Славянская письменность сценарий спектакля сказки для дошкольников. Материал на тему: Сценарий праздника славянской письменности. На святой земле нашей – матушке

Екатерина Малыгина

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2 г. НЕМАНА» д/о

Развлечение «День славянской письменности и культуры »

для детей старшего дошкольного возраста .

Подготовила и провела :

Малыгина Е. А.

Цель : Знакомить дошкольников со славянской культурой .

Задачи :

1. Продолжить формирование интереса и уважения к родной культуре .

2. Развивать познавательный интерес, расширять кругозор.

3. Познакомить со старославянским алфавитом ;

4. Обратить внимание детей на значимость каждой буквы кириллицы

5. Воспитывать любовь к Родине, чувство патриотизма, гордости за страну, в которой мы живём, уважение к народным традициям.

Ход мероприятия:

Воспитатель в народном костюме заходит в зал

Воспитатель

По широкой Руси нашей, матушке,

Колокольный звон разливается.

Ныне братья святые Кирилл и Мефодий

За труды свои прославляются .

Вспоминают Кирилла с Мефодием,

Братьев славных равноапостольных ,

В Белоруссии, Македонии,

В Польше, Чехии и Словакии.

Хвалят братьев премудрых в Болгарии,

В Украине, Хорватии, Сербии.

Все народы, что пишут кириллицей,

Что зовутся издревле славянскими ,

Славят подвиг первоучителей,

Христианских своих просветителей.

Звучит праздничный колокольный звон. Дети змейкой заходят в зал и останавливаются лицом к гостям

Русоволосые, сероглазые,

Лицом все светлые и сердцем славные .

Древляне, русичи, славяне

Скажите, кто мы?

Дети (хором) Мы – славяне !

Своею статью все пригожие,

Все разные и все похожие,

Зовёмся ныне россияне,

Издревле кто мы?

Дети (хором) Мы – славяне !

Мы чтим берёзы белоствольные,

Мы любим песни наши вольные.

Зовёмся Оли, Маши, Тани

Скажите, кто мы?

Дети (хором) Мы – славяне !

Звучит колокольный звон. Дети садятся на места.

Выходит воспитатель со свитком в руках.

Воспитатель

Здравствуйте, славные наши гостюшки , разлюбезные милые детушки. Расскажу я вам о святой Руси, о далёких временах, вам неведомых.

Жили – были тогда добры молодцы, раскрасавицы красные девицы. А у них были добрые матушки, бородатые мудрые батюшки. Умели они пахать да косить, дома-терема рубить, умели и холсты ткать, узорами их вышивать. Вот грамоты наши предки не ведали, не умели книг читать да письма писать .

(Слайд 2) И явились на Русь два просветителя, братья мудрые Кирилл и Мефодий. Родом они были из македонского города Солуни. Кирилл изучал богословие и преподавал философию. Его и прозвали философом, а по-русски мудрецом. Еще с детства мечтал он написать книги, понятные славянам . Ему стал помогать старший брат Мефодий . Долго речь они русскую слушали, а потом её стали записывать. И придумали они буквицы, а из них и составили азбуку. (Слайд 3)

Раскрывает свиток, показывает азбуку. Слайд 4

Звучит хор «Славься » из оперы М. И. Глинки «Иван Сусанин» .

Воспитатель Как называется эта азбука?

Дети (хором) Кириллица!

Воспитатель А почему она так названа?

Дети В честь Кирилла, её создателя.

Воспитатель Посмотрите повнимательней на эти буквы.

Не напоминают ли они уже знакомые вам буквы?

Воспитатель Каждая буква в древней славянской азбуке была особенной. Она имело своё имя.

Послушайте, как звучит старинная азбука : аз, буки, веди, глагол…

Названия букв напоминали людям об их жизни :

«добро» , «люди» , «земля» , «покой» и т. д.

Мы сегодня оживим эти старинные буквы и узнаем о их значении.

Звучит отрывок хора «Славься » М. И. Глинки.

Дети берут буквы и по очереди выходят

Выходит ребёнок с буквой.

Реб. А (Лиза) Здравствуйте, дети! Меня зовут АЗ. Назовите слова, которые начинаются с этой буквы.

Дети перечисляют.

Выходит ребенок с буквой.

Реб. Б (Паша) Меня зовут БУКИ. Вспомните, сколько хороших слов начинается с этой буквы.

Дети перечисляют.

Воспитатель Вам, дорогие буквы, выпала большая честь стоять вначале нашего алфавита. В народе так говорят : «Сначала «аз» , «буки» , а потом все науки». С познания азов начинается путь каждого из вас в мир знаний! А к нам спешит ещё одна буква.

Выбегает ребёнок.

Представьтесь, пожалуйста!

Реб. В Меня зовут «Веди» ! Я всё знаю, про всё ведаю.

Отгадайте мою загадку :

Она богаче всех на свете,

По ней бегут, несутся дети.

А по весне стоит вся в цвете,

И так красива на рассвете.

И кормит всех людей на свете.

Что это? Подскажите, дети. (Земля) Слайд 5

Хоровод «Земелюшка-чернозем»

Воспитатель

А мы продолжим знакомство со славянской азбукой .

Звучит фрагмент хора «Славься » М. И. Глинки.

Выбегает ребёнок.

Реб. Г Здравствуйте, дети! Я буква «Глаголь» . Глаголить, значит

говорить. Но прежде, чем говорить, надо хорошенько подумать.

В народе говорили : «Молвишь – не воротишь, и дорого бы дал за

словечко, да не выкупишь».

Воспитатель

На Руси всегда уважали тех, кто был обучен грамоте - умел читать и писать. И много пословиц про это сложили. И сейчас мы проверим, как вы знаете пословицы :

Кто много читает, тот много знает

С книгой поведешься, ума наберешься.

Побольше грамотных, поменьше дураков.

Написано пером,не вырубишь топором

Кто грамоте горазд, тому не пропасть.

Воспитатель : Смотрите, к нам спешит ещё одна буква.

Выбегает ребёнок.

Реб. Д Добрый день ! Меня зовут «Добро» .

Какое у тебя доброе имя! Добро.

Реб. Д Слайд № 7

Доброта – лучшая черта характера человека.

Добрым быть совсем не просто,

Не зависит доброта от роста,

Не зависит доброта от цвета,

Доброта не пряник, не конфета.

Только надо очень добрым быть,

Чтоб в беде друг друга не забыть.

И народы будут жить дружней,

Если будем мы с тобой добрей.

Доброта приносит людям радость

И взамен не требует награды.

Доброта с годами не стареет ,

Доброта от холода согреет.

Если доброта как солнце светит,

Радуются взрослые и дети.

Воспитатель : Из «Азбуки» к нам идёт новая гостья!

Выбегает ребёнок.

Реб. Л Здравствуйте, дети! Я буква «Люди» !

Люди, вы в ладу живёте?

Ласку и любовь несёте?

Лучистое солнце не делим на части,

И вечную землю нельзя разделить,

Но искорку счастья

Ты можешь, ты должен,

Ты в силах друзьям подарить.

Танец «Дружба»

Воспитатель : Знакомьтесь, к нам идёт новая буква.

Выбегает ребёнок.

Реб. М Здравствуйте, меня зовут «Мыслите» .

О моей мудрости знают с давних пор.

Попробуйте отгадать мои загадки :

1. Хоть не шляпа, а с полями,

Не цветок, а с корешком,

Разговаривает с нами

Терпеливым языком. (Книга)

2. Первая книжка для малышей.

Учит - мучит, а научит - радует. (Азбука)

3. Чёрные, кривые,

От рожденья все немые .

Станут в ряд -

Сейчас заговорят. (Буквы)

Воспитатель Есть буквы шипящие,

Есть буквы свистящие,

И только одна из них

Буква рычащая.

Выбегает ребёнок.

Реб. р Слайд 8

Здравствуйте, дети! Я буква «Рцы» !

Недаром я собой горжусь,

Ведь я начало слова «Русь» .

В сердце ты у каждого,

Родина- Россия!

Белые берёзки,

Колос налитой.

Нет тебя привольней,

Нет тебя красивей,

Нет другой на свете

Родины такой!

Реб. Русь талантами богата,

Русь талантами сильна.

Если будут петь ребята,

Значит, будет жить она.

Песня «Рощица» (Дети расходятся по всему ковру, после песни проходят на стульчики)

Спасибо, буквы, вы учите нас красоте, доброте, мудрости.

Спасибо святым братьям Кириллу и Мефодию, что они подарили нам славянскую азбуку . 43 буквы-сестрицы смотрят на нас и приглашают к дальнейшему знакомству. Но это будет в следующий раз. А теперь встречайте современную русскую азбуку.

Звучит музыка. Слайд 10

Выходит русский алфавит.

Русский язык.

Я люблю свой родной язык!

Он понятен для всех,

Он певуч,

Он, как русский народ, многолик,

Как держава наша, могуч.

Он – язык луны и планет,

Наших спутников и ракет,

На совете за круглым столом

Разговаривайте на нём :

Недвусмысленный и прямой,

Он подобен правде самой.

Воспитатель :

Мы Отчизне верно служим,

Ты - один из сыновей.

Так расти, чтоб ты был нужен,

Дорог Родине своей!

Ждет тебя за труд награда -

Цель прекрасная вдали,

Но оглядываться надо

На пути, что мы прошли.

Ничего нет лучше, краше

Милой Родины твоей!

Оглянись на предков наших,

На героев прошлых дней!

Вспоминай их добрым словом -

Слава им , борцам суровым,

Слава нашей стороне !

Слава русской старине !



Тематическое развлечение

для детей старшего дошкольного возраста.

«Праздник славянской письменности и культуры»

Цель: Знакомить дошкольников со славянской культурой.

Задачи: 1. Развивать познавательный интерес, расширять кругозор.

2. Пополнить словарь детей новыми словами "кириллица", «Русь», славяне.

3. Воспитывать любовь к Родине, чувство патриотизма, гордости за страну, в которой мы живём, уважение к народным традициям.

Звучит праздничный колокольный звон. Воспитатели и дети в народных костюмах заходят в зал останавливаются лицом к гостям.

Ведущий: Ребята, сегодня мы с вами отправляемся в путешествие, но не по городам и странам, а в путешествие во времени. Мы заглянем в далекое прошлое нашей страны.

Мы с вами живем в стране, у которой удивительно красивое имя – Россия! Много лет назад Россия называлась иначе – Русь, а населяли её славяне, наши далекие предки. Это люди, которые жили много-много лет тому назад, это дедушки и бабушки наших дедушек и бабушек.

Ребёнок: По широкой Руси нашей, матушке, колокольный звон разливается.

Ныне братья святые Кирилл и Мефодий за труды свои прославляются.

Выходит Сказитель:

Гой вы, славные наши гостюшки, разлюбезные милые детушки. Расскажу я вам о святой Руси, о далёких временах, вам неведомых.

Жили – были тогда добры молодцы, раскрасавицы красные девицы. А у них были добрые матушки, бородатые мудрые батюшки.

Славяне были крепкими, выносливыми, трудолюбивыми. Каждый их день был полон трудовых забот. В те времена лес был полон дичи, реки богаты рыбой. Мужчины были охотниками и рыболовами, а женщины готовили пищу, разводили огороды, ткали, шили и пряли. Славяне много трудились, но любили, и веселиться, любили петь песни и водить хороводы. Но одно огорчало славян – не было у них грамоты, азбуки, не знали они букв и не могли ни писать ни читать. И тогда отправились они к царю со словами: «Земля наша крещена, но нет у нас учителя, который бы наставил и поучил нас, и объяснил святые книги. Ведь мы не знаем ни начертания букв, ни их значения. И пошлите нам учителей, которые могли бы нам рассказать о книжных словах и о смысле их»

Тогда вызвал царь Михаил двух ученых братьев – Кирилла и Мефодия, и уговорил их царь и послал их в славянскую Землю (показ слайдов с комментариями).

Буквы выцарапывали специальными заостренными палочками. Потом книги изготавливались из телячьей кожи. Над созданием книг трудилось много мастеров, это был очень тяжелый труд, поэтому книга была дорогой и ценной (показ слайдов).

Еще в старые времена славянские народы праздновали память святых братьев, однако позже празднование было забыто. Теперь этот праздник возвратился в России и в других славянских государствах. Этот праздник отмечается 24 Мая и носит название – День славянской письменности и культуры. В этот день вспоминают братьев – Кирилла и Мефодия, создателей азбуки. В их честь в Москве поставили памятник.

Показ слайдов (памятник Кириллу и Мефодию в Москве)

Наша азбука удивительна! И сейчас она поражает нас простотой и удобством. А сколько замечательных книг написано и напечатано. Из книг мы узнаём много интересного об истории нашей России.

Ведущий : В монастырской келье узкой, в четырех глухих стенах,

О земле о Древнерусской быль записывал монах.

Он писал зимой и летом, озаренный тусклым светом.

Он писал из года в год про великий наш народ.

(Сказитель садится на лавку, имитирует игру на гуслях.)

Сказитель : Возьму я гусли звонкие, да настрою их на старинный лад.

Заведу старину стародавнюю, бывальщину о делах славных русских богатырей.

Синему морю на тишину, а всем добрым людям на послушание.

Из того ли из города, из Мурома, из того ли из села, да Карачарова

Выезжает добрый молодец, славный богатырь – Илья Муромец («выезжает» богатырь).

Сказитель: Услыхал старый казак Илья Муромец да про сильного,

Могучего богатыря Добрыню Никитича, и решил испытать его силу богатырскую;

Вот поехал Илья во чисто поле,

А навстречу ему молодой богатырь Добрыня Никитич скачет («скачет Добрыня Никитич»).

Илья Муромец: Здравствуй – ка, добрый молодец!

Ты скажи-ка про свою родину, да про Отчизну!

Добрыня : А как скажет тебе про то моя палица тяжёлая,

Как отсеку тебе да буйну голову!

Сказитель: Соскочили они да с добрых коней, схватились во схваточку боротися,

Двое суток боролись, а на третьи сутки запросил Добрыня прощения:

Добрыня: Не моги меня казнить – моги миловать.

Назовёмся – ка мы братьями крестовыми, будем ездить по чисто полю,

Биться с нечистью басурманскою, да охранять нашу мать-землю.

Сказитель : Много времени прошло иль мало - про то неведомо…

А только родился на Руси ещё один богатырь - Алёша Попович.

(появляется Алёша Попович)

Сказитель: Рос он не по дням, а по часам.

В ту пору повадился на Русь Тугарин – царь похаживать:

Земли русские жечь, девушек в плен уводить.

А Алёша Попович горяч был, закричал он громким голосом:

Алёша Попович : Уж ты, гой еси, дружина храбрая!

Двум смертям не бывать, а одной не миновать.

Напустимся мы на рать - силу несметную, освободим от напасти Русь – матушку!

Сказитель: Услыхал о том Илья Муромец,

В Киев - град с Добрыней приехали, на большом пиру побраталися

Богатыри меж собой: старшим назвали Илью Муромца,

Средним – Добрыню Никитича, младшим – Алёшу Поповича.

Богатыри: А теперь поедем мы на заставе богатырской стоять,

Станем землю русскую от недругов оборонять! (богатыри кланяются)

Сказитель: На том былина и кончилась, а над Русью-матушкой взошло ясно солнышко –

Всем добрым людям на радость, да на веселье.

Ведущий: А теперь давайте вспомним, что славяне любили не только учиться, трудиться, но и веселиться!

Детьми исполняется хоровод «На горе то калина».

Ведущий; Русоволосые, сероглазые, лицом все светлые и сердцем славные.

Древляне, русичи, скажите, кто мы?

Дети (хором) Мы – славяне!

Своею статью все пригожие, все разные и все похожие,

Зовёмся ныне россияне, издревле кто мы?

Дети (хором) Мы – славяне!

Мы чтим берёзы белоствольные, мы любим песни наши вольные.

Зовёмся Маши, Юли, Тани скажите, кто мы?

Дети (хором) Мы – славяне!

Ведущий: Русь талантами богата, Русь талантами сильна.

Если будут петь ребята, значит, будет жить она.

Звучит песня «Пошла, млада за водой».

Ведущий: теперь, ребята, встречайте современную азбуку.

Звучит «Величальная».

(Двое детей заносят плакат с изображением современного алфавита).

Ребёнок: Буква к букве – будет слово. Слово к слову – речь готова.

И напевна, и стройна, музыкой звучит она.

Ребёнок: Так восславим буквы эти! Пусть они приходят к детям.

И пусть будет знаменит наш славянский алфавит!

Ребёнок: Два брата, Кирилл и Мефодий, спасибо хотим вам сказать,
За буквы, что очень нужны нам, чтоб научить нас читать.

Праздник продолжается на улице:

Проводятся русские народные игры и хороводы.

Рисование красками на мольбертах на тему «Украсим сарафан»

Чаепитие

"Праздник

славянской письменности и культуры"

подготовительная к школе группа

Родные братья славяне, знатного происхождения. Они составили азбуку перевели с греческого на славянский язык священные и церковные книги, ввели у славян богослужение на их родном языке: претерпели за это много гонений от римских католиков. Св. Кирилл скончался в 869 г. в Риме, а св. Мефодий в 885 г. в сане архиепископа Моравского.

Праздник славянской письменности и культуры

Для детей шести-семи лет

Звучит веселый колокольный звон (грамзапись). Дети подготовительных к школе групп с цветами и ветками спокойным шагом змейкой идут по залу, останавливаются лицом к гостям, помахивают ветками и цветами. (Построение врассыпную)

Воспитатели в старинных русских костюмах входят в зал. встают позади детей.

1-й воспитатель.

Пo широкой Руси пашей матушке

Колокольный звон разливается.

Ныне братья святые Кирилл и Мефодий

За груды свои прославляются.

2-й воспитатель.

Вспоминают Кирилла с Мефодием,

Братьев славных равноапостольных,

В Белоруссии, Македонии.

В Польше, Чехии и Словакии.

3-й воспитатель.

Хвалят братьев премудрых в Болгарии,

В Украине, Хорватии, Сербии.

4-й воспитатель.

Все народы, что пишут кириллицей.

Что зовутся издревле славянскими.

Славят подвиг первоучителей.

Христианских своих просветителей.

Дети выполняют упражнение с цветами и ветками на музыку

В. Моцарта (Дошкольное воспитание.- 1995.- №4.- С. 116).

Вновь звучит колокольный звон. Выходят дети старшей группы с ветками и цветами.

1-й воспитатель.

Русоволосые и сероглазые.

Лицом все светлые и сердцем славные,

Древляне, русичи, поляне.

Скажи re, кто вы? Дети. Мы - славяне!

2-й воспитатель.

Своею статью все пригожие.

Все разные и все похожие.

Зоветесь ныне россияне.

Издревле кто вы?

Дети. Мы - славяне.

3-й воспитатель.

Мы чтим березы белоствольные.

Мы любим песни наши вольные,

Зовемся Любы. Ольги, Ани.

Надежды, Веры...

Дети. Мы - славяне.

Снова звучит колокольный звон. Дети ставят цветы в вазы перед картиной с изображением святых Кирилла и Мефодия и встают вместе с воспитателями широким полукругом у центральной стены зала. Девочки с ветками перестраиваются в четыре круга по четыре человека в каждом и опускаются на одно колено, спиной друг к другу.

Звучит мелодия песни «Россия - Родина моя" В. Мурадели. Девочки исполняют упражнение с ветками. Остальные дети поют, чуть-чуть покачиваясь в такт музыке. В конце упражнения девочки ставят ветки в вазы, все дети садятся на места

1-й воспитатель (с большим свитком в руках). Гой, вы славные наши гостюшки, разлюбезные, милые детушки, расскажу я вам о святой Руси, о далеких временах, вам неведомых. Жили-были тогда добрые молодцы. раскрасавицы красные девицы. А у них были добрые матушки, бородатые мудрые батюшки. Умели они пахать да косить, дома-терема рубить, умели и холсты ткать, узорами их вышивать. Вот грамоты наши предки не ведали, не умели книги читать и письма писать. И явились на Русь два просветителя, братья мудрые Кирилл с Мефодием. Долго речь они русскую слушали, а потом ее стали записывать. И придумали они буквицы, а из них и составили азбуку.

Раскрывает свиток и показывает его всем детям. Звучит фрагмент хора «Славься» М. Глинки из оперы «Иван Сусанин».

1-й воспитатель. Как называется эта азбука, дети? Дети. Кириллица!

1-й воспитатель. А почему она так названа? (По имени Кирилла, одного из ее создателей) Посмотрите повнимательней на эти буквы кириллицы! Не напоминают ли они вам уже знакомые буквы? (Дети называют известные им буквы.)

1-й воспитатель. Каждая буква в древней славянской азбуке была особенной. Она имела имя. Послушайте, как звучит старинная азбука! (Читает отдельные буквы). Названия букв должны были напоминать людям о таких словах, которые забывать нельзя: «добро», «живете», «земля», «люди», «покои». Пусть эти старинные буквы сейчас оживут при помощи нашей большой волшебной азбуки.

Двое детей берут в руки листы с изображением букв кириллицы и прячутся за книгой. Звучит фрагмент хора «Славься» М Глинки. В

дальнейшем эта музыка сопровождает появление каждой буквы. Выбегает ребенок, держа перед собой лист с нарисованной буквой.

1-й ребенок.

Здравствуйте, дети! Угадайте, какая я буква? (Дети отвечают) Правильно, меня зовут «аз»! Назовите слова, которые начинаются с меня. (Дети отвечают)

2-й ребенок (выбегает из книги).

А теперь угадайте, как меня зовут? (Дети отвечают) Верно. Меня зовут «буки». Вспомните, сколько хороших, вкусных слов начинается с моей буквы! Назовите их! (Дети называют)

1-й и 2-й ребенок Дети, назовите нас по порядку!

Дети. Аз, буки.

Воспитатель. Получилось слово «азбука». Вам, дорогие буквы, выпала большая честь стоять в начале нашего алфавита. В народе так говорят: сначала аз и буки, а потом и науки. С познания азов начинается путь каждого из вас в мир знаний! А к нам спешит еще одна буква (Выбегает ребенок из книги.) Представьтесь, пожалуйста.

3-й ребенок.

Здравствуете, Дети. Меня зовут буква «веди». Я все знаю, про все ведаю!

Воспитатель.

Ну тогда слушай мою загадку Тает снежок

Ожил лужок.

Лень прибывает.

Когда это бывает?

Ребенок Весной!

Воспитатель. Давайте послушаем песню «Вот и весна» в исполнении солистов нашего детского сада!

Выходят дети. Воспитатель дает им маракасы, на которых они играют, когда звучат вступление, проигрыши и заключение (приложение 2).

Воспитатель. Продолжим знакомство со славянской азбукой. (Выходит еще один ребенок)

4-й ребенок.

Здравствуйте, дети! Я букса «глаголь».

Воспитатель. Какое красивое у тебя имя! А что оно значит? Как вы
думаете, ребята? (Ответы детей бывают разные, например, они могут
назвать и «глаголики» любимое печенье, и «глагол» - часть речи)
Глаголить - значит «говорить». Но прежде, чем говорить, надо

хорошенько... подумать. В народе говорит: «Молвишь, не воротишь, и дорого бы дал за словечко, да не выкупишь». Вот и тебе, уважаемая (глаголь), надо послушать загадку, подумать и дать правильный ответ.

Гигант по морю синему

Не торопясь плывет,

Громадное животное

С названьем... кашалот!

Исполняется песня Р. Паулса «Кашалотик» (Дошкольное воспитание.- 1994 Ns 12 С. 107), в конце которой дети пляшут свободно, кто в парах, кто по одному, кроме тех детей, которые играют на

маракасах.

Воспитатель. (смотрите, к нам спешит еще одна буква.

5-й ребенок. Добрый день, дети! Меня зовут буква «добро».

Воспитатель. Какое у тебя доброе имя! А ведь доброта - это лучшая черта характера человека.

Ребенок.

Доктора не боитесь, дети,

Смело к доктору идет.

Исполняется песня «Как лечили бегемота» (муз. М. Матвеева, ел. Е. Ружанцева.).

Четверо детей:

бегемот - мальчик с перевязанной щекой, скрипач-кузнечик в

зеленом фраке и два доктора в белых шапочках - инсценируют песню. Остальные дети имитируют игру на скрипке и подпевают вторую часть припева.

Воспитатель. Из «Азбуки» к нам идет новая гостья!

6-й ребенок

Здравствуйте, дети, я буква «люди»!

Люди, вы в ладу живите.

Ласку и любовь несите.

Лягушонок - да и тот

Без любви не подрастет!

Дети старшей группой исполняют песенку лягушат и инсценируют её (по выбору музыкального руководителя).

Дети старшей группы уходят из зала.

Воспитатель. Знакомьтесь, к вам идет новая буква.

7-й ребенок. Здравствуйте, дети, меня зовут «мыслете». Воспитатель. Какая мудрая буква к нам явилась!

1-й ребенок.

Мудрецам давно известно:

Там, где умным мыслям тесно,

Нет ни зависти, ни скуки,

Мастера там на все руки

Шить, варить и рисовать.

Чисто петь и танцевать!

Воспитатель. Танцевать и мы любим и приглашаем всех ребят на танец «Сударушка» (Музыка и движение. Сост. С. Бекина и др.- А/. 1983). Воспитатель.

Есть буквы шипящие,

Есть буквы свистящие,

И только одна из них -

Буква рычащая.

8-й ребенок Здравствуйте, дети, я буква «рцы». Недаром я собой горжусь, ведь я начало слова «Русь».

Воспитатели и дети водят хоровод под русскую народную песню «На

горе - то калина», играют в народную игру по выбору детей (см. сборник игр «Раз. два, три. четыре, пять, мы идем с тобой играть»). Воспитатель.

Русь талантами богата,

Русь талантами сильна.

Если будут петь девчата. Значит, будет жить она.

Девочки-солистки запевают русскую народную песню «Ой, вставала я ранешенько». Мальчики играют в проигрыше на ложках, трещотках.

Воспитатель. Спасибо вам, буквы, что учите нас красоте, доброте, мудрости. Спасибо святым братьям Кириллу и Мефодию, что они подарит нам славянскую азбуку. 44 буквы-сестрицы смотрят на вас с этого старинного свитка и приглашают к дальнейшему знакомству. Но это будет в следующий раз. А теперь, кириллицы, встречайте современную русскую азбуку.

Двое детей выносят плакат с изображением алфавита.

1-й ребенок

Буква к букве - будет слово,

Слово к слову - речь готова.

И напевна, и стройна.

Музыкой звучит она.

2-й ребенок.

Так восславим буквы эти!

Пусть они приходят к детям

И пусть будет знаменит

Наш славянский алфавит!

Вес дети встают врассыпную и исполняют песню «Алфавит» (муз. Р. Паулса, ел. И. Резника Дошкольное воспитание.- 1994.- № 3. С. 92).


«Аз- свет миру»

Сценарий праздника славянской

письменности и культуры

в ГБОУ СОШ № 932

Разработала учитель русского языка и литературы

В.М.Лукьяненко

Май 2013 года

1 ведущий: 24 мая вся Россия торжественно отмечает День Славянской письменности и культуры! (слайды)

Начиная с 1992 года празднование Дня славянской письменности и культуры приобретает государственный характер. В том же году в Москве на Славянской площади был сооружён памятник святым братьям Кириллу и Мефодию. (Слайды)

2 ведущий:

Жили на свете Кирилл и Мефодий,

Два византийских монаха и вдруг

Нет, не легенда, не миф, не пародия,

Кто- то из низ и задумался: «Друг!

Сколько славян без Христа безъязычных!

Надо создать для славян алфавит…

Как Прометей, зажжём эту спичк

Всё выполнимо, а это болит!

3 ведущий:

Так и возникло понятье «кириллица». (Слайды)

Перевели по- славянски Псалтирь.

Всё развивается, крепнет и ширится.

Пишем по – русски мы «Родина», Мир».

Вот и Москва. И любуемся, бродим.

Площадь Славянская, память, цветы.

Вечная слава! Кирилла с Мефодием

Церковь причислила к лику святых.

4 ведущий: До Кирилла и Мефодия у славян не было единой письменности. Кирилл и Мефодий создали первый славянский алфавит. Они написали и перевели евангельские притчи, апостольские послания и богослужебные тексты.

1 ведущий: (Слайды- азбука)

Нет, он от века не отстал.

Здесь что ни слово, то кристалл!

Да что там слово- буквы в нём

Горят божественным огнём!

2 ведущий:

Я прислушиваюсь к словам:

Открывается в них Россия,

Жизнь и счастье дающая сила-

Легендарная быль славян.

II часть

3 ведущий: Послушайте былину о Кирилле и Мефодии.

(Читает былину ученик в народном костюме)

Былина о Кирилле и Мефодии

То не солнце всходило красное

Из- за гор, из-за леса дремучего-

На святой земле нашей – матушке

Порождалися два богатыря.

И росли они в Македонии,

Набиралися ума-разума в Солониках,

Постигали языки латинские

Ещё греческие да болгарские.

Изучали они арифметику,

И сам царь Византийский им кланялся

За учёность их и усердие.

Вот 15 лет братьям минуло

И ещё т7 лет со остаточком-

Тут Мефодий стал военачальником.

Он создал себе дружинушку хоробрую,

Удалых дородных добрых молодцев.

А меньшой- то брат во Царь- град пошёл,

Изучил там все книги латинские,

Ещё греческие и еврейские,

И не стало равных брату меньшему

По уму его и учёности.

И ЗА МУДРОСТЬ ЕГО ЗА ВЕЛИКУЮ

Нарекли Константина Философом.

И пошли к Михаилу- императору

В Царь- град послы славянские,

Пришли с просьбой о великой милости,

Чтоб послал он на Русь мужа учёного-

Пусть обучит славян он грамоте!

И призвал император Мефодия,

Константина призвал Философа,

Повелел он составить азбуку,

Просветить все народы славянские.

И составили братья азбуку,

43 сочинили буквицы,

Чтоб учились славяне грамоте,

Чтоб услышали слово книжное,

И чтоб все племена словенские

Светом разума просветилися.

То не солнце восходит красное-

Земля Русская прославляется

И богатством своим, и знатностью,

Ну а пуще того- учёностью!

Имена же своих учителей

Не забудут народы славянские,

Чтят Кирилла и чтят Мефодия,

Всенародных своих просветителей!

частьIII

4 ведущий:

Он самый молитвенный в мире,

Он волею Божьей возник,

Язык нашей дивной Псалтири

И святоотеческих книг.

1 ведущий:

М.В.Ломоносов восхищался богатством русского языка:

«Испанским языком с Богом, французским с друзьями, немецким с неприятелем, итальянским с женским полом говорить прилично….Но русским языком со всеми оными говорить пристойно, ибо в нём великолепие испанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского, сверх того богатство и краткость греческого и латинского языка»

2 ведущий:

Русская азбука- уникальное явление среди всех известных способов буквенного письма. Азбука представляет собой сумму кодирующих фраз.

Рассмотрим 3 первые букВЫ:

Буки- БУКВЫ

Веди – знать, ведать

Аз БУКИ ВЕДИ – я знаю буквы

Глагол Добро Есте – Слово – это достояние

Живете – жить в труде

Земля – планета Земля и её обитатели

И – союз

Иже – те, которые

Како – как

Люди – существа разумные

Эта часть азбуки означала:

Живите, трудясь усердно, земляне, как подобает людям, постигайте наше мироздание.

3 ведущий:

А вот и всё азбучное послание:

Я знаю буквы:

Письмо- это достояние.

Трудитесь усердно, земляне, как подобает разумным людям.

Постигайте мироздание! Несите слово убеждённо: знание- дар Божий! Дерзайте, вникайте, чтобы сущего свет постичь!

4 ведущиё: Русскиё алфавит- это наше национальное достояние. Именно он отражает всё богатство нашего великого русского языка, именно он и есть стержень нашей культуры, нашего самосознания, нашего бытия как русской нации.

1 ведущий:

Так вот они – наши истоки,

Плывут, в полумраке светясь,

Торжественно- строгие строки,

Литая славянская вязь,

Так вот где, так вот где впервые

Обрёл у подножия гор

Под огненным знаком Софии

Алмазную крепость глагол.

3 ведущий:

Великое таинство звука,

Презревшее тленье и смерть,

На синих днепровских излуках

Качнуло недвижную твердь.

И Русь над водой многопенной,

Открытая вольным ветрам,

«Аз есмь!»- заявила Вселенной,

«Аз есмь!»- заявила векам!

IY часть

4 ведущий:

В монастырской келье узкой

В четырёх глухих стенах

О земле о древнерусской

Быль записывал монах.

Он писал зимой и летом,

Озарённый тусклым светом.

Он писал из года в год

Про великий наш народ.

Монах:

Ещё одно последнее сказанье,

И рукопись окончена моя.

Исполнен долг, завещанный от Бога

Мне грешному…

Стук в дверь

-Чу! Слышу шорох! Кто там?

(3 мальчика)

- Это мы, батюшка!

-Заходите, чада любезные! С чем пожаловали?

-Прослышали мы, батюшка, что тут грамоте можно. Научиться.

-Пожалуй, что можно.

- А вы чьи будете?

-Я Ивашка! Я Захарка! А я Онфимка!

-Скажи, батюшка, откуда буквы взялись?

-Правда, откуда?

-Расскажи, батюшка!

-Давным- давно люди писать не умелт, посылали друг другу предметы. Послали как-то скифы царю Дарию…

-А кто такие скифы, батюшка?

- Это народ, который в древности населял юг России.

Так вот, послали скифы Дарию послание, в котором были предметы: мышь, лягушка, птица и 5 настоящих стрел. Долго думали жрецы и, наконец, разгадали смысл этого письма: «Если вы, персы, не научитесь прыгать по болоту, как лягушка, прятаться в норы, как мышь, и летать, как птица, то вы будете осыпаны стрелами, как только вступите на нашу землю.»

-1) Здорово! Правда, ребята? Здесь каждый предмет говорит сам за себя!

2) А как, батюшка, ещё люди писали?

- На скалах рисунки делали. Пиктография называется

-3) Интересное слово- пиктография.

- Потом на сырых глиняных дощечках клинопись делали палочками

- А мы, батюшка, как будем писать?

- Наше письмо славянское. А подарили нам его Кирилл и Мефодий.

Кирилл молится:

Прошу тебя, Господи, просвети меня! Назову букву словом известным. Моя первая буква будет АЗ, что значит Я.Вторая буква БУКИ-это буквы. Третья буква Веди- это В. Широк смысл слов моих. Добро есть хорошо. Добро есть правда и благо. Воспрянет отныне народ славянский, возгордится именем своим!

1 ведущий:

Пройдут года, века, тысячелетия, но никогда потомки не забудут имён святых – Кирилл и Мефодий!

Все участники выходят на сцену

Гимн Кириллу и Мефодию

Слава вам, братья, славян просветители,

Церкви славянской святые отцы!

Слава вам, правды Христовой учители,

Слава вам, грамоты нашей творцы!

Все: Слава вам, грамоты нашей творцы!

Праздник

Славянской письменности и культуры.

Цель: воспитание у детей чувства гражданственности и патриотизма, развитие интереса к родной истории, к родному языку.

Средства: образы святых Кирилла и Мефодия, изображение славянских букв.

Ход праздника.

Ведущая: Гой, вы славные наши гостюшки, разлюбезные, милые детушки!

Расскажу я вам о святой Руси, о далеких временах, вам неведомых. Жили-были тогда добры молодцы, раскрасавицы – красны девицы. Умели они пахать да косить, дома-терема рубить, умели и холсты ткать, узорами их вышивать. А вот грамоты наши предки не ведали, не умели книги читать и письма писать. И явились на Русь два просветителя, братья мудрые Кирилл с Мефодием.

Младший брат Кирилл мечтал писать книги, понятные славянам, а для этого нужно было придумать славянские буквы. Он много работал, а помогал ему старший брат Мефодий. Кирилл и Мефодий выполнили великое дело! Это событии произошло в 863 году.

В 1991 году в нашей стране появился праздник славянской культуры и письменности.

1 Ребенок: По широкой Руси – нашей

Колокольный звон разливается.

Ныне братья святые Кирилл и Мефодий

За труды свои прославляются.

2 Ребенок: Все народы, что пишут кириллицей,

Что зовутся издревле славянскими,

Славят подвиг первоучителей,

Христианских своих просветителей.

3 Ребенок: Русоволосые и сероглазые

Лицом все светлые и сердцем славные,

Древлян, русичи, поляне,

Скажите, кто вы?

Все Мы - славяне!

4 Ребенок: Свою статью все пригожие,

Все разные и все похожие.

Зоветесь ныне – россияне,

Издревле, кто вы?

Все: Мы – славяне!

Исполняется песня о России.

Ведущая: Посмотрите на эти буквы. Их придумали Кирилл с Мефодием, а из них составили азбуку. Как называется азбука? (Кириллицей).А почему она так названа (по имени Кирилла, одного из ее создателей.

Посмотрите повнимательней на эти буквы. Не напоминают ли они вам уже знакомые буквы? (ответы детей).

Каждая буква в древней славянской азбуке была особенной. Она имела имя.

Послушайте, как звучит старинная буква. Название букв должны были напоминать людям о таких словах, которые забывать нельзя: «добро», «живете», «земля», «люди», «покой».

Смотрите, какая у нас есть буква. Ее зовут «Добро». Буква Д. Какое у нее доброе имя! Доброта - лучшая черта характера человека!

1 Ребенок: Добрым быть совсем непросто,

Не зависит доброта от роста,

Не зависит доброта от цвета,

Доброта – не пряник, не конфета.

2 Ребенок: Доброта приносит людям радость

И взамен не требует награды.

Доброта с годами не стареет,

Доброта от холода согреет.

Если доброта как солнце светит,

Радуются взрослые и дети.

Ведущая: Знакомьтесь, буква «М»- «Мыслите». Предлагаю вам поразмыслить, поотгадывать загадки.

  1. Сидел на заборе, пел да кричал,

А как все собрались, взял да замолчал.

(Петух).

  1. Сто один брат, все в один ряд

Вместе связаны стоят.

(Забор).

  1. Катался колобок, пока носком не стал.

(Клубок)

  1. Три братца пошли купаться,

Двое купаются, третий на берегу валяется.

Искупались, вышли, на третьем повили.

/Ведра, коромысло/

  1. Четыре брата бегут –друг друга не догонят.

(Колеса).

  1. Была белая, седая, пришла зеленая, молодая.

(Зима, весна).

Ребенок. Есть буквы шипящие,

Есть буквы свистящие,

И только одна из них – буква рычащая.

Ведущая. Буква «Р» -«Рцы». Она начала слово – Русь. Русь святая храни веру свою православную в ней же тебе утверждение.

Русская народная игра «Плетень».

Ребенок. Русь талантами богата,

Русь талантами сильна.

Если будут петь девчата,-

Значит, будет жить она.

Исполняются частушки.

Ведущая. У нас в алфавите есть еще замечательная буква – «Л» - «Люди».

Люди вы в ладу живете, ласку и любовь несете. Спасибо вам, буквы, что учите нас красоте, доброте, мудрости.

Спасибо святым братьям Кириллу и Мефодию за то, что они подарили нам славянскую азбуку.

С праздником всех поздравляем с днем славянской письменности и культуры!