богатырей, их жизненном укладе. Познакомить с историческими фактами жизни богатырей родного края. Воспитывать гордость за богатырскую мощь России. Выставка рисунков по теме "Богатырская застава".
Худ. Литература

"Бой на калиновом мосту", "Никита Кожемяка", "Добрыня и Змей", "Василиса Микулишна".

Формирование целостной картины мира, первичных ценностных представлений. Развитие литературной речи. Приобщение к словесному искусству, в т.ч., художественного восприятия и эстетического вкуса. Расширение словарного запаса. Выставка детских рисунков по сказкам.
Ф.Э.М.П.

"Строители Кремля".

Развивать навыки ориентировки на листе бумаги. Формировать навыки чтения плана. Развивать память, внимание, навыки количественного и порядкового счета, решать арифметические задачи.
Конструирование

"Богатырская застава".

Формировать конструкторские навыки, направленное воображение. Упражнять в строительстве различных зданий по предлагаемым условиям. Предварительные зарисовки сооружений, анализ схем, конструкций. Формировать совместную поисковую деятельность. Изготовление макета "Богатырской слободы". Работа с родителями: изготовление деталей к макету "Богатырская слобода".
Развитие речи.

"Москва не сразу строилась".

Развиваем связанную речь путем составления рассказа". По серии картинок "История Московского Кремля". Объяснить, откуда произошло название "Кремль", "крепость", "укрепление". Рассказать, что все старинные русские города начинались со строительства кремля для защиты от врагов. Развиваем фонематический слух, умение определять место звука в слове. Выставка рисунков "Старинные города".
Сюжетно - ролевые игры "Защитники древнего Кремля". Воспитываем интерес к русской истории, объяснить, что успех обороны зависел от дисциплины и слаженности всех воинов.
"Аппликация"

Украшение шлемов и щитов.

Закрепляем навыки вырезания по контуру, складывания листа в четверо, вырезание геометрических фигур. Развивать творческий замысел, воображение. Закрепляем навыки работы с ножницами, клеем.
II Эскадрон гусар

Художественная литература

Чтение стихотворения М. Лермонтова "Бородино".

Учить осмысливать содержание произведения. Побуждать к размышлениям над тем, зачем люди пишут стихи а другие их слушают и заучивают наизусть. Учить рассказывать о том, что узнали, осмысливать характеры персонажей, воспитывать любовь к родному краю и стране, формировать образность речи.
Аппликация + конструирование

"Изготовление киверов из цветного картона и бумаги"

Учить работать самостоятельно и в коллективе, закрепляя уверенность в том, что общий результат зависит от усилий каждого. Развивать навыки конструирования по предложенному рисунку или словесному описанию. Учить поиску новых конструктивных решений, поощрять творческую инициативу. Закреплять навыки работы с бумагой и ножницами, кистью и клеем.
Развитие речи.

Составление рассказа по одной из картин о Бородинском сражении.

Знакомить с содержанием картины. Учить составлять описательный рассказ по картине; правильно употреблять местоимения и предлоги в речи; обогащать речь эмоционально окрашенной лексикой; развивать эмоциональную отзывчивость на происходящее; воспитывать чувство патриотизма, любви к Родине. Раскрашивание силуэтов русских солдат.
Ознакомление с окружающим.

"Москва - столица России". Значение для истории полководца Кутузова. Чтение сказки "Царь-пушка".

Познакомить с достопримечательностям Москвы, ее памятными местами, памятниками древности. Объяснить происхождение названий Царь-колокол, Царь-пушка (фотоиллюстрации). Рассмотреть портрет Кутузова, рассказать о великом полководце. Воспитывать любовь к родине, объяснить значение слова "патриотизм". Заучить поговорку "Пришел Кутузов - бить французов". Рисование кремля, царь-пушки.
Ф.Э.М.П.

Число 9. Составление и решение задач с использованием раздаточного материала (гусары).

Развивать навыки количественного и порядкового счета. Развивать навыки ориентировки на листе бумаги. Решать арифметические задачи (например, вычислить для скольких гусар понадобится определенное количество сабель). Учить измерять величину предмета условной меркой (высота стены крепости). Рассказать о старинных мерах длины.
Сюжетно-ролевая игра "Семья" - "Собираемся в лесу". Развивать и усложнять известный сюжет. Учить самостоятельно распределять роли; помочь выстроить сюжет игры. Закреплять правила поведения в общественных местах. Выставка рисунков гусар 1812г., дам с характерными деталями одежды (длинное платье, шарф, шляпка, высокая прическа).
III По морям, по волнам.

Ф.Э.М..П. + аппликация

"Корабли на рейде".

Систематизирование знания о числе 8 и цифре 8; формировать представление о составе числа 8 из двух меньших; закреплять умение создавать коллективную композицию; упражнять в вырезывании и составлении изображения предмета (корабля), передавая основные форму и детали; воспитывать желание принимать участие в общественной работе, добиваясь хорошего качества своего изображения. Коллективная работа "Корабли на рейде".
Художественная литература.

"Про матроса Василия"

Знакомить детей с новым художественным произведением, рассказывающем об истории Российского флота и его героях. Учить воспринимать образное содержание произведения, его нравственный смысл. Подвести к пониманию идеи произведения. Развивать точность, выразительность, ясность изложения мыслей. Расширяем словарный запас. Коллективная работа - коллаж "По морям, по волнам"
Развитие речи.

"Веселое путешествие на остров грамматики".

Развиваем навык построения предложения по схеме и определения схемы для данного предложения. Развиваем словарь: подбор определений и эпитетов к слову "вода". Усвоение названий морских профессий и профессиональных действий. Развитие связной речи - формируем навыки составления предложений по картине и составления короткого рассказа по картине. Развиваем социальные навыки (работа в группе, учитывание мнения других). Развиваем умение отстаивать свое мнение. Развиваем умение придерживаться избранной сюжетной линии в творческом рассказывании. Развиваем творческое мышление.
Ознакомление с окружающим.

"Водный транспорт".

Закрепляем названия водных видов транспорта. Проследить вместе с детьми историю водного транспорта: от плота к лодке, парусным кораблям и т.д. Показ моделей старинных парусных судов. Воспитывать интерес к изучению окружающего мира, уважение к людям "водных" профессий, интерес к водным путешествиям, романтике дальних странствий. Объясняем значение слов паро-ход, ледо-кол и т.д. Работа по словообразованию: корабль - кораблестроитель, парус - парусник, море - моряк, река - речник. Обогащение словаря: галера, фрегат, гардемарин. Активизация словаря: капитан, боцман, кок, штурман, юнга, радист.
Рассказ о крейсере "Варяг" и капитане В. Рудневе. Рассказ о герое СССР В. Кускове Учить осмысливать содержание рассказа. Формировать оценочное отношение к героям рассказа. Учить пересказывать рассказ (совместное пересказывание). Рисунки героического крейсера "Варяг".
Строительная игра из напольного конструктора Обыграть сделанную из конструктора постройку, закрепляя профессиональные действия военных моряков.
Ф.Э.М.П.

"Плыви, плыви кораблик".

Закрепляем знания детей геометрических фигур: отличительные признаки треугольник, квадрат, обобщающее понятие многоугольник; навыки счета, понятие числового ряда и знание порядка следования чисел в числовом ряду. Развиваем внимание и память; творческое воображение, логическое мышление, приемы умственных действий, речь, быстроту реакции, познавательный интерес; навыки самостоятельной и коллективной работы.
Конструирование из бумаги "Парусник". Развивать навыки работы с бумагой, выполнение аккуратных, точных сгибов, завитков. Отрабатывать навыки сгибания бумаги по вертикали, горизонтали, пополам. Учить украшать свою поделку дополнительными деталями по замыслу. Развивать навыки коллективной работы при составлении композиции из готовых форм.
IV На страже Родины.

Ознакомление с окружающим.

Беседа "Наша армия родная"

Углублять знания о российской армии. Дать элементарные представления о родах войск. Рассказать о подвигах Защитников Отечества во время ВОВ.
Ф.Э.М.П. + Аппликация Учить решать задачи на нахождения суммы, записывать арифметическое действие, используя знак "+", придумывать содержание поздравительной открытки, осуществлять замысел, привлекая полученные ранее знания и умения. Совершенствовать умение моделировать описанные в задаче взаимосвязи между данными и искомыми с использованием не только наглядного материала, но и схематических изображений; развивать чувство цвета, творческие способности.
Художественная литература.

"Шинель" Е. Благинина.

Отработка с детьми выразительного чтения стихотворения. Продемонстрировать детям, как по разному могут звучать стихи в зависимости от интонации прочтения. Организована родителями фото выставка "Наши деды и отцы", "Мой прадедушка - герой".
Конструирование.

"Военный самолет".

Сообщить детям новую информацию о различных видах воздушного транспорта. Закрепляем навыки складывания листа бумаги пополам, вырезание по контуру. Развиваем самостоятельный творческий замысел, умение использовать в работе ранее полученные знания, умения, навыки.
Ф.Э.М.П.

Математические задачи.

Пограничник с собакой.

Систематизировать знания о составе числа 10 и цифрах 1, 0; учить раскладывать число 10 на 2 меньших и получать из 2х меньших одно большее. Закреплять навык ориентирования на листе бумаги. (графический диктант)
Экскурсия в мини-музей боевой славы Д/С.

Обобщающая беседа "Герои русской земли".

Обобщение знаний детей о героическом прошлом и настоящем нашей родины. Побуждение к самостоятельному связному рассказыванию о полученных знаниях. Воспитание любви и уважения к защитникам родины на основе ярких впечатлений, конкретных исторических фактов.

План физ.инструктора к проекту "Герои русской земли" область "Здоровье" и "Физическая культура".

Подвижные игры.

1 неделя "Богатыри"

"Бой богатырей".

Цель: удержать равновесие и при этом вытолкнуть противника за линию круга. Дети делятся на пары и попарно размещаются в обручах. По команде Воеводы начинается бой. Игроки должны суметь удержаться в обруче, вытолкнув соперника за его границы.

"Взятие крепости".

Цель: развитие меткости, силы, ловкости, чувства равновесия. Дети делятся на 2 команды. Каждая команда занимает свою крепость, которую должна защищать. Выталкивая соперников с её стен. Во время взятия крепости соперника дети забрасывают их снежками.

"Царь и Воевода".

Цель: повышение двигательной активности детей с учетом индивидуальных особенностей развития. Из группы детей выбирются 2 героя "Царь", который будет давать задания пойманным детям и "Воевода", который будет ловить нарушителей. Дети выполняют разнообразные движения под музыку. По сигналу они все должны убежать в "домик", "Воевода" ловит. Всех пойманных отводят к царю. Царь придумывает задание каждому пойманному (например: присесть 10 раз, прыгнуть 20 раз, пробежать круг задом наперед и т.п.). После выполнения задания Царя игрок возвращается в игру. Воспитатель помогает Царю выбрать задания ориентируясь на физические возможности пойманного игрока.

2 неделя "Гусары"

Эстафета "Эскадрон в городе"

Цель: закрепление навыков бега с подлезанием. Развитие координации. Ориентировки в пространстве. Дети делятся на две команды-два эскадрона. Первый участник бежит на среднюю линию, поднимает обруч (открывает ворота). Второй подбегает перехватывает обруч. В это время первый пролезает в него и, обегая стойку, возвращается в команду. После этого третий начинает выполнять действия. Игра продолжается до тех пор. Пока весь эскадрон не побывает в городе и не вернется обратно.

"Бравый наездник"

Цель: Закреплять умение прыгать на фитболле с продвижением вперед. Дети прыгают по залу на фитболлах, по команде застывают на месте.

"Полет на ядре"

Цель: развитие координации движения, ориентировки в пространстве. Дети зажимают мяч между колен и бегают по залу. По сигналу "Цель" "ядро" отпускается и игрок замирает на месте.

"Меткий стрелок".

Цель: развитие меткости, скорости реакции. Дети делятся на 2 команды, находящиеся по разные стороны от сетки. По сигналу начинают перебрасывать мячи через сетку на поле противника. Самыми меткими считаются игроки, сумевшие поймать мяч в руки и быстро перебросив его обратно.

3 неделя "По морям, по волнам"

"Спасение матросов".

Цель: закрепление умения выполнять челночный бег по-одному и в парах. Дети-матросы на тонущем корабле. На противоположной стороне игровой площадки обруч - "Остров Спасения". Остаться на острове может только тот кто спас от гибели товарища. Первый игрок оббегая обруч возвращается за вторым, Второй с ним добегает до обруча и возвращается за третьим, а первый остается на острове. Когда все матросы переправлены на остров. Над островом поднимается флаг команды.

"Морской бой".

Цель: Развитие меткости. Дети получают по 3 заряда (мяч или мешочек с песком). Их задача сбить "корабли" противника метким попаданием.

"Свистать всех наверх".

Цель: Развитие скорости реакции, ориентировке в пространстве. Закрепить понятия "колонна, шеренга, круг". По сигналу все дети разбегаются в рассыпную по игровой площадке. По команде возвращаются в свои отряды, выполняя команду ведущего. Строятся в колонну. В шеренгу или в круг.

4 неделя "На страже Родины".

Проводиться музыкально-спортивный праздник

"Наша Армия сильна".

План воспитателя изодеятельности по проекту

"Герои русской земли"

(интеграция областей "Художественное творчество"+ "Познание"+ "Коммуникация")

Неделя Вид деятельности Задачи Продуктивная деятельность (результат)
1 неделя Показ слайдовой презентации

"Богатырская Русь" и "История русской одежды" ("Познание"+ "Коммуникация")

Худ.творчество (рисование): "Богата земля русская богатырской силой"

Худ.творчество (лепка):

"Три богатыря"

(работа в творческих группах)

Формировать представление о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях - защитниках земли русской. Оживить представление о былине, как о реальных исторических фактах, закрепить знания детей о былинных героях- Илье Муромце, Алёше Поповиче, Добрыне Никитиче. Познакомить детей с одеждой и оружием богатырей.

Воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России, уважение к русским воинам, желание им подражать. Расширить знания детей об истории русского народного костюма и его традициях. Формировать умение отвечать на поставленные вопросы связно и последовательно, описывать внешность богатырей и окружающий пейзаж; рассуждать о характерах героев и настроении картины; использовать в речи синонимы и сравнения.

Формировать умение рисовать фигуру человека используя схему рисования, рисовать одежду, передавая её характерные особенности. Совершенствовать умение создавать сюжетную композицию в рисунке, передавая свои накопленные знания и умения. Формировать навык закрашивания применяя приемы - штрихования и растушовки. Развивать глазомер, чувство цвета, формы и пропорций. Воспитывать патриотические чувства, уверенность, инициативность. Совершенствовать умения планировать свою работу.

Формировать умение лепить фигуру человека и лошади из валика путем надрезания стекой и моделирования пропорциональных частей тела. Показать возможность передачи движения лепной фигурки путем небольшого изменения положения рук и ног (с характером движения); поощрять творческую инициативу. Развивать глазомер, мелкую моторику, чувство формы и пропорций. Воспитывать умение работать коллективно.

Выставка детских рисунков по теме: "Богата земля русская богатырской силой"

Выставка детских лепных работ: "Три богатыря"

2 неделя Просмотр слайдовой презентации "Русские гусары" и "Дамы гусарской эпохи"

("Познание"+ "Коммуникация")

Худ. творчество (рисование): "Удалой гусарский эскадрон"

Худ. творчество (рисование): "Эскадрон гусар"

- формирование у детей патриотических чувств, основанных на ознакомлении с боевыми традициями нашего народа и памятниками боевой славы;

Воспитание любви и уважения к защитникам Родины на основе ярких впечатлений, полученных от просмотра картин, посвященных Бородинскому сражению, расширить знания детей о героях Бородинского сражения- М.И.Кутузов, А. Суворов и т.д.;

Развивать интеллектуальную компетентность детей о гусарской эпохе;

Расширить знания детей об одежде и традициях русского народа гусарской эпохи.

Совершенствовать умения оформлять и раскрашивать силуэты (гусары), соблюдая направления штриховки. Совершенствовать умения планировать работу. Инициировать активность творческой деятельности для дальнейшего применения результатов работы в различной продуктивной деятельности.

Совершенствовать умения детей рисовать фигуру человека; оформлять рисунок соответственно его теме; развивать внимание при рассматривании элементов гусарского мундира и умение передавать увиденное в рисунке. Формировать навык закрашивания применяя приемы - штрихования и растушовки. Развивать глазомер, чувство цвета, формы и пропорций. Воспитывать патриотические чувства, уверенность, инициативность. Совершенствовать умения планировать свою работу.

Использование готовых гусарских силуэтов в игровой и образовательной деятельности-ФЭМП

Выставка детских рисунков по теме: "Эскадрон гусар"

3 неделя Просмотр слайдовой презентации "История Российского флота"

("Познание"+ "Коммуникация")

Художественное творчество: "Ветер парус раздувает" (рисование)

"По морям плывет кораблик" (рисование кораблей для коллективной коллажной работы"

- знакомство детей с историей развития Российского флота, формирование у детей чувства гордости за свою Родину;

Пополнить знания детей о великой роли Петра I для России в кораблестроении;

Воспитание любви и уважения к защитникам Родины на основе ярких впечатлений, полученных от просмотра хроники героических подвигах броненосца "Потемкин" и "Варяг", крейсера "Авроры";

Развивать интеллектуальную компетентность детей о Российском флоте;

Обогатить словарный запас слов детей.

Совершенствовать умение детей при рассматривании отмечать особенности, детализировать изображение; развивать умение рисовать парусные корабли. Формировать чувство цветоощущений и сюжетного построения композиции.

Закреплять знания детей о разных видах кораблей; совершенствовать умение рисовать их. Совершенствовать технику рисования акварельными красками. Формировать умение рисовать простые сюжеты по замыслу. Закреплять знания о цвете. Воспитывать умение работать коллективно, интерес к изобразительной деятельности, способствовать овладению композиционных умений; поощрять творческую инициативу.

Выставка детских рисунков "Под парусом, стремительно"

Коллаж "По морям, по волнам"

4 неделя Просмотр слайдовой презентации "На страже Родины"

("Познание"+ "Коммуникация")

Художественное творчество: "Боевая техника" (рисование)

"Отважные парашютисты" (лепка+конструирование)

- воспитание уважения к защитникам Родины, ?гордость за свой народ, любовь к Родине;

Развивать представление о разных родах войск, закрепить знания о всенародном празднике воинов, уточнить, кто такие защитники отечества; развивать речь, мышление, поддерживать инициативу детей;

Продолжить знакомство с понятием "большая родина и малая", научить понимать и объяснять их значение. ?

Совершенствовать умения планировать свою работу. Развивать глазомер, чувство цвета, формы и пропорций. Воспитывать патриотические чувства, уверенность, инициативность.

Формировать умение лепить фигуру человека из валика путем надрезания стекой и моделирования пропорциональных частей тела. Показать возможность передачи движения лепной фигурки путем небольшого изменения положения рук и ног (с характером движения); поощрять творческую инициативу. Развивать глазомер, мелкую моторику, чувство формы и пропорций.

Конструирование: изготовление полиэтиленового парашюта.

Выставка детских рисунков "Наша Армия сильна!"

Коллективная композиция лепных работ: "Отважные парашютисты"

План музыкального руководителя по проекту "Герои русской земли"

(интеграция областей "Музыка"+ "Здоровье")

Музыка для ребенка - мир радостных переживаний. Чтобы открыть перед ним дверь в этот мир, надо развивать у него способности, и прежде всего музыкальный слух и эмоциональную отзывчивость. Иначе музыка не выполнит свои воспитательные функции.

Задачи музыкального воспитания:

  1. Воспитывать любовь и интерес к музыке. Только развитие эмоциональной отзывчивости и восприимчивости дает возможность широко использовать воспитательное воздействие музыки.
  2. Обогащать впечатления детей, знакомя их в определенно организованной системе с разнообразными музыкальными произведениями и используемыми средствами выразительности.
  3. Приобщать детей к разнообразным видам музыкальной деятельности, формируя восприятие музыки и простейшие исполнительские навыки в области пения, ритмики, игры на детских инструментах.
  4. Развивать общую музыкальность детей (сенсорные способности, ладовысотный слух, чувство ритма), формировать певческий голос и выразительность движений. Если в этом возрасте ребенка обучают и приобщают к активной практической деятельности, то происходит становление и развитие всех его способностей.
  5. Содействовать первоначальному развитию музыкального вкуса. На основе полученных впечатлений и представлений о музыке проявляется сначала избирательное, а затем оценочное отношение к исполняемым произведениям.
  6. Развивать творческое отношение к музыке. Это помогает выявлению самостоятельности, инициативы, стремления использовать в повседневной жизни выученный репертуар.

1 неделя проекта:

Зарядка - "Богатыри"

Слушание музыки - 1. Песня "Богатырская сила" А.Пахмутова, Н. Добронравов.

2. Опера Н.А.Римского-Корсакова "Сказка о Царе Салтане".

"Три чуда", чудо второе "Тридцать три богатыря".

2 неделя проекта:

Зарядка - "Гусары"

Слушание музыки - 1. Марши: "Гусарский марш" А.Петров,

"Гусарский марш" А.Свиридов

2. Песня "Гусарская эпоха" А Варламов

3 неделя проекта:

Зарядка - "Моряки"

Слушание музыки - 1. Марш "Прощание Славянки"

2. Песня "Морячка" О. Газманова

3. "Музыкальные загадки" (Звуки: салют, стрельба, шум моря,

морской прибой.)

Музыкально-ритмические движения - танец "Яблочко"

Пение - "Морской капитан"

4 неделя проекта:

Зарядка - "Наша Армия сильна"

Слушание музыки - 1. Дидактическая игра "Найди сходство и различия"

(музыка песни "Будёновец" Я.Дубравиной и "Солдатик"

Г.Куриной)

2. Песня "Три танкиста"

Пение - "Наша Родина сильна"

Комплекс зарядки для детей подготовительной группы "Богатыри"

1 упражнение. Вход в зал "Марш по кругу". Четкая ходьба с энергичной работой рук и ног.

2 упражнение. "Бег на носочках". Лёгкий бег на носочках по кругу, врассыпную, по кругу. ?

3 упражнение. "Враги богатырей - сказочные карлики и великаны". Соответственно музыке ходьба большими шагами на носках, руки тянутся вверх (великаны), ходьба вприсядку, руки держат колени (карлики).

4 упражнение. "Богатырский конь". 1)Поскоки по кругу, одна нога впереди, другая сзади, руки вытянуты вперёд, кулаки сжаты (держат поводья)

2) боковой галоп, руки на поясе.

Дети берут гантели.

5 упражнение. "Силачи". Ноги на ширине плеч, руки в стороны. Наклоны туловища то вправо, то влево, делая большие махи руками с гантелями.

6 упражнение. "Земелюшка родная". Подъём рук вверх, наклон, положить на пол гантели, выпрямиться.

7 упражнение. "Богатырская застава". Подъём прямой ноги вперёд и двух рук одновременно. Чередовать правую и левую ногу.

8 упражнение. "Богатырский размах". Полуприседания с разведением рук в стороны.

Повторение "Марш".

9 упражнение. "Достань солнышко (потягивание)" (выпрямляет позвоночник). Руки поднять вверх.

Зарядку составили: муз.рук-ль Диденко И.А.

воспитатель Галушко О.К.

провела: муз.рук-ль Диденко И.А.

Зарядка для детей подготовительной группы "Гусары"

Зарядка выполняется под музыку.

1 упражнение. Вход в зал "Марш по кругу, врассыпную". Четкая ходьба с энергичной работой рук и ног.

2 упражнение. "Поскоки". По кругу, одна нога впереди, другая сзади, руки на пояс.

3 упражнение. "Носочки-пяточки". Ходьба по кругу на носках, на пятках.

Дети берут гимнастические палки (по одной на человека).

4 упражнение. "Ура". Подъем правой руки с палкой вверх(палка находится в вертикальном положении), опустить вниз. Переложить палку в левую руку и повторить упражнение.

5 упражнение. "Качели". Положить палку на плечи, наклон туловища вперёд, выпрямиться.

6 упражнение. "Палочка-стоялочка". Поставить палку на пол вертикально, держась правой рукой обойти палку по кругу. Сменить руку на левую, повторить упражнение.

7 упражнение. "Высокое колено". Палку держать двумя вытянутыми перед собой руками на уровне пупка, поднимать по очереди колено, пытаясь достать палку коленом.

8 упражнение. "Атака". Поднять вверх вертикально палку правой рукой и помахать палкой по кругу. То же упражнение выполнить левой рукой.

Повторение "Марш по кругу, врассыпную"

9 упражнение. "Высоко" . Руки через стороны поднять вверх- вдох, опустить вниз-выдох.

Зарядка для детей подготовительной группы "Моряки".

Зарядка выполняется под музыку.

1 упражнение. Вход в зал парами "Марш по кругу парами, перестроение друг за другом". Четкая ходьба с энергичной работой рук и ног.

2 упражнение. "Бег". Лёгкий бег по кругу, врассыпную, по кругу.

3 упражнение. "Шторм". Прыжки по комнате поочередно на одной и на другой ноге.

4 упражнение. "Был юнгой - стал капитаном!" ?Ноги на ширине плеч. Присесть на корточки, опустив руки на колени и наклонив голову. Встать, потянувшись, поднять руки вверх.

5 упражнение. "Смотровой". Выпад вправо, одна нога впереди согнута в колене, другая сзади прямая, рука правая - "козырёк", левая на пояс. Повторить упражнение влево.

6 упражнение. " Драим палубу". Ноги на ширине плеч, руки в стороны. Наклонять туловище то вправо, то влево, делая большие махи руками.

7 упражнение. "Пляска матроса". Глубокое приседание, подъём туловища с выставлением ноги на пятку по очереди правую, левую.

8 упражнение. "На море качка". Стоим прямо, ноги врозь, руки опущены. Сгибая слегка правую ногу и поворачивая туловище направо, достать рукой пятку. То же - в другую сторону.

9 упражнение. "Пустые бочки". Лежим на спине на полу, над головой вытянутые руки. Перекатываемся на бок, потом на живот, на другой бок и снова на спину. Голова между руками, руки прямые.

10 упражнение. "Пройди по веревке" . Положите на пол вытянутую веревку. Ребёнок должен пройти по ней, сохраняя равновесие.

11 упражнение. "Чайка". Ходьба по кругу друг за другом, размахивая руками, как птица машет крыльями.

Зарядку составила и провела: муз.рук-ль Диденко И.А.

Зарядка для детей подготовительной группы

"Наша Армия сильна!"

Зарядка выполняется под музыку.

(стульчики расставлены заранее в центре зала)

1. Обычная ходьба в колонне.

2. Ходьба на носках, легкий бег (50-60 сек).

3. Бег со сменой направления.

4. Ходьба "змейкой" вокруг стульчиков.

1 упражнение. "Лётчики"

И.П. - сидя на стуле, ноги параллельно, руки опущены вниз.

1 - Поднять руки в стороны.

2 - Опустить вниз, вернуться в исходное положение.

Дозировка:?5 - 6 раз.

2 упражнение. "Танкисты"

И.П. - сидя на стуле, одна нога выпрямлена вперед, другая под стулом.

(cмена положения ног)

1 - Левая нога выпрямлена вперед, правая - под стулом.

2 - Правая нога выпрямлена вперед, левая - под стулом.

Дозировка: 5 - 6 раз.

3 упражнение. "Пограничники"

И.П. - сидя на стуле, ноги на ширине плеч, руки на поясе.

1 - Наклониться вправо.

2 - Вернуться в исходное положение.

3 - Наклониться влево.

4 - Вернуться в исходное положение.

Дозировка: 6 раз.

4 упражнение "Моряки"

И.П. - стоя на четвереньках, сиденье стула - под животом ребенка. Ребенок опирается на руки и на колени.

1 - Ребенок выпрямляет руки и ноги, удерживает себя на стуле 2 сек. (вдох)

2 - Вернуться в И.П. (выдох)

5 упражнение. "Артеллеристы"

И.П. - стоя за стулом, ноги параллельно, руки на спинке стула.

1 - Присесть.

2 - Встать, вернуться в исходное положение.

Дозировка: 4 - 5 раз.

6 упражнение "Ракетчики"

И.П. - сидя на стуле, сомкнутые ноги выпрямлены - находятся на полу, руки в упоре с боков сиденья стула.

1 - Поднять правую ногу вперед-вверх.

2 - Опустить ногу, вернуться в исходное положение.

3 - Поднять левую ногу вперед-вверх.

4 - Опустить ногу, вернуться в исходное положение.

Дозировка: 6 раз.

7 упражнение. "Десантники"

И.П. - стоя около стула, ноги параллельно, руки на поясе.

Прыжки на двух ногах вокруг стула в обе стороны, в чередовании с ходьбой.

Дозировка: 2 серии по 10 прыжков.

Воспитатель предлагает детям убрать стулья.

3 часть: Обычная ходьба по залу в колонне друг за другом.

Зарядку составила и провела: муз.рук-ль Диденко И.А.

Эффективность проекта:

1 неделя: "Богатырская Русь"

Эффективность:

  • русские народные былины основаны на реальных героях древней Руси;
  • значение геральдики для человека, защищавшего свою Родину;
  • история одежды военной и бытовой, её предназначение для людей Руси;

2 неделя: "Эскадрон гусар"

Эффективность:

  • знаменитое стихотворение М.Лермонтова основано на реальных исторических событиях;
  • знания о великом военно - начальнике М.И.Кутузове;
  • история гусарского мундира и бытовой одежды, а так же нарядная одежда для балов;
  • обогащение словарного запаса слов ребенка.

3 неделя: "По морям, по волнам"

Эффективность:

  • история возникновения и развития Российского флота;
  • знакомство с морскими легендами Петровских времён;
  • герои бронепалубного крейсера "Варяг"
  • герой Великой Отечественной войны, моряк - Виктор Кусков;
  • обогащение словаря ребенка.

4 неделя: "На страже Родины"

Эффективность:

  • расширить представление детей о различных родах войск нашей Российской Армии;
  • развитие детей на основе любви и интереса к настоящему и прошлому своего народа;
  • воспитание нравственно-патриотических качества: гуманизм, гордость, желание сохранить мир своей Родины и Отечества;
  • воспитание гражданской ответственности и чувство гордости за свою страну.

Конспект НОД по речевому развитию в подготовительной группе " Богатыри- защитники земли русской"

Цель: с

Задачи:

Познакомить детей с полотном художника В. Васнецова «Богатыри»

Обогащать словарь детей выражениями: полотно, богатырь, былина, кольчуга, щит, меч, шлем, снаряжение, доспехи, булава, уздечка, стремена, ножны.

Воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России, уважение к русским воинам, желание им подражать

Просмотр содержимого документа
«Конспект НОД по речевому развитию в подготовительной группе «Богатыри – защитники земли Русской»»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребёнка - детский сад № 102 г. Томска

Проверил: Утверждаю:

Старший воспитатель МАДОУ № 102 Заведующий МАДОУ № 102

Е.А. Панкина _____________ О.В. Кузнецова

«_____» _______________ 2017 г «____» ____________2017 г

КОНСПЕКТ

НОД по речевому развитию

в подготовительной группе

Тема: « »

Воспитатель: Лазарева О.А.

г. Томск -2017г.

Организация непрерывной непосредственно образовательной деятельности детей в подготовительной группе по теме « Богатыри – защитники земли Русской »

Цель: с оставление описательного рассказа по картине В.Васнецова «Богатыри»

Задачи:

Образовательная: познакомить детей с полотном художника В. Васнецова «Богатыри»

Развивающая: обогащать словарь детей выражениями: полотно, богатырь, былина, кольчуга, щит, меч, шлем, снаряжение, доспехи, булава, уздечка, стремена, ножны.

Воспитательная: воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России, уважение к русским воинам, желание им подражать

Задачи приоритетной образовательной области:

«Речевое развитие»: знакомство детей с великим полотном художника В. Васнецова «Богатыри», с именами русских богатырей Ильей Муромцем, Добрыней Никитичем, Алешей Поповичем. Учить отвечать на поставленные вопросы связно и последовательно, описывать внешность богатырей и окружающий пейзаж; рассуждать о характерах героев и настроении картины; объяснить детям значение слов «защитники Отечества», «славяне», «предки»;

способствовать развитию речи и обогащению словаря детей; формирование грамматического строя речи.

Задачи ОО в интеграции :

«Познавательное развитие»: представление об укладе жизни древних славян; закрепить и расширить знания детей о силе и славе Руси, о ее народных героях – богатырях, развивать логическое мышление и воображение воспитанников; воспитывать интерес к истории Родины, уважение к предкам.

«»: развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослым и сверстниками: потребность в общении со сверстниками, умение вступать в контакт, сплочение детского коллектива; усвоение норм и ценностей, принятых в обществе; развитие социального и эмоционального интеллекта; формирование адекватной самооценки, закладывание нравственных основ личности в процессе формирования представлений об истории Родины, предках.

« »: развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства

«Физическое развитие»: становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами, сохранение и укрепление физического и психического здоровья; развитие двигательной активности.

Предпосылки учебной деятельности: формирование умения слушать и слышать взрослого; следовать полученной инструкции, действовать согласно правилу; формировать потребность ребенка в общении со сверстниками и взрослыми; участвовать в совместной деятельности.

Методы и приёмы:

Словесные: ситуативный разговор, беседа с элементами диалога, художественное слово, вопросы детям, поощрение.

Наглядные: демонстрация наглядных пособий (иллюстрации по теме занятия, макет поселения славян, репродукция картины В.Васнецова «Богатыри», карточки к схеме –кластер).

Практические: описание картины В.Васнецова «Богатыри».

Игровые: динамическая пауза.

Словарная работа: Русь, предки, славяне, богатыри, былины, кольчуга, щит, шлем, копье, меч, лук со стрелами, булава-палица.

Предварительная работа: Работа по подбору иллюстративного материала по теме «Былинные богатыри – защитники земли Русской». Слушание фрагментов произведений: М.П. Мусоргский «Богатырские ворота», песня А. Пахмутовой «Богатырская сила». Чтение русских былин и сказок «Как Илья Муромец богатырем стал», «Алеша Попович и Тугарин Змей», «Добрыня и Змей», «Святогор», «Вольга и Микула Селянович», «Садко», «Никита Кожемяка». Слушание в аудиозаписи былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник»

Развивающая предметно-пространственная среда: иллюстрации по теме занятия, макет поселения древних славян, репродукция картины В.Васнецова «Богатыри», карточки к схеме –кластер, звукозапись «Рассвет на Москве-реке» М. Мусоргского из оперы «Хованщина», дубовые листья,раскраски.

Литература:

1. О.С.Ушакова «Занятия по развитию речи для детей 5-7 лет» - ТЦ «Сфера», Москва 2010

2.Дошкольникам о защитниках Отечества. Методическое пособие по патриотическому воспитанию в ДОУ / Под ред. Л.А. Кондрыкинской. – М.: ТЦ Сфера, 2005.

3.Моя страна. Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно-патриотических чувств. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ / Авт.-сост. Натарова В.И. и др. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005.

4.Данилина Г.Н. Дошкольнику – об истории и культуре России: Пособие для реализации программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы». – М.: АРКТИ, 2003.

Структура НОД

Образовательная область

Формы работы

Вводная часть

Приветствие, создание эмоционального настроя на работу. Установление доверительного контакта с педагогом и с друг другом

Воспитатель: Настал новый день. Мы спокойны, добры, приветливы, а главное здоровы. Давайте пожелаем друг другу и нашим гостям доброго утра:

Воспитатель: Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться!

Вместе: Доброе утро!

Воспитатель: Солнцу и птицам

Вместе: Доброе утро!

Воспитатель: Приветливым лицам!

Вместе: Доброе утро!

Воспитатель: И каждый становится

Добрым, доверчивым!

Вместе: И доброе утро длится до вечера!

Воспитатель: Ребята скажите, как называется страна, в которой мы живем.

Дети: Россия – самая большая страна в мире.

Воспитатель: Как вы думаете, всегда ли наша Родина была такой?

Дети. Нет, она была маленькой.

Воспитатель: Более тысячи лет назад образовалось русское государство. Называлось оно Русь. Было оно вначале маленькое, но для наших предков это была Родина. Ребята, а как наши предки называли себя?

Дети: Славяне

Воспитатель: Почему же славяне? Подумайте, на какое слово похоже?

Дети: « Славяне» похоже на слово «слава». Воспитатель: Славяне – это славный народ. Что же вы знаете про славян? Какие они были?

Речевое развитие

Социально-коммуникативное развитие

Художественно-эстетическое развитие

Познавательное развитие

Социально-коммуникативное развитие

Приглашение к началу занятия

Художественное слово

Рассказ-беседа о прошлом России

Ситуативный разговор

Дети: Славяне были светловолосые, голубоглазые, высокого роста, плечистые, добрые, гостеприимные, смелые.

Воспитатель показывает иллюстрации, предлагает пройти к макету.

Воспитатель: Посмотрите, какие места выбирали наши предки для своих поселений?

Дети: Места для поселения наши предки выбирали рядом с лесами и реками.

Воспитатель: Как вы думаете почему? Дети: В лесу можно было охотиться, собирать грибы и ягоды, в реках – ловить рыбу. Воспитатель : Почему поселение находится на пригорке?

Дети: Реки весной разливаются. Чтобы воды не затопили дома. Воспитатель: Чем огорожено поселение?

Дети: Забором.

Воспитатель: Зачем они это делали?

Дети: Так они защищались от врагов. Воспитатель : Что находится за забором?

Воспитатель: Для чего он был необходим? Дети: Чтобы врагам было труднее попасть на территорию. Воспитатель: Итак, вся территория поселения находится на пригорке, за высоким забором, за забором ров с водой. На что же это похоже.

Дети: На крепость

Воспитатель: Что означает слово крепость? Дети: Крепость это крепкий или укрепленный город.

Воспитатель : В семьях было много детей, дети вырастали, создавали свои семьи, людей становилось все больше. Стали появляться села и города, всем вместе было легче вести хозяйство и помогать друг другу.

Хорошо жилось на Руси-матушке. Много было богатств, много рыбы, да меха ценного, много ягод да грибов…. Вот и привлекали все эти богатства наших врагов. Часто нападали враги - опустошали земли, разоряли дома, уводили людей в плен

Познавательное развитие

Социально-коммуникативное развитие

Речевое развитие

Познавательное развитие

Исследование, рассматривание иллюстраций и макета поселения славян, беседа

Рассматривание, описание, беседа

Ситуативный разговор, беседа

Родную землю и свой народ нужно было защищать. Многие из славян отличались необыкновенной физической силой. Назывались защитники земли русской …….? Дети: Богатырями. Воспитатель: Ребята, есть в народе такие выражения "богатырская сила". Как вы его понимаете? Дети: Большая, могучая, огромная. Воспитатель: А выражение "богатырское телосложение "? Дети: Могучие, большие плечи, сильные руки, широкая грудь, высокий рост. Воспитатель: А что такое "богатырская удаль"? Дети: Смелый, решительный, отважный. Воспитатель: Ребята, вы хотите быть похожими на богатырей? Для этого нужно тренироваться постоянно. Мы тоже с вами сейчас потренируемся.

Динамическая пауза. Игра – упражнение «Богатыри»
Дружно встанем раз-два-три-(Дети шагают на месте)
Мы теперь богатыри!(Руки согнуты в локтях, показывают силу)
Мы ладонь к глазам представим,(Руку правую подносят козырьком к глазам)
Ноги крепкие расставим,(Ноги в стороны)
Поворачиваясь вправо- оглядимся величаво.(Поворот вправо)
И налево надо тоже поглядеть из-под ладошек.(Руку левую подносят козырьком к глазам, поворот налево)
Наклонились влево- вправо(Руки на поясе, наклон влево-вправо)
Получается на славу!(Руки вверх)

Речевое развитие

Физическое развитие

Двигательная (выполнение движений в соответствии со словами игры)

Основная часть

Воспитатель: Спасибо ребята. Садитесь на стульчики. А откуда вы знаете о богатырях? Дети. Из былин, сказок, картин. Воспитатель: Много богатырей на Руси было и есть. Невозможно сразу о всех рассказать. Сегодня мы поговорим о богатырях, которых изобразил великий русский художник Виктор Михайлович Васнецов.

На доску выставляется репродукция картины В.М. Васнецова «Богатыри».

Воспитатель: Может, кто-то из вас знает, как называется эта картина?

Ответы детей.

Воспитатель: Я приглашаю вас «войти» в картину и представить, что очутились мы в широком поле. А поможет нам в этом музыка. Пока звучит музыка оглядитесь, какая природа нас окружает, представьте какие звуки мы можем «услышать» в картине, какие запахи почувствовать.

Звучит вступление к опере М. Мусоргского «Хованщина» «Рассвет на Москве-реке». Дети в течение 1-2 минут рассматривают картину.

Кто изображен на картине? Дети: трибогатыря Воспитатель: Как звали богатырей? Дети : Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович

Воспитатель: Давайте внимательно рассмотрим одежду и вооружение русского богатыря.
– Чем защищена голова воина?
– Чем защищено тело богатыря?

– Чем были вооружены богатыри?

Ответы детей Воспитатель: Без устали разъезжали по степям богатыри на могучих конях. Зорко всматривались вдаль: "Не видать ли вражеских костров, не слыхать ли топота чужих коней?»

Ребята, давайте попробуем описать каждого из богатырей отдельно. Какие у них лица, одежда, оружие? Какие кони под ними и чем украшены?

Речевое развитие

Познавательное развитие

Художественно-эстетическое развитие

Речевое развитие

Рассматривание картины,

Прослушивание музыкального произведения.

Ситуативный разговор, описание внешнего вида богатырей

Расскажи, ……..?, о Илье Муромце.

Ответ ребенка №1 : В центре картины на сильном коне Илья Муромец. Он самый старший, самый могучий, огромного роста. У него благородное русское лицо, широкая борода с проседью. Одет он в кольчугу, сапоги и шлем. В одной руке у него булава, в другой копье. Илья Муромец внимательно, смотрит вдаль: не видать ли врагов? Взгляд его зоркий, уверенный. Он всегда стоит на страже родной земли. Защищает землю русскую от врагов.

Воспитатель: Расскажи, ……? расскажи о Добрыне Никитиче.

Ответ ребенка №2 Добрыня Никитич гордо сидит на своем белом коне. Конь раздувает ноздри, видно, врага чует. Грива коня развивается по ветру. Одет богатырь богато и нарядно. Щит у Добрыни украшен камнями, на мече узор. Лицо Добрыни вежливое и благородное.

Воспитатель: Расскажи, ……?, о Алеше Поповиче.

Ответ ребенка №3 Богатырь справа – Алеша Попович. Он самый младший из богатырей. Алеша молодой, красивый, отважный и смелый. Он красиво сидит на своем коне. К седлу прикреплены гусли. Рыжий конь Алеши низко опустил голову, чтобы пощипать травы, но уши навострил. Водной руке у богатыря стрела, в другой лук. Алеша Попович сильный, смелый, отважный богатырь. Он защищает детей, стариков, матерей.

Воспитатель: Какой пейзаж окружает богатырей? Дети: Здесь все красиво нарисовано – и облака, и небо, и даже елочки под ногами коней, все, как настоящее. Воспитатель: Правильно, все красиво. Обратите внимание, какое спокойствие исходит от картины. Природа как бы замерла, притихла. Откуда это спокойствие?

Дети: Спокойно потому что у Родины есть защитники.

Речевое развитие

Составление описательного рассказа

Воспитатель: Кто из богатырей вам больше нравится? Дети: Мне нравится Илья Муромец – сил у него больше всех. А мне нравится Алеша Попович – он молодой, смелый и товарищ хороший. Мне нравится Добрыня Никитич. Он бесстрашный воин. Он красивый, у него русые кудри, зоркие глаза. А мне все богатыри нравятся. Они отважные и справедливые, в обиду никого не дадут. Воспитатель: Чем отличаются богатыри друг от друга? Дети: Они разные по возрасту. Кони у них разных. В руках разное оружие. Лица у них не похожи друг на друга. Воспитатель: Чем схожи богатыри? Дети: Все защищают Родину от врага. Все сидят на конях, все имеют оружие и доспехи. Воспитатель: А теперь, ребята, давайте с вами поиграем и соберём богатыря в дорогу, на подвиг героический.

Д/игра "Собери богатыря в дорогу"

Цель : закрепить знания детей об элементах одежды русского богатыря, его оружии. Закрепить в речи их названия. Материал : картинки с изображением разнообразных деталей костюма воинов, их оружия. Ход : Дети выбирают и называют те детали костюма, оружие, которые подходят русскому богатырю, составляя на доске схему-кластер.

Воспитатель: Как вы считаете, есть богатыри в наше время?

Ответы детей.

Где их можно встретить?

Дети: Всевоеннослужащие, пограничники, пожарные, космонавты, полицейские, врачи

Воспитатель: Почему вы так считаете? Дети: Днём и ночью эти люди охраняют Родину, отдают свои жизни для спасения других.

Речевое развитие

Познавательное развитие

Социально-коммуникативное развитие

Игровая ситуация

Заключительная часть

Воспитатель: Ребята, наше путешествие в прошлое подходит к концу.

*Какие впечатления у вас вызвала картина" Богатыри"?

*Понравился ли вам рассказ о богатырях?

* Какие новые слова вы узнали сегодня?

В древней Руси самым почитаемым деревом был дуб. Считалось, что он давал силу и жизнестойкость людям. Собираясь в поход, богатыри подходили к дубу, брали с собой листок.

Мы все сегодня были молодцы, внимательно слушали, правильно отвечали. И я вам приготовила небольшой сюрприз.

Сейчас я подарю вам «Листочек дуба» на память о нашей беседе. Желаю что бы вы были смелыми, честными, добрыми, храбрыми, как былинные богатыри. И еще я вам предлагаю листы-раскраски «Богатыри». Вы сможете раскрасить их дома со своими родными и друзьями и рассказать всем о том, что сегодня узнали и запомнили.

Речевое развитие

Социально-коммуникативное

Закрепление знаний.

Рефлексия